Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания: на материале русского и французского языков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Ласская, Оксана Геннадьевна

  • Ласская, Оксана Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 188
Ласская, Оксана Геннадьевна. Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания: на материале русского и французского языков: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Тамбов. 2006. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ласская, Оксана Геннадьевна

Введение.

Глава I. Ритуал в контексте структур гуманитарного знания

1.1. Ритуал в интра- и интердисциплинарных исследованиях.

1.1.1. Филогенетический аспект изучения ритуала.

1.1.2. Ритуал с позиций этнолингвистических и лингвокультурных исследований.

1.1.3. Вербальные ритуалы в семиотическом языке культуры.

1.1.4. К проблеме функциональной системы ритуала.

1.2. Специфика репрезентации ритуала в структуре сознания.

1.2.1. Ритуал в структуре мифологического сознания.

1.2.2. Концептуальное сознание как структура представления знаний о мире.

1.2.3. Языковое сознание и проблемы ритуала.

1.3. К проблеме соотношения ритуала и понятий «обряд», «обычай», «традиция», «церемония», «церемониал», «этикет» в лексикографических источниках и в научной литературе.

Выводы по главе 1.

Глава II. Специфика репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания русского и французского лингвокультурных сообществ.

2.1. Тематическая группа Святая Троица/Tres Sainte Trinite как ядерная константная единица ритуала «крещение» и ее концептуально-вербальная репрезентация в христианской религии.

2.2. Концепт Bepa/Foi (f) как ключевой концепт религиозной культуры и константная составляющая ритуала «крещение».

2.3. Объективация периферийных составляющих ритуала «крещение»: Царство Божье /Royaume de Dieu, Дар Божий /Don de Dieu, Благодать/Grdce.

2.4. Репрезентация дуалистических оппозиций Бог - Дьявол / Dieu -Satan, Добро - Зло / Bien - Mai,

Свет - Тьма /Lumiere - Tenebres.

2.5. Вербальная репрезентация прелиминарного этапа ритуала «крещение».

2.6. Языковое представление лиминарного этапа ритуала «крещение».

2.6.1. Объективация концепта Освящение воды / Sanctification del'eau.

2.6.2. Освящение елея / Onction d'huile.

2.6.3.Погружение в воду / Aspersion de l'eau.

2.7. Репрезентация постлиминарного этапа ритуала крещение».

2.7.1 .Облачение в белую одежду / Remise du vetement blanc

2.7.2.Возложение нательного креста.

2.7.3. Remise du cierge allume / Вручение горящей свечи

2.7.4. Benediction du nouveau baptise et des parents / Благословение новокрещенного и родителей.

Выводы по главе II.

Глава III. Экспериментальное изучение представления ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах.

3.1. Экспериментальное изучение репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания носителей русского языка.

3.2. Специфика репрезентации ритуала «крещение» в структуре сознания носителей французского языка.

Выводы по главе III.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация ритуала "крещение" в структуре языкового сознания: на материале русского и французского языков»

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению репрезентации ритуала «крещение» в структуре языкового сознания на материале русского и французского языков.

Это понятие вошло в лингвистическую науку из этологии, где ритуал означает определенный упорядоченный способ поведения, основанный на передаче сигналов от одного животного к другому. Ритуал интерпретируется как совокупность установленных упорядоченных символических действий, функционирующих на всех уровнях жизнедеятельности человека и активно участвующих в социальном урегулировании. В нашем исследовании мы актуализируем антропоцентрическую направленность ритуала, поскольку ритуал выступает важным механизмом построения человеческих отношений в обществе и характеризует развитие сознания, мышления, самосознания и деятельности как индивида, так и социума в целом.

Данная работа выполнена в рамках когнитивного и лингвокультурологического подходов с учетом конфессиональной специфики ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах.

Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что предлагаемая работа выполнена в русле современной когнитивной научной парадигмы. Это позволяет осуществить комплексное и разностороннее изучение заявленной проблемы, рассмотрение которой проводилось до настоящего времени фрагментарно. Укрепление позиций ритуала и других культурных феноменов в контексте возрождения национального сознания и самосознания и возрастающий интерес к изучению данных культурных явлений также свидетельствуют об актуальности выполненной работы.

На актуальность указывает интра- и интердисциплинарная специфика изучения ритуала в данной работе, объединяющая достижения естественных и гуманитарных наук (биологии, этологии, истории, антропологии, этнолингвистики, лингвокультурологии, психолингвистики) и позволяющая выявить всю многогранность и специфику функционирования исследуемого явления.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются концептуальные и лингвокультурные особенности репрезентации ритуала «крещение» в рамках русской и французской культур.

В качестве предмета исследования выступают вербальные средства репрезентации ритуала «крещение» и его базовых константных составляющих в русском и французском лингвокультурных сообществах.

Цель работы заключается в выявлении константных единиц концептуального содержания ритуала «крещение» и изучении специфики их вербальной репрезентации в контексте русской и французской лингвокультур.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач: изучить и описать теоретическую основу функционирования ритуала в современном обществе с учетом интегративного подхода; выявить дифференциальные особенности понятий «ритуал», «обряд», «обычай», «традиция», «церемония», «церемониал», «этикет», закрепленные в лексикографических источниках и научной литературе; описать структуру и концептуальное содержание ритуала «крещение» на основе его константных составляющих: Святая Троица, Дар Божий, Благодать, Царство Божье, Вера, освящение воды, освящение елея с опорой на религиозные русские и французские тексты; выявить специфику репрезентации ритуала «крещение» в коллективном и индивидуальном сознании носителей русской и французской лингвокультур.

