Виртуальная реальность: Онто-диал. подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Опенков, Михаил Юрьевич

  • Опенков, Михаил Юрьевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 246
Опенков, Михаил Юрьевич. Виртуальная реальность: Онто-диал. подход: дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1997. 246 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Опенков, Михаил Юрьевич

Введение.

Глава I.

Глава П.

§1-§2.

§3.

Глава Ш.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виртуальная реальность: Онто-диал. подход»

Актуальность проблемы. Термин "виртуальная реальность" получил распространение в современной культуре. Говорят о "виртуальной цивилизации". "виртуальной психологии", "виртуальных деньгах" и даже о "виртуальных войнах". Ореол знакомого окружает идею виртуальности. Но всякий раз оказывается, что знакомое не означает познанного.

В области "физической реальности" виртуальное воспринимается как нечто, обладающее второстепенным статусом существования, неуловимое, фиксируемое лишь по косвенным данным. С другой стороны, такие авторитетные исследователи как И.Р.Пригожин и И.Стенгерс согласны с тем, что современные исследования "вынуждают нас отказаться от половины предикатов, определяющих частицы в классической физике".1 у^аще всего "виртуальное" понимают как синоним "возможного"] возможности существования как таковой. В значительной части публикаций по данной теме) и в стереотипах массовой культуры ^ ^виртуальная реальность" (ВР) ассоциируется с развитием компьютерных технологий и так называемой "киберкультуры^ Данный культурный феномен предполагается на основе синтеза "философии виртуальности", "виртуальной психологии" и компьютерных технологий ВР^При этом справедливо указывается на то, что подобный синтез (виртуалистика) мог бы стать продуктивной методологической основой для исследования человеческой психики и измененных состояний сознания. Кроме того, возник интерес к разработке теории "реальностей восприятия", к которым могут быть отнесены сновидения, коматозный опыт, реальности художественных произведений, а также различные реальности, построенные наукой.

1 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994. -С.51.

Мы твердо убеждены, что "виртуальная реальность" сама по себе у— не тема компьютерной науки. Актуальность исследования обусловлена непрояененностью философского статуса понятия "виртуальная реальность", компьютерная реализация виртуальной реальности -лишь вырожденный случай более глубокого феномена. Идея виртуальности ведет к пересмотру понятий реальности и существования, других онтологических категорий^ Состояние исследования темы ' Эволюция понятия "виртуального" и история функционирования его в философском лексиконе исследуется на основании работ О.Вейзе, А.Ф.Лосева, Т.В.Васильевой, И.Д.Рожанского, П.П.Гайденко, М.А.Юсщда, Н.А.Носова. I Так в одной из работ Н.А.Носова рассматривается контекст использования понятия "виртуального" у Фомы Аквинского.

1 Термин "виртус" и производное "виртуальное" встречается у Цицерона, Н.Макиавелли, Н.Кузанского, Г.Лейбница. В.Виндельбанд аргументированно показал, что Кант самым широким образом провел принцип Лейбница о "виртуальной прирожденное™ идей". Х.Г.Гадамер указывает на то, что историко-философское прояснение вырывает выражение философской мысли из схоластической одеревенелости и вновь отвоевывает его для виртуальности живой речи (как актуализация нашего самопонимания). В разных значениях термин "виртуальное" встречается у А.Арто и А.Н.Леонтьева.

В современной физике понятие "виртуальная реальность" увязывается с понятиями "физический вакуум", "физическая реальность". Данные темы исследуются в работах В.Клиффорда, П.Девиса, К.Хюбнера, А.Пайса, Э.Кассирера, К.Ф.Вайцзеккера, И.Р.Пригожина, М.Клайна, И.Л.Розенталя, других физиков и философов. ?

Оригинальная теория физического вакуума создана Г.И.Шиповым. Эвристический потенциал для развития вакуумных представлений имеет физика стоиков, рассмотренная, в частности, А.С.Степановой и И.Д.Рожанским.

Современный холизм требует, прежде всего, приписать реальность целому, а уже потом говорить о реальности элементарных частиц. Большое и малое, глобальное и локальное, космос и атом -взаимосвязанные и неразделимые стороны объективной реальности. Для работы с такой онтологией В.А.Лефевр ввел отношение "ткань-рисунок", противостоящее по своей логической структуре традиционному отношению "часть-целое". Новый холизм обнаруживает параллели между физикой и грамматическим методом в философии. Такой холизм О.Розеншток-Хюсси назвал бы "преодолением александрийской грамматики".

Клеточно-автоматная модель реальности предложена С.Я.Берковичем и продолжена в работе В.И.Аршинова и Я.И.Свирского. Т.Тоффоли и Н.Марголус показали, что "клеточный автомат" является в информатике аналогом физического понятия поля.

Понятие "виртуальности" предлагает такую парадигму мышления, которая дает возможность анализировать в едином плане реалии, относящиеся к разным типам знания: естественнонаучному, гуманитарному, техническому.

