Информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна

  • Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 132
Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна. Информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития современного общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2009. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 11 АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО

КОММУНИКАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБЩЕСТВЕ

1.1. Теоретические традиции исследования информационно-коммуникационных взаимодействий в обществе

1.2. Информационно-коммуникационные взаимодействия как проблема социальной философии

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В

СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Социальные аспекты информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе

2.2. Виртуализация - имманентный признак современного общества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития современного общества»

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 11 АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБЩЕСТВЕ

1.1. Теоретические традиции исследования информационно-коммуникационных взаимодействий в обществе 11

1.2. Информационно-коммуникационные взаимодействия как проблема социальной философии 35

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В 50

СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Социальные аспекты информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе 50

2.2. Виртуализация - имманентный признак современного общества

81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств.

Первое. Под влиянием глобальных изменений, затронувших все мировое пространство, современное общество находится на этапе быстрого распространения новых информационных технологий. Бурный технический прогресс вызвал исключительное ускорение информационно-коммуникативной глобализации в мире. Спутниковая связь, телевидение, мобильная телефония, Интернет делают границы, отделяющие людей друг от друга условными, устраняют привязанность людей к определенной территории, объединяют их в единых общемировых информационном, политическом, экономическом, культурном, интеллектуальном и духовном пространствах.

Второе. Технологические достижения в области обработки, передачи, хранения и использования информации привели к увеличению роста информационного обмена до уровня ранее не известного истории. Вместе с тем изменения в технологиях информационного взаимодействия привели к глубоким социальным и культурным трансформациям, позволяющим констатировать наличие глобальных тенденций перехода от традиционной модели к современной, основанной на знаниях, что позволило назвать этот тип социального развития «информационным обществом».

Третье. Интенсивный рост коммуникаций носит непрерывный характер и уже миллиарды людей участвуют в обширных коммуникационных процессах, которые с полной уверенностью можно назвать глобальными. С другой стороны, стало очевидным, что характер коммуникации человека в современном обществе полностью зависит от той информации, которую он получает, при этом ее продуцирование зачастую остается скрытым для потребителя и не поддающимся контролю извне процессом.

Таким образом, актуальность анализа информационно-коммуникационного взаимодействия определяется необходимостью социально-философского осмысления особенностей развития современного информационного общества, С а также трансформации его коммуникаций на уровне отдельного индивида, социальной группы и общества в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Многие аспекты коммуникации с философско-методологической стороны отражены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Коммуникация, как один из элементов системы социальных взаимодействий, окончательно сформировавшийся лишь к 50-м годам XX века, не является некой философской инновацией. Весь ход истории развития гуманитарной мысли способствовал этому. Изучение вопросов коммуникации началось довольно давно, еще в античной Греции, и было акцентировано преимущественно на проблеме общения. Этой проблемой занимались такие выдающиеся умы как Сократ, Платон и Аристотель, позже Ф.Аквинский, Б.Спиноза и др.1

Французские материалисты XVIII века К.Гельвеций, П.Гольбах объясняли л общение как свойство человеческой природы. В отечественной философии этого периода отдельные аспекты общения затрагивались в трудах Д.И.Писарева и А.Н.Радищева. Особое место в исследовании общения принадлежит немецким философам - Л.Фейербаху, К.Марксу и Ф.Энгельсу.4 Они рассматривали общение как проявление общественных отношений и отношений между отдельными индивидами.

1 Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.: Политиздат, 1976; Платон. Государство. - Соч. Т.З, ч.1. М.: Мысль, 1971; Платон. Апология Сократа. Избранные диалоги. М.: Политиздат, 1965; Аристотель. Риторика. - Спб.: Политиздат, 1989; Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. Т.1. М.: Политиздат, 1975.

2 Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х тт. - Т.2. М.: Политиздат. 1974; Гольбах П. Избр. произв.: В 2 т. М.:, 1963. Т. 1

3Писарев Д.И. Полное собрание сочинений Д.И.Писарева. Т.1-10. М.: Наука, 2000-2005; А.Н.Радищев и литература его времени: Сб. «XVIII век». - Вып. 12. - Л.: Наука, 1977; Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А.Грицанова. - М.: ACT, 2001. - С.780, 846.

4 Фейербах JI. Основные положения философии будущего. // Фейербах JI. А.Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.1. - М., 1955; Фейербах Л. Сочинения: В 3-х т. - М.: Мысль, 1974; Маркс К., Энгельс Ф. .Избранные сочинения: В 9 т.; Ин-т истории партии при ЦК КП Азербайджана - фил. Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 1988; Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм //Вопросы философии, № 2, 2002.

Вопросами общения занимались ученые советского периода, такие, как А.М.Агальцева, А.А.Брудный, Л.П.Буева, Е.Г.Злобина, Б.Ф.Поршнев, А.В.Резаев, В.М.Соковнина и др.1

Аспекты различения общения и коммуникации уделяли большое внимание Е.Д.Жарковым и М.С.Каганом . Следует отметить, что весьма углубленно проблема коммуникации изучается специалистами на стыке социальной философии и психологии. Это работы Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.3

Большое число работ посвящено анализу различных видов социальной коммуникации. Так, методологические аспекты коммуникации посредством масс-медиа освещаются в работах О.К.Валитова, В.П.Терина и др.4; межличностная коммуникация рассматривается в работах М.Арджайла, А.Ю.Борисова, Э.Гофмана, Н.С.Данакина;5 изучению коммуникации личности в современном обществе посвящены работы Д.Г.Мида и Э.Мунье.1

1 Агальцев A.M. Общение и его внутренняя противоречивость // Проблемы диалектики/ Ред. Ф.Ф.Вяккерев, В.В.Ильин. - JL: Изд-во ЛГУ, 1973. - Вып.З. - С.102-106 Брудный A.A. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. С.165-182; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.:Наука,1979; Резаев A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, Иваново: Политинформ, 1993; Соковнин В.М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). — Фрунзе: Мектеп, 1974.

2 Жарков Е.Д. Некоторые философские проблемы моделирования процессов общения: автореферат канд. дисс. - Одесса, 1970; Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988; Каган М.С. Человек как субъект общения. - Л.: ЛГУ, 1979.

3 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980; Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1998; Бодалев A.A. Психология общения. -М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996; Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Педагогика, 1983.- Т.З; Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2 х т. - Т. 1, М.: Периодика, 1983

4 Валитов O.K. Информация в жизни общества. Уфа, 1996; Валитов O.K. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2004; Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации //Социологические исследования, 1997, № 11; Терин В.П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие. М.: МГИМО МИД РФ, 2000.

