Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Усов, Артем Александрович

  • Усов, Артем Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 180
Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2008. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Усов, Артем Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Становление и развитие профессионального 11 исполнительства на балалайке.

§ 1. Становление концертного исполнительства на балалайке в

XVII - начале XXвеков (исторический очерк).

§ 2. Отечественные школы профессионального концертного исполнительства на балалайке.

§ 3. Формирование оригинального репертуара для балалайки.

ГЛАВА II. Основные направления развития сонаты для балалайки.

§ 1. Сонатный цикл классико-романтической традиции.

§ 2. Свободно трактованные сонатные циклы. Программные сонаты. Жанровые миксты. 84"

ГЛАВА III. Особенности камерного ансамбля в сонатах для балалайки.

§ 1. Теоретические аспекты ансамблевого балалаечного исполнительства: звуковой баланс, артикуляция, темп и ритм.

§ 2. Соната № 3 для балалайки и фортепиано А.Кусякова: исполнительский анализ ансамблевых трудностей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов»

Изучение самобытных форм русского музыкального искусства является важнейшей задачей отечественного музыкознания. В связи с этим в последнее время все большее внимание исследователей направлено в сторону изучения музыки для народных инструментов. Эта малоизученная до настоящего времени область музыкального искусства привлекает яркими образцами самых разных жанров, в которых оригинально взаимодействуют традиции и современность. Многие из таких произведений уже прошли апробацию концертной сценой и получили признание у исполнителей и публики, но до сих пор не стали предметом специального исследования. Поэтому в настоящее время назрела необходимость детального анализа и осмысления роли и значения музыки для народных инструментов в современном музыкальном искусстве.

Не менее важным фактором для активного изучения этой области является общая тенденция повышения интереса композиторов к музыке для народных инструментов, постоянное обновление новыми опусами концертного репертуара для всех народных инструментов. Если академические европейские инструменты путь творческого поиска во многом прошли, освоив произведения в различных композиторских техниках и стилях, то для народных инструментов многие пути развития музыкальных стилей XX века еще только открываются. При этом происходит активное развитие жанров академической музыки, которые ранее считались не достаточно характерными для народных инструментов. Среди них, прежде всего, жанры сонатно-симфонического цикла, такие как симфония, концерт, соната.

Среди народных инструментов балалайка занимает, безусловно, одно из ведущих мест и обладает богатейшим концертным репертуаром, включающим самые разные жанры. Самобытность и особый тембральный колорит этого инструмента всегда привлекали многих композиторов, среди которых такие крупные авторы как А.Гречанинов, С.Василенко, М.Ипполитов-Иванов, а также яркие композиторы современности - Н.Пейко, С.Слонимский, Е.Подгайц, М.Броннер и др.

Тем не менее, несмотря на обширный и разнообразный репертуар, произведения для балалайки мало исследованы с точки зрения музыкального содержания, стиля и языка.

Одним из последних специальных искусствоведческих исследований, посвященных репертуару для балалайки, является диссертация С.И.Кулибабы «Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки» (1999). В работе рассмотрены сочинения для балалайки, начиная от первых образцов В.Андреева и Б.Трояновского и заканчивая музыкой конца 1980-х годов. Взяв за основу хронологическрш описательный метод, автор избирательно подошел к выбору анализируемых сочинений, остановившись лишь на наиболее часто исполняемых и известных. Многие значимые и интереснейшие произведения для балалайки остались вне поля внимания исследователя. Безусловно, эта работа является актуальной и ценной в отношении анализа развития репертуара для балалайки, однако на сегодняшний день создано много новых сочинений самых разных жанров, которые требуют своего музыковедческого осмысления.

Также среди исследований о балалайке можно назвать диссертацию К.Юноки-Оиэ «Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год» (2004). В ней инструмент рассмотрен с точки зрения культурологии, т.е. сделаны соответствующие акценты: сопоставлена культура бытования балалайки бесписьменной (на примере Нерехтского района Костромской области) и письменной традиции (рассмотрены произведения основателей профессионального исполнительства — В.Андреева и Б.Трояновского). Ценным результатом этой работы видится, прежде всего, подробное изучение бытования народной балалайки, которое затрагивает формы исполнения и исполнителей, обстановку исполнения, приемы игры, а также ценностную систему.

