Культура межэтнического общения как политическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Умаханов, Магомед Байсарович

  • Умаханов, Магомед Байсарович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 144
Умаханов, Магомед Байсарович. Культура межэтнического общения как политическая проблема: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2009. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Умаханов, Магомед Байсарович

Введение

Оглавление

I раздел. Культура межэтнического общения как инструмент национальной политики.

§ 1. Особенности межэтнического общения в фокусе этнонациональной политики.

§ 2. Культура межэтнического общения в контексте формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия.

II раздел. Особенности и проблемы современной культуры межэтнического общения.

§ 1. Структурные и содержательные особенности межэтнического общения.

§ 2. Функции и принципы культуры общения.

III раздел. Особенности стратегии современной культуры межэтнического общения.

§ 1. Проблемы и противоречия межэтнического общения.

§ 2. Этномиграционные проблемы в контексте межэтнических отношений задач культуры межэтнического общения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура межэтнического общения как политическая проблема»

Актуальность темы исследования.

Как отдельно взятый человек не может существовать вне общения с другими людьми, так и этнические общности не могут полнокровно жить и развиваться без эффективного взаимодействия, плодотворного обмена ценностями и опытом. Потребность в межэтническом общении - одна из базовых в жизни этнических сообществ и их субъектов. В ходе межэтнического общения происходит обмен материальными и духовными ценностями, опытом, заимствования достижений культур и особенностей образа жизни и быта народов-этносов. В то же время, в ходе межэтнического общения сталкиваются различия в традиционных представлениях, взглядах, интересах и ценностях взаимодействующих народов.

Межэтническое общение - одна из наиболее сложных, противоречивых, хрупких сторон общественно-политических, социально-культурных отношений. Оно особенно нуждается в целенаправленном политико-правовом, идеологическом, социально-психологическом регулировании, социальном контроле за поведением личности в сфере непосредственного межэтнического общения. Одним из важнейших факторов, способных эффективно влиять на повседневное межэтническое общение, является высокая поведенческая культура общения. При отсутствии должного политико-правового, идеологического регулирования запущенные межэтнические противоречия могут обостряться, перерастать в межэтническое противостояние, наконец, конфликт, причем уже не на межличностном, а на групповом уровне.

Общение - это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика общения как межличностного взаимодействия, в котором каждый из партнеров выступает субъектом и объектом воздействия1. Межэтническое общение — один из важных факторов социально-культурной детерминации поведения индивида в полиэтничной среде. В конкретном историческом контексте в сфере межнациональных отношений люди выступают, прежде всего, как представители тех или иных этнических общностей и групп, в качестве носителей этнического самосознания, специфических черт этнической культуры, образа жизни, традиций и интересов соответствующей группы.

Россия - многомиллионная страна, которая исторически строилась и развивалась как полиэтническое и поликонфессиональное общество и государство при ведущей роли русского этноса, его культуры, языка, исторических традиций. Проблемы межэтнического общения имеют для полиэтнического сообщества ключевое значение. Россией накоплен ценный социальный, политический, морально-этический опыт сожительства, плодотворного взаимодействия, обмена духовными ценностями десятков национальностей. Важное место в этом опыте занимают традиции межэтнического общения. Вместе с тем, историческая память каждого из народов России содержит свой особенный опыт межэтнического общения. Он отражает наряду с позитивными тенденциями взаимопомощи и дружбы также противоречия и конфликты прошлого и настоящего. Таким образом, социальный опыт каждого народа включает как положительное общение и сотрудничество, так негативный опыт конфликтов прошлого, взаимных территориальных, идеологических, гуманитарных и т.п. претензий. Причем, в каждый данный исторический момент, в зависимости от состояния межэтнических отношений, эти претензии, старые обиды и

1 См. Кольцова В.А. Общение. Энциклопедический словарь. М. 1995. С. 467-468. 4 унаследованные от прошлого «оживают», обостряются в новых общественно-политических контекстах.

Межэтнические отношения - материя глубоко противоречивая, во многом обусловленная общим состоянием экономических, социальных, политических отношений, политическим строем государства, эффективностью его институтов, наконец, действенностью этнонациональной политики. Важное значение имеет компетентная, непрерывная работа государственной власти и институтов общества, контролирующих состояние этих отношений.

В ходе межэтнического общения осуществляется коммуникативный процесс обмена этнокультурными, социальными и политическими ценностями и информацией, знаниями, мыслями и чувствами участников взаимодействия, межэтнического обмена социальным и нравственным опытом народов. Эти процессы играют исключительно важную роль в процессах межэтнической интеграции.

