Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений: Отечественный опыт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Алексеев, Дмитрий Игоревич

  • Алексеев, Дмитрий Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Алексеев, Дмитрий Игоревич. Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений: Отечественный опыт: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2004. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Алексеев, Дмитрий Игоревич

Введение

Глава I. Природа национального самосознания

Глава II. Национальное самосознание в России

Глава III. Динамика межэтнических отношений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений: Отечественный опыт»

Актуальность исследования. Причины обращения к проблеме национального самосознания заключаются в необходимости рефлексии:

1. современной геополитической ситуации страны;

2. осложнения процессов межэтнического взаимодействия на постсоветском пространстве;

3. кризиса либеральных (западных) ценностей, материализованных в ходе реформ 90-х гг.

Мировая практика показывает, - государства, находящиеся в состоянии упадка, могут совершить державный рывок благодаря объединительной национальной идее. Так происходило в Германии, Японии, потерпевших военный, политический крах во II Мировой войне.

Развитие страны невозможно без понимания сущностных оснований национального самосознания, приводящих к уточнению базовых скрепляющих начал государственности. В условиях России обостряется вопрос межэтнического взаимодействия, от успешности разрешения которого зависит укрепление территориальной целостности, налаживание эффективного хозяйственного механизма, формирование единого ценностного культурного пространства.

Степень разработанности проблемы. Историческая традиция изучения природы этноса, нации закладывается Н.А.Бердяевым, Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, Н.О.Лосским, П.Н.Милюковым, В.С.Соловьевым, П.А.Сорокиным, Н.Ф.Федотовым, П.М.Хомяковым, Г.Г.Шпетом и др. П.М.Хомяков началами национальной целостности признает язык, государственность, реализуемую в интересах личности; П.А.Сорокин основу нации видит в единстве территориального, культурного; И.А.Ильин рассматривает страновую общность на основании единства географических, религиозных, языковых, культурных, правовых, государственных, хозяйственных факторов; Н.Ф.Федотовым отмечается историческая детерминанта как базовая в державном единстве; Н.Я.Данилевским указывается на необходимость введения концепта цивилизации для понимания страновых отличий России.

В советской обществоведческой литературе долгое время вообще не употреблялось понятие «этнос», различение общностей производилось с помощью категорий «племя», «народ», «нация». Критический анализ европоцентризма, идей прямолинейного восходящего прогресса заставил усомниться в возможностях использования триады как для классификации, так и выявления специфики взаимоотношений реально существующих общностей. Ю.В.Бромлеем в 1970-1980-е гг. вводится в оборот понятие этноса. В 80-е гг. появляются работы, раскрывающие содержание и функции национального самосознания. Это - труды А.Г.Агаева, А.А.Аклаева, В.Г.Бабакова, М.Н.Губогло, А.И.Деронченкова,

Л.М.Дробижевой, А.А.Захарова, А.Г.Здравомыслова, Г.У.Солдатовой, А.К.Уледова, К.Хабибуллина, М.А.Чешкова и др. Проблемы межнациональных отношений на современном этапе развития евразийской цивилизации обсуждаются А.С.Ахиезером, А.Г.Дугиным, Л.Д.Гудковым, М.В.Иорданом, В.В.Ильиным, С.В.Лурье, Э.А.Поздняковым, Е.Н.Соколовым, В.А.Тишковым, Р.М.Шариповой, В.В.Шелохаевым, др. Среди зарубежных работ в области межэтнических отношений выделяются сочинения У.Альтерматта, Б.Андерсона, Ф.Барта, З.Баумана, П.Брасса, У.Бека, П.Ван ден Берга, Э.Геллнера, Ж.Девере, Р.Джекинса, Г.Лебона, С.Леви, А.Лейпхарта, Л.Нидерле, М.Олсона, К.Оффе, Р.Мэста, Дж.Ротшильда, А.Смита, С.Хантингтона, С.Энлоу и др.

Автор опирается на основные документы, касающиеся межэтнических отношений: «Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1996), Парижская хартия всей Европы (1990), европейская «Декларация о хартии народов и регионов» (1996). Среди отечественных документов -первый перестроечный закон СССР, посвященный этническим вопросам -«О национальном развитии граждан, проживающих за пределами своих национально-территориальных или национально-административных образований» (1990), «Концепция государственной национальной политики РФ», Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (1991), Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» (1991), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996), Концепция национальной политики РФ, статья 72 Конституции РФ (содержит формулировку «основ федеральной политики» и «федеральных программ» в области «национального развития»), федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005)» (2001).

В работе используются результаты социологических исследований.

Объект исследования - национальное самосознание в рамках межэтнических отношений современной России.

Предмет исследования - особенности национального самосознания в структуре межэтнических отношений на российском постсоветском пространстве.

