Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чумакова, Мария Викторовна

  • Чумакова, Мария Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 221
Чумакова, Мария Викторовна. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2011. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чумакова, Мария Викторовна

Вступление. Общая характеристика работы.

Глава 1. Краткий исторический обзор по Дятьковском у хрустальному заводу.

1.1 История основания. Династия Мальцовых.

1.2. Стилистические изменения продукции завода. Трансформация художественных форм бытовой посуды. Производство и декорирование серийных столовых сервизов.

Глава 2. Художники на производстве.

2.1. Елизавета Бём - первый заводской художник.

2.2. Первая половина XX века. Работа художников Комбината декоративно-прикладного искусства Художественного фонда РФ.

2.3. Е.С. Шувалов - народный художник СССР.

Глава 3. Авторское стекло и массовые изделия, созданные на ДХЗ во второй половине XX века.

3.1. Новаторское творчество художников и обновление заводского ассортимента в 1950—60-е годы.

3.2. Формирование заводского творческого коллектива в 1970-е годы.

3.3. Персоналии.

Глава 4. Современные этапы развития стекольного производства в г. Дятьково.

4.1. Уникальные произведения и производственный дизайн. 1980-2000 гг. Поколение молодых художников.

4.2. Перспективы развития и продолжение традиций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.»

Актуальность исследования

Темой данной работы является исследование развития стекольного производства России и творчества отдельных художников декоративно-прикладного искусства.

Возникновение и последующее развитие заводов России, занимавшихся выпуском художественных изделий из стекла и хрусталя, послужило основой появления особенной национальной стилистики в этой области. Существование отечественных стекольных предприятий на протяжении трёх веков позволяет изучить историю их развития, формирование эстетики предметного мира в нашей стране и его стилевые изменения, которые сложились за это время.

Продукция Дятьковского хрустального завода стала большим вкладом в культурно-историческое наследие России. И как любой вид декоративно-прикладного искусства, несла в себе определенные черты каждой эпохи и стиля, сохраняя при этом народные традиции. Сочетание профессионализма мастеров и творческого потенциала художников воплотилось в произведениях, создаваемых на нём. Особый интерес вызывает процесс своеобразного слияния национальных особенностей и авторских поисков, в результате которого на производстве создавались тщательно исполненные массовые и уникальные изделия из стекла и хрусталя. Благодаря обширному временному промежутку, выбранному для данного исследования, можно наблюдать не только качественные изменения изделий в рамках материала, но и отражение стиля определённой исторической эпохи в предметном мире, а также влияние художественной мысли на производственный дизайн.

Наибольший расцвет русского художественного стеклоделия приходится на XVIII - XIX века. Стекольных заводов и фабрик в это время народилось и существовало достаточно много, но лишь некоторые из них выросли до крупных центров, заслуживших известность в истории мирового стеклоделия.

Именно в этот период происходило становление и развитие всей отрасли в целом, формировались основные приёмы формообразования и декорирования изделий, по большей части на основе уже известных европейских образцов.

Насколько позволяют судить основные архивные источники, начиная с XVII века в российском стеклоделии выделилось несколько крупных производств стекла. При этом нельзя переоценить роль династии Мальцовых в достижениях стекольной промышленности России того периода. К середине XIX века «империя Мальцовых» полностью сформировалась, включив в себя не только одни из самых крупных стекольных заводов, но также и металлургические, продовольственные и многие другие. При этом нельзя недооценивать роль династии Мальцовых в достижениях стекольной промышленности России того периода.

Сохраняя, пусть и формально, в своем названии фамилию великих предпринимателей Мальцовых, Дятьковский хрустальный завод к началу XX века по объёму выпускаемой продукции был одним из крупнейших предприятий России.

Начиная со второй половины ХУ1П века, Дятьковская фабрика относилась к тем немногочисленным центрам, которые выпускали массовое бытовое стекло. Но, наряду с простой «зеленой» посудой, на заводе изготовлялись и дорогие хрустальные изделия, а также гутные «диковинки». Для этого Мальцовы привлекали иностранных мастеров, которые обучали местных крепостных. Лишь в конце XIX века на заводе появляется первый профессиональный художник - Е.М.Бём, в работах которой ярко проявился стиль эпохи.

В научных публикациях, существующих на данный момент; достаточно подробно рассмотрен описанный выше период развития стекольного производства в России. Наиболее изученным до сих пор остается стекло периода XVIII - XIX веков, в то время как история развития стеклоделия в России на протяжении XX века остается за пределами научных интересов.

Во многих теоретических материалах массовое производство стекла рассматривается лишь с позиции технологического процесса, но не менее актуальным является его искусствоведческое исследование. Важной частью исследования представляется рассмотрение процесса эстетизации выпускаемой продукции и постепенного формирования художественного вкуса в целой отрасли декоративно-прикладного искусства.

Возвращаясь к рассмотрению эволюции изделий, выпускаемых на Дятьковском хрустальном заводе, мы в своем исследовании старались основываться на стилевых особенностях того или иного исторического периода и оценивать произведения в рамках формирования авторской стилистики. То есть изучить своеобразие почерка каждого из художников, работавших на заводе.

Так, в период 20-60-х годов на Дятьковском заводе сформировался своеобразный стиль, в котором воплотились основные эстетические принципы новых социально-экономических условий. Удовлетворение не только бытовых (утилитарных), но и духовных потребностей являлось основной задачей. Свежие образы, условный язык, новая декоративность - все это стало интересной альтернативой традиционному «мальцовскому» стеклу.

К 70-м годам место художника на производстве окончательно определилось. Многие выдающиеся авторы сумели наиболее полно выразить себя в работе. Стал ощутим творческий рост и индивидуальный почерк каждого их них. Художник и его уникальные декоративные произведения становятся лицом завода. Кроме того, формируется общая концепция творчества художника-производственника.

Для всестороннего исследования особенностей дятьковской школы стеклоделия, творчество каждого из художников, активно работавших на заводе в период с середины XX до начала XXI века, рассмотрено детально, с изучением отдельных, наиболее значимых работ. Акцент сделан на своеобразном явлении, характерном для советского стекла, заключавшимся в активном взаимодействии индивидуального творчества художника и его деятельности по разработке образцов для серийного изготовления. На основе собранных уникальных биографических, архивных и других материалов о жизни и творчестве всех авторов, работавших на ДХЗ, сделана попытка составить объективную характеристику художественного наследия отечественного декоративно-прикладного искусства.

Также, не менее важным представляется вопрос перспективы развития традиций, сформировавшихся на заводе, и возможных способов сотрудничества художника и производства, сложившихся в условиях современности, который неизменно возникает при изучении обобщающего материала по Дятьковском у хрустальному заводу. Поэтому актуальность исследования заключается в том, чтобы показать общую картину становления и формирования русского стеклоделия в России на примере одного из крупнейших предприятий России — Дятьковского хрустального завода.

Предмет исследования

Предметом исследования явилось изучение истории возникновения и развития стеклоделия на Дятьковском хрустальном заводе. Особое внимание уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных художниками производства.

Объект исследования

Центром нашего внимания в данном исследовании являются произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из стекла и хрусталя художниками Дятьковского хрустального завода в советский и постсоветский период. В работе рассматриваются не только уникальные произведения, но также и тиражные изделия, выпускаемые заводом в течение 200 лет. Особое внимание уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных художниками, а также своеобразным приёмам формообразования каждого из них. Детально рассматривается авторский подход в работе с материалом и новаторские техники, используемые каждым из художников.

Также, для создания полной картины и объяснения исторических предпосылок возникновения тех или иных тенденций в творчестве каждого из художников, нами рассмотрен ряд образцов стеклянных и хрустальных изделий, находящихся в различных музеях страны. Анализируется взаимосвязь между результатами работы художника на производстве и развитием стекольной отрасли в целом. С помощью архивных документов, таких как каталоги и прейскуранты заводских изделий, фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, содержащихся в музеях и хранилищах страны, был полностью воссоздан ряд работ, демонстрирующих развитие отечественного стеклоделия. Благодаря подборке изображений малоизвестных работ, стало возможным более наглядно продемонстрировать связь уникальных произведений и массовых изделий, создаваемых на заводе.

