Коммуникативные качества речи как составляющие русской православной речевой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Шкрабкова, Ирина Владимировна

  • Шкрабкова, Ирина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 214
Шкрабкова, Ирина Владимировна. Коммуникативные качества речи как составляющие русской православной речевой культуры: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Майкоп. 2009. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шкрабкова, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.:.

ГЛАВА I. КЛАССИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О КОММУНИКАТИВНЫХ: КАЧЕСТВАХ РЕЧИ

Г. 1. Античное учение о качествах речи;.:.„.

1.2. Представление о: качествах речи в риториках раннего христианства;.

1.3 . Древнерусские и русские традиции речевой культуры.

1.4. Культура речи как научная дисциплина;.

1.5. Классификации; коммуникативных качеств речи.

Выводы к Г главе. Л

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

2:1. Понятие русской православной речевой культуры. 5 0

2.1.1. История возникновения и развития понятия культура речи».50;

2.1.2. Современная.русская православная речевая культура.

2.2. «Хорошая речь» и типы речевой культуры.

2.2.1 .Параметры «хорошей речи».

2.2.2. Представленность коммуникативных качеств речи в типах речевой культуры и в религиозном стиле.

2.3; Риторический идеал и русская православная речевая культура.

2.3.1. Исторический экскурс в становление понятия «риторический идеал».

2.3.2. Современный русский риторический идеал в контексте традиций русской православной речевой культуры.

Выводы ко II главе.

ГЛАВА III; ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВ1ЮЙ КУЛЬТУРЫ

3:1. Особенности современного религиозного стиля.-.'.

3.2. Коммуникативные качества речи в свете православной речевой традиции.

3.2.1. Правильность речи.

3.2.2. Точность речи.

3.2.3. Чистота речи.

3.2.4. Выразительность речи.

3.2.5. Богатство (разнообразие) речи.

3.2.6. Уместность речи.

Выводы к III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативные качества речи как составляющие русской православной речевой культуры»

В последние годы отмечается возросший интерес лингвистов к анализу языковых явлений, направленному на выявление национально-культурной специфики коммуникации: русскому риторическому идеалу [Мйхальская 1996, 1998; Сковородников 1997; Ворожбитова 2000; Аннушкин 2007 и др.], религиозному стилю [Крылова 2001; Крысин 2000 и др.], коммуникативным качествам речи [Головин 1980; Васильева 1990; Введенская 2004 и др.] и культуре речи в целом.

Культура речи как научная дисциплина изучает проблемы целесообразного использования языковых средств в соответствии с актуальными требованиями коммуникации. Предметом этой лингвистической науки является языковая структура речи В' ее коммуникативном воздействии [Максимов 2000; Мурашов 2003; Купина, Михайлова 2004; Ипполитова 2005- и др.], которая реализуется на базе коммуникативных речевых единиц, функционирующих в определенных условиях общения. Коммуникативная целесообразность считается^ одной^ из главных категорий теории культуры речи.

Культуроспецифичность речевого пользования- была осознана, уже теоретиками культуры речи и связана по преимуществу с разработкой актуальных проблем ортологии [Винокур 1929; Виноградов 1955, 1963; Ожегов 1955, 1974; Бельчиков 1965; Граудина 1965; Ицкович 1970; Горбачевич 1981; Костомаров 1990 и др.]. Полноценный же коммуникативный подход сформировался лишь в последние десятилетия в связи с актуализацией лингвометодических, лингвокультурологических, лингвориторических исследований [Введенская, Павлова 1995, Мучник, ИвакинаЛ997 и др.].

Понимая важность коммуникативного аспекта для культуры речи, лингвисты высказывали мысль о том, что «высокая культура речи - это не только соблюдение норм современного русского языка, но* еще и умение найти точное, доходчивое (т.е. наиболее выразительное), уместное, стилистически оправданное выражение своей мысли» [Ожегов 1965: 287288]. В современной русистике широко представлены исследования по лексической стилистике [Головин 1980; Васильева 1990], в которых утверждается, что для культуры речи значим именно коммуникативный аспект, в плане которого следует рассматривать и нормативность.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор- необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Вопрос о коммуникативных качествах речи подробно изучен и описан в современной лингвистике, но изучение реализации коммуникативных качеств речи в религиозном стиле только начинается.

Необходимость и целесообразность всестороннего, лингвистического изучения реализации коммуникативных качеств,речи в православной речевой культуре, в частности, в религиозном стиле, обусловили актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются коммуникативные качества речи в религиозном стиле.

Предметом исследования являются способы и средства реализации коммуникативных качеств речи в русских религиозных контекстах.

Источниками фактического материала исследования послужили тексты античных риторов (Аристотель. Риторика; Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений; Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве); тексты древнерусских риторов (Кирилл Туровский, митрополит Иларион и др.), а также устные и письменные тексты современных русских православных священников (протоиерей Артемий Владимиров (настоятель храма- Всех Святых в с. Красное Московской обл.), протоиерей Максим Козлов (настоятель храма св. мч.Татианы в Москве), диакон Андрей Кураев (профессор Московской духовной академии), митрополит Антоний Сурожский (Патриарший; Экзарх Западной Европы), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, протоиерей- Дмитрий Смирнов (настоятель Николо-Заяицкош ? храма и Патриаршего подворья храма- Успения Пресвятой Богородицы в: с. Мышкино Можайской обл.) и др.), всего — 70 контекстов религиозной направленности (см. источники фактического материала).

Выбор материала обусловлен; рядом важных особенностей, доминирующими; из которых является: культурно-эстетическая? значимость того или» иного произведения, его роль1 в формировании морально-нравственной; иерархии ценностейшации;

Целью данной- работы является анализ специфики« представленных основных;коммуникативных качеств речи в православнойречевой культуре.

Поставленная? цель и логика" исследования- предопределили необходимость решения следующих задач работы:

1) выявить культурно-речевые истокикоммуникативных качеств речи;

2) рассмотреть основные классификации; коммуникативных качеств речи;

3) определить место теории- коммуникативных качеств; речи в современной лингвистике;

4)< проанализировать место коммуникативных качеств речи в системе речевой культуры;

5) рассмотреть типы современной речевой культуры, русского речевого идеала;

6) выявить особенности трансформации представленных коммуникативных качеств речи в аспекте православной речевошкультуры.

Методологической основой^ диссертационного исследования »являются труды античных авторов. (Аристоте ля,, Цйцерона; Квинтилиана и др.), а также современных исследователей' по актуальным, проблемам культуры; речи в целом (Г. О; Винокур, В. В: Виноградов, Б. Н. Головин, В. И. Аннушкин, А.Н. Васильева, А. А. Ворожбитова; А. К. Михальская, А. А. Волков,

JI; К. Граудина, А. А. Введенская, О. А. Крылова, Л- П. Крысин,М. Р. Львов,. М. Н. Кожина, Т. Б. Трошева и др.).

Научная новизна работы проявляется; в том-, что4 впервые5исследованы коммуникативные качества речи в аспекте:православной'речево№культурЫ;

Теоретическая; значимость диссертации определяется; ее включенностью; в; процесс изучения коммуникативны» качеств речи. Полученные данные • позволяют уточнить представление о коммуникативном аспекте культурно-речевого феномена качества речи, реализации их в современной русской'православной речевойкультуре.

Материалы и результаты- проведенного исследования- являются практически? значимыми для разработки, учебных университетских курсов по - основам* стилистики«, русскому языку и? культуре речи; риторике, а также могут быть использованы, в качестве материала: для/: курсовых и дипломных: работ и других исследований:

IIa защиту выносятся следующие положения.

Г.; Современное учение о коммуникативных качествах речи не имеет единой классификационной системы, но: входит в структуру понятия «культуры речи» как ее обязательная составная часть.

2. На> основе соотношений речи1 И! действительности, речи и языка; речи и мышления, речи и сознания выделенные в лингвистике подходы к коммуникативным качествам речи (правильность, чистота, богатство, точность и др.) претерпевают в религиозном стиле различные трансформации.

