Творчество алтайских художников по текстилю второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Кирюшина, Юлия Владимировна

  • Кирюшина, Юлия Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 202
Кирюшина, Юлия Владимировна. Творчество алтайских художников по текстилю второй половины XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2004. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кирюшина, Юлия Владимировна

Введение.

Глава 1. Барнаульский хлопчатобумажный комбинат как сибирский центр российской текстильной промышленности

1.1. Краткий очерк истории российского текстиля до середины XX века.

1.2. История строительства Барнаульского хлопчатобумажного комбината.

1.3. Создание творческой мастерской текстильного рисунка под руководством Г.А. Белышева.

Глава 2. Художественный текстиль как вид декоративно-прикладного искусства.

2.1. Понятие и сущность художественного текстиля.

2.2. Стилизация как средство разработки рисунков для художественного текстиля.

2.3. Роль архетипических мотивов в создании текстильного рисунка.

2.4. Основные принципы классификации орнаментальных мотивов.

Глава 3. Орнаментальные традиции и новаторство художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината.

3.1. Освоение отечественных традиций оформления хлопчатобумажных тканей.

3.1.1. Белышев Г.А как носитель ивановских традиций художественного текстиля.

3.1.2. Первые ткани на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате 1963-1970 гг.

3.2. Развитие традиций поиски художников творческой мастерской ХБК в 1970-1980 гг.

3.2.1. Модернизация геометрического орнамента в новых мотивах текстильного рисунка.

3.2.2. Разработка мотивов народных русских промыслов в тканях Барнаульского хлопчатобумажного комбината как проявление ведущих тенденций российского текстиля 1970-х годов.

3.2.3. Инновационные достижения Белышева в разработке рисунков для текстиля с включением архетипических мотивов культуры Горного Алтая.

3.2.4. Развитие орнаментальных традиций в юбилейных тканях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество алтайских художников по текстилю второй половины XX века»

Художественный текстиль один из ведущих видов отечественного декоративно-прикладного искусства. Широко известна ивановская школа художественного текстиля. Во второй половине XX века её традиции получили развитие на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате. Этот период в истории отечественного текстиля имеет свои особенности и достижения, не получившие освещения в научной литературе.

В результате многолетней деятельности художественной мастерской и художественного Совета при Барнаульском хлопчатобумажном комбинате были выпущены сотни тысяч метров художественно оформленной ткани, которая получила признание и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом (Америка, Германия, Франция, Италия, Польша, Алжир, Индонезия, Монголия) (приложение 6). Сложилась алтайская школа художественного текстиля под руководством главного художника художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината, члена Союза художников России, Глеба Александровича Белышева, в которой развивались лучшие отечественные традиции художественного оформления тканей.

Таким образом, ткани, созданные по рисункам алтайских художников по текстилю представляют собой уникальную часть алтайского и общероссийского культурного наследия.

Актуальность исследования заключается в том, что в начале XXI века, когда Барнаульский хлопчатобумажный комбинат закрыт и реорганизован в торговый комплекс, не создан музей алтайского текстиля, теряются традиции в искусстве оформления тканей. Единственной возможностью сохранить богатое творческое наследие алтайских художников текстильного рисунка является его научное изучение (выявление и фиксация источников, их искусствоведческий анализ и введение в научный оборот).

Именно поэтому сейчас особенно актуально звучит мысль о том, что «никакое дальнейшее развитие невозможно без серьезного усвоения наследия прошлого, которое надо хорошо знать, чтобы критически переработать и взять из него то, что необходимо новому искусству текстиля» [133, с.7].

Различные аспекты данной темы имеют разную степень научной разработанности. Наиболее полно изучены общие вопросы теории и истории отечественной текстильной промышленности. В дореволюционной отечественной историографии российский художественный текстиль рассматривается в контексте развития отечественной лёгкой промышленности, представленной, как правило, в работах историков. Как самостоятельное и уникальное явление в художественной жизни страны, текстиль начинают изучать с 30-х годов XX века. Одной из первых искусствоведческих работ в этой области является труд Ф. Рогинской «Советский текстиль» [127]. Книга Ф. Рогинской представляет собой механически составленный сборник статей, появлявшихся в разное время в журнале «Искусство - в массы». Ф. Рогинская фактически излагает проблему текстиля, связанную с тем, что огромная область носильной ткани (костюмной и бельевой) не имеет возможности полного развертывания изобразительного материала, в отличие, например, от мебельной и занавесочной. Но Ф. Рогинская пытается решить вопрос о художественном оформлении советского текстиля исключительно как вопрос о новой тематике текстильного рисунка, не касаясь взаимосвязи костюмной ткани с костюмом, мебельной и занавесочной с вопросами архитектурного быта.

