Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством: На примере использования декоративного орнамента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чумакова, Светлана Владимировна

  • Чумакова, Светлана Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 221
Чумакова, Светлана Владимировна. Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством: На примере использования декоративного орнамента: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чумакова, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

1.1. История возникновения и развития декоративно-орнаментального искусства в специальной подготовке студентов ХГФ.

1.2. Система художественной подготовки специалистов средствами декоративно-орнаментального искусства.

1.3. Психолого-педагогические основы формирования знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

ВЫВ ОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

2.1. Структура и содержание методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в процессе использования теоретических и практических заданий по декоративно-орнаментальному искусству.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования знаний, умений и навыков по декоративно-орнаментальному искусству на занятиях художественным оформлением.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством: На примере использования декоративного орнамента»

Изменения, происходящие в последние годы в экономической, политической и социальной сферах развития общества, неизменно затрагивают культурную жизнь и вносят соответствующие коррективы в процесс образования. В настоящее время существенно возросли требования, предъявляемые к уровню подготовки специалиста. В качестве одной из главных задач образования выдвигается необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, способного творчески подходить к решению социально-значимых проблем. В этой связи становятся актуальными процессы модернизации и совершенствования системы педагогической подготовки специалистов художественного профиля. Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественных дисциплин, отвечающих современным требованиям подготовки художника-педагога интегративного типа. Такой педагог должен быть способен к творчеству, как в области создания художественных произведений, включая особенности их оформления, так и в педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса, направленного на приобщение школьников к изобразительному и декоративно-оформительскому искусству.

Значительное место в процессе художественного образования играет декоративно-оформительское искусство, которое имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Произведения декоративно-оформительского искусства могут открыть особый мир символических образов, что позволяет использовать орнамент как важную художественную основу при создании этого образа.

Общество на каждом этапе своего развития вырабатывает новые орнаментальные формы, отражающие новые технологии, идейно-стилистические ценности, национальные черты. В мировой педагогической практике все больше возрастает интерес к изучению орнаментального искусства. Поэтому остро становится вопрос об эффективном использовании творческого опыта и уже накопленных художественных ценностей в области орнаментального искусства в процессе обучения студентов художественному оформлению.

Проблема исследования и ее актуальность.

Участвуя в оформлении различных объектов орнамент способен соединить в себе старое и новое. Это обстоятельство обеспечивает связь эстетических идеалов современности с художественными достижениями прошлого, что неизменно должно быть использовано в обучении студентов. К сожалению, в студенческих работах не всегда данная связь представляет собой органическое соединение. Зачастую орнамент является лишь подражанием, а не собственным оригинальным художественным произведением, способным украсить готовое изделие. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки студента художественно-графического факультета на занятиях декоративно-оформительским искусством. При этом особое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Формируя и развивая у студентов специальные знания, умения и навыки 'средствами декоративно-орнаментального искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность в творческой деятельности (творческая активность), художественно-образное мышление, обогащение специальным опытом, необходимым для декоративно-оформительской деятельности. Декоративный орнамент, используемый в оформительской деятельности, выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса. Кроме того, занятия художественно-оформительским искусством, построенные на основе использования декоративного орнамента, представляют огромный интерес для людей различных социальных и возрастных групп.

Рассматривая возможности формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ на занятиях по декоративному оформлению, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (В.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшина, В.М. Теплова, П.М. Якобсона).

Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А. Ануфриева, Т.С. Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

По вопросам возрастной и педагогической психологии мы опирались на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Кона,

A.Н. Леонтьева и др.

Научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина,

B.C. Сластенина и др.

Для раскрытия теоретических основ обучения декоративно-орнаментальному искусству нам важно было рассмотреть сущность декоратйвно-оформительского творчества и его значение в системе высшего образования. Этому способствовало изучение работ ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А.Б Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М.

Василенко, B.C. Воронова, Ю.Я. Герчука, М.А. Некрасовой, Н.Н. Соболева, Т.М. Соколовой и др.).

В разработке методики преподавания декоративно-орнаментального искусства мы опирались на работы Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой. Кроме этого, разрабатывая собственную методику, мы учитывали опыт практического обучения декоративно-прикладному искусству, полученный в ходе изучения кандидатских исследований (Е.В. Алексеенко, Б.Б. Байметова, С.И. Ботовой, М.В. Дарагана, Т.В. Кочевой, В.П. Крылова, Э.В. Рамазановой, O.K. Рашидова, И.М. Рязанцевой, Д.М. Холматова).

