Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Рашидов, Тохир

  • Рашидов, Тохир
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 171
Рашидов, Тохир. Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2015. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рашидов, Тохир

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теория исламского образования и воспитания

1.1. Из истории изучения науки в исламских образовательных учреждениях

1.2. Идеи науки и образования в Коране и исламском вероучении

1.3.Нравственные ценности, традиции и обряды ислама

Выводы по 1 главе

Глава II. Исламское вероучение о значении науки

2.1 Коран о роли науки и образования в формировании личности

2.2. Проблемы изучения науки и воспитания в Коране

2.3. Место религии ислама в структуре нравственных основ таджикской

семьи

Выводы но 2 главе

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Введение

Актуальность темы исследования

В наше время существует концепция, утверждающая, что каждая из религий мира является уникальной, придает смысл человеческому существованию и неотделима от истории мировых цивилизаций. Не рассматривая вопросы возникновения и распространения той или иной религии, невозможно понять сущность исторических событий. Современная наука рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества. Поэтому сегодня ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения.

Сегодня внимание самых широких кругов населения направленно не столько на собственно религиозные идеи (загробного мира, бессмертия души и т.п.), сколько на проблемы нравственности, гуманизма, высшего смысла существования, на отношение к культурному наследию.

Недостаточная изученность влияния религии на духовную жизнь общества стала одной из побудительных причин обостренного интереса широких кругов общественности к изучению данной темы.

Позитивные изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволяют обсуждать широкий круг вопросов, связанных с религиозным просвещением общечеловеческих ценностей.

Поэтому на современном этапе немаловажным является научная разработка религиозно- педагогической культуры в учении ислама, что в свою очередь предполагает вычленение прогрессивных направлений этой проблемы и определение их значимости в распространённости и внедрении на современном этапе развития общества. Значительный интерес представляют раннеисламский и современный этапы социального развития, когда круг нравственных идей начинает определять основные направления

з

теоретических поисков, обретая всё более отчетливое социально-религиозное звучания.

В условиях независимого Таджикистана исламские источники, особенно Коран и хадисы пророка Мухаммеда, составляют сокровищницу культуры наших предков, что является источником воспитания и примером для подражения. Исходя из этого, цель исследования этих источников является на сегодняшний день актуальной. Эти драгоценные сокровища, без всяких сомнений, являются неповторимым для воспитания молодёжи. Использование и изучение писаний ислама и других наследий великих деятелей ислама является огромным достоянием в деле самопознания нации и путеводителем для воспитания нового поколения, что в свою очередь помогает укреплению и созданию спокойной обстановки в общес тве.

Ислам - одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом по количеству верующих, вторая после христианства и самая молодая из них. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедует ислам.

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять каждый верный, без всякого обсуждения. Мусульмане верят, что эти ценности даны последством Корана от Бога и поэтому предоставляют собой несомненные истины. Гарантом исполнения принципов Корана является религиозный и нравственный закон - шариат, который в настоящее время официально действует в некоторых мусульманских государствах: Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Мусульмане живут преимущественно в Северной Африке, Центральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближнем Востоке. Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни превышает количество мусульман - арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наибольшей долей мусульманского населения находя тся за пределами Ближнего Востока: это Индонезия-116 миллионов (88%

населения), Пакистан-111 миллионов (97%), Бангладеш-97 миллионов (85%), Индия-93 миллиона (11%).

Великим достижением ислама является его дух и нравственность. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в октябре 2008 года на встрече с жителями Тавилдаринского района сказал: «Все хорошо знают, что известные всему миру стихи и проза наших поэтов были написаны в тесной связи с исламской религией, и пусть Коран на родном языке будет доступен каждому гражданину для познания наших древних обычаев и для развития разума, будет путеводителем для воспитания самых лучших человеческих качеств».'

В связи с этим большой интерес представляет изучение исследования научно-педагогического наследия ислама, исламских ученых, просветителей и писателей.

Противоречия между объективной и субъективной потребностью исламского обучения и воспитания обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого-раскрыть современные проблемы отношений ислама и науки исламского образования и воспитания.

За годы независимости таджикскому народу были предоставлены благоприятные условия для повторного обращения к своей культуре, языку, религии и религиозному исповеданию. В то же время шаги, предпринимаемые руководством страны во главе с Президентом Эмомали Рахмоном, направленные на развитие и укрепление независимости страны, а также облегчение осуществления людьми положений и законных столпов священной религии ислам, предоставляют возможность и старым и молодым в Таджикистане изучать и светские и религиозные науки. В частности, празднование 1310 - летия со дня рождения основателя ханафитского толка в

\ Эмомали Рахмон. Выступление на встрече с жителями Тавилдаринского района 9 октября 2008 гола. (С.321-322).

Исламе Имама Абуханифа ибн Сабита и одновременное проведение Международного симпозиума с участием известных богословов ислама, во многом способствовало повышению авторитета Таджикистана в мусульманском сообществе.

