Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Аманбаева, Людмила Ивановна

  • Аманбаева, Людмила Ивановна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2002, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 346
Аманбаева, Людмила Ивановна. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2002. 346 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Аманбаева, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

1.1. Гражданское общество как социальный феномен краткие положения).

1.2. Предпосылки развития гражданского общества в России и подходы к гражданскому воспитанию учащейся молодежи.

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Философско-социологические основания гражданского воспитания.

2.2. Психологические предпосылки гражданского воспитания.

2.3. Анализ основных идей гражданского воспитания в отечественной педагогике и актуализация вопросов нравственно-гражданского воспитания в зарубежной школе.

2.4. Инновационные идеи гражданского воспитания учащейся молодежи.

Глава III. ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (экспериментальное исследование).

3.1. Исходные положения организации экспериментального исследования.

3.2. Основы технологии гражданского воспитания учащейся молодежи.Л

3.2.1. Технология гражданского воспитания студентов.

3.2.2. Технология гражданского воспитания школьников.

3.3. Гражданское воспитание студентов в процессе общепедагогической подготовки.

3.3.1. Гражданская направленность лекционно-семинарских занятий. Л

3.3.2. Организация общественно-значимой деятельности студентов.

3.4. Гражданское воспитание школьников в современном социуме.

3.5. Результаты экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях»

Проблема и актуальность исследования. Воспитание в конечном итоге сводится к формированию гражданина, человека, чьи качества должны быть направлены на служение обществу и Отечеству, в котором он проживает и проявляет себя как деятельное существо. Во все времена на этот вопрос обращалось самое пристальное внимание. Становление гражданина всегда волновало умы прогрессивно мыслящих деятелей и педагогов России: М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева, Г.И.Пестеля, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, H.A. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского, С.Л.Франка, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева и др. Послеоктябрьский период развития теории и практики гражданского воспитания ознаменовался новыми достижениями в духе идеологии коллективизма и социалистических ценностей. Огромное значение имели социально-педагогические опыты A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые по глубине поставленных задач и достижений не потеряли ещё современного смысла. Интересен был опыт учителей-новаторов 70-80-х годов, явившийся заметным шагом в возрождении демократических и гуманистических начал в формировании гражданина. Общетеоретические положения, имеющие значение для гражданского воспитания, разрабатывались в 70 - 80-х гг. в трудах В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, А.В.Мудрика, Э.И.Моносзона и др.

Новый поворот в исследовании проблем воспитания начался в 90-х гг., когда внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Это особенно выразилось во взглядах К.А. Абульхановой, Е.В.Бондаревской, В.В.Давыдова, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Никитина, Я.В. Соколова, Г.Н.Филонова и др. Однако, почти отсутствовали комплексные, теоретические исследования, что характерно и до наших дней. Причина этого общеизвестна. В этот период по проблеме гражданского воспитания активизировались частные диссертационные исследования: Т.М.Абрамян, А.В.Беляева, A.C. Гаязова, Г .Я. Гревцевой, И.М.Дуранова, Ю.А.Танюхина, М.А.Якобсон и др.

Ретроспективный взгляд на постановку и разработанность проблемы гражданского воспитания дает возможность отметить общие моменты: теоретические и практические основы гражданского воспитания были созданы на методологическом фундаменте марксизма и идеологии социализма; этот стереотип не преодолен до сих пор, хотя современные реалии требуют адекватных решений; преодоление не значит уничтожение, как верно подмечено H.A. Бердяевым. Совершенно очевидно, что необходимо новое предметное осмысление теоретических основ гражданского воспитания.

В период системного кризиса, который переживает наше общество, как никогда актуализируется проблема разрешения возникшего противоречия между меняющимися общественными условиями и воспитанием, особенно воспитанием подрастающего поколения, его морали, нравственности, гражданской позиции. Это очень сложный процесс, тем более что в обществе не выработана четкая идеология. Однако, определились тенденции к активному использованию опыта западного гражданского общества, все чаще ученые задаются вопросом: возможно ли становление в России подобного общества или близкого к нему по существу. Как бы то ни было, налицо прозападные общественные и гражданские ориентиры в области развития экономики, идеологии, политики, культуры и образования.