Рассматривая и анализируя труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, изучая диссертационные исследования в области орнаментального искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами декоративного орнамента. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного учебного процесса становится невозможным достижение достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства на занятиях художественным оформлением, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявление данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения актуальности.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению, что в значительной мере повысит уровень профессионализма (мастерства) выполнения заданий, а также будет способствовать развитию художественно-творческих способностей, в том числе художественно-образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды. Это требует внедрения специальной научно-методической системы.

Цель исследования: заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальном апробировании методики формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению.

Объект исследования: процесс формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков, необходимых в художественно-оформительской деятельности, средствами декоративно-орнаментального искусства.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области художественного оформления с использованием декоративно-орнаментального искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области художественного оформления средствами декоративно-орнаментального искусства с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если:

- интерес к овладению художественно-оформительским искусством будет строиться на освоении традиций мировой художественной культуры и изучении специфики народного орнамента;

- формирование специальных знаний и навыков декоративно-оформительской деятельности с использованием орнамента будет опираться на психолого-педагогические особенности и индивидуальные творческие возможности студентов;

- организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса формирования знаний, умений и навыков с использованием декоративно-орнаментального искусства;

- формирование знаний, умений и навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ;

- в процессе занятий по художественному оформлению будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

- изучить и проанализировать специальную литературу по истории развития декоративно-оформительского искусства, определить роль и место декоративного орнамента в оформительской деятельности;

- рассмотреть и обобщить опыт применения декоративного орнамента в процессе обучения художественно-оформительскому искусству;

- разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у студентов специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению;

- разработать учебно-методический комплекс формирования знаний, умений * и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий, способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях; осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствознания; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного и оформительского искусства, исследования известных искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов развития орнаментального искусства.

Методы исследования:

- изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области;

- анализ учебных планов и программ по художественному оформлению и декоративно-прикладному искусству;

- наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основами орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению; >

- беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративно-орнаментального искусства является важным фактором формирования специальных знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

- обосновано и разработано новое содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", раскрывающее основы использования декоративно-орнаментального искусства в учебном процессе и позволяющее сформировать специальные умения и навыки, необходимые в творческой деятельности;

- рассмотрена и определена система формирования знаний, умений и навыков по использованию орнаментального искусства в процессе ведения специальных занятий по художественному оформлению;

- в соответствии с новой редакцией разработанной программы подготовлены методические рекомендации для занятий со студентами по отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовать их профессиональную подготовку в процессе выполнения творческих работ.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Решена значительная научно-педагогическая задача формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению. Теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративного орнамента на занятиях по художественному оформлению является важным фактором формирования специальных знаний, *умений и навыков у студентов ХГФ; определено и разработано содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; обоснованы и экспериментально доказаны необходимость и целесообразность использования декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством в ходе специальной подготовки студентов ХГФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена эффективность методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в специальной подготовке на основе применения декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством, полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки имеющихся учебных планов и программ по художественному оформлению. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия, техники и технологии исполнения заданий, позволяющий использовать полученные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному оформлению, но и на других предметах художественного цикла.

Основные выводы, полученные в ходе проведения экспериментального исследования, могут быть использованы педагогами и методистами в процессе проведения занятий по другим предметам.

Материалы диссертационного исследования найдут свое применение в разработке новых учебных программ, учебно-методических пособий, спецкурсов в высших учебных заведениях и педагогических училищах и колледжах.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно-сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета; на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), Курском государственном педагогическом университете (КГПУ), Елецком государственном университете (ЕГУ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические основы организации системы формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ.

2. ^Разработанная автором методика формирования знаний, умений и навыков направлена на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством.

3. Специально разработанный учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатная продукция), техники и технологии исполнения заданий.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографии и приложения (пояснительная записка, тематический план, программа, таблицы, диаграммы, иллюстративный материал).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чумакова, Светлана Владимировна

Заключение.

В заключении диссертационного исследования мы подводим итоги работы и делаем следующие выводы.

