Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Найдён, Михаил Анатольевич

  • Найдён, Михаил Анатольевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 211
Найдён, Михаил Анатольевич. Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2009. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Найдён, Михаил Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ (3)

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕЛЕПРОГРАММЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (16)

1.1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (16)

1.2 РОЛЬ ТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. ПЕРЕДАЧА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОРИЕНТИРОВ КАК АЛЬТЕРНАТИВ (27)

1.3 ПРИНЦИПЫ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО КАНАЛА В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ (35)

ГЛАВА ВТОРАЯ. КУЛЬТУРНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАНАЛА «КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ПРОБЛЕМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА (53)

2.1 ОТ «КУЛЬТУРЫ» К «ПОЗНАНИЮ» (55)

2.2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЖИЗНЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО КАНАЛА (68)

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ КАНАЛА «КУЛЬТУРА» (87)

3.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (87)

3.2 ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ КАНАЛА «КУЛЬТУРА»: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (96)

3.3 СТРУКТУРА ПРОГРАММ КАНАЛА «КУЛЬТУРА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (116)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания»

Необходимость сохранить единое социокультурное пространство России, а также сберечь и развивать дальше традиции национальной культуры — одна из острейших общественных проблем сегодня. Как мы считаем, свою роль в ее решении должны сыграть и средства массовой информации, но в первую очередь те, которым возможно придать статус социального института. Исходя из определения социального института1 это должны быть СМИ, работа которых организованна на основе чётко зафиксированных стандартов, разработанных в соответствии с целью решить конкретную общественную задачу или удовлетворить общественную потребность. И, на наш взгляд, ключевые задачи в обозначенной нами проблематике необходимо ставить перед телевидением. Если опираться на один из последних опросов фонда «Общественное мнение»,2 для значительной части россиян телевидение продолжает оставаться важной составляющей повседневности. Очень мало осталось тех, кто не имеет телевизора или, по тем или иным причинам, не смотрит его (по данным опроса, 2% и 1% соответственно). Большинство же людей (72%) смотрят телевизор каждый день, 15% — 3-5 раз в неделю, и лишь 10% — 12 раза в неделю и реже. Причём, как правило, люди не жалеют о времени, проведенном перед телеэкраном: большинство респондентов (59%) сказали, что они проводят у телевизора столько времени, сколько им хочется; 29% предпочли бы смотреть телевизор больше, чем им сегодня удается, и только 6% хотели бы тратить на телепросмотр меньше времени.

1 Определение социального института, на которое мы опирались, см.: Социология. Основы общей теории. Под ред. Академика РАН Г.В. Осипова. - М., 2003, стр. 369, 372.

2 Опрос проводился 6-7 сентября 2008 года. Выборка: 1500 респондентов из 100 населенных пунктов 44х субъектов РФ. Документ, содержащий данные опроса, доступен в сети Интернет по адресу: hltp://hd.fom.ru/report/cat/srni/smitv/d083623/printablc/

Телевизионным СМИ особенно важно вносить вклад в сохранение единства социокультурного пространства в условиях, во-первых, сегментирования аудитории и, во-вторых, глобализации рынка телевизионного вещания.

Как первую, так и вторую тенденцию подтверждают результаты последних социологических исследований. В частности, в четвёртом квартале 2008 года уже 15 национальных телеканалов имели более десяти процентов аудитории, которая смотрит их хотя бы один раз в неделю3. Свою долю аудитории стараются получить и глобальные неэфирные каналы. Доля зрителей каждого из десяти ведущих международных телеканалов в городах-миллионниках превышает 100 тысяч человек4.

