Орнамент в якутском народном искусстве XVIII - XX веков. Опыт комплексного исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Тишина, Татьяна Петровна

  • Тишина, Татьяна Петровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 378
Тишина, Татьяна Петровна. Орнамент в якутском народном искусстве XVIII - XX веков. Опыт комплексного исследования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2006. 378 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тишина, Татьяна Петровна

Введение.

Глава первая. Проблема генезиса якутского орнамента

1.1. Некоторые теоретические основы анализа орнамента и принципы его классификации.

1.2. К вопросу об историографии якутского орнамента.

1.3. К вопросу о генезисе якутского орнамента.

Выводы первой главы.

Глава вторая. Роль орнамента в народном искусстве Якутии XVIII-XIX веков

2.1.Элементы орнамента в архитектурных формах. а). Ураса. б). Домовая резьба города Якутска. в). Коновязи - сэргэ. г). Надмогильные сооружения типа "чардаат".

2.2.Якутская народная мебель. Формы и декор.

2.3.Орнамент в якутском косторезном искусстве XIX века.

2.3. Ювелирное искусство якутов.

2.4. Якутская народная посуда.

2.5. Орнамент якутской народной вышивки.

2.6. Якутская народная игрушка.

Выводы второй главы.

Глава третья. Структура орнамента.

3.1. Геометрический орнамент.

3.2. Простые геометрические мотивы.

3.3. Геометризованные орнаментальные мотивы.

3.4. Растительный орнамент.

3.5. Орнамент европейских стилей.

Выводы третьей главы

Глава четвертая. Народное искусство Якутии XX века

4.1. Народное и самодеятельное искусство.

4.2. Народное и профессиональное искусство.

4.3. Народное искусство и художественная промышленность

Выводы четвертой главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Орнамент в якутском народном искусстве XVIII - XX веков. Опыт комплексного исследования»

Якутский орнамент как органическая часть якутского народного декоративно-орнаментального искусства не изучен с искусствоведческой точки зрения. Единичные публикации носят характер отдельных работ, посвященных некоторым видам якутского искусства. Но в целом якутское народное искусство как декоративно-орнаментальное явление не изучено. В Якутии ведется стационарная работа по сбору материала, в которой участвуют художники, мастера, любители. Якутское народное искусство представлено в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, но в основном им занимаются этнографы и культурологи. Вопросы художественных особенностей форм, образного содержания ими почти не ставятся, специально не рассматриваются.

Якутское народное искусство - значительное явление в культуре народов Сибири: общепризнанны его декоративные качества и самобытность. Орнамент любого народа, в том числе и якутского, является основой его искусства, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как искусство орнаментальное, насыщенное своим содержанием, которое можно понять через фольклор, песни, обряды. Связанный с бытом, традиционным укладом жизни народа, якутский орнамент является его неотъемлемой частью его духовной культуры. Он играл значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке.

Якутский орнамент не привнесен извне, не заимствован из какого-либо источника. Его история - это живая история самого народа. Некоторые г * формы якутского орнамента восходят к глубоким эпохам прошлого, отличаются древностью происхождения, что получило отражение в археологическом материале. С развитием, становлением якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента. Вместе с тем, на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла, как гены традиционной культуры, определенные элементы орнамента, его мотивы и композиции, соответствующие характеру образного национального мышления.

В якутской орнаментике прослеживаются различные слои образов, являющихся своеобразными следами исторического бытия якутского народа. Якутская вышивка, косторезное искусство, ювелирное дело, резьба по дереву, аппликации по меху и тканям, художественная обработка бересты -дополняют художественное наследие народов нашей страны рядом очень древних мотивов, новыми вариантами традиционных образов, а также элементами, мотивами, сюжетами, заимствованными в процессе культурного обмена с народами Севера, Приамурья, родственными якутам тюрко-язычными народами, выходцами из северорусских земель.

Специфика якутского орнамента заключается в том, что он является выражением культуры скотоводческого по роду занятий народа, вплоть до революции ведшего полукочевой образ жизни и имеющего определенный взгляд на мир, природу, отношения людей, что нашло отражение, помимо орнамента, в языческом одухотворении природных сил, красочном гибком языке, изумительном эпосе. Орнамент обеспечивает стилистическое единство якутского народного декоративного искусства.

Особенности исторического развития Якутии, суровые природные условия обусловили в некоторой степени консервацию в структуре якутского народного искусства наиболее древних элементов и мотивов орнамента, медленные темпы развития якутской орнаментальной культуры, выживание реликтовых элементов орнамента.

Стремительность современного социально-экономического преобразования якутского края, связанная со строительством Байкало-Амурской магистрали и формированием Южно-Якутского территориально -производственного комплекса вызвала динамизацию не только экономических, но и социально-культурных процессов. На наших глазах происходит рождение новых центров культуры. Пришел конец многовековой изоляции Якутии от традиционных культурных центров. Проникновение в Якутию элементов европейской (локализованной западнее Уральского хребта культуры) сопровождается активизацией местных культурных традиций, уходящих своими корнями в глубокое прошлое. Формируются традиции новой якутской культуры, обусловленные взаимодействием многочисленных факторов, среди которых не последнюю роль играет традиции якутской народной культуры и искусства.