Год за годом увеличивается количество мечетей, религиозных школ и паломников. Люди свободно совершают свои религиозные обязанности. Появились такие условия, что мусульмане Таджикистана ещё больше и лучше стали относиться к совершению молитвы, соблюдению поста, совершению паломничества и других узаконенных столпов религии. Даже увеличилось показательное поклонение людей исламской религии. В результате возникли различные религиозные течения и толкования, часть из которых сеяла смуту в обществе. Подростки до 18 лет вместо изучения светских наук приобщились к мечети, совершению молитвы и соблюдению поста. В связи с этим Правительство республики предприняло ряд неотложных мер с целью упорядочения подобного процесса, одним из которых стало принятие Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании и обучении детей». (2011г.)

Это стало причиной нашего обращения к судьбоносному и важному вопросу в социальной жизни республики, и мы попытались доказать мусульманам преобладание изучения наук над постом, паломничеством и поклонением Богу.

Изучая древнюю литературу, законодательные акты, богословские трактаты, в том числе различные толкования священного Корана и книги Сахехайн, мы постарались вникнуть в суть вопроса, собрать из них жемчужины и ясно определить место науки, обучение и воспитание с точки зрения Ислама.

В частности, мы привели факты и доказали, что состояние образования и воспитания в нескольких регионах республики оставляет желать лучшего. К примеру: около 70% девушек, обучающихся в школах Раштского региона, не продолжают учёбу после окончания 9-го класса.

Отсуствие новейших исследований, направленных на изучение исламских наук, традиции обучения и воспитания и выявление современных проблем исламского образования и воспитания, свидительствуют об актуальности данной работы.

Степень научной разработанности проблемы

Необходимо отметить, что общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А. А. Арнольдова, С. В. Боголюбова, С. А. Кучинского, В. М. Мижуева, А. И. Ипатова и др.

Достойный вклад в исследование ислама внесли такие известные ученые, как: В.В. Антонов, ИЛО.Крачковский, Г.Э.Грюнебаум, А.Н.Джуринский, М. Б. Пиотровский, Р. Р. Мавлютов, Б. Я. Шиордар. Ценным источником для нашей работы являются исследования Е. А. Беляева, Л.С.Васильева, И. П. Петрушевского, Н. А. Смирнова, И. Климовича, О. Сухаревой. В них содержится богатый материал различны течений и сект и их место в структуре религии ислама. Различным аспектам ислама посвящены также работы известных зарубежных учёных: А. Меда, Р. Роузенталя, Монтгомери, А. Массе.

Отвечающими духу концепции современной гуманистической школы являются работы Дж. Джамиловой, В. Н. Юнусова, 3. Г. Нигматова, С. Сулаймони, Л. И. Ханбикова, А. Г. Хомтрубдинова, А. Ш. Гатилова, Т. А. Камолова и др. В них рассматриваются вопросы, посвященные воспитанию подрастающего поколения на опыте и традициях старших поколений.

Особый интерес представляют также работы Ганиева А., Джамиловой Д., Фаттаева М., Сулеймони С. П., Собирова М., Орифи М., Хусанходжаевой И., Миртурсунова 3., которые являются первой попыткой систематизировать педагогические взгляды мусульманских философов, педагогов и писателей о воспитании и обучении.

Определённый вклад в разработку социально-педагогической теории исламского воспитания внесли иранские учёные: Алмоси Али Мухаммад, Амни Иброььим, Атторон Мухаммад, Бихишги Ахмад, Иззаги Абулфазл,

7

Мутаххари Муртазо, Хусайни Сайид Али Акбар, Худжати Сайид Мухаммад, Масъума Алинажод и др.

Необходимо отметить, что в современный историко-педагогической науке данная тема не изучена достаточно полно, так как в советское время в Таджикистане существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. После приобретения государственной независимости ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным культурам, в том числе и религиозной, как источнику способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей.

Решение проблемы настоящего исследования обусловлено рядом противоречий:

-между имеющимся воспитательным потенциалом духовенства и неразработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его реализации в процессе развития подрастающего поколения;

-между многообразием видов социально-культурной деятельности, имеюших свои воспитательные особенности, и невозможностью педагогически обоснованного выбора методов осуществления адекватного духовного воспитания подрастающего поколения;

-между необходимостью реализации воспитательных задач в социально-культурной деятельности и недостаточной подготовленностью специалистов сферы социально-культурной деятельности к их решению;

-между потребностью в специалистах, владеющих воспитательными технологиями религиозной деятельности и неразработанностью содержания и методики воспитания подрастающего поколения средствами социально-культурной деятельности.

Цель настоящего исследования - выявить особенности исламского обучения, воспитания и ценность изучения наук в Коране и исламском вероучении, раскрыть педагогические условия, пути, принципы и методы организации исламского обучения и воспитания.

Объект исследования - образовательные и воспитательные традиции ислама.

Предмет исследования - ценность обучения, воспитания и изучения наук в Коране и исламском вероучении.

Гипотеза исследования - заключается в предположении о том, что процесс трансформации исламских образовательных и воспитательных традиций подрастающего поколения может быть значимым, если будут:

- определены качественные периоды, содержания и тенденции трансформации исламских образовательных и воспитательных традиций и воспитания подрастающего поколения с учётом взаимосвязи и взаимовлияния системы образования;

- учтены изменения приобретений и развитие новых тенденций воспитания и образования детей в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества;

- выявлена сущность современного исламского воспитания как социокультурной и этнопедагогической системы;

- учтены происходящие изменения социально-экономической базы и политических реформ в мире, которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- проанализировать основные аспекты исламского образования и воспитания с точки зрения новых идейно-теоретических парадигм развития общества;

-выявить проблему значения науки в Коране и исламском вероучении;

-раскрыть сущность исламского воспитания и образования как социокультурной и этнопедагогической системы, охарактеризовать специфику исламской традиции образования и воспитания детей.