Процессуально воспитание должно исходить из сложившейся ситуации и в то же время само влиять на ход этой ситуации. Если говорить более определенно, именно о гражданском воспитании, то становится очевидной необходимость проведения исследований, которые бы учитывали в целом особенности современной общественной ситуации, ориентированной на ценности гражданского общества. Такая направленность исследований имеет свои преимущества: во-первых, восполняет хотя и неполно, отсутствие идеологических оснований воспитания, особенно гражданского (а без них не может быть и речи о формировании гражданских качеств); во-вторых, дает возможность более целенаправленного внимания к педагогическому осмыслению как опыта западного гражданского общества, так и отечественного опыта с позиции ценностного подхода, что более отвечает реалиям времени (складывающиеся прозападные ориентиры с вытекающими отсюда общественными предпосылками). Именно в этом заключается предмет нашего исследования.

Считаем, что специально должно быть оговорено два принципиальных момента. Мы вполне отдаем отчет в том, что, возможно, наши теоретические позиции не бесспорны, но в то же время надеемся, что его результаты будут восприняты как итог еще одного научного поиска. В исследовании преднамеренно не рассмотрен такой аспект, как категориальный анализ теории гражданского воспитания, поскольку считаем, что в условиях нестабильности общества и форм общественного сознания, а также и самой педагогической теории говорить об этом преждевременно. Более того, это должно быть предметом специального исследования.

В исследовании мы оперировали, главным образом, терминами «гражданские качества», «гражданственность», «гражданская позиция», придавая им примерно одинаковый смысл служения обществу, который, исходя из ориентированности исследования, определили как совокупность ответственности и активности человека, его умения адаптироваться к социальной среде и принимать решение на пользу себе и обществу.

Таким образом, современная актуальность исследования определяется особенностями социальных условий и присущими им требованиями педагогической практики.

Объект исследования: гражданское воспитание как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования: гражданское воспитание учащейся молодежи как педагогический процесс в новых социальных условиях.

Цель исследования: обосновать педагогические основы гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях.

Гипотеза исследования выдвигается на основе возникшего противоречия между новыми социальными условиями и сложившейся сущностью гражданского воспитания как явления и процесса. Предполагается, что данное противоречие возможно разрешить (в качестве одного из вариантов), если:

- актуализируется феномен современного гражданского общества в целях анализа новых российских социальных условий;

- применяется сопоставление философско-социологических и психологических теоретических положений как западных, так и отечественных ученых на основании общечеловеческих (родовых) свойств личности;

- обосновываются инновационные подходы в организации процесса гражданского воспитания учащейся молодежи: принципы, идеи, технология; для чего существуют научные и практические предпосылки: во-первых, возможность плюралистического подхода в обосновании теоретических положений; во-вторых, теории гражданского и постиндустриального общества, определившие особенности развития стран Запада и человечества в целом; в-третьих, интеграционные процессы в развитии человеческого общества, углубляющиеся на современном этапе.

Задачи исследования:

1) рассмотреть феноменологическую сущность современного гражданского общества;

2) проанализировать новые социальные условия в контексте возможного использования опыта гражданского общества и изменения подходов к организации гражданского воспитания учащейся молодежи;

3) теоретически обосновать и разработать педагогические основы и технологию гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях;

4) экспериментально апробировать технологию гражданского воспитания учащейся молодежи;

5) разработать научно-практические рекомендации по гражданскому воспитанию учащейся молодежи в новых социальных условиях.

Методологической основой исследования является системный, междисциплинарный подход, позволивший использовать разнообразный спектр философских, социологических и психологических положений и взглядов. Опорными явились:

- феномен «всеединства», соразвития западной и восточной цивилизаций В.С.Соловьева;

- положения «русской идеи» о самобытной духовной культуре русского народа (Н.Л.Бердяев, В.В.Зеньковский, П.Л.Сорокин, Г.П.Федотов и др.);

- диалектика всеобщего и единичного, изменчивость общественного сознания, сущность человека как совокупность всех общественных отношений (К. Маркс);

- детерминированность развития личности от общественных условий (основополагание отечественной психологической науки);

- эволюционная суть гражданского общества (Д.Белл); методологическое сходство постиндустриальной теории Д.Белла с теорией общественного развития К.Маркса (Д.Белл, B.J1. Иноземцев);

- теории воспитания А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.

Кроме того использовались концептуальные идеи о развитии личности Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядова, теоретические взгляды К.Юнга (архетипы памяти), А.Маслоу самоактуализация личности), В.Франкла (поиск смысла жизни), К.А.Абульхановой (имплицитная связь «Я - общество).

В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ учебно-методической документации, творческих работ студентов и школьников; непосредственное, опосредованное и свидетельское наблюдение; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент; метод математической статистики (коэффицент корреляции).