С иных позиций смотрит на проблемы отечественного художественного текстиля известный искусствовед А.А. Фёдоров-Давыдов. В статье «Искусство текстиля» [152] автор обозначает проблемы искусства отечественного текстиля конца 20-х - начала 30-х годов XX столетия, остающиеся актуальными и по сей день, а именно: роль рисунка в текстиле, его изобразительные возможности в зависимости от бытового употребления.

А.А. Фёдоров-Давыдов дает оценку уровня советского текстиля к 1928 году. По его мнению, советский текстиль находится на уровне ниже дореволюционного и причина этому в отсутствии художественных исканий и новаторства. Отмечает огромные возможности текстиля в деле формирования человеческой психики. Статья содержит аналитический критический материал.

В отечественном искусствознании 60-80-х годов XX века подробно освещаются теоретические вопросы художественного оформления текстильных изделий, особенностей композиции в декоративно-прикладном искусстве [155, 157, 158]. Основу работы В.М. Шугаева «Орнамент на ткани: теория и методика построения» [158] составил материал, наработанный автором в результате многолетней педагогической деятельности на факультете прикладного искусства Московского текстильного института. Автор раскрывает основные законы построения орнаментальной композиции на ткани.

В.Я. Берсенева и Н.В. Романова в монографии «Вопросы орнаментации ткани» [84] раскрывают принципы композиционного построения текстильного орнамента, характеризуют особенности колорита в текстильной композиции, дают классификацию орнаментальных мотивов, раскрывают взаимосвязь между искусством орнаментации ткани и эволюцией художественного стиля, постоянно волнующую художников и искусствоведов.

Работа В.Н. Козлова «Основы художественного оформления текстильных изделий» [105] является учебным пособием для начинающих художников по текстилю, даёт возможность понять основные принципы художественного оформления текстильных изделий и их специфику.

Вопросы художественного оформления текстиля рассматриваются также в работах Б. Державина и С. Пестеля [95] и С.М. Темерина [146].

Общие вопросы, связанные с теорией орнамента, как основного средства художественного выражения в декоративно-прикладном искусстве раскрываются в работах М.С. Кагана «О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории» [101] и JI.M. Буткевич «История орнамента» [87].

Российский художественный текстиль как один из видов русского декоративно-прикладного искусства представлен в монографии известного исследователя русской художественной промышленности С.М. Темерина «Русское прикладное искусство. Художественная промышленность» [147]. Содержится информация о мероприятиях, проводимых правительством в области художественной промышленности.

История отечественного текстиля (от набойки до фабричного производства) освящена в исследованиях И.А. Алпатовой [74, 75, 76], Л.Я. Якуниной [161], С.М. Темерина [147], Н. Титовой [148]. Особенно подробно изучен текстиль 1920-х - 1930-х годов. К данной теме обращались следующие исследователи: И.М. Ясинская «Советские ткани 1920 - 1930-х годов» [163], И. Работнова «Набивные ткани к. 20-х - н. 30-х г. XX века» [125], Е.В. Арсеньева «Узорные ткани» [79].

В особый ряд можно выделить монографию Н.Н. Соболева «Очерки по истории украшения тканей» [133]. Данная работа содержит в себе богатейший фактический материал по истории тканей докапиталистических обществ. Она восполняет отсутствие на русском языке соответствующей литературы. Книга Н.Н. Соболева не является историей украшения тканей. Это ряд очерков о художественных тканях важных в истории текстиля стран и эпох, связанные между собой только хронологической последовательностью и единством темы. В истории тканей, взятых сами по себе, автор не показывает конкретной связи между появлением и сменой стилей и социально-экономическими отношениями, не выявляет социального происхождения тех или иных мотивов, орнаментов и приёмов украшения тканей. В искусствоведческом смысле очерки Н.Н. Соболева в большей степени описывают памятники, не подвергая их глубокому формально-стилистическому анализу. Не смотря на эти недостатки, работа Н.Н. Соболева представляет весьма ценную сводку фактических материалов. В области истории украшения тканей очерки Н.Н. Соболева дают отправные точки для дальнейшей разработки темы.

По истории строительства и деятельности текстильных предприятий круг литературы ограничен. Данная тематика представлена в основном краеведческими работами, не имеющими научного характера. В данном направлении выделяются работы Б.И. Кислякова «Легкая индустрия за 50 лет» [104] и Н. Скрипника «Истина жизни» [106].

Творчество отдельных художников по текстилю практически не изучено. Оно представлено в контексте общих работ по истории развития отечественной текстильной промышленности. Исключение составляет монография К.И. Мокрова «Художники текстильного края» [115], в которой представлено творческое наследие и список художников - текстильщиков Ивановской области, где содержатся справочные данные и о Г.А. Белышеве.

