Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: Опыт соц.-филос. анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич

  • Нечипуренко, Виктор Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Ростов-на-ДонуРостов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Нечипуренко, Виктор Николаевич. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: Опыт соц.-филос. анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 1997. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич

Введение.

Глава 1. Мифологические структурные компоненты, типы и формы эсхатологии.

§ 1. Архетипические мифы как структурные компоненты эсхатологии.

§2. Типы и формы эсхатологии.

Глава 2. Концептуальные и социологические аспекты космологических и исторических эсхатологий.

§ 1. Космологические эсхатологии в бесписьменных культурах, нативистических движениях и восточных религиях: милленаризм и мессианизм.

§2. Исторические эсхатологии в авраамических религиях: милленаризм, мессианизм и апокалиптизм.

Проблема секуляризации эсхатологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: Опыт соц.-филос. анализа»

Актуальность темы исследования. Несмотря на ту важнейшую роль, которую играют эсхатологические паттерны в формировании религиозных верований и квазирелигиозных политических идеологий, они никогда не подвергались комплексному рассмотрению в отечественной философской и социологической литературе. Это во многом обусловлено длительным периодом господства принудительного атеизма, идеологическое обоснование которого заняло место подлинно научного исследования. В зарубежных работах по социологии религии эсхатологическая тематика получила гораздо более глубокое развитие. Данная диссертационная работа может рассматриваться как попытка начать заполнение указанного пробела в отечественном изучении социологических аспектов религиозных движений. Актуальность темы, далее, определяется не только ее недостаточной исследо-ванностью в России, но, и в первую очередь, необходимостью вскрыть базисные паттерны революционных идеологий и сектантских движений, связанных с эсхатологическими представлениями.

За рубежом эсхатология, мессианские и милленаристские движения в различных религиозных традициях изучается не только теологами и философами, но и социологами, антропологами, психологами. Особый интерес у них вызывают мессианские и милленаристские движения, причины их возникновения и упадка. Они не ограничивают рассмотрение этих движений рамками иудео-христианской традиции, но рассматривают их в более широком религиозно-культурном контексте.

Эсхатология во всех своих аспектах должна быть включена и в российский философско-социологический дискурс. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью переосмысления статуса мифологического мессианско-коммунистического сознания, столь долгое время господствовавшего в нашем обществе. Живучесть и сила коммунизма объясняется его генетической связью с древними эсхатологическими мифами. Изучение эсхатологии поможет глубже понять мифологическую природу тоталитарных идеологий 19-20 вв. В эсхатологии обнаруживаются коллективно-бессознательные мифологические мотивы, которые всегда определяли направление мышления и социально-политическое действие. Эсхатологические мифы - важный фактор в формировании социума и общественного сознания. Роль эсхатологических мифов в обществе двойственна: с одной стороны, они суть фактор социальной интеграции и солидарности, а с другой - полное подчинение их суггестивной силе может быть деструктивным для социума. В данной диссертационной работе сделана попытка проанализировать влияние эсхатологии на социальную среду, политическую идеологию и движения.

На исходе 2-го тысячелетия актуальность эсхатологической тематики очевидна.Человечество стоит на пороге 3-го тысячелетия, и именно в это лиминальное время усиление общественного и научного интереса к проблеме конца мира и истории имеет как рациональные, так и иррациональные предпосылки.

Резюмируя все вышеизложенное, можно заключить, что актуальность темы настоящего диссертационного исследования определяется следующим:

1. Неисследованностью мифологических структурных компонентов эсхатологии, не подвергавшихся еще систематическому изложению и научной интерпретации.

2. Необходимостью раскрытия мифологической природы революционных и тоталитарных идеологий 19-20 вв.

3. Необходимостью демифологизации общественного сознания как условия необратимости демократизации общества.

Степень разработанности темы. В такой философско-социологической и политологической постановке вопроса эсхатологическая тематика в нашей отечественной литературе получила незначительное отражение. Имеется солидное число западных научных источников, малодоступных для отечественных исследователей. В этой литературе теоретически интерпретирован и описан огромный фактический материал. Подход западных исследователей к изучению эсхатологических мифов, мессианских и милленаристских движений, их социально-политических аспектов является комплексным и междисциплинарным. Никогда не прерывавшееся свободное изучение религии сформировало на Западе длительную и устойчивую традицию, в рамках которой существует множество научных школ и направлений, занимающихся эсхатологией. Не утратили своего значения работы западных и отечественных исследователей конца 19 - первой половины 20вв.: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, К.Манхейма, П.Сорокина, С.Н.Трубецкого, Р.Чарльза, Э.Шюрера.

Особого внимания заслуживают работы М.Элиаде, в которых рассматриваются общие проблемы эсхатологии, а также С.Н.Булгакова, Ж.Карманьяка, Ф.Кермоуда, Дж. Jle Гофа, С.Н.Трубецкого, И.Тэлмона. Эсхатологию, мессианские и милленаристские движения в различных культурах и религиях изучали: А.С.Агаджанян, С.Альберг, К.Барридж, У.Кинг, Н.Кон, Р.Ландес, В.Лантенари, С.Неквин, Э.Сандин, С.Тамбайя, Б.Уилсон, П.Фэн, Г.Шолем. Процесс образования секулярных мессианских движений отражен в работах Т.Роззака. Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.Игнатов, К.Левит, Г.Норт, Б.Рассел, М.Элиаде проводили аналогию между марксистской и иудео-христианской эсхатологией. Библейская эсхатология и ее различные аспекты рассматриваются в работах: Н.Айронсайда, Э.Бенца, С.Н.Булгакова, А.Кёнига, П.Мини, М.Мэрти, Ф.Отмана, С.Н.Трубецкого, Р.И.Цви Вербловского, Р.Чарльза.

