Влияние христианства на развитие уголовной политики и судопроизводства в России: Историко-правовой анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Липский, Николай Алексеевич

  • Липский, Николай Алексеевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 209
Липский, Николай Алексеевич. Влияние христианства на развитие уголовной политики и судопроизводства в России: Историко-правовой анализ: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2003. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Липский, Николай Алексеевич

Введение.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ВЛИЯНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

§ 1. Формирование канонического права.

§ 2. Влияние христианской церкви на уголовную политику в странах западной Европы в период средних веков.

§ 3. Уголовное судопроизводство и христианская церковь в Новое время.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РАЗВИТИЕ

УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ.

§ 1. Отражение Библейских положений в нормах российского уголовного и уголовно-процессуального права.

§ 2. Элементы инквизиционного процесса в розыскной и судебной практике России.

§ 3. Перспективы развития российского уголовного процесса с учетом исторического опыта христианства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние христианства на развитие уголовной политики и судопроизводства в России: Историко-правовой анализ»

Актуальность темы исследования.

Всеобщая декларация прав человека, Устав Организации Объединенных Наций, ряд других международно-правовых актов отразили в своих нормах положения основного источника христианства - Библии. У здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке на каменной плите высечены слова из Ветхозаветной книги пророка Исайи: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Спустя тысячелетия авторитет христианских норм сохранился настолько, что аналогии с ними нередко обнаруживаются и в положениях национального права, в том числе уголовно-процессуального.

О значимости Библии председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев сказал: «Верю, что мы преодолеем трудную дорогу строительства Российского правового государства, где суд займет подобающее его библейскому происхождению место». По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации, за последние годы заметно выросло число религиозных организаций (с 3003 в 1985 году до 20215 в 2001 году), а по результатам опросов населения — подавляющее его большинство относят себя к числу верующих, прежде всего христиан.

Христианская религия является наиболее распространенной как в мире в целом, так и в России, в частности. Она объединяет свыше полутора миллиардов приверженцев (более 1 миллиарда католиков, более 400 миллионов приверженцев протестантизма и более 200 миллионов приверженцев православия)1. Данные обстоятельства не могут не влиять на развитие общества и должны учитываться при совершенствовании законодательства.

Исходя из этого диссертационное исследование осуществлено в двух направлениях: изучение истории развития христианства и богословской науки, нашедших отражение в уголовном и уголовно-процессуальном законодательст

1 Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000. С. 499. ве, но осужденных современной христианской церковью как противоречащих общечеловеческим ценностям; обоснование необходимости совершенствования российского уголовного судопроизводства с точки зрения христианских источников и достижений современного богословия.

Данных вопросов касались в своих научных трудах такие ученые, как А.И. Александров, Ю.М. Антонян, И.А. Возгрин, С.Б. Глушаченко, А.И. Долгова, К.Б. Калиновский, Е.В. Касторская, Г.Л. Касторский, М.П. Клейменов, Г.Ч. Ли, А. Миллер, Д.В. Ривман, В.П. Сальников, М.В. Сальников, А.В. Смирнов, Л.И. Спиридонов, О.В. Старков, Ю.В. Тихонравов, Ю.В. Ячменёв.

Использованы также научные разработки по вопросам истории развития светского права, в том числе уголовно-процессуального, под влиянием основных источников христианства и его богословской науки. Этому посвящены, в частности, труды Н.Г. Владимирова, В.И. Гараджи, В.В. Зеньковского, С.И. Иваненко, А.И. Клебанова, Л.Ф. Колесникова, И.А. Крывелева, Л.Н. Митрохина, А.В. Меня, Е.И. Парнова, М.Г. Писманика, В.М. Сторчака, Н.А. Трофимчу-ка, А.И. Хвыля-Олинтера, И.Н. Яблокова, Д.Р. Яворского и других.

Однако данные вопросы рассматривались в этих трудах применительно к влиянию христианства на развитие уголовного судопроизводства в наиболее общем плане. Кроме того, за последние годы в жизни российского общества возросла роль религии, особенно христианства, что сказывается на процессе законотворчества, влияет на совершенствование правоотношений в сфере уголовного судопроизводства.

Объектом диссертационного исследования являются:

- основы христианского вероучения;

- источники христианского богословия относящиеся к различным историческим периодам;

- положения канонического церковного права, регламентирующие правила уголовного судопроизводства;

- нормы уголовного и уголовно-процессуального права России.

