Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: На материалах Республики Татарстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.05, кандидат социологических наук Давлетшина, Диля Мустафовна

  • Давлетшина, Диля Мустафовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1998, КазаньКазань
  • Специальность ВАК РФ22.00.05
  • Количество страниц 155
Давлетшина, Диля Мустафовна. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: На материалах Республики Татарстан: дис. кандидат социологических наук: 22.00.05 - Политическая социология. Казань. 1998. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Давлетшина, Диля Мустафовна

Введение. .3

Раздел 1. Музыкальная культура: содержание, структура, функ-.12

Раздел 2. Содержание музыкальных ценностей, интересов и по-.39требностей молодежи на современном этапе.

Раздел 3. Механизм влияния музыкальной культуры на форми-.71рование духовных ценностей студенческой молодежи.

Раздел 4. Пути оптимизации социального функционирования.96музыкальной культуры на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая социология», 22.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: На материалах Республики Татарстан»

Актуальность темы исследования определяется тем, что перемены, происшедшие за последнее десятилетие в экономической, политической, культурной сферах, самым непосредственным образом сказались на сознании буквально всех социальных групп и слоев общества.

Коренные изменения произошли, прежде всего, в духовном облике молодёжи, которая во многом отличается от своих сверстников до перестроечной поры. В своей жизнедеятельности она руководствуется императивами, отличающимися от тех, которые детерминировали мотивацию поведения не одного поколения.

Никогда прежде культура в целом и музыкальная, в частности, не имела такой степени свободы выбора музыкальных жанров, направлений, стилей, как отечественных, так и зарубежных. С этой точки зрения проблема содержания и структуры духовно - ценностных ориентаций студенческой молодёжи может интерпретироваться как проблема геополитики, анализируя которую мы получаем возможность ответить на такие животрепещущие вопросы: что ожидает Россию в будущем, сохранится ли музыкальная культура как этнокультурная целостность или она будет ассимилирована и станет частью западного мира.

Обращение к музыкальной культуре студенческой молодёжи не случайно: именно музыкальная культура стала актуальной в процессе становления и развития молодого поколения, формирования внутреннего мира личности, взаимодействия социальных общностей, взаимного притяжения и отчуждения людей. Именно в среде молодежи наибольшим влиянием пользуются идеи гедонизма и эгоцентризма, проводником которых чаще всего оказывается музыкальная культура. Это чрезвычайно опасное явление, поскольку общество, ориентирующееся на гедонизм, обрекает себя на стагнацию и упадок. Стремление к наслаждению противоположно стремлению к труду, к воплощению в деятельности творческого потенциала, и поэтому неизбежно ведет к деградации воли и сознания. Первой жертвой этой ущербной философии жизни становится молодежь.

Противоречие между идеальным и реальным уровнем музыкального развития молодёжи составляют проблемный узел рассматриваемой темы. Возникает необходимость выявления наиболее общих закономерностей взаимодействия молодёжи с музыкальной культурой и конкретных вопросов, определяющих специфический характер этого взаимодействия в сфере музыкальной жизни, основные тенденции и пути повышения его эффективности. Стремление внести вклад в решение выделенных выше проблем составляет цель диссертационной работы.

Степень разработанности темы.

Научной литературы, посвященной изучению музыкальной культуры в целом, достаточно много. Из них следует отметить работы А. Сохора, Б. Асафьева, X. Купшарева, А. Буцкого, С. Раппопорта, К. Конрада, М. Маркова, В.Блудовой, А. Зися, Г. Панкевич - о содержании художественных произведений и процессе их восприятия; В. Цукермана, А. Семашко, Г. Тарасова - о духовных, музыкальных потребностях. Необходимо выделить целый ряд работ, в частности , А. Костюка, Е. Назайкинского, В. Медушевского, А. Милки о восприятии музыкальных произведений; Е.

Ручьевской, Вальковой, В. Холоповой - о тематизме музыкальных произведений; Л.Мазеля, Ю.Тюлина, В.Бобровского, Ю.Холопова, Н.Горюхиной - о принципах формообразования и классификации музыкальных форм; М.Арановского, М.Тараканова, Т.Лейе, И.Нейштадт, И.Налетовой - о сущности жанра, его признаках и классификации. Наконец, следует назвать работы музыкально - педагогические, в частности Н.Гродзенской, А.Лагутина, Е.Финченко, В.Белобородовой, Е.Горской - о процессе слухового восприятия музыкальных произведений, предмете внимания слушателей и методах работы со слушателями. Данные работы, а также целый ряд других, свидетельствует об определенных достижениях на пути создания теории музыкального творчества и его функционирования в обществе.1

С конца 60-х годов стало развиваться новое направление - социология музыки. В этих работах акцент делается на типологии слушателей, сущности музыкальных потребностей, каналах распространения музыкального творчества в обществе, условиях потребления музыкальных произведений различными

1 Адорно Т. Типы и синдромы //Социол. исслед. 1993, №3. ; Его же. Социология музыки. М. 1976. 1 и 2 кн.; Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Под редакцией Е.Орловой. - М - Л. : Музыка, 1965. - 151 е.; Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. - 365 с. ; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие: Пер. с франц. - М.,: Мир, 1966. - 351. Его же. Социодинамика культуры. М., 1975.; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973. - 146 е.; Его же. Очерки теории культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. - 228 е.; ; Сохор А Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып 1, 2, 3. Л., 1980 - 1983.; Его же. Музыка и общество М., 1972.; Его же. Воспитательная роль музыки. Л., 1975.; Его же. Музыка как вид искусства. М., 1970.; Его же. Социология и музыкальная культура. М., 1975. Алексеев Э., Андрукович П., Бловинский Г. Молодежь и музыка сегодня. // Социальная функция искусства и его видов. М., 1980. ; Восприятие музыки. М., 1980.; Дмитриевский В.Н. Социологические и социально - психологические аспекты изучения общих закономерностей функционирования искусства. М., 1983.; Зулумян Г.Б., Соловьев В. И., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социол. исслед. 1983. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социол. исслед. 1990., № 12., Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития. Горький. 1990. ; Молодежь и культура. Л., 1990.; Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. социальными группами. Причины пробуждения интереса к эмпирическим исследованиям в области музыкальной культуры кроются в невиданном ранее масштабе распространения музыкального творчества через средства массовой коммуникации во всех социальных общностях. У социологов возникло желание выяснить, что из огромного потока музыкальных произведений в действительности предпочитается, а что и кем отвергается, и почему это происходит; что и как воспринимается в процессе «потребления» музыкальных произведений; каковы факторы, способствующие потреблению музыкального творчества или тормозящие его. Большое количество исследований посвящено изучению музыкальных предпочтений молодежи. Это работы Э.Е.Алексеева, П.Ф.Андруковича и Г.Л.Головинского, А.Костюка, А.Моля, Ю.Малышева, И.П.Мильто, Л.Б.Переверзева.1) Однако в этих работах не выделяются музыкальные предпочтения студенческой молодежи , обладающей наибольшим уровнем образования, в том числе и музыкального, наибольшей автономностью, т.е. свободой выбора предлагаемых обществом альтернатив в сфере музыкального потребления.