Основу нашей работы определила следующая гипотеза: ритуал «крещение» представляет собой сложное концептуально и лингвально обусловленное, а также социально мотивированное этнокультурное действие, в котором могут быть выделены как общие, так и культурно специфические признаки, выступающие маркерами коллективного и индивидуального сознания носителей языка. Вербальная репрезентация ритуала «крещение» раскрывает специфику его функционирования в структуре языкового сознания, в частности, религиозного языкового сознания, конкретного лингвокультурного сообщества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что ритуал «крещение» впервые исследуется с учетом интегративного когнитивно-лингвокультурного подхода. Когнитивно ориентированный взгляд позволяет по-новому рассмотреть проблему взаимодействия социально-культурного феномена - ритуала и лингвоментальной единицы - концепта. Новизна обусловлена также отсутствием работ комплексного характера, посвященных изучению специфики ритуала «крещение» в русской и французской лингвокультурах в структуре религиозного языкового сознания.

Теоретическая значимость предлагаемого исследования заключается в дальнейшей разработке лингвокультурологической теории, посвященной изучению ритуала, в уточнении концептуально-структурной организации и вербальной репрезентации ритуала «крещение» в рамках конкретного лингвокультурного сообщества. Результаты представленного исследования углубляют теоретические представления о культуре, в частности, религиозной, русского и французского социумов.

Практическая ценность исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при разработке теоретических курсов по лингвокультурологии, этнокультурологии и этнолингвистике, теологии, спецкурсов по когнитивной лингвистике, в исследовательской практике и лексикографических описаниях.

Теоретической базой исследования послужили основные положения

• этологии (К. Лоренц, Дж. Хаксли);

• лингвокультурологии (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Топоров);

• этнолингвистики (А.К. Байбурин, А. ван. Геннеп, Н.И. Толстой, С.М. Толстая);

• когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Р. Шанк и др.);

• социологии и социолингвистики (Э.Дюркгейм, А.И. Кравченко, Н.Б. Мечковская);

• психолингвистики (А.П. Боргоякова, В.В. Красных, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова, Т.А. Фесенко);

• психологии (Л.А. Карнацкая, А.А. Пелипенко, В.Ф. Петренко, Э.В. Сайко, Н.А. Хренов, К.Г. Юнг, И.Г. Яковенко);

• философии (М. Евзлин, С. Лангер, М.М. Маковский, Е.Я. Режабек, М.А. Розов).

Фактический материал исследования представлен словарными толкованиями ритуала «крещение» и составляющих его компонентов, а также сакральными текстами: молитвами, текстами Библии, катехизисом, проповедями, высказываниями видных священнодеятелей общим объемом 5000 страниц. В диссертации использовались также информационные ресурсы Internet.

Анализ языкового материала проводился с применением комплекса общенаучных и собственно лингвистических методов, включающих компонентный анализ лексических значений слов, анализ словарных дефиниций, концептуальный анализ, лингвопсихологический анализ и методы лингвистического описания, метод интроспекции, а также элементы статистического анализа.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Ритуал - это социокультурный феномен, представленный совокупностью последовательных действий, лингвально и ментально репрезентированных и национально маркированных. Вербальное функционирование ритуала способствует формированию наиболее полного образа ритуала в сознании носителей языка. Специфика ритуала заключается в том, что он актуализирует все образующие его значения на религиозном, официально-деловом и бытовом уровнях и потому он объединяет такие культурные феномены, как обряд, обычай, церемония, церемониал, этикет.

2. Концептуальное содержание ритуала «крещение» репрезентируется константными единицами: Святая Троица, Дар Божий, Благодать, Царство Божье, Вера, основные концептуальные характеристики которых закреплены в молитвенных текстах крещения.

3. Периферийные составляющие ритуала «крещение»: Дар Божий, Благодать, Царство Божье - являются базовыми и смыслообразующими компонентами константных единиц Святая Троица и Вера, формирующих ядерное пространство ритуала. Святая Троица объективирована многочисленными теонимами каждого из трех лиц Троицы, чья функциональная архитектоника включает в себя как различные функциональные параметры, так и точки их пересечения. Концептуальные основы теонимов имеют экспликационное значение для молитвенных текстов крещения и занимают ведущее место в вербальной репрезентации ритуала «крещение».

4. Репрезентация ритуала «крещение» осуществляется также через актуализацию дуалистических оппозиций «Бог - Дьявол», «Добро -Зло», «Свет - Тьма». Данные дуалистические оппозиции объективированы лексическими группами, в основе которых лежит соответствующая антонимическая характеристика.

5. В практическом сознании носителей языка сформирован базовый образ ритуала «крещение», обусловленный существующей традицией и нормами данного общества. Тем не менее, носители русского и французского языков, исходя из личного опыта, профессиональных знаний и культурных особенностей, располагают различными содержательными вариантами данного образа. Обоснованность полученных результатов определяется привлечением современных когнитивно ориентированных подходов к изучению проблемы, комплексным применением различных методов исследования, значительным объемом фактического материала, а также соответствием практических выводов теоретическим установкам диссертации.

Психолингвистический эксперимент позволяет верифицировать полученные результаты экспериментальным путем.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования отражены в докладах, представленных на международных научных конференциях: «Языки и транснациональные проблемы» - Москва-Тамбов, 2004; «Этногерменевтика и антропология» - Кемерово, 2004; «Филология и культура» - Тамбов, 2005; а также в опубликованных статьях по теме исследования. По теме диссертации опубликовано шесть работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, одной теоретической Главы, двух исследовательских Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка словарей, Списка источников фактического материала и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Ласская, Оксана Геннадьевна

Выводы по главе III

Результаты экспериментального исследования подтверждают выводы анализа языковых источников с некоторым смещением компонентов от центра к периферии и наоборот. В русской культуре наблюдается актуализация большего количества характеристик компонентов крещения, в контексте исследования русских испытуемых числовое соотношение верующих и крещеных отражает цель крещении -подтверждение веры - и основные его составляющие.