Теологические и философские подходы к эсхатологии реализованы в трудах: К.Барта, Э.Блоха, С.Н.Булгакова, И.Вайса, Ч.Додда, Дж.Карпентера, Дж.Робинсона, Г.Слаата, Дж.Уэйнрайта, А.Швейцера, М.Шмауса. Экзистенциальной интерпретации эсхатология подверглась в работах: Н.А.Бердяева, Р.Бультмана, О.Кульмана. П.Тейяр де Шарден связал эсхатологию с теорией эволюции, а Л.Дьюарт, Х.Кокс, Ю.Мольтман, У.Панненберг с экуменической "теологией освобождения".

По некоторым аспектам эсхатологии и эсхатологического мифа высказывались отечественные исследователи в советское и постсоветское время. Ценные и полезные для нас мысли содержатся в трудах: С.С.Аверинцева, И.Д.Амусина, И.С.Брагинского, АЛ.Гуревича, А.Г.Дугина, И.М.Дьяконова, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелетинского, Н.М.Никольского, И.Р.Тантлевского, В.Н.Топорова, О.М.Фрейденберг.

Тем не менее приходится констатировать тот факт, что до настоящего времени в отечественной научной литературе нет систематического социально-философского исследования эсхатологии, ее основных форм и структуры. В данной диссертационной работе сделана попытка восполнить этот пробел.

Цель и задачи работы. Основной целью работы является социально-философский анализ эсхатологических учений, их структурных мифологических компонентов, типов, форм и социальных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить сущность мифа и показать основные архетипические мифы в качестве структурных компонентов эсхатологии.

2. Выявить основные типы и формы эсхатологии.

3. На материале различных религиозных традиций раскрыть специфику космологической и исторической эсхатологий, мессианизма, милленаризма, апокалиптизма, их темпоральную ориентацию и социальные функции.

4. Показать эсхатологию как активное и социально значимое явление, вторгающееся в социальные проекты и политические решения, отраженное в массовых движениях и идеологиях.

5. Рассмотреть секуляризацию эсхатологических ожиданий в социалистических учениях и социальных движениях.

Для реализации поставленных задач нужно было предпринять известную схематизацию исторического материала. Автор полагает, однако, что попытка выявить в таком многообразии общие структуры и мотивы вполне оправдана, если при этом не утрачиваются существенные особенности эсхатологических представлений.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды П.Бергера, М.Вебера, К.Гиртца, Э.Дюркгейма, К.Манхейма, М.Элиаде, К.Г.Юнга и других представителей философско-социологической и социально-психологической мысли, в которых мы находим образцы глубокого анализа функционирования религиозных феноменов в социальной системе.

В диссертационном исследовании автор опирался на принцип методологической нейтральности и дескриптивный подход, позволяющие избежать суждений оценки по отношению к содержательной стороне эсхатологических доктрин и мифов, характерных для нормативного подхода.

В диссертации используются метод сравнительно-исторического анализа, который лежит в основе поиска сходных паттернов в независящих друг от друга религиозно-культурных традициях в тесной связи с историческим контекстом, а также метод структурно-функционального анализа. Последний состоит в рассмотрении религиозных верований как сложных органических систем и направлен на раскрытие их структурных элементов и принципов функционирования.

Ввиду того, что диссертационное исследование основывается на конкретном культурно-историческом и текстологическом материале, в нем также используется феноменологический метод, в частности, герменевтика как методологический принцип интерпретации эсхатологических учений и постижения сущности религиозно-мифологических феноменов.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

- выделены основные архетипические мифы как структурные компоненты эсхатологии;

- показывается парадигматическая природа мифа, структурирующего социальное и индивидуальное бытие в свете своего базисного паттерна;

- предложено типологизацию эсхатологии осуществить на основе мифологических паттернов времени;

- определены два типа эсхатологии: космологический и исторический; формы эсхатологии: мессианизм, милленаризм и апокалиптизм, а также их разновидности;

- показывается различие во временной ориентации (в прошлое или будущее) в космологической и исторической эсхатологиях;

- устанавливаются сходные эсхатологические мотивы в различных религиозно-культурных традициях;

- рассматривается роль эсхатологии в религиозных и секулярных социально-политических движениях, войнах, миссиях, эмиграционных процессах;

- отслеживается трансформация эсхатологических представлений в различные эпохи;

- полученные в результате исследования выводы в значительной степени меняют прежние представления о значимости и функции эсхатологии в обществе.