Методологической базой исследования является положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи

философии и педагогики ислама и социологии образования, культурологические и этнопедагогические знания.

В исследовании выделены следующие подходы:

системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление;

- аксиологический подход, направленный на образование как государственно-общественную, этнорегиональную личностную ценность;

- культурологический, выделяющий этнокультурологические ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивающий всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания подрастающего поколения в школе и семье.

Методы исследования. В ходе исследования был использован теоретический анализ научных и педагогических литературных источников. Данный метод позволил рассмотреть отдельные направления традиций исламского воспитания, увидеть общие и частные закономерности тенденции развития, определить основные направления научного поиска.

Сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении традиций семейного образования и воспитания в различные периоды, что позволило выявить основные тенденции эволюции семейного образования и воспитания. Кроме того, были проведены беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в том числе диагностический метод по разработанным автором анкетам.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2008-2009гг) осуществлялся теоретический анализ философской, религиозной, психолого-педагогической и культурологической литературы, определен объект исследования, диагностика практического использования исламских традиций образования и воспитания в мусульманских школах в разное время и разные периоды.

На втором этапе (2010-2011 гг.) уточнялись тема, цель и предмет; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования; составлен план первоначального социально-педагогического и этнокультурного мониторинга исламских традиций воспитания. Также был разработан понятийно-термииологический аппарат исследования.

На третьем этапе (2012-2013гг) проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, вырабатывались практические рекомендации по итогам исследования.

Научная новизна исследования:

-раскрыты социальные особенности исламского обучения и воспитания как системы и источника исламской духовной жизни общества;

-выявлено значение науки, обучения и воспитания в Коране и исламском вероучении;

-раскрыты специфические особенности исламских образовательных учреждений;

-по результатам исследования получены новые выводы о современном исламском образовании и воспитании.

Теоретическая значимость исследования:

выявлена достоверная панорама отношения подрастающего поколения к исламским традициям и инновациям в сфере образования и воспитания;

- разработана специфическая особенность исламских образовательных и воспитательных традиций;

- обоснованы и выделены параметры и критерии социально-педагогического анализа традиций исламского образования и воспитания подрастающего поколения;

выявлены позитивные и негативные аспекты исламских образовательных и воспитательных традиций в формировании духовных ценностей подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключаются в том, что изучение традиций исламского воспитания, их тенденций и перспективы развития могут быть использованы при адекватном построении продуктивной модели обучения и воспитания в современном образовательном пространстве.

Диссертация включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе воспитания подрастающего поколения, студенческой молодёжи, совершенствовании курсов педагогики и психологии для студентов педагогических вузов. Она даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, специалистам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения и воспитания подрастающего поколения на традициях ислама.

Определённая часть исследовательских материалов, имеющих научно-методический характер, может быть использована в качестве учебного пособия, так как данная тема в полном объёме составлена в духе агитации и пропаганды изучения наук и стремления к познанию.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. В странах исповедующих ислам традиции обучения и воспитания рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывая позитивную роль религии в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения.

2. Игнорирование национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания, с одной стороны, а с другой, к усилению возрождённых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3. Традиции исламского обучения и воспитания как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в обществе социально-экономическими, политическими радикальными изменениями,

преобразуется, и направляется для решения задач по формированию нравственных ценностей современного подрастающего поколения.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалась использованием коплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается данными полученных результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём бесчисленных выступлений автора на различных международных и республиканских форумах, семинарах, конференциях и «круглых столах».

По теме диссертации опубликованы монография, книги и статьи в республиканских научных журналах, в том числе, в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1. Теория исламского образования и воспитания 1.1. Из истории изучения наук в исламских образовательных учреждениях

Ислам - это религия воспитания и образования, основной целью которой является «воспитать и вырастить полноценного человека»,1 обладающего твёрдой верой, высокими нравственными качествами, аналитическим мышлением и всесторонне образованного, человека, обладающего полномочиями на улучшение мирового благоустройства и достойного считаться наместником Бога на земле.

Поэтому аяты и сказания, стимулирующие науку и её изучение и оберегающие учёных и мыслителей, имеют место в исламе в таком огромном количестве, чего нет ни в одной другой религии. Слово «наука» упоминается в Коране 592, а синоним этого слова 2571 раз; многократное повторение этих слов свидетельствует о расположении науки в центре внимания. Коран начинается с повеления о чтении, которое является основой науки и образования. Так, первым словом, ниспосланным Богом Пророку ислама,

л

был повелительный глагол «икра», что в переводе означает «читай», и с первых дней мусульманам, после принятия веры, повелевалось получение образования. Таким образом, миссия пророка началась с указания «читай» и данный аят изъявляет эту мысль, что в религии первостепенное значение придаётся именно обучению и познанию наук. Коран, указывая на различие положения учёных и глупцов, изъявляет, что никогда те, кто знает (учёные), не являются равными с теми, кто не знает (глупыми). «Разве те, которые ведают и те которые не ведают одинаковы?».3

Другим свидетельством этого является то, что в начале многих сур Корана выставлены отдельные буквы и, в том числе, сура «Бакара» начинается аятом с буквами «Алиф. Лам. Мим».