Основные произведения репертуара рассматриваются в ряде учебников и учебных пособий по истории исполнительства на народных инструментах, а также в справочниках и просветительской литературе (см. Список литературы). Среди них выделяется труд М.Имханицкого «История исполнительства на русских народных инструментах» (55), отличающийся энциклопедическим охватом материала, рассматриваемого в широком культурном контексте. Кроме того, значительный вклад в пропаганду балалайки и музыки для нее вносят работы А.Пересады (85 -91), в которых сделан исторический обзор функционирования инструмента и начата систематизация произведений балалаечного репертуара (иногда хотя бы просто перечислением композиторов и новых сочинений).

Однако, подробный анализ произведений разных жанров для балалайки" с включением их в историко-стилевой контекст до сих пор не предпринимался. В условиях необходимости пополнения концертного и педагогического репертуара, а также учитывая все более профессиональный подход исполнителей к пониманию и осмыслению исполняемых сочинений, работы подобной направленности становятся необходимостью, и будут, безусловно, актуальными и востребованными.

Одним из методологических подходов при исследовании явлений в их историческом развитии в музыкальной науке является изучение отдельных музыкальных жанров. Если ранее в музыкальных трудах по балалайке использовался хронологический метод, то попытки анализа отдельных жанров еще не предпринимались. Между тем, такой аспект видится довольно перспективным и интересным, так как позволяет охватить максимум произведений конкретного жанра и оценить их в сравнении друг с другом. Более того, это дает возможность увидеть его место в общей истории развития жанра, определить специфику и роль в жанрово-стилевой эволюции.

В репертуаре для балалайки можно выделить несколько подобных направлений для изучения. Среди них одним из интереснейших представляется жанр сонаты, которому и посвящено исследование. Этот жанр привлекателен не только существованием большого количества образцов, авторами которых являются композиторы самых разных направлений и стилей, но и удивительным разнообразием драматургических и композиционных решений. Все это дает основание для специального анализа этого жанра в репертуаре для балалайки и выявления его места в истории жанра вообще.

В XX веке жанр сонаты получает свое интенсивное развитие, как в отечественной музыке, так и за рубежом. Многообразие стилевых направлений, характерное для этого столетия, отразилось и на сонате. Соната осваивает большую сцену, выходя за рамки камерной музыки, и получает концертную трактовку. В драматургию широко проникают элементы симфонизации, такие как монотематизм и лейтмотив. Благотворными для развития сонаты, оказались неоклассические тенденции. Новаторские композиционные техники и приемы письма также нашли место в сочинениях этого жанра.

Своеобразной ветвью в развитии сонаты в XX веке можно назвать ее воплощение в музыке для народных инструментов. Многообразие и богатство образцов этого жанра, а также специфика их решений, позволяет говорить об определенной роли этого направления в эволюции сонаты. И в этом отношении репертуар для балалайки дает множество примеров сонат, которые могут быть обобщены в определенную систему, обладающую своеобразием, тесно связанную с традициями жанра, но при этом вносящую много нового и достойного для изучения.

Таким образом, предметом исследования стала соната для балалайки в контексте развития концертного репертуара для этого инструмента.

Материалом исследования послужили сонаты и сонатины для балалайки отечественных и зарубежных композиторов от первых образцов до самых новейших сочинений последних лет. Среди них преобладают произведения для балалайки и фортепиано, представлено несколько образцов сонаты для балалайки соло, а также для балалайки и домры малой. Разнообразие составов исполнителей также дает основания думать о широких возможностях композиционных решений в данном жанре.

Важно отметить, что среди анализируемых сонат представлено довольно много еще неизданных, существующих в рукописях. Возможность включить подобные произведения в исследование предоставилась благодаря использованию личных нотных архивов крупнейших отечественных концертных исполнителей на балалайке - профессоров Ш.С.Амирова (Екатеринбург), А.А.Горбачева (Москва), А.С.Данилова (Ростов-на-Дону), С.П.Малыхина (Н.Новгород), а также автора диссертации.

Методологическую основу исследования составили основополагающие положения отечественной музыкальной науки, комплексный музыкально-исторический и теоретико-аналитический методы. При этом автор опирался на труды выдающихся отечественных музыковедов разного времени - Б.В.Асафьева, Л.А.Мазеля, ■ В.А.Цуккермана, Е.В.Назайкинского, О.В.Соколова. Кроме того, процесс становления и развития жанра сонаты для балалайки потребовал использование метода, предполагающего целостное рассмотрение этого художественного явления как единой системы.

Один из аспектов анализа - исполнительский — обусловлен задачами, встающими перед исполнителями в процессе работы над камерной сонатой. Рассматривая с этих позиций сонаты для балалайки и фортепиано, автор работы опирался на принцип единства изучения произведения и задач его исполнения в ансамбле. При этом использовались методы, представленные в исследованиях ученых - концертирующих исполнителей — Е.Г.Сорокиной, М.И.Имханицкого, В.В.Бычкова, А.З.Бондурянского.