Степень изученности темы

Наследию художников Дятьковского хрустального завода принадлежит одно из основных мест в истории российского стеклоделия вот уже на протяжении двухсот лет. Но их творчество до последнего времени оставалось мало изученным.

В основном, хорошо освещенной частью истории Дятьковского завода является дореволюционное мальцовское стекло. Большая часть исследований по этой теме посвящена изучению дореволюционного стекла России в целом. В них рассматривались стеклянные и хрустальные изделия, выпускавшиеся на различных заводах России, в том числе и Дятьковском , в контексте развития исторических стилей.

Основательный научный (и статистический) материал о развитии Мальцовского производственного округа до революции содержат труды ряда историков (Н.Болыиева, А.Цейтлин, А.Субботин); некоторых исторических аспектов темы касаются в своих статьях и книгах С.Темерин, Н.Яглова, Л.Казакова, Е. Долгих.

Наиболее полно и подробно продукция завода проанализирована в работе И.А.Ашариной «Русское стекло». В ней автор внимательно рассматривает историческое развитие стекольных производств, принадлежавших семье Мальцовых, в сравнении с Императорским, Бахметьевским и другими заводами того времени. Так же ярко продемонстрирована трансформация форм массовых изделий, выпускавшихся на производствах, в контексте исторических стилевых изменений.

Отдельно стоит выделить полное историческое исследование по Дятьковском у заводу Немчиновой Д.И. «Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории». Автор этой книги внимательным образом проследила развитие и формирование производства в Дятьково по историческим архивам и документам, собрав воедино уникальные сведения о заводе.

Безусловно, влияние предметно-пространственного мира на формирование этических и эстетических воззрений каждого человека многократно обсуждалось многими деятелями искусства и искусствоведами в разные исторические эпохи. Наиболее широко и конкретно в специфике предметов декоративно-прикладного искусства этот вопрос подробно рассматривался в 60-е годы прошлого века на страницах журналов об искусстве. Такие авторы, как В.И.Мухина, Н.Н.Качалов, С.М.Бескинская, Н.В.Воронов, Л.В.Казакова, К.М.Кантор, Л.Г.Крамаренко, Б.А.Смирнов, Н.С.Степанян, С.Хан-Магометов и многие другие активно полемизировали о воспитании общественного вкуса посредством декоративно-прикладного искусства. В подавляющем большинстве случаев эти дискуссии имели чисто теоретический, философский характер, но в процессе становления отечественной промышленности подобные темы стали подниматься и в статьях, рассказывающих о деятельности художников, работающих на производстве.

Большинство сведений о советском периоде завода можно почерпнуть именно из периодических изданий того, времени. Авторы статей в журналах «Декоративное искусство», «Искусство и быт», газетах «Пламя труда», «Брянский рабочий» и др., такие как Л.Крамаренко, Л.Казакова, Н.С.Степанян, Ю.С.Лодкин рассматривали творчество дятьковских художников в процессе его формирования, внимательно останавливаясь лишь на современных на тот момент произведениях или же обозревая выставки, участниками которых были эти художники.

Существует так же несколько монографий художников, работавших некоторое время на заводе, альбомов, содержащих вступительные статьи искусствоведов и иллюстрации работ, а также брошюр и буклетов. В их числе можно назвать книгу Н.С.Степанян «Галина Антонова», альбом «Борис Фёдоров» и др.

Наблюдается крайне малое число публикаций на русском языке, посвященных анализу производственного дизайна в стекле. В их числе можно упомянуть лишь диссертационную работу Л.Г.Грошковой, посвященную школе финского стеклоделия. К сожалению, в настоящее время не существует публикаций, содержащих систематизированную информацию о творчестве художников-стекольщиков, работавших на производстве в советский и постсоветский период. То есть наблюдается полное отсутствие теоретических исследований в области российского дизайна стекла.

Настоящая работа посвящена комплексному анализу творчества всех работавших на Дятьковском хрустальном заводе художников. Автор попыталась проанализировать своеобразие стилистики каждого художника, исследовать эволюцию авторских приёмов формообразования при создании образцов массовых изделий, рассматривая их в контексте исторического развития. Помимо детального изучения общей стилистики продукции завода в различные исторические периоды, делается акцент на последовательном освещении творческих работ каждого из художников.

Отдельно рассматривается вопрос влияния художественного образования на работу молодых специалистов, пришедших на производство после окончания ВУЗов.

Таким образом, начиная со второй трети XX века, в декоративно-прикладном искусстве России наблюдается интересное явление, достойное пристального рассмотрения - универсальность творческой мысли художников стекла, их способность гармонично сочетать работу над производственными образцами и свободное творчество.

Работы художников Дятьковского хрустального завода для производства и их творческие произведения - это большой пласт отечественного стеклоделия.

Но, к сожалению, теоретических материалов по этой теме собрано очень мало. В основном они представляют собой биографические очерки или исследования творчества отдельно взятых стекольщиков. Все имеющиеся материалы не систематизированы и нуждаются в дополнительной обработке.

Данная тема представляет особый интерес в качестве обобщающего исследования по творчеству художников Дятьковского хрустального завода. Также, актуальность избранной темы обусловлена потребностью восполнить пробелы в исследованиях отечественного стеклоделия, необходимостью расширения границ исследований в сфере декоративно-прикладного искусства и производственного дизайна России.

Географические границы исследования

География исследования определена местом нахождения производства в городе Дятьково Брянской области. Творчество художников, приезжавших и работавших на заводе в различные периоды времени напрямую связано с Дятьковским хрустальным заводом.

Хронологические рамки исследования

Для наиболее полного обзора творчества художников, работавших на заводе, хронологические рамки нашего исследования включают в себя исторический обзор развития производства и становление Мальцовской стекольной империи в первой главе, начиная с середины XVIII века, заканчивая серединой XIX века. Во второй и третей главах - вторая треть XIX - начало XXI века. Именно этот исторический период характеризуется активной работой выдающихся художников для становления отечественной стекольной промышленности. В последней, четвертой главе, рассматривается новейшая история завода и перспективы развития производства.

Эти временные границы дают возможность наиболее полно проследить эволюцию отечественного стеклоделия на примере одного производства, показать многообразие выпускаемых на заводе изделий и произведений декоративно-прикладного искусства, созданных художниками. Такой большой временной промежуток позволяет создать наиболее цельную картину развития русского стекла, неотъемлемой частью которого являлись вещи, созданные на Дятьковском хрустальном заводе.

Цель диссертации состоит в обнаружении чётко й взаимосвязи между образцами для производственного дизайна и авторскими произведениями, созданными художниками ДХЗ. А также в выяснении места творчества художников, работавших на Дятьковском заводе в контексте развития декоративно-прикладного искусства России. Автор стремилась выявить взаимодействие творческих идей художников и производственного дизайна Дятьковского хрустального завода на основе имеющихся разрозненных сведений, исторических документов и обширного иллюстративного материала.

Задачи исследования: изучить историю развития художественных производств страны, формирование эстетики предметного мира и его стилевые изменения на примере изделий из хрусталя.

- рассмотреть предмет исследования в контексте развития декоративно-прикладного искусства России.

- выявить исторические этапы эволюции изделий, выпускаемых на Дятьковском хрустальном заводе, основываясь на стилевых особенностях;

- проанализировать творчество заводских художников как яркое и самобытное явление искусства России XX века;

- составить объективную характеристику наследия всех художников, работавших на ДХЗ, собрав воедино уникальные биографические, архивные и другие материалы об их жизни и творчестве;

- выявить предпосылки возникновения своеобразной стилистики, присущей работам дятьковских художников;

- раскрыть причины, характер и взаимное влияние производственных и уникальных произведений, созданных художниками на заводе;

- оценить перспективы развития традиций, сформировавшиеся на заводе, и рассмотреть возможные способы сотрудничества художника и производства, сложившиеся в условиях современности;

- привлечь внимание молодых художников к творческим находкам мастеров Дятьковского хрустального завода.

