Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Комаров, Владимир Владимирович

  • Комаров, Владимир Владимирович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 155
Комаров, Владимир Владимирович. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Тамбов. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Комаров, Владимир Владимирович

Введение.

Глава 1. Совесть как объект исследования.

1.1. Понятие совести в истории науки.

1.2. Психологическая сущность совести.

1.3. Структура, функции и динамика совести.

Глава 2. Эмпирические исследования совести.

2.1. Специфика методов исследования совести.

2.2. Описание результатов эмпирического исследования совести.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности»

Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и практического характера. Во-первых, в современной науке круг вопросов, относящийся к духовно-нравственному развитию личности, становится особой областью психологического исследования. При этом многими исследователями (Б.С.Братусь, И.С.Семенов, В.В.Знаков, А.А.Деркач, Л.А.Коган, Л.В.Опалев, Н.А.Коваль и др.) отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в ее нравственных ценностях.

Во-вторых, в современном обществе идет период становления новых нравственных ценностей, которые пока еще полностью не утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим, в данной ситуации именно совесть выступает основным регулятором в ситуациях нравственного выбора. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках.

В-третьих, анализ научной литературы показал, что проблема совести как психологического феномена недостаточно разработана, что роль совести как фактора нравственной саморегуляции личности не выступала в качестве предмета специального исследования.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Проблема совести привлекала к себе внимание мыслителей начиная с античности (Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель, римские стоики Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет и др.). Обращались к ней представители средневековой философии (Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.), которые рассматривали совесть с религиозно-философских позиций. Исследование феномена совести занимало важное место в работах ряда философов XV-XVIII вв. (Б.Спиноза, Дж.Локк, П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.Ламетри и др.), в немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель,

Л.Фейербах и др.) в немецком иррационализме (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), в философии жизни (А.Бергсон, А.Швейцер и др.), в философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр и др.).

В зарубежной психологической науке совесть изучалась в психологии сознания (В.Джемс), психоаналитических (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм и др.), гуманистических (А.Маслоу, В.Франкл и др.) концепциях, в концепции развития нравственного сознания (Л.Коулберг и др.).

В русской религиозной философии (В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.А.Кропоткин, Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский и др.) совесть рассматривалась в тесной связи с духовным самоопределением личности.

В отечественной философии советского периода (Л.М.Архангельский, В.И.Бакштановский, З.А.Бербешкина, О.Г.Дробницкий, А.В.Титаренко, В.Т.Ганжин и др.) отражено понимание совести как результата взаимодействия личности и общества.

В современной отечественной философии совесть исследуется в связи с проблемами свободы (Л.А.Коган, А.Г.Мысливиченко и др.), нравственной допустимости (Л.В.Опалев), сверхсознания (П.В.Симонов), существуют религиозные концепции совести (С.П.Воронцов, Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и др.), где совесть представлена как божественное откровение в душе человека, концепции, сочетающие религиозный и философский подходы (А.А.Гусейнов, Ю.А.Шрейдер и др.), где совесть рассматривается как взаимодействие трансцендентального и биологического компонентов, совесть рассматривается как компонент духовности личности (Г.В.Платонов, А.Д.Косичев и др.).

В отечественной психологической науке совесть рассматривалась в теории моральных отношений личности (В.Н.Мясищев), самосознания личности (И.С.Кон, В.В.Столин и др.), совесть изучается в связи с проблемами ответственности (К.Муздыбаев), правды и лжи (В.В.Знаков), как высшее нравственное чувство (Р.С.Немов), как нравственный компонент духовности личности (Н.А.Коваль).

Однако следует отметить, что полного и всестороннего рассмотрения совести как психологического феномена и представления о ее структуре, функциях, динамике, уровнях развития, факторах, влияющих на ее развитие и функционирование, не существует. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения психологической сущности совести с тем, чтобы расширить систему представлений о совести как важного фактора нравственной саморегуляции личности.

Объект исследования: совесть как психологический феномен.

Предмет исследования: психологические особенности совести как фактора нравственной саморегуляции личности.