Научных разработок о функционировании музыкального искусства в нашей республике также достаточно много. В разные годы появились работы М.Н.Нигмедзянова, Д.Садрижиганова, Г.Кантора . Однако, и в этих изданиях не исследуются особенности функционирования музыкального искусства в студенческой среде, специфика музыкальной культуры молодежи. Лишь в исследованиях Г.М.Кантора, посвященных музыкальному образованию в

254 е.; Его же. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. Дис. канд. иск. - М., 1971.

1 Э.Е.Алексеев, П.Ф. Андрукович, Г.Л. Головинский «Молодежь и музыка сегодня (по материалам конкретного музыкально-социологического исследования //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.; Ю.Малышева «Мысли вслух» М.,1969.; И.П.Мильто «Поговорим ио музыке.Минск., 1989.; Л.Б.Переверзев «Путь к музыке, М.,1981.

2 М.Н.Нигдзянов . Музыкаьный Татарстан., Казань., 1970.; Д.Садрижиганов. В мире музыки. - Казань: 1990.;Г.М.Кантор. Казань музыкальная. Казань: 1994.

Казани в XIX веке, и Е.К.Карповой об истории музыкального училища г.Казани в дореволюционное время затрагиваются вопросы вкусов, музыцирования среди студентов и учащихся, но только в дореволющионное время.

Внесли большой вклад в изучение отдельных проблем социокультурной сферы жизни республики Татарстан ученые Р.Г.Балтанов, Л.А.Волович, Н.А.Гаделынина, К.Т.Гизатов, В.В.Иванов, Т.Г.Исламшина, Л.П.Жукова, Ф.Г.Зиятдинова, В.В.Муругова, К.Ф.Фасеев, Р.С.Хакимов и др.1

Подводя итог изложенному, отметим, что в перечисленных работах не ставилась задача изучения изменений в функционировании музыкальной культуры в студенческой среде , а также выявления основных музыкальных интересов, потребностей и ценностей молодежи РТ в современных условиях.

Объектом диссертационного исследования является учащаяся и студенческая молодежь крупного города как наиболее социально продвинутая часть молодого поколения. Предметом исследования была выбрана музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей учащейся и студенческой молодежи. Целью диссертационного исследования является выявление состояния и специфики музыкальной культуры, как одного из важнейших средств социализации молодежи, формирования ее духовных ценностей. Постановка данной цели предусматривала решение следующих задач: проанализировать социологические аспекты содержания, структуры и функции музыкальной культуры;

1 См.:Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно - социологического анализа религии и атеизма в СССР: Дисс.д. филос. Наук. - Казань, 1974; Гизатов К.Т. К проблеме национальной формы искусства: Дисс.к.филос. н. - Казань, 1965;Волович Л.Н. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания.-Казань:1976. Иванов В В. Проблемы социокультурной инфраструктуры города в свете экономической социологии. - Казань, 1994; Исламшина Т.Г. и др. Молодежные субкультуры. - Казань, 1997. И т.д. выявить основные музыкальные ценности, интересы и потребности студенческой молодежи как составной части музыкальной культуры общества; определить механизм влияния музыкальной культуры на формирование духовных ценностей учащейся молодежи; определить основные пути оптимизации влияния музыкальной культуры на молодежь в современных условиях.

Методологической и общетеоретической базой исследования послужили труды видных отечественных и зарубежных социологов Т.Адорно, М.Вебера, П.Сорокина, М.Бахтина, П.Гуревича, Ю.Давыдова, М.Кагана, И.Когана, И.Кона, Л.Ионина, Э.Маркаряна, В.Ядова в исследовании культуры как целостности, позволившие дать обоснование появлению и функционированию молодежной музыкальной субкультуры. При написании диссертации автор опирался на принципы конкретно - исторического, деятельностного подходов, поскольку ценности носят конкретно - исторический характер, а музыкальные ценности и предпочтения воплощаются в музыкальной деятельности. Для определения места и функций музыкальной культуры в более общей системе был использован метод структурно - функционального анализа Т.Парсонса, который позволил выявить роль и функции музыкальной культуры в формировании духовного мира молодежи.

Эмпирической базой явились статистические сборники, информационно -аналитический бюллетень «Молодежный вестник Татарстана», результаты ряда российских и республиканских социологических исследований по проблемам музыкальной культуры и образа жизни городского населения, публикации в российской и республиканской периодической печати. Основная социологическая информация была получена в ходе проведенного автором конкретно социологического исследования «Музыка и студенты» под руководством научного руководителя проф. М.А.Нугаева в ноябре 1997 года. Вклад автора состоял в разработке программы исследования, инструментария, проведении анкетирования и обработке полученной социальной информации.

Выборка и репрезентативность исследования. Для изучения содержания музыкальных ценностей и предпочтений студенческой молодежи было проведено социологическое исследование влияния музыкальной культуры на формирование духовных ценностей молодежи. Исследование проходило в однородной социальной среде с охватом студентов 3-го курса двух казанских вузов: Казанского государственного технологического университета и Казанского государственного педагогического университета.

