Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бесаева, Аза Герсановна

  • Бесаева, Аза Герсановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 139
Бесаева, Аза Герсановна. Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бесаева, Аза Герсановна

Введение. 3

Глава 1. Нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций как педагогическая проблема.14

1.1. Специфические особенности нравственного воспитания учащихся начальной школы.14

1.2. Нравственные ценности как форма культуры. Воспитательный потенциал осетинских этнокультурных традиций.38 —

Выводы.i. 68

Глава 2 Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на традициях этнокультуры.71

2.1. Нравственное воспитание младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций.71

2.2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников на этнокультурных традициях. 101

Выводы.110

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников»

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе процессы обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и этнической среде, к условиям формирования личности. Гуманизация общественной жизни и образования определили новые условия для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов и ценностных установок. Одним из определяющих факторов развития современного российского образования стал всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Всем ходом реформирования системы среднего образования в Российской Федерации подтверждается продуктивность учета особенностей региональных образовательных систем, обращение к народно-педагогическому наследию.

Такая регионализация в контексте сохранения единого образовательного пространства страны приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов учеников происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной педагогической системы, указывающие пути и возможности ее реализации на региональном уровне.

Глобализационные процессы современной общественной жизни, усугубленные социально-политическим и экономическим кризисом, трансформацией нравственных ориентиров, также актуализируют поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей, иерархизирующих пространство нравственности.

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам.

В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.Макаренко И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. В современной отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.).

Ученые среди основных функций нравственного воспитания называют включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентаций (Р.Г.Амосова, О.С.Богданова, Г.В.Вершинина, А.И.Каиров и др.). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассматриваются в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и др. Нравственное воспитание является наиболее эффективным именно в начальной школе в силу специфики возраста (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет таких возрастных особенностей, как наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, восприимчивости (В.А.Гаврилов, Б.Т.Лихачев) обуславливает неразрывное единство и взаимосвязь патриотического, трудового, этического и эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, К.В.Гавриловен, И.И.Казимирская, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский и др.).

Между целями и задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий.

Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности.

Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что младшие школьники в силу I4' специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о нравственности и формируют в сознании младших школьников иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях „ постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.

Все проявления материальной и духовной жизни этноса нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры освещаются в работах Е.В.Бондаревской, Г.Н.Волкова, Д.Ж.Валеева, Л.В.Неретиной и других. В отечественной педагогике вопрос развития школьников на материале национальных традиций получил освещение в педагогических исследованиях Ш.М. Ареал иева, Г.Н.Волкова,

B.М.Григорьева, А.Ш.Гашимова, Б.А.Кадырова, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, А.Р.Хинтибидзе, З.Б.Цаллаговой, И.А.Шорова и др.

При изучении проблемы нравственного воспитания младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций особый интерес представляли труды осетинских мыслителей, писателей, публицистов К.Л.Хетагурова, М.Туганова, И.Д.Канукова, А.А.Гассиева, Г.М.Цаголова и др.

Определенный вклад в решение вопросов изучения осетинской народной педагогики, воспитательных аспектов этнокультуры, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли ученые Республики Северная Осетия — Алания В.И.Абаев, А.Ю.Белогуров,

C.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Т.А.Гуриев, Л.К.Гостиева, Э.С.Дзуцев, З.К.Каргиева, Б.А.Калоев, З.В.Канукова, В.К.Кочисов, Т.Б.Кодзаев, К.В.Кулаев, А.М.Магометов, Б.А.Тахохов, С.В.Уарзиати, А.Х.Хадикова, Х.Х.Хадиков, А.А.Хадарцева, Е.Е.Хатаев, З.Б.Цаллагова и др.

Вместе с тем меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, . нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственного воспитания на основе этнотрадиций.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования специального подхода к нравственному воспитанию младших школьников в условиях Республики Северная Осетия-Алания. В практическом плане это проблема определения содержания и методов нравственного воспитания младших школьников через этнокультурные традиции осетинского народа.

Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников».

Объект исследования: процесс нравственного воспитания учащихся начальной образовательной школы.

Предмет исследования: осетинские этнокультурные традиции в процессе нравственного воспитания младших школьников.

