Художественное стекло в декоративно-прикладном искусстве Алтая XVIII - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Алексеева, Лариса Юрьевна

  • Алексеева, Лариса Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 208
Алексеева, Лариса Юрьевна. Художественное стекло в декоративно-прикладном искусстве Алтая XVIII - XX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Алексеева, Лариса Юрьевна

Введение

Глава I. Художественное стеклоделие - особый вид декоративно- 15 прикладного искусства России

1.1. Ключевые понятия исследования

1.2. Зарождение и развитие художественного стекла в Древней Руси

1.3. Основные этапы стекольного производства и формирование 55 центров художественного стеклоделия в России

Глава II. Художественные особенности продукции сибирских 81 стекольных заводов

2.1. Возникновение и развитие стекольных заводов в Сибири

2.2. «Стеклянная фабрика» в структуре Барнаульского 90 сереброплавильного завода

2.3. Становление и развитие Акутихинского стекольного завода

2.4. Акутихинское стекло в экспозициях музеев Алтайского края 104 Заключение 113 Список источников и литературы 117 Иллюстрации 132 Приложение 1. Словарь терминов 147 Приложение 2. Хроника развития стеклоделия в России 174 Приложение 3. Стекольные заводы Сибири 180 Приложение 4. Список мастеров Акутихинского стекольного завода 182 Приложение 5. Из «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносова 184 Приложение 6. Акутихинское стекло: аннотированный научный каталог

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное стекло в декоративно-прикладном искусстве Алтая XVIII - XX веков»

Актуальность исследования. Историю развития художественного стекла Западной Сибири следует рассматривать как часть истории декоративно-прикладного искусства России. Она обусловлена изменениями общественного отношения к сохранению, изучению и использованию историко-культурного наследия. Художественное стекло на протяжении истории следовало стилистическим изменениям декоративного искусства, но в Сибири не выступало в качестве стилеобразующего материала, как, например, национально-художественные материалы дерево и ткань.

Наследие - один из важнейших ресурсов, определяющих социально-экономическое и социокультурное развитие России. В настоящее время существует как проблема сохранения культурного наследия, так и проблема его востребования. Свидетельством тому является продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, нарушение природных систем, оскудение духовной культуры общества. Все это ведет к разрушению национальной культуры, исчезновению традиционных форм хозяйственной деятельности, утрате уникальных народных ремесел и промыслов, разрыву культурного взаимодействия между поколениями.

В XVIII - середине XX веков Западная Сибирь являлась одним из центров развития отечественной промышленности России. В этот период строились крупные, по тому времени, сереброплавильные заводы. Кроме этих предприятий также возводились вспомогательные заводы, снабжавшие сереброплавильное производство и рудники железом, чугуном, металлическими изделиями, инструментом, техническим оборудованием и стеклянными изделиями для лабораторий, аптек и нужд населения.

Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла.

Исследование истории становления и развития сибирского художественного стекла позволяет определить роль стекла в развитии провинциальной и российской культуры, выявить общие и специфические условия их формирования. В работе исследуется технология производства и декорирования стекла на Алтае в 1750 - 1960 гг.

Степень изученности проблемы. В России первые труды, посвященные истории и практике стеклоделия появились в середине XIX века. Их авторы -химики, инженеры и технологи - уделяли основное внимание вопросам технологии и технике изготовления стекла: они описывали оборудование, сырье, состав шихты, способы формовки изделий, их украшения; давали рекомендации по устройству небольших заводов. Самое первое упоминание о стекле встречается у М.В. Ломоносова в «Письме о пользе стекла» (Прил. 5), написанное И.И. Шувалову в 1752 году. Автор одной из самых ранних книг в этой области - А.К. Чугунов «Исследование стекловаренного производства и современного его состояния в России» [134] - указывал на отсутствие литературы по стеклоделия в России. До этого исследования была издана лишь одна книга И. Голтвинского «Наставления, основанные на опытах и долговременных наблюдениях, делать лучшим и выгоднейшим образом всякого роду стекло и хрусталь» (1803), которая по замечанию Чугунова, была переводом труда французского автора Люазеля 1800 года, изданного в Германии. Книги В.В. Писарева [106, 107] «Руководство к производству листового зеленого стекла» и «Руководство к производству листового белого, богемского, ординарного, цесарского, легерного и других стекол, приготовленных на бемских заводах России», появившиеся в это же время, являлись практическим руководством по производству различных сортов листового стекла. В «Технической энциклопедии», изданной под редакцией Д.И. Менделеева [158] стекольной промышленности был отведен целый том «Стеклянное производство». В этом издании рассказывается о сырье, употребляемом в стеклоделии, способах варки стеклянной массы и изготовлении различных видов листового стекла; указаны также мерные единицы, в которых листовое стекло продавалось. Кроме практических сведений, энциклопедия включала очерки всеобщей истории стеклоделия, в том числе его развитие в нашей стране.

Одновременно с вышеперечисленным появились историко-статистические труды по стекольной промышленности России Е. Зябловского [80] «Статистическое описание Российской Империи в нынешнем его состоянии». Одним из самых обширных была статья В.В. Шмидта [137] «Очерк стеклянного производства в России» в 1 томе «Обзора отраслей мануфактурной промышленности России», данные которой впоследствии были включены в другие исследования. В работе Шмидта впервые приведено множество фактических сведений о крупных русских стекольных заводах, объемах их производства, таможенно-тарифной политике правительства; дань1 сравнительные характеристики развития стекольной промышленности в России и в других странах. В последующие годы исследования А. Голубева [71] «Стеклянное производство» в сборнике «Историко-статистический обзор промышленности России», А.К. Крупского [91] «Стеклоделие» в сборнике I

Фабрично-заводская промышленность и торговля России» продолжили историко-статистическую линию в исследовании русской стекольной промышленности. В них представлена значительная информация о русских стекольных заводах (основании, владельцах, ассортименте продукции), географии их размещения на территории страны, об объемах российского стекольного производства, импорта, спроса на разные виды стекольных товаров; описаны виды производимого листового стекла, техники декорирования, а также ряд ценных сведений по торговле. О технологии изготовления различных видов стекла и о достижениях в этой области в конце XIX в. писали такие специалисты, как С.П. Петухов [105], автор книги «Стеклоделие. Руководство для производств: бутылочного, листового, зеркального, посудного и прочего стекла, с изложением теоретических данных для заводской практики», В.И. Селезнев [120, 121] - автор книги «Обзор новейших успехов стеклоделия» и «Изразцы и мозаика», П.А. Федоров [131] -автор издания «Производство стекла. Практическое руководство по производству и выделке различных сортов стекла».