5 Арджайл М. Язык взгляда // Наука и жизнь. - 1984. № 1. - С. 119-122; Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М.: RISC, 1998; Гофман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц - Кучково Поле. 2000; Данакин Н.С, Хухрак М.

Большой вклад в изучение соотношение понятий коммуникации и информации внесли труды М.Кастельса, К.Ясперса, Ю.Хабермаса.2 Грани многоаспектного понятия информация посвящены работы Н.Винера, Л.Бриллюэна, А.Моля, К.Шеннона, У.Эшби, А.Яглом.3

Специфика коммуникации в информационном обществе была детально проанализирована Д.Беллом, Д.Рисменом, О.Тоффлером, В.Мартином, Е.Масудой.4.

Данная проблема активно изучается и современными российскими учеными. Для нас оказались полезными труды Р.Ф. Абдеева, B.JI. Иноземцева, А.И. Левина, И.С. Мелюхина, H.H. Моисеева, В.В.Ратиева, В.С.Степина и др., посвященные специфике коммуникации в информационном обществе.5

Правила и методы коммуникативной оптимизации//Социальная коммуникация. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.

1 Mead George. Mind, Self and Society. Chicago, 1936; Мунье Э. Манифест персонализма. - M.: Республика, 1999.

2 Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И.Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991; Habermas J. The Theory of communicative action /Transi, by McCarthy Thomas,-Vol.1.-Boston, 1984; Vol.2.- Boston, 1987.

3 Бриллюэн Л. Наука и теория информации. - М.: Физматтиз, 1960; Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. - М.: Мир, 1966; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М., 1966; Шеннон К. Работы по теории информации. — М.: Издательство иностранной литературы, 1966; Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: ИЛ, 1959; Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. Пер. с англ. - М.: Мир, 1966; Яглом A.M., Яглом И.М. Вероятность и информация. - М.: Наука, 1973.

4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999; Risman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / E.Larrabee, R.Meyersohn, eds. 1958; Тоффлер О. Третья волна. - M.: ACT. 1999; Martin W.J. The Global Information Society. Albershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt., USA: Gower, 1995; Масуда E. Информационное общество как постиндустриальное общество. M.: КомКнига, 2006.

5 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос. - 1994; Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2000. № 1; Левин, А.И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы, противоречия // Философские науки.— Б.м. - 2004.-№9; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ. - 1999; Моисеев H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Полит, исследования. — 1993. — № 3. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Языки русской культуры. - 2000; Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь «массового» и «информационного» общества // Социально-гуманитарные знания 2007 .№1; Степин B.C. На пороге третьей цивилизации / В. Степин // Знание-сила.- 2006 .№6.

Принципиальное значение для понимания проблемы информационно-коммуникационных взаимодействий имело знакомство с работами, анализирующими коммуникацию в условиях трансформации современного российского общества. К их числу относится: труды Т.А.Алексеевой, Д.М.Азаматова, О.А.Беленковой, Л.А.Беляевой, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, С.Г.Кара-Мурзы, В.В.Козловского, А.В.Лукьянова, Г.В.Митиной, Д.А.Нуриева, З.Я.Рахматуллиной, Ф.С.Файзуллина, И.В.Фроловой, М.Т.Шафикова и др.1.

Большую роль в осмыслении указанной проблемы сыграли исследования в области методологии социального познания Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Б.С. Галимова, В.Е. Кемерова, А.Б. Курлова, А.С.Панарина, С.М.Поздяевой, В.Г.Федотовой и др.2.

1 Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С.58-65; Азаматов Д.М. Философский взгляд на проблемы власти / Азаматов Д.М., Свириденко A.A. - Уфа: БГУ, 2002; Беленкова O.A. Антропологический фактор социального управления в социохозяйственной сфере общественного производства: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. -Москва, 2004; Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2001. № 6. - С. 43-53; Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000; Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995; Лукьянов А. В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. - Уфа: БашГУ, 1993; Митина Г.В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе: автореф. дисс. на соискание уч. степени кандидата филос. наук. - Уфа, 2005; Нуриев Д.А. Место и роль языка в жизнедеятельности человека // Вестник БашГУ. - Уфа, 1997. № 3; Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания. - Уфа: РИО БашГУ, 2002; Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентиры современного поколения // Ватандаш. - 2009. - № 4; Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций.// Москва: Наука, 2008; Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. - Уфа, 2005; Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук - Уфа, 2006.

2 Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М.: Мысль, 1988; Барулин B.C. Социальная философия. -М.:ФАИР-ПРЕССД999; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1984; Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. - М.: Политиздат, 1977; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. - Уфа:Автор-Проект, 2000; Панарин A.C. Искушение глобализмом. - М.: Русский национальный фонд, 2000; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ) - Уфа: БашГУ, 1998; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. - М.: ИФРАН, 1997.

Наряду с анализом традиционных форм коммуникации, ученые все больше внимания уделяют новым формам, в том числе через систему Интернет1. Среди них можно назвать имена Э.Дайсона, А.Мартена, А. Турена и многих других современных исследователей2.

Изучению специфики коммуникации в Интернете посвящены работы М.Анри, Г.С.Батыгина, В.М.Быченкова, Р.Говарда, М.Кастельса и Э.Киселевой, C.B. Михайлова, М.Морриса, А. В.Назарчука и др.3

Несмотря на столь большое количество работ, посвященных информации и коммуникации, на наш взгляд, недостаточно исследованы социально-философские аспекты проблемы информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе. Это и определило выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования — современное общество.

Предмет исследования - информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития современного общества.

Целью диссертации является исследование особенностей информационно-коммуникационных взаимодействий как атрибута развития современного общества.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1 Алексеев, А.Н. Дневник и письмо как формы социальной коммуникации // Философские науки.- Б.м. - 2008. № 8; Михайлов С. В. Интернет как социальное явление: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. - Ульяновск, 2003.

2 Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета.- М: Бизнес и компьютер, 1998; Мартен А. Поговорим об Интернете // Наука и религия - 2006, № 10; Турен А. Возвращение человека действующего. - М.: Научный мир, 1998.