Принципиальное значение для обеспечения мирного, полнокровного протекания межэтнического взаимодействия имеет отлаженная работа не только органов государственной власти и общественно-политических институтов, но и механизмов саморегуляции процессов межэтнического общения на основе исторических традиций и опыта. Однако, в последнее время из их арсенала как бы «выпала», оказалась забытой структурно организованная поведенческая культура общения, как один из важнейших инструментов саморегуляции межэтнического взаимодействия.

В последние годы многое сделано для оздоровления сферы межэтнического взаимодействия, стабилизации этнополитической ситуации в стране и регионах. Вопросы межэтнических отношений ныне подняты на уровень государственных интересов и государственной политики. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается: «Межнациональный мир - это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился опыт толерантности и взаимного уважения. В то же время сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональные отношения. Среди них - безработица, правовая неурегулированность земельных отношений, нелегальная миграция и ряд других причин»1.

Острота и актуальность этих и других проблем во многом обусловлена характерными для эпохи глобализации интенсивным ростом масштабов неконтролируемой трансграничной миграционной подвижности, динамики общения разнонациональных носителей самых разных норм культуры и поведения из сопредельных государств. Бесконтрольный рост миграционного потока из-за рубежа усложнил сферу межэтнического общения, усилил его противоречивый характер. Данная сфера социальных отношений стала приобретать все более противоречивый, конфликтогенный характер, побуждая научное сообщество уделять более обстоятельное внимание вопросам, которые ранее либо оставались вне общественно-политического внимания и идеологической практики, а также вне поля зрения исследователей, либо неправомерно преданы забвению. Несмотря на очевидную актуальность вопросов культуры общения, утверждающей цивилизованные формы и нормы поведения людей в многоэтничной среде, они остаются в числе наименее освещенных, разработанных проблем теории и практики регулирования межэтнического общения как самостоятельного объекта научного исследования.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М. 2008. С. 45.

Между тем, широкое распространение националистических настроений, этнических предубеждений негативно влияют на состояние и тенденции современных процессов межэтнического взаимодействия во многих регионах страны. Особенно болезненно эти тенденции сказываются на личностном уровне межэтнического общения. В этих условиях исключительно важное значение приобретает проблема формирования современной культуры ответственного поведения личности полиэтничной социальной среде.

Научно-практическое значение и актуальность данной проблематики тесно связаны с вопросами реализации конституционных принципов и демократических ценностей в практике государственной этнонациональной политики, в повседневной жизни многонационального российского общества. Она призвана служить научно-политической базой возрождения, формирования и практической реализации культуры межэтнического общения, ориентированной на формирование толерантных, партнерских, дружеских отношений в повседневной практике межэтнического взаимодействия. В свою очередь, осуществление подобной научно-практической задачи предполагает учет, изучение и возрождение народных традиций межэтнического общения и сотрудничества народов страны.

Эта задача рассматривается в качестве одного из важных направлений идеологической деятельности институтов государства и гражданского общества, направленной на противодействия внутренним и внешним вызовам, угрожающим единству и целостности многонационального Российского государства и народа.

Идея концептуальной разработки культуры межэтнического общения, как идейно-нравственного фактора, регулирующего процессы межэтнического взаимодействия, родилась в начале 80-х годов в рамках идеологической деятельности КПСС. Идеологическими службами СССР культура общения рассматривалась в качестве идейно-воспитательного воздействия по активизации социально-нравственных факторов укрепления дружбы народов СССР, регулирования растущих масштабов населения страны. Эта идея разрабатывалась на основе официально принятой теории и практики «интернационального и патриотического воспитания трудящихся СССР». Актуальность, жизненность этому направлению идеологической деятельности того времени вопреки формальным, казенно- бюрократическим конструкциям советской пропаганды, придавали многовековые традиции народов страны в сфере повседневного межэтнического общения. Однако и этому концепту, как и многим другим компонентам идеологии «советского патриотизма и социалистического интернационализма» была уготована печальная судьба глубокой формализации живой идеи и живой реальности, «перерождения» в суррогатные формы казенной пропаганды. Этому способствовала исключительная направленность всей массово-пропагандистской работы на насаждение в обществе представлений о беспроблемности, непротиворечивости национальных отношений, якобы свободных от националистических проявлений. Феномен культуры общения обсуждался, рассматривался в отрыве от реальных межэтнических коллизий, просчетов национальной политики советского государства. Проблемы этой сферы официально ограничивались признанием проявлений «местничества», «национальной ограниченности», «национальных предрассудков» и т. п. негативным явлениям в сфере межэтнических отношений. Им противопоставлялся не менее формализованный пролетарский, социалистический интернационализм, выступавший в качестве идеологии и политики дружбы народов СССР.

