Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Тугушева, Алиса Рашидовна

  • Тугушева, Алиса Рашидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 129
Тугушева, Алиса Рашидовна. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2006. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тугушева, Алиса Рашидовна

Введение

Глава I. Рок-культура - феномен посмодернистской реальности

1.1. Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

1.2. Рок-музыка в контексте постмодернизма

Глава II. Аксиологическая составляющая рок-культуры

2.1. Ценностное пространство западной рок-культуры

2.2. Ценности российской рок-культуры 89 Заключение 108 Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры»

Актуальность темы исследования.

На сегодняшний день многообразие проявлений человеческой культуры очень велико и с каждым днем появляются все новые аспекты и детали, достойные изучения. Массовая культура, являющаяся основой, от которой ответвляются разнообразные субкультуры, всегда была предметом внимания различных общественных институтов и объектом исследования ученых из самых различных областей науки. Особый интерес представляет обращение к проблеме взаимоотношения общества и субкультур, в ряду которых особое место занимают субкультуры, привлекающие внимание молодежи, значительные массы которой активно в них включены.

Противоречивость оценок и суждений об этих структурах в обществе связана как с длительным периодом идеологизации философской науки в нашей стране, так и недостаточной в научном плане их изученностью. Большую роль в этом сыграло и то, что в указанный выше период большинство видов молодежной субкультуры имели вид своеобразной культурной «интервенции» из-за границы.

В современных условиях, когда имеет место глобализация, которая ведет не к противоборству, а к диалогу культур, обращение к теме молодежных субкультур, особенно к тем, которые эмоционально усилены музыкальным и поэтическим воздействием на молодежь, представляется очень важной для более глубокого понимания диалектики движущих сил в социуме. Обращения к этой проблеме диктуются самим характером постмодернистской ситуации, сложившейся в современной философии, когда интенсивность социально-культурных процессов в современном обществе предъявляет особые требования и к личной автономии человека.

Высокая взаимосвязанность общественных отношений, информационная и культурологическая интеракция социальных и личностных связей ставят и личность, и общество перед необходимостью селекции средовых влияний. Одновременно усиливается способность человека творить независимое, неконформное, аутентичное бытие. Очевидно, что исторический и социальный опыт существования молодежных субкультур привносит в человеческое существование ту информацию, которая не могла и не может быть получена другим путем.

Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между изменениями в обществе и возникновением, развитием новых музыкальных течений и культур, основанных на них. Так было и с субкультурой, возникшей вокруг музыки, которую принято именовать «тяжелой».

В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее. Однако до сих пор не существует однозначного понимания этого термина - данное исследование дает этому объяснение.

Актуальность темы исследования, диктуется малой изученностью механизмов движущих сил субкультур, понимание которых может стимулировать социокультурные воздействия в желательном для общества направлении.

Степень разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по проблеме, касающейся изучения рок-культуры показал, что внимание исследователей привлекали различные аспекты: музыковедческий, социологический, культурологический, филологический, исторический. Вместе с тем, важно отметить, что в научной литературе эта проблема изучена недостаточно ни в теоретическом, ни в практическом планах. До 90-х гг. в России рок-культура чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур

I ^ 1

Набок И.Л. , Запесоцкий A.C. , Зинкевич В.А. ), что не совсем верно. Нельзя отрицать, что на начальном этапе своего развития рок можно было считать Набок И. Рок-музыка: эстетика и идеология. Ленинград, 1989, его же: Набок И. Л. Идеологическая функция музыки. Л., 1987

2 Запесоцкий A.C. Музыка и молодежь. М., 1988, его же: Запесоцкий А. Эта непонятая молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений, М., 1990

3 Зинкевич В. Металлический поток // Музыкальная жизнь. 1988, №2, его же: Зинкевич В.А. Отечественный рок: вчера и сегодня // Советская музыка. 1991. № 10 одним из проявлений контр культуры, поскольку ярко выраженный протест рока против традиционной культуры говорил в пользу этого. Но, с течением времени становилось ясно, что феномен рока является не противодействием культуре, но скорее ее альтернативной подсистемой. С недавнего времени появились новые исследования и работы, посвященные изучению непосредственно рока - с позиций музыковедения, социологии, культурологии, филологии, религиоведения.

Среди музыковедческих работ необходимо особо отметить труды Сы-рова В.Н.4, Савицкой Е.А.5, Конена В.6, Цукера А.7 Для них свойственен компаративный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходстве и различий рока и классической музыки. К сожалению, ни один из этих авторов не рассматривает рок-музыку в целом, отдавая предпочтение сравнительному анализу нескольких отдельных направлений. Это связано с тем, что данная проблема связана элементарной невозможностью охватить слишком обширный объем материала, который предоставляет исследование вопроса рок-музыки.

Для социологических работ характерно рассмотрение рок-культуры в рамках изучения молодежных субкультур, ее сопоставления с другими субкультурами. В ряде работ представлены наглядные материалы, собранные исследователями в ходе социологических экспериментов, по изучению суб

8 9 культуры изнутри. Это труды Васильевой A.A. , Левиковой С.И. , Петрова Д.В.10, Иващенко Г.М.", Щепанской Т.Б.12 Необходимо отметить, что рассмотрению рока все же уделено недостаточно внимания, поскольку социоло

4 Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997

5 Савицкая Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70х гг.). М., 1999

6 Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке. XX века. М., 1994

7 Цукер А. И рок, и симфония. М., 1994

8 Васильева A.A. Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999

9 Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004

10 Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов., 1996 Иващенко Г.М. Молодежные субкультуры в системе социального управления. Уфа, 2003

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986- 1989 гг. СПб., 1993 гические исследования часто затрагивают слишком широкий спектр разнообразных молодежных культур, в контексте которого вопросы, касающиеся непосредственно рока, теряются.