Цель исследования - выявить специфику национального самосознания в структуре межэтнических отношений современной России.

Задачи исследования:

- охарактеризовать природу национального самосознания;

- выявить особенности национального самосознания в России;

- оценить динамику межэтнических отношений в стране.

Научная новизна работы.

- охарактеризована природа национального самосознания как системы ценностей культуры, отражающих национальную идентичность; нация предстает как групповая целостность, наделенная культурно-исторической, политической, хозяйственной, территориальной спецификой; выделяются основные функции национального самосознания - познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Национальное самосознание нацелено на самоопределение, строится на понимании целей, идеалов развития, выражается в идеологии, укрепляющей единство нации как социально-политической общности;

- выявлены характеристики отечественного национального самосознания; отход от формационных установок, утверждение цивилизаци-онного подхода позволяет квалифицировать Россию как автономный этнокультурный ландшафт - евразийский. На оформление российской цивилизации оказал влияние ряд факторов: геоклиматический, геополитический, географический, державный. Россия как особый цивилизационный ареал предстает мощным монархическим государством, объединением культурных, исторических, хозяйственных, ментальных зон народов, реализующим начала веротерпимости в условиях поликонфессиональности. Национально-государственная идеология, являющаяся совокупностью как универсальных, так и локальных целеориентирующих установок, императивов, нацелена на консолидацию нации на основании реалистических моделей добротной жизни, достижения баланса горизонтально этнического и вертикально государственного;

- оценена динамика межэтнических отношений в стране с позиций внешней и внутренней политики. Суть трансформаций - в переходе к умеренным, трезвым, гуманитарно адаптированным возможностям, утверждающим солидарность, преемственность, гуманизм, государственность. Принцип органической демократии строится на основании полной, естественной гармоничности национальных связей, обеспечивает гарантии, равнодостоинство, равноправие, в то же время способствует проведению национальных интересов на державном уровне. Их реализация - в направленном патронировании нацменьшинств с поддержанием общегражданского равноправия, культурно-экзистенциальном, а не территориально-государственном самоопределении. Россия - соединение равноправных народов, интегрируемых на началах партнерства, сотрудничества, единства исторического и фактического существования.

Охарактеризована институционализация национального самосознания в условиях глобализации; она сводится к обострению национальной, цивилизационной идентичности. Культурные разломы современной цивилизации определяются противоречиями между общечеловеческими и национальными интересами, между гомогенизацией и диверсификацией, совместимостью и несовместимостью жизненных укладов.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В диссертационном исследовании используются примордиалистская, конструк-тивисткая поисковые платформы.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса национального самосознания, его роль в контексте оптимизации социального устроения.

Практическая значимость исследования. Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе - при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.

Апробация научного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии и права МГИУ и рекомендована к защите.

Результаты исследования излагались на Ломоносовских чтениях 2003 г. в МГУ.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Алексеев, Дмитрий Игоревич

Заключение

Национальное самосознание определяет роль нации как реального субъекта исторического действия. В историческом пространстве и времени национальное сознание актуализирует историческую память, ценности национальной культуры.

В России принята Концепция Государственной национальной политики, но она не представляет стройной системы, положенной в основу плодотворной практики. Существуют просчеты конкретных политических действий, наиболее значимый среди которых - представление о стране как моноэтнической.

А.Г.Дугин указывает, - «период «либерализации» экономики и политики России закончился, но он закончился не из-за краха идей личной свободы, инициативы, предпринимательства, а в силу того, что практика осуществления либеральных идей в России игнорировала интересы большинства населения. Эта практика привела к формированию олигархического капитала, который под прикрытием лозунгов борьбы с тоталитаризмом и искоренения остатков коммунистической системы обогащался за счет расхищения внутренних ресурсов страны, пользуясь бессилием государственной власти и опираясь на нее. Новый этап в развитии страны предполагает опору на консолидацию интересов. Он строится на осмыслении тех конструктивных задач, которые стоят перед обществом, преодоление тех опасностей, которые возникают на этом пути.

Будущее открыто, и каким бы трудным ни был настоящий этап, борьба за Национальную Идею, за ее формирование, воплощение в жизнь

64 далеко не закончена» .

На настоящий момент укрепление начал федерализма, развитой региональной, культурной (этнокультурной) политики находится в процессе формирования. Остро заявлены проблемы прав человека, законности, правопорядка.

Особое внимание следует уделить разработке механизмов оптимального взаимодействия, как между народами России, так и с сопредельными народами в трех аспектах: природно-географическом, расово-биологическом, культурно-психологическом. Значение имеет обоснованная миграционная политика, которая, в том виде, как она существует в настоящий момент, представляет бомбу, заложенную в тело России. Разработка таких механизмов не может осуществляться только на законодательном уровне. Стоит обратить внимание на реальное включение в процесс специальных государственных учреждений, которые бы решали комплекс проблем исторического и современного взаимодействия региональных культур.

