Традиционное художественное ремесло Дагестана, XIX-XX вв.: История, современные проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Магомедов, Амирбек Джалилович

  • Магомедов, Амирбек Джалилович
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 1999, МахачкалаМахачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 434
Магомедов, Амирбек Джалилович. Традиционное художественное ремесло Дагестана, XIX-XX вв.: История, современные проблемы: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 1999. 434 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Магомедов, Амирбек Джалилович

Введение.

Глава 1. Методология. Историография проблемы. Источники.

Примечания к главе 1.

Глава 2. Основные факторы развития художественного ремесла в

Дагестане.

1 .Влияние историко-культурных факторов на формирование ремесел.

2.Природно-географические и демографические факторы.

3 .Привозные материалы и сырье.

Примечания к главе 2.

Глава 3. Традиционные художественно-ремесленные производства

XIX - начала XX в.

1 .Ковроткачество и женское рукоделие.

2.Художественная металлообработка (оружейное производство, ювелирное дело, обработка меди).

3 .Керамические промыслы.

4.Производство изделий из дерева и камня.

Примечания к главе 3.

Глава 4. Художественное ремесло XIX - начала XX в. как фактор экономического развития Дагестана.

1 .Развитие художественных промыслов.

2. Отходничество мастеров.

3.Государственные меры поддержки традиционных ремесел.

Примечания к главе 4.

Глава 5. Традиционное ремесло в период перехода к социалистическим общественным отношениям (20-30 гг.).

1. Состояние ремесленных производств к началу периода.

2.Политика советской власти в области ремесла.

3.Организация и работа первых художественных артелей.

Примечания к главе

Глава 6. Тенденции развития традиционного ремесла в 40 - 80-е годы.

1 .Ремесленное производство в годы Великой Отечественной войны.

2.Экономика и художественная практика артелей и госпредприятий народных промыслов.

3.Художественное ремесло в сфере частного производства.

Примечания к главе 6.

Глава 7. Исторические судьбы традиционного художественного ремесла и особенности его развития в условиях рыночных отношений постсоветского времени.

1.Проблемы сохранения исторического наследия художественного ремесла.

2.Ремесленное производство Дагестана в 90-е годы.

Примечания к главе 7.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное художественное ремесло Дагестана, XIX-XX вв.: История, современные проблемы»

Актуальность проблемы. Ремесло - фундаментальная область человеческой деятельности. Ремесленные и особенно художественно-ремесленные навыки труда еще долго будут необходимы обществу. В прошлом и сегодня ремесленные занятия, наряду с земледелием, скотоводством, фабрично-заводской промышленностью, современной индустрией досуга и обслуживания занимали и занимают важное место в экономике и культуре общества. Поэтому исследование особенностей исторического пути такого вида деятельности, оценка его перрпектив и потенциальных возможностей представляет особый интерес.

Исторический процесс развития традиционного художественного ремесла у многих народов мира во многом един. Он обусловлен тем, что, с одной стороны, в общественном производстве на смену «кустарному», ручному труду приходят фабричные, промышленные технологии. С другой стороны, художественно-ремесленное производство и в конце XX в. продолжает сохраняться как важнейший элемент экономики и культуры общества. Однако традиционное ремесло существенно меняется в новых условиях. Поэтому важно проследить пути адаптации народного ремесла к событиям "бурного" XX в., когда модернизация многих сфер жизни резко суживает место традиционных форм экономики и культуры в жизнедеятельности общества. Важно показать и то, что, несмотря на это, традиционное художественное ремесло в России и в конце XX в. продолжает сохраняться как значительный элемент хозяйственных и культурных традиций, как важнейшая форма создания новых рабочих мест, как база для развития внешней торговли, туризма.

Актуальность темы связана и с тем, что возникла необходимость «нового прочтения» ряда страниц темы. Монополизация в руках советского государства почти всех сфер экономики и культуры существенно повлияли на естественные процессы развития "народной промышленности", привели к забвению многих традиций художественного ремесла. В то же время новая власть полностью не отвергла "особые" свойства такого производства. Были учтены относительная легкость создания в сфере традиционного ремесла новых предприятий, возможности пополнения бюджета за счет экспорта "кустарно-художественных изделий". Поэтому новая власть оказывает народным мастерам значительную государственную поддержку в форме создания крупных предприятий во многих центрах народного ремесла и их финансовой, идеологической опеки.

Тема актуальна и потому, что исторически художественное ремесло имело для такого региона, как Дагестан, большое значение. Складывание ремесленных промыслов явилось в XIX в. и особенно во второй его половине важнейшим фактором экономического подъема края. Художественное ремесло являлось и важнейшей частью культуры дагестанских народов. Оно стало своеобразным катализатором ускорения процесса становления общедагестанских традиций художественной культуры. Многие виды ремесла (оружейное дело, ворсовое ковроткачество, ювелирное мастерство) в XIX -XX вв. интенсивно распространяются и среди тех народов Дагестана, у которых в более ранний период они не зафиксированы. В XIX- XX вв. народное художественное ремесло превращается и в важнейший знак-символ национального своеобразия культур народов Дагестана за его пределами.

По степени развития традиционного художественного ремесла Дагестан оказался своеобразным лидером российского масштаба. В этой роли он сохранял многие позиции и в годы советского периода истории. Исследование этого феномена позволить глубже оценить вклад дагестанских мастеров ремесла в российскую и мировую художественную культуру.

Актуальность темы определяется также наметившимся в последнее десятилетие повышенным интересом к национальным истокам современной культуры. Дагестан был и остается особым регионом, своеобразной контактной зоной, где взаимодействуют местные традиционные, европейские и восточные культурные явления. Исторический опыт такого взаимовлияния ценен для понимания процессов современного этапа культуры. Дело в том, что существующая опасность бездумной "исламизации" или "европеизации", "урбанизации" дагестанской культуры ставит перед учеными серьезные теоретические вопросы.

Тема актуальна и в связи с необходимостью обобщения опыта рыночных реформ в области ремесленного производства, разработки прогнозов и предложений по преодолению возникающих трудностей. Для Дагестана, региона слабо обеспеченного своими природными ресурсами и с избыточными трудовыми ресурсами учет исторического опыта развития художественного ремесла при определении перспектив экономического и культурного развития является важной задачей.

Научная новизна работы. О художественных промыслах как яркой традиции экономики и культуры дагестанских народов писали многие, ученые. Тема была "на слуху" и у рядового читателя. В то же время глубокое научное изучение всего комплекса исторических и современных проблем развития дагестанского художественного ремесла Х1Х-ХХ вв., всесторонняя его оценка как важного экономического и культурного явления дагестанского общества не проводилось.

В работе впервые в региональной историографии раскрываются исторические особенности складывания различных художественно-ремесленных занятий у населения Дагестана до Х1Хв. Новую интерпретацию получили многие конкретно - исторические материалы о промыслах и о художественных традициях народного ремесла XIX -XX вв.

В диссертации во многом по-новому исследуются меры государственной политики в области ремесленного производства до и после 1917 г. В советской историографии об этом говорилось мельком, замалчивались запретительные и ограничительные меры органов советской власти в области ремесла.

Считалось, что царское правительство и его структуры на местах препятствовали развитию национальной культуры, развитию обрабатывающих отраслей хозяйства, а вся политика Советов была направлена только на поддержку и развитие традиционных ремесел.