Культуролого-исторические труды посвящены изучению причин зарождения рока, его культурологических особенностей, тенденций развития. Это работы Чижовой А.И.13, Козлова А.14, Кнабе Г.С.15, Чередниченко Т.В.16 В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории совет

17 18 ской рок-музыки, такие как книги Троицкого А. и Федорова Е. Историческим трудам свойственен описательный характер. Следует отметить, что в подобных обзорных работах предпринимаются попытки проанализировать причинно-следственные связи рока и рок-культуры, что является большим плюсом, так как дается толчок к правильному пониманию читателями сложного культурно-социологического феномена рока.

Исследователями филологами определяется новое, особое понятие текстовой составляющей рока, так называемой «рок-поэзии». Такие исследователи как Усачева С.19, Свиридов C.B.20, Доманский Ю.В.21 и другие занимаются вопросами анализа непосредственно текстов песен, выявлением их образности, интертекстуальности, идеологической базы. Невозможно не согласиться, что большее внимание уделяется русскому року вполне правомерно, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями, о чем речь пойдет во второй главе диссертации.

Зарубежные исследования посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению

13 Чижова А.И. Рок-музыка как культурно-исторический феномен. М., 1993

14 Козлов А. Рок-музыка: истоки и развитие. М., 1989

15 Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. №8

16 Чередниченко Т.В. Кризис общества - кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987

17 Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е. 70-е. 80-е. М., 1991

18 Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. М., 1989

19 Усачева С. Рождение рок-поэзии из духа рок-музыки (введение) // http://zhurnal.nb.ru/u/usachevvasg/kinchevl. shtml

20 Свиридов C.B. Рок-искусство и проблема синтетического текста // www.goldenunder.sakhaworId.org/books-r/poeza6/01.htm#ftn3

21 Доманский Ю.В. "Тексты смерти" русского рока. Пособие к спецсеминару. Тверь, 2000 // http://poetics.nm.ru причин и следствий появления рока, персоналиям знаменитых музыкантов. Это труды Хеландера Б.22, Фриппа Р.23, Неринга Н.24, Паскаля Дж.25 Нужно отметить, что на западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и, в силу отсутствия идеологических установок, свойственных доперестроечной России, рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво. Насколько удалось выяснить, нет ни одной работы, посвященной рассмотрению рока с позиции философии, что еще раз подчеркивает новизну данной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является культурно-философская рефлексия рок-культуры, изучение ее особенностей как социокультурного интертекста, требующего логического осмысления и полилогичного подхода к изучению рок-культуры через понятие постмодернистского дискурса.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- анализ философских традиций понимания музыки и, в частности, рок-музыки с точки зрения полилогического осмысления посмодернистского дискурса;

- выявление основных направлений постмодернистской методологии в проблеме изучения рок-культуры как сложного социокультурного произведения;

- определение аксиологического поля рок-музыки, представляемой как вариант формы игрового освоения мира текста через интертекстуальность и контекстуальность;

- анализ ценностной составляющей российской рок-культуры через призму отношений самобытности и инвариантности, оказывающих серьезное влияние на социокультурные процессы в обществе.

Объект исследования - рок-культура как феномен постмодернистской реальности.

22 Helander B. The Rock Who's Who. N.Y.: Pantheon Books, 1982

23 Fripp R. The New Realism. A Musical Manifesto for the 80s. Rock-Slide, Inc., 1995

24 Nehring, Neil. Popular Music, Gender, and Postmodernism: Anger is an Energy. London: Sage, 1997

25 Pascall J. The illustrated history of rock music. London etc. Hamlyn cop. 1978 // http://www.s-tavro.narod.ru/ texts/rock 4.htm

Предмет исследования - аксиологическая составляющая западной и отечественной рок-музыки.

Методологическая и эмпирическая основа исследования: В диссертационном исследовании используется комплексный подход компаративного анализа. Решение поставленных целей и задач потребовало сравнительно-исторического метода, использования постмодернистской методологии и

26 27 28 лингвистического анализа (Барт Р. , Бодрийяр Ж/', Делез Ж. , Дерри-да Ж.29, Джеймисон Ф.30, Лиотар Ж.Ф.31, Фуко М.32).

Материалом для написания диссертационного исследования послужили записи творчества западных и отечественных рок-групп периода с 60-х по 80-е гг. двадцатого века. Комплексный анализ их текстов и концепций позволил провести исследование по проблеме понимания рок-культуры как феномена постмодернистской реальности, осмысленного через призму философии постмодернизма и проследить взаимосвязь явлений социума и их отражения в роке.

Научная новизна исследования. В диссертации получены следующие конкретные научные результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью:

1. С новых теоретических и методологических позиций даются обобщенные характеристики рок-культуры.

2. По-новому определены категориальные особенности рок-культуры. Дается философская рефлексия рок-культуры через понятия постмодернистского дискурса: текст, интертекст, интертекстуальность, произведение, ризома, си-мулякр.

3. Впервые рассмотрена аксиологическая составляющая рок-культуры.

26 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994

27 Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1999

28 Делез Ж. Логика смысла. М., 1998

29 Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000

30 Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996

31 Лиотар Ж. Состояние постмодерна. СПб., 1998

32 Фуко М. Слова и вещи. - СПб., 1994

4. Выявлены особенности взаимодействия западной и российской рок-культур.

