Взаимодействие с телезрителем: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Поберезникова, Елена Владимировна

  • Поберезникова, Елена Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 241
Поберезникова, Елена Владимировна. Взаимодействие с телезрителем: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2000. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Поберезникова, Елена Владимировна

ВВЕДЕН И Е.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРЕДАЧ ИТВ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТВ.

1.1 .Предпосылки возникновения ИТВ.

1.2.Периодизация ИТВ на Российском телевидении.

1.3.Зарождение ИТВ на Советском телевидении (1957-1970).

1.4.Развитие ИТВ в регионах. Стагнация на ЦТ (1970-1985).

1.5 .Развитие общественного направления ИТВ. Перестройка (1985-1991).

1.6. Коммерциализация и демонополизация Советского телевидения.

Постсоветское телевещание (1991-1996).

1.7.Функционирование системы ИТВ в новых условиях (1996-2000).

ГЛАВА ВТОРАЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

2.1.Анализ взаимодействия телекоммуникатора и телезрителя.

2.2.Мотивы обращения зрителя к ИТВ.

2.3.Мотивы и "маски" коммуникатора.

2.4.Роли и "маски" зрителя в ИТВ. Соотношение их с масками коммуникатора.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ИТВ.

3.1. Основные признаки программ ИТВ. Виды обратной связи.

3.2. Функциональные задачи ИТВ. Жанровое разнообразие.

3.3; Модели взаимодействия зрителя и коммуникатора в ИТВ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие с телезрителем: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения»

Анализ состояния отечественного телевидения на рубеже тысячелетий неизбежно приводит к выводу, что в его недрах за более, чем пятьдесят лет развития сформировался новый тип телевизионного вещания, который еще не имеет общепринятого точного определения, но который активно востребован обществом. Это - телевизионные программы, в которых взаимодействие с телезрителем становится формообразующим элементом, а сам телезритель не просто пассивно воспринимает информацию, распространяемую коммуникатором, но в той или иной степени участвует в создании телепередачи. Это участие телезрителя может быть различным по степени активности и по форме (от эмоциональной реакции на действие в студии до подлинного сотворчества), но в любом случае он, как личность, включен в теле действие. Конечно, взаимодействие с аудиторией органично для СМИ, но в этих программах оно из латентного превращается в явное.

Передачи, которые можно отнести к этому виду, в 2000 году1 на 6 основных общенациональных телеканалах составляли около 11-12% объема вещания. Их рейтинги, в среднем, в 2-2,5 раза превышали рейтинги традиционного монологического вещания.2. Такая потребность и отношение телевизионной аудитории к передачам нового типа имеет объективные причины. И искать их следует как в особенностях общественно-политических процессов, так и в закономерностях развития собственно телевидения как общественного института.

1 Конец 90-х годов XX столетия рассматривается автором как определенный этап, когда из разрозненных элементов нового типа телевещания сформировалась целостная система, обладающая рядом специфических признаков и закономерностей.

2 Цифры здесь и далее даются на основе анализа автором еженедельных телевизионных программ с 1991 по 2000 год да 6 основных общенациональных каналах

Предпосылки формирования телевещания, основанного на выведенном на экран взаимодействии с аудиторией, начали возникать как следствие нарастания в обществе демократических тенденций. С другой стороны, они стали возможны лишь на определенном уровне развития собственно телевидения, его технической базы и профессионального мастерства его работников. В то же время приходится констатировать, что значение нового явления ускользнуло от внимания теоретиков. Еще раз подчеркнем, что до сих пор нет общепринятого термина для его обозначения. Конечно, некоторые исследователи как-то пытались выделять передачи этого типа из общего ряда. В ходе развития отечественного телевидения их называли по-разному: в 60-е годы - контактными, в 70-е - передачами с обратной связью, во второй половине 90-х годов появился новый термин - интерактивное телевидение (Interactive media). Он имеет американское происхождение и появился в российской прессе одновременно с экспансией западных телепередач и других образцов западной и, в первую очередь, американской масс-культуры.

