Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Волобаева, Татьяна Владимировна

  • Волобаева, Татьяна Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 238
Волобаева, Татьяна Владимировна. Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 1999. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Волобаева, Татьяна Владимировна

Оглавление

Введение

I. Предыстория витражного искусства в России

1. Витражи в Древней Руси

2. «Оконошное стекло» XVIII века

II. Санкт-Петербургский витраж эпохи романтизма и эклектики

1. Транспарантная живопись и русская романтическая культура

2.Историко-архитектурная наука и практика применения витражей в 1830-1880-е гг

3. Русская стекольная промышленность 1830-1880-х и производство витражей

4. Санкт-Петербургские памятники 1830-1880-х

III. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна

1. Витраж как синтетическое произведение

2. Неоромантическое направление в художественной культуре России и искусство витража

3. Русская стекольная промышленность и производство витражей в Петербурге в 1890-1917 гг

4. Памятники витража в Петербурге (1900-1917): иконография, техника, применение

Заключение

Приложение №1. Алтарный образ Исаакиевского собора

Приложение №2. Витражная мастерская В.Д. Сверчкова

Приложение №3. Деятельность братьев Франк и производство витражей в

Петербурге в конце XIX—начала XX века

Список сокращений

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники»

Введение

Среди произведений, предназначенных для отделки интерьеров, витражи занимают особое место. Мозаика, художественная ковка по металлу, изразцы, деревянная резьба были с древности известны в России. К XIX веку эти виды ремесленного творчества либо претерпели эволюцию в ходе исторического развития (художественный металл, резьба по дереву), либо возродились после долгого забвения на новой промышленной основе (мозаики, изразцы). И в том и в другом случае прошлое служило прочной основой, традицией, опираясь на которую создавались новые художественные формы. Витраж не традиционный для России вид искусства. Хотя известно об использовании цветных композиций в окнах русских зданий до XIX столетия — все же собственного витражного производства в России не было до 1820-х.

Витраж занимает особое место в иерархии искусств. С одной стороны, функционально он предназначен для архитектуры, при этом несет на себе изображение самостоятельного или декоративного характера. В этом витраж родственен таким видам монументального искусства, как мозаика, майолика, монументальная живопись. В зависимости от способа исполнения его природа определяется как мозаичная или живописная.

Небольшой, так называемый «кабинетный», витраж может быть классифицирован как станковое произведение, предназначенное для восприятия с близкого расстояния. В этом случае от масляной живописи на холсте его отличает единственное непременное условие - демонстрация на просвет. Станковая природа кабинетных витражей подтверждается тщательной живописной техникой исполнения и иконографией: как правило, это - сюжетно-фигуративные композиции, пейзажи, гербы. Со станковым произведением «стеклянную картину» роднит и то, что ее можно легко переносить с одного окна на другое, так как функционально она независима от определенного оконного проема.

Техники декорирования стекла, существовавшие издавна и открытые в XIX столетии: окраска стекла в массе, многослойная техника, использование резьбы, шлифовки, гравировки, росписи, печатного способа нанесения изображения, — нашли свое применение в первую очередь при украшении предметов прикладного назначения, таких как посуда и осветительные приборы, и уже оттуда перешли в область создания витражного произведения. Однако витраж имеет существенное отличие от них. Техника изготовления полых предметов (выдувание, лепка, вытягивание) определяет пластические возможности трехмерного формообразования. Витраж же всегда существует в двух измерениях; даже тогда, когда намеренно подражает объемной живописи и приобретает визуальную глубину. Только на рубеже XIX-XX века благодаря Л.Тиффани и его последователям, витраж приобрел выраженный рельеф.

Если от предметов декоративно-прикладного назначения витраж заимствовал технику декорирования поверхности, то многочисленным плоским поверхностям в интерьерах «подарил свои конструктивные приемы: стеклянные пластины, соединенные металлической проволокой использовались для дверей, ширм, мебели, осветительных приборов, зеркал и т.д.

Как и сейчас, изготовление витражей в XIX-XX веках было тесно связано с фабрично-заводским производством. Обработка поверхности и сбор композиции производился вручную, но основой витража являлось листовое стекло промышленного изготовления, что придавало ему определенные качества и особенности. В свою очередь развитие промышленности тесно связано с экономикой страны, технологией производства и другими проблемами.

Отсюда происходит многообразие методов изучения витражного произведения. Исследование техники и технологии изготовления, сходство и различие в способах использования мозаичного набора или росписи, других возможностей декорирования стекла в различных предметах прикладного и монументального характера, стилистический анализ композиции, атрибутивные изыскания.

Возрождение искусства витража в Европе в конце XVIII - начале XIX века и его появление в России в 1820-е годы произошло одновременно с увлечением транспарантными (просвечивающими) изображениями, и с тем явлением, которые называют «культурным мифом стекла»1. В культуре нового времени витраж получил новое символическое толкование. В представленном исследовании сделана попытка обозначить круг символических значений явления витража с точки зрения стекла, света и цвета. Методом исследования стали поиск и сопоставление в различных областях русской культуры XIX -начала XX фактов, процессов, связанных со светоцветовой проблематикой, мифологизацией стекла и транспарантной тематикой.

В работе применяется комплексный метод изучения натурного, иконографического материала и историко-документальных источников в сочетании со стилистическим анализом памятников витражного искусства Петербурга.

Сопоставление развития витражного искусства с различными явлениями в русской художественной культуре позволило выявить многообразные взаимосвязи и общность в процессах, происходящих в различных видах искусств.

Тема «Витраж в русской культуре» рассматривается на примере петербургских памятников витражного искусства и охватывает период 1830-1910-х годов. Хронологически принято разделять его на два этапа: 1830-1890 и 1890-1910 годов, в соответствии с периодизацией истории архитектуры .

Эволюция форм и смена художественных образов в зодчестве сопровождалась развитием монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусств. В их создании в это время, как и раньше, участвовали известные архитекторы, стремившиеся к синтезу пространственного решения, декоративного оформления и предметов обстановки интерьеров. Большое

1 Ямпольский Б. М. Мифология стекла в новоевропейской культуре. / Советское искусствознание, № 24. М., 1988.

значение они придавали отдельной детали, создавая эскизы лепных украшений, мебели, предметов прикладного назначения и т.д., стилизованных в соответствии с общим замыслом архитектора.

В этот период зародилась и достигла больших успехов художественная промышленность, изделия которой были рассчитаны на самый широкий круг заказчиков. Создавалась масса предметов, оформленных в соответствии с веяниями моды в «духе» той или иной исторической эпохи. В обывательских домах часто только эти предметы, помещенные в нейтральную среду, несли признаки стиля, формируя образ исторической эпохи, выбранной владельцем. В таких интерьерах произведения декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусств становились единственными стилеобразующими факторами. С ними же связывались представления о качестве, удобстве, богатстве и красоте жилища.

В стилистическом отношении развитие архитектуры определяло эволюцию декоративных искусств. Мобильность создания элементов отделки интерьера и предметов декоративно-прикладного назначения позволяла быстро их видоизменять в зависимости от смены вкусов: они были более восприимчивыми к художественно-стилевой эволюции в искусстве. А массовость производства способствовала их проникновению в дома самых разных слоев населения.

