Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Исмаил Челик

  • Исмаил Челик
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 151
Исмаил Челик. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2015. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Исмаил Челик

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретические основы сущности воспитательного потенциала ислама

1.2. Исторические предпосылки разработки воспитательного потенциала ислама

1.3. Основные идеи обучения и воспитания в исламе

ГЛАВА И. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИСЛАМЕ

2.1. Принципы обучения и воспитания в исламе

2.2. Источники исламского обучения и воспитания

ГЛАВА III. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ В ИСЛАМЕ

3.1. Проблемы структурализаци исламского воспитания

3.2. Традиционный порядок и некоторые особенности исламского воспитания

3.3. Воздействие культуры на воспитание в исламе

3.4. Реализация воспитательного потенциала ислама в толерантном отношения современной молодёжи к миру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В своей педагогической сущности ислам воспитал человека, привил ему навыки обучения, письма и творения; стал почитать истину и творчество, признав их ценностями; назвал ученых истинными верующими; указал на преимущество образованного перед необразованным; признал священный Коран чудом своего великого Пророка и научил правильно действовать и мыслить.

Ислам признает особую роль воспитания и называет ученых наследниками Пророка (да будет над ним мир), вменяет мусульманину и мусульманке обязательное обучение, требуя учиться с колыбели до конца жизни и если нужно пройти путь длиною до Китая. Особая забота ислама о воспитании привела к появлению целой плеяды знатоков Хадисов и правоведов, философов, литераторов и писателей, суфиев, энциклопедистов и ученых, научная деятельность каждого из которых содержала воспитательные стили, методы и цели.

В Коране термин «обучение и воспитание» используется в более широком смысле, ведущим к более многочисленным выводам и везде означающем как процесс ухода от невежества, постижение науки, так и результат этих занятий. В суре «Аль Имраи» говорится:«Создал человека и научил жить». В суре «Корова» говорится: «Обучил Адама всем именам, затем показал их ангелам и приказал сообщать ему об их именах ... Сказали: от тебя одного. Нет у нас других знаний кроме тех, чему ты обучш...». В суре «Женщина» сказано:«...ниспослал тебе книгу и мудрость и обучил тому, чего ты не знал...».В этом и подобных аятах знания служат мерой отличия от невежества и нетерпимости, то есть просвещение - это некий переход от беспомощности к могуществу. Священный Коран, с точки зрения социального содержания образования и воспитания, акцентирует внимание на вопросе толерантности.

Воспитание толерантности в педагогике ислама считается самым лучшим видом поклонения. Мысли и мышление, в свою очередь, являющиеся продуктом умственной деятельности, выступают фактором умственного развития и роста умственного потенциала. Иначе говоря, одним из источников развития толерантности являются темы и вопросы, побуждающие человека мыслить. Поэтому человек различными путями побуждается к размышлению над явлением сотворения Земли и неба, звезд, Луны и Солнца, минералов, растений, животных, самого человека, мира и истории племен и таким образом, акцентируется внимание на развитии его умственного потенциала. Поэтому, великий исламский мыслитель Омар Хаям Нишопури называет человека, вместе с его проницательным умом, трезвым рассудком и созидательностью<гг/ель/о всего сотворения», «сущностью мудрости» и «драгоценным украшением мира».

Актуальность обусловлена потребностями общественной практики, требующей научного осмысления процессов, происходящих в духовной жизни общества. В современных условиях ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения общества.

Одна из важных тем в воспитании толерантного человека связана с развитием морального аспекта и удовлетворения духовных потребностей личности. Так как удовлетворение многих потребностей связано с налаживанием отношений с окружающими, в исламском образовании одной из важных воспитательных сторон считается развитие социального аспекта, с учетом толерантности. Отношения с другими людьми нуждаются в наличии терпимости, любви и интереса. Ислам развивает в сущности человека терпимость, любовь и интерес и не видит ничего более созидающего, чем терпимость, считая любовь к другим людям основой индивидуальной и социальной морали человека, признающего ее соответствующей базой для роста духовного начала в человеке. В этой системе развитие и духовный рост являются наиценнейшим способом к относительному совершенству.

Результаты анализа отечественных и зарубежных трудов по разным аспектам позволяют сделать вывод о том, что определение воспитательных функций толерантности в исламе мало исследовано.

Степень разработки проблемы

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения человека к миру, в первую очередь можно назвать исследования Али Шариати, Инайат Хамид, Абдулхусайн Хоири, Атторон Мухаммад, Ахтари Аббосакли, Дехободи Мухаммакд, Ибни Джамоа, Мухаммадали Каримии Ниё, Садр Мухаммад Бокир, Рашидпур Мачид, Сони Шахид, Туси Ходжа Насир и т д. Ценным источником для исследования учения ислама являются работы Климович Л.И., Кудаева Л.А., Филипов Б., Фильштинский И.М., Харисова Л.А., Хромова К.А. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в образовательной структуре ислама. Общие вопросы педагогики в толерентном направлении проанализированы в работах Лутфуллоева М., Шарифзода Ф., Каримовой И., Маджидовой Б., Нурова А., Сулаймони С.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования: Юнусова Н.М., Хайрутдинова А.Г., Сулаймони С., Масуме Алинаджада, Фарибо Атои, Дж.Джалилова, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций.

В частности, в кандидатской диссертации Атаи Фариба «Педагогические идеи Муртазо Мутаххари в современной теории и практики обучения и воспитания Ирана» новизны и достоверности систематизированы педагогические взгляды Мутаххари, проанализирована его многолетняя педагогическая деятельность и на этой основе сформировано новое представление по вопросам воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современного человека к миру.

В кандидатской диссертации Масуме Алинаджад «Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования» отмечается, что исламское воспитание и образование, как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в стране и обществе социально-экономическим, политическим радикальным изменениям, преобразуется, и вместе с тем трансформируется как структура знаний, так и реализация её основных социообразующих функций; традиции обучения и воспитания иранцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывая позитивную роль религии в духовно-нравственном становлении личности.

В Таджикистане был представлен широкий диапазон научных работ по данной проблеме. В частности, были подготовлены диссертационные работы, научные статьи и книги. Так, в докторской диссертации Юнусовой Н.М. «Детерминирующая роль женщины в процессе формирования нравственных ориентиров личности и семьи, опирающаяся на этнокультурные ценности», в которой основными научными положениями, сформулированными автором иа основании проведенных исследований, являются: специфические особенности социализации дошкольников и младших школьников (расширение круга общественных интересов; совместная работа со сверстниками, взрослыми).