В работе впервые всесторонне рассматривается процесс развития традиционного художественного ремесла в советский период истории, показаны как противоречия, так и достижения в этой области, прослежены особенности развития традиционных ремесел в условиях рыночных реформ постсоветского времени.

Новыми являются многие приемы комплексного подхода к освещению вопросов темы, имеющих «стыки» с такими областями знаний, как этнография, история искусства, археология. Они позволили глубже определить историческое место ремесленных производств народных мастеров Дагестана.

Новизну содержат и подходы к использованию и интерпретации многих исторических источников по теме, которые дали возможность конкретнее и глубже проследить процессы формирования ремесленных промыслов Дагестана, особенности отходничества мастеров в конце Х1Х-начале ХХв. Учитывая, что в исторической литературе о художественном ремесле часто превалирует иллюстративный метод обоснования наблюдений, подобные подходы к систематизации материала позволили значительно углубить научный уровень разработки отдельных вопросов темы.

Новыми являются уточнения принятых определений ряда основных понятий ("ремесло", «промысел» и др.), оценки вклада исследователей дореволюционного периода в изучение художественного ремесла народов Дагестана последней четверти XIX и начала XX в.

В диссертации во многом впервые обобщается многочисленный материал, касающийся влияния дагестанского художественного ремесла на экономику, культуру и быт народов Кавказа, России, республик СНГ , на разработку новых методов профориентации, художественного образования, эстетического и трудового воспитания детей и юношества.

Хронологические рамки исследования (Х1Х-ХХ вв.) охватывают период от времени присоединения Дагестана к Российской империи и до конца XX в., включая и последнее десятилетие развития рыночных отношений и демократизации общества. В этот период ремесло стало одним из источников в процессах накопления капитала, экономического и культурного развития Дагестана.

Рассматриваемый временной период позволяет проследить динамику изменений в традиционном художественном ремесле в условиях различных социально-экономических систем, определить тенденции "модернизации", приспособления художественных традиций народного ремесла к новым реалиям экономической и культурной жизни общества в XX в.

Цель, задачи и структура исследования. Цель диссертационного исследования - на основе анализа всего комплекса привлекаемых материалов, а также обобщения научного опыта, имеющегося в этой области, исследовать историю традиционного художественного ремесла Дагестана в Х1Х-ХХ вв. и показать его современные проблемы. Это намечено достигнуть с помощью решения следующих задач:

- обобщение накопленного научного опыта исследования вопросов темы, выявление совокупности малоисследованных и практически не изученных аспектов, определение методологической базы исследования, оценка значимости различных источников, их надежности и достоверности,

- рассмотрение основных факторов развития традиционного ремесла (природные, историко-культурные, экономические), выявление причин превращения Дагестана в «страну» народного мастерства,

- изучение художественно-ремесленных производств XIX - начала XX вв. как факторов экономического и культурного развития края. Определение их места в хозяйстве, художественной культуре дагестанских народов,

- показ опыта государственной поддержки традиционных художественных ремесел и кустарной промышленности в начале XX в.,

- рассмотрение особенностей развития традиций художественного ремесла в советский период истории, особенностей государственной политики по отношению «частных» промыслов народных мастеров,

- изучение влияния традиций дагестанского ремесла на экономику, культуру, быт населения народов Кавказа, ряда регионов России, республик, СНГ, разработку методов профориентации, художественного образования, эстетического и трудового воспитания детей и юношества,

- исследование складывающегося опыта развития традиционного ремесла в современных условиях с целью разработки рекомендаций по преодолению возникающих трудностей.

Задачами диссертации предусматривается также изучение соотношения общего и конкретного, целого и частного в проблеме, выявление, как региональных особенностей, так и типологически общих черт, характерных и для других регионов, России в целом, других "ремесленных" стран.

В соответствии с задачами определена и структура работы. Она состоит из введения, 7 глав (18 подразделов), заключения, списка использованной литературы, приложения (иллюстрации). Иллюстрации состоят из 54 рисунков. На рисунках зарисовки, фотографии около 200 единиц изделий традиционного ремесла, поясняющих положения диссертационной работы

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Магомедов, Амирбек Джалилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционное художественное ремесло в XIX - XX вв. представляло собой важнейшую часть хозяйственных и культурных традиций народов Дагестана. Его становлению во многом способстввовало наличие здесь природного сырья (шерсть, дерево, камень, глина, железная руда), историко-культурных и торговых связей с Закавказьем, Ближним и Средним Востоком, Россией. По торговым путям из этих стран в Дагестан поступают редкие материалы, необходимые для народных мастеров.Купцы везут также готовые изделия художественного ремесла этих стран, которые часто становятся основой для подражания, формирования новых художественных традиций, коллекционирования.

Историческая "глубина" многих видов ремесленного мастерства хорошо просматривается на материалах археологической керамики, оружия, металлопластики эпохи средневековья. В У111-Х вв. начинается процесс проникновения в Дагестан художественной культуры мусульманского Востока и Закавказья. Здесь возникают художественно развитые виды поливной керамики, резьбы по штуку, камню, дереву, бронзового литья, Появляются новые виды ткачества, ковроделия. Важнейшей основой творчества ремесленников становится орнаментальное искусство арабескового характера. Новые традиции часто связаны с профессиональными школами ремесленников средневекового Востока.

Позже (в Х1-ХУ вв. ) художественные ремесла Дагестана получают дальнейшее развитие. Сохранившиеся памятники культового строительства, резные надмогильные плиты, архитектурные украшения, литые котлы этого периода свидетельствуют о размахе творческих исканий ремесленников.

В ХУ1-ХУП вв. наблюдается упадок художественного мастерства Дагестана. Усиливается натурализация ремесленного производства, "домашние" формы ремесла получают большее распространение. Однако и в это время продолжается творческая переработка народными мастерами достижений городских ремесленников Востока, художественного опыта предшествующих столетий. В "домашних" формах ремесла, в зарождающихся новых традициях мастерства, закладываются народные основы, ставшие основой его расцвета в более поздний период, в XIX -начале XX в.

Рост торговых связей с Россией, соседним Азербайджаном, появление новых рынков сбыта ремесленных изделий и закупки сырья (драгметаллы, железо, медь, канитель и др.) в XVIII и особенно в XIX вв. становятся важнейшими факторами роста числа промысловых центров, объемов производства изделий художественного ремесла. Высокоплотное шерстяное сукно, огнестрельное и холодное оружие, медночеканные и деревянные изделия, керамика, ковры становятся "экспортными" товарами Дагестана. Растет потребление изделий народных мастеров и в самом Дагестане.

Развитие художественного ремесла в XIX в. проходит на широком фоне культурного развития Дагестана. Широко развиваются народные начала ремесла, повышается интерес к орнаментальному декору, к художественно отделанной ботовой вещи, массовым становится производство многих изделий, растет потребление художественных изделий. Заметно в это время бережное отношение к традиционному наследию художественной культуры. Формируется разнообразие изделий мастеров.

Изучение развития отдельных видов художественного ремесла показывает, что при всех различиях в техниках, ассортименте, формах и узорах изделий, особенностях эволюции ремесла дагестанские традиции художественно-ремесленной культуры объединяет не только единая территория, но и ряд важных характеристик.

Так, в ассортименте, техниках изготовления, формах и узорах изделий XIX в. явно угадываются художественные традиции раннего периода. За редким исключением все художественные производства этого периода являются продолжением культурных традиций предшествующих столетий.