Исследователи художественной и материальной культуры эпохи эклектики отмечают необходимость изучения каждого элемента убранства фасадов и интерьеров, предметов, создававших ассоциативные связи с

л

реконструируемым образом эпохи, «иллюстрировавшей» тот или иной стиль .

Практически полное отсутствие монографических исследований, выставок и каталогов экспонатов говорит о слабой изученности конкретных

2 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982.

3 Малинина Т. А. Императорский Стеклянный завод и его роль в развитии стиля 1830-1880-х гг. в русском художественном стекле. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. JL, 1989. Рукопись.

видов декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусств периода историзма и модерна. Если художественный металл4, керамические

с С 1

печи и камины , прикладное искусство , монументально-декоративные росписи

4 Соловьев К. А. Русская осветительная арматура. XVIII-XIX вв. М., 1950. Соболев Н. Н. Чугунное литье в русской архитектуре. М., 1951. Соболев Е. Г. Железное кружево. М., 1953.

Левинсон Н. Р., Гончаров Л. Н. Русская художественная бронза. Л., 1958. Иванов А. М. Фонари Ленинграда. / «Наука и жизнь». 1969. № 4. С. 56-60.

Горпенко А. Е. Художественный металл в русской архитектуре XVIII-XIX вв. Автореферат диссертации. М., 1972.

Кельман Л. Печной прибор. / «Декоративное искусство», 1974. № 3. С. 55-57. Котенев Д. И. Старинные лифты. / «Ленинградская панорама». № 8.1988. С.34-35.

Ледзинский В. С., Теличко А. А., Зверев А. В. Художественная ковка и литье Москвы. М.Д989.

Васильев Б. Петербургские балконы. / «Петербургская панорама». № 8. 1992. С.12-13.

Мухин В., Знаменов В. Петербургские бронзолитейные предприятия. / Петергоф. Альманах. Из истории дворцов и коллекций. СПб., 1992. С.87-108.

5 Коломенское. Материалы и исследования. Под общей ред. Л. А. Беляева. М.,1993. Вып.5. Ч. 1-2. Материалы I научной конференции «Русский изразец». 15-16 апреля 1993 г.

Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М., 1976. Из истории русской керамики и стекла XVII-XIX вв. М., 1986. Литвинова Ж. П. Искусство вечных красок. Уроки творчества керамиста-художника П. К. Ваулина. / «Строительство и архитектура Ленинграда». 1976. №8.

6 Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. 1895-1907. Кн. 2. М., 1969.

Качалов Н. Н. Художественное стекло. Л., 1951. Шелковников Б. А. Художественное стекло. Л., 1962 Соболев Н. Н. Стили в мебели. М., 1939.

Соколова Т. М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л., 1967 Стемпаржецкий А. Г. Рисунок и цвет декоративных тканей в интерьере русского классицизма (вторая половина XVIII - начала XIX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Л., 1959.

7 Лесюк А. М. Неосуществленные фрески Серова. М., 1934. Монументальное искусство. Л., 1990

Кутейникова А. А. Религиозная живопись Васнецова. / Культура, искусство, религия. М., 1988.

и скульптура8 (в основном в связи с творчеством известных русских художников) привлекали внимание специалистов, то витражи до недавнего времени составляли исключение из этого списка.

В отличие от других предметов монументально-декоративного искусства эпохи эклектики, выполненных из относительно долговечных материалов (камень, металл, керамика, дерево, даже гипс), витраж чрезвычайно хрупок, и от периода 1830-1890-х годов сохранилось не многое. Видимо, это обстоятельство до 1970-х поддерживало среди специалистов убеждение, что витраж в XIX веке был в России явлением «исключительно редким»9. Благодаря исследованиям 1980-х—1990-х эта точка зрения была изменена, однако подлинные масштабы применения витражей в петербургских интерьерах эпохи эклектики выявлены не были.

В петербургских зданиях конца XIX-начала XX веков — периода массовой застройки города жилыми домами — сохранилось большое количество витражей: фрагментов и, реже, целых композиций в окнах. Их возраст — около 100 лет — для стекла небольшой: в странах Западной Европы (Франции, Германии, Англии) сохранились витражи XI-XII столетий, которые насчитывают сегодня шесть-семь веков. Однако российская история последних 100 лет была бурной и неблагоприятной для сохранности предметов культуры дореволюционного прошлого, тем более тех, за которыми не признавались художественные достоинства и материальная ценность. Кроме разрушительных событий революционного периода, военных лет, колоссальный ущерб материальной культуре дореволюционного Петербурга нанесли намеренный и неосознанный вандализм периода «застоя», губительные для убранства домов капитальные ремонты 1970-х, бесконтрольный демонтаж элементов

8 Алексеев Г. И. Скульптурный рельеф в архитектуре модерна. / Архитектура и графика. Краткое содержание докладов к 28 научной конференции ЛИСИ. (2-7 февраля 1970 г.) Л., 1970. С. 12-16.

Наряд московских фасадов. Вступительная статья Е. Кириченко. М., 1987. Ромм А. Г. Русские монументальные рельефы. М., 1953.

художественной отделки зданий в 1980-1990-е годы. По подсчетам специалистов КГИОП в музеи города были переданы детали убранства из примерно 10-20% зданий, подвергшихся капитальному ремонту10.

В 1970-е годы наступил перелом в отношении к культуре предреволюционной России. Искусство периода эклектики и модерна было признано художественной ценностью, и началось активное изучение материала специалистами. Появились статьи об архитектуре, которые, способствуя росту интереса населения к бытовой культуре прошлого, формировали и повышенные внимание общественности к исчезающим видам наследия (изразцы и мозаика, металлодекор и т.п.), среди которых витражи занимают особое место, как наиболее хрупкие элементы убранства лестничных клеток, и разрушающиеся в первую очередь... Телесюжеты о сохранившихся витражах Петербурга, организация экскурсий с осмотром сохранившихся образцов декоративного остекления зданий, сбор материалов о сохранившихся витражах и их фотофиксация жителями города, а также заметки в газетах и журналах — все это свидетельствует о массовом интересе горожан к хрупкому миру витражей Петербурга.

Сохранившийся натурный материал требует безотлагательного изучения, так как потери витражей в дореволюционной застройке — в наименее защищенной ее части — доходных домах — умножаются с каждым днем.

9 Минухин Е. Витражи. Рига, 1959. С.56.

10Мещеряков В. В. Музеефикация элементов интерьеров Санкт-Петербурга конца XIX-начала XX века. / Петербургские чтения - 97. Сборник статей. СПб., 1997. С.455.

Цели и задачи работы

Цель исследования — определить место витража в русской культуре, охарактеризовать основные этапы его развития в России.

В работе ставились следующие задачи:

1. Обрисовать предысторию витража в России: древнерусский период и XVIII век как этап, предшествовавший изготовлению витражей в России. Выявить факты применения витража в этот период, определить его место во взаимосвязи с историческими особенностями русской культуры и быта этого периода.

2. Определить причины распространения витражей в России в 1820-1830-е годы, а также комплекс факторов, повлиявших на организацию их отечественного производства. Рассмотреть рост популярности полихромных композиций в окнах в контексте культурной жизни обозначенного периода, в первую очередь в связи с архитектурной теорией и практикой, а также живописью и отчасти литературой.

