Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.05, кандидат социологических наук Мадияров, Адип Бариевич

  • Мадияров, Адип Бариевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1998, КазаньКазань
  • Специальность ВАК РФ22.00.05
  • Количество страниц 185
Мадияров, Адип Бариевич. Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия: дис. кандидат социологических наук: 22.00.05 - Политическая социология. Казань. 1998. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Мадияров, Адип Бариевич

Введение.

Раздел 1. Идеология межэтнического согласия как объект социологической науки.

Раздел 2. СМИ как система информационного воздействия на этническое самосознание и средство обеспечения межэтнического согласия.

Раздел 3. Механизмы влияния средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия.

Раздел 4. Основные направления повышения эффективности работы СМИ в формировании идеологии межэтнического согласия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая социология», 22.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия»

Актуальность темы исследования. Данная работа затрагивает две исключительно актуальные современные проблемы — роль СМИ (средств массовой информации) в общественной жизни и проблему межэтнических отношений. Каждая из них заслуживает специального исследования. Но не менее важна и актуальна проблема влияния СМИ на межэтнические отношения, в том числе на формирование идеологии и общественной практики межэтнического согласия.

В советском обществе обеспечивалась единая, цельная и однородная, по крайней мере в основных чертах, система воззрений, которая обеспечивала единство норм поведения и жизненных ценностей огромного числа людей. Духовное единство этого общества было основой его сплоченности и целостности. Несмотря на ряд сложностей, мощный механизм идеологического влияния и, прежде всего, средства массовой информации обеспечивали распространение единой идеологии на территории бывшего СССР и других стран «реального социализма».

Процессы, начавшиеся с 1985г., все изменили. Теперь монополия интерпретации мира, принадлежавшая касте партийных руководителей и идеологов, оказалась элиминированной, и место замкнутого, организованного и материально обеспеченного отряда партийных интеллектуалов начала постепенно занимать свободная интеллигенция. В силу своей неоднородности она стала рупором разных социальных сил и слоев, соперничающих друг с другом. Постепенно исчезает иллюзия, будто существует только один способ интерпретации, понимания мира. Основанная на единодушно принимавшемся представлении о мире социальная стабильность рушится, чтобы уступить место идеологическим, ценностным конфликтам, конфликтам идентичности, часто перерастающим в политические конфликты, нередко носящие межэтнический характер [1]. В этой ситуации очевидна необходимость разработки системы идей, установок на межэтническое согласие, на формирование которого, помимо прочего, влияет деятельность СМИ.

Степень разработанности проблемы. Первыми систематическими исследователями идеологии как феномена общественной жизни были К. Маркс и Ф. Энгельс [2]. Именно в марксизме общественное сознание — не просто отражение общественного бытия, а необходимая сторона практики. Общественное сознание характеризует одну сторону практики как стихийный, бессознательный процесс (общественная психология), а другую — как сознательное применение теории (общественная идеология).

Эта часть творческого наследия Маркса и Энгельса была впоследствии воспринята и развита в работах Ленина, Грамши [3], Альтюссера [4], Хорк-хаймера, Адорно и Хабермаса [5], для которых, согласно ленинской формулировке, сознание «не только отражает мир, но и творит его».

В рамках неомарксизма представители франкфуртской школы [6], одними из первых стали рассматривать идеологию в связи со становлением СМИ, в контексте стандартизации и рационализации культурных форм в эпоху развитого рыночного хозяйства.

Современные теоретики отказались от слишком узкой трактовки идеологии как выражающей интересы только классов, расширив ее до выражения интересов всех мало-мальски значимых в индустриальном или постиндустриальном обществе групп, различающихся не только по классовым, но и по тендерным, этническим и другим признакам [7]. Более того, согласно получающему все большее распространение в современной социологии представлению, идеология — это даже не свойство продуктов массовой культуры, а одна из функций, содержательных характеристик взаимодействия духовных образований с породившим и воспринимающим их социально-экономическим и социокультурным контекстом [8].