3 Анри М. Поговорим об Интернете // Наука и религия.- Б.м. - 2006. N 10; Батыгин Г.С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве. batygin@isras.rssi.ru; Быченков В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001; Говард Р. Умная толпа: новая социальная революция. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006; Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М.: Бизнес и Компьютер, 1998; Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России - 2001.- №1; Михайлов C.B. Интернет как социальное явление: автореф. канд. филос. н. -Ульяновск: Ульяновск, гос. технич. ун-т, 2003; Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. - 1996 - № 1; Назарчук, А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008 . №7.

•проанализировать теоретические традиции исследования информационно-коммуникационных взаимодействий в обществе;

•исследовать информационно-коммуникационные взаимодействия как проблему социальной философии;

•проанализировать социальные аспекты развития информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе;

•показать влияние виртуализации на жизнь современного общества. Методологическая основа исследования. Определяющими для данной работы являются системный и информационный подходы к анализу информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе. В диссертационном исследовании также используются элементы социокультурного и аксиологического подходов.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором: •обосновано функциональное назначение информационно-коммуникационных взаимодействий, выступающих как средства получения базовой витальной и инструментальной информации в условиях современного общества;

•выявлены социальные аспекты информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе, заключающиеся в существенном изменении качества жизни людей, обусловленном процессами информационной интеграции;

•определены особенности становления информационнокоммуникационного пространства в условиях глобализации, характеризующиеся неуклонным ростом и доступностью информации для широкого круга лиц;

•доказано, что виртуализация является имманентным признаком современного общества, выступая как замещение реальности какими-либо образами; при этом виртуальный мир не несет в себе систему запретов и регламентаций, что освобождает человека от следования общественным нормам.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты могут иметь определенное значение для решения практических проблем, связанных с совершенствованием и развитием информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе. Выводы диссертации могут выполнять методологическую роль для конкретных исследований в области социальной философии, социологии, культурологии, этики, психологии и педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы в процессе разработки специальных курсов для студентов вузов, а также в практической деятельности социальных работников, специалистов по связям с общественностью, педагогов и психологов.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы автором на ряде научных конференций, в том числе: всероссийской конференции «IV Садыковские чтения» (Уфа, 2008 г.); всероссийской конференции, посвященной 100-летию Башгосуниверситета «Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика» (Уфа, 2009 г.); республиканской конференции молодых ученых (Уфа, 2008г.); региональной конференции «Философия. Наука. Образование» (Иваново, 2008 г.); региональной конференции «Чудиновские чтения» (Бирск, 2008 г.); региональной конференции «Наркомания в глобализирующемся мире» (Уфа, 2008 г.), а также отражены в 6 публикациях автора общим объемом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, включающего 250 наименований. Общий объем диссертации - 130 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в диссертации проблемы и полученные результаты показывают, что развитие информационно-коммуникационных представлений в рамках социальной философии приобретают важное значение в современном процессе познания. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд теоретических и методологических социально-философских положений и принципов, сделать выводы, имеющие принципиально актуальное значение как для разработки общего социально-философского учения об информации, так и для развития социальной философии в целом.

Анализ эволюции информационно-коммуникационного взаимодействия между людьми, мы начали с изучения давних времен, когда о коммуникации никто не слышал и даже не знал этого слова, зато было хорошо известно слово «общение». Нами доказано, что понятие «общение» стало привлекать внимание философов очень давно, еще со времен античности, в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Хотя в последующие эпохи его смысловое содержание не менялось, только во второй половине XX столетия термин «общение» вступил в конкуренцию с новым понятием - «коммуникация».

Если первоначально философы общение сводили к контакту с Богом, а не с другими людьми, то в эпоху Возрождения, и особенно Нового времени, общение стали рассматривать как свойство человеческой природы, где основой поведения человека был его интерес или польза. Поэтому под общением понимались только личные (персональные) или межличностные взаимоотношения между индивидами.

Начиная с эпохи Просвещения, общение становится характеристикой не только материальных, но и духовных контактов между различными социальными субъектами (К.Гельвеций, П.Гольбах). В отечественной философской традиции этого периода отдельные аспекты общения затрагиваются в трудах А.Н.Радищева, Д.И.Писарева, которые считали его одной из важнейших достоинств человека.

Особую значимость приобретают исследования немецкой классической философии, рассматривающие общение как потребность человека, формирующуюся в процессе социальной деятельности (Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс).

Однако наступило время, когда термин «общение» потерял былую актуальность, а в научный оборот со второй половины XX столетия был введен новый термин - «коммуникация». Это произошло тогда, когда человечество все сильнее стало ощущать влияние такого социального явления как «информационный взрыв», результатом которого стали новые формы и виды коммуникации.

Анализируя объем понятий «коммуникация» и «общение», мы приходит к выводу, что они не покрывают и не заменяют друг друга. Общение лишь одной своей стороной, а именно информационной, входит в структуру понятия «коммуникация».

Общим для всех определений «общения» является его понимание как способа (формы) осуществления взаимосвязи людей в процессе материального и духовного производства, акцентирование внимания на процессе взаимодействия и взаимовлияния индивидов, в результате которого происходит их обмен деятельностью, опытом, чувствами, настроениями, способностями, умениями и навыками. Другими словами, общение - это такой процесс, при котором индивиды не только обмениваются результатами своей деятельности, но и духовно обогащают друг друга.

Нами обосновано, что коммуникация - это более широкое понятие, обозначающее многообразие связей и взаимодействий, содержащее в себе все виды и способы общения. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Поскольку коммуникация также многообразна по своим определениям, как и общение, в работе делается попытка выделить ее черты через различные философские теоретические традиции. Экзистенциалисты рассматривают коммуникацию как сознательно устанавливаемую взаимозависимость субъектов. Так, у К.Ясперса в его «экзистенциальной коммуникации» прослеживается мысль о первичности общения как универсального условия человеческого бытия, предшествующего деятельности людей (человек не может стать самим собой, не вступая в общение). Разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, Ю.Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса. Персоналист Э.Мунье трактует коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства «другого».

Новым теоретическим подходом, который соединяет коммуникацию и информацию является теория информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер, М. Кастельс), которая рассматривает средства информации в качестве стимула и источника социального развития и коммуникации.

Таким образом, мы показали, что понятия «общение» и «коммуникация» являются родственными, а элементом, соединяющим их смысловые значения является понятие «информация». С одной стороны, общение - это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. С другой стороны, не существует коммуникации вне процессов общения, а оно, в свою очередь, связывает людей передаваемой информацией. В зависимости от трактовки понятия «информация» можно получить и различные представления о коммуникации и общении, полагает автор.

