Генезис философско-политической мысли блаженного Августина и формирование политического августинизма в контексте учения о «двух градах» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Храмешин Сергей Николаевич

  • Храмешин Сергей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 198
Храмешин Сергей Николаевич. Генезис философско-политической мысли блаженного Августина и формирование политического августинизма в контексте учения о «двух градах»: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2022. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Храмешин Сергей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЕНИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»

1.1 Влияние предыдущих философских и религиозных традиций на августиновское учение «о двух градах»

1.2 Преемственность идей доникейских Отцов Церкви и памятника раннехристианской литературы «Пастырь» Ерма в работе Августина «О граде Божьем»

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ТРАКТАТЕ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»

2.1 Гражданское общество и политическая мораль в учениях Августина и античных мыслителей: компаративный анализ

2.2 Соотношение авторитета Церкви и государства в учении Августина Аврелия о справедливости и праве и предшествующей христианской мысли

2.3 Историософия Августина Аврелия в контексте социально-политического учения о «двух градах»

2.4 Антиимперский политико-теологический дискурс в произведении «О граде Божьем» Августина Аврелия

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АГУСТИНИЗМА КАК РАЗВИТИЕ ДУАЛИЗМА ИДЕИ «ДВУХ ГРАДОВ» АВГУСТИНА

3.1 Политическая и естественная власть и природа социального подчинения в трактовке Августина Аврелия

3.2 Формирование политического августинизма как реализация идеи взаимосвязи Церкви и государства

3.3 Развитие политического августинизма в контексте концептуализации идеи христианского государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

175

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис философско-политической мысли блаженного Августина и формирование политического августинизма в контексте учения о «двух градах»»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Августин Аврелий внес большой вклад в развитие философской, политической, богословской и этической мысли, в том числе своей теорией о двух градах: земном и небесном. Философская рефлексия этого учения обуславливает понимание социально-политических явлений, происходящих и в настоящее время. Многие его мировоззренческие и философские положения схожи с современными представлениями о государственном устройстве, формирование которых происходило не без внимания к трудам блаженного епископа Гиппонского. В связи с теоретической востребованностью политических и религиозно-философских идей Августина Аврелия его творчество не теряет своей актуальности и поныне. Кроме того, философию Августина все чаще рассматривают в контексте современных политических проблем. Как правило, работы по творчеству Августина посвящены анализу теологии или религиозной философии. Однако проблеме понимания специфики политической философии Августина и её генезиса не уделено достаточного внимания. Современной философской науке не до конца понятны источники, вдохновившие епископа на развитие своей религиозно-философской политической концепции: была ли его концепция оригинально авторской или базировалась на уже существовавших к тому времени определенных философских представлениях. В литературе существует, казалось бы, лежащее на поверхности мнение, что Августин опирался в своих философских концепциях на стоиков и неоплатоников, однако такая относительно устоявшаяся позиция не подвергалась серьезной научной критической оценке, что, в свою очередь, позволило бы объективно оценить её валидность. Поэтому возникает вопрос о мотивации христианского богослова, ведущего дискуссию о государственном устройстве с языческими философами с использованием их же учений. В этой связи обоснованным становится требование критического пересмотра сформированной на сегодняшний день научной позиции относительно теоретико-методологических оснований трактата «О граде Божьем» с целью определения возможно нового источника религиозно-философской концепции блаженного Августина.

Проблема соотношения государства и справедливости, поднятая блаженным Августином в труде «О граде Божьем», сегодня актуальна как никогда. Законодательными органами власти во всех государствах мира принимается такое огромное количество законов и поправок к ним, что простые граждане просто не успевают их отслеживать. «Закон - что дышло: куда повернешь - туда и вышло», - говорящая так русская пословица вполне коррелирует с аксиомой, выдвинутой Августином Аврелием. Государственные законы, некоторые нормы международного права, а также основанные на их исполнении решения всё чаще в современном гражданском и политическом обществе, несмотря на их законность, оказываются несправедливыми. Конфликт между законностью и справедливостью для сознания граждан становится всё более и более очевидным. Разве не эту социально-государственную проблему с философско-богословской точки зрения глубоко и последовательно исследовал блаженный Августин? При выведении соотношения государственных законов и принципов справедливости, исходным кодом которых было Божественное учение на основе библейских источников, Августин сформулировал свое уникальное понимание справедливости. Именно этому понятию справедливости, с его точки зрения, должно следовать государство при принятии законов.

Действительно, вся европейская государственно-правовая система, начиная с эпохи Средневековья, ориентировалась на концепцию Августина, изложенную в книге «О граде Божьем». Идеи соотношения социальной справедливости, морали и закона, оправдания необходимости подчинения власти, организации государства на основаниях Богом данных правил, порядок взаимоотношений церковной и государственной власти были концептуализированы Августином и воплощены в едином целостном учении, которое его последователи развили в систему, поддерживавшую государственность западноевропейского Средневековья. В представленной диссертации теоретические учения преемников Августина рассматриваются в качестве феномена политического августинизма, благодаря которому была осуществлена преемственность взглядов Отца раннего христианства и последующей западной теологической мысли. Актуальность

исследования генезиса философско-политической мысли блаженного Августина и формирование политического августинизма обуславливается в диссертации объективным отхождением гражданской законности от законов справедливости, построенных на богооткровенных истинах, а также необходимостью исследования возникающих на этой почве в рамках августинизма последующих теоретических учений и концепций.

Философская концепция государства, изложенная в трактате «О граде Божьем», не осталась только памятником религиозно-философской мысли поздней античности, но получила своё развитие в новоевропейской философии и не потеряла своей актуальности в настоящее время. До сих пор идеи политического и религиозного августинизма занимают центральное место в целом ряде современных научных полемик в рамках историко-философской традиции.

Следует отметить, что сегодняшняя излишне либерализованная модель западноевропейского государственного устройства, пришедшая на смену систем, наследовавших базовые элементы учений политического августинизма, далеко не совершенна. К тому же, если современная Европа и ушла от политического августинизма, то политический августинизм её окончательно не покинул, а лишь был переименован. Божественные и церковные нормы в государственном устройстве были изменены на «гуманистические ценности» и получили дальнейшую концептуализацию в работах некоторых новоевропейских философов. В Средние века осмысление как русской, так и европейской цивилизаций было теоцентричным, а тема общения и взаимоотношения человека с Богом имела фундаментальное значение для их существования. Однако в историософии Запада довольно рано произошла замена религиозной философии теоцентричности на не менее религиозную философию антропоцентричности. Гражданское европейское общество «кристаллизует евангельское христианство в секуляризованных социальных и гражданских институциях»1. Просто-напросто в

1 Нижников С. А. Проблемы современной демократии и гражданское общество // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014. Т. 6, вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-demokratii-i-grazhdanskoe-obschestvo (дата обращения: 02.11.2021).

погоне за понятием анархической свободы человека от Бога Он был изгнан из западноевропейской системы нравственных и культурных ценностей. В европейской мысли Бог стал представляться как «один из», исходя из гуманистического видения человека как центра Вселенной и критерия всего существующего. В Россию, начиная с петровских времен, вошла не антропоцентричность, но властецентричность, где власть и могущество государства стали предельными ценностями общества2.

По сути, перед обществом, государствами, церковью стоят сегодня те же вопросы, о которых писал в своём фундаментальном трактате «О граде Божьем» блаженный Августин, концептуализируя проблемы взаимоотношения гражданского общества и государственной власти и предлагая пути их решения посредством принятия Божественных норм как моральной и теоретической основы для осуществления социальной справедливости. Его взгляды не только не утратили своей актуальности в современном мире, но и приобретают еще большее значение в связи с глобализацией и углубляющимся забвением нравственных смыслов и истинных ценностей. Изучение философии Августина, как и христианской религиозной мысли в целом, дает возможность вернуться к подлинным основаниям духовной жизни каждого человека и общества3. В связи с вышесказанным выбор темы диссертационного исследования представляется обоснованным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. Прежде всего следует отметить, что русскоязычное политико-философское, религиозно-теологическое и историко-философское пространство работ, прямо связанных с темой настоящего научного исследования, очень ограниченно. Особенность рассматриваемой проблемы состоит в том, что она находится на стыке различных научных специальностей, в частности истории философии и философии религии, теории и философии

2 Храмешин С.Н. Феномен русского православия в социокультурной связи с крестьянством. / С. Н. Храмешин, А. В. Никитенко // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2018. - Т. 7, № 1В. - С. 263.