С середины XIX в. дагестанское художественное ремесло становится и общекавказским явлением. Его экономическое и культурное влияние на хозяйство, быт многих народов Кавказа значительно. Это связано с массовым вывозом из Дагестана ремесленных изделий, отходничеством мастеров. При этом в развитии всех видов художественных ремесел XIX в. большое значение имеют процессы обратных связей — влияние культур народов Кавказа на творчество дагестанских мастеров, перенявших многие достижения соседних народов.

Характерной особенностью развития народных ремесел Дагестана в XIX в. является и появление центров, в которых, в силу исторических и географических условий развитие получают уникальные направления тех или других ремесел. Так, например, в ткачестве особым качеством выделялись хаджалма-хи некие пуховые сукна, кельские и кубачинские шерстяные ткани, в ковроткачестве— ковры рукельских, микрахских, ахтынских мастериц, в оружейном деле — кубачинские и лакские изделия, в резьбе по дереву — работы мастеров из ругуджинских и куядинских хуторов, в резьбе по камню — надмогильные камни, выполненные мастерами из сел Бакни, Чох, Хурик. В медночеканном деле популярны тонкостенные изделия лакского с. Хури, аварского с. Гоцатль, в гончарном деле — сулевкентская, балхарская и испикская керамическая посуда.

Художественно- ремесленное производство народов Дагестана в исследуемый период стало важной частью экономики края. Развитие товарно-денежных, товарообменных отношений в этот период привело к значительному расширению числа промыслов и географии художественного ковроделия, ювелирного, медночеканного, гончарного ремесла. Одновременно развивается сфера домашнего ремесленного производства, ставшая широким фоном для появления новых промыслов.

С усилением конкуренции товаров фабрично-заводского производства, ростом влияния городской культуры в конце XIX — начале XX в. многие

В результате, часть промыслов угасает, их продукция приобретает эклектический характер; в отдельных видах ремесла снижается художественный уровень, достигнутый в предшествующий период.

Усиление процессов упадка в традиционном художественном ремесле в начале XX в. связано и с тем, что ослабляются культурные связи с восточными странами. Исторически ремесло Дагестана испытывало значительное влияние культур стран Ближнего и Среднего Востока. С присоединением же края к России усиливаются веяния европейских культур, значительно отличающихся от восточных. Это особенно заметно в начале XX в.

Правительственные органы России предпринимают ряд усилий по спасению традиционных промыслов. Создаются специальные комитеты для оказания помощи мастерам. Кустарный комитет организуется и на Кавказе. Основная работа Комитета в Дагестане сосредотачивается на поддержке ковроткачества. Большое значение для развития ювелирных промыслов Дагестана имел и Пробирный устав 1896 г., правительственные меры по насыщению рынка драгоценных металлов в стране.

Целостное исследование традиционного ремесла Дагестана показывает значимость вклада Дагестана в общекавказскую художественную культуру, важную его роль в обеспечении экономического и культурного скачка в XIX — начале XX в. Художественные начала народного ремесла Х1Х-начала XX в. стали заметным вкладом в развитие мировой художественной культуры. Дагестан приобретает устойчивую славу центра художественно-ремесленных производств, "страны" народного мастерства.

Многие процессы, происходящие в художественном ремесле в XIX — начале XX в., типологически сходны с процессами, идущими в культуре других народов России, мира. Черты сходства проявляются в характере влияния капиталистических отношений на мелкое производство, в усилении культурного обмена между мастерами различных школ, во влиянии городской государственных и общественных организаций, обеспокоенных судьбами народного ремесла.

При этом обращает на себя внимание то, что на начальном этапе становления художественных промыслов, ориентированных на рынки городов, в силу определенной общности бытовой культуры этих городов с культурой сельского населения они развиваются на народных основах. Именно к этому периоду времени относится и расцвет традиционного прикладного искусства. Со временем, когда городская культура под влиянием европейских стилей профессионального искусства и фабрично-заводского производства теряет былую общность с деревенской, изделия ремесленных промыслов все более приобретают черты эклектики. В стремлении "поспеть" за городом и составить конкуренцию фабричной продукции сельские ремесленники все чаще экспериментируют, выходят за рамки традиционных образно-выразительных средств. Эти процессы на Кавказе несколько запаздывают по сравнению с Центральной Россией в силу отставания здесь темпов формирования городов. Здесь и накануне Октябрьской революции традиционное художественное ремесло все еще обладает потенциями для внутреннего саморазвития.

Особенностью развития удожественного ремесла Дагестана в XIX — начале XX в. стало и формирование региональных (северокавказского и дагестанско-азербайджанского) художественных стилей убранства изделий, региональной моды на определеннный тип украшений, других изделий народных мастеров. Все труднее выявить этническую специфику таких работ, как пояса, оружие, ворсовые ковры, медная посуда. При этом формирование такой общности связано как с работой мастеров-отходников, так и особенностями экономического развития Дагестана.

Специфически дагестанским явлением можно назвать ремесленное отходничество народных мастеров. Обращает внимание не столько само явление, которое характерно и для ремесленного производства многих народов, а масштабы, география отхода. Отходниками являлись ювелиры, медники, гончары. На начальном этапе развития отходничества в города и села Северного Кавказа выезжали и кузнецы. А дагестанских медников, лудильщиков в начале XX в. можно встретить чуть ли не во всех регионах России.

Ремесленное отходничество как экономическое явление явилось одной из форм интенсификации традиционного ремесленного производства. Отходничество мастеров привело к формированию многих городских ремесел на Кавказе. Близость бытовой культуры народов (одежда, украшения и др.), специфика кавказского варианта городской культуры, сохранившей многие элементы народной сельской культуры, способствовали интеграции творческих начал народного ремесла Дагестана в современную для начала XX в. городскую среду кавказских областей.

В советский период истории условия развития традиционного художественного ремесла значительно изменилось. Эти изменения связаны с резким сужением роли рыночных механизмов в экономике, монополией государства на внешнюю торговлю, тяжелыми последствиями для народного хозяйства гражданской войны 1917-1921 гг., нападением на страну фашистской Германии в 1941г., политикой и практикой коллективизации. На развитие традиционного ремесла в 60-80-е гг. сказались и перегибы, инициированные Н.С.Хрущевым по ограничению индивидуальных ремесленных промыслов населения. Немаловажными факторами, влиявшими на развитие ремесла, оказались процессы усиления влияния городской, промышленной культуры на одежду, быт сельского населения.

В новый период истории сузились, исчезли некоторые традиционные рынки сбыта ремесленных изделий. Общее обеднение населения, заметное в первые десятилетия советской власти, сузило пространство спроса художественных изделий высокого уровня. В то же время нигилизм к традиционной народной культуры, культивируемый нередко отдельными представителями новой власти способствует ускоренной переориентации эстетических установок новой элиты, интеллигенции, части крестьянства с традиционной на урбанизированную культуру.

В таких условиях традиционное художественное ремесло занимает все меньшее место в культуре нового периода. Вместе с тем интересы государства, связанные с восстановлением народного хозяйства, перспективы экспорта художественных изделий определяют политику организации кооперативных артелей в центрах традиционных ремесел, оказания им организационной и финансовой помощи. Художественные артели, государственные комбинаты и фабрики НХП получают дефицитное сырье и материалы через систему госснабжения по специальным заявкам. Со временем искусство художественных промыслов начинает выполнять и важные идеологические функции по упрочению новой власти, пропаганде реальных и мнимых достижений советского общества.