Применительно к проблеме диссертации мы можем заявить, что те или иные этнические ценности будут носить характер идеологии межэтнического согласия не сами по себе, не в контекстах их собственных национальных культур, а лишь при взаимодействии их с окружаюшим социокультурным фоном — и прежде всего с ценностями других культур, а также с другими значимыми социальными факторами. Таким образом, идеология способна быть не только цементом, скрепляющим индивидов и могущим упорядочивать общественную жизнь, но и детонатором социального взрыва и фрагментации общества на ряд осколков разной величины, как это уже случилось со многими странами, включая СССР.

В соответствии со сформулированной в заглавии проблемой, условно можно выделить две группы исследований, где в большей или меньшей степени анализируются вопросы, которые составляют предмет диссертационной работы. В первую группу входят работы ученых, которые посвящены разнообразным — этнополитическим, образовательным, историческим и социокультурным — аспектам межэтнических отношений. Среди фундаментальных работ этого направления можно отметить работы В.А. Беляева, Л.А.Воловича, А.Г.Ворже-цова, М.З.Закиева, Ф.Г.Зиятдиновой, Г.А.Исаева, Т.Г.Исламшиной, О.Н.Коршуновой, С.М.Михайловой, Г.В.Мухаметзяновой, Ф.М. Мухаметшина, З.Г. Ниг-матова, М.Х. Фарукшина, Ф.Ф. Харисова, Я.Шарапова, и др. [9]

Ко второй группе относятся исследования, посвященные роли средств массовой информации в общественной жизни. Среди наиболее значительных работ этого направления следует отметить исследования, Н.Н.Богомоловой, Ю.П.Буданцева, Б.А.Грушина, Э.Дэнниса, Л.М.Земляновой, Ю.Ю.Комлева, В.С.Коробейникова, Г.С.Мельника, Д.Мэррила, Э.Ноэль-Нойманна, Л.Г.Толчинского, Л.Н.Федотовой, А.А.Чичановского и др.[10].

Несмотря на значительность описанных выше результатов, особое значение для решения поставленной проблемы имеют исследования, посвященные проблемам формирования татарстанской общественной идеологии, идеологии межэтнического согласия, способной объединить не только татар, но и всех жителей Республики Татарстан [11]. В полном соответствии с развиваемым подходом, эта идеология должна состоять прежде всего в создании таких социокультурных, социально-политических и социально-экономических условий, которые препятствовали бы не выработке и совершенствованию этнических ценностей, а использованию их (равно как и других ценностей) в качестве инструментов доминирования одного этноса над другим, одной социальной общности над другими. Поэтому меры, направленные на достижение этих целей, должны включать не только выработку и внедрение ценностей межэтнического согласия, но и практические шаги по созданию соответствующих социально-экономических и социально-политических условий. К ним относятся прежде всего меры по созданию действенного общественного контроля над деятельностью СМИ.

Очевидно, что указанные проблемы не могли не найти своего отражения в исследованиях как федерального, так и регионального уровней. Несмотря на значительность полученных теоретических и научно-практических результатов, можно констатировать, что не все актуальные проблемы нашли свое решение. Например, требуют более тщательного изучения процессы функционирования идеологии не в обществе 19 века, описанном в работах классиков, а в современном обществе, когда роль СМИ становится доминирующей. Изданные в Республике Татарстан работы, как правило, формированию национального самосознания [12]; тогда как проблемы формирования идеологии межэтнического согласия остаются в тени.

Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть роль средств массовой информации в создании идеологии межэтнического согласия. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач: поиск концептуальных основ анализа феномена идеологии вообще и идеологии межэтнического согласия в частности, выявление сущности, содержания и структуры этого понятия ; исследование воздействия СМИ на этническое самосознание; рассмотрение механизмов влияния средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия ; раскрытие основных направлений повышения эффективности СМИ в деле укрепления идеологии межэтнического согласия .

Объектом диссертационного исследования является процесс становления идеологии межэтнического согласия в современных условиях.