3 Belov V. N., Ivleva M. L., Nizhnikov S. A. On the possibility of christian philosophy // Journal for the Study of Religions and Ideologies. 2019. Vol. 18, no. 52. P. 17-30.

политики, истории и методологии политической науки, социальной философии, теологии и религиоведения, что, в свою очередь, требует не ограничиваться строго историей философии, а прибегать к обширному спектру теологического и историософского контекстов. При этом нельзя отрицать, что отечественная традиция изучения наследия августинизма прошлого века предусматривала иные, идеологически обусловленные аспекты и основания для его изучения. Признание значения политических концепций блаженного Августина было ограничено в советский период отечественной философии исключительно изучением социально-экономических и политических идей его эпохи в связи и сравнении их с идеологическими постулатами того времени. В свою очередь, это наносило ущерб осмыслению глубоких философских и религиозных идей Августина Аврелия как представителя западного христианства.

Поэтому в рамках темы настоящего исследования больший интерес вызвали труды западных ученых, исследовавших наследие Августина Аврелия в политическом, религиозном и философском аспектах. Во многом эти работы представляют собой теоретическую основу представленной диссертации, выполненной в компаративном ключе западноевропейских и отечественных философских исследований Августина, августинизма и западной христианской мысли.

Среди отечественных работ заслуживают внимания богословские монографии И. В. Попова4, В. И. Герье5, Е. Н. Трубецкого6, богословская кандидатская диссертация 1903 г. Александра Полянского (священноисповедника Амвросия)7. Несмотря на то, что дореволюционное осмысление концепции блаженного Августина как богословия истории начало занимать определенное место в русском духовно-академическом мире, однако до какого-либо логического

4 Попов И. В. Труды по патрологии : т. 2 : Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 776 с.

5 Герье В. И. Блаженный Августин. М. : Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1910. XV, 682 с.

6 Трубецкой Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина // Августин Аврелий. Творения : т. 2 : Теологические трактаты. СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. С. 681-750.

7 Амвросий (Полянский). Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием». Тверь : Булат, 2003. 94 с.

завершения этот процесс не был доведен. В этом плане положительный вклад был внесен А. Ф. Лосевым8.

Как упоминалось выше, философские исследования трудов блаженного Августина в советское время были ограничены в академической сфере идеологией. Рассмотрение позднеантичной и средневековой эпох в контексте становления христианского мировоззрения в глубоком системном виде представлено у Г. Г. Майорова9, С. С. Аверинцева10, А. А. Столярова11. Можно отметить современные богословские исследования наследия Отца Церкви, которые были опубликованы в сборнике «Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях»12. Однако данные исследования в большей степени могут быть полезны для собственно богословской рефлексии. Среди защищенных диссертаций, посвященных личности блаженного Августина, обращают внимание работы Г. А Гаджикурбанова (1979)13, Л. А. Даниленко (1982 г.)14, Н. О. Макарова (2014 г.)15, И. Е. Лапшина (2014 г.)16.

Особый интерес представляет книга «Августин: pro et contra», являющаяся антологией трудов, посвященных учению и личности Августина Аврелия, в содержание которой вошли работы Б. Л. Селиверстова, A. M. Иванцова-Платонова, А. И. Бриллиантова, П. И. Верещацкого, Л. П. Карсавина, В. Н. Лосского, И. Мейендорфа, С. Роуза, М. П. Баскина, С. С. Аверинцева, В. В. Бычкова, O. E.

8 Лосев А. Ф. История античной эстетики : [Т. 8]. Кн. 1, 2 : Итоги тысячелетнего развития. М. : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2000. 1506 с.

9 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии : Латинская патристика. М. : Мысль, 1979. 431 с.

10 Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М. : Наука, 1976. С. 17-64.

11 Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания : Очерки истории: от Гомера до Лютера. М. : Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 1999. 208 с.

12 Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. 247 с.

13 Гаджикурбанов Г. А. Антропология Августина и античная философия : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03. М., 1979. 171 с.

14 Даниленко, Л. А. Философско-эстетические взгляды Августина: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / Лев Алексеевич Даниленко. - М., 1982. - 182 с.

15 Макаров Н. О. Философия религии Аврелия Августина : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. М., 2014. 125 с.

16 Лапшин И. Е. Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04. М., 2014. 161 с.

Нестеровой, М. А. Гарнцева, С. С. Неретиной, О. В. Бычкова и др.17

Определению исторического контекста и предпосылок к написанию фундаментального философского труда Августина «О граде Божьем» посвящены работы зарубежных (Г. Боннера18, П. Гарнси19, К. Харрисон20, Г. Чэдвика21 и др.) и российских (Г. Г. Майорова22, Г. А. Гаджикурбанова23, И. П. Реверсова24, П. И. Верещацкого25, Г. П. Аксенова26) исследователей.

Анализу первоисточников блаженного Августина и других святых отцов раннехристианской церкви, пониманию принципов трансформации Божественных норм в правила человеческого общежития способствовали исследования Н. С. Кирабаева, М. М. Аль-Джанаби, О. В. Чистяковой27.

Дискрипционный анализ произведения «О граде Божьем» базировался на работах Н. И. Григорьевой, С. Ланселя, Гао Юаня28.

17 Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002. 976 с.

18 Bonner G. St Augustine of Hippo. Life and controversies. Norwich : The Canterbury Press, 1986. 430 p.

19 Garnsey P. Ideas of slavery from Aristotle to Augustine. Cambridge : Cambridge University Press, 1996. XV, 269 p.

20 Harrison C. Augustine : Christian truth and fractured humanity. New York : Oxford University Press, 2000. XVI, 242 p.

21 Chadwick H. Augustine. New York : Oxford University Press, 1986. 122 p.

22 Майоров Г. Г. Указ. соч.

23 Гаджикурбанов А. Г. Проблема взаимоотношения души и тела у Блаженного Августина (философский взгляд) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2012. № 3. С. 148-167.

24 Реверсов И. П. Апологеты. Защитники христианства. СПб. : Сатисъ, 2002. 188 с.

25 Верещацкий П. П. И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 193-231.

26 Аксенов Г. П. Аврелий Августин Блаженный / Августин Аврелий. Исповедь. М. : Гендальф, 1992. С. 539-541.

27 Кирабаев Н. С., Аль-Джанаби М. М., Чистякова О. В. Знание, разум и вера в арабо-мусульманской и христианско-патристической традициях эпохи Средневековья // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 5-19; Kirabaev N., Chistyakova O. Knowing God in eastern christianity and islamic tradition: A comparative study // Religions. 2020. Vol. 11, no. 12. Art. 675; Чистякова, О. В. Свобода воли и Божественное предопределение в восточной и западной патристике в контексте ортодоксальных (сотериологических) и философских различий // Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 2. С. 6-15.

28 Григорьева Н. И. Бог и человек в жизни Аврелия Августина / Августин Аврелий. Исповедь. М. : Гендальф, 1992. С. 7-22; Lancel S. Saint Augustine. London : SCM Press, 2002. XVIII, 590 p; Gao Y. Rethinking

Исследования холистической политической логики Августина Аврелия и его последователей опираются на работы Р. А. Маркуса, Я. Пеликана, П. Броуна, Дж. Х. Барнса, Э. Жильсона, Ф. Феррье29 и др.

Изучению предыдущих традиций дуаполисных идей и выявлению основного источника концепции Августина Аврелия о двух градах способствовали исследования А. А. Лонга30, И. ван Оорта31, П. Броуна32, В. Х. Френда33, Е. Кляйна34 и др.

Определенное влияние на результаты исследования природы социальной связи в свете изучения противостояния античной языческой и христианской морали оказали работы Э. Ленокса-Конингэма35 и Р. Макмуллена36.

При исследовании понимания Августином социальной справедливости использовались труды Р. Нисбета37, Р. Фосье38, К. Венсан39

Augustine's misunderstanding of the Stoic therapy of passions: a critical survey of metriopatheia and apatheia // Scottish Journal of Theology. 2019. Vol. 72, no. 3. P. 308-323; Lancel S. Saint Augustine. London : SCM Press, 2002. XVIII, 590 p.

29 Markus R. A. Saeculum : History and society in the theology of Saint Augustine. Cambridge : Cambridge University Press, 1970. P. 133-153; Pelikan J. La tradition chrétienne : Histoire du développement de la doctrine : Vol. 1 : L'émergence de la tradition catholique. 100-600. Paris : Presses universitaires de France, 1994. P. 349-354; Brown P. St. Augustine's attitude to religious coercion // Brown P. Religion and society in the age of Saint Augustine. London : Faber and Faber, 1972. P. 260278; The Cambridge history of medieval political thought, c. 350 - c. 1450 / J. H. Burns (Ed.). Cambridge : Cambridge University Press, 1988. P. 114; Gilson E. Les métamorphoses de la cité de Dieu. Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 2005. P. 73-74; Ferrier F. Saint Augustin. Paris : Presses universitaires de France, 1992. P. 109.