В кандидатской диссертации Рахматовой М. «Место и роль женщин в общественно-политической и культурной жизни Таджикистана нового переходного периода 1992-2004 гг » широко представлена роль ислама в культурной жизни Таджикистана.

В исследованиях ученых Таджикистана рассматриваются проблемы, связанные с развитием исламской традиции в педагогике. Имеется некоторое число публикаций, в том числе исследователей из Ирана, фрагментарно затрагивающих круг методологических проблем педагогики ислама, однако исследования, в которых ставится задача целостного рассмотрения

методологических и теоретических основ педагогики, развивающихся в режиме методологической рефлексии теоретиков, отсутствуют.

Таким образом, анализируя степень разработанности исследуемой темы, ещё раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в Таджикистане (в советское время) считалось нецелесообразным её изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной, как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей.

Однако определение воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современного человека к миру, не находит должного освещения в психолого-педагогической литературе.

Признавая возможность использования в современной духовной практике воспитательного потенциала религии, необходимо специально изучить связи научной педагогики и системы нравственного формирования личности в религиозном опыте и найти реальные пути их взаимодействия в интересах. В этой связи возникновение проблемы данного исследования обусловлено рядом противоречий:

-между имеющимся воспитательным потенциалом ислама и формированием толерантного отношения современной молодёжи и неразработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его реализации;

-между необходимостью реализации воспитательных задач ислама и недостаточной подготовленностью специалистов сферы образования к их решению;

-между потребностью в специалистах, владеющих воспитательными технологиями религиозной деятельности и неразработанностью содержания

и методики воспитания толерантного отношения современного человека к миру.

Выделенная совокупность противоречий в практике образовательных учреждений, определение воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи к миру , отсутствие в педагогике научных исследований системного подхода обусловили выбор темы исследования «Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современноймолодёжи».

Цель исследования: выявить воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи; в конкретизации условий, путей, принципов и методов организации и осуществления действий по усвоению социального и нравственного опыта, нормативных документов, учебных и воспитательных программ, сформировавшихся на основе требований педагогики ислама.

Объект исследования: ислама и его воспитательный потенциал, толерантность в исламе.

Предмет исследования: воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современноймолодёжи.

Гипотеза исследования. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современноймолодёжи будет иметь знаимость и эффект при соблюдении следующих условий:

-ввести изучение принципов и задач ислама в вопросах идей толерантности в учебные программы учащихся всех уровней обученмия;

-преподносить обучающимся знаниями истории культуры ислама и его роли в развитии общемировой цивилизации;

-провести разработку учебных материалов, с показом алгоритма включения толерантной культуры в содержание учебно-воспитательных процессов.

Задачи исследования:

-разработать концептуальные основы процесса привития исламских воспитательных функций по укреплению основ семейных устоев в современном мусульманском обществе;

-выявить морально-воспитательные аспекты и толерантность в исламе; -исследовать специфику воспитательных функций по укреплению основ толерантности в исламе;

-теоретически обосновать необходимость знаний особенностей ислама в проектировании процесса воспитания в образовательных учреждениях; -апробировать модель воспитательных функций, сущность и основные идейные источники ислама.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения концепций и теорий, как иранских, таджикских так и других зарубежных школ, направлений, в частности, авторских подходов к изучению воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современного человека к миру.

Метод исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения, указанных выше задач, применялись методы психолого-педагогических исследований, как теоретический анализ педагогической литературы, метод анализа продуктов деятельности; метод экспертных оценок, методы статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в таджикско-турецких лицеях и общеобразовательных школах городов Душанбе и Курган -Тюбе, а также среди студентов Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни.

Разработаны основные теоретические и практические положения по исследуемой проблеме при непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве организатора и консультанта таджикско-турецких лицеев в городах Кургантюбе и Душанбе.

Первый этап (2009-2010) был посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы передовых учебных и научных центров.

Второй этап (2011-2012) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школах, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность применение потенциала ислама в сфере воспитания.

Третий этап (2013 - 2014) был посвящен систематизации результатов опытно -экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-выявлена диалектика общего и особенного в определении воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи;

-раскрыта сущность и основные направления формирования толерантного отношения современного человека к миру;

-диссертация является первой и современной работой, посвещенной всестороннему исследованию проблемы использования воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи;

Практическая значимость исследования основывается на том, что

результаты могут быть использованы в процессе воспитания и обучения на всех стадиях образования молодёжи .

Таким образом полученные результаты и выводы диссертации, могут быть использованы в процессе обучения в вузах. Больше всего можно их применить в соответствующей области психологических и педагогических наук, так как они находятся в единой взаимосвязи друг с другом.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Исламская педагогика», «Андрогогика», «Специальная педагогика», «Семейная педагогика», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в исламе».

Достоверность основных положений и обоснованность результатов исследования определяется избранной методологической базой исследования, объединяющей теоретическое познание и практику; сочетанием различных подходов и методов исследования, его логической структурой; длительностью (10 лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей на практике проверить теоретические положения и определить воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современного человека к миру.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиции обучения и воспитания в педагогике ислама рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывая позитивную роль религии в духовно-нравственном становлении личности.

2. В современном мире изучение практики исламского обучения и воспитания, которое все шире привлекает внимание специалистов по педагогике и результатом которых является издание множество книг и журналов, свидетельствует о большой значимости религии ислама в формировании толерантного отношения современного человека к миру. Диссертант, рассматривая проблемы и особенности исламского воспитания, выделяет ряд важнейших социальных, нравственных и моральных сторон этой школы воспитания.

3. Всё изложенное является неопровержимым доказательством того, что человек, независимо от пола, цвета кожи и национальности, для выполнения

божьего завета о благоустройстве земли обязан постоянно самосовершенствоваться: Именно эги особенности человека должны быть в центре внимания исламской педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе научно-педагогической деятельности в таджикско-турецких лицеях городов Душанбе и Курган-Тюбе, в экспериментальных образовательных учреждениях; во время проведения методологических, методических семинаров для руководителей различного уровня управления, педагогов школ города Курган-Тюбе; проведения проблемных семинаров, обучающих курсов для руководителей системы народного образования; непосредственного участия в работе курсов обучения в образовательном, языковом и компьютерном центре «Шафак» г.Душанбе.