Interactive media в США - это, прежде всего, продукт синтеза телевидения и компьютерных технологий. Предполагается, что телезритель, сидя дома, может во время телевизионного «сеанса связи» по своей инициативе связаться с телекоммуникатором посредством компьютерной сети и вступить с ним в двусторонний обмен информацией. Естественно, осуществление этого процесса возможно лишь при наличии развитой и широко доступной компьютерной сети. В практике зарубежного телевещания (США, Япония, Великобритания) подобные «компьютополисы» известны лишь в локальных масштабах и носят преимущественно прикладной характер. Это - различного рода компьютерные игры, видеообучение, видеоголосование и т.д.

3 Hollander Richard. Video Democracy. The vote - from Home Revolution. - Mt.Aiiy, 1985

Проникнув на страницы отечественной прессы, этот термин (интерактивное телевидение) несколько расширил свое значение. В современной разговорной и профессиональной лексике он чаще всего используется для обозначения разнообразных форм участия телеаудитории в создании телепередачи. Мало того, в языке, как производное от этого термина, возникло понятие - интерактивность. Под ним подразумевается некое новое свойство, характеризующее современную модель массового общения с активизацией обратных связей. Это понятие сегодня мы можем при желании обнаружить не только в сфере телевидения. В разговорную речь вошли словосочетания - «интерактивные игры» (например, в «Комсомольской правде» игры-викторины и кроссворды, рассчитанные на широкое участие читателей), «интерактивные музейные формы» (новые методы работы в музее-заповеднике «Коломенское», рассчитанные на включение посетителей музея в различные игровые формы знакомства с историческим памятником).

В то же время, на сегодняшний день мы не имеем строгого научного определения того, что же такое интерактивность и соответственно, что же такое интерактивное телевидение. Вопрос этот достаточно сложен и требует специального исследования. В силу этого, примем в рамках данной работы условное толкование предмета исследования, который за неимением общепризнанного термина, назовем интерактивное телевидение (сокр.ИТВ).

ИТВ - это новый тип телевизионного вещания, диалогический по своей природе, сформировавшийся в ходе развития телевидения. Главным признаком, отличающим его от телевидения монологического типа, является то, что телезритель - не объект воздействия со стороны телекоммуникатора, а субъект телевизионного процесса. Сам процесс основан на взаимодействии телекоммуникатора и телезрителя, осуществляемым с помощью активной обратной связи, которая может быть использована в самых разных формах и посредством разнообразных технических средств (почта, телефон, микрофон, видеокамера, пейджер, компьютерные сети.) j

Объектом исследования в данной работе станут все формы взаимодействия (ИНТЕРАКЦИЯ) телекоммуникатора с телеаудиторией в рамках телевизионной передачи.

Первая передача, которую мы можем отнести к НТВ, вышла в эфир в 1957 году ("Вечер веселых вопросов"). С этого времени новый вид вещания существовал, развивался, обогащался художественными приемами. В его недрах возникали новые структуры, модели программ, нащупывались методы подхода к материалу. Сложный процесс формирования системы шел по своим внутренним законам, как бы незаметно для постороннего глаза.

Цель исследования состоит в раскрытии механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие НТВ, как реально существующей системы вещания, обладающей рядом только ей присущих характеристик и перспектив развития. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность ИТВ, как новый вид телевещания.

2. Выявить предпосылки возникновения ИТВ и с учетом опыта западного ТВ проследить его эволюционное развитие на примере отечественного телевидения от первых простейших элементов (письма телезрителей) до масштабных всенародных акций, имеющих общественное значение.

3. Систематизировать сложившиеся внутри системы модели программ ИТВ и их отдельные элементы.

4. Определить своеобразие существующих моделей телепрограмм ИТВ.

5. На основе анализа базовых моделей ИТВ сформулировать особенности работы журналиста с материалом в рамках ИТВ.

6. Определить возможные перспективы дальнейшего развития ИТВ и его роль в оптимизации общественного развития.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: Х.ИТВ рассматривается, как принципиально новый вид вещания, реально существующий в виде сформировавшейся системы и имеющий перспективу развития.