В конце XIX - начале XX века появилось большое количество справочников и статистических трудов, характеризующих развитие русской промышленности, в том числе и стеклоделия такие как «Материалы для торгово-промышленной статистики. Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1897 г.» (1900), «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» Л.К. Езиоранского (1909), «Список фабрик и заводов России в 1910 г.» (1910), доклад, прочитанный И.И. Китайгородским на Всероссийском съезде стеклозаводчиков 25 июля 1918 г. «Положение стекольной промышленности Центральной России».

Значительный материал о разновидностях производимой стеклянной продукции дают каталоги и указатели мануфактурных, промышленных, художественных и строительных выставок, регулярно проводившихся в России с 1829 года, а также описания всемирных выставок, в которых Россия участвовала. Кроме них источниками для представленного исследования послужили периодические издания конца XIX - начала XX вв. Специальные журналы и ежегодники, освещавшие художественную жизнь в целом, проблемы архитектуры и декоративных искусств: «Искусство и художественная промышленность» (1898-1902), «Искусство строительное и декоративное» (1903), «Художественные сокровища России» (1901-1903), «Ежегодник общества архитекторов-художников» (1906-1917), дали материал, характеризующий ситуацию, связанную с художественным творчеством в это время вообще и с искусством стеклоделия в частности.

Информативными источниками о существовавших в конце XIX - начале XX вв. художественно-стекольных мастерских, предприятиях, акционерных обществах, являются рекламные объявления, помещавшиеся в различных периодических изданиях, а также прейскуранты цен. В них обозначался ассортимент выпускавшейся продукции, иногда в качестве иллюстрации помещались рисунки образцов, фиксировалась основная специализация предприятия, награды, полученные на различных выставках.

Два специальных периодических издания: «Керамическое обозрение» (1901-1904) и «Стеклозаводчик» (1907-1918) помещали информацию, актуальную для развития стекольного дела: обзор новшеств в технологии, новых способов производства стекла, очерки истории развития стекольного дела, характеристику отдельных производств, положение дел в разных регионах страны и мира.

В советской искусствоведческой науке художественное стеклоделие привлекало внимание многих исследователей. В трудах H.H. Качалова [87, 88] «Художественное стекло», «Стекло», Б.А. Шелковникова [135, 136] «Художественное стекло», «Русское художественное стекло» и других специалистов исследуются вопросы технико-технологического и историко-стилистического характера.

История развития и технологии производства стеклоделия в России представлена в трудах М.А. Безбородова [55, 56] «Очерки по истории русского стеклоделия», «Стеклоделие в древней Руси», Ю.Л. Щаповой [138, 139] «Стекло Киевской Руси», «Древнее стекло».

Теоретические и практические основы стекловарения, а также способы формования и механической обработки стекла подробно изложены в работе доктора технических наук, профессора И.И. Китайгородцева [89] «Технология стекла». В учебнике H.A. Юдина и Ю.А. Гулояна [142] «Технология стеклотары и сортовой посуды» описаны технологические процессы производства стеклянной тары и сортовой посуды, приведены сведения по истории развития стеклоделия, даны физико-химические свойства стекол и изделий; отдельная глава посвящена способам декорирования сортовой посуды.

В работах посвященных стеклу А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко [93] «Изготовление художественного стекла», С.П. Соловьева, Ю.М. Динеевой [126] «Стекло в архитектуре», дается общий краткий обзор истории русского стеклоделия. В основных главах рассматривается стекло как архитектурный материал, его качественные и технические характеристики, взаимосвязь с архитектурными деталями и с убранством интерьера.

Систематизацией и исследованием художественного стекла советского периода занимались Л.В. Казакова [84] «Декоративное стекло в советской архитектуре» и Е.Г. Рачук [115] «Советское цветное стекло». В этих работах рассмотрены основные школы художественного стеклоделия, стекольные заводы и творческие направления.

Большая часть исследований выполнена с учетом общедоступных сведений о стекольных заводов таких, как Императорский стекольный завод, Николо-Бахметьевский завод Пензенской губернии и современных мальцовских заводов, чья история уходит в начало XVIII века Гусь-Хрустальный, Дятьковский и т.п. Помимо крупных заводов, в России существовали небольшие заводики, расположенные вдали от городов, в лесах, поближе к сырью и топливу, о которых написано намного меньше работ. Например такие, как Барнаульский стеклоделательный завод в структуре сереброплавильного завода и Акутихинский стекольный завод.

Стеклодельным заводам Сибири посвящена статья профессора И. Пономарева [186] в журнале «Жизнь Сибири». Истории первого стекольного завода на Алтае (XVIII в.) посвящен фундаментальный труд Н.Я. Савельева [119] «Алтайские мастера хрустального дела». Данная работа знакомит читателя с историей развития Барнаульского стекольного завода. В исследовании М.А. Юдина [141] «Особенности промышленного зодчества Сибири XVIII-XIX вв. (По материалам Алтайских и Нерчинских сереброплавильных и железоделательных заводов)» присутствуют материалы о Барнаульском сереброплавильном заводе с описанием Стекольного завода.