Были взяты группы с техническим, гуманитарным и музыкальным направлением образования. Для того, чтобы раскрыть специфику музыкальных предпочтений студенческой молодежи, была опрошена группа молодых работников АО «Органический синтез». Эта группа была примерно одинакова по численности с группами студентов по отдельным направлениям. Выборочная совокупность составила 204 единицы и была сформирована методом одноступенчатой стратифицированной случайной выборки с гнездовым отбором при 7% значимой допустимой ошибке. А также был проведен опрос 718 студентов методом интервьюирования.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены изменения в функционировании музыкальной культуры в студенческой среде на современном этапе развития общества;

2. Определено место музыкальной культуры в системе факторов формирования духовных ценностей молодежи;

3. Выявлены основные музыкальные интересы, потребности и ценности современной студенческой молодёжи;

4. Раскрыт механизм влияния музыкальной культуры и её компонентов -музыкального образования и просвещения - на формирование духовных ценностей студенческой молодежи;

5. Определены основные пути оптимизации влияния музыкальной культуры на формирование духовных ценностей студенческой молодёжи: это расширение музыкального образования и просвещения через средства массовой информации, усиление рекламы и продвижение на массовый рынок произведений классической музыкальной культуры, включающей нравственно - религиозную, народную музыку; возрождение самодеятельного музыкального творчества во всех звеньях народного образования.

Научно - практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов диссертационного исследования для разработки региональной политики в сфере музыкальной культуры, включения в программы учебно - воспитательной работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса социологии, культурологии, основ музыкального воспитания, спецкурса по социологии культуры, а также при разработке программ социологического исследования музыкального развития молодежи.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийской научно - практической конференции /май 1995 г./; Республиканской научно - практической конференции / апрель 1996г./; Межвузовской научно - практической конференции /апрель 1996/, на Республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов / октябрь 1977 г./ а также в семи публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая социология», 22.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая социология», Давлетшина, Диля Мустафовна

Заключение

Проведенное исследование позволило определить наиболее значимые изменения, произошедшие в музыкальной культуре современного общества. Во второй половине 80-х годов изменилась модель участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Молодежь - и в первую очередь студенчество - активно участвовала в социальных реформах, политических, экономических движениях, причем формами такого участия стали музыкальные концерты, фестивали, целые направления и жанры музыкального творчества - самодеятельная, бардовская песня, рок - музыка, джазовый авангард. Традиционные молодежные объединения, еще недавно осуществлявшие идеологическое и политическое воздействие на подрастающее поколение, утратили свою власть и сошли с политической сцены. Музыкальная культура приобрела не свойственную ей ранее функцию одного из самых сильных агентов социализации молодежи.

Усиление функции одного из агентов социализации сопровождалось приобретением музыкальной культурой функции символа социальной идентификации - привязанность определенному музыкальному стилю, направлению, исполнителю создает ощущение принадлежности к общности, объединенной единой ценностью. Музыкальные произведения диктуют молодым людям определенные для поклонников каждой группы одежду, манеру танцевать, одним словом, стиль жизни. Так музыкальная культура приобрела не свойственную ей ранее функцию детерминанты образа жизни, наряду с уровнем дохода, потребления, образования.

Новые политические и экономические реалии привели к отчуждению молодых людей от традиционных ценностей. В системе ценностей студенческой молодежи на первом месте стоит личная жизнь, затем идут друзья, материальное обеспечение. Творческая деятельность, профессиональная карьера замыкают десятку наиболее значимых ценностей. Музыкальная культура в последние десятилетия стала проводником ценностей гедонизма и индивидуализма в отрицательном их значении. Технические возможности средств массовой информации открыли новые возможности для взаимопроникновения музыкальных культур разных стран. Наметившаяся с начала 60-х годов тенденция плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и духовных ценностях привела к формированию молодежной музыкальной субкультуры. Ее влияние в современном мире настолько, что стало определять общественные вкусы не только молодежи, но и других социальных групп.

Благодаря телевидению, радио, духовные ценности, взгляды и потребности молодежи в сфере музыкальной культуры распространились на экономическую сферу и породили новую отрасль - шоу - бизнес, в которой заняты десятки тысяч людей и задействованы огромные финансовые средства. Невостребованной в нашей стране оказалась музыка классическая, лишенная государственной поддержки, каналов распространения и музыкантов - исполнителей, вынужденных эмигрировать за границу. Изучение музыкальных ценностей студенческой молодежи показало доминирование развлекательных жанров -эстрадной, развлекательной поп - рок музыки, которое отразило противоречие между быстрыми изменениями в социально - экономических условиях жизнедеятельности молодых и отставанием их психофизиологической перестройки, нарушением процесса социализации и адаптации. Развлекательное музыкальное творчество несет деструктивное начало, поскольку не развивает тонкость чувственного восприятия музыки, а наоборот, заглушает ростки творческого начала в молодом человеке. Учеными открыта взаимосвязь развития эстетических и творческих способностей человека: занятие музыкой математически одаренных детей ускоряет становление их собственно математических способностей. Умение слышать выразительную сторону звукового сигнала (ныне во многих технических процессах - весьма тонкого) - одна из важнейших предпосылок высокого творческого потенциала работника. Развитое слуховое восприятие формирует, прежде всего, музыкальная деятельность. Однако, исследование показало, что музыкальная деятельность у студентов носит пассивный характер. Лишь единицы из опрошенных студентов, профессионально не связанных с музыкой, занимаются в хоровых и музыкальных коллективах, хотя музыкальные инструменты имеются в домах у 42,5 % респондентов. Развитию эстетических способностей в промышленных странах уделяют большое внимание: в Ф Р Г экзамены в технический институт обязательно включает и экзамен по художественному рисованию, а не только по черчению; в США соотношение дисциплин естественно - математического и эстетического циклов за последние годы изменилось в сторону последнего; японские школьники изучают музыку, изобразительное искусство, занимаются хореографией, тогда как в нашей стране музыкальное образование получают не более 5 % молодежи. При этом молодые люди ошущают недостаток музыкального образования - на это указали 34,2 % опрошенных студентов. Развивая эстетические способности, искусство усиливает самостоятельность мышления, способность искать выход в проблемных ситуациях, снимает психологические и умственные нагрузки. Не случайно в Казанском императорском университете были внесены в расписание занятий «изящные» искусства - музыка, рисование, танцы. Одним из главных путей активизации рационально - познавательных процессов - формирование у людей способности получать эстетическое наслаждение. Ответы студентов на вопрос, что музыка дает человеку, показали неспособность их к эстетическому сопереживанию. Они ищут в музыкальном творчестве удовольствие, возможность расслабиться, забыть заботы и тревоги. Воздействие эстетического начала на производственную сферу, например, связь уровня развития музыкальной культуры в обществе с уровнем ее экономического развития, практически не изучена. Между тем, студенты - это будущая научная, промышленная, преподавательская и управленческая элита. От того, насколько высокообразованной будет управленческая структура, зависит будущее нашей страны.

