Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Любимцев, Сергей Владимирович

  • Любимцев, Сергей Владимирович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 163
Любимцев, Сергей Владимирович. Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2006. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Любимцев, Сергей Владимирович

Введение.

Глава 1. Опыт собирательства в России XVIII века в контексте историко-культурных преобразований.

§ 1 .Предпосылки возникновения систематического коллекционирования. Влияние политических приоритетов государства на формирование частных коллекций.

§2.Система эстетических ценностей, формирующих индивидуальность коллекционера. Влияние художественного рынка Европы и России на частное собирательство.

Глава 2. Основные типы частных коллекций в XVIII веке

§1.Коллекции универсального типа - кунсткамеры. Собрания Я.В.

Брюса, Д.М. Голицына, A.A. Виниуса.

§2.Бытовое коллекционирование. Художественные коллекции. Картинные галереи. Крупнейшие частные собрания: Шереметевых, К.Г. Разумовского, A.A. Безбородко, A.C. Строганова, Юсуповых, И.И.

Шувалова.

§3.Портретные галереи. Портретные галереи Шереметевых,

Глебовых-Стрешневых.

§4.Коллекции предметов русской старины. Коллекции А.И. Мусина-Пушкина, П.Ф. Карабанова, Ф.А. Толстого.

Глава 3. Частная коллекция и художественно-просветительские идеалы общества.

§1.Частная коллекция в системе художественного образования.

§2.Частная коллекция как начальный опыт музейного собирательства, классификации и каталогизации предметов искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции»

Тема настоящего исследования - «Типология частного коллекционирования в России XVIII века. Художественные коллекции». От первых «кабинетов», заполняемых владельцами разнообразными необычными предметами, где собственно искусство было представлено большей частью гравюрами, к созданию собственных галерей целой плеядой российских коллекционеров, - такова эволюция частного коллекционирования за одно столетие.

Рассматривая начальный этап частного коллекционирования XVIII века, нельзя было обойти вниманием коллекции универсального типа, так как именно из этого типа коллекций, появившегося на заре систематического коллекционирования, пришедшего на смену стихийному собирательству, произросли все типы частных коллекций не только XVIII века, но и более позднего времени. Дальнейшее исследование было локализовано на коллекциях художественных. За рамками исследования остались естественнонаучные, ботанические, военно-исторические и иные коллекции.

Для данного исследования был избран материал, связанный, главным образом, с коллекционированием произведений профессионального искусства. Был рассмотрен слой коллекционеров, ориентирующихся на традиции новой культуры, открытой для восприятия западного искусства.

Поскольку конец XVIII века был отмечен проявлением интереса к отечественной истории и культуре, в исследование включен также ряд коллекций русских древностей.

Актуальность темы. Выявление и классификация основных типов коллекций на стадии их формирования позволят определить генезис и эволюцию художественного собирательства в России. Первые частные собрания отдавали дань всему необычному в мире предметов и подражали примеру собирательства Петром I «куриозов». Таким примером служит коллекция В.А. Голицына, в которой «предметы домашнего убранства и собственно коллекции еще не получили четкого разграничения».1

Важным обстоятельством, повлиявшим на формирование частных собраний, стала дипломатическая деятельность Петра I, установление им контактов, в том числе и культурных, с европейскими государствами. С начала XVIII века формируются собрания западноевропейской живописи, а знакомство русских дипломатов с коллекциями П. Кроза, Р. Уолпола, Ф. Троншена решающим образом повлияло на формирование коллекций И.И. Шувалова, Д.А. Голицына, Н.Б. Юсупова, A.C. Строганова.2 К этому времени европейский художественный рынок был сформирован и предоставлял возможность состоятельному коллекционеру приобретать работы мастеров самого высокого уровня.

Важным событием, повлиявшим на формирование частных художественных собраний, стало учреждение музея при Императорской Академии художеств, а также начало формирования коллекции Эрмитажа, предпринятое Екатериной II. Частное собирательство становится не столько уделом личной инициативы, но уже обретает признаки системной деятельности, согласующейся с государственной культурной политикой.

Вместе с изменениями, происходящими в государственной идеологии, заметно меняется и тип коллекционера. Со второй половины XIX века на художественном рынке и в принципах собирательства происходят существенные изменения. В общественном сознании укореняются демократические идеалы, зовущие к освобождению личности от власти монархии. Появление нового экономического класса фабрикантов, заводчиков, банкиров формирует и новый тип коллекционеров. Это был собиратель художественных произведений и предметов, доверявший собственному вкусу более, чем мнениям и рекомендациям авторитетов. Коллекции частных лиц - собрания многие и разные - не были похожи друг на друга, отбор подчас становился нестрог, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством. К слову сказать, художественные собрания П.М. Третьякова, И.В. Цветаева, A.A. Бахрушина, М.А. и И.А. Морозова и др. стали в один ряд с ярчайшими примерами в истории частного коллекционирования в России.

Выявление типологии частных коллекций XVIII века не было еще предметом специального исследования. Между тем уже накоплен богатейший материал по частному коллекционированию, позволяющий сделать обобщения и систематизацию. Изучение частного коллекционирования XVIII века, выявление разных типов коллекций даст возможность взглянуть с новой точки зрения на проблематику русско-европейских связей, определяющих для русской культуры этого периода, только начинающей входить в европейский контекст. Кроме того, выявление специфики частных коллекций подразумевает изучение и анализ структуры собраний, изучение вопросов популяризации и экспонирования произведений искусства, взаимодействие частных коллекций с процессом художественного образования в России XVIII века.