3. Элитарный тип речевой культуры характеризуется как воплощение русского православного^ риторического идеала с функционирующими в нем коммуникативными.; качествами? речи, которые рассматриваются нами как основа коммуникации будущего.

4. Сложность коммуникативной функции, использование наряду с современным- русским языком- церковнославянского, употребление особых, форм обращения в русском речевом этикете позволяют рассматривать религиозный стиль как функциональную разновидность современного русского языка.

5. Проблема реализации коммуникативных качеств речи в православной речевой культуре и религиозном стиле, в частности, особенно • актуальны в связи с недостаточно разработанной методологической основой и расширением влияния религиозного стиля. Реализация использования коммуникативных качеств речи в православной речевой культуре может служить образцом для повышения речевой культуры современного общества1.

Основными методами исследования в данной работе являются следующие: описательный; метод контекстуального анализа; методы наблюдения, сравнения и интерпретации; метод текстологического-анализа и др.

Апробацияработы: ©сновныеположения диссертации докладывались и обсуждались на кафедрах русского языка Кубанского государственного аграрного» университета, Института экономики и управления в медицине и социальной, сфере, Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и др.

Результаты исследования были также представлены на различных международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: «Философия, наука, религия: в поисках диалога» (Краснодар, 2004), «Философия науки: прошлое, настоящее, будущее» (Краснодар, 2005), «Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках» (Днепропетровск, 2005), «Теория и практика преподавания иностранного языка» (Краснодар, 2005), «Дни славянской письменности и культуры» (Луганск, 2006), «Современная лингвистика: теория и практика» (Краснодар, 2006), «Социальная сфера Кубани: Экономические и социально-психологические аспекты развития» (Краснодар, 2006), «Молодежь* — Краснодарскому краю» (Краснодар, 2007).

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура исследования. Работа состоит, из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи исследования, характеризуются методы и анализируемый материал, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представляются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Классическое учение о коммуникативных качествах речи» - рассматривается история и общее современное состояние научной разработки изучаемой проблемы, обсуждаются и формулируются исходные положения, принятые диссертантом или проверяемые им в процессе исследования.

Во второй главе — «Коммуникативные качества речи в системе речевой культуры» - рассматривается понятие речевой культуры, типы речевой культуры, а также принципы риторического идеала в православной речевой культуре.

В третьей главе — «Особенности коммуникативных качеств речи в аспекте православной культуры» - рассматриваются особенности современного религиозного стиля, а также коммуникативные качества речи в свете православной культуры.

В заключении обобщаются результаты проведенной работы, излагаются основные выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Шкрабкова, Ирина Владимировна

Выводы к третьей главе:

1. Русский язык, как и всякий развитый литературный язык, представляет собой ^ систему так называемых функциональных стилей -разновидностей литературной речи, особенности которых определяются ее назначением и содержанием.

2. В современной1 лингвистике выделяют 6 функциональных стилей русского, языка, в том числе и религиозный, лингвистическим отличием от других стилей является синтез церковнославянской и русской речи, разнообразие жанровой системы, сложность коммуникативной функции, различная направленность воздействия на адресата, характер образа автора, отсутствие открытости для стилистически сниженных и нелитературных элементов и др.

3. В различных видах и жанрах духовной речи (в богослужении, проповеди, богословской, апологетической литературе, в академической речи, в газетных публикациях) церковнославянская и русская языковые стихии сочетаются различным образом. Развитый жанровый состав духовной словесности и активное использование произведений, принадлежащих ко всем периодам развития русского литературного языка, делают религиозный функциональный стиль уникальным явлением в составе современного русского литературного языка. В духовной словесности обнаруживается возрастающее единство выразительных средств и становление особенных норм устной и письменной .речи.

4. Вопрос реализации коммуникативных качеств речи' в религиозном стиле недостаточно изучен в современной лингвистике.

5. Реализация, коммуникативных качеств в религиозном стиле имеет свои; особенности. Так, говоря о*правильности речи, следует отметить, что употребление наряду с современным русским литературным языком* церковнославянского приводит к столкновению действующих норм с классическими, что указывает на особенности религиозного стиля.

Точность речи в религиозном стиле реализуется также неоднозначно, поскольку в религиозном тексте используются малознакомые аудитории слова и выражения, построенные по законам церковнославянского языка изложения не всегда могут создавать воспроизводимую картину изображаемого предмета. Однако эту проблему можно решить путем введения в программу обучения церковнославянского языка.

Проблема» чистоты речи применительно к религиозному стилю практически отсутствует. Это связано с тем, что в своем большинстве религиозные тексты являются культурными ценностями и святынями православной христианской религии (Священное Писание, летописи; богослужебная литература и мн.др.), которые представляют собой образцы речевой культуры.

Выразительные средства языка, употребляемые в церковно-богословской литературе, отличает простота и ясность речи, динамичность ее смыслового и структурного движения, музыкальная ритмичность, множество образов-метафор и сравнений, большинство которых имеет развернутую форму, обилие разнообразных средств диалогизации дискурса (обращения, риторические вопросы). Все эти средства помогают делать речь выразительной и богатой.

Реализуемое в религиозном стиле богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Высокая степень усвоения авторами речи языка и навыков его применения, активность работы авторского сознания, глубина и самостоятельность понимания автором речи ее предмета (объекта), духовная зрелость способствуют реализации коммуникативной цели текстов религиозного стиля.

Нарушение критериев уместности остро ощущается и в устной, и в письменной речи. Во избежание ошибок необходимо овладеть умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, учитывать нравственно-психологические факторы, а также вернуться к культурному наследию нашего народа, к православной культуре, которая может служить в качестве стилистического речевого образца при обучении современной речевой культуре.

181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение о коммуникативных качествах речи прошло долгий эволюционный путь. Начало этого? учения было- положено в, трудах первых античных учителей; риторики. Большое влияние на последующих авторов оказали труды Теофраста, который выделил и обстоятельно* описал 4 главных, по его мнению, достоинства эллинской речи: чистоту, ясность, соответствие говоримому и говорящему, красоту.- Римские риторы стремились создать теорию качеств хорошей латинской речи. Всего; же эллинистическо-римская риторическая система насчитывает 15 качеств речи;

Учение о достоинствах речи перешло из античных риторик в риторики Средневековья и Возрождения, где на первый план выходили, кроме уже разработанных в эллинистическо-римской риторической системе, и другие, более или менее релевантные качества: :-;;

Особое внимание; заслуживает, христианское; учение, которое по праву считается- лучшим; образцом? красноречия:. В! основу, теории* ш искусства.; проповеди (гомилетики); было- положено евангельское учение; основанное Иисусом. Христом. Проповеди- Христа являются ярким примером использования в речи выразительно-изобразительных; приемов риторики. Духовные проповеди последователей христианства и богослужение также не лишены, выразительных, средств языка, более, того; они служили примером риторического мастерства:

Утверждение на. Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы, пропагандировавшей основные догматические и нравственные положения новой веры.

Образцом речевого поведения оратора являлись общеэтические заповеди: кротость, смирение, уравновешенность, доброжелательность, приветливость. Религиозная этика речи строится на основе духовной морали, которая, предполагает установление; мира,, любви, великодушия, прощения, духовное единение всех людей. Церковнославянский язык, используемый в книжной речи, в богослужении, приобщал людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе общечеловеческой культуре.

Продолжателями древнерусских традиций речевой культуры по праву считаются русские мыслители 17 - нач. 20 вв.: С. Яворский, Ф. Прокопович, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, М. Сперанский, А. Мерзляков, Н. Кошанский, К. Зеленецкий, А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Д. Менделеев, С. Соловьев и многие другие.

К началу 20 века место классической риторики занимает новый предмет - культура речи, - рассматриваемый современными учеными» как органическое единство речевых норм, этических знаний, качеств, принципов, убеждений, а также навыков^ и способностей в речевой деятельности* и, наконец, активности их проявлений в реальных действиях, отношениях.