Сонаты для балалайки впервые становятся предметом специального научного исследования. Комплекс музыковедческих и исполнительских вопросов, с позиций которых проанализирован материал, обусловили научную новнзну работы. В исполнительский, педагогический и исследовательский обиход вводится малоизвестный музыкальный материал. Большинство сонат для балалайки впервые рассматриваются с точки зрения анализа драматургии, формы, жанровой основы, различных стилевых аспектов - мелодики, лада, гармонии, метроритма, динамики, фактуры и др. Кроме того, впервые в отношении народных инструментов, в частности, балалайки, вводится понятие камерного ансамбля, как самостоятельного направления в исполнительстве.

Предпринимаемый в исследовании анализ сонат для балалайки, осуществляемый впервые, ставит своей целью ввести в научный обиход новые произведения данного жанра для балалайки, показать значение и ценность этих сочинений, раскрыть их основные стилевые особенности и обусловленные этими особенностями проблемы исполнительства.

В этой связи в работе решаются следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать материал, затрагивающий вопросы репертуара для балалайки на современном этапе;

2. Рассмотреть сонаты для балалайки в контексте стилевых процессов в отечественной музыке XX — начала XXI веков;

3. Проанализировать сонаты в аспекте особенностей их стиля и формы, определить их художественное своеобразие с учетом интересов концертного и педагогического репертуара;

4. Выявить основные тенденции развития сонаты для балалайки в отечественной музыке;

5. Выявить и проанализировать комплекс разнообразных исполнительских задач, встающих перед участниками камерного ансамбля при работе над сонатами.

Решение поставленных задач обусловило структуру диссертации.

В первой главе рассмотрены основные направления развития профессионального исполнительства на балалайке. Важное место при этом занимает история становления концертного исполнительства, начиная с XVII века и до начала XX, когда были созданы первые фундаментальные образцы оригинального репертуара для балалайки (сочинения С.Василенко, М.Ипполитова-Иванова, З.Фельдмана и др.).

Другим аспектом в формировании профессионального исполнительства является становление и развитие исполнительских школ. Этой проблеме также уделяется место в первой главе. Выделяются две основные школы исполнительства, которые ведут полноценную подготовку профессиональных балалаечников: Уральская во главе с М.Гелисом и Е.Блиновым и Московская во главе с А.Илюхиным и П.Нечепоренко.

Заключительный параграф первой главы посвящен анализу наиболее значимых и крупных оригинальных сочинений для балалайки XX — начала XXI вв. (кроме жанра сонаты, который является предметом специального рассмотрения в последующих главах). Особое внимание при этом уделяется сочинениям, которые ранее нигде не анализировались. Это пьесы, вариационные и сюитные циклы, а также концерты для балалайки с оркестром. Они рассмотрены в аспекте традиций академической музыки, а также с точки зрения индивидуальных композиционных и стилевых решений, что позволяет показать самобытные черты каждого произведения в контексте эволюции репертуара.

Во второй главе исследуются сонаты и сонатины для балалайки от первых образцов до сочинений последних лет. Они рассмотрены по нескольким направлениям и систематизированы в определенные группы по принципу схожести музыкально-выразительных средств, формообразования и драматургии. Это сонаты, опирающиеся на классические принципы, новаторские сонаты и жанровые миксты. В каждой из групп выявлены общие черты, проанализировано значение и роль в развитии репертуара для балалайки.

Соната с точки зрения камерно-инструментального ансамбля стала объектом внимания в третьей главе работы. Она обращена к анализу особенностей камерного ансамбля в сонатах для балалайки и фортепиано домры). В ней вводится понятие «камерного ансамбля» относительно музыки для балалайки и подчеркивается при этом ведущая роль сонаты, как единственного жанра камерной музыки в репертуаре для этого инструмента. Сохраняя основные задачи, стоящие перед ансамблем для академических инструментов, камерная соната для балалайки имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при исполнении. Выявлению этой специфики и посвящена третья глава.

Список литературы включает 166 наименований, в том числе издания на русском и иностранных языках, а также специализированные интернет-сайты.

Работа дополнена специально систематизированным справочно-информационным материалом, который нашел свое место в приложениях. В Приложении I представлен перечень сонат и сонатин для балалайки, анализируемых во II главе. Помимо автора и полного названия, в нем указан год написания, время и место издания, а также общая структура сочинения.