Материалы о деятельности стекольных заводов Алтайского горного округа содержатся в энциклопедии «Предприниматели Алтая. 1861-1917 гг.» [157], составленной коллективом авторов В.А. Скубневским, A.B. Старцевым и Ю.М. Гончаровым. В книге дается информация обо всех крупных предпринимателях Алтайского округа второй половины XIX - начала XX веков, их происхождении, составе семей, коммерческой деятельности, капиталах и недвижимом имуществе, общественной деятельности и меценатстве. Сведения о таких предпринимателях, как К.П. Платонов, А.П. Фирсов, А.И. Хакин, А.Ф. Халтурин, A.A. Шиханов, помогли расширить данную исследовательскую работу. Монография «История Иткульского спиртового завода. 1868-2003 годы» [81], написанная A.B. Белонучковой, Ю.С. Дьяченко, A.M. Мариупольским и B.C. Скубневским посвящена работой Иткульского винокуренного завода и его основателем К.П. Платоновым, который в 1873 году построил рядом со спиртзаводом стекольный завод.

Деятельности Акутихинского стекольного завода посвящены следующие публикации: К. Губарев «О рационализации на Бийском заводе» [169], А. Ашкинази «Акутихинские радости и невзгоды» [165], Г. Кутелия «Стеклодувы» [178], JI. Паршукова «Акутихинский стекольный завод» [183], Н. Лисицына «Алтайскому стекольному - 90!» [180]. Эти авторы не уделяли внимания анализу художественных особенностей стекольной продукции.

Анализ литературы убеждает в том, что специальных исследований по теме диссертации не проводилось, что актуализирует данное исследование.

Цель исследования: определить особенности проявления традиций столичных школ стеклоделия в региональном аспекте, проанализировать основные тенденции развития стекольного дела в Алтайском крае.

Задачи исследования:

• изучить историю становления и определить основные этапы развития художественного стекла в России;

• выявить стили и направления художественного стекла в XVIII - начале XX века в России;

• показать специфику средств художественной выразительности произведений, выполненных из стекла в Алтайском крае;

• проанализировать творчество стеклодувов и художников, оставивших наиболее заметный след в развитии художественного стекла в Сибири;

Объект исследования - декоративно-прикладное искусство Алтая.

Предмет исследования - художественно-эстетические и стилевые особенности решения изделий стекольных заводов Алтая из художественного стекла.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XVIII -середина XX века.

Территориальные рамки исследования: Россия, Алтай.

Источниковая база исследования. В процессе работы над исследованием были использованы как опубликованные, так и неопубликованные источники. Использовались материалы Государственного архива Алтайского края (ГААК): Ф.1. Оп.1 - Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства; формулярные списки служащих, горных чиновников и мастеровых, Ф.50. Оп.18 - Чертежная главного управления Алтайского округа; чертежи, планы, фасады, описания строений заводов, Ф.77. - Личный фонд Е.П. Клевакина, Ф.Р-1658 -Личный фонд М.А. Юдина. Материалы Российского государственного архива экономики (РГАЭ): Ф.3342 - Всесоюзный синдикат силикатной промышленности ВСНХ СССР, Ф.9330 - Редакция журнала «Легкая промышленность» Минлегпрома СССР, Ф.9349 - Главное управление стекольной промышленности (Главстекло) Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР. Материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): Ф.А-1565. Оп.9 - Главное управление профессионального образования (Главпрофобр) Наркома просвещения РСФСР; документы секретариата художественного отдела. Использовались материалы я, л\ музея художественного стекла в Санкт-Петербурге и Архивного отдела администрации Быстроистокского района. Привлекались материалы периодических изданий: «Алтайская правда», «Ударник труда», «Стекло и керамика», «Стекольная промышленность», «Жизнь Сибири», «Декоративное искусство СССР», «Советское искусство».

Важнейшим материальным источником явились коллекции музеев: Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки - стеклянные трости, графин с петухом, плафон, ёлочная игрушка, кружка пивная; Соколовский историко-краеведческий музей - сувенир «Олимпийский мишка», графин «Рыбка», ваза под фрукты фигурная, керосиновая лампа, тарелка, солонка, крынка, банка под крупы; Музей истории Иткульского спиртового завода - коллекция бутылок: бутылка четырехгранная с фигурным основанием, бутылка четырехгранная, бутылка цилиндрическая, бутылка коническая; Акутихинский школьный музей - конфетница «Лебедь», сувенир «Снегурочка», ваза с цветами, подсвечник, стаканы, ваза под фрукты, салатницы, солонка, графин, штоф, бутылка для коньяка, флакон для одеколона, молочная бутылка, баклан, солдатская фляжка; частная коллекция автора - кувшин «Петух», штоф «Алтай». Использовались материалы интервьюирования со стеклодувом Акутихинского стекольного завода Г.В. Тонышевым. Таким образом, источниковая база была многообразна, что позволило осуществить данное исследование.

Методология и методы исследования. Автор использовал системный подход, представленный в работе М.С. Кагана: «Предметный аспект системного исследования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, выяснение того, из каких элементов (компонентов, подсистем) состоит изучаемая система, и во-вторых, определение того, как эти элементы между собой связаны» [82. С.21]. По мнению В.Г. Афанасьева, «системный подход позволяет интегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаменателю и тем самым сложнейшую группу различных проблем представить как единую проблему. Весьма сложную, чем совокупность,

1< конгломерат частных проблем, но именно единую, всеохватывающую» [50. С.12].

Использование в работе таких общенаучных методов исследования, как проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, статистический позволили рассмотреть в динамике процесс развития стеклоделия в Сибири в исследуемый период. При анализе музейных коллекций использовался музеологический метод исследования, осуществляемый с учетом их информативности, репрезентативности, аттрактивности и экспрессивности.

Методами исследования явились, прежде всего, искусствоведческий анализ и описание произведений декоративно-прикладного искусства. Применялись методы сравнения, сопоставления, фотофиксация, элементы социологического метода - интервьюирование. Таким образом, использовалась комплексная методика.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определены основные этапы развития стекольного производства и центры стеклоделия в России;

• показана преемственность традиций столичного стеклоделия в формировании регионального стекольного производства;

• выявлены основные стекольные заводы Сибири, работавшие в XVIII -середине XX веков;

• определены эстетические достоинства, форма и силуэт изделий из стекла Акутихинского стекольного завода,

• составлен аннотированный каталог изделий из стекла Акутихинского стекольного завода;

• выявлены мастера-стеклодувы, работавшие на Акутихинском стекольном заводе;

• разработан терминологический словарь.