Экспериментальная база включала средние школы №№ 14, 17, 31 г. Якутска, Бердигестяхскую среднюю школу им. С.П.Данилова Горного района Республики Саха (Якутия) с общим охватом учащихся до 1500 человек, а также биолого-географический факультет Якутского государственного университета с охватом студентов более 2000 человек. Таким образом, было выполнено основное требование постановки педагогического эксперимента: выравнивание условий эксперимента посредством вовлечения в него как можно большего количества учителей и учащихся (Л.В.Занков). В качестве критерия определения результатов эксперимента исходили из понятия «воспитанность», как совокупности достаточно устойчивых положительных нравственных качеств личности (М.И.Шилова).

Эксперимент проводился с 1991 по 2001 г., в студенческой среде он начался раньше, именно с 1991 г., а среди школьников - с 1994 г.

Первый, поисковый этап эксперимента охватил 1991 - 1993 гг. и был посвящен определению руководящей идеи, в соответствии с которой предстояло разработать его теоретическую основу и сделать критериальные «срезы» для их анализа и обобщения.

Второй, основной этап проводился в 1994-95 гг. и включил теоретическое обоснование технологии гражданского воспитания: анализ научной литературы, определение концептуальных подходов и технологической системы, а также проводилось апробирование экспериментального материала, в процессе которого корректировались научно-практические положения, сопоставлялись и обобщались данные «срезов», уточнялись гипотеза и задачи исследования.

На этом этапе в эксперимент были включены школьники, в связи с чем проводилась планомерная методическая работа с учителями и студентами.

Третий, заключительный этап охватил 2000 - 2001 гг. и в содержательном плане представлял обобщение полученных результатов и подведение итогов всего исследования. Традиционной сложностью этого этапа было достижение корректности в применении количественной и качественной обработки результатов эксперимента. В целях ее разрешения были применены различные способы, взаимодополняющие друг друга и тем самым обеспечивающие объективность полученных результатов

На защиту выносятся следующие положения.

1. Актуализация идей гражданского общества в целях обновления гражданского воспитания молодежи, поскольку в современном гражданском, постиндустриальном обществе характерны такие качества и коммунитарные признаки, как активность, инициативность, ответственность, взаимодоверие, солидарность и взаимоподдержка граждан, которые в феноменологической сущности можно соотнести с нравственными ценностями отечественного социального опыта.

2. Общий подход к обновлению гражданского воспитания -взаимосочетание культурных ценностей гражданского общества и отечественного социального опыта: глубокий интерес к индивидуальности человека западной и русской, особенно религиозной, философии и возможность возрождения субъектного отношения к воспитанию; коммунитарные признаки, как «социальный капитал» гражданского общества и коллективистская культура российского народа.

3. Принципы, идеи, технология гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях, основанные на: 1) социальной памяти народа, выраженной в архетипах памяти, имплицитной связи между личностью и обществом; 2) значимости личности от значимости самих общественных условий; 3) социализации и актуализации личности как ее адаптации к кризисным общественным условиям, одному из признаков психотерапевтической направленности западной теории личности; 4) востребованности духовных ценностей российского народа в сочетании с прогрессивным опытом гражданского, постиндустриального общества.

4. Интеллектуальная информация (как элемент технологичности), наполненная новым содержанием и позволяющая говорить о постепенном формировании нового типа «информированного гражданина» - личности, владеющей не только сведениями глобального масштаба, но и стремящейся и умеющей анализировать общественные события и явления, сопереживать им и направлять свой интеллект в созидающее русло. В результате формируются ответственность и активность как наиболее типичные гражданские качества. Информация превращает знание в ресурс развития современного человеческого общества.

5. Поликультурность, рассматриваемая как фактор развития гражданственности, особенно у школьников с учетом того, что у них предубеждения к другим народам и национальностям формируются уже в детском возрасте. В современном противоречивом обществе, как никогда, актуализируется проблема не только собственной национальной идентичности, но и сочетания ее с терпимостью, уважением к национальному достоинству других народов. Она может решаться посредством создания поликультурной воспитательной среды.

С учетом положений, выносимых на защиту, научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Проанализированы, в основном, изменившиеся российские социальные условия в контексте современной сущности гражданского, постиндустриального общества и возможных предпосылок формирования подобного общества в нашей стране.