В годы советской власти в трудном положении оказались народные мастера, продолжавшие работать индивидуально, семейными группами. Им все труднее приобретать многие виды сырья, реализовывать продукцию. Дефицит стал характерным признаком всей экономики. Госпредприятия не справляются с выпуском многих товаров народного потребления, в том числе сырья, материалов для ремесленников (пряжа, красители и др.). В то же время для ряда художественных ремесленных и иных мелких промыслов вводятся жесткие ограничения, в разное время запрещались промыслы ювелиров, мастериц ковроткачества и т. д. Запрещен гражданский оборот многих материалов, необходимых для мастеров.

Несмотря на разрушение новой властью основ мелкого производства (свободный рынок сырья, товаров и др.) многие художественные ремесла Дагестана все же продолжали развиваться и в полулегальных условиях. Особенно это заметно в 60-80-е гг., когда государство вынуждено принять ряд мер для возрождения традиционного ремесла. В Дагестане фактически не действуют многие правовые ограничения на занятия ремесленными промыслами.

Серьезно затруднила развитие художественного ремесла Дагестана в годы советской власти и значительная изолированность экономики страны от внешнего мира. Без рекламы, устойчивых связей с западными производителями трудно было пробиться на заполненный рынок товаров и услуг зарубежных стран, быстро ориентироваться в меняющихся вкусах и пристрастиях покупателей. Поэтому с каждым десятилетием страна теряла свои позиции даже на рынках ковров ручного изготовления, где традиционно у России были большие возможности.

Таким образом, советский период истории развития традиционного художественного ремесла характеризуется особым приоритетом регулирующих механизмов государственного воздействия на развитие мелкого производства. Новая власть жестко ограничивает сферу индивидуального ремесленного производства и одновременно проводит кооперирование мастеров в наиболее крупных центрах ремесла, подчиняет народное искусство официальной идеологии.

В развитии художественного ремесла как явления прикладного искусства в советский период истории также происходят многие изменения. В 30-50-е гг. под влиянием идеологических установок партии и формирующихся в стране тоталитарных форм искусства в творчестве народных мастеров возобладала тенденция на создание станковых по сути, вычурных по стилю произведений, приуроченных к знаменательным датам истории советского государства, Дагестанской республики, юбилейным дням рождений государственных и общественных деятелей советской элиты. Эти работы отличает "парадность" отделки, в целом простые, геометризованные формы. Отход от народных традиций прикладного искусства - характерная особенность таких работ.

Ситуация меняется лишь в конце 50-х гг., когда в искусстве произошел поворот от «парадного» к стилю "лаконизма и строгости" художественных решений. Именно с новым стилем связаны наиболее выразительные решения в произведениях народных мастеров Дагестана Р.Алиханова, Г.-Б.Магомедова, А.Абдурахманова, М. Джамалутдинова, И.Абдуллаева, Б.Гимбатова, С.П.Смирновой и многих других.

С развитием традиционного художественного ремесла связаны и изменения в экономике Дагестана. В 60-80-е гг. в республике появились крупные госпредприятия, основанные на использовании исторически сложившихся навыков ремесла. С другой стороны, различные ограничения на занятия промыслами в индивидуально-частной сфере сковывали инициативу мастеров, и в итоге богатый потенциал народного мастерства оставался невостребованным сполна. Поэтому не было случайным и то, что многие дагестанские мастера в 50-80-е гг.выезжают из республики, перебираются на постоянное жительство в города и села республик Закаваказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Казахстана. Да и коллективы госпредприятий из-за сложного механизма ценообразования, внедрения новых образцов, низкой технологической базы вынуждены работать не в меру своих возможностей.

Дагестанское традиционное ремесло в годы советского периода его истории сыграло важную роль и как фактор развития многих художественных производств страны. При поддержке дагестанских предприятий НХП, непосредственном участии их мастеров и с использованием традиционных приемов народного искусства Дагестана в ряде регионов России, других республик Союза было налажено производство ковровых предприятий, ювелирных цехов художественных объединений, комбинатов бытового обслуживания.

В 60-80-е гг. традиционное художественное ремесло Дагестана активно стало использоваться для целей художественного и трудового обучения в системе общеобразовательного и специального школьного образования республики. Опыт дагестанских педагогов перенимают во многих областях и республиках страны.

Переход к рыночной экономике в 90-е гг., снятие правовых ограничений значительно изменили условия развития ремесла в России. Резко усилилась активность индивидуально работающих . мастеров, началось возрождение многих забытых декоративных приемов мастерства, расширился ассортимент изделий. Вместе с тем из-за общих финансовых трудностей, отсутствия средств на реконструкцию и поиск новых направлений практически свернули производство многие госпредприятия народных промыслов (Махачкалинский комбинат художественных изделий, ковровые объединения). На других же госпредприятиях изготовление художественных изделий резко сократилось.

378

С улучшением экономической обстановки в стране, усилением инвестиционной активности эти проблемы, возможно, удастся решить. Для решения существующих проблем большое значение имеют и меры государственной поддержки. Сегодня в силу сложного экономического положения государство еще не может оказать полноценную помощь народным мастерам. В то же время принят ряд мер. Это постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" (август, 1997 г.), федеральные законы "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"(апрель, 1998 г.), "О народных художественных промыслах" (декабрь 1998 г.). Проводятся различные конференции [1]. Поэтому можно надеяться, что новый рубеж веков станет началом возрождения богатых традиций художественного ремесла народов Дагестана.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Магомедов, Амирбек Джалилович, 1999 год

1. Х.Документы органов власти и управления

2. Закон об индивидуально-трудовой деятельности // Индивидуальная трудовая деятельность: Сб. нормативных актов. М., 1987.20 драгоценных камнях и драгоценных металлах: Федеральный закон // Российская газета. 1998, 7 апреля.

3. З.О народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС. 17 февраля 1974г. //Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Т.Ю.М., 1976.40 народных художественных промыслах: Федеральный закон // Российская газета. 1999, 15 января.

4. Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан /Утверждено постановлением СМ СССР 3.05.1976 г. № 283 // Собрание постановлений Правительства СССР. 1976, № 7.2.Исследованияа/ Публикации

5. Абаев А.М. Рабочий класс Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Орджоникидзе, 1978. 112 с.

6. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993.326 с.

7. Абдуллаев Г.Б. Азербайджан в ХУШ в. и взаимоотношения с Россией. Баку, 1965.

8. Абдуллаева Н. Ковровое искусство Азербайджана. Баку, 1971. 149 с.

9. Агамалиева С.М. Гончарство Азербайджана: Историко-этнографическое исследование. Баку, 1987. 134 с.

10. Агамалиева С.М. Этнографические материалы по гончарству Кубинской зоны // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане: 1977 г. Баку, 1980.

11. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин: XIX начало XX вв. М., 1978. 304 с.

12. Акиева Х.М. Прикладное искусство чеченцев и ингушей (XIX -нач. XX в.). Грозный, 1984. 23 с.

13. Алиев Б.Г. Развитие торговли союзов сельских общин Дагестана (ХУШ-первая половина XIX вв.) // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане: Тем. сборник ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1991. С.31-45.

14. Ю.Алиев Ф.М. Азербайджанско-русские отношения (ХУ-Х1Х вв.): 4.1. Баку, 1985. 174 с.