В современной лингвистике выделяют три аспекта (компонента) , культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Особого внимания в трудах ученых заслуживает коммуникативный аспект (Г. Винокур, С. Ожегов, Б. Головин, Е. Ширяев, А. Васильева и др.). Коммуникативный подход к речи позволяет выделить основные критерии анализа речи, объединить, их под термином «коммуникативные качества речи», в систему, охватывающую соотношения речи и действительности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания. На основе этих соотношений выделяются правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, доступность, выразительность как основные качества речи, являющиеся основой культуры речи.

В современной лингвистике нет единой классификационной системы коммуникативных качеств речи, хотя учение о качествах речи является обязательной составной частью культуры речи.

Сфера культуры речи - это сфера взаимодействия- языка и культуры, языка и неязыковой действительности, применение языка с учетом отечественной культуры и обстоятельств общения.

Социально-экономические, политические, правовые изменения* происходящие в России, явились причиной преобразования общественных и; индивидуальных социальных ценностей и норм. Ведущую роль в« процессе: обновления ценностей^ в обществе стало играть возрождающееся православное христианство, принципы которого на- протяжении: многих вековюставались незыблемы.

Русская? православная; речевая культура имеет ряд особенностей: функционирование двух. языков (современного русского и церковнославянского); следование главным христианским: принципам-(любовь к ближнему, терпение, смирение; доброжелательность), особое отношение; к Слову как, данному свыше. Отношения между верующими-' людьми регулирует, церковный этикет, основанный на духовных принципах и христианской морали Носители современной? православной! речевой культуры, опираясь, на церковные и"риторические традициишравославия;-производят речь, которую можно* отнести к элитарному типу. Однако принадлежность, к элитарному, типу речевой; культуры, не гарантирует, что» в любых; ситуациях речь этого: человека* может быть названа хорошей по веем критериям такой речи.

Современный! отечественный, идеал красноречия5 сохраняет черты, определявшие его с древности, и< по-прежнему строится на триединой гармонии- речи мысли, красоты и: добра; Ценность его однозначна, поэтому можно предположить, что русский риторический идеал может стать основой коммуникации будущего.

Русский язык, как и всякий развитый литературный язык, представляет собой' систему так называемых функциональных стилей - разновидностей литературной речи, особенности которых определяются ее1 назначением- и содержанием.

В современной лингвистике: выделяют 6 функциональных: стилей: русского языка, в- том числе и религиозный; лингвистическим отличием; от других стилей является синтез церковнославянской и русской речт

В различных видах и жанрах духовной речи (в богослужении, проповеди, богословской, апологетической литературе, в академической речи, в газетных публикациях) церковнославянская и русская языковые стихии сочетаются различным образом. Развитый жанровый состав духовной словесности и активное использование произведений, принадлежащих ко всем периодам развития русского литературного языка, делают религиозный функциональный стиль уникальным явлением в составе современного русского литературного языка. В духовной словесности обнаруживается возрастающее единство^ выразительных средств и становление особенных норм устной и письменной речи.

Реализация коммуникативных качеств в религиозном стиле имеет свои особенности. Так, говоря о правильности речи, следует отметить, что употребление наряду с современным русским литературным языком, церковнославянского приводит к столкновению действующих норм с \ классическими, что указывает на особенности религиозного стиля.

Точность речи в религиозном стиле реализуется также неоднозначно, поскольку в религиозном тексте используются слова и выражения малознакомые аудитории, а построенные по законам церковнославянского языка изложения не всегда могут создавать воспроизводимую картину изображаемого предмета. Однако эту проблему можно решить путем введения в программу обучения церковнославянского языка.

Проблема» чистоты речи применительно к религиозному стилю практически отсутствует. Это связано с тем, что религиозные тексты (по крайней мере, большее количество из них) являются культурными ценностями и святынями православной христианской религии (Священное Писание, летописи, богослужебная литература и мн.др.), в которых можно найти образцы речевой культуры.

Анализ церковно-богословской литературы показал наличие- большого количества выразительных средств языка, которые объединяет простота и ясность речи, динамичность ее смыслового и структурного движения, музыкальная ритмичность, множество образов-метафор и сравнений, большинство которых имеет развернутую форму, обилие разнообразных средств диалогизации дискурса (обращения, риторические вопросы). Все эти средства помогают производить речь выразительную и богатую.

Реализуемое в религиозном стиле богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Высокая степень усвоения авторами речи языка и навыков его применения, активность работы авторского сознания, глубина и самостоятельность понимания автором речи ее предмета (объекта), духовная зрелость способствуют реализации коммуникативной цели текстов-религиозного стиля.

Нарушение критериев уместности остро ощущается и в устной, и в письменной речи. Во избежание ошибок необходимо овладеть умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, учитывать нравственно-психологические факторы, а также вернуться к культурному наследию, нашего народа, к православной культуре, которая может служить в качестве стилистического речевого образца при обучении современной речевой культуре.

Изучение реализации коммуникативных качеств речи в религиозном стиле поможет освоить традиции русской речевой культуры и повысить речевую культуру современной молодежи и общую культуру современного человека.

186

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шкрабкова, Ирина Владимировна, 2009 год

1. Аверинцев, С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения / С. С. Аверинцев // Античное наследие и культура Возрождения.- М., 1984.

2. Аврорин, В. А Проблемы изучения функциональной стороны языка / В. А. Аврорин.- Л., 1975.

3. Агеева, Г. А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации: На материале современных немецкоязычных проповедей: автореферат дис. . кандидата филологических наук: 10.02.04 / Иркутский гос. лингвистический ун-т Иркутск , 1998 18 с.

4. Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В. А. Ицковича. М., 1970.

5. Александров, Д. Н. Риторика / Д. Н. Александров. М.: ЮНИТИ, 1999.534 е.: ил.

6. Алиференко, Н. Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировоззрения: (На материале восточнославянских языков) / Н. Ф. Алиференко // Мир православия. Волгоград, 1998. - Вып. 2. - С. 126131.

7. Аннушкин, В. И. История русской риторики: хрестоматия / В. И. Аннушкин. М., 1998.

8. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 296 с.

9. Античные риторики: (Вводная статья А. Ф. Лосева) / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.

10. Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О. М. Фрейденберг. ОГИЗ. Государственное социально-экономическое издательство.- М.; Л., 1936.

11. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х тт.- М., 1983.- Т.4.- С.626.

12. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова.- 2-е изд., испр.- М.: Яз. рус. культуры, 1999.- 895 с.

13. Базиев, А. Т. Язык и нация / А. Т. Базиев, М. И. Исаев. — М.: Наука, 1973.

14. Бак, Д. П. Авторское сознание в литературном произведении. Теория и история / Д. П. Бак. М., 2001.

15. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт.-М.: Прогресс, 1989.- 615 с.

16. Бахтин М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин; Рос. открытый унт —М.: Изд-во открытого ун-та, 1995.-139 с.

17. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1985.- 444 с.

18. Безменова, Н. А. Очерки по теории и истории риторики / Н. А. Безменова. М.: Наука, 1991.- 213 с.

19. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков.- М.: 2000.-158с.

20. Библия в пословицах и поговорках. Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры: «Троицкое слово», 2000.

21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Перепечатано с Синодального издания. М., 1990.

22. Богданов, В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л., 1990.

23. Богослужебный* язык Русской Церкви. История. Попытки реформации. М., 1999.

24. Боллигер, Е. И. Сопоставление использования библеизмов в институциональном дискурсе разных культур: автореферат дис. . кандидата филологических наук: 10.02.20 / Е. И. Боллигер; Твер. гос. ун-т. Тверь, 2005 - 15 с.

25. Бородина Е. Т. Православная культура: учеб. / Е. Т. Бородина.- М.: ПРО-Пресс, 2001.

26. Бочаров, А. Б. Риторические аспекты русской философии языка: (M. М. Бахтин, А. Ф. Лосев): автореф. дис. . канд. филос. наук: (09.00.03) / А. Б. Бочаров; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2000. - 17 с.