2. Проведен ретроспективный анализ философских положений: а) классических зарубежных систем; б) русской философии, особенно религиозной и эмигрантской волны 20 - 30-х гг. - с целью обоснования общего ценностного подхода к западному и российскому социальному опыту.

3. Дано обоснование типу личности, в котором должны сочетаться гражданские качества, аккумулирующие положительные признаки отечественного и современного западного гражданского общества. При этом учтены достижения как зарубежной, так и отечественной теорий личности.

4. На основе этого, а также выявленных учеными теоретических и практических аналогий между ориентированностью развитых западных обществ на духовные постиндустриальные ценности и сложившимся отечественным коммунитарным опытом обоснованы инновационные подходы (принципы, идеи) к гражданскому воспитанию учащейся молодежи в новых социальных условиях.

5. Разработана технология гражданского воспитания студентов и школьников в новых социальных условиях, обеспечивающая информационность, активность, инициативность, ответственность личности как типичных гражданских качеств, что подтверждено экспериментальной проверкой.

Практическая значимость исследования. Обоснованные в диссертации положения могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических разработках по проблеме гражданского воспитания молодежи. Полученные результаты могут стать основой для концептуальных решений проблемы воспитания молодежи в изменившихся социальных условиях. Конкретные результаты исследования внедрены в практику обучения и воспитания студентов Якутского государственного университета, школьников Республики Саха (Якутия), повышения квалификации учителей региона.

Теоретико-методологиче-ские подходы и практические результаты использованы в обновлении всей системы общепедагогической подготовки студентов, в разработке новых спецкурсов, в частности, по сравнительной педагогике и экологическому образованию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования доложены и одобрены на многочисленных научных, конференциях: международных и республиканских (Москва, Санкт-Петербург, Якутск, 1993 -2002 гг.) По материалам исследования опубликовано 33 работы, в том числе 3 монографии, 3 учебных и научно-методических пособия. Под руководством соискателя защищена 1 кандидатская диссертация (мультикультурный аспект гражданского воспитания), ведутся исследования аспирантами и соискателями.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры педагогики Якутского государственного университета и объединенного совета по гуманитарным исследованиям Академии наук Республики Саха (Якутия).

Достоверность исследования обеспечена реализацией научной методологии, длительным наблюдением и анализом педагогической практики, научно-обоснованной экспериментальной проверкой, анализом, обобщением результатов и итогов работы, использованием научно-педагогических методов, соответствующих предмету, задачам и логике исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Аманбаева, Людмила Ивановна

Какие общие выводы можно сделать по результатам эксперимента?

- Получена устойчивая (в процессе эксперимента) положительная динамика в гражданском воспитании учащейся молодежи, что убеждает в главном: его основные принципы, идеи и технология разработаны правильно.

- Однако нельзя не отметить и того, что знания, поступки, переживания учащихся неустойчивы в том смысле, что подвержены сильнейшему влиянию среды, неблагополучных общественных условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершив изложение исследовательского материала, хотелось бы отметить, что рассмотрена лишь небольшая часть проблемы гражданского воспитания, очень сложной и требующей долговременного решения. Мир вокруг нас изменился до неузнаваемости и продолжает стремительно меняться, порождая сложнейшие социальные проблемы, требующие комплексного решения. Еще никогда человечество, и особенно наше общество, не сталкивалось со столь быстрыми качественными изменениями социальных явлений, и это, пожалуй, самая главная трудность, которую приходится преодолевать обществоведам при исследовании социальных проблем, что отражается и на характере педагогических исследований.

Исследование позволяет сделать следующие общие выводы и рекомендации.

1. В нем был применен прием сопоставления философско-социологических и психологических теоретических положений как западных, так и отечественных ученых на основании общечеловеческих (родовых) свойств личности. С методологической позиции такой подход правомерен, поскольку человек в любой общественной системе остается объектом исследования. Прав был В.А. Сухомлинский, считавший, что суть гражданского воспитания в «гражданском видении мира», то есть в совокупности взглядов, поступков, чувств, которая позволяет сформироваться личности, имеющей гражданскую культуру, как ценность человека, принадлежащего и к конкретному государству, и к миру людей вообще.