Современные школьники изучают классическую литературу в объеме, приблизительно в два раза меньше, чем в довоенную пору; на уроки музыки отведено по 45 минут в неделю с 1 по 7 класс, в средней школе не предполагается ни изучение элементарной теории музыки, ни элементарного музицирования. Школы республики обеспечены учителями музыки лишь наполовину, институтские программы вообще не нацелены на воспитание эстетических потребностей, эмоционального мира личности. В дореволюционной Казани все учебные заведения имели самодеятельные хоровые коллективы, причем руководителя хора оплачивали сами учащиеся -таким высоким был престиж хорового музицирования. Введение занятий хорового пения в средних учебных заведениях способствовало бы развитию музыкальных способностей и музыкального вкуса молодёжи. Хорошо известно, что первые программы по музыке для общеобразовательной школы составили композиторы Р. Н. Глиер, Б. В. Асафьев в 60 - е годы программы для юношества составляли Д. Кабалевский, шли специальные программы классической музыки по центральному телевидению. Сейчас студенты назвали знакомые им музыкальные программы - «50 х 50», «Угадай мелодию», «Программа А», «Джем», «Утренняя почта», «Утренняя звезда», «Рок - урок», то есть политика - самых доступных, авторитетных, продолжительных телеканалов - в сфере музыкального просвещения настолько однобока, что вызывает критику наиболее музыкально образованных студентов: «нет интересных телепередач», «не смотрю телевизор, нет хорошей музыки», «хотела бы посмотреть передачи, где есть общение с высокопрофессиональными музыкантами, не важно, джаз, поп - или классика», «хотелось бы, чтобы музыкальные передачи были на высоком профессиональном уровне».

Различить ценности истинные и мнимые помогают человеку художественный вкус. Музыкальные вкусы и предпочтения студенческой молодежи, достаточно односторонние и невзыскательные, но здесь существует закономерность, проявившаяся в двухмерных таблицах: студенты с музыкальным образованием обладают более развитыми музыкальными потребностями, посещают концерты чаще других групп и всех жанров и стилей. Они занимаются домашним музыцированием, хоровым пением, оценивают значение музыки в жизни человека не только с позиций гедонизма и развлечения. Эти студенты знают и смотрят передачи о высокой музыке, хотя не отказываются и от развлекательной музыки. Они знакомы с народной музыкой и высказывают положительные оценки в необходимости развития этого жанра.

Народная музыкальная культура - это не только прошлое, но и его настоящее; на смену отрыва человека от его национальных корней пришла ориентация на тесную связь с культурой своего народа. Наличие интереса к музыкальной этнокультуре в студенческой среде несомненно, но этот интерес еще очень слабо выражен. Он требует дальнейшего изучения и бережного воспитания, поскольку молодое поколение стремится к новому, над ней в меньшей степени довлеет груз традиций. Неумелое и непрофессиональное использование национальной музыки в средствах массовой информации, а именно телевидение и радио, назвали студенты в качестве главных каналов распространения национального музыкального творчества, вызывает реакцию отторжения.

В условиях рынка появилась конкуренция и возможность выбора между государственными и независимыми каналами, которые хорошо знают вкусы молодёжи и идут им навстречу. Ответы студентов показали, что большей популярностью у них пользуются «Канал 6», «НТВ», «Эфир», изобилующие видеоклипами и музыкальными программами. Так, например, по каналу «Эфир» в течение одного дня показывают 5 раз музыкальные программы - 4 раза «Музыка без границ» и 1 раз - «Диск - канал», а по ГТРК «Татарстан» идет 5 музыкальных программ в месяц. При этом канал «Эфир «стал круглосуточным, то есть удобным для востребования студентами, занятыми учебой большую часть дня. Невостребованность канала «Культура», которая была обнаружена в исследовании, связана как раз с неудобными для студентов часами вещания: канал начинает показ передач в 10 часов утра и заканчивает основной дневной блок своих высокохудожественных программ в 17 часов, то есть когда большая часть студентов находится на занятиях. Изучению проблем студенческой телевизионной аудитории можно было бы посвятить специальное исследование, пока же можно только констатировать: по телевидению студенты предпочитают смотреть развлекательные музыкальные передачи, которые с готовностью поставляют коммерческие каналы. С экрана российского и республиканского телевидения практически исчезли передачи о классической музыке, записи концертов симфонической, органной, фортепианной народной музыки.

Таким образом государственное телевидение исключило себя из системы музыкального просвещения, воспитания высокого художественного вкуса, в то время, как «клипомания» усиленно насаждается по всем коммерческим каналам.

Коммерциализация культурной жизни отразилась в ответах студентов на вопрос, что мешает им посещать концерты - пятая часть опрошенных ответила, что у них нет денег на концерт. Студенчество оказалось наиболее незащищённой социальной группой, её финансовое самочувствие целиком зависит от государственных стипендий, размер которых таков, что не позволяет часто посещать концертные залы. Даже студенты, профессионально занимающиеся музыкой - будущие музыканты - исполнители и педагоги - не способны в силу экономических причин, активно участвовать в музыкальной жизни города. В этом причина, на наш взгляд, большого количества - 30,4 % затруднившихся с ответом на вопрос анкеты, удовлетворены ли студенты музыкальной жизнью в городе. Студенты, как впрочем, и остальная публика, мало осведомлены о том какие концерты классической музыки идут на сценах театров, клубов, дворцов культуры, тогда как концерты звезд эстрады рекламируются всеми аудиовизуальными средствами.

Необходимо осознать, что в современном мире реклама сопровождает не только музыку развлекательную, но и классическую, концерты симфонической музыки нуждаются в рекламной поддержке средств массовой информации в большей мере, чем концерты поп - рок звезд. Реклама классического искусства могла бы стать темой интересного исследования, поскольку сама реклама становится заметной частью культуры нашего общества.