В.Пивоваров исследовал идеальное как системное качество, имеющее совершенно особое, неметрическое пространственное существование. Способ существования системного качества Д.В.Пивоваров и назвал виртуальным бытием. К данному пониманию виртуальности примыкает монография В.А.Андрусенко о социальном страхе и работа С.С.Абрамова о неявной субъективности]]

Различные философские, психологические, культурологические, юридические проблемы "виртуальной реальности" обсуждаются О.И.Генисаретским, И.Г.Корсунцевым, В.М.Розиным, Р.Г.Яновским, Н.А.Носовым, Т.В.Носовой, М.М.Кузнецоым, Л.П.Гримаком, Ю.М.Антоняном, Ю.Г.Яценко, В.В.Кравченко, Л.А.Хачатуровым, Т.В.Смирновой, А.С.Мигуновым. Наибольший интерес среди названных авторов вызывают работы Н.А.Носова.

Возникновение и развитие компьютерных технологах ВР было предсказано еще в 60-х-70-х годах М.Маклюэном, С.Лемом, Т.Лири, выдвигавшими тезис о расширении и продолжении нервной системы человека электронными медиа. Авторство самого термина "виртуальная реальность" приписывают Джарону Леньеру (Жарону Ланье), американскому исследователю и экспериментатору в данной области. Т.Лири, как один из вождей "психоделической революции", первым обратился к последователям с призывом использовать эту ^ технологию.

Виртуальная реальность как неаристотелева реальность исследуется С.С.Хоружим. Заслугой данного автора является использование адекватного предмету исследования философского инструментария, восходящего к паламитской антропологии. Но у Хоружего неокончательно преодолено "обаяние Аристотеля", т.е. дискурса сущности.

Виртуал как художественная реальность похожа на описанный Дж.Р.Толкином "Вторичный мир", куда могут войти и создатель, и зритель. Данная идея выводит на тему сновидения как типа виртуального существования и ключевую метафору виртуальности. ;

Сновидение как антропологическая константа и художественная реальность выступает предметом изучения философов, культурологов и писателей. Интересные идеи на данную тему встречаются у

М.Э.Витмер-Бутш, У.Баджа, М.С.Евзлина, В.Н.Топорова, Э.Бенвениста, Ю.М.Лотмана, Б.И.Ярхо.

Проблема различения сна (как иллюзии) и реальности в смысле! построения доказательств существования "внешнего мира", возможности или невозможности "демонстративного знания" об этом были предметом внимания таких мыслителей как Чжуан-цзы, Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, Дж.Мур, Н.Малкольм, В.В.Налимов, П.Бергер, Т.Лукман. Ч.Тарт, А.Адлер.

Сновидение как художественный феномен по-разному интерпретируется А.Бретоном, Ф.Кафкой, В.В.Набоковым, ХЛ.Борхесом, А.М.Ремизовым, Т.Манном, Р.М.Рильке, Ж.Лаканом.

На особую логику сна и хронотоп сновидения обращали ! внимание Ф.Ницше, Л.И.Шестов, П.А.Флоренский, Вяч.И.Иванов. Сновидение как "семиотическое окно" (адиафора) исследовано Ю.М.Лотманом.

Рассмотрение диалогической виртуальной реальности (феномена ^ "между") опирается на работы М.Бумера, Ф.Розенцверга, С.Л.Франка, П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева. Диалогическая парадигма как децентрация трансцендентальной философии исследована М.Тейнессеном, Б.Вальденфельсом, В.Л.Махлиным. ^

Диалогический подход к проблеме человека ставит, по сути герменевтическую задачу. Разные аспекты данной проблемы изучались М.М.Бахтиным, Х.Г.Гадамером, М.Мерло-Понти. Ж.-П.Сартром, Э.Левинасом, Р.Бартом, Ж.Батаем, Х.Яуссом, Р.С.Перинбанъягам, В.С.Библером, Н.К.Бонецкой, Л.А.Гоготишвили, С.Т.Вайманом, П.С.Гуревичем. При этом литература, посвященная творческому наследию М.М.Бахтина, поистине необъятна.

