Политико-правовое учение Максима Грека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Юдина, Марина Игоревна

  • Юдина, Марина Игоревна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 201
Юдина, Марина Игоревна. Политико-правовое учение Максима Грека: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2004. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Юдина, Марина Игоревна

Введение.

Глава I. Исторические предпосылки политического учения

Максима Грека.

§ 1. Духовная просветительская деятельность на Руси (Х-ХУ1 вв.).

§ 2. Эволюция отношений светской и духовной властей.

Глава II. Максим Грек: жизнь, судьба, творчество.

§ 1. Путь от гуманиста-доминиканца к православному монашеству.

§ 2. Максим Грек в России.

Глава III. Религиозно-нравственные и политические аспекты полемики стяжателей и нестяжателей.

§ 1. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

§ 2. Отражение идей стяжателей и нестяжателей в сочинениях

Максима Грека.

Глава IV. Проблемы государства и права в учении Максима Грека.

§ 1. Эволюция идеи власти в России в конце XV - начале XVI вв.

§ 2. Церковь и государство в учении Максима Грека. Идея богоустановленности государственной власти.

§ 3. Максим Грек о законных формах наследования и реализации власти. Проблемы правосудия.

§ 4. Концепция «праведного государя». «Правда» и закон.

Глава V. Максим Грек о внешней политике Русского государства к вопросу о суде над Максимом Греком).

§ 1. Позиция в отношении Турции и татарского ханства.

§ 2. Полемика против «латинства».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовое учение Максима Грека»

Актуальность темы диссертационного исследования. Произведения Максима Грека (ум. 1556 г.; светское имя - Михаил Триволис) занимают важное место в истории русской политической и правовой мысли. Максим Грек, оказавшийся в силу обстоятельств на Руси, имел возможность не только описать сложившуюся общественно-политическую жизнь Руси XVI в., но и внести огромный вклад в становление Русской Православной Церкви, особенно в аспекте взаимоотношений церкви и государства. Не случайно в XVI в. преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, собирал труды Максима Грека и распространял их.1 Следует отметить, что творения Максима Грека были настолько существенны, что получили всеобщее признание наравне с творениями Святых Отцов.2

Среди мыслителей своего времени Максим Грек занимает особое мес^о. Обращение к его личности и творческому наследию безусловно актуально, так как он являл собой столь необходимый сейчас пример высокообразованного человека, мудрого учителя и безупречного церковного служителя.

Однако не только это обстоятельство определило актуальность обращения к изучению политико-правовых воззрений Максима Грека. В нынешних условиях всеобщих реформ в России перед наукой стоят определенные задачи. Она призвана не просто рассказать о каких-либо исторических фактах или событиях, но и в большей степени обобщить исторический опыт. Плодотворное развитие отечественной юридической науки невозможно без осознания ее преемственности и восстановления нарушенной связи времени. С этой точки зрения политико-правовое учение Максима Грека приобретает особую актуальность.

1 Иконников B.C. Максим Грек и его время. Изд. 2 -е. Киев, 1915. С. 583.

2 Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2. С. 605.

Неординарность творчества Максима Грека обусловила неоднозначность оценок его учения, особенно в вопросах компетенции государственной и церковной властей, правового положения церковного имущества и монашеской добродетели, его отношения к существующим в России порядкам.

В конце XX в. было начато переиздание ранее опубликованных работ мыслителя, а также были переведены и изданы ранее неизвестные произведения, которые нуждаются в комплексном анализе и оценке. Все это и определило выбор темы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования были и реконструкция и комплексный анализ политико-правового учения Максима Грека: взгляды мыслителя на понятие и сущность власти, право и закон, правосудие, компетенцию и действия царской и духовной властей, рассмотренные на фоне централизации и развития Московского государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторические, идейно-политические истоки политико-правового учения Максима Грека как на основе анализа эволюции философско-правовой мысли по проблемам взаимодействия государства и церкви, так и на основе анализа развития духовной просветительской деятельности на Руси, а также эволюции отношений светской и духовной властей, от крещения Руси и до XVI в.;