5. Раскрыты новые закономерности протекания естественных и общественных процессов - взаимодействия культуры общества и музыкальной ро-культуры.

6. Внесен вклад в развитие научных представлений об окружающем мире, обществе и их взаимосвязи.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рок-культура может рассматриваться как часть общей музыкальной культуры. Она требует философского осмысления в полилогическом аспекте, что обусловливается множественностью восприятия рока.

2. Многозначность и поливариантность рок-культуры в своей динамике позволяет выделить основные направления постмодернистской методологии изучения такого сложного социокультурного произведения как рок-музыка через прочтение ее интертекстуальности.

3. Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-культуры аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.

4. Рок-культура как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение проделанного исследования определяется тем, что оно расширяет теоретическую базу изучения субкультур на примере философского анализа рок-музыки, что имеет общенаучное значение в познании общественных явлений. Полученные автором новые научные результаты могут быть использованы в преподавании истории и теории культуры систематической философии, а так же в смежных дисциплинах - социальной психологии, педагогике и социологии.

Апробация работы.

Работа обсуждалась на кафедре философии культуры и культурологии Сартовского государственного университета. Основные результаты исследования были изложены на аспирнтско-студенческих конференциях Саратовского государственного университета, а так же на конференции регионального отделения Российского философского общества: Четвертые Аскинские чтения «Время - пространство - ценности цивилизаций» (Саратов, 19 октября 2006) и на международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию московского государственного университета культуры и искусств «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005). Материалы исследования нашли свое отражение в пяти научных публикациях, в том числе в изданиях из списка реферируемых ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Тугушева, Алиса Рашидовна

Заключение

В условиях современной глобализации, тяготеющей к диалогу различных культурных компонентов, массовая культура, являющаяся основой, от которой ответвляются разнообразные субкультуры, всегда была предметом внимания различных общественных институтов и объектом исследования ученых из самых различных областей науки. Изучение рок-культуры в данном контексте представляет особый интерес, поскольку знания о «другой» культуре расширяет наше духовное пространство и способствует более адекватному пониманию процессов, идущих в системе общественных отношений. Недостаточная изученность вопросов, касающихся межкультурного дискурса в условиях современной постмодернистской реальности определяет необходимость философского осмысления и изучения особенностей взаимодействия субкультур и основной культуры. Понятие рок-культуры имеет множество трактовок и толкований: от достаточно узкого понимания рока как музыки протеста до обобщенной интерпретации рока как музыкального направления. В ходе исследования было выявлено, что понятие рока плюрально и адекватное его понимание возможно лишь в совокупности: с одной строны рок - это музыка протеста, демонстрирующая и выражающая взгляды более молодого поколения на текующую социальную обстановку, что обусловлено демонстративностью и эпатажностыо рок-музыки, ее направленностью на привлечение внимания, расшатывание привычных стереотипов через «выразительно-языковую систему рока, энергичность и агрессивность манеры выражения, а также резкость стилевых контрастов и шероховатость речевого слэнга»39. С другой стороны, рок-культура позиционируется как молодежная субкультура, для которой характерны акцентирование инаковости, самобытности, самодостаточности, независимости, брутальности, стремления к самореализации и самоактуализации. Помимо того, рок-культура является видом музыкально-поэтического жанра, близкого бардовскому с

39 Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997, С.23 форсированными интонациями, при которых музыка не единственное содержание рока, а нравственная позиция, «кодекс противостояния» экзистенциального характера40. И, нужно особо подчеркнуть, что рок-музыка это обобщенное направление в музыке, вбирающее в себя помимо музыкальной компоненты, текстовую составляющую и визуальный ряд.

Цель, поставленная в начале данного исследования - культурно-философская рефлексия рок-культуры и понимание ее постмодернистской природы посредством анализа интертекста - достигнута.

В качестве интегрального подхода в диссертации была предложена и применена постмодернистская методология и ее основные принципы (принцип радикальной плюральности, принцип отказа от конфликта бинарных оппозиций, принцип когнитивного релятивизма, неоархаика). Наше обращение к постмодерну как культурной ситуации постсовременного мира и постмодернизму как теоретической рефлексии постмодерна позволило позиционировать рок-культуру как феномен постмодернистской реальности, характерными признаками которого являются многозначность и поливариантность, децентрированность дискурса и деканонизация, децентрированность субъекта и ироничность, гибридизация различных жанровых кодов и карнавализация как форма игрового освоения мира-текста.

Компаративный анализ истории развития западной рок-культуры и иерархии социальных и индивидуальных ценностей показал, что рок-культура, вбирая в себя все происходящее в обществе, пропускает через себя значимые события и актуализированные ценности. Она перерабатывает их, доводя иногда до абсурда, до алогичности и возвращает обратно обществу в гротескном, утрированном виде, являясь при этом кривым зеркалом эпохи и ее различительным знаком. Таким образом, рок аксиологичен по своей природе.

Отечественная рок-традиция вторична по отношению к западной - на начальном этапе своего возникновения она существовала лишь как попытка

40 Кнабс Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 8. с. 40. скопировать западный образец. Постепенная трансформация русского рока с течением времени привела к самобытной, уникальной форме, что позволяет говорить о принципиально новом явлении, совершенно непохожем на копируемый некогда оригинал.