При всей разнице общественных условий, в которых складывались философские и социологические взгляды западных и отечественных исследователей, в рамках нашего исследования были найдены аспекты, могущие способствовать обоснованию принципов и идей гражданского воспитания молодежи в современных российских общественных реалиях. Эти аспекты связаны с особенностями гражданского общества, а также с предпосылками его развития в российском опыте, с возможностью сочетания положительного опыта западного гражданского общества и отечественного общества. Созвучное такому выводу мы находим и в философском наследии русского зарубежья: особенно в феномене B.C. Соловьева о «всеединстве» человеческого развития, возможного соразвития Запада и Востока (России), основанном на их прогрессивном общественном опыте; в идеях русских философов о самобытности и богатой духовной культуре русского народа, вокруг которого консолидированно развивались и другие народы России; во взглядах H.A. Бердяева о коммунитарности русского народа, которая должна быть преодолена, а не уничтожена (курсив наш). Эта мысль H.A. Бердяева, нам представляется, имеет глубокий смысл, который можно интерпретировать на основе современных тенденций общественного развития наиболее процветающих стран мира. Первая тенденция выражена в коммунитарных признаках гражданского общества: взаимовыручке, взаимодоверии, социальной солидарности граждан, которые известный американский исследователь Р.Патнэм определил, как «жизненную силу» гражданского общества. Вторая тенденция связана с постиндустриальными особенностями гражданского общества. По теории Д.Белла и др. (в отечественной науке ее приверженцем является B.J1. Иноземцев) человеческое общество эволюционирует в постиндустриальное, когда создается высокоразвитая экономическая база, способствующая расцвету социальной сферы, изменению характера трудовых отношений, в котором ценятся творческие, духовные связи между их субъектами, и в целом создаются условия для подлинной свободы личности.

Теория постиндустриального общества Д.Белла - одна из немногих западных доктрин, основанная на таком методологическом фундаменте, который позволил автору дать глубокий, разносторонний анализ общественного состояния развитых стран и составить прогноз их развития на ближайшее будущее (период 70 - 90-ые годы XX века). Д.Белл относит себя к «постмарксистам», считая методологию марксизма наиболее удачной из всех, когда-либо выработанных человеческим интеллектом. В исследованиях B.JI.

Иноземцева также доказывается близость методологий Маркса и Белла и верность основных положений прогностической теории последнего.

Таким образом, с достаточно высокой долей вероятности можно определить, что тот социальный опыт, накопленный Россией в период до 90-х годов и потенциал которого еще не исчерпан и проявляется главным образом, в менталитете российского народа, должен быть использован для «преодоления» всего того, что мешает нам эволюционировать в гражданское общество с его наиболее прогрессивными признаками. Отсюда, становится ясным необходимость выдвижения двух важных принципов гражданского воспитания молодежи: актуализация идей гражданского общества и сочетание духовности народа, его позитивного социального опыта с культурными ценностями гражданского общества.

2. При сопоставлении основных положений психологических учений западных и отечественных исследователей обращено внимание на тот факт, что наиболее известные западные теории были разработаны в периоды общественных кризисов, и имеют четкую практическую и психотерапевтическую направленность (бихевиоризм, фрейдизм, неофрейдизм, гуманистическая психология). Это очень важный вывод для современной отечественной ситуации. В связи, с чем мы сочли необходимым при психологическом обосновании принципов и идей гражданского воспитания учащейся молодежи выделить те положения западных исследователей, которые помогают решить, в основном, социально-адаптационные вопросы. Они положены в основу третьего принципа гражданского воспитания молодежи -актуализации возможностей самой личности. Из отечественной психологии использованы положения, исходящие из фундаментальной мысли С.Л. Рубинштейна: значительность личности определяется не только ее свойствами, но и «значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает». Это подтверждает наше пристальное внимание к особенностям новых российских общественных реалий в констексте происходящих в мире процессов.

3. Теоретические основы, представленные вышеизложенными моментами, составили суть инновационных подходов (принципов, идей) и технологии гражданского воспитания учащейся молодежи (студентов и школьников), разработанной с учетом возрастных особенностей, социального опыта и характера деятельности этих групп. Экспериментальное исследование доказало их правомерность.

Технология гражданского воспитания студентов, включающая элементы информированности, разнообразной интеллектуально-практической деятельности и рейтингового контроля их знаний и умений, показала в целом свою эффективность, которая выразилась в том, что у студентов:

- сложилось устойчивое представление о гражданском обществе и о современных особенностях его развития: коммунитарных признаках, обеспечивающих социальную направленность в политике государства, интереса граждан к духовным ценностям общества;

- расширился социально-культурный кругозор, особенно в понимании глобальных интеграционных процессов, в том числе в области образования и воспитания, существа современных реформ в области образования, сдвигов в сторону внимания к нравственно-гражданскому воспитанию молодежи;

- появилась активность и инициативность в учебной и общественной деятельности, что стало проявляться в повышении качества успеваемости по педагогике, в более устойчивом интересе к воспитательной работе со школьниками, особенно ее гражданской направленности, к шефской работе с «трудными» и социально-запущенными детьми.

