Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Пуха, Наталия Викторовна

  • Пуха, Наталия Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 154
Пуха, Наталия Викторовна. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1999. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пуха, Наталия Викторовна

Введение. Стр.

Глава 1. Развитие представлений о типах религиозных групп и организаций в американской социологии религии. Стр.

1. Концепции Макса Вебера и Эрнста Трельча как предпосылка развития американской социологии религии и понимания типов религиозных групп и организаций. Стр.

2. Разработка Ричардом Нибуром понятия деноминация. Стр.

3. Уточнения типов религиозных организаций современными американскими социологами религии. Стр.

Глава 2. Динамика и тенденции развития религиозных групп и организаций в США по материалам американских социологических исследований 1970 - 90-х годов. Стр.

1. Американские социологи религии о динамике развития религиозных организаций и тенденциях социальных и теологических изменений внутри них по материалам исследований 1970 - 80-х годов. Стр.

2. Американские социологи религии об источниках «роста» консервативных религиозных организаций по материалам исследований конца 1980 - 90-х годов. Стр.

3. «Экуменическая» тенденция в развитии американского протестантизма. Стр.

Глава 3. Критика и применение американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной социологии религии. Стр.

1. Отношение отечественной социологии религии к разработкам американских социологов религии в 1960 - 80-е годы. Стр.

2. Изменение отношения отечественной социологии религии к американским теориям в 1990-е годы. Стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии»

1. Актуальность исследования.

С теоретической точки зрения необходимость создания идеальных типов религиозных групп и организаций объясняется необходимостью аналитических инструментов и средств изучения конкретных религиозных групп и организаций. Поэтому, в широком смысле, проблема типологии -это проблема анализа религиозных групп и организаций, динамики и тенденций их эволюции. В наши дни этот метод является одним из самых перспективных.

В условиях религиозного плюрализма, присущего современной России, религиоведы и социологи религии испытывают насущную потребность в инструменте, с помощью которого, и в практическом, и в теоретическом аспектах, можно было бы упорядочить и систематизировать многообразные религиозные группы и организации, как российского происхождения, так и прибывшие из США. Поэтому предлагаемый материал диссертации актуален еще и тем, что он дает возможность увидеть, как американские социологи типологизируют свои же религиозные группы и организации.

В американской социологии религии проблема типологии религиозных групп и организаций - одна из ключевых. Фактически остальные вопросы социологии религии американские социологи решают исходя из типологии групп и организаций. В американской социологии религии накоплен большой теоретический и конкретно-социологический опыт, касающийся рассматриваемой в диссертации проблематики. Это и есть тот опыт, который может использовать отечественная социология в решении аналогичных проблем.

Первые две главы диссертации посвящены проблеме типов и тенденций эволюции религиозных групп и организаций в США. В третьей главе анализируются различные подходы к решению данной проблемы в отечественной социологии. Интерес к опыту американской социологии религии подтверждается тем, что сегодня работы американских исследователей активно переводятся на русский язык (Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. 1996). Американская социология может оказать, и уже оказывает, существенное влияние на отечественную социологию, особенно по данной проблематике.

Все вышеизложенное обосновывает научную актуальность темы диссертации.

2. Степень научной разработанности проблемы.

Отечественные социологи религии и религиоведы на протяжении истории, с одной стороны, критиковали, с другой стороны, заимствовали в собственных исследованиях американские теории типов религиозных групп и организаций. Однако до сих пор никто из исследователей не дал целостного рассмотрения проблемы типологии религиозных групп и организаций так, как она дается в американском ключе. Отдельные аспекты данной проблемы всегда обсуждались в отечественных религиоведческих кругах. Ссылки на американских исследователей, в частности на Ричарда Нибура и Мильтона Йингера, можно было найти у Ю.А. Левады, Д.М. Уг-риновича, Ю.В. Крянева, Д.Е. Фурмана.

В настоящее время многие российские социологи религии в своих учебниках обращаются к данной теме, используя опыт американской и европейской социологии (Гараджа В.И. 1996; Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. 1996; Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. 1996; Радугин A.A., Радугин К.А. 1997(6)).