Цель исследования: теоретически разработать и практически апробировать систему нравственного воспитания в начальной школе на основе этнокультурных традиций осетинского народа.

В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если:

1) усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;

2) этнический компонент содержания нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

3) приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности младших школьников понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры;

4) включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.

Задачи исследования:

1. Определить специфику нравственного воспитания младших школьников.

2. Изучить возможности и пути использования осетинских этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся.

3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание младших школьников через их приобщение к этническим традициям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Период обучения детей в начальной школе - время, наиболее целесообразное для формирования основ нравственной воспитанности учащихся. Он является существенным звеном в цепи непрерывного нравственного воспитания подрастающих поколений в дошкольных учреждениях, школах, вузах.

2. Осетинские этнокультурные традиции, содержащие в себе большой воспитательно-образовательный потенциал и включаемые в учебно-воспитательную работу начальной школы, - существенное средство формирования нравственной культуры и поведения учащихся.

3. Нравственное воспитание младших школьников на осетинских этнокультурных традициях наиболее эффективно при условии деятельностного использования духовного и художественного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, активном включении учащихся в творческую деятельность, а также при соответствующей подготовке учителя к осуществлению такой работы.

Стратегия деятельности педагога по нравственному воспитанию детей должна основываться на их приобщении к этнокультурным традициям как носителям национальных, художественных и духовных констант, адекватных общечеловеческим ценностям и соотносимых друг с другом как категории «частное» и «общее».

Новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрении сущности и содержания нравственного воспитания младших школьников в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;

- выявлении воспитательного потенциала осетинских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему нравственных представлений и норм;

- определении и экспериментальном обоснованиипедагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания младших школьников через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры младших школьников на осетинских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят № осуществлять аналогичный подход к нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.

Практическая значимость исследования состоит в создании возможностей использования нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий для начальной осетинской школы, а также в практике подготовки специалистов.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова. Ценными для данной исследовательской работы являются труды этнологов, освещающих вопросы общечеловеческой культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.), исследования психологов, обобщающих основные . положения деятельностного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.), современные философско-культурологические теории и исследования (А.А.Дмитриева, К.В.Кулаев, П.А.Сорокин, А.Тойнби, Й.Хейзинги, А.Швейцер, О.Шпенглер, К.Ясперс), работы по теории социализации личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, А.В.Мудрик и др.).

В исследовании избранной темы большую помощь оказало изучение работ, посвященных культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа (В.И.Абаев, М.М.Блиев, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнов, Б.А.Калоев, М.М.Ковалевский, Г.А.Кокиев, В.А.Кузнецов, В.Ф.Миллер, А.А.Магометов, Б.В.Техов, В.Х.Тменов, В.С.Уарзиати и др.).

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, А.А.Леонтьев, Л.В.Неретина); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по осетинской этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Существенное значения в концептуальном плане имеют:

- теория ценностей, разработанная в философско-этических исследования (Б.С.Братусь, О.Г.Дробицкий, М.С.Каган, А.И.Титаренко, Э.Фромм и др.);

- концепции личностно-ориентированного обучения (Д.А.Белухин, Н.Д.Никандров, И.С.Якиманская и др.);

- исследования по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (А.Ю.Белогуров, Г.Н.Волков, М.Ю.Новицкая, и др.);

- основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Т.И.Руднева и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования: Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, средние общеобразовательные школы № 2, № 27 и гуманитарная гимназия № 4 г.Владикавказа, Северо-Осетинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогический факультет СОГУ.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1998) - теоретический анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Второй этап (1998-2002) - разработка методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2002-2004) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, возможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах. Изложенные в диссертации положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 1-4 классах средних школ № 2, № 27 и гуманитарной гимназии № 4 г.Владикавказа, а также на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования в ходе повышения квалификации учителей начальных классов школ республики. Материалы исследования, его результаты докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики и психологии, методики начального национального обучения СевероОсетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова, на ежегодных научно-практических и научно-теоретических конференциях и семинарах при Северо-Осетинском государственном университете им.К.Л.Хетагурова (1997-2004 гг.). По проблеме исследования имеется 6 научных работ, в том числе два учебных пособия. Материалы диссертации используются в учебном процессе педагогического факультета Северо

Осетинского государственного университета и в практике работы учителей начальных классов республики.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 183 наименованиями, 3 приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бесаева, Аза Герсановна

выводы

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, продемонстрировали системное и последовательное возрастание уровней сформированности этнической осведомленности и этнических предпочтений, что подтвердило эффективность разработанной модели учебно-воспитательного процесса с введением этнокомпонента при условии применения форм и методов, адекватных условиям проживания этнокультурных традиций.