Специальное обращение к творческому наследию ведущего художника творческой мастерской Барнаульского ХБК Г.А. Белышева связано с именем доктора искусствоведения, профессором Алтайского государственного университета Т.М. Степанской. Она впервые подняла проблему сохранения и изучения художественного наследия Г.А. Белышева. Её работы посвящены обзорам выставок, в которых участвовал Г.А. Белышев [138-143]. Здесь впервые представлен искусствоведческий анализ наиболее известных его работ и дана оценка творчества. Т.М. Степанская поднимает вопрос о школе Г.А. Белышева [138, 142], прослеживая преемственность традиций у его учеников — Т. Дедовой и И. Щетининой, освещает деятельность художественной мастерской и художественного Совета Барнаульского ХБК.

К творчеству Г.А. Белышева также обращалась кандидат искусствоведения, научный сотрудник Алтайского государственного художественного музея Л.А. Лихацкая [108]. В её статьях обозначены общие тенденции творчества Г.А. Белышева.

Статьи о работе художественной мастерской систематически появлялись в периодической печати 60-80-х гг. XX века: «Алтайской правде» -Е. Райковой [126], О. Логиновой [109], Г. Соколовой [136], Н. Яловега [162]; «Молодежи Алтая» Т. Прилежских [122], Н.Прохоровой [123]; «Вечернем Барнауле» Н. Келлер [103]; М. Герасимовой [90]. Это отчеты журналистов о выставках с участием Г.А. Белышева, В.Р. Михайлова, С.И. Игумновой, Т.В. Рымаренко - ведущих художников творческой мастерской.

Таким образом, творческое наследие художников текстильного рисунка мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината не представлено в науке комплексным исследованием.

Цель исследования:

Проанализировать факторы преемственности и внедрения инноваций в творчестве алтайских художников по текстилю второй половины XX века.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Рассмотреть становление и развитие отечественного художественного текстиля в историческом контексте.

2. Изучить историю создания Барнаульского ХБК и его художественной мастерской в контексте истории развития российского художественного текстиля.

3. Раскрыть сущность понятия художественного текстиля как вида искусства, а также понятий «орнамент», «раппорт», «стилизация», «архетип».

4. Показать преемственность отечественных орнаментальных традиций в творчестве алтайских художников по текстилю.

5. Выявить новаторские черты в работе творческой мастерской Барнаульского ХБК.

6. Проанализировать роль творческой личности художника в текстильной промышленности.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XX века. В это время начинает работу Барнаульский хлопчатобумажный комбинат. Сюда из разных районов страны приезжают художники по текстилю. Формируется художественная среда. Усилиями Г.А. Белышева при ХБК создаются первые в Сибири творческая мастерская и художественный Совет. Ткани, выполненные по рисункам алтайских художников - колористов получают мировую известность.

Территориальные рамки диссертационной работы определяются территорией Алтайского края.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство Алтая второй половины XX века

Предмет исследования: творчество алтайских художников по текстилю: традиции и новаторство.

Методологической базой исследования явилась концепция преемственности и стойкости орнаментальных традиций в культуре, представленная в трудах М.С. Кагана и JI.M. Буткевич. В её основе лежит способность орнамента на любом временном срезе сохранять свою древнейшую первооснову наряду с включением современных мотивов. В искусствоведении во главу угла ставится эстетическая значимость орнамента, средства ее достижения и выражения. Здесь большое внимание уделяется гармонии предмета и орнамента, а в творческом процессе, предполагающем синтез традиционных устоев и авторского новаторства, акцент делается на последнем.

В основе исследования лежит комплексная методика, обусловленная современной концепцией культурного наследия, рассматривающей принцип междисциплинарности как важнейший принцип научного знания. Предмет исследования рассматривается с точки зрения различных наук: истории, этнографии, искусствоведения, философии, культурологи и социологии, использовались системный и сравнительный методы, принципы историзма, искусствоведческий анализ.

В данном диссертационном исследовании рассмотрены факторы, определяющие становление художественного текстиля как вида декоративно-прикладного искусства в контексте истории отечественной текстильной промышленности.

Доказан принцип преемственности отечественных орнаментальных традиций в творчестве алтайских художников по текстилю.

Выявлены новые черты в разработке текстильных орнаментальных композиций в художественном текстиле Алтая.

Раскрыты приёмы модернизации традиционных орнаментальных мотивов в творчестве алтайских художников по текстилю.

Определены тенденции формирования алтайской художественной текстильной школы во главе с Г.А. Белышевым.

Введён в научный оборот широкий круг, ранее не изученных источников.

Результатом работы в плане практической значимости данного диссертационного исследования может быть возвращение из забвения таких ярких, интересных фигур в области художественного оформления текстильных тканей как художники-колористы Глеб Александрович Белышев, Владимир Ростиславович Михайлов, Софья Ивановна Игумнова, Тамара Васильевна Рымаренко, Константин Яковлевич Шеломанов и доведения до широких масс читателей их творческого наследия. Это вклад в изучение декоративно-прикладного искусства Алтая и России в целом. Поскольку сейчас Барнаульский хлопчатобумажный комбинат закрыт и превращен, как многие другие в нашей стране, в очередной торговый комплекс, особо значимой является данная попытка изучения одной из ярких составляющих культурного наследия Алтая и России в целом. Работа может быть полезна всем интересующимся и занимающимся проблемами декоративно-прикладного искусства России и в частности Алтая второй половины XX века.