Цель исследования: выявление психологической сущности совести, ее структуры, функций, динамики, уровней развития и на основе выявленных характеристик определить систему психологических факторов, влияющих на развитие и функционирование совести.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1) изучить историко-методологические аспекты совести как важного психологического феномена в общей проблематики гуманистической мысли;

2) проанализировать основные концепции совести в зарубежной и отечественной психологии;

3) выявить психологическую структуру совести, ее компоненты, проявления, механизмы, функции, динамику, уровни ее развития;

4) рассмотреть психологическую сущность совести через ценностную природу данного феномена

5) выявить на основе эмпирического исследования систему факторов, оказывающих влияние на развитие и функционирование совести.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:

1) совесть есть целостное динамическое явление, развивающееся как гармоничное взаимодействие психологических характеристик, имеющих т ценностную природу;

2) совесть определяет значимость нравственной ценности в условиях морального выбора, что обеспечивает гармонизацию отношений личности с окружающей действительностью;

3) развитие и функционирование совести происходит под влиянием системы факторов, имеющих ценностно-смысловую обусловленность.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились теоретические положения активного отражения личностью окружающего мира $ ( К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев и др.), "Я"-концепция личности (

И.С.Кон, В.В.Столин и др.), идеи гуманистической психологии ( А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.), духовного взаимодействия личности и окружающего мира (Н.А.Коваль, А.В.Косичев, Г.В.Платонов и др.), концепция духовного становления внутреннего мира человека (Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и др.), акмеологический подход (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, О.В.Москаленко, В.Г.Зазыкин и др.).

Выбор комплекса методов исследования определяется целями и ф задачами диссертации. Применялись следующие методы: теоретикометодологический анализ литературных источников; эмпирические методы: (наблюдение, опрос), контент-анализ; метод незаконченных предложений; метод экспертных оценок; методика графического шкалирования. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования - корреляционный и факторный анализы. Обработка и вычисление проводилась на ЭВМ с использованием программы SPSS 10.05).

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая сущность совести применительно к объекту исследования.

Выявлены структурные компоненты совести, ее психологические проявления, функции, динамика, механизмы, обеспечивающие проявления совести. Определены уровни развития совести, обеспечивающие гармоничность функционирования системы нравственных ценностей личности.

Раскрыта и исследована система психологических факторов, определяющих развитие и функционирование совести.

Теоретическая значимость исследования. Конкретизировано и уточнено содержание использованных терминов: честь, долг, достоинство, справедливость, применительно к объекту исследования.

В диссертации разработана акмеологическая концепция совести, ^ включающая теоретико-методологический анализ данного феномена, его содержание, структуру, функции, динамику, уровни развития, а также факторы, обеспечивающие динамику развития совести.

Практическая значимость исследования. В диссертации разработаны методические рекомендации педагогическим работникам и психологам для организации духовно-нравственного воспитания и развития личности. В практику психологического консультирования специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (г. Тамбов) внедрен ♦ набор психологических методик для диагностики развития совести как нравственного качества личности. Результаты диссертационного исследования дают возможность не только психологически -изучать процесс развития совести, но и осуществлять коррекцию. Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Совесть как психологический феномен» и были использованы в курсе «Психология личности».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались Ф в научных докладах и сообщениях на Второй Всероссийской научной Internet конференции "Социально - психологические проблемы развития личности" (Тамбов, 2001), научных конференциях аспирантов и преподавателей

Тамбовского Государственного университета им. Г.Р. Державина "Державинские чтения" (Тамбов, 2002, 2003), на заседаниях кафедр общей и социальной психологии Тамбовского Государственного университета им. Г.Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту.

1. Совесть как мера значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора является важным фактором нравственной саморегуляции личности, обеспечивающим гармоничное функционирование системы нравственных ценностей.

2. Совесть как целостное психологическое явление имеет структуру, включающую такие компоненты, как: честь, долг, достоинство, справедливость, а также агармоничный, дисгармоничный и гармоничный уровни развития.

3.Основными факторами развития совести, выявленными на основе факторного анализа, являются долг, саморегуляция, нравственность, созидательность, гуманность, принципиальность, самокритичность.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили кафедра социальной психологии Тамбовского Государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедра гуманитарных дисциплин филиала Поволжской академии государственной службы в г. Тамбове, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова. Эмпирическое исследование проводилось в течение двух лет с 2001 по 2003 годы. Выборка пилотажного исследования состояла из 252 человек. В экспертном опросе участвовало 34 эксперта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Комаров, Владимир Владимирович

Общие выводы эмпирического исследования. 1. В результате первого этапа исследования были получены характеристики, которые определяют круг понятий, которые в разной степени взаимосвязаны с понятием "совесть".