Основные положения, выносимые на защиту:

Основными этапами стекольного производства в России являются: конец XVII - начало XVIII вв., вторая половина XVIII в. - начало XIX в., первая четверть XIX в. - начало XX в., XX век.

В процессе развития стекольного производства в России были сформированы центры художественного стеклоделия: Петербургский, Московский, Владимиро-Брянский, Сибирский.

Становление сибирских стекольных заводов связано с опытом работы столичных мастеров-стеклодувов, работающих на Императорском стекольном заводе, мальцовских заводах - Гусь-Хрустальный и Дятьковский.

Важнейшим центром стеклоделия в Западной Сибири выступила «Стеклянная фабрика» в структуре Барнаульского сереброплавильного завода. Впервые в России Лаксман К.Г. провел опыты по введению сульфата натрия в стеклоделие, заменил поташ природной глауберовой солью.

Формирование художественного образа в Сибирском стеклоделии складывалось под влиянием местных художественных вкусов и самобытности мастеров-стеклодувов, о чем свидетельствуют изделия Акутихинского стекольного завода.

Экспонаты художественного стекла преимущественно представлены в коллекциях Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, Соколовского историко-краеведческого музея, Музея истории Иткульского спиртового завода, Акутихинского школьного музея. Наиболее ценными являются экспонаты, выполненные с использованием геометрического мотива - штоф «Алтай», салатница, оформленная алмазной гранью; растительного мотива - салатница в форме цветка, плафон в виде грозди винограда; зооморфного мотива - кувшин «Петух», графин «Рыбка», конфетница «Лебедь»; антропоморфного мотива - сувенир «Снегурочка».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для дальнейших исследований в области художественного стеклоделия Алтайского края и Сибири, в музейной практике. Исследование может быть использовано при разработке и чтении вузовских программ в рамках национально-регионального компонента образовательных программ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных и региональных научных и научно-практических конференций: всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» (2007 г., Бийск), всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального и технологического образования» (2007 г., Бийск), международная научно-практическая конференция «Технолого-экономическое образование в XXI веке» (2005 г., Бийск), региональный научно-практический семинар «Модернизация гуманитарного образования в сфере искусства» (2007 г., Барнаул), школа Молодых Ученых (2010 г., Бийск), международная школа-семинар «Ломоносовские чтения на Алтае 2011», посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (2011 г., Барнаул). Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств Алтайского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, иллюстраций, приложений. Общий объем исследования 208 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Алексеева, Лариса Юрьевна

Заключение

В соответствии с поставленными целью и задачами автор исследования приходит к следующим выводам:

1. Древнерусское стекло ХИ-ХШ вв. занимало видное место в прикладном искусстве своего времени. Разнообразные формы и методы украшения, проверенные многовековым опытом, технические и художественные приемы составили большое культурное наследие, на основе которого развилось художественное стекло в России.

2. Деятельность русских заводов началась с копирования образцов, завезенных из Богемии. Становление русского хрусталя шло по двум основным линиям, и было связано с классическими приемами обработки стекла -гравировкой и алмазной гранью. В уникальной продукции Императорского стекольного завода наиболее четко прослеживается влияние неоклассицизма, а в серийной продукции Гусевского хрустального завода наряду с неоклассицизмом ощущается воздействие стиля модерн. Эта стилистическая многослойность объяснена ориентацией художников и мастеров стеклоделия на различного потребителя.

3. В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан особый стиль - «русская резьба». Особенности этого стиля можно найти в декоративных элементах орнаментальной выемчатой резьбы по дереву, например, на русских прялках XVII - XVIII, начала XIX вв. Характерными элементами русской резьбы являются крупные резные «солнца» в сочетании с ограненными площадками чистого стекла, так называемые «камни». Крупные резные элементы контрастировали с гладким нетронутым стеклом и ярко горели на более темном фоне. Этот стиль получил широкое признание даже в Англии, где впервые применили технику глубокой резьбы по хрусталю.

Для русской гравировки на стекле характерны свобода композиционного построения сюжета, своеобразие орнамента, простота и наивность трактовки, отсутствие какого-либо канонического решения, особый «почерк» линии рисунка - скорее живописного, нежели графического. Редким, отличительным признаком его является изображение могучих стройных елей - мотив, никогда не встречавшийся в чешском, французском или другом зарубежном стекле. Любовь к растительному узору, поэтичность его трактовки выделяют произведения русских мастеров.

Используя основные приемы гравирования - пластическую моделировку, графичность рисунка, выразительность матовой фактуры стекла по контрасту с блестящей, русские мастера создали особый по эмоциональному решению стиль русской гравировки - со своеобразными сюжетами и орнаментом, отличающийся свободой импровизации и мастерством технического решения, лишенного сухости, педантичности. В отличие, от европейской высокорельефной гравировки на толстостенном стекле, русская всегда тяготела к плоскостному узорочью, не идя в глубь материала. Если в XVIII веке для декорирования хрусталя использовалась главным образом гравировка в сочетании с позолотой то к началу XIX века, когда в Англии начинает применяться свинцовый хрусталь, появляется мода на алмазную грань. Это объяснялось способностью нового материала давать обилие игры света в гранях. Гравировка отступает на второй план и переходит на тонкую стеклянную посуду (главным образом питьевую) в виде монограмм, эмблем и т.д.

Гутная техника позволяет комбинировать разные по цвету и структуре стекла, получать интересные эффекты при взаимопроникновении цветов, самые произвольные полихромных и пластических решений. В наши дни в формы выдувают простую тарную и столовую посуду, а также изделия из хрусталя или из накладного стекла (бесцветного с тонким слоем цветного стекла поверху), предназначенные для последующей холодной обработки на шлифовальных станках. Способ свободного выдувания остается незаменимым для штучных художественных изделий главным образом из цветного стекла.