Содержание диссертации и полученные результаты использованы в преподавании курсов «История русского декоративно-прикладного искусства», «Традиционные культуры Алтая», спецсеминаров «Орнамент в декоративно-прикладном искусстве» и «Описание и анализ памятников декоративно-прикладного искусства», в организации выставки дипломных работ учащихся Барнаульского текстильного техникума (Выставочный зал ФИ АлтГУ, Барнаул, 2003).

Настоящее диссертационное сочинение опирается на обширную ис-точниковую базу. Основными источниками исследования явились материалы Центра хранения архивного фонда Алтайского края - личный фонд Глеба Александровича Белышева. Фонд содержит 411 единиц хранения, датируемых 1945-1989 гг. Фонд был создан по инициативе и при поддержке доктора искусствоведения, профессора Алтайского государственного университета Тамары Михайловны Степанской в 1991 году. Документы систематизированы по следующим разделам: 1) документы творческой деятельности; 2) документы служебной деятельности; 3) биографические документы; 4) документы членов семьи.

Внутри разделов документы систематизированы по хронологии. Кроки и образцы тканей по видам тканей: бязь, ситец, сатин, штапель. Особенностью формирования дел в фонде является то, что каждый крок или образец ткани составляют отдельное дело. В целом документы фонда отражают историю развития прикладного искусства на Алтае.

В диссертационном исследовании непосредственно использованы неопубликованные прямые источники: 1) рисунки для текстильных тканей (кроки) художников творческой мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината; 2) образцы тканей, выполненных по рисункам Г.А. Белышева. Косвенные источники: 1) материалы из личного фонда Г.А. Белышева:!) материалы о создании и деятельности художественной мастерской при Барнаульском ХБК; 2) переписка Г.А. Белышева с выпускниками художественного училища; 3) записки Г.А. Белышева с заседаний Художественного совета Министерства культуры РСФСР. Автобиография, Г.А. Белышева. Нормативные документы о создании Барнаульского ХБК.

Опубликованные прямые источники: 1) Приказы и постановления Советского правительства о развитии лёгкой промышленности; 2) интервью Г.А. Белышева в средствах массовой информации: «Алтайской правде», «Молодёжи Алтая», «Вечернем Барнауле»; 3) статьи Г.А. Белышева о деятельности художественной мастерской в газете Барнаульского ХБК «Текстильщик».

Косвенные источники: Каталоги краевых выставок с участием алтайских художников - текстильщиков позволяют увидеть диапазон известности творчества алтайских художников по текстилю, количество экспонатов, награды.

Альбом «Ивановские ситцы XVIII - начала XX века» (Сост. Арсенье-ва Е.В.) [69] раскрывает историю становления и развития крупнейшего центра российской текстильной промышленности, проследить особенности художественного оформления ивановских ситцев.

Альбом «Советские ткани 1920-х - 1930-х годов» (Сост. Ясинская И.М) [73] дал возможность автору изучить образцы орнаментальных композиций, характерных для тканей с тематическим, конструктивным и техническим орнаментом.

Набор открыток из серии «Орнамент народов СССР» [70] послужил источником для изучения национальных традиционных орнаментальных мотивов, используемых в текстильных композициях Г.А. Белышевым.

В альбоме «Алтайский орнамент» Сост. (В.И. Эдоков) [72] собран наглядный материал, позволяющий проследить истоки зарождения и развития «рогатого орнамента», послужившего источником для текстильных орнаментальных композиций Г.А. Белышева, сделавших алтайские ткани уникальными.

Материалы из личного фонда доктора искусствоведения, профессора Алтайского государственного университета - Т.М. Степанской.

Материалы из фондов Алтайского краевого краеведческого музея, посвященные деятельности художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината.

Материалы из экспозиции Музея Октябрьского района г. Барнаула, посвященные деятельности Барнаульского хлопчатобумажного комбината.

Этнографические текстильные коллекции районных краеведческих музеев Алтайского края: Шелаболихинского и Ребрихинского.

