Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сагоякова, Наталья Федоровна

  • Сагоякова, Наталья Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 136
Сагоякова, Наталья Федоровна. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сагоякова, Наталья Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАК СОЩ^АЛЬНО-ШДАГОГИЧЕСКАЯ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕС1САЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Этнопедагогичеекие и теоретические подходы к воспитанию гуманности.

1.2. Этнокультурные традиции как средство воспитания гуманности.

1.3. Современное состояние воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы.

2.2. Использование этнокультурных традиций в воспитании гуманности у младших подростков в современной хакасской школе.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности у младших подростков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов»

Актуальность темы исследования. Современное общество переживает период глубоких социально-культурных изменений. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых случаях и противопоставления национальных интересов, культур, традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, вплоть до военных столкновений. Проблема воспитания взаимного уважения, доброжелательности, терпимости и взаимопомощи сегодня актуальна как никогда. Воспитание подрастающего поколения, преодоление социальной апатии, крайнего индивидуализма, бездуховности - все это волнует сегодня наше общество.

Школа, как неотъемлемая часть общества, чутко реагирует на все изменения социальной обстановки. В последние годы наблюдается смена многих ценностных ориентиров, возросло несоответствие деятельности школы объективным социально-экономическим и культурным потребностям страны. Наблюдается низкий уровень дисциплины и успеваемости ребят, падение их интереса к учению, участию в общественно-полезных делах, нередки конфликты, затрагивающие как межличностные отношения педагогов и детей, так и отношения между семьей и школой. Тем не менее, это резко противоречит тому, что в последнее время в образовании наметилась тенденция гуманизации, предполагающая поворот к ребенку, поддержку его личностных целей и интересов. В определенной мере такими возможностями обладает система воспитания, основанная на идеях народной педагогики, которая сохранила бережное отношение к национально-культурным корням. Об этом писал К.Д. Ушинский; ". Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа."/! 57,161/. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль. Одним из важных факторов усиления роли народной педагогики можно назвать - рост национального самосознания и возрождения народов и национальной культуры, их стремление к обретению собственной духовности, утраченной в процессе социальных экспериментов. В системе педагогических представлений любого народа важное место занимает осмысление идеалов воспитания. Наиболее ярко идеал воспитания проявляется в традициях. В этой связи появилась реальная возможность в педагогической науке активно использовать зтнопедаго гические традиции в воспитании гуманности у подрастающего поколения.

Проблема использования традиций в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Об этом писали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи и предложения, но и в значительной мере научно обоснованные и практически развитые педагогические концепций.

В свое время к памятникам народной педагогики - сказкам, играм, пословицам, поговоркам, загадкам, песням обратились Д. Булгаковский и Г. Пинчук, отмечая их воспитательное значение в быту. М.Я. Никифоровский продолжил эту работу - простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах.

Обращение к проблемам народной педагогики было связано с развитием этнографической науки, ставившей целью изучение образа жизни, быта и традиционных способов воспитания у различных народов. Г.С. Виноградов, О.И. Капица выдвинули изучение народной педагогики и детского фольклора в качестве самостоятельной задачи этнографии и фольклористики.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков. Его труды сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания. Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика" определив ее как науку.

Воспитание гуманной личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия нашли отражение в фундаментальных работах по этнопедагогике, этнопсихологии отечественных ученых: В.Ф. Афанасьева, А.Л. Бугаевой, А.Ш. Гашимова, В.М. Григорьева, А.З. Измайлова, B.C. Мухиной, Я.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой и др. В них освещаются педагогические взгляды народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми.

Особенности воспитания нравственности в семье на этнокультурных традициях исследовались И. Арабовым (тадж.), К.Ш. Ахияровым (башк,), В.Г. Нигматовьш (татар.), Э.И. Сокольниковой, М.И. Стельмаховичем (укр.).

В последнее время появился ряд работ, посвященных проблемам воспитания, гуманности, определенных нравственных качеств (Л.Г. Ефимова, Н.Т, Лакашия, Н.И. Савкина, P.A. Сахипова).

