Цветопоэтика рассказов В.В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Суслов, Павел Андреевич

  • Суслов, Павел Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 198
Суслов, Павел Андреевич. Цветопоэтика рассказов В.В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Иваново. 2014. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Суслов, Павел Андреевич

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МИР РАССКАЗОВ В. НАБОКОВА И СПЕЦИФИКА ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

§1.1. Рассказы В. Набокова в современных исследованиях

§ 1.2. Метафизика и поэтика В. Набокова

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОПОЭТИКИ В. НАБОКОВА

§2.1.0 методике анализа цвета в художественном тексте

§ 2.2. СМЫСЛООПРЕДЕЯЯЮЩАЯ РОЛЬ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ПРОЗЕ В. НАБОКОВА

ГЛАВА III. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В РАССКАЗАХ В. НАБОКОВА

§3.1. Статистический анализ цветоупотреблений в рассказах В. Набокова

§ 3.2. «Волнующее ничто»: синий цвет в рассказах В. Набокова

§ 3.3. Черно-белая палитра в рассказах В. Набокова

§ 3.4. Желтый цвет в сборнике рассказов «Весна в Фиальте»

§ 3.5. Золотой и лиловый цвета в сборнике рассказов «Возвращение Чорба»

!

§ 3.6. Красный и черный цвета в рассказах В. Набокова

§ 3.7. Зеленый цвет в сборнике рассказов «Возвращение Чорба»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цветопоэтика рассказов В.В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста»

Введение

Актуальность работы заключается в том, что изучение цветопоэтики прозы В. Набокова является недостаточно разработанной, но при этом чрезвычайно перспективной отраслью набоковедения. Цвет является принципиально важным элементом поэтики В. Набокова, поскольку мастерское обращение с цветовыми образами в значительной степени формирует стилистическое своеобразие его текстов. Художественная манера этого автора характеризуется пристальным вниманием к внешней стороне действительности, к формам, в которых эта действительность существует и через которые проявляет свое содержание. Цвет в свою очередь - неотъемлемая составляющая всякой визуально воспринимаемой формы. Однако помимо того, что в текстах Набокова цвет участвует в усилении выразительности, он зачастую оказывается одним из наиболее значимых «проводников» смысла. Цветовые образы являются неотъемлемой частью структуры произведений Набокова: если изъять из них цвет, тексты потеряют не только свое эстетическое своеобразие, но и утратят свойственную им смысловую глубину.

Особая роль цвета в произведениях писателя отмечена множеством набоко-ведов. Об этом писали В. Александров1, Б. Бойд2, Д. Б. Джонсон3, О. Сконечная4, А. Яновский5, Г. Левинтон6 и др. Также данная проблема затрагивается в ряде кандидатских диссертаций7.

' Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999. С. 218.

2 Бойд Б. Голубянки Набокова // http://www.syiiaesthcsia.rii/boyd.html. Ссылка на англоязычную версию

статьи: http://www.giiigkopress.com/07-art/vladimir-nabokov-alphabet.html.

Джонсон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб., 2011. С. 23. '' Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп: А. Белый в отражениях В. В. Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 662-692.

5 Яновский А. О романе Набокова «Машенька» // В. В, Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 840.

6 Левинтон Г. The importance of being Russian // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 323.

7 Карпович И. Сборник рассказов В. В. Набокова "Весна в Фиальте": Поэтика целого и интертекстуальные связи. Автореф. дне. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000; Лукьяненко И. Семантика и специфика функционирования цветообозначений красного топа в произведениях В. Набокова. Дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2004; Носовец С. Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте: Цикл рассказов «Весна в Фиальте». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2002.

Однако, несмотря на интерес ученых к цветопоэтикё Набокова, она по-прежнему изучена недостаточно. Очевидна частота обращения к этой проблеме, но наблюдения за особенностями колористики Набокова в большинстве случаев делаются попутно при разработке какого-либо иного вопроса.

Именно поэтому предметом данного диссертационного исследования стал цвет в русскоязычных рассказах писателя. Материалом исследования являются рассказы, вошедшие в три сборника: «Возвращение Чорба», «Соглядатай» и «Весна в Фиальте». Выбор материала исследования определяется рядом важных факторов.

Во-первых, исследование цветопоэтики писателя на материале всего корпуса написанных им произведений представляется выходящим за рамки объема диссертационной работы. Такое исследование - крупный труд, отразить результаты которого в одной диссертации невозможно. Поэтому количество рассматриваемых текстов было необходимо сократить до одной группы, претендующей на некую «отдельность» от прочих произведений автора, а также обладающих определенной общностью между собой (например, жанровой). Сборники русских рассказов Набокова («Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте») оказались, таким образом, наиболее подходящим материалом.