Объектом исследования являются русские частные коллекции, преимущественно художественные.

Предмет исследования - систематизация и выявление типологических признаков частных коллекций в России XVIII века.

Цель работы - выявить основные типы частных коллекций в России XVIII столетия и их генезис. Накопленный материал, широкое привлечение первоисточников и их систематизация позволяют показать типические черты и особенности собраний; очертить масштабность, эстетическую и историко-художественную значимость частных собраний. На основании этого показать необходимость более широкого включения проблематики коллекционирования в историю русского искусства и культуры XVIII века.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации:

- показать частное коллекционирование России указанного периода во взаимосвязи с культурно-историческими процессами, происходящими в России и Европе;

- раскрыть специфику частных собраний России через формирование личных вкусов собирателей, влияние эстетических идей;

- проследить процесс формирования основных типов частных коллекций, выявить особенности каждого из рассматриваемых типов, раскрыть роль художественного рынка в формировании собраний;

- характеризовать принципы систематизации, научной каталогизации и особенности экспонирования частных собраний в России и влияние на этот процесс европейских образцов.

Методологическую базу исследования составили труды искусствоведов, культурологов, историков, посвященные широкому кругу проблем, связанных с собирательством произведений искусства в XVIII веке.

Диссертация опирается на тематический и хронологический принципы организации материала. Отбор, систематизация, и изучение материала носит междисциплинарный характер и осуществляется на основе историко-типологического и историко-культурного подходов

Основополагающими явились труды Я. Штелина, В.Ф. Левинсон-Лессинга, сохранившиеся каталоги частных картинных галерей, а также труды современных авторов: Л.Ю. Савинской, С.А. Овсянниковой, О.Я. Неверова, Н.Г. Пресновой др.

Методика исследования. Избранный автором историко-типологический метод имеет целью упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные группы на основе присущих этим явлениям или объектам общих существенных признаков. На первом этапе типологизация носит характер систематизации, т.е. группируются явления (в данном случае - частные коллекции) по внешнему признаку - по составу коллекции. На этом этапе определяется, какие виды экспонатов входят в собрание: художественные произведения, книги, редкости, минералы и т.д. Далее происходит классификация частных собраний, при которой рассматриваются внутренние, сущностные признаки - структура собрания. Художественные собрания классифицируются, например, по видам искусства; внутривидовое деление - по хронологии, по школам, по авторам, по темам.

При исследовании данного вопроса необходимо использовать также и историко-культурный метод и его социологический аспект. Историко-культурный метод очень важен в изучении данной темы, поскольку он ставит в центр внимания социально-психологическое исследование личности отдельного человека с его стремлениями, убеждениями, деятельностью, в данном случае человека, собиравшего коллекцию. Поэтому важно, рассматривая ту или иную коллекцию, начинать с изучения личности коллекционера, его общественной деятельности, отношения к окружающему миру, взглядов на собирательство и т.д.

Изучение биографий коллекционеров помогает раскрыть следующие стороны истории частного коллекционирования:

- культурологическую - сохранение культурных и исторических тенденций русского дворянства XVIII века;

- психологическую - раскрытие психологической мотивации собирательства;

- социологическую - освещение отношения личности к определенным социальным группам (в нашем случае XVIII век представляет определенную цельность в социальном плане - все коллекционеры принадлежали к дворянскому сословию);

- прагматическую - сохранение материальных предметов, отражающих материальную и духовную культуру для образовательной (художественное образование), познавательной, исследовательской практики;

- эстетическую, связанную с восприятием предметов коллекций;

- экономическую - вложение капитала в собирание предметов с экономической целью (что было не характерно для рассматриваемого времени).

При этом устанавливаются следующие сведения: фамилии и имена собирателей, их генеалогические связи, даты жизни, место рождения, проживания, место и характер образования, службы, сфера интересов, имущественный уровень собирателя, чем данная личность интересна и что ею сделано для развития собирательства (собиратель, меценат, теоретик, автор трудов по истории искусства или составитель каталогов), какова деятельность данной личности - пионерская или подражательная, плановая или стихийная, тип коллекции: универсальный, художественный (изобразительный, прикладной), исторический (археологический, этнографический и др.), естественнонаучный; источники поступления предметов коллекции, способы экспонирования; устанавливаются цели создания собрания (тщеславие, мода, научный, эстетический или экономический интерес, поиск редкостей, того, чем другие не обладают.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, примечаний, библиографического списка использованной литературы и альбома иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Любимцев, Сергей Владимирович

Заключение

В результате проведенного исследования типологии частного коллекционирования в России XVIII века автор пришел к следующим выводам. Частное коллекционирование в России существовало задолго до наступления восемнадцатого века в виде стихийного собирательства произведений декоративно-прикладного искусства, предметов утвари, драгоценностей, культовых произведений и др. Художественно-историческая ситуация, которая сложилась в России в начале XVIII века в результате петровских преобразований, способствовала активному росту частного коллекционирования нового типа. Основным предметом собирательства становятся естественнонаучные экспонаты и произведения западноевропейского искусства. Частное коллекционирование этого периода стремится к «систематической классификации всех предметов Универсума», чему соответствует первый тип коллекций - кунсткамера. Принципы формирования кунсткамеры были целиком заимствованы в Западной Европе. Первым русским коллекционером европейского типа был Петр I. Ему принадлежит идея создания музеев, им же были сделаны первые шаги для ее осуществления. Первый русский музей - Кунсткамера - был первой русской коллекцией универсального типа, в которую составной частью входила первая российская публичная картинная галерея.