Значение и роль идей и опыта воспитания народов Сибири и Севера о развитии педагогической мысли отмечали В.Н. Аргунова, Ж.Д. Доржиева, Т.Т. Мунзук, К.Б. Салчак, Р.К. Санабасова, Н.А. Содонков, С.С. Танхасаева и др.

Этнопедагогическими проблемами хакасов занимались Б.М. Ховрато-вич, О.Н.Кышпанакова, К.И.Султанбаева.

Б.М. Ховратович исследовал историко-социологический аспект развития представлений хакасского народа о нравственном идеале, О.Н.Кышпанакова рассматривает педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях многонациональной школы Хакасии исследуется в работе К.И.Султанбаевой. Как видно, этнопедагогика хакасов изучена еще недостаточно. В психолого-педагогических науках не совсем полно изучены этнопедагогические подходы к воспитанию гуманности детей на основе духовной культуры, ядром которой является традиционное мировоззрение, не выявлен гуманистический потенциал этнокультурных традиций в формировании гуманистического сознания и поведения подрастающего поколения.

Как известно, культура народа содержит в себе многовековую информацию народа о традициях многих поколений, которые через деятельность и общение детей и взрослых ассимилируется ими. Народные традиции помогают ввести детей в мир культуры, этики человеческих отношений. И именно дети подросткового возраста интеллектуально наиболее готовы к этому. В этом возрасте складываются основы нравственности, их отличает повышенная познавательная и творческая активность. Овладение нравственными нормами составляет важное личностное приобретение подростков. В настоящее время в Хакасии выявлены негативные тенденции в среде подростков - это относительно легкий отказ от родного языка и культуры, неверие в собственное этническое будущее и др.

Неизученность проблемы, а также потребность практики в целостном подходе к воспитанию гуманности у младших подростков на этнокультурных традиций хакасов послужили основанием для выбора темы исследования:

Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях.

Объект исследования: целостная система нравственного воспитания младших подростков на этнокультурных традициях хакасов.

Предмет исследования: процесс воспитания туманности у младших подростков на основе этнокультурных традиций хакасов.

Цель исследования: выявить возможности, способы и условия воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях в учебно-воспитательном процессе школы и в семье.

Задачи исследования:

• изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике;

• раскрыть сущность и специфику этнокультурных традиций;

• выявить гуманистический потенциал этнокультурных традиций, определить способы и условия его реализации,

• разработать, экспериментально проверить и апробировать программу воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях .

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что этнокультурные традиции могут являться эффективным средством ф воспитания гуманности у младших подростков, если: они включены в учебно-воспитательный процесс, не в качестве отдельно взятого средства воспитания, а как один из компонентов национальной культуры; педагоги и родители приобщают подростков к этническим ценностям народа: истории родного края, устному народному творчеству, произведениям искусства и т.д.; опыт семейного воспитания гуманности используется в учебно-воспитательном процессе; подростки включены в активную творчески-познавательную, общественно- полезную деятельность, позволяющую воспринимать общечеловече-ф ские, национальные ценности как личностные;

Методологической основой исследования служат идеи воспитания К.Д. Ушинского и современные этноисторические концепции, развития культуры и образования в национальных регионах России, этнопедагогиче-ская концепция воспитания и образования Г.Н. Волкова.

Ценными для данной исследовательской работы являются труды отечественных социологов, культурологов, освещающие вопросы соотношения национальной и общечеловеческой культуры.(ЮВ. Арутюнян, Э.А. Баллер, Ю.В. Бромлей, Л Л. Гумилев, Э. С, Маркарян),

В исследовании избранной проблемы большую роль сыграло изучение работ, посвященных культуре и быту народов Южной Сибири» Мы опирались на труды выдающегося хакасского ученого - тюрколога Н.Ф. Катанова (фольклор, язык, обряды, шаманские заклинания, песни хакасов стали основой анализа мировоззрения хакасов), Л.В. Анжигановой, В.Я. Бутанаева, Г.Г. Котожекова.