27. Бугаева И.В. О религиозно-проповедническом стиле в «русском языке// Ежегодная Богословская конференция^ ПСТБИ. М.: ПСТБИ, 2003. -С.390-394.

28. Бугаева И.В. Особенности конфессиональной дифференциации речи // Социальные варианты языка /Материалы межд. науч. конф. Н.Новгород: НГЛУ, 2004 -С. 292-293.

29. Бугаева, И. В. Религиозная коммуникация / И. В. Бугаева. — Электрон., ресурс. (Рус.). - http://www.portal-slovo.rii/rus/philologY/russian/591/ 11723/

30. Булавина, С. В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие церковно-религиозную лексику: автореф. дис. . канд. филол. наук: (10.02.01) / С. В. Булавина. Воронеж, 2003. - 24 с.

31. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. М., 1993.34:Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2001.

32. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева.- М.: Рус. яз., 1990.- 247 с.

33. Введенская, А. А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов /А. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — Ростов-н/Д, 2002.

34. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.- Ростов н/Д., 2004.

35. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи: современная риторика: для высших и средних учебных заведений / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-н/Д, 1996.

36. Вежбицка, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка. М., 1996.

37. Верещагин, Е. М. Христианская книжность Древней Руси / Е. М. Верещагин.-М., 1996.

38. Верещагин, Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров.-4-е изд., перераб. и доп. -М.: Рус. яз., 1990.- 246с.

39. Виноградов, В. В. История русского литературного языка. Избранные труды / В. В. Виноградов.- М., 1978.43.-Виноградов, В. В. Поэтика и риторика: О языке художественной прозы / В. В. Виноградов.- М., 1980.

40. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. М., 1963.

41. Винокур, Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур.- М., 1929.

42. Винокур, Г. О. Язык литературы и литературный язык // Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. -М., 1990.

43. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993.- 171с.

44. Винокур, Т. Г. Речевой портрет современного человека / Т. Г. Винокур // Человек в системе наук. М., 1989.

45. Войтак, М: Религиозный стиль в генологической перспективе / М. Войтак // Стереотипность и творчество в тексте. — Пермь, 2003. — Вып. 6. -С. 323-338.

46. Волков, А. А. Курс русской риторики М., 2001. С 474.

47. Вомперский, В. П. Риторика в России XVIII XIX вв. / В. П. Вомперский. - М., 1988.

48. Вопросы культуры речи. М., 1958-1966. - Вып. 1-7.

49. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление* антропоцентрической- парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки.- 2001.- №1.

50. Ворожбитова, А. А. Теория текста: Антроцентрическое направление: учеб. пособие / А. А. Ворожбитова.- Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Высш. шк., 2005.-367с.

51. Ворожбитова, А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и практические аспекты: автореф. дис. на соиск. степ. д-ра. филолог, наук / А. А. Ворожбитова.- Краснодар, 2000.

52. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т., Т.2. М., 1962.5 8. Гад омский, А. К. О жанровом подходе к изучению религиозного языка // Культура народов Причерноморья.- 2008,- Т.1.- № 137. С. 72-74.

53. Гадомский, А.К. О лакунах в системе лингвистической науки: проблема взаимодействия языка и религии // Культура народов Причерноморья. -№ 49. Т.1 - 2004. - С. 164-167.

54. Гадомский, А.К. Теолингвистика: история вопроса// Учен. зап. ТНУ. Т. 18 (57). № 1.Филология. Симферополь: ТНУ, 2005.- С. 16-26.

55. Гальперин, И. Р. Стилистика / И. Р. Гальперин. М., 1981.

56. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин.-М., 1981.

57. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов-/ О.Я. Гойхмана, Т. М. Надеина.- М.: ИНФРА-М, 1997. 272 с.

58. Головин, Б. Н. Как говорить правильно / Б. Н. Головин.- М., 1988.

59. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин.- М., 1980. -320 с.

60. Голод, В. И. Когнитивные и коммуникативные аспекты текста / В. И. Голод, А. М. Шахнарович // Теория и модели знаний. Тарту, 1985.

61. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. Б. Голуб.- М.: Айрис-пресс, 1997.-441 с.

62. Гольберг, И. М. Языковые образования сферы религии / И. М. Гольберг // Русистика на современном этапе. М., 1999.-С. 126-130.

63. Гольдин, В. Е. Речевая культура / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Русский язык: энцикл. — М., 1997.

64. Гольдин, В. Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Вопросы стилистики,- Саратов, 1993.- Вып. 25.

65. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. М., 1981.

66. Горюшкина, Р. И.' Употребление конфессиональной лексики в переносном значении / Р. И. Горюшина // Кирилло-Мефодиевские традиции на Нижней Волге. Волгоград. 2002. - Вып.5. - С. 118-122.

67. Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI Лингвистическая прагматика. М., 1985.

68. Граудина, Л. К. Русская риторика: хрестоматия / Л. К. Граудина.- М.: Просвещение, 1996.- 557с.1

69. Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. М., 1989.

70. Гриднева, Л. Н. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона как жанр ораторского красноречия // Анализ художественного текста. Литературоведческие штудии. Омск, 1998. - С. 46-48.

71. Гриненко, Г. В. Логико-семантический анализ сакральных текстов и сакральной коммуникации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филос. наук: (09.00.07) / Г. В. Гриненко; МГУ им. М. В. Ломоносова-М., 2000.- 37 с.

72. Гриненко, Г. В. Об особенностях сакральной коммуникации / Г. В. Гриненко //Полигнозис 1999. - № 2.- С. 99-116.

73. Гулакян, Б. Г. Освоение культурно-исторического наследия в современной речевой практике / Б. Г. Гулакян.- М., 1993.

74. Гумбольдт, В. Язык и философия / В. Гумбольдт. М., 1985.

75. Давыдова, Н. В: Евангелие и древнерусская литература: учеб. пособие для учащихся среднего возраста / Н. В. Давыдова.- М.: МИРОС, 1992. -265с.- (Древнерусская литература в школе).

76. Двинятин, Ф. Н. Лингвопоэтический анализ торжественных слов св. Кирилла Туровского: (10.02.01) / Ф. Н. Двинятин; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 1996.-18 с.

77. Дорофеева, Н. В. Эмоциональные концепты в православном дискурсе: удивление // Языковая система текст - дискурс — Самара, 2003- С. 160-166.

78. Древнерусская литература. М.: Дрофа: Вече, 2002. - 416 с.

79. Духовное (религиозно-нравственное) красноречие // Русская риторика. М., 1996.-С. 454-489.

80. Дюбуа, Ж. Общая риторика / Ж. Дюбуа.- М., 1986.

81. Еремин, И. П. Литература Древней Руси / И. П. Еремин.- М.; Л.; 1966.

82. Живая традиция заговора Сибири: сакрально-ритуальный дискурс знахарской практики: монография. / Под ред. И. С. Карабулатовой. -Тюмень: Экспресс, 2005- 366 с.

83. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. М., 1998;

84. Журинская, М. Плевелы, тернии, волчцы / М. Журинская // Альфа и омега. М., 1999. - № 4. - С. 246-255.94.3алевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. М;, 1999;95.3арецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации /

85. Е.Н:Зарецкая; — 4-е изд. — М:: Дело, 20021- 477 с. 96.3емская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская.— М::1992. . V

86. Земская, Е. А. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование/ Синтаксис / Е. А^ Земская, И. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев.-М., 1981. 9813олотова; Е А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова.-М., 1982.

87. Ивайлова, Н: Ю. Строй текста современной христианской проповеди: (на материале анг. яз.): автореф. дис. . филол. наук: (10.02.04) / Н. Ю. Р1вайлова; Моск. пед. гос. ун-т. М., 2003. - 17 с.

88. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста / Н. Н. Ивакина М., 1997.

89. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н; А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова; под ред.Н; А. Ипполитовой. М> ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 344 с.

90. Какорина, Е. В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости / Е. В; Какорина. // Русский. язык конца XX столетия (1985-1995).- 2-е изд. М:, 2000.