. \1>\амчад Сииечри. Исламская цивилизация в эпо\\ Умавидов -1 егераи. «11\ри Сакалайн.1385 \.с -40 " . Коран.С\ра А.тк. Аяг 1-Д\ шайбе, «Ирфоп», 2007г.с.-597. '' . Коран С\ра 3\мар. Ая1 9. -Д\шапбе, «Ирфоп». 2007г. с.-459.

Толкователи высказали очень много мнений об упомянутых буквах и некоторые из них объявили эти буквы символом и нераскрывающейся загадкой. Но от возникновения упоминания этих букв явствует, что это своего вида предупреждение безграмотным людям, изречённое чрезвычайно тонким кораническим выражением с той целью, чтобы те не выдвигали свою безграмотность в качестве причины, изучали алфавит буква за буквой и произнося «Алиф. Лам. Мим» занимались чтением божественной книги.

В Коране имеют место десятки аятов, подчёркивающие необходимость грамотности и высокое положение науки и образования. Исламское общество с первых дней своего основания обращало особое внимание и проявляло особую заботу делу образования и воспитания, любыми средствами агитировало людей к чтению и грамоте. Ислам - первое вероучение, которое призывало своих последователей к ликвидации безграмотности и в осуществлении этого дела использовало каждый момент. Пророк Мухаммед во втором году хиджри, в ходе сражения под Бадром, приказал освободить любого попавшего в плен безбожника взамен фидя (кровного воздаяния), если тот обладает грамотностью и обучит 10 мусульманских детей грамо те.

В начале появления ислама среди курейшитов было всего лишь 17 грамотных людей, но благодаря всесторонним усилиям мусульман за короткое время их число в мусульманском обществе увеличилось до нескольких тысяч. Изучение наук и обучение их другим людям приравнено в исламе к поклонению Богу и, подобно соблюдению поста и совершению молитвы, являются для каждого мусульманина неоспоримой обязанностью. В этой связи Пророк ислама изрёк следующее: «Талаб-ул-илми фаризатун ала кулли муслимин ва муслиматин» («Изучение науки является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки»).1 С

целью придания особого положения науке и образованию Пророк ислама считает «Крылья ангелов - подстилками под пятами обучающихся науке и чернила учёных предпочтительнее крови мучеников на пути к Аллаху».

1 . М\\аммад Сипехри. Цивилизация в эпоху Умавидов.Тегеран. «11%ри Сака.шйн. 1385 Х.С.-40.

Наука и образование обладают в исламе особой святостью, и это не частное дело и не связано с желаниями и стремлениями людей, а являются одним из абсолютных и необходимых божественных указаний. Поэтому с первых дней для всех мусульман было обязательным относиться бережно и с уважением к науке и учёным, преподавателям и ученикам и ко всем учебным пособиям, и малейшее проявление пренебрежения к ним считалось большим грехом. В старые времена в Самарканде благочестивые и богобоязненные личности не проходили мимо приспособлений для выроботки бумаги, не совершив омовения, считая подобное действие уважительным отношением к бумаге. В последние века, когда порядочность и уважение к науке и её познавателям пришли в упадок, учёные Бухары, чтобы предотвратить это отрицательное явление, единогласно постановили считать каждого, кто в шутку выскажет что-либо неподобающее в адрес познавателя науки, виновником в совершении большого греха, а высказавшего подобное серьёзным образом неверным.

Первостепенной основой воспитания и образования в исламе является идея существования связи между земным и потусторонним миром. По концепции ислама жизнь в этом мире - пролог для будущей жизни, а счас тье в будущей жизни зависит от правильных деяний в мирской жизни. Поэтому порядок и содержание воспитания и образования в исламе сформированы на этой основе, и интересы мирской и потусторонней жизни в ней находятся в неразделимой связи, и этим свойством исламское воспитание и образование отличается своими особенностями.

Исламское образование и воспитание является самым демократичным способом воспитания и образования в мире. В нём нет никаких препятствий и абсолютных ограничений: ни в последовательности вере, ни в финансах, ни в возрасте, ни в племенной, кровной и расовой принадлежности к определённым слоям, оно не устанавливает никаких препятствий в связи с различием способности и таланта, каких - либо программных и стилистических препятствий.

Образование в исламе на всех уровнях бесплатное, кроме этого, обучающиеся обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, местом для сна и учебными пособиями. Вдобавок ко всему, они ежемесячно получают определённую сумму денег для своих затрат.

Одним из важных и первостепенных целей исламского образования является улучшение моральных качеств и поведения обучающихся. Обучение наукам без воспитания моральных устоев не только может оказаться бесполезным, но и иметь нежелательные последствия. В этой связи известный великий исламский философ Абунаср Фараби заявляет, что у каждого, если благодаря обучению наукам не улучшаются моральные качества, не может быть счастья в земной и потусторонней жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рашидов, Тохир, 2015 год

Список использованной литературы

1. Абдел Рахим Омран. Планирование семьи в толковании ислама. Перевод с английского. -Душанбе, 2001. - 95 с.