Методы исследования:

• теоретические - анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической, художественной литературы по проблеме исследования; анализ опыта использования этнокультурных традиций как средства воспитания в педагогической деятельности;

• эмпирические - анкетирование, опрос педагогов, родителей, подростков;

• включенное наблюдение и анализ условий использования этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе;

• количественный анализ результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: выявлен педагогический потенциал этнокультурных традиций в воспитании гуманности; разработана и теоретически обоснована модель процесса воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях, определено содержание деятельности учащихся, направленной на формирование гуманистического сознания и поведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе по педагогическому просвещению родителей, в практике совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании подростков, в профессиональной подготовке будутцих учителей в учебных заведениях.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1992 - 1993) - теоретический анализ философской, исто-рико-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Второй этап (1996 - 1997) - разработка методики экспериментального исследования; первичная проверка и уточнение гипотезы - проведшие констатирующего эксперимента;

Третий этап Ф(1997 - 1998) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена комплексом методов исследования, анализом результатов, опорой на личный опыт работы диссертанта в школе н педвузе.

Апробация результатов проводилась через обсуждение материалов исследования на заседаниях лаборатории этнопедагогики Института развития личности РАО, научно - практических конференциях в г. Абакане (1993, 1997), на конференции молодых ученых и аспирантов ИРЯ РАО (1993), Второй научно-практической конференции молодых ученых с участием деятелей науки стран СНГ и зарубежья (г, Москва, 1993).

Положения, выносимые на защиту:

• этнокультурные традиции народа содержат в себе воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно реализован в воспитании гуманности у младших подростков;

• воспитание гуманности на этническом материале представляет собой единый педагогический процесс, подчиненный главной цели - формированию целостной личности - носителя родного языка, культуры своего народа, испытывающего потребности к творчеству;

• эффективности воспитания гуманности на этнокультурных традициях способствует обеспечение взаимодействия традиционной и современной культуры;

• педагогические условия результативного использования этнокультур ных традиции в воспитании гуманности у подростков включают подготовленность педагога к трансляции национальной культуры, гуманистического потенциала этнокультурных традиций, создание культурной среды, позволяющей подросткам приобщаться к национальным и общечеловеческим ценностям, включаться в активную творческую деятельность, позволяющую воспринимать национальные и общечеловеческие ценности как личностные.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сагоякова, Наталья Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование в основном подтверждает выдвинутые положения и позволяет сделать следующие выводы.

В нынешней социальной обстановке реально возникла потребность в изменении отношения к личности. Это приводит к поиску новых методов обучения и воспитания, в основе которых должна быть гуманистическая направленность. Проблема формирования гуманистической личности приобретаем большую актуальность. Условием успешного решения этой проблемы на современном этапе является использование в учебно-воспитательном процессе этнокультурных традиций, которые складываются на протяжении всего исторического пути развития любого народа.

Изучение историко-этнографических, фольклорных, психолого-педагогических материалов, а также опыт семейного воспитания хакасов показало, гуманное отношение к окружающему миру - основная черта хакасов, которая была отражена в традиционном мировоззрении и передавалась из поколения в поколение, зафиксированная в устном народном творчестве, традициях как сложившаяся норма во взаимоотношениях людей. Исследование позволило сделать вывод, что гуманистические идеи - уважение к старшим, забота о младших, доброжелательность, отзывчивость, уважение человеческого достоинства, непримиримость к жестокости, грубости, заложенные в традициях хакасского народа, соотносятся с основными нравственными ценностями и служат дополнительным средством для более полного, глубокого усвоения подростками основ морали, воспитания гуманности у учащихся.

В работе рассматриваются пути эффективного использования этнокультурных традиций в воспитании гуманности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы посредством введения дополнительного материала в содержание учебного материала, специальной организации воспитательной работы, согласованной деятельности педагогов и родителей.

Анализ результатов опытно - экспериментальной работы показал, что методически правильное и умелое использование национально-регионального компонента на уроках гуманитарного (история, хакасская литература и язык, русская литература и язык, иностранные языки), естественно-географического (география, "биология, химия), математического (математика, физика) циклов, а также уроках физического воспитания и введение дополнительных предметов «Обычаи и традиции хакасов», «Уроки гуманности» способствуют накоплению у подростков знаний о гуманности и этнокультурных традициях, развитию гуманистических чувств, убеждений, формированию гуманистического сознания и соответствующего ему поведения.