Приложение II включает в себя краткие сведения о композиторах, чьи произведения проанализированы в I и II главах диссертации. В нем представлены как достаточно популярные композиторы, так и те, имена которых известны лишь узкому кругу специалистов.

Приложение III является нотной иллюстрацией к разделу III главы, где анализируется Соната № 3 А.Кусякова для балалайки и фортепиано.

Таким образом, три главы диссертации рассматривают три основных аспекта функционирования жанра сонаты для балалайки: контекст (I глава), собственно текст в аналитическом ракурсе (И глава), основные исполнительские задачи (III глава).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Усов, Артем Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка для народных инструментов на сегодняшний день представляет важный пласт в отечественной музыкальной культуре. На протяжении XX века композиторы развивали и обогащали ее многими яркими произведениями различных жанров и форм. Многогранная образность сочинений, стремление к обновлению, эволюция мировосприятия обусловили и определили особенности средств музыкальной выразительности. Все это в равной мере относится и к музыке для балалайки.

Особое место в музыке для балалайки занимает соната. Являясь единственным камерным жанром в ее репертуаре, она дала возможность максимально раскрыть возможности балалайки как академического инструмента. Множество достойных образцов стали тому подтверждением. Индивидуальные свойства творческого мышления композиторов предопределили разнообразие концепций в каждом конкретном случае. Однако общими для них, независимо от направления и стиля музыки, стали искренность высказывания, глубокое проникновение в тончайшие сферы души человека, внимание к внутреннему миру личности. Все это находит яркое художественное воплощение в сонатах для балалайки.

Музыкальный язык сонат для балалайки продолжает следование лучшим традициям отечественной музыки, что представляется нам ценным качеством этих сочинений. Разнообразие образных параллелей и в то же время своеобразное творчество каждого из композиторов не просто представляет несомненный интерес для исследования, но и открывает новые возможности для развития творческой фантазии исполнителя, и, как следствие, обогащает новыми качествами народно-исполнительское искусство нашего времени.

Предпринятый в диссертации комплексный подход к сонате для балалайки как к яркому явлению в отечественной музыкальной культуре позволил максимально полно раскрыть все возможности жанра и осветить основные аспекты ее существования. Одной из составляющих стал обзор современной ситуации в развитии репертуара для балалайки, который показал, что этот инструмент становится все более популярным и востребованным среди композиторов, работающих в самых разных стилях и направлениях музыки. Появление новых интересных сочинений охватывает разнообразные жанры от миниатюры до крупных циклических композиций, таких как соната и концерт. Практически каждое новое сочинение сразу находит свое место в репертуаре исполнителей и начинает звучать на концертных площадках России и зарубежья. Такая ситуация говорит о необходимости постоянного пополнения концертного и педагогического репертуара, что, в свою очередь, будет способствовать активному развитию отдельно взятых жанров и, в частности, сонаты.

Многообразие образцов жанра сонаты для балалайки, среди которых как широко известные и часто исполняемые, так и редкие, зачастую неизданные примеры, вызвало необходимость обобщения истории развития этого жанра, определение специфики и места этого направления как в исполнительском искусстве, так и в общем музыкально-историческом контексте. Предпринятый музыковедческий анализ позволил выявить несколько основных направлений, по которым шло развитие жанра. С одной стороны, это продолжение традиций русской классической композиторской школы и музыки для народных инструментов, с другой - новаторское начало, которое подняло этот жанр на качественно иной уровень, как в содержательном и музыкальном отношении, так по уровню исполнительского мастерства.

Специфической особенностью сонат для балалайки, о которой можно говорить исходя из анализа, является широкое внедрение фольклорных интонаций в музыкальный материал. Опора на фольклор является одной из базовых тенденций, продолжающей свое развитие на рубеже XX — XXI веков. Это направление включает обработки народных тем и использование I элементов народного тематизма. Однако, фольклорные интонации и темы, составлявшие основу музыкального тематизма в произведениях для балалайки и ранее, сейчас используются более опосредованно, преломляясь сквозь призму современных средств композиции.

Общая картина была бы не полной, если бы при анализе сонат не затрагивалась проблема выразительных возможностей камерного ансамбля, его исполнительских задач и трудностей. Актуальность подобных исследований очевидна, они, безусловно, будут востребованы как исполнителями, так и музыковедами.