В диссертации была предложена модель развития рок-культуры, позволившая проследить ее диалектическую природу, выделить статические и динамические характеристики. Исторический анализ, проведенный выше подтверждает, что, несмотря на гонения и неприязнь рок-культуры она не исчезла, ее наличие так же объективно, как законы диалектики, ее суть неотделима от объективных факторов постсовременной реальности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тугушева, Алиса Рашидовна, 2006 год

1. Адорио, Т. Избранное: социология музыки. / Т. Адорно. М.: Университетская книга, 1998. - 445 с.

2. Алексина, Т.А. Время и культура мира / Т.А. Алексина // Вестник РУДН. 2002. - №2. - С. 21 -23.

3. Александр епископ. Рок-музыка с христианской точки зрения. // www.fatheralexander.org.

4. Алексеев, А. Кто есть кто в советском роке? (иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки). / А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. -М.: МП «Останкино», 1991.-320 с.

5. Арто, А. Театр и его Двойник: Манифесты, драматургия, лекции, философия театра / А. Арто. СПб.: Симпозиум, 2000. - 440 с.

6. Бабушкина, Д.А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или «блуждая по территории текста» / Д.А. Бабушкина, H.A. Крылов. // Философия старости: геронтософия. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - вып. 24. - С. 25-29.

7. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс. Универс, 1994. - 615 с.

8. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -541 с.

9. Бердяев, H.A. Царство духа и царство кесаря / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 287356.

10. Ю.Берроуз, У. Голый завтрак. Электронная революция. Последние слова / У. Берроуз. -М.: "Глагол", 1993.-286 с.

11. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. -258 с.

12. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000-387 с.

13. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1999. -168 с.

14. Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийяр. СПб.: Вл. Даль, 2000. -90 с.

15. Бурлака, А. В ритме эпохи: очерки истории музыки рок / А. Бурлака. СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1994. - 87 с.

16. Бычко, А.К. Критический анализ: философ, концепции молодежного бунтарства/ А.К. Бычко.-Киев: Вищашк., 1985.- 148 с.

17. Васильева, A.A. Российская рок-музыка 1970-х 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа : Дис. . канд. Культурол. Наук / A.A. Васильева. - Челябинск, 1999. - 178 с.

18. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. СПб.: Питер, 2002. -128 с.

19. Вязовкин, С. О бесовском влиянии в рок-музыке./Zwww.r-island.euro.ru/index.htm;

20. Гаврилов, A.B. Что такое рок? / A.B. Гаврилов. // Музыка и ты. М.: ^ Советский композитор, 1990. - вып. 9. - С. 36-38.

21. Герасимова, И.А. Музыка и духовное творчество / И.А. Герасимова. // Вопросы философии. 1995. - №6. С. 89-97

22. Голубев, В.А. Музыка в сфере молодежного досуга / В.А. Голубев, Ю.Е. Цыбин. М.: Худож. Лит, 1991.- 176 с.

23. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.-317 с.

24. Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация / Е. Гурко. -Минск: "Экономпресс", 2001. 320 с.

25. Гуссерль, Э. Начало геометрии / Э. Гуссерль, Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 1996.-384 с.

26. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма / Ю.Н. Давыдов. М.: Искусство, 1975.-128 с.

27. Давыдов, 10. И. Социология коптркультуры / 10. Давыдов, И. Роднянская. -М.: Наука, 1980. 264 с.

28. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. СПб.: Глаголь, 1995.-513 с.

29. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: "Раритет", 1998. - 480 с.

30. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж Делез. СПб.: Петрополис, 1998.-384 с.

31. Делез, Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Ризома // http://www.filosoft.tsu.ru/rizoma.htm

32. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 2000. -511 с.

33. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. М.: Академический проект, 2000. - 495 с.

34. Деррида, Ж. Ухобиографии: Вокруг вавилонских башен. Шибболет. Золы угасший прах / Ж. Деррида. СПб.: Академический проект, 2002.- 106 с.

35. Деррида, Ж. Театр жестокости и закрытие представления / Ж. Деррида // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. С. 282-317

36. Дерягин, А. Так ли страшна рок-культура как ее "малюют"? // www.pravbeseda.org/library.

37. Десятерик, Д. Альтернативная культура / Д. Десятерик. -Екатеринбург: Ультра. Культура., 2005. -240 с.

38. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико, 1996.-230 с.

39. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления. // http://www.ruthenia.ru/logos/number/20004/10.htm

40. Диденко, Т.А. Рок-музыка: на пути к «большой форме» / Т.А. Диденко // Советская музыка. 1987. -№ 6. - С. 13-16.

41. Дитинский, А.Н. Путешествие Рок-дилетанта / А.Н. Дитинский. Л.: Лениздат, 1990.- 148 с.

42. Добрюха, H.A. Рок из первых рук / H.A. Добрюха. М.: Молодая гвардия, 1992. - 279 с.

43. Доманский Ю.В. «Провинциальный текст» ленинградской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 1. Тверь, 1998 // http://uchcom.botik.ru/az/lit/coll/rockl/06doma.htm

44. Доманский, Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. Пособие к спецсеминару. Тверь, 2000 // http://poetics.nm.ru.

45. Дубровский, Д.И. Постмодернистская мода / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. 2001. - №8. - С. 42-56

46. Дэвис, X. Битлз. Авторизованная биография / X. Дэвис. М.: Советский композитор, 1993.-201 с.

47. Житинский, А. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман / А. Житинский. Л. Лениздат, 1990. - 413 с.

48. Житомирский, Д. Бунт и слепая стихия (в мире поп-музыки) / Д. Житомирский // Искусство и массы в современном обществе. М.: Знание, 1979.-281 с.51.3апесоцкий, A.C. Музыка и молодежь / A.C. Запесоцкий. М.: Знание, 1988.-361 с.