30 Long A. A. H EX^nviGTiK^ ^iXooo^ia : ExroiKoi. ErciKoûpsioi. Ekstctikoî. A0^va : Mop^roxiKÔ 'Iôpupa EGvtK^ç TparcéÇnç, 1987. E. 177-361.

31 Van Oort J. Jerusalem and Babylon : A study into Augustine's City of God and the sources of his doctrine of the two cities. Leiden : E. J. Brill, 1991. P. 199.

32 Brown P. The diffusion of manichaeism in the Roman Empire // The Journal of Roman Studies. 1969. Vol. 59, no. 1/2. P. 92-103.

33 Frend W. H. C. Religion popular and unpopular in the early Christian centuries. London : Variorum Reprints, 1976. 390 p.

34 Klein, E. Augustine's Theology of Angels / E. Klein. - Cambridge : Cambridge University Press, 2018. - X, 260 p.

35 Lenox-Conyngham A. Ambrose and philosophy // Christian faith and greek philosophy in late antiquity. Leiden : E. J. Brill, 1993. P. 112-128.

36 MacMullen R. Corruption and the decline of Rome. New Haven : Yale University Press, 1988. XII, 319 p.

37 Nio^rcsT P. KoivroviK^ aXXayn Kai iaxopia. A0^va : Pvroon. 1995. E. 97-105.

38 Fossier R. L'Occident medieval : Ve-XIIIe siècle. Paris : Hachette, 1995. P. 8.

39 Vincent C. Op. cit. P. 17.

Дж. Р. Эванс40 и др.

Августиновская политическая теология истории и общества анализировалась наоснове трудов Х. Ройтера41, А. Мандуза42, Г. Глотца43. Исследованию августиновской критики имперской власти были посвящены работы Ф. Х. Рассела44, Б. Штудера45, Э. Петерсона46 и др.

Творчество блаженного Августина многогранно, и по мере работы над ним открываются новые перспективы исследования его философского наследия. Настоящая работа представляет собой анализ политико-философской мысли блаженного Августина, показывающий преемственность идей Августина и его последователей, актуальных в настоящее время с точки зрения понимания справедливости и её реализации в современном государстве.

Объект исследования: становление философско-политической мысли блаженного Августина и формирование политического августинизма в историко-философском дискурсе Средневековья.

Предмет исследования: политико-религиозные философемы Августина и его последователей, концептуализированные в учении о «двух градах».

Цель исследования: обосновать становление философско-политической мысли блаженного Августина в контексте формирования им концепции о противоречивом сосуществовании «двух градов» и на этой основе показать преемственность и развитие его взглядов последователями, сформировавшими теоретическое направление политического августинизма.

40 Evans G. R. Augustine's paradoxes // Christian faith and greek philosophy in late antiquity. Leiden : E. J. Brill, 1993. P. 62.

41 Reuter H. Augustinische Studien. Aalen : Scientia, 1967. S. 93.

42 Mandouze A. Saint Augustin et la cite grecque // Revue des Études Latines. 1969. Vol. 47. P. 396417.

43 Glotz G. H sX^nviK^ "rcôXiç". A0^va : Mop^roxiKÔ 'Iôpupa eqvik^ç Tparcs^nç, 1989. 491 g.

44 Russell F. H. The Just War in the Middle Ages / F. H. Russell. Cambridge : Cambridge University Press, 1975. P. 16-26.

45 Studer B. Deus, pater et dominus bei Augustinus von Hippo // Christian faith and greek philosophy in late antiquity. Leiden: E. J. Brill, 1993. P. 190-212.

46 Peterson E. Der Monotheismus als politisches Problem : Ein Beitrag zur Geschichte der politischen Theologie im lmperium Romanum // Peterson E. Theologische Traktate. München : Kösel, 1951. S. 45147.

Задачи исследования

1. Показать влияние предыдущих философских и религиозных традиций на августиновскую концепцию «о двух градах».

2. Обосновать преемственную связь учения «о двух градах» Августина с концептуальными построениями некоторых Отцов Церкви доникейского периода и на этой основе сформулировать значимость неканонического произведения апостольского периода патристики «Пастырь» Ерма как одного из теоретических источников этого учения.

3. Провести компаративный анализ понимания гражданского общества и политической морали Августина с античными философскими учениями, а также проследить эволюцию религиозно-политической идеи о соотношении авторитета Церкви и государства в его учении о справедливости и праве и в концепциях предшествующих христианских авторов.

4. Рассмотреть историософию Августина в контексте социально-политического учения о «двух градах» и провести герменевтический анализ используемых им основных философско-политических понятий.

5. Вывести антиимперский политико-теологический дискурс в трактате Августина «О граде Божьем».

6. Охарактеризовать понимание политической и естественной власти и природы социального подчинения в трактовке Августина Аврелия.

7. Исследовать формирование политического августинизма как реализации идеи Августина о «двух градах» в теоретизировании его последователей о взаимосвязи Церкви и государства.

8. Проследить развитие направления политического августинизма в контексте концептуализации идеи христианского государства.

Теоретико-методологическая основа исследования

Поставленная в работе проблема потребовала междисциплинарного и комплексного подхода, использования научного аппарата истории философии и теологии, теории и философии политики, истории и методологии политической науки. В изучении текстов Августина Аврелия и представителей политического

августинизма использовались дескриптивный и герменевтико-феноменологический подходы для описания исходных мировоззренческих установок мыслителя и его последователей, интерпретация и прояснение смыслового содержания классических и неклассических категорий, историко-философская реконструкция. При сравнительном анализе учения Августина с предыдущими философскими теориями и его идеологическими последователями использовался компаративистский подход. Кроме того, в процессе работы над диссертацией автор следовал требованию объективности исследования, которая предполагает воздержание от оценочных суждений в пользу того или иного политического, религиозно-философского или богословского мнения, что позволило дать объективную оценку учения Августина без увязывания с позицией последующих политических и церковных учений. Отдавая дань как западной, так и восточной христианским традициям политической религиозно-философской мысли, автору пришлось в данном исследовании (даже несколько в ущерб личным предпочтениям) реконструировать воззрения блаженного Августина с внеконфессиональной точки зрения, руководствуясь при этом принципом «исключения трансцендентного».

Методы исследования. При работе над диссертацией использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, конкретизация, систематизация, аналогия. Применялся герменевтический метод исследования историко-философских и историко-религиозных текстов. Феноменологический метод использовался для выявления сущности основных политических понятий епископа Гиппонского и представителей августинизма. Метод компаративного анализа позволил провести рефлексию дискурсов политического философствования Августина и направления августинизма, сопоставить идеи о «двух градах» Отца западного христианства и теоретические предпосылки этого учения у философов античности.

Научная новизна выражается в следующих пунктах:

1. Выявлено, что влияние предыдущих философских и религиозных традиций на западного Отца церкви обосновано в контексте генезиса его идеи о

противоречивом сосуществовании Божественного и земного миров и её постепенного преобразования в фундаментальное учение «о двух градах», ставшее основой для будущего направления политического августинизма.

2. Выведена связь творений апостольских Отцов церкви с работой Августина «О граде Божьем». Апокалиптический памятник раннехристианской патристики апостольского периода «Пастырь» Ерма обоснован как один из основных религиозно-философских источников политической концепции Августина о двух противоположных «градах», наряду с традиционно рассматриваемым в современной философии неоплатоническим и стоическим влиянием.

3. Проведен сравнительный анализ концепции гражданского общества и политической морали Августина с античными философскими учениями и выведена философско-политическая специфика трактовки и концептуализации этих понятий у Августина. Прослежена эволюция идеи Августина о соотношении авторитета Церкви и государства в его учении о справедливости и праве в компаративистике с более ранними христианскими доктринами и на этой основе выведено оригинальное понимание Августином соотношения государственных законов и принципов справедливости, исходным кодом которых должно быть Божественное Откровение Библии.