Таким образом, развитие репертуара для балалайки в XX - начале XXI века отражает общие тенденции в русской и мировой музыкальной культуре, которые проявляются и в содержательной сфере и в сфере музыкального языка. Получают активное развитие и обработки народной музыки и академические жанры. Однако во всех направлениях отмечается использование композиторами современного музыкального языка, его постепенное усложнение. Постоянное появление все новых образцов, в том числе и в жанре сонаты, говорит о продолжении процесса. Среди новейших сонат можно назвать Сонату «Стихии» для балалайки соло Д.Полевой (2006), Сонату для балалайки и фортепиано «Похождения за.» Т.Чудовой (2008), Сонату для балалайки и фортепиано Д.Кривицкого (2008). Все это позволяет называть балалайку современным востребованным инструментом, прочно утвердившимся на мировой концертной эстраде и не утратившим связи с национальными корнями.

Жанр сонаты, который получил столь многообразное воплощение в балалаечном репертуаре, параллельно развивался и в репертуаре других народных инструментов. Особенно разнообразно и широко это представлено в музыке для баяна. Множество высокопрофессиональных образцов жанра, получивших признание и у исполнителей, и у слушателей, представлено в творчестве Н.Чайкина, В.Зубицкого, В.Золотарева, Г.Банщикова, А.Кусякова.

Так, к примеру, интереснейший материал для исследования представляют сонаты для баяна А.Кусякова. Как и в сонатах для балалайки, в них композитор широко внедряет новые музыкальные образы и новаторски их воплощает. При этом музыка Кусякова отличается удивительным многообразием драматургических и композиционных решений. Например, в Первой сонате для баяна (1975) основной конфликт лежит в противопоставлении двух образов, первый из которых представлен диатоническими темами, близкими народным, а второй охарактеризован «искусственным» целотонным звукорядом. В четырехчастном цикле они образуют драматургию всего сочинения. Музыка сонаты отличается взрывным характером, острыми ритмами и диссонантными звучностями.

Совсем по-другому решена концепция Второй сонаты (1978). Музыка ее пронизана общей консонантностью, выразительной лирикой. В ней нет острых конфликтов. Трехчастная композиция построена по принципу неторопливого эпического развертывания, где основная тема первой части, как арка, появится в финале.

Такое разнообразие решений жанра сонаты уже в творчестве одного композитора позволяет говорить о богатстве сонатного репертуара для баяна, который может дать множество интересных страниц в эволюции жанра сонаты.

Менее ярко представлена соната в репертуаре для домры. Среди немногочисленных примеров можно назвать сонаты для домры и фортепиано А.Цыганкова (для трехструнной домры), Н.Пузея (для четырехструнной домры) и Сонату для домры и баяна Е.Анисимовой.

В репертуаре для гитары в отечественном композиторском творчестве соната также находит свое воплощение. Интересен пример сонаты для гитары Э.Денисова (1981), в которой ни в одной из частей нет сонатной формы, а каждая имеет программную направленность. К сонате обращались и известные исполнители-гитаристы — Н.Кошкин, В.Харисов, А.Виницкий и др.

Таким образом, соната в репертуаре для народных инструментов занимает значительное место и широко представлена в репертуаре балалайки, баяна и гитары. Их многообразие говорит об актуальности и востребованности этого жанра в народном исполнительском искусстве, а также в современной музыке в целом. Сочетая в себе традиции и лучшие достижения музыкального языка и исполнительства XX - начала XXI веков, эти произведения дают возможность по-новому взглянуть на народные инструменты, вносят значительный вклад в развитие их академического репертуара.

Столь широкое распространение этого жанра позволяет говорить о сонате для народных инструментов как о самостоятельном направлении в развитии жанра сонаты в целом. Обладая специфическими чертами и представленная высокохудожественными образцами, она должна занять достойное место в истории развития жанра в XX веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Усов, Артем Александрович, 2008 год

1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. Красноярск, 2002.

2. Аверин В.А. Таланты народные (Из истории исполнительства на русских народных инструментах в Красноярском крае). Красноярск, 1998.

3. Акулович В.И. Претворение традиций В. В. Андреева и Н. И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы научно-практической конференции. -М., 1988.

4. Амиров Ш.С. Некоторые вопросы развития балалаечной техники // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: Вып. 2. — Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1990.

5. Андреев В.В. Как мне пришла мысль заняться усовершенствованием балалайки // Музыкальная жизнь. — М., 1961. № 1.

6. Андреев В.В. Материалы и документы / Сост., текстологическая подготовка и примеч. Б.Грановского. — М., 1986.

7. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб.ст. — М., 1974.

8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971.

9. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. — Л., 1963.

10. Афанасьев А.В. Михаил Рожков: Спасибо за тишину. — М., 2008.

11. Балалайка // Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. — М., 1990. Т.4.

12. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М., 1997.