Во внеклассной работе происходил процесс углубления знаний, полученных подростками во время учебной деятельности. Опыт гуманного поведения подростки приобретали в процессе их активного участия в нравственной деятельности, осуществляемой через различные воспитательные мероприятия и общественно - полезную деятельность.

В исследовании проанализировано значение семьи при воспитании туманности у младших подростков, роль которой возрастает в современных условиях.

Данные об эффективности процесса воспитания гуманности у младших подростков получены в результате выявления уровня сформированное™ у них этого нравственного качества личности.

Анализ результатов опытно - экспериментальной работы подтвердил гипотезу о том, что использование этнокультурных традиций в воспитании гуманности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе может быть эффективным, если:

• в практике воспитания обеспечивается целесообразное сочетание научной и народной педагогики, содержащихся в них нравственных идей и принципов их реализации;

• систематически, методически правильно используется гуманистический потенциал этнокультурных традиций хакасов в учебно-воспитательном процессе школы;

• национально-региональный компонент присутствует в содержании учебного материала гуманитарных дисциплин, предметов естественно - географического и математического цикла, физической культуры;

• в учебно-воспитательный процесс школы введены дополнительные уроки, основанные на изучении национальной культуры и традиций;

• организована согласованная деятельность педагогов и родителей в воспитании туманности у подростков на основе этнокультурных традиций;

• используется положительный опыт семейного воспитания в работе школы;

• создаются условия для включения подростков в интересную, разнообразную нравственно-насыщенную, учебно-познавательную и общественно-полезную деятельность.

В заключение, следует отметить, что в данной работе выявлены возможности и определены пути воспитания гуманности у младших подростков на основе этнокультурных традиций. Раскрыта сущность и специфика этнокультурных традиций как средства формирования гуманистического сознания и поведения младших подростков.

Рассмотренная проблема воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов не может быть решена в рамках одного исследования. Дальнейшее исследование может идти по пути разработки более детальных способов включения этнокультурных традиций в воспитание детей разных возрастов и обеспечение на этой основе преемственности в воспитании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сагоякова, Наталья Федоровна, 1999 год

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. 605 с.

2. Албынжи. Хакасские героические сказания. Красноярск, 1984. С.38, 65.

3. Александров В.Б. Традиции и духовность. //Человек и культурно-историческая традиция. -Тверь, 1991. с. 4-12.

4. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

5. Алексеенко Е.А. Женское шаманство и мировоззрение кетов / Ранние формы религии народов Сибири. СПб, 1992. С.9.

6. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. М., 1988. 591 с.

7. Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение.- Абакан, 1997,128с.

8. Арабов И. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1992. 17 с,

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.

10. Арцимович Я. Современная семья и ее воспитательная функция. Дисс. на соискание ученой степени кандидата фил. наук. М., 1990.

11. Астафьев Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопросы философии, 1997, Ш. С.89

12. Афанасьев В.Ф, Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.182 с.

13. Ахияров У.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996.247 с.

14. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура / Советская этнография, 1982, №3.

15. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. 294 с.

16. Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев'в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971.26 с.

17. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995. С.72.

18. Батурина Г.М., Кузина Г.Ф. Занимательная педагогика народов России. -М., 1998. C.I43.

19. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.173 с.

20. Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества. Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Казань, 1993. 193 с.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

22. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М„ 1979.

23. Бромлей Ю.В. Мировая культура. Традиции и современность. -М., 1991.

24. Бромлей Ю.В. Национальное и интернациональное в сфере семейных отношений. -М., Фрунзе, 1981

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М, 1983. 412 с.

26. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1983. 390 с.

27. Бромлей Ю.В. Традиции и инновации в бытовой сфере образа жизни, -М., Фрунзе, 1981. 691 с.

28. Бутанаев В.Я, К истории семьи и семейного права хакасов /XIX нач. XX вв./ (Традиционные верования и быт народов Сибири). - Новосибирск, 1987. 202 с.

29. Бутанаев В.Я, Социально-экономическая история хакасского аала /XIX нач. XX вв./. - Абакан, 1987. 175 с.

30. Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. -Абакан, 1998, 350с.

31. Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов. //Этнография народов Сибири. -Новосибирск, 1984. -C.93-I05.

32. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996, 370с.

33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. 157 с.

34. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. С. 19.

35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М„ 1979. 288 с.

36. Волков Г.Н. Неотъемлющая часть народной культуры // Советская педагогика, 1988, №7. С.99.

37. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. -Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат., 1958, 264с.

38. Волков Г.Н. Идея современного человека в народном воспита-нии.//Сов. педагогика, 1971, №10, С.107-113.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемами общности народных педагогических культур). Чебоксары, 1966. 341 с,

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Под ред. чл. -кор.АПН СССР И.Т. Ого-родникова. Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1974.

41. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992. 115 с.

42. Воспитание гуманных чувств у детей / В.У. Котырло, СЕ. Кулачкова. -Киев, 1987.172 с.

43. Воспитание детей в семье. М., 1990. 54 с.

44. Воспитание детей в семье. Методические материалы. Казань, 1986. 226 с.

45. Воспитание подростков в семье. Методические рекомендации. Межведомственный сб. научных трудов. Ростов-на-Дону, 1988. 125 с.

46. Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С.М. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. 49 с.

47. Гордин Л., Коротов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. -М., 1967. 198 с.

48. Гороскоп. Гадание. Хакасский календарь. Абакан, 1991.21с.

49. Грачева Г.Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан /Традиционное воспитание детей у народов Сибири/. Л., 1983. С.Зб-67.

50. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979. С. 1920.

51. Гуманизм и религия. Л., 1980. 154 с.

52. Гуманистические ценности воспитания и самовоспитания. Владимир, 1983. 75 с.

53. Гуманистические ценности современной культуры. М., 1988. 109 с.

54. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 513 с.

55. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. 543 с.

56. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. С.408.

57. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.-Л., 1940. С.393.

58. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 194 с.

59. Загоруйко С.Г, Традиции и формирование культуры потребления (Традиции и современность). Севастополь, 1985. С.337.

60. Запорожец Л.А. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психол. наук. М., 1989. 16 с.

61. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 161.

62. Зильберман Д.Б. Традиций как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии, 1996, №4. С.85.

63. Золотая чаша: хакасские народные сказки и предания / Сост. и пер. Н. Трояков. Красноярск, 1975. 88 с.

64. Ивочкина Н.В. Народная игра как средство педагогической коррекции поведения младших подростков. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1996.

65. Из истории Советской Хакасии. Абакан, 1986. 170 с.

66. Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан, 1988. 221 с.

67. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. -1993. 640с.

68. Кадышев С.П. Героическое сказание Албынжи на русском языке. -Абакан. 129 с.

69. Камынина Г.Н. Маргинализация личности и защита самобытности культуры. Дисс. на соискание ученой степени кандидата фил. наук. М., 1997. 173 с.

70. Катанов Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. ч. IX. СПб., 1907. С.514.

71. Катанов Н.Ф. Качинская легенда о сотворении мира. Изв. ОАИЭ, 1884, т. 12, вып. 2, С.185-188.

72. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культур. Новосибирск, 1983. С.5.

73. Козлов В.И. Этнос и культура. //Сов. этнография,!979,№3, С.33-37.

74. Кон И.С. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. С.232. ^ 75. Кон Ф. Беременность, роды и уход за ребенком у качинок. // Русскийантропологический словарь, 1900, №4. С.61.

75. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования. М., 1995. С.49.

76. Котожеков Г.Г. Этническая стратификация и национальная культура. -Абакан, 1991. 51 с.

77. Котожеков Г.Г. Философско-социологический анализ национальной культуры. -М., 1991. 48 с.

78. Котырло В.К. Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987.172 с.

79. Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс, 1994. 576с. С. 120.

80. Кулемзин В.М., Лукин Н.В. Знакомьтесь ханты. -Новосибирск, 1992. С.44-45.ф 82. Культурология. Учебное пособие.-М., 1993. 160 с.

81. Кызласов И.Л. Гора прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. - М., 1982, №7. С.83-97.

82. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. -М., 1984, 643с.

83. Кышпанакова О.Н. Игра и мир детства в хакасской народной педагогике // Поиск. Абакан, 1994, №1. С. 11.