91. Каменская, О. Л. Текст и коммуникация / О. Л. Каменская. М.: Высш. шк, 1999.

92. Караулов, Ю. Н. О состоянии русского языка современности / Ю. Н. Караулов-М., 1991.

93. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М., 1987.

94. Караулов, Ю. Н. Язык и личность / Ю. Н. Караулов.- М., 1989.

95. Карелин, Д. Фразеологизмы, вышедшие из церковной среды // Русский язык, литература и культура: материалы региональной науч.-практич. конф., 23-24 нояб. 1999 г. Шадринск, 2000. - С. 107-110.

96. Каретов, И. 'В. Лексика православия как фрагмент лексической структуры художественного текста / И. В. Каретов // Актуальные* проблемы функциональной лексикологии. СПб, 1997.-С. 162-165.

97. Киященко, Л. П. Язык когнитивно-коммуникативных стратегий: (Синергет.аспект): автореф. дис. . д-ра. филос. наук: (09.00.01) / Л. П. Киященко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., 200 Г.- 43 с.

98. Клюев, Е. В. Риторика / Е. В. Клюев. М.: Приор, 2001.- 271с.

99. Книга «Пчела»: Речи и мысли из Евангелия и из Апостола, и из кн. Святых отцов, а также мысли свет, философов / Сост. Е. Галеева.- М.: Рус.Раритет, 2002.- 238с.

100. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева.- М., 2000.

101. Кожин, А. Н. Функциональные типы речи / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов.- М., 1982.

102. Кожина, М. Н. Стилистика русского язык / Н. М. Кожина.- М., 1983.

103. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина, JI. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. М.: Наука, 2008. - 464 с.

104. Козаржевский, А. Ч. Искусство полемики / А. Ч. Козаржевский.- М., 1972.

105. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове: Мир человека / В. В. Колесов. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2000. - 236с.

106. Колшанский, В. Г. Объективная картина мира в познании и языке / В. Г. Колшанский. М., 1990.

107. Колшанский, Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общении / Г. В. Колшанский. М., 1985.

108. Копылова, О. С. Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса: автореф. дис. . канд. филос. наук: (09.00.11) / О. С. Копылова; Моск. гос. лингвист, ун-т. М., 2003.-21 с.

109. Королева, И. А. Стилистические особенности, сакрально-богослужебной" лексики / И. А. Королева // Кирилло-Мефодиевские традиции на>Нижней Волге. Волгоград, 2002. - Вып. 5.- С. 115-118.

110. Костомаров, В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. М.: Гардарики, 2005.- 287 с.

111. Костомаров, В. Г. Тенденции развития современного русского языка / В. Г. Костамаров // Русский язык в школе.- 1976,- №6.

112. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над языковой практикой масс-медиа / В. F. Костомаров.- М.: Педагогика-пресс, 1994.-247с.

113. Котельников, В. А. Язык Церкви и язык литературы / В. А. Котельников //Рус. лит. -1995. № 1. - С. 5-26.

114. Кохтев, Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция / Н. Н. Кохтев.- М., 1992.

115. Кочетков, Г. Язык Церкви как дар слова и плод духа / Г. Кочетков // Православная община.- 1999. № 50.- С. 38-45.

116. Кочеткова, Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дис. .докт. филол. наук / Т. В. Кочеткова.- Саратов, 1999.

117. Крылова, О. А. Можно ли считать церковно-религиозный стиль современного русского языка разновидность газетно-публицистического? / О. А. Крылова // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2001.- С. 259-269.

118. Крылова, О. А. Коммуникативный синтаксис русского языка / О. А. Крылова.- М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992.- 171с.

119. Крылова, О. А. Толерантность, речевые жанры и функциональные стили современного русского литературного языка / О. А. Крылова // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности.-М., 2005.-С. 194-203.

120. Крысин, Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни / Л. П. Крысин // Русский язык конца XX столетия (1985-1995).-М, 2000.

121. Крысин, Л. П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка / Л. П. Крысин // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996.

122. Культура парламентской речи.- М.: Наука, 1993.- 359 с.

123. Культура русской речи: учеб. для вузов / Отв. ред Л. К. Граудина.- М.: Норма, 2005.

124. Купина, Н. А. Тоталитарный язык. Екатеринбург / Н. А. Купина.-Пермь, 1995.- 143 с.

125. Курилов, А. С. Русские филологи XVIII в. о роли христианства в судьбе древнейшей нашей словесности. Статья третья. «Исторические описания» С. Г. Домашнева // Филол. науки.- 1995. № 2. - С. 33-42.

126. Кусе, X. Истина и проповедование «Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключарева, 1820-1901) и соотношение между гомилетикой ириторикой/X. Кусе // Логический анализ языка: Избранное, 1988-1995— М.,2003.- С. 636-644.

127. Кусков, В. В. История древнерусской литературы: учеб. для филол. спец. вузов / В. В. Кусков. 7-е изд. - Высш. шк., 2002 - 336 е.: ил.

128. Лаптева, О. А. Теория современного русского литературного языка: учеб. / О. А. Лаптева.- М.: Высш. шк., 2003.

129. Лейчик, В. М. Люди и слова / В. М. Лейчик. М., 1982.

130. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М., 1997.

131. Листрова-Правда, Ю. Т. К вопросу о функциональном стиле современного русского литературного языка / Ю. Т. Листрова-Правда, М. Б. Расторгуев // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика,-2006.-№ 1.-С. 49-54.

132. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени.- 2-е изд.-Л., 1985.

133. Ломоносов, М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч.М.; Л, 1952. Т. 7.

134. Лопушанская, С. П. Похвальное слово Кириллу и Мефодию как источник развития языковой и духовной культуры восточных славян / С. П. Лопушанская // Мир православия. Волгоград, 2002. - Вып. 4. - С. 322-327.

135. Лотман, Ю.М. Проблемы цельности и связности текста / Ю. М. Лотман.- М., 1982.

136. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М. 1979.

137. Лымарь, А. Б. Христианская проповедь в контексте истории и культуры России // Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории. -М., 1999. Вып. 2. - С. 6-12.

138. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студентов гуманит. фак. вузов / М. Р. Львов. М.: Изд. центр. «Академия», 2002. — 272с.

139. Львов, M. Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов вузов / М. Р. Львов. М., 2002.

140. Мечковская, Н. Б. Язык и религия / Н. Б. Мечковская,- М., 1998.

141. Мильорини, Б. Лингвистическая норма и вкус / Б. Мильорини // Современное итальянское языкознание.- М., 1971.

142. Миронова, Т. Л. Церковнославянский язык и путь богопознания / Т. Л. Миронова.-Волгоград, 1996.

143. Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати. Текст. Статьи и публикации. // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры. (988-1988).— М.: «Книга», 1989-251 с.

144. Михальская, А. К. Основы риторики: мысль и слово: X-XI кл. / А. К. Михальская. М., 1996.

145. Муравьев, А. Сакральный язык в историко-церковной перспективе / А. Муравьев //Журн. Моск. патриархии. 1996. - № 7.- С. 63-65.

146. Мусорин А. Ю. Цервовнославянский язык и церковнославянизмы / Материалы Первой научной конференции. Новосибирск, 2000. - С. 82-86.

147. Мучник, Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления / Б. С. Мучник. М., 1996.

148. Мучник, Б.С. Основы стилистики и редактирования: для высших учебных заведений / Б. С. Мучник. Ростов-н/Д., 1997.

149. Налетова, И. В. Язык в повседневной культуре / И. В. Налетова, Н. Н*. Ерохина //Языки и смыслы культуры. Тамбов, 2003. - С. 23-28.

150. Об ораторском искусстве.- М., 1973.

151. Овинникова, Ю. А. Место и роль слова в русской культуре (Х-ХУ1П вв.): автореф. дис. . канд. филол. наук: (24.00.01) / Ю. А. Овинникова. -Роств н/Д. 2002. 28 с.

152. Ожегов, С. И! О нормах словоупотребления. Предисловие // Правильность русской речи: слов.-справ.- М., 1965.