2.Впервые в режиме наблюдения сделана попытка сравнительного анализа структуры современного телевещания с целью вычленения из него передач, в которых взаимодействие со зрителем становится одним из главных признаков.

3.Автор делает попытку доказать, что сама модель взаимодействия телекоммуникатора с телезрителем-соавтором в ИТВ приводит к возникновению уникальной социопсихологической ситуации, в рамках которой не только резко активизируется восприятие аудиторией телепередачи, но и оказывается влияние со стороны аудитории на процесс. Об этом убедительно свидетельствуют данные социологических опросов, которые использованы в работе.

4.Дается периодизация развития ИТВ - от предпосылок, возникновения первых элементов ИТВ, из которых впоследствии сформируется новый вид вещания, до сформировавшейся системы.

Методы исследования в данной работе включали в себя.

1.Анализ литературы по проблемам истории, развития и практики телевещания, а также изучение психологической литературы, затрагивающей проблемы общения с целью обоснования основных тезисов работы.

2. Анализ (количественный и качественный) еженедельных телевизионных программ с 1991 по 2000 год на 6 основных национальных каналах: "Останкино"( ОРТ), РТР, 3-й канал ("2X2", МТК, ТВ-ЦЕНТР), 4-й канал (НТВ), 5-й канал ("Культура"), ТВ-6. Из них вычленены все программы, которые в соответствии со сформулированными в диссертации признаками мы относим к ИТВ, а также те из них, которые используют лишь отдельные элементы ИТВ. На основе этого анализа составлены прилагаемые к работе таблицы и схемы структурного состава ИТВ, динамики его развития.

3.Социологический опрос, проведенный автором совместно с социологической группой при Мурманском ОК КПСС в 1988 году с целью выявить особенности восприятия телеаудиторией вещания с открытой обратной связью.

4.Автором проведен телевизионный эксперимент на Мурманской студии телевидения, результаты которого обобщены и включены в работу. Опираясь на убедительные результаты этого эксперимента, с мая 1988 года Мурманская студия телевидения полностью перешла на вещание по типу ИТВ, что позволило повысить рейтинг местного вещания в 2-2.5 раза. 4

Актуальность и практическая ценность работы состоит в том, мы делаем попытку обобщить, проанализировать и теоретически осмыслить тот положительный опыт практической работы журналистов, который сложился за несколько десятилетий развития ИТВ. Это необходимо потому, что, несмотря на обилие в телевизионном эфире постсоветского периода программ, причисляемых нами к ИТВ, до сих пор не выработана концепция ИТВ и практики зачастую вынуждены действовать вслепую. В то же время, в ходе развития отечественного телевидения накоплен уникальный положительный опыт в подготовке подобных программ. Но, к сожалению, он до сих пор не обобщен и не получил должной оценки. С точки зрения теории и практики телевидения ИТВ остается "terra inkognita".

Конечно, нельзя сказать, что возникновение нового типа вещания осталось совсем незамеченным. С конца 60-х - начала 70-х годов на страницах периодических изданий время от времени подвергаются анализу программы и отдельные элементы программ с обратной связью. Это, прежде всего, регулярные телеобозрения Г.Фере и С.Муратова в газете "Советская

4 ГТРК «Мурман» работала в режиме ИТВ с мая 1988 по июнь 1992 г. культура", отдельные статьи этих же авторов, а также Г.Кузнецова в журналах "Журналист", "Телевидение и радиовещание", статьи Н.Василенко о роли обратной связи в СМИ и дискуссия на эту тему в прессе - вот, пожалуй, и все. Информация о новых программах, основанных на взаимодействии с аудиторией, по крупицам рассыпана по периодическим изданиям и, как правило, не отягощена аналитическими обобщениями. Поэтому изучая историю вопроса, автор в основном, опирается на анализ практической журналистской деятельности, а также на работы, имеющие косвенное отношение к теме.