Трудность анализа заключается в том, что информация также не имеет общепринятого определения. В философии существуют два различных подхода - атрибутивный и функциональный. «Атрибутивисты» квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. «Функционалисты», напротив, связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Невозможно игнорировать доводы «функционалистов» о том, что понятие информации имеет смысл только в сочетании с понятиями «цель», «принятие решений» и «управление». В свою очередь, принятие правильного решения и построение эффективного управления возможно только при наличии успешных коммуникаций. Именно поэтому функциональный подход к определению понятия информации является для диссертанта более обоснованным.

В ходе исследования мы осуществили попытку выявить социально-философский потенциал понятия «информационно-коммуникационные взаимодействия». Для этого мы обстоятельно исследуем два понятия — информационное пространство и коммуникационное пространство, которые являются базой для дальнейшего исследования. Мы показываем, что информационное пространство - это некая совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, которые функционируют на основе общих принципов, обеспечивают информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей граждан.

В свою очередь, коммуникационное пространство - это вся совокупность общественных отношений, а также совокупность символических отношений между человеком и окружающей его действительностью (природной и социальной); с его помощью происходит упорядочивание жизнедеятельности социальных агентов и формирование внутренней структуры общества.

Коммуникационное пространство актуализируется нами как сфера, внутри которой располагаются взаимосвязи, обеспечивающие системные качества социума (это связь между статусом, ролью, образом жизни и ценностями, нормами, ожиданиями, идеями и т.п., а также связи, возникающие в результате взаимодействия). Предметы и явления, в том числе и человек, располагаются в данной сфере согласно ее законам функционирования и взаимодействия.

Анализ исторических форм коммуникации позволил автору показать их эволюцию и преемственность: устная, письменная, книжная, компьютерная. Сравнение этих форм позволило прийти к выводу, что первая фаза - устная, позволила оперативно осуществлять информационный обмен; вторая фаза -письменная, помогла решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность обеспечить связь прошлого с будущим; третья фаза — книжная, дала возможность массового тиражирования информации и обеспечила сохранение авторства, интеллектуальной собственности, а также существенно расширила пространство распространения информации и оперативный обмен ею. Возникновение четвертой фазы - компьютерной, позволило существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса, сформировать визуально-образную культуру. При этом в работе детально описывается Интернет как порождение компьютерной фазы, форму киберпространства - некой идеалистической субстанции, порождающей новый вид культуры - киберкультуру, отличающуюся специфическим языком, традициями и символикой.

Мы полагаем, что важнейшими функциями коммуникации в рамках современного общества являются: познавательная, прогностическая, практическая; также он выделяет и ряд других. С их помощью можно ответить на вопросы: что представляет собой информационно-коммуникационное пространство; в силу каких причин происходят те или иные изменения и др.

Познавательная функция представляет собой описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию. Данные процедуры позволяют воспроизвести изучаемый объект, определить его границы, связи и элементы. Полученные сведения воспроизводят лишь внешнее, поверхностное представление об объекте, недостаточное для объяснения его глубинных, сущностных черт. Именно поэтому познавательная функция направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена и их взаимодействия.

Прогностическая функция является одной из наиболее значимых. Она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития информационно-коммуникационных взаимодействий; во-вторых, своевременное проведение научных экспертиз, разработанных и вводимых технических систем коммуникации, с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьйх, моделирование коммуникационных и информационных процессов в обществе с целью определения вероятных последствий и результатов их применения.

Практическая (инструментальная) функция служит оптимизации информационно-коммуникационного процесса (выбор канала, объема и скорости передачи информации), выработке рекомендаций для достижения стратегии эффективных информационно-коммуникационных взаимодействий (правил выбора коммуникативных целей и подбора адекватных коммуникационных средств и т.д.), учету объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса, организации и регуляции социальных процессов посредством коммуникации.

Методологическая функция позволяет разработать эффективный способ научного познания информационно-коммуникационной реальности, через приемы и процедуры, полученные в ходе теоретического и эмпирического анализа коммуникационных явлений в обществе.

Поскольку мы соединяем информационное и коммуникационное пространство в единое целое, то нами делается попытка его определения. Информационно-коммуникационное пространство - это исторически сформировавшаяся количественно-качественная реальность, обеспеченная правовыми гарантиями и средствами связи; характеризующая наибольшую меру доступности не только для личности, но и для общества в целом. Если общество - это продукт взаимодействия отдельных индивидов, социальных групп и общностей, то информационно-коммуникационные взаимодействия — это процесс воздействия на общество информации, посредством различных видов коммуникаций и их отражение в общественном сознании.

Следующим мы анализируем позитивные и негативные социальные последствия информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе, в том числе за счет современных технологий.

Мы указываем, что глобализация - это масштабный качественный скачек в человеческой истории, о последствиях которого для человека и общества ученые пока имеют неполное представление, поскольку только за жизнь одного поколения людей произошли революционные трансформации во всех сферах жизни общества. Однако учеными доказано, что перерастание нынешнего мозаичного мира в единую глобальную семью, является неизбежной и объективной закономерностью. Распространение коммуникационных сетей, их постоянное умножение, ускорение, уплотнение также тесно связано с процессом глобализации.

В современном обществе определяются как позитивные, так и негативные социальные последствия информационно-коммуникационных взаимодействий. Одним из наиболее существенных позитивных социальных последствий, на взгляд автора, следует считать расширение культурных связей между людьми различных регионов, национальных традиций. Спутниковая связь, телевидение, мобильная телефония, как новые средства коммуникации, делают границы, отделяющие людей друг от друга, условными, устраняют привязанность людей к определенной территории. Эти средства коммуникации дают возможность осуществлять ежедневные контакты каждого индивида с другими индивидами, независимо от их местоположения и степени удаления друг от друга. Такие возможности создают предпосылки для формирования общих культурных ценностей и всеобъемлющих, понятных в мировом масштабе стереотипов.

Другой позитивный пример — Интернет. Возникнув как один из важнейших научных инструментов, Интернет превратился сегодня в сферу не только международного, но и личного сотрудничества в области научных поисков и последующего обмена информацией. Поскольку современному человеку доступен огромный объем такой информации, он имеет больше возможностей для самостоятельной оценки многих вопросов. При этом происходит и расширение вариантов общения, которое становится все более простым.