Технология гражданского воспитания учащихся, включающая коллективистскую направленность (создание «коллектива единомышленников»), нравственно-гражданскую духовную насыщенность, разнообразную практическую деятельность современного характера (волонтерство, партнерство школа-социум и т.п.) и поликультурность, также дала положительные результаты и обеспечила следующие качественные личностные изменения школьников:

- расширился их общественно-политический кругозор, в чем сыграла роль информированность о событиях, происходящих в мире и стране, осмысление глобальных социальных противоречий и жизни, культуры западного гражданского общества;

- стали более инициативными и активными в учебной, но особенно в общественно значимой деятельности (в помощи нуждающимся, своей родной школе и социуме, в улучшении экологии собственной жизни и окружающей среды, в целом для улучшения среды своей жизни);

- осознали смысл того, что значит быть гражданином, иметь гражданскую позицию, особенно если соотнести эти понятия с опытом и культурой западного гражданского общества;

- стали более сентизивными к социальным созидающим преобразованиям.

Вследствие всего этого можно говорить о постепенном формировании информированного гражданина» - личности владеющей не только сведениями глобального масштаба, но и стремящейся и умеющей анализировать общественные события и явления, сопереживать им и направлять свой интеллект в созидающее русло в целях улучшения жизни вокруг себя. В результате формируется ответственность и активность, как наиболее типичные гражданские качества. Именно этих качеств так не достает в нашей жизни, и в то же время именно они являются еще одной «жизненной силой» современного гражданского общества.

4. Исследование показало, что в организации процесса гражданского воспитания учащейся молодежи большую значимость также приобретают практико-ориентирующие подходы, выражаемые в разнообразии направлений и форм воспитательной работы со студентами и учащимися.

У студентов это выразилось в создании системы общепедагогической подготовки с четко выраженной гражданской направленностью: единство учебной, практической, общественно значимой и научно-исследовательской деятельности на основе интеллектуальной информации, актуализирующей идеи и культуру гражданского общества, а также гражданскую культуру педагогов, общественных и прогрессивных деятелей. Обращалось целенаправленное внимание на формирование креативности мышления студентов, аналитичности в восприятии информации, в том числе идущей по электронным средствам связи.

У школьников практическая направленность гражданского воспитания проявилась в комплексной работе, в которой воедино сплелись такие формы, как историко-музейные, производственные (кооператив, группа милосердия, волонтерские отряды, лагеря труда и отдыха и т.п.), экологические, особенно оздоровительные и природоохранительные, художественные (студии, объединения, кружки). Чем разнообразнее практическая деятельность, тем больше мыслей, чувств, поступков, убеждений, усиливающих гражданские качества личности.

5. Экспериментальное исследование убедило в правильности исходных теоретических позиций его организации, правомерности избранных методик выявления результативности предложенной теоретико-технологической системы гражданского воспитания учащейся молодежи.

Экспериментом выявлены закономерные причинные связи следующего характера: анализ современной социальной ситуации и сложившегося стереотипа гражданского воспитания молодежи определил характер теоретических изысканий; теоретическое обоснование определило адекватные требованиям социальной практики научно-практические подходы к гражданскому воспитанию молодежи, которые позволили разработать его технологию; последняя обеспечила формирование гражданских качеств студентов и школьников, отражающих коммунитарные признаки и духовные ориентиры как гражданского общества, так и отечественного общества (взаимоподдержка, коллективистские усилия).

6. Вместе с тем, эксперимент показал, что необходима система гражданского воспитания школьников, которая бы пронизывала всю школьную жизнь, включая: и учебный процесс. Стало очевидным, что информация, получаемая ими во виеучебной деятельности недостаточна, носит фрагментарный характер. Процесс гражданского воспитания должен быть представлен специальным курсом граждановедения, как это делается в развитых странах. Это бы позволило систематизировать специальные теоретические знания. Подобное направление в нашей стране разрабатывали и весьма успешно апробировали еще в конце 80-х годов А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов, но, к сожалению, оно до сих пор не внедрено в массовую практику. Только целостный процесс гражданского воспитания школьников, имеющий государственный подход (в сочетании курсом граждановедения), может быть эффективным, как впрочем и весь воспитательный процесс. Он настолько важен, что не может решаться частными усилиями исследователей и энтузиастов.