Во французской культуре отсутствует четкое соответствие крещения и веры и актуализированы только положительные чувства, состояния и действия. Крещение принимает формальный характер и не отражает своего назначения и воздействия на человека. Большое внимание уделяется получению материальных благ, что, однако, не умаляет роли крещения в католической церкви, а лишь представляет его редуцированную во всех направлениях модель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение ритуала «крещение» в контексте лингвокультурологии и когнитивной науки позволило заключить, что ритуал, по сути, - это базовый элемент культуры, тесно взаимодействующий с семиотическими системами, это совокупность строго упорядоченных действий, назначение которых применительно к ритуалу «крещение» заключается в обеспечении перехода из одного статуса в другой, из состояния атеизма в состояние веры.

Ритуал «крещение» концептуально репрезентирован базовыми константными единицами - Святая Троица и Вера - и периферийными составляющими - Царство Божье, Дар Божий, Благодать, участвующими в формировании ядерных единиц ритуала. Характеристики данных составляющих зафиксированы в вербальных вариантах ритуала «крещение», функционирующих на уровне языкового религиозного сознания и представленных молитвами. Молитва выступает как средство, обеспечивающее связь и взаимодействие человека со священными силами.

Ядерный компонент крещения - Святая Троица - представлен тремя лицами - Богом-Отцом/Dieu le Рёге, Богом-Сыном/Fils de Dieu и Богом-Святым Духом/Saint Esprit - вербальная репрезентация которых происходит через теонимы с актуализацией концептуальных характеристик, в которых реализуются два главных направления: спасительное (ряд теонимов: Mucyc/Jesus, Сжситель/Sauveur) и господствующее (теонимический ряд: Господь/Seigneur, Царь, Владыка, Судья/Juge, Maitre du monde, Ordonnateur). Каждое направление развивается, исходя из своего семантического содержания, и включает в себя соответствующие разноуровневые компоненты. Объединяющим началом для понятия Святой Троицы является экзистенциальность.

В совокупности с константными единицами (Святая Троица, Вера Дар Божий, Царство Божье, Благодать) ритуал «крещение» реализует основные свои функции, а именно: коммуникативную - крещение представляет собой средство общения человека с Богом, вербальной репрезентацией общения является молитва; функцию управления социальным поведением в культурной среде - человек соотносит свое поведение в обществе с религиозной моралью и принципами; связующе-объединяющую - один из главных компонентов крещения - Вера -способствует организации отдельных индивидуумов в большую группу людей, именуемую в конфессиональной практике церковью; психотерапевтическую - крещение оказывает положительное эмоциональное воздействие, что в пределах исследуемого вербального ритуала подтверждается трансляцией человеку положительно окрашенных эмоций и действий, репрезентированных лексико-семантическими рядами с общей доминантой благо-.

Крещение представлено дуалистической оппозицией Бог-Дьявол / Dieu - Satan, которая включает в себя оппозиции Добро - Зло / Bien -Mai и Свет - Тьма / Lumiere - Tenebres, в основе которых лежат противоположные характеристики. В русской лингвокультуре репрезентация данных оппозиций происходит через привлечение различных частей речи, в частности, прилагательных-эпитетов, усиливающих и акцентирующих на языковом уровне признаки каждой составляющей указанных оппозиций.

В молитвенных текстах закреплены такие концептуальные характеристики ритуала «крещение», как: а) определение принадлежности человека к миру верующих людей: б) способствование перерождению человека; в) защита от зла; г) очищение от грехов, включающее нравственное совершенствование; д) дарование жизни и здоровья; е) определение образа жизни, духовного развития человека; ж) открытие пути к спасению.

Совпадая по своим концептуальным характеристиками, константные единицы ритуала «крещение» русской и французской лингвокультур имеют одинаковые ядерные и разные периферийные компоненты. Следует отметить, что вербальная репрезентация константных составляющих ритуала «крещение» в русском языке разнообразна и представлена несколькими составляющими, во французском языке наблюдается единообразие вербальных вариантов.

Данные проведенного нами эксперимента позволяют утверждать, что носители языка, как правило, воспроизводят базовые значения ритуала «крещение», уточняя и редуцируя, однако, «набор» их структурных компонентов. Выявлена относительная связь между верой в Бога и крещением в русской (группа испытуемых студентов) и французской культурах. Таким образом, в практическом сознании носителей русского и французского языков сформировано представление о крещении как о базовом христианском ритуале, отражающее знания носителей языка о ритуале и его структуре, их личный опыт, особенности мышления и восприятия. Для русского народа принятие крещения в большинстве случаев обязательно, крещение предопределяет жизнедеятельность человека. Для носителей французской культуры принятие крещения связано, в первую очередь, с отношением к традиции и семейным обычаям и не оказывает решающего влияния на человека.

Перспективными, на наш взгляд, могут в дальнейшем стать работы, выполненные в рамках лингвокультурологии, психолингвистики, когнитивной лингвистики, посвященные комплексному изучению иных религиозных ритуалов: венчания, конфирмации и связанных с ними праздничных действий, а также исследование данных феноменов в художественном дискурсе в соотношении с выявленными характеристиками религиозного ритуала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ласская, Оксана Геннадьевна, 2006 год

1. Аверинцев, С. Два слова о том, до чего же трудно переводить библейскую поэзию Электронный ресурс. / С. Аверинцев. -Режим доступа: http://sfi.rl 21 .nthosting.ru/ar.asprubr id=45

2. Антонов, Р.Н. Учебник богослужения для средней школы. Храмъ Божий и церковныя службы / Р.Н. Антонов. 2-е изд., доп. СПб: типография М.А. Александрова - 1912. - 236 с.