Диссертация состоит из ВВЕДЕНИЯ, трех ГЛАВ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Поберезникова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате изучения феномена ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ мы пришли к выводу, что ИТВ есть ни что иное, как принципиально новый тип телевещания, соответствующий современному уровню развития общества. Демократизация общественных отношений, как одна из основных тенденций второй половины XX века, и стремление человечества к интеграции стимулировала формирование новой модели массовой коммуникации, основанной на взаимодействии (интеракции) различных социальных групп, отдельных субъектов и совокупности субъектов: телекоммуникатора, который представляет какую-то социальную группу и телеаудитории.

Эта модель общения наиболее близка к естественному межличностному общению и способна совместить в себе как социальные потребности общества в коммуникации, так и психологические коммуникативные потребности отдельной личности. Через публичное «поле общение», которое создает система ИТВ, происходит постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. На основе этого взаимодействия происходит и взаимовлияние, корректировка поведения.

Два основных и непременных условия определяют само существование ИТВ: наличие двух участников - коммуникатора и телезрителя, выступающих в качестве субъектов, и то обстоятельство, что оба субъекта вступают во взаимодействие.

Взаимодействие двух участников телевизионного процесса обеспечивается техническими двусторонними каналами связи (спутниковые каналы связи, кабельные сети, телефон, телеграф, почта, модем, компьютерные сети и т.д.). Именно в этой «двусторонности», диалогичности -суть интерактивности новой модели вещания. Мы выявили две основные модели взаимодействия - "одностороннюю" (монологическую) и двустороннюю" (диалогическую). Первая соответствует авторитарному общественно-политическому устройству и характеризуется снижением активности обратных связей и роли личности в обществе. Вторая характерна общинному и демократическому строю и выражена развитыми обратными связями и тенденцией к индивидуализации и повышении роли личности в обществе.

Еще одна принципиальная особенность ИТВ - это то, что телезритель вступает во взаимодействие по собственной воле. Он может влиять на результат, корректировать сам телевизионный процесс, влиять на коммуникатора и его действия. Степень участия в процессе создания передачи телезрителя может быть различной - от статиста до соавтора, но в любом случае это взаимодействие происходит с непременным использованием принципа обратной связи. Функционирование в ИТВ каналов обратной связи, по которым идет постоянный обмен информацией, - еще один обязательный элемент модели, сближающий ее с естественным межличностным общением.

Эти новые свойства телевизионной передачи в ИТВ отчасти смещают функциональные акценты. Так, за время своего существования ИТВ освоило основные функции телевидения: развлекательную, информационную, культурно-образовательную, социальную. Но каково бы ни было содержание и форма программы ИТВ, в ней всегда присутствует ярко выраженный коммуникативный акцент. Порой коммуникация, «чистое» общение -становится сверхзадачей передачи и ее содержанием.

Анализируя механизм воздействия программ ИТВ на аудиторию, мы пришли к выводу, что сам факт открытия канала обратной связи меняет всю структуру взаимоотношений коммуникатора и зрителя.

Во-первых, сама телевизионная аудитория, включаясь в телевизионный процесс общения, меняет свое качество, приобретает новые функции. Она всегда готова выделить из своих рядов активного деятеля, мыслителя, творца, готового к обмену информацией. Что касается коммуникатора, то получая информацию по каналам обратной связи, он неизбежно вынужден каким-то образом корректировать свое поведение. Механизм влияния телеаудитории на телевизионную передачу, а через нее и на общество в целом, есть «управление по принципу обратной связи.» Через этот механизм ИТВ способно в перспективе осуществлять функцию социального контроля и саморегуляции, но пока еще не существуют институты, помогающие реализовать эти потенциальные возможности. Не готово общество к реализации этих возможностей и политически, и технически.

Участие в ИТВ дает возможным зрителю удовлетворить ряд своих психологических и социальных потребностей, такие как самоактуализация, самопредъявление. С помощью ИТВ зритель, становясь активным субъектом телевизионного общения, получает возможность реализовать свои потребности участия в общественных процессах, приобщиться к принятию политических решений, реализовать свой творческий потенциал в художественных программах.

