Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Кирилюк, Светлана Сергеевна

  • Кирилюк, Светлана Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 162
Кирилюк, Светлана Сергеевна. Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Челябинск. 2006. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кирилюк, Светлана Сергеевна

Введение.

Глава 1. Маргинальность и личность (категориальный анализ). 1. Содержание понятий «маргинальность» и «личность». 2. Маргинальность как реалия переходности: концептуальные подходы в истории философской мысли.

Глава 2. Феномен маргинальности - социо-культурный анализ. 1. Социально-культурные предпосылки маргинализации личности. 2. Переходность и маргинальность в современную эпоху. 3. Маргинализация российского общества как феномен всеобщей переходности.

Глава 3. Смысл феномена маргинальности и проблема устойчивости в бытии личности. 1. Смысловые аспекты феномена маргинальности личности: проблема устойчивости. 2. Маргинальность личности: онтологические основания устойчивости 3. Устойчивость бытия маргинальной личности - практический аспект.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности»

Глава 1. Маргинальность и личность (категориальный анализ).13 1. Содержание понятий «маргинальность» и «личность».13 2. Маргинальность как реалия переходности: концептуальные подходы в истории философской мысли.30

Глава 2. Феномен маргинальности - социо-культурный анализ.44 1. Социально-культурные предпосылки маргинализации личности .44 2. Переходность и маргинальность в современную эпоху.54 3. Маргинализация российского общества как феномен всеобщей переходности.61

Глава 3. Смысл феномена маргинальности и проблема устойчивости в бытии личности.97 1. Смысловые аспекты феномена маргинальности личности: проблема устойчивости.97 2. Маргинальность личности: онтологические основания устойчивости.;.118 3. Устойчивость бытия маргинальной личности - практический аспект.131

Заключение.143

Список литературы.147

Введение Общая характеристика работы

Актуальность темы. Современное общество переживает состояние, определяемое большинством исследователей как «переходное», «пороговое», «трансгрессивное». Для состояния переходности социокультурного пространства характерна переоценка традиционных ценностей, деконструкция и трансформация всей ценностно-нормативной системы. Ценности - это «.предметы или предметности мира, значимые в представлении людей и определяющие направленность их активности» [231]. В процессе смены ценностей и норм в социуме трансформируются прежние и формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - тотальная маргинализация общества. Маргинальность (от лат. margo - граница, грань, край, marginalis - находящийся на краю) - понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социально-культурными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Некоторые деструктивные типы поведения, имевшие место и ранее (алкоголизм, наркомания, бездомность), в настоящее время приобретают такие масштабы, что начинают оказывать влияние на общий ход социальных процессов. В эпоху социальных катаклизмов перед личностью стоит проблема - выбора места в социокультурной среде, личность переживает кризис идентификации. Плюрализм в выборе ценностей, характерный для культуры переходного периода, приводит к неустойчивости общественных отношений.

Исследование феномена маргинальное™, как реалии переходного периода представляются особенно актуальными для России, так как её социокультурное переходное состояние накладывается на общемировую социокультурную трансгрессию, даже более того, многие современные исследователи интерпретируют состояние российской социокультуры как пограничное, близкое к критическому. Пролонгированная пограничность является особым модусом переходности и сопряжена с риском лавинообразного развития тотальной маргинализации социума.

Однако, несмотря на необходимость всестороннего и систематического изучения феномена маргинальное™ как реалии переходных состояний, можно сказать, что на сегодня не существует общей теории «маргинальное™». Отсутствует классификация её видов и форм, нет целостной, рациональной концепции маргинальное™, универсальной объяснительной модели. Вследствие этого современная наука не в состоянии предложить адекватные способы решения проблемы маргинальное™ личности и социума. Ситуация усугубляется тем, что наука сама в настоящее время переживает переходное, «межпарадигмальное» состояние: истончается доктринальный монологизм, разрушается система бинарных оппозиций. Наше видение мира изменяется в сторону множественности, темпоральное™, сложности. В зоне перехода, деконструируются такие составные компоненты мировоззрения, как Бог, смысл, реальный мир, истина как соответствие. Не остаётся ничего, кроме собственно сознания. Действительность теряет значение, «Я» абсолютизируется. Актуальным становится вопрос об основании бытия в такой ситуации, о роли познания как атрибута «Я», обусловливающего универсальность личности и её открытость миру, Со-бытийность. Иначе говоря, грядёт эпоха высокого уровня неустойчивости, которая актуализирует проблему устойчивости человеческого «Я».

Человечеству уже случалось переживать периоды переходности: прометеевская эпоха (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнём), возникновение великих культур древности, формирование основных религий. В эти периоды происходит смена основ бытия человека. Актуальность научного, рационального, объективного осмысления явления маргинальное™ не вызывает сомнения.

Степень разработанности проблемы. Маргинальность как личностный феномен рассматривается как реалия переходности. Автор исследует концептуальные подходы в истории философии к проблемам переходности, изменяемости, личности, общества.

В античной традиции Гераклитом и Анаксимандром была названа идея постоянной изменчивости непрерывного и однородного бытия и предприняты попытки анализа проблемы. Гераклит («О природе») выделил переходность одного состояния в другое как безусловный признак жизни. В дальнейшем Платон развил мысль об изменчивости бытия. Антропологизм античной философии воплотился в работах Аристотеля, который высказал идею о человеке как общественном существе («Политика»),

Идеи древнегреческих философов положили начало философскому подходу к изучению феномена переходности. Следующий этап разработки проблемы переходности связан с исследованиями проблемы личности и основных её модусов. Фома Аквинский, продолжая антитезу Аристотеля «потенциального»(возможного) и «актуального» (действительного), считает, что соотношение разума и воли, души и тела, «потенциального» и «актуального» в человеке, система ценностей - всё это обусловливает неоднозначность, нестабильность и изменяемость человека. Философия средних веков наполнена духовным, религиозным содержанием. Жизнь человека в религиозных концепциях получает как бы два измерения: первое -отношение человека к Богу, второе - отношение человека к природе и другим людям. Смысл человеческого бытия, с точки зрения христианства, не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в «божьем царстве».