- изучить условия жизни, обучения и деятельности Максима Грека в контексте актуальных для его времени проблем, оказавших влияние на формирование его мировоззрения на пути от гуманиста-доминиканца к православному монашеству;

- дать характеристику политико-правовой и общественной организации Русского государства первой половины XVI в. — времени жизни Максима Грека на Руси;

Ф - определить и исследовать политико-правовые проблемы, взгляды, изложенные Максимом Греком в его произведениях, на государство и право, взаимоотношения церкви и государства, в том числе эволюции идеи власти церкви, идею богоустановленности государственной власти, принципы ее наследования и реализации, на происхождение, сущность и назначение верховной власти в государстве, формы ее организации применительно к концепции «праведного государя», правосудие;

- проанализировать понимание Максимом Греком содержания таких категорий, как закон - правда - справедливость и взаимоотношения между ними;

- уяснить взаимосвязь идей стяжателей и нестяжателей с основными положениями политико-правового учения Максима Грека.

Источниковая база исследования. Основными источниками стали опубликованные Максима Грека. Кроме того, в качестве источников, были привлечены сочинения современных ему мыслителей. При написании диссертации были использованы работы современных отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам исследуемой проблемы.

Степень разработанности проблемы. В XIX в. наследие Максима, его биография и сказания о нем становятся объектом научного анализа. Одними из первых серьезных исследований стали статьи Г.Терещенко и Филарета Гумилевского. Затем появляется масса научных, полунаучных и совсем ненаучных изданий. Среди работ первого рода можно выделить фундаментальные исследования С.А.Белокурова, Е.Е.Голубинского и В.С.Иконникова, не утратившие во многом своего значения до сего дня.

Из западных ученых наследием Максима Грека занимались И.Денисов, Г.Папамихаил, Р.Клостерман, Б.Шультце, Д.Хейни и др.

Отдельные аспекты творчества мыслителя были предметом рассмотрения в статьях О.А.Белобровой, Б.М.Клосса, Н.Н.Покровского, В.Ф.Ржиги, Ф Б.Л.Фонкича, А.Т.Шашкова, С.О.Шмидта, в рецензиях на книгу И.Денисова, принадлежащих С.М.Каштанову и А.И.Клибанову.

Весомый вклад в изучение жизни и творчества мыслителя во второй половине XX в. был внесен советскими учеными, в основном литературоведами и историками. Кроме монографических исследований Н.В.Синицыной и А.И.Иванова, М.Н.Громова, специально посвященных Максиму Греку, большие разделы о нем были помещены в книгах А.А.Зимина, Н.А.Казаковой, Л.С.Ковтун, Н.М.Золотухиной и др. Обстоятельную текстологическую работу над произведениями Максима Грека проводил Д.М.Буланин.

Тем не менее на сегодняшний день комплексное исследование политико-правового учения Максима Грека отсутствует.

Методология исследования представлена различными методами научного познания, к числу которых относятся исторический, логический, системный и особенно сравнительный методы исследования.

Научная новизна исследования. Взяв за основу имеющиеся исследования творчества Максима Грека, диссертант стремился расширить малоизвестные и раскрыть неизвестные аспекты политико-правового учения Максима Грека.

В работе предпринята попытка выявления истоков и особенностей формирования политико-правовых воззрений на Руси первой половины XVI в. через призму воззрений прогрессивного мыслителя своего времени - Максима Грека, волею судьбы оказавшегося в нашей стране. Рассмотрены и тщательно изучены теоретические и методологические основы политико-правового учения Максима Грека, особое внимание уделено интерпретации отдельных идей мыслителя, в частности истолкованию им понятий правды, "праведного государя", идеи богоустановленности государственной власти.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ эволюции философско-правовой мысли Западной Европы по проблемам взаимодействия государства и церкви позволяет проследить формирование двух моделей церковно-государственных отношений. Первая модель - «симфония», предполагающая союз государства и церкви, берет свое начало с момента официального признания христианства государственной религией Римской империи в IV в. Данная модель нашла практическое воплощение в двух формах: «цезарепапизме» (примат государства над церковью) и «папизме» (доминировании церковной власти над государством). Вторая модель была основана на принципе «отделения церкви от государства» и предполагала существование церкви как социально-политического института, относительно независимого от светских властей, с предоставлением ей свободы в реализации своих духовных, моральных и воспитательных задач.