49. Запесоцкий, А. Эта непонятая молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений / А. Запесоцкий, А. Фаин. М.: Профиздат, 1990.-224с.53.3инкевич, В. Металлический поток / В. Зинкевич // Музыкальная жизнь. 1988. - № 2. - С. 32-41.

50. Зинкевич, В.А. Отечественный рок: вчера и сегодня / В.А. Зинкевич // Советская музыка. 1991. - № 10. - С. 18-26.

51. Иващенко, Г.М. Молодежные субкультуры в системе социального управления : Дис. канд. социол. Наук / Г.М. Иващенко. Уфа, 2003. - 160 с.

52. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. СПб.: Полигон, 2005. - 559 с.

53. Постмодернизм: Словарь терминов / И.П. Ильин. М.: Интрада, 2001. -384 с.

54. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Политические исследования. 1997. - №4. -С. 6-32

55. Керзун, Н. Рок, игры, мода и реклама / Н. Керзун. М.: Сов. Россия, 1989.- 134 с.

56. Климук, И.Я. Изучение музыки популярных жанров XX века: история молодежной субкультуры : метод, пособие / И.Я. Климук. Могилев: Могилевский государственный университет им. A.A. Кулешова, 2001. -210с.

57. Кнабе, Г. Феномен рока и контркультура / Г. Кнабе // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 39-61.

58. Козлов, А. Рок. // www.musiclab.ru.

59. Козлов, А. Рок-музыка: истоки и развитие / А. Козлов. М.: Знание, 1989.-289 с.

60. Козловски, П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски. М.: Республика, 1997.-238 с.

61. Конен, В. История зарубежной музыки / В. Конен. М.: Музыка, 1965.-527 с.

62. Конен, В. Об истоках рок-музыки / В. Конен // Советская музыка. -1986.-№7.-С. 38-54.

63. Конен, В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке. XX века / В Конен. М.: Искусство, 1994. - 349 с.

64. Константинова, С.А. Дырка от бублика как предмет русской «рокологии» / С.А. Константинова, A.B. Константинов // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999 // http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza.htm.

65. Кормильцев, И. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев, О. Сурова // Русская рок-поэзия: текст и контекст 1. Тверь, 1998 // http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza.htm.

66. Костелянец, Р. Новый рок. Музыка или шум? / Р. Костел я нец // Америка. 1969. -№154. - С. 28-35.

67. Кравецкий, А. Одиннадцать мифов о металле // www.allmetall.boom.ru.

68. Кралькина, Ю. Рок-музыка в духовной культуре современного общества / Ю. Кралькина // Искусство. 1999 - № 23. - С. 15-24.

69. Куликов, И. Рок-н-ролл и сатанизм. // www.fatheralexander.org.

70. Куликова, И. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада / И. Куликова. М.: Наука, 1978. - 48 с.

71. Кумиры западной рок и поп музыки. / под ред. В.А. Шпак. М.: Творческий центр «Резонанс», 1994. - 116 с.

72. Кушнир, А.И. 100 магнитоальбомов советского рока, избранные страницы истории отечественного рока: 1977 1991. 15 лет подпольной магнитозаписи / А.И. Кушнир. - М.: J1EAH - Аграф -Крафт, 1999.- 169 с.

73. Кюнг, Г. Религия на переломе эпох / Г. Кюнг // Иностранная литература. 1990. - № 11. - С. 223-228.

74. Лазарь архимандрит. Рок-музыка // www.fatheralexander.org.

75. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. М.: Фауи-Пресс, 2004. - 608 с.

76. Левичева, В.Ф. Молодежный Вавилон / B.C. Левичева. М.: Молод, гвардия, 1989.-219 с.

77. Левичева, В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения / В.Ф. Левичева // Знание. 1989. - №6. - С. 34- 40.

78. Леонтьев, Д.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия / Д.А. Леонтьев, Ю.А. Волкова // Искусство в контексте информационной культуры. М.: Смысл, 1997. с. 115-131.

79. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна / Ж. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1998.- 160 с.

80. Логачева Т.Е. Рок-поэзия А. Башлачева и 10. Шевчука новая глава петербургского текста русской литературы. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. вып. 1. Тверь, 1998 // http://uchcom.botik.ru/az/lit/coll/rockl/06doma.htm

81. Лопухов, Д.М. Black Metal // www.zhurnal.lib.ru.

82. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.

83. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Гнозис, 1992. -272 с.

84. Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры / Ю.М. Лотман // Язык культуры и проблемы переводимости. М.: Знание, 1987. С. 3-11.

85. Маббетт, Э. Пинк Флойд: путеводитель / Э. Маббетт ; пер. С. Резаева. М.: б.и., 1997.- 189 с.

86. Мамардашвили, М.К. Стрела познания / М.К. Мамардашвили. М.: Тайдекс, 2004. - 263 с.

87. Маньковская, Н.Б. Эстетика посмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

88. Мартин, Д. Рок, электрогитары и опера / Д. Мартин // Ровесник. -1986.-№ 11.-С. 45-50.

89. Мейнерт, Н.П. По воле рока / Н.П. Мейнрт // Социологические исследования. 1987. -№ 4. - С. 88-93.

90. Мейнерт, Н.П. Рок-музыка: продолжение разговора / Н.П. Мейнерт // Музыкальная жизнь. 1987. - № 11. - С. 42-47.