Важно отметить что, сегментирование аудитории стало в том числе следствием непродуманной редакционной политики ведущих российских телеканалов, (и государственных тоже), политики, ориентирующейся в первую очередь на сиюминутные запросы усреднённого массового зрителя, отражённые и закреплённые в рейтинговых замерах. В погоне за большинством аудитории ведущие российские телеканалы стали похожи друг на друга как в содержании передач, так и в вёрстке: наиболее востребованные форматы программ и фильмов вытесняли все остальное. В результате конкретный зритель с конкретными личными запросами оказался «растворён» в безликом рейтинговом «большинстве аудитории». Как следствие возникла ещё большая потребность в специализированных каналах «по интересам», на которую и было ориентировано создание в той

3 По данным измерений группы «КОМКОН». Выборка: россияне в возрасте 10 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и больше. Документ, содержащий данные, доступен в сети Интернет по адресу: http://www.comcon-2.ru/default.asp?trID=31

4 По данным измерений группы «КОМКОН». Выборка: россияне в возрасте 10 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и больше. Документ доступен в сети Интернет по адресу: http://www.co rncon-2.ru/default.asp?artID= 1901 5 или иной степени тематических каналов, не только спутниковых и кабельных, но и относящихся к традиционному для распространения телесигнала эфирному пространству. И как мы уже отметили выше, практически каждый из этих каналов нашел свою ощутимую долю зрителей. Однако последствием тенденции сегментирования аудитории явилось значительное усложнение, а по сути, дробление единого информационного пространства страны, создаваемого в первую очередь телевидением, как наиболее распространённым и массовым видом СМИ.

Как мы считаем, в этих условиях в России необходим доступный на всей территории страны телевизионный канал, который бы ставил своей стратегической задачей сохранение и дальнейшее формирование единого социокультурного пространства России. Основным методом его программной политики мы считаем воздействие на широкую аудиторию через распространение общечеловеческих и национальных социальных идеалов и культурных норм.

Необходимость такой политики закрепляет, в частности, правительственная Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации (2008 - 2015 годы)5. В документе говорится: «В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения . использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей»6. Практическая реализация этих задач невозможна вне рамок единого социокультурного пространства России.

5Документ доступен в сети Интернет по адресу: h(tp://w\v\v^riinsvya7.Tu/rninistry/dociirnents/816/2405.shtml?bmSessionCheck f> Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации (2008 - 2015 годы) // http://\vvv\v.minsvyaz.ru/rriinistry/documents/816/2405.shtrril?bmSessionCheck

Актуальность данной проблематики подчёркивает и отмечаемый многими исследователями медиа высочайший уровень культурной деградации содержания передач большинства ведущих эфирных российских телеканалов. «Многие передачи российского прайм-тайма тянут человека в мир не подверженного культурным запретам подсознания. Имеют хорошо продающийся миллионам уклон в сторону демонстрации разного рода патологий, аномалий, скандальных историй, скрытых и неправедных сторон приватной жизни. . Утерян - это очень важно для сохранения психологического здоровья и норм общественной морали - необходимый баланс между движением вниз и вверх, обращением к порокам, но и к достоинствам человека, между негодованием, презрением, но и верой в него»,7 - констатирует, например, известный социолог культуры Даниил Дондурей.

Необходимость государственной политики сохранения и дальнейшего формирования единого социокультурного пространства страны с помощью телевидения в условиях дробления информационного пространства и явной культурной деградации программного содержания большинства общедоступных телеканалов несомненна. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В современных условиях эти задачи могли бы быть адресованы общественному телевещанию. Однако, на наш взгляд, сегодня в России перспективы его создания весьма туманны. Для этого не хватает прежде всего правовой базы: закон «Об общественном телевидении» не принят до сих пор.

По нашему мнению, в данном направлении необходимо дальнейшее совершенствование редакционной политики существующего канала

7 Дондурей Д.Б. Рейтинг как инструмент конструирования реальности // Российское телевидение: между спросом и предложением, том 1. - М., 2007, стр. 246 - 250. 7

Культура», который едва ли не единственный в России из эфирных каналов выступает альтернативой традиционному коммерческому телевещанию. Во-первых, как один из государственных телеканалов, а во-вторых, как созданный для восстановления просветительской и воспитательной функций на отечественном телевидении.8