С одной стороны, интернационализм выступал как идеология солидарности разных стран и народов против национального гнета и расовой дискриминации. С другой - идеология интернационализма выражала требование жесткой классовой дисциплины, безоговорочно подчинявшей интересы отдельных стран и народов международным интересам классовой борьбы. Пролетарский интернационализм в качестве официальной политики насаждал узкоклассовый, бюрократический подход к явлениям и событиям в истории и взаимоотношениях народов СССР, существенно искажая и упрощая их.

Тем не менее, разработка темы культуры межэтнического общения, изучение и пропаганда исторической практики общения, сотрудничества народов СССР имели положительное значение, способствовали обобщению, ценных сторон межнационального сотрудничества, взаимодействия различных сферах жизни.1

В эпоху перестройки появляются более реалистические работы, отражавшие глубокие изменения и противоречия в жизни многонационального советского общества, обусловленные, в том числе, демократизацией общественно-политической жизни страны, активизацией национального фактора в сфере межреспубликанских отношений.

В них более научно, объективно раскрывались факторы, влияющие на содержание, характер и тенденции межэтнических отношений. В конкретных социологических исследованиях процессов развития и

1 См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований в

Татарской ССР. - М., 1973; Кахк Ю.Ю. Черты сходства. - Таллин, 1974; Дробижева

JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. Бурмистрова Т.Ю. Дмитириев O.A. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М., 1986; Серова И.И.

Культура межнационального общения. - Минск, 1986; Сужикова М.М., Сапаргалиев

Г.С. Некоторые философско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. - Алма-Ата, 1989. 9 взаимодействия национальностей СССР был обобщен значительный эмпирический материал, отработана методология и методика изучения межнационального взаимодействия, сделаны ценные выводы и обобщения. К исследованиям стали привлекаться данные социальной психологии, социологии, этнографии, культурологии, этики, других гуманитарных дисциплин, результаты исследований зарубежных ученых.1

В постсоветские годы российские ученые сосредотачивают внимание на изучение причин и форм проявления межэтнических противоречий, корни конфликтогенных проявлений, условий гармонизации межэтнических взаимоотношений на фоне сложных трансформационных процессов, демократизации российского общества. В рамках современной этнической политологии и этнической конфликтологии стала вестись разработка ненасильственных форм разрешения конфликтов, поиск гуманистической альтернативы национальному, этнополитическому экстремизму, конфронтационным отношениям. Широко развернулась разработка проблематики толерантности и культуры мира.2 На первый план выдвинулись вопросы

1 См.: Арутюнян Ю. В. Преемственность, взаимодействие и взаимовлияние национальных культур в СССР //Социология и проблемы социального развития. - М., 1978; Социально-культурный облик советских наций. По материалам этносоциологического исследования. - М., 1986; Абдулатипов Р.Г. Нравственная культура межнационального общения // Межнациональное общение и проблемы коммунистического воспитания трудящихся. - М., 1985. С. 12; Дашдамиров А.Ф. Национальные отношения: динамика и проблемы. Вопросы теории и жизни - М., 1987.; Повышать культуру межнационального общения. Перестройка: проблемы и перспективы. - М., 1987.; Джунусов М.С. Культура межнационального общения. // Коммунист Азербайджана. - 1988. - №5.; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988; Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. -М.,1990; Губогло М.Н. Национальный вопрос: предпосылка перестройки. - М., 1990;

2 См.: JIM. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996.; Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы совеременности и культура межнационального общения. - Ставрополь. 1993; Дробижева Л.М. Социальная и

10 освоения и популяризации распространенных за рубежом идей и принципов толерантности, основ толерантных межэтнических отношений, идеи культуры мира как международной концепции противостояния миру насилия и розни между людьми и целыми народами.1 На этом фоне в научном сообществе сложилось мнение о культуре межнационального общения как устаревшем, нежизнеспособном феномене советской идеологии и пропаганды. Однако жизнь показала ошибочность такого мнения. Отказ от разработки и популяризации концепции культуры межэтнического общения привел к выпадению общественно-гуманитарных представлений о феномене высокой поведенческой культуры личности в системе межэтнических отношений, в среде межэтнического общения. Попытки заполнить вакуум, возникший в политико-идеологическом регулировании межэтнических отношений научно-теоретическими трудами только по толерантности и культуре мира оказалось недостаточным для существенного, позитивного улучшения климата межэтнического взаимодействия.

В работах конца 1980-1990 годов освещаются глубокие , всесторонние изменения в жизни российского общества, его демократизации, активизации национальных, этнополитических факторов все более настойчиво в научных изысканиях пробивают себе дорогу новые подходы. В них с относительной полнотой и объективностью раскрываются факторы, влияющие на содержание и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. 1998; Идентичность и толерантность - М., 2002.; Социология межэтнической толерантности - М., 2003.; Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. Тренинг этнической толерантности для школьников - М., 2005.; В. Тишков. Опыт этнологического мониторинга - М., 2004.