153. Ожегов, С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи / С. И. Ожегов.-М., 1974.

154. Основы культуры речи: Хрестоматия /Сост. Л. И. Скворцов. М:, 1984.

155. Павловская, О. Е. Религиозный дискурс в учебно-воспитательном процессе высшей школы / О. Е. Павловская, Т. Б. Трошева // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания в школе и-вузе: — Киев: Киевнацуниверситет, 2009. С. 80-83.

156. Павловская, О. Е. Русская логосфера в свете православных традиций / Восьмые4 Православные духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения.- Краснодар, 2002.

157. Панов, М.В. О литературном языке / М. В. Панов // Русский-язык в национальных школах. 1972. - № 1.

158. Панфилов, А. К. История становления публицистического стиля современного русского литературного языка» / А. К. Панфилов.- М., 1974.

159. Петухова, М. Е. Функциональные особенности церковной лексики с предметным значением в русском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: (10.02.01) / М. Е. Петухова; Казане, гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 2003. 24 с.

160. Печенкина, О. Ю. Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем: дис. . канд. филол. наук / О. Ю. Печенкина.- Брянск, 2001 277 с.

161. Плетнева, А. .А. Церковнославянский язык в XX веке / А. А. Плетнева // Вестн. Рос. гуманит. науч. Фонда. 2000. - № 3. - С. 167-176.

162. Покаянная седмица // Мурманский вестник.- 2005.- 12 февр. (№ 25).

163. Поспелов, Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов.- М., 1970.179! Потебня; А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. Благовещенск, 1999.

164. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни./ Составители Юрьев и Владимирский. СПб., 1889 (Репринтное издание). МИП «Горизонт», М., 1993.

165. Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православ.-филос. чтений / Центр православной рус. духов, культуры; Науч. Ред. Шапошников JI. Е.— Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр. 2000.-401 с.

166. Православная духовность в прошлом и настоящем.- Н. Новгород,2003.

167. Прибытько, Е. Н. Библеизмы в языке современных^, газет: диссертация . канд. филол. наук: (10.02.01) / Е. Н. Прибытько. -Воронеж, 2002 180 с.

168. Прохватилова, О. А. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы: автореф.дис. . д-ра. филол. наук: (10.02.01) / О. А. Прохватилова; Гос. ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина. М., 2000 - 46 с.

169. Прохватилова, О. А. Композиционно-речевая структура современной православной проповеди / О. А. Прохватилова // Мир Православия: сб. науч. ст. Вып. 4.- Волгоград, 2002.

170. Прохватилова О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / О. А. Прохватилова. — Электрон, ресурс.. - (Рус.). - http://www.portal-slovo.ru/rus/philology/222/682/8439/

171. Прохватилова, О. А. Современная православная духовная речь и русский риторический идеал / О: А. Прохватилова // Мир Православия: сб: ст. Вып. 5.- Волгоград, 2004.

172. Прядко, И. П. Библейская лексика на страницах современных СМИ / И. П. Пряко. Электрон. ресурс.. — (Рус.). — http ://www. gramota.ru/mag autor.html# И. П. Прядко

173. Психология и этика делового общения / Под ред. В. И. Лавриненко. -М., 2001.

174. Радченко, В. И. Изучение ораторского искусства в США / В. И. Радченко.-М., 1991.

175. Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский М., 1999.

176. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь.- М.: ACT, 1998.- 380 с.

177. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб.- М.: Айрис: ООО «Рольф», 1996.

178. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. М.: Логос, 2000.- 527 с.

179. Русская разговорная речь / Под ред. Е. А. Земской. — М., 1973.

180. Русская риторика: Хрестоматия / Авт. сост. Л. К. Граудина. М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. 559 с.

181. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: 1993.

182. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. — М., 2002.

183. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов /А. И. Дунев М. Я., Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под ред. В. Д. Черняк. М.: Высш. шк., 2002.-508 с.

184. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред. В. И. Максимова.- М.: Гардарики, 2001.

185. Русский язык конца XX столетия (1985- 1995) / Отв. ред. Е. А. Земская.- М., 2000.

186. Садчиков, А. Сокращение до разумных пределов// Известие.- 2000.- 10 нояб.

187. Салимовский, В. А. Символизация как стилевая черта- церковно-религиозных текстов / В. А. Салимовский // Духовные начала русского просвещения. Вып. 3. - Великий Новгород, 2006. — С. 104-105.

188. Сахатский, А. Г. Слово о соборном сознании / А. Г. Сахатский // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы регион, науч.-метод. конф., 13 мая 1999 г. Уссурийск, 1999: - С. 36-37.

189. Сизов, В. С. Мысли о логосе в «Исповеди» Августина Аврелия // Сознание мировоззрение - мышление. - Киров, 1997. - Вып. 2. — С. 1025.

190. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина.- Саратов, 2001.

191. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне / О. Б. Сиротинина // Активные языковые процессы конца XX века. — М., 2000.

192. Сиротинина, О. Б. О стилистических приемах современной публицистики, которые могут приводить к коммуникативной неудаче / О. Б. Сиротинина // Жизнь языка: сб. ст. к 80-летию М.В. Панова. М., 2001.-С. 280-286.

193. Скворцов, Л. И. Основы культуры речи: хрестоматия дляфилол. спец. вузов / Л. И. Скворцов.- М.: Высш. шк., 1984.-312 с.

194. Скляревская, Г.Н. Состояние современного русского языка. Взгляд лексикографа. // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. — М., 1991.

195. Славянорусский корнеслов.- СПб.: Фонд славянской письменности и культуры. 2002. 272 с.

196. Сметанина, Т. А. Опыт морального толкования библейских текстов в современном православии / Т. А. Сметанина // Православная духовность в прошлом и настоящем. Н. Новгород, 2003. - С. 288-292.

197. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова.-М.: Просвещение, 1995.

198. Солганик, Г. Я. О русском литературном языке и языке СМИ на рубеже веков // От книги до Интернета. М.: МГУ, 2000. - С. 219-223.

199. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. -М., 1996.

200. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. М., 1992.

201. Сорокин, С. П. Канонические религиозные тексты и обряды и их народная интепретация: конфликт или сотворчество? // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2003. - Вып. 5. - С. 230-237.

202. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. М.: Логос, 1998.

203. Стернин, И. А. Об особенностях русского коммуникативного сознания // Человек в информационном пространстве: сб. науч. тр.- Ярославль, 2003.

204. Стернин, И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. М., 1993.

205. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

206. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко.- Ростов-н/Д, 1999.I

207. Столярова, Е. А. Современный русский язык и культура речи:конспект лекций / Е. А. Столярова. М.: Приор-издат, 2004.

208. Супрун, В. И. Церковнославянский язык как часть русской языковойкультуры / В. И. Супрун // Кирилло-Мефодиевские чтения. Самара, 1997.-С. 39-46.

209. Т. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

210. Теория метафоры: сб. ст. М., 1990.

211. Тимофеев, К. А. Из наблюдений над религиозной лексикой русского языка// Дискурс-1997. № 3/4.- С. 42-45.

212. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В. Н. Топоров. М., 1995.

213. Троицкий, В. Великое наследие в опасности / В. Троицкий. -Электрон. ресурс.. — http://www.voskres.ru/articles/troiskii.htrii (17.04.2008).

214. Трошева, Т. Б. Русский язык XXI века в его функционально-стилевой парадигме // Научные записки Луганского национального университета. Серия «Филологические науки». Т. 1. Луганск, 2008. С. 127-134.

215. Трошева, Т., Б. Функционально-стилевые варианты доказательства в современном русском языке / Т. Б. Трошева, З.Г. Пузикова.- Пермь: Изд. Перм. ун-та, 2008. 92 с.

216. Туркова-Зарайская, М; О. Особенности- понимания библеизмов современными носителями языка: автореф. дис. . канд. филол. наук / М. О. Туркова-Зарайская; Твер. гос. ун-т. Тверь , 2002 - 18 с. „

217. Тухтиева, Г. Т. Сакральные тексты в истории культуры: (На примере Библии и Корана): автореф. дис. . канд. филос. наук: (09.00.13) / Г. Т. Тухтиева; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2001. — 22 с.