4. Образцы Гусевского и Дятьковского заводских музеев дают нам представление о русском модерне конца 1900 - 1910 годов. Стекло стиля модерн, как и все искусство того периода, характеризовалось самыми противоречивыми чертами. Достижением в области художественного стекла можно считать расширение технологических возможностей обработки изделий, воспроизведение старинных ручных техник, со временем забытых и утраченных. Это происходило одновременно с широким распространением машинного производства предметов быта, ориентирующего на массовые изделия.

Модерн принес и свой стиль украшения изделий. Изображения лилий и водорослей с изогнутыми стеблями и раскрывающимися бутонами, легко и свободно расплываются на поверхности предмета, участвуя также в пластическом построении формы.

Положительным моментом в искусстве стекла стиля модерн было распространение его в декоративном убранстве интерьера (панно, витражи, новый тип светильника), сочетание стекла с другими материалами, в первую очередь с металлом Стремление выявить эстетическую ценность декоративности материала определяет одну из черт художественной концепции произведения.

5. Процесс накопления творческого опыта мастерами стекольных заводов Сибири, создающими художественные изделия из стекла, не сводится только к сумме трудовых навыков и технических приемов. Анализируя функции декоративно-прикладного искусства прослеживаются формы культурного наследия: праздничная - символический смысл образов, сюжетов; утилитарная - предмет, используемый в быту; сувенирная - межкультурные связи, туризм; коммуникативная - историческая память и национальная самобытность творчества ярко представляют характер народа; эстетическая; художественная; созидательная, сохраняющая духовно-ценностные ориентиры.

6. Стеклодувы, работавшие на сибирских заводах, копировали столичные экземпляры, видоизменяли и создавали на их основе новые изделия, заслуживающие художественную ценность. Коллекции музеев Алтайского края показывают многообразие стеклянной продукции, выполненной на Акутихинском стекольном заводе. Мастера, чувствуя потребность создать что-то свое, непохожее ни на что ранее виденное, вводили свои узоры, сюжеты, характерные для русской жизни, мотивы русской природы, и эмоциональный образный строй изделия становился совсем иным, русским. Часто такие произведения делались сверх рабочей смены, для себя. На это мастер должен был получить согласие своего хозяина, который позволил самым даровитым мастерам показать, на что способны его искусные руки.

7. Отсутствие или недостаток профессиональных художников привело к слабости формообразования и неоригинальности пластического решения ваз, графинов, блюд. К сожалению, в стеклоделии России отсутствовала практика подписывания своих работ мастерами-стеклодувами, на крупных заводах ставилось лишь клеймо завода-изготовителя.

Автор диссертации не считает тему своего исследования исчерпанной, эта тема требует дальнейшего развития не только в региональном, но и в общероссийском искусстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Алексеева, Лариса Юрьевна, 2012 год

1. Источники1. Законодательные акты:

2. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

3. Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия. ООН, 16 ноября 1972 г., пп. 4, 7, 8, 23, 24, 33.

4. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел первый. № 19 от 26.IV.1934. С. 263-271.

5. Специальное постановление Совнаркома от 27.Х.1921 года за подписью В.И. Ульянова (Ленина). // Главсиликат. 1921. - № 5. Приложение. С. 1415.

6. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., №73-Ф3.

7. Бутылка для коньяка, Акутихинский школьный музей.

8. Коллекция бутылок, Музей истории Иткульского спиртзавода.

9. Ваза под фрукты, Акутихинский школьный музей.

10. Ваза под цветы фигурная, Соколовский историко-краеведческий музей.

11. Ваза с цветами, Акутихинский школьный музей.

12. Графин «Рыбка», Соколовский историко-краевед-ческий музей.

13. Графин с петухом, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

14. Графин, Акутихинский школьный музей15. Ёлочная игрушка, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

15. Керосиновая лампа, Соколовский историко-краеведческий музей.

16. Конфетница «Лебедь», Акутихинский школьный музей.

17. Кружка пивная, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

18. Крынка, Соколовский историко-краеведческий музей.

19. Кувшин «Петух», из личной коллекции автора.

20. Плафон, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

21. Подсвечник, Акутихинский школьный музей.

22. Салатницы, Акутихинский школьный музей.

23. Солдатская фляжка, Акутихинский школьный музей.

24. Солонка, Акутихинский школьный музей.

25. Стаканы, Акутихинский школьный музей.

26. Стеклянные трости, Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

27. Сувенир «Олимпийский мишка», Соколовский историко-краеведческий музей.

28. Сувенир «Снегурочка», Акутихинский школьный музей.

29. Тарелка, Соколовский историко-краеведческий музей.

30. Флакон для одеколона, Акутихинский школьный музей.

31. Штоф «Алтай», из личной коллекции автора.

32. Штоф, Акутихинский школьный музей. Архивные фонды:

33. ГААК. Ф.1. Оп.1. Д.193. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства.

34. ГААК. Ф.1. Оп.1. Д.474. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства.

35. ГААК. Ф.77. Оп.1. Д. 11. Л. 172-178. Личный фонд Е.П. Клевакина

36. ГААК. Ф.50. Оп.18. Д.4423. Чертежная главного управления Алтайского округа (1818-1919 гг.).

37. ГААК. Ф.Р-1658. Оп.1. Д.5. Л.34. Личный фонд М.А. Юдина.

38. ГАРФ. Ф.А-1565. Оп.9. JI.162 Доклад Академии художеств по вопросу об учреждении при Академии факультета художественного стекла.

39. РГАЭ. Ф.9330. Оп.1. Редакция журнала «Легкая промышленность» / О художественном стекле. Неопубликованная статья группы авторов.

40. РГАЭ. Ф.9349. Оп.1. Д.77. Л. 172-173. Главное управление стекольной промышленности.

41. РГАЭ. Ф.3342. Оп.1. Д.304. Всесоюзный синдикат силикатной промышленности ВСНХ СССР.

42. Музей художественного стекла в Санкт-Петербурге Письмо А. Толстого, В. Мухиной и Н. Качалова Председателю СНК СССР от 10 января 1940 г.1. Музейные фонды:

43. Материалы экспозиции Акутихинского школьного музея

44. Материалы экспозиции Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки.

45. Материалы экспозиции Музея истории Иткульского спиртзавода.