На настоящем этапе культурно-исторического развития характерно смешение этнических особенностей народов. Это заметно на «стыках» русской, региональных культур, в крупных городах. Нарастает процесс этнической маргинализации общества, психики конкретных людей в социокультурном, природно-биологическом отношении. Механизмом тонкого взаимодействия различных культур России как в региональном, так и в историческом аспектах должен быть подход, учитывающий этническую

64 Дугин А.Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) // Отечественные записки. - 2002. - №3. - С.42 принадлежность человека не только «по самоопределению», но и реальное соотношение, подчас весьма разнородных этнокультурных элементов. Поэтому, наряду с подходом, учитывающим социально-культурные, территориальные, биологические особенности народов как целого (этнологический подход), необходим подход, учитывающий механизмы тонкого взаимодействия элементов различных этнокультур как в общественной жизни, так и в жизни отдельного человека (этнофункциональный подход).

Снижению межэтнического противостояния способствует введение культуротворческой программы, но никак не методы насилия. «Культура теперь (имеется в виду национальная культура - это необходимая общая среда., только внутри которой члены общества могут дышать, говорить и творить; значит это должна быть единая культура»65.

Этнополитика является эффективной, если она гибка, оперативно отвечает на вызовы практик, если законы действуют и их используют в случае нарушения прав человека и группы66.

В последнее время наблюдается усиление федерального центра, что отражает тенденцию усиления государственного начала, способствует укреплению общероссийской идентичности.

Гражданское самосознание не основывается на вменении идеологии центром. Необходимо, чтобы интересы, права граждан независимо от национальности были защищены государством, институты гражданского общества вели диалог с государством от имени конкретных групп, сооб

65 Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991. - С.93

66 Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации / Суверенитет и этническое самосознание. -М., 1995 ществ. При реализации подобных механизмов возможно формирование общероссийской консолидации.

В связи с существующей в современном мире системой вызовов и угроз, обеспечение безопасности в этнокультурной сфере приобретает все большую значимость. Оно направлено на оптимизацию режима этнокультурного воспроизводства при сохранении межгруппового обмена культурными навыками, повышении адаптивных возможностей этносов к происходящим социально-экономическим и политическим изменениям.

До адекватного осознания объективных общенациональных интересов нация поднимается в лице передовых представителей интеллигенции. На национальную интеллигенцию в первую очередь ложится функция отражения сути, ответственность за состояние «души» нации, обогащение ее общечеловеческими ценностями.

Национальное самосознание выступает духовным выразителем совокупного (культурного, социального, экономического, политического) самоопределения нации, идейно обеспечивает ход ее поступательного развития. Национальное самосознание способствует превращению национальной общности в подлинный субъект.

Актуальность оформления идеологии национального самосознания как атрибутики крепкой государственности определяется следующим.

- Российская идентичность и способы ее воспроизведения в проведении и отстаивании национальных интересов. Базовой платформой здесь выступает не панславизм, не православие, не либерализм, не консерватизм, а государственность, выражающая программу страновой мощи.

- Геополитическая роль России в мировом сообществе. Россия выступает автономной составляющей мирового сообщества. Государственность выступает началом реализацией нацией высшего предназначения в мировом сообществе.

Противостояние этническому сепаратизму, национализму, изоляционизму обеспечивается формированием интеграционного процесса, складыванием целостности, внутренней устойчивости. Россия выступает надэтническим образованием, объединяющем менее продвинутые в ци-вилизационном отношении народы. Этносы, национальные группы российских окраин социально не конкурентоспособны. Ослабление связей с Россией национальных окраин влечет их деградацию, выражающуюся в падении уровня жизни, вырождении культуры, самоистреблении.

Складывание парадигмы экологизма - природовосстанови-тельного начала производительной деятельности. Необходимо усиление центрального планирования, ужесточение контроля над использованием ресурсов, ограничение рыночной саморегуляции, налаживание природоохранных мер.