Объём и структура работы определяются её задачами и логикой развития исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСЛАМА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Теоретические основы сущности воспитательного потенциала ислама

Разработка и исследование проблемы воспитания на основе новых требований общечеловеческого воспитания по сравнению с Таджикистаном имеет гораздо более глубокую историю.

Учёные и мыслители по данной проблеме оставили после себя достойное наследие, и сейчас на протяжении более четверти века успешно пользуются ими. В Таджикистане, возможно, по причине неведения или недостаточного знакомства с деятельностью научных школ на персидском и

арабском языках или, возможно, из-за несерьезного отношения к данной проблеме не были предприняты конкретные меры по изданию и переводу таких произведений.

Следует, однако, отметить, что этот вопрос, т.е. разработка и исследование педагогики ислама по сравнению с республиками Центральной Азии, в России были поставлены гораздо шире.

Только после приобретения самостоятельности в Республике Таджикистан были сделаны первые шаги по изучению и обобщению проблем образования в исламе. Сейчас в Республике Таджикистан образованы и действуют 258 соборных мечетей, 19 медресе, 1 государственный исламский университет, научно-исследовательские центры по исламоведению и т.д.

Опыт последних лет в Республике Таджикистан и других государств показывает, что, чем оставлять без внимания и тем самым допускать самодеятельность религиозных организаций, правильно будет, если направить деятельность религиозных организаций в нужном для всей республики полезном направлении. Именно с этой точки зрения сейчас в Республике Таджикистан особое внимание уделяется вопросу подготовки и воспитания кадров для исламской системы образования. В настоящее время страна остро нуждается в высокообразованных кадрах в сфере исламского образования. Именно поэтому сейчас вопрос подготовки кадров для системы исламского образования стоит в центре внимания культурной политики Правительства Республики Таджикистан.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» говорится: «Задача обучения и воспитания, как составная часть образования, в современных условиях демократического, правового и светского государства состоит в том, чтобы подготовить всесторонне развитых высокообразованных, творчески развитых граждан, имеющих глубокие знания, способности и профессиональные навыки, отвечающих требованиям идей миролюбия, гуманизма, согщапьной справедливости и соблюдающих общечеловеческие законы и нравы» [144.-С.25].

Не секрет, что сегодня исламское образование своим содержанием направлено не только на обеспечение нравственных требований населения, но и на обеспечение безопасности государства и является одним из факторов спокойствия современного общества. О том, что ислам не имеет никакого отношения к терроризму Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон заявлял в своей речи на заседании исламской конференции в городе Мекка Саудовской Аравии.

Это выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон было поддержано и дополнено со стороны руководств многих исламских государств. Президент Таджикистана обращает особое внимание вопросам религии. Он предложил направить силу религии на решение важнейших задач общества и политики государства. Политика Республики Таджикистан направлена на защиту и сохранение религиозных ценностей, на развитие многообразия точек зрения в понимании сути и значения светского государства. Трезвое построение отношения к религии и религиозной культуре в современном обществе является одной из важнейших задач любого здравомыслящего руководителя государства.

С учетом изложенного мы считали своим долгом на основе новых точек зрения в этом исследовании рассказать о новой исламской педагогике и подчеркнуть необходимость изучения исламской педагогики.

В соответствии с научным определением «Педагогика - это наука о человеческом воспитании, значении, цели, задачах и закономерностях воспитания и её роли в социальной и личной жизни человека» [128.-С.452].

С точки зрения аналитических функций, основная задача педагогики заключается в анализе, объяснении и прогностике, развитии системы воспитания и разработке новых конструктивных технологий обучения (содержание, вид, метод, средства обучения и воспитания) и инновационной деятельности.

В связи с этим следует напомнить, что всякая система, в том числе обучения и воспитания, тесно связана с двумя параметрами - разработка и

развитие, которые дополняют и совершенствуют друг друга. Так происходит единство педагогических функций, что обеспечивает управление развитием системы обучения и воспитания.

Педагогика, как специально сформированная система, развивается в соответствии с требованиями времени, на основе установленного порядка в интеграции воспитателей и воспитуемых с целыо достижения определённых изменений в формировании личности - воспитуемых.

Сегодня в педагогике происходят колоссальные изменения, педагогика окончательно становится специальной научной системой. В соответствии с новым определением педагогика является многосторонней наукой и тесно связана со многими другими отраслевыми науками. Она охватывает следующих научных дисциплины:

Общая педагогика - изучает вопросы, способы и методы обучения и воспитания, свойственные всем возрастным группам и учебно-воспитательным учреждениям, и охватывает основные закономерности обучения и воспитания.

Пенитенциарная педагогика - педагогика учреждений трудовых реформ - изучает вопросы воспитания и перевоспитания нарушителей закона.

Превентивная педагогика - изучает способы и методы обучения и воспитания юношей и молодежи, имеющих социальные трудности.

Возрастная педагогика - изучает способы и методы обучения и воспитания детей различных возрастных групп.

Специальная педагогика - изучает вопросы обучения и воспитания физически и психически отсталых детей.

Следует назвать также и такие отраслевые виды педагогики, как дошкольная и школьная педагогика, профессиональная педагогика, производственная педагогика, военная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика и т.д. Существует также и религиозная (кастовая, сектовая) педагогика.