Предмет исследования — влияние СМИ на становление идеологии межэтнического согласия в РТ.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие концепции и теории: реляционный подход к изучению феномена идеологии (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, А.Грамши, Д.Лукач, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Ха-бермас, Д.Томпсон и др.) деятелыюстный подход к изучению общественной жизни (Е.А. Ануфриев, В.Г.Афанасьев, К.Т.Гизатов, Э.В.Ильенков, A.M. Коршунов, М.А.Нугаев, Р.М.Нугаев, В.С.Тюхтин, В.С.Швырев и др.); системный, комплексный подход как традиционное направление методологии научного познания социальных процессов (Н.А.Аитов, Э.С.Рахматуллин, М.Н.Руткевич, Х.Ф.Сабиров, В.Н.Садовский, Ж.Т.Тощенко, Б.Г.Юдин, В.А.Ядов и др.).

Информационную базу диссертации составили данные статистики и результаты ряда социологических исследований как по Российской Федерации, так и по Республике Татарстан. В частности, выборочную совокупность проведенного под руководством и при участии автора опроса населения г. Казани (1998г.) с целью установления роли СМИ в выработке идеологии межэтнического согласия составили 600 человек, относящихся к следующим социальным группам — школьникам старших классов, студентам, работникам промышленных предприятий, сферы обслуживания и пенсионерам. Опрос проводился по репрезентативной, квотно-территориальной выборке с достаточной для целей нашего исследования точностью (5%).

Научная новизна исследования состоит в следующем: определены концептуальные предпосылки исследования феномена идеологии в трансформирующемся обществе, состоящие в применении основных принципов реляционного, деятельностного и системного подходов к исследованию общественного сознания; межэтническое согласие рассмотрено как сложное, многоуровневое явление, требующее применения отличающихся в концептуальном отношении подходов; на основе анализа воздействия СМИ на этническое самосознание обоснован тезис, согласно которому национальная система СМИ является рациональной, если она соответствует характеру и особенностям государственного устройства ( и применительно к России — принципу федерализма); вскрыты механизмы влияния СМИ на формирование идеологии межэтнического согласия; выявлены пути и средства повышения эффективности деятельности СМИ для укрепления межэтнического согласия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе принципов деятельностного и системного подходов, применительно к современным условиям, исследован процесс влияния СМИ на становление идеологии межэтнического согласия, позволивший раскрыть новые, недостаточно анализировавшиеся черты идеологизации современной общественной жизни.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выдвинутые в исследовании положения позволяют обогатить аппарат междисциплинарных исследований, проводящихся «на стыках» социологии, политологии, социальной психологии и теории массовых коммуникаций. Теоретические положения диссертации, практические выводы и рекомендации могут быть использованы в преподавании дисциплин гуманитарного цикла и выработке мер управленческого воздействия на деятельность СМИ по оптимизации межэтнических отношений.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена в отделе социологии института социально-экономических и правовых наук академии наук Республики Татарстан. Отдельные выводы диссертации докладывались на ряде конференций всероссийского и республиканского уровней (Чебоксары, 1996,Казань, 1997, Казань, 1998, Москва, 1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая социология», 22.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая социология», Мадияров, Адип Бариевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, согласно подходу, набирающему все больший вес в современной социологии, необходимым элементом общественной идеологии межэтнического согласия являются этнические ценности. Именно последние делают возможным функционирование стабильной идеологии межнационального согласия, помогая сохранению этносов как устойчивых социальных структур и следующей из этого стабилизации общественной жизни в условиях догоняющей модернизации российского общества. Но именно в современном обществе этнические ценности подвергаются мощному воздействию со стороны средств массовой информации. В социологии культуры предложено два подхода к оценке этого влияния. Первый подход (А.Гидденс, У.Бек) отстаивает тезис, согласно которому процесс модернизации, особенно на рефлексивной стадии своего становления, приводит или к ослаблению, или даже к полному устранению традиций вообще, а этнических — в особенности.