В третьей главе диссертации дан подробный анализ критики и применения американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной религиоведческой литературе.

3. Цели и задачи диссертации.

Цель диссертации - раскрыть проблему типологии религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии как одного из способов анализа конкретных религиозных групп и организаций.

Для нашего исследования необходимо раскрыть содержание основных терминов, использованных в формулировке темы. Речь идет о таких понятиях как религиозная группа и религиозная организация. Религиозная группа может пониматься в нескольких смыслах. В общем смысле - это совокупность индивидов, объединенных общей религиозной идеей или системой верований, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения. В узком смысле термин «религиозная группа» часто используется для обозначения начальной стадии существования совокупности индивидов, объединенных общей религиозной идеей, с низкой степенью организации. В процессе рутинизации харизмы, или ин-ституционализации, происходит формирование и усложнение религиозной организации. Кроме того, под религиозной группой может подразумеваться религиозная община или приход1, начальное звено религиозной организации (Яблоков И.Н. 1979:110). Общесоциологическое понятие организация может тоже иметь несколько значений: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, сведение чего-либо в систему; 3) объединение людей, совместно реализующих интересы, программы и цели, на основе определенных норм и правил (Энциклопедический социологический словарь 1995:490). Если сказать кратко, то термин «организация» может использоваться, когда речь идет о степени организованности, процессе организации и объединении (или группе) людей. Таким образом, совокупность индивидов может называться одновременно и группой, и организацией. Религиозные группы могут отличаться по степени организации; и в религиозных группах происходит процесс организации, который обычно называется ин-ституционализацией или рутинизацией харизмы. Религиозная группа также может быть низшей (начальной) ступенью организации, если речь идет об общине или приходе (вторая глава диссертации как раз рассматривает эту проблему).

Для достижения поставленной цели, диссертант решает следующие задачи: во-первых, систематизировать и проанализировать теории и концепции типов религиозных групп и организаций в американской социологии религии. Во-вторых, раскрыть решение американскими социологами конкретно-социологических проблем, связанных с развитием и эволюцией религиозных групп и организаций. В-третьих, показать отношение отечественных социологов к американским теориям в разные периоды истории.

4. Источники.

Основными теоретическими источниками, послужившими для работы над данной диссертацией, были оригинальные труды американских социологов религии, не переведенные на русский язык. Среди этих авторов назовем Ричарда Нибура, Мильтона Иингера, Бентона Джонсона, Эндрю Грили, Джефри Нельсона, Родни Старка, Чарльза Глока, Вильяма Бэйн-бриджа, Дина Келли, а также их идейных вдохновителей немецкого социолога Макса Вебера и теолога Эрнста Трельча, чьи тексты по данной теме опубликованы на русском языке. Использовалась американская учебная литература по социологии религии, рекомендованная для высших учебных заведений США.

В качестве эмпирических источников можно назвать личные наблюдения в ходе посещений различных приходов США и миссионерских организаций на территории России. В 1992 году мною был прослушан спецкурс по американской социологии религии, проводившийся на социологи

1 Приход - низшая (начальная) административная единица в христианских организациях; община веческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, прочитанный на английском языке американским социологом Шэрон Линзи.

В 1992-1993 году диссертант участвовал в социологическом проекте по созданию справочника западных христианских организаций (преимущественно американских), работающих в Центральной и Восточной Европе и на территориях бывшего Советского Союза (ред. Линзи Ш., Раффин X., Эллиотт М. 1993).

5. Методологическая база диссертации.

Основные методологические принципы данной диссертации также совпадают с общесоциологическими принципами объективности и опоры на эмпирические факты. Объективность проявляется в том, что диссертант рассматривает религиозные группы и организации беспристрастно, не используя ценностных суждений, представляя разнообразные мнения американских социологов по данной проблеме. Что касается опоры на эмпирические факты, то фактическим материалом, послужившим для выводов данной диссертации, стали результаты конкретно-социологических исследований американских социологов религии.