Техники тела и соответствующие им виртуальные реальности 1 были предметом внимания М.Мосса, Ф.И.Щербатского,

Д.Лауэнштайна, К.Г.Юнга, Л.С.Сенгора, Н.Л.Мусхелишвили, Н.А.Носова. )

Дионисический" и "аполлонический" тип виртуалов, их роль в ^ истории культуры исследовались Ф.Ницше, Вяч. И. Ивановым, А.Ф.Ло^ым, К.Хюбнером, Ж.Делёзом, П.Адо, С.М.Зариным. Последние два автора рассматривают различие между неоплатоническим и христианским экстазами. J

Конкретизацией диалогического понимания виртуальной реальности выступает концепция синергии^ Логика исследования привела нас к необходимости рассмотрения исихастской традиции и соответствующего историко-философского контекста. Здесь важную роль для лас сыграли работы Св.Григория Паламы, И.Мейндорфа, А.Геронимуса, Е.Масуды. К концепции синергии примыкает учение! Л.П.Карсавина о "симфонической личности", если понимать последнюю в энергийном плане. Такая социальная личность возникает и существует в самом факте диалога (плеолога). |

Основой исследования гносеологических проблем виртуальности^ является положение Х.Зандкюлера о "действительности" знания. Здесь необходимо иметь в виду идею "третьего мира" К.Поппера, последующие исследования К.Савари, М.А.Розова, И.Ю.Алексеевой, Е.Н.Князевой и др.

Здесь возникла необходимость обращения к некоторым когитологическим идеям. Когитология опирается на различение "знания" и "социальной информации" как модели, превращенной формы знания.

К.Поппер называл "книгой" всякую вещь, которая может быть представлена как текст, понята и интерпретирована. Г.Гессе также различал "письменность", свойственную только человеку, и письмена природы. Сюда же примыкает концепция книги Л.Флашена. Феномен социальной информации в его отношении к. "живому знанию" подробно исследован Ю.А.Шрейдером.

---п

Когитология базируется на представлении о знании как личностном, пережитом, вышедшем в структуру сознания. Проблема неявного знания освещена в многочисленных источниках, в частности, М.Полани, Л.Витгенштейна, историков школы "Анналов", А.Я.Гуревича, Л.А.Микешиной. Исследования виртуальности личностного знания побудили нас обратиться к концепции "хабитуса" П.Бурдьё. Последний термин является калькой аристотелевского технэ". Данное понятие исследуется у В.Шадевальда, В.Йегера,. Л

А.А.Ахутина.

Познание подразумевает и духовное образование личности. Образование есть категория бытия.

Для конкретизации понятия синергиии в гносеологическом аспекте важную роль играет таким образом понятое образование (пайдейя). Оно рассматривается М.Шелером, Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, М.Фуко, М.Вебером. Герменевтические смыслы образования в интересующем нас ключе исследованы Л.А.Микешиной.

Образовательное знание как существующее в исполнении (т.е. виртуальное) понималось О.Розенштоком-Хюссии, Х.Г.Гадамером, ( М. К. Мамардашвили.

Цель данного исследования состоит в осуществлении онто-диалогического подхода к исследованию виртуальной реальности. Задачи же исследования нашли отражение в структуре диссертации.

Задача диссертации:

- исследовать эвристические возможности философии диалога для адекватного понимания природы виртуальной реальности;

- выявить и исследовать ключевые метафоры виртуальной реальности;

- оценить возможности виртуалистского подхода в теории познания;

- выявить те понятия виртуалистики, которые эксплицируют основные определения виртуального события.

Методология исследования

Выявим особенности "онто-диалогического подхода". Во-первых, о самом термине "онто-диалогическое". Сходные термины - не редкость в современном научном и философском дискурсе.

Так "онто-психология" имеет предметом своего рассмотрения психическую деятельность человека в его первичном проявлении, включая бытийный аспект. Принимая некоторые положения трансцендентальной феноменологии, онто-психология утверждает, что точность результатов научного исследования зависит от точности познающего индивида. Субъект, удостоверяющий объект, помещен внутри него. Здесь онто-психология опирается на понятие "жизненного мира" Э.Гуссерля, выступающего общей дорефлексивной предпосылкой всякой теоретической конструкции. "Жизненный мир" стоит на стороне субъекта и всегда связан с его целеполагающей деятельностью.

Х.Й.Зандкюлер указывает, что эпистемология не должна обосновываться через онтологию, но сама будет онтологией объектов, т.е. онто-эпистемологией, отдельные сущности которой суть эписистемные объекты, а то, с чем она соотносится существует как мир знания. Эпистемология допускает онтологическую (в метафизическом смысле) экономность. Знание и бытие обратимы.

С.С.Хоружий справедливо подчеркивает, что неустранимость человека из процесса построения онтологии превращает подобное построение в единственный в своем роде онто-диалогический процесс.

Мы полагаем, что событие-отношение "Я-ТЫ", о котором так много и плодотворно писал М.Бубер, да и вся диалогическая философия текущего века, имеет важное методологическое значение для исследования реальности. Отношение "Я-ТЫ" является -откровением внутренней структуры реальности как таковой в единстве раздельности и взаимопроникновения меня и Другого в подлинном диалоге. Данный подход реализован нами в исследовании проблемы , виртуальности.