Положения, выносимые на защиту:

- структурными компонентами эсхатологии являются основные архети-пические мифы: космогонические и эсхатологические (мессианские и милленаристские); мифы о культурных героях и царях; сотериологические мифы; мифы о времени и вечности; предопределении и судьбе; возрождении и обновлении. Структурные компоненты эсхатологии необходимо рассматривать в аспекте парадигматической природы мифа;

- интерпретация эсхатологии должна опираться прежде всего на раскрытие определяющих для данной конкретной культуры паттернов времени и пространства. Заложенный в мифе паттерн циклического или линейного мирового времени определяет тип эсхатологии. Космологические эсхатологии базируются на циклическом, исторические - на линейном времени. Они отличаются длительностью, структурой и направленностью времени. Сакральный т гХоч космологических эсхатологий находится в прошлом, исторических - в будущем;

- космологические эсхатологии связаны с соответствующим восприятием времени как внутренней, имманентной космосу, неотделимой от пространства бытийной характеристики. Время дано в модусе пространства; циклический паттерн лишает время свойств необратимости, "закругляет" его и придает ему пространственную симметричность;

- исторические эсхатологии основаны на паттерне трансцендентного времени, отдельного от структур пространства. Неповторяемость, уникальность исторического процесса обусловлены выходом времени за пределы пространства, его изначальной направленностью к пределам пространства. Трансценденталистский паттерн времени - это представление о времени, вторгающемся в пространство извне и пронизывающем его насквозь, то есть о времени-Боге, времени, принадлежащем иному миру;

- космологические эсхатологии делают акцент на воспроизводстве генезиса мира в его конце. Спасение заключается в возвращении начала или в возвращении к истоку. Поэтому мессианско-милленаристские движения в рамках космологической эсхатологии носили реставрационистский характер. Их социально-политическим идеалом было воспроизведение архетипи-ческого прошлого;

- исторические эсхатологии основываются не на космогоническом перво-событии, но на исторически датируемых событиях, которые рассматриваются как парадигматические и фундаментальные для исторического процесса. Залог спасения заключается в фундаментальном историческом событии, оно служит основой для финальной цели, которую ожидают и на которую надеются в будущем. Смысл истории обнаруживается в ее абсолютном конце - апокалипсисе (откровении) - прорыве трансцендентного в мировое и историческое время;

- имманентизация времени способствует секуляризации эсхатологии, видоизменяя ее до состояния квазирелигиозных социально-политических доктрин и утопических проектов социальной гармонии в земном пространстве или в отдаленном будущем;

- эсхатология является одним из базисных паттернов социокультурной системы. Эсхатология задает парадигму темпоральной ориентации общества, социально-политических действий, социальных проектов и утопий, фу-турологических прогнозов, научно-технического творчества, формирует народный менталитет.

Теоретическая и практическая значимость работы связана с потребностями глубокого осмысления мифологической и квазирелигиозной природы тоталитарных идеологий в постсоветское время. Это способствует преодолению мифологизации политического сознания общества, что особенно важно в перестройке преподавания общественных наук в высшей школе. Выдвинутые в диссертации положения могут быть использованы в вузовских учебных курсах по социологии, философии, политологии, культурологии и религиоведению, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.

Практический потенциал работы состоит в том, что она нацелена на выявление положительных и негативных уроков исторического опыта человечества, предостерегает от заблуждений и иллюзий прошлого.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 работах общим объемом 8,87 п.л. По рассматриваемым вопросам автор выступал на научных конференциях в г.Ростове-на-Дону (1995) и г.Новочеркасске (1995). Работа обсуждена на кафедре философии Новочеркасского государственного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав (4-х параграфов) и заключения. Объем работы 133 страницы машинописного текста. Список литературы включает 219 наименований, в том числе 71 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нечипуренко, Виктор Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятая в нашем диссертационном исследовании попытка социально- философского анализа эсхатологических мифов и доктрин привела нас к определенным результатам, которые можно изложить в следующих выводах.

Рассматривая в содержательном аспекте эсхатологические мифы и учения, мы установили, что эсхатологические представления являются элементами более широкого мифологического контекста. Этот контекст предстает перед нами как корпус архетипических мифов, набор универсальных структур коллективного бессознательного, в которых зафиксирован ряд общих для всего человечества представлений и ситуаций (48,140-152). Эсхатологический миф органически вписан в сеть архетипических структур и отражает их в своем содержании, специфически интерпретируя. Эсхатологическая доктрина, будучи продуктом рационального осмысления и истолкования эсхатологических мифов, может поэтому рассматриваться как самостоятельное сложное метаструктурное образование, включающее в себя основные архетипические мифы как собственные структурные компоненты. К таким архетипическим структурным компонентам эсхатологии, как мы показали выше, можно отнести космологические и собственно эсхатологические мифы (мессианские и милленаристские), мифы о культурных героях и царях, сотериологические мифы, мифы о времени и вечности, предопределении и судьбе, возрождении и обновлении.

Будучи метаструктурным образованием архетипический природы, эсхатология отражает универсальную ситуацию человеческого существования как существования в пространственно-временном континууме. Она по своей сути является попыткой осмысления времени как условия существования. Исходя из этого, мы выделили основные типы эсхатологий, используя в качестве критерия базисные паттерны пространства-времени. В основе нашей типологии лежит выделение двух исторически существующих и принципиально несовместимых друг с другом мифологических паттернов времени: циклического и линейного. Циклическому паттерну времени соответствует эсхатология космологического типа; линейному - эсхатология исторического типа. Поскольку эсхатология конституируется архетипиче-ским представлением о направленности времени, присущим данной культуре, и эсхатологическое событие задается как сакральный предел движения времени, космологические и исторические эсхатологии отличаются направленностью времени. В космологических эсхатологиях центральное событие находится в прошлом; это примордиальное событие космического генезиса. От него ведется отсчет времени, но оно же является и конечной целью его движения, поскольку здесь течение времени образует замкнутый цикл. Исторические эсхатологии базируются на линейных представлениях о времени; соответствующий паттерн ориентирует на сакральное событие, предстоящее в будущем, в конце истории, время рассматривается как однонаправленный линейный вектор, что исключает возможность всякого повторения.