1 Социология межэтнической толерантности. Отв.ред. Л.М. Дробижева. М. 2003., Э.А. Паин. Этнополитический маятник. М. 2004.; Реализация программы культуры мира с образовательными учреждениями и партнерами ближнего и дальнего зарубежья. Научно-методический сборник. М. 2006 характер межнациональных контактов, направленность их развития. С привлечением данных из социальной психологии, социологии, этнографии, культурологи, этики и других сопредельных наук, а также опираясь на результаты исследований зарубежных ученых, авторы определяют причины, формы проявления, пути преодоления, условия гармонизации межнациональных взаимоотношений. Однако вместе с радикальной сменой общественной идеологии, методологических, концептуальных основ общественных наук, в том числе этнологии, этнической политологии и т.д. интерес научного сообщества к проблематике культуры межэтнического общения окончательно угас. Она была вытеснена проблематикой культуры мира, которая, разумеется, отнюдь не является прямым аналогом культуры общения и не может ее заменить. Идеологический запал культуры мира основан, прежде всего, на отрицании войны и насилия.

В культуре межэтнического общения отрицание войны само собой разумеется. Главным ее содержанием является позитивный опыт повседневного, мирного общения и сотрудничества носителей национальных традиций различных народов. Культура мира, основана на принципах, закрепленных Уставом Организации Объединенных Наций: уважение прав человека, демократизм, терпимость, межнациональный диалог, культурное многообразие и т.д. В сочетании с усилиями по содействию общественного, социально-культурного развития, свободными потоками информации, воспитанием людей в духе миролюбия, эти принципы придают культуре мира значение фактора, фактора, призванного благотворно влиять как на межгосударственные отношения, так и на отношения между людьми различных национальностей в рамках различных государств. Главная идея культуры мира - отказ от войны и насилия в пользу диалога, мира и терпимости, переход от культуры войны к культуре мира.1 В документах ООН содержится обоснование новой философии межгосударственных отношений - идеологии мирного сосуществования, добрососедства, сотрудничества наций и государств. Эта идеология, проецируясь на межнэтнические отношения внутри государств, выдвигает культуру мира как новое качество межэтнических отношений на межличностном, межгрупповом уровне.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Умаханов, Магомед Байсарович

Заключение

Духовная культура, ее ценности - один из решающих факторов сближения людей и народов. Взаимоотношения народов, основанные лишь на экономических и политических соглашениях и выгодах не могут укорениться в их нравственной культуре, воплощаться в искренней приязни. Наряду с экономическими и политическими факторами межэтнические отношения должны базироваться на общечеловеческих моральных категориях, гуманистических идеалах и ценностях. Приобщенностью человека к мировой культуре, в сочетании с национальными ценностями духовного творчества определяется мера его включенности в диалог отечественной и мировой культур. Поведение человека в многонациональном обществе выражает меру его социальности, одухотворенности, наделенности, общей и политической культурой. Поведение личности в одной из наиболее сложных, противоречивых областей общественных отношений - в сфере межэтнических отношений может расцениваться как один из важнейших критериев его морально-политических, гражданских качеств. С этой точки зрения наличие культуры межэтнического общения характеризует внутреннее духовное богатство личности, его развитое политическое, гражданское сознание, социальную активность.

Системообразующим ядром личностных проявлений поведенческой культуры являются знание общепринятых правил публичного поведения, взгляды, общее миропонимание, мироощущение. На развитие, углубление, оптимизацию межэтнических отношений, на совершенствование межэтнического общения работают интернационалистские взгляды и убеждения, интернационалистское мироощущение - в современном, обновленном, преобразованном понимании. Они-то и должны воплощаться в образе жизни и поведении человека посредством культуры межэтнического общения.

Ее роль в том и состоит, чтобы осуществлять функцию преодоления национальной обособленности, ограниченности, недоверия на личностном уровне, посредством взаимного узнавания, познания, согласования отношений, наконец, понимания контактирующих субъектов. КМО - своего рода "переводчик" особенностей и специфических традиций одной культуры на "язык" особенностей традиций другой, выполняемая в процессах взаимодействия и общения живых носителей этих культур.

Деятельность по формированию культуры межэтнического общения должна опираться на общепризнанную мировым сообществом солидную международно-правовую основу. Ее важнейшие принципы: уважение прав и свобод человека, равноправие, недискриминация, национальное самоопределение и другие, выработаны и закреплены в уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, итоговых документах Мадридской, Венской встреч и др. В них также сформулированы права национальных меньшинств, принципы взаимоотношений с диаспорой, пути юридической защиты в случае ущемления личных прав и свобод, обязанность государств с помощью закона запрещать всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию1.