В условиях, когда ряд местных культурных традиций и связанных с ними явлений искусства безвозвратно уходят в прошлое, либо переосмысливается заново, приспосабливается к новым условиям жизни, предпринимаются попытки поднять якутское народное искусство, придать современную жизненность традиционным видам якутских промыслов. Данная работа должна помочь мастерам в осознании корневых основ своего искусства, его традиций и перспектив возрожденияныне забытых видов традиционных промыслов в современных условиях.

В свете вышеизложенного чрезвычайно важной, на наш взгляд является проблема изучения якутского орнамента - искусства народа - южанина по происхождению, сумевшего в исторически сложных и климатически суровых условиях северного региона не только сохранить, но и развить традиции своей орнаментальной культуры.

Материалом исследования послужили орнаметированные памятники и артефакты якутского народного искусства XVIII-XX веков. Акцент сделан на орнамент XIX века, ибо наибольшее количество орнаментированных памятников сохранилось именно от этого времени, именно в XIX веке мы наблюдаем рассвет всех видов якутского народного искусства. К этому времени орнамент прочно утвердился и достиг разнообразия форм в декоративном убранстве урасы, коновязей - сэргэ, в национальной одежде, якутской народной мебели, украшениях, верховом убранстве коня, посудной пластике, городской домовой резьбе.

Сознательное ограничение материалами районов Центральной Якутии обусловлено тем, что они занимают важное положение в системе генезиса и распространения традиционных якутских орнаментальных мотивов. Здесь сосредоточена большая часть населенных мест, сконцентрирована основная масса мастеров и мастериц - "производителей" якутского орнамента. Натурные обследования, непосредственная работа с вещами, опросы мастеров и мастериц, данные анкетирования, архивные и прочие письменные источники показали, что элементы самобытной материальной культуры прошлого, формы и орнаментации якутского народного декоративно-орнаментального искусства распространялись в отдаленные районы края именно с территории Центральной Якутии, где расположены три овеянные мифами и легендами долины реки Лены - Туймаада, Эркени, Энсиели.

Актуальность проблемы изучения якутского орнамента обусловлена ее неизученностью с искусствоведческой точки зрения, слабой изученностью в трудах археологов, этнографов, историков. Недостаточность историко-этнографических исследований, отсутствие искусствоведческих изысканий по специфике якутского орнамента предопределили поиск и изучение обширных материалов в библиотеках, архивах, фондах как центральных, так и местных музеев, в том числе Государственной Российской библиотеке (г. Москва), Государственной Исторической библиотеке (г. Москва), Якутской Национальной библиотеке (г. Якутск), Национальном Государственном архиве РС(Я)(г. Якутск), архиве Института Гуманитарных исследований ЯФ СО РАН (г. Якутск), фондах Якутского Государственного Объединенного музея Истории и Культуры народов Севера им. Е.Ярославского (г. Якутск), Национального Художественного музея (г. Якутск), Государственного Исторического музея (г. Москва), Научно-исследовательского института

Художественной промышленности (г. Москва), Института этнографии и антропологии РАН(г. Москва).

Цель данной работы: на основании изучения орнаментированных произведений якутского народного искусства ХУ111-ХХ веков выявить художественные особенности самобытного якутского орнамента, осветить его как явление художественного порядка, обладающего образным содержанием и целостностью видов и жанров. Основные задачи исследования можно определить следующим образом:

- объективная научно-обоснованная оценка эстетической ценности якутского орнамента;

- разработка принципов его художественного анализа;

- классификация якутского орнамента по видам орнаментальных мотивов, материалу и применительно к вещам;

- выявление и характеристика основных групп якутского орнамента;

- общая характеристика природы якутского орнамента: его особенности и место в орнаментальной культуре народов страны;

- семантика и символика якутского орнамента, изучение его содержания, выявление связей с мировоззрением народа, его фольклором, обычаями, обрядами.

Поскольку якутское народное декоративно-орнаментальное искусство не может считаться достаточно изученным на сегодняшний день, пришлось параллельно с изучением якутского орнамента восполнять по возможности пробелы в представлениях о структуре якутского народного искусства, его видах, жанрах.

Не смотря на многообразие задач и проблем исследования, основной задачей следует считать изучение художественной природы якутского орнамента: особенностей его характера, роли в декоративном и конструктивном решении вещей, а также семантики, символики якутского орнамента, его образного содержания, связанных с фольклорными обрядами, мифами, магическими представлениями якутов.