Особое значение для типологизации эсхатологических учений имеет глубинное различие в интерпретации связи времени и пространства, существующее между описанными двумя базисными паттернами. Для циклического паттерна характерна имманентизация времени, превращение его в темпоральный параметр космоса. Пространство здесь выступает как абсолютный субстрат всех происходящих событий, а время - как имманентная ему относительная мера его изменения в пределах цикла. Линейный паттерн времени конституирует историю как таковую, поскольку делает время подлинным абсолютом, трансцендентным по отношению к структурам пространства. Неповторяемость и предельная значимость каждого события в рамках линейного паттерна времени принципиально меняют миропонимание человека, внося в него аспект духовной ответственности, новое трансцендентное измерение, этические представления и совесть. Этот паттерн полагает качественное отличие будущего от прошлого, тогда как циклический паттерн времени в своей структуре содержит представление о тождественности прошлого и будущего. Естественно, что идея качественно иного будущего является мировоззренческой основой специфически эсхатологических чаяний и надежд, ориентирующих индивидов и общество на установление в будущем абсолютной социальной справедливости и гармонии. В свою очередь, космологические эсхатологии, связанные с циклическим представлением о времени, являют собой как бы "оборачивание" назад во времени, ностальгическое устремление к примордиальному событию, удаление от которого рассматривается как деградация. Эсхатологический миф такого типа - это "миф вечного возвращения", связанный с соответствующей мистериальной и ритуальной практикой. Каждому типу эсхатологии соответствует определенный тип господствующей социальной утопии: космологической эсхатологии - утопия "золотого века" в прошлом, исторической эсхатологии - утопия "светлого будущего".

Эсхатологические чаяния выступают исторически в формах милленаризма, мессианизма и апокалиптизма. В рамках космологической эсхатологии эсхатологические идеи и социальные движения формируются как ре-ставрационистские, направленные на воспроизведение архетипического прошлого, как правило, традиционно-теократической модели общества с единством власти и сакрального авторитета. Исторические эсхатологии порождают идеи и движения, связанные с идеалом справедливого и гармоничного "общества будущего". Апокалиптизм как представление о непосредственном вмешательстве Бога в мировой исторический процесс, сопровождаемом катастрофическими событиями, является специфической формой исторической эсхатологии. Это обусловлено характерным для исторических эсхатологий трансценденталистским пониманием времени. Будучи трансцендентным по отношению к пространству, в котором локализируются события истории, время рассматривается как субстрат смысла исторического процесса, носитель идеи справедливости и воздаяния, поэтому "конец времен" (Эсхатон) неизбежно становится моментом реализации Бога как подлинного субъекта истории.

Исторический тип эсхатологии является фундаментальным для западной духовности и культуры, базирующихся на иудео-христианской традиции. Эсхатологические идеи и представления наложили неустранимый отпечаток на современное западное понимание истории. Одной из главных идей современной исторической парадигмы была, есть и будет идея позитивной направленности истории, идея исторической ответственности живущих перед потомками. Однако по мере общей секуляризации социальной жизни и культуры происходят глубокие перемены в понимании исторического процесса. Секуляризация общества с неизбежностью влечет за собой отказ от трансцендентализма в представлениях о времени и истории, нарастание тенденции к имманентизации времени, кризис апокалиптических надежд. Тем не менее линейный паттерн времени, базисный паттерн исторического мышления как такового, с необходимостью включает в себя эсхатологический элемент, и потому секуляризация общества вовсе не означает смерти эсхатологии. Она лишь приводит к возникновению секулярных форм эсхатологического мифа - квазирелигиозных социально-политических доктрин и утопий, воспроизводящих в секуляризованной и даже наукообразной форме древнейшие представления о катастрофической гибели "старого" несовершенного мира благодаря вмешательству мессиа-нистического класса или группы вождей и начале после этого совершенно новой истории. Не подлежит сомнению, что в основании великих трагических утопий 20 века лежит все тот же эсхатологический миф, трансформировавшийся в идеологические концепции, отличающиеся друг от друга только деталями содержания, но имеющие четко просвечивающую единую структуру. Так возникает механистичное, профанное сознание индустриальной эпохи, восстающее против традиционных ценностей. Наиболее опасные и антитрадиционные формы данного сознания, отличающиеся ярко выраженными экспансионными тенденциями, породили тоталитарные режимы.