Приоритет прав человека выделяет в личности ее статус как гражданина и на этом основании, невзирая на национальную, этническую

1 См.: Права человека. Сборник международных документов. - М, 1990. - С. 54.

126 принадлежность делает всех равновеликими, равноотносящимися друг к другу и к государству, что ведет к глубокой интеграции и стабильности общества в целом.

Этим, собственно и определяется демократическая природа современной культуры межэтнического общения, ее роль в реформирующемся российском обществе. Общечеловеческий характер основных прав человека составляет их объективную основу, в силу чего признание приоритета общечеловеческого над социально-классовым, этнонациональным, профессиональным и т.п. выступает исходным пунктом всей концепции прав человека. Это имеет важное значение для понимания чрезвычайно актуальной в настоящее время проблемы взаимосвязи развития народов и их отношений между собой, с одной стороны, и прав человека, свободы личности, с другой. Культура мира, культура общения в конечном счете это культура гуманизма. Она должна охватывать всю систему семейного, школьного, воинского воспитания, сферы законодательства, управления, реализации социальных запросов населения, практику политической деятельности, наконец, межэтнические отношения. Культура межэтнического общения, являясь важнейшим инструментом этнонациональной политики, по природе своей есть социально-политический феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное состояние национальных и межэтнических отношений.

В конечном счете, высокая культура межэтнического общения -одновременно и средство и результат становления и функционирования новой демократической системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности наций и государств в целом.

Актуальность исследования культуры межнационального исследования не вызывает сомнений. Низкий уровень нынешней культуры межэтнического общения выступает фактором, тормозящим интеграционные процессы в многонациональном обществе, не способствует формированию современной демократической модели межэтнических отношений.

Отсюда и вытекает объективная потребность высокой культуры межэтнического общения как силы, способной оказывать облагораживающее, гуманистическое воздействие на состояние межэтнических отношений. Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о многофакторности формирования культуры общения под влиянием общего этнополитического климата, позитивного потенциала практики межэтнических отношений.

Ключевыми факторами утверждения культуры межэтнического общения в реальной политической практике является моделирование конструктивных форм и принципов общения, культивирование благожелательного взаимопонимания как элементарной нормы поведения участников общения.

В целях развития культуры межнационального общения целесообразно:

1. Принять государственные программы по развитию культурных связей народов России (соответственно и в субъектах свои адаптированные программы),широко использовать возможности СМИ;

2. Создать и тиражировать специальные методические пособия по подготовке преподавателей и организаторов работы по приобщению населения, прежде всего, подрастающего поколения к культуре межэтнического общения в системе дошкольного, школьного и вузовского образования; вооружить работников государственной службы суммой исторических, этнополитических, этнокультурных, этнопсихологических знаний о народах России, их истории и культуре, а также об идеологических, политических и социально-психологических аспектах воспитания современной культуры общения, об обычаях и традициях народов России.

3. Организовать систему обучения и повышения квалификации кадров управления, народных депутатов, работников средств массовой информации, политических партий и общественных организации по вопросам совершенствования национальных отношений, государственной национальной политике, международно-правовым аспектам зашиты прав и свобод человека.

Проведенный анализ убеждает нас в том, что проблемы общения, её национальной специфики, а значит и вопросы, связанные с культурой межнационального общения оказываются включенными в область этнополитики. Культура межнационального общения представляет собой самостоятельный предмет изучения, который формируется на стыке нескольких обществоведческих дисциплин: политологии, социологии, культурологии, психологии и педагогики.

Достижение высокой культуры межэтнического общения непосредственно связанно с состоянием уровнем и масштабами межрегиональных экономических, общественно-политических, культурных и иных связей между народами.

У каждого народа своя особая культура межнационального общения, и она согласуется с общей культурой, особенностями взаимодействующих субъектов.

Абстрактные, гуманистические принципы мирного сожительства стран и народов, призывы об отказе от насилия в их взаимоотношениях приобретают силу реального воздействия, если находят благоприятный отклик в историческом опыте и общественном сознании, общественных настроениях конкретных национальностей. Общечеловеческие идеалы и ценности ничего не стоят, если они не укоренены в традициях национальных культур, в практике межэтнического общения. Идея культуры мира не должна восприниматься как абстрактная, вечно неизменная величина, а как живая, постоянно развивающаяся противоречивая политическая реальность, в которой материализуются разум, добрая воля, коренные интересы человечества, составляющих его народов, каждый из которых занимает своё неповторимое место в глобальном мире взаимосвязей и взаимозависимостей.

Федеральным органам власти и управления рекомендуется:

• Разработать и реализовать Федеральную целевую Программу формирования культуры межнационального общения, сотрудничества и гражданской солидарности народов РФ.

• Подготовить и осуществлять специальные программы регулирования миграционных процессов, адаптации и интеграции мигрантов в общественную жизнь субъектов РФ.