Мы участвуем в бытии друг друга, реализую синергию, со-1 деятельность бытий, в диалогической форме^ Комплекс идей, связанных с "синергийной методологией" играет важную роль в нашем исследовании. Лишь так удается рассмотреть и детализировать ряд важных интуиций виртуалистики (например, идею ко-виртуальности). Именно "дискурс энергии" оказывается подходящим языком для передачи природы виртуального. Речь, собственно, идет о таком понимании диалектического мышления, где диалектика выступает как логика символа. В этом аспекте синергетика и виртуалистика обнаруживают общность методологических подходов. В частности, это касается непричинной детерминированности события виртуальной реальности. Сюда же органично вписываются фундаментальные допущения когитологии.

Научная новизна исследования состоит: в применении принципов и идей диалогического философствования к исследованию виртуальной реальности;

- в разработке понятийного аппарата, адекватного специфике виртуальной реальности;

- во введении основных определений виртуального события;

- в исследовании на философском и историко-культурном материале ключевой метафоры виртуальной реальности;

- в применении идей виртуалистики к исследованию познания;

- в исследовании виртуальности феномена знания.

На защиту выносятся следующие положения: понятие "виртуальной реальности" характеризует возникновение нового качества в его спонтанности, а существование -в непричинной детерминированности;

- виртуальным называется такое событие, темпоральность которого отличается от темпоральности наличного бытия;

- виртуальная реальность есть полное присутствие, динамическая непрерывность настоящего. Бытие-здесь-и-сейчас подразумевает непричастность длительности;

- эте - момент, когда реальное и воображаемое, прошлое и будущее, жизнь и смерть перестают восприниматься как противоположности. Такое совпадение противоположеностей есть символ; понятие виртуальной реальности допускает как монологическое, так и диалогическое истолкование. Феномен "между" в диалогике М.Бубера и есть виртуальная реальность диалога;

- данный тип виртуальной реальности есть символическая реальность личности, ее максимально возможная явленность (для себя и Другого) в диалоге-синергии;

- синергия как особое онтологическое место осуществления диалога играет фундаментальную роль в познании и образовании личности. ~~

Практическая значимость исследования

Диссертационное исследование является попыткой осмысления того, что называют "виртуальной философией". Результаты диссертации могут быть использованы для преподавания базового курса философии, в разработке спецкурсов по виртуалистике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Опенков, Михаил Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показывает, что проблема виртуальной реальности не является прерогативой компьютерной науки, хотя в обыденном сознании и в массовой культуре, как разновидности современной мифологии, именно этот тип виртуальности является объектом повышенного внимания. В случае поп-культуры образ "виртуальной реальности" напоминает "фрейдовскую оговорку", раскрывающую скрытые фобии.

Кроме того, виртуальную реальность склонны рассматривать как "недород" бытия, как то, что и существует, и как бы не существует. Но подобный вывод можно сделать только в рамках традиционного дискурса, ориентированного на идеалы естественных наук и техногенной цивилизации. Традиционный дискурс несет несколько установок, ставших уже отчасти имплицитными: примат "вещного" существования объективного, независимого от человека мира, физикализм в понимании проблемы реальности. Наконец, особым образом понимается место и значение символических форм жизни. Вплоть до XX века символические формы (искусство, религия, фантазии, сновидение и т.п.) рассматривались как вторичные, как отображение отношений "реального" мира (физического или социального).

Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, сохраняется а 94 и представление о вторичности реальностей символического порядка, с другой - эти реальности все чаще воспринимаются как основные формы человеческой жизнедеятельности. Физический же и социальный миры рассматриваются всего лишь как объективирование и задействование в практике представлений, обусловленных определенным этапом развития символических форм. Виртуальная реальность оказывается формой современного дискурса. Присутствие человека вносит в философский дискурс кардинальные изменения, переход в новую топику. Онтологическая ситуация в топике человеке приобретает динамический и диалогический характер, становясь единственным в своем роде онто-диалогическим процессом.

Философский анализ "виртуальной реальности" оказывается делом трудным, ввиду неразработанности системы понятий, обладающих такой "разрешающей" способностью, чтобы не упустить из поля зрения данный тип существования. Здесь необходимы взаимодополнительные модели, подбор ключевых метафор, обладающих достаточным эвристическим потенциалом.

Понятие "виртуальной реальности" характеризует ' возникновение нового качества в его спонтанности, а существование -в непричинной детерминированности. Необратимые события в точках, далеких от состояния равновесия, уже невозможно описать с помощью категориальных оппозиций "субъект-объект", "возможное-действительное". "Виртуальная реальность" как понятие фиксирует актуальность нового качества как чистого здесь-и-теперь. Исследование виртуальной реальности требует трансфинитной онтологии.

Настоятельной задачей является разработка "синергийной методологии", позволяющей составить гуманитарное понятие виртуальной реальности. Именно "дискурс энергии" может оказаться адекватным языком для исследования природы виртуальной реальности. Энтелехия же сохраняет свое присутствие в структуре события как апофатическое начало, как бесконечная цель. "Дискурс энергии" должен быть подкреплен комплексом идей и понятий, идущих от диалогической философии XX век. Таковы, на наш взгляд, > перспективы исследования виртуальной реальности.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Опенков, Михаил Юрьевич, 1997 год

1. Аристотель. Соч. в 4-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976.- 550 с. -Т.2. - М.: Мысль, 1978. - 687 с.