Для нашего исследования наиболее значимыми представляются идеи философов XIX в., когда антропология выделилась как философское направление: И. Канта - о трансцендентальном как надиндивидуальном начале в человеке, определяющем человека как представителя человечества и о трансцендентном как обозначающем границы возможного опыта. Трансцендентное не только определяет границы, но и делает возможным их переступление,переход. Важное значение для нашего исследования имела идея Канта о парадоксальности как притязания рассудка.

При исследовании были использованы научные выводы Г.В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэра.

Таким образом, философия всё большее внимание уделяет непосредственно человеку, его сущности, его проблемам, его универсальности.

Проблемы нестойкости человеческой природы, мысль об уязвимости человека как биологического существа, о возможности нового типа чувственности, идеи о неисчерпаемости психики, о культуре как антропологическом феномене рассматривают А. Бергсон, А. Камю, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр и др. В пределах философской антропологии эти философы отбрасывают вещную онтологию и пытаются решать вопросы о месте, роли, соотношении в жизни человека таких модусов, как счастье, интуиция, сознательное и бессознательное, нравственность и мораль (Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Л

Долгое время социокультурные целостности исследовались в Стабильном, статичном состоянии. С начала XX века проблемы морфогенеза, изменчивости, темпоральности все больше привлекали исследователей. Моменты наиболее выраженной динамики были определены как самостоятельные моменты развития и названы «переходными» (А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ю. М. Лотман и др).

В 50 гг. прошлого века резко вырос интерес к исследованиям в области самоорганизации материи, трансформации сложных систем. Обострился интерес антропологов к переходным состояниям. Методологической базой для многочисленных исследования в области культуры, социологии и философии стала работа И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой».

Раньше других к исследованию трансформации социокультурных систем и сопряженных с явлением трансгрессии феноменов приступили социологи, но их интересы чаще всего ограничивались зоной политических, экономических и собственно социальных аспектов социального бытия. Современные социологи считают социальную структуру статичным образованием и определяют 7 практически любое нарушение социального равновесия как функциональную разбалансированность социальных институтов, аномию, поэтому в большей степени проявляют интерес к проблеме преодоления «кризисности» социума и «дисфункции» социальных институтов. При этом собственно переходность и её модусы оказываются вне пределов научных изысканий. Лишь в XIX - XX вв. социологи (Г. Зиммель, Р. Мертон, Р. Парк и др.), культурологи и философы рассматривают проблему переходности в связи с такими понятиями, как «маргинальность», «маргинальная личность», «пограничные (лиминальные)» культурные общности и цивилизационные образования (B.JT. Каганский, А.С. Мигунов, Э. Тоффлер, М. Элиаде, М. Эпштейн и др.).

Особенности современных социума, культуры и социальнокультурного сознания основательно анализируются в работах зарубежных (Ж. Бодрийар, Р. Гвардини, А. Камю, Ж. Лакан, К. Леви-Строс, Ж.-Ф. Лиотар, X. Ортега-и-Гассет, П. Тейяр де Шарден, М. Фуко и др.) и отечественных авторов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили и др.). Проблемы онтологических оснований личностной идентичности в условиях всеобщей трансгрессии исследуются А.С. Арсеньевым, Л.И. Кирсановой, Б.В. Марковым, А.Б. Невелевым, С.А. Смирновым, В.Ю. Сухачёвым, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Реалии современности (кризис современной культуры, глобализация мира, формирование нового, так называемого, постиндустриального общества) делают необходимым обращение к проблеме маргинальности с точки зрения современных философских теорий, в частности - с позиций постмодернизма. Маргинализм как реалия переходного социума, отличительной особенностью которого является децентрализация пространства культуры, исследован в различных его проявлениях философами-постмодернистами Ж. Бодрийаром, Ж. Лаканом, К. Леви-Стросом, Ж.-Ф. Лиотаром и др. Автором использованы идеи Ж. Деррида - о смысле и роли парадокса как возможного онтологического основания для преодоления разобщенности личности и окружающего мира,

Ж. Бодрийяра - о децентрированности пространства как системы мест, концепция М. Фуко о роли языка в современной системе знаний и др.

Относительно степени разработанности проблемы можно сказать, что, несмотря на обилие литературы, посвященной анализу современной ситуации кризиса культуры, переходных исторических эпох и феномена маргинальное™ как реалии транзиции, целостного концепта маргинальное™ как личностного феномена на сегодняшний день нет. Тема маргинальное™ остаётся открытой и существует множество позиций, с которых можно подходить к её рассмотрению. Не удалось обнаружить фундаментальной исследовательской работы, в которой бы выделялись, сопоставлялись основные концепции маргинальное™, делалась бы попытка сопоставить и синтезировать результаты, достигнутые с позиций различных подходов. Автору не удалось обнаружить работ, посвященной анализу условий возможности и специфики познания состояния маргинальное™ как феномена бытия личности в ситуации всеобщей социокультурной трансгрессии, что и определило выбор темы.

Проблема исследования: несоответствие между масштабами маргинализации в современном мире и уровнем её философско-онтологической осмысленности, которая может обеспечить концептуальную устойчивость личности.

Объект настоящего исследования: бытие личности в контексте современной социокультурной трансформации.

Предмет исследования: феномен маргинальное™ в бытии личности как реалия переходности.