• Рассмотреть и решить вопрос о воссоздании в системе федеральной исполнительной власти органа, координирующего деятельность учреждений и организаций по реализации государственной национальной политики, осуществляющего постоянный мониторинг этнополитической ситуации в стране и регионах.

• Считать важнейшей задачей общественных объединений налаживание постоянных связей и деловых контактов с организациями соотечественников за рубежом.

• Органам государственной власти, представителям общественности необходимо постоянно сотрудничать с конфессиями в деле формирования в стране здоровой атмосферы толерантности, веротерпимости, не допускать в стране деятельности противозаконных антигуманистических организаций, разрушающих общечеловеческие духовные ценности, вызывающих межрелигиозную и межнациональную рознь и прикрывающих преступную деятельность.

Средствам массовой информации рекомендуется:

• Содействовать распространению идеологии и концепции культуры межэтнического общения, пропаганде духовной культурной общности россиян, российского патриотизма, уважения к истории, культурам, традициям народов России.

• Знакомить читательскую и зрительскую аудиторию с историей сотрудничества народов России в строительстве государства, освоении территорий, защите Отечества от иноземных захватчиков.

• Не допускать появления в печати, в электронных СМИ статей и передач, оскорбляющих национальное достоинство людей, некомпетентно освещающих сложные межэтнические и межрелигиозные проблемы.

Идеология и социальная практика культуры межэтнического общения и взаимодействия народов России - это не просто благие пожелания, а осознанное требование времени, которое должно быть взято властью и обществом на вооружение как главное условие культурного подъема страны в XXI веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Умаханов, Магомед Байсарович, 2009 год

1. Оригинальные документы

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. -М., 1993г.

3. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ.

4. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 1996г.

5. Предложения по внесению корректив в Концепцию государственной национальной политики РФ. Текущий архив Департамента массовых коммуникаций культуры и образования Правительства Российской Федерации., 2004г.

6. Закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года №74-ФЗ//Собрание законодательства РФ 1996-№25

7. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхнего Совета РФ -1992-№46

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии»» от 10 ноября 2003 года, №136-ФЗ.

9. Федеральный закон от 01.06.2005 №53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации».

10. Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 марта 2000 года №45-ФЗ// Собрание законодательства РФ. №14

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.03.2003г. «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» №256 р.

12. Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Собрание законодательства РФ. 1996г. - №25

13. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года //Собрание законодательства. 2002 №30.

14. Постановление Правительства от 25 августа 2001 года №629 о Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001 -2005гг.)»// Собрание законодательства. 2001 №36.

15. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики М.,2001г.

16. Абдулатипов Р.Г. Нравственная культура межнационального общения. Межнациональное общение и проблемы коммунистического воспитания. М., 1985г.

17. Абдулатипов Р.Г.Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян всовременных условиях. М., 2005 г.

18. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрс и государственное устройство России. М.,2000 г.

19. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. -Ставрополь. 1993г.

20. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология М.,2005г.

21. Алексеева Г.Д. Историческая наука в России. Идеология. Политика (60-80-е годы XX века) М.,2003г.

22. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001г.

23. Аствацатурова М.А. Диаспоры Российской Федерации. Р-н/Д. Пятигорск.2002г.

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. -М., 1998г.

25. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. М.,2003г.

26. Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. Уфа. 2003г.

27. Барт Ф., Пильщиков И.А. Этнические группы и социальные границы /Под общ.ред. Ф.Барта.М. 2006г.

28. Боков X. Интерес с этническим окрасом. М., 1998г.

29. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988г.

30. Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции: история и современность. Улан-Уде. 2003г.

31. Бурмистрова Т.Ю. Культура народов России. М., 2004г.

32. Бурмистрова Т.Ю. История культуры народов содружества независимых государств и Балтии. Спб. 1996г.

33. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев O.A. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. М., 1986г.

34. Буянов B.C., Гаджиева Р.Г., Терновая JI.O. Российская идентичность в условиях глобализации. М.,2008г.

35. Варсонофьев В.В. Этнические аспекты военного строительства. М., 2002г.

36. Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнёрства. М., 1999г.

37. Введение в политический анализ. М.,2003г.

38. Введение в этническую психологию. Спб. 1995г.

39. Вестник Московского межнационального консультативного Совета // «Эхо Кавказа» М.,2003г.

40. Власов В.И. Экстремизм во времени и пространстве. Учебно-методическое пособие. М.,2006г.

41. Вопросы национальных и федеральных отношений в Российской Федерации. Вып. 1. - М:РАГС, 1995г.

42. Вопросы национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.// Вып.2 М: РАГС, 1997г.

43. Вопросы национальных и федеративных отношений. РАГС, М., 2002г.