2. Абдулкарим ибн Мухаммад ас - Самаани. «Китаб-ул-Ансаб» («Книга о родословной»), Том 4, Бейрут, 1999, с. 169 - 171.

3. Абдулхусайн Хоири Шерози. Исламское воспитание. -Тегеран, 1360 хиджри - 261с.

4.Абдуллох Рахнамо. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане. -Душанбе, 2011, 152 с.

5. Абуали Ибн Сино. Осор. «Тадбири манзил» («Домоводство»). Т.4.-Душанбе, «Дониш», 2009. - 921с. (на тадж. яз.).

6. Абу 1Ьамид Газали. «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»).- Тегеран, 1993 (1371). -С.423 -430.

7. Ад - даавот, хад. 153. - 62 с.

8. Аддур -ул - мансур. Т. 3. - 423 с.

9. Аджлуни, Исмаил бин Мухаммад. Кашф- аль - хафа ва музил аль - илбас (Т. 1 - 2), «Даруль - кутуб - аль - илмия», Бейрут, 1408/1988.

10. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М. Профиздат, 1989.- 206 с

11. Алави Али. Воспитание в Коране и Сунне. Кум, 1359 хиджри.- 279 с.

12. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала, 1968. - 298 с.

13. Алмоси Али Мухамад. История обучения и воспитания в исламе в Иране.-Тегеран, 1381 х., 671 с.

14. Ал - даавот. Сура 62, хадис 28858 ?

15. Ал - ихтисас, - 245 с.

16. Ал - махасин. Т. 1., хад 765 - 358 с.

17. Ал - хинди, Алауддин Али. Канзуль - уммаль (Т. 1-18), «Муассаса ар -рисала»- Бейрут, 1986.

18. Аминзода Мухаммадризо. Культура обучения и воспитания в исламе. Т.1. Кум, 1376 хиджр и - 354 с.

19. Амоли Туси, хад. 1069. - 488 с.

20. Амоли Саду к, хад. 4. - 27 с.

21. Амлахаджат - ул - байза, Том 1. - 22 с.

22. Андреева И.С., Гулы га A.B. Семья. Том 1. Изд - во политической литературы, 1991.-345 с.

23. Ашошин B.C. Когда старшие рядом (из опыта воспитания детей) кн. Изд. Хакас, 1965. -312 с.

24. Антонов В.В. Основы этики Ислама. С.-П., 1993. - 142 с.

25. Арабова Э.В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств и поведения. 2-е изд. - Минск, Пламя, 1985.-160 с.

26. Арова Э.В. Будьте добры. Молодой семье о культуре чувств и поведения, 2-е изд. - Минск., Пламя 1985. - 160 с

27. Артюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и оi ношения между супругами \\ Семья и социальная структура.- М., 1987. - 53-70 с.

28. Атахонов Т., Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Очерки истории педагогической мысли./ Учебное пособие: Академия образования Таджикистана. - Душанбе, 2005.-225 с.

29. Атторон Мухаммад. Мусульманские учителя о воспитании детей. Тегеран, 1366 х., 317 с.

30. Афанасьева Т.М. Семья. - М, 1987. - 256с.

31. Ахмад Мухаммад Шакир. Альбаис - аль- хасис шарх ихтисар улум аль -хадис. «Муассаса аль - китаб ас - сакафия», Бейрут, 1408/1990.

32. Ахмедова 3. К. Идеи рыцарского воспитания в истории педагогической мысли таджиков. - Душанбе, 2014 - 191 с.

33. Бахар - ул - анвар. Т. 1. Хад. 52 - 220 с.

34. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пос/ В. С. Безрукова - Ростов н/д, Феникс, 2013.-381 с.

35. Бихар - ул -анвар. Том 2, хад. 49, - 19 с.

36. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке.- М.: Мысль, 1987. - 188 с.

37. Бедный М.С. Семья, здоровье — общество. - M, 1986. -56 с.

38.Бехруз Рофии. Взгляды мусульманских учёных на воспитание и обучение. 1 - ое издание. - Тегеран, 2005 (1381).- 289 с.

39. Бодалева A.A., Сталина В.В., Семья в психологической консультации.-М.: Педагогика, 1989. - 208с.

40. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре (к проблеме межлитературных связей народов Советского Востока). - М., Наука, 1977. -188с.

41. Бромлей Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культуры. \\ Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов.- М.,1990. С.5 - 16.

42.Васильев JI. С. История религий Востока.- Ростов-на-Дону: М., 2005.

43. Вашбов МБ. Ислам и семья.- М.: Наука, 1980.169 с.

44. Гайнутдип Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. - М., 1977.

45. Гафарова М., Фомина В., Общественное сознание. - Душанбе. «Ирфон», 2001.- 111 с.

46. Гегель. Г.В. Энциклопедия философских наук.- М., 1997. Т.З.

47. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии.- Сб.: Наука, 1993. - 480 с.

48. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц.- М.: Мысль, 1990.-524 с.

49. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. - Л.: 1984.- 136 с.