Во-вторых, не только цветопоэтика, по и малая проза писателя изучена недостаточно, ей уделяется значительно меньше внимания, чем романам писателя. В данном исследовании анализ цветоупотреблеиий всегда ориентирован на выявление возможной семантики, скрывающейся за конкретным цветовым образом. Эта семантика не может быть выявлена без учета контекста, без оглядки на поэтическое устройство произведения в целом. Анализируя колористику Набокова, мы так или иначе касаемся тематики того или иного текста, деталей и мотивов, вступающих во взаимодействие с цветовыми образами и т. д. Исследовать цвет в отрыве от других поэтических элементов текста представляется неплодотворным. Очевидно, что, изучая цветопоэтику произведения, исследователь неизбежно занимается изучением и произведения в целом. Таким образом, данная диссертация

сосредоточена на двух недостаточно изученных феноменах набоковского наследия: па его колористике, и на его рассказах.

В-третьих, при внимательном изучении обнаруживается особая целостность всякого набоковского сборника рассказов. Как будет показано далее, эта целостность определяется регулярно воспроизводящимися в различных текстах мотивами. Такие мотивы выполняют нечто вроде объединяющей функции, скрепляют на имплицитном уровне тексты сборника между собой, являются циклообразующими факторами. Как показали результаты исследования, именно цвет может стать особым, свойственным лишь конкретному сборнику циклообразующим фактором (эта функция, скажем, характерна для зеленого цвета в сборнике «Возвращение Чорба»).

Здесь необходимо сделать оговорку. Несмотря на то, что диссертация посвящена цветопоэтике рассказов Набокова, нет серьезных оснований для выделения колористики этого пласта наследия писателя в качестве некоего особенного, нигде, кроме рассказов, не проявленного феномена. В пользу такого подхода говорит редкая целостность (метатекстуальиость) всего художественного наследия Набокова. Оговоренная «замкнутость» того или иного цветового мотива в пределах одного сборника рассказов - это интересная черта ранней прозы Набокова, но не наиболее характерная. Это скорее исключение, постоянно действующее же правило - кочевание тех или иных мотивов (в том числе цветовых) по всем текстам писателя, оставившего после себя скорее один большой неделимый текст. Поэтому обращение к другим произведениям в данной работе неизбежно. Анализируются, кроме рассказов, некоторые аспекты романов «Дар», «Приглашение на Казнь», «Камера Обскура» и проч.

Делыо работы является изучение семантики и функций цветовых образов в трех сборниках рассказов В. Набокова («Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте»).

Целыо исследования определяются следующие задачи:

- Показать, как метафизические представления писателя оказывают воздействие на его поэтику, в том числе на поэтику цвета.

- Показать принципиальную значимость визуального восприятия в художественном мире Набокова, определяющую важнейшие особенности его стиля.

- Обозначить основные методы анализа цвета в художественном тексте.

- Выделить характерные черты цветопоэтики Набокова.

- Провести статистический анализ цветоупотреблений в сборниках рассказов Набокова «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте».

- Проанализировать особенности и функции цветоупотреблений в конкретных рассказах сборников.

- Показать, что цветовые образы зачастую оказываются важными мотивами, повторяющимися в разных произведениях В. Набокова.

Научная новизна диссертации обусловлена следующим:

- Колористика рассказов Набокова становится главной темой литературоведческого исследования.

- Устанавливается мотивность цветовых образов, связывающая произведения между собой.

- Описываются наиболее значимые черты использования цвета писателем.

- Делается попытка установить культурные источники, от которых могла питаться пабоковская цветопоэтика, причем особый акцент при разработке дайной проблемы сделан на живописи и театре Серебряного века.

- Показано, как внимание к цветовым образам может помочь в разгадке некоторых иабоковских головоломок, как цвет в текстах Набокова служит особым средством анализа событий, происходящих в произведении.

Теоретическая значимость работы заключается в разработанной - с опорой на наблюдения Е. Фарипо - методике анализа цвета в литературном произведении; в том, что было обнаружено сходство визуальной поэтики В. Набокова с живописью русского модерна; в том, что была доказана зависимость некоторых аспектов цветопоэтики В. Набокова от петербургского авангардного театра начала XX в.; в том, что были сделаны выводы об устойчивой семантике ряда наиболее значимых цветов в колористике В. Набокова.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и семинаров по творчеству Набокова, а также в преподавании курсов по истории русской литературы XX века.

Методологической и теоретической базой исследования послужили постструктуральный подход к категории мотива, нашедший выражение в монографии Б. Гаспарова «Литературные лейтмотивы», суждения о цвете в литературном произведении, сформулированные Е. Фарино, а также труды ряда пабоковедов, среди которых особо необходимо выделить В. Александрова, Г. Барабтарло, Б. Бойда, Д. Б. Джонсона, В. Курицина, Ю. Исахайго, И. Паперно, С. Сендеровича и Е. Шварц, Р. Янгирова.

В работе используются описательный, сравнительно-исторический, интер-текстуальпый методы, а также метод сопоставительного анализа и метод количественного подсчета.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Одной из характерных черт использования цвета Набоковым является своего рода неестественность, ненатуральность цветообозначений. Цвета и цвето-сочетапия, которые использует автор, могут представляться экзотическими, нарочитыми, привычные объекты окрашиваются Набоковым в несвойственные им краски. Такая «ненатуральность» является одной из наиболее оригинальных особенностей художественной индивидуальности этого писателя.