Основные методы данной диссертации - метод анализа письменных источников, то есть работ американских социологов, и наблюдения. Метод анализа письменных источников включает в себя и другие методы - структурно-функциональный, сравнительно-типологический, контент-анализ и генетический анализ.

Описываемые в диссертации типы религиозных групп и организаций имеют определенные функции в социальной системе, обеспечивающие ее равновесие. Примером применения структурно-функционального метода в диссертации служат различные корреляции, устанавливаемые между функционированием религиозных организаций и другими социальными рующих (состоящая из клира и мирян), объединенных при храме. структурами. Определения терминов, вводимых в диссертацию, также носят функциональный характер.

Сравнительно-типологический метод проявляется в самой постановке проблемы диссертации, поскольку речь идет о типах религиозных групп и организаций. Присутствуют также элементы сравнения религиозных организаций американского и российского происхождения.

Контент-анализ - это исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. В диссертации этот метод реализуется в анализе результатов конкретно-социологических исследований и газетных публикаций.

В диссертации также присутствует метод генетического анализа. Этот метод проявляется, во-первых, в изучении концепций предшественников современных американских социологов, которые первыми сформулировали изучаемую проблему. Во-вторых, в том, что авторы, чьи теории и концепции используются в данной диссертации, помещены в исторической последовательности.

Наблюдение конкретных американских общин и беседы с их представителями также нашли свое воплощение в диссертации и повлияли на ее выводы.

6. Научная новизна диссертации.

В диссертации анализируются самые последние результаты работ американских социологов. До сих пор отечественная социология религии не рассматривала подобную проблематику в целостном виде.

В научный оборот отечественного религиоведения вводятся источники, не переведенные на русский язык. Реконструируется общая картина решения американской социологией религии типологии религиозных групп и организаций.

Раскрыто понимание американской социологией структуры, возникновения и институционализации религиозной группы.

Обобщены результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в 1970-90-е годы по этой проблеме в США, и представлены отечественной научной общественности.

7. Практическая значимость диссертации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что она рассматривает проблему типов религиозных групп и организаций, являющуюся актуальной для современной отечественной социологии. В диссертации представлены новейшие исследования американских авторов, на которые до сих пор не обращалось должного внимания, но которые внесли ощутимый вклад в изучение данной проблематики.

Особенную практическую значимость диссертация может иметь для министерства юстиции и других правовых и юридических организаций, которые призваны регулировать деятельность религиозных общин и организаций и проводить научные религиоведческие экспертизы, связанные с этой деятельностью.

Материал, предоставленный в диссертации, может также служить теоретической базой для конкретно-социологических исследований в России.

Материалы диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности для преподавания социальной философии, религиоведения, социологии религии, курсов по американистике.

8. Апробация работы.

По теме диссертации диссертант выступал с сообщениями на Ломоносовских чтениях, на конференциях, проводимых кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова.

В 1995 году автор прочитал спецкурс «Современная американская социология религии» в Российском христианском университете в городе Санкт-Петербурге.

По теме диссертации опубликованы работы «Американская социология религии о типах религиозных организаций»// Вопросы религии и теологии. Сб. по материалам студенческо-аспирантской конференции на кафедре философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, -Москва, 1995, стр. 38-54; Американские социологи религии о динамике и некоторых тенденциях развития религиозных групп и организаций по материалам социологических исследований 1970 - 90-х годов в США. // Деп. в ИНИОН РАН № 54061. - Москва, 1998. - 30 с.

9. Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из Введения, трех глав («Развитие представлений о типах религиозных групп и организаций в американской социологии религии», «Динамика и тенденции развития религиозных групп и организаций в США по материалам американских социологических исследований 1970 - 90-х годов», «Критика и применение американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной социологии религии»), Заключения и Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Пуха, Наталия Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели проблему типологии религиозных групп и организаций в американской социологии религии. В результате мы пришли к следующим выводам:

1. Американские социологи религии выделяют четыре основных типа религиозных групп и организаций. Это церковь, секта, деноминация и культ. Первые три типа составляют эволюционную последовательность институционализации религиозной группы и организации в рамках одной религии. «Культ» - это такая религиозная группа или организация, которая создает новую, по сравнению с принятой в данном обществе систему верований. Если выразиться иначе, культ - это новая религия. Американские социологи выделяют институциональные ступени развития культа: харизматический культ, постоянный культ, централизованный культ и новая религия. Эти ступени соответствуют ступеням развития традиционной религии соответственно: секта, устоявшаяся секта, деноминация и церковь. США, преимущественно протестантская страна, поэтому критерий традиционности религии состоит в соответствии систем верований христианскому Символу Веры, если речь идет о синкретических движениях, модифицирующих христианские доктрины. Если доктрины религиозной группы отрицают члены Символа Веры, то такая группа и соответствующая ей организация считаются культом. Еще два признака культа в Америке - это присутствие харизматического лидера (в противоположность идеологическому, как в секте) и наличие собственных священных книг, помимо Библии. Однако эти два признака считаются необязательными.

2. Если рассматривать проблему эволюции религиозных организаций на уровне их первичных звеньев, то есть религиозных общин, то мы увидим, что в США существует ряд тенденций сопровождающих этот процесс. Во-первых, в ходе институционализации религиозной группы происходят определенные теологические и соответствующие им социальные изменения. Американский социолог Дин Келли установил закономерность между степенью консервативности или либеральности теологии и социальной силой или слабостью религиозной группы или организации. Религиозная группа, находясь на первой ступени институционализации, то есть в форме секты, имеет жесткую консервативную теологию. Это и определяет ее социальную силу, которая проявляется в быстром росте численности. Когда в группе происходят либеральные изменения теологии, тогда она теряет социальную силу и соответственно теряет своих приверженцев. На этой стадии секта превращается в деноминацию. Последующие американские социологи подтверждают гипотезу Дина Келли о том, что консервативные религиозные организации развиваются и «растут» за счет либеральных. Во-вторых, анализируя жизнь современных американских общин, социологи приходят к выводу о том, что в американском протестантизме существует тенденция стирания деноминационных различий, которая проявляется в том, что стиль богослужения вытесняет важность теологии при выборе общин современными американцами. Эта тенденция условно называется «экуменической».

3. Отечественная социология религии не всегда использовала результаты американских социологических теорий религии. В 1960-80-е годы американские теории подвергались критике с марксистских позиций. Начиная с 1990-х годов, книги американских авторов активно переводятся на русский язык, их теории и концепции используются в современной учебной религиоведческой литературе. Поскольку в современной России существуют два основных лагеря исследователей религии, академическая наука и сравнительное богословие, то соответственно существуют два разных подхода в оценке религиозных групп и организаций. Богословы делят религиозные организации на традиционные и нетрадиционные, которые также называются ими «тоталитарными сектами», а соответствующие учения - ересью. Представители научного направления выделяют три или четыре типа религиозных организаций: секту, деноминацию, церковь и культ. Вместо термина культ используются и другие выражения, такие как «новые религии», «новые религиозные движения», «нетрадиционные культы» и «нетрадиционные религии». Отечественные социологии часто используют американские теории в объяснении типов религиозных групп и организаций.

Ко всему сказанному можно добавить то, что полностью перенести американскую теорию типов религиозных групп и организаций на российскую почву, по-видимому, не совсем возможно. Хотя бы потому, что Россия - преимущественно православная страна, а не протестантская. И признание Символа Веры в системе доктрин, возможно недостаточно, для того чтобы считать религиозную группу не новой религией, а традиционной. Однако, в основном, американская теория типов религиозных групп и организаций, может быть принята отечественной социологией религии в качестве теоретической базы для развития собственных концепций, соответствующих российским условиям. Безусловно, американская теория может оказать помощь в анализе религиозных групп и организаций американского происхождения.

В перспективе исследование религиозных групп и организаций в США можно продолжить, изучая конкретные религиозные организации. Также есть смысл обратить внимание на взаимосвязанные с типологией религиозных организаций проблемы, например, теорию секуляризации, экуменизма, или эволюцию религиозного сознания, роль и положение женщины в современных американских религиозных организациях и другие.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.