Сейчас, как мы считаем, основная задача, которую ставит перед собой канал «Культура» - распространение классической отечественной и зарубежной художественной культуры. Это фактически подтвердила в интервью «Российской газете» главный редактор и генеральный директор «Культуры» Татьяна Паухова: «Не постесняюсь сказать, что основной смысл нашей деятельности - просветительство. История, музыка, театр, изобразительное искусство, литература - подавляющее большинство наших программ основаны на отечественном материале. . Приведу некоторые цифры: за 10 лет наши зрители 820 раз сходили в театр, 250 раз слушали "Шедевры мирового музыкального театра", 114 раз побывали в Эрмитаже, 130 раз - в Русском музее и 73 раза посетили Третьяковскую галерею, увидели 4000 документальных фильмов.».9

Возможным направлениям совершенствования редакционной политики канала «Культура» с учётом новых задач формирования в России единого социокультурного пространства и будет посвящено наше исследование. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А.С. Вартанова, В.В. Егорова, Я.Н. Засурского, Г.В. Кузнецова, B.JL Цвика, А .Я Юровского10, в которых

8 См.: Указ Президента РФ от 25 августа 1997 г. № 919 «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997. №35, ст. 4054.

4 "Культура": все только начинается. - "Российская газета" - Федеральный выпуск №4506

- 31 октября 2007 г.

10 См.: Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978.

Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М., 2002. 8 рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует определить место телевидения в системе СМИ. Исследования этих и других авторов помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в обществе как социального института.

В своих работах Э.Г. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его функциональным особенностям11.

В ряде работ по теории журналистики и массовых коммуникаций выявлены этапы эволюции отечественного телевидения, присущие современному периоду его развития. Например, Я.Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах её развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами12.

В.В. Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, характеризует роль электронных СМИ как феномена культуры и канала информации13.

Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье (статьи 1989 - 1998 г.г.). - М., 1998. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. - М., 2003.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. - М., 2001. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М., 2003. Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М., 1983.

11 См.: Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.

12 См.: Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период// Вестник Московского университета - 1997 - №5.

3См.: Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999.

Важное значение для нашего исследования имели книги С.А. Муратова, которые посвящены анализу состояния постсоветского телевидения, и в которых прослежены его обретения и утраты14.

Стоит отметить и диссертационное исследование О.В. Роженцовой, впервые рассмотревшей отечественное культурно-просветительское вещание как в историческом, так и в современном разрезах15. Важное значение для нашей работы имела и диссертация М.В. Лукова16 о роли телевидения в культуре повседневной жизни конкретного человека. Как и исследование Е.Я Лащук17, которая в своей диссертационной работе рассмотрела функциональные проблемы телевидения как социального института в контексте традиций отечественного просвещения. Правда, необходимо уточнить, что в данной диссертации рассматривались общие вопросы реализации телевидением социализирующей функции, проблема формирования телевидением единого социокультурного пространства не ставилась во главу угла. Стоит упомянуть и диссертационную работу общетеоретического характера С.А. Герасимовой, посвящённую схожей

1Я проблематике .

Цель нашего исследования - выявить конкретные факторы формирования культурно-просветительским каналом единого социокультурного пространства. В определении этих факторов мы считаем правильным исходить из двух важных положений. Во-первых, из того, что

14 См.: Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения - М., 2001, ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений) - М., 2001.

15 Роженцова О.В. Культурно-просветительские программы на отечественном телевидении: традиции и новаторство (на примере телеканала "Культура"). Дисс. канд. филол. наук. - М., 2006.

16 Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Дисс. канд. филос. наук. - М., 2006.

17 Лащук Е.Я. Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения. Дисс. канд. культ, наук. - М., 2001.

18 Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. канд. культ, наук. - СПб., 2000.