Но кроме этого ИТВ способно осуществить гораздо более масштабную миссию. А именно - стать своеобразным "публичным полем общения", которое способно объединить не просто отдельных личностей или группы людей, а все человечество в целом. Таким полем стали континентальные телемосты, о таких всечеловеческих акциях мечтают некоторые политики, мыслители и поэты. Именно в них они видят путь спасения человечества от самоуничтожения. Вернадский писал: "Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы".78

И.Гольдин, автор фантастического проекта космических телемостов, считал телемосты "первым ритуалом возникающего Человечества как сообщества". "Если с помощью технологии космических мостов

78 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М. :Наука, 1981-С. 178 осуществить наблюдение за восходом солнца одновременно на всех континентах Земли и делать это регулярно, превратив в формулу единения людей, ядерной катастрофы может не быть."*79

В.Хлебников еще в 1921 году, гениально предвидя наступление новой телевизионной эры, но еще не зная такого слова, как телевидение, пишет в своих набросках под названием "Радио будущего": "Радио будущего -главное дерево сознания - откроет ведение бесконечных задач и объединит Человечество.Гордые небоскребы, тонущие в облаках, игра в шахматы двух людей, находящихся на противоположных точках земного шара, оживленная беседа человека в Америке с человеком в Европе.Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество."

Но в этих же пророчествах явственно звучит одна тревожная нотка, которая вносит в эту идиллическую картинку штрих реальной опасности: "Люди будут пить воду, но им покажется, что перед ними вино. Сытый и простой обед оденет личину роскошного пира.Это даст Радио еще большую власть над сознанием страны. Около главного стана Радио.наверное, будет начертана пара костей, череп и знакомая надпись:"Осторожно", ибо малейшая остановка работы Радио вызвала бы духовный обморок всей страны, временную утрату ею сознания."80 Поэт дает фантастическую картину, очень красочно демонстрирующую, как «радио будущего» способно стать сверхэффективным средством манипуляции общественным мнением. Эта картинка, при всей своей фантастичности имеет под собой вполне реальные основания.

Учитывая масштабы охвата аудитории ИТВ, нельзя недооценивать опасные тенденции. С развитием жанров, расширением функций и технических возможностей, неизмеримо увеличивается и сила влияния на

79 Гольдин И. Зеркало для человечества. - «Наука и жизнь» № 7. 1987. С.46

80 Хлебников В. Творения. М. - 1986. С.637 аудиторию. При сознательном применении приемов психологического воздействия на аудиторию, ИТВ способно стать сверхэффективным средством манипуляции общественным мнением. И если представить нечистоплотного, невежественного или преступного коммуникатора, в совершенстве владеющим этим средством, то последствия могут быть катастрофическими.

Это обстоятельство делает настоятельной необходимостью выработку системы общественного контроля за функционированием и дальнейшим развитием ИТВ, которое имеет все основания и возможностью стать средством оптимизации общественного развития и способствовать гармоничному развитию личности каждого члена современного общества.

Очевидно, что государственный подход к новым медиа в России требуе надведомственного и социально ориентированного видения.

О подобной опасности, грозящей не только новым, но и всем существующим : России СМИ предупреждают многие известные исследователи. Профессо] Е.Прохоров в связи с этим вводит понятие «третьей журналистики» выражающей общенациональные интересы и реализующей действительн< государственную политику. По его мнению, разработчиком такой политик] должен стать Национальный совет по СМИ «со строго сбалансированны? составом представителей государственных интститутов и институт гражданского общества, на высоком уровне представляющем все социальны! силы общества».81

По какому направлению пойдет дальнейшее развитие ИТВ, полностью зависит от того, с какой целью телекоммуникатор, а через него и общество в целом, будет использовать такое мощное оружие, как интерактивное телевидение.

Все вышеперечисленные возможности ИТВ являются мощным стимулом

81 Е.Прохоров Призрачность бытия: государственная политика в сфере СМИ\\ Законодательство и практик средств массовой информации. 1997.№10,с.2 вовлечения зрителя в телевизионный процесс, что естественно значительно активизирует восприятие программы. Это красноречиво подтверждают рейтинги программ ИТВ.