218. Удалых, Г. Д. Семантическое представление религиозных чувств в русском литературном языке: благочестие // Вестн. Волгоград, гос. унта: науч.-теорет. журн. Сер. 2, Языкознание. -2002. Вып. 2. - С. 13-17.

219. Успенский, Л. В. Культура речи / Л. В. Успенский. М., 1976.

220. Ушакова; Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова,- М.: Наука, 1989.- 191с.

221. Формановская, Н. И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении / Н. И. Формановский. 3-е изд. - М.: Знание, 1989.

222. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановский.- М.: Высш. шк., 1989.- 156 с.

223. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. / 3. Фрейд.- М.: Просвещение, 1990.- 447с.

224. Хазагеров, Т. Г. Общая риторика / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. -Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994.- 190 с.

225. Цицерон, М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон.- М.: Науч.-изд. «Ладомир», 1994.- 470 с.

226. Черепанова, О. А. Мифологическая лексика русского языка: дис. . д-ра филол. наук: 10.02.01 / О. А. Черепанова. Ленинград, 1983 -435 с.

227. Чуковский, К. И: Живой как жизнь / К. И. Чуковский // Соч.: В 6 т. -М., 1966.-Т. 6.

228. Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н. М. Шанский. М.: МГУ, 1960. - 310 с.

229. Шапошников, В. Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом выражении / В. Н. Шапошников.- М., 1998.

230. Ширяев, Е. Н. Культура речи // Русский язык: энцикл. / Гл. ред. Ю. Н. Караулов.- 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1997,- С. 204-205.

231. Ширяев, Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения / Е. Н. Ширяев. -М.: Наука, 1996.- 439 с.

232. Ширяев, Е. Н. Современная теоретическая концепция культуры речи / Е. Н. Ширяев // Культура русской речи: учеб. для вузов. М., 2000.

233. Ширяев, Е. Н. Что такое культура речи / Е. Н. Ширяев // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995.

234. Шмелев, Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. К постановке проблемы / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1977 — 168с.

235. Щерба, JI. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба.- М., 1957.

236. Язык наш поводырь наш в рай или в ад.- СПб, 2001.

237. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против».- М., 1975.

238. Eglicka A. Spisoyny jazyk v soucasne komunikaci, Praha, 1978.

239. Genette G. Figures of Literary Discourse. New York, 1982.

240. Lakoff, G. The Contemporary Theory of Metaphor / G. Lakoff // Metaphor and thought. Second edition/ Ed-d by Orthony A. New York, 1993.

241. Makuchowska M. Styl religijny. Przewodnik po stylistyce polskiej. Red. S. Gajda. Opole, 1995.

242. Murphy T. Speaking different languages: Religion and the study of religion // Secular theories on religion: Current perspectives. — Copenhagen, 2000. № 4.-P. 461-479.

243. Prokopski S. A. Kierkegaarod о bezposredniej I posredniej komunikacji religijnei // Zeszyty nauk. katol. uniw. Lubelskiego. Lublin, 2000. - R 43, № 3/4. - S. 55-65.

244. Teun A. van Dijk. Cognitive Situation Models in Discourse Production // Language and Social Structure. New York, 1985.

245. Источники фактического материала

246. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике / Архиепископ Аверкий (Таушев). Электрон, ресурс.. — (Рус.). — http://www.holytrinitYmissi0n.org/books/russian/gomiletika averky.htm#To С502509602

247. Архиепископ; Амвросий: Христос — добрый пастырь /Обитель слова. Альманах.-М.: Воскресенский мужской монастырь, 2000.

248. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди / Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). М.: Правило Веры, 1998. - 559 с.

249. Архимандрит Киприан (Керн). О мелких грехах/Архимандрит Киприан (Керн). Электрон, ресурс.. - (Рус.).http ://www.pravmir.ru/article2977.htm5: Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен; /

250. Архимандрит Лазарь. Издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1997. <

251. Архимандрит Софроний (Сахаров). О цельности духовной жизни /

252. Архимандрит Софроний (Сахаров):----Электрон, ресурс. (Рус.).http://www.rusk.ru/pressa.php?date=2000-03-01

253. Волков,. М: Ю: Раздумья православного врача/ М. Ю. Волков. -Электрон, ресурс. (Рус:).- http:// www.pravoslavie.bv

254. Воробьев М. (священник). Что такое празднословие?// www.eparhia-saratov.ru.

255. Диакон Александр (Липин). Православный этикет: обращение / Диакон Александр (Липин). Электрон, ресурс. - (Рус.).- http:// www.blagovest-2000:narod.ru/7.htm

256. Диакон Андрей Кураев Ответы молодым / Диакон Андрей Кураев: М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2003.

257. Диакон Андрей Кураев: Во что верит ученый? / Диакон Андрей Кураев.- Электрон., ресурс.I — (Рус.).- http://www-.rusk.ru/pressaфhp?date=2007-10-04

258. Диакон: Андрей Кураев. Искушение: модернизмом / Диакон Андрей Кураев // Благодатный огонь. М;, 1998: - № 1. - С. 11-26.

259. Диакон Андрей Кураев. Наследие Христа: что не вошло в Евангелие? / Диакон Андрей Кураев. М.: «Благовест», 1997.

260. Диакон Андрей Кураев. Фантазия и правда «Кода да Винчи» / Диакон Андрей Кураев. Электрон, ресурс. - (Рус.). - ЬИр:// ш\\^:ш5к~.пУрге55аф11р?с1а1е=2006-05-31

261. Диакон Андрей Кураев. Школьное:богословие / Диакон Андрей Кураев.- М:: Изд; 2-е, испр;, доп. Фонд-«Благовест», 1999:

262. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие / Диакон Андрей Кураев.- М:: Фонд «Благовест»^ изд.2-е; исп., доп:,. 1999:.

263. Женщина-христианка. М:: Изд. «Русское зерцало», 1998.

264. Зорину К. В: Почему страдаю г дети: Грехи родителей и болезни;детей / К.В; Зорин. -М5: Русский;Хронограф; 2008:- 384 с:

265. Игумен Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном церковном этикете:—М;: «Ковчег», 2007.-48 с.

266. Игумен Вениамин (Новик). Антислово. Взгляд на сквернословие с религиозной точки зрения / Игумен Вениамин (Новик). — Электрон, ресурс. (Рус.).- // Шр://шш^щ5к.ш./з1.рЬр?1Йаг=110214

267. Игумен Георгий (Шестун). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. М., 2006. - № 4. - с. 53-61.

268. Игумен Георгий (Шестун): Православная педагогика:/ Игумен Георгий (Шестун). Самара: ЗАО «Самар. информ. Концерн». 1998. - 576 с.

269. Игумен Георгий (Шестун). Православная; школа- / Игумен Георгий (Шестун). -М.: Воскресная школа, 2004.

270. Игумен Гергий (Шестун). Православная школа. М.: Издательство «Воскресная школа», 2004.- 368 с.

271. Игумен Нектарий (Морозов). Мертвое слово / Игумен Нектарий (Морозов), А. Шмелев. Электрон. ресурс. — (Рус.).-http ://www.rusk.ru/pressa.php?date=2008-02-04

272. Игумен Николай (Парамонов). Задачи и проблемы духовного образования в XXI веке / Игумен Николай (Парамонов). Электрон, ресурс. - (Рус.).- http://www.rusk.ru/autor.php?idau=3572

273. Иеромонах Сергий (Рыбко). Духовная жизнь начинается с покаяния / Иеромонах Сергий (Рыбко). М., 2003.

274. Иеросхимонах Иоанн (Маслов). Симфония по трудам Тихона Задонского. Учебное пособие для учеников и учителей средних школ / Иеросхимонах Иоанн (Маслов). М., 1998.