В современном мире изучение практики исламского обучения и воспитания, которое всё шире привлекает внимание специалистов по педагогике и результатом которых является издание множества книг и журналов, свидетельствует о большой значимости религии ислама в человеческом воспитании. Учёные, рассматривая проблемы и особенности исламского воспитания, выделяют ряд важнейших социальных, нравственных и моральных сторон этой школы воспитания. При исследовании проблем исламского обучения и воспитания установлено, что большинство аспектов имеет самостоятельное происхождение и формирование и никак они не связаны с научными основами современной педагогики. Иначе говоря, исламское обучение и воспитание имеет в большей части идеализированную форму, оно как бы хочет отделить человека от реальной жизни и приковывает его внимание исключительно к потусторонней жизни, в то время как человек создан богом для жизни и благоустройство земли, а благоустройство земли требует творческого и созидательного труда, а созидание отличается от предыдущей жизни как по форме, так и по содержанию своею новизной. Следовательно, именно эта сторона человеческой жизни должна быть предметом особого внимания педагогической науки. Следует, однако, отметить, что каждое новое суждение человека, направленное по своей сути и содержанию на достижения новизны в жизни, не формулируется без острых споров и дискуссий между специалистами, в процессе которого проявляются отличительные черты каждого участника, его самостоятельность и здравомыслие, что объективно напоминает божественный экзамен человека и небесных ангелов, при котором человек оказался на высоте. Следовательно, развитие, саморазвитие и необходимость постоянного умственного самосовершенствования человека даны самим богом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исмаил Челик, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулхусайп, Хоирии ШерозУ. Тарбияти исломУ.-Техрон: Дафтари тахкими вахдат, 1360.-261 с. Исламское воспитание.

2. АлавУ, АлУ ибни Алхусайн. Тарбият аз назари Куръон ва суннат.-Кум: Китобхонаи Имом АлУ ибни Алхусейн, бето, 1359.-279 с. Воспитание в Коране.

3. Али ибн Абутолиб. Нахчул - бал ora / перевод Сайида Джафари, Техрон, 1378, 4.2. С. 45. Нахджулбалага.

4. Али, Шариати. Таърихи тамаддун.-Техрон, 1991.- ч.1, С. 21-24. История цивилизации.

5. АлмосУ, АлУ Мухаммад. Таърихи омузишу парвариши Иелом ва Ирон.-Техрон: Муассисаи интишороти Амири Кабир, 1381.-446 с. История образования в исламе.

6. Аминзода, Мухаммадризо. Фарханги таълиму тарбияти исломУ.-Кум: Муассисаи «Дар рохи хак», 1376.-Ч. 1.-354 с. Исламская культура, воспитание и образование.

7. АминУ, Иброхим. Ислом ва таълиму тарбият.-Техрон: Интишороти Анчумани авлиё ва мураббиёни Чумхурии Исломии Ирон, 1373.280 с. Воспитание и образование в исламе.

8. Атторон, Мухаммад. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак: Ибни Сино, ГазолУ ва Хоча Насриддини ТусУ.-Техрон, 1366.-147 с. Великие исламские мыслители о воспитании и образовании.

9. АхтарУ, АббосалУ. Тарбияти исломУ.- Симнон: Донишгохи Симнон, 1373.-178 с. Исламское воспитание.

10. Ахамият ва зарурати таълиму тарбият /Хайъати тахрираи муассисаи «Дар рохи хак», Техрон, 1376.-24 с. Значение и важность воспитания.

11. АхмадУ, Сайид Ахмад. Усулу равишхои тарбият дар ислом.-Техрон:Муассисаи интишороти чиходи донишгохУ, 1372.-335 с. Принципы воспитания в исламе.

12. БихиштУ, Ахмад. Ислом ва тарбияти кудак.-Техрон:Созмони таблиготи исломУ, 1372.-Ч.1.2.- 351с. Ислам и воспитание ребёнка.

13. Васоил ал-шиа. - Техрон, 1985. Ч. 11. С. 395. Васоил ал-шиа.

14. ГелонУ, Мухаммад Амин ибни Шайх Мухаммад. Таълиму тарбият аз назари ГаззолУ.-Табриз, 1320.-76 с. Газели и образование.

15. Гулзода, Гафурии АлУ. Бо дастуроти ислом шиносо шавем. -Техрон, 1376. С. И. Ознакомление с исламкойметодикой.

16. Гулзода, Гафурии АлТ. Китоби Куръон - амонати илохУ. - Техрон, 1385.-С. 12. Книга Карана-божественный дар.

17. Газоли Абухомид Мухаммад. «Эхёи улума-д-дин»/тарч. Мухаммад ХоразмУ - Техрон, 1378. - С. 117. Эхёиулума-д-дин.

18. Газоли, Абухомид Мухаммад. Кимиёи саодат/ Тасхехи Ахмади Ором. - Техрон. Интишороти илмию фарханги. 1361. -721с. Кимиёи саодат.

19. Даромаде бар таълим ва тарбияти исломУ/ Зери назари Алиризо АърофУ бо хамкорон.-Техрон: Дафтари хамкории хавза ва донишгох; Созмони Самт, 1376.-Ч. 2.-260 с. Исламское воспитание и образование.

20. Девони Хофиз. - Техрон. Муассисаи Амири Кабир. 1385. С. 112. Диваны Гафиза.

21. ДехободУ, Мухаммад Алии ХочУ. Даромаде бар низоми таълиму тарбият.-Кум: Дафтари тахкикот ва тадвини мутуни дарсУ-марокази чахонии улуми исломУ, 1377.-Ч.1..-184 с. Введение к воспитанию и образованию.

22. ДурронУ, Камол. Таърихи омузишу иарвариши Ирон кабл ва баъд аз ислом.-Техрон: Самт, 1376.-Ч.1.-С 54-136. История образования Ирана до и после ислама.

23. Зейдан, ЧирчТ. Таърихи тамаддуни ислом. Тарчумаи АлУ Чавохиркалом. -Техрон, 1379. Ч. 3. С. 97. История исламской цивилизации.

24. Ибни Асир. Алкомил. - Техрон. 1378. Ч. 2. С. 143.. Алкомил.

25. Ибни Сино. Конун/ Тарчума ва нигориши Мухаммад Начафии Зинчон1.-Техрон:Ибни Сино, 1319.-400 с. Канон врачебной науки.

26. Ибн Халдун. Мукаддима. Пер. с арабского на персидский язык Мехаммед Парвин Гунободи. - Тегеран, 1376, с. 54. Введение к истории.

27. Ибн Чамоа. «Тазаккурот ал-самоъ ва-л-мутаколим фи одоб-л-олим ва-л-мутааллим». - Техрон. Чопи Абдуламири Шамсиддин. 1376, с. 64. Тазаккурот ал-самоъ ва-л-мутаколим фи одоб-л-олим ва-л-мутааллим.

28. ИззатУ, Абулфазл. Таълиму тарбияти исломУ: баррасии хадаф, усул ва техникахои таълиму тарбияти исломУ.-Табрез: Анчумани илмии мазхабии Донишгохи Табрез.-125 с. Исламское воспитание и образование.