Согласно второму подходу, развиваемому в данной диссертации, протекающие в настоящее время в России и в Восточной Европе процессы детрадиционализации приводят не к ослаблению, а к усилению поисков этнической идентичности. Как показано в диссертации, процесс модернизации современного татарстанского общества с необходимостью приводит к ослаблению только нормативного и легитимного компонентов национальных традиций, но не герменевтического и идентичностного. Наоборот, их значение может даже усиливаться благодаря тому, что сам процесс модернизации связан с развитием электронных средств массовой коммуникации [119], делокали-зующих традиции, способствуя их распространению на более обширный контингент населения.

Один из основных выводов диссертации состоит в том, что если анализировать деятельность татарстанских средств массовой информации, а также СМИ регионов России, то можно утверждать, что они соответствуют второму подходу. И они могли бы играть в этом направлении еще большую роль, однако недостаток материальных средств, квалифицированных журналистских кадров, несовершенство законодательной базы часто не позволяют системе СМИ в регионах подняться на такой уровень, который способствовал бы в достаточной мере, с одной стороны, сохранению национальных традиций как залога выживания и развития этносов, а с другой — позволил бы вносить весомый вклад в укрепление межэтнического согласия. Последнее возможно лишь в условиях равенства всех народов и их представителей не только в правовом отношении, но и в отношении возможностей сохранения, развития и обогащения духовной культуры на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур. В диссертации обоснован тезис, согласно которому структура национальной системы массовой коммуникации и особенно средств массовой информации является рациональной, если она соответствует характеру и особенностям государственного устройства, а применительно к России — принципу федерализма. Поэтому должны быть четко распределены и законодательно закреплены полномочия центра и регионов относительно средств массовой информации.

Если исходить из сказанных выше соображений, то применительно к РТ среди средств массовой информации можно выделить четыре группы. К первой относятся СМИ, передающие официальную информацию, исходящую из институтов государственной власти. Вторую группу образуют СМИ, являющиеся коммерческими предприятиями, преследующими свои собственные интересы. Они стремятся не формировать общественное мнение, а лишь потрафить вкусам читателей и увеличить число своих подписчиков и слушателей. Третья, относительно небольшая доля СМИ, занимается резкой критикой партии власти. Четвертая группа СМИ отражает интересы и цели политических партий, не всегда, правда, афишируя это. Какая же из названных групп играет определяющую роль в формировании общественной идеологии межэтнического согласия? — Проделанный в данной работе анализ республиканских СМИ дает основания утверждать, что чту эту роль играют прежде всего и преимущественно СМИ, отражающие и защищающие позицию руководства республики в сфере межэтнических отношений.

Национальные СМИ играют важнейшую роль не только в формировании и возрождении национального самосознания этносов, но и в обеспечении межэтнического согласия. Поэтому встречающиеся в прессе утверждения о том, что национальные СМИ "превратились в оружие этнического и этнополити-ческого противоборства, провоцируемое новоявленными национальными лидерами" следует рассматривать как пропагандистское клише, а не как научное обобщение.

В силу того, что теле- и радиопередачи, газеты и журналы на языках народов, в том числе и татар, проживающих в инонациональной среде, являются важнейшим фактором сохранения национальной культуры и условием выживания их как этносов, Татарстан и другие республики должны стать центрами национального возрождения своего народа, оказывать СМИ на национальных языках по возможности всестороннюю помощь в их деятельности, в том числе в подготовке кадров журналистов. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что в Татарстане сложилась благоприятная атмосфера межэтнических отношений, которые отличаются стабильностью и отсутствием ярко выраженных очагов межэтнической напряженности, в чем немалая заслуга большинства СМИ республики.