10 одна из наиболее важных, если не самая важная составляющая этого единого пространства - общие социокультурные идеалы и нормы, так как эти нормы определяют единую культурную основу общественных отношений. И во-вторых, из того, что отражение действительности для ориентации человека в ней является одной из важнейших социокультурных функций телевидения. Как известно, уникальное свойство телевидения как канала коммуникации - передача изображения на расстояние — со временем закрепило феномен ТВ в культурном поле как канал коммуникации, расширяющий границы непосредственно воспринимаемого социокультурного пространства, доступного человеку, поскольку восприятие телевизионной картинки в основе своей сходно с восприятием реальной действительности. Всё это позволяет нам утверждать, что, отражая реальность общественных отношений, в основе которых лежат определённые нормы и идеалы деятельности и поведения, телевидение тем самым вносит существенный вклад в формирование этих норм и идеалов в социокультурном пространстве. Каким образом? В первую очередь, отражением ценностных ориентации документальных героев программ, проявляющихся в их отношениях с другими людьми на различных социальных уровнях. Отражение ценностных ориентаций документальных героев в их деятельности и поведении мы считаем ценностной направленностью программ. Таким образом, задачами исследования становятся следующие.

1. Рассмотреть феномен ценностных ориентаций человека, а также механизмы формирования системы ценностей личности и дальнейшую роль ценностных ориентаций в деятельности и поведении и общении - базовых процессах человеческих отношений.

2. Определить основные принципы редакционной политики культурно-просветительского канала в вопросах формирования ценностной направленности программ.

3. Выработать методику определения ценностной направленности программ культурно-просветительского канала и с её помощью выявить основные составляющие ценностной направленности программ канала «Культура».

Объектом исследования в диссертационной работе стали программы канала «Культура», а предметом исследования - их ценностная направленность.

Методом диссертационного исследования будет анализ содержания программ, а так же анализ их ценностной направленности. Методика анализа ценностной направленности была разработана автором на основе методики определения системы ценностей человека в деятельности и поведении американского аксиолога М. Рокича, адаптированная для нашей страны А. Гоштаусом, А.А. Семёновым и В.А. Ядовым,19 частично с применением тезаурусного подхода к систематизации общих проблем человеческой культуры, которые последовательно осваивает личность в своём развитии, разработанного культурологом Вл. Луковым.20

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в постановке и всестороннем рассмотрении проблемы формирования культурно-просветительским телевидением единого социокультурного пространства через ценностную направленность программ. А также в разработке авторской методики анализа этой направленности.

19 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979, стр. 208 - 209.

20 См.: Луков М.В. Указ соч, стр. 72 - 73.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию и четыре приложения с рабочими материалами проведённых автором исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Найдён, Михаил Анатольевич

ВЫВОДЫ

Проанализировав ценностную направленность программ канала «Культура» в сфере деятельности и поведения (в сравнении с программами канала «Россия»), отталкиваясь от сформулированных нами в первой главе принципов редакционной политики культурно-просветительского канала в вопросах формирования этой направленности, мы пришли к следующим выводам.

1. В сфере деятельности. К сожалению, отмечаемая нами в первой главе такая задача культурно-просветительского канала, как вклад в формирование ценностного отношения человека к творческому развитию своего «я» во всех сферах жизни, в ценностной направленности передач канала «Культура» за исследуемый период отражена не была. Но при этом нельзя не отметить, что эта направленность не имеет заметного присутствия «статусных» ориентиров в сфере деятельности, то есть стремления к власти и собственности, а также ориентира «стремления к легкому и приятному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей» в сфере поведения, что свидетельствует об ответственной редакционной политике канала.

2. В сфере поведения и общения. Отмеченная нами в первой главе задача отражать личностный выбор и заявленную личностную позицию человека в сфере поведения как нравственный выбор и нравственную

123 позицию полностью воплощена в ценностной направленности программ канала «Культура». Приоритет отражения личностного выбора и личностных позиций героев программ в пользу общих нравственных норм программ безусловен. Что отрадно отметить, аналогичная картина наблюдается и на канале «Россия» (но, напомним, мы исследовали только 10 процентов его эфира за неделю). 3. Помимо основных выводов хотелось бы особо отметить следующее. Отмечено значительное присутствие личностных выборов или заявленных личностных позиций в пользу социокультурного ориентира деятельности «счастье других», а также ориентира поведения «забота о других». Всё это, опять же, свидетельствует о социально ответственной редакционной политике обоих телеканалов в контексте формирования ценностной направленности программ.