Структура диссертационного исследования обусловлена решением поставленных целей и задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав с параграфами и пунктами и заключения. Научный аппарат представлен библиографическим списком источников и литературы, приложениями, списком иллюстраций, иллюстрациями и списком сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Кирюшина, Юлия Владимировна

Художественный текстиль является одним из самых массовых видов декоративно-прикладного искусства. Особенность художественного текстиля • высокое качество переплетения нитей, украшение тканей методами набой ки, вышивки и аппликации. Российский художественный текстиль имеет свою уникальную историю и является особой страницей в исторической и культурной жизни России. Возникнув в XIV веке из набоечного ремесла, он превратился к началу XX века в мощную художественную текстильную про мышленность. Основные центры, которой концентрировались в европейской части нашей страны - Иваново, Москва, Петербург. В ходе исторического развития сложились и получили дальнейшее развитие отечественные тради ции художественного оформления хлопчатобумажных тканей, что позволило русским ситцам успешно выдерживать конкуренцию на мировом рынке.В текстильном рисунке нашли отражение различные этапы и стороны истории нашей страны: Октябрьская революция, индустриализация, коллек тивизация, Великая Отечественная война, государственная символика, спорт, фольклор и. т.д.).В XX веке отечественная художественная промышленность активно развивалась при поддержке советского правительства. В результате этой политики были построены, введены в эксплуатацию и реконструированы многие текстильные предприятия, как в европейской части страны, так и за Уралом и в союзных республиках. Одним из таких предприятий был Барна ульский хлопчатобумажный комбинат, построенный в 1965 году согласно Постановлению Совета Министров СССР №1801 от 28 мая 1951 года «Об увеличении производства товаров широкого потребления и расширения производственных мощностей по Министерству легкой промышленности СССР» [124, с. 133].Создание и деятельность Барнаульского хлопчатобумажного комби ната во второй половине XX века и развитие текстильной отрасли в Сибири имело большое экономическое и культурное (художественное) значение.Строительство и дальнейшая эксплуатация Барнаульского хлопчатобумаж ного комбината позволило создать базу для выпуска отделанных лёгких тканей. Близость сырья (хлопка) и расположение города Барнаула в южной части Западной Сибири позволило продолжать создавать базу для выпуска лёгких тканей. Такой базой стал Барнаульский хлопчатобумажный комби нат, построенный в 1965 году.Создание при комбинате художественной мастерской согласно Прика зу Министра промышленных товаров широкого потребления №1155 от 7 июля 1954 г. «О мероприятиях по дальнейшему расширению ассортимента и улучшению художественного оформления товаров широкого потребле ния» давало возможность разрабатывать свои неповторимые орнаменталь ные композиции для художественного оформления хлопчатобумажных тка ней. Создание художественного совета при Барнаульском хлопчатобумаж ном комбинате позволяло выпускать качественные и модные ткани.В результате организационной деятельности заведующего художест венной мастерской, ивановского художника по текстилю - Глеба Александ ровича Белышева (член СХ СССР с 1957г.) сформировался творческий кол лектив художников текстильного рисунка, приехавших из разных уголков страны - Ростислав Владимирович и Наталья Александровна Михайловы, Софья Ивановна Игумнова, Константин Яковлевич Шеломанов, Тамара Ва сильевна Мокрая, Тамара Васильевна Рымаренко. Это позволило создавать свои неповторимые рисунки для тканей Барнаульского ХБК, которые ус пешно конкурировали на внутреннем и внешнем рынке. Продукция Барна ульского хлопчатобумажного комбината экспортировалась за границу. По стоянными потребителями алтайских тканей были такие страны как Гер манская демократическая республика, Франция, Италия, Польша, Соединённые штаты Америки, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Монго лия, Индонезия (приложение 6). Ткани художественной мастерской Барна ульского ХБК участвовали в международных выставках во Франции (1976), в Лейпцигской ярмарке в ГДР (1977).Художники творческой мастерской Барнаульского хлопчатобумажно го комбината активно разрабатывали все основные направления в текстиль ном орнаменте 1960-х - 1980-х годов: геометрический, растительно цветочный, мотивы народных промыслов, сюжетный орнамент в юбилей ных тканях, мотивы национального орнамента (алтайский). Отталкиваясь от увиденного в природе, в музейных коллекциях, используя архетипические мотивы и следуя ивановским традициям художественного оформления тек стиля, они модернизировали орнаментальные композиции. Алтайские ху дожники по текстилю умело использовали фундаментальное средство раз работки рисунков для художественного текстиля - стилизацию. Именно по средством стилизации художникам удавалось выразить индивидуальность своей школы, что делало алтайские сатины и ситцы узнаваемыми и отлич ными от других (например, чебоксарских или камышенских).В художественной мастерской под руководством Глеба Александро вича Белышева проходили практику многие выпускники Ивановского тек стильного техникума (Е.В. Варенкова, Н.И. Грибанова), которые впоследст вии, получив опыт работы художника по текстильному рисунку, уезжали работать на хлопчатобумажные комбинаты бывшего Советского Союза (Украина, Грузия, Прибалтика) и там продолжали развивать навыки, полученные в художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Таким образом, художественная мастерская Барнаульского ХБК являлась школой и практической базой для воспитания новых специалистов в области художественного оформления тканей.С одной стороны, художники Барнаульского хлопчатобумажного комбината развивали отечественные ивановские орнаментальные традиции художественного оформления хлопчатобумажных тканей. С другой, в их творчестве наглядно просматриваются элементы новаторства и модерниза ции при создании новых мотивов текстильного рисунка. Традиции и инно вации органично сочетались в создании текстильных композиций художни ков Барнаульского ХБК второй половины XX века.Ведущим художником художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината являлся Глеб Александрович Белышев. В его творчестве чётко просматривается преемственность ивановских текстильных традиций оформления тканей. Ведущая тема - цветочный орнамент (розы, ромашки, тюльпаны). Он также активно развивает тему русских народных промыслов: Хохломы, Городца, Дымково, Жостово, Полхов-Майдана. Вы ступает инициатором модернизации традиционных геометрических мотивов и трансляции национальных орнаментов в современную культуру.Алтайские художники по текстилю ориентировались на тенденции со временной моды, но при этом старались сделать свои ткани индивидуаль ными и неповторимыми.Современная нестабильная ситуация в экономике, влечет за собой многие разрушительные процессы в отечественной художественной тек стильной промышленности, что выражается в закрытии (например. Барна ульский хлопчатобумажный комбинат, производственные площади которо го сейчас отданы для торговых организаций) и реорганизации многих пред приятий. Поэтому на данном этапе особую актуальность приобретает про блема сохранения этого наследия. Один из путей решения данной проблемы заключается в сборе и фиксации текстильного наследия в музейных коллек циях и создание постоянных экспозиций в районных, городских и краевых музеях Алтайского края. Только таким образом это наследие станет не только базой для возрождения и развития художественных традиций оформления отечественных тканей, но и источником для творчества алтай ских мастеров декоративно-прикладного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кирюшина, Юлия Владимировна, 2004 год