Несмотря на то, что в диссертации проделана определенная работа по раскрытию основных тенденций формирования общественной идеологии трансформирующегося социума, автор не может не признать, что не все сформулированные во введении проблемы решены. В частности, требуют дальнейшего изучения процессы генезиса и усвоения идеологией новых ценностей, факторов, влияющих на повышение их относительного «веса» в структуре других ценностей, влияния процессов становления гражданского общества, самоуправления на общественную идеологию и др. Автор хотел бы надеяться, что дальнейшее исследование проблемы идеологии «на стыке» общественных и гуманитарных наук позволит дать более четкие и определенные ответы как на сформулированные выше вопросы, так и на ряд других.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Мадияров, Адип Бариевич, 1998 год

1. Тагиров Э.Р., Тронова JI.C. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, изд-во КФЭИ, 1996.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Собр.соч., т.З.М., Политиздат, 1955. Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта. — Маркс К. и Энгельс Ф. Собр.соч. т.6. М., Политиздат, 1955.

3. Antonio Gramsci.Selections from the Prison Notebooks. London: Lawrence & Wishart, 1971.

4. Louis Althusser. Ideology and Ideology State Apparatuses. — In: Lenin and Philosophy and other Essays.London: New Left Books, 1971.

5. Jurgen Habermas. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity Press,1989.

6. Max Horkheimer and Theodor W.Adorno. Dialectic of Enlightenment. New York: Seabury Press, 1972.

7. Нугаев М.А.,.Нугаев P.M Концептуальные основы формирования татар-станской идеологии // Татары в современном мире. Казань, изд-во Фэн, 1998, с. 629—641.

8. Studies in the Theory of Ideology. Cambridge: Polity Press,1984. John B.Thompson. Ideology and Modern Culture.Critical Social Theory in the Era of Mass Communication.Polity Press, 1992.

9. Мухаметшин Ф.М., Исаев Г.А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения.— Казань, 1998. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. -—Казань, 1996.

10. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления.—М.: Изд-во Моск.ун-таД996.

11. Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности. // Социс, 1996, N 9, с. 116.

12. Загидуллин И.К. Христианизация татар Среднего Поволжья во второй половине XYI-XYII в. // Язмалар. Новые записки Татарского гос. Гуманитарного института, 1997, N1.

13. Исхаков Дамир. От нации "мусульманской" — к нации татарской".// Татарстан, 1995, N 9—10.

14. Философский энциклопедический словарь.— М., "СЭ", 1983, с. 199; Уледов А. Социология и идеология.—М., 1969.

15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.—М.: Аспект Пресс. —1998.

16. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития.— Казань, 1997, с.108.

17. Ядов В.А. Социологическая теория: структура, строение, основные функции.— М., Наука, 1996.

18. Волович JI.A., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных факторов в средней профессиональной школе.— Казань, 1997, с.5.

19. Социальная антропология как учебная и научная дисциплина ("круглый стол"), СОЦИС, 1998, N 3.

20. Проблемы методологии системных исследований.— М., Мысль, 1970, с.32.

21. Волович JI.A. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. Казань, 1995, с.11.

22. Аитов H.A. Социальное развитие регионов.— М., Мысль, 1985. См.также: Алтынбаев Р.З. Основные факторы развития социального потенциала молодого города в условиях становления рыночных отношений.— Н.Челны,"КамАЗ", 1997.

23. Морозова Г.Ф. Деградация науки — миф или реальность? // СОЦИС, 1994, Nl,c.22.

24. Комаров В.П. Культура межнационального общения учащихся средней профессиональной школы.— Оренбург, 1994, с.5.

25. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("Круглый стол").// Социс, 1997, N 2.

26. Шарапов Я.Ш. Национальная жизнь полиэтнического Татарстана. //Международная жизнь, 1995, N 1.

27. Иликова Л. Этническое самосознание и межэтнические отно-шения.//Фокус, 1997, N 1 (2).

28. Нафиев В.Г. Языковая ситуация на Украине.// Социс, 1996, № 9.

29. Малышева О. Религиозные основы семейно-брачных отношений татарского народа. // Татарстан, 1995, N 9-10.

30. Каннанова А. К вопросу о формировании национальных кадров техни-ческой интеллигенции, характере и содержании их труда. // Тонус, 1997, N 1(2).