Но есть и обратная сторона этих процессов, когда происходит вытеснение традиционных групповых связей функциональными, информационными связями, что сопряжено с развитием взаимного отчуждения, нарушением привычного общения между людьми. Отсюда свое внимание мы сосредотачиваем на негативных социальных последствиях информационно-коммуникационных взаимодействий в современном обществе.

К числу таких последствий можно отнести иное восприятие людьми времени и то, что искусственное общение потеснило общение естественное. Для многих уже очевидно, что происходит вытеснение традиционных межличностных связей информационными связями, что приводит к отчуждению между людьми. Для современного человека появились угрозы качеству жизни со стороны мобильной связи и повсеместной компьютеризации. Потенциальные когнитивные возможности, наряду с расширением кругозора, приводят к социальной замкнутости индивидов. Общаясь с другими людьми посредством сетевых взаимосвязей, человек теряет способность к свободному личностному общению, угасают традиционные способы коммуникации, ослабевают персональные связи межу индивидами. Возникает новая форма эскапизма.

Еще один негативный аспект: в процессе информационно-коммуникационных взаимодействий идет интенсивный процесс поверки всех ценностей, идей и знаний на их содержательность, глубину и жизнеспособность. Если для традиционного общества были характерны жесткие формы господства и подчинения, то в современном обществе методы воздействия на человеческую личность, мотивацию индивидов изменились. Информация стала более доступной для широкого круга лиц, но в таком ее количестве нелегко разобраться участникам коммуникации. Навязывание средствами массовой информации единой модели восприятия окружающего мира без учета индивидуальности приводит к антагонизму личности и общества.

Одним из опасных социальных последствий является также постепенная деградация языковой среды: языки, на которых нельзя получить международно-признанное образование, умирают. Хотя формально они продолжают существовать в роли «коммунального языка», средства общения тех или иных национальных групп, но группа его носителей постепенно сокращается.

В российском обществе, которое тоже включилось в процесс глобализации, характер коммуникации значительно меняется. Сегодня людям предоставляется практически одна и та же информация из новостей, рекламируются одни и те же виды товаров в различных странах, активно пропагандируется западный образ жизни.

Виртуализация выступает как замещение реальности какими-либо образами. В современном обществе практически все объекты принимают виртуальную форму: факторы производства, деньги, даже человеческие эмоции и чувства. Многие области человеческой деятельности не обходятся сейчас без использования компьютерных технологий, создающих виртуальные реальности. Все больше проводя времени в виртуальных мирах компьютера, в сети Интернет или компьютерных играх, перемещая постепенно туда и труд, и досуг, люди привыкают к обладанию так называемой «игровой идентичностью», выбирая себе маски, роли, стратегии. В результате человек настолько автономизируется, что освобождает себя от общества и принадлежности к любым формам персональной и социальной идентичности.

Виртуальные миры, становясь достоянием всего общества, позволяют вырабатывать новый, отличный от реального, тип идентификации. Являясь отражением иной реальности, виртуальный мир не несет в себе систему запретов и регламентаций, что освобождает человека от следования общественным нормам.

Интернет помогает уяснить, как и в каком направлении изменяется современное общение: возрастает объем интраперсонального и значение интерперсонального типов общения; изменяет свой прежний характер массовая коммуникация; на ведущее место выдвигается специализированное общение. Поскольку компьютер сегодня является рядовым средством коммуникации, а в будущем он может превратиться в одно из основных средств информационнокоммуникационного взаимодействия, то овладение им становится насущной задачей каждого человека.

С помощью Интернета, пользователь способен самостоятельно конструировать новые реальности. Коммуникации, осуществляемые через Интернет, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их несетевой жизни. Более того, Интернет - среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу.

Любая культура, по нашему мнению, подразумевает существование определенного информационного пространства, характеризующегося своими технологическими орудиями и социальными параметрами. В этом отношении Интернет может рассматриваться в качестве новейшего и быстро распространяющегося информационно-коммуникационного пространства современной культуры.

Коммуникации, строящиеся через Интернет, привлекают своей обезличенностью, и тем самым дают возможность свободной идентификации, конструировать и трансформировать свою виртуальную личность. Трансформации происходят как на уровне индивидуальной характеристики, так и затрагивают личность в целом как социокультурный и исторический феномен. Практика показывает, что активный пользователь в сети ресурсов Интернет утрачивает стабильную самоидентификацию, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей, приводя к ложной, изменчивой идентичности. В целом виртуализация, касаясь, с одной стороны, основы существования современного общества, приводит к уничтожению личности, безмерно погрузившейся в ее глубины.

Наиболее отличительным свойством «виртуального» типа общения является сегодня гипертекстуальность. Освоение гипертекста как способа информационного взаимодействия происходит в русле двух взаимосвязанных тенденций развития самой коммуникации: 1) увеличением объемов информации, использованием компьютера в качестве средства коммуникации и с нарушением целостности мировосприятия, 2) возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания.

Интерактивность коммуникаций в виртуальной сети, соединенная с глобальностью, помноженная на анонимность и гипертекстуальность, приобретает надличностный характер.

Виртуальная реальность - это не место механического отображения «реальной реальности», а способ построения альтернативных миров, что и подчеркивается в одном из этимологических значений термина «виртуальный» (альтернативный, т.е. пробуждающий мысль). В этом отношении более тщательное и детальное изучение виртуальной реальности дает возможность уяснить саму суть современного социума, в котором все (от восприятия и коммуникации - до социальных общностей и социальных институтов) становится частью активного, а не пассивного поведения человека.

Мы приходим к выводу, что благодаря большей привлекательности компьютерной виртуальной реальности, по сравнению со сложностью обыденного мира, данный искусственный технический феномен способен замещать объекты действительности их нематериальными образами и компьютерными симуляциями. Становится очевидным, что происходит трансформация всей человеческой деятельности за счет опосредования ее информационными системами.

Таким образом, анализ информационно-коммуникационных взаимодействий в Интернете наглядно демонстрирует противоречивость прорастания Сети в социальную структуру современного общества. Эта противоречивость, на взгляд диссертанта, может не носить однозначно положительного либо отрицательного оттенка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фасхутдинова, Гульнара Анфисовна, 2009 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -336 с.

2. Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 1999. - 128 с.

3. Агальцев А. М. Личность и общение как сущностные факторы становления и развития гражданского общества // Социально-гуманитарные знания.- Б.м. -2009. № 1.- С. 128-140.