Принят комплексный метод исследования, который включает изучение художественно-графических, археологических, исторических, этнографических, фольклорных источников, архивных данных, материалов музейных и личных коллекций. Использован метод сопоставления и сравнительного анализа художественных пластических форм, орнаментального декора и композиций, позволяющий выявить специфические особенности мировидения и мироощущения народов северо-востока страны, их эстетические представления, связь с природной средой обитания, мастерство в обработке природных материалов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Тишина, Татьяна Петровна

Выводы исследования позволяют сделать заключение об общности процессов и тенденций развития народного искусства в едином культурном пространстве России, не смотря на различную окраску национальных культур. Общие тенденции: уход старых мастеров, коммерциализация искусства, распространение масс - культуры, подмена ею традиционных ценностей народной культуры, цивилизационное давление глобализации, отсутствие государственной поддержки и правовой защиты мастеров ставят на грань выживания феномены народного искусства России независимо от национальной принадлежности носителей традиционной культуры. В условиях рынка, наряду с правовыми формами защиты, должны работать экономические механизмы по поддержанию народных промыслов как уникальных экосистем. Только в этом случае с помощью специалистов можно будет достичь продуктивности и результативности существования исторического типа культуры и художественности национального образа как части современной культуры1. А это означает сохранение творческого потенциала народа. Как неоднократно подчеркивал академик Д.С. Лихачев: «Без этноса нет национальной культуры, нет культуры и л общечеловеческой» . Спасение, защита народного искусства, сохранение основ традиционной культуры - это значит сохранение нравственных сил народа, нации.

1. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI ВЕК. М.,2003. С.254.

2. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. Ст. и очерки. Л.,1985. С.76.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тишина, Татьяна Петровна, 2006 год

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. (1645-1676). Спб, 1842, № 31-1649.

2. Алексеев Н.А. Традиционные верования якутов в XIX начале XX вв. Новосибирск, 1975.

3. Алексеев С.А. Архитектурный орнамент. М., 1954.

4. Алиханов Расул. Кубачинский орнамент. Альбом. Автор вступительного текста Т.Разина. М., 1963.

5. Алоева Нелли. Монгольский орнамент и его символика. Декоративное искусство СССР, 1979, № 5.

6. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 3, М., 1955, гл. XIII.C. 340365.

7. Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск. Книжное издательство. 1989.

8. Антонов Н.В. Лекции по тюркологии. Якутск, 1979, ч. II.

9. Астраханцева Т.Л. Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества. // Народное искусство России в современной культуре. Сб. ст. под ред. М.А.Некрасовой. М., 2003. С.99-114.

10. Ащепков Е.А. Декоративные приемы в городской деревянной архитектуре Хабаровска к. XIX нач. XX вв. В кн.: Города Сибири. Новосибирск, 1978. С. 235-247.

11. Банк А.В. Взаимопроникновение мотивов в прикладном искусстве XI-XV веков. В сб.: Древнерусское искусство. М., 1977.

12. Басенов Т.К. Казахский народный орнамент. Альбом. Алма-Ата, 1958.

13. Батоцыренова Е.Б. Бурятский бытовой орнамент. Альбом. Улан-Удэ, 1974.

14. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1, М., 1952.

15. Башарин Г.П. Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства. Якутск, 1957.

16. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 тт. Т.7.

17. Белобородова К.П. Приамурские узоры. Альбом. JL, 1975.

18. Белобородова К.П. Современное состояние и проблемы развития народного искусства малых народов Хабаровского края. Стенограмма Всесоюзной конференции по проблемам развития современного народного искусства. М., 1977.

19. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. 2-е издание, выпуск 1-Й, М., 1911-1912.

20. Бобринский А.А. Орнамент горных таджиков Дарваза. М., 1900.

21. Бобринский А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М., 1902.

22. Богемская К.Г. Термины «народное искусство» и «современное искусство». //Научные чтения «Памяти В.М.Василенко». М.,1997.

23. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

24. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М., 1975.

25. Богуславская И.Я. Проблемы народного искусства в трудах JI.A. Динциса J1.A. В кн.: Сообщения ГРМ, вып. II, М., 1976.

26. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современного народного искусства. // Народное искусство и современная культура. Под ред. Некрасовой М.А., Макарова К.A.M., 1991.

27. Богуславская И.Я. О некоторых понятиях и терминах в применении к народному искусству. // Научные чтения «Памяти В.М.Василенко». Сб. ст. Первый выпуск. М., 1997.

28. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969.

29. Бочаров Г.Н., Горина Н.П. Об одной группе новгородских изделий XVI века. В сб.: Древнерусское искусство. М., 1977.

30. Буткевич JI.M. История орнамента. Уч. пособие для вузов. Изд. Владос. 2003.

31. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. // Проблемы народного искусства. Под ред. М.А. Некрасовой. М.,1982.

32. Вагнер Г.К. О природе народного искусства. // Народное искусство и современная культура. Под редакцией М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М., 1991.

33. Вагнер Г.К. О единой теории народного искусства. // ДИ СССР, 1973, №9.

34. Валеева Д.К. Искусство домонгольской Волжской Булгарии X нач. XIII века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1981. С. 26.

35. Василенко В.М. Северная резная кость. М., 1936.

36. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XIX вв. М., 1960.

37. Василенко В.М. Крестьянская геометрическая резьба XVIII века. В сб.: Русское искусство XVIII века. М., 1973.С. 147-155.

38. Василенко В.М. Искусство древних славян. В кн.: Искусство народов СССР. Т. 2, М., 1973.