31. См. обзоры работ ведущих социологов СМИ в сборнике «Массовые коммуникации».— М., ИНИОН,1974.

32. Буданцев Ю.П. Информационный мониторинг// Массовая коммуника-ция в современном мире. М., 1991.

33. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб.: Изд-во С.-Петербургск. Ун-та,1996.

34. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем в трансформирующемся обществе: теоретико-прикладной аспект.— Автореф. соиск. уч. степ. канд. социол.наук.— Казань, 1997.

35. Мнацакян М.О. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах.// Социс, 1997, N 4, с. 152.

36. Саубанов Р.Х. Программа социологического исследования "Состояние и перспективы развития двуязычного образования в РТ".//Научные труды ИСЭПН АНТ, 1995, том 1, с.93.

37. Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность.//Социс, 1997, N 8, с.77.

38. Соболева Л., Крылова И.Л. Зеленая аптека Татарии.— Казань, Таткнигоиздат, 1990, с.23.

39. Бродовская Л. Н. Взаимовлияние татарской и русской культур (на примере развития театра начала XX века. // Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие, тезисы докладов. Казань, 1993, с. 150.

40. Бурмистрова Т.Ю. Социология межнациональных отношений. Спец-курс.//Социс, 1994, N 5, с.22.

41. Харисов Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань, 1996.

42. Современная западная социология: Словарь.— М.: Политиздат, 1990. С.131.

43. Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты.— М.: "Наука", 1971. С.146-152.

44. Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова Д.Н.— М.,1935.47. Урсул А.Д. Там же. С.11.

45. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). Фонд защиты гласности (Москва); Исслед. подгот. междунар. неправит, организацией юристов АРТИКЛЬ 19; Юрид.ред.под рук. ФедотоваМ.А.—М., Б.г. С.8,23,.49,70,103.

46. Подсчитано по: Летопись печати Республики Татарстан. Государственный. библиографический указатель, 1995, N 1. — Казань: Татарское книжное изд-во. 1996. С.35-54.

47. Шаховнин H.A. Ассоциация телерадиовещателей Республики Татарстан// Аппарат Президента Республики Татарстан. Информационно-методический бюллетень. N 10,—Казань, 1997. С.17—18.

48. Валеев P.C. Расширяя информационное пространство//Аппарат Президента Республики Татарстан. Информационно-методический бюллетень. N 11.—Казань, 1997. С.39-43.

49. Айнутдинов P.A. Становление татарской национальной системы СМИ в Ульяновской области// Там же. С.43-44.

50. Бобкова Г.И. Жизнь татарской диаспоры на страницах Иркутской прессы//Средства массовой информации в современном мире.Санкт-Пе-тербург, 1997. С.85-86.

51. Чичановский A.A. Национальная система массовой коммуникации: этнополитические аспекты// Социол. исслед.— 1996.N 12. — С.52.

52. Потапов П. Чтобы не быть изгоями / о проблемах жизни национальной диаспоры в региональной печати//Средства массовой информации в современном мире.— Санкт-Петербург, 1997. С.91-92.

53. Майер В. Права и обязанности журналистов и средства их осуществления на Западе// Международная жизнь.— 1993.— N 10.— С.60.

54. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России// Социально-политический журнал.— 1996.— N4.— С.34.

55. Чичановский A.A. Там же. С.53-54.

56. Чичановский A.A. Средства массовой информации и реформирование России// Социально-политический журнал.— 1996.—N4.—С.55.

57. Майер В. Средства массовой информации и реформирование России// Социально-политический журнал.— 1996.— N 4.

58. Панарин A.C. Языки элит и цивилизационные сдвиги в Евразии// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.— 1995.—N1.

59. Киричек П.Н. Вербальная модель социума// Средства массовой информации в современном мире.— Санкт-Петербург, 1997. С.42-43.

60. Фаткуллин Ф. Не наломайте, господа, дров на поворотах//"Советская Татария", 3 марта 1993 г.