В предмет диссертационного исследования включены:

- способы формирования христианским богословием в различные исторические периоды норм, имеющих уголовное и уголовно-процессуальное значение;

- формы реализации данных норм субъектами уголовного преследования в истории христианства;

- средства воздействия на участников уголовного судопроизводства в инквизиционном процессе;

- методика формирования доказательств органами предварительного расследования и дознания в современной России.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методики дальнейшего совершенствования уголовного судопроизводства с учетом исторического развития и достижений христианства. В соответствии с этой целью выделяются следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

1) изучить положения христианских вероисточников, регламентировавших отношения в сфере уголовного судопроизводства и применявшихся в различные исторические периоды;

2) осуществить анализ исторического развития источников различных направлений христианства по вопросам методики изобличения в совершении преступлений;

3) проанализировать нормы действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства с точки зрения их соотношения с основами христианского вероучения;

4) выявить наличие в конкретных нормах уголовного и уголовно-процессуального законодательства аналогий с правилами уголовного преследования в инквизиционном процессе;

5) выявить в практике деятельности субъектов уголовного судопроизводства типичные признаки средств изобличения обвиняемых, распространённые в инквизиционном процессе средневековья;

6) сформулировать практические рекомендации относительно совершенствования норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства на основе положений христианского богословия и других христианских источников, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Теоретическую основу исследования составили труды учёных по истории права и государства, в области конституционного, уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, а также труды по философии, педагогике, истории, психологии, богословию, теософии, наукам и дисциплинам, касающимся исследуемого направления.

Методологический основой диссертационного исследования является общенаучные методы познания, а также такие частно-научные методы, как исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический.

Автор использовал также свой опыт практической работы в качестве следователя, старшего следователя Управления внутренних дел Курортного района Санкт-Петербурга, опыт деятельности в Международном криминологическом центре при Санкт-Петербургском государственном университете, членом которого является.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, нормативные правовые акты центральных органов федеральной исполнительной власти и управления, а также решения высших судебных инстанций (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации).

Эмпирическую базу составили:

1. Результаты изучения 200 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 129, 130, 139, 148, 213, 214, 243, 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, Курортного, Московского и Центрального районов Санкт-Петербурга (за 1997-2001 годы).

2. Данные интервьюирования: а) 100 следователей органов внутренних дел в Санкт-Петербурге (в 19992000 годах); б) 200 потерпевших по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111, 112, 115-117, 158-163 Уголовного кодекса Российской Федерации (в 1997-1999 годах); в) 100 верующих приходов Русской православной церкви, Римской католической церкви, Христиан веры евангельской, Свидетелей Иеговы в Санкт-Петербурге (2000-2002 годах);

3. Данные анкетирования следующих репрезентативных групп: а) 200 молодых людей в возрасте 17-30 лет, обучающихся в четырех вузах Санкт-Петербурга (в 2000-2002 годах); б) 200 сотрудников правоохранительных органов Санкт-Петербурга (в 1999-2001 годах).

Научная новизна исследования заключается в том, что одно из первых на диссертационном уровне произведен системный сравнительный анализ положений основных источников христианства, исторического развития богословской науки и норм действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства России, выдвигается ряд предложений по совершенствованию названных норм с учетом достижений христианства, обосновывается необходимость более детальной регламентации тех видов деятельности органов предварительного расследования и дознания, которые отличаются наиболее распространенными методиками с признаками инквизиционного процесса Средневековья, отрицаемыми нормами международного права и отвергаемыми современным христианским богословием.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Проведённый сравнительный анализ книг Священного Писания (Библии) христианства и общепризнанных норм международного права, а также положений главы 2 Конституции Российской Федерации, регламентирующих правоотношения в сфере уголовного судопроизводства, позволяет сделать вывод о том, что христианство в историческом развитии оказало влияние на формирование норм светского, уголовного и уголовно-процессуального права.

2. Церковное уголовное судопроизводство раннего христианства и инквизиционного процесса Средневековья постепенно развивалось в направлении усложнения формы (структуры) и упрощения содержания. Данное обстоятельство свидетельствует, что более детальная регламентация порядка уголовного преследования еще не гарантирует соблюдения прав участников судопроизводства и намерений законодателя.