- Живописная манера Набокова имеет некоторые общие черты с живописью и театром русского модерна. В частности, это объясняется прямым влиянием па писателя М. Добужинского, который учил Набокова рисованию. Но главное, что объединяет набоковские способы изображения действительности и визуальные искусства Серебряного века, - это общая и для того и для другого театральность, декорациоппость. Кроме того, особенности использования Набоковым нескольких цветов (оранжевого, фиолетового, синего) в значительной степени определяются культурой петербургского театрального авангарда начала XX в., театром В. Мейерхольда и Н. Евреинова.

- Цвет зачастую является в произведениях Набокова мотивом. Цветовой образ может воспроизводиться в сходных художественных ситуациях в разных текстах, тем самым связывая па поэтическом уровне тексты между собой и давая исследователю наиболее надежный ориентир для определения семантики, скрытой за данным цветовым образом.

- Цвет для Набокова может быть не просто средством усиления эстетической выразительности, по и своеобразным средством интерпретации, толкования тех или иных явлений или событий.

- Семантика цвета в малой прозе писателя в большинстве случаев имеет закрепленный характер, т. е. за конкретным цветом скрываются устойчивые значения.

Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 - русская литература, в частности, следующим его пунктам: п. 4 - история русской литературы XX - XXI веков; п. 8 - творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; п. 9 - индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии.

Апробация работы:

Материалы диссертации прошли апробацию на Фестивале студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая паука в классическом университете» (Иваново, 2009, 2011, 2012), на конференциях «Владимир Соловьев и поэты Серебряного века» (Иваново, 2011), «XXIV Бальмоптовские чтения» (Шуя, 2012). По материалам диссертации опубликован ряд статей.

Структура работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка, включающего 109 наименований.

Глава I. Мир рассказов В. Набокова и специфика его художественного

воплощения

§ 1.1. Рассказы В. Набокова в современных исследованиях

Малая проза В. Набокова существует в тени его знаменитых романов. При этом пет серьезных оснований говорить про «обделепность» рассказов Сирина вниманием (как научным, так и читательским). Несмотря на то, что большинство научных трудов, сформировавших в свое время иабоковедение в том виде, в каком мы его знаем сейчас, сосредоточены на романах писателя, его рассказы также исследовались, исследуются и, надо полагать, будут исследоваться достаточно широко: по ним защищаются диссертации, выходит множество статей8. Тем не менее ощущается необходимость более полного и целостного исследования рассказов в их совокупности, которое, возможно, когда-нибудь появится из порядочного числа единичных статей и других накопленных набоковедением разрозненных материалов.

Можно выделить две характерные тенденции, прослеживающиеся в раипих откликах на набоковские рассказы. Во-первых, это тенденция к умалению достоинств данного пласта наследия Набокова в сравнении с его романами. Во-вторых, это частые предположения, будто малая проза Набокова является своего рода творческой лабораторией, в которой автор оттачивает свое художественное мастерство, экспериментирует с приемами. К примеру, в отзыве на сборник «Возвращение Чорба» М. Цетлин писал: «Рассказы Сирина несколько слабее его же романов. Автор как будто делает в них опыты, экспериментирует»9. Схожие мысли звучат и в статье II. Андреева: «Книга Сирина "Возвращение Чорба" говорит об интимном круге писательских замыслов, вводит за кулисы его мастерства, и в пе-

s Об истории изучения малой прозы Набокова см. 'иноке.: Колосова Л. Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай». Автореф. дис. ... канд. филол. паук. СПб., 2006; Глобова 10. Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара. 2000

9 Цетлин М. В. Сирии. Возвращение Чорба Рассказы и стихи // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 212.

больших разноцветных рассказах нам открывается и метод сиринских построений (особенно интересен рассказ "Пассажир"), и его сокровенные пристрастия»10.

Такое отношение теперь представляется по меньшей мере спорным, особенно если вспомнить, как сам Набоков характеризовал жанр рассказа: «Многие широко распространенные виды бабочек за пределами лесной зоны производят мелкие, по не обязательно хилые разновидности. По отношению к типичному роману рассказ представляет собой такую мелкую альпийскую или арктическую форму. У нее иной внешний вид, но она принадлежит к тому же виду, что и роман, и связана с ним несколькими предыдущими клайпами»1

О'ю суждение автора нельзя сбрасывать со счетов. Если «эксперимепталь-пость» рассказов Набокова еще может быть дискуссионным вопросом, то их «вто-ростепенность» - распространенное в прошлом (и не вполне преодоленное до сих пор) тенденциозное заблуждение некоторых ученых. Такое отношение не только не согласуется с точкой зрения самого Набокова, но и противоречит важнейшим особенностям художественной реальности этого писателя. Одна из таких особенностей - так называемая метатекстуальпость (или метаромаппость), о которой пишут С. Сендерович и Е. Шварц: «Корпус текстов Набокова можно в определенном