Цель исследования: разработка концепции феномена маргинальное™ как атрибута личностного бытия, обусловленного необходимостью самоидентификации в условиях всеобщей трансгрессии. Обосновать возможность обретения личностью предельной устойчивости в предельно неустойчивом мире, которая жизнеутверждающе укрепила бы человека перед любыми ударами судьбы. Для достижения этой цели автор решает следующие задачи:

1. Раскрыть смысл и содержание понятий «маргинальность» и «личность» как предметов категориальной рефлексии.

2. Рассмотреть концептуальные подходы в истории философской мысли к проблеме маргинальное™ как реалии переходности.

3. Определить социально-культурные предпосылки маргинализации личности.

4. Выявить особенности переходности и маргинальное™ в современную эпоху.

5. Исследовать маргинализацию российского общества как феномен всеобщей переходности.

6. Рассмотреть смысловые аспекты феномена маргинальное™ личности.

7. Исследовать маргинальность в контексте онтологии.

8. Выявить возможности придания устойчивости бытию маргинальной личности - практический аспект

Теоретические и методологические основы работы. Исследование проведено на основе философско-онтологического подхода," который предполагает реконструкцию сопричастности человека миру, соизмеримость с ним; социально-культурную обусловленность человеческого бытия, определяющие многообразие модусов и пределов жизненного мира; идей об апофатичности как онтологическом условии самоидентификации личности в окружающем мире; философский анализ повседневности, задающей систему реально действующей личности. Использованы идеи философов-постмодернистов: М. Фуко - о роли бессознательных языковых структур в системе представлений субъекта, децентрализации и плюрализме культуры; Ж. Деррида - о человеке и мире культуры как бесконечном тексте, трансформации бинарных оппозиций традиционной логики; идеи Ж.-Ф. Лиотара - о парадоксах, противоречиях, неразрешимостях, обусловливающих эволюцию как прерывный, катастрофический, не проясняемый до конца процесс, продуцирующий неизвестное, о децентрированности пространства как системы мест, о том, что прежние культурные центры притяжения теряют силу.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции феномена маргинальное™ как атрибута личностного бытия, актуализируемого необходимостью самоидентификации в условиях всеобщей трансгрессии. Это конкретизировано в основных положениях, содержащих элементы новизны и выносимых на защиту:

1. Феномен личностной маргинальное™ - идеальный тип, являющийся концептуальной основой рассмотрения конкретных проявлений маргинальное™.

2. В современных условиях всеобщей трансгрессии состояние маргинальное™ становится атрибутом бытия личности.

3. Маргинальность - многоаспектный феномен, содержание которого -бытие личности в состоянии перехода между конструктивностью смысла и деструктивностью абсурда.

4. Несовпадение означающего и означаемого - ведущий фактор феномена маргинальное™.

5. Парадоксальность - форма конструктивного решения проблемы маргинальное™ личности, создающая базис рефлексии над реальным бытием маргинальной личности.

6. Философская рефлексия над маргинальностью личности призвана обеспечить её устойчивость.

7. Предложена типологическая классификация маргинальных явлений:

1) объектная или вещная (материальная) маргинальность: маргинальные явления телесного мира человека;

2) культурно-опосредованная маргинальность: а) символическая маргинальность, б) знаковая маргинальность;

3) субъектная маргинальность: а) социокультурная маргинальность (возрастная, половая, этническая и др.), б) личностная (собственно субъектная) маргинальность.

8. Философская рефлексия над маргинальностью личности призвана обеспечить её устойчивость.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что онто-гносеологически исследован феномен маргинальности в бытии личности. Концептуально проанализирован исторический аспект исследования проблемы и раскрыт онтологический смысл феномена маргинальности. Разработанная концепция маргинальности в бытии личности может выступать основанием рефлексии над практически значимыми ценностными, социальными, психологическими аспектами человеческого бытия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проявления феномена маргинализации личности рассмотрены как реалии переходности в обыденной жизни человека с позиций постмодернизма, в частности - в практической медицине как частном случае переходного пространства. Рассмотрены особенности формирования маргинальной личности как феномена собственно личности на примере различных групп больных ВИЧ-инфекцией. На примере маргинальных групп населения - ВИЧ-инфицированные больные, мигранты, бездомные и др. - исследованы возможности реальной помощи людям, оказавшимся в однозначно маргинальной ситуации.

Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗовских курсах философии и социологии - в темах лекционных курсов, затрагивающих проблемы маргинальности в бытии личности и социума; в практической медицине - для оказания помощи людям, оказавшимся в ситуации маргинальности; в подготовке социальных и медицинских работников высшего и среднего звена, сотрудников миграционных служб и органов управления экономикой и культурой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Кирилюк, Светлана Сергеевна

Результаты исследования заключаются в следующих положениях:

- современная философская антропология рассматривает человека как свободного, нравственно ответственного, создающего мир культуры. XX и начало XXI вв. повергают человека в мир разрушающихся культурных завоеваний, к утрате ценностных ориентиров, что вызывает необходимость поиска оснований для жизни в этом мире;

- условия глобализации, ведущей к образованию «вселенской цивилизации», создают предпосылки для формирования новой духовной среды, основой которой является идеология потребительства. Потребительство и вещность как идеология вытекают из субъект-объектного видения мира и призваны нивелировать конечность экзистенции человека. Вещи становятся единственным утешением человека в отсутствие религиозных и идеологических установок личности. В условиях потребительства и утилитарного прагматизма свобода выбора философского мировоззрения сужается до предела, имя которому - несвобода. Сужение пространства свободы выбора мировоззрения формирует условия субъектной маргинальности;

- культурная и социальная составляющие играют разные роли в структуре сущности человека. Социальная составляющая формирует сознание и поведение человека на внеличностном уровне, культурная - определяет индивидуализацию человека, его способность и возможность быть другим. Поскольку человек и общество имманентно едины, односущны, влияние социальной и культурной составляющих в эпоху переходности актуализируется, что подтверждается исследованиями переходности в эпоху глобализации;