Как удалось выяснить автору с помощью специального исследования, проведенного среди аудитории Мурманского телевидения, открытие канала обратной связи уже само по себе резко увеличивает количество зрителей (по данным автора - на 20-25%).

Ту же тенденцию мы наблюдаем, проанализировав рейтинги основных общенациональных каналов. Программы, которые мы отнесли к ИТВ -постоянно возглавляют список программ-лидеров. И это происходит вне прямой зависимости с содержанием, целями, задачами коммуникатора и его профессиональным уровнем. Порой мы наблюдаем результат, противоположный той цели, которую ставил перед собой автор программы. И вот здесь мы сталкиваемся с главной проблемой, которая стоит сегодня перед телевизионными практиками, работающими в ИТВ. Тележурналист, готовя программу ИТВ, чаще всего подходит к работе над материалом с привычными ему методами, не осознавая, что имеет дело с принципиально другим явлением, которое подчиняется иным законам и подходить к которому необходимо с соответствующими ему критериями.

Прежде всего, существует значительный пробел в изучении телеаудитории с точки зрения деятельности ИТВ. Работ, посвященных телевизионной аудитории существует много, но среди них практически нет ни одной, изучающих аудиторию и коммуникатора в состоянии взаимодействия.

Мы не знаем, по каким законам развиваются их отношения, что воздействует на активизацию восприятия аудиторией программы, что заставляет его перейти из пассивной фазы телезрителя к активному состоянию соучастника, соавтора.

Чаще всего, уже наработанные формы и приемы ИТВ копируются механически для повышения рейтинга, но эффект от такой деятельности не просчитывается, так как не существует критерия оценок программ ИТВ.

Не изучены и методы работы в программах ИТВ телепрофессионалов, не разработана теория жанров ИТВ. В то же время, мы выяснили, что телепередачи - полностью интерактивные или использующие лишь интерактивные элементы, сегодня составляют от 10 до 12% на отечественном экране. И масштабы охвата аудиторией этими формами все расширяются, также как и жанровый диапазон. В 1999 году компания РИКОР создала в России первый многофункциональный домашний информационно-развлекательный центр, основной функцией которого стало интерактивное телевидение. 16 января 2000 года на телеканале РЕН-ТВ впервые в России и СНГ вышла в эфир расширенная телевизионная передача - трансляция футбольного матча английской премьер-лиги. Владельцы приставок во время трансляции матча могут получать дополнительную информацию о составе команды, об отдельных игроках и т.д. Вышли в эфир обновленные программа с использованием интернета - «Что?Где?Когда?», «Новая старая квартира». Новые формы расширения взаимодействия начала использовать программа «Пресс-клуб», начал вещание специальный учебный канал «Образование -2000», базирующийся на принципах ИТВ. Планы реорганизации на принципах интерактивности вынашивает МГТРК «Мир», программы «Пока все дома», «Я сама», «Взгляд», «До 16 и старше», «Спокойной ночи, малыши» и т.д.

Все это, учитывая мощность воздействия нового типа вещания и социальную потребность в нем, делает настоятельной необходимость тщательного и глубокого изучения ИТВ, чтобы современное "публичное поле общения" не превратилось в минное поле.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Поберезникова, Елена Владимировна, 2000 год

1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. -М.,1978.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.,1973.

3. Бахтин М.М.Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.- М.,1965.

4. Бердяев Н. Философия неравенства. Париж, 1970.

5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

6. Бодалев В.В. Личность и общение. М., 1995

7. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,1990,

8. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.,1988.

9. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998 Ю.Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973

10. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1980

11. Винер Н. Кибернетика или Управление и связи в животном мире и машине М., 1958, С. 145

12. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М., 1994.

13. Грушин Б.Э. Эффективность массовой информации и пропаганды. Понятия и проблемы, измерение. М., 1979.

14. Добрович А. Общение: наука и искусство. -М.,197816.3азыкин В.Г. и др. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. М.: ВИКОН, 1996.