4. Азаматов Д.М. Философский взгляд на проблемы власти / Азаматов Д.М., Свириденко A.A. Уфа: БГУ, 2002. - 60 с.

5. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С.58-65.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-288 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

8. Анри М. Поговорим об Интернете // Наука и религия.- Б.м. 2006. N 10. С. 33-35.

9. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 258 с. Ю.Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. -М.: Мысль, 1988. -204с.

10. Арджайл М. Язык взгляда // Наука и жизнь. 1984. - № 1. -С. 119-122.

11. Аристотель. Риторика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. 1392 с.

12. Античные риторики. / Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 352 с.

13. Барановская Т. П. и др. Информационные системы и технологии в экономике М.: Финансы и статистика, 2003.- 416 с.

14. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: Монография. -М.: РАГС, 2007.-320 с.

15. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. №3. - С.103-130.

16. Беленкова O.A. Антропологический фактор социального управления в социохозяйственной сфере общественного производства: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. Москва, 2004. - 45 с.

17. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. - 956 с.

18. Белорус О. Г., Лукьяненко Д. Г. и др. Глобальные трансформации и стратегии развития. — Киев: Орияне, 2000. 424 с.

19. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л.А. Беляева // Социологические исследования. — Б.м. — 2001. № 6.

20. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М: ВЛАДОС, 1998. -352 с.

21. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. - с. 255.

22. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко/ Под ред. В.И.Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 496 с.

23. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. -80с.

24. Бодалев A.A. Психология общения. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -256с.

25. Бодрийяр Жан. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

26. Бодрийяр Ж.Система вещей М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

27. Бодрийяр Ж., К критике политической экономии знака М.: Библион -Русская книга, 2003. - 272 с.

28. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. М.: Республика; Культурная революция. 2006. - 270 с.

29. Бондаренко C.B. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество. 2000. - вып.6. - С. 16-22.

30. Борев В.Ю. Культура, коммуникация, общение // Общение и культура личности: Сб. статей / Отв. ред. Э.В.Бурлакин. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. - С.39-53.

31. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. М.:

32. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2003 - 672 с.

33. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.165-182.

34. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ.ред. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

35. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216 с.

36. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

37. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова думка, 1991. 200 с.

38. Быченков В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М.: Традиция, 2001. 279 с.

39. Вагин И.О. Как не дать себя обмануть в современной России. М.: "БЕК", 2004.- 271 с.

40. Валитов O.K. Информация в жизни общества. Уфа: типогр. Им. Дзержинского, 1996

41. Валитов O.K. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2004.-228 с.

42. Вартанова Е.Л. Россия: основы сетевого общества // Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. Е.Л.Вартанова. М.: ИКАР, 2004.- 412 с.

43. Вартанова Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. - вып. 3. - С. 50-56.

44. Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сб. науч. трудов. СПб., 2004. 362 с.

45. Веревченко А. П., и др. Информационные ресурсы для принятия решений -М.: Деловая Книга, Академический проект; 2002. 560 с.

46. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностранная лит-ра, 1958. - 220 с.

47. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

48. Виртуальное будущее становится реальным // Зеркало недели. 2002. - № 27, 20 июля.

49. Всемирная энциклопедия: Философия /Под ред. А.А.Грицанова. М.: ACT, 2001.-1312 с.

50. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983.- Т.3.-367 с.

51. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. 222 с.

52. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. —М.: ПЕР СЭ: СПб.: Университетская книга, 2000 456 с.

53. Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы М.: Высшая школа, 2003. -431 с.

54. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1974. - 458 с.

55. Гилязитдинов Д.М. Обновление духовной деятельности в обновленном обществе. Уфа, 1994. — 72 с.

56. Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 10. - С.104-116.

57. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1989. - 622 с.

58. Говард Р. Умная толпа: новая социальная революция / Говард Рейнгольд. -Пер. с англ. А.Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.

59. Гольбах П. Избр. произв.: В 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. 563 с.

60. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.

61. Гофман Э. Представление себя в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц -Кучково Поле, 2000. 304 с.

62. Гулыга A.B. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. 1988. -№12. С. 153-159.

63. Давыдов А. А. Модель социального времени // Социол. исследования. 2002. - № 4. С. 98-101.

64. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. М.: Бизнес и компьютер, 1998.-400 с.

65. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Избранные статьи / Под ред. Л.В. Беловинского. М.ЮЛМА-ПРЕСС, 2004 -700 с.

66. Дахин В. Н. Подводные рифы глобализации // Свободная мысль — XXI. 2003. №4. С. 51-61.

67. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / М.Дери; Пер. с англ. Т.Парфеновой. М.: ACT МОСКВА, 2008. - 478 с.

68. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономическая глобализация и постмодерн // Общественные науки и современность. 2000. №2. С. 5-14.

69. Емелин В. Постиндустриальное общество и культура постмодерна // Философские науки.1998. № 1. С.3-17.

70. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2. С. 82 92.

71. Жарков Е.Д. Некоторые философские проблемы моделирования процессов общения: автореферат канд. дисс, Одесса, 1970. - 18 с.

72. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -222 с.

73. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

74. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.-257 с.

75. Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль, 2000. № 1.-С. 26-36.

76. Инглхарт Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полит, исследования. — 1997. — № 4. С. 6 - 32.

77. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. -2000. № 1.-С. 26-36.

78. Каверина Э. Приоритеты политики США в области образования. // США116

79. Канада, №5. 2002, С. 90-103;

80. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-319 с.

81. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

82. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000, - 320 с.

83. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6-и томах, т.З. М: Мысль, 1964.-799 с.

84. Кантор Л.М. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ). Автореферат канд. филос. наук. Уфа, 1988.17 с.

85. Карабутов Н. Н. Информационные технологии в экономике М.: Экономика; 2003.-208 с.

86. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.- 736 с.

87. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУВЩЭ, 2000.-608 с.

88. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. -2001. №1.- С. 35-66.

89. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век: Пер. с англ. — М.: Весь Мир, 1997.-480 с.

90. Кессиди Ф. X. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

91. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба. — М.: Прогресс — Пангея, 1991. 598 с.

92. Кобринский Б.А. Концепция единого информационного медицинского117пространства:новая технология интеграции данных о состоянии здоровья. Вестник РАМН. 1994. №1. С.53-56.

93. Коган JI.H. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. М.: Наука, 1982. - С.199-208

94. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

95. Козловский П. Современность постмодерна. // Вопр. философии. 1995.ю.