275. Логинов, А. (игумен). День Победы / А. Логинов (игумен)//; Обитель слова. Альманах. Воскресенский- монастырь. Ермолинская- пустынь, 2000.

276. Логинов, А. (игумен). Свет и тьма в искусстве / А. Логинов (игумен)// Обитель слова. Альманах. Воскресенский монастырь. Ермолинская пустынь, 2000.

277. Маслов, Н. В. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев / Н. В. Маслов. М.:ОАО «Самшит», 2002.

278. Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания / Митрополит Амфилохий (Радович). Пермь, 2000. - 206 с.

279. Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь / Митрополит Антоний Сурожский. Электрон. ресурс. - (Рус.).-http://www.azbuka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/molitva 2/Surozhskiymolit va cheloveka 03-all.shtml

280. Митрополит Антоний Сурожский. О слышании и делании / Митрополит Антоний Сурожский. М.: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.

281. Митрополит Антоний Сурожский. Слово и молчание в богослужении // Альфа и Омега. М., 2002. - № 3. - С. 178-194.

282. Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. О смирении / www.metropolit-anthony.orc.ru

283. Митрополит Исидор. О попытке внесения смуты среди православных христиан //Православных голос Кубани, ноябрь 2007 г., № 11 (204).

284. Митрополит Кирилл. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? / Митрополит Кирилл. М.: Даниловский благовестник, 2002, - 144 с.

285. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Слово пастыря / Митрополит Смоленский и Калининградский' Кирилл. — Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. 424 с.

286. Настольная книга- священнослужителя. Издание Московской Патриархии. М., 1994 г.

287. Невярович, В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия) / В. Невяровия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, 240 с.

288. Николаев С. За советом к батюшке. М^, 2002.

289. Николаев С. О грехах языка. Первая исповедь.- М., 1998.

290. Осипов А. Об очень важном / А. Осипов. Электрон, ресурс. — (Рус.).-1Шр ://www.rusk.ru/autor.php?idau=989

291. Протоиерей Александр Державин. Чети-Минеи Святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковноисторический и литературный памятник / Протоиерей Александр Державин. Электрон, ресурс. -(Рус.).- voskres.ru/podvizhniki/derjzavin.htm

292. Протоиерей Артемий (Владимиров). Два берега / Протоиерей Артемий (Владимиров). — Электрон. ресурс. — (Рус.).-http://www.pravmir.ru/article 175.html

293. Протоиерей Артемий (Владимиров). Любовная лодка разбилась о быт / Протоиерей Артемий (Владимиров). — Электрон, ресурс. (Рус.).-http://www.pravmir.ru/article 198.html

294. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе / Протоиерей Артемий Владимиров. БФПЦ «Православное видео». На правах изд-ва «Русский хронографъ», 1997.

295. Протоиерей Артемий-Владимиров. Наш язык и наше слово / Протоиерей Артемий Владимиров. Электрон, ресурс. - (Рус.). - http:// www.rusk.ru/pressa.php?date=2006-06-06

296. Протоиерей Артемий Владимиров. Просвети одеяние души моея, Светодавче./ Протоиерей Артемий Владимиров. М.: Изд. Православного Братства святителя Филарета Московского, 2001.

297. Протоиерей Глеб (Каледа). Полнота жизни во Христе. Проповеди./ Протоиерей Глеб (Каледа). М.: Изд. Зачатьевского монастыря, 2001.

298. Протоиерей Дамиан Круглик. Больше всего украшает женщину смирение / Протоиерей Дамиан Круглик.). Электрон, ресурс. -(Рус.).- http://www.rusk.ru/pressa.php?date=2004-11 -23

299. Протоиерей Дмитрий (Смирнов). Начало Петрова поста / Протоиерей Дмитрий (Смирнов). Электрон, ресурс. — (Рус.).-http://www.pravpost.org.ua/page-al-dimitry-smirnov.html

300. Протоиерей Дмитрий (Смирнов). О грехе покаяния (Почему стул не наследует жизнь вечную) / Протоиерей Дмитрий (Смирнов). -Электрон, ресурс. — (Рус.).http://azbvka.ru/nravstvennost i duhovnost/o grehe/index.shtml

301. Протоиерей Максим (Козлов). Детский катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов. О вере, Церкви и христианской жизни /

302. Протоиерей Максим (Козлов). -М:: Изд.2-е, перераб. и доп., 2002.- 230 с.

303. Протоиерей Максим: (Козлов). О церковном» этикете / Протоиерей . Максим (Козлов). Электрон: ресурс. — (Рус.).- И11р:/Лу\у\у.5сЬе1коуоblagochin.narod.ru/articles/articles.htmli

304. Савельев С. (архимандрит). «Вся моя жизнь открыта' перед вами.» // Православная община. -1999. № 51 (3). - С. 14-21.

305. Священник Павел (Гумеров). Безобидно ли сквернословие? / Священник Павел: (Гумеров). Малая Церковь. Издание- Сретенского монастыря. 2008 г.

306. Священник Павел (Гумеров). . Воспитание, детей / Священник Павел (Гумеров). — Электрон. ресурс. — (Рус.).г http://www.pravoslavie.ru/put/080409002143

307. Священник Филипп Парфенов. Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением / Священник Филипп Парфенов. — Электрон; ресурс. (Рус.).- Ы1р:/Аушш.гизк.ги/аи1ог.рЬр?1с1аи=10970

308. Стольников С. О вреде сквернословя / С. Стольников. Электрон, ресурс. - (Рус.).http://azbyka.ru/nravstvennosti ёиЬоупоз^о егеИе/5е7 2 1 12 аН.зЫга!

309. Схиархимандрит Иоанн Маслов. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского: книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию / Схиархимандрит Иоанн Маслов. М., 2000.

310. Устюжанин, А. (протоиерей). Как вести себя верующему / А. Устюжанин. М;: Даниловский благовестник, 1999. - 112с.

311. Шлеман А. Д. Проповеди и беседы / Протоиер. Александр Шлеман. -М.: Паломник, 2002. 207 с.

312. Юрасов, А. (архимандрит). Яко с нами Бог / А. Юрасов. — Иваново: Свято-Введенский женский монастырь, 2003.1. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

313. ССРЯ Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка / 3. Е. Александрова.- 8-е изд. — М., 1995.

314. СЛТ Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова.- М., 1966.

315. СПРЯ Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева.- М., 1994.

316. БОСРЯ Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С. Г. Бархударов и др.- М., 1999.

317. ТСЖВЯ Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (1-е изд. - СПб., 1863-1866) / В. И. Даль. - М., 1994.

318. СГТ Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремов, В. Г. Костомаров.- М., 1999.

319. СРПП Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. - 4-е изд. - М., 1991.

320. ТСИС Крысин А. П. Толковый словарь иноязычных слов / А. П. Крысин.- М.,1998.

321. КРР Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. / Под ред. Л.Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840с.

322. ЛЭС- Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. -М., 1990.N

323. СК Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев.- М., 1999.

324. РЯЭ — Русский язык: энцикл. / Гл. ред. Ю. Н. Караулов— 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997-703с.

325. КРРС Скворцов Л. И. Культура русской речи: слов.-справ. / Л. И. Скворцов.-М., 1995.

326. СПЦК Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Г. Н. Скляревский.- СПб., 2000.

327. СНСРЯ Словарь новых слов русского языка. / Под ред. Н. 3. Котеловой.- СПб, 1995.

328. СРЯ Словарь русского языка: В 4 т. / Гл. ред. А. П. Евгеньева. - 3-е изд. -М., 1998.

329. СмР Словарь-минимум по риторике.- Уфа, 1995.

330. СЭСРЯ Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003.- 696 с.

331. ТСРЯ — Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд. доп. М.: Азбуковник, 1999 - 944с.

332. ТСЯИ Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской; Российская Академия наук, институт лингвистических исследований.- СПб.: Изд-во «Фолио-Пресс», 1998.- 700с.

333. ФСРЛЯ Фразеологический словарь русского литературного языка / Под ред. А. И. Федорова.- М., 1995.

334. ИЭС Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / П. Я. Черных.- М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.