2. В научной литературе принято выстраивать концепции церковно-государственных отношений на Руси по аналогии со странами Северной и Восточной Европы, пережившими в первой трети XVI в. религиозную Реформацию. Однако проведенный диссертантом анализ русских источников позволяет опровергнуть гипотезу о типологической близости ситуации на Руси конца XV - первой половины XVI в. с европейскими реформационными процессами. Россия на рубеже XV-XVI вв. далеко не стояла на «пороге Нового времени», поэтому аналогии с Западом, вступившим в начале XVI в. эпоху Реформации, оказываются чисто внешними. Религиозная ситуация на Руси XV-XVI вв. наиболее близка и имеет типологические параллели в Клюн^ийской монастырской реформе Х-Х1 вв. И там, и здесь формируется поминальный культ, что также привело к росту монастырского имущества и возрастанию влияния монашеской корпорации. Все это проходило на фоне острых религиозных споров о праве монастырей владеть недвижимостью.

3. Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела церкви.

4. Максим Грек негативно относился к вмешательству гражданской власти в дела высшего церковного суда, считая, что это может привести к полному верховенству одной власти над другой, и поэтому он являлся противником автократии. Именно это суждение Максима Грека можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России. Здесь его взгляды расходятся с взглядами Нила Сорского, который был убежден в том, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве, и полагал вполне возможным и необходимым «богоизбранное супружество» светской и духовной властей.

5. В своих воззрениях Максим Грек опирался на традиции новозаветной литературы, в которой говорится об уважении к правде и закону. Это сказалось на понимании им экзегетики терминов «праведный государь» (носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной и политической этикой), «закон - правда - справедливость», «вера», выяснении их внутреннего неразрывного единства. Максим Грек обосновывает реальную необходимость существования праведной (в смысле законопослушной и моральной) жизни и недопустимость оправдания «неправедного» поведения (нарушения закона) верой, как бы внешне блистательно она ни была организована. В то же время для него характерны противопоставление правды вере (данный подход был введен в русскую политическую литературу именно Максимом Греком, позже он был использован в произведениях Ивана Пересветова). Употребляя термин «правда» для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил его к области чисто юридической деятельности — судопроизводству.

6. По мнению Максима Грека, государю принадлежит вся полнота власти в вопросах государственной жизни с правом изменения порядков как царских, так и общественных, но не по личному произволу, а только ради достижения пользы государства. Государь должен жить по закону морали, а править — по установленному праву, связывая свои действия «заповедями и законами».

7. В сочинениях Максима Грека можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее ее договорного происхождения. Однако дальнейшего развития у Максима Грека она не получила: договорная теория происхождения государства не могла «прижиться» в средневековой Руси, так как русские люди службу по договору воспринимали как «лукавую», которую можно нарушить в отличие от службы царю.

8. Мыслители ХУ-ХУ1 вв. понимали самодержавие как суверенную и основанную на законе власть одного правителя. При этом единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с Боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти. На основе этого строились идеальные модели организации власти, как ограниченного советом самодержавия. Понятия «самоволие» или «самовластие» осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о взглядах Максима Грека на государство и право и в определении места его политико-правового учения в истории русской средневековой политико-правовой мысли. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при чтении лекций по истории права и правовых учений, особенно при подготовке учебных пособий и спецкурсов по русской средневековой политико-правовой мысли и проведении семинарских занятий, а также в научных исследованиях по данной и родственной тематике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Юдина, Марина Игоревна

Заключение.

Из представленного научного исследования сочинений Максима Грека можно видеть, как формировалось его политико-правовое учение, какое влияние оно оказало на формирование и дальнейшее развитие отечественной политико-правовой мысли.