2. Абрамов С.С. Неявная субъективность (опыт философского исследования). -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. 206 с.

3. Адо П. Плотин или Простота взгляда: пер. с фр. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. - 140с.

4. Аквинский Фома. О сущем и сущности//Историко-философский ежегодник 88. М., 1988. - С.230-252.

5. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. -М.: 1993. -218с.

6. Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: "Мир", 1979.592с.

7. Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

8. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. - 336с.

9. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / пер. с фр. М.: Мартис, 1993, - 192с.

10. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке//Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. -М., 1993. С.33-47.

11. Ахутин A.B. Понятие "природа" в античности и в Новое время ("физис" и "натура"). М.: Наука, 1988. - 208с.

12. Бадж Э. Египетская религия. Египетская магия. М.: Новый Акрополь, 1996. - 416с.

13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. -М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. 616с.

14. Батай Ж. Литература и зло/пер. с фр. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 166с.

15. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: "Наука", 1978. - 197с.

16. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. -М.: "Наука", 1986.

17. Бахтин М.М. как философ. М.: "Наука". 1992. - 256с.

18. Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. -СПб.:"Алетейя", 1995. 370с.

19. Бенвенист Э. Словарь индоевропейский социальных терминов: пер. с фр. М.: Прогресс-Универс, 1995. - 456с.

20. Бергер П. Пространственный образ мира (парадигмы познания) в структуре художественного стиля//Вопросы философии, 1994, № 4.

21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: "Правда", 1989. - 605с.

23. Бердяев Н. о русской философии. 4.2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 240с.

24. Беркович С.Я. Клеточные автоматы как модель реальности: поиски новых представлений физических и информационных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 112с.

25. Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы. Ч. 1-3. М.: Паломник, 1993. - 255с., - 248с., - 259с.

26. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 253с.

27. Бонецкая Н.К. О философском завещании М.Бахтина//Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1994, №4. С.5-18.

28. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина//Вопросы философии, 1996.

29. Борхес X .Jl. Оправдание вечности. М.: Ди-Дик, 1994. - 552с.

30. Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, 1992. - 510с.

31. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.: "Наука", 1990.-413с.

32. Бретон А. Кризис предметности//Иностранная литература, 1996, №8.

33. Бретон А. Манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами. М.: Прогресс, 1986.

34. Бубер М. Изреченное слово//Философия языка и семиотика. -Иваново, 1995. С.203-212.

35. Бубер М. Два образа веры: пер. с нем. М.: Республика, 1995.464с.

36. Бубер М. Путь человека по хасидскому учению/Пер. с нем. -СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1995. 139с.

37. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений//Социо-логос 96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований. М.,1996. -С.8-31.

38. Вайман С.Т. Диалогика согласия. По мотивам сочинений Мартина Бубера//Человек, 1997, № 1.

39. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия//Вопросы философии, 1993, № 1. С. 115-125.

40. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "Чужом"/Логос, 1994, № 6. С.77-94.

41. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра//Вопросы философии, 1993, № 9.

42. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч. 4.2. - М.: Политиздат, 1989. -639с.

43. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

44. Вейзе О. Опыт характеристики латинского языка. М., 1901.- 135с.

45. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. - СПб., 1908. - 388 с.

46. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблем. М., 1997. - 192с.

47. Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. Пер. с нем. - М.: "Гнозис", 1994. - 612с.

48. Волошин М.А. "Средоточье всех путей". Избранные стихотворения и поэмы. М.: Моск.рабочий, 1989. - 605с.

49. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып.4.- М.: Наука, Глав.ред.вост.лит., 1989. 301с.

50. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. - 704с.

51. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного/Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - 367с.

52. Гадамер Х.Г. Что есть истина?//Логос, 1991 , № 1. С.30-37.

53. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУН-ХУШ вв.) . Формирование научных парадигм Нового времени. М.: Наука, 1987. -447с.

54. Гегель Г.Ф. Наука логики в 3-х т. Т.1.М.: Мысль, 1970. - 501с.

55. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: Мысль, 1997. - 471с.

56. Гессе Г. Избранное. Сборник. Пер. с нем. М.: Радуга, 1991.539с.

57. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни//Финансовые известия № 54 (183).

58. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. М.: "Соцветие", 1992. - 336 с.ч

59. Гуссерль Э. Феноменология//Логос, 1991, № 1. С.12-21.

60. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: "Лабиринт", 1994. - 192с.

61. Гуссерль Э. Собр.соч. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Гнозис, 1994. - 192с.

62. Декарт Р. Соч. в 2-х т.: пер. с лат. и фр. М.: Мысль, 1989 .1994.