84. Латино-русский словарь / Сост. И.Х. Дворецкий, М,, 1972. С.482.

85. Левашов Ю.А. Традиция / Философская энциклопедия. М., 1970. С.253.ф 88. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992. 528 с.

86. Майногашева В.Е. Развитие хакасского эпоса и его поэтика. Горно-Алтайск, 1989. С. 169.

87. Макаренко A.C. Общие условия семейного воспитания. Т.4,С.341-346.

88. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996. С.51.

89. Маритян Ж. Философ в мире. М., 1994. С.53.

90. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография, 1981, №2-3.

91. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.

92. Минаваров АГ. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания. Ташкент, 1989. 109 с.

93. Мир детства. Кн.З Подросток./ Под ред. Хрипковой. М.: Педагогика, 1982. 43¿ с.

94. Мир детства. Подросток /А.Ю. Гордин, М.Э. Боцманова, И.В. Гребенщиков и др./ М.,1989. 285 с.

95. Монахов В.М. Изучение эффективности воспитания; теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М.: Просвещение, 1981, 144 с.

96. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989. 298 с.

97. Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докладов. - Казань, 1993.125 с.

98. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. -1993. 4.1, 132 с. 4.2,279 с.

99. Народная педагогика игры ./Григорьев В.М. В 2-х част. -М., 1998.

100. Народная педагогика и современная проблема воспитания / Материалы Всесоюзной практической конференции. Чебоксары, 1991. Ч.З, с.ЗЗЗ.

101. Народы России: Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1994. С.479.

102. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков. Дис. .канд пед. наук. Казань, 1980.

103. Новик Е.С. Обряд и фольклор сибирского шаманизма.-1984. С.60.

104. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. 278 с.

105. Образование: идеалы и ценности / Под ред. З.И. Равкина,- М., 1995. С.19.

106. Патачаков K.M. Культура и быт хакасов. -Абакан, 1958. С.94.

107. Патачаков K.M. Семейно-родственные отношения у хакасов // Вопросы этнографии Хакасии. Абакан, 1981. С.82-100.

108. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997. С.238.

109. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.Й. М., 1996. С.374.

110. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /ТТод ред. С.А. Смирнова. М., 1998. С.35.

111. Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М.: Работник просвещения, 1925. С.8.

112. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983. 69 с.

113. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социального исследования. М., 1982. С.102.

114. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. -Абакан, 1957.С.191.

115. Психология: словарь./Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-изд., испр. и доп. -М:Политиздат, 1990. 494с.

116. Развитие гуманистической педагогики в России. Пятигорск, 1994. С.68.

117. Розовская И.И. О возможностях междисциплинарного подхода к анализу культуры. -М., С.59.

118. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т./Гл. ред. В.В. Давыдов. -М., 1993. С.468.

119. Румынина Г.И. Воспитание нравственной позиции младшего подростка. Автореферат на соискание степени канд. пед. наук, -Л., 1983, 17с.

120. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей. Дис. канд. пед. наук. -М., 1993,173с.

121. Салимова Л.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших подростков на взаимосвязи прогрессивных традиций русской и башкирской народной педагогики. Дис. канд. пед. наук. -Уфа, 1996,165с.

122. Салчак К.Б. Преемственность тувинских традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы. Дис. .канд. пед наук. -Казань, 1974,170с.

123. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дис. канд. пед. наук. -Спб, 1993,178с.

124. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика, 1984, №9. С.30.,

125. Семенов К.Б. Проблемы семейного воспитания в народной педагогике Карачая и Черкессии. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -Пятигорск, 1996.

126. Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций // Советская этнография, 1981, №1. С.69-77.

127. Семья: Традиции и современность. Сб. статей. М., 1990. С.255.

128. Сказание о просторе: сказки народов Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Хакасии. Л., 1988. 382 с.

129. Словарь иностранных слов. М., 1986. 608 с. С.45.

130. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография, 1982, №1. С,80-88.

131. Содержание и методика становления гуманистического мировоззрения учащихся в учебно-воспитательной деятельности, /Под ред. P.M. Роговой. -М., 1998. 164с.

132. Содонков H.A. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1997.