Достоверное изображение России XVI в. составляет одну из отличительных сторон сочинений Максима Грека, несмотря на отсутствие обращения Максима Грека к прошедшей истории Руси и церкви (о минувших событиях, произошедших в России на протяжении пяти веков, Максим Грек совсем не упоминает). Безусловно, если бы Максиму Греку известна была история России и церкви, тогда сочинения его, касавшиеся просвещения и его состояния, имели бы большую полноту и значение, были бы учтены особенности, вытекающие из сравнения прошлого с настоящим.

Конец XV - начало XVI вв. представляет собой переходное время, когда, в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств во внутренней и внешней жизни русской церкви, возникали многие общественные и религиозные вопросы, требовавшие в силу своей актуальности скорейшего и безусловного разрешения. На этом фоне стали отмечаться резкие столкновения между светской и духовной властью. Это объяснялось не теократическими устремлениями церкви, а усилением светской власти и самодержавными притязаниями монарха, что угрожало традиционным правам церкви.

Пиком конфронтации светской и духовной властей явился церковный Собор 1503 г., который заложил de-facto основы тех взаимоотношений между государством и церковью, которые «Стоглав» оформил de-jure, и которые вплоть до времени петровских реформ определили сферы разграничения интересов обеих сторон в материальном плане.

В научной литературе принято выстраивать концепции церковно-государственных отношений на Руси по аналогии со странами Северной и

Восточной Европы, пережившими в первой трети XVI в. религиозную Реформацию. Однако проведенный диссертантом анализ русских источников позволяет опровергнуть гипотезу о типологической близости ситуации на Руси конца XV - первой половины XVI в. с европейскими реформационными процессами. Россия на рубеже ХУ-ХУ1 вв. далеко не стояла на «пороге Нового времени», поэтому аналогии с Западом, вступившим в начале XVI в. в эпоху Реформации, оказываются чисто внешними. Религиозная ситуация на Руси XV-XVI вв. наиболее близка и имеет типологические параллели в Клкжшйской монастырской реформе Х-Х1 вв. И там, и здесь формируется поминальный культ, что также привело к росту монастырского имущества и возрастанию влияния монашеской корпорации. Все это проходило на фоне острых религиозных споров о праве монастырей владеть недвижимостью.

Анализируя отношение к владельческим правам церкви, на основе сравнительного изучения творчества наиболее известных представителей "стяжательского" учения - преп. Иосифа Волоцкого и "нестяжательства" -преп. Нила Сорского диссертант приходит к заключению, что противостояние духовных традиций никогда не принимало форм борьбы современных политических партий.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий предпочли разные формы монастырской жизни: преподобный Нил - скит, Иосиф Волоцкий - общежитие. В соответствии с этим, они отстаивали и различные формы имущественного устройства г монастырей, которые исходили из начальной истории православного монашества, отраженной в житиях древних святых.

При изучении вопроса о монастырском устройстве автор использовал все известные на сегодняшний день сочинения Максима Грека. В этих сочинениях Максим Грек не выступает непосредственно как участник полемики стяжателей и нестяжателей, но вопрос о монашеском "нестяжании" - один из центральных. Взгляды Максима Грека были близки взглядам нестяжателей (судили его почти по тем же пунктам, что и Вассиана), но в отдельных случаях он поддерживал и иосифлян; так, позиция Максима Грека в вопросе о путях проведения реформы монастырей была более умеренной в отличие от представителей нестяжательства, так как традиции афонского монашества не могли "взрастить" такой радикализм.

Для общественного сознания Московской Руси примером и образцом государственного устройства была Византийская империя. Поэтому задачей русской литературы ХУ-ХУ1 вв. было показать тесную связь Московского государства с древними византийскими традициями, но при этом последовательно развивать идею сильной, ничем не ограниченной самодержавной власти.

Во взглядах Максима Грека можно видеть как полное выражение, так и окончательное завершение того греко-византийского влияния на русское общество, какое оказывала Византия, благодаря греческим просвещенным деятелям.

Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела Церкви.

Рассуждения Максима Грека об отношениях государства и церкви можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России. Здесь его идеи расходятся со взглядами Нила Сорского, который считал, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве.

В вопросе о способах происхождения власти Максим Грек признавал не только наследственное принятие престола, но и занятие его выборным путем -здесь можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее его договорного происхождения. К сожалению, о дальнейшем развитии данных взглядов Максима Грека не известно.

Говоря о необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, Максим выделял форму власти в виде сословно-представительной монархии.

Стоит отметить, что единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти.-На основе этого строились идеальные модели организации власти, которые представлялись в виде ограниченного (советом) самодержавия. Понятия "самоволие" или "самовластие" жестоко осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Проблемам правосудия, особенно в вопросах реорганизации суда и судопроизводства, Максим Грек уделил серьезное внимание. Употребляя термин "правда" для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил его к области чисто юридической деятельности - судопроизводству.

Именно Максим Грек впервые противопоставил гражданскую правду в делах государства бездеятельной вере и благочестию, которые никак не реализуются. К этому положению в дальнейшем обращались Иван Пересветов, Зиновий Отенский, Андрей Курбский, Иван Тимофеев и др.

Праведный, или идеальный, государь, в представлении Максима Грека, -это носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной, и политической этикой. Основой политической деятельности идеального правителя является, по мнению Максима Грека, правда. О правде писал не только Максим Грек, но и его ученики - Федор Карпов, Иван Пересветов. Правда в православной традиции отождествлялась со справедливостью: предлагалась не только законность деятельности, но и ее соответствие моральному порядку. Она признавалась необходимой во всех сферах государственной деятельности. У Максима Грека она касалась справедливости, или правды, главным образом, в области суда. "Правда сиречь прав суд"269 - определял ее Максим Грек. Подобно Фоме Аквинскому, он отличал богословские добродетели от моральных и ставил во главе последних справедливость, или правду.

Справедливость-правда, в православном понимании, - одновременно и честность. Соблюдение справедливости и нравственных норм - заповедей, Максим Грек считал ядром православной этики, противопоставляя их этике культовой.

Политическая деятельность - высшее божественное призвание человека. Поэтому она не может совмещаться с эгоизмом и хитростью. По мнению Максима Грека, государь должен жить по закону морали, а править - по установленному праву, связывая свои действия "заповедями и законами". Государь, чья деятельность не соответствует этим требованиям, может быть назван "мучителем".

Взаимная ответственность властвующих и подвластных, по убеждению Максима Грека, означает их нравственную слитность, в которой снимается разделение на властвующих и подвластных, и все становятся служителями общего народного дела.

Анализируя причины осуждения Максима Грека на Соборах 1521-1531 гг., где ему были предъявлены обвинения в государственной измене — сношениях с турецким правительством, автор исследовал и общественно-политическую ситуацию того времени, отношения между Россией и Турцией, в частности. Помимо анализа сочинений Максима Грека того периода ("Послание к Василию III" 1519 г., "Слово благодарственно. о бывшей прекрасной победе на крымского пса." 1541 г.), автором изучались показания свидетелей и ответы Максима Грека, данные на Соборах, беседы Максима Грека с "власть предержащими". Все это позволило автору сделать вывод о лояльности Максима Грека по отношению к московскому правительству, об его невиновности.

И если обвинение Максима Грека в вопросе о поставлении русских митрополитов в Москве соответствовало действительности, то этого нельзя сказать по поводу Флорентийской унии. Анализируя работы Максима Грека ("Слово. противу льстивого писания Николая Немчина" и др.), автор доказывает невиновность Максима Грека.

Наблюдательность, прямота, разносторонность описаний и глубокое понимание духа и направления современного ему общества в отрицательном смысле составляют заслугу Максима Грека; своими обличениями он пробуждал умы русских общественных деятелей от самомнения и самоуспокоения, указывал на множество актуальнейших вопросов и проблем во всех областях жизни, которые были присущи Руси XVI в., призывая современников к энергичной плодотворной деятельности.