50. Голод С.И. Будущая семья: какова она?: (социал: нравств. aciieKi). - М.: Знание, 1990.- 62 с.

51. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. Учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

52. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 216 с.

53. Гуломхусайн Шукухи. Обучение и воспитание и их этапы.-Машхад, 2011 (1389).- 187 с.

54. Полен Ф. Пророк Мухаммад - венец рода человеческого. Т. 1. Перевод с турецкого. - М.: «Издательство Новый свет», 2004. - 363 с.

55. Гюлен Ф. Пророк Мухаммад - венец рода человеческого. Т. 2. Перевод с турецкого. - М.: Издательство «Новый свет», 2004. - 304 с.

56. Гурур - ул - хикам, хад., 5234.

57. Гурур - ул - хикам, хад. 837.

58. Гурур - ул - хикам, хад. 185.

59. Джамилова Дж. Социокультурная традиция ислама в контексте этнопедагогики /Под общ. Ред. Сулаймони С.И. - Душанбе: «Ирфон», 2006.-145 с.

60. Джаме - ус- сагир, хадис 1856.

61. Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы тендерного насилия. (Тендерное насилие. Учебное — пособие).- Душанбе. 2003. -186 с.

62. Джурдж Зейдон. История и цивилизация Ислама. Перевод Дли Джавахира Калам. -Тегеран, «Амири Кабир», 1384 г.х. - 701 с.

63. Джафари и имам Мухаммад Газали.-Тегеран, 2008 (1386). - 320 с.

64. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира. - М., «Совершенство», 1999.

65. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М., 1990. - 66 -67 с.

66. Жизнь Мухаммеда / Под ред. Панова В. Ф. - М.: «Просвещение», 1990

67. Журнал. «Клиническая медицина», 1909.

68. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 2003. 26 с.

69. Зиёев X. М. Суфийский орден «мавлавия» - Душанбе, «Хумо», 2007. -276 с.

70. Ибрагим Амини. Ислам, обучение и воспитание. 4-е издание.-Тегеран, (76). Т.2. - 128 с.

71.Ибн Батута, «Сафарномаи ибн Батута» («Книга путешествий ибн Батута»),, (перевод с арабского д-р Мухаммедали Муваххид). -Тегеран, 1370 х-298 с.

72.Ибн Курбон. На перекрёстке исчезновения и возрождения старинной нации. - Душанбе, «Эр - граф» - 2007. - 340 с.

73. Ибн Кутайба, Абдуллах. Тавил мухталиф аль - хадис. «Даруль - кутуб аль - илмия».- Бейрут, 1985.

74. Ибн Салах. Улмаль - хадис. Доруль - фикр».- Дамаск, 1986.

75. Ибнуль - Джавази, Абдул - Фарадж Абдурахман. Сыфа ассафва (т. 1-2) «Дар ибн Халдун».- Каир, 1994.

76.Ислам и проблема национализма в странах Ближнег о и Среднего Востока -М., 2006.

77. Исламская этика.- Душанбе: «Хумо», 2006. - 114 с.

78.История государства и права зарубежных стран. /Под ред. Жидкова О. II. -М.: «Норма», 1996.

79. Икбал Мухаммад. Возрождение религиозного мышления в исламе. -Тегеран, 1383 хиджри.-570 с.

80. Имам Аъзам Абу Ханифа. Ал - фикх. Ал - ханафи.

81. Имам Мухамад Газали. Краткое содержание Возрождения религиозных наук. Перевод Мухамад Солех. Саиди, Издательство Курдистана. Второе издание. 1380. -35 -36 с.

82.История государства и права зарубежных стран. Под ред. О. Г1. Жидкова.- Москва: «Наука», 1996. - 429 с.

83. Кадыров К. Педагогика и дидактика суфизма. - Душанбе: «Маориф», 2000.-167 с.

84. Кадыров К. Б. История педагогической мысли таджикского народа (с

древнейших времён до возникновения ислама). - Душанбе: «Ирфон», 1998. - 258 с.

85. Кадыров К. Просветители суфизма: Мир Сайд Алии Хамадони. Маърифат № 5-6, 1997 с-21.

86. Канз - ул - уммал, хадис 28858.

87. Канз - ул - фавоид. Т. 2. - 31 с.

88. Канонов А.Г. Некоторые проблемы миграционной подвижности молодёжи. \\Материалы всесоюзной научно - теоретической конференции. Душанбе, 1991.-219 с.

89. Кэмбелл, Росс. Как на самом деле любить детей: (сокр. Пер. с англ. \\ Росс Кэмбелл. Не только любовь / Максим Максимов). - М.: Знание, 1992. - 187 с.

90. Коими Али. Ислам и воспитание девочек. - Тегеран: «Интишорож Амири». 1367(1988)-340 с.

91. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, «Ирфон», 1994. - 33 с.

92. Коран. Сура Зумар. Аят 1. - Душанбе: «Ирфон», 2007. - 597 с.

93. Коран, перевод, смысл и толкование. Место издания: Центр «аль -Фуркан». Дамаск, 1420 год хиджры. Сура Писо, аят 79, 109 с.

94. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2001. - 68 с.