63. Делез Ж. Тайна Ариадны//Вопросы философии, 1993, № 4. -С.48-53.

64. Делез Ж. Ницше//Пер. с фр. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997.186с.

65. Друскин Я.С. Сны//Даугава, 1990, № 3.

66. Дэвис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М.: Мир, 1989.

67. Евзлин М.С. Космогония и ритуал. М.: "Радикс", 1993.344с.

68. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 284с.

69. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец ХУИ-первая четверть XVIII вв.). М.: Наука, 1989. - 206 с.

70. Зандкюлер Г.Й. Действительность знания./Пер. с нем. М., 1996. - 432с.

71. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Паломник, 1996. - 693с.

72. Иванов Вяч.И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. - 342с.

73. Иванов Вяч.И. Стихотворения. Поэмы, трагедия. Кн. 1. -СПб.: Академический проспект, 1995. - 480с.

74. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СПб., 1996.350с.

75. История философии: Запад Россия - Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет,1995. 480с.

76. История ментальностей. историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: РГГУ, 1996. -255с.

77. Исторические типы рациональности. Т.2. - М.: ИФ РАН1996. -348 с.

78. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 1977. - 334с.

79. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.472с.

80. Капра Ф. Дао физика: пер. с анг. СПб.: "Орис", "Янаприн", 1994. - 304с.

81. Капра Ф. Уроки мудрости. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального института. 1996. - 318с.

82. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1, М.: "Ренессанс", 1992. - 325с.

83. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб., 1912.

84. Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: "Мир", 1988.295с.

85. Клервоский Бернард. О благодати и свободе воли// Средние века. Вып.45. - М., 1982.

86. Кнабе Г.С. Понятие энтелехии и история культуры//Вопросы философии, 1993Э № 5. С.65-74.

87. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание//Вопросы философии. 1994, № 2. С. 110-122.

88. Князева E.H. Одиссея научного разума. Синергическое видение научного прогресса. М.: ИФ РАН, 1995. - 228с.

89. Князева E.H. Синергетическая модель эволюции научного познания// Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. -М.: ИФ РАН, 1996. С.102-124.

90. Кузанский Н. Сочи, в 2 т. М.: Мысль, 1979-1980.

91. Кузин И.В. Недосягаемое бытие сновидений (введение в теорию сновидений) Материалы Первого Российского Философского Конгресса. т. VII. - СПб., 1997. - С.270-274.

92. Кузьмин М.В. Экстатическое время// Вопросы философии, 1996, № 2.

93. Культурология XX века. Антология. М.: Юрист, 1995. - 703с.

94. Кьеркегор С . Несчастнейший. СПб., 1991. - 23с.

95. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам'7/Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994, № 3. С. 80-97.

96. Ласло Э. Век бифуркации//Путь. Международный философский журнал, 1995, № 7. С.№-127.

97. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии: пер. с нем. М.: Энигма, 1996. - 368с.

98. Левинас Э. Значение и смысл//Антология. Эстетика. Религиозная философия. Труды Высшей религиозно-философской школы. Вып.2. - СПб., 1993. - С.82-116.

99. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1982-1989.

100. Лем С. Сумма технологии. М.: Мир, 1968.

101. Лефевр В.Л. Конфликтующие структуры. М.: "Советское радио", 1973.- 158 с.

102. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник Лаборатории постклассических исследований. ИФ РАН 93. M.: Ad marginem, 1994. - С.303-323.

103. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии, 1995, № 1. -С.95-103.

104. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: "Искусство", 1975.

105. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: "Мысль", 1978.623с.

106. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. - М.: Мысль, 1993. -958 с.

107. Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение. М.: Мысль, 1995.944 с.

108. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1. - М.: Искусство, 1992. - 656 с.

109. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.2. - М.: Искусство, 1994. - 604 с.

110. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: Мол.гвардия, 1993. - 383 с.

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Издательская группа "Прогресс", 1992. - 272 с.

112. Льюис К.С. За пределы безмолвной планеты. Переландра./Пер. с англ. М.: ЛШ, Вече, Книжное обозрение, 1993. -336с.

113. Льюис К.С. Мерзейшая мощь. / Пер. с англ. М.: ЛШ, Вече, Книжное обозрение, 1993. -320 с.

114. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: пер. с англ. М.: Республика, 1992. -432с.

115. Малькольм Н. Состояние сна. /Пер англ. М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - 176 с.

116. Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

117. Мандельштам О.Э. Слово и культура: статьи. М.: Сов. писатель, 1987. - 320 с.

118. Манн Т. Волшебная гора. Кн. 1-2. М.: "Крус". - СПб.: "Комплект", 1994. - 860 с.

119. Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (введение в эстетику постмодернизма). М., 1995. - 220 с.

120. Масуда Е. Компьютопия//Философская и социологическая мысль, 1993, № 6.