4. Рассмотрена историософия Августина Аврелия в контексте социально-политического смысла учения о «двух градах» и выведена суть историософского подхода трактата «О граде Божьем»; на основе герменевтического анализа основных философско-политических понятий Августина раскрыто оригинальное значение термина «civitas» в соотношении его историософских и политико-теологических идей.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Храмешин Сергей Николаевич, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин [Электронный ресурс] / Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1998-2020. - URL: https://www.pravenc.ru/text/62610.html (дата обращения 12.07.2021).

2. Августин Аврелий. О свободе воли (De libero arbitrio) [Текст] / Августин Аврелий ; пер. М. Е. Ермаковой. - М. : Директ-Медиа, 2009. - 100 с.

3. Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 3. О граде Божьем. Кн. 1-13 / Блаженный Августин ; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. - 595 с., [1] л. портр.

4. Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 4. О граде Божьем. Кн. 14-22 / Блаженный Августин ; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. - 584 с., [1] л. портр.

5. Августин Блаженный. О Троице [Текст] / блаженный Августин Аврелий ; пер. А. А. Тащиана. - 2-е изд., испр. - М. : Рипол Классик, 2018. - 502 с.

6. Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения [Текст] : [Сборник статей] / Науч. совет по истории мировой культуры ; [Отв. ред. В. А. Карпушин]. - М. : Наука, 1976. - 316 с. - С. 17-64.

7. Аврелий Августин. О книге Бытия // Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 2 : Теологические трактаты / Блаженный Августин ; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. -749, [4] с. : портр. - С. 316-373.

8. Аксенов, Г. П. Аврелий Августин Блаженный // Августин Аврелий. Исповедь [Текст] / Блаженный Августин ; Пер. с латин. [и коммент.] М. Е. Сергеенко ; [Предисл. и послесл. Н. И. Григорьевой]. - М. : МНПП «Гендальф» : МЭТ-ООО, 1992. - 541, [1] с. : ил. - С. 539-541.

9. Амвросий (Полянский). Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием» [Текст] / Священноисповедник Амвросий (Полянский). - Тверь : Булат, 2003. - 94 с.

10. Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках : T. IV. Ч. 1 / святитель Амвросий Медиоланский ; [сост. Н. А. Кулькова] ; [пер. с лат. T. JI. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой]. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. - 480 с.

11. Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках : T. IV. Ч. 2 / святитель Амвросий Медиоланский ; [сост. Н. А. Кулькова] ; [пер. с лат. T. Л. Александровой, Д. Е. Афиногенова, Н. А. Кульковой] ; под ред. Н. Г. Головниной и Н. А. Кульковой. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 512 с.

12. Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках : T. VIII. Ч. 1 / святитель Амвросий Медиоланский ; [сост. Н. А. Кулькова]; пер. с лат. С. А. Степанцова; лит. ред. Н. А. Кульковой. -М. : Изд-во ПСТГУ, 2019. - 416 с.

13. Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках : T. VI / святитель Амвросий Медиоланский; [сост. Н. А. Кулькова; пер. с лат. иером. Амвросия (Мацегоры), T. JI. Александровой]. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 440 с.

14. Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках : T. VII / святитель Амвросий Медиоланский ; [сост. Н. А. Кулькова]; пер. с лат. Н. А.Федорова, Т. А. Миллер. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 488 с.

15. Амвросий Медиоланский. О смерти брата [Электронный ресурс] / Православная энциклопедия «Азбука веры», 2005-2020. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o_smerti_brata/ (дата обращения 05.03.2020).

16. Аникеева, Е. Н. История философии религии : Учебно-методическое пособие курса «Философия религии» для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 47.03.01 «Философия» (Б.1 В.10.) / Е. Н. Аникеева. -Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. - 32 с. - ISBN 978-5-209-10239-7. - EDN OMRZLZ.

17. Баскин, М. П. Августин как теоретик католицизма // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. -974 с. : портр. - С. 466-486.

18. Белов, В. Н. Этика Платона и проблема зла / В. Н. Белов, В. Э. Сеземан // Кантовский сборник. - 2010. - № 1 (31). - С. 75-89.

19. Беседы Эпиктета [Текст] / Пер. с древнегреч. и примеч. Г. А. Тароняна ; Предисл. Г. А. Кошеленко, Л. П. Маринович; [Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории]. - М. : Науч.-изд. центр «Ладомир», 1997. - 310, [2] с. - (Античная классика).

20. Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях [Текст] / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; [отв. ред.: протоиер. Павел Хондзинский, Н. Ю. Сухова]. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 247 с.

21. Блаженный Августин, епископ Гиппонский. Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам. Рассуждение седьмое. На 1 Ин 4:4-12. Рассуждение восьмое. На 1 Ин 4:12-16 // Альфа и Омега. - 2003. - Т. 37, № 3. - С. 50-70.

22. Блаженный Августин. Исповедь // Богословские труды. - 1978. - Вып. 19. - С. 71-264.

23. Блаженный Августин. О порядке // Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 1: Об истинной религии / Блаженный Августин ; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. - 740, [2] с. : ил. - С. 114-183.

24. Блаженный Августин. Об обучении оглашаемых // Богословские труды. - 1976. - Вып. 15. - С. 25-55.

25. Блаженный Августин. Против академиков // Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 1: Об истинной религии / Блаженный Августин ; сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. - 740, [2] с. : ил. - С. 5-85.

26. Бриллиантов, А. И. Блаженный Августин и его значение на Западе // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 151-192.

27. Бычков, В. В. Трактат Августина «De música» // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 652706.

28. Бычков, В. В. Эстетика Блаженного Августина [Текст] / В. В. Бычков. -М. : Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 528 с. - (Российские Пропилеи).

29. Бычков, О. В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 807821.

30. Верещацкий, П. И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 193-231.

31. Гаджикурбанов, А. Г. Проблема взаимоотношения души и тела у Блаженного Августина (философский взгляд) / А. Г. Гаджикурбанов // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. - 2012. - № 3. - С. 148-167.

32. Гаджикурбанов, Г. А. Антропология Августина и античная философия : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Аслан Гусаевич Гаджикурбанов. - М., 1979. -171 с.

33. Гарнцев, М. А. Августин // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 723-756.

34. Гвардини, Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 127-163.

35. Герье, В. И. Блаженный Августин [Текст] / В. И. Герье. - М. : Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1910. - XV, 682 с. - (Зодчие и подвижники «Божьего Царства». Ч. I).

36. Григорьева, Н. И. Бог и человек в жизни Аврелия Августина // Августин Аврелий. Исповедь [Текст] / Блаженный Августин ; Пер. с латин. [и коммент.] М. Е. Сергеенко ; [Предисл. и послесл. Н. И. Григорьевой]. - М. : МНПП «Гендальф» : МЭТ-ООО, 1992. - 541, [1] с. : ил. - С. 7-22.

37. Губанов, Н. И. Наука и религия: проблема их совместимости / Н. И. Губанов, Н. Н. Губанов // Вестник Российского философского общества. - 2010. -№ 1. - С. 161-164. - EDN ZUUJPP.

38. Даниленко, Л. А. Философско-эстетические взгляды Августина: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / Лев Алексеевич Даниленко. - М., 1982. - 182 с.

39. Евсевий Памфил. Церковная история [Текст] : [Перевод] / Евсевий Памфил ; [Коммент. и примеч. С. Л. Кравца]. - М. : Изд. отд. Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1993. - 446, [1] с. : ил. - (Памятники церковной письменности).

40. Иванцов-Платонов, A. M. Блаженный Августин о ересях // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. -974 с. : портр. - С. 90-95.

41. Ивлева, М. Л. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования / М. Л. Ивлева, С. Н. Курилов, В. И. Россман // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2018. -

Т. 18. - № 3. - С. 481-493. - DOI 10.22363/2313-2272-2018-18-3-481-493. - EDN XXGABV.

42. Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию // Творения Блаженнаго Иеронима Стридонскаго [Текст] : Ч. 6. - Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1880. - 533 с. - (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 175-529.

43. Карсавин, Л. П. Святой Августин и наша эпоха // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 389398.

44. Касавин, И. Т. Холизм // Большая Российская энциклопедия [Текст] : В 35 т. Т. 34. Хвойка - Шервинский / Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) [и др.]; Отв. ред. С. Л. Кравец. - М. : Большая российская энциклопедия, 2017. - 799 с. -С. 124.

45. Киприан. Книга к Деметриану // Творения святаго священномученика Киприана епископа Карфагенского [Текст] : Ч. 2. Трактаты. - Киев, 1879. - 365 с. -(Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 219-238.

46. Киприан. Книга о смертности // Творения святаго священномученика Киприана епископа Карфагенского [Текст] : Ч. 2. Трактаты. - Киев, 1879. - 365 с. -(Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 239-256.