смысле рассматривать как единый сводный текст, все контексты которого при-

12

частпы к пониманию той или иной частности» . 10. Глобова справедливо замечает: «Составленная из отдельных самостоятельных произведений, метаромапная структура предполагает своего рода целостность целостности. Исключать рассказы из этого единства нельзя, напротив, они важное составляющее звено обозначенной структуры, ее недостающий компонент»ь. Здесь уместно также привести высказывание Л. Колосовой, также настаивающей на необходимости воспринимать пабоковские рассказы как неотъемлемую часть общего метатекстуального целого: «Каждая новелла представляет собой осколок огромного полотна, и со-

10 Андреев II. Сирии. Там же. С. 219.

11 Циг по: Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в 5 т. Т. 1. СПб., 2004. С. 757. (Приме-

чания М Малнковои).

Сендерович С.. Шварц Е. Поэтика и этология Владимира Набокова // Набоковский вестник. Вып. 5. СПб., 2000 С 20.

ь i'лобова 10 Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2000.

держание малой части имеет особое и уникальное место в общей картине, влияя на

14

ее облик» .

] 1есмотря па то, что «теперь практически общим местом стало утверждение об уникальности и особом месте рассказов в творчестве писателя»15, им и поныне, будто по инерции, уделяется меньше научного внимания, чем романам. Наиболее распространённый жанр научной работы о рассказах писателя это, без сомнения, статья. Словно стремясь к согласованности формы исследования с формой анализируемого текста, авторы зачастую предпочитают писать о малой прозе Набокова в малом научном жанре. Полная библиография статей, посвященных рассказам писателя, набранная петитом, могла бы занять несколько печатных листов16.

Существует большое количество работ, в которых обсуждение того или иного рассказа (или ряда рассказов) является своего рода ответвлением магистральной темы исследования, которой чаще всего являются романы или пабоковский художественный мир в целом (последнее, скажем, справедливо по отношению к двухтомной биографии писателя, написанной Б. Бойдом).

ы Колосова Л. Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. '' Там же.

16 Бабенка Н. Липгвостилистический анализ рассказа В. Набокова «Благость» // Пабоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 115-126; Дмитровская М. Образная система, смысл названия и иитсртекстуальиые связи рассказа В. Набокова «Тяжелый дым» // В. В. Набоков: pro et contra. Личное!ь и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 2. СПб., 2001. С. 810-824; Захарова 3. Авторские стратегии и читательское восприятие. Рассказ В. Набокова «Пассажир» // Русская литературная классика XX века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов. Саратов, 2000. С. 56-64; Красова И. Жанр рассказа в творчестве В. Набокова // Жанры в историко-литературном процессе. СПб., 2000. С. 151-166; Одинцова С. Черты поэтики рассказов В. Набокова // Актуальные проблемы лингвистики. Курган, 2000. С. 37-39; Поздняков Н. Особенности новеллистики Набокова // Крымский Набоковский научный сборник. Вып. 1-2. Симферополь, 2001. С. 203-208; Польская С. О рассказе В. Набокова «Пасхальный дождь» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творче-ciBo Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 2. СПб., 2001. С. 587-598: Сафонова Е. Рассказ В. Набокова «Сказка» в контексте творчества писателя // Пабоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 158-166; Семенова Н. Жанровая цитация в книге В. Набокова «Возвращение Чорба» // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. № 5. Тверь, 1999. С. 146-153; Семенова Н. Жанровые трансформации в новелле XX в. (Новеллы В. Набокова) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1996. С. 209-210; Семенова Н. Роль неожиданной развязки в новеллах В. Набокова // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. № 4. '1верь, 1998. С. 89-94; Сыроватко Л. Пасхальный и рождественский рассказ в творчестве В.Набокова // Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 126-144; Толстой И. Рассказ В. Набокова «Лик» - Малая Вселенная // Грани. № 159. 1991. С. 147-156; Яблоков Е. «Едва дойдя до пузырей земли» (Рассказ В. Набокова «Terra Incognita»: возможные контексты восприятия) // Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград. 2001. С. 144-158; и др.

Однако можно вспомнить авторов, целенаправленно занимавшихся изучением малой прозы Набокова. Здесь нужно упомянуть, к примеру, монографию Дж. Конполли «Ранняя проза В. Набокова: Оппозиция 'Я - Другой'», главная концепция которой строится па оппозиции, обозначенной в заглавии исследования. Анализируя сборник «Возвращение Чорба», Конполли делает следующий вывод: «В начальный период он (Набоков-//. С.) часто фокусирует внимание на протагопи-ciax, которые поглощаются отсутствующим другим - потерянной возлюбленной,

17

умершим ребенком, отсутствующим супругом» . Наблюдение, бесспорно, верное, однако сказанное применимо не только к начальному периоду творчества писателя. «Поглощение» утраченным «другим», то есть тема потери близкого человека и находящийся в центре этой темы герой, завороженный тайной смерти, пытающийся заглянуть за ее полог - все это характерные черты набоковского творчества вообще, а не только раннего периода. Достаточно вспомнить сравнительно поздние русские тексты вроде рассказа «Ultima Thüle», первый роман па английском языке «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» или романы американского периода «Пнин», «Бледный огонь».