29. ИззатУ, Абулфасл. Омузиш ва парвариши исломУ.-Техрои: Биъсат, 1366.-Ч.3.-460 с. Исламское обучение и воспитание.

30. ИлхомУ ва диг. Таълиму тарбият дар ислом.-Кум: Маркази тахкикоти исломии сипохи посдорони инкилоби исломУ, 1372.-250с. Воспитание и образование в исламе.

31. Иноят, Хамид. Дин ва Чомеъа. - Техрон, Амири Кабир. - 1331.-624с. Религия и общество.

32. КирмонУ, Хуччатии АлУ. Таърихи умумии Куръон. - Техрон, 1384. Ч. 3. -С. 50. Всеобщая история Корана.

33. Кордон, Алимухаммад ва диг. Даромаде бар таълим ва тарбияти исломУ.-Техрон: Дафтари хамкории хавза ва донишгох-Созмони Самт, 1372.4.1. Введение к исламскому воспитанию и образованию.

34. Кулайни, Абу Чаъфар Мухаммад. Усули Кофи. - Техрон. - 1385. 4.1.- С.32. Принципы Кафи.

35. Конуни асосии Чумхурии исломии Ирон.-Техрон, 1997. - С. 6, 34. Конституция ИРИ.

36. Куми, Хоч Шайх Аббос. Мунтахалимом. Техрон. Китобфурушии исломия. 1379. С. 748. Мунтахалимом.

37. Курбониён, Ризо. Ислом ва тарбият.- Кум: Муассисаи хадамоти фархангУ ва нашрии фитрат, 1372.-Ч.2.-298 с. Ислам и воспитание.

38. КоимУ, АлУ. Парвариши мазхабии кудак. -Техрон: Иршод, 1358.79 с. Исламское воспитание ребёнка.

39. МазохирУ, Хусайн. Тарбияти мазхабии кудак.-Кум, 1377.-Ч. 1.-79 с. Исламское воспитание ребёнка.

40. МазохирУ, Хусейн. Тарбият ва омузиши кудак дар ислом/Тарчумаи Абдулсохиб ЁдгорУ.-Кум: Конуни нашри андешахои ислом'У, 1370.-Ч. 1.-204 с. Образование и воспитание ребёнка в исламе.

41. МазлумУ, РачабалУ. Тарбият аз дидгохи маъсумин (а). -Техрон, Конуни парвариши фикрии кудакону навчавонон, 1364.-156 с. Воспитательные идеи имамов..

42. МазлумУ, РачабалУ. Гоме дар масири тарбияти исломУ.-Техрон: Нашри офок, 1386.-400 с. К вопросу об исламском воспитании.

43. МаликУ, Мухаммад. ОшноУ бо мутуни дарсии хавзахои илмияи Ирон (шиа-ханафУ-шофеУ).-Кум: Дорулсакилин.-, 1376. -Ч.1.-480 с.

Об учебниках иранских религиозных школ.

44. Манучехр. Таърихи омузишу парвариш дар Ирон.-Техрон: Донишгохи Паёми Hyp, 1374.-207 с. История воспитания и образования в Иране.

45. МахдУ, ЗавобитУ. Пажухише дар низоми талабагУ.-Техрон: Бунгохи тарчума ва нашри китоб, 1359.-256 с. Исследование системы ученичества.

46. МахдУ, Нахустин. Таърихи сарчашмахои исломии омузишу парвариши Гарб/мутарчим Абдуллох ЗахирУ.-Машхад: Остони Кудси Ризо, 1367.-Ч.1 .-271 с. История исламских источников о воспитании и образовании.

47. МутахаррТ, Муртазо. Таълиму тарбият дар Ислом.-Техрон: Садро, 1376.-448 с. Воспитание и образование в исламе.

48. Мухаккик, ХиллУ. Шароъе-ул-Ислоам / Перевод Абулкасым ибни Ахмади ЯздУ. - Тегеран, 1378. С.97. Шароъе-ул-Ислом.

49. Мухаммад, Атторон. Ороъи мураббиёни бузурги мусаламон дар бораи кудак.-Техрон: Вазорати омузиш ва парвариш; Созмони пажухиш ва барномарезии омузишУ; дафтари умури кумаки омузишУ ва китобхонахо,Техрон, 1368.-148 с. Великие мусульманские деятели о воспитании ребёнка.

50. Мухаммад, Дог ва диг. Таърихи таълиму тарбият дар ислом/Тарчумаи Алиасгари Кушофар.-Табриз: Донишгохи Табрез, 1374.-Ч.2.-437 с. История воспитания и образования в исламе.

51. МухаммадалУ, Каримии Ниё. Улгухои тарбияти ичтимоУ.-Кум: Паёми МахдУ, 1377.-Ч.1.- 372 с. Модели социального воспитания.

52. Мухаммад, Накии МиробулкосимУ. Омузиши динУ аз огоз то кунун.-Техрон: Беъсат, 1356.-72 с. Религиозное образование с начала истории до современности.

53. Наср, Сайид Хусайн. Илм ва тамаддун дар ислом. - Техрон, 1384. С. 49-50. Наука и цивилизагщя в исламе.

54. ОзодУ, М ух ам м ад кар и м. Таълиму тарбият аз дидгохи СаъдУ.-Шероз: Рахгушо, 1373.-120 с. Идеи воспитания и образования с точки зрении Саади.

55. Окозода, Ахмад. Таърихи омузиш ва парвариши Ирон.-Техрон: Интишороти ирсборон,1382.- 154 с. История образования в Иране.

56. Ояти Мухаммад Иброхим. Баррасии таърихи Ошуро / Ба накл аз китоби Хусай, рохбари нахзати Карбало / Таълифи Чалол Мухаммади. -Техрон, 1376. С. 12. История Ошуро.

57. Равишхои тарбияти исломУ/ Зсри назари гурухи тахкикот.-Техрон: Вазорати омузиш ва парвариш, 1362.-95 с. Принципы исламского воспитания.

58. РафеъУ, Бехруз. Китобшиносии тавсифУ ва мавзуъии таълиму тарбият дар ислом.-Техрон: Интишороти байналмилалиии Алхудо, 1378.-529 с. Рекомендательная библиография и вопросы воспитания и образования в исламе.