121. Махлин B.JI. Бахтин и Запад (опыт обзорной ориентации) // Вопросы философии, 1993, № 1. С.94-114, № 3. - С.139-150.

122. Махлин B.J1. Я и Другой (истоки философии "диалога" XX века). Материалы к спецкурсу. СПб., 1995. - 148 с.

123. Махлин B.JI. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М.: "Лабиринт". - 253 с.

124. Мигунов A.C. Анти-эстетика//Вопросы философии, 1994, №7.8.

125. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. 175 с.

126. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования, Сб. научных статей. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - С.37-53.

127. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.; РОССПЭН, 1997. - 240 с.

128. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. М.: Ad margintm, 1994. - 122 с.

129. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.

130. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. /Пер. с фр. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1996. - 306 с.

131. Мудрецы Китая. СПб.: Петербург XXI век. - ТОО "Лань", 1994.-416 с.

132. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации II Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. - С.33-54.

133. Набоков В.В. Пьесы. М., 1990.

134. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: "Прометей", 1989. - 287 с.

135. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1995. - 368 с.

136. Ницше Ф. Воля власти: опыт переоценки всех ценностей. -М.: "Рефл-бук", 1994. -352 с.

137. Ницше Ф. Странник и его тень. М.: "Рефл-бук", 1994. - 400с.

138. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: "Рефл-бук", 1994. 416с.

139. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1990.

140. Носов H.A. Психологические виртуальные реальности. М.,1994.

141. Носов H.A. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. - 192с.

142. Основы онтологии: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. -286 с.г

143. От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: "Менск", 1997. -276 с.

144. Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна: Пер. с англ. М.: Наука. Глав. ред. физ. мат. лит., 1989. -568 с.

145. Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолствующих. М.: Канон, 1995. - 384 с.

146. Перинбаньягам P.C. Диалогическая личность//Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск: Наука, Сиб. от-ние, 1990. - С.66-83.

147. Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. М., 1994. - 810с.

148. Пешков И.В. Подступы к типологии речи (современность Аристотеля и Розенштока-Хюсси)//Риторика. Специализированный проблемный журнал, 1995, № 1. С.61-75.

149. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа (операционный аспект). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986.

150. Платон. Собр. соч. в 4-х т. М.: "Мысль", 1990-1994.

151. Плотин. Космогония. М.: "Рефл-бук". - К.:Ваклер, 1995.304с.

152. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. M.: Ad Marginem, 1995. -426с.

153. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.

154. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс,1983.

155. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. Пер. с англ. -М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. 272с.

156. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 552с.

157. Ремизов A.M. Огонь вещей. М.: Сов.Россия, 1989. -528с.

158. Рильке P.M. Записки Мальте Лауридса Бригге: Рома. Новеллы. Стихотворения в прозе. Письма/Пер. с нем. М.: Известия, 1988. -224с.

159. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988. -448с.

160. Розенталь И.Л. Геометрия, динамика, вселенная. М.: Наука, 1987. - 144с.

161. Розеншток-Хюсси О. "Идет дождь" или "Язык стоит на голове//Философские науки, 1994, № 1-3. С.44-68; № 4-6. - С.31-106.

162. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность: пер. с англ. -М.: Лабиринт, 1994. 210с.

163. Розеншток-Хюсси О. Прощание с Декартом // Вопросы философии, 1997, № 8.

164. Рузавин Г.И. О природе математического знания (очерки по методологии математики). М.: Мысль, 1968. - 302 с.

165. Савари К. Научная деятельность в представлении Поппера // Логико-семантический анализ структур знания: основание и применение. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - С. 114-132.

166. Сенгор Л.С. Негритюд: психология африканского негра II Ступени. Философский журнал, 1992, № 3. С.90-104.

167. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сборник. М.: Ди-Дик, 1995. -368 с.

168. Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург: "Одиссей", 1996. - 668 с.

169. Современная наука познание человека. М.: "Наука", 1988.203с.

170. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидценс, Хабермас: Уч. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосб. ун-та, 1995. -120с.

171. Степанова A.C. Философия Древней Стой. СПб.: "Алетейя", 995. - 272с.

172. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-альфа, 1995. - 384с.

173. Сэмюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической философии К.Юнга. М.: МНТП "Эон", 1994. - 182с.

174. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., Мифрил, 1994. -VI+346 с.

175. Теория метафоры. Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

176. Технология виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: ИТАР-ТАСС. Ассоциация "Экология Непознанного", 1996. - 160с.

177. Толкин Дж.Р.Р. Древо и лист. М.: Прогресс, гноизис, 1991.142 с.

178. Толковый словарь по вычислительным системам: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1990. - 560с.

179. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. - 4.1. - М., 1993.

180. Тоффоли Т., Марголус Н. Машины клеточных автоматов: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. -280с.

181. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. -248с.

182. Уайтхэд А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990. -717с.

183. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. -388с.

184. Физический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 928с.

185. Философия, естествознание, социальное развитие. М.: Наука, 1989. -245с.

186. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. - 253с.

187. Философия науки. Вып.З: Проблемы анализа знания. М., 1997. - 246с.

188. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994. - 560с.

189. Флашен Л. Книга//Вопросы философии, 1990, № 6. С.62-65.

190. Флоренский П.А. Т.2. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. - 446с.

191. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, русская книга, 1993. - 336с.

192. Флоренский П.А. Малое собр. соч. Вып.1. Имена. - М.: Купина, 1993. - 316с.

193. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомизма. - М.: Наука, 1989. - 575с.

194. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. -448с.

195. Фуко М. Герменевтика субъекта//Социо-логос. М.: Прогресс, 1991. - С.284-311.

196. Фуко М. Герменевтика субъекта//Социо-логос. М.: Прогресс, 1991. - С.284-311.

197. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. M.: Ad Marginem, 1997.-451с.

198. Хайдеггер М. О существе и понятии "физис". Аристотель. "Физика". В.1: пер. с нем. М.: "Медиум", 1995. - 1 Юс.

199. Хайдеггер М. Время и бытие:статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1995, № 9. - С.80-94.

200. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии//Вопросы философии, 1995, № 9. С.80-94.

201. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Уч. пособие. СПб.: Алетейя, 1994. -446с.

202. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности//Вопросы философии, 1997, № 6. С.53-68.

203. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики//Вопросы философии, 1993, № 7,

204. Хюбнер К. Критика научного разума/пер. с нем. М.: ИФ РАН, 1994. -326с.

205. Хюбнер К. Истина мифа: пер. с нем. М.: Республика, 1996.448с.

206. Чесноков C.B., Ротенберг B.C. Два способа организации контекста и проблема взаимопонимания//Уч. зап. Тартуского ун-та. -Вып.793. Тарту, 1988. - С. 149-165.

207. Чудинов Н.М. Реальности: физическая и информационная. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1995.

208. Шадевальд В. Понятия "природа" и "техника" у греков//Философия техники в ФРГ. Пер. с нем. и англ. М.: Прогресс, 1989. - С.90-103.

209. Швебер фон JI. и Э. Виртуальная реальность это реально? // Персональный компьютер сегодня. 1995, № 6. - С.60-62.

210. Шекспир В. Полн. собр. соч. в 8 т. Т.8. - М., 1960.

211. Шелер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.:Гнозис, 1994. - 490с.

212. Шестов Л.И. Соч. в 2-х т. Т.1. - М.: Наука, 1993. - 664с.

213. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. М.: НТ-Центр, 1993, 1993. -362с.

214. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. -Кемерово: "Алеф". Гуманитарный центр, 1993. -416с.

215. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 т. Т. 1. М.: Московский клуб.395с.

216. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие. М.: Мирос, 1994. -136с.

217. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип//Вопросы философии, 1995, № 7.

218. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука. Глав. ред. восточной лит., 1988. -426с.

219. Эвола Ю. Метафизика пола. Пер. с фр. М.: Беловодье, 1996.-448с.

220. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. -304с.

221. Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. Пер. с англ. М.: ""Рефлбук". - К.: Ваклер, 1997. -320с.

222. Юрченко А.И. К проблеме понятия "субстанция" в философии Декарта//Историко-философский ежегодник 90. М.: Наука, 1991. - С.39-59.

223. Юсим М.А. Этика Маккиавелли. М.: Наука, 1990. - 158с.

224. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. Пер. с англ. М.: "Восточная литература", 1995. -293с.

225. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК "Культура", 1993. -464с.

226. Adler A. What Life Should Mean to You. N.Y. 1958.

227. Dream and Existence//M.Foycault and L.Binwanger. Ed/ by K.Hoeller.L.,1986.

228. Hadfield J. A. Dreams and Nightmares. Pelican, 1954.

229. Heidegger M. Das Realitatproblem in der modernen Philosophie//Gesamtausgabe. Frankfurt a.M., 1978. S. 1-15.

230. La Berge S., Rheingold Exploring the world of fecid dreaming. N.Y., 1990.

231. Otto R. Das Heilige. Über das Irrationale in der Jdee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen. Gotha, 1925. -228s.

232. Polanyi M. The structure of conscionsness//Brain Juorn of Nevrology vol.88. Part 4., 1965.

233. Polanyi M. Sense-giving and sense-reading//Intellect and hope. Essays in the thought of Michael Polanyi. Ducha, 1968.

234. Tart Ch (ed.) Altered States of Consciousness. A Book of Readings. N.Y., 1963.

235. Tart Ch. States of Consciousness. N.Y.: Dotton, 1975. -305p.

236. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. Copyright 1971.by G & C Merriam Co, Sprigfield, Mass. 1224p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.