3. Апресян, Р.Г. Добро / Р.Г. Апресян // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001

4. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. т.4. -М.: Мысль, 1984.-230 с.

5. Армстронг, К. История Бога Электронный ресурс. / К. Армстронг. Режим доступа: http: // www.gumer.info/bogoslovBuksftogoslov/Armstr/Index.php

6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

7. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. -М.: Наука, 1993

8. Архимандрит Софроний (Сахаров). Литургический язык Электронный ресурс. /Архимандрит Софроний (Сахаров). -Режим доступа: http://www.ipmce.su/~cvril/orthodox/apologet/slavic4.htm.

9. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин. СПб: Наука, 1993. - 237 с.

10. Байбурин, А.К. Ритуал: свое и чужое / Байбурин А.К. // Фольклор и этнография: проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 4-16

11. Байбурин, А.К., Топорков, АЛ. У истоков этикета. Этнографические очерки / А.К. Байбурин, АЛ. Топорков. JL: Наука, 1990.- 166 с.

12. Белянин, В.П. Психолингвистика / В.П. Белянин. М.: Издательство «Флинта», 2003. - 232 с.

13. Бенуас, JI. Знаки, символы и мифы / JI. Бенуас. М.: Астрель, 2004.- 169 с.

14. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Электронный ресурс. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум; Academia-Центр, 1995. - Режим доступа: -http://www.ssu.samara.ru/~philosophv/exlibris/berg luk.html

15. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность Электронный ресурс. / Н.А. Бердяев. Режим доступа: http://www.krotov.info/librarv/02 b/berdyaev/1907 2 000.htm

16. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Болдырев Н.Н. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 123 с.

17. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Болдырев Н.Н. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - № 1. - С. 18-36.

18. Боргоякова, А.П. Национально-культурная специфика языкового сознания хакасов, русских и англичан: На материале ядра языкового сознания: Дис. .кандидата фил.наук: 10.02.19. / Боргоякова Аяна Павловна. М, 2002. - 181 с.

19. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения: Учеб. пособие / Ю.Ф. Борунков, М.П. Новиков, И.Н Яблоков. М.: Издательство «Высшая Школа», 1994.-368 С.

20. Булгаков, С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителя / С.В. Булгаков // Сб. сведений, касающихсяпреимущественно практической деятельности отечественного духовенства. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. -1773 с.

21. Бурлачук, В. Традиция, ритуал, праздник как система социального чувствования / Бурлачук В. // Социология: теория, методы, маркетинг. Киев. - 2002 -№ 2. - С. 147-159.

22. Ванд, Л.Э. Обыкновение как социальный и психологический феномен в системе человек социум и его функциональные характеристики, свойственные ритуалу / Ванд Л.Э., Муратова А.С. //Мир психологии.-2003.-№1.-С. 111-115.

23. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая. М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.

24. Войтак, М. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на материале литургической молитвы) / Войтак М. // Текст: стереотип и творчество: межвуз. сб. науч. тр. -Пермь, 1998.-С 214-230.

25. Волков, А.А. Основы русской риторики /А.А. Волков. М., 1996.

26. Воркачев, С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании / Воркачев С.Г. // Коммуникативные исследования 2003: Современная антология. Волгоград: Перемена, 2003. - С. 189— 208.

27. Галл, Я.М. Джулиан Хаксли: творческий образ и эволюционная биология / Галл Я.М // Информационный вестник ВОГиС.-2001.-№ 17.

28. Геннеп, ван А. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов / А. ван Геннеп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.

29. Гололобов, И.В. О коммуникативной модели ритуала: (К вопросу о формах бытования ритуала в традиционной культуре) / Гололобов И.В.// История в XXI веке: Ист.-антропол. подход в преподавании и изучении истории человечества. М., 2001. - С. 306-316

30. Горский, А.А. От языческого мировосприятия к христианскому: резкая ломка или плавный переход? / Горский А.А. // Ментальность в эпохи потрясений и преобразований. М., 2003. -Вып. 4.-С. 3-10.

31. Гохлернер, М.М. Метаязыковые знания в структуре языкового сознания / Гохлернер М.М. // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций. М. -1988.-С.49.

32. Гудков, Д. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Гудков. М., «Гнозис», 2003. - 288 с.

33. Гурин, С.П. Проблемы маргинальной антропологии / С.П. Гурин. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 1999. -181 с.

34. Демьянков, В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка / Демьянков В.З. // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 32-86.

35. Дронова, Н.П. Актуализация библейских концептов в контексте современного мировосприятия (на материале немецкого языка) / Дронова Н.П. // Реальность, язык и сознание. Межд. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов, 2002 - Вып. 2. - С. 418-421.

36. Дронова, Н.П. Эволюция семантики религиозных наименований в немецком и русском языках / Дронова Н.П. // Единство системного и функционального анализа языковых единиц. Сб. науч. тр. Белгород, 2001. - Вып. 5. - С. 413-417.

37. Евзлин, М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. М.: Радикс, 1993.-344 с.

38. Еремина, В.Н. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина. JL: «Наука» Ленинградское отделение, 1991. - 208 с.

39. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. М.: Новое лит. обозрение, 2000. - 396 с.

40. Зубко, Г.В. Миф в мировосприятии человека и в духовной культуре человечества / Зубко Г.В. // Мир психологии. 2003. - № З.-С. 24-32.