2. На втором этапе исследования были выделены характеристики, оказывающие влияние на развитие совести. Акцент на этих характеристиках позволил выявить наиболее значимые качества, обуславливающие гармоничное развитие совести.

3. В результате факторного анализа выявлены психологические факторы, влияющие на развитие совести: "долг", "саморегуляция", "нравственность", "созидательность", "гуманность", "принципиальность", "самокритичность".

4. По итогам исследования предложены основные методические правила для педагогической работы и психологического консультирования по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

Заключение.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило гипотезу о первостепенном значении совести как фактора нравственной саморегуляции личности, обеспечивающим гармоничное функционирование системы нравственных ценностей.

В разное время разными авторами в истории гуманитарной мысли совесть рассматривалась как в светском, так и в религиозном планах. Это два различных, хотя и взаимодополняющих подхода к пониманию данного феномена. Можно выделить основные подходы, трактующие совесть как: "голос Бога" - стоящие над человеком и управляющие им силы; независимое и самостоятельное явление, предполагающее свободу морального выбора; динамичное образование, обусловленное влиянием как внешних, объективных, так и внутренних, субъективных факторов, взаимодействие которых способствует гармоничному развитию личности.

Современные подходы к пониманию сущности совести в обобщенном виде рассматривают данный феномен как: нравственное чувство, интуитивно определяющее границы добра и зла; чувство нравственной ответственности за свои поступки; нравственный самоконтроль и самооценка своих действий; феномен, актуализирующий состояния вины, стыда и раскаяния; компонент нравственного самосознания, обладающий ценностной природой.

Теоретико-методологический анализ научной литературы позволяет полагать, что психологическая сущность совести может быть охарактеризована через ценностную природу данного феномена; обладая сложной иерархической структурой, совесть структурирует и объединяет нравственные ценности индивида; совесть является нравственным компонентом духовности личности, выступая как механизм нравственной самореализации, понимаемой обобщенно как поиск добра.

Совесть - это сложное структурное качество, включающее ряд компонентов, гармоничное взаимодействие которых между собой имеет большое значение для развития личности, так как их интеграция образует особый, нравственный план отражения и преобразования окружающего мира и места личности в этом мире. Компонентами совести являются: честь, долг, достоинство, справедливость; проявлениями её выступают такие психологические переживания, как стыд, вина, раскаяние, гордость, правота, искупление; механизмами, обеспечивающими проявления совести, выступают рефлексия, эмпатия, воля. Совесть выполняет ряд важных функций: обеспечение нравственной свободы выбора, моральная ответственность, нравственный самоконтроль, нравственная самооценка, преодоление эгоизма; Совесть - не статичное образование, а напротив, обладающее специфической динамикой, которая характеризуется как временными, так и пространственными параметрами. Динамика совести связана с системой нравственных ценностей индивида и предполагает нравственный выбор, совершение поступка, оценку и анализ совершенного поступка. По взаимодействию структурных компонентов совести определены три уровня развития совести: агармоничный, дисгармоничный и гармоничный, позволяющие проследить развитие совести в динамике.

Совесть является мерой значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора.

Проведенный факторный анализ позволил выявить психологические факторы, влияющие на развитие совести, такие как: "долг", "саморегуляция", "нравственность", "созидательность", "гуманность", "принципиальность", "самокритичность".

По итогам исследования предложены основные методические правила для педагогической работы и психологического консультирования по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

Трудности изучения совести связаны с ценностной природой данного феномена и с высокой вариативностью его трактовок в разных областях научного знания. Междисциплинарное исследование позволяет наметить подходы к созданию общей теории совести. В психологическом плане изучение совести должно быть направлено на исследование: особенностей формирования и развития совести в онтогенезе и его связь с процессом социализации; тендерные и гетерохронные особенности совести; социокультурные особенности содержательных характеристик совести; роль совести в личностном и профессиональном развитии индивида; взаимосвязь совести с другими формами нравственного самосознания; проблемы воспитания совести, психотехнологии развития совести.

Указанные направления дальнейшего исследования совести помогут всесторонне изучить данный психологический феномен, разработать программы и издать учебные пособия, раскрывающие проблемы совести как психологического феномена, а также специфику формирования духовно -нравственной культуры личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Комаров, Владимир Владимирович, 2004 год

1. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Г.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал, 2001. №5. С. 38-47.