При разработке музыкальной политики необходимо учитывать сложность современной социальной структуры общества, плюрализм жизненных стилей, неравномерность распределения финансовых ресурсов, качественное изменение запросов предпочтений различных социально - демографических, социально - территориальных, социально - этнических и социально - статусных групп. Исследование показало, что наряду с доминированием развлекательных жанров, у студенческой молодежи есть осознание своей музыкальной ограниченности, односторонности музыкальных предпочтений, недостатка музыкального образования. Помочь преодолеть эти ограничения должна программа духовного развития подрастающего поколения.

В последние три - четыре года произошёл некоторый подъем самодеятельной культурной жизни в студенческой среде - возродились «КВН»ы, «СТЭМ»ы. Фестиваль художественной самодеятельности « Студенческая весна», «Юморина», в вузах созданы управления или отделы по воспитательной работе среди студентов, введены должности заместителей ректора по воспитательной работе. Теперь дело - за повышением уровня художественного творчества. В нашей республике могут быть созданы прекрасные условия для развития художественной самодеятельности молодежи - Казанская консерватория, музыкально - педагогический факультет КГПУ, музыкальное училище, Казанская академия искусства и культуры готовят профессиональные кадры работников музыкальной культуры. Однако, востребованность этих кадров - очень сложная проблема, которая также нуждается в дальнейшем изучении. Из ответов студентов, профессионально занимающихся музыкой, следует, что они не хотели бы давать своим детям профессиональное музыкальное образование. Это может быть следствием их собственного разочарования в выбранной специальности, отсутствием перспектив с трудоустройством после окончания института, низким материальным обеспечением работников культуры. Одно несомненно - без высококвалифицированных, профессионально подготовленных музыкальных работников вся система музыкального образования и просвещения работать не будет.

Положительным фактом является то, что в Казанском государственном педагогическом университете 7 лет назад введен новый предмет - основы музыкального воспитания - для студентов всех специальностей. Два года студенты осваивают основы музыкальной грамотности, элементарные навыки игры на музыкальном инструменте, хоровое пение, дирижирование, повышая уровень своего музыкального развития и усваивая лучшие образцы музыкальной культуры. Введение подобных предметов - хотя бы факультативно или на факультетах дополнительного образования - во всех вузах республики оказало бы существенное влияние на формирование художественного вкуса студентов.

Проект Всемирной программы действий, касающейся молодежи, на третье тысячелетие, в качестве одной из приоритетных задач в сфере образования содержит задачу разработки каждым национальным правительством программы ознакомления молодых людей с культурным наследием своего общества, а также с культурой других стран, с тем, чтобы содействовать пониманию молодыми людьми культурного разнообразия и стимулировать их участие в сохранении культурных ценностей. Социальный Совет ООН считает, что необходима новая философия современной молодежной политики, ключевым элементом которой должен быть курс на социальное развитие молодежи, фундаментальная перестройка всей системы воспитания, направленная на формирование высших духовных ценностей - веротерпимости, взаимопонимания, миролюбия, ответственности перед собой и другими, гуманизма. Совершение гуманистической революции - глобальная и долговременная задача, в центре её внимания находится молодежь как главный носитель будущего, основной источник инноваций, важнейший фактор перемен. На воспитание гуманистических ценностей и должна быть нацелена музыкальная культура как важнейшая и наиболее распространенная часть культуры общества.

Музыкальная культура войдет в XXI век с новым компьютерными технологиями, глобальными мировыми компьютерными сетями, виртуальной реальностью, способными творить чудеса и сделать весь цивилизованный мир зрителями и слушателями одновременно. Молодые люди первыми осваивают новые технологии, технические возможности новых компьютерных музыкальных инструментов. Необходимо контролировать этот рукотворный компьютерный мир, отслеживать системы ценностей, пропагандируемых в сетях, также, как сейчас отслеживается пропаганда насилия и порнографии по каналам СМИ. Значит, социологические исследования музыкальных вкусов, интересов и потребностей молодежи должны быть составной часть молодежной культурной политики и фиксировать изменения во всех звеньях системы «музыкальная культура».

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Давлетшина, Диля Мустафовна, 1998 год

1. Адорно Т. Типы и синдромы // Социол исслед. 1993. - № 3.-С. 75 85.

2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2-х кн.- М.,Л.: Музыка. 1971. 365с.

3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Под ред. Е. Орловой. М., Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

4. Асафьев Б., Глебов И. Теория музыкально исторического процесса как основа музыкально - исторического знания// Задачи и методы изучения - Петроград, 1924. - С.63 - 80.

5. Алексеев Э. , Андрукович П. , Головинский Г. Молодежь и музыка сегодня. // Социальные функции искусства и его видов.- М., 1980. С. 25-27.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.:Мыедь, 1988. 240 с.

7. Артемов В.А., Кутырев Б.П. Патрушев В.Д. Свободное время: проблемы и перспективы.- Выпуск 2.- М., 1982.- 14с.

8. Аршавский АЛО., Вилке А.Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза // Социол. Ис-след.- 1990. № 4.- С.57 - 65.

9. Ашин Г. Ложная дилемма буржуазной культурологии (Элитарная и «массовая культуры») // Вопросы философии. 1983. - № 7.- С. 149 - 158.

10. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. - № 2, - С. 3 - 40.

11. Большая медицинская энциклопедия. М. ,1981.- Т.16.

12. Витаньи И. Общество, культура, социология. -М.: Прогресс, 1984.-288 с.

13. Восприятие музык: Сб.ст. М: Музыка, 1980.- 256 с.

14. Вступление новых поколений в трудовую жизнь в условиях политических и социально- экономических реформ.- М.,1992.- 200 с.

15. Гегель Г. Эстетика.- М: Искусство, 1968 , Т. 1.

16. Гольдварг И. А. Музыка на производстве.- Пермь: Кн.изд-во, 1971 .-110 с.

17. Гуревич П.С. Культурология Учеб. Пособие. М.:3нание, 1996.-286 с.

18. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности.Ючерки по социальной антропологии. -Казань: КФЭИ, 1998. 124с.

19. Вопросы социологии искусства : Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1979. 351 с.

20. Гольдин Л. Российская культура и мир // Международная жизнь. -1993, № I.- 59 с.

21. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. М.: Наука, 1972.- 268 с.

22. Город и культура: Сб.науч. тр.- СПб, 1992.- 169 с.

23. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы.- М.: 1967.-67 с.

24. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.-128 с.

25. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодёжь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социол. ис-след.-1993.- №1.-С.123- 125.