3. Выявить предпосылки и причины появления витражей в православных храмах в XIX в.

4. Определить функциональную, стилеобразующую и символическую роль витража в интерьерах эпохи эклектики и модерна, выявить закономерности использования полихромных окон в интерьерах различной стилистической направленности и типологии.

5.Применительно к каждому периоду охарактеризовать российскую стекольную промышленность с точки зрения возможности и масштабов изготовления художественной продукции на основе листового стекла.

6. Выявить предпосылки для бурного развития витражного искусства в Петербурге в конце XIX—начале XX века.

7. Применительно к периоду эклектики и модерна определить основные петербургские центры изготовления витражей (имена мастеров, названия мастерских, предприятий).

8. Произвести атрибуцию ряда памятников. Систематизировать сохранившиеся и известные по иконографическим источникам витражные произведения.

9. На основе стилистического анализа конкретных памятников петербургского витража обрисовать изменения в иконографии и художественных формах витража периода эклектики и модерна.

В представленной работе затронута тема участия известных архитекторов и художников в создании витражных произведений. К сожалению, ее подробное изучение пока не представляется возможным из-за отсутствия документальных материалов.

Базой для настоящего исследования стало обследование петербургской застройки XIX - начала XX века, в результате которого выявлено более 300 домов с сохранившимися витражами или их фрагментами. Этот натурный материал классифицирован с частичной фотофиксацией, создана обширная база данных. Изучены фонды музеев, обладающих крупными собраниями витражей: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии, — а также располагающих единичными экземплярами полихромных стекол и документальными материалами: фонды НИИМАХ, Фарфорового завода им. М.В.Ломоносова, Государственного музея-заповедника Павловска. В работе использованы архивные и справочные материалы РГИА, ЦГАЛИ, УКГИОП, ГМИСПб, НИИМАХ.

Диссертационное исследование «Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники» представляет интерес не только для специалистов, изучающих проблемы русской художественной культуры XIX - начала XX вв. Оно может быть использована в музейной практике при атрибуции витражных произведений, имеющихся или поступающих в собрания, при организации экспозиций и составлении каталогов, в лекционной и экскурсионной работе.

В последнее десятилетие наблюдается рост спроса на витражи в среде материально обеспеченных людей, стремящихся к повышенному комфорту, представления о котором ими часто связываются с эпохой эклектики (с ее высококачественными и дорогостоящими предметами обстановки) и периодом модерна. Некоторые современные витражные мастерские, выполняя заказы, стремятся к возрождению петербургского «стиля» в своих работах, самостоятельно изучая сохранившееся наследие, воссоздают особенности техники, следуют иконографии «старых» витражей Петербурга. При этом отсутствует «большая» литература по теме, в которой были бы освещены как вопросы истории, так и техники, технологии, анализ отдельных произведений. Материал настоящего исследования может быть полезен реставраторам, которые часто не только «ремонтируют» сохранившиеся витражные композиции, но и реконструируют утраченные элементы по собственным проектам.

Структура работы строится по хронологическому принципу. В первой главе рассматривается предыстория витражного искусства в России - в период средневековья и в XVIII веке. Собственно истории петербургского витража посвящены две большие главы: вторая — периоду эклектики, и третья - периоду рубежа XIX - XX веков, когда наиболее ярким стилистическим направлением был модерн. В каждой из этих глав выделены разделы, в которых рассматриваются:

- связь витражного искусства с мировоззрением эпохи, выраженным в архитектуре, эстетике, литературе, философии;

- уровень развития стекольной промышленности и возможности/ масштабы изготовления витражей в России, охарактеризованы основные центры изготовления витражей;

- анализируются сохранившиеся витражные произведения.

К работе прилагаются дополнительные главы - Приложения № 1-3: в них изложен материал, имеющий непосредственное отношение к теме, но не

являющийся необходимым для решения поставленных задач или имеющий вспомогательный характер, а именно:

Пршожение №1 - Алтарный образ Исаакиевского собора Приложение №2 - Витражная мастерская В.Д. Сверчкова Приложение №3 - Деятельность братьев Франк и производство витражей в Петербурге в конце XIX—начала XX века

В заключении изложены основные выводы исследования.

Историография

История витражного искусства неотделима от развития стеклоделия, так как связана прежде всего с изготовлением листового стекла. Исторически появление конкретных разновидностей витражей зависело от размеров производимого листового стекла, а также от способов его окраски в различные цвета и декорирования.

В России первые труды, посвященные истории и практике стеклоделия появились лишь в середине XIX века. Их авторы — химики, инженеры и технологи - уделяли основное внимание вопросам технологии и технике изготовления стекла: они описывали оборудование, сырье, состав шихты, способы формовки изделий, их украшения; давали рекомендации по устройству небольших заводов, — то есть излагали те сведения, которые должны были способствовать развитию этой отрасли в России. Автор одной из самых ранних книг в этой области - А.Чугунов — указывал на отсутствие литературы по стеклоделию в России11. Книги В. В. Писарева12, появившиеся в это же время,

11 Чугунов А. Исследование стекловаренного производства и современного его

состояния в России. Казань, 1856. До этого исследования в этой области была издана лишь одна книга И. Голтвинского «Наставления, основанные на опытах и долговременных наблюдениях, делать лучшим и выгоднейшим образом всякого роду стекло и хрусталь...» (М., 1803), которая, по замечанию Чугунова, была

являлись практическим руководством по производству различных сортов листового стекла. В «Технической энциклопедии», издаваемой

1 "X

Д.И.Менделеевым стекольной промышленности был отведен целый том. В этих изданиях рассказывается о сырье, употребляемом в стеклоделии, способах варки стеклянной массы и изготовления различных видов листового стекла; указаны также мерные единицы, в которых листовое стекло продавалось. Кроме практических сведений, эти сочинения включали очерки всеобщей истории стеклоделия, в том числе его развития в нашей стране.

Одновременно с вышеперечисленными появились историко-статистические труды по стекольной промышленности России14. Одним из самых солидных была статья В. В. Шмидта (1862)15, данные которой впоследствии были включены в другие исследования. В работе Шмидта впервые приведено множество фактических сведений о крупных русских стекольных заводах, объемах их производства, таможенно-тарифной политике правительства; даны сравнительные характеристики развития стекольной промышленности в России и в других странах. В последующие годы

переводом труда французского автора Люазеля 1800 года, изданного в Германии.

19 .

Писарев В. В. Руководство к производству листового зеленого стекла. СПб., 1855.

Писарев В. В. Руководство к производству листового белого, богемского, ординарного, цесарского, легерного и других стекол, приготовленных на бемских заводах в России. СПб., 1857.

13 Техническая энциклопедия, издаваемая под ред. Д. И. Менделеева. Вып. 4. Стеклянное производство. СПб., 1864.

Зернов И. Обзор новейших успехов по стеклянному производству / Дополнения к технической энциклопедии по Вагнеру, изданной под редакцией Д.И.Менделеева. СПб., 1871.

14Зябловский Е. Статистическое описание Российской Империи в нынешнем ее состоянии. Изд. 2. 4.V. СПб., 1815. С.83-86.