41. Зубко, Г.В. Миф как составляющая часть общечеловеческого духовного фонда / Зубко Г.В // Вестник Московского Университета. 2001. - № 3, серия 13, Востоковедение. - С. 3-16.

42. Зубкова, Я.В. Концепт «пунктуальность» в немецкой и русской лингвокультурах: дис. канд. филол. наук: 10.02.20. / Зубкова Яна Владимировна. Волгоград, 2003. - 188 с.

43. Извекова, М.Г. Знаковые характеристики ритуальных действий / Извекова М.Г. // Аксиологическая лингвистика: проблемы коммуникативного поведения. Сб. науч. тр. -Волгоград, 2003.-С. 126-135.

44. Ильюшина, Е.С. Экспериментальное исследование языковой презентации эмоций / Ильюшина Е.С. // Проблемы психолингвистики: теория и эксперимент. Сб. науч. тр. М., 2001. -С. 174-179.

45. Кайперт, Г. Крещение Руси и история русского литературного языка / Кайперт Г. // Вопросы языкознания. 1991.- №6. С. 86-112.

46. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф.С. Капица. М., Флинта -Наука, 2000.-216 с.

47. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

48. Карнацкая, Л.А., Петренко, В.Ф. Ритуал как укорененность бытия / Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. // Мир психологии. 2003.- № 1. С. 10-17.

49. Кипиани, Н. Свет в религиозном дискурсе Электронный ресурс. / Н. Кипиани. Режим доступа: slavcenterge.htm

50. Климчукова, А. Религиозный стиль и способы концептуализации понятия / Климчукова А. // Сопоставительная филология и полилингвизм. Мат-лы Всерос. научно-пракгическойконференции. Казань, 29-31 октября 2002 года. Казань. 2002. - С. 236-240.

51. Кочетков, I. Пишем венное введение в православную катехетику: Пасмырско-боюсловские принципы и рекомендации совершающим крещение п миропомашние и нодютовк\ к ним / Г. Кочетов. М. 1998.-244 с.

52. Костомаров, В.Г., Прохоров, Ю.Е. Язык и «язык культуры» в межкультурном общении / Костомаров В.Г., Прохоров Ю.Е. // Россия Восток - Запад. - М. - 1998. - С. 349-356.

53. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2001. 494 С.

54. Кравченко, А.И. Социология. Общий курс. / А.И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2001. 501 С.

55. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? / В.В. Красных. М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.

56. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. М.: Изд-во МГУ, 1996.-245 с.

57. Кубрякова, Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологи / Кубрякова Е.С. // Реальность, язык и сознание. Межд. межвуз. сб. науч. гр. Тамбов, 2002. -Вып.2. С. 5-15.

58. Лангер, С. Философия в новом ключе. Исследования символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер. М.: издательство «Республика», 2000 - 287 с.

59. Левинтон, Г.А. Ритуалы и ритуализованные формы поведения / Левинтон Г.А. // Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988.

60. Леонтьев, А.А. Психолингвистика / А.А. Леонтьев. Л.: Наука, 1967.- 117 с.

61. Лихачёв, Д.С. Концептосфера русского языка / Лихачёв Д.С. // Изв. АН Серия литературы и языка. 1993. - №1. - С. 3-9.

62. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. М.: Издательство «Республика», 1998 - 393 с.

63. Лосский, В.Н. Очерк мистическою богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В.Н. Лосский. Москва, 1991.

64. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.

65. Маковский, М.М. Сравни 1ельный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов / М.М, Маковский. М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996

66. Маковский, М.М. У истоков человеческого языка / М.М. Маковский. М., «Высшая школа», 1995. 159с.

67. Маковский, М.М. Язык Миф - Культура. Символы жизни и жизнь символов / М.М. Маковский. - М.: Институт рус. языка им. Виноградова В.В., РАН, 1996. - 330 с.

68. Маркова, Т.И. Место церковного православного ритуала в светской жизни Санкт- Петербурга XVIII-XIX вв / Маркова, Т.И.// Христианство и культура. СПб., 2001. - Вып. 1. - С. 82-90

69. Маслова, В.А. Введение в лингвокультурологию: учебное пособие / В.А. Маслова. М.: Наследие, 1997. - 208 с.

70. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

71. Маслова, В.А. Связь мифа и языка / Маслова В.А. // Фразеология в контексте культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.-С. 159-163.

72. Мелетинский, Е.М. Миф и двадцатый век Электронный ресурс. / Е.М. Мелешнский. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky 1 .htm

73. Мельникова, Е.А. Христианизация Древней Руси и Скандинавии: типологические параллели и взаимосвязи / Мельникова, Е.А. // Введение Христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. Сб. тезисов. -М.: Наука, 1987. С. 21-23.

74. Мень, А. Мировая духовная культура Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/bogoslov/Men/01 .php

75. Мечковская, Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий Электронный ресурс. / Н.Б. Мечконская. М.: Агентство «ФАИР», 1998. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/psyzip/mechkO 1 .zip.

76. Миронова, Т.Л. К этимологии слова крест / Т.Л. Миронова // Филологические науки. 2005. - № 1. - С. 96-101

77. Михайлова, Ю.Н. Об эволюции лексикографического представления концепта / Михайлова Ю.Н. // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. 2003. - № 28.-С. 181-191

78. Мозер, Ф. Реформатская практика крещения / Мозер Ф. // Крещение и общение. Сб. мат-лов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. Шеветонь, Бельгия. -Приложение к журналу «Страницы», 2000. С. 116-123.