Проведение экспериментальной работы, направленной на нравственное воспитание младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций, предполагало создание такой системы учебно-воспитательной работы, которая бы включала учащихся в этнокультурные традиции как их носителей, давала им адекватную учебную информацию, воспитывала в них национальное достоинство, формировала адекватность восприятия инокультурных компонентов. Актуальность создания такой системы обусловлена общепедагогическим поиском средств и методов, эффективных для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности в условиях вестернизации культурной жизни и недостаточной востребованности народной культуры.

Построение системы учебно-воспитательной работы, основанной на этнокультурных традициях базируется на трех компонентах: когнитивный (этническая осведомленность), аффективный (этнические предпочтения), поведенческий (проявление себя в качестве члена этнической группы, через посредство деятельностной реализации этнокультурных знаний, участие в празднике, обрядовом действии, народном промысле, рукоделии и т.д.).

Процесс приобщения младших школьников к этническим традициям предполагает коррекцию содержания образования в соответствии с принципами отражения национальной этнокультурной среды, нравственных установок и их адекватности абсолютным нравственным ценностям. Для реализации данных установок в качестве содержательной основы в учебно-воспитательный процесс были введены осетинские этнокультурные традиции.

Интегративный характер этнокомпонента, содержащийся в краеведческом материале, языковой терминологии, народных обычаях и традициях, вызвал необходимость разработки учебного курса «Мир предков», построенного на основе принципа связи с жизнью, опоры на народное творчество, целостного представления о народной культуре, единства теоретической и практической деятельности, драматургическом построении уроков.

Основу преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла представлял интегрированный подход, базирующийся на технологии вертикального тематизма. Идея вертикального тематизма - это взаимосвязь разных предметов на основе последовательного пронизывания их едиными темами недели, четверти, года, что приобретает особое значение в условиях приобщения к этнокультуре в силу ее полиэлементности, целостности и синкретизма.

Система учебно-воспитательной работы на основе этнокультурных традиций предполагает выходы за пределы уроков. Внеурочная деятельность в рамках опытно-экспериментальной работы предполагала работу кружков и проведение народных праздников. Приобщение младших школьников к праздничной культуре способствовало созданию этнокультурного пространства, стимулирующего потребность проявления себя членом этнической группы.

Проведение опытно-экспериментальной работы потребовало переосмысления вопросов подготовки педагогических кадров. В связи с этим для студентов педагогического факультета СОГУ разработан факультативный спецкурс «Основы народной культуры».

Итоги экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на основе этнокультурных традиций позволили зафиксировать сформированность этнической осведомленности, этнических предпочтений, этнической принадлежности, что подтвердило эффективность созданной и апробированной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научных трудов, посвященных нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, подтверждает, что данный возраст является сензитивным периодом в этом процессе, а недоработки педагогов, их недостаточное внимание к нравственному воспитанию младших школьников ведут к бездуховности, нравственной неразвитости.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта выявляет актуальность нравственного воспитания, направленного на формирование гуманных качеств личности. Основными путями формирования нравственного стержня личности являются формирование содержательной основы учебно-воспитательного процесса, ориентация начального образования на активизацию деятельностных форм учебы, компетентность педагога. Системный подход к процессу нравственного воспитания обусловлен его специфичностью и заключается в длительности, двусторонности, непрерывности педагогических влияний на личность школьника.

Поиск оптимальных средств и форм нравственного воспитания младших школьников показал результативность формирования нравственного сознания и нравственных установок на основе этнокультурных традиций. Выбор осетинских этнокультурных традиций в качестве содержательной основы проведения такой работы не предполагает национальной ограниченности. Проповедуемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям. Общечеловеческие и этнические ценности родственны благодаря адекватности национальных идеалов, идей, типологической близости этнических культур разных народов.