7. В результате исследования можно предложить следующие научно-практические рекомендации (одна из них определена выше в связи с итогами эксперимента).

- Необходимо объектное осмысление гражданского воспитания в зависимости от изменившихся социальных условий, что должно решаться в контексте с определением идеологии общества и новой парадигмы воспитания; это требует специальных исследований.

Данная рекомендация, казалось бы, не требует доказательств, однако совершенно очевидно, что воспитание гражданина должно быть связано со всей стратегией жизни общества и государства, и наше исследование обосновало это теоретически, в рамках своего предмета. Какой бы ни была технология гражданского воспитания молодежи, она. не может дать полноценный социальный эффект без создания единой общественной, воспитательной среды, без создания государства, объединяющего граждан для созидания и прогресса.

- В процессе гражданского воспитания молодежи необходимо формировать новый тип личности - гражданина, ориентированного на духовные ценности.

Во-первых, этого требуют социальные противоречия, которые принимают такой характер, когда все больше ценится личность, обладающая не столько индивидуалистскими, сколько коммунитарными качествами, личность, умеющая принимать практические решения не только на пользу себе, но и другим, всему обществу.

Во-вторых, в постиндустриальном обществе формируется новый тип свободы, обеспеченный новым характером отношений в материальном производстве: высвобождением времени для духовного роста человека, что становится все более пенимым социальным явлением.

В-третьих, в ментальности российского народа, в т.ч. и у молодежи, сохраняется духовный потенциал, основанный на коллективистской культуре, который может быть востребован в формировании нового типа личности -гражданина-созидателя. И это доказано реализованной нами технологией гражданского воспитания молодежи.

- Процесс гражданского воспитания учащейся молодежи должен представлять единую систему, нацеливающую на реализацию положительного отечественного воспитательного потенциала и потенциала самой личности, как ее социализации (адаптации) в новых общественных условиях.

В исследовании показано, что отечественный воспитательный потенциал имеет огромное значение для гражданского воспитания молодежи, его востребованность в кризисных условиях - необходимое условие разрешения данной проблемы. Без преемственности с прошлым не может быть ни настоящего, ни будущего.

В то же время мы обосновали, что очень важно сделать акцент на возможности самой личности. Зарубежными исследователями, особенно неофрейдистами доказано, что в кризисных условиях человек и большие общности людей испытывают трудность невротического характера из-за нарушения сложившейся социальной идентичности. Это очень опасно особенно для молодежи, подростков. Именно в такое время надо оказать им действенную помощь посредством веры в собственные силы, веры в собственное «я», что мы предусмотрели специально в своей технологии гражданского воспитания и получили положительные результаты. Сложившуюся десятилетиями социальную идентичность людей нельзя пытаться разрушить столь быстро, как это делается у нас. Это процесс очень длительный, если вообще возможный. Следовательно, воспитательный потенциал прошлого, особенно недавнего, социалистического, необходимо использовать, чтобы не нанести вред не только формированию личности, но и здоровью российской нации в целом.

Таким образом, итогом нашего исследования являются изложенные выше научно-практические выводы и рекомендации общего характера, это определяется особенностью предмета исследования. Гражданское воспитание молодежи не может решаться частными подходами, каким является даже самая совершенная технология (конечно же, мы не относим к ней свою, а имеем в виду общность проблемы), оно требует усилий всего общества, требует государственного подхода: разработки общей стратегии воспитания, молодежной политики, соответствующего данным целям внимания к нуждам школы в широком смысле. Наши исследования должны способствовать этому, что мы и попытались сделать.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Аманбаева, Людмила Ивановна, 2002 год

1. Аристотель Политика //Соч. М., 1983. - Т. 4. - 631 с.

2. Гегель Г.В. Феноменология духа. М., 1959. - 264 с.

3. Кант И. О педагогике //Трактаты и письма. М., 1980.

4. Маркс К., Энгельс Ф. //Из ранних произведений. -М., 1976.

5. Платон//Соч.: в 3 т. ч. 1.-M.J971.* *

6. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.

7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности.: Избр. психол. труды. -М. Воронеж, 1999. - 271 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 300 с.

9. Адлер А.О. Воспитание детей: взаимодействие полов. Пер. с англ. Ростов н/д.: Феникс, 1998.-412 с.