15. П.Алиева А.-Х. Ворсовые ковры Азербайджана XIX начала XX века. Баку, 1987. 143 с.

16. Алимова Б.М. Табасаранцы. Х1Х-нач.ХХ в. Махачкала, 199Й. 264 с.

17. Алиханов Р. Кубачинские очерки: Записки мастера // Искусство Кубачи. Л., 1976. С.8-63.

18. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г. // Известия русского географического общества: Т.ХХ. СПб., 1884. № 4.

19. Анчабадзе В.Д., Волкова Н.Г. Старый Тбилиси: Город и горожане в XIX в. М., 1990. 271 с.

20. Арсланбеков Б.М. Производство изделий из металла в Дагестане в конце XIX нач. XX в. // Вопросы истории и этнографии Дагестана: Сб.научных сообщений Даггосуниверситета: Вып. 6. Махачкала, 1976. С.51-62.

21. Арсланбеков Б.М. Проникновение капиталистических отношений в кустарное производство Дагестана в конце XIX нач. XX в.// Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб.научных сообщений Даггосуниверситета: Вып.7. Махачкала, 1976. С.53-73.

22. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989. 246 с.

23. Асиятилов С.Х. Место художественных промыслов и ремесел в хозяйстве аварцев в прошлом и настоящем // Уч. зап. ИИЯЛ Даг. ФАН СССР: Серия обществ.наук: Т.17. Махачкала, 1967.

24. Аствацатурян Э.Г. История оружейного и серебряного производства на Кавказе в XIX начале XX в. : Дагестан и Закавказье: 4.1. М., 1977. 160 с.

25. Аствацатурян Э.Г. К вопросу об определении одной группы огнестрельного оружия // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник, 1978. JL, 1979.

26. Аствацатурян Э.Г. Указатель клейм и имен кавказских мастеров оружейного и серебряного дела. М., 1982.

27. Аствацатурян Э.Г. Кавказское оружие. Б.М., Внешторгиздат, б.г.

28. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. 254 с.

29. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в ХУШ-Х1Х вв. М„ 1991. 392 с.

30. Бабенчиков М.В. Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера. М., 1948. 174 с.

31. Бадаева Т.А. Традиции древнерусской культуры и народное искусство // Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов: Сб. науч. трудов НИИХП. М., 1986. С.60-79.

32. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. М., 1926. 67 с.

33. Башкиров A.C. Искусство Дагестана: Резные камни. М., 1931. 118 с.

34. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. С. 16-43.

35. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные С.Броневским. 4.2. М., 1823.

36. Бузлаева А.И. Кооперация промысловая // БСЭ. 3-е изд. Т.13.

37. Булатова А.Г. Лакцы (XIX нач. XX в.): Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971. 196 с.

38. Булатова А.Г. Гончарное производство табасаранцев во второй пол.XIX нач. XX в.: По материалам с.Джули // Хозяйство народов Дагестана. Сб. статей ИЯЛИ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1979.

39. Булатова А.Г. Золотошвейное производство у некоторых народов Дагестана // Народные художественные промыслы Северного Кавказа: Традиции и современность. Махачкала, 1988. С. 158-168.

40. Вайнштейн С. Об орнаменте как историко-этнографическом источнике // Народное прикладное искусство: Актуальные вопросы истории и развития. Рига, 1989.

41. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М., 1974.

42. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков. М., 1974. 187 с.

43. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту XIX нач. XX в. // Кавк. этногр. сборник: Вып.9. М., 1989.

44. Волкова Н.Г. Хыналыг // Кавк. этногр. сборник: Вып.7. М.,1980.

45. Волкова Н.Г., Джавахишвили. Бытовая культура Грузии Х1Х-ХХ веков: Традиции и инновации. М., 1982. 239 с.

46. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972.

47. Воронов С. Из путешествия по Дагестану // Сб.свед. о кавк. горцах: Вып.1. Тифлис, 1868.

48. Всеобщая история искусств: В 4-х т.: Т.2: Кн.2. М., 1961.

49. Габиев Дж. Металлообработка у лаков // Уч. зап. ИИЯЛ Дат. ФАН СССР: Т.1У. Махачкала, 1958.48Табиев Дж. Лакское ювелирное искусство XIX нач.ХХ в. // Сб.науч. трудов НИИХП: Вып.7. М., 1973.

50. Габиев Дж.С. Крестьянская промышленность Дагестана // Проникновение и развитие капиталистических отношений в Дагестане: Тем. сборник ИИЯЛ ДагФАН СССР. Махачкала, 1984.

51. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965. 391 с. .

52. Гаджиев В.Г. К вопросу о социально-экономической базе государства Шамиля // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане. Тем. сборник ИЯЛИ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1991. С. 104-136.

53. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа: Эпоха энеолита и ранней бронзы. М., 1991. 264 с.1

54. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М., 1961.387 с.

55. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. 300 с.

56. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев. М., 1976. 227 с.

57. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX нач. XX в. М., 1981. 151с.

58. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики. Махачкала, 1987. 70 с.

59. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала, 1989. 69 с.59Тазимагомедов М.Г.Народные художественные промыслы Дагестана.1. Махачкала, 1988. 103 с.

60. Гамзатов Гаджи. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978. 293 с.

61. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. 562 с.

62. Гамзатов Г.Г. Поливная керамика Дербента ХШ-ХУ1 вв. // Керамика древнего и средневекового Дагестана: Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1981.

63. Гамзатов Г.Г. Неполивная керамика Дербента ХШ-ХУ1 веков // Древние промыслы Кавказа и торговля в Дагестане: Сб.научных статей. Махачкала, 1984. С.118-140.

64. Гамзатова П.Р. Женские ювелирные украшения Дагестана. ХУНТ -нач.ХХ в. Махачкала, 1986. 80 с.

65. Гасанов М.Р. У истоков братства: Некоторые вопросы развития дагестано-грузинских взаимоотношений. Махачкала, 1986. 110 с.

66. Гейдаров М.Х. Социально-экономические отношения и ремесленные организации в городах Азербайджана в ХШ-ХУП вв. Баку, 1987.

67. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982. 240 с.

68. Дагестанская промышленность за пять лет: 1921-1925гг. Махачкала, 1926.

69. Даркевич В.П. Прикладное искусство // Культура Византии: Вторая половина УП-ХП вв. М., 1989. С.520-556.

70. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. 208 с.

71. Дебиров П.М. К вопросу об истоках некоторых мотивов растительного орнамента в средневековом монументально-декоративном искусстве Дагестана // Дагестанское искусствознание: Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1976. С.116-133.

72. Дебиров П.М. Истоки орнамента растительного стиля // Народное декоративно-прикладное искусство и современность: Тем. сборник ИИЯЛ Дат.ФАН СССР. Махачкала, 1979.

73. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М., 1982. 240 с.

74. Дебиров П.М. Современный войлочный орнамент ногайцев. Дагестана // Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры: Тем. сборник ИИЯЛ ДагФАН СССР. Махачкала, 1988.

75. Джидалаев Н.С. Тюркизмы в дагестанских языках: Опыт историко-этимологического анализа. М., 1990. 250 с.

76. Дубровин Н. История войн и владычества русских на Кавказе: T.I: Кн.1. СПб., 1871.

77. Дюма Александр. Дагестан / Сост. А.М.Аджиев. Махачкала, 1995.