91. Разлогов, К. Контркультура и «новый» консерватизм / А. Мельвяль, К. Разлогов. -М.: Искусство, 1981.-264 С.

92. Моль, J1. Социодинамика культуры / Л. Моль. М.: Прогресс, 1973 -406 с.

93. Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи. М.: Изд-во КСП+, 1998.-312 с.

94. Мяло, К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы / К.Г. Мяло. М.: Политиздат, 1991.-251 с.

95. Набок, И. JI. Идеологическая функция музыки / И.Л. Набок. Л.: Знание, 1987.-240 с.

96. Набок, И. Рок-музыка: эстетика и идеология / И. Набок. -Ленинград: Знание, 1989. 318 с.

97. Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. вып. 1. Тверь, 1998 // http://uchcom.botik.ru/az/lit/coll/rockl/06doma.htm

98. Немеет, Ч. Креативное решение проблем в результате влияния меньшинства на большинство : практикум по социальной психологии / Ч. Немеет, Д. Уоттлер // под ред. Э. Пайнс, К. Маслач. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

99. Непомнящий, А. О рок-музыке на службе Сатаны и книжниках на службе своей Правоты // www.nepomn.newmail.ru.

100. Ницше, Ф. Esse Homo / Ф. Ницше // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.-829 с.

101. Овчинников, Е. Рок-музыка. История. Стили: Лекция по курсу "Массовые музыкальные жанры" / Е. Овчинников. М.: ГМПИ, 1985. -258 с.

102. Ольшанский, Д.В. Неформалы. Групповой портрет в интерьере Д.В. Ольшанский. М: Педагогика, 1990. - 188 с.

103. Орлова, Е. В. Политизация некоторых направлений рок-музыки за рубежом / Е.В. Орлова // Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация.-М.: Молод, гвардия, 1985.-Вып. 1. -215 с.

104. Орлова, И.В. На волне научно-технического прогресса (молодежная музыка и техника) / И.В. Орлова. М.: Знание, 1989. -190 с.

105. Орлова, И.В. В ритме новых поколений: молодежные музыкальные жанры в общей системе современной музыкальной культуры / И.В. Орлова. М.: Знание, 1988. - 124 с.

106. Орлова, Е. Проблемы развития советской рок-музыки / Е. Орлова, В. Погреб. М.: Знание, 1987. - Вып. 2. - 148 с.

107. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-221 с.

108. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Весь мир, 1997.-704 с.

109. Оруэлл, Дж. 1984. Скотный двор / Дж. Оруэлл. Пермь.: КАПИК, 1992.-304 с.

110. Переверзев, Л. От джаза к рок-музыке / Л. Переверзев // Конен В. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1977.-389 с.

111. Петров, Д.В. Молодежные субкультуры : Дис. канд. социол. Наук / Д.В. Петров. Саратов.: СГТУ, 1996. - 129 с.

112. Плаксий, С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности / С.И. Плакксий. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1988. - 39 с

113. Плант, Р. Люблю дикую музыку: (интервью с лидером гр. «Лед зеппелин») / Р. Плант // Музыкальная жизнь. 2003. - № 2. - С. 46-47.

114. Платон. Сочинения в трёх томах / Платон. Т. 3. - М.: Мысль, 1971.-687 с.

115. Позднеева, С.П. Наука и ценности техногенной цивилизации / С.П. Позднева, A.A. Рихальский // Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития. Москва-Саратов, 2006. -С. 28-32

116. Покровский, Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, анатомия, глобализация / Н.Е. Покровский // Глобализация и постсоветское общество под ред. А.Согомонов, С.Кухтерин. М.: Стови, 2001.-С. 39-59.

117. Пономарева, Г.М. Философия XX века / Г.М. Пономарева. -М.: ЦИНО общества "Знание" России, 1997. 160 с.

118. Порфирьева, А. Эстетика рока и советская рок-опера / А. Порфирьева // Современная советская опера. Л.: Знание, 1985. - 209 с.

119. После времени: французские философы постсовременности / пер. с фр. А. В. Гараджи // Иностранная литература. 1994. - № 1. -С. 54-66.

120. Постмодернизм. Энциклопедия. / под. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпессервис, 2001. - 1040 с.

121. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. -М.: Политиздат, 1992.-413 с.

122. Робертсон, Д. Биттлз: путеводитель / Д. Робертсон, пер. с англ. С. Резаева. М.: б.и., 1997. - 163 с.

123. Розов, И.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития / И.С. Розов. Новосибирск: НГУ, 1992. - 213 с.

124. Рок: музыка? Субкультура? Стиль жизни? (Обсуждение за «круглым столом». // Социологические исследования. 1987. № 6.

125. Розенталь, Э. Парадоксы протеста: очерки о молодежи запада / Э. Розенталь. М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1985. - 272 с.

126. Рокуэлл, Д. Арт-рок / Д. Рокуэлл // Экзотика. 1992. - № 1. -С. 34-41.

127. Рягузова, Е.В. Аксиологическая составляющая рок-культуры / Е.В. Рягузова, А.Р. Тугушева // в печати

128. Савицкая, Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70х гг.) : Дис. . канд. музык. Наук / Е.А. Савицкая. М., 1999. - 204 с.

129. Саркитов, Н.Д. Рок-музыка: сущность, история, проблемы (краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки) / Н.Д. Саркитов, Ю.В. Божко. М.: Знание, 1989. - 113 с.

130. Светлов, М.И. Рок-музыка на службе у Сатаны // www.r-island.euro.ru/index.htm.