Предпринятое исследование демонстрирует, что нравственное воспитание на основе этнокультурных нравственных ценностей приводит к формированию этнического сознания, этнической идентичности. В структуре понятия «этническая идентичность» были определены три взаимосвязанных компонента: когнитивный, определяемый как этническая осведомленность или наличие знаний этнического характера; аффективный, отражающий чувство этнической принадлежности, этнические предпочтения; поведенческий, выраженный в потребности проявления себя членом этнической группы.

Эмпирическое изучение опыта по формированию этнической идентичности показало, что в младшем школьном возрасте реально сформировать когнитивный и аффективный компоненты, заложить предпосылки для формирования поведенческого компонента, который проявляется уже в подростковом возрасте. Для этого необходимо создать национальную среду, включить в этнотрадиции соответствующие этносоциальные ситуации, формирующие потребность в диалоге культур.

Теоретический поиск подвел к разработке системы нравственного воспитания младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций, направленной на формирование этнической осведомленности, этнических предпочтений и этнической принадлежности. Такая работа предполагает погружение учащихся в мир этнической культуры через краеведческий материал, фольклор, топонимию, топографию, обычаи и традиции. Уточнение понятия «этнокультурные традиции» и поиск способов его введения в учебно-воспитательный процесс подвел к созданию этноориентированного курса «Мир предков», направленного на приобщение к осетинским народным традициям, и моделируемого на основе связи с жизнью, опоры на народной творчество, ценности этнокультуры. Курс был призван решить задачи приобщения школьников к этнокультурным традициям, формирования их нравственных ориентиров, духовности, национального самосознания и гражданского сознания. В качестве основного подхода к построению учебно-воспитательного процесса выступал интегрированный подход. Технологию его применения представлял вертикальный тематизм, что давало возможность создать эффект проживания этнокультурных традиций.

Проведенное исследование подтверждает, что такие традиционные дидактические методы, как беседа, рассказ, иллюстрация являются вместе с тем воспитательными средствами народной педагогики и могут успешно использоваться в процессе учебно-воспитательной работы наряду с такими методами, как игра, импровизация, моделирование народных обрядов и праздников, которые способствовали формированию устойчивого интереса у учащихся к учебной деятельности, созданию атмосферы этнической среды, непринужденному усвоению знаний и народных воспитательных императивов.

Апробация созданной системы учебно-воспитательной работы привела к поиску форм для выявления особенностей народной культуры воспитания. Экспериментальная работа подтвердила, что наиболее адекватной этнокультурным традициям формой «деятельностного» освоения культуры являются импровизированные народные праздники. Именно подготовка и участие в праздниках дают возможность проявить учащимся свою этническую осведомленность, этнические пристрастия и предпочтения, актуализируют потребность проявления себя членами этнической группы. Успешному усвоению морально-нравственных устоев способствовала системность работы (праздники проводились не от случая к случаю, а были включены в годовой праздничный круг).

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от подготовки педагога к работе с данным пластом народной культуры, от степени его общекультурной грамотности, желания использовать в своей педагогической деятельности воспитательный потенциал этнокультурных традиций. Специфика деятельности учителя по приобщению младших школьников к традициям этнокультуры потребовала решения соответствующей проблемы подготовки учителя начальной школы. С этой целью был разработан и апробирован на педагогическом факультете СОГУ спецкурс по основам народной культуры «Культура и быт осетинского народа», а в школе, являющейся экспериментальной площадкой, проводились семинары по переподготовке учителей начальных классов. Работая над выяснением условий, обеспечивающих у младших школьников устойчивый интерес к этнокультуре, преподаватели, включенные в эксперимент, определили, что < введение этнокультурных традиций в учебный контекст расширяет у младших школьников круг познавательных интересов к культуре, истории своего народа, повышает качество их общего образования и интерес к учебе, способствует выработке у них нравственности.

Ход исследования также убеждает в том, что обращение к этнокультурным традициям является действенным средством формирования у детей нравственного сознания. В экспериментальной группе в сравнении с контрольной повысились потребности в ощущении этнической принадлежности, проявления себя членом определенной этнической группы, уровень этнической осведомленности.