61. Байрамова Ф.А. Партия "Иттифак" — вчера, сегодня, завтра// Аппарат Президента Республики Татарстан. Информационно-методический бюллетень N 11.—Казань, 1997. С.48-51.72. "Советская Татария", 5 марта 1992 г.73. Там же, 10 марта 1992 г.

62. Социально-политические аспекты федерализма: модель Татарстана,—Казань, 1997. С.114.

63. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. "Русский язык".— М., 1975, с.321.

64. Акаев А.Р. Этносоциология в цифрах. // Социс, 1997, N 8&

65. Шайхитдинова С. Идеология и массовая кулыура как факторы мифотворчества. // Тонус, Казань, 1997, с.37.

66. Дорощук Е. Моделирование в радиожурналистике: творческий аспект. // Тонус, 1997, N 1(2), Казань.

67. Парламентские заботы казанского журналиста.//"Международная жизнь".—М., 1995.—N 1, с. 72.

68. Дубицкая В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии. //. Социс, 1996, N 9. с.77.

69. Михайлова С.М., Коршунова О.Н., Фролова А.П. Формирование культуры межнациональных отношений отношений. Казань, изд. "Магариф", 1996, с.104.

70. Массовые коммуникации. Реферативный сборник, IV. — М., 1972;

71. Буданцев Ю. П. Информационный мониторинг/Массовая коммуникацияв современном мире, М., 1991.

72. Конституция Российской Федерации. Ст.29, п.5. — М.: Юрид. лит., 1993. — С.З.91. Там же. Ст.29, 42, 44.92. Там же. Ст. 71,72, 76

73. Законодательство Российской Федерации о средствах массовойкинформации . — М.: Фирма Гардарика, 1996. С.201.

74. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации . — М.: Фирма Гардарика, 1996. С.202-203.95. Там же.

75. Международная жизнь. — 1993. — N 10. — С.8

76. Стюарт-Кларк Д. Независимость средств массовой информации как международно признанная форма демократии// там же. С. 12.98. Там же.

77. Международная жизнь. — 1993. — N 10. — С.13,14.100. Там же. С.8.

78. Федоров М. Пришествие свободы печати в России пока откладывается// Международная жизнь. — 1993.— N 10. — С. 17.

79. Стюарт-Кларк Д. Цитир. соч. С. 12.

80. Известия, 6 декабря 1997 г.

81. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. Отчет по проекту "Мониторинг социологических публикаций в СМИ" фонда защиты гласности.— М.: "Права человека", 1996, С.4-15 и др.

82. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. Отчет по проекту "Мониторинг социологических публикаций в СМИ" фонда защиты гласности.— М.: "Права человека", 1996. С.15.106. Там же. С.20—21.107. Там же. С.22,23.

83. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.—М.: Аспект Пресс, 1995. С.260-261.

84. Скунховен Р. Телевидение в Голландии // Международная жизнь. — 1993.—N10, —С. 126.

85. Пейич Н. Ответственность телевидения в периоды конфликтов// Международная жизнь. — 1983. — N 10. — С.100—101.

86. Ким М.Н. Читательский интерес как "фильтр" в отборе информации// Средства массовой информации в современном мире.—Санкт-Петербург, 1997,— С.41-42.

87. Социология. Основы общей теории.— М.: Аспект Пресс, 1996.— С.301-302.

88. Социология. Основы общей теории.— М.: Аспект Пресс, 1996.—1. С.302.

89. Политая. Вестник фонда "Российский общественно-политический центр". N1.-M, 1997.—С.50.

90. Известия, 10 декабря 1997 г.

91. Известия, 23 января 1998 г.

92. Средства массовой информации в современном мире.— Санкт-Петербург, 1997. С.11-12.

93. Валеев P.C. Расширяя информационное пространство// Аппарат Президента Республики Татарстан. Информационно-методический бюллетень N11. Специальный выпуск.— Казань, 1997.— С. 39—40.

94. John В.Thomson.Tradition and Self in a Mediated World. — In: Detraditionalization.Critical Reflections on Authority and Identity. Oxford, Blackwell Publishers,1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.