- в онтологическом смысле феномен маргинальное™ рассматривается как реалия переходности. Маргинальность созревает в пространстве собственно личности и, соответственно, исход её зависит от онтологической укоренённости самой личности;

- онтологическое содержание феномена маргинальное™ как реалии переходности необходимо исследовать посредством лингвистического анализа терминологической базы маргинальное™ в рамках постмодернизма;

- язык как врожденный вид творчества, как пространство взаимоотношения людей является средством самовыражения и самоидентификации личности. В пространстве лингвистических конструкций раскрыта сущность переходности как несовпадения означаемого и означающего. Для исследования феномена маргинальное™ использовался парадокс;

- в современных условиях всеобщей трансгрессии состояние маргинальное™ становится атрибутом бытия личности;

- маргинальность рассматривается как транзитивное состояние между смыслом и абсурдом;

- философская рефлексия над маргинальностью личности призвана обеспечить её устойчивость;

- управление процессами социально-культурной маргинализации является важным условием устойчивости общественной жизни;

- устойчивость личности в состоянии маргинальное™ может быть обеспечена формированием личностной онтологической укоренённости;

- анализ причин маргинальное™ позволили выявить способы конструктивного её преодоления.

В результате исследования предложена классификация маргинальных явлений.

Основные положения исследования феномена маргинальности личности составляют концептуально целостное описание этого процесса. Это позволяет сделать вывод о выполнении цели задач исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проявления феномена маргинализации личности рассмотрены как реалии переходности в обыденной жизни человека с позиций постмодернизма (лингвистический анализ), в частности - в практической медицине как частном случае переходного пространства. Рассмотрены особенности формирования маргинальной личности как феномена собственно личности на примере различных групп больных ВИЧ-инфекцией. На примере маргинальных групп населения - ВИЧ-инфицированные больные, мигранты, бездомные и др. -исследованы возможности реальной помощи людям, оказавшимся в однозначно маргинальной ситуации.

Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗовских курсах философии и социологии, в подготовке социальных и медицинских работников высшего и среднего звена, сотрудников миграционных служб и органов управления экономикой и культурой.

Изучение степени разработанности проблемы показывает, что маргинальность в основном рассматривалась в качестве пространственного феномена. Положения, касающиеся проблемы маргинальности в целом и рассмотрение её в рамках постмодернизма требуют дальнейшего её изучения во временном континууме. Не исключено, что при рассмотрении проблемы маргинальности во временном аспекте, некоторые традиционные представления и теории маргинальности могут быть поставлены под сомнение. Но их правильность или неправильность должна быть доказана другими исследованиями собственной пространственно-временной рефлексии маргинальности. Изучение проблемы маргинальности личности может быть продолжено в единстве пространства и времени как непременном условии бытия.

Заключение

Тема диссертационной работы «Феномен маргинальности — проблема устойчивости бытия личности» имеет много аспектов. Актуальность темы позволила в вычленить основные направления исследования: маргинальность и личность (категориальный анализ), феномен маргинальности - социокультурный анализ, смысл феномена маргинальности в человеческом бытии.

Для исследования был взят аспект несоответствие масштабов маргинализации личности в современном мире и уровня концептуальной осмысленности феномена маргинальности. Исследование важно не только в теоретическом плане, но и в практическом смысле - для понимания общемировых процессов современности. Генезис проблемы маргинальности в истории философской мысли показывает, что субъектная маргинальность выделилась в философии как проблема недавно. Постмодернизм - это направление философии, наиболее приближенное к человеку. Маргинализм как реалия переходного социума, отличительной особенностью которого является децентрализация пространства культуры, исследован в различных его проявлениях философами-постмодернистами Ж. Бодрийаром, Ж. Лаканом, К. Леви-Стросом, Ж.-Ф. Лиотаром, и др. Автором использованы идеи А.Б. Невелева об апофатичности как условии самоидентификации личности в окружающем мире, исследованиями Ж. Деррида о смысле и роли парадокса как возможного онтологического основания для преодоления разобщенности личности и окружающего мира, концепция М. Фуко о роли языка в современной системе знаний. Менее всего исследована проблема субъектной маргинальности.

Диссертационное исследование субъектной маргинальности как в теоретическом так и в практическом плане важно для понимание общемировых процессов развития. Изучение научных трудов философов и социологов современности а также анализ эмпирического материала, статистических данных и многолетнего опыта практической врачебной деятельности

143 показывает, что маргинальность является реалией переходности и именно переходность и обусловленная с ней глобализация формируют смысл и содержание явления социально-культурной маргинальности (в этом сходится подавляющее большинство исследователей). Смысл же самого феномена маргинализации личности располагается в плоскости бытия личности и связан с самоизменением личности как непременным условием бытия.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке концепции феномена маргинальности как атрибута личностного бытия, актуализируемого необходимостью самоидентификации в условиях всеобщей трансгрессии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кирилюк, Светлана Сергеевна, 2006 год

1. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. №2. С. 158-166.

2. АКАДЕМ1А: Материалы и исследования по истории платонизма / Межвуз. сб. Вып. 2. Совет молод, ученых. Под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба -СПб.: СПбГУ, 2000. 357 с.

3. Алексеев П.В. Становление человечества. -М.: Политиздат, 1984. 462с.

4. Андреева Т. Без определённого смысла жизни // Труд, 2004. 25 ноября

5. Античные философы (тексты). -М.: МИФ ЛИ, 1935. -126с.

6. Апухтина Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления. Челябинск: ЧИИК, 1999. - 172 с.