Монография М. Номанп «Синие вечера в Берлине: Рассказы Набокова 1290-х гг.»18 интересна своей попыткой классификации рассказов сборника «Возвращение Чорба» и некоторых рассказов, в сборники не вошедших. Автор выделяет три группы пабоковских рассказов - реалистические, соединяющие в себе реализм и символизм, и, наконец, символистские. Данная классификация не выдерживает никакой серьезной критики, однако само стремление автора к группировке текстов свидетельствует о первых попытках взглянуть па сборники Набокова системно, прочитать их не просто как набор разрозненных текстов, но как определенную целостность.

Книга Максима Д. Шраера «Набоков: Темы и вариации» в значительной степени посвящена рассказам. Следует отметить, что автор уделяет внимание визуальной поэтике Набокова, что обладает особой значимостью для нашего иссле-

17 Conolly J. W. Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge: Univ. Press. 1992. P. 3.

KS Naumann M. Blue Evenings in Berlin: Nabokov's Short Stories of the 1920s. N.-Y., 1978.

дования. Вот как М. Д. Шраер объясняет свой интерес к малой прозе писателя: «Прежде всего, лучшие рассказы Набокова представляются мне вершинами прозы двадцатого столетия. Если "Лолита" входит в список десяти лучших романов века, то, на мой взгляд, "Весна в Фи альте" должна войти в подобный список лучших рассказов»19.

Наряду со многими учеными М. Д. Шраер говорит о необходимости рассматривать рассказы писателя как часть большого метатекстуального пслого: «Изучение связей между рассказами Набокова и всеми остальными формами его прозы - предмет отдельного большого исследования»20. Концепция восприятия Шраером природы набоковского рассказа может показаться спорной, однако автор приводит достаточно убедительных доводов, хотя бы отчасти оправдывающих такой подход. Вкратце эта концепция заключается в следующем: «С моей точки зрения, рассказы Набокова - это промежуточный, художественный этап трехступенчатой метаморфозы. Той информации, которая появляется в его письмах, изначально придается историческое правдоподобие; затем эта же информация преображается в художественную прозу в рассказах и преподносится как вымысел; и, наконец, вновь вернувшись к исходному состоянию, эта информация предстает в виде воспоминаний о реальных исторических событиях в мемуарах Набокова»21. Заметам, что это справедливо лишь по отношению к некоторым проанализированным Шраером рассказам, но не по отношению к набоковскому рассказу вообще.

Особого внимания заслуживают суждения М. Д. Шраера о пространстве в малой прозе писателя: в набоковских способах изображения пространства исследователь видит определенную аналогию с картографией: «Набоков описывает нарративное пространство с помощью картографирования (курсив автора. Далее везде, кроме особо оговоренных случаев, курсив наш. - П. С.), по аналогии с тем,

как передается физическое пространство дайной территории при нанесении его па

22

географическую карту» . При всей оригинальности этой идеи, она представляется

19 Шраер М. Набоков: Темы и вариации. СПб.. 2000. С. 14.

'" 1 ам же С 22 Там же С 22.

" Там же С . 46.

скорее интригующей, чем бесспорной. Обосновывая свою точку зрения, автор нередко заставляет читателя недоуменно задержаться на прочитанном. «Когда Набоков (глазами Слепцова, ведущего читателя за собой через нарративное пространство рассказа) сравнивает оснеженный куст с "застывшим фонтаном", он тем самым достигает <...> эффекта трехмерности. Фонтан мгновенно порождает ассоциацию с движением вверх, и это качество переносится на куст, который сам по себе четких пространственных ассоциаций не вызывает»" . Неизбежен вопрос: почему же не вызывает? Куст, в отличие от фонтана, не может вызвать динамических ассоциаций, но пространственные - вполне. Это единственный пример сомнительной аргументации выдвинутых положений из многих возможных.

Тем не менее скажем, что установки, с которыми М. Д. Шраер подходит к изучению творчества Набокова, в целом представляются нам верными: «Тексты Набокова сопротивляются всем формам теоретического насилия. <...> Даже самые мощные теории культуры, как правило, отступают после нескольких попыток взять тексты Набокова приступом. <...> Читать Набокова с той или иной литературной теорией в руках - значит лишать себя значительной доли наслаждения <...>. Тексты Набокова сами подсказывают читателю теории своего восприятия. Успех прочтения Набокова, а также степень наслаждения, во многом зависят от того, насколько читатель способен отдаться тексту»24. Нельзя не заметить схожести этого подхода с тем, который предлагают С. Сендерович и Е. Шварц: «Поэтика Набокова может вырасти только па почве непосредственного опыта осмысления Набокова <...>. Поэтика Набокова не является ни модернистской, ни постмодернистской, пи пост-пост, ни эстетствующей, пи игровой. Ее многие, уже как будто рассмотренные, особенности мы рассматриваем заново - без подгонки под готовые категории и исключительно исходя из нашего опыта общения с пабоковскими

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Суслов, Павел Андреевич, 2014 год

Список литературы

1. Набоков В. Собр. соч. русского периода в 5 т. СПб., 2002-2009.