Источники исследования

В качестве источников были использованы не только произведения из стекла и хрусталя, выполненные на заводе, но также графические работы, эскизы и личные архивы художников. Кроме того, были обработаны техническая документация: патенты, авторские свидетельства и протоколы художественных советов. В качестве основных источников были использованы следующие музейные коллекции и фонды: Дятьковского Музея стекла и хрусталя, Московского Музея Декоративно-прикладного и народного искусства, Музея стекла в усадьбе Кусково, Московского Музея Современного искусства, Государственного Исторического Музея, коллекция стекла в Елагином дворце, г. Санкт-Петербург, коллекция стекла в усадьбе Царицыно,

В ходе работы над диссертацией были изучены материалы архивов и 4 библиотек, фонды периодических изданий: РГБ им. В.И. Ленина, библиотека МГХПА им.С.Г. Строганова, БГИБ, архивы ОАО «Дятьковский хрусталь».

Особо ценными источниками диссертации стали личные фонды и архивы, мемуары художников и их родственников, беседы и интервью с художниками, мастерами и руководством завода.

Используемые методы исследования

При написании диссертации использовалась традиционная методика исследования. Благодаря культурно-историческому методу нам удалось воссоздать атмосферу, в которой создавались различные образцы художественного стекла на Дятьковском хрустальном заводе, рассматривая этот процесс в тесной взаимосвязи с развитием русской культуры периода XIX-XX века. Анализируя развитие дятьковского стеклоделия в хронологической последовательности, удалось объективно выявить сформировавшиеся особенности и традиции. Кроме того, используя формально-стилевой метод, стало возможным проследить полную эволюцию форм в стекле и хрустале, в контексте изделий одного предприятия, а так же выявить и охарактеризовать основные направления в творчестве каждого из художников. При помощи иконологического метода удалось достичь ясности в понимании истоков происхождения тех или иных уникальных произведений, основываясь на личных беседах и мемуарах авторов. В отдельных разделах диссертации был также применен иконографический метод, позволяющий выявить влияние иконографии древнерусских орнаментов, изображений официальной символики СССР на орнаментику произведений, созданных на Дятьковском хрустальном заводе.

Научная новизна работы

На основе собранного обширного биографического, иллюстративного и фактологического материала впервые был проведен комплексный анализ и составлена подробная периодизация творчества художников с выявлением взаимосвязи между уникальными и массовыми произведениями из стекла и хрусталя. Впервые в истории искусствоведения автор диссертации публикует обширный круг иллюстраций с малоизвестными работами и эскизами художников завода, интервью, цитаты из мемуаров. Кроме того, освещены и проанализированы работы настоящего времени и рассмотрены пути возможного взаимодействия художников и производства.

Проведена систематизация знаний о творчестве российских художников по стеклу.

Практическая значимость работы

Если учесть значительные пробелы в изучении творчества заводских художников советского периода, эта работа может существенно дополнить раздел развития русского стеклоделия в трудах по истории декоративно-прикладного искусства, стать основой для составления специализированного курса лекций, учебных очерков.

Материалы диссертации могут быть использованы студентами специализированных вузов в своих теоретических работах, преподавателями в курсах лекций и методических разработках, а также в музейных исследованиях и атрибуционной работе, поэтому представляют интерес для искусствоведов, коллекционеров, специалистов в области стеклоделия и декоративно-прикладного искусства в целом.

Апробация исследования

Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры Истории искусства МГХПА им. С.Г.Строганова. Её основные положения изложены в докладах, на научных конференциях, опубликованы в журналах и сборниках, выложены на специализированных интернет-ресурсах. Также материалы диссертационной работы использовались автором в практических занятиях со студентами 1-Н курсов кафедры «Художественного стекла» и при чтении отдельных лекций по курсу «Истории декоративно-прикладного искусства и технологии стекла».

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Она состоит из введения, содержание которого изложено выше, четырех глав и заключения. Она включает подробные примечания к тексту и список основной использованной литературы. Диссертация сопровождается приложениями, куда вошли: список художников, работавших на заводе; терминологический словарь; аннотированный иллюстративный ряд.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чумакова, Мария Викторовна

Заключение.

Новая точка зрения, как и комплекс памятников и информации, введенные в научный оборот в данной работе, позволили рассмотреть историю русского стекла гораздо шире, чем это представлялось ранее. Его можно квалифицировать как сложное и многообразное явление, в котором запечатлелась уникальная культура советской эпохи и в то же время отразились черты национального своеобразия. Проведённая работа позволила выявить и собрать воедино интересный комплекс отечественных произведений, в которых отразилось своеобразие времени и оригинальный авторский стиль.

Некоторые биографические сведения, взгляд на творчество в процессе его развития - всё это помогло осознать значение личности автора в вопросах создания не только уникальных работ, но и образцов для массового выпуска. В творчестве каждого из них также прослеживается взаимосвязь между этими двумя направлениями на уровне технологических приёмов, излюбленных тем и формообразования.

В работах всех художников присутствует своя, отличная от других, художественная доминанта - конструкция и форма или же изобразительность и графика. В этом явно чувствуется обособленность авторского почерка, выработанного каждым, за долгие годы работы в команде. Но, в то же время, ощутимо также влияние «строгановской» и «мухинской» школ. Получая образование в стенах высших художественно-промышленных училищ, они на раннем этапе сформировали собственное понимание такого сложного, но интересного материала, как стекло.

Все дятьковские художники являются постоянными участниками международных, всероссийских и региональных выставок, список которых не позволяет поместить формат данного исследования. Это свидетельствует о том, что в их работах присутствует не только производственный дизайн. Созданные ими уникальные произведения - это огромный пласт декоративно-прикладного искусства России.

Если же рассматривать производство стекла и хрусталя в целом, то необходимо отметить, что создание, последующее развитие заводов, занимавшихся выпуском художественных изделий в России, послужило причиной возникновения особенной национальной стилистики, обогатило предметно-пространственную среду. Продукция Дятьковского хрустального завода стала большим вкладом в формирование культурно-исторического наследия нашей страны. Профессионализм мастеров и творческий потенциал художников удачно соединились в произведениях, создаваемых на нём. Именно процесс своеобразного слияния народных традиций и творческой мысли художников вызывает особый интерес, поскольку в результате него на одном из основных производств страны создавались качественно исполненные массовые и уникальные изделия из стекла и хрусталя. Эти предметы повседневного использования являются материальной историей и дают нам возможность проследить смену эпох и стилей.

В заключении хотелось бы привести цитату из слов Никиты Воронова, с которым автор данной работы полностью согласен: «Работы наших художников промышленного прикладного искусства завоевали мировое признание. (.) Талант промышленного художника, как и любого другого, является народным достоянием. К нему надо относиться бережно. А о том, что могут и умеют делать эти люди, превосходно рассказывает раздел перспективных и творческих образцов (выставки в Манеже в 1983г. - прим. авт.), где ясно видны высота художественной культуры и её стремление к постоянному росту эстетической ценности всех компонентов нашего искусства предметного мира, создателями которого мы по праву можем гордиться».73

Перечень сносок:

1 Арсеньтьев Н.М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII - XIX веках // М.гНаука,2002г., стр. 126.

Немчинова Д.И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, стр.49. о

Арсеньтьев Н.М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII - XIX веках // М.:Наука,2002г., стр. 139.

4 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область//М.: Наука, 1998, стр. 640.

5 Немчинова Д.И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, стр. 81-82.

6 Арсеньтьев Н.М., Макушев A.A., Хрустальные короли России: Промышленное хозяйство и предпринимательская деятельность Мальцовых в XVIII - XIX веках // М.:Наука,2002г.,стр.159-160.

Долгих E.B. Русское стекло XVIII века // М.: Искусство, 1985, стр. 16-17.

8 Там же, стр.19.

9 Немчинова Д.И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // С-Пб.: Искусство России, 58 стр.

10 Ашарина H.A. Русское стекло // М.: Галарт, 1998 стр. 140.

11 Там же, стр.143.

12 Тараканова И.В., статья Художественные изделия Дятьковского хрустального завода 19-начала 20 веков //Брянск, 1994г. стр. 1

Ашарина H.A. Русское стекло // М.: Галарт, 1998 г., стр.154.

14 Там же, стр.171.

15 Лаврентьева С. Друг детей — Е.М.Бём: Биогр. эскиз. СПб., 1911, стр. 10.

16 Чапкина-Руга С. «Русский стиль Елизаветы Бем» СПб., «Захаров» 2007 г, стр.

17 Там же, стр.

1 Q

Казакова Л.В., Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. // М, "Памятники исторической мысли", 2009г. стр. 45.

19 Качалов H.H., Стекло. // М.,1959, стр.307.