1. Алпатова И.А. Набойка / И.А. Алпатова // Русское декоративное искусство: В 3 т. Т. 1: От древнейшего периода до XV1.I в. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. - С. 434-453.

2. Алпатова И.А. Набойка / И.А. Алпатова // Русское декоративное искусство: В 3 т. Т. 2: Восемнадцатый век. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963.-С. 593-614.

3. Алпатова И.А. Набойка / И.А. Алпатова // Русское декоративное искусство: В 3 т. Т. 3: Девятнадцатый — начало двадцатого века. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1965. С. 284-293.

4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М.Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

5. Арсеньева Е.В. Вступительная статья / Е.В. Арсеньева // Ивановские ситцы: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1983. С. 5-29.

6. Арсеньева Е.В. Узорные ткани / Е.В. Арсеньева // Русское декоратив. искусство: В 3 т. Т. 3: Девятнадцатый начало двадцатого века. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1965. - С. 267-276.

7. Барнаульский хлопчатобумажный комбинат выдал первую ткань // Алт. правда. 1955. 30 апр.

8. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая, XX век: альбом / авт. вступ. ст. и сост. JI. И. Леонова. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комб.», 2001.-С.42.

9. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая: Альбом репрод. / Сост.: С. Чернов, Л. Цесюлевич, Б. Лупачев; Вступит, ст. Б. Лупачева. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1973. С.40-42.

10. Белышев Глеб Александрович // Художники Алтая: Живопись, графика, скульптура, монументальное, театрально-декорационное и прикладное искусство. 2-е изд., перераб. и доп. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980.-С. 15, 209.: ил.

11. Берсенева В.Я. Вопросы орнаментации ткани / В.Я. Берсенева, Н.В. Романова. М.: Легкая индустрия, 1977. - 192с.: ил.

12. Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента / В.И. Бибикова // Сов. археология. 1965. - №1. - С. 3-8.

13. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Бидерманн Ганс. -М.: Республика, 1996.-335 е.: ил.

14. Буткевич Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. М: Владос, 2003. - 265 с.

15. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. / В. Власов. СПб.: Лита, 2000. - Т. 2. - 848 е.: ил.

16. Выставка текстильного рисунка и живописи, посвященная 50-летию творческой деятельности и 70-летию со дня рождения Г.А. Белышева: Буклет / Авт. текста Л. Лихацкая. Барнаул, 1992. 10 с.

17. Герасимова, М. Автографа на ткани не поставишь. / М. Герасимова // Вечер. Барнаул. 1993. - 13 апр.

18. Герчук Ю. Что такое орнамент? / Ю. Герчук // Декоратив. искусство СССР. 1987.-№1.-С. 29-31.

19. Глеб Белышев // Графики, сценографы, прикладники Алтая / Авт. текста Н. Яловега. — Барнаул, 1980. 12 е.: ил.

20. Горбунова Л. Осталось воплотить идеи в «массовую ткань» / Л. Горбунова // Свобод, курс. 1998. - 19 марта.

21. Грицюк В.Э. О работе со смежниками / В.Э. Грицюк // ЭКО. 1973. -№5. - С. 3.