2. Аверин Н.М. Введение в этику: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Ун-та им. Г.Р. Державина, 2001. 109 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 376 с.

4. Анисимов С.Ф. Личность в ситуации морального конфликта // Личность: этические проблемы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979 С. 65-78.

5. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979- 142 с.

6. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности К.Г.Юнга (статья вторая: вторая половина жизни человека. Этапы индивидуации, судьбы, смысла жизни) // Психологический журнал, 2000. Т. 21.№ 3. С. 10 -19.

7. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоренса Колберга и его школы) // Психологический журнал, 1999. Т. 20. №3. С. 5 17.

8. Аристотель. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1983, т.4.- 830 с.

9. Архангельский Л.М. Марксистская этика. М.: Мысль, 1985. 239 с.

10. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983, 224 с.

11. Бах Р. Избранное. Т.1. К.: "София", Ltd., 1994. 352 с.

12. Бербешкина З.А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М.: Наука, 1963. 63 с.

13. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986. 104 с.

14. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 382 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 с.

16. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.- 383 с.

17. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. М.: Библейские общества, 1995. 1371 с.

18. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (П -Я) : Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999.- 528 с.

19. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

20. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии, 1998. № 4. С. 71-78.

21. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. №5. с. 3-20.

22. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.

23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

24. Буякас Т.М., Земина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии, 1997. №5. С. 44-56.

25. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1981.- 168 с.

26. Войтыла К. Основы этики // Вопросы философии, 1991. № 5. С. 29- 60.

27. Воронцов С.П. Опыт отдыхающего ума // Человек, №4. 1994. С. 24-30.

28. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1997. № 6. С.65- 70.

29. Ганжин В.Т. Моральная рефлексия и личность // Личность: этические проблемы. Под ред. Б.О.Николаичева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. С. 4965.

30. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.7. М.: Соцэкгиз, 1934. 380 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: Мысль, 1977. 471

32. Гельвеций К.-А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. 483 с.

33. Герцен А.И. Собр. соч. В 30-ти т. Т.6. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. -551 с.

34. Гольбах П. А.Система природы. М.: Соцэкгиз, 1940.- 456 с.

35. Гольбах П. Карманное богословие. М.: Госполитиздат, 1961.- 207 с.

36. Государев Н.А. Треугольный человек. М.: Молодая гвардия, 1991. 270 с.

37. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. М.: Издательский дом "Грааль", 2000. 256 с.

38. Гусев А.Ф. Религиозность как основа нравственности. Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1894.-284 с.

39. Гусев А.Н. Измайлов Ч.А. Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. 287 с.

40. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-208 с.

41. Гусейнов А.А. О совести // Человек, 1995. № 4. С. 108 112.

42. Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии, 1996. № 8. С. 81-91.

43. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарика, 1998.-470 с.

44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 4. М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 784 с.

45. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с.

46. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.- 334 с.

47. Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студентов: Сб. статей. / Под ред. Коваль Н.А. Тамбов, 1995. 100 с.

48. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1998. № 4. С. 104- 114.

49. Знаков В.В. Критерии правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания. // Вопросы психологии. 1993. № 4. с. 55- 63.

50. Знаков В.В. Истина и правда в христианстве и психологии понимания // Психологический журнал, 1998. № 6. С. 61-71.

51. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал, 1993. № 5. С. 13-23.

52. Зосимовский А.В. Критерии моральной воспитанности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1998. № 2. С. 67-73.

53. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. 128 с.

54. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Вестник МГУ. Серия 7. Филолсофские науки, 1992. № 5. С. 3-15.

55. Кант И. Соч. в 6-ти т. T.l. М.: Мысль, 1963. 543 с.

56. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.2. М.: Мысль, 1964. 510 с.

57. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1964. 544 с.

58. Катехизис католической церкви. М.: Рудомино, 1997. 758 с.

59. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1997. 464 с.

60. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1996. 153 с.

61. Коган JI.A. Триединство свободы // Вопросы философии, 1997. № 5. С. 3143.

62. Комлев А.А. Психологические факторы значимого жизненного выбора. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Тамбов, 2003. 194 с.

63. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

64. Кон И.С. Открытие "Я". М.: "Политиздат", 1978. - 367 с.

65. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1998.-512 с.

66. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

67. Крымской С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы философии, 1992. № 12. С. 41-52.

68. Лабиринты души / Августин Аврелий. Исповедь. Блез Паскаль. Письма к провинциалу. Симферополь: "Реноме", 1998. 416 с.

69. Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1976. 551 с.

70. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии, 1988. № 3. С. 11-21.

71. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000. № 1. С. 1525.

72. Лефевр В.А. Формула человека. М.: Прогресс, 1992.- 107 с.

73. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии,1990. №4. С. 3-6.

74. Личность: этические проблемы. Под ред. Б.О.Николаичева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. 217с.

75. Локк Д. Избр. филос. произв. В 2-х т. T.l. М.: Соцэкгиз, 1960. 734 с.

76. Лосев А.Ф. Этика как наука // Человек, 1995. № 2. С. 82- 96.

77. Лосото Е.Л. Рассуждая по совести. М.: Молодая гвардия, 1985.- 206 с.

78. Лосский А.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М.: Политиздат,1991.-368 с.

79. Люблинская А.А. Система отношений основа нравственной воспитанности человека // Вопросы психологии, 1983. № 2. С. 74-78.

80. Максимов Л.В. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии, 1998. № 10. С. 39-54.

81. Мамут JT.C. Проблема ответственности народа // Вопросы философии, 1999. №8. С. 19-29.

82. Маркиз де Сад. Жюльетта: Роман. Самара: Изд-во "ABC", 2001. 768 с.

83. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.

84. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госолитиздат,1955. 239 с.

85. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: "Знание", 1976. 64 с.

86. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Тело, душа и совесть. // О человеческом в человеке. / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1994. С. 343-358.

87. Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. 656 с.

88. Мораль: сознание и поведение. Отв. ред. Н.А.Головко. М.: Наука, 1986. -208 с.

89. Муздыбаев К. Идея справедливости // СоцИс, 1992. №11. С. 94-101.

90. Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 1983. 240 с.

91. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. 326 с.

92. Мысливиченко А.Г. Феномен внутренней свободы. // О человеческом в человеке. / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1994. С. 207-230.

93. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж, НПО "МОДЭК", 1995. 356 с.

94. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.

95. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.З. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 640 с.

96. Немцов В.И. Гордая совесть. М.: Политиздат, 1966. 143 с.

97. Николаичев Б.О. Нравственные чувства и нормы. // Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А.И.Титаренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. -С.77-88.

98. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Refl-book, 1994. 352 с.

99. Ницше Ф. Сочинения в 2т. T.l. М.: Мысль, 1990. 831 с.

100. Ницше Ф Сочинения в 2 т. Т2. М.: Мысль, 1990. 830 с.

101. Ницше Ф. Странник и его тень. М.: Refl-book, 1994. 400 с.

102. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Refl-book, 1994. 416 с. ЮЗ.Новалис. Генрих фон Офтердинген // Голубой цветок и дьявол. Сб. Подред. Н. Будур. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. - С. 11 - 120.

103. Новиков Д.В. Учение о личности в христианскомм богословии IV-VIII вв. // Человек, 2000. № 3. С. 64 72.

104. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки./ Редкол.: А.И.Титаренко (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1982. 295 с.

105. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. / Отв. ред. А.К.Уледов. М.: Мысль. 1979. 303 с.

106. Нравственность, агрессия, справедливость. (Сокращенное изложение глав из книги Д.Креч, Р.Кратчфилд, Н.Ливсон. Элементы психологии. Ныо-Иорк, 1974)//Вопросы психологии, 1992. № 1. С. 84-97.

107. Опалев Л.В. Нравственно ли нравственно допустимое поведение? // Философские науки, 1992. № 3. С. 167-176.

108. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1988. 750с.

109. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.: Изд-во "Мысль", 1999. -656 с.

110. Ш.Платонов Г.В., Косичев А.В. Проблемы духовности личности // Вестник

111. МГУ. Серия 7. Философские науки, 1998. № 3. С. 16-33. 112. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 1998.-688 с.

112. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика -Пресс, 1999. 440 с.

113. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

114. Рациональное и эмоциональное в морали. / Под ред. А.И.Титаренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. 156 с.

115. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. -463 с.

116. Ровнер А. Гурджиев и Успенский. М.: София, Гелиос, 2002. 512 с.

117. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: "Педагогика", 1976. -416 с.

118. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

119. Свинцов В.И. Коллективизация совести // Философские науки, 1992. № 3. С. 10-17.

120. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 383 с.

121. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990. № 12. С. 100- 104.