Таким образом, осетинские этнокультурные традиции, воплощающие мудрость народа, являются действенным фактором нравственного воспитания младших школьников. Наиболее эффективен процесс л нравственного воспитания, если этнокультурные традиции изучаются как специальный учебный материал, если его содержание моделирует проживание этнокультурных традиций и подчинено принципу адекватности абсолютным нравственным ценностям, принципу диалога культур. Эффективности способствуют также методическое оснащение учебного процесса, широкое использование игровых видов учебной деятельности, отслеживание межпредметных связей, специальная подготовка учителя.

Полученные в ходе исследования результаты подчеркивают актуальность исследуемой темы, дают основание считать, что в осетинской этнопедагогике выявлена специфика нравственного воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций, обоснованы учебное содержание и педагогические условия такого воспитания, а также определены перспективные направления дальнейшего изучения данной проблемы. В частности, требуются разработка технологий включения этнокомпонента в дисциплины естественно-математического и общественно-исторического блоков, культурно-нравственная ориентация учебных предметов в контексте их гуманизации, исследование роли родителей, старших братьев и сестер, участвующих в формировании нравственной культуры подрастающих поколений.

Результаты данного исследования могут быть использованы учителями-практиками, организаторами учебно-воспитательной работы. Они могут быть внедрены в учебную систему повышения квалификации учителей, в практику профессионально-педагогической подготовки студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бесаева, Аза Герсановна, 2005 год

1. Абаев В.И. Избранные труды. Владикавказ, 1995.

2. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность»//Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13-23.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. 129 с.

4. Антонова Н.В. Проблемы личностной идентичности//Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 18-21.

5. Анчабадзе Ю.Д. Конфедерация народов Кавказа//Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в 20 веке. М., 1996. С. 183-200.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989. С.130.

7. Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований//Этнологические исследования за рубежом. М., 1973. С. 77-105.

8. Белогуров А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков. Автореф. дис. докт.пед.наук. Пятигорск, 2003. 64 с.

9. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу. Куйбышев,1990. С.47.

10. Ю.Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993. С.358.11 .Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России

11. Педагогика. 1998. №3. С. 30-35. 12.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997. С. 57, ИЗ, 114.

12. З.Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США//

13. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С.15,18.

14. Н.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. 230 с.

15. Библер С.В. Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992.307 с.

16. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В 2 т. Т.1. М., 1979. С.71.

17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. С.110.

18. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. М., 1985. С.34.

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.20.

20. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1979. С.67.

21. Боровиков Л.И. Принцип народности в нравственно-эстетическом воспитании учащихся//Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Новосибирск, 1988. С. 37-59.

22. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология/Юсмысливая культурную антропологию. М., 1995. С.45.

23. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985. С.97.

24. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. С.80.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С.44.

26. Басилов В.Н., Кобычев В.П. Осетинское празднество в честь патрона селения//Кавказский этнографический сборник. Т.VI. М., 1976. С. 109.

27. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Дис. канд.пед.наук. Владикавказ, 2001. 143 с.

28. Ваниева С.Г. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся. Автореф. дис. . докт.пед.наук. М., 2002. С.28.

29. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. 160 с.

30. Вебер М. Образ общества. Избранное. М., 1994. С.118.

31. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 1-2. М., 1911-1912. С.49.

32. Возрастная психология./Под ред. Г.С.Абрамова. М., 1998. С.89.

33. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. С.310.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика./Под ред. И.Т.Огородникова. Чебоксары, 1974. С.97.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для вузов. М., 2000. С.9-10, 117120.

36. Вопросы воспитания: системный подход./Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1981. С.26.

37. Вопросы нравственного и эстетического воспитания. Ученые записки. Выпуск 91. Куйбышев, 1971. С.84.

38. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии./Под ред. Н.Е.Щурковой. М., 1998. С. 103-112.

39. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1966. № 6. С.11-14.

40. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти./Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М.: 1979. С.155-163.

41. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под ред. В.В.Давыдова. -М., 1996. С. 39,41.

42. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в современной педагогике (1945-1985 гг.). Кишинев, 1990. 72 с.

43. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. М., 1981. 253 с.