39. Василенко В.М., Сопоцинский О.И. Искусство Киевской Руси. В кн.: Искусство народов СССР. Т. 2, М., 1973.

40. Василенко В.М. Содержание в русском крестьянском искусстве XVIII-XIX веков. В сб.: Русское искусство XVIII -1 пол. XIX века. М., 1972.

41. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.

42. Василенко В.М. Тайна простых образов. Декоративное искусство СССР, №4,1980.

43. Василенко В.М., Ильин М.А., Балдина О.Д. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. М., 1980.

44. Васильев И.Г. Саха сэргэтэ. Дьокуускай. 2001. На якутском языке.

45. Васильев В.Н. Изображения долгино-якутских духов как атрибуты шаманства. Живая старина, вып. XVIII, Спб., 1909, № 2-3.

46. Виленский В.Д. Ремесло и кустарные промыслы якутов. В кн.: Труды якутского областного агрономического совещания по экономическим вопросам. Якутск, 1916.

47. Виленский В.Д. Маленькая выставка якутского искусства. Якутская окраина. 1913, № 178.

48. Виноградов С.Н. Терминология удмуртских народных узоров. В кн.: Сообщения ГРМ, вып. XI, М., 1976.

49. Вишневская В.М. Свободные кистевые росписи русского Севера. Тезисы докладов Всероссийской конференции народного декоративно-прикладного искусства русского Севера. Д., 1965, стр. 5-8.

50. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972.

51. Вруцевич И.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. Спб., 1891.

52. Гаврильева Р.С. Народные традиции и шитье современных мастериц. // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Якутск. 1984. С.32-58.

53. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят. В сб.: Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 56-68.

54. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Спб., 1776-1779.

55. ГерчукЮ. Что такое орнамент? Декоративное искусство СССР. 1978, №1.

56. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента. Декоративное искусство СССР.

57. Гмелин И.Г. Путешествие по Сибири. 4 т. Геттинген. 1751-1752.

58. Города Сибири. Эпоха феодализма и капитализма. Новосибирск, 1978.

59. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Учебное пособие. Якутск, 1980.

60. Голикова А. Якуты. Спб., 1907.

61. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". Собр. соч., т. 3, М., 1959.

62. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном искусстве. В кн.: Труды ГИМа, вып. 1, М., 1926.

63. Готтенрот Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен. Спб., 1911.

64. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.

65. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Спб., 1993.

66. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JL, 1967.

67. Гусев В.Е. Функции народного искусства.//Народное искусство. Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макарова, М., 1991.

68. Гурвич И.С. Космогонические представления и пережитки тотемистического культа у населения Оленекского района. Советская этнография. 1948, № 3.

69. Гурвич И.С. Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1979.

70. Декоративно-прикладное искусство народов Якутии. Библиографический указатель. Составитель А.Ф. Федорова. Научная редакция В.Х.Иванова, Р.С. Гаврильевой. ООО Литограф. Якутск, 1998.

71. Динцес Л.А. Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края. Советская этнография. 1946, № 2.

72. Дмитриев П.Н. Образы богинь в олонхо. Полярная звезда, 1981, № 3. С. 114-117.

73. Докторов П.И. Ремесло и кустарное производство якутов. История и современность. Якутск. 1999.

74. Заборовская И.В. Искусство художественной обработки дерева у якутов. В сборнике трудов Краеведческого музея. Якутск, 1957.

75. Заборовская И.В. Якутские изделия из дерева и бересты. В кн.: Материалы научно-творческой конференции по вопросам Якутского декоративно-прикладного искусства. Якутск, 1966.

76. Зиновьева Т.А. О применениии категории «вкус» к народному искусству. // Сб.ст. «Памяти В.М.Василенко». М.,1997. С. 40.

77. Зубова Т.Д. Изучение народного искусства в 20-30-х годах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1977.

78. Зыков Ф.И. Ювелирные изделия якутов. Якутск, 1976.

79. Иванов В.Х. Якутская кость. Альбом., 1978.

80. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. Д., 1979.

81. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963.

82. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX-XX вв. М.-Л., 1954.

83. Иванов С.В. Орнамент. Историко-этнографический атлас Сибири. М,-Л., 1961.

84. Иванов С.В. Орнамент народов как исторический источник (к методике изучения). Советская этнография. 1958, № 2.

85. Иванов С.В. Древний андроноидный комплекс в современном орнаменте народов Сибири (к постановке вопроса). М., 1964.

86. Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов. Сборник "Якутия и ее соседи в древности". Труды Приленской археологической экспедиции. Якутск, 1975.

87. Иванов С.В. Материалы орнамента к проблеме культурно- историчнских связей хантов и манси. Советская этнография. 1952, № 3.

88. Иванов С.В. К вопросу о процессах взаимовлияния в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири.// "Сообщения ГРМ", вып. 11, М., 1976.

89. Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. Якутск, 1976.

90. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX вв. М., 1976.

91. Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959.

92. Ильин М.А. Декоративно-прикладное искусство. Очерки русской культуры XIII-XV вв. М., 1970.

93. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород. Псков. XII-XV вв. Л., 1978.