Петр I наметил пути и исходные точки частного собирательства в России. Его сподвижники старались ему подражать, постепенно приобретая знания и вкус к коллекционированию. Импульс, данный Петром I, породил целый ряд замечательных коллекций, созданных как в угоду царю, собственному тщеславию или моде, так и для исследовательской деятельности ученых или удовольствия истинных ценителей искусства.

К середине XVIII столетия в связи с бурным дворцовым строительством на смену научно-познавательному направлению коллекционирования эпохи Петра I приходит так называемое бытовое коллекционирование, которое получает широкое распространение. Роскошные дворцы диктуют необходимость наполнения их произведениями искусства, что отражается и на масштабах частного коллекционирования, и на его направленности. Во второй половине века российское частное собирательство достигает своего наивысшего подъема и вливается в международный контекст. Одновременно с этим идея универсалистского коллекционирования вытесняется ориентацией на специализированные собрания - в первую очередь художественные, а также археологические или естественнонаучные. Коллекции перестают претендовать на роль символической модели Универсума. Эволюция частного коллекционирования в XVIII веке происходила в направлении обособления «свободных искусств» от естественнонаучных экспонатов, от структуры, моделирующей иерархию искусств и наук - к фокусировке внимания на единичном предмете, к демонстрации не столько иерархии, сколько истории различных видов искусства.

Концепция универсального знания постепенно вытесняется практикой дисциплинарного дробления наук, разделения теоретической и художественной деятельности и, соответственно, разделения научных и художественных коллекций. К началу XIX века принципы универсализма, систематизации, энциклопедического охвата становятся анахронизмом.

Наибольшее распространение получают коллекции художественные. Внутри художественного типа можно выделить еще более узкую специализацию: картинные галереи, минц-кабинеты, кабинеты антиков. Картинные галереи, в свою очередь, могут существовать как в виде собраний произведений национальных школ различных исторических периодов, так и дробиться на: портретные галереи (деление по жанру), салоны произведений одного художника (например, салоны Гюбера Робера), тематические экспозиции (например, «Амурова зала»).

Само произведение живописи - картина - меняет свою роль в системе частных коллекций XVIII века. Сначала, в кунсткамере - это диковина, наряду с прочими, затем, в период активного наполнения интерьеров произведениями декоративно-прикладного искусства, она приобретает прикладной характер - наравне с прочими произведениями участвует в декорировании дворцов, затем эмансипируется в самоценную вещь и находит свое место в картинных галереях - специально устраиваемых для этого помещениях.

Коллекционирование в первой и второй трети XVIII века было ориентировано большей частью на образцы западноевропейской культуры, науки и искусства. В последней трети века возрастает интерес к национальному прошлому, к русской культуре и искусству. Это стимулирует собирательство произведений русского искусства и русской старины. Коллекции такой направленности расширяют частное коллекционирование тематически, не формируя однако нового типа коллекций. Коллекции русской старины типологически укладываются в существующие виды художественных и археологических коллекций, а также библиотек, составной частью которых всегда была и печатная графика.

На протяжении всего XVIII века частным коллекционированием занимались в основном представители высшей аристократии. Из их среды выросли первые настоящие ценители и знатоки, прошедшие путь от простого собирательства к знаточеству и формированию специализированных художественных коллекций, собраний древностей, редких книг и рукописей. Именно в XVIII веке были заложены основы музейного дела. Логическим завершением бурной собирательской деятельности этого века было сложение к началу XIX века основных принципов каталогизации и издание первых русских каталогов частных коллекций. Именно в XVIII веке выкристаллизовались основные типы экспонирования произведений искусства на стенах парадных интерьеров и частных картинных галерей.

Рассматривая частное коллекционирование в исторической перспективе с позиций сегодняшнего дня, можно выделить два типа коллекций, входящих в духовное пространство культуры различными путями. Первый тип - собрание коллекционера-знатока, в основе которого «сознательная и целенаправленная собирательская деятельность». Второй тип - фамильные коллекции. «Развивались подобные собрания стихийно, следуя тем же психологическим и бытовым привычкам их владельцев, по которым постепенно складывается за несколько поколений домашняя обстановка родительского дома».121

Указанные оба типа коллекций в XVIII веке, как правило, были слиты в едином собрании. Разделение происходит в XIX веке с приходом в коллекционирование новой плеяды собирателей недворянского происхождения. Большинство коллекций XVIII века перерастают в коллекции фамильного типа. Только в тех случаях, когда наследники вместе с фамильным собранием наследуют подлинную страсть и вкус к собирательству, как это было, например, в династии Строгановых, сохраняется и приумножается та часть коллекции, которая соответствует первому типу. Подавляющее же большинство целенаправленно созданных собраний возникает в XIX веке. «Чем ближе к нашему времени, тем характернее для эпохи становится этот тип частных коллекций, и уже многократно упоминавшиеся известные собрания, возникшие в русской столичной и провинциальной купеческой среде - наглядное тому 122 свидетельство».