78. Иванов A.A. О датировке кубачинских памятников // Искусство Кубачи. Л., 1976. С. 164-193.83 .Иерусалимская A.A. Предметы христианского культа из могильника Мощевая балка // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. М., 1985. С.101-112.

79. Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерки истории. Махачкала, 1984. 116 с.

80. История Дагестана: В четырех томах: T.I. М., 1967; Т.2. М., 1968.87 .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШв. М., 1988. 544 с.

81. История народов Северного Кавказа. Конец ХУШ в. 1917 г. М., 1988. 660 с.

82. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. 370 с.

83. Казиев А.Ю. О видах народного бытового искусства // Искусство Азербайджана: Вып.4. Баку, 1954.

84. Калоев Б.А. Материальная культура и прикладное искусство осетин. М., 1973. 147 с.

85. Казилов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала, 1989. 204 с.

86. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана (от времени присоединения к России до наших дней). М., 1971. 475 с.

87. Калоев Б.А. А.Ф.Кони // Этнографическое образование. 1997. №3.

88. Киласов Р. Из истории торговли в Дагестане // Вопросы истории и этнографии Дагестана: Сб.сообщений Даггосуниверситета: Вып. 5. Махачкала, 1975. С. 151-168.

89. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959. 176 с.

90. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962. 82 с.

91. Кильчевская Э.В. Аварское ювелирное искусство // Искусство Дагестана. Махачкала, 1965. С. 100-112.

92. Кильчевская Э.В. Некоторые детали возникновения искусства черни на Кавказе // Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1973.

93. ЮО.Кильчевская Э.В., Негматов H.H. Шедевры торевтики Уструшаны // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1978. Л., 1979.

94. Клюев П.Д. Кустарная и ремесленная промышленность Даргинского округа ДАССР // Статистический сборник: 1925-26 гг. Махачкала, 1926.

95. Ковровое производство в Малой Азии / Сост. Н.Н.Шавров. Тифлис, 1902. 48с.

96. ЮЗ.Козубский Е.И. Очерк кустарной промышленности в Дагестанской области // Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902.

97. Ю4.Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. 468с.

98. Краткий обзор кустарных промыслов / Сост. А.И.Исаев, Н.В.Пономарев. СПб., 1896. 109 с.

99. Кудрявцев A.A. Феодальный Дербент: Пути и закономерности развития города в У1 сер. ХШ вв. М., 1993. 320 с.

100. Кудрявцев A.A. Поливная художественная керамика Дербента ХШ-Х вв. // Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1979.

101. Кустарная промышленность на Кавказе: Вып.1: Ковровый промысел в Кубинском уезде Бакинской губернии. Тифлис, 1902. 71 с.111 .Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн.собр.соч. Т.З.

102. Магомедов А.Д. Названия женских украшений, драгоценных камней и художественных тканей у кубачинпев // Отраслевая лексика дагестанских языков. Материалы и исследования: Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1984. С. 127-134.

103. З.Магомедов А.Д. Мужские наборные пояса народов Северного Кавказа: Формирование и развитие художественной традиции // Советская этнография. 1988. №2. С.111-120.

104. Магомедов Д.М. Профессиональное искусство Дагестана. Махачкала, 1972. 146 с.

105. Магомедов Д.М. Живое наследие // Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1979.

106. Магомедов А.Р. Керамическое производство в средневековом Дагестане (ХУ-ХУП вв.) // Древние промыслы, ремесла и торговля в Дагестане: Сб.статей. ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1984. С. 141-147.

107. Магомедов А.Р. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в ХУ-ХУП вв. Ростов-на-Дону, 1985.

108. Магомедов А.Д. Проблемы возрождения традиций художественного ремесла Дагестана // Наука и социальный прогресс Дагестана: Вып.1. Махачкала, 1997. С.266-268.

109. Магомедов P.M. Общественно-политический и политический строй Дагестана в ХУШ нач. XIX. веков. Махачкала, 1957. 408 с.

110. Магомедов М.Г. Основные промыслы и ремесла населения Прикаспийского Дагестана в раннем средневековье // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана: Тем. сборник ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1988.

111. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, 1984. 108 с.

112. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века. Нальчик, 1962. 112с.

113. Мамедов Г.М. "Кайме" Бедреддин-заде Али-бея (1705 г.) // Известия АН A3 СССР: Серия история, философия, право. 1988. № 3.

114. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала, 1989. 348 с.

115. Маммаев М.М. Состояние и перспективы изучения истории искусства народных художественных промыслов Дагестана // Народные художественные промыслы Северного Кавказа: Традиции и современность. Махачкала, 1988. С.37-46.

116. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882. 289 с.

117. Маретина С.А. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии. М., 1980. 259 с.

118. Материальная культура аварцев. Махачкала, 1970. 304 с.

119. Миллер Ю.А. Искусство оружейников Парижа ХУШ-Х1Х веков / Вводная статья к Каталогу выставки. Л., 1990. С.3-31.

120. Мириманов В.Б. Становление и эволюция искусства раннеклассовых обществ Тропической Африки // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

121. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: История проблемы. Махачкала, 1998. 306 с.

122. Народное декоративное искусство СССР. М.-Л., 1949.

123. Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. М., 1968. 147 с.

124. Народное декоративное искусство РСФСР: Сборник. М., 1957. 378 с.

125. Народное искусство СССР в художественных промыслах: Т.1: РСФСР. М.-Л., 1940. 74 с. + 60 табл.

126. Народные художественные промыслы РСФСР: Учебное пособие. М., 1982.216 с.

127. Народы Кавказа: Этнографические очерки: Т.1. М., 1960. 612 с.

128. Нахшунов И.Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России (Дооктябрьский период). Махачкала, 1956. 157 с.

129. Нейматова М.С. Мемориальные памятники Азербайджана ХП-Х1Х вв. Баку, 1981.42 с.

130. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 346с.

131. Обзор кустарных промыслов России. Б.м., 1902. 151 с. 143.Обзоры Дагестанской области за 1892-1915 гг. Темир-Хан-Шура. 144.Омаров А. Как живут лаки: Из воспоминаний детства // Сб.свед. о кавказ. горцах: Вып.З. Тифлис, 1870.

132. Османов А.И. Осуществление новой экономической политики в Дагестане: 1921-1925 гг. М., 1978. 216с.

133. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. М., 1965. 367 с.

134. Османов М.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана (с древнейших времен до начала XX века). Махачкала, 1996. 316 с.

135. Османов М-З.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX нач. XX в. М., 1990. 297 с.

136. Основы художественного ремесла в 2-х частях. 4.2. М., 1987. 320 с. 150.Очерки истории советского искусства Дагестана: 1917-1941. М., 1987. 319с. \151 .Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала, 1996. 113 с.

137. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа // Весь Кавказ. Баку, 1914.

138. Переведенцев A.B. Российская государственная палата и вопросы либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 1998, № 9 /57/. С.45-52.

139. Пожидаев В.П. Деревообделочное производство в ауле Унцукуль: Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1931. 32 с.

140. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв.: Территория СССР. М., 1982.

141. Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. 271 с.

142. Пугаченкова Т.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии: Древность и средневековье. М., 1982. 288 с.

143. Путешествие Абу Хамида-аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Публикация О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. М., 1971. 136 с.

144. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования: На материалах Республики Дагестан. М., 1998. 100 с.