7. Асмолов А. В России наступил сезон фанатиков // Комсомольская правда. 2001. 29 ноября

8. Аргументы и факты. 2005. №41

9. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. -М.: Академия, 2001 г.,-591с.10. Там же. -С. 2131. И. Там же. -С. 561

10. Асмус В.Ф. Античная философия. -М.: Высшая школа, 1976 -543с.

11. Аствацатурова М.А. Возможности и пределы толерантности диаспоры. (Теоретический аспект) // Южно-российское обозрение, 2002. № 6. Интернет: http://ippk.rsu/ru

12. Барулин B.C. Социальная философия. -М.: Гранд, 1999 г., -559 с.

13. Батай Ж. Запрет и трансгрессия. Интернет: vankos@dol.ru

14. Батай Ж. Сад и обычный человек. Суверенный человек Сада. Маркиз де Сад и XX век. -М.: 1992. -С.113

15. Батенин С.С. Человек в его истории. -М.: ЛГУ, 1976. 296с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: 1979. -С. 14.19. Там же. -С. 79

17. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Царство Духа и царство кесаря. -М.: Республика. 1995. -С. 220

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте», что дальше? Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. А.А. Грузберга. -Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. -576с.

19. Бибихин В.В. Россия как мир. Параллели. -М.: 1991. Т.1. -С. 6-7

20. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. - 416с.

21. Библер В.В. Диалог двух культур. Интернет: http://wvm.bibler.ru/index.php?sec=nglk3

22. Бодрийяр Ж. Америка. -СПб: Владимир Даль, 2000. -204с.26. Там же.-С 196.

23. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. -СПб: Владимир Даль, 2000. -257с.

24. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. -М.: Добросвет, 2000. -387с.29. Там же. С.278

25. Бодрийяр Ж. Прозрачнось зла. -М.: Добросвет, 2000. -257с.31. Там же. -С.257

26. Бодрийар Ж. Система вещей. Интернет: yankoslava@yahoo.com http://yanko.lib.ru. -С. 4733. Там же. -С. 8534. Там же. -С. 10835. Там же. -С. 143

27. Бойко А., Семёнов А. Антифашисты, кто вам дал приказ? АнтиФа -уличный ответ националистам // Ре:Акция. 2005. 27 ноября-8 декабря. №30(32)

28. Боргош Ю. Фома Аквинский. -М.: Мысль, 1966. -212с.

29. Борщов А.С. Метафизика: Универсум-континуум предметов, отношений, состояний. Саратов: СГТУ, 2002. - 48 с.

30. Бубер М. Проблема человека. Я и Ты. -М.: Академия, 1993. -С. 112113.

31. Вайнштейн Э.С. Дух. М.: Ключ, 1997. - 259с.

32. Вайнштейн Э. Сокровенное слово. М.: Мысль, 1999. - 526 с.

33. Вайнштейн Э.С. Стержень спирали: Опыт неформальной философии. М.: Ключ, 1994. - 476с.

34. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д.: РГУ, 1984. — 197с.

35. Виндельбанд В. История философии. -К.: Ника-Центр, 1997. -552с.

36. Витгенштейн JI. Философские исследования. Часть I. -М.: Гнозис, 1994. -С. 86.

37. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М.: Иностранная литература, 1958. 134с.

38. Вена. Конвенция ООН. О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств. 1998. Интернет: справочно-правовая элект. система «Консультант плюс».

39. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. -М.: Прогресс, 1988. -223с.

40. Воронова Е.М. Из философского диалога лингвистической концепции А.Ф. Лосева и теории Ж.Лакана. Интернет: http://losevaf.narod.ru/voronova-3.htm

41. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1998. -700с

42. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Пер. Н. Дебольского. -М.: Мысль, 1973. -С.42.

43. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика. -М.: Мысль, 1973 г., -630с.

44. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. -М.: Мысль, 1959. -С.252.

45. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495с.

46. Горшков М. Зачем иммигрантам чужая земля? // Комсомольская Правда. 2005. 6 апреля. -С.10.

47. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критич.очерк. М.: Мысль, 1982.- 188с.

48. Гроссман В. Всё течёт // Октябрь. 1989. №6. С. 91.

49. Делёз Ж. Логика смысла. -М.: Академия, 1995. -298 с.59. Там же. -С.18160. Там же. -С. 18461. Там же. -С. 196

50. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого. -СПб.: 1999. -С.285

51. Делёз Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? -СПб.: Алетейя, 1998. -174 с.64. Там же. -С. 11

52. Дергачев В.А. Великие маргиналы / Вестник МСУ. Вып. 1. -М., 1998-С.3-7

53. Деррида Ж. Эссе об имени. Страсти. -СПб.: Алетейя, 1998. -192с.67. Там же.-С. 16-17

54. Деррида Ж. Эссе об имени. Кроме имени. -СПб.: Изд. «Алетейя», 1998.-С.8569. Там же.-С.95-9670. Там же. -С. 107

55. Днепров Э. Реформа против образования // Аргументы и факты. 2005. №41.

56. Добромыслова О. Не уходи! Побудь с весною. С первыми солнечными днями по России прокатилась волна самоубийств // Российская газета. 2005. 25 марта.

57. Дридзе Т. Экоантропологическая парадигма // -М., Социологические Исследования, 1999. №6.

58. Жаров А. М. Материя и сознание. СПб.: Изд. УЭФ, 1994. - 100с.

59. Заверин А.В. Об устойчивости процессов маргинализации / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып. 2. -Кемерово: 1996 — С.40-42.

60. Зайченко Н.М., Голланд В.Б., Гурович И.Я., Динамика показателей деятельности психиатрической службы России (1994-1999 гг.). -М.: Медпрактика, 2000. -508с.

61. Законодательные акты ООН «Об отмывании денег, полученных от наркотиков». Интернет: Справочно-правовая эл-я система «Консультант плюс».