1. На основе теоретического анализа специальной литературы мы выявили значение орнамента в художественно-оформительской деятельности. Орнаментальное искусство является необходимой основой для создания предметов и объектов декоративно-оформительского характера и служит важным фактором в процессе специальной подготовки студентов. Без знания истории и теории орнамента, а также без практических умений и навыков выполнения орнаментальных композиций невозможно создание высокохудожественных, эстетических объектов, дающих положительный эмоциональный заряд и способных привлечь внимание зрителей (прежде всего детей). Изучение истории художественного оформления, знакомство с национальными орнаментами, освоение народных традиций способствует формированию культурной и исторической памяти, развитию тонкого художественного вкуса, воображения и творчества, что позволяет студентам через изобразительные образы,.оригинальные орнаментальные композиции широко использовать произведения народного искусства в профессионально-оформительской деятельности.

2. Изучение проблемы художественной подготовки в системе профессионального образования средствами декоративно-орнаментального искусства позволяет выяснить, что в этой сфере накоплен значительный педагогический опыт. Проанализировав его мы считаем, что формирование знаний, умений и навыков должно осуществляться в процессе обучения, которое необходимо строить на основе традиций, но с учетом современных прогрессивных методов и приемов.

3. Проведенное исследование позволило разработать методическую систему формирования знаний, умений и навыков в области

орнаментального искусства, включающую содержание, формы, методы и условия; ход и материалы экспериментального исследования подтверждают, что в процессе оформительской деятельности наиболее полное овладение орнаментальным искусством осуществляется: при органическом единстве необходимых форм и методов обучения, а также при целенаправленном формировании специальных знаний, умений и навыков в области орнаментальной композиции. Применение в процессе формирования специальных знаний, умений и навыков эффективных форм и методов обучения способствует проявлению творчества при выполнении учебных заданий. Привлечение студентов к исследовательско-поисковой работе, решение проблемных задач способствует развитию мышления, воображения и др. Под необходимыми условиями мы понимаем наличие материально-технической базы, научно-методического оснащения, а проведение занятий должно обеспечиваться высококвалифицированными специалистами.

4. Разработан учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-оформительскому искусству с использованием декоративного орнамента, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий

(таблицы, фотоматериалы, печатные пособия), способствующий

профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях.

5. Исследование показало, что на повышение уровня подготовки студентов по художественному оформлению большое влияние оказало целенаправленное формирование знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Уровень подготовки студентов определялся нами по выбранным критериям и дал устойчивые показатели повышения. Основными критериями готовности студентов художественно-графического факультета к будущей профессиональной деятельности являются: сформированность у студентов знаний в области художественного

оформления; наличие интереса к декоративно-орнаментальному искусству и включение его в свою педагогическую деятельность; сформированность системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций; уровень выполнения с учетом грамотности, выразительности, технического мастерства и качества работы; художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование в орнаментальных композициях оригинальных идей, выполненных с художественным вкусом. Все это поможет студенту накопить определенный творческий опыт, необходимый для профессиональной деятельности.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейшего изучения проблем формирования знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства, необходимых для профессиональной деятельности студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чумакова, Светлана Владимировна, 2006 год

1. Учебные плакаты, содержащие изображения характерных элементов орнамента резьбы, узора росписи и др.;

2. Контур орнаментального рисунка должен быть очень четким, т.к. всякие исправления контура на рисунке, покрытом красками, весьма затруднительны.

3. Учащийся должен строить работу так, чтобы избежать серьезных поправок, так как смывание краски, которое возможно в акварельной живописи в нашем случае неприемлемо.

4. При работе над орнаментальным рисунком использовать чистые краски и их смеси, грязные сочетания вносят небрежность в акварельный рисунок.

5. Увеличивать орнаментальное изображение на миллиметровке, тогда можно добиться лучших пропорциональных отношений.

6. Что такое орнамент, какие функции он выполняет?

7. Какие виды орнамента вам известны, какова сравнительная сложность их выполнения?

8. Назовите известные вам художественные стили, как они влияют на характер орнаментальной композиции?

9. Каковы художественно-эстетические параллели орнаментальных мотивов* в историческом и географическом аспектах?

10. Каковы основные принципы построения орнаментальных композиций на простых и сложных формах?

11. Как композиционное размещение орнамента зависит от формы предмета (объекта) и архитектоники?

12. Какую роль играет цвет в орнаментальной композиции, что такое цветовой колорит, цветовая гармония?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.