15 Шмидт В. В. Очерк стеклянного производства в России / Обзор различный отраслей мануфактурной промышленности России. Т.1. СПб., 1863. С.393-428.

16 17

исследования А. Голубева10 (1886), А. К. Крупского (1896)" продолжили историко-статистическую линию в исследовании русской стекольной промышленности. В них представлена значительная информация о русских стекольных заводах (основании, владельцах, ассортименте продукции), географии их размещения на территории страны, об объемах российского стекольного производства, импорта, спроса на разные виды стекольных товаров; описаны виды производимого листового стекла, техники декорирования, а также ряд ценных сведений по торговле. О технологии изготовления различных видов стекла и о достижениях в этой области в конце XIX в. писали такие

1 о

специалисты, как С. П. Петухов (с 1878 по 1892 год являвшийся главным технологом Императорского Стеклянного завода19), его помощник - специалист по смальтам В. И. Селезнев , и другие .

В конце XIX-начале XX века появилось большое количество справочников и статистических трудов, характеризующих развитие русской промышленности, в том числе и стеклоделия22. В 1914 году вышло юбилейное

16 Голубев А. Стеклянное производство / Историко-статистический обзор промышленности России. Под ред. Д. А. Тимирязева. Т.П. Группа X. Произведения фабричной, заводской, ремесленной и кустарной промышленности. СПб., 1886. С.2-23.

17 Крупский А. К. Стеклоделие / Фабрично-заводская промышленность и торговля России. СПб., 1896. С.279-291.

Крупский А. К. Стеклянное производство / Россия в конце XIX века. Под общей

ред. В. И. Ковалевского. СПб., 1900. С.404-417.

18

Петухов С. П. Стеклоделие. Руководство для производств: бутылочного, листового, зеркального, посудного и прочего стекла, с изложением теоретических данных для заводской практики. СПб., 1898.

19 Качалов Н. Стекло. М., 1959.С.268, 271.

Селезнев В. И. Обзор новейших успехов стеклоделия. СПб., 1892. Селезнев В. Изразцы и мозаика СПб., 1896.

21 Вагнер Р. Химическая технология. Обработка Ф. Фишер. V отд. Стекло, глина, цемент. СПб., 1892.

Федоров П. А. Производство стекла. Практическое руководство по производству и выделке различных сортов стекла. СПб., 1904.

22 Материалы для торгово-промышленной статистики. Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1897 г. СПб., 1900.

издание, посвященное 150 - летию Никольско-Бахметьевского завода23, в котором приведена масса сведений не только об этом частном предприятии, но и в целом о развитии русской стекольной промышленности на протяжении XVIII -

XIX веков.

В вышеперечисленной литературе и источниках содержатся сведения и об изготовлении листового стекла, иногда - о его декорировании; в некоторых трудах имеется информация о технологии окрашивания стекла различными способами, а также об объемах его производства. Спрос на листовое оконное стекло в России вплоть до конца XIX века не был удовлетворен отечественным производством и, начиная с середины XIX века, в значительной степени покрывался за счет импортных товаров. Поэтому о массовом изготовлении художественной продукции на основе листового стекла не могло быть и речи, и упоминания о ней (то есть о витражах) крайне редко встречаются в этой литературе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Волобаева, Татьяна Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрена история искусства витража в России на примере петербургских памятников во взаимосвязи с некоторыми явлениями русской художественной культуры.

Хотя витражи в России получили распространение, начиная с 1820-х годов, установлены факты их применения значительно раньше — еще в древнерусский период истории. В некоторых гражданских и культовых постройках XI-XII столетий и в светских интерьерах XVII века в окнах находились разноцветные стекла. Собранные по различным источникам и исследованиям факты позволяют утверждать, что в древнерусской культуре витражи были представлены единичными экземплярами, находившимися в домах лиц знатного происхождения, и не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Стеклянные композиции для окон были привозным товаром (изготовление оконного стекла в России промышленным способом было налажено только в XVIII веке). Слюдяные оконницы изготавливались русским мастерами, но с применением импортных материалов (олово, цветные накладки из бумаги или ткани), и не стали объектом народного промысла, не имея, таким образом, корней в народном творчестве. Тем не менее, именно в светской культуре XVII столетия кроется одна из причин распространения витражей в XIX веке в сооружения «русского стиля» и в системе убранства православных храмов.

Появление витражей в России нового времени до сих пор связывалось с распространением готического «вкуса» в архитектуре 1820-1830-х годов. В представленном исследовании установлено, что импорт витражей в Россию существовал и в XVIII веке. Сведения об этом относятся к середин!; столетия и связаны с деятельностью М.В.Ломоносова, который в своей широкомасштабной программе по изготовлению изделий из цветного стекла определенное место отводил и цветным «оконничным». Однако предпочтение было отдано «мусие»: прочность материала и древность корней мозаичного искусства в русской культуре больше подходили для задачи прославления Отечества. Установлено, что витражи находились в некоторых псевдоготических сооружениях конца XVIII столетия, хотя упоминания об этом в источниках не всегда можно толковать однозначно.

В работе сделана попытка отойти от прямой причинно-следственной цепочки «готика» - «витраж». Распространение витражей в 1820-1840-е в Петербурге всеми исследователями связывается с появлением псевдоготической архитектуры. Таким образом полихромным окнам отводится роль декоративного элемента наряду с другими характерными деталями готического зодчества, которые в период эклектики формировали образ Средневековья. В представленном исследовании обозначена одна из идей романтической эпохи, которая воплотились в различных явлениях художественной культуры; в том числе пробудила интерес к витражному искусству и способствовала его развитию в России. Тема транспаранта - изображения на прозрачной основе -сформировалась в области литературы и поэзии эпохи романтизма и связывалась с неоплатоническими идеями, возродившимися на рубеже XVIII—XIX вв. Транспаранты имели различную материальную основу: ткань, бумагу, стекло, -эффекты просвечивающей живописи имитировали масляной живописью. В это же время складывается особое отношение к транспарантной живописи как к центральному произведению в синтезе, создаваемом путем объединения нескольких видов искусств. Транспарант стал символом синтеза искусств, и на рубеже XIX-XX вв. такая трактовка оставалась актуальной/Мифология стекла, берущая начало в романтическую эпоху, добавила смысловой «нагрузки» витражному окну, которое получило двойное значение «входа-преграды» между высшим и земным мирами.

Установлено, что в архитектуре дворянских особняков, дворцов, храмов и общественных сооружениях Петербурга витражи были чрезвычайно распространенным явлением в XIX столетии.

В работе приведена классификация витражей, украшавших постройки Петербурга 1820-1890-х гг. Охарактеризована русская стекольная промышленность с точки зрения изготовления тех видов стекол, которые являются основой витражной композиции: листового белого, цветного и зеркального. Выявлены предприятия, создававшие витражи для окон или родственные им по технике предметы (ширмы, стеклянные картины). Впервые открыта тема «Витражи императорского стеклянного завода». Ни одно исследование об этом придворном предприятии не упоминает об изготовлении на нем стеклянных картин: систематизированы разрозненные сведения об этом направлении работы завода, охарактеризована стилистика и техника «стеклянных картин», уточнена атрибуция сохранившихся работ.