2. Набоков В. Собр. соч. американского периода в 5 т. СПб., 2004-2008.

3. Набоков В. Два интервью из сборника «Strong Opinions» // В. В. Набоков: pro et

contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 134-164.

4. Набоков В. Предисловие к английскому переводу рассказов «Ultima Thüle» и

«Solus Rex» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 97-99.

5. Набоков В. Предисловие к английскому переводу рассказа «Круг» // В. В.

Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 100-101.

6. Набоков В. Бледный огонь. СПб., 2010. 352 с.

7. Набоков В., Уилсои Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: переписка 1940-1971.

М., 2013. 496 с.

8. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.,

1999. 320 с.

9. Андреев Н Сирин // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Влади-

мира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 214-225.

10. Бабепко Ii. Липгвостилистический анализ рассказа В. Набокова «Благость» //

Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 115-126.

11. Барабтарло Г. Сочинение Набокова. СПб., 2011. 464 с.

12. Белова Т. Символика цвета и лейтмотивов в «русских» романах В. Набокова-

Сирина // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Седьмых Андреевских чтений. М., 2009. С. 211-220.

13. Белова Т. Сквозные образы-символы в романном творчестве Набокова // Набоковский вестник. Вып. 6. СПб., 2001. С. 92-99.

14. Битов А. Оглашенные: Империя в четырех измерениях. Измерение IV: ромап-

страиствие. М., 2013. 411 с.

15. Бойд Б. Голубянки Набокова // http://www.synaesthesia.ru/boyd.html. Ссылка па

англоязычную версию статьи: http://www.gingkopress.com/07-art/vladimir-nabokov-alphabct.html.

16. Боги) Б. Владимир Набоков: русские годы. СПб., 2010. 696 с.

17. Боид Б. Владимир Набоков: американские годы. СПб., 2004. 928 с.

18. Боид Б. Метафизика Набокова: Ретроспективы и перспективы // Набоковский

вестник. Вып. 6. СПб., 2001. С. 146-156.

19. Браэм Г. Психология цвета. М., 2011. 158 с.

20. Брокгауз Ф, Ефрон И. Энциклопедический словарь. В 41 т. Т. 37. СПб., 1903.

21. Бродский И. «Я считаю себя кальвинистом» / Интервью Э. Э. Рот // И. Брод-

ский. Книга интервью. М., 2008. С. 733-745.

22. Бугаева Л. Литература и rite de passage. СПб., 2010. 408 с.

23. Василевич А. Синий, синий, голубой... Или всегда ли слово было изгоем? //

ftp://ftp.slav.su.se/pub/slav/kursmaterial/ry2/sakprosa/sinij.pdf.

24. Веэ/сбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 231-291.

25. Величко А. Коммуникативно-прагматические особенности цветообозначений в

текстовом пространстве романов Т. Гарди. Автореф. дис. ... канд. филол. паук. Ставрополь, 2010.

26. Величко А. Поэтика цвета в художественных текстах как средство объедине-

ния глубинных индивидуальных и общелингвокультурных символов // Филологические науки. №. 6. 2014. С. 851-854.

27. Винокурова И. Набоков и Берберова // Вопросы литературы. 2013. №3. С. 115—

171.

28. Вовк О. Энциклопедия знаков и символов. М., 2006. 528 с.

29. Воронина О. «Игра миров» и художественная реальность: Онтологическая проблематика в творчестве В. В. Набокова // Набоковский вестник. Вып. 6. СПб., 2001. С. 156-167.

30. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века.

М., 1994. 304 с.

31. Гете И. В. К учению о цвете (хроматика) //И. В. Гете Избранные сочинения

по естествознанию. М., 1957. С. 261-342.

32. Глобова Ю. Поэтика сборника рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба».

Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2000.

33. Грин X. Мистер Набоков //В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество

Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 197-207.

34. Гршиакова М. О визуальной поэтике В. Набокова//http://wv/w.ruthenia.ru/do

с umcnt/404860.htm 1.

35. Даниэль С. Оптика Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С.

168-173.

36. Двииятин Ф. Набоков, модернизм, постмодернизм и мимесис // Империя N.

Набоков и наследники. М., 2006. С. 442-482.

37. Дэ/соисон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб., 2011. 352 с.

38. Джонсон Д. Б. Запретные шедевры в «Аде» Набокова // Империя N. Набоков и

наследники. М., 2006. С. 387-399.

39. Дмитровская М. Образная система, смысл названия и иитертекстуальиые свя-

зи рассказа В. Набокова «Тяжелый дым» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 2. СПб., 2001. С. 810-824.