95. Коран. Репринт. Воспроизведение. Издательство. 1907 г. В 2 томах. - М.: СП Дом Бируни. 1990. - 1178 с.

96. Кофи. Т 8. Хад. 4. С. 19.

97. Климович А. И. Ислам- М: «Наука», 1965.- 333 с.

98. Кафи. Том 1, с. 32. н>ад. 2.

99. Кумшаи, Хусайн Мумчон. 365. Беседы по Корану. - «Тегеран», 1388 х. -565 с.

100. Кучер О. Н., Семепах О. П. Ислам. Ростов н/д: Феникс - Харков: Тарсинг 2, 2004.- 488 с.

101. Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания Педагогика.- 2009. - №2 - С.76 - 81.

102. К. Маркс и Ф. Энгельс. О религии. - М., 1955. - 236 с. ЮЗ.Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. - Душанбе, 2004.- 211с. 104. Малерба М. Религии человечества. - JL, 1997. - 601с.

105. Маркс К. Конспект кн. Льюиса Моргана «Древнее общество» Маркс К, Энгельс Ф.,Соч.2-е Изд. Т.45.-254 с.

106. Махоммед Атыйа ал - Ибрашим. «Ат-тарбият-ул-исламия ва фалосифатуха» («Исламское воспитание и её философия»), Египет, 1986. -291 с.

107. Махоммед Муртаза Наджи. «Таърих ва тамаддуни исломи дар каламрави Сомониён» «Исламская история и цивилизация на территории Саманидов», Тегеран, 1378 х. - 374 с.

108. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. -М.: Инфра-М, 2006.

109. Мехр Алиё. Сравнение нравственных взгядов Мухаммада. (перевод Забехулло Мансури. Второе издание. - Тегеран, 1986 (1364) - 673 с.

110. Мирбобоев М. Этика Джалолиддина Давони. - Душанбе, «Дониш», 1992. - 351с.

111. Мир культуры (Основы культурологии) Учебное пособие. 2-е Б 95 издание, исправленное и дополненное.: издательспю Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО Издательство «ЮКЭА», 2002.-712 с.

112. Мохамед Сипехри. «Тамаддуни исломи дар асри Умавиён» («Исламская цивилизация в эпоху Умавидов»).-Тегеран, «Нури Сакалайн», 1385 х, - 240 с.

113. Мудрость тысячелетий. (Из сокровищницы мудрых мыслей). - Душанбе: «Деваштич», 2007. - 186 с.

114. Мунят - ул - мурид. 110с.

115. Муртазо Мутаххари. Система права женщин в исламе. - Душанбе: «Пайванд», 2007. - 348 с.

116. Мутаххари Муртазо. Философия нравов. Тегеран: Интишороти Садро, 1366 (1987)-397 с.

117. Мутаххари Муртазо. Тавхид. (Единобожие). - Тегеран, 1388. - 240 с.

118. Мухамад Икбол. Возрождение религиозного мышления в Исламе.-Душанбе, 2010.-211 с.

119. Навадир — ур - Раванди, - 11 с.

120. Наср Сайид Хусайн. Наука и цивилизация в исламе.- Тегеран, 1367/1988.-340 с.

121. Назаров X. С. Идеи нравственного воспитания личности в творческом наследии Шаха Нигматуллаха Вали в контексте современных проблем образования. Автореф. канд. дисс. - Душанбе, 2014. - 22 с.

122. Назаров X. «Накши эрониён-толшкон дар таърих в фаррьанги лашон» (Роль иранцев-таджиков в мировой истории и культуре).- Душанбе, «Пайваид»-2005. 245 - 246 с.

123. Нахдж - ул - балога. Мудрость. - 205 с.

124. Нахдж - ул - балога. Мудрость. - 288 с.

125. Негмати А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков.- Душанбе: «Дониш», 1989. -128 с.

126. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. - Душанбе: «Ирфон», 2000. - 296 с.

127. Одинаев Ё. Куръон: Таълимоти фалсаф'1, ахлокТ ва эстетикии он.-Душанбе: «Маориф», 1992. - 154 с.

128. Педагогика: учебное пособие. Под ред. Л. П. Крившенко. М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

129. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов 5 - с. Изд. М.: Школа - пресс, 2007.-512 с.

130. Перестройка в семье, семья в перестройке.- М.: «Мысль», 1990.- 285 с. 131 .Писманкина М. Г. Религия в истории и культуре.-М.: «Юнит», 2007.

132. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. - М.: «Мысль», 1982. -220 с.

133. Привалов К. Секты: досье страха. 1987.- 58 с.

134. Равзат -ул - ваизин, 16 с.

135. Рахимов М. Толерантность - основа мира. - Душанбе: «Ирфон», издание 1 -ое, 2013.- 196 с.

136. Рахим Омран. Планирование семьи в толковании Ислама. - Душанбе, 2001.-С.-45.

137. Религии мира. Энциклопедия. Т.6-М.: «Аванта +», 1996.

138. Родионов М. Голубая бездна на медной ладони. 1988.-118 с.

139. Романов И. И. Религиозно- культурные традиции в современном информационном пространстве: МГУКИ, 2000.-134 с.

140. Рукойта Максуд. Ислам. М. Торговый дом «Гроенд», 2002.