20 Там же, стр. 307.

21 Там же, стр. 307.

22 Немчинова Д.И, Художественное стекло Дятьковского завода. Страницы истории // СПб.: Искусство России, стр.182.

Панфилова А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10, стр. 11. 24 Там же, стр. 11.

О

Крамаренко Л.Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР.

1970. №9, стр. 12.

26

Крамаренко Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки // М.: МГХПУ им.С.Г.Строганова, 2003, стр. 138.

27

Крамаренко Л.Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. №9, стр.16.

Художники о своем творчестве. // Декоративное искусство СССР. 1973. №2, стр.13.

9 9 Крамаренко Л.Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. №9, стр. 16. 30 Там же, стр.16.

3 1

Там же, стр.16.

Урбан С. Чешские мастера одобряют. // Декоративное искусство СССР. 1972. №2, стр.21.

Василевская. Выставка художественного стекла. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр.17.

34 Крамаренко Л.Г. Музыка стекла. // Декоративное искусство СССР. 1970. №9, стр.16. г

Художники о своем творчестве. // Декоративное искусство СССР. 1973. №2, стр. 12. ч £

Степанян Н.С. Галина Антонова. // Л.: Художник, 1989. стр.6.

37 Там же, стр. 126.

38

Крамаренко Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки // М.: МГХПУ им.С.Г.Строганова, 2003.

39

Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

40 Бескинская. Стекло Дятьковского завода. Художник на производстве. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр.11.

41 Ланггамер А. Успех художников России. // Декоративное искусство СССР. 1972. №2, стр.23.

42 Адлерова А.Характер русского стекла. // Декоративное искусство СССР. 1972. №2, стр.18.

43 Василевская Н.И. Творчество и производство. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр17.

44 Смирнов Б.А. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2, стр.1.

45 Панфилова А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10, стр. 11.

46 Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр.12-13.

47 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981г.№4 стр.2.

Казакова Л. Акцентировать показ массовой вещи. ДИ.1981г. стр.3.

49 Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

50 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981г.№4 стр.2.

51 Казакова Л.В., Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. // М.: Пинакотека, 2007, стр. 47.

52

Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

53 Там же.

54 Там же.

55 Из личного архива семьи Колодиных.

56 Сказки и легенды в книге Михалева.

СП

Михалев, Мастера хрустальных дел.//Д., 1990г.

58

Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

59 Там же.

60 Там же.

61 Л.Казакова. Стекло и свет в интерьере. 1984г. №2. 18 стр. Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном //Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

63 Л.Г. Крамаренко. Музыка стекла. Журнал «Декоративное искусство» 1970г. №9.

64 А.Полянская. Иван Мачнев. Журнал «Декоративное искусство» 1987г. №4.

65 Там же.

66 Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

67

Казакова Л.В., Борис Федоров. // Тверь, 2006.

68 Там же.

69 Крамаренко Л.Г., Борис Федоров. // Тверь, 2006.

-1Г\

Борис Федоров. // Тверь, 2006.

7 1

Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983, стр. 12-13.

79

Семерин О., «Магия аранжировки»// Пламя Труда №48, 15июня 2005г.

73 Воронов Н. Двадцать лет спустя ДИ. 1981г.№4 стр.2.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чумакова, Мария Викторовна, 2011 год

1. Адлерова А.Характер русского стекла. // Декоративное искусство СССР. 1972. №2, стр.18.

2. Андреева Е. Два века Елизаветы Беём. // М.: Детская литература, 1991

3. Антонова Г. А. Больше поиска и фантазии. // Декоративное искусство СССР. 1977. №2.

4. Аронов В. Вещь глазами живописца и прикладника. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 3.

5. Ашарина H.A. Русское стекло. // М.: Галарт, 1998.

6. Ашарина H.A. Стекло. // В кн.: Дулькина Т.И., Ашарина H.A. Русская керамика и стекло 18-19 веков. Собрание Государственного Исторического музея. М.,1978.

7. Ашарина H.A. Русское стекло из коллекции Лемкулей. // Декоративное искусство СССР, 1969, №12.

8. Батанова Е., Воронов Н. Советское художественное стекло. // М.: Искусство, 1964г.

9. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. // М., 1959. Ю.Бескинская С.М. Права художникам промышленности. // Предсъездовская трибуна. //Декоративное искусство СССР. 1973. № 1.

10. Бескинская. Стекло Дятьковского завода. Художник на производстве. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9, стр.11.

11. Бескинская С.М. Стекло. Хрусталь. 1930-1986г. //М.: Сов. художник, 1992. 1 З.Борис Федоров. Альбом. // Тверь, 2006.

12. Булочкин Н.В., Селиверстова Н.С. Мемориальное стекло и фарфор. // Декоративное искусство СССР, 1962, №9.

13. Василевская Н.И. Произведения искусства в среде для отдыха. //

14. Декоративное искусство СССР. 1974. № 6.

15. Василевская Н.И. Творчество и производство. // Декоративное искусство СССР. 1973. №2.

16. Власов В.Г. Диссертация. Исследование взаимосвязи рисунка и композиции в художественной керамике и стекле // М.

17. Воронов Н. В. Две выставки к 30-летию Победы. // Декоративное искусство СССР. 1975. №9.

18. Воронов Н.В. Дубова М.М., Алмазная грань. // Л.: Лениздат, 1974.

19. Воронов Н.В. Искусство, рождённое огнём. //М.: Сов. художник, 1970.

20. Воронов Н.В. Светлана Бескинская. //Л.: Художник РСФСР, 1974.

21. Воронов Н.В. Художественное стекло заводов РСФСР. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2.

22. Грошкова Л.Г. Диссертация. Финская школа стеклоделия 1930-1970. // М., 2007.

23. Гунченко М.В. Дятьковский хрусталь. // Брянск: Брянский рабочий, 1964.

24. Данилевский В.В. Ломоносов и художественное стекло. // М., Л., 1964.

25. Долгих Е.В. Русское стекло XVIII века. // М.: Искусство, 1985.

26. Докучаева Е.Е. Диссертация. Проблема взаимосвязи выразительности и технологии в прикладном искусстве // М., 1998.

27. Дубова М.М., Немчинова Д.М. Праздничный хрусталь. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 12.

28. Дятьковский хрустальный завод. // М.: Госинти, 1964.

29. Зелинский О.В., Марышев К.И. Стеклянная посуда и хрустальные изделия. // М.: Экономика, 1964.31 .Изотова М. Этот сложный и контрастный предметный мир. // Декоративноеискусство СССР. 1976. № 2.

30. Казакова Л.В. Гусь Хрустальный. // М., 1973.

31. Казакова JI.В. Декоративное искусство на выставке «Навеки вместе». Фотопанорама. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 11.

32. Казакова Л.В. Декоративное стекло в советской архитектуре (1960-1980-е годы). // М.: Изобразительное искусство, 1989.

33. Казакова Л.В. Массовое производство и индивидуальный спрос. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 7.

34. Казакова Л.В. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. // М.: Пинакотека, 2007.

35. Казакова Л.В., Ганф Н.Ю. и. Жигалкина Е.С художники массового стекла. // Декоративное искусство СССР. 1974. № 9.

36. Казакова Л.В. Русский хрусталь. // Декоративное искусство СССР. 1972. №5.

37. Казакова Л.В. Образец для массового производства. // Декоративное искусство СССР. 1973.

38. Казакова Л.В. Художественное стекло. // Декоративное искусство СССР.

39. Казакова Л.В. Художник организатор стилистического обновления машинных изделий. // Советское декоративное искусство. М., «Советский художник», 1975. № 73/74

40. Казакова Л.В. Рожанковский В. Ф., Художественное стекло. // Советское декоративное искусство 1945-1975. Ред. В.П. Толстого. М., «Искусство», 1989.

41. Кантор K.M. Будни искусства и праздник труда. // Декоративное искусство СССР. 1976. №6.

42. Касаткин В. Устройство шлифовен для хрустальной посуды // СПб: Вестник промышленности, 1885.

43. Качалов H.H. Стекло. // М.,1959.

44. Крамаренко Л.Г. Два почерка в стекле // журнал "Декоративное искусство СССР", N 2, 1988, стр. 20-23;

45. Крамаренко Л.Г. Диссертация. Декоративное искусство России 20 века: кпроблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды // М.