В исследовании выявлены функция витражей как стилеобразующего элемента в интерьере, закономерности размещения полихромных окон в пространстве жилого дома и общественного сооружения в зависимости от назначения помещения.

При включении полихромного окна в интерьер главную роль играла не столько его стилистика, ориентированная на определенную историческую эпоху или (реже) конкретный исторический прототип. При создании интерьера применялся археологический подход, то есть поиск в историческом прошлом образцов или сведений об использовании того или иного мотива, элемента, предмета. Если же материальная культура эпохи не сохранила фактов использования декоративного остекления, тогда ассоциативные связи определяли возможность его применения. Так витражи появились в интерьерах «готических», всех вариантах восточного стиля, средиземноморского и даже «русских».

Во второй половине XIX столетия, когда стилевая однородность в оформлении интерьеров уступила место механическому собиранию предметов, витражи устанавливали в окнах, игнорируя историческую достоверность и ассоциативные связи; они стали нести представительскую нагрузку как свидетельство богатство и знатности хозяина.

Период модерна оставил нам богатое наследство. Даже сегодня, когда значительная часть фонда петербургского витража утрачена, а полностью сохранившиеся композиции - большая редкость, можно почувствовать масштабы применения цветного декоративного остекления на рубеже XIX—XX вв. В 1890-1910-е гг. витражи можно было видеть практически во всех видах архитектурных сооружений, независимо от их типологии и интерпретации фасадного декора. Декоративное остекление получило в это время чрезвычайно широкое применение: стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов - вот область его использования. Стилистика светского витража петербургского модерна мало отличается от западноевропейских вариантов стиля Ар Нуво, в иконографии преобладают флоральные и геометрические мотивы. В области религиозного' искусства остается еще много неизвестного, возможно, именно культовый витраж отражает национальное своеобразие русской школы, ориентированной на русскую иконопись.

1917 год положил конец эпохе петербургского витража. El се частные производства были ликвидированы, изготовление витражей надолго прекращено.

В функциональной архитектуре витраж эпохи модерна с его утонченным декором и нежным колоритом не мог найти применения. Архитект оры нового поколения в Европе и Америке не отказались от витража, но стали требовать от него большей геометризации, колористической определенности. В России архитекторы конструктивизма отказались от цветного остекления.

Б.М.Ямпольский писал, что органичным завершением транспарантной традиции стал кинематограф с его изображением, летящим в луче света в темноту зрительного зала1. В 1930-е годы была предпринята попытка включить

1 Ямпольский Б.М. Транспарантная живопись . С. 304. такое изображение в архитектурный замысел: в эпоху массовых зрелищ был построен «Дом Кино»" - самый крупных кинотеатр Ленинграда того времени. Огромный витраж главного фасада имеет конструктивный каркас предельно упрощенного рисунка: первоначально витраж предполагали использовать как своеобразный экран, проецируя на него из специального помещения рекламные кадры3. Этот замысел не был осуществлен и центральная часть фасада осталась маловыразительным пятном в его общем композиционном решении.

Классическая техника витража «возродилась» в России в 1930-е годы. В нем, как и во всем советском искусстве, долгое время господствовали принципы социалистического реализма. Витраж советского периода - целая эпоха в русском витражном искусстве со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

В любом виде искусства можно выделить «программное» произведение, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени. Витражи Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте - символ предреволюционной России, в нем синтезированы идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности в общеевропейскую культуру.

Огромный витраж на станции метро «Гостиный Двор» демонстрирует идеологические и художественные принципы советской эпохи. В 1990-е его закрыл огромный светящийся экран для показа рекламных материалов. Сегодня транспарантные изображения окружают нас повсюду: плакаты с подсветкой рассыпаны на городских улицах. Современные технологии передачи изображений позволили включить в городское пространство искусственно созданную видеореальность, включающую свет, цвет, звук. Конец XX века создал новые формы транспарантов.

Но не забыта и «классическая» техника стеклянного витража Сегодня на улицах Петербурга и в интерьерах можно видеть образцы рекламного витража,

2 Кондратьевский пр., 44. 1933-1935, арх. А.И.Гегелло, Д.И.Кричевский. стеклянных вывесок. На лестницах бывших доходных домов появляются подражания старым петербургским витражам, как правило, в стилистике модерна. Украшают витражами и храмы: как старые, так и вновь построенные, в том числе и православные церкви.

Витражное искусство в России сегодня вновь переживает подъем. Конец века открывает имена новых мастеров, множится число витражиых ателье. Многие из них стремятся стать преемниками традиций петербургских витражей XIX - начала XX века.

3 Абрамов JI.K. Выборгский дворец Кино. / «Архитектура Ленинграда». 1937. №1. С.27.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Волобаева, Татьяна Владимировна, 1999 год

Список использованной литературы

1. 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода князя А.Д.Оболенского. Исторический очерк. СПб., 1914.

2. Абрамов J1.K. Выборгский дворец Кино. / Архитектура Ленинграда. 1937. № 1.

3. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X — начала XX вв. М., 1989.

4. Андреева В.И. Не только в монументальных формах. / «Ленинградская панорама». 1986. № 1.

5. Андреева Л.В. Фарфоровая промышленность. / Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. 1895-1907. Кн.2. М., 1969.

6. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга. СПб., 1996. Т.З.

7. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1996. Т.1-3.

8. Аристов Н. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866.

9. Артемовский стеклянный завод Акционерного общества Ливенгофских стеклянного и пробочного производств. Прейс-курант бемских оконных, полубелых, матовых... стекол. Часть I-II. Пд, 1915.

10. Артистическое заведение для живописи на стекле Эрнеста Тоде. Рига, 1903 г.

11. Архитектор Ю.Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. Л., 1982.

12. Бакланова Н.А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII в. / Очерки по истории торговли и промышленности в России в XVII-Ha4.XVIII вв. ТГИМ. Вып.4. М., 1928.

13. Бальмонт К. Стихотворения. М., 1990.

14. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. Л., 1984.

15. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. Л., 1977.

16. Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Кн.2. М.,1912.

17. Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л., 1985.

18. Батажкова В.Н. К вопросу стилистической направленности русского интерьера второй четверти XIX в. / Проблемы синтеза искусств и архитектуры. № 3. Л., 1973.

19. Батажкова В.Н. Русская художественная промышленность в середине XIX века. / Сб. Проблемы развития русского искусства . Вып. 1. Л., 1971.

20. Бахтиаров А. Стекло. Пд, 1912.

21. Безрукова М. Искусство Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы. М., 1986.

22. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн.1-3. М., 1980.

23. Боратынский Евгений. Стихотворения. Поэмы. М, 1990.

24. Борисова Е. Русская архитектура и английская псевдоготика. / Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М, 1982.

25. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.

26. Брокгауз Ф.А., Евфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 29. СПб., 1900.

27. Булгаков Ф.И. Наши художники на академических выставках последнего 25-летия. Т.2. СПб., 1890.

28. Вагнер Р. Химическая технология. Обработка Ф.Фишер. V отд. Стекло, глина, цемент. СПб, 1892.