15. Корконосенко С.Г. Печать, управление и самоуправление. Тула, 1992.

16. Кузяёцов Г.Й. Журналист на экране.- М.,1985

17. Лихость.Чвбдеенйе. Групповые процессы. \\ Сб. статей, М.,

18. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва. Смысл 1997.

19. Максимов а Т., Максимов В. Музыкальный ринг. М., 1991.

20. Мелибруда Е. Я-ты-мы: психологические возможности улучшения общения. -М.,1986

21. Мельник Г.С. Масс-медиа психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

22. Мельник Г.С. Журналист о себе и своей работе в условиях рынка. Системный анализ журналистской деятельности. Под ред. С.Г. Корконосенко., СПб., 1994.

23. Миллс Р. Властвующая элита. М.,1959.

24. Михалкович В.И. Зритель перед телеэкраном. М., 1983

25. Муратов С.А. Выносится на обсуждение. М., 1985.

26. Муратов С.А. Встречная исповедь. М., 1988.

27. Муратов С.А. Диалог. М., 1983.

28. ЗО.Никулина Г. Экзамен перед зеркалом. Вл.Познер отвечает на вопросы журналиста. М.,1994.

29. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк) М., 1965.

30. Ньюком Т. Исследование согласия .Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.

31. Осинский В.Г. Телевизионная публика. СПб., 1992

32. Образцов С. Эстафета искусств. М., 1987.

33. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984

34. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

35. Парыгин Б.Н. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

36. Петрушенко JI.A. Принцип обратной связи М., Мысль, 1967.

37. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1955.

38. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,1993.

39. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,1998.

40. Система средств массовой информации России \ Под ред. Я.Н.Засурского.- М.,1995.

41. Современный экран. Сб. статей. СПб., 1992 .

42. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.

43. Телевизионная мозаика. Вып. 1-3. М., 1981-89

44. Телекоммуникация и информатизация общества. Сб.статей. М., 1990.

45. Телекоммуникация и информатизация общества. Сб. статей, М., 1990.

46. Теория управления впечатлениями и социально-психологические исследования. Сб. статей., М., 1981.

47. Трусов В.П. Теория когнитивного диссонанса и ее критика. Автореферат канд. дисс., JI., 1973

48. Тхагушев И.Н. Отношение аудитории к журналистике как средству выражения общественного мнения. Автореферат канд. дисс., М., 1979.

49. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.,1971.

50. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

51. Цвик В. Телевидение: системные характеристики.-М., 1999.

52. Хлебников В. Творения. М., 1986.

53. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973

54. Шкопоров Н.Б., Матвеева JI.B. Связь с аудиторией втелекоммуникации. М., 1992

55. Шпенглер О. Причинность и судьба: закат Европы. СПб., 1923.

56. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.,1988.

57. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. -М.,1983

58. Яницкий О.Н. Урбанизация, город, человек. М., 1972.

59. George Gerbner and Richard B.Byrne, etc. Communications in the 21 Centary. New York:Wiley, 1981/

60. Hollander Richard Video Democracy The vote-from Home Revolution Mt. Airy 1985

61. Rassell W. Neuman The Technological Convergence: Television Networks and Telephon Networks. Washington, DC: The Aspen Institute, 1992.

62. Schramm W. Responsibility for mass Communication// Mass Communication. A Book of Readings. Urbana,1960.

63. Seymoure-Ure C. Media systems, politikal culture an party systems//Politica,1978.Vol.38N2.

64. Тегпег R. The personality in socity. Social psychology's contribution to sociology // Social psychology guart.Albany.Vol.51.Nl.

65. Lewin M. The Making of the Soviet System. New York,1985.1. СТАТЬИ

66. Ajihmob Г. Эффект прямого эфира\\ Известия.- 1986 17 января, С.6

67. Алянский Ю. Ветер от плащей\\ Нева. -1977 №5, С.203

68. Арсентьев М. Мнение «человека с улицы»\\ Правда.-1988 -7 июля, С.9

69. Богомолов Ю. Игры для взрослых\\ Советская культура. 1979 -14 декабря, С.5

70. Богомолов Ю. Портрет ведущего на фоне ТВ-зрителя\\ Московские новости. 1993 - №31, С.13.