47. Киприан. Письмо к Корнелию о даровании мира падшим // Творения святаго священномученика Киприана епископа Карфагенского [Текст] : Ч. 1. Письма. - Киев, 1879. - 361 с. - (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 228-234.

48. Киприан. Письмо к Моисею, Максиму и другим исповедникам // Творения святаго священномученика Киприана епископа Карфагенского [Текст] :

Ч. 1. Письма. - Киев, 1879. - 361 с. - (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 76-78.

49. Киприан. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству // Творения святаго священномученика Киприана епископа Карфагенского [Текст] : Ч. 2. Трактаты. - Киев, 1879. - 365 с. - (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). - С. 311-337.

50. Кирабаев, Н. С. Знание, разум и вера в арабо-мусульманской и христианско-патристической традициях эпохи Средневековья / Н. С. Кирабаев, М. М. Аль-Джанаби, О. В. Чистякова // Вопросы философии. - 2020. - № 4. - С. 519. - DOI: 10.21146/0042-8744-2020-4-5-19.

51. Кирабаев, Н. С. О связи социального и гносеологического аспектов цивилизационного подхода / Н. С. Кирабаев, Е. Н. Гнатик, И. А. Жубрин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2022. - Т. 22. -№ 2. - С. 416-425. - DOI 10.22363/2313-2272-2022-22-2-416-425. - EDN QAXSSH.

52. Лактанций. Божественные установления [Текст] : Книги I-VII / пер. с лат., вступ. ст. В. М. Тюленева. - СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2007. -512 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

53. Лактанций. О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений [Текст] / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В. М. Тюленева. - СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2007. - 256 с. -(Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

54. Лапшин, И. Е. Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / Лапшин Иван Евгеньевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.]. -М., 2014. - 161 с.

55. Лосев, А. Ф. Августин // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 822-849.

56. Лосев, А. Ф. История античной эстетики [Текст] : [В 8 т.] : [Т. 8]. Кн. 1, 2 : Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. - М. : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2000. - 1506 с. - (Вершины человеческой мысли).

57. Лосский, В. Н. Августин учитель // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 399410.

58. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии [Текст] : Латинская патристика / Г. Г. Майоров. - М. : Мысль, 1979. - 431 с. : ил.

59. Макаров, Н. О. Философия религии Аврелия Августина : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Макаров Николай Олегович. - М., 2014. - 125 с.

60. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления [Текст] / Марк Аврелий ; [пер. с греч. С. Роговина]. - СПб. : Азбука, 2015. - 185, [2] с. - (Азбука-классика).

61. Мейендорф, И. Блаженный Августин // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 411425.

62. Найдыш, В. М. Цивилизация и рациональность. Очерки по философии мифологии / В. М. Найдыш, О. В. Найдыш. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. - 286 с. - ISBN 978-5-4365-64432. - EDN OWUBOK.

63. Неретина, С. С. Аврелий Августин: Исповедь как философствование // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 757-799.

64. Нестерова, О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Августин: pro et contra : Личность

и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. -СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 707722.

65. Нижников, С. А. Мораль и политика в социокультурном контексте / С. А. Нижников // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2013. - Т. 2, вып. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moral-i-politika-v-sotsiokulturnom-kontekste (дата обращения 02.11.2021).

66. Нижников, С. А. Проблемы современной демократии и гражданское общество / С. А. Нижников // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2014. - Т. 6, вып. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-demokratii-i-grazhdanskoe-obschestvo (дата обращения 02.11.2021).

67. Орозий Павел. История против язычников [Текст] : Кн. VI-VII / Павел Орозий ; Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. В. М. Тюленева. - СПб. : Алетейя, 2003. - 374, [1] с. : ил. - (Серия «Византийская библиотека». Источники).

68. Пастырь Гермы (Ерма) [Электронный ресурс] / Библиотека «Святоотеческое наследие». - URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/past_germy/index.html#z8 (дата обращения 03.03.2020).

69. Плотин. Четвертая эннеада [Текст] / Плотин ; пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. - СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2004. - 480 с. -(Серия «Plotiniana»).

70. Попов, И. В. Личность и учение блаженного Августина // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. -974 с. : портр. - С. 242-384.

71. Попов, И. В. Труды по патрологии [Текст] : Т. 2 : Личность и учение блаженного Августина / И. В. Попов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. - 776 с.

72. Псху, Р. В. Мистическое переживание вечности как предел переживания времени / А. В. Парибок, Р. В. Псху // Идеи и идеалы. - 2020. - Т. 12. - № 4-1. - С. 59-76. - DOI 10.17212/2075-0862-2020-12.4.1-59-76. - EDN SYOKNJ.

73. Реверсов, И. П. Апологеты. Защитники христианства [Текст] / И. П. Реверсов. - СПб. : Сатисъ, 2002. - 188 с.

74. Селиверстов, С. Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 8-19.

75. Сенека О досуге. IV, 1 Луций Анней Сенека. О досуге // Сенека, Луций Анней. О милосердии [Текст] / Луций Анней Сенека ; [пер. с лат. М. Браша и др.]. - СПб. : Азбука, 2018. - 346, [4] с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).

76. Серафим (Роуз), иеромонах. Вкус истинного православия // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. -974 с. : портр. - С. 426-465.

77. Столяров, А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания [Текст] : Очерки истории: от Гомера до Лютера / А. А. Столяров. - М. : Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 1999. - 208 с.

78. Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана [Текст] : Ч. 1. Апологетические сочинения Тертуллиана / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; Пер. с библиогр. и коммент. Н. Щеглова. - Киев : Тип. Акц. общества «Петр Барский», 1910. - 247 с. - С. 81-204.

79. Творения Оригена, учителя Александрийского, в русском переводе [Текст] : Вып. 1. О началах : (С введением и примечаниями). - Казань : Казан. духов. акад., 1899. - 504 с.

80. Тертуллиан. Об идолопоклонстве // Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века [Текст] : Ч. 1 / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; Пер. [и предисл.] Е. Карнеева. - 2-е изд. -СПб. : тип. Фишера, 1849. - 205 с. - С. 115-149.

81. Тертуллиан. Прещения против еретиков // Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века [Текст] : Ч. 1 / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; Пер. [и предисл.] Е. Карнеева. - 2-е изд. -СПб. : тип. Фишера, 1849. - 205 с. - С. 149-192.

82. Тертуллиан. Против Маркиона [Текст] : в пяти книгах / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; пер. с лат., вступ. ст. и коммент. А. Ю. Братухина. -СПб. : «Издательство Олега Абышко» : Университетская книга, 2010. - 572, [1] с.

83. Трубецкой, Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина // Августин Аврелий. Творения [Текст] : Т. 2 : Теологические трактаты / Блаженный Августин ; шст. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. - СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-пресс, 1998. - 749, [4] с. : портр. - С. 681-750.

84. Трубецкой, Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке // Августин: pro et contra : Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст] : Антология / [Сост.: Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов]. - СПб. : Изд-во Русского Христиан. гуманитар. ин-та, 2002. - 974 с. : портр. - С. 96-150.

85. Филон Александрийский. О смешении языков // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета [Текст] / Пер. и коммент. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской ; вступ. ст. Е. Д. Матусовой. -М. : Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 2000. - 451 с. - С. 308-338.

86. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета [Текст] / Пер. и коммент. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской ; вступ. ст.

Е. Д. Матусовой. - М. : Греко-латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 2000. -451 с. - С. 51-92.

87. Философия. Вводный курс / О. С. Волгин, П. К. Гречко, А. М. Орехов [и др.]. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. - 100 с. - EDN WBWXZR. - URL: https://refdb.ru/look/1933534-pall.html (дата обращения 02.11.2021).

88. Храмешин, С. Н. Концепт Боговоплощения у Августина и его соотношение с патристической традицией и неоплатонической мыслью / С. Н. Храмешин // Научный альманах. - 2020. - № 12-2 (74). - С. 181-183.

89. Храмешин, С. Н. О некоторых аспектах политической философии бл. Августина / С. Н. Храмешин // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. - Т. 8, № 5В. - С. 257-267.

90. Храмешин, С. Н. Психологическая адаптация учащихся и студентов мигрантов в религиозной общине / С. Н. Храмешин, А. В. Никитенко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 8-2 (110). -С. 190-193. - DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.073.

91. Храмешин, С. Н. Трансформация личности в православной молитве. «Сердце» как антропологический феномен / С. Н. Храмешин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7, № 6-2. -С. 295-303.