145. Рамазанов Х.Х. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период (1861-1900 гг.). Махачкала, 1972. 204 с.163 .Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1974. 278 с.

146. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы. М., 1981.207 с.

147. Русские ювелирные украшения ХУ1-ХХ вв. М., 1987. 343 с.

148. Русские художественные промыслы: Вторая половина XIX середина XX вв. М., 1965.

149. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М., 1948. 792 с.

150. Саидов Гарун. Лудильщики // Литература народов Дагестана: Хрестоматия для 8 кл. Махачкала, 1994.

151. Сванидзе A.A. Деревенские ремесла в средневековой Европе. М., 1985.

152. Сергеева Г.А. Женские украшения народов аварской группы Дагестана второй половины XIX нач. XX в. // Кавк. этногр. сборник: Вып.7. М., 1980.

153. Сергеева Г.А. Вязаная обувь народов горного Дагестана // Кавк. этногр. сборник: Вып.8. М., 1984.

154. Скачко А. Дагестан. М., 1931. 158 с.

155. Соболева Н.П. История собирания дагестанских коллекций в Государственном музее этногорафии народов СССР // Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX XX вв.: Сб. статей ИЯЛИ Дат. ФАН СССР. Махачкала, 1977. С.75-84.

156. Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971. 240 с.

157. Студенецкая E.H. Архивные документы как источник изучения материальной культуры народов Северного Кавказа // Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в Х1Х-ХХ вв. М., 1971.

158. Студенецкая E.H. Узорные войлоки караногайцев и балкарцев // Кавк. этногр. сборник: Вып.6. М., 1976.

159. Студенецкая E.H. Одежда народов Северного Кавказа ХУШ-ХХ веков. М., 1989. 288 с.

160. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска, составленные О.Маргграфом. Владикавказ, 1881.

161. Сумбатзаде A.C. Промышленность Азербайджана в XIX в. Баку, 1964.502с.

162. Ташлицкая Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. Махачкала, 1975. 62 с.

163. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984. 254с.

164. Трунов Дм. Аулы мастеров. Махачкала, 1957.

165. Умаханов М.-С. Торговые центры Дагестана ХУП-ХУШ вв. и их роль в развитии товароденежных отношений // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане. Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1991. С.9-20.

166. Фаталиев K.P. К вопросу о тисненых поливных блюдах Дагестана // Художественная культура Дагестана XIX в. Тем. сборник ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1989.

167. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды: Очерки культуры и искусства народов евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. 227 с.

168. Хан-Магомедов С.О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969. 180 с.

169. Хан-Магомедов С. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979. 286 с.

170. Хашаев Х.-М. Занятия населения Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1959.112 с.

171. Хизгилова Т. Сумахи Южного Дагестана // Искусство восточных ковров. Материалы международного симпозиума по искусству восточных ковров. 5-11 сентября 1983 г. Баку, 1988.

172. Хохлова E.H. Локальные особенности искусства традиционных центров русского гончарства // Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров НХП. Сб. научных трудов НИИХП. М., 1986. С.109-115.

173. Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование. Л., 1984. 303 с.

174. Художественная культура в капиталистическом обществе: Структурно-типологическое исследование. Л., 1986. 287 с.193 .Чирков Д. А. Медночеканные изделия селения Кубачи // Сб.науч.трудов НИИХП: Вып.4. М., 1967.

175. Чирков Д.А. Аварские медночеканные изделия Х1Х-ХХ вв. (селения Гопатль и Ичичали) // Сб.науч. трудов НИИХП: Вып.7. М., 1973.

176. Чирков Д.А. Лакская кованая и гравированная медь // Сб.науч. трудов НИИХП: Вып.8. М., 1975.

177. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. JL, 1986. 304 с.

178. Чвырь JI.A. Таджикские ювелирные украшения. М., 1977. 141 с.

179. Шавров H.H. Персидское побережье Каспийского моря, его производительность и торговля. Тифлис, 1913. 93 с.

180. Шевеленко А.Я. Технология городских ремесел в Западной Европе У1-ХУ веков // Вопросы истории. 1993, № 1.

181. Шефов А. Народные мастера Дагестана. Д., 1982. 128 с.

182. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.-Л., 1949. 224 с.

183. Шиллинг Е.М. Изобразительное искусство народов горного Дагестана // Доклады и сообщения исторического факультета МГУ: Вып.9. М., 1950.

184. Шиллинг Е.М. Малые народы Дагестана / Сост. Н.Г.Волкова и Г.А. Сергеева. М., 1993. 277 с.

185. Шихсаидова P.C. Материалы фонда "Кизлярский комендант" как источник для изучения дагестано-кавказских торговых взаимоотношений в ХУШнач. XIX в. // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Сб.статей ИИЯЛ Даг.ФАН СССР. Махачкала, 1987. С.96-104.

186. О.Яковлев Н.Ф. О ювелирно-художественной промышленности Дагестана. Махачкала, 1928. 7 с.

187. Иванов A.C. Аварские ковры: По материалам поездок 1948-1949 гг. -Рук.фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Д.ЗО.213.1Изиева P.A. Проблема ансамбля в ювелирных украшениях: Автор.дисс. канд.искусствоведения. М., 1984.

188. Кильчевская Э.В. Гончарное производство Дагестана: По материалам поездки осенью 1949 г. Рук. Фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.4. Оп.1. Д.29.

189. Кукуева Г.О. Лакская ремесленная терминология: Дисс. канд.филол. наук.Махачкала, 1986.

190. Кулиев М.М. Ковроделие в Азербайджане: По материалам северовосточных районов: Автор, дисс.канд. истор. наук. Тбилиси, 1969.

191. Лугу ев С. А. Социалистическое преобразование производственной культуры и быта в сельских кустарных промыслах: Рукопись. 1978. Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.З. Д.413, 418, 443.

192. Магомедова С.Г. Бытовая керамика Дагестана. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1986.219,Оразаев Г.М.-Р. Материалы тюркоязычной деловой переписки на Северном Кавказе в ХУП-Х1Х вв.: Перевод и комментарии Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.511.

193. Пасынков JI. Дагестанские ковры: Порайонный анализ художественных особенностей, условия производства и сбыта ковров в ДАССР: Рукопись Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.5. Оп.1. Д.50.

194. Разина Т.М. О традициях кубачинского декоративного искусства и о стилевом развитии современного искусства кубачинских мастеров: Рукопись. 1957г. Библиотека НИИХП (г.Москва).

195. Салько Н.Б. Дагестанские ковры: Рукопись: 1947г. Архив НИИХП (г.Москва).

196. Сулейманов Р.Д. Торговые связи Азербайджана с центральной Россией в первой половине XIX в. Автореф. дисс.канд. истор. наук. Баку, 1975.

197. Тихомиров А. Очерк о кустарной промышленности Даргинского, Лакского и Аварского округов ДАССР на основании выборочного исследования, проведенного летом 1929 г.: Рукопись. Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.5. Оп.1. Д.29.

198. Тройницкая В. История ковроткачества в Дагестане: Ковры и вышивки Дагестана: Рукопись :1932.г. Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.5. Оп.1. Д.24.

199. Умаханов М.-С. К. Взаимосвязи народов Дагестана в ХУ11- начале Х1Хв.: Исследование экономической, политической и культурной интеграции народов: Дисс.докт. истор. Наук. Махачкала, 1995.