46. Крамаренко Л.Г. Искусство, рожденное огнем. // Декоративное искусство СССР. 1972. № 8.

47. Крамаренко Л.Г. Круглый стол «ДИ СССР» на Дятьковском хрустальном // Декоративное искусство СССР №10, 1983.

48. Крамаренко Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века: уникальные произведения и массовые изделия: Концепции и выразительные средства: Очерки //М.: МГХПУ им.С.Г.Строганова, 2003.

49. Крамаренко Л.Г. О профессии художника промышленности. // Советское декоративное искусство. // М.:Советский художник, 1975. № 73/74.

50. Крамаренко Л.Г. Человек и город в декоративном искусстве. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 1.

51. Козлова Ю. На молодежной выставке. // Декоративное искусство СССР. 1979. № 1.

52. Козлова Ю. Наша цель гармоничная одухотворенная реальность. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12.

53. Котова Е. Глаз и законы красоты // М.: Искусство, № 12, 1966.

54. Кудряшова С.Д.Диссертация. Морфологические основы художественного конструирования бытовой посуды.

55. Кума X. Единство начинается с проекта. // Декоративное искусство СССР. 1964. №3.

56. Кума X. Дипломы путевка в жизнь. // Декоративное искусство СССР. 1975. №2.

57. Лаврентьева С. Друг детей Е.М.Бём: Биогр. Эскиз. // СПб., 1911.

58. Ланггамер А. Успех художников России. // Декоративное искусство СССР. 1972. №2.

59. Ланцетти А.Т. Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. // М., 1972.

60. Лодкин Ю. Хрустальные грани. // Тула: Приокское книжное издательство, 1990.

61. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. // М.: Искусство, 1995.

62. Метельский Г. Сергей Мальцов. Повесть о миллионере подвижнике. // Брянск: Придесненье, 1996.

63. Мухина В.И. О художественных мануфактурах. // Художественное и литературно критическое наследие, М., 1960, т. I.

64. Моран де, А. История декоративно прикладного искусства от древнейших времен до наших дней: Пер. с франц. - М.: Искусство, 1982.

65. С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. // Историко-краеведческий очерк Брянск: Грани, 1994.

66. С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района // ч.2. Сборник материалов 2 и 3 историко краеведческих конференций. - Брянск: Грани, 1998.

67. Немчинова Н.С., Художественное стекло дятьковского завода. Страницы истории. // С-Пб.: Искусство России, 2009г.

68. Нестеренко М.Л., Диссертация. Русское гутное стекло. // М.: 1974г.

69. Николаева Н. Грабарь М. В. Пластический ансамбль предметов в стекле. // М.: Советский художник, 1978.

70. Панфилова А. Старейший художник-производственник. // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10.

71. Переверзев Л. Хотим работать с художником. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 10.

72. Переверзев Л. Художник должен видеть будущее. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 10.

73. Пилипенко Г. Молодые художники Дятьковекого завода. //Декоративное искусство СССР, №10, 1978.

74. Полянская А. Иван Мачнев. // Декоративное искусство СССР, 1987, №4.

75. Попов В. Русское стеклоделие // Советская культура, 1959, 9 июля.

76. Прейскурант хрустальной гладкой и шлифованной посуды Дятьковской фабрики // Москва, Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1902.

77. Прокофьев Е.В. Русский хрусталь. // Л., 1970.

78. Протоколы художественных советов ДХЗ. 1999-2007.

79. Рачук Е.Г, Дятьковский хрусталь. // М.: Планета, 1980.

80. Рачук Е.Г. Дятьковское стекло. // Дятьково: Хрустальщик, 1978, 24 сентября.

81. Рачук Е.Г. Советское сульфидно-цинковое стекло. // М.: Лёгкая индустрия, 1975г.

82. Рачук Е.Г. Советское цветное стекло. // М.:Советский художник, 1982.

83. Рожанковский В.Ф. Стекло и художник // М.: Наука.

84. Савицкий М. Стекольное производство. //М-Л.,1930.

85. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. // М.: Наука, 1998.

86. Свешников М. Тайны стекла.// Л.: Детгиз, 1977.

87. Сегодняшние тенденции, завтрашние задачи. // Декоративное искусство СССР. 1976. №4.

88. Семерин О., «Магия аранжировки»// Пламя Труда №48, 15 июня 2005г.

89. Сергеёв Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла // М.,1984.

90. Сергеёв Ю.П. Стекло.польза и красота. //М.: МГХПУ, 2001.

91. Степанян Н. С. Виктор Шевченко. // М.: Советский художник, 1978.

92. Степанян Н.С. Галина Антонова. // Л.:Художник, 1989.

93. Степанян Н. С. Искусство Светланы Бескинской. // Декоративное искусство СССР. 1974. №9.

94. Степанян Н. С. Новые тенденции в области формообразования. // Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1975. № 73/74.

95. Степанян Н.С. Эксперимент в художественной промышленности. // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2.

96. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. // М.: Советский художник, 1960.

97. Ткачевский В.Ф. Мастера хрустальных дел. // Тула, 1990.

98. Удалова JI.3. Дятьковское художественное стекло. // Брянский краевед, Брянск, 1974г., вып.П.

99. Фигуровский И.,Сохранить славу русского хрусталя. // Декоративное искусство СССР. 1976. №10.

100. Филатов В.А. Творческий поиск, профессиональная культура, дизайнерский подход. // Декоративное искусство СССР. 1976. № 2.

101. Хлынина JI. Эталон Сойвера. // Знамя труда. 30 ноября 2007.

102. Хрустальный конкурс ДИ. // Декоративное искусство СССР. 1969. № 6.

103. Хохлова Е. В национальных традициях. // Декоративное искусство СССР. 1970. №7.

104. Художники юбилею В.И. Ленина. // Декоративное искусство СССР. 1970. №3.

105. Цейтлин М.А, Очерки по истории развития стекольной промышленности в России // М-Л.:Гизлегпром, 1939.

106. Чапкина-Руга С. Русский стиль Елизаветы Бем. // СПб.: Захаров, 2007.

107. Червяков А. Художественное стекло. // Декоративное искусство СССР, 1956, №5.

108. Шевченко В.Я. Свободная пластика стекла. Альбом. // М.¡Советский художник, 1978.

109. Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. // Л., 1969.

110. Шелковников Б.А. Художественное стекло. // Л., 1962.

111. Шелковников Б.А. Художественное стеклоделие в России. // М.: Художественное стекло и его применение в архитектуре, 1953.

112. Шувалов Евграф Сергеевич. Хрусталь. Стекло. // М.: Советский художник, 1983.

113. CharlestonR.J. Шедевры стекла из Музея Стекла в г.Корнинг, штат Нью-Йорк.

114. T.Buechner, J.Setlik, S.Frantz, S.Petrova. S.Libensky and J.Brychtova: A 40-Year Collaboration In Glass. //N.-Y. 1994.1. Перечень иллюстраций:1. Фамильный герб Мальцовых.2. Иван Акимович Мальцов.3. Сергей Иванович Мальцов.

115. Церковь Преображения Господня в селе Дятьково Орловской губернии.

116. Иконостас церкви Преображения Господня, хр., цв. хр, пресс., алм.гр.

117. Кабаре из двухслойного стекла с гранью «готик» ( из коллекции ГИМ), цв. хр, алм.гр.

118. Подсвечник из трёхслойного стекла, цв. хр, алм.гр.

119. Чаши из уранового хрусталя, цв. ст., алм. гр.

120. Ваза для печенья, хр., пресс.

121. Масленка «Голубь» (из коллекции ГИМ), хр., пресс. 11 .Подсвечник в виде Эйфелевой башни, цв. ст., пресс.

122. Подсвечник с фигурой Богоматери, прост.ст, пресс.

123. Страница из Прейскуранта Дятьковского хрустального завода АО «Мальцовских заводов», 1951г.

124. Страница из Прейскуранта Дятьковского хрустального завода АО «Мальцовских заводов», 1951г.

125. Сувенир «Глобус», 1890-е годы (из коллекции ГИМ) цв. ст., пресс.

126. Предметы из сервизов, вторая половина XIX века, хр., алм.гр.

127. Предметы из сервиза им. Н.И.Беллюстина,1902 г, хр., алм.гр.