29. Варшавская выставка мануфактурных изделий и произведений земледелия. Варшава, 1857.

30. Вельтман. Описание нового императорского дворца в Кремле Московском. М, 1851.

31. Вильчковский С.Н. Царское Село. СПб, 1911. Репринтное воспроизведение СПб, 1992.

32. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. М, 1953.

33. Витязева В.А. Каменный остров Л, 1975.

34. Витязева В.А. Каменный остров. Л, 1991.

35. Войтович Д.В. «Характеристика фонда архитектурных деталей» ГМИ СПб.

1982 г. Рукопись.

36. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. СПб, 1896. С.148.

37. Выголов В.П. Интерьер / Русская художественная культура конца XIX -начала XX вв. Кн.4. М, 1980.

38. Гейрот А. Описание Петергофа. СПб, 1868. Репринтное воспроизведение. JI, 1991.

39. Георги И.Г. Описание столичного города Санкт-Петербурга. СПб, 1794.

40. Герцен А.И. Былое и думы. М, 1982.4.1-3.

41. Голубев А. Стеклянное производство / Историко-статистический обзор промышленности России. Под ред. Д.А.Тимирязева. Т.Н. Группа X. Произведения фабричной, заводской, ремесленной и кустарной промышленности. СПб, 1886.

42. Гончаров В.К. Археолопчт дослщження древнього Галича. / Археолопчн шш тки УРСР. Т.5. Киев, 1955.

43. Горев Н.Е. Живопись на стекле // Бесплатное приложение к журналу "Задушевное слово". Петербург-Москва, 1911.

44. Горпенко А.Е. Художественный металл в русской архитектуре XVIII-XIX вв. Автореферат диссертации. М, 1972.

45. Грабарь И. История русского искусства. Т.П. СПб, 1910.

46. Грасис Т. Латвийский витраж. Рига, 1979.

47. Гуревич Ф.Д. Из истории раннего Гродно. / Советская археология. Вып. 15. М.-Л, 1951.

48. Давыдова И.Л. Эстетические представления русских людей XVII столетия. / Проблемы истории СССР. Вып. VII. М, 1978.

49. Данилевский В.В. М.В.Ломоносов и художественное стекло. М.—Л, 1964.

50. Дмитриева М. Фридрих и Жуковский. Из истории русско-немецких связей. / Панорама искусств. № 10. 1987.

51. Дом Романовых. СПб, 1992.

52. Дурнев В. Столетие прихода церкви св. Петра Митрополита, что на Ульянке. 1799-1899. СПб., 1899.

53. Евсина Н.А. Интерьер. / Русская художественная культура второй половины XIX в. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. М., 1988.

54. Ермичева В. Юсуповский дворец. СПб., 1994.

55. Жиль Ф. Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего Государю Императору. СПб., 1860.

56. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. (1862 г.) М., 1990.

57. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т.2,4.1.

58. Зернов И. Обзор новейших успехов по стеклянному производству / Дополнения к технической энциклопедии по Вагнеру, изданной под редакцией Д.И.Менделеева. СПб., 1871.

59. Зорина А. Сохранить витражи Петербурга / Декоративное искусство СССР. 1989. №6. С. 19-20.

60. Зябловский Е. Статистическое описание Российской Империи в нынешнем ее состоянии. Изд. 2. 4.V. СПб, 1815.

61. Иванов Д.Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга. СПб, 1904.

62. Иванов Е, Севастьянов К. Немного о петербургских витражах. «И пред престолом море сткляно...» / «Северная столица». № 3. 1994. С.11.

63. Иванов Е.Ю, Севастьянов К.К. Список утрат петербургских витражей (1917— 1998) СПб, 1998.

64. Из истории русской керамики и стекла XVII—XIX вв. Сборник трудов. Вып. 62. ГИМ. М, 1986.

65. Иллюстрированный альбом международной строительной выставки 1908 в Санкт-Петербурге. СПб, 1908.

66. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890-х гг. Материалы международной конференции. СПб, 1996.

67. Исторические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 6. СПб, 1878.

68. История русской архитектуры. 2-е изд. М, 1994.

69. К.П.Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М, 1961.

70. Калевала. Лениздат, 1984.

71. Карбоньер А.А. Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле. СПб, 1893.

72. Каталог музея Императорского Общества Поощрения Художеств. СПб, 1904.

73. Каталог русских стекольных заводов XVII - первой половины XIX вв. / Из истории русской керамики и стекла XVII-XIX вв. Сборник трудов ГИМ. Вып. 62. М, 1986.

74. Каталог художественных произведений, находящихся в экспозиции ГТГ. М, 1947.

75. Качалов Н.Н. Стекло. М, 1959.

76. Качалов Н.Н. Художественное стекло. Л, 1951.

77. Кириков Б, Зорина А. Витражи Петербурга. / Наше наследие. 1991. № 4. С.148-158.

78. Кириков Б.М. Петербургский модерн. Заметки об архитектуре и монументально-декоративном искусстве. / Панорама искусств. №10. 1987 г. С.101-148.

79. Кириченко Е. Русский интерьер 1870-1890-х гг. XIX в.// Декоративное искусство. 1971. № 3.

80. Кириченко Е.И. Архитектура./ Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М, 1991.

81. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М, 1986.

82. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х. М, 1982.

83. Киселев И. Слюдяные оконницы./ «Декоративное искусство СССР». № 4. 1981. С.18.

84. Китайгородский .И. Положение стекольной промышленности Центральной

России. Доклад, прочитанный на Всероссийском съезде стеклозаводчиков 25 июля 1918 г. М, 1918.

85. Китайгородский И.И. Положение стекольной промышленности Центральной России. Доклад, прочитанный на Всероссийском съезде стеклозаводчиков 25 июля 1918. М, 1918.

86. Коган С.Э. Витражное искусство в Петербурге / Газета "Санкт-Петербург". 1993. № 5. С.4-5.

87. Кондаков Н. Императорский Эрмитаж. Указатель отделения средних веков и Возрождения. СПб, 1891.

88. Кондаков С.Н. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств. СПб, Ч. 2.

89. Кондаков С.Н. Список художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств. СПб, 1914.4.2.

90. Коршунова М.Ф. Графическое наследие Ю.М.Фельтена. / ПК НО 1975. J1, 1976.

91. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л, 1988.

92. Краткий исторический очерк 50-летнего существования Александринской женской больницы, учрежденной в память в Бозе Почивающей вел.кн.Александры Николаевны. Составлен Н.И.Кусковым и А.Н.Лапотниковым под ред. Е.В.Павлова. СПб, 1899.

93. Краткий исторический очерк 5-летнего существования Александринской больницы. СПб, 1899.

94. Крашенинников А.Ф. Город Павловск. / Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л, 1985.

95. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М, 1985.

96. Крупский А. Стеклянное производство. / Россия в конце XIX века. Под общ. ред. В.И.Ковалевского. СПб, 1900.

97. Крупский А.К. Стеклоделие. / Фабрично-заводская промышленность и торговля России. СПб, 1896. С.279-291.

98. Кудрявцева С.В. А.И.Куинджи. Л, 1989.

99. Курбатов В. Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. СПб, 1902.

100. Курц Б.Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915.

101. Кючарианц Д.А, Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. Л, 1990.

102. Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад. / Византийское и древнерусское искусство. М, 1978.

103. Ланцетти А.Г. Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. М, 1987.

104. Лапшин В.П. Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX - начале XX вв. / Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М, 1980. С. 193-229.

105. Лебедев В. Церковь при Николаевском дворце в С.-Петербурге./ Странник. 1877 г. Т.2.(апрель).

106. Леон Риан. Указатель выставки изделий русской промышленности в С.Петербурге 1861 г. СПб, 1861.

107. Лисовский В.Г. Академия Художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л, 1982.

108. Логвинская Э.Ф. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М, 1978.

109. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. 100 таблиц. СПб, 1898.

110. М, А. Врубель. Альбом. Вступительная статья М. Ю. Германа. Л, 1989.

111. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М, 1976.

112. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.,1990.

113. Максим Грек. О святых иконах. Гл. 6. / Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Вып.1. М, 1993

114. Максимович А. Обозрение выставки российских мануфактурных изделий в С.-

Петербурге в 1849 г. СПб, 1850.

115. Малинина Т.А. Императорский Стеклянный завод и его роль в развитии стиля 1830-1880-х гг. в русском художественном стекле. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л, 1989. Рукопись.

116. Манин B.C. Куинджи и его школа. М, 1987.

117. Манин B.C. Куинджи. М, 1976.

118. Материалы для торгово-промышленностй статистики. Свод данных о фабрично-заводской промышленности в России за 1897 г. СПб, 1900.

119. Материалы к истории 25-летней деятельности С.-Петербургского общества архитекторов. СПб, 1895.

120. Механикова В.М. А.П.Рябушкин. Л, 1989.

121. МинухинЕ. Витражи. Рига, 1959.

122. Минухин Е. Витражное искусство / Архитектура СССР. 1954. № 6. С.27-30.

123. Минухин Е. Возродим витражное искусство / Архитектура и строительство. 1949 г. №8. С.80.

124. Минухин Е. Об искусстве витража / Искусство. 1950 г. № 7-8. С.76-79.

125. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М, 1988.

126. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М, 1982.

127. Мухина Т.Д. Русско-скандинавские художественные связи XIX—начала XX в. М, 1984.

128. Настольная книга священнослужителя. Т.4. М, 1983.

129. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М, 1975. С.15.

130. Николаева Т.И. Виктор Шретер. Л, 1991. С.24-25.

131. Новые компактные декорации, или Образцы-рисунки изящно отделанным комнатам. Соч. К.Шрейдера. СПб, 1850.

132. Носович Т.Н. Русские художественно-промышленные училища./ Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890-х годов СПб,

1996.

133. Общий обзор международной Лондонской выставки 1871 года секретаря русского технического общества Ф.Львова. СПб, 1871.

134. Огюст Монферран. 1786-1858. Каталог юбилейной выставки произведений. Л, 1986.

135. Оль Г.А. Александр Брюллов. Л, 1983.

136. Оль Г.А. Архитектор Брюллов. Л.-М, 1955.

137. Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1829 года. СПб, 1829.

138. Петергоф. Альманах. Из истории дворцов и коллекций. СПб, 1992.

139. Петров А.Н, Петрова Е.Н. Город Пушкин. / Памятники архитектуры Ленинграда. Л, 1985.

140. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за 100 лет ее существования. Т.З. СПб, 1866.

141. Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л, 1978.

142. Петрова Т.А. Роль ассоциаций в архитектуре интерьеров историзма. / Петербургские чтения - 97. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург -2003», СПб, 1997. С.465-458.

143. Петроградское стекольно-промышленное акционерное общество Прейскурант оконных стекол. СПб, 1916.

144. Петрушевский Ф. Свет и цвета сами по себе и по отношению к живописи. СПб, 1883.

145. Петухов С.П. Стеклоделие. Руководство для производств: бутылочного, листового, зеркального, посудного и прочего стекла, с изложением теоретических данных для заводской практики. СПб, 1898.

146. Пилявский В.И. Турку. Города-побратимы Ленинграда. Л, 1979.

147. Писарев В.В. Руководство к производству листового белого, богемского, ординарного, цесарского, легерного и других стекол, приготовленных на бемских заводах в России. СПб, 1857.

148. Писарев В.В. Руководство к производству листового зеленого стекла. СПб, 1855.

149. Попова О.С. Свет в византийском искусстве XII-XIV вв. / Советское искусствознание - 77. Вып.1. М, 1978.

150. Порецкая Е.В. Витражи Карла Эгери в собрании Эрмитажа. / Труды отдела западно-европейского искусства в ГЭ. T.I. JI, 1940. С.105-118.

151. Прахов А.В. Император Александр как деятель русского Просвещения. / «Художественные сокровища России». Вып. 3. СПб, 1903. № 2-3.

152. Промышленность и техника. Т.1. История и современная техника строительного искусства. Составили профессора П.Ровальд, И. Фаульвассер, Т.Шварце, Г.Шурц, Г.Эбе. Полный перевод с 9-го немецкого издания под ред. и с дополнением отдела по русскому зодчеству проф. ИГИ В.В.Эвальда. СПб, 1903.

153. Пунин A.JI. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л, 1990.

154. Пушкарев И. Описание Санктпетербурга и уездных городов Санктпетербургской губернии. Спб, 1839.

155. Пыляев М.И.Забытое прошлое окрестностей С.-Петербурга. СП, 1889. Репр. воспр. СП, 1994.

156. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв.СПб,1994.

157. Раскин А.Г, Архипов Н.И. Город Петродворец. / Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л, 1985.

158. Роспись вещам, выставленным в первую публичную российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1829 года. СПб, 1829.

159. Роспись и оценка имущества князей Василия и Алексея Голицыных. / Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание археографической комиссии. Т.4. СПб, 1893. Стлб.3-105.

160. Россия в конце XIX века. Под общ. ред. В.И.Ковалевского. СПб, 1900.

161. Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. 1895-1907. Кн.

2. М, 1969.

162. Русский биографический словарь. Т. 17. СПб, 1904.

163. С.-Петербургский Иоаииовский женский первоклассный монастырь. Изд. свящ. Иоанна Орнатского. СПб, 1911.

164. Самарский В.И. Долгая жизнь «Европейской». / «Ленинградская панорама». № 10. 1987.

165. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М, 1980.

166. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М, 1989.

167. Свиньин П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб, 1816.

168. Селезнев В. Изразцы и мозаика. СПб, 1896.

169. Селезнев В.И. Обзор новейших успехов стеклоделия. СПб, 1892.

170. Смурова Н.А. Поэзия русских символистов и московское зодчество. / Ф.О.Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX- начала XX вв. М, 1988.

171. Собко Н.П. Словарь русских художников. Т.З. СПб, 1893.

172. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. Вступительная статья: Гальцев Р, Роднянская И. Реальное дело художника. М. 1991.

173. Список фабрик и заводов России в 1910 г. М, СПб, Варшава. 1910.

174. Список фабрик и заводов России. М, СПб, Варшава. 1910

175. Старчевский Л.А. Монферран — строитель Исаакиевского собора. (Его служебная деятельность и частная жизнь.) / Наблюдатель. 1885. № 12.