44. Галаова Б.Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса «детский сад — начальная школа». Дис. . канд.пед.наук. Владикавказ, 2001. С.7.

45. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры: Гуманитарные комментарии к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992. С.11.

46. Гуриев Т.А. Проблемы нартиады. Орджоникидзе, 1982. 34 с.

47. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. М., 1998. С.96.

48. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России. М., 1994. С.178.

49. Гулыга А.В. Владимир Сергеевич Соловьев. 1853-1900. Писатель и время. Сборник документальной прозы. М., 1991. С. 106.

50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. С.212.

51. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С.410.

52. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997. 837 с.

53. Для учителя. Философский словарь. М., 1985. 616 с.

54. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1995. № 5. С. 5-23.

55. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика//Советская этнография. 1991. № 1. С.13-19.

56. Дробницкий О.Г. Нравственное сознание. Философская энциклопедия. -В 4 т. Т.4. М., 1967. С.417.

57. Джиоева А.Р. и др. Этнопедагогический аспект воспитания младших школьников на уроках чтения: Пособие для учителя. Владикавказ, 2001. 38 с.

58. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. 180 с.

59. Дьюи Д. Свобода и культура. Пер. Л.Машковского. London: Overseas publication interchange, LTD, 1968. 38 с.

60. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин. Дисс. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. С.110.

61. Егоров М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики Саха. Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 2002. 23 с.

62. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Избранные психологические труды. T.l. М., 1986. С.117.

63. История философии: Запад-Россия-Восток. (Книга третья: Философия XIX-XX в.). М, 1999. С.237.

64. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические очерки. М., 1999. 231 с.

65. Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Автореф. дис. докт.пед.наук. СПб., 1995. 34 с.

66. Каменоградский И.О. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. Саратов, 1962. С. 15, 165.

67. Караковский В.А. Воспитательная системы школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. С. 12.

68. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1999. С.11,27.

69. Килпатрик У. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М., 1980. С.74.

70. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. М.: 1990. С.53.

71. Козлов В.И. Проблема этнического сознания и ее место в теории этноса. //Советская этнография. 1974. № 2. С.79-92.

72. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону, 1983. С.84.

73. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. С.316.

74. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1993. С.12, 21.

75. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. T.l. М., 1982. С.79, 105.

76. Корякина Н. А. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования. Дис. . канд.пед.наук. М., 2002. 23 с.

77. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 1995.42 с.

78. Кочисов В.К. Об этнопедагогическом аспекте воспитания молодежи// Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 2000. С. 17.

79. Кошмина И.А. Вертикальный тематизм//Искусство в школе. 1997. № 2. С.31-35, 41-42.

80. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. 38 с.

81. Крюкова И.В. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 22 с.

82. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие. М., 1999. С. 57, 79, 128, 132.

83. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 1998. С. 18.

84. Леонова И.А. Развитие нравственно-волевых качеств личности школьника. Ставрополь, 1998. 123 с.

85. Леонтьев A.II. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С.265.

86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 158-159, 255.

87. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., 1978. С.2, 29.

88. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX в XX веках). Самара, 1997. С.4, 6, 47.

89. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. С.30-35.

90. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов. М., 1985. С.210.

91. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. С.341.

92. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. 115 с.

93. Лук А.Н. Эмоция и личность. М.: 1982. С.49.

94. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

95. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., 1977. С.18.

96. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры//Педагогика. 1998. № 1.С.81-86.

97. Маслоу А.Г. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. М., 1982. С.88.

98. ЮЗ.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1982. С.42, 62-67, 95-119.

99. Матюхина М.В., Михальчик Г.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника. М., 1976. С.77, 128-130.

100. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С.48-49, 132.

101. Юб.Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998. С.14.

102. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. Кн.1. М., 1998. С.132.

103. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. 1998. №3. С. 3-11.

104. Никитин А.Ф. Проблемы политико-правовой социализации школьников//Развитие личности. М., 1997. № 1. С. 100-111.

105. Ю.Новицкий В. Огонь очажного костра. Воспитание чукотских детей на народных традициях//Народное образование. 1995. № 1. С. 95-99.111 .Нравственно-эстетическое воспитание учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1988. С.28, 32.

106. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 1989. С.79.

107. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. Кишинев, 1979. С. 15.

108. Нравственное формирование личности школьника: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1981. С.37.

109. Орлова А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания. Дис. докт.пед.наук. М., 1996.36 с.

110. Организация нравственного воспитания школьников. Методические рекомендации для работников школы. Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Шнырева. М., 1989. С.31.

111. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа. Дис. . докт.пед.наук. М., 1996.

112. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Т.1. Ростов-на-Дону, 1996. С.46-49.

113. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные педагогические труды. М.: 1994. С.63.

114. Пигилова Т.Д. Народная культура. М., 1994. С.5, 8.

115. Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания. М., 1998. С.82-83, 467.

116. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 190.

117. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. С.174.

118. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов/Под ред. В.А.Петровского. М., 1995. 65 с.

119. Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1994. 23 с.

120. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1999. 311 с.

121. Рувинский Л.И. О специфике управления нравственным формированием личности. М., 1972. С. 101.

122. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. С.226.

123. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспектЮтнографическое обозрение. 1998. №6. С.3-15.

124. Рыбаков С.Е. Национализм и нация//Этнографическое обозрение. 1999. № 4. С.3-16.

125. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С.26.

126. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1978. С. 104.

127. Соболев В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения//Педагогика. 1994. № 1. С. 87-93.

128. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С.43-44, 49.

129. Спенсер Г. Основания психологии. Т.4. СПб., 1876. С.410. Иб.Сукунов Х.Х. К проблеме национально-регионального компонента всодержании образования. М., 1998. С. 19.

130. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., 1960. С.92-96, 98.

131. Спиркин АГ. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 142.

132. Спутник учителя музыки. Сост. Т.В.Челышева. М., 1993.

133. Стефаненко Т.П. Этнопсихология. М., 1999. С.88, 210, 216, 218, 236.

134. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. С.68, 236.

135. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. С.175.

136. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. С.107.

137. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С.218.

138. Тангян С.А. Культура и педагогика мира//Педагогика. 1997. № 6. С.З-14.

139. Тахохов Б.А. Реализация этнокультурного компонента образования в условиях многонациональной школы//Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Карачаевск, 1999. С. 153 -154.

140. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. 1988. № 2. С.3-7.

141. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Воронеж, 1975. С.20-21.

142. Танклаева Э.Л. Идеи и опыт эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. С. 15.

143. Цаликов В.Д. Народная педагогика Северного Кавказа: Идеигуманизма и гуманистического воспитания. М., 1995. С.31-34.

144. Уарзиати B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе, 1990. С.80.

145. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. -М., 1990. С. 41-43.

146. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. Собрание сочинений. Т.2. М., 1948. С. 429-431.

147. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 1974. С.14-40.

148. Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. М., 1998. С. 183.

149. Философский словарь./Под ред. И.Т.Фролова. М., 1991. С.63, 466-467, 534.

150. Фомина Н.Н. Народные праздники. М., 1992. С.З.

151. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. С.23.

152. Хетагуров К.Л. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. М., 1974. С.228 -262.

153. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983. С.ЗЗ, 41,66.

154. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. С.20, 37-41, 59.

155. Цаллагова З.Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы. Орджоникидзе, 1990. С.50.

156. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвал, 1984. 88 с.

157. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвал, 1976.213 с.

158. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М., 1998. С.147.

159. Чешко С.В. Человек и этничность//Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С. 35-49.

160. Чеджемов С.Р. Из истории родного края: Пособие для учителя. Владикавказ, 1995. С.22.

161. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников. М., 1996. 112 с.

162. Щепаньский Я.И. Элементарные понятия социологии. М., 1979. С.40.

163. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: о специфике нравственного воспитания. М., 1996. С.42-45.

164. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.167,287-288.

165. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. С.41.

166. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С.31-38.

167. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя.

168. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. 290 с.

169. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. С.112.

170. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: 1984. С.217.

171. Яковлева Т.В. Проблемы использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов. Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1999. С. 16.

172. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания. Тамбов, 1975. С.56.

173. Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Автореф. дис. . канд.пед.наук. Казань, 1998. 20 с.

174. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986. С.18.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.