128. Вазы «берц», вторая половина ХГХвека, цв. хр, гута, алм.гр.

129. Лампады из накладного хрусталя, цв. хр, алм. гр.

130. Лампады из цветного стекла, цв. ст. гута,

131. Кувшин для воды, хр., матирование, роспись эмалями.

132. Ваза из хрусталя, хр., роспись люстром.

133. Елизавета Меркурьевна Бём.

134. Е.М.Бём, сервиз из бирюзового хрусталя (из коллекции Эрмитажа).

135. Е.М.Бём, братина «Посторонись, душа, оболью!» (из коллекции ГИМ), цв. ст., роспись эмалями.

136. Е.М.Бём, чарка (из коллекции Петергофа), хр., роспись эмалями.

137. Е.М.Бём, стаканчик «Морское дно», 1892 г, хр., гравировка.

138. Е.М.Бём, сервиз «Зима», 1897 г, хр., матирование, роспись эмалями.

139. Е.М.Бём, сервиз для водки, цв. ст., роспись эмалями.

140. В азы для цветов, начало XX века, цв. ст., гута,.31 .Вазы из молочного стекла и бесцветного хрусталя, роспись эмалями.

141. Набор для крюшона, 1930-е годы, хр., алм. гр.

142. Ростовцева, блюдо, рубиновое стекло, нацвет, роспись золотом

143. А.А.Липская, ваза «Аквариум», цв. хр, алм. гр, роспись эмалями и золотом.

144. Набор для крюшона. 1930-еи годы, цв. хр., алм. гр.

145. Вазочки и бокалы, 1930-е годы, цв. хр, алм. гр.

146. Изделия для ВДНХ цв. ст., роспись.

147. Конвейерная лента на Дятьковском хрустальном заводе.

148. Невская Ирина Александровна.

149. Невская И.А., сервиз, хр., алм. гр.

150. Невская И.А., набор «Ресницы», хр., алм. гр.

151. Невская И.А., ваза для цветов «Горшочек», цв. хр, алм. гр.

152. Невская И.А., набор ваз для цветов «Орнамент», цв. ст., алм. гр.

153. Жигалкина Елизавета Сергеевна.

154. Жигалкина Е.С., набор для воды, прост.ст., роспись селик. кр.

155. Жигалкина Е.С., набор для сока, прост.ст., роспись селик. кр.

156. Жигалкина Е.С., набор «Рыбки», прост.ст., роспись селик. кр.

157. Рязанова Светлана Григорьевна.

158. Рязанова С.Г., набор «Полюшко-поле» цв.ст., роспись селик. кр.

159. Рязанова С.Г., бокалы «Солнце», прост.ст., роспись селик. кр.

160. Рязанова С.Г., графины «Петух», прост.ст., роспись селик. кр.

161. Рязанова С.Г., сувенирные стаканы «Тройка», цв.ст., роспись селик. кр.

162. Рязанова С.Г., стакан «Юбилейный», прост.ст., роспись селик. кр.

163. Рязанова С.Г., фужер «Герб города», прост.ст., роспись селик. кр.

164. Филимонова Валентина Александровна.

165. Филимонова В.А., набор «Березка» прост.ст., роспись селик. кр.

166. Филимонова В.А., набор «Клюква» прост.ст., роспись селик. кр.

167. Филимонова ВА., комплект «Ромашки», прост.ст., роспись селик. кр.

168. Сойвер Н.И., ваза «Море», прост.ст., роспись селик. кр.

169. Сойвер Н.И., ваза «Стройная», прост.ст., роспись селик. кр.

170. Сойвер Н.И., ваза «Лето», хр., алм. гр.

171. Сойвер Н.И., набор тарелок, прост.ст., роспись селик. кр.

172. Сойвер Н.И., десертный набор «Горошек» прост.ст., роспись селик. кр.

173. Сойвер Н.И., набор для крюшона, прост.ст., роспись селик. кр .65.Шувалов Евграф Сергеевич.

174. Шувалов Е.Ф., «200 лет Гусевскому хрустальному заводу» (1956г.) цв. хр., апм.гр., роспись золотом.

175. Шувалов Е.Ф., ваза «Тюльпан»( 1955г.) хр. бесцветный и «золотой рубин», алм.гр.

176. Шувалов Е.Ф., «60 лет СССР» (1982г.) цв. хр., алм.гр.

177. Шувалов Е.Ф., ваза «Рифлёная» (1955г.) хр., алм. гр.

178. Шувалов Е.Ф., ваза «Салют» (1967г.) хр. «золотой рубин», алм. гр. алм. гр

179. Шувалов Е.Ф., ваза «Каменный цветок» (1957г.), цв. хр., алм.гр.

180. Шувалов Е.Ф., сервиз «Банкетный» (1952г.), хр., алм. гр.

181. Шувалов Е.Ф., сервиз «Колокольчик» (1969г.), хр., алм. гр.

182. Шувалов Е.Ф., сервиз «Юбилейный» (1976г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.

183. Шувалов Е.Ф., сервиз «Торжественный» (1976г.), хр., алм. гр.

184. Шувалов Е.Ф., сервиз «Ожерелье» (1981г.), хр., алм. гр.

185. Шувалов Е.Ф., сервиз «Овстуг» (1983г.), хр., алм. гр.

186. Шувалов Е.Ф., набор для вина «Гранёный» (1956г.), хр., алм. гр, золочение.

187. Шувалов Е.Ф., набор рюмок, бокалов и фужеров (1958г.), хр., алм. гр, люстр.

188. Шувалов Е.Ф., набор для вина «Зеленый» (1977г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.

189. Шувалов Е.Ф., набор «Ночка» (1952г), бесцв. и цв. хр., наклад, алм. гр, золочение.

190. Шувалов Е.Ф., набор «Золотая цепочка» (1955г), хр., алм. гр, золочение.

191. Шувалов Е.Ф., набор «Квадраты» (1969г.), бесцв. и цв. хр., наклад, алм. гр.

192. Шувалов Е.Ф., набор «Русский камень» (1975г.), бесцв. и цв. хр., алм. гр.

193. Шувалов Е.Ф., набор «Восточный» (1952г.), цв. ст., наклад, алм. гр.

194. Шувалов Е.Ф., набор «Солнечный» (1961г.), хр., алм. гр.

195. Шувалов Е.Ф., набор «Венеция» (1969г.), хр., алм. гр.

196. Шувалов Е.Ф., набор «Колокольчик» (1969г.), хр., алм. гр.

197. Шувалов Е.Ф., набор «Цветение» (1976г.), хр., алм. гр.

198. Шувалов Е.Ф., набор «Ромбы» (1978г.), хр., алм. гр.

199. Шувалов Е.Ф., набор «Шарик» (1976г.), хр., алм. гр.

200. Шувалов Е.Ф., набор «Мимоза» (1984г.), хр., алм. гр.

201. Шувалов Е.Ф., набор «Жемчуг» (1984г.), хр., алм. гр.

202. Шувалов Е.Ф., набор «Летний» (1984г.), хр., алм. гр.

203. Шувалов Е.Ф., набор «Салют» (1984г.), хр., алм. гр.

204. Шувалов Е.Ф., набор «Елочка» (подарок Л.И.Брежневу на 70-летие), хр., алм. гр.

205. Шувалов Е.Ф., кофейный набор (1958г.), хр., алм. гр.

206. Шувалов Е.Ф., набор «50 лет Октября» (1967г.) цв. ст.

207. Шувалов Е.Ф., набор «Капелька» (1962г.) цв. ст.

208. Шувалов Е.Ф., набор «Березка» (1972г.), цв. ст., алм. гр.

209. Грабарь Мирона Владимировна.

210. Грабарь М.В., ансамбль «День и ночь» (1974г.), хр., алм. гр.

211. Грабарь М.В., комплект «Январь» (1974г.), хр., алм. гр.

212. Грабарь М.В., декоративный ансамбль «Королевский» (1972г.), хр., алм.гр.

213. Грабарь М.В., набор «Красный октябрь», бесцв. и «золотой рубин» хр., наклад, алм. гр.

214. Грабарь М.В., декоративные штофы «Рапсодия» (1973г.), хр., алм. гр.

215. Шевченко Виктор Яковлевич.

216. Шевченко В.Я. сувенирная кружка «Русская», сульфидно-цинковое стекло, гута.