122. Симонов П.В. Анатомия совести. // Человек, 1994. № 4. С. 24 30.

123. Симонов П.В. Между долгом и совестью // Человек, 1995. № 4. С. 105.

124. Симонов П.В. Сознание и сопереживание // Психологический журнал, 1996.Т.17. № 3. С. 3-8.

125. Скрипник А.И. О гармонии и дисгармонии основных уровней моральной регуляции поведения. // Рациональное и эмоциональное в морали. / Под ред. А.И.Титаренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 50-63.

126. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986. № 6. С. 14-22.

127. Словарь по этике./ Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Политиздат, 1989.

128. Словарь русского языка. В 4 т. Том 4 . М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей (ред. С.Г.Бардухаров, А.Н.Евгеньева и др.), 1961. -1088 с.

129. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.т. T.l. М.: Мысль, 1988. 894 с.

130. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.т. Т.2. М.: Мысль, 1990. 824 с.

131. Спиноза Б. Избранное. Минск.: ООО "Попурри", 1999. 592 с.

132. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 284 с.

133. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка. // Вопросы психологии, 1973. № 3. С. 47 - 55.

134. Тарасов А.А. Совесть. М.: Политиздат, 1985. 240 с.

135. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974. 288 с.

136. Толстой JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.

137. Успенский П.Д. В поисках чудесного. Спб.: Издательство Чернышева, 1994.-528 с.

138. Успенский П.Д. Четвертый путь: запись бесед, основанных на учении Г.И.Гурджиева. Спб.: АО "Комплект", 1995. 522 с.

139. Фаркаш М. Взаимосвязь индивидуальной и общественной сторон морали. // Личность: этические проблемы. Под ред. Б.О.Николаичева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. С. 5-22.

140. Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.: Госполитиздат, 1955. Т.1. 676 с.

141. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т.5. М.: "Советская энциклопедия", 1970. 740 с.

142. Философский энциклопедический словарь. Под. ред. Аверинцева С.С., Араб-Оглы Э.А. и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

143. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 368 с.

144. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1995. 456 с.

145. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп; ООО "Издательство ACT ЛТД", 1998.-448 с.

146. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательская группа "Прогресс", 1995. -256 с.

147. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск.: Изд. В.П.Ильин, 1997.-416 с.

148. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 446 с.

149. Цицерон. О старости; о дружбе; об обязанностях. М.: Наука, 1993. 246 с.

150. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 572 с.

151. Шопенгауэр А. Афоризмы и истины: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во Эксмо -Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 736 с.

152. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск: Литература, 1998. 1408 с.

153. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.: Мирос, 1994. 135 с.

154. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М.: Текст, 1997. 272 с.

155. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995.-320 с.

156. Юшманова Н.Е. Роль морали в гармоничном развитии личности. М.: Знание, 1982.-63 с.

157. Blasi A. Bridging moral cognition and moral action: a critical review of the literature // Psychological bulletin. 1980. V. 48 N 4. P. 21 34.

158. Colby A., Kohlberg L., Gibbs J. And Liberman M. A longitudinal study of moral judgement // Monograph of the society for research in child development. 1983. Vol. 48. N4. P. 12-52.

159. Crosby F., Jackar K. Women and men at home and at work: realities and illusion // gender issues in contemporary society. Claremont symp. on applied soc. Psychol. CA: Sage publ., Inc. Newbury park, 1993. V.6. P. 43 76.

160. Deci E., Ryan R. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N.Y.'Plenum, 1985.-348 p.

161. Deci E., Ryan R. The dynamic of self-determination in personality and development // Self-related cognition in anxiety and motivation. Ed. R. Schwarzer. Hullsdate: Lawrence erlbaum, 1986. P. 171- 194.

162. Gibbs L.Y. Kohlbergs moral stage theory: a Piagetian revision // Human development, 1979. V. 22. P. 89 112.

163. Haan N., Smith В., Block J. The moral reasoning of young adult // Journal of personality and social psychology. 1968. V. 10. P. 183.

164. McNamee S. Moral behavior, moral development and motivation // Journal of moral education. 1978. V.7. P. 27-31.

165. Nevill D., Damico S. The influence of occupational status of role conflict in women // J. Employment counseling. 1978. V. 15 (2). P. 55-64.

166. Tageson W. Humanistic psychology: a synthesis. Homewood (3): The Dorsey press, 1982. 142 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.