62. Знание за пределами науки. М.: ИФ РАН, 1990. - 199с.

63. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1990. №12. С. 14-21.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

65. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии, 1998. №6. -С. 3-17.

66. История средних веков. Т. II. Под ред. Сказкина С.Д. -М.: Политическая литература, 1986. -С.32

67. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Интернет: http://philosophy.allru.net/perv302.html

68. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политическая литература, 1991.-463с.

69. Каган М.С. И вновь о сущности человека. Интернет: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/essense.html

70. Каганский B.JI. Вопросы о пространстве маргинальности. Интернет: http://ippk.rsu.ru/csrip/elibrari/uro/vb

71. Каганский B.JI. Советское пространство: конструкция и деструкция. Иное. Т. 1. М.: Аргус, 1995. Интернет: http://www.russ.ru/antolog/inoe/kagan.htm.

72. Каганский B.JI. Пространство России и Миф России // Неприкосновенный запас. 1999. № 5.

73. Каганский B.JI. Этюды о границах. I. Ситуация границы и граница // Мир психологии. 1999. JSC» 3.

74. Камю А. Эссе об абсурде. Сумерки богов. Ф.Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. -М.: Политическая Литература, 1989. -С.21991. Там же.-С.227.92. Там же. -С.228.

75. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Об эгоизме. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. Составитель П.С.Гуревич. -М.: Республика, 1995. -С.23

76. Карвасарский Б.Д. Неврозы. -М.: Медицина, 1980 г., -С. 15.95. Там же.-С.224.

77. Карпикова И. Экономическая маргинализация и формирование трудового потенциала // Человек и труд. -2001. -№2. -С.45-48.

78. Кирсанова Л.И. По ту сторону символического: суверенный человек и дословесное бытие массы. Интернет: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/uvarov/thanatos/tan4uni03l.html

79. Кирсанова Л.И. Проблема символического в философии постмодерна. Интернет: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/uvarov/thanatos/tan4uni03l.html

80. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. -М.: Просвещение, 1984. -335с.

81. Красильников С.А. На изломах социальной структуры // Человек и труд. 2001. №2.

82. Кюнг Гвидо. Онтология и логический анализ языка. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240с. (Пер. изд.: Ontologie und logistische Analyse der Sprache / Kung G.)

83. Круглов-Мавридис А. Греки-понтийцы Крыма: Страницы истории диаспоры. Интернет: httpA//vatandash. hashedu.ru/

84. Лавров С. Альянс цивилизаций: в поисках общей стратегии // Известия. 2005. № 182. 10 октября.

85. Лакан Ж. Психоз и другой. Автоматизм и эндоскопия: Пер. с франц. А.К.Черноглазова. / Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. -СПб.: Алетейя, 2000. -С. 201-217105. Там же. -С.214

86. Лакан Ж. Структурный психоанализ. Интернет: http://lacan.narod.ru/ind lak/lac r2.htm#lamyl

87. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога. Перевод с французского А.К. Черноглазова / Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. -СПб.: Алетейя, 2000. -С. 218-231

88. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Интернет: http://lacan.narod.ni/indlak/lacr2.htm#lamyl

89. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М.: 1985. -С.63-65

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Прогресс, 1983.-365с.

91. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. -Л., 1934. -С.59-60

92. Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна. -СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.113. Там же. -С. 38.

93. Логунова Л. Исток и тайна персональное™ // Высше образование в России, 2001. № 6. -С.60-66.

94. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М., 1990. -С.38116. Там же. с. 135

95. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1972. - С.282.

96. Малявин В.В. Россия между Востоком и Западом: третий путь? Интернет: http://www.users.kaluga.ru/kosmorama/malyavin.html

97. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. -М. 1995. -С.295

98. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. -М., 1992. -С. 91.121. Там же. -С. 93.

99. Марков Б.В. Дуальность природы человека. Интернет: http://anthropology.ru

100. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. -М.: Политическая литература. 1974.-453 с.

101. Мигунов А.С. Философия маргинальных явлений // Полигнозис. 2000. №2.-С. 118.

102. Миграция населения в странах СНГ. -М.: Международная организация по миграции, 1996. -166 с.

103. Михайличенко Б. Мы пришли! // -СПб, Аргументы и Факты. 2003. 14 августа.

104. МОТ. Доклад о положении дел в сфере миграции. Posted. Суббота, 5 июня 2004 by admin Интернет: http://top.rbc.ru/index.shtml7/news/society/2004/06/04/04211656

105. Мунье Э. Манифест персонализма. -М.: Республика, 1999. -559с.

106. Надеждина Н. «Маугли каменных джунглей» // Труд. 2001. №7. 1 марта.

107. Нарочницкая Н. Россию спасает лишь инерция добра // Аргументы и факты. 2006. №3. -С.З

108. Некрасова Е. Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. - 160 с.

109. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989, -397с.133. Там же. -С. 17-94

110. Невелев А.Б. Метаморфозы идентичности философа. Антропология культуры. Вестник Всероссийских научных конференций // -Челябинск: ЧелГУ. 2005.-С.124-135.

111. Невелев А.Б. Персональная идентичность человека: путь к зрелости. Вестник института психологии и педагогики: Вып. 1. под общ. Ред. С.А. Репина. //-Челябинск: Урал ЛТД, 2003.-С. 47-72.

112. Невелев А.Б. Строение персональной идентичности: возвышение к единству многообразия. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 // -Челябинск: Образование. 2004. -С.3-21.137. Там же.-С. 16.

113. Невелева B.C. Антропологический принцип в философии истории, (от современности к истокам). -Челябинск: ЧГКАИ. 2001. -167с.

114. Ольховиков К.М. Нравственное оправдание метафизики: Россия и Запад: Монография. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. -132с.

115. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Интернет: httm://www.chat.ru/~scbooks/

116. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви. Интернет: httm://www.chat.ru/~scbooks/

117. Основы философии (Метафизика). Под ред. А.С. Борщова. -Саратов: СГТУ, 1999. -104 с.

118. Плотников В.И. Онтология: хрестоматия. -Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 832 с.

119. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба. -Екатеринбург: УГЮА, 1996. -С.198.

120. Попова И.П. Маргинальность: социологический анализ. -М.: МосГСУ, 1996. -77с.

121. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе // Социологические Исследования. 1999. № 7.

122. Попова И.П. Особенности маргинального статуса безработных специалистов. Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. -М.: МосГСУ, 2000. -С.135-153.

123. Прибыткова И. Мы не маргиналы, маргиналы - не мы? // -Киев, Философская и социологическая мысль. 1995.-№ 11/12. -С.70-86

124. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986 г., С.23

125. Приставкин А. И никаких разговоров о правах // Московские новости. 1997. № 47. -С 7

126. Проблема отчуждения в марксистском учении о человеке. Сост. Н.П. Фокин, Г.В. Мокроносов. Екатеринбург: УГТУ, 1993. - 23с.

127. Пушкарёва Н. JI. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. №1. -С. 53-70

128. Пушкин В. Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб.: Лань, 2003. - 480 с.

129. Радхи Бернье. Парадоксы духовной жизни // Вестник духовной жизни. 1992. №1. -С.14-19

130. Рассел Р. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. -М.: Академический проект, 2000. -768с.

131. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия ор античности до наших дней. Т.1. Античность. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. -336с.

132. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия ор античности до наших дней. Т.З. Новое время. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -736с.

133. Римашевская Н. Социальное дно России (Социологическое исследование о проблемах пауперизации в России) // Власть. 1999. №9. -С.30-34

134. Региональная миграционная программа на Челябинской области на 1998-2000 годы. -Челябинск. 1999. -С. 10-11

135. Рыбин В.А. Проблема эвтаназии: медико-антропологический аспект современного социо-культурного кризиса (о перспективах новой версии медицины) // Антропология культуры. Вестник Всероссийских научных конференций. -Челябинск: ЧелГУ, 2005. -С.18-51

136. Савельева И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. -М.: 1992.

137. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические Исследования. 2000, №4. -С.43-52

138. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов. -М.: 1989. -С.319-345

139. Слободчиков О. Сколько приезжих может переварить Россия // Аргументы и Факты, 2005. № 46. -С.6

140. Смирнова В.Е. Социальные аспекты переселенческой политики в России конца XIX начала XX века / Вестник Челябинского университета. Серия 8. Экономика. Социология. Социальная работа. -Челябинск: ЧелГУ, 2001, №1. -С.124

141. Смирнов С.А. Современная антропология: аналитический обзор // Человек. 2002. №5. -С.84-96.

142. Смирнов С.А. Человек перехода. Интернет: http://anthropology.ru/ru/texts/smirseal/man.html

143. Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики. СПб.: СПбГУ, 1998.224с.

144. Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. -М.: 1990. Т. 1. -С.282.

145. Солодовников С.А. Преступный образ жизни и криминальная субкультура (криминологическое исследование) // Закон и право. 2000. №2. -С.25-27.

146. Сорокин П. Кризис нашего времени: Человек. Цивилизация. Общество. -М.: 1992. -С.427-505.

147. Социально-экономическое положение России. -М.: Госкомстат РФ. 1997. январь.-С. 192

148. Справочная электронная система «Консультант плюс».

149. Ставцева О.И. «Кьеркегор и Западная религиозно-философская культура XX века». Platalea «Пеликан» / Сборник статей по теологии, философии, истории. -СПб: Светоч, 2001. -С. 127-139.

150. Статистика управления по делам миграции ГУВД Челябинской области за период с 01.01.2001 г. по 01.10.2004 г. Доклад начальника управления по делам миграции ГУВД Челябинской области. Пресс-служба Губернатора Челябинской области. 4 ноября 2004 г.

151. Страсбург. Конвенция 1990 г. Концепция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности». СЭС «Консультант плюс».

152. Суворова Н.Н. Социальная защита мигрантов в Челябинской области / Вестник Челябинского университета. Серия 8. Экономика. Социология. Социальная работа. -Челябинск: ЧелГУ, 2001, №1.178. Там же.

153. Сухачёв В.Ю. Пределы идентичности / Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. -СПб.: СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (№ 21).

154. Табачникова С. Мишель Фуко: историк настоящего. Интернет: http://filosoflO.narod.ru/lib/Filosofia/retr.DOC

155. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: 1977. -356с.

156. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. Всемирная философия. 20 век. Авт.-сост. А.П. Андриевский. -Мн.: Харвест, 2004. -832с.

157. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Наука, 1987. -240с.

158. Тимофеева О. Скинхеды стали убивать в два раза чаще // Известия. 2005. № 08. 20 января.

159. Тишков В. Исторический феномен диаспоры. Интернет: http://filosoflO.narod.ru/lib/Filosofia/retr.DOC

160. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство, суверенизация и интеграция. -М.: РТГУ, Этносоциальные очерки. 1997, -С. 80

161. Тоффлер Э. Третья волна. -М.: Академия, 1999. -С. 346

162. Трубников Н.Т. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. (Через смерть и время к вечности) // Философские науки. 1990. № 2. -С.13

163. Тэрнер В. Символ и ритуал. -М.: Наука. 1983. -С.142

164. Тюгашев Е.А. Философия в транзитивных обществах: тендерная ретроспектива. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник научных трудов. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2000, -С. 5 14 Интернет: http://filosoflO.narod.ru/lib/Filosofia/retr.DOC

165. Устинов В., генеральный прокурор России. Государством должны править аристократы // Комсомольская Правда. 2005. 25 января

166. Федеральный закон о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом // Российская газета. 1999. №103. 1 июня.