Фамильные портретные галереи, возникшие как составная часть частных собраний XVIII века, явились достоянием знатных домов и вошли «в духовную атмосферу своего времени и как документы творческих интересов художников, и как «персонифицированные» знаки социально-нравственных представлений эпохи о самой себе».123

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Любимцев, Сергей Владимирович, 2006 год

1. Андреев А.Н. Картинные галереи Европы. Т. 1-2. -М., 1862-1864. Т.1 -239с., Т.2-252с.

2. Андросов С.О. "Для учения российских людей". О деятельности архитектора Микетти по приобретению произведений искусства в Италии. // Панорама искусств. 10. М.: Советский художник, 1987, с.40-52.

3. Андросов С.О. О скульптурных коллекциях А.Д. Меншикова и Ф.М. Апраксина. // Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. СПб., 1992, с.88-99.

4. Андросов С.О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003, с.290. - 292с.

5. Арциховская-Кузнецова A.A. A.C. Строганов как тип русского коллекционера. // Панорама искусств. 11. М.: Советский художник, 1988, с.282-291.

6. Асов А. «Зиждители» России. К 90-летию со дня смерти графа A.C. Строганова (1733-1811)//Наука и религия. 2001. №2. С.6-9.

7. Банников А.П. Коллекция генерала А.И. Корсакова. Опыт реконструкции // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М.: Наука, 1996, с.221-242.

8. Бартенев П.И. Биография ИИ Шувалова. М., 1857. - 47с.

9. Бахрушин А.П. Из записной книжки. Кто что собирает. М., 1916. -146с.

10. Ю.Беляева Л.Д. Заграничные закупки графа П.Б. Шереметева за 17701788 гг. Пб., 1928.-36с.11 .Бенуа А.Н. Строгановский дворец и Строгановская галерея в Санкт-Петербурге // Художественные сокровища России. 1901, №9, с. 165180.

11. Блиок А.Н. Копирование как один из аспектов методики преподавания живописи // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVI тематический сборник научных трудов. Л., 1984, с.44-48.

12. З.Богдан В. Настоящий президент. A.C. Строганов президент Академии художеств // Мир музея, №4, 2002, с. 25-27.

13. М.Божерянов И. Граф Александр Сергеевич Строганов // Художественные сокровища России, 1901, №9, с. 151 -164.

14. Ван дер Веен Я. Амстердамский художественный рынок и покупка картин для Петра I // Петр I и Голландия: Сб. научных трудов СПб., 1997, с. 196-212.

15. Вентури Л. Очерки итальянского искусства в Петербурге // Старые годы. 1912. Июнь, с.3-15.

16. П.Верещагин В. Путевые заметки H.A. Львова по Италии в 1781г. // Старые годы, 1909. Май, с.276-282.

17. Вихрова. JI.M. Петербургские коллекции начала XVIII века и их западноевропейские источники, или что такое кунсткамера // Петербургские чтения. 1997. СПб., 1997, с.27-30.

18. Вихрова JIM. Просветительская концепция Кунсткамеры в собраниях Петра I и Я.В. Брюса // Русское просветительство конца XVII начала XVIII в. в контексте европейской культуры. - СПб., 1997, с.7-9.

19. Вихрова JI.M. Собрание графа Якова Вилимовича Брюса как отражение научных представлений эпохи // Русское просветительство конца XVII начала XVIII в. в контексте европейской культуры. - СПб., 1997, с. 16-21.

20. Воробьев H.A. Поговорим о собирателях // Памятники Отечества. -М., 1985, вып.2, с. 131-144.

21. Врангель H.H. Помещичья Россия // Старые годы. 1910, июль-сентябрь, с.5-79.23 .Выставка произведений иностранной и русской живописи из коллекций частных владельцев. Москва. 1928. Каталог.- М., 1893. -57с.

22. Гавлин M.JI. Российские предприниматели и меценаты. Москва: ДРОФА, 2005.-430с.

23. Голод В.М., Яглинская Э.С. Сохранение традиций // Музеи России. -1992 -№1.- с.37-38.

24. Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своем пребывании в Санкт-Петербурге в 1797 г. // Старые годы. 1908. Октябрь, с.587-614.

25. Гримм F.F. А.Н. Воронихин. «Картинная галерея в Строгановском дворце». Л., 1948.- 14с.

26. Девятов М. Копирование и художественная школа // Декоративное искусство. 1998.- №1-2, с.52-53.

27. Демидов H.A. Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова 1771-1773 годов. М., 1786. - 132с.

28. Дерябина Е. Граф Строганов и художник Гюбер Робер // Наше наследие. 2002. №6, с.23-29.

29. Дерябина Е.В. Живопись Гюбера Робера в музеях СССР // Россия -Франция, век Просвещения: Сб. научн. трудов / ГЭ СПб., 1992, с.68-87.

30. Доброклонский М.В. «Книга Виниуса»: памятник русского собирательства XVII XVIII вв. // Известия Академии наук. - 1929.-Серия7.-№8.-С. 215-230.

31. Думова Н. Московские меценаты,- М., 1992. 169с.

32. Дьяконицына О. Коллекционирование искусства искусство коллекционирования // Декоративное искусство. - 1997. - №1-2. -с.55-59.

33. Егорова Е.И. Обучение крепостных живописцев в прикамских имениях Строгановых и Лазаревых // Художественная культура

34. Пермского края и ее связи: Материалы научной конференции.-Пермь, 1922, с. 56-64.