131. Свиридов, C.B. Рок-искусство и проблема синтетического текста // www.goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza6/01 .htm#ftn3.

132. Силичев, Д.А. Молодежная культура и контркультура / Д.А. Силичев // Культурология. М.: Приор, 1998. - 352 с.

133. Сикевич, З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога / З.В. Силичев. Л.: Лениздат, 1990. - 204 с

134. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература:новая философия, новый язык / И.С. Скоропанова. СПб.: Невский простор, 2002. - 416 с.

135. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. СПб.: РХГИ, 2000. - 153 с.

136. Ступников, Д.О. Вид через «дырку от бублика» / Д.О. Ступников // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. Тверь, 1999 // www.goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza2.htm.

137. Суминова, Т.Н. Текст, контекст, гипертекст. / Т.Н. Суминова // Общественные науки и современность. 2006. -№3. - С. 169-176

138. Суханцева, В.К. Категория времени в музыкальной культуре. Киев: Лыбидь, 1991.- 184 с.

139. Суханцева, В.К. Музыка как мир человека // www.philosophy.ru /НЬгагу/БиЬапсеуаЯг^ех.Ыт!.

140. Сыров, В. Блюз и ладовое мышление рока / В. Сыров // Музыкальная академия. 1996. - №3. - С. 78-83.

141. Сыров, В. Музыка "Битлз" и стилевое расширение рока / В. Сыров // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону: РГК, 1996.-С. 51-56.

142. Сыров, В.Н. Об одной антиномии рок-культуры // http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Anti.htm

143. Сыров, В. Рок-музыка и проблемы культурно-стилевой интеграции / В. Сыров // Искусство XX века. Уходящая эпоха? Н. Новгород, 1997.-С. 101-117.

144. Сыров, В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке : Дис. канд. музык. Наук / Н.В. Сыров. Нижний Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1997.-209 с.

145. Ткаченко, В. К проблеме бинарности рок-музыки / В. Ткаченко // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону: РГК, 1996.-С. 73-76.

146. Токарева, М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния / М.Ю. Токарева, А.И. Донцов // Вопросы психологии. -1996.-№1.-С. 44-58.

147. Торнбург, М.Р. Проблемы религии в постмодернистской философии : Дис. . канд. философ. Наук / М.Р. Торнбург. М., 2002. - 152 с.

148. Троицкий, А. Блеск и рутина техно-рока / А. Троицкий // Музыкальная жизнь. 1983.-№ 14.-С. 34-41.

149. Троицкий, А.К. Рок в Союзе: 60-е. 70-е. 80-е / А.К. Троицкий. -М.: Музыка, 1991.-207 с.

150. Тугушева, А.Р. Особенности взаимодействия внимания и сознания при прослушивании нетрадиционных стилей музыки / А.Р. Тугушева // Социальная психология XXI столетия. Т. 2. -Ярославль. - 2005. - С. 257-259.

151. Тугушева, А.Р. Психологические проблемы восприятия «металлической» музыки как составной части современной культуры / А.Р. Тугушева // Психологические этюды: опыт и решения. Вып. 3. -Саратов.-2004.-С. 147-151.

152. Тугушева, А.Р. «Социально-культурологические особенности субкультуры «металлистов». // Журнал прикладной психологии. М., 2005, №2-3, с. 81-82

153. Тугушева, А.Р. Субкультура рок-музыки: историко-культурологический анализ. // Вестник Сератовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова, вып. 3. Саратов, 2006, с. 109110

154. Уваров, М.С. Архитектоника исповедального слова / М.С. Уваров. М.: Алетейя, 1998. - 245 с.

155. Усачева, С. Рождение рок-поэзии из духа рок-музыки (введение) // http://zhurnal.lib.rU/u/usachewasg/kinchevl .shtml

156. Устьянцев, В.Б. доклад на четвертых Аскинских чтениях «Время пространство - ценности цивилизаций». - Саратов, 19 октября 2006.

157. Ухов, Д. Рок-музыка: взгляд из 80-х / Д. Ухов // Иностранная литература. 1982. - №4. - С. 30-34.

158. Ухов, Д. Вокруг рок-музыки / Д. Ухов // Конен В. Третий пласт. М.: Музыка, 1994. -235 с.

159. Фатеева, H.A. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов / Н. А. Фатеева. М.: Агар, 2000. - 280 с.

160. Федоров, Е.В. Рок в нескольких лицах / Е.В. Федоров. М.: Молодая гвардия, 1989. - 248 с.

161. Феофанов, О. Рок-музыка вчера и сегодня / О. Феофанов. -М.: Дет. лит., 1978.- 156 с.

162. Фуко М. Археология знания / М.Фуко. Спб.: A-cad, 1994. -208 с.

163. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с.

164. Фуко, М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / М. Фуко. М.: Ad Marginem, 1999. - 479 с.

165. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. - 406 с.

166. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. -М.: Высшая школа, 1991. 192 с.

167. Хантер, Д. Битлз: Авторизованная биография / Д. Хантер. -М.: Радуга, 1993.-256 с.

168. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. - 459 с.

169. Хижняк, И.А. Парадоксы рок-музыки / И.А. Хижняк. Киев: Молодь, 1989.-295 с.

170. Хойнер, Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения теды, хиппи, панки, рокеры - в запад, мире / Т. Хойнер. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 301 с.

171. Цукер А. И рок, и симфония / А. Цукер.-М.: Музыка, 1994. — 389 с.

172. Чапнин, С. Вавилон это состояние ума // www.r-island.euro.ru/index.htm.