176. Строительство и архитектура зданий Л, 1976.

177. Сыркина Ф.Я. Жизнь и творчеств П.Г.Гонзага. М, 1974.

178. Талалай М.Г. Русская церковь во Флоренции как петербургский памятник. / Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. 2. М.-СПб,1995.

179. Талашкино. Пб, 1905.

180. Тартаковская Е.А. Чесменский дворец. Л, 1927.

181. Техническая энциклопедия, издаваемая под ред. Д.Менделеева. 4 вып. Стеклянное производство. Переведено, дополнено и издано под ред. Д.Менделеева .СПб, 1864.

182. Тоде Э. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития / «Зодчий». 1908, № 23. С.204-208.

183. Труды I съезда русских зодчих 1892 г. в Санкт-Петербурге. СПб, 1894.

184. Трутовский В. Императорская Оружейная палата в Москве. Обзор собраний. / «Художественные сокровища России». Вып. 2. СПб, 1902. № 9-10.

185. Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве. М, 1882.

186. Указатель выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге в 1839 году. СПб, 1839.

187. Указатель предметам искусства и редкостей, составляющим собрание ЕИВ Государя великого князя наследника цесаревича Александра Александровича. СПб, 1870.

188. Указатель предметам искусства и редкостей, составляющим собрание ЕИВ Государя великого князя наследника цесаревича Александра Александровича. СПб, 1870.

189. Указатель произведений отечественной промышленности, находящиеся на выставке 1833 года в Санкт-Петербурге. СПб, 1833

190. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на выставке 1835 года в Москве. М, 1835.

191. Указатель С.-Петербургской выставки русских мануфактурных произведений 1861 г. СПб, 1861.

192. Указатель Санкт-Петербургской выставки изделий промышленности Российской империи, царства Польского и великого княжества Финляндского в 1849 г. СПб, 1849.

193. Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 г. М, 1843.

194. Успенский А. Материалы для описания художественных сокровищ Павловска. / Художественные сокровища России. Вып. 5. СПб, 1905. №6-8.

195. Фабрично-заводские предприятия Российской Империи. Составил инженер А.К.Езиоранский. СПб. 1909.

196. Федоров П.А. Производство стекла. Практическое руководство по производству и выделке различных сортов стекла. СПб, 1904.

197. ФойгтВ, Зуккер У. Й.В.Гете © естествоиспытатель. Киев, 1983.

198. Фомин Н.И.Детское Село. Дворцы и парки. J1, 1936.

199. Фурманн П. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина — архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста. СПб, 1842. Ч. 1.

200. Холостенко Н.В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове. / Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып.З. М, 1961

201. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813-1931. М, 1992.

202. Художественная промышленность второй половины XIX в. / История русского искусства. Т.9. Кн. 2. М, 1956.

203. Цейтлин М.А. Казенные (императорские) «стеклянный» и зеркальный заводы в Санкт-Петербурге. / Сборник научных трудов Ленинградского Финансово-экономического института. Вып. V. Л, 1948.

204. Цейтлин М.А. Очерки по истории развития стекольной промышленности в России. М.-Л, 1939.

205. Цейтлин М.А. Стекольная промышленность крепостной России в XVIII веке. / Сборник научных трудов Ленинградского финансово-экономического института. Вып. IV. Л, 1947.

206. Церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы при Департаменте Общих дел МВД. Историко-археологическое описание по данным архива МВД. СПб, 1910.

207. Чаев Н. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

М.,1869.

208. Чугунов А. Исследование стекловаренного производства и современного его состояния в России. Казань, 1856.

209. Шелковников Б.А. Художественное стекло. JI, 1962.

210. Шелковников Б.А. Художественное стеклоделие в России. / Художественное стекло и его применение в архитектуре. М.-Л, 1953.

211. Шеманский А. Александрия в Петергофе. JI, 1941.

212. Шклярский В. Историческое описание Николаевской Чесменской богадельни. СПб, 1860.

213. Шмидт В.В. Очерк стеклянного производства в России / Обзор различный отраслей мануфактурной промышленности России. Т.1. СПб, 1863. С.393-428.

214. Шуйский В. Графика О.Монферрана. / «Художник». 1988. № 4. С.45-50.

215. Шульгина Т.М. Витражи Э.Тоде. / Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск 5. JI, 1997.

216. Шульц С. Храмы С.-Петербурга. История и современность. СПб, 1994.

217. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М, 1972.

218. Щапова Ю.Л. Стеклянные изделия древнего Новгорода. / МИА. № 117. Новые материалы в археологии. Т.З. М, 1963.

219. Эберт К, магазин. Тариф зеркалам в магазине купца К.Эберта. б/д.

220. Яглова Н.Т. Витраж./ Русское декоративное искусство. Т.З.М, 1965.

221. Ямпольский Б.М, Мифология стекла в новоевропейской культуре. / Советское искусствознание, № 24. М, 1988.

222. Ямпольский Б.М. Транспарантная живопись: от мифа к театру. / Советское искусствознание. № 21. М, 1986. С.277-305.

223. Яремич С. М.А.Врубель. Жизнь и творчество. М, 1911.

224. Anhang von K.Scheffler. Berlin, 1914.Brisac С. Le vitrail. Paris, 1994.

225. Dictionnaire raisonne de Г architecture francaise du Xle au XVI siecle. Paris, 1854.

226. Fischer J.L. 40 Jahre Glasmalkunst. Festschrift der Koniglich Bayrischen

Hofglasmalerei F.X.Zettler. Munchen, 1910.

227. Fitz E. Die Blutezeit der Glasfenster in Europa. Munchen, 1991. S.6.

228. Heinersdorff G. Die Glasmalerei. Ihre Technik und Geschichte, Einleitung und

229. Kolb H. Glasmalereien des Mittelalters und der Renaissance. Stuttgart, 1888.

230. Labarte J. Historie des arts industriels au moyen age et a Tepoque de la Renessance. Deuxime edition Tome deuxime. Paris, 1873.

231. Labarte J. Historie des arts industriels au moyen age et a Tepoque de la Renessance. Deuxime edition Tome deuxime. Paris, 1873.

232. Lutz J, Perdrizet P.Die Elsassischen typologischen Glasmalereien. 1909.

233. Michel P.-F. Jugendstilglasmalerei in der Schweiz. Bern, 1986. C.24.

234. RiikaKaisti. Turun. Tuomiokirkko. 1981.

235. Rolf Andree. Arnold Bocklin. Lie Gemalde. Munchen, 1977.

236. Schafer C. Die Glasmalerei des Mittelalters und der Renaissance. Berlin, 1881.

237. Sewter A.Ch. The Stained Glass of W.Morris. London, 1974.

238. Texier (Fabbe). Histore de la peinture sur verre en Limousin. Paris, 1849.

239. Thime-Becker. Kunstler Lexicon.XXXI (Allgemeines Lexicon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart). Leipzig, 1937.

240. Ulrice Looft-Gaude. Glasmalerei um 1900. Musivische Verglasungen im deutschsprachigen Raum zwischen 1895 und 1918. Hamburg, 1984.

241. Warrington W. The history of steined glass, from the earlist, period of the art, to the presentime ... London, 1848.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.