35. Зб.Журнал путешествия В.Н. Зиновьева по Германии, Италии, Франции и Англии 1784-1788 // Русская старина. 1878. Октябрь, с.207-249; ноябрь, с.399-440.

36. Забелин И.Е. Библиотека и кабинет графа Я.В. Брюса // Летописи русской литературы и древностей. М., 1859. Т. 1, с.28-62.

37. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1-2. / Сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. к разд. и примеч. К.В.Малиновского.- М.: Искусство, 1990. -Т.1. 447с.; т.2 - 244с.

38. Знаточество, коллекционирование, меценатство. Сб. статей. СПб., 1992.-86с.

39. Калиничева И.Б. Частное коллекционирование западноевропейской живописи в Санкт-Петербурге в середине XVIII начале XX в. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - СПб., 1997. -22с.

40. Каталог художественных произведений бывшей Юсуповской галереи. М.: Изд. отд. музеев и охраны памятников искусства и старины, 1920. - 24с.

41. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. -СПб., 1876. (Переиздание-М.: Символ и др, 1992).-330с.

42. Картинная галерея гр. Строганова // Ж. «Всемирная иллюстрация», т. V, 1871, №24 (128), с. 378-379.

43. Кисунько В. Князь Михаил Петрович Голицын: непрочтенная трагедия забытого коллекционера // Русская галерея, №2, 1999, с. 9093.

44. Князева Т.А. К пользе российской трудолюбивый соискатель // Памятники Отечества.- 1992,- №25.- с. 135-143.

45. Коллекционеры. Меценаты. Благотворители: Россия, XVIII XX вв. Сб. статей. Российская академия художеств, С-Петерб. гос. акад. ин-тживописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Сост. и научн. ред. канд. иск. Н.С.Кутейникова.- СПб., 1996. 66с.

46. Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге, 1703-1917: Тезисы докл. конф. // Гос. Эрмитаж. Научн. Ред. С.О.Андросов.- СПб.: ГЭ, 1995.-40с.

47. Колмаков Н.М. Дом и фамилия графов Строгановых. 1752-1887 // Русская старина. 1887. Т. 53, с.576-602; т.54, с.71-94.

48. Колмаков Н. Памяти графа A.C. Строганова. СПб., 1844.- 132с.

49. Кузнецов С. Из собрания A.C. Строганова // Миниатюра, 1992, вып.8, с.6.

50. Кузнецов С.О. Картинный кабинет как зеркало русской души // Квадратный метр вашего дома. 2001, №2, с.66-71.

51. Кузнецов С. Палаццо русских Медичи // Русская галерея, №2, 1998, с. 84-89.

52. Кузнецов С. Строгановская академия // Русская галерея, №2, 1999, с.61-64.

53. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. 1764-1917,-Л., 1985.-407с.

54. Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. 2-ое изд. Т. 12. СПб., 1895.-Т.1 -467с.; т.2-481с.

55. Лопухина Е. Самые знаменитые меценаты России. М.: «Вече», 2003.-243с.

56. Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты: Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы. СПб., 1993.-236с.

57. Мокина Т.М. К истории формирования картинной галереи Эрмитажа. Коллекция картин Строгановского дворца в Эрмитаже // Сб. тезисов и докладов Всероссийской конференции в НИИ PAX 1992 г.-М., 1994, с.3-8.

58. Морозова С.С. О коллекционировании западноевропейской скульптуры в России второй половины XVIII века (по архивным материалам) //Русское искусство нового времени: Сб. ст. М., 1996. - Вып.2. - с.61-71.

59. Муравьева E.H. Судьба строгановской коллекции // Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. Мат. научн. конф. СПб., 1999, с.34-46.

60. Муратов П.П. Новое собирательство // Среди коллекционеров. 1921, №3, с.48-54.

61. Мягков П.И. Картинная галерея графа Разумовского в Яготине Полтавской губернии // Памятники культуры. Новые открытия. 1996,- М.: Наука, 1998, с.299-309.

62. Неверов О.Я. И.И. Бецкой коллекционер // Русское просветительство к. XVII - XVIII вв. в контексте европейской культуры: Тезисы докладов научной конференции. - СПб., 1997, с. 38-39.

63. Неверов О. Коллекции графа A.C. Строганова // Наше наследие. 2001. №59-60, с.46-54.

64. Неверов О.Я. Собиратели редкостей из окружения Петра Великого // Из истории петровских коллекций. СПб., 2000, с. 129.

65. Неверов О.Я., Пиотровский М.Б. Эрмитаж. Собрания и собиратели.-СПб.: Славия, 1997.-374с.

66. Неверов О.Я. Частные коллекции Российской империи / Гос. Эрмитаж. М.: Слово/SLOVO, 2004. - 256с.

67. Очерки истории Урала. Вып. 8. Меценаты и коллекционеры дореволюционного Урала. Екатеринбург, 1999. = 369с.

68. Питерская Т. Галерея канцлера. // «Родина». Российский исторический журнал. №6. - 1999, с.88-90.

69. Плетнев П.А. Граф Александр Сергеевич Строганов // Современник. 1843. №8, с.124-125.

70. Пожарова М. Иван Иванович Шувалов, «рожденный для счастия наук в отечестве». // Русская галерея, №2, 1999, с.52-54.7 5.Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М.: «Независимая газета», 1997. 526с.

71. Полунина Н.М., Фролов А.И. Коллекционирование. // Российская банковская энциклопедия. М., 1995, с. 195-199.

72. Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: Новый биографический словарь. М.: РИПОД КЛАССИК, 2003. -560с.

73. Прахов A.B. Художественное собрание князей Юсуповых // Художественные сокровища России. 1907. №5,7, с.46-89; 58-97.

74. Пронина И.А. Ученичество на Урале в системе художественной школы России XVIII первой половины XIX века // Художественная культура Пермского края и ее связи: Материалы научной конференции. - Пермь, 1922, с.37-41.

75. Путеводитель по Дашковскому собранию изображений русских деятелей. М.: Тип. И. Мамонтова, 1883. - 43с.

76. Ромм М. Судьбы национальных сокровищ // Нева. 1995.- №9.- с. 221-222.

77. Савинская Л. Каталог князя Голицына. // Наше наследие. №71 -2004, с.19-38.

78. Савинская Л.Ю. Коллекционирование французской живописи в России второй половины XVIII первой трети XIX в. (на материале частных коллекций): Дис. на соиск. учен, степени кандидата искусствоведения. - М., 1991. - 23с.

79. Савинская Л. "Купить славного Корежия картину." // Мир музея. -1995, №5, с.47-55.

80. Савинская Л.Ю. Н.Б. Юсупов как тип русского коллекционера начала XIX века // Памятники культуры. Новые открытия. 1993.- М.: Наука, 1994, с. 200-219.

81. Савинская Л.Ю. Немецкие художники и русские коллекционеры второй половины XVIII века. // Немцы в России. Проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998. - с. 73-85.

82. Савинская Л.Ю. Письма Я.Ф.Хаккерта князю Н.Б.Юсупову // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989.- М., 1990, с.232-243.

83. Сальникова И.И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII первой половине XIX века.// Памятники культуры. Новые открытия. 1997.- М.: Наука, 1998, с.336-350.

84. Сальникова И.И. «Мы были.» (Из истории государственного и частного собирательства произведений русского искусства XVIII -первой половины XIX в.) СПб., Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003. - 280с.

85. Сараева-Бондарь A.M. Дворянское собрание: Люди и произведения искусства в доме В.В.Стрекалова-Оболенского.- СПб., 1992. 207с.

86. Свиньин П.П. Картинная галерея покойного графа Александра Сергеевича Строганова, находящаяся в С.Петербургском доме графини Софьи Владимировны Строгановой // Отечественные записки. 1823, №42-44, с.3-19; с.427-435.

87. Селинова Т.А. Портретная галерея Глебовых-Стрешневых в с.Покровское // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. М.: Наука, 1998, с.310-326.

88. СеменоваН. Строгановское наследие// ж. «Огонек», 1991 №5, с. 16.

89. Словарь достопамятных людей русской земли / Сост. Д.Н. Бантыш-Каменский.- М., 1836. 345с.

90. Собрание Строгановых // Музей-3. Художественные собрания СССР.-М., 1982, с. 16-23.

91. ЮО.Станюкевич В.К. К вопросу о картинных галереях русских вельмож XVIII века. Крепостные художники Шереметевых // Записки историко-бытового отдела ГРМ. Вып.1.- Л., 1928, с.89-94; с.131-178.

92. Ю1.Столпянский П. Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в XVIII веке // «Старые годы», 1913, май, с.33-41, июнь, с.44-53, октябрь, с.25-32, ноябрь, с.33-42.

93. Строгановы. Меценаты и коллекционеры: Каталог выставки.- СПб.: Славия, 2003.-311с.

94. Строгановы и Пермский край: Материалы научной конференции 46 февраля 1992г. Пермь, 1992. - 192с.

95. Ю4.Тимковский И.Ф. Памятник И.И. Шувалову // Москвитянин.- 1851.-ч.З.-с. 21-27.

96. Трубников А. Картины Гюбера Робера в России Старые годы. Январь, 1913, с. 3-20.

97. Юб.Тураев Б.А. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях. СПб., 1900. - 128с.

98. Ю7.Унанянц Н.Т. Картинная галерея музея "Архангельское"- М., 1973. -268с.

99. Усачева С. «Ландшафтные картины» в русских коллекциях XVIII века // Русская галерея, №2, 1999, с. 16-20.

100. Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции "Випперовские чтения. 1994" (вып. 27).- М.: ГМИИ им.Пушкина, 1995.-256с.

101. Чаянов A.B. Московские собрания картин сто лет назад. Гор. ТИП., 1917,- 126с.

102. Н.Чаянов A.B. Собирательство в старой Москве: Собрания XVI -XVII вв. // Среди коллекционеров. 1922,- №1.- С. 26-29.

103. Эйриян Т. Из рода Строгановых.- Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2003. 456с.

104. Stroganoff. The Palace and Collections of Russian Noble Family / Catalogue of the exhibitions in Portland Art Museum and Kimbell Art Museum. New York: Harry N. Abrams, Inc., 2000. - 256p.1. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

105. Ил.1. А. Афанасьев. Портрет Якова Ьрюса.

106. Ил. 2.Автопортрет Андрея Виниуса.