40. Ермилова Г. Достоевский и Набоков (Гностические мотивы) // Ермилова Г. От

Гоголя до Набокова: Статьи о русской литературе. Иваново, 2007. С. 216-231.

4 1. Ермилова Г. «Лолита» или «Житие великого грешника» // Ермилова Г. От Гоголя до Набокова: Статьи о русской литературе. Иваново, 2007. С. 231-247.

42. Захарова 3. Авторские стратегии и читательское восприятие. Рассказ В. Набо-

кова «Пассажир» // Русская литературная классика XX века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов. Саратов, 2000. С. 56-64.

43. Злочевская А. Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции // Русская литература. № 1. СПб., 2000. С. 40-61.

44. Исахсшя Ю. Набоков и набоковедение: Девяностые годы // Империя N. Набо-

ков и наследники. М., 2006. С. 181-193.

45. Карпович И. Сборник рассказов В. В. Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика

целого и иитертекстуальные связи. Авюреф. дис. ... канд. филол. паук. Барнаул, 2000.

46. Ким Юн Ей Проза поэта: Лирические компоненты стиля В. Набокова: На ма-

териале сборника рассказов «Весна в Фиальте». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

47. Клех И. Убийство в Фиальте // http://old.russ.ru/krug/99-04-23/klekh.htm.

48. Копосова Л. Сборники рассказов В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Со-

глядатай». Автореф. дис. ... канд. филол. паук. СПб., 2006.

49. Красова И. Жанр рассказа в творчестве В. Набокова // Жанры в историко-литературном процессе. СПб., 2000. С. 151-166.

50. Курицын В. Набоков без Лолиты: Путеводитель с картами, картинками и зада-

ниями. М., 2013. 452 с.

51. Левина-Е1аркер М. Повторение. Repetition. Репетиция? Об одной повествова-

тельной стратегии у Набокова и Белого // Империя N. Набоков и наследники. М., 2006. С. 482-506.

52. Левин m он Г. The importance of being Russian // В. В. Набоков: pro et contra.

Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 301-333.

53. Леденев А. Поэтика и стилистика В. В. Набокова в контексте художественных

исканий конца XIX - первой половины XX века. Дис. ... докт. филол. наук. Москва, 2005.

54. Леденев А. «Узор плел прозу»: стилевые традиции В. Набокова в современной

русской литературе //The Other Shore: Slavic and East European Culture Abroad, Past and Present. Idyll wild, CA, USA: Charles Schlacks. 2010. Т. 1. C. 105-111.

55. Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред.: В. Кожевникова и

П. Николаева. М., 1987. 752 с.

56. Лукьяненко И. Семантика и специфика функционирования цветообозначений

красного тона в произведениях В. Набокова. Дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2004.

57. Люксембург А. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики (на примере романа «Бледное пламя») // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 5-12.

58. Малыкова М., Трезьяк Д. Сквозняк из прошлого // Звезда. № 4. СПб., 1999. С. •81-91.

59. Мельников Н. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира

Набокова: критические отзывы, эссе, пародии. М., 2000. 681 с.

60. Мельников Н. Портрет без сходства: Владимир Набоков в письмах и дневниках

современников (1910-1980-е годы). М., 2013. 264 с.

61. Мостепаненко Е. Свет в природе как источник художественного творчества //

Художественное творчество. М., 1986. С. 74-88.

62. Морозов Д. Художественное время и пространство в русскоязычных романах

В. Набокова 1920-1930 годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кострома, 2007.

63. Набоков Д. Предисловие // Набоков В. Лаура и ее оригинал: фрагменты рома-

па. СПб., 2010. С. 7-19.

64. Носовец С. Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте: Цикл рассказов «Весна в Фиальте». Автореф. дис. ... канд. филол. паук. Омск, 2002.

65. Одинцова С. Черты поэтики рассказов В. Набокова // Актуальные проблемы лингвистики. Курган, 2000. С. 37-39.

66. Палиевский П. Постановка проблемы стиля // Теория литературы. Основные

проблемы в историческом освещении. В 3 т. Т. 3. М., 1965. С. 7-34.

67. Лаперпо И. Как сделан «Дар» Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Лич-

ность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 485-507.

68. Нильский П. Новая книга В. Сирина «Возвращение Чорба» // Сегодня. 12 ян-

варя. 1930.

69. Пимкина А Игровой принцип творчества В. В. Набокова (На примере романов

«Защита Лужина» и «Пиин») // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 135-140.

70. Поздняков II. Особенности новеллистики Набокова // Крымский Набоковский

научный сборник. Вып. 1-2. Симферополь, 2001. С. 203-208.

71. Попьская С. О рассказе В. Набокова «Пасхальный дождь» // В. В. Набоков: pro

el contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 2. СПб., 2001. С. 587-598.

72. Рассел 77. Недоподлинная жизнь Сергея Набокова. М., 2013. 416 с.

73. Рягузова Л. Стиль как «полная смысла текстура» // Набоковский вестник. Вып.

6. СПб., 2001. С. 5-14.