59. Рашидпур, Мачид. ОшноУ бо таълиму тарбияти исломУ бо таъкид бар равишхо.-Техрон: анчумани авлиё ва мураббиёни Чумхурии исломии Ирой, 1372.Ч.2.-157 с. Введение к исламскому воспитанию и образованию.

60. Рашидпур, Мачид. Тарбият аз дидгохи ислом.-Техрон: Анчумани авлиё ва мураббиёни Чумхурии исломии Ирон, 1374.-Ч.5.-137 с. Воспитание с точки зрения ислама.

61. Рашидпур, Мачид. Тарбият аз дидгохи вахй.-Кум: Хичрат, 1370.-317с. Воспитание с точки зрения вахи.

62. РиёзУ, Хашаматуллох. Омузиш ва парвариш бар мабнои равоншиносУ ва равонковии исломУ.-Техрон: Ганчина, 1360.-183 с. Образование и воспитание на основе исламской психологии и психоанализе.

63. Руссо, Жан Жак. Эмиль - Техрон, Самт, 1387. С. 62. Эмиль.

64. Садр, Мухаммад Бокир. Накши ибодат дар созандагии инсон / Тарчумаи Махдии ИштихорадУ. - Техрон, 1385.-С.42 Роль молитвы в совершенствовании человека.

65. Сайд Исмоили Али. Ризо, Мухаммад Джовид. Мактабхо ва гироишхои тарбияти дар тамаддуни исломи. - Техрон, 1384. С. 78-83. Школы и воспитательные направления в исламской цивилизации.

66. Сафо, Забехуллох, Омузишгоххои иронии исломУ.-Техрон: Ироншахр.-1379.-124 с. Высшие учебные заведения исламского Ирана.

61. Сайд Исмоили Али. Ризо, Мухаммад Джовид. Мактабхо ва гироишхои тарбияти дар тамаддуни исломи. - Техрон, 1384. С. 78. Школы в исламской цивилизации..

68. Сайид, Махдии СонеъУ. Пажухише дар таълиму тарбияти исломУ.-Машхад: Муаллиф, 1375.- 443 с. Исследования исламского воспитания и образования.

69. СимнонУ, Мухаммад Солор. Тафрехоти солим дар ислом.-Кум, 1353.-47 с. Здоровый досуг в исламе.

70. СодикУ, Мухаммад. Куръон ва низоми омузишии хавза.-Кум: Таблигот ва интишороти чомеъаи улуму-л-Куръон, 1371.-10 с. Коран и системы обучения в исламских школах.

71. СонУ, Шахид. Одоби таълиму тарбият дар Ислом /Тарчума Мухаммадбокири ХуросонУ.-Техрон: Илмияи исломия.-345. с. Этика обучения и образования в исламе.

72. СонУ, Шахид. Одоби таълим ва тааллум дар Ислом/ Тарч. Сайид Мухаммади Бокири ХуччатУ.-Кум: дафтари нашри исломУ. 1359.-576 с. Этика обучения и образования в исламе.

73. СофУ, Ахмад. Омузиш ва парвариши ибтидоУ, рохнамоии тахсилУ ва мутавассита.-Техрон: Созмони мутолиа ва тадвини кутуби улуми инсонии донишгоххо, 1384.-172 с. Начальное и среднее образование.

1А. Таботабои, Сайид Мухаммад Хусен. Тафсири-ал-Мизон / Тарчумаи Сайид Мухаммад Бокир Мусой Хамадони. Техрон, 1357. С. 70. Тафсири-ал-Мизон.

75. Табрези. Абу АлУ Фазл ибни Хасан. «Мачмаъ-ул-баён фи улум-ул Куръон»/ Ба накли Сайид Алиакбар дар «Комус-ул-Куръон». - Техрон, 1376. -4.5 - С. 286. «Мачмаъ-ул-баён фи улум-ул Куръон».

76. Таълиму тарбият ва зан/ Хайъати тахририяи муассисаи «Дар рохи хак».-Кум: Муассисаи Дар рохи хак, 1375.-Ч.2.-32 с. Образование и женщины.

77. Таълиму тарбият ва фарханг/Хайъати тахририяи муассисаи «Дар рохи хак».-Кум: Муассисаи «Дар рохи хак», 1376.-25 с. Образование и культура.

78. Таълиму тарбияти исломУ/ГирдоварУ ва тадвин аз Гуломхусайн Шукухии Якто.-Техрон: Дафтари тахкикот ва бариомарезУ ва таълифи кутуби дарси - Вазорати омузиш ва парвариш, 1362.-98 с. Исламское воспитание, и образование.

79. Таълиму тарбияти исломУ.- Хайъати тахририяи муассисаи «Дар рохи хак»).-Кум: Муассисаи «Дар рохи хак», 1376.-24 с. Исламское воспитание, и образование.

80. Таълиму тарбияти исломУ (мабош ва равишхо) /ГирдоварУ ва тадвини Гуломхусейн Шукухии Якто./тархи чилд аз Содик СандукУ.-Техрон: Дафтари бариомарезУ ва таълифи кутуби дарсУ-Вазорати омузиш ва парвариш, 1373.-181с. Исламское воспитанием образование.

81. Таърихи фалсафаи тарбияти. - Техрон. 1385. С. 14. История философии образования.

82. ТолоконУ, Сайид Махмуд. Куръон ва равиши тарбиятии он. -Техрон, 1376.- 230 с. Коран и методы воспитания.

83. ТусУ, Хоча Насриддин. Одобу-л-мутаъаллимин./Тарчумаи Ахмад ХаликУ.-Кум: Дорулкитоб, 1370.-Ч.1.-36 с. Этикет учащихся.

84. Файзуислом. Сайид Алии Наки. Таваччух ба шархи «Нахчулбалога».- Техрон. 1376. Матбуи 44. С. 971. Внимание к «Нахджул балаге».

85. ФалсафУ, МухаммаднакУ. Таълиму тарбият дар Ислом.-Техрон: Кумитаи фарханги исломии донишгохи Шахиди БихиштУ, 1362.-Ч.1.-15 с. История образовании в Иране.

86. ФоизУ, АлУ. Чойгох ва равиши танбех дар таълиму тарбият.-Техрон: Муассисаи таълимотУ ва интишоротии Файзи КошонУ, 1370.-ч.1.-196 с. Методы наказания в воспитании.