107. Ил. 3. Сибирский мамонт. Рисунок из книги Виниуса. 1690

108. Ил. 4. Ф. Друэ. Портрет князя Д.М. Голицына. 1772

109. Ил.5. Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева

110. Ил. 6. Н. Аргунов. Портрет графини П.И. Шереметевой, известный как «Портрет с красной шалью». 1789

111. Ил. 7. Г. Фюгер. Портрет князя Н.Б. Юсупова. 1783

112. Ил. 8. А. Барон Гросс. Конный портрет князя Б.Н. Юсупова. 1809-' >чт. .им .чта г■ сС/каЯ

113. Ил. 9. А. Редковский. Ротонда в Юсуповском дворце на Мойке.1. СПб. 1866.

114. Ил. 10. А. Редковский. Белый зал в Юсуповском дворце на Мойке.1. СПб. 1868

115. Ил. 11. Юсуповский дворец на Мойке. СПб. Нач. XX в.

116. Ил. 12. Зал «Прециоза» в Юсуповском дворце на Мойке.1. СПб. Нач. XX в.

117. Ил. 13. Античный зал в Архангельском. Конец XIX в.

118. Ил. 14. Зал Тьеполо в Архангельском. Музейная экспозиция.1970-1980-е

119. Ил. 15. Ф. Леман. Аполлон, преследующий Дафну. 1725.

120. Ил. 16. Дж. Б. Тьеполо. Встреча Антония и Клеопатры. 1747.

121. Ил. 17. Дж. Б. Тьеполо. Трапезп Клеопатры. 1747.

122. Ил. 18. Г. Робер. Молодой пастух.

123. Ил. 19. Г. Робер. Пейзаж с быком

124. Ил. 20. Ж.-Л. Давид. Сафо и Фаон. 1809

125. Ил. 21. Д. Левицкий. Портрет князя Александра Безбородко. 1795

126. Ил. 22. Я. Иордане. Бобовый король. 1638

127. Ил. 23. А.Г. Варнек. Портрет графа A.C. Строганова. 1814.

128. Ил. 24. Неизвестный художник второй половины XVIII века. Граф A.C. Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми1. Павлом и Натальей.

129. Ил. 25. А.Н. Воронихин. Картинная галерея графа A.C. Строганова.1793

130. Ил. 26. Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца.1832

131. Ил. 27. Э.-М. Фальконе. Грозящий Амур. После 1757

132. Рис. 28. А. Ван де Вельде. Остановка в пути. 1666 (?)

133. Рис. 29. Ж. Бланшар. Св. Цецилия. 1636

134. Ил. 30. Ж. Ф. де Труа. Похищение Прозерпины. 1935

135. Ил. 31. Ч. Дандини. Святое семейство

136. Ил. 32. Б. Строцци. Аллегория Искусств. Ок. 1640.

137. Ил. 33. Г. Робер. Пейзаж с Аркой и куполом собора св. Петра в Риме. 1773

138. Ил. 34. Г. Робер. Декоративный пейзаж с обелиском.

139. Ил. 35. Обелиски парные. По рис. А.Н. Воронихина. 1804.

140. Ил. 36. П.П. Рубенс (школа). Портрет Рубенса с сыном Альбертом.1. Сер. XVIII в.

141. Ил. 37. Ф. Солимена. Аллегория царствования. 1690.

142. Ил. 38. JT. Джордано. Битва лапифов с кентаврами.

143. Ил. 39. А. Лосенко. Портрет графа Ивана Ивановича Шувалова,1. Президента АХ. 1760

144. Ил. 40. А. Зяблов. Кабинет графа И. Шувалова. 1779

145. Ил. 41. Ж.-Б. Грез. Девочка с куклой.

146. Ил. 42. M. Свертс. Портрет молодого человека (автопортрет). 1656

147. Ил. 43. А. Маньяско. Вакханалия

148. Ил. 44. Рим. Жертвоприношение Тита. I в. н.э.

149. Ил. 45. Римская копия с греческого оригинала. Голова богини (Гераили Деметра). Нач. V в. до н.э.

150. Ил. 46. Римская копия со скульптуры Алкамена. Apec (Марс). V в.до н.э.

151. Ил. 47. Г. де Сент-Обен. Салон французской Академии. 17671. Список иллюстраций

152. Ил. 1. А. Афанасьев. Портрет Якова Брюса. Гравюра. ГЭ, СПб.

153. Ил. 2. Автопортрет Андрея Виниуса. Рисунок. Конец XVII в. Библиотека РАН, СПб.

154. Ил. 3. Сибирский мамонт. Рисунок из Книги Виниуса. 1690. Библиотека РАН, СПб.

155. Ил. 4. Ф. Друа. Портрет князя Д.М. Голицына. 1772. X, м.; 97x78 см; ГМИИ, М

156. Ил. 5. Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева. X. м.; 67x54 см; Ростово-Ярославский музей.

157. Ил. 6. Н. Аргунов. Портрет графини П.И. Шереметевой, известный как «Портрет с красной шалью». 1789. X., м.; Кусково, М.

158. Ил. 7. Г. Фюгер. Портрет князя Н.Б. Юсупова. 1783.Х. м.; 112x87 см; ГЭ, СПб.

159. Ил. 8. А. Барон Грос. Конный портрет князя Б.Н. Юсупова. 1809. X., м.; 321x235 см; ГМИИ, М.

160. Ил. 9. А. Редковский. Ротонда в Юсуповском дворце на Мойке. СПб. 1866. ГРМ, СПб.

161. Ил. 10. А. Редковский. Белый зал в Юсуповском дворце на Мойке. СПб. 1868. ГРМ, СПб.

162. Ил. 11. Юсуповский дворец на Мойке. СПб. Нач. XX в. Фотография.