141. Сайид Хавва. Ар - расул (т. 1 - 2), «Дарул - кутуб аль - илмия», Бейрут, 1980. Саидбаев Т.С. Ислам и общества: Опыт ист.- социол. исслед.- М.: «Наука», 1984.- 302 с.

143. Священный Коран. Коран/Пер. и комментарии И. Ю. Крачковского. -М.: Изд - во «Восточная литература», 1963. Коран/Пер и комментарии Д. Н. Богуславского. Изд - во «Уагры»,- Стамбул, 2000.

144. Семьи мигрантов в Таджикистане: проблемы и способы их решения. Аналитический отчёт по исследованию. - Душанбе: «Ирфон», 2007.-132 с.

145.Смирнов Г.В. Мистика. Религиоведение, наука,- М.: «Канон», 2008.

146. Солдатов А. В. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2007.

147. Статистический ежегодник. - 2010 год. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Под редакцией Мухаммадиева Б.З.Душанбе, 2010.-294 с.

148. Сулаймони С., Алинажод М. Обучение и воспитание в исламе.-Душанбе: «Ирфон», 2010.-184 с.

149. Сулаймони С. Педагогика ислама. - Душанбе: «Ирфон», 2008.- 245 с.

150. Танбех - ул - хаватир, том 1, - 84 с.

151. Такиюддин Ахмад ибн Али ал-Макриз. «Ал-маваиз ва-л-эътибор би зикри-л-хитат ва-л-аср» («Проповеди и внимание упоминаниям писаний и исторических памятников»). - Каир, 1326 год хиджры. - 490 с.

152. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье \\ Культура семейных отношений.- M., 1985.-С.101-106.

153. Томсон М. Философия религии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384 с.

154. Тухаф - ул - укул. - 286 с.

155. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М., 1980, - 271 с.

156. Фельдштейн Д. О. Психолого - педагогические проблемы науки в XXI веке//Вестник Академии образования Таджикистана, № 1 (12), 2013. 6-23 с.

157. Ферри М. Феминизм и семейные исследования. Тендерные тетради. Выпуск. Второй: СПб. 1999. -134 с

158. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия. -М.: ACT: ЗАО НПП. Ермак, 2004. -730 с.

159. Хабермас Ю. Европейское национальное государство \ Нации и национализм. - М.: «Праксис», 2002. - 374 с.

160. Хаким ан - Нисабури. Марифа улум аль - хадис, «Даруль - кутуб аль -илмия», Бейрут, 1397/1988.

161. Хакимова З.А. Проблемы семьи в средневековой таджикской философии.- Душанбе. «Дониш», 2010. — 188 с.

162. Харисова JI. А. Ислам: воспитание и образование // Педагогика, 2001. -№8. 56-61 с.

163. Харисова А. А. Религиозная культура в содержании образования.- М.: «Просвещение», 2002. - 336 с.

164. Харчев А. Современная семья и её проблемы. (Социально -демографическое исследование). - М. Статистика, 1978. - 98 с.

165. Хасан Ибрагим. Политическая история Ислама. (Перевод с арабского Абалькасима Паянда). - Тегеран, 1385 хиджры. - 670 с.

166. Хатиб - аль - Багдади, Абубакр Ахмад ибн Собит. Ар - рихла фи талаб аль - хадис, «Даруль - кутубаль - илмия».- Бейрут, 1975.

167. Хатиб - аль - Багдади. Аль - кифая фи илм ар - ривая. «Даруль - кутуб - аль - илмия».- Бейрут, 1188.

168. Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество.- M.: «Российская политическая энциклопедия», 2001.- 240 с.

169. Хаким Мухамадризо. Знание мусульманина. -Тегеран, 1386 х. - 268 с. 170. Худжати Сайид Мухаммад. Ислам и образование. -Тегеран,

1368х(1989).-276 с.

171. Худжати Мухаммадбокир. Ислам об обучении и воспитании ребёнка.-Тегеран, «Донишгоши Теььрон», 1386 х.- 333 с.

172. Хусайни Сайид Али Акбар. Краткая история исламского обучения и воспитания.- Тегеран, 1372 хиджри.- 231 с.

173. Эмомали Раььмон. Развитие образования - основа укрепления государства. - Душанбе, 2009. - 334 с.

174. Шавкани, Ибн Али. Аль - фаваидуль - маджмуа фильахадис аль -мавзуа», «Аль - мактабуль - исламия». - «Бейрут», 1392/1972.

175. Шоазимов Г1. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.- Душанбе: «Ирфон», 1993. - 209 с.

176. Шоихтиёров X. Социальная философия. Насриддина Туси. Гл 3. Философия домоводства. -Душанбе «Дониш», 2007,- 240 с.

177. Benedict Anderson. Imagined Communities. London - New York, 1991.

178. Dunn J. Understanding Human Development // Human Ethology. Cambridge, 1979/P.630.

179. Justice. Cambridge, 1982; Taylor M. Community, Anarchy and Liberty. Cambridge, 1982.

180. William O. Beeman. Constructing National Identity in the Context of Multiculturalism: The Case of Tajikistan. Moscow, 1999.

181. Olivier Roy. Globalized Islam. The Search for a New Ummah.-Columbia University Press, New York, 2004. -349 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.