92. Храмешин, С. Н. Феномен Боговоплощения у блаженного Августина Аврелия, в патристической традиции и неоплатонизме / С. Н. Храмешин, Н. В. Соколов // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. -Т. 8, № 4В. - С. 249-256.

93. Храмешин С.Н. Феномен русского православия в социокультурной связи с крестьянством. / С. Н. Храмешин, А. В. Никитенко // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2018. - Т. 7, № 1В. - С. 260-266.

94. Цицерон, Марк Туллий. Диалоги [Текст] : О государстве. О законах : [Пер. с лат.] / Цицерон ; Изд. подгот. И. Н. Веселовский и др. ; [Пер.

B. О. Горенштейн; Рос. АН]. - М. : Науч.-изд. центр «Ладомир» : Наука, 1994. -222, [1] с. : портр. - (Литературные памятники).

95. Цицерон, Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях [Текст] / Цицерон ; пер. и коммент. В. О. Горенштейна. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 526, [1] с. : ил., портр. - С. 123-356.

96. Цицерон. О природе богов // Цицерон, Марк Туллий. Философские трактаты [Текст] / Цицерон ; пер. с латин. М. И. Рижского ; отв. ред., сост., авт. вступ. ст. Г. Г. Майоров ; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Наука, 1985. - 382 с. -(Памятники философской мысли). - C. 60-190.

97. Чистякова, О. В. Религиозный гносис в христианской и мусульманской традициях средневековой эпохи / О. В. Чистякова, М. М. Аль-Джанаби, Н. С. Кирабаев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2019. - Т. 35, № 1. - С. 159-174. - DOI: 10.21638/spbu17.2019.113.

98. Чистякова, О. В. Свобода воли и Божественное предопределение в восточной и западной патристике в контексте ортодоксальных (сотериологических) и философских различий / О. В. Чистякова // Logos et Praxis. - 2018. - Т. 17, № 2. -

C. 6-15.

99. Чистякова, О. В. Философские смыслы человека в греко-византийской патристике / О. В. Чистякова // Вопросы философии. - 2021. - № 8. - С. 142-152.

100. Шкаренков, П. П. Григорий Великий и идея империи / П. П. Шкаренков // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. -2011. - № 14 (76). - С. 198-207.

101. Acta Apostolorum apocrypha: Acta Philippi et acta Thomae accedunt acta Barnabae : Vol. 2, part. 2 / M. Bonnet, R. A. Lipsius, K. von Tischendorf (Eds.). -Leipzig : H. Mendelssohn, 1903. - 395 p.

102. Adam, A. Sprache und Dogma : Untersuchungen zu Grundproblemen der Kirchengeschichte / A. Adam. - Gütersloh : Verlagshaus Gerd Mohn, 1969. - 230 s.

103. Adam, A. Der manichäische Ursprung der Lehre von den zwei Reichen bei Augustin // Adam, A. Sprache und Dogma : Untersuchungen zu Grundproblemen der

Kirchengeschichte / A. Adam. - Gütersloh : Verlagshaus Gerd Mohn, 1969. - 230 s. -S. 133-140.

104. Altaner B., Stuiber A. Patrologie : Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter / B. Altaner, A. Stuiber. - Freiburg, Basel, Wien : Herder, 1978. - 682 s.

105. Ambrosius Mediolanensis. De Cain et Abel [Electronic sourse] / Documenta Catholica Omnia. - URL: https://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/0339-0397,_Ambrosius,_De_Cain_et_Abel_Libri_Duo,_LT.pdf (дата обращения 14.03.2020).

106. Ambrosius Mediolanensis. De paradiso [Electronic sourse] / Documenta Catholica Omnia. - URL: https://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0339-0397,_Ambrosius,_De_Paradiso_Liber_Unus,_MLT.pdf (дата обращения 14.03.2020).

107. Arquillière, H.-X. L'augustinisme politique : Essai sur la formation des theories politiques du Moyen Âge / H.-X. Arquillière. - Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 1972. - 206 p.

108. Arquillière, H.-X. Réflexions sur l'essence de l'augustinisme politique / H.-X. Arquillière // Augustinus Magister : Tome I-II: Communications / Congrès international augustinien, Paris, 21-24 septembre 1954. - Paris : Etudes augustiniennes, 1954. - 1159 p. - P. 991-1001.

109. Augustine and his critics : Essays in honour of Gerald Bonner / R. Dodaro, G. Lawless (Eds.). - London, New York : Routledge, 2000. - XIII, 274 p.

110. Augustine, Aurelius St. Contra epistulam Parmeniani [Electronic sourse] / Sant'Agostino. - URL: https://www.augustinus.it/latino/contro_parmeniano/index2.htm (дата обращения 25.02.2020).

111. Augustine, Aurelius St. Expositions on the Psalms [Electronic sourse] // Gordon Faculty Online. Biblical eSources. - 2012. - URL: http://faculty.gordon.edu/hu/bi/ted_hildebrandt/otesources/19-

psalms/text/books/augustine-psalms/augustine-psalms.pdf (дата обращения 08.02.2020).

112. Augustine, Aurelius St. Quaestiones in Heptateuchum [Electronic sourse] / Sant'Agostino. - URL: https://www.augustinus.it/latino/questioni_ettateuco/index2.htm (дата обращения 25.02.2020).

113. Bammel, C. P. Pauline exegesis, manichaeism and philosophy in the early // Christian faith and greek philosophy in late antiquity : Essays in tribute to George Christopher Stead / L. R. Wickham, C. P. Bammel (Eds.). - Leiden : E. J. Brill, 1993. -X, 266 p. - P. 1-25.

114. Bardy, G. La formation du concept de "Cité de Dieu" dans l'œuvre de Saint Augustin / G. Bardy // L'Année Théologique Augustinienne. - 1952. - Vol. 12. -P. 5-19.

115. Belov, V. N. On the possibility of christian philosophy / V. N. Belov, M. L. Ivleva, S. A. Nizhnikov // Journal for the Study of Religions and Ideologies. - 2019. -Vol. 18, no. 52. - P. 17-30.

116. Bonner, G. St Augustine of Hippo : Life and controversies / G. Bonner. -Norwich : The Canterbury Press, 1986. - 430 p.

117. Brown, P. St. Augustine's attitude to religious coercion // Brown, P. Religion and society in the age of Saint Augustine / P. Brown. - London : Faber and Faber, 1972. -352 p. - P. 260-278.

118. Brown, P. The diffusion of manichaeism in the Roman Empire / P. Brown // The Journal of Roman Studies. - 1969. - Vol. 59, no. 1/2. - P. 92-103.

119. Carlyle, A. J. Medieval political theory in the West : Vol. 1 : The second century to the ninth / A. J. Carlyle. - Edinbourg, London : W. Blackwood and Sons, 1903. - 347 p.

120. Chadwick, H. Augustine / H. Chadwick. - New York : Oxford University Press, 1986. - 122 p. - (Past Masters Series.)

121. Chadwick, H. Christian and Roman universalism in the fourth century // Christian faith and greek philosophy in late antiquity : Essays in tribute to George Christopher Stead / L. R. Wickham, C. P. Bammel (Eds.). - Leiden : E. J. Brill, 1993. -X, 266 p. - P. 26-42.

122. Chistyakova, O. Augustinian understanding of human freedom and the Divine predestination as the phenomenon of the medieval culture / O. Chistyakova // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). - Atlantis Press, 2019. - P. 189-191.

123. Chistyakova, O. V. Eastern Church Fathers on being human-dichotomy in essence and wholeness in deification / O. V. Chistyakova // Religions. - 2021. - Vol. 12, no. 8. - Art. 575. - DOI: 10.3390/rel12080575.

124. Chistyakova, O. V. Eastern patristics on human's free will and Divine predestination: Conceptual continuity in the contemporary Russian culture / O. V. Chistyakova, D. Chistyakov // Religions. - 2021. - Vol. 12, no. 10. - Art. 900. -DOI: 10.3390/rel12100900.

125. Collomp, D. Sacre et royauté dans l'épopée tardive : l'exemple de Dieudonné de Hongrie // Représentation, pouvoir et royauté à la fin du Moyen Âge / J. Blanchard (Red.). - Paris : Picard, 1995. - 495 p. - P. 279-294.

126. Corpus scriptorum Ecclesiasticorum latinorum : Vol. LXII. Sancti Abrosii opera. Pars V: Expositio psalmi CXVIII / Ambrosius Mediolanensis. - Vindobonai; Lipsiae, 1913. - 539 p.