71. Борецкий Р., Григорян А., Дмитриева JI. ТВ- это искусство.\\ Советская культура. 1957 - 8 мая, С. 4

72. Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналисты contra аудитории\\ Социологические исследования 1993 - №4.

73. Евтюшкии А.В. Журналистика в интернете: особенности становления СМИ нового типа, в сб. Журналистика в переходный период: проблемы перспективы. Материалы международной научной конференции 23- 25 октября 1997 г.

74. Вартанов А. Дима, Димочка, Димуля\\ Журналист. 1993 - №12.

75. Ю.Варшавский Я.Это телевизионно\\Учипгельская газета.-1986 -27 мая, 4

76. П.Гутинов П. Такси свободно?\\ Известия. -1988 -11 марта, С.З.

77. Кейзеров И. Как нам истопник открыл глаза\\ Известия -1993 6 февраля, С.2.

78. КрасноваМ.Старые знакомые\\ Комсомольская правда. -1976-8 мая,С.З

79. Кузьменко П. Высший суд\\ Комсомольская правда.- 1989 12 февраля, С.З.

80. Ларин А. Прямое включение\\ Советская культура. 1988.- 15 марта, С. 4.

81. Лозовский Б.Н. Читатель источник развития СМИ // Советскаяжурналистика в 1990 году. Проблемы реорганизации печати,телевидения, радио: Тезисы научно-практической конференции .1. М.,1991.

82. Макаров А. Как слово наше отзовется\\ Советская культура. 1986 - 6 декабря,

83. Матвеева JI.B., Згурский B.C., Крупнова Ю.В. Межличностное общение и восприятие в телекоммуникации. Тезисы докладов и сообщений к 7-му съезду общества психологов СССР. 1989.

84. Матвеева JI.B., Шкопоров Н.Б. методологические проблемы изучения общения в телекоммуникации \\ Вопросы психологии 1989 - №5

85. Муратов С. и Фере Г. Большая игра\\ Советская культура.-1965 17 апреля, С. 4.

86. Муратов С.А. Смена эпох \\ Искусство кино.-1996 №1

87. Муратов С.А. Опровергая Аристотеля \\Жу рналист.-1967- N9.

88. Муратов С.А. Эффект воздействия \\Журиалисг. 1967 - N 2 .

89. Муратов С.А. Зритель созерцатель или гражданин?\\Журналист.- 1967.- N 4.

90. Муратов С.А. Отсроченная премьера\\Киноведческие записки.-1991- вып. 10.

91. Найчук О. Как веселятся «Веселые ребята»\\Юность. 1986 - №11, С. 96

92. Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии. \\Свободньн Российско- Германский Институт публицистики

93. МГУим.М.В.Ломоносова.Факультет журналистики МГУ им М.В.Ломоносова. \\Материалы конференции 22.10.1997, Москва.

94. В.Н.Панферов В.Н. Психология общения\\Вопросы философии.-1971 №7,С. 126.

95. Приходько Н. Когда вопросы задает зритель\\ Советская культура.- 1982 5 октября.

96. Побережский И. ВИД с 12-го этажа\\ Журналист. 1986 - №6, С.23.

97. Прохоров Е.П. Формирование социальной позиции журналиста\\242

98. Вестник МГУ Сер.10. Журналистика.- 1992 N1.

99. Прохоров Е.П. Призрачность бытия: государственная политика в сфер СМИ\\Законодательство и практика средств массовой информации. 1997-.№10,с.2

100. Тилле А. Спектакль для простаков\\ Правда 1993 - 6 июля, С. 2

101. Трапезников В.А. Задачи технических наук в развитии автоматического управления и технических средств автоматизации ^

102. Сессия АН СССР по научным проблемам автоматизации производств,' М., 1957. С.39

103. Церковер Э. Самые важные вопросы это первый и второй\\Журналист. - 1993 - 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.