44. Вопросы национальных и федеративных отношений. РАГС, М., 2007г.

45. Вопросы национальных и федеративных отношений. РАГС, М., 2009г.

46. Герд A.C. Введение в этнолингвистику. Спб., 1995г.

47. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.,2006г.

48. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садокин А.П. Основы межкультурной коммуникации М.,2002г.51 .Губогло М.Н. О речевом поведении личности, группы, целого этноса. Языки этнической мобилизации. М., 1998г.

49. Губогло М.Н. Национальный вопрос: предпосылка перестройки. М., 1990г.

50. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социологические исследования. 1992г. - №1.

51. Дашдамиров А.Ф. Возможности и социальные механизмы межнациональной солидарности. М.,2004г.

52. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы // Известия Академии педагогических и социальных наук. М.,2004г. - Вып.4.

53. Дашдамиров А.Ф. Кавказская идентичность и диалог культур. «Московское эхо Кавказа». М., 1997г.

54. Джунусов М.С. Национализм. Словарь Справочник. М. 1998г.

55. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. Журнал «Коммунист Азербайджана». 1988г.№5.

56. Доронченков А.Н. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Спб. 1995г.

57. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеев В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М., 1996г.

58. Ерасов Б.С. Социальная культурология. ЧастьИ. М. 1994г.

59. Жарников А.Е. Этносоциология в системе знаний о развитии и национальных отношений/Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001г.

60. Зорин В.Ю. национальная политика в России: история, проблемы, процессы. М.,2004г.

61. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы //Социально-политический журнал №3. 1993г. 68. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социс. 1994г., №10.

62. Иванова Ю.В. Этнос и государственная граница // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик 20-23 Сентября, 2001г.//Тезисы докладов. М:ИЭА РАН, 2001г.

63. Идентичность и толерантность. М.,2002г.

64. Ильяева И.А. Культура общения. Воронеж. 1999г. С.27.

65. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения (на примере Республики Дагестан). Автореферат кандидатской диссертации М.2000г.

66. Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации (политико-правовые основы реализации их прав). М.,2006г.

67. Калинина К.В. Россияне ближнего зарубежья: уезжать или оставаться? Москва Бишкек, 2002г.

68. Калинина Н.В. Государственная национальная политика и управление этнополитическими процессами в современной России. Основы национальных и федеративных отношений. М.2001г.

69. Караганов С.А. Россия и мир. М.,2008г.

70. Киреев Х.С. К новой парадигме Российской национальной политики на Северном Кавказе. М., 2005г.

71. Киреев Х.С. Политико-правовая основа регулирования этноконфиссиональных отношений в Российской Федерации (на примере Северного Кавказа). М., 2002г.

72. Коган М.С. Мир общения. М., 1988г.

73. Кольев А.И. Политическая мифология. М.,2003г.

74. Кольцов В.А. Общение. Энциклопедический словарь. М., 1995г.

75. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века //Этничность и власть в полиэтнических государствах, М:Наука, 1994г.

76. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996г.

77. Кортунов С. Глобализация и национальная идентичность. Жур. «Вестник аналитики». №1, 2007г.

78. Критика расизма в современной России и научный взгляд на проблему этнокультурного многообразия. М.,2008г.

79. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: Геополитика. Этничность. Безопасность. Алматы: ТОО «Издательский дом «Казахстан», 2002г.

80. Лейтон Д. Теория политической идентичности. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999г.

81. Лысенко В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт регулирования. Полис. 1999г.

82. Майничева А.Ю. Проблемы этничности и самоидентификации в работах зарубежных авторов. Исторический очерк //Электронный журнал «Сибирская Заимка» №1, 2004г.,http://zaimka.ni/01 2004/mainichevaethnic/

83. Маликова Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М., 1990г.

84. Малиновский Б. Научная теория культуры / 2-е изд., испр.пер. с англ. И.В. Утехина, М., 2005г.

85. Мастонов К.Х. Совершенствование культуры межнационального общения в трудовом коллективе; М., 1987г.

86. Материалы всероссийского совещания « О реализации концепции государственной национальной политики Российской Федерации -М.,2003г.

87. Медведев Н.П. Национальная политика России. М., 1993г.

88. Межнациональные и межэтнические отношения в Кыргызстане. Ош -2000г.

89. Межэтническая нетерпимость в российском обществе. Материалы к форуму «За гражданское согласие против нетерпимости и экстремизма». М.,2009г.

90. Миграция и безопасность в России. Под ред. Витковской Г. и Панарина С. М.,2000г.

91. Михайлов В.А. Концепция культуры мира в условиях современной России.// 2000г.

92. Михайлов В.А. На пути к культуре мира и ненасилия. «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование». М., 1998г.