10. Адлер А.О. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1996. - С. 12-67.

11. Аманбаева Л.И. К постановке проблемы гражданского воспитания //Народное образование Якутии. 1999. - № 3.

12. Аманбаева Л.И., Афанасьева С.Е. Нравственное воспитание школьников в лагере труда и отдыха //География в школе. 1989. - № 3. - С. 25 - 27.

13. Аманбаева Л.И. Организация личностно-ориентированного обучения в целях формирования гражданских качеств личности //Современные технологии обучения: Тез. Докл. VII международной конф. СПб. - 2001. -С. 83 - 84.

14. Аманбаева Л.И. Парадигма проблемы воспитания (к концепту научного исследования) //Наука и образование. Якутск, 2001. - № 3. - С. 47 - 50.

15. Аманбаева JI.И. Теоретические основы гражданского воспитания учащейся молодежи в новых социальных условиях. М.: Академия, 2001. - 190 с.

16. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человеказнания /Под ред. A.A. Бодалева. -М. Воронеж, 1996. - 384 с.

17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

18. Анисимов В.М. Полиглоссия. Поликультура. Полинационализм //Республика Саха (Якутия). 1994. - 31 мая.

19. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978.-269 с.

20. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997. - 373 с.

21. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. -М.: Наука, 1974.-359 с.

22. АнцыфероваЛ.И. Психология личности, как развивающаяся система //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 3 - 11.

23. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу //Вопросы психологии. 1973. - № 4. - С. 173 - 180.

24. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона /Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. С. 212 -243.

25. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание направление для дальнейших исследований //Полис. - 1995. - № 3.

26. Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор // Философские науки. 1972. -№ 4. - С. 70 - 80.

27. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

28. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна //Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 96 - 109.

29. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. - 221 с.

30. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. Под ред. Иноземцева B.JI. М.: Академия, 1999.-783 с.

31. Беляев A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997.

32. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

33. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре. -М: Наука, 1990. С. 43 -272.

34. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

35. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. 421 с.

36. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1995,- 190 с.

37. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. СПб., 1999.

38. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч.: В 2-х т. /Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - т. 1. - 304 с, т. 2 -399 с.

39. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: изд. Воронеж, ун-та, 1990. -141 с.

40. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.: МГУ, 1991.- 125 с.

41. Бодал ев A.A. Окоммуникативном ядре личности //Советская педагогика, 1990.-№ 5.-С. 77-81.

42. Бодалев A.A. Психология личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.

43. Бодалев A.A., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Педагогика. 1991. - № 5.

44. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

45. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1996. - 256 с.

46. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. -М: Знание, 1979. 39 с.

47. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности //Опыт разработки концепции воспитания: В 2 ч. Ростов н/Д: ОИУУ, 1993, ч. 1. - С. И - 42.

48. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

49. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 2001. - № 1. - С. 17.

50. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика. 1996. - № 5. - С. 73 .

51. Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования. М.; 1998. - 152 с.

52. Ботвинников А.Д. Об организации и методах деятельности исследователя //Советская педагогика. 1981. - № 1. - С. 85-93.

53. Боуэн М. В.-Б. Духовность. Мультикультурное образование: цели измерения //Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. Вып. 4. -С. 15-19.

54. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19.

55. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Якутск. 1995.

56. Винокурова (Аманбаева) Л.И. Образовательно-воспитательное значение знаний о территориально-производственных комплексах //География в школе. 1984. - № 4.

57. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации /Отв. Ред. Е.С. Кузьмин. Новосибирск: Наука, 1992. - 141 с.

58. Винокурова У.А., Лапина З.Г., Шилин К.И. Жизнь творенье человека: Япония - Россия - США: это-синтез культур. М.: Очаг, 1995. Кн. 1. - 199 е., Кн. 2.-236 с.

59. Вентцель К.Н. Свободное воспитание //Сборник избранных трудов. М., 1993. 135'с.

60. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция. М., 1995.

61. Воскресенская Н.М. Реформа школьного образования в Великобритании //Педагогика. 1991. - № 8. С. 134 -140.

62. Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990.

63. Вульфсон Б.Л. Проблемы европейского воспитания //Педагогика. 2000. -№2.-С. 71 .

64. Вульфсон Б.Л Эрих Фромм о воспитании //Советская педагогика. 1991. -№ 11.

65. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.

66. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософизме: Иван Ильин против Андрея Белого //Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 98 - 105.

67. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. 1991. - № 7.68

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.