Для распространения просвещения на Руси XVI в. и разрешения актуальнейших вопросов и проблем требовалось указать пути и средства. Какие же способы и средства предлагал Максим Грек для исправления недостатков современного ему общества? Эта весьма важная сторона представляется в сочинениях Максима Грека не такою ясною, как хотелось бы, этому вопросу он не посвятил ни одного отдельного трактата.

Хотя вопроса об отсутствии просвещения, необходимости и пользе его в борьбе с невежеством Максим Грек касался, он не затрагивал его в том объеме, значении, какое ему придавали в последующем другие мыслители. Не смотря на свое высокое по тем временам образование, Максим Грек не придавал просвещению того важного значения, какое оно имело, имеет и будет иметь в дальнейшем, влияя на поведение и деятельность, взаимоотношения людей, служебные, семейные, национальные и иные отношения. Поэтому изложить положительные идеалы Максима Грека для обновления русского общества можно не иначе, как только отрывочно, посредством указания и извлечения из сочинений отдельных мыслей и изречений, разбросанных по всем сочинениям его случайно, бессистемно, что и было предпринято в настоящем диссертационном исследовании.

Слава приходит к Максиму Греку уже при жизни. Его единомышленники, последователи, ученики Вассиан Патрикеев, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, Герман Казанский, Дмитрий Герасимов, Нил Курлятев, Иона Думин, Дионисий Зобниновский с глубоким уважением и искренней похвалой отзываются о мыслителе. Зиновий, который за преданность своему учителю ссылается после суда над Максимом в Отенский близ Новгорода монастырь, пишет: «Аз же, яко груб сый, премудраго Максима смысла разумети не могу». При этом он замечает, что некоторые сочинения Максим Грек писал в состоянии эмоционального увлечения, характерного для Максима: «.яко от раздражения по рвению Максим писа»270.

Исследования о преп. Максиме продолжают появляться и в настоящее время; они должны восполнить недостатки и неполноту предыдущих трудов; научному решению о личности и деятельности знаменитого исповедника просвещения на Руси может содействовать филологическая разработка сочинений Максима Грека. Еще далеко не завершена та кропотливая палеографическая, источниковедческая и текстологическая работа, которая позволит четко отделить подлинные произведения Грека от его переводов и приписываемых ему творений, определить время создания и обстоятельства, связанные с их возникновением.

На основании всего сказанного нужно признать, что главное значение его трудов состояло в том, что он, несмотря на греческое происхождение и чрезвычайно трудные, исключительные обстоятельства пребывания на Руси, создал и обозначил направление общественно-политической мысли России XVI в., впоследствии расширившееся и ставшее его политико-правовым учением, в основе которого было стремление к просвещению для устроения внешней и внутренней политической и общественной жизни согласно правде и закону, в

270 Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С.894; 909. соответствии с христианскими заповедями.

Можно по-разному относиться к взглядам и политико-правовым позициям Максима Грека, разумеется, не все можно принять, не со всем согласиться, так как мы зачастую рассуждаем с присущим любому поколению эгоизмом по отношению к предшествующим поколениям, основываясь на современных понятиях и мироощущении, но бесспорно одно: в его лице мы имеем талантливого публициста того времени, который учил думать и анализировать происходящие процессы.

I. Источники

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. Т. 1. М., 1952. № 423.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. № 172.

3. Боровкова-МайковаМ. С. Нил Сорский. Предание и Устав// Общество любителей древней письменности. СПб., 1912.

4. Владимир-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. Киев, 1880.

5. Герберштейн С. Записки о московских делах // Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. JL, 1986.

6. Житие преподобного отца нашего Максима Грека. Троице-Сергиева Лавра, 1908.

7. Иосифская летопись / Подготовлена к печати А. А. Зиминым и С. А. Левиной. М., 1957.

8. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI вв. М.-Л., 1955.