74. Рягузова Л. Концепт «творчество» в идиостиле Набокова // Набоковский вест-

ник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 18-26.

75. Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В. В. Набоков: pro et

contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 2. СПб., 2002. С. 345-354.

76. Сафонова Е. Рассказ В. Набокова «Сказка» в контексте творчества писателя //

Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 158-166.

77. Семенов В. О некоторых лексических символах в романах Набокова // Набоковский вестник. Вып. 6. СПб., 2001. С. 116-119.

78. Семенова /7. «Даль свободного романа» у В. В. Набокова: цитата и структури-

рование текста // Набоковский вестник. Вып. 6. СПб., 2001. С. 109-116.

79. Семенова Н. Жанровые трансформации в новелле XX в. (Новеллы В. Набоко-

ва) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1996. С. 209210.

80. Семенова Н. Жанровая цитация в книге В. Набокова «Возвращение Чорба» // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. № 5. Тверь, 1999. С.146-153.

81. Семенова Н. Роль неожиданной развязки в новеллах В. Набокова // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. № 4. Тверь, 1998. С. 89-94.

82. Сендерович С., Шварц Е. Сок трех апельсинов: Набоков и петербургский теат-

ральный авангард // Империя N. Набоков и наследники. М., 2006. С. 293-348.

83. Сендерович С., UJeapif Е. Поэтика и этология Владимира Набокова // Набоков-

ский вестник. Вып. 5. СПб., 2000. С. 19-37.

84. Оконечная О. Черно-белый калейдоскоп: А. Белый в отражениях В. В. Набокова // В. В. Набоков: pro el contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 662-692.

85. Оконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова // Звезда. №11.

СПб., 1996. С. 207-215.

86. Cjiuвыпекая С. Владимир Набоков и кинематограф Серебряного века // Набо-ковский вестник. Впы. 6. СПб., 2001. С. 136-146.

87. Соловьев С. Цвет, число и русская словесность// Знание-сила. № 1. М., 1971.

С. 54-56.

88. Старк В. А. А. Блок в художественных отражениях В. В. Набокова // Набо-ковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 53-69.

89. Сугымото К. Многослойное время у В. В. Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 26-34.

90. Сыроватко Л. Пасхальный и рождественский рассказ в творчестве В.Набокова

// Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 126— 144.

91. Толстой И. Рассказ В. Набокова «Лик» - Малая Вселенная // Грани. № 159.

1991. С. 147-156.

92. Упорова С. О методологии анализа цвета в художественном тексте // Гуманитарные науки в Сибири. № 4. Новосибирск, 1995. С. 51-54.

93. Фатеева /7. Три цвета: голубой, черный, красный: поэзия А. Блока как источ-

ник интертекстуальиых заимствований //

http://www.philol.msu.rU/~humlang/articles/blok.htm#_ftnl.

94. Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. 639 с.

95. Филимонов А. «Обезумевшие вещи». Пространство сна в поэзии Владимира Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. СПб., 1999. С. 91-101.

96. Филичева Н. Художественные стили в Западной Европе и России: электронный учебник по дисциплине «Культурология» // http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindcx=14&index=43.

97. Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк. 1954. 412 с.

98. Хрущева N. В гостях у Набокова. М., 2008. 176 с.

99. Цетлии М. В. Сирин. Возвращение Чорба. Рассказы и стихи // В. В. Набоков:

pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 212-213.

100. Шадурский В. А. Блок в художественном мире В. Набокова // Александр Блок и мировая культура. Вел. Новгород, 2000. С. 256-287.

101. Шапиро Г. Поместив в своем тексте мириады собственных лиц: к вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова // Литературное обозрение. №2. 1999. С. 32-34.

102. Шейнина Е. Энциклопедия символов. М., 2001. 455 с.

103. Шраер Максим Д. Набоков: Темы и вариации. СПб., 2000. 384 с.

104. Шраер Максим Д. Бунин и Набоков. История соперничества. М., 2014. 222 с.

105. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. Авт.-сост. В. Андреева и др. М., 2004. 556 с.

106. Яблоков Е. «Едва дойдя до пузырей земли» (Рассказ В. Набокова «Terra Incognita»: возможные контексты восприятия) // Набоковский сборник. Мастерство писателя. Калининград, 2001. С. 144-158.

107. Яковлева И. Функционирование колоративпой лексики в романе В. Набокова "Король, дама, валет" // http://dop.uchcbalegko.ru/docs/index-33989.html.

108. Янгиров Р. «Чувство фильма»: заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920-1930-х годов // Империя N. Набоков и наследники. М., 2006. С. 399-429.

109. Яновский А. О романе Набокова «Машенька» // В. В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Т. 1. СПб., 1997. С. 837-845.

111. ConoUy J. W. Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge: Univ. Press. 1992.

112. Troland L T Report of commitee on coloremetry // J. Opt. Soc. Amer., 1922.

113. Ncntmann M. Blue Evenings in Berlin: Nabokov's Short Stories of the 1920s. N.Y., 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.