217. Шевченко В.Я. блюдо «Храм Покрова-на-Нерли», сульфидно-цинковое стекло, гута.

218. Шевченко В.Я. декоративная композиция «Метаморфозы», сульфидно-цинковое стекло, гута.

219. Антонова Галина Александровна.

220. Антонова Г.А., композиция «Север», цв. ст., гута, фрагмент.

221. Антонова Г.А., композиция «Тайфун», цв. ст., гута, фрагмент.

222. Антонова Г.А., композиция «Камчатка» (1974г.), цв. ст., гута, фрагмент.

223. Антонова Г.А., композиция «Уроки» (1981), цв. ст., гута, фрагмент.

224. Антонова Г.А., композиция «Красные цветы»( 1968г.), цв. ст., гута, фрагмент.

225. Антонова Г.А., образцы ваз для массового производства.118. Кизлов Михаил Михайлович.

226. Кизлов М.М., декоративная композиция «Стеклодувы», прост.ст., роспись селик. кр.

227. Кизлов М.М., декоративная композиция «Время-вперед!», хр., алм. тр.

228. Кизлов М.М., приз газеты «Московские новости» «Хрустальный конёк», хр., алм. гр.

229. Кизлов М.М., приз для международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу», хр., гута.

230. Кизлов М.М., декоративная композиция «Север» (1978г.), хр., пескоструйная обработка.

231. Кизлов М.М., набор «Приятель» (1982г.), хр., алм. гр.

232. Кизлов М.М., спортивный приз газеты «Правда» (1982г.) хр., алм. гр.

233. Кизлов М.М., декоративная композиция-подарок на День освобождения Брянщины от немецко-фашиистских захватчиков (1992г.), хр., алм. гр.

234. Кизлов М.М., кубки по фигурному катанию для детей, хр., алм.гр.

235. Кизлов М.М., декоративная композиция «Время» (1988г.), хр., алм. гр.

236. Кизлов М.М., декоративная композиция «Три колодца» (1978г.), цв. ст., гута.

237. Кизлов М.М., декоративный комплект «Мангазея» (1978г.) цв. ст., наклад.

238. Кизлов М.М., декоративная композиция «Знамя» (1979г.) цв. ст., пескоструйная обработка.

239. Кизлов М.М., декоративная композиция «Модуль» (1979г.), цв. ст., гута.

240. Кизлов М.М., декоративный ансамбль «Мозаика» (1980г.), цв. ст., наклад.

241. Кизлов М.М., серия декоративных ваз «Оттепель» (1981г.), цв. ст., гута.

242. Кизлов М.М., набор для вина «Изумруд», цв. хр, алм. гр.

243. Кизлов М.М., десертный набор «Молодежный», цв. ст., выдувание в форму.

244. Кизлов М.М., сервиз «Пасхальное застолье», хр., алм. гр.

245. Кизлов М.М., набор «Компактный», хр., алм. гр.

246. Кизлов М.М., ваза «Лунный свет», хр., центробежное формование, алм.гр.

247. Кизлов М.М., ваза «Орех», хр., алм. гр.

248. Кизлов М.М., серия декоративных ваз «Мистраль», хр., алм. гр.142. Колодин Иван Степанович.

249. Колодин И.С., прибор для снеди «Медовуха» (1969г.), цв. ст., гута.

250. Колодин И.С., декоративная ваза «Космос»(1970г.), цв. ст., гута.

251. Колодин И.С., прибор для крепких напитков «Репейник» (1969г.), цв. ст., гута.

252. Колодин И.С., декоративная ваза «Серп и молот» (1970г.), цв. ст., гута.

253. Колодин И.С., чаша «Радуга» (1972г.), цв. хр, алм. гр.

254. Колодин И.С., вазы «Северное сияние» (1972г.), цв. хр, алм. гр.149. Котов Владимир Иванович.

255. Котов В.И., сервиз «Зимний вечер» (1972г.), цв. ст, гута.

256. Котов В.И., сервиз «Золотая осень»( 1973г.), цв. ст, гута.

257. Котов В.И., декоративные вазы «Рождённые в огне» (1975г.), цв. ст., гута.

258. Котов В.И., ваза «Изморозь»( 1974г.), хр., алм. гр.

259. Котов В.И., декоративная композиция «Сельская свадьба» (1977г.) хр., гута, пескоструйная обработка.

260. Котов В.И., декоративная композиция «Прибой» (1980г.), хр., гута, пескоструйная обработка.

261. Котов В.И., декоративные вазы «Исчезновение», цв. ст., гута, пескоструйная обработка.

262. Котов В.И., декоративная композиция «Кораллы», цв. ст., гута, пескоструйная обработка.

263. Котов В.И., декоративная композиция «Набережная Мойки 12» (1982г.), хр., гута, пескоструйная обработка, графитовый карандаш.

264. Котов В.И., люстра в Музей хрусталя г. Дятьково, хр., гута, пескоструйная обработка.

265. Котов В.И., декоративная композиция «Попугай в клетке» (1986г.), цв.ст., гута.161. Мачнев Иван Васильевич.

266. Мачнев И.В., декоративная композиция «Карат» (1976г), хр., алм. гр.

267. Мачнев И.В., декоративная композиция «Чертополох», хр., алм. гр.

268. Мачнев И.В., комплект «Кабинетный», хр., алм. гр.

269. Мачнев И.В., прибор «Тост», хр., алм. гр.

270. Мачнев И.В., набор «Русский камень», хр., алм. гр.

271. Мачнев И.В., набор «Охотничий» (1987г.), хр., алм. гр.

272. Мачнев И.В., набор «Рондо Венециано»( 1986г.), хр., матоваягравировка.

273. Мачнев И.В., декоративная композиция «Слушая Стравинского» (1981г.), хр., алм. гр.

274. Мачнев И.В., декоративная композиция «Берендеи»(1983г.), .

275. Мачнев И.В., сервиз «Иван Калита», хр., алм. гр.

276. Мачнев И.В., декоративная композиция «Зимние каникулы» (1978г.), хр., алм. гр.

277. Мачнев И.В., набор для напитков «Вращение» (1981г.), хр., алм. гр.

278. Мачнев И.В., прибор для напитков «Зелёный шум» (1984г.), цв. ст., гута.

279. Мачнев И.В., декоративная композиция «Барон Мюнхгаузен» (1984г), хр., гута, пескоструйная обработка.

280. Мачнев И.В., бокалы «Зелёные», цв. ст., гута.

281. Мачнев И.В., декоративная композиция «Дни 41-ого года» (1983-84г.),цв. ст., гута.

282. Мачнев И.В., декоративной композиции «Золотой папоротник» (1989г.), цв. ст., гута, роспись золотом.

283. Мачнев И.В., комплект «Голубой» (1986г.), цв. ст., гута.

284. Мачнев И.В., декоративная композиция «Алхимия» (1984г.), хр., роспись золотом.

285. Мачнев И.В., композиция «Эликсир» (1984г.), хр., роспись золотом.

286. Мачнев И.В., «Погремушка Гаргантюа», цв. ст.

287. Мачнева Иллария Анатольевна.

288. Мачнева И.А., комплект «Купавка», прост.ст., роспись селик. кр.

289. Мачнева И.А., набор для крюшона «Разбитое сердце», прост.ст., роспись селик. кр.

290. Мачнева И.А., ваза «Ветка», прост.ст., роспись селик. кр.

291. Мачнева И.А., набор «Яблоко», хр., нацвет, алм. гр.

292. Мачнева И.А., блюдо «Бабочка», хр., нацвет, алм. гр.

293. Мачнева И.А., набор «Букет», хр., нацвет, алм. гр.

294. Мачнева И.А., комплект «Утро», хр., алм. гр.

295. Мачнева И.А., комплект «Старый сад», хр., гравировка.

296. Мачнева И.А., сувенир «Улитка», цв. ст., гута.

297. Мачнева И.А., сувенир «Дракон», цв. ст., гута.

298. Мачнева И.А., набор «Петушок», цв. ст., гута.

299. Мачнева И.А., декоративная композиция «Бражники», хр., гута.

300. Мачнева И.А., набор «Новоселье», цв. ст., гута.

301. Мачнева И.А., «Мир. Поэзия. Любовь» (1982г), хр., алм. гр.