13. Басурманов А.П. Справочник баяниста. 2 издание. М., 1987.

14. Бекназаров Н., Лачинов А. Предисловие к изданию: Н.Осипов. Обработки и переложения для балалайки и фортепиано. Вып. 1. — М., 1959.

15. Беляев А. П.Нечепоренко // Музыкальная жизнь. М., 1968. № 6.

16. Бендерский JI. Традиции Андреева и их значение для нашей современности // Научно-методические записки Уральской консерватории: Вып. 7. Свердловск, 1972.

17. Бендерский Л.Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах. Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928-1978). — Свердловск, 1992.

18. Бендерский Л.Г. Народный артист России Евгений Блинов. -Екатеринбург, 1993.

19. Блинов Е. Г. Методические рекомендации к курсу обучения игре на балалайке. Екатеринбург, 2006.

20. Блинов Е.Г. Предисловие к изданию: 40 этюдов для балалайки. -Киев, 1958.

21. Бойко Ю. К энциклопедии русских щипковых хордофонов // Энциклопедия музыкальных инструментов народов мира: Вып 2. — СПб., 2003.

22. Бойко Ю. Русские народные инструменты и словарно-справочная литература // Энциклопедия музыкальных инструментов народов мира: Вып.1. — СПб., 1998.

23. Бондурянский А.З. Фортепианные трио И. Брамса. М., 1986.

24. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: Монография. СПб., 2006.

25. Бычков В. В. Николай Чайкин. М., 1986.

26. Бычков В.В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы: в 2-х книгах. — Челябинск, 1997.

27. Вальден М. Русская балалайка в Швеции // За рубежом. М., 1971. № 7.

28. Василенко С. Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948.

29. Василенко С.Н. Нотографический справочник. М., 1973.

30. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1975.

31. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. JI., 1975.

32. Виноградов B.C. А.Малдыбаев, В.Власов и В.Фере. М., 1958.

33. Волокитин С. Стокгольмские балалайки // Музыкальная жизнь. М., 1981. №2.

34. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания: Вып. 2. / Сост. М.Соколова. М., 1968.

35. Галахов В. «Балалайка-егоза, расскажи про чудеса.» // Русская речь. -М., 1987. №2.

36. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего востока. М., 1982.

37. Галахов В. О претворении традиций фольклорного балалаечного исполнительства в профессиональном обучении // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сборник трудов: Вып.95. — М., 1987.

38. Горбачев А.А. Предисловие к изданию: Из репертуара В.Б.Болдырева. -М., 2006.

39. Горбачев А.А. Специальный класс (балалайка): Программа для высших музыкальных заведений. — Тамбов, 2003.

40. Горбачев А.А. Становление системы профессионального обучения на струнных темперированных инструментах // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник научных трудов: Вып. 3. Вологда, 2007.

41. Горбачев А.А., Имханицкий М.И. Предисловие к изданию: Антология литературы для балалайки, Ч. 1. — М., 2006.

42. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. — М., 1971.

43. Данилов А. Аппликатура и ее роль в развитии техники левой руки балалаечника // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сборник трудов: Вып. 95. М., 1987.

44. Данилов А. Выдающийся современник. Ростов-на-Дону, 2006.

45. Данилов А. Предисловие к изданию: Александр Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано. Ростов-на-Дону, 2000.

46. Елфимов А.И. Ученик и педагог. Ярославль, 2000.

47. Жизнь и творчество Б.С.Трояновского / Сост. К.Юноки-Оиэ и А.В.Афанасьева. -М., 2002.

48. Журнал Народник: Вып. 1-62. М., 1993-2008.

49. Зажигин В. Гитарный прием на балалайке // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сборник трудов: Вып. 74.-М., 1984.

50. Земцовский И. Фольклор и композитор. JL, М., 1978.

51. Илюхин А. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах: Вып. 2. М., 1971.

52. Илюхин А. Предисловие к изданию: Б.Трояновский. Русские народные песни. М., 1962.

53. Имханицкий М. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сборник трудов: Вып. 95. М., 1987.

54. Имханицкий М. Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции: Автореф. дис.докт. искусствоведения. Киев, 1989.

55. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. М., 2002.

56. Имханицкий М.И. Творчество Юрия Шишакова. М., 1976.

57. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры.-М., 1987.

58. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях.-М., 1934.

59. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Ред.- сост. К.Х.Аджемов. — М., 1979.

60. Камерный ансамбль. Сборник трудов преподавателей консерватории / Составитель В.В.Алексеев. Н.Новгород, 2002.