26. Дмитриевский В.Н. Социологические и социально-психологические аспекты изучения общих закономерностей функционирования искусства.- М. Наука, 1993.- 253 с.

27. Дубицкая В.П. Кинозритель: сквозь пелену иллюзий // Социол. исслед. 1993, №1.- С.67-74.

28. Егоров А.Г. Социология и культурно-эстетическое развитие общества // Социол. исслед.- 1990. №2.- С.17 - 33.

29. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Музыка, 1987.- С.12 - 14.

30. Журавлёв В.В. Мир художественной культуры.- М., 1987.- С.34.

31. Заславская Т.И. Рывкина Р.В. О предмете экономической социологии // Изв. Со АН СССР. Сер. Экономики и прикл. Социологии, 1984. № I, вып. 1,- С.14.

32. О молодежи: Закон РТ /Гос. Ком.РТ по делам детей и молодежи. -Казань, 1995. 75 с.

33. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований.- М.: Мысль, 1969.- 205 с.

34. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М: Политиздат, 1986.-221 с.

35. Зись А. Виды искусства.- М.: Знание, 1979.- 128 с.

36. Зулумян Г.Б., Соловьёв В.И.,. Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодёжи // Социол. исслед.- 1983.- №4.16 с.

37. Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: Сб. науч. тр. / Казанская консерватория.- Казань, 1993- 242 с.

38. Иконникова С. Молодёжь. Социологический и социально- психологический анализ. -Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1974. 166 с.

39. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи// Социол. исслед.- 1990 .№ 12. С.11.

40. Илле М.Е., Сакмаров O.A. Рок- музыка и поклонники // Социол. исслед.- 1989.- №5.С.ЗО.

41. Искусство в системе культуры.- Л.: Наука. 1987. С.12.

42. Искусство в художественной жизни социалистического общества.- М.: Мысль, 1990.- 66 с.

43. Искусство и эстетическая культура : Сб.науч. тр.- СПб., 1992. -156 с. Л., 1992.

44. Искусство и эстетическое воспитание молодежи.- Сб.ст.- М.: Наука, 1981.- 335 с.

45. Искусство. Культура. Досуг.- М.: Наука, 1989.- 57 с.

46. Искусство: современные творческие процессы. М.: Наука, 1993.-СД2

47. Иванов В.В. Введение в методологию социологии: К проблеме соотношения методологии и методики к науке./ Под ред.Р.Г.Яновского. Казань: КФЭИ, 1997. - 100с.

48. Закс Л.А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка -культура человек. - Свердловск, 19988. - С.26.

49. Зинченко В.П. Культура и духовность // Вопросы философии. -1996.-№ 2.-С.10.

50. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М,: Политиздат, 1974.-328с.

51. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе.-Л.: Политиздат, 1984.С.45.

52. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Политиздат, 1987.-С.32.

53. Кант И. Сочинения. В 6 ти Т.- М.: Мысль, 1966.- Т.5 - 564 с.

54. Кантор Г.М. Казань музыкальная: Статьи, очерки, рецензии.- Казань ; Йошкар Ола. 1994 . - 192 с.

55. Кантор Г.М. Музыкальный театр в Казани XIX начала XX века: Исследование. -Казань: Карпол, 1997. - 178 с.

56. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.- М.: Политиздат, 1977.- 256 с.

57. Кнященко Н.И., /Гейзеров Н.Л. Эстетическое творчество . М.: Мысль, 1984.- 123 с.

58. Свободное время II Краткий словарь по социологии. М., 1988. -С.299 - 301.

59. Социология искусства // Краткий словарь по социологии. М., 1988. - С.345 - 346.

60. Краткий словарь по эстетике.- М.: Просвещение, 1989.- 224 с.

61. Композиторы и музыковеды советского Татарстана/ Сост. ред. М. Нигметзянов.- Казань: Татар.кн.изд-во,1986. - 205 с.

62. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

63. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984. 335 с.

64. Костюк А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1926. -С.6-7.

65. Культурная жизнь региона: проблемы регулирования.- М.: Политиздат, 1991.- 213 с.

66. Кулапин А.П. Социологические теории: традиции и современность историко-методол. очерк / Под ред. В.В.Иванова. Казань,КФЭИ, 1995.-129с,

67. Левицкая А.Г., Орлик E.H., Потапова Е.П. Конфликтные ориентации молодежного сознания в условиях демократизации общества.- Владимир, 1991.- 98 с.

68. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства.- М.: Знание, 1983. 96 с.

69. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства.- М.: Медицин, 1985.- 191 с.

70. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статический метод: Пер. с англ.- М,: Мир, 1967.- 144 с.

71. Луначарский A.B. В мире музыки .- М.: Сов. Композитор, 1971. -540 с.

72. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг.- М.: ИС, 1993.-61 с.

73. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры.

74. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973.- 146 с.

75. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, Изд - во АН Арм. ССР, 1969. - 228 с.

76. МейнертН.П. По воле рока//Социол. исслед.- 1989. №8. С.14.

77. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.- 319 с.

78. Миронов A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям // Социол. исслед. 1991, № 3.- С.23.

79. Мискевич А.Б. Человек в свободное время.- Минск, 1989.- 97 с.

80. Молодежная культура : проблемы и перспективы развития.- Горький, 1990.- 56 с.

81. Молодежь в социальной сфере. М.: Просвещение, 1992. С.24.

82. Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества.- М.: Мысль, 1990.- С.43.

83. Молодежь и демократизация современного общества. -Минск.: 1993.- С.32 35.

84. Молодежь и культура.-Л.: 1990.- С. 12 —15.

85. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие: Пер. с франц. М.: Мир, 1996. 351 с.

86. Молодежь и общество. Киев: 1990.- С.34-35.

87. Молодежь и рынок. Обзор по материалам международной конференции // Социол. исслед. 1993. № 11. - С. 24.

88. Молодежь и свободное время.- М.: 1988.- С.34.8В. Молодежь России. Стат. сб. М.: 1992. -122 с.

89. Молодежь России: социальное развитие.- М.: Наука, 1992.- 204 с.

90. Молодежь России на рубеже 90-х гг.: Сб.ст.: В 2 кн.-М.: 1992.-Кн. 1-139 с; Кн.2- 230 с.

91. Музыка в социалистическом обществе.- Вып. 1.- JL: Музыка, 1969.-222 е.