163. Ил. 12. Зал «Прециоза» в Юсуповском дворце на Мойке. СПб. Нач. XX в. Фотография.

164. Ил. 13. Античный зал в Архангельском. Конец XIX в. Фотография.

165. Ил. 14. Зал Тьеполо в Архангельском. Музейная экспозиция.1970-1980-е. Фотография.

166. Ил. 15. Ф. Леман. Аполлон, преследующий Дафну. 1725. X., м.; 63x92 см; Архангельский дворец-музей. М.

167. Ил. 16. Дж. Б. Тьеполо. Встреча Антония и Клеопатры. 1747. X., м.; 337x608 см; Архангельский дворец-музей. М.

168. Ил. 17. Дж. Б. Тьеполо. Трапеза Клеопатры.1747. X., м.; 338x600 см; Архангельский дворец-музей. М.

169. Ил. 18. Г. Робер. Молодой пастух.

170. X., м.; 65x108 см; Архангельский дворец-музей. М.

171. Ил. 19. Г. Робер. Пейзаж с быком.

172. X., м.; 65x108 см; Архангельский дворец-музей. М.

173. Ил. 20. Ж.-Д. Давид. Сафо и Фаон. 1809. X., м.; 225,3x262 см; ГЭ, СПб.

174. Ил. 21. Д. Левицкий. Портрет князя Александра Безбородко 1795. X., м.; 82x67 см; ГМЗ «Павловск».

175. Ил. 22. Я. Иордане. Бобовый король. 1638. X., м.; 157x211 см; ГЭ, СПб.

176. Ил. 23. А.Г. Варнек. Портрет графа A.C. Строганова. 1814. X., м.; 251x184 см; ГРМ, СПб.

177. Ил. 24. Неизвестный французский(?) художник второй половины XVIII века. Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей.

178. Гуашь, белила, бумага на холсте, 493x383 см; ГЭ, СПб.

179. Ил. 25. А.Н. Воронихин. Картинная галерея графа A.C. Строганова. 1793. Перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 42,5x55,5 см; ГЭ, СПб.

180. Ил. 26. Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца. 1832. X., м.; 71x98 см; ГРМ, СПб.

181. Ил. 27. Э.-М. Фалысоне. Грозящий Амур. После 1757. Мрамор, высота 85 см; ГЭ, СПб.

182. Ил. 28. А. Ван де Вельде. Остановка в пути. 1666(7). X., м.; 89x111 см; ГЭ, СПб.

183. Ил. 29. Ж. Бланшар. Св. Цецилия. 1636. X., м.; 104,5x140 см; ГЭ, СПб.

184. Ил. 30. Ж.Ф. де Труа. Похищение Прозерпины. 1735. X., м.; 122,5x161 см; ГЭ, СПб.

185. Ил. 31. Ч. Дандини. Святое семейство. Х,м.; 147,5x111 см; ГЭ, СПб.

186. Ил. 32. Б Строцци. Аллегория Искусств. Ок. 1640. X, м.; 152x140 см; ГЭ, СПб.

187. Ил. 33. Г. Робер. Пейзаж с Аркой и куполом собора св. Петра в Риме. 1773. X, м.; 300x195 см; ГЭ СПб.

188. Ил. 34. Г. Робер. Декоративный пейзаж с обелиском. Х,м.; 298x191 см; ГЭ, СПб.

189. Ил. 35. Обелиски парные. По рис. А. П. Воронихина.1804.Калканская яшма, мясной агат, порфир, бронза. 57x9x9 см; ГМЗ «Павловск».

190. Ил. 36. П.П. Рубенс (школа). Портрет Рубенса с сыном Альбертом Сер. XVIII в. X., м.; 133,5x112,2 см; ГЭ, СПб.

191. Ил. 37. Ф. Солимена. Аллегория царствования. 1690. X., м.; 104x76 см; ГЭ, СПб.

192. Ил. 38. Л. Джордано. Битва лапифов с кентаврами. X., м.; 255x390 см; ГЭ, СПб.

193. Ил. 39. А. Лосенко. Портрет графа Ивана Ивановича Шувалова, Президента АХ. 1760. X, м.; 85x70,5 см; ГРМ, СПб.

194. Ил. 40. А. Зяблов. Кабинет графа И. Шувалова. 1779. X., м.; 72x118 см; ГИМ, М.

195. Ил. 41. Ж.-Б. Грез. Девочка с куклой. X., м.; 65x55 см; ГЭ, СПб.

196. Ил. 42. М. Свертс. Портрет молодого человека (автопортрет). 1656. X, м.; 114x92 см; ГЭ, СПб.

197. Ил. 43. А. Маньяско. Вакханалия.

198. X., м.; 112x176 см; ГМИИ, M.

199. Ил. 44. Рим. Жертвоприношение Тита. I в. н.э. Мрамор, 130x220 см; Гатчинский дворец-музей.

200. Ил. 45. Римская копия с греческого оригинала. Голова богини (Гера или Деметра). Нач. V в. до н. э. Мрамор, 57 см; ГЭ, СПб.

201. Ил. 46. Римская копия со скульптуры Алкамена. Apec (Марс). V и. до н. э. Мрамор, 92,5 см; ГЭ, СПб.

202. Ил. 47. Г. де Сент-Обен. Салон французской Академии. 1767. Бумага, перо, акварель.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.