173. Чередниченко, Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т.В. Чередниченко. - М.: Музыка, 1987. - 191 с.

174. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры : монография / Т.В. Чередниченко. 2-е изд. - Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. -344 с.

175. Чижова, А.И. Рок-музыка как культурно-исторический феномен : Дис. канд. культур. Наук. М., 1993. 158 с.

176. Шестаков, В. Искусство тривиализации: некоторые теоретические проблемы массовой культуры / В. Шестаков // Вопросы философии. 1982. - № 10. - С. 87-95.

177. Шестаков, Г. Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре / Г.Ю. Шестаков. -М.: Искусство, 1986. 124 с.

178. Шлинк, М.Б. Обман в царстве музыки // www.r-island.euro.ru/index.htm.

179. Штумпф, К. Происхождение музыки / К. Штумпф. JI.: Тритон, 1927.-58 с.

180. Щепанская, Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986 1989 гг. : Монография / Т.Б. Щепанская. - СПб.: "Наука", 1993. - 341 с.

181. Щепанская, Т.Б. Традиции городских субкультур / Т.Б. Щепанская \\ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. -С. 27-33.

182. Bacon, Т. Rock Hardware: The Instruments, Equipment, and Technology ofRock/T. Bacon. -NY.: Harmony Books, 1981. 174 p.

183. Bane, M. Who's Who in Rock / M. Bane. NY.: Fireside, 1982. -536 p.

184. Beatles. An Anthology. London: Cassell & Co., 2000. - 367 p.

185. Bauman, Z. Life in Fragments: Essays on Postmodern Morality / Z. Bauman, London.: Blackwell, 1995. - 243 p.

186. Cassell Beatles. An Anthology / Cassell. London.: Penguin, 2000.-2067 p.

187. Carducci, J. Rock and the Pop Narcotic. Revised Edition / J. Carducci. Los Angeles.: LA, 1995 - 174 p.

188. Cooper, B. Rock Music in American Popular Culture: Rock & Roll Resources / B. Cooper; W. Haney; L. Haney. Haworth,: HT, 1995. — 451 p.

189. Dickstein, M. "The Age of Rock Revisited." The Gates of Eden / M. Dickstein. -NY.: Basic, 1977 329 p.

190. Doukas, J. Electric Tibet. The Chronicles and Sociology of the San Francisco Rock Musicians / J. Doukas. California.: California, 1979. — 213 p.

191. Eisen, J. The Age of Rock: Sounds of the American Cultural Revolution / J. Eisen. NY.: Random House, 1969.-561 p.

192. Fiske, J. Television Culture / J. Fiske. London.: Routledge, 1988. -103 p.

193. Garofalo, R. Rockin' Out: Popular Music in the USA / R. Garofalo. NY.: Allyn and Bacon, 1998. - 476 p.

194. Gelder, K. The Subcultures Reader / K. Gelder; S. Thornton. — London; NY.: Logman, 1997. 290 p.

195. Gilmore, M. Night Beat: A Shadow History of Rock & Roll / M. Gilmore. NY.: Doubleday, 1998. - 359 p.

196. Grot, S. LSD Psychotherapy / S. Grot. Pomona.: Gal, 1980. -164 p.

197. Heiander, B. The Rock Who's Who / B. Heiander. N.Y.: Pantheon Books, 1982. - 583 p.

198. Karen, K. Stars Don't Stand Still in the Sky: Music and Myth / K. Karen; E. McDonnell. NY.: NYU P, 1999. - 260 p.

199. Kent, N. The Dark Stuff: Selected Writings on Rock Music / N. Kent.-NY.: Da Capo, 1995.-219 p.

200. Lyotard, J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir / J.-F. Lyotard. Paris.: Minuit, 1979. - 246 p.

201. Lyotard, J.-F. Le Postmoderne explique aux enfants. Correspondance / J.-F. Lyotard. Paris.: Minuit, 1988. - 185 p.

202. MacDonald, D. A Theory of Mass Culture / D. MacDonald. -NY.: Ballantine Books, 1953. 439 p.

203. Marsh, 1. Making Sense of Society: An Introduction to Sociology / I. Marsh. London; N.-Y.: Logman, 1969. - 639 p.

204. McAleer, R. A Progressive Rock Portfolio / R. McAleer. N.Y.: Scribners, 1970.-211 p.

205. Nehring, N. Popular Music, Gender, and Postmodernism: Anger is an Energy / N. Nehring. London.: Sage, 1997. - 387 p.

206. Larkin, C. New Illustrated Encyclopedia of Rock / C. Larkin. -London.: Bobcat, 1978. 982 p.

207. Ottis, J. Rhythm and Blues and Routes of "Rock" / J. Ottis // Encyclopedia of Pop, Rock and Soul. N.Y.: Pantheon Books, 1974. - 931. P

208. Palmer, R. Rock & Roll: An Unruly History / R. Palmer. NY.: Harmony, 1995-573 p.

209. Pannwitz, R. Die Krisis der europalishen Kultur Nürnberg / R. Pannwitz. Werke, 1917.-261 s.

210. Pascall, J. The illustrated history of rock music / J. Pascall. -London etc. Hamlyn cop. 1978 // http://www.s-tavro.narod.ru/ texts/rock 4.htm.

211. Peterson, A. Screaming Life: A Chronicle of the Seattle Music Scene / A. Peterson; M. Peterson; C. Peterson. NY.: Harper-Collins, 1995.-325 p.

212. Roxon, L. Rock Encyclopedia / L. Roxon. NY.: Turnaround, 1970.- 1132 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.