79. Монич, Ю.В. Амбивалентные функции ритуала в эволюции языковых систем / Монич Ю.В. // Вопросы языкознания, 2000 № 6.-С. 69-76

80. Монич, Ю.В. На стыке ритуала и языка: комплексная мотивация в семантической эволюции / Монич Ю.В. // Язык и культура. Факты и ценности. К 70-летию Ю.С. Степанова. М. -2001.-С. 191-206.

81. Мусорин, А.Ю. Некоторые теонимы церковнославянского языка Древней Руси / Мусорин А.Ю. // Вестник Новосибирского государственного университета. Т.1. Вып.1. Серия: история, филология. Новосибирск, 2002. С. 101 -104.

82. Мусорин, А.Ю. Теонимическая лексика русского языка / Мусорин А.Ю. // Родной язык, родное слово. Новосибирск, 2004. -С. 121-123.

83. Назаренко, А.В. Проблема христианизации Руси и русско-германские отношения второй половины X в. (до Владимира) / Назаренко, А.В. // Введение Христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. Сб. тезисов. М.: Наука, 1987. — С.24-26.

84. Настольная книга священнослужителя: в 4-х т.т. Москва, 1983, т. 4

85. Некрашевич, Р.И. «Внекультурная» функция ритуала / Некрашевич Р.И. // Мир психологии. 2003. - № 1. - С. 45-54

86. Нечипуренко, В.Н. Ритуал как социокультурный феномен / Нечипуренко В.Н. // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. Мат-лы Первого Всероссийского социологического конгресса 27-30 сентября 2000 года. СПб - Ростов н/Д, 2000. - С. 86-89.

87. Никитин, М.В. Развернутые тезисы о концептах / Никитин М.В. // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. - № 1. -С. 53-64.

88. Павиленис, Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка / Р.И. Павиленис. М.: Мысль, 1983. -286 с.

89. Пелипенко, А.А. Ритуальное мышление / Пелипенко А.А. // Мир психологии. 2003, № 3. - С. 27-41.

90. Петерка, В. Божья благодать как сущность учения апостола Павла Электронный ресурс. / В. Пе1ерка. Режим доступа: http://stpaulhouse.narod.ru/nissian/mtrl rus 12.htm

91. Пигалев, А.И. Рене Жирар и Маршн Хайдеггер: о смысле «преодоления метафизики» / Пигалев А.И. // Вопросы философии. -2001.-№ Ю.-С. 152-168.

92. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории /С.Ф, Платонов. СПб, 2000. - 480 с.

93. Пономарев, Н. О церковно-богослужебном языке / Пономарев Н. // Самарские епархиальные ведомости. 1912. - № 23.-с. 692-696.

94. Попова, З.Д. Понятие «концепг» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 1999. - 30 с.

95. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Издательство «истоки», 2001. -192 с.

96. Режабек, Е.Я. Мифомышление. Когнитивный анализ / Е.Я Режабек. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

97. Розов, М.А. Теория социальных эстафет и проблема анализа знания / Розов М.А. // Теория социальных эстафет: История -Идеи Перспективы. Новосибирск: НГУ, 1997. - С. 9-67

98. Сайко, Э.В. Ритуал особый феномен, структурирующий отношения как важнейшее свойство человеческой дея гельности / Сайко Э.В. // Мир психологии. - 2003. - № 1. - С. 3-9.

99. Сарингулян, К.С. Культура и регуляция деятельности / К.С. Сарингулян. Ереван, 1986.- 158 с.

100. Сафонова, Н.В. Концепт благо/добро как сегмент ментального поля нации (на материале русского языка) / Н.В. Сафонова. Тамбов, Издательство ТГУ им. Державина, 2003. - 357 с.

101. Сводъ указанш и заметокъ по вопросамъ пастырской практики. 3-е изд., испр. - М.: типография М.Н. Лаврова и К, 1878.

102. Сепир, Э.О. Избранные труды по языкознанию и лингвокультурологии / Э.О. Сепир. М.: Прогресс, 1993. - 654 с.

103. Седов, В.В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам) / Седов, В.В. // Введение Христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. Сб. тезисов. М.: Наука, 1987. - С. 40-43.

104. Сильченков, Н. Практическое руководство при совершении приходских треб / Н. Сильченков. изд. 5-е, испр. Печатается по изданию 1901 года. - 282 с.

105. Славянский язык язык церкви и молитвы // Православное чтение, 1990, № 9. Элекгронный ресурс. - Режим доступа: http://www.iprnc.su/cvril/orthodox/apolouet/slavic 1 .htmO 1

106. Соловьев, B.C. Оправдание добра Электронный ресурс. // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. T.l. М.: Мысль, 1988. Режим доступа: http://psvlib.org.iui/books/solvsQ 1 /txt09.htm

107. Солоницын, А. Святая Троица Электронный ресурс. / Солоницын А. // «Волжская коммуна». 2005. - № 115 от 24.06.2005. - режим доступа: WWWSAMARARU Святая Троица.Ьип

108. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

109. Степин, B.C. Философия науки и техники / B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М.: Контакт-Альфа, 1995. - 377 с.

110. Стернин, И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях / Стернин И.А. // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. - № 1. - С. 65-69.

111. Сычева, JI.C. Традиции как объект социогуманитарного познания / Сычева JI.C., Быченкова И.А. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.auditoriiim.rU/books/697/9.htm ftn 1

112. Таинство Святого Крещения и обязанности восприемников. Калуга, 2003.-64 с.

113. Тагиров, Ф. В. Сакральное как предмет социально-философского дискурса (от традиции к новому символическому пространству): Автореф. дис.канд. филос. наук: 09.00.11. / Тагиров Филипп Владимирович; М., 2003. 24.с.