46. Материалы экспозиции Соколовского историко-краеведческого музея.1.. Литература

47. Аппен A.A. Химия стекла. Л.: Химия, 1974. - 352 с.

48. Андреева Е.В., Андреев Ю.Н. Огнем рожденное. Л.: Детгиз, 1957. - 207с.

49. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

50. Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: Наука, 1987. - 160 с.

51. Барнаульский сереброплавильный завод // Судьбы. Воспоминания, дневники, письма, стихи, материалы экспедиций, доклады, протоколы допросов. / Науч. ред. В.А. Скубневский; отв. сост. Н.И. Разгон. Барнаул: «Пикет», 2001. - 488 е., ил.

52. Батанова Е.А., Воронов Н.В. Советское художественное стекло. М.: Искусство, 1964.

53. Безбородов М.А. Ломоносов М.В. основоположник научного стеклоделия. - М.: Промстройиздат, 1956. - 115 с.

54. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. М.: Промстройиздат, 1952. - 168 с.

55. Безбородов М.А. Стеклоделие в древней Руси. Минск: Издательство Акад. наук БССР, 1956. - 306 с.

56. Безбородов М.А. Химия и технология древних и средневековых стекол. -Минск: Наука и техника, 1969. 274 с.

57. Бреховских С.М., Фрадкин Д.А. Современная техника стекольного производства. М.: Знание, 1955. - 32 с.

58. Большева К.А. К истории мальцовского стекольного производства. // Изобразительное искусство. Л., 1927. - С. 194-203.

59. Ботвинкин O.K. О строении стекла. // Известия АН СССР, сер. физич. 1940. Т. 4. С. 600-605.

60. Ботвинкин O.K. Стеклообразное состояние. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1965.

61. Варгин В.В. Цветные стекла, их изготовление и свойства. М.: Госхимтехиздат, 1934.

62. Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1997.-С. 4-9.

63. Вертузаев М.С. Выработки стеклянных изделий с венецианской нитью. -М.-Л.: Гизлегпром, 1940.

64. Вест А. Химия твердого тела. Теория и приложения: В 2-х ч. Ч. 2: Пер. с анг. М.: Мир, 1988. - 336 е.: ил.

65. Волкова Ю.В. Динамика строительства стекольных заводов в России и Сибири (первая половина XVIII начало XIX в.) // Культурное наследие Сибири: Сборник статей. Вып. 3. - Барнаул, 2001. - С. 9-13.

66. Воронов Н.В. Искусство, рожденное огнем. М.: Сов. художник. 1970. -143 е.: ил.

67. Воронов Н.В. Советское художественное стекло. М.: Знание, 1984. - 56с.

68. Воронов Н.В., Дубова М.М. Невский Хрусталь. Очерки основных этапов развития. Д.: Художник РСФСР, 1984. - 288 е., ил.

69. Голубев А. Стеклянное производство // Историко-статистический обзор промышленности России. Под ред. Д.А. Тимирязева. Т.П. Группа X. Произведения фабричной, заводской, ремесленной и кустарной промышленности. СПб., 1886. С. 2-23.

70. Гришаев Е.Ф. 240 лет со времени пуска Барнаульского стекольного завода // Страницы истории Алтая. 1995 г. Библиографический указатель литературы. Барнаул: АО «Полиграфист», 1994. - 148 с.

71. Гулоян Ю.А. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий: Учеб. для сред. проф.-техн. училищ. М.: Высшая школа, 1984. - С. 22-24.

72. Гуревич Ф.Д. и др. Восточное стекло в древней Руси. JL: Наука, 1968. -27 с.

73. Декларация прав культуры // Д.С. Лихачев Университетские встречи. 16 текстов / науч. ред. A.C. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 96 с.

74. Долгих Е.В. Русское стекло XVIII века: Собрание Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». М.: Иск-во, 1985 . - 247 с.

75. Дятьковский хрусталь Фотоальбом. М.: Планета, 1980. - 127 с.

76. Жоголь JI.E. Декоративное искусство в современном интерьере. Киев: Будівельник, 1986. - 193 5. с. : ил.

77. Заозерская Е.И. Мануфактура при Петре I. М.—JL, 1947.

78. Зябловский Е. Статистическое описание Российской Империи в нынешнем его состоянии, изд. 2-е. СПб, 1815.

79. История Иткульского спиртового завода. 1868-2003 годы / A.B. Белонучкина, Ю.С. Дьяченко, A.M. Мариупольский, B.C. Скубневский. -Красноярск: Ситалл, 2004. 336 с.

80. Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания: избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 384 с.

81. Казакова Л.В. Гусь-Хрустальный. М.: Советский художник, 1973. - 216 с.

82. Казакова Л.В. Декоративное стекло в советской архитектуре, 1960 1980. -М.: Изобразит, иск-во, 1989. - 238 с.

83. Калинин М.И. Мои впечатления. Л., 1924.

84. Каталог сортовой посуды из хрусталя и стекла. Л.: Бюро техн. информац. Центр, ассортимент, кабинет, 1957. -221 с.

85. Качалов H.H. Художественное стекло. Л., 1951.

86. Качалов H.H. Стекло. М., 1959.

87. Китайгородский И.И. Технология стекла. М.: Стройиздат, 1967. - 564 с.

88. Кропотов В.Н., Зайцев А.Г., Скавронский Б.И. Строительные материалы. Учеб. для архитектурных вузов. М. Высшая школа, 1973. - 374 е.: ил.

89. Крупский А.К. Стеклоделие // Фабрично-заводская промышленность и торговля России. СПб., 1896. С. 279-291.

90. Лазаревский И.И. Заметки о русском цветном хрустале и стекле. // Среди коллекционеров. Изд. III. Петроград-Берлин, 1922.

91. Ланцетти А.Г., Нестеренко, М.Л. Изготовление художественного стекла: Учебник для худож. вузов и худож.-пром. училищ. М.: Высш. школа, 1972.-278 с.

92. Лебедев A.A. Избранные труды / A.A. Лебедев; отв. ред. П.П. Феофилов и др. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 286 е.: ил.