302. Погребной Владимир Константинович.

303. Погребной В.К., декоративные вазы «Кристалл» (1982г.), хр., алм. гр.

304. Погребной В.К., ваза-корзинка «Золушка» (1996г.), хр., алм. гр.

305. Погребной В.К., комплект декоративных ваз «Оркестр», цв. ст., гута.

306. Погребной В.К., комплект декоративных ваз «Гвоздика», хр., алм. гр.

307. Погребной В.К., декоративная композиция «Гнезда» (1980г.), цв. ст., пескоструйная обработка.

308. Погребной В.К., декоративная композиция «Антимиры» (1983г.), хр., алм. гр.

309. Погребной В.К., декоративная композиция «Цветы земли» (1986г.), хр., цв. ст., пескоструйная обработка.

310. Погребной В.К., декоративный набор «Наклонный», хр., алм. гр.

311. Погребной В.К., набор «Ерофеич», хр., алм. гр.

312. Погребной В.К., ваза-корзинка «Зефир», хр., алм. гр.

313. Погребной В.К., ваза-корзинка «Свадебная», хр., алм. гр.

314. Погребной В.К., ваза-корзинка «Перстень», хр., алм. гр.

315. Погребной В.К., ваза-корзинка « Квадрат», хр., алм. гр.

316. Погребной В.К., ваза-корзинка «Шар», хр., алм. гр.

317. Федоров Борис Владимирович.

318. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Киммерия», цв. ст., хр., алм. гр., пескоструйная обработка.

319. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Жатва», хр., алм. гр.

320. Федоров.Б.В., стаканы «Фактурные», цв. ст, пресс.

321. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Листья травы» (1978г.), хр., алм. гр.

322. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Вологда» (1979г.), хр., алм. гр.

323. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Весенняя мелодия» (1979г.), хр., алм. гр.

324. Федоров.Б.В., декоративные блюда «Сон. Натюрморт» (1980г.), цв. ст., матовая гравировка гута.

325. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Полдень» (1981г.), хр., алм. гр., матовая гравировка.

326. Федоров.Б.В., декоративное блюдо «Архаика» (1981г.), цв. ст., матовая гравировка.

327. Федоров.Б.В., декоративная композиция «Светлая память» (1981г.), хр., алм. гр.

328. Федоров.Б.В., набор для напитков «Этюд» (1978г.), хр., алм. гр.

329. Федоров.Б.В., сервиз для ресторана «Дубрава» (1978г.), цв. ст.

330. Чумакова Зинаида Федоровна.

331. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Венеция», хр., алм. гр.

332. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Город мастеров», хр., алм. гр.

333. Чумакова З.Ф., набор «Мария», хр., алм. гр.

334. Чумакова З.Ф., набор «Гостеприимство», хр., алм. гр.

335. Чумакова З.Ф., блюдо «Калейдоскоп», хр., алм. гр.

336. Чумакова З.Ф., комплект чаш «Глянцевые», цв. ст., центробежное формование.

337. Чумакова З.Ф., вазы для сервировки стола «Белый шиповник», хр., центробежное формование.

338. Чумакова З.Ф., ваза для сервировки стола «Подвески», цв. ст., центробежное формование.

339. Чумакова З.Ф., серия ваз «Гребешки», цв. ст., центробежное формование.

340. Чумакова З.Ф., шкатулки «Лист», хр., пресс.

341. Чумакова З.Ф., лоточки «Бабочки на снегу», хр., пресс.

342. Чумакова З.Ф., десертная ваза «Сударушка», хр., пресс.

343. Чумакова З.Ф., десертная ваза «Зимние узоры», хр., пресс.

344. Чумакова З.Ф., подарочная ваза «Корона», хр., алм. гр.

345. Чумакова З.Ф., сувенир «Лира», хр., пресс.

346. Чумакова З.Ф., сувенир «Яйцо», хр., цв. ст., пресс.

347. Чумакова З.Ф., сувенир «Держава», хр., цв. ст., алм. гр, склейка уф-клеем.

348. Чумакова З.Ф., подарочная ваза «Прохоровское поле», хр., алм.гр.

349. Чумакова З.Ф., приз на конкурс «Лучший учитель года» «Пеликаны» (в соавторстве с Е.И.Вольновой), хр., гута, пескоструйная обработка.

350. Чумакова З.Ф., комплект декоративных подсвечников «Овстуг» цв. хр, наклад, алм. гр.

351. Чумакова З.Ф., сервиз «Петельки», прост, и цв. ст., пресс.

352. Чумакова З.Ф., декоративная чаша «Ладья», хр., алм. гр.

353. Чумакова З.Ф., сервиз «Богатырские забавы», хр., алм. гр.

354. Чумакова З.Ф., комплект «Деликатесный», хр., алм. гр.

355. Чумакова З.Ф., набор для пресса «Золотая рыбка», хр., алм. гр.

356. Чумакова З.Ф., «Икорница» (малая), хр., алм. гр.

357. Чумакова З.Ф., «Икорница» (большая), хр., алм. гр.

358. Чумакова З.Ф., блюдо «Мир», хр., гута, алм. гр.

359. Чумакова З.Ф., композиция «Мой город», цв.ст, алм. гр, пескоструйная обработка.

360. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Атлантида», цв. ст., гута.

361. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Старый город», цв. ст., гута, алм. гр.

362. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Золотые яблоки солнца», цв. ст., гута.

363. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Музыка сфер»,цв.ст, гута.

364. Чумакова З.Ф., серия ваз «Лотос», хр., алм. гр.

365. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Подъезды большого города»,хр., пескоструйная обработка.

366. Чумакова З.Ф., декоративные пласты «Архитектурные мотивы», хр., алм. гр., металлический каркас.

367. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Вриндаван», хр., алм. гр.

368. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Бахчисарайский фонтан», хр., гута, алм. гр., (фрагмент).

369. Чумакова З.Ф., декоративная композиция «Симеон-столпник», хр., алм. гр.

370. Чумакова З.Ф., дарохранительница, хр., алм. гр.

371. Чумакова З.Ф., серия работ под названием «Дискография», хр., цв. ст., алм. гр.

372. Чумакова З.Ф., сосуды для елея и миро, хр., алм. гр.

373. Шувалов Сергей Евграфович.

374. Шувалов С.Е., декоративная композиция «Русское поле» (1973г.), хр., алм. гр.

375. Шувалов С.Е., декоративная композиция «60 лет Победы» (2005г.), цв. хр., наклад, алм. гр.

376. Шувалов С.Е., декоративная композиция «Храм Христа Спасителя», хр., алм. гр.

377. Вольнова Евгения Ивановна.

378. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Пиросмани», цв. ст., гута.

379. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Парк», цв. ст., хр., алм. гр., гута.

380. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Белая скатерть», цв. ст., гута, алм. гр.

381. Вольнова Е.И., декоративная ваза «Источник», хр., гута, пескоструйная обработка.

382. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Здравствуй, море», хр., алм. гр.

383. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Кот учёный», цв. ст., гута.

384. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Москва пушкинская: купола», хр., алм. гр.

385. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Сквер», хр., гута.

386. Вольнова Е.И., декоративная композиция «Бабочка», цв. ст., гута.

387. Вольнова Е.И., хрустальный иконостас часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.

388. Вольнова Е.И., хрустальный иконостас часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.

389. Вольнова Е.И., люстра часовни «Неопалимая Купина» в г. Дятьково, хр., алм. гр.

390. Стольникова В.В., декоративная композиция «После бала» к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, хр., алм. гр, пескоструйная обработка.

391. Кизлов М.М, сервиз «Дятьковское кантри», цв. ст., гута.

392. Ржешевская К.В., сервиз «Масленица», хр., алм. гр.

393. Стольникова В.В., сервиз «Весна», хр., алм. гр.

394. Стольникова В.В., бокалы «Свадебные», хр., гута, алм. гр., гравировка.

395. Ржешевская К.В., сувенир «Медведь», цв. ст., гута.

396. Ржешевская К.В., серия ваз «Модерн», цв. ст.

397. Ржешевская К.В., серия ваз «Модерн», хр., алм. гр.

398. Кизлов И.М., сервиз «Именной», хр., алм. гр.

399. Кизлов И.М., сервиз «Именной», хр., алм. гр., (фрагмент).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.