114. Тарасов, Е.Ф. Язык и культура: методологические проблемы / Тарасов Е.Ф. // Язык. Культура. Эгнос. М., Наука, 1994 - С. 105-112.

115. Теста, Б. Таинства в католической церкви Электронный ресурс. / Б. Теста. Режим доступа: http://www.agnuz.info/book.phr)?id=15&url=index.htm

116. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

117. Толстая, С.М. Вербальные ршуалы в славянской народной культуре / Толстая С.М. // Логический анализ языка. Избранное 1988-1995. М, 2003. - С. 591-597.

118. Толстая, С.М. Звуковой код традиционной народной культуры / Толстая С. М. // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.-С. 9-16.

119. Толстой, Н.И. Христианизация как фактор усложнения структуры древнеславянской духовной культуры / Толстой, Н.И. // Введение Христианства у народов Цешральной и Восточной Европы. Крещение Руси. Сб. тезисов. М.: Наука, 1987. - С. 5053.

120. Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. М., Издательство «Индрик», 1995. - 512 с.

121. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Кулыура», 1995. - 624 с.

122. Топоров, В.Н. О ритуале. Введение в проблематику / Топоров В.Н. // Архаический ршуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: «Наука, 1988. с. 7-49

123. Тубалова, И.В. Показания языкового сознания как источник изучения явления мотивации слов: Дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Тубалова Инна Витальевна.-Томск, 1995.- 185 с.

124. Устав Богослужения Православной церкви в вопросах и ответах / Цензор архимандрит Арсений; Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М.: Издательство «Отчий дом», 1996.- 130 с.

125. Ушакова, Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы / Ушакова Т.Н. // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сб. статей. М; Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2004. - С. 6-17.

126. Фесенко, Т.А. Специфика национального культурного пространства в зеркале перевода / Т.А. Фесенко // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина 2002 - 228 с.

127. Фесенко, Т.А. Креативные модели мышления и перевод / Фесенко Т.А. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. - № 1. -С. 49-55.

128. Хренов, Н.А. Ритуал в контексте переходных эпох / Хренов Н.А. // Мир психологии. 2003. - № 1. - С. 26-55.

129. Шиманский, Г.И. Литургика: Таинства и обряды / Г.И. Шиманский. Издание Сретенского монастыря, 2003. - 352 с.

130. Шмелев, А.Д. "Хоть знаю, да не верю" / Шмелев А.Д. // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993.

131. Шмерлина, И.А. Этологическая концепция ритуала / Шмерлина И.А. // Человек. М., 2002. - N. 1. - С. 31 -43

132. Шугуров, М.В. Меюдология гумани1 арного познания: Учеб. пособие / М.В. Шугуров. Саратов: Capai. гос. акад. права, 2004. -92 с.

133. Юнг, К.Г. // Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. Статьи / сост. В. Зелинский, А. Руткевич. М., 1995. С. 30-38.

134. Яковенко, И.Г. Природа ритуала / Яковенко И.Г. // Мир психологии. 2003. - № 1. - С. 17-26

135. Янова, О.В. К анализу языкового концепта веры / Янова О.В. // Филология и культура. Мат-лы IV Межд. науч. конф. 16-18 апреля 2003 года. Тамбов, 2003. - С.392-394.

136. Янси, Ф. Что удиви I ельного в благодати Электронный ресурс. / Ф. Янси. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Life church/Jansi/Jansi blagod atl.php

137. Фромм, Э. Библейская концепция человека Электронный ресурс. / Э. Фромм. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/bogoslov/Article/FrombiblKo n.php

138. Bapteme civil Электронный ресурс. Режим доступа: http://catholique-nanterre.cef.fr/faq/bapteme particulier.htm

139. Benvenist, Е. Le vocabuiaire des institutions Indo-europeennes / E. Benvenist // Paris, 1969. 458 p.

140. Caillois, R. L'Homme et le sacre / R. Caillois. Paris, 1939. -312 p.

141. Camelot, P.T. La spiritualite du bapteme. Baptises dans I'eau et L'Esprit / P.T. Camelot. Les editions du Cerf Paris, Paris 1993. - 2861. P

142. Catechisme de 1'Eglise catholique Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.vatican.va/archive/rRAOO 13/ 1NDEX.HTM

143. Comment connaitre Dieu par son nom? // Reveillez-vous / 22 janvier 2004.

144. Comprendre le catholicisme romaine Электронный ресурс. -режим доступа:http://www.unpoissondansle.net/kto/ccr total.htm#ccr 10

145. Durkheim, E. Les formes elementaires de la vie religieuse/ E. Durkheim-Paris, 1912.-624 p.

146. Eglise catholique romaine Электронный ресурс. / l'encyclopedie de Wikipedia. Режим доступа: http://mb-soft.com/believe/tfxt/sacramen.htm

147. Gennep, A. van. Les rites de passage / A. van Gennep. Paris,1909.-199 p.

148. Gluckman, M. Les rites de passage / M. Gluckman // Essays on the ritual of social relations. Manchester, 1962.

149. Gruau, M. L'homme rituel: Anthropologic du rituel catholique fr.: Essai d'une ethnologie de l'interieur / M, Giuau. Paris.: Ed. Metailie, 1999.-239 p.