92. Музыка в социалистическом обществе . Вып. 2.- Л.: Музыка, 1975. -215 с.

93. Музыкальная энциклопедия в 5-ти Т. М., 1981.- Т. 3,5.

94. Музыкальная культура и личность ( вопросы подготовки учителя музыки): Межвуз. сб. науч. тр.- Владимир: ВШИ, 1987 91 с.

95. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.

96. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст. / Сост. А.Г. Косткж Киев.: Муз. Украина, 1986 . -126 с.

97. Молодежные субкультуры / Исламшина Г.Т., Максимова О.А., Салагаев А.Л., и др. Казань: Изд-во КГТУ. - 1997. - 116 с.

98. Народное образование, наука и культура. Стат.сб.- М.: Статистика, 1977. 44

99. Народное хозяйство РСФСР в 1987 г.: . Стат. ежегодник.- М.: Статистика, 1988. 590 с.

100. Нигмедзянов М.Н. Музыкальный Татарстан.- Казань, 1970. 119 с.

101. Народное хозяйство СССР в 1990г.: Стат. Ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. - 750 с.

102. Неформальные молодежные группировки ленинградского региона: общие причины возникновения и характеризующие данные.// Социол. исслед. 1987.- № 5.- С.12.( Круглый стол по рок -группам. Ленинград 1987.)

103. Ноэль Э. Массовые опросы. Пер. с нем.- М.: Ава экстра, 1993.-272 с.

104. Орлов В.Н., Карпухин О.И. Культура и отчуждение // Социол. исслед. 1990.- № 8.- С.22-29.

105. Орлов Г. П. Свободное время и личность.- Свердловск. 1983.-123 с.

106. Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория-. Свердловск, 1978.- 98 с.

107. О человеческом в человеке / Под общ. Ред. Н.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -384 с.

108. Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социального исследования / Гревцов Ю.И., Григорьева JI.A., и др./ Под ред. А. С. Пашкова. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1988. - 288 с.

109. Паниотто В.И. Качество социологической информации. / Методы оценки и процедуры обеспечения- Киев.:. Наукова Думка, 1986.-207 с.

110. Паниотто В.И. Метод множественных сравнений // Социол. исслед.- 1980. № 1.- С. 12.

111. Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях.- Киев.: Наукова Думка, 1982.- 272 с.

112. Переверзев Л.Б. Путь к музыке. М. : Знание, 1981.- 64 с.

113. Петрушев В.Д. Бюджет времени городского населения. М.: 1971.-С.25.

114. Петрушев В.Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за 20 лет//Социол. исслед. -1991.- №3.-С.24 32.

115. Петрушев В.Д. Караханова Т.М. Кушнарева О.Н. Время жителей Москвы и Московской области // Социол. исслед.- 1992.- № 6.-С.14.

116. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.- Л.: Изд-во Ленингр. ин-та, 1980.- 188 с.

117. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры.-М.: 1991.-СИ.

118. Петру шин В. Эхо и камертон общественного совершенства// Дружба народов.- 1989.- № 8.- С.208 218.

119. Пименева В.Н. Свободное время в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1986.- 311 с.

120. Половинка И.И. Формирование социальной зрелости личности // Социол. исслед.- 1991. № З.С.16.

121. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984 .- 325 с.

122. Приемы осуществления нравственно эстетического воспитания школьников средствами музыки.: Методическая разработка для студентов - практикантов / Сост: Абдуллина A.A. - Казань, КГПУ, 1995. - 13 с.

123. Проблемы научного творчества в современной психологии.-М.: Наука, 1971.- 334 с.

124. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.- 245 с.

125. Прокофьев В.В. Ленинградцы // Типология досуга.- 1990.- № 11.С.34.

126. Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени: Избранные произведения.-М.:1972.- С.43.

127. Пуанкаре А. Наука и метод. / Пер. с фр. Брусиловского И.К. -Одесса, 1910. -384 с.

128. Рабочая книга социолога, 2- ое изд., перераб. и доп . М.: Наука. - 1983. 478 е.

129. Рабочее и свободное время: Мат. Социол. исслед. 2 кн.- М.: 1987.-С.23

130. Раковская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы.- М.: Наука, 1993. 188 с.

131. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М.: Знание, 1980.-88 с.

132. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. -Л.: Знание, 1984,- 32 с.

133. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сб. ст. / Казан, консерватория. Казань, 1995.- 220 с.

134. Сайдашева З.Н. Татарская совет. Песня: Исследование. Казань: Тат. кн.изд-во. - 1984. - 216 с.

135. Сагаенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования.-Л.: 1983.С32.

136. Садрижиганов Дж. В мире музыки.- Казань, 1990. 116 с.

137. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности.- М.:19И

138. Сборник статических материалов.- М.: Финансы и статистика, 1984-1988-89. -318 с.

139. Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых.- М.: Высшая школа, 1985.- 216 с.

140. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Л.: 1988.-С.24.

141. Семенов В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее.-Л.: Ленизда,1984.- 127 с.

142. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.- Л.: Сов. Композитор, 1980. Вып. 1. 1980. 295 е.; Вып.2. 1981. 295 е.; Вып.З. 1983.-305 с.

143. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. -Л.: 1975. С. 16.

144. Сохор А.Н. Музыка и общество.-М.:1972.С,45.

145. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Музыка, 1970.- 192 с.

146. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.- М.: Сов. Композитор. 1975.- 202 с.

147. Сохор А.Н. Развивать социологическую науку // Советская музыка. 1967. -№ 10. - С.54- 61.

148. Социальные проблемы современной молодежи.: Сб. науч. тр.-Черкесск, 1992. 101 с.

149. Социальные функции искусства и его видов: Сб науч. тр. М., 1980.-268 с.

150. Социологические исследования по проблемам культуры и досуга молодежи. М.: 1990.- С.14 - 16.

151. Социология искусства в пространстве социального времени: итоги и перспективы.- М.: 1989.- С.56.

152. Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР (круглый стол) // Социол. исслед.- 1991.- №11; 1992.- № 1.

153. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура.- М.: Искусство, 1983.- 4.1. 311 с.

154. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек.- М.: 1985.- С.34

155. Страницы истории татарской музыкальной культуры.- Казань, 1991.- 131 с.

156. Тарасов Р. О природе музыкальной потребности.//Некоторые проблемы личности.- М.:1971.- С. 45.