22. Державин Б. Сюжетный рисунок на ткани / Державин Б., Пестель // Декоратив. искусство СССР. 1961. - №2. - С. 13-14.

23. Дьяченко Ю.С. Промышленность / Ю.С. Дьяченко, В.А. Скубневский // Барнаул: Энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - С. 243-245.

24. Евсюков В.В. Мифология китайского неолита: По материалам росписей на керамике культуры яншао /В.В. Евсюков; Отв. ред. В.Е. Ларичев; АН СССР; Сиб. отд-ние. Новосибирск: Наука, 1988. - 127 с.

25. Золотые страницы Алтая: Справочник. Б.м.: Изд. центр «ПАЛИНДРОМ», 1999. - Т. 2. - 295 е.: ил.

26. Иванов В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. М.: Наука, 1974. - 342 с.

27. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории / М.С. Каган. Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.

28. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая / Н.И. Каплан. -М.: Госместпромиздат, 1961. -96 е.: ил.

29. Келлер Н. Страна Белышевского ситца / Н. Келлер // Вечер. Барнаул. — 1998.- 14 марта.

30. Кисляков Б.И. Легкая индустрия за 50 лет / Б.И. Кисляков. М.: Легкая индустрия, 1967. -246 с.

31. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для студ. вузов по спец. «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». / В.Н. Козлов. М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1981. - 262 с.

32. Лёгкая промышленность // Скрипник Н.Х. Истина жизни: (О коллективах предприятий легкой, пищевой, мясной и молочной промышленности края) / Скрипник Н. X. Барнаул: Б. и., 2000. - С. 19-53.

33. Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения / И.Н. Лисаковский. М.: Изд-во РАГС, 2002. 239 с.

34. Лихацкая Л. Рисунок на ткани / Л. Лихацкая // Алт. правда. 1991. -15 окт.

35. Логинова О. Из пяти красок / О. Логинова И Алт. правда. 1983. — 2 апр.

36. Лощина Г.Н. Барнаульский хлопчатобумажный комбинат / Г.Н. Лощина // Энциклопедия Алтайского края: В 2 т. — Барнаул: Пикет, 1997. — Т. 2.-С. 61.

37. Любимые цветы. Живопись. Акварель. Текстиль: Буклет / Авт.-сост.: И. Щетинина, Е. Медведева. Барнаул: Б.и., 2003.

38. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки / Г.С. Маслова. -М.: Наука, 1978.-207 с.

39. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. М.: Молодая гвардия, 1975. - 192 е.: ил.

40. Михайлов Владимирович Ростиславович // Художники Алтая: Альбом репрод. / Сост.: С. Чернов, Л. Цесюлевич, Б. Лупачев; Вступит, ст. Б. Лупачева. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1973. - С. 43.

41. Мокров К.И. Художники текстильного края: Очерки развития изобразительного искусств в ивановской области / К.И. Мокров. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 168 е.: ил.

42. Нейхард А.А. Происхождение креста / А.А. Нейхард. М.: Сов. Россия, 1975.-56 с.

43. Немковский С.П. Орнамент на ткани / С.П. Немковский. М.: Моск. рабочий, 1987. 52 с.

44. Новый политехнический словарь / Гл. ред. А.Ю. Ишлинский. М.: Большая Рос. энцикл., 2000. - 671 е.: ил.

45. Орленко JI.B. История текстиля и моды / JI.B. Орленко; Центр, физ.-техн. ин-т м-ва образования Рос. Федерации. — М.: Сергиев-Посад: Б.и., 1997.-475 с.

46. Пластические искусства: Крат, терминол. слов. / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Пассим, 1995. - 156 с.

47. Популярная художественная энциклопедия / Гл. ред. В.М. Полевой. -М.: Сов. энцикл., 1986. Кн. II. - 432 е.: ил.

48. Прилепских Т. И оживает ткань / Т. Прилепских // Молодежь Алтая.1981. -4 марта.

49. Прохорова Н. Я всегда рисую / Н. Прохорова // Молодежь Алтая.1982.-20 авг.

50. Путеводитель «Архивы» Справочник., М.: 2001. С. 193.

51. Работнова И. Набивные ткани конца 20-х начала 30-х годов / И. Ра-ботнова // Декоратив. искусство СССР. - 1964. - №8. - С. 56-58.

52. Райкова Е. Песнь о ситце / Е. Райкова // Алт. правда. 1964. - 23 июня.

53. Рогинская Ф.С. Советский текстиль / Ф.С. Рогинская. М.: АО АХР, 1930.-94 е.: ил.

54. Родионов В.Т. Хлопчатобумажный комбинат / В.Т. Родионов // Барнаул: Энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - С. 322.

55. Русский традиционный костюм: Иллюстрир. Энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 400 е., 24. л. ил.

56. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-607 с.131. «Сибирь социалистическая». Новосибирск. Зональная художественная выставка, 5-я: Каталог. / Авт. текста Ю. Сорокин. Барнаул: [Б.и], 1980.- 16 с.

57. Словарь искусств THE HUTCHISON DICTIONARY OF THE ARTS: Перевод. M.: TOO «Внешсигма», 1996. - 534 с.

58. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей / Н.Н. Соболев. -M.-JL: Изд-во «Academia», 1934. 435 с.

59. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет A.M. Прохоров (пред.). М.: Сов. энцикл., 1980.- 1600 е.: ил.

60. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А .А. Мелик-Пашаев. М.: ACT: Олимп, 1999. - 813 с.

61. Соколова Г. Ситцевая радуга / Г. Соколова // Апт. правда. 1965. -15 дек.

62. Сорокин Ю. О подвиге, о доблести, о славе: 50-летию великой Победы посвящается / Сорокин Ю. Барнаул: АО «Полиграфист», 1995. -20 е.: ил.

63. Степанская Т.М. Белышев Глеб Александрович / Степанская Т.М. // Энциклопедия Алтайского края: В 2 т. — Барнаул: Пикет, 1997. Т. 2. -С. 70.

64. Степанская Т.М. Белышев Глеб Александрович / Т.М. Степанская // Барнаул: Энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. — С. 46.

65. Степанская Т.М. Вишенка на суровом полотне / Т.М. Степанская // Алт. правда. 1993. - 10 марта.

66. Степанская Т.М. Глеб Белышев и его школа / Т.М. Степанская // Алт. правда. 1988. - 21 марта.

67. Степанская Т.М. Цветы на ситцевом поле / Т.М. Степанская // Алт. правда. 1982. - 25 авг.

68. Стриженова Т. Проблемы творчества в промышленных тканях (19281938) / Т. Стриженова // Советское декоративное искусство. М.: Сов. художник, 1986. Вып. 8. - С. 235-244.

69. Стрижков. Текстиль // Советское декоративное искусство, 1945-1975: Очерки / Отв. ред. В.П. Толстой. М.: Искусство, 1989. - С. 45-54.

70. Темерин С.М. Роспись тканей: Пособие для художников / С.М. Тере-мин. М.: КОПЗ, 1952. - 66 е.: ил.

71. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы: Очерки. / С.М. Теремин. М.: Сов. художник, 1961. - 457 е.: ил.

72. Титова Н. Из истории советского текстиля / Н. Титова // Декоратив. искусство СССР. 1964. - №8. - С. 14-16.

73. Тресидцер Д. Словарь символов / Тресиддер Джек; Пер. с англ. С. Палько. М.: Изд.-торг. дом «ГРАНД» : ФАИР-ПРЕСС, 1999. -444 е.: ил.

74. Туденева Ю. Целое море цветов / Ю. Туденева // Алт. правда. 1997. -28 июня.

75. Фадеева И.Е. Функция и изображение в народном искусстве / И.Е. Фадеева // Труды ин-та языка, литературы и истории. — 1978. №20. -С. 79-86.

76. Фёдоров-Давыдов А.А. Искусство текстиля // Русское и советское искусство: Статьи / А.А. Федоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1975. -С. 185-205.

77. Фокина JI.B. Орнамент: Учеб. пособие / JI.B. Фокина. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 94 е.: ил. фот.

78. Художественное оформление текстильных изделий / Под ред. С.А. Малахова, Т.А. Журавлевой, В.Н. Козлова и др. М.: Легпромбытиздат, 1988.-304 е.: ил.

79. Чекалов А.К. Основы композиции декоративно-прикладного искусства / А.К. Чекалов. М.: Акад. художеств СССР, 1962. - 65 с.

80. Школа изобразительного искусства: Сб.: В 10 вып. — М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1963. Вып. 10. - 272 с.

81. Шорохов Е.А. Композиция: Учебник для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / Е.А. Шорохов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.-285 е.: ил.

82. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения) / В.М. Шугаев. М.: Легкая индустрия, 1969. - 88 е.: ил.

83. Эдоков А.В. Декоративное искусство Горного Алтая с древнейших времен до наших дней / А.В. Эдоков. Горно-Алтайск: Изд-во м-ва образования и науки Респ. Алтай, 2002. — 192 с.

84. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия : Перевод. / К.Г. Юнг; [Сост. и общ. ред. В.М. Лейбина]. СПб. и др.: Питер, 2001.-504 с.

85. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII веков / Л.И. Якунина; Ред. Б.А. Рыбаков. М.: Б.и., 1954. - 24 с.

86. Яловега Н. Автограф на ткани / Н. Яловега // Алт. правда. 1979. -20 марта.

87. Ясинская И.М. Вступительная статья / И.М. Ясинская // Советские ткани 1920-х 1930-х годов: Альбом. - Л.: Художник РСФСР, 1977. -278 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.