Эсхатологические чаяния, несмотря на то, что каждая эпоха окрашивает их своим собственным колоритом, всегда одни и те же, и потому кризисные моменты истории не могут не вызывать их из глубин коллективного бессознательного на поверхность общественного сознания. В исторической действительности архетипы коллективного бессознательного получают различные символические облачения, но в своем "чистом" виде любой миф непосредственно восходит к архетипам. Исторические привнесения в миф неизбежны. Обладая способностью редуцировать и даже искажать изначальные архетипы, эти привнесения попадают, тем не менее, под действие собственно мифологических закономерностей. Такова природа реально функционирующих в истории человечества различных мифологий, форм исторического сознания, которые, либо проявляя, либо утрачивая архети-пическое начало, сохраняют все же связь с первичным паттерном. Нетрудно было бы показать, опираясь на использованные нами научные источники, что и эволюционная концепция исторического прогресса имеет общие корни с исследованной нами эсхатологически-революционной концепцией истории. В ее основе - все тот же линейный паттерн времени, хранящий в себе простое и естественное представление о том, что будущее должно быть лучше прошлого, и только в этом случае история имеет смысл. Это родство проявляется во множестве имеющих место попыток имплицитного соединения эсхатологических идей с идеей прогрессивного эволюционного развития цивилизации (например, ряд современных религиозных сект придерживаются убеждения, что Эсхатон уже позади и наступила эра "царства божия на земле", которое полностью будет реализовано по мере дальнейшего темпорального развития.1 Эта модель незаметного внекатастрофиче-ского "проскакивания" человечеством Эсхатона представляет собой в высшей степени интересную форму полусекулярной синкретической религиозной концепции истории и может рассматриваться как переходная разновидность эсхатологического мифа эпохи секуляризации. Современность диктует нам особый интерес к проблемам, связанным с эсхатологией. На рубеже двух тысячелетий естественным образом актуализируются дремлющие в недрах коллективного бессознательного надежды и опасения, которые еще более подогреваются глобальными переменами, происшедшими на исходе 20 века. Социально-политический и экономический кризис, переживаемый в настоящее время постсоциалистическим миром, а также тот общепризнанный факт, что западная цивилизация изжила свои традиционные ценности и сейчас переживает ценностный вакуум, порождают у масс людей специфически-пессимистические настроения и ощущение надвигающейся катастрофы. В таком моральном климате реанимация эсхатологических чаянии видится нам неизбежной, что в полной мере подтверждают факты возникновения в последнее десятилетие ряда новых сект, имеющих выраженную эсхатологическую направленность и активного функционирования в обществе квазиэсхатологических идеологических мифов -коммунистического и почвеннически-тоталитаристского. Поэтому нам представляется, что дальнейшее комплексное исследование методами и средствами всех гуманитарных наук эсхатологических мифов и доктрин как социального, социально-психологического и идеологического феномена будет иметь большое теоретическое и практическое значение. Основными направлениями такого исследования могут стать изучение социально-психологического и социологического контекста оживления эсхатологических структур; сравнительно-религиоведческое изучение собственно эсхато

1 Например, Свидетели Иеговы. логических доктрин и мифов в содержательном плане; изучение трансформации эсхатологических представлений под влиянием глобального процесса секуляризации общества и культуры. Мы полагаем, что можно разработать модель архетипически детерминированного исторического сознания путем синтеза основных положений учения об архетипах и коллективном бессознательном К.Юнга, доктрины циклов Р.Генона и Ю.Эволы, и учения М.Элиаде о homo religiosus.

История управляется и движется мифологемами. Мифологемы не хаотичны, они не возникают неизвестно откуда и не исчезают внезапно без причины. Распознать закономерность появления на сцене истории тех или других мифологем, увидеть их скрытую фундированность в коллективном бессознательном и означает проникнуть в тайну истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич, 1997 год

1. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. (Общие замечания). // Античность и Визан-тия.М.,1975.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.М. 1977.

3. Аверинцев С.С. Специфика рая в сирийской литературе.// Проблемы исторической поэтики литератур Востока.М., 1988.

4. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. // Из истории культуры средних веков и Возрождения.М., 1976.

5. Архиепископ Аверкий. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова. М .,1991.

6. Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления.Ростов-на-Дону,1991.

7. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке.М.,1993.

8. Амусин И.Д. Кумранская община.М.,1983.

9. Андреев Даниил. Роза мира.М.,1992.

10. Апокрифы древних христиан.М.,1989.

11. Бадж Уолис Е.А. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская книга мертвых.М, 1995.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.М., 1990.

13. Бергер П. Социалистический миф. // Социологические исследования,1990,№7, с.133-141.

14. Бергер Питер, Лукман Томас. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.М.,1995.

15. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация.// Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.М., 1995,с.164-286.

16. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии, 1990, № 1,с.77-144.

17. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

18. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.М.,1995.

19. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.// Бердяев Н.А. Философия свободного духа.М., 1994.

20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,1989.

21. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.,1987.

22. Брагинская Н.В. Эон в "Похвальном слове Константину" Евсевия Кеса-рийского.// Античность и Византия.М., 1975.

23. Буайе Ж.Ф. Империя Муна.М.,1990.

24. Бубер Мартин. Два образа веры.М.,1995.

25. Бубер Мартин. Избранные произведения. Иерусалим, 1989.

26. Булгаков Сергий. Апокалипсис Иоанна (опыт догматического исследования)^.,1991.

27. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1993.

28. Булгаков С.Н. Свет невечерний.М.,1994.

29. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1993.

30. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

31. Бультманн Рудольф. Иисус. // Путь. Международный философский журнал, 1992,№ 2,с.3-136.