96. Козловский П. Культура постмодерна. — М.: Республика, 1997. 240 с.

97. Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. 280 с.

98. Койчуев Т. Глобализация противоречивая черта современного мирового развития // Общество и экономика. - 2000. - № 3. - С. 189-197.

99. Корогодин В.И., Корогодина В Л. Информация как основа жизни. Дубна: Феникс, 2000. - 208 с.

100. Кочетков А.П. Россия на пороге XXI века. М.: Христианское изд-во, 1998.-188 с.

101. Крымский С. Б. Философия как путь человечности и надежды. — К.: Курс, 2000.-308 с.

102. Ю9.Кудашев В.И. Иррациональное сознание информационной эпохи// Вестник РФО. 2001. № 3. - С. 95-98.

103. Курбатов В. И. История философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.

104. Ш.Курлов А.Б., Петров В.К. Теория социальной информации. Уфа: РИО БашГУ, 2003.- 114 с.

105. Левин, А.И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы, противоречия // Философские науки.— Б.м. 2004.-№9. - с.5-19.

106. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2 х т. Т. 1, М.: Периодика, 1983.-392 с.

107. Лендваи Ф.Л. Чему учили мудрецы. Классическая античная философия. Христианство и философия средневековья // Философские науки. 1998. № 3. — С. 146-169.

108. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: ПРИОР, 2001 -428 с.

109. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. —М.; Алетейя, 1998. 160 с.

110. Лукьянов А. В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. Уфа: БашГУ, 1993.-205 с.

111. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М: МШПИ, 2000. - 416 с.

112. Маркс К., Энгельс Ф. .Избранные сочинения: В 9 т.; Ин-т истории партии при ЦК КП Азербайджана фил. Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 1988. - 584 с.

113. Мартен А. Поговорим об Интернете // Наука и религия 2006, № 10. -с.24-28.

114. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М.: КомКнига, 2006. 365 с.

115. Матяш Т.П. Культура XX века": постмодерн // Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1995. С. 67-85.

116. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11. С. 59-65.

117. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999. - 208 с.

118. Мертес М. Немецкие вопросы европейские ответы. М.: ПШПИ, 2001.-336с.

119. Мид Дж. От жеста к символу. Интернализированные другие и самость//Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994. С. 215-224. -496 с.

120. Милецкий В. П. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы эволюции социального государства. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. 128 с.

121. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высш. образование в России .- 1995.- №4.- С. 27-36.

122. Митина Г.В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе: автореф. дисс. на соискание уч. степени кандидата филос. наук. Уфа, 2005. - 17 с.

123. Михайлов C.B. Интернет как социальное явление: автореф. дисс. на соискание уч. степени кандидата филос. наук Ульяновск, 2003. - 18 с.

124. Мишина O.A. Информационная безопасность локальных сетей. М.: МРЗ Пресс

125. Моисеев Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полит, исследования. — 1993. — № 3. С. 6 -14.

126. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с

127. Моль А. Социодинамика культуры. М: Прогресс, 1973. - 405 с.

128. Моль.А. Искусство и ЭВМ // Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. -М.: Мир, 1975. 556 с.

129. Моррис М., Коган С. Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. -1996-№ 1.

130. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - 559 с.

131. Муравьев В.Н. Овладение временем. -М.: РОССПЭН, 1998.-320 с.

132. Нагорнова У. А. Социокультурное значение технических средств массовой коммуникации в жизнедеятельности современного общества (на примере телевидения): Авт-т.канд.филос.наук .- М.: РУДН, 1997. 18 с.

133. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008 . №7. С.61-75.

134. Национальные модели информационного общества / Отв. ред и составитель Е.Л.Вартанова. М.: ИКАР, 2004. - 412 с.

135. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону.: Изд.ДГТУ, 1999. - 247 с.

136. Ниссен К. СМИ в демократическом обществе // Вестник Московской школы политических исследований. 1997. № 9. С. 7 - 18.

137. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. - 640 с.

138. Нуриев Д.А. Место и роль языка в жизнедеятельности человека // Вестник БашГУ. Уфа, 1997. № 3. - С. 5-14.

139. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII- М.: Центр социологии образования РАО, 2000. 462 с.

140. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов м фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1998.944 с.

141. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.: Политиздат, 1989.-463 с.1490 средствах массовой информации. Об информации, информатизации и защите информации. М.: Юринформцентр, 1999. - 47 с.

142. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.-704 с.151.0учи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Наука. 1993. 230 с.

143. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003.-384 с.153.; Панарин A.C. Искушение глобализмом. M.: Русский национальный фонд, 2000.-380 е.

144. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI. А. Седова, А. Д. Ковалева / Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.

145. Переверзев В.Н. Методологические аспекты теории коммуникации // Теория коммуникации и прикладная коммуникация: Сб. науч. трудов. Вестник Рос. коммуникативной ассоциации. Вып. 1. Ростов н/Д, 2002.

146. Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд / С.Переслегин. -М.: ACT МОСКВА, 2009. 701 с.

147. Платон. Государство. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1971.

148. Платон. Апология Сократа. Избранные диалоги. М.: Худ. литература, 1965.-441 с.

149. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ) Уфа: БашГУ, 1998. - 210 с.

150. Покровский Н. Мифы информации: технология и постиндустриальная культура. //Новые книги за рубежом по общественным наукам. М.: Издательство, 19 81, № 10.

151. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс. 1985. -344 с.

152. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.2. М: Культурная инициатива, 1992. - 528 с.

153. Порус В.Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы // Компьютерра. -2000. № 39. С.20-22.

154. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.- 232с.123

155. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2001. 1097 с.

156. Постмодернизм и культура: Материалы "Круглого стола"// Вопр. философии. — 1993. — № 3.

157. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», 2001. - 576 с.

158. Практика глобализации игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000.- 344 с.

159. Радищев А.Н. и литература его времени: Сб. «XVIII век» Вып. 12. -Л.:Наука, 1977.

160. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.

161. Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь "массового" и «информационного» общества // Социально-гуманитарные знания. 2007. №1. С.245-262

162. Раушенбах В. В. Пристрастие. М.: АГРАФ, 2000. - 432 с.

163. Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания. Уфа: РИО БашГУ, 2002.- 162 с.

164. Рац М.В. Книга в «информационном обществе»: о чем речь? Взгляд методолога // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М.: Традиция, 2000. - 374 с.

165. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Г.Рейнгольд. -Пер. с англ. А.Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.