87. Хуршед Ахмад. Усули таълиму тарбияги исломУ / тарчумаи Сакинаи Саробахш, Техрон, 1368.-Ч. 1.-240 с. Принципы исламского воспитания.

88. Хакими. Муаммадризо «Дониши муслимии». - Техрон, 1386х. С. 156-157. Знание мусульманина.

89. Хумайни. Рухуллох / Чумхурии исломи. - № 545. С. 506.

Рухуллах.

90. Хуссайни, Сайид Али Акбар. Сайри ичмоли дар таърихи таълим ва тарбияти исломи. - Техрон. Дафтари нашри фарханги исломи. 1372.-332с. Краткая история воспитания и образования в исламе.

91. Хусайни, Сайид Али Акбар. Таррохии кулл'У дар бораи усул ва завобити хоким ба донишгоххои исломУ//Чумхурии ИсломУ. № 304-29. Хурдоди. 1359.- С. 7. Проект принципов и законов исламских вузов.

92. ХуччатУ, Мухаммадбокир. Одоби таълиму тарбият дар Ислом.-Техрон: Дафтари нашри фарханги исломУ, 1365.-Ч.13.-771с. Этика обучения и воспитания в исламе.

93. ХуччатУ, Мухаммадбокир. Ислом ва тарбият ва кудак.-Техрон: Донишгохи Техрон, Донишкадаи илохиётт ва маорифи исломУ.-1386.-333 с. Ислам и воспитание ребёнка.

94. ХуччатУ, Сайид Мухаммадбокир. Ислом ва таълиму тарбият. (Бахши аввал, тарбият).-Техрон:Дафтари нашри фарханги исломУ, 1368.4.14.- 276 с. Воспитание и образование в исламе.

95. ХуччатУ, Сайид Мухаммадбокир. Ислом ва таълиму тарбият. (Бахши аввал, тарбият).-Техрон:Дафтари нашри фарханги исломУ, 1368.Ч. 14.- 311 с. Воспитание и образование в исламе.

96. ХуччатУ, Мухаммадбокир. Пиромуни кутуби дарси махсуси тарбияти исломУ.-Кум, Мачмаи чахонии такриби байналмазохиб, 1372/1414.113 с. О книге по исламскому воспитанию.

97. Чавод, Амирии АрокУ. Барномаи тарбиятии Ислом.-Кум: Дорултаблиг, 1353.-215 с. Программы исламского воспитания.

98. ЧамолУ, Мухаммад Фозил. Тарбият аз дидгохи Куръон/тарчумаи Сайид Гуломмирзо СаидУ.-Техрон: МухаммадУ, 1360.-Ч.2.-116 с. Воспитание с точки зрения Корана.

99. Чанобзода, Мухаммад. Таълиму тарбият аз дидгохи СаъдУ.-Техрон: Кайхон, 1317.-164 с. Воспитание и образование с точки зрения Саади.

100. ЧаъфарУ, МухаммаднакУ ва дигарон. Таълиму тарбияти исломУ.-Кум:Умед.-110 с. Исламское воспитание и образование.

101.Чилвахои муаллимии устод МутахаррУ / Вазорати омузиш ва парвариш: Созмони пажухиш ва барномарезУ.-Техрон: Мадраса, 1376.-Ч.7.-С.316 с. Учительское мастерство Мотахарри.

102. ЧомУ, Нуриддин Абдурахман. Лавоих / Бо кушиши Мухаммад ТасбехУ. - 1379. С. 3-5. Лавоих.

103. Чомеъ-ул-мукаддимот// Одоб-ул-мутаъаллимин. Дар хошияи китоби «Ал-Хидоя финнахв». -Техрон. 1383. С. 184. Джомеъ-ул-мукаддимот.

104. Шариати. Мухаммад Таки. Тафсири Навин. 1367. - С.263. Новый комментарий.

105. ШариъатУ, АлУ. Фалсафаи таълиму тарбият._-Техрон: Беъсат.-120. с. Философия образования.

106. ШариъатмадорУ, АлУ. Таълиму тарбият дар ислом ва усули ахлокии ислом.-Исфахон: Конуни илмУ ва тарбиятии чахони ислом, 1349.-4.2.-82с. Воспитание и образование, нравственные принципы в исламе.

107. ШариъатмадорТ, АлУ. Усули таълим ва тарбият.-Техрон: Интишороти Донишгохи Техрон Л 365.-132 с. Принципы обучения и воспитания.

108. Шахиди, Сайид Чаъфар. Пас аз пнчох сол: пажухише пиромуни киёми Хусайн(а). - Техрон, Дафтари нашри фарханги исломи. 1354. - С. 70. После 50-лет.

109. Шахрошуб, Мухаммад ибни Али. Манокиби Оли Абу Толиб. -Техрон, 1383, Ч. 2. С. 258. Манокиби Оли Абу Толиб.

110. Шиоринажод, Алиакбар. Фалсафаи омузиш ва парвариш.-Техрон: Амири кабир, 1377.-731 с. Философия образования.

Ш.ШукухУ, Гуломхусайн. Таълим ва тарбият ва марохили он.-Машхад: Муассисаи чоп ва интишороти Остони Кудси РазавУ, 1368.-213 с. Обучение и воспитание, и её периоды.

На русском языке

112. Алинежад Масуме. Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана: дисс. канд. пед. наук.-Душанбе, 2010.-141 с.

113. Атаи Фариба. Педагогические идеи Муртазо Мугаххари в современной теории и практики обучения и воспитания Ирана: дис. канд.пед.наук. - Душанбе, 2014.

114. Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. -М., 1997.125 с.

115. Джалилова Дж. Этнопедагогические основы социокультурной

традиции ислама,- Дис. канд.пед.наук.-Душанбе: АПН РТ, 2006.-178

с.

116. Дмитриева J1.M. Религия в системе духовных ориентаций. М., 1996. -149 с.

117. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М.: Политиздат, 1990.-288с.

118.Жакина А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих.- М., 1991 .

119. Кадиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе.-2002.

120. Каримов М.В. Основы современной педагогики- в сунне Пророка//Ариад,2005.-№79-08.-09.

121. Кудаева J1.A. Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника. -М., 1998.-122 с.

122. Климович Л.И. Ислам.- М.: Изд. Наука, 1965.-333с.