3. Отдельные признаки и средства доказывания инквизиционного процесса Средневековья, не соответствующие смыслу норм главы 2 Конституции Российской Федерации, по-прежнему имеют место в деятельности органов предварительного расследования, дознания и оперативно-розыскной деятельности, что свидетельствует о несовершенстве норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих процесс доказывания, его средства и полномочия субъектов уголовного преследования, в том числе, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации: а) статья 157 наделяет орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, функцией доказывания, не регламентируя положения о «неотложности следственных действий», что допускает возможности нарушений прав участников уголовного процесса; б) часть 5 статьи 165 допускает проведение следственных действий, затрагивающих частную жизнь, в не терпящих отлагательства исключительных случаях без судебного решения; при этом подобные «случаи» не регламентированы, что позволяет нарушать соответствующие конституционные права человека; в) статья 186 предусматривает негласное прослушивание и запись переговоров с последующим использованием записи в качестве доказательства, хотя и по судебному решению, но на основании предположений об отношении содержания будущих переговоров к предмету доказывания, в чем усматривается сходство с розыскным процессом; г) статья 193 не содержит положения, обязывающего лицо, производящее предъявление для опознания, обеспечить условия, исключающие предварительное наблюдение и запоминание опознающим внешних признаков предъявляемого на опознание объекта, что позволяет фальсифицировать доказательства обвинения; д) статьи 50 и 53 не обеспечивают право защитника участвовать во всех следственных действиях по уголовному делу и не обязывает его участвовать во всех следственных действиях с участием подзащитного, а подобные «пробелы» могут отрицательно повлиять на достоверность собирания доказательств обвинения.

4. Инквизиционное судопроизводство допускало совмещение функций предварительного расследования, обвинения и правосудия, что допускают в ряде случаев и нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе: а) статья 37 одновременно наделяет прокурора полномочиями следователя, органа осуществления надзора за законностью предварительного расследования; государственного обвинителя, а часть 7 статьи 246 позволяет прокурору выступать на стороне защиты, причем данное выступление имеет наибольшую юридическую силу, что в ущерб объективности подчеркивает особое положение и наиболее высокий авторитет данного представителя стороны обвинения; б) часть 2 статьи 319 предоставляет мировому судье право оказания сторонам содействия в собирании доказательств по делам частного обвинения, статьи 278-291 допускают установление в ходе судебного следствия доказательств, восполняющих «пробелы» предварительного расследования. Тем самым на суд возлагаются функции стороны обвинения; в) статья 212 фактически допускает совмещение полномочий следователя и суда либо прокурора и суда в случае прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным статьями 24-28. Данным фактом следователь или прокурор юридически провозглашают факт виновности лица в совершении преступления.

Указанные нормы уголовно-процессуального законодательства противоречат статьям 10 и 118 Конституции Российской Федерации, предусматривающим осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также обусловливающим недопустимость возложения на судебную власть каких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными прерогативами по осуществлению правосудия.

5. В ходе совершенствования уголовного и уголовно-процессуального (национального) законодательства России предлагается учитывать: а) гуманистические положения христианских источников, касающиеся уголовного преследования; б) наличие в нормах уголовно-процессуального законодательства положений, аналогичных отвергаемым христианским богословием элементам инквизиционного процесса Средневековья; в) Библейские требования, касающиеся регламентации судопроизводства по делам о преступлениях, предусмотренных и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновывается необходимость использования достижений христианского богословия в разработках, касающихся совершенствования правил уголовного судопроизводства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения, рекомендации и предложения могут быть использованы: при подготовке законопроектов о внесении изменений и дополнений в нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства; при совершенствовании методики преподавания уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности и криминалистики; в ходе преподавания указанных дисциплин, а также курсов «Уголовного права», «Судебного религиоведения», «Международного права», «Культурологии», «Истории права и государства», «Философии»; при разработке методик расследования отдельных видов и групп преступлений; при подготовке сотрудников органов предварительного расследования, дознания и оперативно-розыскной деятельности, специализирующихся на расследовании и раскрытии преступлений, совершенных по религиозным мотивам.

Апробация результатов исследования.

Выводы и рекомендации, касающиеся совершенствования нормативной регламентации уголовного судопроизводства, анализа источников христианских вероучений, их влияния на развитие уголовно-процессуального законодательства и на осуществление уголовного преследования, использовались автором при подготовке и проведении занятий по дисциплинам «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность»; при участии в деятельности Международного криминологического центра при Санкт-Петербургском государственном университете в качестве члена этой научной общественной организации.

Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались автором на Межвузовской научно-практической конференции «Правоохранительная деятельность и конфессии в России: проблема личности в богословском, правовом и философском измерениях» (Санкт-Петербург, 30 октября 1997 года); на Международной научно-практической конференции «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998 года); на международной научно-практической конференции «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики» (Санкт-Петербург, 12-13 февраля 1999 года); на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы эксперт-но-криминалистической деятельности» (Санкт-Петербург, 7-8 апреля 1999 года); на теоретическом семинаре «Проблемы криминологии религии» (Санкт-Петербург, 13 октября 2000 года); на Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы повышения боеспособности внутренних войск МВД России в современных условиях» (Санкт-Петербург, 9 февраля 2001 года); на Международной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет. История, развитие, перспективы» (Санкт-Петербург, 22-23 сентября 2002 года); на криминологическом семинаре «Негативные религиозные явления, связанные с преступностью» (Санкт-Петербург, 14 февраля 2003 года).