93. Лебедев А. А. О полиморфизме и отжиге стекла // Труды ГОИ. 1921. Т. 2. № 10.-С. 1-20.

94. Лихачев Д.С. Память истории священна. М.: Правда, 1986. - 62 с.

95. Макаров B.K. Художественное наследие M.B. Ломоносова. Мозаика. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

96. Материалы по истории и современному состоянию стекольной промышленности в России. Т. II. Пб.: Постоянное бюро съездов стеклозаводчиков, 1917. - С. 41.

97. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. Т.1. -СПб., 1862.

98. Оболенский А.Д. 150 лет Никольско-Бахметевского хрустального завода. -СПб.: Архив АО Мальцовских заводов. Прилож. № 54, 1914.

99. Общая технология стекла и стеклянных изделий: Учеб. пособие для сред. ПТУ. -М.: Стройиздат, 1989. 143 с.

100. Описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. Т. V. М., 1883. - С. 227.

101. Описание Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1829 г. СПб., 1829.

102. Отделочные материалы Дворца Советов. Секция стекла, вып. II. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1946. - С. 46-49, 68-69, 70-71.

103. Петухов С.П. Стеклоделие. Руководство для производств: бутылочного, листового, зеркального, посудного и прочего стекла, с изложением теоретических данных для заводской практики. СПб., 1898.

104. Писарев В.В. Руководство к производству листового зеленого стекла. -СПб, 1855.

105. Писарев В.В. Руководство к производству листового белого, богемского, ординарного, цесарского, легерного и других стекол, приготовленных на бемских заводах в России. СПб, 1857.

106. Порай-Кошиц Е.А. Строение стекла // Труды совещания по строению стекла, 1955.-С. 14.

107. Порай-Кошиц Е.А. Кристаллохимические аспекты строения неорганических стекол. // Стеклообразное состояние Сборник трудов. -М. Л.: Наука, 1965. - 440 с.

108. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937.

109. Промышленное зодчество Алтая: материалы межрегиональной научной конференции. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1996. - 101 с.

110. Пыльд Х.М. Выставка стекла. Таллин. 1979 г. Каталог выставки стекла. -М.: Сов. художник, 1979. 24 с.

111. ПЗ.Раскин Н.М., Шафрановский И.И. Эрик Густавович Лаксман. Л.: Наука, 1971.-274 с.

112. Рачук Е.Г. Советское сульфидно-цинковое стекло. М.: Легкая индустрия.- 1975.- 158 с.: ил.

113. Рачук Е.Г. Советское цветное стекло Альбом. М.: Сов. художник, 1982.- 216 е.: ил.

114. Рожанковский В.Ф. Стекло и художник. М.: Наука, 1971. - 108 с.

115. Русское художественное стекло: Из собрания Государственного исторического музея. Москва Цветные открытки. Л.: Аврора, 1984. - 16 откр.

116. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М.: АН СССР, 1958. - 784 с.

117. Савельев Н.Я. Алтайские мастера хрустального дела. Очерк истории Барнаульского стекольного завода. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1958. - 56 с.

118. Селезнев В. И. Обзор новейших успехов стеклоделия. СПб., 1892.

119. Селезнев В. Изразцы и мозаика. СПб., 1896.

120. Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла: Учеб. для худож.-пром. вузов и училищ. М.: Высш. шк., 1984. - 240 с.

121. Сидоров И.И. Из истории мозаических составов М.В. Ломоносова. // Известия АН СССР. М., 1930.- серия VII. - № 7. с. 685

122. Смирнов Б. А. Художественно-декоративные особенности стекла // Художественное стекло и его применение в архитектуре. JT.-M.: Госстройиздат, 1953.

123. Современное чешское стекло. Выставка. Москва. 1973 г. Каталог. М.: Сов. художник, 1973. - 15 с.

124. Соловьев С.П., Динеева Ю.М. Стекло в архитектуре. М.: Стройиздат, 1981.-191 с.

125. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX в. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995. - 182 е.: ил.

126. Тамман Г. Стеклообразное состояние / пер. с нем. М.-Л.:ОНТИ, 1935. -136 с.

127. Татевосова A.A. Петербургский стеклянный завод и художественно-декоративное искусство России (последняя четверть XVIII первая четверть XIX вв.): автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Л., 1979. - 21 с.

128. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы (очерки). -М.: Советский художник, 1960.

129. Федоров П. А. Производство стекла. Практическое руководство по производству и выделке различных сортов стекла. СПб., 1904.

130. Хвойка В.В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена. Киев, 1913.

131. Художественное стекло и хрусталь / авт.-сост. В.Т. Пономарев. М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: Сталкер, 2006. - 141, 3. е.: ил.

132. Чугунов А.К. Исследование стекловаренное производства и современного его состояния в России. Казань, 1856.

133. Шелковников Б.А. Художественное стекло. Л., 1962.

134. Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. Л.: Советский художник, 1969.

135. Шмидт B.B. Очерк стеклянного производства в России // Обзор отраслей мануфактурной промышленности России. Т. 1. СПб, 1863. - С. 393-428.

136. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 215 е.: ил.

137. Щапова Ю.Л. Древнее стекло: морфология, технология, хим. состав: Учеб. пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 119 е.: ил.

138. Энтелис Ф.С. Опыт изготовления монументального стекла (хрустальный фонтан для Нью-Йоркской выставки). / Инф.-техн. Бюллетень Главстройстекло, 1939. № 6. - С. 10-20.

139. Юдин H.A., Гулоян Ю.А. Технология стеклотары и сортовой посуды. Учебник для техникумов. М.: Стройиздат, 1977. - 335 с.

140. Яглова Н.Т. Работы русских архитекторов конца XVIII начала XIX вв. в прикладном искусстве (Воронихин, Старов, Росси): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - Л., 1949.1. Справочные издания:

141. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. - 577 с.

142. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. М.: Белый город. -2002. - 640 е.; ил.

143. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 е.: ил.

144. Барнаул: Энциклопедия / Под ред. В.А. Скубневского Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - 408 е.: ил.

145. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Под ред. A.M. Прохорова М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

146. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. СПб.: ЛИТА, 2000.

147. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. -750 с.

148. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. Семенова-Тянь-Шанского. Т. 16. (По Западной Сибири). Изд. Девриена. СПб., 1907. -С. 476-542.

149. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. Т.1. А-М / Гл. ред. A.A. Сундиева. М.: Прогресс; Рипол Классик, 2001. - 416 с.

150. Сибирская советская энциклопедия. В 4-х тт. 1 т., 1929. 494 с.

151. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. Ред. И сост. A.A. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО «Издательство ACT», 2000. - 816 с.

152. Справочник молодого рабочего по производству и обработке стекла и стеклоизделий. М.: Высш. шк., 1989. - 223 с.

153. Стекло-товарищество на вере // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т.4., Кн. 1. Новосибирск, 1997. — С. 87.

154. Скубневский В.А., Старцев A.B., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая. 1861-1917 гг.: Энциклопедия. Барнаул: Демидовский фонд, 1996. - 112 е., ил.

155. Техническая энциклопедия / под ред. Д.И. Менделеева. Вып. 4. Стеклянное производство. Пб.: Общественная польза, 1864. - 370 с.

156. Хоруженко K.M. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.

157. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. 1890 г.: в 43 т. М: ТЕРРА, 1990-1994.

158. Энциклопедия Алтайского края. Т. 2. Барнаул, 1996.

159. Юдалевич М.И. Барнаул (1730 1917). - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1992. -216 с.1. Периодика:

160. Аркин Д. Искусство работает на промышленность // Советское искусство. 1934.-№ 10(176).

161. Афанасьев А. Завод стекла на Алтае. // Алтайская правда. 1939. - 11 июня. - С. 2.

162. Ашкинази А. Акутихинские радости и невзгоды. // Алтайская правда. -1966. 16 августа. - С. 2.

163. Безбородов М.А. Исследовательская работа Ломоносова по цветным стеклам. // Природа. 1947. - № 1. - С. 74-87.

164. Безбородов М.А. Ломоносов основоположник научного стеклоделия. // Стекло и керамика. - 1948. - № 4. - С.4-7.

165. Вестник силикатной промышленности. 1921. № 5. - С. 75

166. Губарев К. Рационализация на Бийском стеклозаводе. // За индустриализацию Сибири. 1930. - № 7 (10). - С. 49-52.

167. Гуревич М.Л. Промышленный план по стекольной промышленности на 1926-27 год // Керамика и стекло. 1927. - № 1. - С. 7

168. Даувальтер А.Н. Новый вид декоративного стекла. // Стекольная промышленность. 1939. - № 12. - С. 25-26.

169. Долгова Е. Забытый завод. // Алтайская правда. 1980. - 31 августа. - С. 2.

170. Заманская Е.М., Липская A.A. Художественное оформление сортовой посуды. // Стекольная промышленность. 1939. - № 12. - С. 22-23

171. Зачем стекольному хозяин? // Свободный курс. 1999. - 4 марта (№ 10). -С. 9.

172. Историческая память: преемственность и трансформация (круглый стол) -// Социологические исследования. Социс, 2002, № 8. С. 76-85.

173. Качалов H.H. Перспективы производства художественного стекла в СССР. // Легкая индустрия. 1940. - 13 декабря.

174. Качалов H.H. Художественное стекло и опыт его производства. // Архитектура Ленинграда. 1941. - № 1. - С. 48.

175. Кутелия Г. Стеклодувы. // Алтайская правда. 1965. - 19 декабря. - С. 4.

176. Лисицына Н. Алтайский стекольный // Ударник труда. 2001. - 2 апреля. -С. 2.

177. Лисицына Н. Алтайскому стекольному 90! // Ударник труда. - 2001. - 13 августа. - С. 2.1810 стекле. // Журнал мануфактур и торговли. 1825. - № 5. - С. 19-45, № 6. -С. 3-34.

178. Отставной инженер. О стеклянном производстве на некоторых российских заводах. // Журнал мануфактур и торговли. 1826. - № 1. - С. 106-142; № 2.-С. 3-17.

179. Паршукова Л. Акутихинский стекольный завод. // Алтайская правда. -1971.-5 сентября.-С. 4.

180. Полляк В.В. Развитие науки о стекле за 40 лет. // Керамика и стекло. -1957.-№ п.-С. 28.

181. Полухин Т. Барнаульский хрусталь. // Алтайская правда. 1975. - 13 апреля. - С. 4.

182. Пономарев И. Стеклоделательные заводы Сибири. // Жизнь Сибири. -1924. № 79 (23-25). - С. 145-154.

183. Савельев Н. Барнаульский хрусталь. // Алтайская правда. 1957. - 10 февраля. С. 4.

184. Семейкин В. Стекольная промышленность // Жизнь Сибири. 1925. - № 10-11 (38).-С. 21-22.

185. Стеклозаводчик (Даны сведения о всех стеклозаводах, без выделения заводов сортовой посуды). 1907. - № 1.-С. 9-11; 1915.-№ 7.-С.23.

186. Стеклозаводчик. 1908. -№ 5. - С. 9.

187. Стеклозаводчик. 1914. -№ 120.-С. 8.

188. Царицын М.А. Над чем работает институт стекла. // Легкая промышленность. 1940. - № 2. - С. 36-38

189. Ципис Б.З. Стеклянные сувениры для ВСХВ. // Стеклянная промышленность. 1940. - № 6. - С. 20-21.

190. Червонный М.А. О художественной работе в стекольной промышленности. // Легкая промышленность. 1941. - № 1. - С. 47-49.

191. Шмонин В. Возрождение Об ОАО "Алтайский стекольный завод". // Алтайская правда. 2000. - 24 марта. - С. 4.

192. Шур И.С. Задачи производства высококачественной и художественной посуды // Керамика и стекло. — 1934. № 9. - С. 17.

193. Щапова Ю.Л. Древнерусские стекло. // Декоративное искусство СССР. -1965.-№ 10.-С. 41.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.