- Значение консолидации по патриотическому признаку, реализующемуся в приоритете идеи гражданства над идеей национальности. Достижение политической сбалансирвоанности, социальной стабильности, противостояние националистически дезорганизующей автаркии возможно на основании политики сильной государственности. В этом случае возможно избежать этноцентризм, дискриминацию национальных меньшинств, сепаратно-националистическую консолидацию, межнациональные конфликты, монополизацию этническими кланами отсеков народного хозяйства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алексеев, Дмитрий Игоревич, 2004 год

1.Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. - Махачкала, 1992

2. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000

3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сукоколов A.A. Этно-социология: цели, методы и некоторые результаты исследования. — М., 1984

4. S Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993

5. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002с Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию.-М., 2001

6. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2002

7. Борисов A.A. Американские консерваторы и мультикультурализм. Авто-реф. дис. на соискание уч. степени кандидата исторических наук. Пермь, 2000

8. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996

9. Деронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитологический очерк. Спб., 1995

10. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996

11. S Духовная культура и этническое самосознание. М., 19902 о Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. - №1.3! Захаров A.A. Федерализм и глобализация // Полис. 2002. - №6.

12. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997

13. Здравомыслов А.Г., Матвеева С .Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 2. Здравомыслов А.Г. Национальное самосознание россиян / - М., 1996.

14. Здравомыслов А.Г. «Священность» этноса или релятивизм национальной конструкции? // Социологический журнал. 1998

15. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997чо Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М., 2000

16. VИльин И.А. Собр. соч. -М., 1998гИордан М.В. Интернационализм против национализма. М., 1980

17. Конституция Российской Федерации. М., 1995

18. Коренное население. Глобальное стремление к справедливости. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. — М., 1990

19. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994

20. Лебон Г. Психология народов. СПб., 1896

21. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1998.$1 Малахов В.П. Загадка этничности // Скромное обаяние расизма и другие статьи. -М., 2001

22. Малинкин A.H. Новая российская идентичность: особенности и типы отечественного дискурса. Очерк социологии знания // Социологический журнал. 2001. - №4

23. GH Миллер А.И. Национализм как фактор развития // Общественные науки и современность. 1995. - № 1.

24. ТМилюков П.Н. Воспоминания (1859-1917), тт. 1-2. М., 1990 Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов. -М., 1995с Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социопсихологический анализ). М.: РАУ, 1992

25. Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. -М., 1989

26. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. Отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 1994

27. S Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. -М., 1989lo Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. -Пг., 19223! Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск, 1998

28. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001

29. Юффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996.-№2.т-Н Панарин С.М. Безопасность и этническая миграция в России // Pro et i Contra. Т.З. №4. - Проблемы безопасности. - М., 1998.

30. T-S" Перепелкин JI.C. Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации. М., 1997

31. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М., 1997si Проблемы и противоречия в национальных процессах. М., 1988

32. Противоречия в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса. М., 1990

33. Si Результаты проекта «Социально-экономическая дифференциация этнических групп и проблемы интеграции в России» (1999)

34. Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополити-ческой динамики России / Редкол.: А.Г.Здравомыслов, Н.М.Тихонова,1. A.А.Цуциев и др. М., 1998

35. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под.ред.1. B.В.Ильина. М., 1994

36. Русские. Этносоциологические очерки. Отв. ред. Ю.В.Арутюнян. М., 1992si Рябов В.В., Хаванов Е.И. Нация: единство этнического и социально-политического. М., 1992

37. М Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997

38. Ь 5 Саликов М.С. Сравнительный федерализм в США и России. Екатеринбург, 1998

39. Саликов P.A., Копылов И.Я., Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР.-М., 1987

40. Салмин A.M. Российская федерация и федерация в России // МЭиМО. -2002.- №2

41. Сикевич З.В. Национальное самоопределение как процесс // Россия в глобальной политике. 2002. - Xslsi Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. М., 2003

42. Сиск Т. Распределение власти в полиэтнических государствах: принципиальные подходы и используемые практики // Доклад на международномсеминаре «Предотвращение смертоносных конфликтов; стратегии и институты». М., 1996

43. С Соколов E.H., Томко Т.В. Основные направления культурной политики РСФСР. 1990-2010 (проспект концепции) / Культурная деятельность и культурная политика (По материалам межинститутской конференции). Под ред. Томко Т.В. -М., 1991

44. Соколовский C.B. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. М., 1997з>Солдатова Г.У. Психология межнациональной напряженности. М., 1998

45. SS Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

46. Социалистическая Якутия. 19861.о Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. Под ред. Дробижевой JIM. M., 1998

47. V3-1 Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994и Этнометодология. Проблемы, подходы, концепции. Вып.1. - М., 1994., Вып.2. -М., 1995.i:* Anderson Benedict. Imagined Communities. London: Verso, 1994

48. UM Bhabha Homi (ed.). Nation and Narration. New York: Routledge, 1990

49. Comparing Regionalisms. Implication for Global Development. Edited by B. u; Hettne, A.Inotai, O.Sunkel. A UNU/WIDER Study. Palgrave. 2001.

50. US Smith A. Gastronomy or geology? The role of nationalism in the reconstruction of nations // Nations and nationalism. Vol. 1. - Part 1. - March. - 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.