127. Corpus scriptorum Ecclesiasticorum latinorum : Vol. LXIV. Sancti Abrosii opera. Pars VI: Explanatio psalmorum XII / Ambrosius Mediolanensis. - Vindobonai; Lipsiae, 1919. - 474 p.

128. Dagron, G. Empereur et prêtre : Étude sur le "césaropapisme" byzantine / G. Dagron. - Paris : Gallimard, 1996. - 435 p.

129. De la connaissance de Dieu, ou monologue et prosloge avec ses appendices, de Saint Anselme, archeveque de Cantorbery et docteur de L'eglise / Saint Anselme, archeveque de Cantorbery ; G. C. Ubaghs (Ed.). - Louvain : Tipographie de Vanlinthouit et Cie, 1854. - XVI, 432 p.

130. AsanoxonouXou, K. I. MsXsx^axa OdoGO^iaç / K. I. AsanoxonouXou. -AO^va : narcaÇ^anç, 1978. - 216 g.

131. Dictionary of Manichaean texts : Vol. II : Texts from Iraq and Iran (Texts in Syriac, Arabic, Persian and Zoroastrian Middle Persian) / F. de Blois, N. Sims-Williams

(Eds.). - Tumhout : Brepols Publishers, 2006. - XIV + 157 p. - (Corpus Fontium Manichaeorum).

132. Evans, G. R. Augustine's paradoxes // Christian faith and greek philosophy in late antiquity : Essays in tribute to George Christopher Stead / L. R. Wickham, C. P. Bammel (Eds.). - Leiden : E. J. Brill, 1993. - X, 266 p. - P. 52-69.

133. Ferrier, F. Saint Augustin / F. Ferrier. - Paris : Presses universitaires de France, 1992. - 127 p.

134. Fossier, R. L'Occident medieval : Ve-XIIIe siècle / R. Fossier. - Paris : Hachette, 1995. - 160 p.

135. Frend, W. H. C. Religion popular and unpopular in the early Christian centuries / W. H. C. Frend. - London : Variorum Reprints, 1976. - 390 p.

136. Frick, R. Die Geschichte des Reich-Gottes-Gedankens in der alten kirche bis zu Origenes und Augustin / R. Frick. - Berlin : Walter de Gruyter and Co., 1928. - X, 158 s.

137. Fuchs, H. Der geistige Widerstand gegen Rom in der antiken Welt / H. Fuchs. - Berlin : Walter de Gruyter and Co., 1938. - 102 s.

138. Funkenstein, A. Théologie et imagination scientifique du Moyen Age au XVII siècle / A. Funkenstein. - Paris : Presses universitaires de France, 1995. - 496 p.

139. Gao, Y. Rethinking Augustine's misunderstanding of the Stoic therapy of passions: a critical survey of metriopatheia and apatheia / G. Yuan // Scottish Journal of Theology. - 2019. - Vol. 72, no. 3. - P. 308-323. - DOI: 10.1017/S0036930619000358.

140. Garnsey, P. Ideas of slavery from Aristotle to Augustine / P. Garnsey. -Cambridge : Cambridge University Press, 1996. - XV, 269 p.

141. Geerlings, W. Zur Frage des Nachwirkens des Manichäismus in der Theologie Augustins / W. Geerlings // Zeitschrift für katholische Theologie. - 1971. -Vol. 93, no. 1. - S. 45-60.

142. Gilson, E. Les métamorphoses de la cité de Dieu / E. Gilson. - Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 2005. - 281 p.

143. Gilson, E. Introduction à l'étude de Saint Augustin / E. Gilson. - Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 1949. - 370 p.

144. Gilson, E. La philosophie au Moyen Âge / E. Gilson. - Paris : Payot, 1976. - 778 p.

145. Glotz, G. H sX^nviKq "nôXiç" / G. Glotz ; цхфр. A. ХакеХХарюи. - AG^va : Морфюхгко 'ISpu^a EGviKrçç Tpans^nç, 1989. - 491 g.

146. Tkoxg^g, Г. N. ©p^GKsia, vsœxspiKÔxnxa Kai Guyxpovn noXixiG^iK^ xauxox^xa / Г. N. Tkoxg^g. - AG^va : DaKKouXaç Avx. N., 1996. - 244 g.

147. Griftsova, I. N. Aristotle's logic and theology: communicative aspects of mutual influence / G. V. Sorina, I. N. Griftsova // The Philosophy of Aristotle : Abstracts of the World Congress in Philosophy, Athens, Greece, 09-15 июля 2016 года. - Athens, Greece: Copyright, 2016. - P. 274-275. - EDN WFUZEX.

148. Guillaumont, A. De nouveau Actes apocryphes: Les Actes de Pierre et des Douze Apôtres / A. Guillaumont // Revue de l'Histoire des Religions. - 1979. - Vol. 196, no. 2. - P. 141-152.

149. Harrison, C. Augustine : Christian truth and fractured humanity / C. Harrison. - New York : Oxford University Press, 2000. - XVI, 242 p. - (Christian Theology in Context.)

150. Helleman, W. E. Predication according to substance and relation / W. E. Helleman // Augustinianum. - 2019. - Vol. 59, no. 2. - P. 453-474. - DOI: 10.5840/agstm201959228.

151. Hennecke, E. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Übersetzung : Bd. 2. Apostolisches. Apokalypsen und Verwandtes / E. Hennecke, W. Schneemelcher (Hrsg.). - Tübingen : Mohr Siebeck, 1964. - 661 s. - S. 550.

152. Henning, W. B. The Book of the Giants / W. B. Henning // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. - 1943. - Vol. 11, no. 1. - P. 52-74.

153. History of political philosophy / L. Strauss, J. Cropsey (Eds.). - Chicago : University of Chicago Press, 1987. - 980 p.

154. Kamlah, W. Christentum und Geschichtlichkeit : Untersuchungen zur Entstehung des Christentums und zu Augustins "Bürgerschaft Gottes" / W. Kamlah. -Stuttgart : W. Kohlhammer, 1951. - 348 s.

155. KaparcavvorcouXoa, I. H ^saaiœviK^ Auxik^ Eupércn : Eiaayœy^ axn ^sXsxn x^ç iaxopiaç xnç, xou KoivœviKou Kai oiKovo^iKou xnç Piou / I. KaparcavvorcouXoa. - ©saaaXovÎK^ : Baviaç, 1996. - 196 a.

156. KaparciSaK^a, N. E. Iaxopia xnç MsaaiœviK^ç Aua^ç (5oç-11oç ai.) / N. E. KaparciSaK^a. - AG^va : AXs^avSpsia, 1996. - 413 a.

157. Khrameshin, S. Emotional and psychological behavior of children in the context of transforming modern society / S. Khrameshin, N. Antsiferova, M. Seluch et al. // Polish Psychological Bulletin. - 2021. - Vol. 52, no. 2. - P. 179-187. - DOI: 10.24425/ppb.2021.137261.

158. Khrameshin, S. Theological foundations of treatise "The city of God" by Aurelius Augustine / S. Khrameshin // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. - 2020. - Vol. 17, no. 7. - P. 8029-8042.

159. Kirabaev, N. Knowing God in eastern christianity and islamic tradition: A comparative study / N. Kirabaev, O. Chistyakova // Religions. - 2020. - Vol. 11, no. 12. - Art. 675. - DOI: 10.3390/rel11120675.

160. Klein, E. Augustine's Theology of Angels / E. Klein. - Cambridge : Cambridge University Press, 2018. - X, 260 p. - DOI: 10.1017/9781108335652.

161. Lamirande, E. Le thème de la Jérusalem celeste chez Saint Ambrose / E. Lamirande // Revue des études augustiniennes. - 1983. - Vol. 29. - P. 209-232. -DOI: 10.1484/J.REA.5.104474.

162. Lancel, S. Saint Augustine / S. Lancel ; Transl. by A. Nevill. - London : SCM Press, 2002. - XVIII, 590 p.

163. Lapshin, I. Anthropology of st. Augustine in de cura pro mortuis gerenda / I. Lapshin, A. Usatov // Servis Plus. - 2017. - Vol. 11. - P. 44-49. - DOI: 10.22412/19937768-11-1-5.

164. Lauras, A. Le thème des deux cités dans l'œuvre de Saint Augustin / A. Lauras, H. Rondet // Etudes Augustiniennes / H. Rondet, M. Le Landais, A. Lauras, C. Couturier. - Paris : Aubier, 1953. - 333 p. - P. 97-160.