32. Вайманн Роберт. Литературоведение и мифология. // Вопросы философии, 1969, № 3,с. 175-184.

33. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. II. Рождение астроно-мии.М.,1991.

34. Васильев JI.C. История религий Востока.М., 1988.

35. Вебер Макс. Избранное. Образ общества.М.,1994.

36. Вейнберг И.П. Рождение истории.М.,1993.

37. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.М.,1991.

38. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.М.,1988.

39. Гвардини Романо. Спаситель в мифе, откровении и политике. Теолого-политические раздумья. II Философские науки,1992, № 2,с.132-165.

40. Генон Рене. Кризис современного мира.М., 1991.

41. Генон Рене. Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов.// Милый ангел, 1991 .Т. 1,с. 11 -15.

42. Генон Рене. Царство количества и знамения времени.М.,1994.

43. Генон Рене. Царь мира. Коломна, 1994.

44. Генон Рене. Эзотеризм Данте. // Философские науки, 1991, № 8,с.132-171.

45. Гоготишвли А.А. Мифология хаоса (о социально-исторической концепции А.Ф.Лосева).// Вопросы философии, 1993, № 9,с.39-51.

46. Голосовкер Я.Э. Логика мифа.М.,1987.

47. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.

48. Гроф Станислав. Путешествие в поисках себя.М., 1994.

49. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры. // Вопросы философии, 1969, № 3,с.105-116.

50. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры.М.,1972.

51. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников . М., 1989.

52. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.М., 1981.

53. Гуревич П.С. Страх молитва души. Современный апокалипсис. // Философские науки, 1992, № 2,с.89-108.

54. Дараган Н.Я. Очерк жизни и творчества Мирча Элиаде. Юлиаде Мир-ча. Космос и история.М., 1987.

55. Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и револю-ция.М.,1990.

56. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери.М.,1990.

57. Дугин А. Пророк Золотого Века. // Генон Рене. Кризис современного мира.М.,1991.

58. Дугин А. Пути Абсолюта.М., 1991.

59. Евзлин М. Космогония и ритуал.М.,1993.

60. Еврейская энциклопедия. Под общей редакцией д-ра Л.Каценельсона.ТЛб.СПб. С.307-314. (статья "Эсхатология").

61. Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Киев, 1991.

62. Житие преподобного Василия Нового и видение Григория, ученика его, о мытарствах преподобной Феодоры. Курск, 1991.

63. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.,1989.

64. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском язы-ке.Петербург,1993.

65. Ислам: Энциклопедический словарь.М.,1991.

66. История и культура Древней Индии. Тексты.М.,1990.

67. Канонические евангелия.М.,1993.

68. Кант И. Конец всего сущего. // Кант И. Трактаты и письма.М.,1980.

69. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993.

70. КерлотХ.Э. Словарь символов. REFL-book,1994.

71. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии.М.,1989.

72. Кокс Харви. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте.М.,1995.

73. Коран. Перевод с арабского языка Г.С.Саблукова. Казань, 1907.

74. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990.Т.5.С.302-314.

75. Леви-Стросс Клод. Структура мифов. //Вопросы философии, 1970, №7,с.152-164.

76. Лёзов С.В. Канонические евангелия (Введение).//Канонические евангелия.М.,1993.

77. Лосев А.Ф. Античная философия истории.М.,1977.

78. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос.М.,1993.

79. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.М.,1993.

80. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.М.,1993.

81. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.М., 1991.

82. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.М., 1991.

83. Манхейм Карл. Идеология и утопия. //Манхейм Карл. Диагноз нашего времени.М.,1994.

84. Машкин Н.А. Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики .//Изв. АН СССР. Сер. Истории и философии. 1946.T.III. №5,с.441-460.

85. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов .//Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

86. Мелетинский Е.М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа.// Вопросы философии, 1970, № 7,с.165-173.

87. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.М., 1976.

88. Мень Александр. Откровение Иоанна Богослова.//Знание-Сила,1991, №9,с.47-90.

89. Миндель Ниссан. Философия хабада. Иерусалим, 1976.

90. Мифы народов мира.Т.1-Т.2. М.,1980-1982.

91. Мутти Клаудио. Явление махди. //Милый ангел.Т.1. М.,1991.

92. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.,1974.

93. Нилус Сергей. Великое в малом. Новосибирск, 1994.

94. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. М.,1990.

95. Норт Гэри. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. Изд-во "Екатеринбург", 1994.

96. Ориген. О началах. Самара, 1993.

97. Писания мужей апостольских. Рига, 1994.

98. Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых похо-дов.М.,1988.

99. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства.М.,1990.

100. Рачков П.А. "Конец истории" как социософская проблема. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993, № 2,с.З-15.

101. Религиозные традиции мира.Т.1-Т.2. М.,1996.

102. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. // Розанов В.В. Уединен-ное.М.,1990.

103. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии.Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

104. Рус Альберто. Народ майя.М.,1986.

105. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории.М., 1987.

106. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. М., 1989.106 а. Сидур. "Тегилат Гашем". Иерусалим-Вильнюс, 1990.

107. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах.М., 1988.

108. Тайна Израиля. ("Еврейский вопрос" в русской религиозной мысли конца XIX первой половины XX вв.).СПб., 1993.

109. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общи-ны.СПб.,1994.