Всего опубликовано 4 авторские работы.

Структура диссертации включает введение, 2 главы, объединяющих шесть параграфов; заключение, список источников, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Липский, Николай Алексеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с эволюцией религиозных учений. Наиболее значительно в этом отношении влияние христианства, а Свод Законов (Священное Писание) всех христиан, изложенных в 66 книгах Библии, является в истории человечества самым популярным источником. По-прежнему распространяемая многомиллионными тиражами, Библия сохраняет и приумножает авторитет содержащихся в ней законов на протяжении трех с половиной тысячелетий.

Произведенный анализ Библейских книг свидетельствует о наличии в них норм, касающихся сферы уголовного судопроизводства. Подобные положения на протяжении двухтысячелетней истории христианства по- разному толковались в различных направлениях (католицизм, протестантизм, православие), движениях и конфессиях. Между тем, отмечаются и общие тенденции, которые условно характеризуются тремя историческими периодами: раннего христианства, Средневековой инквизиции, позднего христианства.

В первое тысячелетие христианства нарождающееся церковное судопроизводство распространялось на священнослужителей, постепенно относя их к особой категории лиц, извлекаемых из сферы светского судопроизводства и по нерелигиозным (обычным) преступлениям.

С XII по XIX века - период существования Святой инквизиции Римской католической церкви и аналогичных институтов в других направлениях христианства, сформировавших наиболее распространенный и в современном мире тип уголовного судопроизводства (особенно ярко проявляющийся в условиях антидемократических режимов). Такие его признаки, как совмещение функций предварительного расследования и правосудия, розыскное начало судопроизводства, дисбаланс обвинения и защиты, приоритет мер процессуального принуждения перед средствами убеждения, - нашли отражение в уголовнопроцессуальном законодательстве и деятельности субъектов уголовного преследования современной России.

В позднем христианстве периода Новой и Новейшей истории богословие основных направлений христианства переориентируется от преследования инакомыслящих к сужению сферы действия уголовного судопроизводства по кругу лиц, распространяя его церковные правила лишь на священнослужителей. В то же время, церковь открыто осудила искажения вероисповедных основ христианства в судопроизводстве Средневековой инквизиции, провозглашая общечеловеческие гуманистические принципы уголовного судопроизводства, отстаивая незыблемость прав и свобод человека в любом законодательстве, а не только церковном.

Влияние основного источника христианства (Библии) на развитие светского законодательства, в том числе уголовно-процессуального, становится очевидным при осуществлении соответствующего сравнительно-правового анализа. В церковном праве позднего христианства обнаруживаются демократические последствия его эволюции: появление требований объективности, презумпции невиновности, допустимости доказательств, их закрепления по специальным требованиям к оформлению. Данные признаки, появившиеся столетие тому назад, нашли отражение в статьях 9, 14, 17, 74-77, 164, 166 и других нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Достижения современного христианского богословия, касающиеся сферы уголовного судопроизводства, еще далеко не полностью исследованы и использованы в уголовно-процессуальном праве. Указанное обстоятельство предлагается учитывать в ходе совершенствования российского уголовно-процессуального законодательства, в котором, как отмечалось в данном исследовании, сохранилось немало признаков инквизиционного процесса, противоречащих Библии, нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Липский, Николай Алексеевич, 2003 год

1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1996.

3. Постановления и определения

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ1. ЛИТЕРАТУРЫ.

5. Crime, values, and religion Norwood (N.S.): Ablex Publ. corp., 1987. p. 11-120.

6. Le Manuel cles Inquisiteurs, a Lusage des Inquisitions d'Espagne et de Portugale. Lisbonne, MDCCLXII, 1936.

7. Llorca B. La Inquisicion en Espana. Madrid-Barcelona, 1936.

8. Lui В. Manuel de LTnquisiteur Paris, v.2, 1927.

9. Shannon A.C. The Popes and Heresy in the thirteeth century. Paris.1936.

10. Shannon A.S. The Popes and Heresy on the thirteenth century. Villanova. Penn. 1949.

11. Stark R., Kent L., Doyle D. Religion and delinquency: The ecology of a lost relationship.//Jornal of Research in Crime and Delinquency, 1982. Vol. 19. p. 4-24.

12. The New Encyclopedia Britannica. 1987, Vol. 2.

13. Iuidonis B. OFP. Practica Inquisitionis heretice prauitatis. Paris. 1886.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.