165. Lenox-Conyngham, A. Ambrose and philosophy // Christian faith and greek philosophy in late antiquity : Essays in tribute to George Christopher Stead /

L. R. Wickham, C. P. Bammel (Eds.). - Leiden : E. J. Brill, 1993. - X, 266 p. - P. 112128.

166. Letters of St. Augustine of Hippo [Electronic sourse] // New Advent. - 2020. - URL: https://www.newadvent.org/fathersZ1102.htm (дата обращения 03.02.2020).

167. Long, A. A. H EX^nviGiiK^ фlXoGOфía : Xx®ikoî. EniKoupsioi. ÜKsnxiKoi / A. A. Long ; цхфр. S. An^ônouXou, M. Apayéva-Movà%ou. - AG^va : Морфюх^ 'ISpu^a EGviK^ç TpanéÇnç, 1987. - 443 g.

168. MacMullen, R. Corruption and the decline of Rome / R. MacMullen. - New Haven : Yale University Press, 1988. - XII, 319 p.

169. Maher, J. P. Saint Augustine and manichaean cosmogony / J. P. Maher // Augustinian Studies. - 1979. - Vol. 10. - P. 91-104.

170. Mandouze, A. Saint Augustin et la cite grecque / A. Mandouze // Revue des Études Latines. - 1969. - Vol. 47. - P. 396-417.

171. Markus, R. A. Saeculum : History and society in the theology of Saint Augustine / R. A. Markus. - Cambridge : Cambridge University Press, 1970. - 264 p.

172. Markus, R. A. Two conceptions of political authority: Augustine, De Civitate Dei XIX, 14-15 and some thirteenth century interpretations // The Journal of Theological Studies. - 1965. - Vol. XVI, no. 1. - P. 68-100. - DOI: 10.1093/jts/XVI.1.68.

173. Markus, R. A. The sacred and the secular: from Augustine to Gregory the Great / R. A. Markus // Journal of Theological Studies. - 1985. - Vol. 36, no. 1. - P. 8496. - DOI: 10.1093/jts/36.1.84.

174. MaxGOUKa, N. To npöß^n^a xou KaKou : aokî^io naxspiK^ç GsoXoyiaç / N. MaxGouKa. - ©sGGaXovÎKn : noupvapa, 1992. - 312 g.

175. Monotheismus als politisches Problem? Erik Peterson und die Kritik der politischen Theologie /A. Schindler (Hrsg.). - Gütersloh : Gütersloher Verlagshaus, Mohn, 1978. - 234 s.

176. NÎG^nsx, P. Koiv®viK^ aXXay^ Kai iGxopia / P. NiG^nsx. - AG^va : PvéGn. 1995. - 394 g.

177. Nygren, A. Luthers Lehre von den zwei Reichen // Reich Gottes und die Welt : Die Lehre Luthers von den zwei Reichen / H.-H. Schrey (Hrsg.). - Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969. - XVII, 566 s. - S. 277-289.

178. Origenes Adamantius. Numeros homiliae [Electronic sourse] / Google.Книги. - URL: https://books.google.ru/books?id=90dkaaaacaaj&pg=pa10&lpg=pa10&dq=origenes+ad amantius+%ce%99n+numeros+homiliae&source=bl&ots=dcpscjccpg&sig=acfu3u1kwh lbumm 1 dlrnmeygugy87gctxg&hl=ru&sa=x&ved=2ahukewi5vmwh 1 rntahxr-yokhrykb2a4fbdoatadegqiarac#v=onepage&q=origenes%20adamantius%20%ce%99n% 20numeros%20homiliae&f=false (дата обращения 25.02.2020).

179. Origenes. Contra Celso [Electronic source] / Congregazione per il clerco, 2013. - URL: http://www.clerus.org/bibliaclerusonline/es/3d.htm#c (дата обращения 25.02.2020).

180. Patrology : Vol. 2 : The ante-Nicene literature after Irenaeus / J. Quasten (Ed.). - US : Christian Classics, 1983. - 450 p.

181. Pelikan, J. La tradition chrétienne : Histoire du développement de la doctrine ; Vol. 1 : L'émergence de la tradition catholique. 100-600 / J. Pelikan, trad. par P. Quillet. -Paris : Presses universitaires de France, 1994. - 360 p. - P. 349-354.

182. Pernveden, L. The concept of the Chruch in the Shepherd of Hermas / L. Pernveden. - Lund : Gleerup, 1966. - 340 p.

183. Peterson, E. Der Monotheismus als politisches Problem : Ein Beitrag zur Geschichte der politischen Theologie im lmperium Romanum // Peterson, E. Theologische Traktate / E. Peterson. - München : Kösel, 1951. - 429 s. - S. 45-147.

184. Philo Alexandrinus. De somniis // Philonis Alexandrini opera quae supersunt : Vol. 3 / Philonis Alexandrini ; P. Wendland (Ed.). - Berlin : De Gruyter, 1962. - P. 204306.

185. Philo Alexandrinus. De virtutibus // Philonis Alexandrini opera quae supersunt : Vol. 5 / Philonis Alexandrini ; L. Cohn (Ed.). - Berlin : De Gruyter, 1962. -P. 266-335.

186. Puech, H.-Ch. Le Manichéisme. Son fondateur. Sa doctrine / H.-Ch. Puech. -Paris : Civisations du Sud, 1949. - 197 p.

187. Quillet, J. La philosophie politique de Marsile de Padoue / J. Quillet. - Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 1970. - 296 p.

188. Quillet, J. Les clefs du pouvoir au Moyen Âge / J. Quillet. - Paris : Flammarion, 1971. - 190 p.

189. Reiling, J. Hermas and Christian prophecy : A study of the eleventh mandate / J. Reiling. - Leiden : E. J. Brill, 1973. - XIII, 197 p.

190. Reuter, H. Augustinische Studien / H. Reuter. - Aalen : Scientia, 1967. -VII, 516 s.

191. Reviron, J. Les idées politico-religieuses d'un évêque du IXe siècle : Jonas d'Orléans et son De institutione regia / J. Reviron. - Paris : Librarie Philosophique J. Vrin, 1930. - 199 p.

192. Rufino, P. G. Clovis contre Alaric : L'histoire de l'empire wisigoth de Toulouse à Tolède / P. G. Rufino. - Paris : P. Rufino, 1996. - 215 p.

193. Russell, F. H. The Just War in the Middle Ages / F. H. Russell. -Cambridge : Cambridge University Press, 1975. - XII, 332 p.

194. Sancti Aurelii Augustini Hipponensis episcopi operum : T. V : Sermones ad populum / Aurelius Augustinus. - Antwerpiae, 1700. - 377 p.

195. Scholz, H. Glaube und Unglaube in der Weltgeschichte : Ein Kommentar zu Augustinus De Civitate Dei / H. Scholz. - Leipzig : J.C. Hinrichs, 1911. - VIII, 244 s.

196. Smuts, J. C. Holism and evolution / J. C. Smuts. - London : Macmillan, 1926. - V, 347 p.

197. Straub, J. Regeneratio imperii. Aufsätze über Roms Kaisertum und Reich im Spiegel der hiednischen und christlichen Publizistik / J. Straub. - Darmstadt : Wissenschaftliche Buchges, 1972. - 496 s.

198. Studer, B. Deus, pater et dominus bei Augustinus von Hippo // Christian faith and greek philosophy in late antiquity : Essays in tribute to George Christopher Stead / L. R. Wickham, C. P. Bammel (Eds.). - Leiden : E. J. Brill, 1993. - X, 266 p. -P. 190-212.

199. Tardieu, M. Le manichéisme / M. Tardieu. - Paris : Presses universitaires de France, 1981. - 128 p.

200. The Cambridge history of medieval political thought, c. 350 - c. 1450 / J. H. Burns (Ed.). - Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - VIII, 808 p.

201. Van Oort, J. Jerusalem and Babylon : A study into Augustine's City of God and the sources of his doctrine of the two cities / J. Van Oort. - Leiden : E. J. Brill, 1991. - 430 p.

202. Vincent, C. Introduction à l'histoire de l'Occident medieval / C. Vincent. -Paris : Le Livre de Poche, 1995. - 224 p.

203. Wachtel, A. Beiträge zur Geschichtsthsologie des Aurelius Augustinus / A. Wachtel. - Bonn : Röhrscheid, 1960. - 158 s.

204. Worsley, D. Augustine on beatific enjoyment / D. Worsley // Heythrop Journal. - 2020. - Vol. 61. - P. 234-240. - DOI: 10.1111/heyj.12929.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.