110. Творения учителя церкви Оригена. О молитве. Увещание к мученичеству.С.-Петербург, 1897.

111. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.М.,1987.

112. Тиллих Пауль. Избранное. Теология культуры.М.,1995.

113. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарий-ского.М.,1901.

114. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний.//Труды по знаковым системам. VI. Тарту, 1973.

115. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках.М.,1988.С.7-60.

116. Топоров В.Н. Пространство и текст. //Текст: семантика и структу-ра.М.,1983.

117. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. К "средиземноморской" персо-нологии.Часть I. М.,1993.

118. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.М.,1994.

119. Трубецкой С.Н. Сочинения. М.,1994.

120. Трубецкой С.Н. Эсхатология. //Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Эфрон. С.-Петербург, 1904.T.XLI. С.127-130.

121. Тэрнер В. Символ и ритуал.М.,1983.

122. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневеко-вья.М.,1989.

123. Федоров Н.Ф. Сочинения.М.,1982.

124. Флоровский Г.Б. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

125. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М.,1988.

126. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.М.,1978.

127. Фрейденберг О.М. Что такое эсхатология? //Труды по знаковым систе-мам.У1.Тарту,1973.С.512-514.

128. Фрэзер Джеймс Джордж. Золотая ветвь.М., 1983.

129. Хюбнер Курт. Истина мифа.М.,1996.

130. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Сочинения в двух то-мах.М.,1989.Т.2.

131. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир.М.,1987.

132. Шкуратов В. Историческая психология.Ростов-на-Дону, 1994.

133. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике.Т.1-2. Иерусалим, 1984.

134. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима.М.,1987.

135. Штекли А.Э. "Город Солнца": утопия и наука.М., 1978.

136. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса.М.,1992.

137. Щедровицкий Д.В. "Дождь ранний и поздний" (ритуал вызывания дождя в Библии и его аллегорическое осмысление на рубеже античности и средневековья.// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках.М., 1988 .С.201 -220.

138. Элиаде Мирча. Космос и история.М.,1987.

139. Элиаде Мирча. Священное и мирское.М.,1994.

140. Эсслемонт Дж.Э. Баха-Улла и новая эра. Екатеринбург, 1991.

141. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Санкт-Петербург, 1994.

142. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.

143. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано АниэлойЯффе. Киев, 1994.

144. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Санкт-Петербург, 1994.

145. Юнг К.Г. Ответ Иову.М.,1995.

146. Юнг К.Г. Психология бессознательного.М.,1994.

147. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифоло-гии.М.,1984.

148. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории.М.,1994.

149. Adshead S.A.M. Taiping theology: Psychology and semiotics.//Asian thought and society. Oneonta,1988, vol.13, № 88,p.l03-l 13.

150. Ahlberg S. Messianic movements: A comparative analysis of the Sabbatians, the People's Temple and the unification church. Stockholm, 1986.

151. Baal J.Van. Offering, Sacrifice and Gift.//Numen, 1976,vol.23, № 3.

152. Bokenkamp S.R. Taoist millenarian prophecies and the founding of the T'ang dynasty.//Worksshop on Chinese portents and divination.Berkeley,1984.

153. Brandon S.G.F. The Fall of Jerusalem and the Christian Church. London ,1968.

154. Bultmann R.K. History and Eschatology.1957.

155. Burridge Kenelm. New Heaven New Earth: A Study of Millenarian Activites .N. Y., 1969.

156. Campbell Joseph. The Masks of God: Primitive Mythology.N.Y., 1970.

157. Campbell Joseph. The Power of Myth.N.Y.,1988.

158. Carmagnac J. Les dangers de l'eschatologie.//New Testament Studies,17, 1971.

159. Carpenter James A. Eschatology.//The encyclopedia Americana international edition. Grolier Incorporated,1994,vol.10,p.566-567.

160. Charles R.H. Eschatology: The Doctrine of a Future Life in Israel, Judaism and Christianity. 1899.

161. Collins A.Y. The Political Perspective of the Revelation of John .//Journal of Biblical Literature, 1977,96:2.

162. Cookson Frank B. Apocalypse.//Encyclopedia Britannica,1956,vol.2, p.99-101.

163. Cullmann O. Christus und die Zeit. 3rd ed.1962.

164. Degenaar Johan. Myth and the collision of cultures .//Myth & Symbol, 1995, vol.2, p.39-61.

165. Degenaar Johan. Understanding myth as understanding.//South African Journal of Philosophy, 1983,vol.2.

166. Dekmejian R., Wyszomirski M. Charismatic leadership in Islam: the Mahdi of the Sudan.//Comparative studies in society and history.Cambridge,1972, vol.14, № 2,p.193-214.

167. Eliade Mircea. From Primitives to Zen. N.Y.,1974.

168. Eschatologie.//Grand Dictionnaire Universal. P.Larousse,v.7,p.850-851.

169. Frye Northrop. The Myth of Deliverance. Toronto, 1983.

170. Garvie A.E. Eschatology .//Encyclopaedia Britannica, 1956,vol.8,p.702-704.

171. Girardot N.J. Myth and meaning in early Taoism: The theme of chaos (hun-tun). Berkeley, 1983.

172. Hamayon R. Chamanisme et taoism.//Arch. Europ. de sociologies985, 26:1, p.158-163.

173. Harnack Adolf von. Millennium .//Encyclopaedia Britannica,1956,vol.l5, p.496-497.

174. Hellholm D. Apocalyptism in the Mediterranean World and the Near East. Tubingen, 1983.

175. Helman S. The Javanese conception of order and its relationship to millenarian motifs and imagery .//Inter, j. of comparative sociology. Leiden, 1988,vol.29, № 1/2, p.126-138.