61. Корев С. Концерт для балалайки с оркестром С.Василенко. М., 1951.

62. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь музыкальных терминов. М., СПб., 1994.

63. Кузнецов В.В. Из прошлого русской эстрады. М., 1958.

64. Кулибаба С.И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки. Автореф. дис. канд. искусствовед. -М., 1999.

65. Лачинов А.Н., Бекназаров Н.Г. Предисловие к изданию: В.В.Андреев. Вальсы для балалайки и фортепиано. — М., 1959.

66. Липе Ф. Главное в наш жанр пришли крупные композиторы // Музыкальная академия. — М., 2000. № 3.

67. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1991.

68. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. -М., 1979.

69. Макарова В.А. Сонатный вечер в истории исполнительства на балалайке (опыт исторического исследования) // Русские народные инструменты: история, теория, методика: Вып.2. — Красноярск, 1998.

70. Максимов Е. Российские музыканты самородки: Факты, документы, воспоминания. — М., 1987.

71. Малыхин С.П. О некоторых особенностях звукообразования на балалайке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Вып.2. Н.Новгород, 2001.

72. Малыхин С.П. Проблема взаимосвязи «слухового» и «двигательного» методов в процессе подготовки юного балалаечника к конкурсу. — Н.Новгород, 2001.

73. Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л., 1980.

74. Медведева JI. Б. Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки: Автореф. дис. канд. педагогических наук. М., 2007.

75. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. -М, 1998.

76. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

77. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А.Пашина. СПб.,2005.

78. Натансон В. Из музыкального прошлого Московского университета. — М., 1955.

79. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.

80. Нехай О. «.Блажен, в ком достаточно мужества на дудочке тихо играть» // Весшк СНТТ Беларускай дзяржаунай акадэми музыю. Минск, 2004. № 4.

81. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. М., 1990.

82. Нигмедзянов М. Татарская народная музыка. Казань, 2003.

83. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер / Сост. В.Панин. -М., 1986.

84. Пальчиков Н.Е. Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке Мензелинского уезда Уфимской губернии: Сборник русских народных песен. — СПб, 1888.

85. Пересада А.И. Андреев, Шаляпин и балалайка. Краснодар, 2001.

86. Пересада А.И. Балалаечных дел мастер. Очерк о жизни и творческом пути С.И.Налимова. Сыктывкар, 2002.

87. Пересада А.И. Балалайка: Популярный очерк. М, 1990.

88. Пересада А.И. Главный балалаечник Скандинавии о Н.Н.Цветнове. -Краснодар, 2007.

89. Пересада А.И. Доброхотов. — Краснодар, 2001.

90. Пересада А.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. Международная энциклопедия. Краснодар, 2004.

91. Пересада А.И. Справочник балалаечника. М., 1977.

92. Петропавловский А. «Диалектика» гитарного дуэта // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2007.

93. Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле. — Н.Новгород, 2007.

94. Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле: Автореф. дис. канд. искусствовед. Н.Новгород, 2006.

95. Поляновский Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество. — М.Д964.

96. Попова Т. Основы русской народной музыки. М., 1977.

97. Попова Т. Соната. М., 1962.

98. Привалов Н. Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа: Вып. IV-V. СПб., 1884.

99. Раабен JI. Вопросы квартетного исполнительства. М., 1960.

100. Раабен JI. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961.

101. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни: Восьмое издание. -М., 1980

102. Русские народные балалаечные наигрыши. Сост. А.С.Кошелев. М., 1990.

103. РыбакинаЕ. Н.И.Пейко. М., 1980.

104. Сахарова Г. У истоков сонаты // Черты сонатного формообразования: Сб. трудов ГМПИ: Вып. 34. М., 1976.

105. Семергеев В.Б. Основные принципы методики обучения игре на балалайке. Орел, 2004.

106. Сенчуров М. Бряцание // Вопросы музыкальной педагогики: Вып. 6. -Л., 1995.

107. Сенчуров М. Об аппликатуре на балалайке // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: Сборник статей: Вып.1. — СПб., 2004.

108. Сенчуров М. Тремоло (методические рекомендации) // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: Сборник статей: Вып.1. — СПб., 2004.

109. Серебрякова JI.A. 60 лет Народному артисту России, Лауреату Премии Губернатора Свердловской области, профессору, ректору Уральской государственной консерватории Ш.С.Амирову. — Екатеринбург, 2007.

110. Создатель Великорусского оркестра В.В.Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы) / Ред.-сост. А.В.Тихонов. СПб., 2002.

111. Соколов А. Какова же она «форма» музыкального XX века? // Музыкальная академия. -М., 1998 №3-4.

112. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX в. — Горький, 1977.

113. Соколов О. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления: Сб.ст. / Сост.М.Арановский. М., 1974.

114. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Монография: Изд-во Нижегородского университета. — Н.Новгород, 1994.

115. Соколов О.В. Об индивидуальном претворении сонатного принципа // Вопросы теории музыки: Вып. 2. — М., 1970.

116. Соколов Ф. В.В.Андреев и его оркестр. JL, 1962.

117. Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962.

118. Солосин И. Музыкальные инструменты русского народа. СПб., 1990.

119. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М., 1988.

120. Специальный инструмент. Балалайка / Примерные программы дисциплин: Вып.1 / Сост. А.Горбачев, В. Болдырев и др. М., У МО, 2006.

121. Способин И. Музыкальная форма. М., 1958.

122. Тарасов Б. Чайковский, Андреев и балалайка // Домра, балалайка: история, теория исполнительства, методика преподавания. — М., 2000.

123. Тихомирова О.В. Лейтмотив в русской симфонии: Автореф. дис. канд. искусствовед. Н.Новгород, 2006.

124. Тихомирова О.В. Семантика лейтмотивов в русских симфониях конца XIX начала XX вв. // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна: Сб. статей. - Н.Новгород, 2006.

125. Трояновский Б.С. Избранные обработки и переложения. — М., 1961.

126. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в вузе // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сборник трудов: Вып. 74. — М., 1984.

127. Факультет народных инструментов Российской Академии музыки имени Гнесиных / Ред.- сост. Б.Егоров. М., 2000.

128. Фаминцын А. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. СПб., 1995.

129. Фаминцын А. Скоморохи на Руси. СПб., 1995.

130. Хитрин Н. Методика освоения тремоло. СПб., 2004.

131. ХолоповаВ. Софья Губайдуллина. Путеводитель по произведениям. — М., 2001.

132. Хохлов Ю. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия. М., 1980. Т.4.

133. Храмова И.М. Из истории камерно-инструментального ансамбля. -Н.Новгород, 2005.

134. Цветков В. Школа игры на балалайке. -М., 2000.

135. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М., 1964.

136. Чагадаев А. В.В.Андреев. -М., 1961.

137. Черников Н. Балалайка и балалаечники // Неделя. — М., 1969. № 38.

138. Шалов А. Обозначение балалаечных штрихов // Методика обучения игре на народных инструментах / Сост. П.Говорушко. — Л., 1975.

139. Шалов А. Основы игры на балалайке. Л., 1970.

140. Шалов А. Совершенствование исполнительского мастерства балалаечника // Вопросы музыкальной педагогики: Вып. 6. Л., 1985.

141. Шалов А. Специальный класс балалайки / Программа для музыкальных вузов. -М, 1985.

142. Шибаков Н.И. Л.Воинов композитор и дирижер. - Саранск, 1967.

143. Широков А. Предисловие к изданию: Юрий Клепалов. Концертные произведения для балалайки соло. М, 2003.

144. Шишаков Ю.Н. Инструментовка для русского народного оркестра: Учеб. Пособие. -М, 2005.

145. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Перевод Б.Загурского. — Л, 1935.

146. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М., 1989.

147. Юденич Н. Инструментальные концерты Галины Гореловой // Весшк СНТТ Беларускай дзяржаунай акадэмп музыю. Минск, 2004. № 4.

148. Юноки-Оиэ К. Балалаечные наигрыши «под проходку» // Живая старина. М, 2004. №3

149. Юноки-Оиэ К. Балалайка в бесписьменной традиции довоенного времени. М., 2004.

150. Юноки-Оиэ К. Культура балалайки в России с 1917 по 1948 год: Автореф. дис. канд. культурологии. -М, 2004.

151. Юноки-Оиэ К. Репертуар фольклорных балалаечников среднего Поволжья (по материалам экспедиции в Костромскую область в 2001 году) // Живая старина. — М., 2003. № 2.

152. Bellerman I. Bemerkungen ber Russland in Rucksicht auf Wissenschaft Kunst, Religion und andreme merkwurdige Verhaltnisse: Bd. 1. Erfurt, 1788.

153. Frati Z., Bugiolacchi В., Moroni M. Castelfidardo e la storia della fisarmonica. Castelfidardo - Ancona, 1986.

154. Musical Courier. New York. - 1909. № 1508.

155. News letters Balalaika and domra association of America (NL BDAA). 1985-1988.

156. Sachs K. The history of musical instruments. New York, 1940.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.