166. Резаев А.В Парадигмы общения: взгляд с позиции социальной философии. СПб.: Изд-во С.-Пет.ун-та, 1993. - 212 с.

167. Рейман JI.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, 2001 №3. С. 3 - 9.

168. Розин В.М. Технология виртуальной реальности // Традиционная и современная технология. М.: ИФРАН, 1999. - С. 159-180.

169. Розов М.А. Знание и коммуникация // Наука в культуре. М.: УРУСС, 1998.-382 с.

170. Резаев A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, Иваново: Политинформ, 1993.-210 с.

171. Рябов Г.Г. Манипулирование инструментальное средство творческого потенциала. - М.: «Просвещение», 2004. - 362 с.

172. Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сб. науч. трудов. СПб., 2004. -С. 75-85.

173. Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. Осень 1993. Вып. 3. С.16-38.

174. Система СМИ России. М.: МГУ, 2001. - 259 с.

175. Скоробогатский В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. -Екатеринбург: Наука, Уральское отделение, 1997. 304 с.

176. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М.: Политиздат, - 1981. - 192 с.

177. Соковнин В.М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974.- 147с.

178. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Владос, 2003. — 228 с.

179. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: уч.пособие под ред. В.А.Ядова. М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 584 с.

180. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

181. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М: Некоммерческий фонд, 2001. - 458 с.

182. Спиноза Б. Избранные произведения. Серия "Выдающиеся мыслители". -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. 608 с.

183. Степин B.C. На пороге третьей цивилизации. // Знание сила. 2006. №6. С. 22-28.

184. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. 300с.

185. Столяров Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятий информации. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Тр. 8-й Междунар. конф. «Крым-2001». — Судак, 2001.-Т. 1.

186. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

187. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х т. Симферополь: Реноме, 1997. Т. 1. - 624 с.

188. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации //Социологические исследования, 1997, №11.

189. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: МГИМО МИД РФ, 2000.- 224 с.

190. Толстых В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации // Философия, наука, цивилизация. М: Эдиториал УРСС, 1999. - С.270-283.

191. Томсон Дж. Предвидимое будущее. М.: Иностр.лит-ра, 1958.- 175 с.

192. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001. - 560 с.

193. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 784 с.

194. Тулмин С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984.-327 с.

195. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998. -204 с.

196. Удовик С. JI. Глобализация: семиотические подходы. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. 480 с.

197. Уилбори X. Говори так, чтобы тебя слышали. М.: "ИНФРА", 2007.- 350 с.

198. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск.: Пропилей, 2000. - 200 с.

199. Ушаков Е.В. Глобализация в социально-философском измерении // Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 109 с.

200. Уэбстер Ф.Теории информационного общества / Ф.Уэбстер; Под ред. E.JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

201. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентиры современного поколения // Ватандаш. 2009. - № 4.

202. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций.// Москва: Наука, 2008.-296 с.

203. Фарман И.JI. Модель коммуникативной рациональности (на основе социально-культурной модели Ю.Хабермаса // Рациональность на перепутье, Кн.1. -М.: РОССПЭН, 1999. 368 с.

204. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФРАН, 1997.-255с.

205. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Фейербах Л. А.Избранные философские произведения. В 2-х т. М., 1955. - 942 с.

206. Фейербах Л. Сочинения: В 3-х т. Т. 2.- М.: Мысль, 1974. 443 с.

207. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова М.: Политиздат, 1986. -588 с.

208. Фомин Ю.А. Человечество в XXI веке.- М.: Синтег, 2001. 80 с.

209. Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук. Уфа, 2005. - 23 с.

210. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 349 с.

211. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. — 1990. — № 3. -С.134-155.

212. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1995. -250 с.

213. Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993. 447 с.

214. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ACT, 2003. - 603 с.

215. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности //Вопросы экономики. 2001. №8. С.32-45.

216. Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? //Междунар. жизнь. — 2001. — № 2.- С. 73-86.

217. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Политиздат, 1978. - 129 с.

218. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с.

219. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык. 1999. 624 с.

220. Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность (ОНС). 1998. № 2. С.129-139.

221. Шабров О. Ф. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. —М.: Интерпракс. 1994. 112 с.

222. Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен: автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук Уфа, 2006. - 24 с.

223. Шестакова JI.A. Средства массовой информации в системе общества: автореф. д-ра филос. н. Нижний Новгород:Нижегородск. гос. арх.-строит. унт, 2000. - 20 с.

224. Шеннон К. Бандвагон. В кн.: Шеннон К. Работы по теории информации в киберентики. М.: Иностранная литература, 1963. — 668 с.

225. Шупер В. А. Россия в глобализованном мире: альтернативы развития // Вопросы философии. 2008.№ 12. С.3-21.

226. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994.- С. 35 58.

227. Яковец Ю. В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. — М.: Наука, 1992. 183 с.

228. Яковлев А. И. Всемирная информационная революция и будущее России: по прогнозам Э. Тоффлера // Социально-гуманитарные знания. 2006.№1. С. 279-287.

229. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999. - 480 с.

230. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. -203 с.

231. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. 527 с.1. Зарубежная литература:

232. Martin W.J. The Global Information Society. Albershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt., USA: Gower, 1995.

233. Mead George. Mind, Self and Society. Chicago, 1936.

234. Habermas J. The Theory of communicative action /Transi, by McCarthy Thomas,-Vol.l.-Boston, 1984; Vol.2.- Boston, 1987.

235. Hawkridge D., Jaworski J., & McMahon H. Computers in Third World Schools: examples, experiences and issues. London: Macmillan. 1990.

236. Pasi Maenpaa, "Mobile Communication as a Way of Urban Life", in Ordinary Consumption, ed. Allen Warde and Jukka Gronow . London: Routledge, 2001.

237. Postman, N. Amusing Ourselves to Death. Penguin Books. 1985. In: Vermeer Jan. P. In "Media" Res: Readings in Mass Media and American Politics. N.Y.: McGraw-Hill, Inc. 1995.

238. Risman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / E.Larrabee, R.Meyersohn, eds. 1958.249. http://read.newlibrary.ru/read/batygings/sociologijainternetпаика1оЬгаzovanievvirtualnomprostranstve.html

239. Батыгин Г.С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве.250. // http://emline.narod.ru/ hipertext.htm Емелин В.А. Гипертекст и постгутенберговая эра1. Электронные источники:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.