123. Мальцева В.М.Заметки православного педагога// Педагогика.-1995.-№4.

124. Махмутов М.И. Духовная сила Корана// Народное образование.-

1999.

125. Мухаммед А.Б. Мусульманское воспитание. -М.: Центр исламской культуры " Захра", 1993 .

126. Мухаметгалиева С.Х. Ислам в современном социокультурном развитии Татарстана.-Казань: Каз. гос. унив., 1999 .

127. Педагогическая энциклопедия .- М.:Феникс, 2008.

128. Рахматова М. Место и роль женщин в общественно-политической и культурной жизни Таджикистана нового переходного периода - 1992-2004 гг.: дис. канд. ист. наук.-Душанбе.-2005.-167 с.

129. Салихжан X. Ислам в контексте культуры мира.-Казань: ФЭН,

2000.

130. Сулаймони С. Библиотечное дело в Иране: обзор основных источников // Анис.- 1999.- №2.- С.93-97.

131. Сулаймони С. Информационная политика исламского мира на пороге XXI века // Китобхонахои Точикистон дар арафаи асри XXI: Мухтавои маърузахои конфронси чумхуриявии илмию амали (27-28 апрели соли 2000).- Душанбе, 2000.- С. 40-41.

132. Сулаймони С. Этикет библиотекаря в исламском мире/УКнига в развитии культуры народов Востока и проблемы библиографирования рукописных книг/НИИ культуры и информации;ТФ ИОО ФС .-Душанбе, 2004.-С.127-130.

133. Филипов Б. Религия и школа// Свободная мысль.-1993.- №6.-С.12-19.

134. Филыитинский И.М. Очерк арабо-мусульманской культуры.- М., 1971.-123 с.

135. Харисова Л.А. Ислам: воспитание и образование// Педагогика, 2001.-№8.-С.56-61

136. Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе. Опыт Ирана. -М., 1991.-156 с.

137. Шестун Е. Православная педагогика .- Самара:СИК, 1998.-146с.

138. Эрдиль К. Семейная педагогика в исламе .-М., 2008.-197 с.

139. Юнусова В.Н. Ислам и музыкальная культура: современное образование в России .-М.: Хронограф, 1997.-198 с.

На таджикском языке

140. Абдуллоев Ш. Мукаддима ба исломшинос1.-Душанбе: Ирфон, 1998.-133 с. Введение в исламоведение.

141.Амин1 Иброхим. Интихоби хамсар/ Тахия ва тахкики Сафар Сулаймони.-Душанбе: Симург, 1992.-145 с. Выбор жениха.

142. Афзал Хайрулло. Расулиён, Каххор. Низоми маориф дар Чумхурии Исломии Ирон.-Душанбе, 2007.-93с. Система образования в Иране.

143. Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф»//Лхбори Вазорати Чумхурии Точикистон.-Душанбе: Шарки озод,2003.-С.25-49. Закон ИРИ об образовании,

144. Конуни Асосии Чумхурии Исломии Ирон.- Техрон: Созмони фарханг ва иртиботи исломУ, 1997.-124 с. Закон ИРИ.

145. Куръони мачид / Тарч. Абдулмухаммади ОятТ; баргардони Мирзо Комрон; Хати Хабибуллохи ФазоилУ; тазхиби Карими СафоУ. - Техрон: Вохиди эхёи хунархои исломУ, 1371/1992.-613 с. -Бо забонхои арабУ, форсии точикУ. Коран.

146. Мухаммадали Ал-ХошимУ. Шахсияти мусалмон.- Душанбе: Нодир.- 2003.-386 с. Личность мусульманина.

147. Одобу ахлоки исломУ /Аз арабУ тарчумаи А.ОрифУ. -Душанбе: Хумо,2006.-113 с. Этика исламских нравов.

148. Расулов Д. Акидахои педагогУ дар «Кобуснома»-и Унсурулмаолии Кайковус.-Душанбе, 1994.-154 с. Педагогические идеи в «Кабуснаме».

149. Рахмонов Э. Дар бораи дин /Мураттиб ва муаллифони макола С.Ахмадов,С.Фаттоев; Мухаррири масъул С.Фаттоев.-Душапбе,2006.-553 с. О религии.

150. Сулаймони С. Накши рухоният дар густариши фарханги исломУ //Сафииаи умед: Мачаллаи илмУ, ичтимоУ ва фархангУ.-Душанбе,2006.-№10(65).-С.1-6. Роль духовенства в совершенствовании исламской культуры.

151. Сулаймони С. Китобшиносии Ирон ва Ислом/ Зери назари К.СулаймонУ.-Душанбе: Ройзании фархангии Чумхурии Исломии Ирон: Маркази фархангшиносии ЧТ, 2007.-392 с. Библиография Ирана и ислама.

152. Сулаймони С. Педагогикаи ислом.-Душанбе: Ирфон, 2011.-289 с. Педагогика ислама.

153. Сулаймони С. Фаъолиятхои ичтимоию фархангии масчид: дидгох аз равзанаи дируз ва имруз // Сафинаи умед: мачаллаи илмУ, ичтимоТ ва фарханг1.-2008.-№3.-С. 10-12; №4.-С. 11-14. Социокультурная деятельность мечети.

На английском языке

154. J.M.Stephens. The pocess of schooling: A. psychological examination. Holt Rinehart end Winston, inc. 1967.

155. Mazaki Badowl traditional Islamic education - Its aims and purposes in the present day, the first world Conference on muslim education. Mecca, 1997, p. 13.

156. Sayed Ali Ashraf. Modern education in the muslim word: Report of the Survey, Fust word Conference on muslim education. Mecca. 1977, p. 3.

Веб-сайты

157. Иванова, М.И. Традиции в воспитании и обучении детей народов ислама: Реферат;.-Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет 2003.-24 с. // Сайт ВГПУ.

158. Койчуев,А.А.Дж.Педагогика ислама.-Карачаевск:Карачаевский государственный университет,2006.- с // Сайт Карачаевский государственный округ.

159 .Харисова, Л. А. Ислам: воспитание и образование // http:/portalus. ги.

160.На пути к культуре мира формирование толерантного сознания в странах Центральной Азии: материалы международной конференции/ Сост. и ред. Каримова И.Х.; Академия образования Таджикистана.-Душанбе: Ирфон, 2011.- 141 с.Сайт АОТ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.