150. Lepretre, M. Le bapteme / M. Lepretre. Centurion, 1989. - 178 P

151. Leroi-Gowhan, A. Le geste et la patole: Le memoire et le rhytme / Leroi-Gowhan A. Paris, 1965. T. 2. - 225 p.

152. Lortsch, D. Ilistoire de la Bible en France / D. Lortsch. Paris,1910.-236 p.

153. Mistrik, J. Religiozny styl / J. Mistrik // Stylistika. Opole, 1992. -№ 1 -S. 82-105

154. Morn, D. Note: Esprit saint, souffle et vent // Dossiers de la Bible/ № 71,1998, p. 9-10.

155. Pasteka, J. Mnohostranna osobnost J. Kutnika Smalova / Kutnik Smalov, J. // Litanie loretanske. Bratislava: Luc, 1998. - S. 499

156. Prideaux, G. D. Psycholinguistics: The experimental study of language / G.D. Prideaux London, 1984. - 184 p.

157. Schweitzer, A. Das Christertum und die Weltreligionen // Ausgewahlte Werke in funf Banden / Schweitzer A. Berlin, 1971. B. 2. S. 665—716.

158. Schank, R.C. Dynamic Memory / Schank R.C. Cambridge: CUP, 1982.- 158 p.

159. Welte, B. Modlitwa jako mowa / Welte B. 1995.- 136 p.

160. Weclawski, T. Wspolny swiat leligii / Weclawski T. Krakow, 1995.- 143 p.

161. Zdybicka, Z. Czlowiek i religia / Zdybicka Z. Lublin, 1984. -203 p.1. СПИСОК СЛОВАРЕЙ

162. Библейская энциклопедия / Архимандрит Никифор. М., 1995

163. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь (ЭС) Электронный ресурс. / Ф.А. Броюауз, И.А. Ефрон. М.: ЭКСМО, 2004. - Режим доступа: http://biokhaus-efron.narod.ru/2/2349.htm

164. Вихлянцев, В. Библейский словарь. Краткий словарь церковнославянского языка/В. Вихлянцев. М., 1996

165. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

166. Ладыгины, М.Б. и О.М. Крапсий мифологический словарь / М.Б. и О.М Ладыгины. М.: «11олярная звезда», 2003.

167. Ожегов, С.И. Словарь русского языка (СРЯ) / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М, 2005

168. Прохоров, A.M. Большой энциклопедический словарь (БЭС)/ A.M. Прохоров. М.: Большая рос. энцикл., 1998

169. Скляревская, Г.Н. Кражий православный словарь Электронный ресурс. / Г.Н. Скляревская. Режим доступа: http://www.liturgy.ru/slo\var/inde\.php

170. Словарь древнерусскою ;мык.1 (XI-XIV вв.): В 3-х т.т. М.: Русский язык.-T.I.- 1988;- I. П.- 1989;-Т. III,- 1990.

171. СРЯ Словарь русского языка: в 4-х тт. - М.:

172. Государственное издаюльспю иностранных и национальных словарей. Т.1, 1957; Т.2, 1958; Т.З, 1959; Т.4, 1961.

173. ССРЯ Словарь синонимов русски о языка. - М., 1971

174. Ушаков, Д.Н. Большом юлковый словарь русского языка (БТСРЯ). / Д.Н. Ушаков. М., 2000

175. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. /М. Фасмер.-М.: npoiреес, Ч!( S-1973.-4.I.

176. ФС Философский словарь / иод ред. И.Т. Фролова. - М., 1997

177. ФЭС Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.

178. Хрисшанспю: ihhiiiuoiu шчсскии словарь: в Зг. М.: Большая Российская Энциклоне шя, 1993.

179. Dictionnaire Flammarion. Paris: Flammarion, 1999.

180. Nouveau petit Larousse. Paris: Librerie Larousse, 1970.

181. Vocabulaire de Theologie Biblique, Paris: Editions Du Serf, 1970.2-me ed.

182. Добавить Дали, этим. Словарь рус. Яз.

183. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

184. Библия. Свердловск: Издатели-iuo «Зеркало», 1991. 256 с.

185. Иконы и переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот) Электронный ресурс. // режим доступа: http://wertograd.narod.ru/trcbnik/tieh05.htm

186. Новый Завет. Киев: «Молодь», 1991. 294 с.

187. Требникъ въ двухъ час1яхъ. Чааь I. М.: Московская naTpiapxia, 1996.-358 с.

188. Rituel dubapteme. Paris, 1995

189. Rituel du bapteme comment baptKer. Paris, 1991

190. Recueil des prieres. Paris, 1989

191. Стратнфикационно-понятийная структура культурных феноменов обряд, обычай, ритуал, традиция, церемония, церемониал, этикетна материале лексикографических источников

192. Интерпретационные варианты

193. Структурно-смысловое содержание понятий ритуал, обряд, обычай, традиция, церемония, церемониал, этикет, привычкав рамках словарных дефиницийп\п Культурные феномены

194. Стратификационно-понятийная структура феноменов ритуал, обряд, обычай, традиция, церемония, церемониал, этикетв научной литературе

195. Значения, закрепленные в научной литературефеномены Религиозный уровень Светский уровень Бытовой уровень Характерные особенности

196. Оболочка ритуала без внутреннего эмогщоналъного наполнения Установленный порядок действий, часть ритуала

197. Кравченко поведения Привычка поведения Привычка привычка

198. Этикет в интерпретации А.И. Кравченко Совокупность правил вежливого поведения и обращения Правила вежливого поведения и обращения Совокупность упорядоченных правил поведения и обращения

199. Этикет П интерпретации А.К. Байбурина Порядок Праыпа поведения Порядок Правша поведения Порядок Правгпа поведения Совокупность упорядоченных правил поведения

200. Церемония в интерпретации В.И. Карасика Церемония п интерпретации А.И. Кравченко Риту а 7 Этикетное действие по определенному сценарию Этикетное действие по определенному сценарию Установленный порядок ритуальных и этикетных действий

201. Порядок Прасгпа поведения Совокупность действий Порядок Правила поведения Совокупность действий Последовательность упорядоченных действий, посвященных празднованию какого-либо события

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.