167. Фейербах Л. Соч. в 2 т. -М.: 1995. Т 2. -С.52-53.

168. Философия: в поисках онтологии / Ежегодник Самарской гуманитарной академии, 1992/93. Вып. 1. Самара: СГА, 1994. -235с.

169. Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии: Альманах. Науч. ред.: Я. Лойфман Н.Н., Целищев. Екатеринбург: УрГУ, 1999. -333с.

170. Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах. Науч. ред. ред. В.И. Кашперский, Ред.-сост. И.Я. Лойфман. Екатеринбург: УГТУ, 1999. - 319с.

171. Фихте И.Г. Соч.: В 2 т. -М.: Мифрил, -Т.1. -686с.

172. Фихте И. Г. Назначение человека. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. Составитель П.С.Гуревич. -М.: Республика, 1995. -С.32.

173. Франки В. Психология на практике. Пер. Н. Панкова, В. Певчева. -СПб.: Ювента.1999, -296с.

174. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. -368с.

175. Франк С.Ф. Реальность и человек. -М.: Республика, 1997. -479с.

176. Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М.: Наука. 1998. -445с.204. Там же.-С. 179

177. Фролов И.Т. (отв. ред.) и др. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М.: Республика, 1995, -528с.

178. Фролов И.Т. (отв. ред.) и др. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. -М.: Политиздат, 1991, -463с.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994. -446с.

180. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс универс, 1995., -С.44

181. Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1990, -336с.210. Там же. -С. 106211. Там же. -С.71

182. Фроянов И.Я. Глобализация под знаком молота и мастерка // Советская Россия. 2002. №74. 6 июля.

183. Фуко М. Безумие, отсутствие творения. Фигуры Танатоса: Искусство умирания / Сб. статей. Под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. -СПб.: СПбГУ, 1998.-С.205

184. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. -М.: Смысл, 1996. -С.405. *215. Там же. -С.410

185. Фуко М. История сексуальности-Ш: Забота о себе. Интернет. http://yanko.lib.ru217 . Фуко М. Рождение клиники. -М.: Смысл. 1998. -323с.218. Там же.-С. 15

186. Фуко М. Слова и вещи. Интернет: http://yanko.lib.ru

187. Хайдеггер М. Бытие и время. -Харьков: Фолио, 2003. -503с.

188. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993. -447с.

189. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Время и бытие. -М.: Республика, 1993.-С.192- 221

190. Хайдеггер М. Положение об основании. -СПб.: Алетейя, 1999. -292с.

191. Хайдеггер М. Преодоление метафизики. Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., 1991. -С. 214-221225. Там же. -С.225226. Там же. -С.229-230

192. Хайдеггер М. Феноменология, герменевтика, философия языка. -М.: 1993.

193. Хейде JI. Автономность и несчастное сознание. Интернет: http://www.ruthenia.ru/logos/number/199909/1999901 .htm •

194. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «самоидентификация» и «этническое самосознание» // Социологические Исследования. 1999. №9. -С.67

195. Худякова H.JI. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. -Челябинск: ООО «Тендерлайн», 2004. -399с.231. Там же. -С.9

196. Черкесов В., глава Федеральной службы по борьбе с наркотиками .Posted Воскресенье, 27 июня 2004 by admin. Источник: http://top.rbc.ru/index.shtml7/news/society/2004/06/26/2617453 lbod.shtml"

197. Черненко А., генерал-лейтенант, директор Федеральной миграционной службы в составе МВД. Posted Четверг, 17 июня 2004 by admin Источник: http://www.rosbalt.rU/2004/06/l6/165893.html

198. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М.: 1992.

199. Шишкина С., Романов А. Новости. ЧГТРК. Интернет: www//Chelyabinsk.REN.ru/

200. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. -М.: ООО ACT, 2004. -221с.

201. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.: Республика, 1992. -447с.

202. Шпенглер О. Закат Европы. Философия истории: Антология. -М.: Аспект Пресс, 1995. -С. 158-186.

203. Штерн Ю. Эра самоубийц // Синегорье. 2001 .№37. 12 сентября.

204. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: 1999. - С.

205. Эпштейн М. Русская культура на распутье // Звезда. 1999. N 1. — С.210.

206. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. -527с.243. Там же. С.411.

207. Ярощук И.Я. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социальные и гуманитарные науки. 1994. № 3. С.39-54.

208. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов: СГУ, 1997. -228с.

209. Baudrillard J. La Transparence du Mai. Paris, 1990.

210. Beck A.T., Rush A .J., Emery G., Shaw B.F. Kognitive Therapie der Depression, Munchen, 1981.

211. Deleuze G. Pourparlers. Paris, 1990. P. 195—196.

212. Dupre W. Religion in Primitive Cultures. The Hague, 1975. P. 19.

213. Ortega у Gasset J. «Mision de la Universidad» (см.: Revista deoccidente en Alianza Editorial. Madrid, 1999. P. 11-79.

214. Proust M. Contre Sainte-Beuve. Paris, 1954. P. 297-298.

215. Radl E. Historia de las teorias biologicas. Revista de Occidente. Madrid, 1931.

216. Foucault M. Dits et ecrits. 1954-1988 en 4 volumes. P., 1994. T.4. P.41.

217. Heidegger M. Die Metaphysik der deutschen Idealismus. Gesamtausgabe. Bd. 49, Fr. a. M., 1991, S.39.

218. Heidegger M. Vortrflge und Aufsfltze. Pfiilingen, 1954. S. 30.

219. Walicki A. The Slavophile Controversy. History of Conservative Utopia in Nineteenth Century Russia. Notre Dame, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.