94. История народного искусства Тувы. М., 1974.

95. История Якутской АССР. Тт. I-II, М.-Л., 1955.

96. Ионов В.М. Баянай-дух-хозяин леса у якутов. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. IV, вып. 1, М.-Л., 1952.

97. Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. IV, вып. 1, Птд., 1916.

98. Ионов В.М. К вопросу об изучении дохристианских верований якутов. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. V, Птд., 1918.

99. Иохельсон В. Якуты. Антропологические записки. Нью-Йорк, 1933, т. XXXIII, ч. II.

100. Иохельсон В. Праздник кумыса (Ысыах) у якутов и декорация кумысных сосудов. Нью-Йорк, 1906.

101. Йохансен У. Орнаментика якутов (на нем.языке). Гамбург, 1954. Перевод с немецкого Родионова. Фонды ИГИ ЯФ СО РАН.

102. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

103. Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975.

104. Канцедикас А.С. Народные промыслы. М., 1968.

105. Каплан Н.И., Барадулин В.А. Якутские народные художественные промыслы. По материалам экспедиции в Якутскую АССР в 1976 году. Советская этнография, 1969, № 1.

106. Каплан Н.И. На земле чоронов и сэргэ Народное декоративное искусство якутов. В кн.: Радуга на снегу. М., 1972.

107. Каплан Н.И. Тропою северных оленей. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Альбом. JL, 1974.

108. Каплан Н.И. Якутские наборные пояса. Сборник НИИХП, 1975, вып.8.

109. Каплан Н.И. Художественные изделия народов Севера Сибири. Альбом-проспект. М., Внешторгиздат СССР, 1982.

110. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М., 1968.

111. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. Альбом. Элиста, 1970.

112. Ковалевская Э.Б. Конь и всадник. М., 1977.

113. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. М., 1971.

114. Кондаков Н.П. Русские клады. Спб., 1896.

115. Конопацкий А. Каменописная летопись Сибири. "Техника молодежи", 1981, № 1.

116. Конрад Б.И. Сборник научных трудов "Избранные труды". История". М., 1974.

117. Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. Новосибирск, 1978.

118. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. Сборник "Якутия и ее соседи в древности". Якутск, 1975.

119. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. Якутск, 1971.

120. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII-XVIII век. Новосибирск, 1979.

121. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX вв. М., 1979.

122. Крюкова И.А. Термины узоров как источник для изучения орнамента народного искусства.

123. Крюкова И.А. Якутское искусство. В кн.: Искусство народов РСФСР. М., 1957.

124. Крюкова И. А., Яковлева Е. На выставке якутского искусства

125. Декоративное искусство СССР". 1958, № 2.

126. Крюкова И. А. Россыпь талантов народных. "Полярная звезда", 1971, №

127. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней историиякутов. Иркутск, 1937.

128. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. М., 1978.

129. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979.

130. Кустарные промыслы Иркутской губернии и Якутской области по сообщениям местных жителей в 1910-1911 годах. Иркутск, 1911.

131. Латынин В. А. Мировое дерево древо жизни в орнаменте и фольклоре восточной Европы. Л., 1933.

132. Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. Ст. и очерки. Л., 1985.

133. Маак Р. Вилюйский округ Якутской области, ч. II, изд-е 1, Спб., 1886.

134. Майдель Г. Путешествие и исследование в Якутской области Восточной Сибири в 2 тт. Спб,. 1893-1896.

135. Майнов И.Е. Население Якутии. Л., 1927.

136. Макаров К.А. В поисках целостности. // Творчество, 1976, № 8.

137. Максимов М.М. Очерк о серебре. М., 1974.

138. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1981. С. 15.

139. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978.

140. Маслова Г.С. Основные черты орнамента Ярославской и Костромской вышивки. Сообщения ГРМ, вып. II.

141. Материалы научно-творческой конференции по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства. Якутск, 1966.

142. Матушевич. Описание обитающих в Якутской области якутах, о начале их происхождения и достопримечательностях. Спб., 1755.

143. Местникова М.В. 65-летие Якутского краеведческого музея им. Е.Ярославского. В кн.: Сборник научных статей, вып. 11, Якутск, 1957.

144. Миддендорф А. Путешествие на Север и восток Сибири. Спб., 1878.

145. Мотивы русского орнамента XI-XVI вв., собранные И.В. Барковым.

146. Музей этнографии народов России. Л., 1971.

147. Народное искусство СССР. Альбом. Автор вступительного текста В. Елкова. М., 1977.

148. Народное искусство Якутии. Альбом. Автор составитель Хабарова М.В. Издательство Художник РСФСР. Ленинград. 1981.

149. Народное декоративно-прикладное искусство казахов. Альбом. Л., 1970.

150. Народное искусство в художественных промыслах СССР. М., 1940.

151. Народное искусство России в современной культуре. XX XXI вв. Автор-составитель и научный редактор М.А. Некрасова. М., 2003.

152. Народные мастера, традиции, школы. Сост. и редактор М.А. Некрасова. М.,1985.