Проанализировав структуру ряда программ канала «Культура» с точки зрения ценностной направленности, мы пришли к следующему выводу. Программам канала «Культура» свойствен принцип построения художественного пространства как безусловно ценностного, в котором с исключительно положительной точки зрения проявляют себя документальные герои. Такой подход может вовлечь в пространство высокой художественной культуры широкого зрителя, поскольку оно выступит для него противовесом выстраиваемому другими каналами явно искажённому пространству человеческих отношений. Но нельзя не отметить, что подобное построение в программах пространства художественной культуры как a priori ценностного может и оттолкнуть широкого зрителя. Просто потому, что в таком случае предъявляемая ему экраном среда человеческих отношений окажется этому зрителю чуждой, как с точки зрения внутреннего понимания, так и жизненной ориентации. Задача отыскать «золотую середину», на наш взгляд, станет одной из

124 приоритетных для канала «Культура» как просветительского канала в борьбе за широкую аудиторию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого нами диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Одним из важнейших механизмов формирования телевидением единого социокультурного пространства страны является распространение общих социокультурных идеалов и норм, которые, будучи восприняты обществом в качестве таковых, формируют прочный культурный базис социальных отношений.

2. Учитывая коммуникативную специфику телевидения, в частности принцип персонификации телесообщения, мы вправе утверждать, что распространение общих социокультурных идеалов и норм возможно через отражение в программах ценностных ориентаций (систем ценностей) документальных героев в отношении этих норм. Ориентаций, проявляющихся в деятельности, поведении и общении документальных героев через их личностный выбор и заявленную личностную позицию. Личностный выбор и позиции героев выступают тем самым в качестве альтернатив социокультурных ориентиров деятельности, поведения, общения для зрителя, выступая для него как источник социального опыта.

3. Опираясь на результаты культурно-морфологического анализа программ канала «Культура», мы утверждаем, что название «Познание» отображало бы суть канала более точно, нежели его нынешнее название.

4. Культурно-просветительское телевещание можно определить как результат уникального синтеза искусства и журналистики. С одной стороны, отражая личностный выбор и личностную позицию документальных героев, оно, как и искусство, вносит вклад в формирование зрителем новых смыслов в сфере человеческих отношений. Но с другой, в отличие от искусства, его язык - не уникальный художественный язык, а понятный широкой аудитории. Опираясь на проведённые в диссертации исследования, мы утверждаем, что исходя из вышеизложенного определения канал «Культура» можно в определённой степени считать культурно-просветительским каналом, но, повторимся, только частично. Поскольку результаты исследований показывают, что канал «Культура» не отражает движения документальных героев, которых массовый зритель может отождествить с самим собой как «людей среди нас», к высокой художественной культуре (хотя именно искусству посвящены большинство программ канала), то программную политику «Культуры» нельзя считать в полной мере направленной на приобщение широкой аудитории к высокому искусству. И значит, мы не можем считать канал «Культура» просветительским каналом для широкой аудитории стопроцентно.

5. Методика исследования ценностной направленности программ, разработанная автором на основе методики терминальных и инструментальных ценностей американского аксиолога М. Рокича и с использованием тезаурусного подхода к освоению человеком общих культурных норм, разработанного Вл. Луковым в качестве систематизирования этих ценностей в соответствии с задачами исследования, позволила определить, какие ориентиры деятельности и нормы поведения транслируют программы канала «Культура». Так, в контексте деятельности ценностная направленность программ канала «Культура» не имеет заметного присутствия ориентиров стремления к власти и собственности, а также к легкому и приятному времяпрепровождению и отсутствию обязанностей. При этом значительно присутствие личностных выборов или заявленных личностных позиций в пользу социокультурного ориентира деятельности во благо других (а также ориентира поведения «забота о других»). В

127 контексте поведения приоритет ценностной направленности программ на общие социокультурные нормы безусловен. Тем не менее, такая задача культурно-просветительского канала, как вклад в формирование ценностного отношения человека к творческому развитию своего «я» во всех сферах жизни через ценностную направленность программ, не реализована в исследованном массиве программ канала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Найдён, Михаил Анатольевич, 2009 год

1. МОНОГРАФИИ И СБОРНИКИ

2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического исследования. М., 2001.