176. Helman S. Turning classic models into Utopias: The Neo Confucianist critique.//Inter. j. of comparative sociology. Leiden, 1988,vol.29, № 1/2, p.93-110.

177. Ironside N.A., Ottman F. Studies in Biblical Eschatology. Klock & Klock, 1983.

178. Kaltenmark M. The ideology of T'ai P'ing ching.//Facets of Taoism: Essays in Chines religion. London, 1979.

179. Kazemi F. Some preliminary observations on the early development of Babism.//Muslim World. Hartford, 1973,vol.63, № 2,p.l 19-131.

180. Kermode Frank. The Sense of an Ending: Studies in the Theory of Fiction. Oxford, 1966.

181. King W.L. Eschatology: Christian and Buddhist.//Religion. Leiden, 1988, vol.16, №2,p.169-185.

182. Kohn N. The Pursuit of the Millennium. N.Y.,1961.

183. Konig Adrio. The Eclipse of Christ in Eschatology. Eerdmans,1989.

184. Landes Richard. Lest the Millennium be fulfilled: Apocalyptic Expectations and the Pattern of Western Chronography 100-800 CE.//The use and abuse of eschatology in the Middle Ages, Leuven University Press,1988.

185. Lanternari V. The Religions of the Oppressed: A study of modern messianic cults. London, 1963.

186. Le Goff J. Eschatologie.//F:nciclopedia,Y,Turin,1978,p.712-717.

187. Long C.H. Mythology .//The encyclopaedia Americana. International edition, 1994,vol.l9,p.699-706.

188. Marais D. The Cain myth: a discussion of its historical roots and an interpretation .//Myth & Symbol, 1995,vol.2.

189. McGinn Bernard. Visions of End. N.Y.,1979.

190. Minear P.S. The Christian Hope and the Second Coming. 1954.

191. Moltmann J. Theologie der Hoffnung.1964.

192. Moltmann J.D., Zwi Werblowsky R.J., Sandeen E.RVed./ Eschatology.// The New Encyclopaedia Britannica,1994,vol.l7,p.401-408.

193. Naquin Susan. Millenarian Rebellion in China: the Eight Trigrams Uprising of 1813. New Haven,1976.

194. Orr James, the Christian View of God and the World. 1893.

195. Overmyer D.L. Attitudes to word the ruler and state in Chinese popular religions literature: Sixteenth and seventeenth centure Pao-chuan.//Harvard j. of Asiat. studies, 1984,vol.44, № 2,p.347-379.

196. Phan Peter C. Culture and Eschatology. P.Lang, 1984.

197. Robinson H.S. and Wilson K. The Encyclopaedia of Myths and Legends of all Nations. London, 1950.

198. Robinson J.A.T. In the End, God. 1968.

199. Roszak T. The Making of a Counter Culture. 1969.

200. Sarkisyanz M. On the place of caodaism, cylturally and politically.// J. of Asian history. Wiesbaden, 1984,vol. 18, № 2,p.l74-188.

201. Schmaus M. Von den letzten Dingen.1948.

202. Scholem Gershom. The Messianic Idea in Judaism. N.Y.,1971.

203. Seidel A. Taoist messianism.//Numen,1984,vol.31,p.161-174.

204. Shimazono S. The development of millennialistic thought in Japan's new religions movements and rapid social change.

205. Silver Abba Hillel. Messianic Speculation in Israel. Boston, 1927.

206. Smda M. Le messianisme cogolais et ses incidences politiques.

207. Kimbanguisme Matsouanisme - Autres mouvements. Paris, 1972.

208. Slaate Howard A. Time, Existence and Destiny. P.Lang, 1988.

209. Slotkin R. Myth and the production of history .//Ideology and classic American literature. Cambridge, 1986,p.70-90.

210. Talmon Y. "Millenarism".//International Encyclopaedia of the Social Sciences, 1968, vol. 10.

211. Tambiah S.J. Culture, Thought and Social Action. An Anthropological Perspective. London, 1985.

212. Tambiah S.J. The Buddhist Saints of the Forest and the Cult of Amulets. A study in Charisma, Hagiography, Sectarianism and Millenial Buddhism. Cambridge, 1984.

213. Wainwright Geoffrey. Eucharist and Eschatology. Oxford, 1981.

214. Wallance Anthony. Revitalization Movements.//American Anthropologist, 1956, №58.

215. Wallis W.D. Messiah: Their Role in Civilization, 1943.

216. White E. Life in Christ./3rd ed./,1878.

217. Wilmore Gayraund S. Last Things Finst. 1982.

218. Wilson B.R. Magic and the Millenium. A sociological study of religions movements protest among tribal and tribal-world peoples. London, 1973.

219. Zwi Werblowsky R.J. Messianism in Jewish History .//Journal of World History,vol.ll,p.30-45.

220. L'EYLAH. A Journal of Judaism Today,1991, № 31.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.