93. Мотрошилова Н. Цивилизованный человек и современный варвар» Жур. «Вестник аналитики». №2, 2008г.

94. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. М., 1996г.

95. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1999г. №41.

96. Национальная политика России: история и современность. М., Русский мир, 1997г.

97. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994г.

98. Национальные отношения XXI век.М.,2005г.

99. Национальный вопрос в программах и документах политических партий и общественных объединений современной России. М., 1994г.

100. Национально-культурное развитие: правовое обеспечение. -М.,2003г.

101. Окусов А.П. Культура управления: взаимодействие объективного и субъективного в социальном управлении. Р-н/Д , 1999г.

102. ПО.Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнопалитических процессов в постсоветской России. М.,2004г.

103. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994г.

104. Панарин A.C. Правовые и экономические аспекты консолидации московского общества на идеях толерантности и культуры мира. М.,2006г.

105. ПЗ.Панарин С. Этнополитическая ситуация в Республике Бурятия//Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. Издательский центр «Внутренняя Азия», М.- Иркутск, 2005г.

106. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.

107. Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: оптимизация механизмов регулирования. Вопросы национальных и федеративных отношений. М., 2004г.

108. Пистрякова С.А. Проблемы иммиграции: против ксенофобии и дискриминации. М., 2008г.

109. Политическая психология/ Под общ. ред. Деркача A.A., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., М.,2003г.

110. Политическая ситуация и социальный статус как факторы интеграции и дезинтеграции этнических общностей. «Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России». Книга 1. -М., 1998г.

111. Попков В. Феномен этнических диаспор. М., 2003г.

112. Портер Т.Э. Проблемы возрождения русской нации после распада СССР. Жур.«Социализм и власть». №2. 2007г.

113. Права человека. Сборник международных документов. М., 1990г.

114. Проскурин Л.Т. Межнациональное общение как объект социально-филосовского анализа. Л., 1984г.123. «Реализация программы культуры мира с образовательными учреждениями и партнёрами ближнего и дальнего зарубежья». Научно-методический сборник. М.,2006г.

115. Региональные миграционные процессы в зеркале Социологии. Р-н/Д, 26-27 мая 2008г.125126. Религия и глобализация на просторах Евразии. М.,2005г.

116. Релятивистская теория нации. М.,1998г.

117. Российская идентичность в Москве и регионах.М.2009г.

118. Россия и мир. Новая эпоха. М.,2008г.

119. Рябова Е.Л. Культура конфликтного взаимодействия. М.,2008г.

120. Савельев В.В. Культура как важнейшее условие формирования межэтнических толерантных отношений //Толерантность основа взаимопонимания. - М., 2004г.

121. Селезнёва Е.В. Общение как среда для саморазвития личности. М.,2002г.

122. Селезнёва Е.В. Социальная психология: личность и общение. М. ,2000г.

123. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск, 1986г.

124. Симпон Дж., Ингер Дж.М. Социология расовых и этнических отношений//Социология сегодня.

125. Словарь по этике М., 1970г.

126. Смит Э. Национализм и модернизм. М.,2004г.

127. Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. Р-н/Д.2008г.

128. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России //Отв. ред. Дробижева Л.М. М., 1998г.

129. Социология межэтнической толерантности. Отв.ред. Дробижева Л.М. М.,2003г.

130. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996г.

131. Столяров M.B. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. М.,2005г.

132. Столяров М.В. Суверенитет и демократия. М.,2006г.

133. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения. Авт. коллектив: Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Дашдамиров А.Ф. и др., М., 2008г.

134. Сужикова М.М., Сапаргалиева Г.С. Некоторые филосовско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений. Алма-Ата, 1989г.

135. Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск 1. РАГС.М.,2004г.

136. Тишков В. Опыт этнополитичесого мониторинга. М.,2004г.

137. Тишков В. Межнациональные отношения в Российской Федерации. Доклад на заседании Президента РАН 23 февраля 1993г.

138. Трофимов E.H. Национальная политика России. М., 2007г.

139. Фадеичева М. Концептуальные основания политики Российской Федерации в сфере регулирования межэтнических отношений. Жур. «Вестник Российской нации». М., №2, 2008г.

140. Фарадов Т.Л. Социально психологические аспекты межнационального общения в условиях совершенствования социализма.-Баку, 1987г.

141. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. Спб., 1998г.

142. Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения; сущность, тенденции развития. М., 1992г.

143. Шубин A.B. Парадоксы перестройки. М.,2005г.

144. Этнокультурная политика на Южном Урале. Серия «Этнорегиональные исследования» Вып.5 Оренбург 2007г.

145. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973г.

146. Яковец В.Н., Никовская Л.И. Сложносоставные конфликты -атрибуты постсоциалистической трансформации. «Социологические исследования» 2005г. №8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.