157. Тезисы Всероссийской научной конференции « Молодежь и становление новой России»: ( Москва, 27 30 мая 1997 г.)./ Госком. РФ по делам молод. НИЦ при ин-те молодежи. М„ 1997. - 177 с.

158. Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: сущность , типология, управление.- Калининград, 1991.- С.22

159. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере./ Под ред. Патрушева В.Д.- М.: Наука, 1989.- С.67.

160. Фохт Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.-М.: Знание, 1982.- 110 с.

161. Фохт Бабушкин Ю.У. искусство и формирование личности. // Художественная культура и развитие личности.- М.: 1987.- С.27 -39.

162. Фохт- Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления.- М.:!986.- С.22 25.

163. Хрестоматия по методике музыкальное воспитание в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272 с.

164. Художественная критика и общественное мнение./ Рос. ин-т искусствознания.- М.: 1992.- 222 с.

165. Художественная культура и развитие личности.- М.: Наука, 1987,- С.34 40.

166. Художественная культура социализма: ценности, проблемы, поиски.- М.: 1990.С.34.

167. Художественное творчество и психология .- М.: 1991.- С. 12.

168. Цукерман B.C. Музыка и слушатель .- М.: Музыка, 1972.- 204 с.

169. Цукерман В.С.О развитии самодеятельного художественного творчества.// Социол. исслед.-1983.- № 1.- С.22.

170. Человек в мире художественной культуры.- М.:Наука, 1982.- 336 с.

171. Чистяков В., Саначев И. Троянский конь // Наш современник. -1998. № 10. - С. 127 - 129.

172. Чупров В.И., Быкова С.Н. , Журавлев Г.Г. Уровень жизни молодежи России. М: 1992.-С.54.

173. Шостакович Д.М. Знать и любить музыку. М.: Искусство, 1958. (.16.

174. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М.: Просвещение, 1983.- 303 с.

175. Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения.- М.: 1991.- С.4.

176. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология , программа, методы,- М.:Наука, 1987.- 246 с.

177. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ1П. Коврижных Ю.В. Технология разработки и реализации государственных региональных молодежных программ: Дис.канд. социол. наук. М, 1996. -187 с.

178. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкальных развлечений молодежи: Дис-канд. искусствоведения.- Л., 1986 г.- 185 с.

179. Николаева Н.Б. Искусство в становлении личности молодого человека. Дис. канд. искусствоведения.- M .,1992.-180 с.

180. Рассадина Т.А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов пед.вуза: Дис». канд. социол.наук.-М., 1995. 185 с.

181. Цукер A.M. Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке: Дис-. канд. социол. М.,1990.- 184 с.1. АНКЕТА

182. Музыка в вашей жизни» Уважаемый товарищ!

183. Заранее благодарим Вас за искренние ответы!

184. Как Вы проводите своё свободное время? . 1 встречаюсь с друзьями .2 Читаю книги .3 хожу на дискотеки4 езжу за город( садовый участок, на пикники) .5 слушаю музыку ,6 занимаюсь спортом .7 хожу в кинотеатры .8 посещаю театры .9 как ещё?

185. Какое место занимает музыка в Вашей жизни?

186. Я уделяю ей совсем немного внимания

187. Музыка играет довольно значительную роль в моей жизни

188. Я не представляю свою жизнь без музыки

189. Играете ли Вы на каком нибудь музыкальном инструменте?31 да, играю ( )на каком именно Вы играете32 нет, не играю

190. Имеете ли Вы музыкальное образование?41 да42 нет5. Если имеете до какое?

191. Имею начальное музыкальное образование52 окончил (ла) музыкальную школу53 музыкальное училище54 консерваторию55 Занимаюсь самостоятельно56 занимаюсь дома с педагогом

192. Какую музыку Вы предпочитаете слушать?101 классическую симфоническую музыку102 современную эстрадную музыку103 народную фольклорную104 поп- рок музыку105 джазовую музыку106 какую ещё?

193. Если Вы бываете на концертах, то, как часто?111 ежемесячно112 один раз в 2-3 месяца113 один раз в полгода114 один раз в год115 один раз в 2- 3 года

194. Сколько раз Вы были на концертах в течение 12 месяцев?131 ни разу не был132 один раз133 2- 3 раза134 5- 6 раз135 более 6 раз

195. Если Вы ни разу не были, то что мешает Вам посещать концерты?141 ничего не мешает142 нет свободного времени143 нет желания посещать концерты144 нет денег на концерт145 что ещё

196. Какая музыка, на ваш взгляд, наиболее привлекает современную молодёжь?

197. Что, на ваш взгляд, музыка даёт человеку?161 помогает расслабиться, забыть заботы и тревоги162 доставляет радость, удовольствие163 заставляет видеть мир глазами композитора164 развивает художественный вкус165 что ещё?

198. Удовлетворены ли вы уровнем своего музыкального развития?171 да172 нет173 затрудняюсь ответить

199. Если нет, то с чем это связано?181 мне не хватает музыкального образования182 мои музыкальные предпочтения односторонние183 мои музыкальные вкусы не развиваются184 с чем ещё?

200. Удовлетворены ли вы музыкальной жизни в нашем городе?191 да192 нет193 затрудняюсь ответить

201. Если нет, то с чем это связано?

202. Л при организации концертов музыкальных концертах не учитываются вкусы молодёжи202 музыкальные концерты недоступны для молодёжи203 музыкальные концерты рассчитаны либо на невзыскательные вкусы, либо на высокообразованных людей

203. Если бы Вам предложили выбрать музыкальную телепередачу, то что бы Вы предпочли?

204. Какие радиопередачи Вы предпочитаете?о

205. Как Вы считаете, понятна ли современной молодёжи классическая симфоническая музыка, опера или балетный спектакль?231 да232 нет233 затрудняюсь ответить

206. Хотели бы Вы музыкальное образование своим детям?251 да252 нет253 затрудняюсь ответить26. Если да, то почему?261 Выбор будущей профессии

207. Помогает организовать свое время

208. Воспитывает доброту; отзывчивость

209. Развивает художественный вкус265 Что еще?

210. Если нет, то почему? Несколько слов о себе:28. Ваш пол281 Мужской282 Женский29. Ваш возраст?291 16- 18292 19- 20293 20- 22294 22- 2430. Ваша профессия?31. Ваше образование

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.