133. Спасский Т. О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусскими / Записки ИРГО, кн. 12. СПб, 1857. С.114.

134. Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы философии, 1996, №10. С.6.

135. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Авто-реф, дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1985.

136. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. С.216.

137. Тадина H.A. Алтайская свадебная обрядность (XIX XX вв.). - Горно-Алтайск, 1995. С.79.

138. Тадина H.A. Этнические элементы алтайской свадебной обрядности // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. -М,1994. С.94.

139. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. С.47.

140. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.

141. Титаренко В.Я. Семья и формировании личности, М.: Мысль, 1987. 351 с.

142. Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев: Радянська школа, 1989. 139 с.

143. Традиции в познании и культуре. М., 1986. 71 с.

144. Традиции в современном обществе. М., 1990. 246 с.

145. Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. Новосибирск, 1983. 139 с.

146. Традиции и подросток. Киев, 1990. 246 с.

147. Традиции семьи. Сб. /Сост. С.Б. Шмергинг. Свердловск, 1988. 316 с.

148. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. ст. АН СССР / Отв. Ред. И.С.Кон. Л.: Наука, 1988. 251 с.

149. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. /Под ред. A.M. Сагалаева и др., -Новосибирск, 1990. 346с.

150. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. /Под ред. А.М.Сагалаева и др. Новосибирск, 1988. 327 с.

151. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.Человек и общество. /Под ред. A.M. Сагалаева и др. Новосибирск, 1989. 350с.

152. Трояков П.А. Промысловая и магическая функция оказывания сказок у хакасов // Советская этнография, 1969. №2. С.32,

153. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. -Абакан, 1972. 252с.

154. Усманова М.С. Жертвоприношение Земле и Воде у северных хакасов. //Из истории Сибири, вып. 19, -Томск, 1976. С.240-243.

155. Усманова М.С. Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов // Из истории шаманства. Томск, 1976. СЛбб-171.

156. Усманова М.С. Погребальная обрядность // в кн. Семейная обрядность народов Сибири М., 1980. С. 108-117.

157. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В П т. -М.,1948-19^52. -Т.2 С161.

158. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Избр. педагогические сочинения. В 2 т. / Под ред. А.И. Пилкуно-ва, М.Ф. Шабаевой. М., 1974. ТЛ. С.229-347.

159. Фельдштейн Д.М. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973. 138 с.

160. Философский словарь. М.,1980, 445 с.

161. Хакасские мифы и легенды / Сост. П.А. Трояков. Абакан, 1990. С.196.

162. Хакасские народные сказки. Абакан, 1986. С.141.

163. Хакас чоннын cocneicrepi, чоох-чаахтары, сиспектерг -Абакан, I960. 13с.

164. Харчев А.Г. Формирование мировоззрения, возможности семьи //Культурно-просветительская работа, 1986, № 4. С.22-25.

165. Ховратович Б.М. К вопросу о педагогических функциях хакасского фольклора // Школа и педагогическая мысль Сибири. Вып.33. Новосибирск, 1969.

166. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике. Дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Новосибирск, 1972. 293 с.

167. Хулатай (Героическое сказание). Архив ХакНИИЯЛИ. Р.Ф. №97, С.69.

168. Худяков Ю.С. Структура военной организации у кыргызов в IX-X вв. //Из истории Сибири, Вып. XXI. Томск, 1976. С.211.

169. Чебоксаров H.H., Арутюнов С.А Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества /Расы и народы. -М., 1972. Вып.2. С.22.

170. Человек нового мира: проблемы воспитания. М., 1989. С.137.

171. Шей У.Р. Связи между историей и философией науки в прошлом и настоящем //Импакт, 1991, №4. С.З.

172. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С.62.

173. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.,1967. 360 с.

174. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Брудная Л.И. СПб, 1996. 552 с.

175. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Сб. ст. Новосибирск, 1993. С.313.

176. Этнос: традиции и современность. Сб. науч. тр. Якутск, 1994. С.92.

177. Якобсон С.Г., Лавренко В.П., Федорова Т.М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения // Вопросы психологии, 1975, №1. С.90-99.

178. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. -Сдб., 1882. 549с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.