9. Максим Грек. Послание о фортуне / Перевод Д. М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

10. Максим Грек. Повесть о Савонароле/ Перевод Д. М. Буланина// Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

11. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложение XX.

12. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2.

13. Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Собрание Волоколамское. 681.

14. Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки. Кирилло-Белозерское собрание. № ХШ.

15. Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки. Кирилло-Белозерское собрание. 4/1093.

16. Отрывок следственного дела о Иване Берсене и Федоре Жареном, с допросами к старцу Максиму Греку и келейнику его Афанасию // Акты Археографической экспедиции. Т. 1. СПб., 1836.

17. Памятники древней письменности. Т. 30. СПб., 1882.

18. Пересветов И. С. Сочинения. М., 1956.

19. Повесть временных леТ. М.-Л., 1950.

20. Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева// Православный собеседник. 1863. Ч. 3.

21. Послание старца Филофея о неблагоприятных днях и часах/ Перевод В. В. Колосова // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

22. Послание Филофея, старца Псковского Елеазарова монастыря к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину // Православный Собеседник. 1861. Ч. II.

23. Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959.

24. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

25. Сочинения Максима Грека: В 3 Ч. Казань, 1859-1862.

26. Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки / Изд. Н. Н. Покровский. М., 1971.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Юдина, Марина Игоревна, 2004 год

1. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. 1988. №9.

2. Алексеев А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси XIV—XV вв. // "Сих же память пребывает во веке" (мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы докладов и сообщений международной научной конференции. СПб., 1997.

3. Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв. Переяславльский уезд. М., Л., 1966.

4. Александропулос Мицос. Сцены из жизни Максима Грека. М.,1980.

5. Ангелов Д. Рост и структура крупного монастырского землевладения в Северной и Средней Македонии в XIV в. // Византийский временник. Т. XI. 1957.

6. Белокуров С. А. Житие преп. Иосифа Волоколамского // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1903. Кн. III.

7. Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898.

8. Беляев И. Д. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. // Русская беседа. 1858. IV.

9. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. Изд. 2. Казань, 1903.

10. Бердяев Н. А. О Рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

11. Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.

12. Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе ХГУЧ^О/ вв. М., 1986.

13. Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоцкий. СПб., 1865.

14. ВальденбергВ. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.

15. ВиллариП. Джироламо Савонарола и его время/ Перевод с итальянского. Изд. «Ладомир», 1995.

16. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Тверь-Москва, 1997.

17. Голышенко В. С. Неизданное полемическое сочинение Максима Грека в списке ХУПв. // Памятники русского языка. Исследования и публикации. М., 1979.

18. Горский А. В. Максим Грек Святогорец // Прибавления к творениям святых отцов. Ч. 18. М., 1859.

19. Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы Х1У-ХУ1 вв. М., 1963.

20. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.

21. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП вв. М., 1990.

22. Гумилев Л. Н. Иосифляне и нестяжатели // Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992.

23. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков. М.-Л., 1950. № 68.

24. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.

25. Дунаев Б. И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. М.,1916.

26. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.-Л., 1958.

27. Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей российских. Книги 1-2. М., 1881.

28. Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. Т. IX. М., Л., 1953.

29. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV —XVI в.) М., 1977.

30. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

31. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.

32. Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

33. Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

34. Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека // Византийский временник. М., 1968.

35. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969.

36. Иконников В. С. Максим Грек и его время. Т. 1. Киев, 1915.

37. Иоанн Златоуст. Беседа 77 на Евангелие от Матфея // Сборник церковно-учительных чтений на дни страстной седмицы. М., 1900.

38. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Х1-ХХ века. М., 1995.

39. История политических и правовых учений/ Под общей ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.

40. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960.

41. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М., 1970.

42. Каптерев Н. А. В чем состояло истинное монашество по воззрениям Максима Грека // Богословский вестник. 1903. Январь.

43. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1997.

44. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992.

45. Карташов А. В. История русской православной церкви. М., 1991.

46. Керров В. Л. Еретики и Апокалипсис. М., 1994.

47. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

48. Клибанов А. И. К изучению библиографии и литературного наследия Максима Грека // Византийский временник. Т. 14. 1958.

49. Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. М., 1993.

50. Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.-Л., 1951.

51. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1989.

52. Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. IV.

53. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва-Третий Рим» в идеологии Петра I // Художественный язык Средневековья. М., 1982.

54. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры// Ученые записки Тартуского университета: Труды по русской и славянской филологии. Вып. 414. 1977.

55. Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.

56. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. V. СПб., 1870.

57. Малинин В. Н. Старец Елезарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

58. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 7.

59. Медведев И. П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990.

60. Мейендорф И. Ф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

61. Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.

62. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

63. Насонов А. Н. История русского летописания IX начала XVIII вв. М., 1969.

64. Никитин В. Н. Богословские воззрения Максима Грека // Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11-18 мая 1987 г. М., 1989.

65. Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969.

66. Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. 1. Одесса, 1871.

67. Петров А. Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии //Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

68. Плизгунов А. И. Памятники раннего нестяжательства первой трети XVI века. М., 1986.

69. Плизгунов А. И. Апокрифическое правило святых отец 165 на обидящих божиа церкви // Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990.

70. Плизгунов А. И. Судный список Максима Грека // Архив русской истории. Вып. 1. М., 1992.

71. Покровский Н. Н. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971.

72. Попова Т. В. Византийская эпистолография// Византийская литература. М., 1974.

73. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Изд-во ББИ св.апостола Андрея, 1996.

74. Прохоров Г. М. Послание Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974.

75. Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXIII. Л., 1968.

76. Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского //Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXI. Л., 1981.

77. Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898.

78. Ржига В. Ф. Из полемики «иосифлян» и «нестяжателей» // Известия Академии наук. Отделение гуманитарных наук. 1929. № 9.

79. РжигаВ. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI в.: Максим Грек публицист // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 1. Л., 1934.

80. Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М.: Наука, 1986.

81. Сахаров А. М. Церковь и образование русского централизованного государства // Вопросы истории. 1966. № 1.

82. Сахаров А. М. Образование и развитие русского централизованного государства в Х^ОО/Н вв. М., 1969.

83. Семенов В. Древняя русская Пчела по пергаментному списку. СПб.,1893.

84. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977.

85. Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III// Византийский временник. М., 1965. Т. 26.

86. Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

87. Синицына Н. В. Этический и социальный аспект нестяжательских воззрений Максима Грека // Общество и государство Феодальной России. М., 1975.

88. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси ХГУ-ХУ1 вв. Новосибирск, 1991.

89. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992.

90. Словарь древнерусского языка Х1-ХГ\^ веков / Гл. ред. Р. И. Аванесова. М.: Русский язык, 1991.

91. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. Т. 1. СПб., 1995.

92. Смирнов И. И. Восточная политика Василия III // Исторические записки. Т. 27. 1948.

93. Смирнов И. И. К вопросу о суде над Максимом Греком // Вестник истории. 1969. № 2-3.

94. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913.

95. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 5. М.,1989.

96. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.З.СПб., 1903.

97. Тихомиров JI. А. Монархическая государственность. СПб., 1993.

98. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М., 1998.

99. Фабри Иоганн. Религия московитов // Россия первой половины XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.

100. Филарет (Гумилевский) Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. Кн. 1. С. 35.

101. Филарет (Гумилевский). Максим Грек// Москвитянин. 1842. Ч. VI.11.

102. Философский словарь/ Сост. Г. Шмидт/ Перевод с немецкого. Москва, 1961.

103. Флоринский Г. В. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888.

104. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1983.

105. ФлоряБ. Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России XV — середины XIX вв. Ч. 2. М., 1994.

106. ФлоряБ. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992.

107. Церковь и государство. Новосибирск, 1991.

108. Цыпин В. Церковное право. М., 1996.

109. ЧерепнинЛ. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч 2. М.,1951.1 i 0. Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV-XVI вв. М„ 1996.

110. ЯчменевЮ. В. Правда и закон: Из уистории российского правоведения. СПб., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.