153. Некрасов А.И. Русское народное искусство. М., 1924.

154. Некрасов А.И. Очерки декоративного искусства древней Руси. М., 1924.

155. Некрасов А.И. Очерки из истории славянского орнамента. Спб., 1913.

156. Некрасова М.А. Методологические проблемы народного искусства. Труды Академии художеств СССР. Вып.5. М., 1988. С. 108-127.

157. Некрасова М.А. Современное народное искусство. По материалам выставок 1977-1978 гг. Л., 1980.

158. Некрасова М.А.Актуальные проблемы теории и практики народного искусства. // Проблемы народного искусства. М., 1982.

159. Некрасова М.А.Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны. // Проблемы народного искусства. М.,1982.

160. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика.-М., 1983.

161. Некрасова М.А. Народное искусство России: народное искусство как мир целостности. М., 1983.

162. Некрасова М.А. Формы развития народного искусства. // Творческие проблемы народного искусства. Под ред. И.А. Богуславской. JL, 1981.

163. Научно-исследовательский Институт художественной промышленности. Народное декоративное искусство Якутии. Фотоальбом. М., 1968.

164. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. Альбом зарисовок. Якутск. Издательство «Ситим». 1994.

165. Неустроев Б.Ф. В помощь золотых дел мастерам. Альбом зарисовок. Якутск. Издательство «Бичик». 1994.

166. Неустроев Б.Ф. (Мандар). Узоры шитья. Альбом зарисовок. Якутск. 2002. На якутском языке.

167. Носов М.М. О якутском народном орнаменте. Сборник трудов Общества изучения Якутской АССР, вып. 1, Якутск, 1936. С. 63-70.

168. Носов М.М. Якутская берестяная ураса. Якутск, 1954.

169. Носов М.М. Стилевые признаки якутского узора. Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948.

170. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII столетия до 1920. Сборник научных статей Якутского краеведческого музея. Якутск, 1957, вып. 2.

171. Носов М.М. Одежда и украшения у якутов XVII-XVIII вв. Сборник научных статей Якутского краеведческого музея. Якутск, 1955, выпуск 1.

172. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов ХУ111 начала XX веков. Якутск. Книжное издательство. 1988.

173. Окладников А.П., Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики (совпадение в орнаментике якутов и мургабских киргизов). Труды Института языка, литературы и истории, вып. 1/6). Якутск, 1959.

174. Окладников А.П. Очерки по истории палеолита до присоединения к русскому государству. Тезисы докторской диссертации. JL, 1947.

175. Окладников А.П. Ленские древности. Якутск, 1946.

176. Окладников А.П. К истории этнографического изучения Якутии. Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948.С. 17-48.

177. Орнамент всех времен и стилей. В четырех книгах. Альбом. Москва. Изд. «Арт родник». 1997.

178. Осипова М. Якутская свадебная одежда и украшения XVIII-XIX вв. Якутский университет, 1974,21 февраля.

179. Оглы Б.И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII начала XIX веков. Архитектурное наследство. М., 1979, вып. XXVII.

180. Ойунский П. А. Происхождение религии. Якутск, 1930.

181. Памятная книжка Якутской области за 1863 г. Спб., 1864.

182. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. I-III. Спб., 1958.

183. Пекарский Э.К., Васильев В.Н. Плащ и бубен якутского шамана. Материалы по этнографии России. Спб., 1910.

184. Петри Б.Е. Орнамент кудинских бурят. Сборник Музея Антропологии и Этнографии. Вып. V.

185. Подгорбунский В.И. Заметки по изучению гончарства якутов. Сибирская живая старина. Вып. XIII, Иркутск, 1928.

186. Попов А.А. Старинная якутская берестяная юрта. В кн.: Сборник Музея Антропологии и Этнографии. Вып. X, Л., 1949.

187. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г. Русское черновое искусство. М., 1972.

188. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.

189. Потапов И.А. О творчестве художника И.В.Попова. Сборник статей и материалов по этнографии народов Якутии. Якутск, 1972.

190. Потапов И. А. Старейшие художники Якутии. Якутск, 1980.

191. Приклонский B.JI. Летопись якутского края. Красноярск, 1896.

192. Прица И. Ташкентская резьба по ганчу. Ташкент, 1960.

193. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.,1976.

194. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко. Архитектурное наследство. М., 1979, вып. XXVII.

195. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980.

196. Работнова И.П. Угро-финские элементы в вышивке и тканье русского Севера. Материалы Всероссийской конференции по народному декоративно-прикладному искусству русского Севера. Л., 1965. С. 3436.

197. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.

198. Разина Т.М., Яковлева Е.Г. Традиция и национальное своеобразие в искусстве современных художественных промыслов РСФСР.

199. VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М.,1968.

200. Разина Т.М. Термины, понятия и реальность. // Научные чтения «Памяти В.М.Василенко». М., 1997. С.77.

201. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.

202. Русакова Л.М. Орнаментальные мотивы в художественном творчестве сибирских крестьянок XIX- нач. XX вв. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. В сб.: Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Новосибирск, 1981, вып. 111. С. 34.

203. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

204. Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. М., 1956.

205. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII вв. Альбом, 1971.

206. Рыбаков Б. А. Космогоническая символика "чудских" шаманских бляшек и русских вышивок. Сборник "Финно угры и славяне". Л., 1979. С. 7-34.

207. Рыбаков Б. А. Древняя Русь и славянское язычество. М., 1981.

208. Рыбаков Б. А. Языческая символика русских украшений. В кн: "Тезисы докладов советской делегации на 1 международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. М., 1965.

209. Рыбаков Б.А. Микрокосм в макрокосме народного искусства. // ДИ СССР, 1975, №1,3.

210. Рындина А.В. Малоизвестный памятник тверского искусства XV века. В сборнике "Древнерусское искусство". М., 1977.

211. Сарычев. Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. Спб., 1802.

212. Салтыков А.Б. Избранные труды. М., 1962.

213. Сампилов Цыренжап. Этнографические зарисовки. Под редакцией И.И. Соктоевой. Новосибирск. Издательство «Наука», 1995.

214. Сафронов Ф.Г. Город Якутск в XVII- начале XIX века. Якутск, 1957.

215. Сафронов Ф.Г. Русские промыслы на северо-востоке Сибири. Якутск, 1981.

216. Саха yhyopa. Якутск. Книжное издательство. Вступительная статья Заслуженного художника Якутии B.C. Парникова. Якутск. Книжное издательство. 1990.

217. Сборник Византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным. Спб., 1884.

218. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977.

219. Серошевский В. Якуты. Спб., 1896. тт. 1-3.

220. Серошевский В. Рассказы. Спб., 1908.

221. Словцов П. Письма из Сибири 1826г. М., 1828.

222. Соболев Н.Н. Русский орнамент. М., 1948.

223. Соколова Т. Орнамент почерк эпохи. Л., 1972.

224. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л., 1967.

225. Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент. Казань, 1848.

226. Стасов В.В. Русский народный орнамент шитье, вышивка, кружева. Спб., 1872.

227. Стасов В.В. Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей. Спб. 1884.

228. Стасов В.В. Миниатюры некоторых рукописей Византийских, болгарских, русских, джагатайских и персидских. Спб., 1908.

229. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в половине XVIII столетия. Советская этнография. 1937, №2-3.

230. Тарановская Н. Русская деревянная игрушка. Альбом. Л., 1970.

231. Тишина Т.П. Музей заповедник в селе Черкех. // Декоративное искусство СССР, 1980, № 7.

232. Тишина Т.П. Ураса летний дом якута. // Декоративное искусство СССР. - М.:Советский художник. - 1982. - № 5.

233. Тишина Т.П. Примерная программа факультета народного декоративного искусства Якутии народных университетов культуры ЯАССР. Автор-составитель Тишина Т.П. Якутск, 1983.

234. Тишина Т.П. О некоторых проблемах комплексного исследования якутского орнамента. По материалам якутского народного искусства XIX XX веков. Сб. науч. ст.: Проблемы народного прикладного искусства Якутии. - Якутск, 1984. - С.59-81.

235. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. Сб. науч. ст.: Культура народностей Севера: традиции и современность. -Новосибирск, 1986.-С. 220-235.

236. Тишина Т.П. Фольклорные основы якутского орнамента. Сб. науч. ст. Якутского Госуниверситета: Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск, 1988.-С. 147-161.

237. Тишина Т.П. Традиции и современность в искусстве народов Севера Якутии (к вопросу о взаимодействии художественных культур). Сб. тезисов докладов и сообщений Всесоюзной конференции. -Новосибирск, 1988.-С. 130-133.

238. Тишина Т.П. Место орнамента в якутском изобразительном искусстве. Сб. науч. трудов ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1990. - С. 93-111.

239. Тишина Т.П.Растительный орнамент в якутском народном искусстве XIX века. Сб. науч. трудов Якутского Госуниверситета: Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск, 1991.

240. Тишина Т.П.Особенности развития традиционного народного искусства

241. Якутии в современных условиях. Организационные формы его бытования. Сб.тезисов Всесоюзной научной конференции «Социально-культурные процессы в советской Сибири». Омск, 1985. -С. 92-94.

242. Тишина Т.П. Якутская народная игрушка. Сб. науч. трудов. 1У Виноградовские чтения. Новосибирск, 1990. - С. 20-21.

243. Тишина Т.П.К проблеме определения критериев национального своеобразия народного прикладного искусства. Сб. науч. трудов Якутского Госуниверситета. Якутск, 1996. - С. 155-161. В соавторстве с психологом Р.И. Томской.

244. Тишина Т.П. Русская культура в Якутии. Особенности бытования. Проект концепции. // Русская культура без границ. НИО

245. Информкультура. Российская Государственная библиотека. Москва, 1997. -№ 1.

246. Тишина Т.П. Якутское серебро. // Алмазы и золото Якутии. Якутск,2001.-№2.-С. 44-47.

247. Тишина Т.П. Народное искусство Якутии: традиции и современность. // Наука и техника в Якутии. Якутск, 2004. -№ 2. - С. 98-105.

248. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. // Наука и техника в Якутии. Якутск, 2005. - № 1.

249. Тишина Т.П. История орнамента. Авторская учебная программа для художественных факультетов вузов. Москва, 2005.

250. Тишина Т.П. История отечественного искусства и культуры. Авторская учебная программа для художественных факультетов вузов с региональным компонентом по истории изобразительного искусства Якутии. Москва, 2005.

251. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. Монография-исследование. Москва-Якутск. ЗАО «Инфест». 2005.

252. Трофимов А. А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары,1977.

253. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902.

254. Трощанский В.Ф. Пекарский Э.К. Якуты в их домашней обстановке. Этнографический очерк. Спб., 1908.

255. Уханова И.Н. Якутская резная кость в собраниях Эрмитажа. 1972, №35.

256. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII-XIX вв. М., 1981.

257. Уханова И.Н. Северная русская резьба по кости XIX века. Тезисы докладов Всероссийской конференции по народному декоративно -прикладному искусству русского Севера. Л., 1965. С. 25.

258. Фадеева И. Народное искусство как пластический фольклор. // "Советское искусствознание-78", М., 1979. С. 284-304.

259. Финдейзен Г. Искусство Северной Азии. Берлин, 1930.

260. Фокина JLB. Орнамент. Ростов, 2005.

261. Хороших П.П. Косторезное искусство якутов. М., 1970.

262. Хороших П.П. О косторезном искусстве якутов. Полярная звезда, 1972, №4.

263. Шампольон Ж.Ф. и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979.

264. Щекотов Н. Русская крестьянская живопись. М Птд, 1923.

265. Щукин Н. Поездка в Якутск. Спб., 1844.

266. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.

267. Эдоков А.В. Декоративное искусство Горно-Алтайска. Горно-Алтайск, 2002.

268. Ювелирное искусство народов России. Альбом. Л., 1974. Автор текста о якутских украшениях Н. Сохранская. С. 195-200.

269. Якунина Л.И. Якутская резная кость. М., 1957.

270. Якунина Л.И. Женский образ в косторезном искусстве якутов и "каменная баба" Сб. научных статей Якутского республиканского краеведческого музея, вып. 111. Якутск, 1964.

271. Яглом М.М. Береснева В.Я. Симметрия и искусство орнамента. Сб. "Ритм, пространство и время". Л., 1974.

272. Яковлев В.Ф. Сэргэ (коновязь). Ч. 1. Якутск, 1992.

273. Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. Л., 1929.

274. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос. Пер. М. Державина. Запись П.А. Ойунского. М., 1976.1. Справочные издания:

275. БСЭ. М., 1939, т. 43. С. 362. Материал по литературе, искусству, языковедению подготовлен проф. П.И. Лебедевым Полянским. БСЭ. М., 1955, т. 31. С. 213. Ст. "Орнамент" написана А. Губером и С.М. Темериным.

276. БСЭ. М., 1974, т. 18. С. 524. Ст. "Орнамент" написана Г.А. Недошивиным. МСЭ. М., 1959, т. 6. С. 978.

277. Новый энциклопедический словарь. Т. XXI, Птд., 1916.

278. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д.Н.; т. XI, М.,1938.

279. Толковый словарь русского языка под ред. Даля.

280. Энциклопедический словарь. Спб., 1897, т. XXII. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. С. 173.

281. Энциклопедический словарь. М., 1915, т. 30. С. 580.

282. Словарь якутского языка под редакцией Э. Пекарского, М., 1958.

283. Якутско-русский словарь. Якутск, 1976.1. Архивные источники:

284. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1, on. 1, ед. хр. 19, л. 77, 80.

285. Национальный Государственный архив PC (Я) фонд 3 И. On. 1, ед. хр. 1, л. 1-37.

286. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1006. Оп. 2, ед. хр. 9, л. 4-5, 12-13,6-30.

287. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1006. Оп. 2, ед. хр. 14, л. 65, 72,82.

288. Национальный Гоударственный архив PC (Я), фонд 1413, оп. 2, ед. хр. 25, л. 1-10.

289. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1413, оп. 2, ед. хр. 178. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1413, оп. 2, ед. хр. 25, л. 40.

290. Национальный Государственный архив PC (Я), фонд 1413, оп. 2, ед. хр. 44, л. 36.

291. Архив ИГИ ЯФ СО РАН. Индекс дела № 225, 3. Дело № 25. С. 29-34.1. Фонды:

292. ГИМ Государственный исторический музей 50476/1917, 37628/99, Щ6680/1779,2170/7869, 1438/6640, 16805/2167, 78650/3106, 90000/2723, 1438/6640, 53142/2163, 96006/854, 16006/954, 5436/Г31, 5408/Г60.

293. НИИ ХП НИИ Художественной промышленности: Альбомы по якутскому народному и декоративно - прикладному искусству, а также по искусству народов Крайнего Севера по итогам экспедиций в Якутию.

294. Материалы описи культурных ценностей религиозной общины г. Якутска. Черновик списка. Личный архив Т.П.Тишиной. Январь 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.