3. Бабаян А.В. Региональное телевидение и формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Пятигорск, 2001.

4. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.

5. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.

6. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

7. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение. XX век. М., 1968.

8. Барышков П.В. Аксиология личностного бытия. М., 2001.

9. Беляев И.К. Спектакль документов: Откровения телевидения. М., 2005.

10. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.

11. Ю.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М., 2003.

12. П.Березин В.М. Нравственные аспекты телевизионной коммуникации. -М., 2003.

13. Богомолов Ю.А. ' Курьеры муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М., 1986.

14. Богомолов Ю.А. Между мифом и искусством. М., 1999.

15. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М., 1991.

16. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002.

17. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье (статьи 1989 1998 г.г.). - М., 1998.

18. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М., 1998.

19. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

20. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. Тенденции социокультурного развития России: 1960-1990-е гг.-М., 1996.

21. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

22. Введение в экранную культуру: новые аудиовизуальные технологии. Под ред. К.Э. Разлогова, М., 2005.

23. Вильчек В.М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. -Ташкент, 1967.

24. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987.

25. Вильчек В.М., Воронцов Ю.В. Телевидение и художественная культура. -М., 1977.

26. Выгодский J1.C. Психология искусства. М., 1986.

27. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». -М., 1991.

28. Глушков В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск, 1999.

29. Григорьева Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования. Волгоград, 2003.

30. Девис Д. Азбука телевидения. М., 1962.

31. Духовный мир и ценностные ориентации личности. Киев, 1988.

32. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

33. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М., 1977.

34. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

35. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. -М., 2004.

36. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998.

37. Зб.Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. -М., 2001.37.3илитис А.Ф. Основные факторы формирования ценностной ориентации. -Рига, 1984.38.3оркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981.

38. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. — М., 1981.

39. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

40. Казанов Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. РнД., 2004.

41. Карманова О.А. Ценностные ориентации как методологическая категория прикладной социологии. Чита, 2007.

42. Кириленко Г.Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности. М., 1983.

43. Контуры будущего: Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре / Сост. В.И. Михалкович. М., 1984

44. Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Новосибирск, 2003.

45. Крюков В.В., Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. -Новосибирск, 2003.

46. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.

48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. М., 1983.

49. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1998.

50. Личность и её ценностные ориентации. -М., 1969.

51. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

52. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.131

53. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М., 1986.

54. Матвеева JI.B., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

55. Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

56. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

57. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

58. Мотивация, активность личности. — Новосибирск, 2002, т. 1,2.

59. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

60. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М., 2001.

61. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.

62. Наш друг телевидение. Мастера советской культуры о ТВ / Вып. 3. — М., 1983.64,Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

63. Петров Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.

64. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991.

65. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. М., 1981.

66. Проблемы телевидения. М., 1976.

67. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сб. науч. тр. М., 1984.

68. Психология творчества. Новосибирск, 1986.

69. Разлогов К.Э. Искусство экрана: Проблемы выразительности. М., 1982.

70. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М., 1992.

71. Рассадин С.Б. Испытание зрелищем: поэзия и телевидение. М., 1984.132

72. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации: личности. М., 1996.

73. Российское телевидение: между спросом и предложением, том 1,2. М., 2007.

74. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование. Очерки теории образовательного телевидения. — Ульяновск, 1998.

75. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

76. Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2001.

77. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М., 1989.

78. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. — Кемерово, 2002.

79. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. -Кемерово, 2000.

80. Современные трансформации российской культуры. М., 2005.

81. Социальная философия и проблемы современного общества. М., 2003.

82. Социология. Основы общей теории. Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. -М., 2003.

83. Средства массовой • коммуникации в художественной культуре России XX века. Сборник статей / Сост.: А.И. Липков, А.А. Новикова. М., 2002.

84. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура / Под ред. Н.М. Зоркой. М., 1983.

85. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии. М., 1999.

86. Телевидение: режиссура реальности. М., 2007.

87. Трошин А.С. Время останавливается: Кино театр — телевидение — жизнь. - М., 2002.

88. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. -М., 2008.

89. Философия ценностей. Курган, 2004.

90. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). Д., 1977.

91. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. -М., 2000.

92. Франки В. Сказать жизни «да» (психолог в концлагере). М., 2004.

93. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

94. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 2007.

95. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М. - СПб., 1997.

96. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

97. Ценности и ценностные ориентации: проблемы философского и научного познания. Смоленск, 2004.

98. Ценности и ценностные ориентации: региональный и глобальный аспекты. Смоленск, 2002.

99. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. — М., 1997.

100. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. -Петрозаводск, 1984.

101. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

102. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев, 1989.

103. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М., 2009.

104. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. - М., 1983.

105. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.- Кемерово, 2000.2. ДИССЕРТАЦИИ

106. Венкова М.Е. Персонификация в телевизионной журналистике. Дисс. канд. филол. наук. М., 1982.

107. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. канд. культ, наук. — СПб., 2000.

108. Голубкова О.А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление: философско-методологический анализ. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1998.

109. Голянская О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности. Дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.

110. Гомбоева О.О. Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций современного студенчества: на материалах Республики Бурятия. Дисс. канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2007.

111. Губачев М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества. Дисс. канд. филос. наук. Уфа , 2004.

112. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1995.

113. Клейман М.Б. Роль традиции социальной группы в процессе формирования ценностных ориентаций личности. Дисс. канд. псих. наук. Ярославль, 2001.

114. Козлов, В. Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1994.

115. Лащук Е.Я. Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения. Дисс. канд. культ, наук. М., 2001.

116. Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Дисс. канд. филос: наук. М., 2006.135

117. Машенцев А.В. Интуиция и ценностная ориентация в познании. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 2003.

118. Подольская Е.А. Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования. Дисс. канд. филос. наук. М., 1984.

119. Роженцова О.В. Культурно-просветительские программы на отечественном телевидении: традиции и новаторство (на примере телеканала "Культура"). Дисс. канд. филол. наук. М., 2006.

120. Сивцова А.В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности. Дисс. канд. псих. наук. Барнаул, 2007.

121. Сиргалина JI.P. Ценность как онтологическая основа ценностных ориентаций. Дисс. канд. филос. наук. Магнитогорск, 2007.

122. Труфанов Д.О. Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности. Дисс. канд. соц. наук. Красноярск, 2006.

123. Хабибова Н.Е. Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтологический и гносеологический аспекты. Дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2003.

124. Ховалыг Д.В. Трансформация ценностных ориентаций российского общества в средствах массовой информации. Дисс. канд. полит, наук. -М., 2007.

125. Черницкая М.Б. Ценностные ориентации русской и западной культур. Дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2004.

126. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Дисс. док. псих. наук. Новосибирск, 2000.

127. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Дисс. док. псих. наук. -Новосибирск, 2000.1. СТАТЬИ И ДОКУМЕНТЫ

128. Антилогова JI.H. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология сегодня. -Кемерово, 2004, выпуск 2.

129. Волочков А.А., Ермоленко Г.Е. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. - Том 23. - №2.

130. Дондурей Д. Б. ТНТ реалити-шоу энциклопедия частной жизни. // Искусство кино. - 2005. - №4.

131. Дондурей Д.Б. Телевидение как бизнес // Искусство кино. 2006. -№6.

132. Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период // Вестник Московского университета 1997 - №5.

133. Ильченко С.Н. Реинкарнация пола (о тендерных перверсиях развлекательного телевидения) // ТелеЦЕНТР. 2006 - №3(17).

134. Климов И.А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. 2005 - №10.

135. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. 1996. - №4.

136. Мирошников Ю.И. Ценностное сознание и его структура // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН 2004 - №4.

137. Михалкович 1 В.И. О сущности телевидения // www.tvmuseum.ru/attach.asp?ano=879.

138. Указ Президента РФ от 25 августа 1997 г. № 919 «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997. №35, ст. 4054.

139. Худенко А.В. Повседневность в лабиринте рациональности // Социологические исследования. 1993. - № 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.