200. Шихсаидов P.C. Взаимоотношения Дагестана с Закавказьем в ХУШ-нач. XIX в.: Сб.документов: Руопись. Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.8001.

201. Яковлев Н.Ф. Кустарное ювелирное производство в Кумухе и меры к его возобновлению: Рукопись: 1944 г. ЦГАРД. Ф.1 п. Оп.26. Д.406. Л.22/23.

202. Документальные сборники, каталоги, альбомьь буклеты, словари, справочники

203. Абдуллаев Г. Каталог медных и медночеканных изделий Узбекистана ХУШ-ХХ веков. Ташкент, 1974.

204. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 12.

205. Бронза и медь: Из собр. Дагестанского музея изобразительных искусств /Сост. В.М.Шамадаева. М., 1991.

206. Внешняя торговля СССР. 1922-1981 гг.: Юбилейный статистический сборник. М., 1982.

207. З.Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов ХШ-ХУШ вв. / Сост. проф. В.Г Хаджиев. Махачкала, 1992.

208. Дагестан в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: Воспоминания участников событий. Махачкала, 1962.

209. Дагестан в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/: Документы и материалы / Сост. М. Д.Бутаев, Ш.Г.Гасанов, Р.И.Джамбулатова, Г.И.Какагасанов. Махачкала, 1995. 766 с.

210. Дагестанский музей изобразительных искусств. М., 1988.

211. Дагестанский сборник: Вып. 1, 2 / Сост. Е.И.Козубский. Темир-Хан-Шура 1902, 1904.

212. Дагестанская чеканка: Комплект открыток. М., 1975.

213. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Каталог Дагмузея изобразительных искусств / Сост. П.С.Гамзатова и др.

214. Декоративное искусство Дагестана / Сост. Д.А.Чирков. М., 1971.

215. Искусство Дагестана. Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика / Авт.-сост.: Д.М.Магомедов и др. М., 1981.

216. Искусство и литература Дагестана: Материалы декады литературы и искусства народов Дагестана, проведенной в Москве 8-19 апреля 1960. Махачкала, 1963.

217. Искусство Кубачи / Авт.-сост. А.А.Иванов. Л., 1976.

218. История, география, этнография Дагестана: ХУШ-Х1Х вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О.Косвена и Х.-М.О.Хашаева. М., 1958.

219. Камень и дерево: Из собр. Дагестанского музея изобразительных искусств / Авт.-сост. В.М.Шамадаева. М., 1991. 32 с.

220. Классическое индийское декоративное и ювелирное искусство: Каталог. Л., 1987.

221. Кубачинский орнамент / Сост. Р.А.Алиханов. М., 1963.

222. Кубачи: Творчество народных мастеров аулаКубачи. М., 1953.

223. Медные изделия уральских заводов (ХУШ-Х1Х вв.). Б.м., Внеш-торгиздат. Б.г.

224. Народная керамика Дагестана / Авт.-сост. В.М.Шамадаева. М., 1991.

225. Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет.: Юбилейный стати-тический сборник. Махачкала, 1981.

226. Обзор Дагестанской области: Выпуски за 1892-1915 гг., изданные в Темир-Хан-Шуре в 1893-1916 гг.

227. Памятная книжка Дагестанской области / Сост. Е.И.Козубский: Вып. 1,2. Темир-Хан-Шура, 1895.

228. Парадное оружие и конское убранство ХУП-ХУШ вв. / Из серии "Госмузеи Московского Кремля": Путеводитель. М., 1986.27 .Первая всеобщая перепись населения Российской империи: 1897г. Дагестанская область. СПб.,1905.

229. Прикладное искусство Дагестана: Комплект открыток. М., 1981.

230. Русско-дагестанские отношения: ХУП- первая четверть. ХУШв.: Документы и материалы. Махачкала, 1958.

231. Русско-дагестанские отношения в ХУШ-нач.Х1Х в.: Сб.документов. М., 1988.

232. Сборник статистических сведений о Кавказе: Т.1. Тифлис,1869.

233. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа: Вып.П. Тифлис, 1891, Вып.29. Тифлис, 1901.

234. Словарь русского языка: В 4-х т.: Т.З. М., 1983.

235. Справочник по художественным промыслам системы Всекопромсовета. М.-Л., 1939.

236. Современный Дагестан: По материалам НК РКИ ДАССР. Махачкала, 1925.

237. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: 75 лет Республике Дагестан. Махачкала, 1996.

238. Статистический сборник: 1925-1926 гг. Махачкала, 1926.

239. Толковый словарь живого великорусского языка.Владимира Даля: В 4-х т.: Т.4. СПб., 1882.

240. Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М., 1973.

241. Художественные промыслы РСФСР: Справочник. М., 1973.

242. Энциклопедический словарь /Брокгауз и Ефрон. Т.33,49,52,58, 78.

243. Эстетика: Словарь. М., 1989.

244. Ювелирное искусство Дагестана: Комплект открыток. Л., 1971.4. Архивные материалы1 .Архив Института этнологии и антропологии РАН СССР: Фонды научных экспедиций в Дагестане в 1944-1946 гг.

245. Архив Научно-исследовательского института художественной промышленности: Оп. 1.Д.264 , а также ряд дел без архивного шифра.

246. Российский государственный архив экономики (РГАЭ): Фонд 3316. Оп.18. д.358. Фонд 5449. Оп.2. Д.229, 1551. Фонд 7733. Оп.З. Д.954.

247. Декоративное искусство СССР. Журнал. 1958. № 3,6., 1979.№2., 1982.№3,9.

248. Красный Дагестан. Газета. 1927. 13 янв.,16 авг.

249. Дагестанский кооператор. Журнал. 1924.№ 7.

250. Драгоценные металлы. Драгоценные камни. Журнал. 1998. № 9.,1999 .№6.

251. Новое дело. Еженедельник. 1997.№37., 1998.№13,23.

252. Российская газета. Газета. 1998. 12 мая.

253. Отечественная история. Журнал. 1995. № 2., 1996. №4., 1998.№ 6. 10.Искусство. Журнал. 1947. № 2., 1956. №1. 11.Эхо Кавказа. Журнал. 1995. № 3. 12.Литературная газета. 1987.13 мая.6. Информаторы

254. Абдурахманов Абдулла. 1904-1989 гг.

255. Апандиев Гаджимагомед. !900- 1989гг.3 .Гаджиламаммаев Ильяс. 1940 г.р. г.Махачкала.

256. Гаджиев Агълав. 1910 г.р. с. Сулевкент.

257. Гусейнов Абдулхалик. 1930 г.р. г.Махачкала.401

258. Гужаев Гаджикурбан . 1948 г.р. с. Кубани.

259. Джидалаев Нурислам. 1940 г.р. г. Махачкала

260. Исрапилов Курбан. 1946 г.р. г. Махачкала.

261. Какагасанов Гаджикурбан. 1939 г.р. г. Махачкала Ю.Кулиев Мамма. 1927 г.р. г. Махачкала.

262. Кишев Гаджи. 1904- 1905 гг.

263. Магомедов Абдулжалил. 1904-1975 гг. 13.Омаров Халатта. !945 г.р. г.Махачкала.

264. Салихов Багаутдин. 1952-1998 гг.

265. Урганаев Мустапа. 1904 г.р. г. Дербент.

266. Юзбашев Гаджиабакар . 1940 г.р. г. Нальчик. 17.Чушов Гаджи. 1890-1975 гг.40М

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.