Особенности выражения категории времени в англо-шотландских народных балладах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Филимонова, Ольга Сергеевна

  • Филимонова, Ольга Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Тула
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 137
Филимонова, Ольга Сергеевна. Особенности выражения категории времени в англо-шотландских народных балладах: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Тула. 2012. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Филимонова, Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Время как одна из базовых категорий познания и бытия.

1.1. Понятие времени в различных областях гуманитарного знания.

1.2. Традиционный взгляд на языковую категорию времени.

1.3. Реализация языковой категории времени в художественном тексте.

1.4. Категория темпоральности с точки зрения функционального подхода.

1.5. Когнитивный подход к изучению категории времени.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. Своеобразие баллад и языковые средства выражения времени на грамматическом и лексическом уровнях.

2.1. Характерные черты балладного жанра.

2.2. Повествовательная перспектива балладного дискурса в системе отношений: автор - персонаж - читатель.

2.3. Особенности проявления языковой категории времени на грамматическом уровне.

2.3.1. Основные грамматические формы при повествовании в англо-шотландских народных балладах.

2.3.2. Ретроспекция и проспекция в балладах.

2.4. Реализация языковой категории времени на лексическом уровне.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. Использование стилистических средств для создания временного континуума текста баллады.

3.1. Роль ритмической организации текста баллады в выражении категории времени.

3.1.1. Ритмическая организация текста баллады на фонетико-просодическом уровне.

3.1.2. Роль синтаксиса в создании ритмической организации текста баллады.

3.2. Реалии как стилистическое средство выражения языковой категории времени в балладном дискурсе.

3.2.1. Понятие «реалия» в лингвистике.

3.2.2. Исторические реалии и их временная характеристика в балладном дискурсе.

3.2.3. Архаические реалии и их временная характеристика в балладном дискурсе.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности выражения категории времени в англо-шотландских народных балладах»

Настоящая диссертационная работа посвящена изучению особенностей выражения категории времени в англо-шотландских народных балладах. Категория времени является одной из базовых категорий бытия и познания мира и одной из самых сложных категорий. Она отражает в своих формах временные соотношения между явлениями. Во времени существует то, что изменяется, сменяет одно другим, переходит в иное состояние и т.д.

Современная наука, все более фундаментально влияющая на процессы общественного развития, обнаруживает постоянное тяготение к проблеме времени. Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто «погружено» во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, «очеловечивания» времени. Д.С. Лихачев пишет в этой связи: «Историческое понимание материального и духовного мира захватывает собой науку, философию и все формы искусства. Время отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей. Историческое понимание действительности проникает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, а в стремлении весь мир воспринимать через время и во времени» [Лихачев, 1967:206].

В исследованиях отечественных и зарубежных лингвистов понятие времени традиционно соотносится с грамматической категорией времени, находящей свое отражение в морфологической системе временных форм глагола и в синтаксических конструкциях [Sweet, 1891; Есперсен, 1958; Смирницкий, 1959; Лихачев, 1962; Ильиш, 1971; Иванова, 1981; Кобрина, 2000 и др.].

В настоящее время на первый план лингвистических исследований вышла когнитивно-дискурсивная парадигма, исходящая из понимания языка как основного средства выражения знаний о мире. В свете когнитивной парадигмы лингвистического знания язык, как основной способ отражения объективной реальности, располагает целым спектром средств для выражения различных отношений, в том числе временных.

Актуальность работы определяется постоянно растущим интересом лингвистов к изучению текстовой категории времени, а также потребностью проведения подобного лингвистического анализа на материале фольклорных англо-шотландских текстов, которые являются единственным источником информации о языке и мышлении простого человека ушедших эпох и, следовательно, имеют свои своеобразные черты, позволяющие их интерпретацию.

Объектом настоящего исследования являются тексты англошотландских народных баллад с точки зрения реализации в них текстовой категории времени. Исследуемые тексты балладного жанра выступают как структурно-семантическое единство, которое передает информацию о средневековой Англии и мышлении народа той эпохи, а также оказывает сильное эмоциональное и эстетическое воздействие на потенциального адресата.

Предметом исследования выступает система разноуровневых средств английского языка, служащих для выражения категории времени в фольклорных текстах (13-17 вв.)

Целью настоящей работы является комплексное исследование лингвостилистических средств выражения категории времени в англошотландских народных балладах.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд конкретных задач:

• определить понятие балладного жанра и выявить его специфику в англо-шотландской культуре (13-17 вв.);

• рассмотреть понятие художественного времени как обязательного компонента исследуемого жанра с учетом условий его создания и дальнейшего восприятия;

• установить типологию свойств категории художественного времени, обусловленных особенностями исследуемого жанра;

• выявить лингвостилистические средства выражения категории времени в произведениях исследуемого жанра, обусловленные конкретными свойствами художественного времени;

• систематизировать средства выражения категории времени в англо-шотландском народном балладном дискурсе.

Методы, применяемые в диссертации, обусловлены ее целью, задачами и характером материала. В работе использовались компонентный, контекстологический и стилистический анализы текста, метод сплошного грамматического анализа текста с точки зрения выявления временных отношений в составе рассматриваемых англо-шотландских баллад, метод сплошного фонетико-просодического анализа текста с целью выявления роли ритмической организации текста в выражении категории времени, этимологический и дефиниционный анализы, а также метод квантитативных подсчетов.

Фактическим материалом исследования послужили народные английские и шотландские баллады общим объемом около 2500 страниц. Изучение балладного жанра проводилось на основе семи сборников, которые охватывают корпус всех имеющихся на современном этапе баллад: сборник английских баллад «Old English Ballads. A Collection of Favourite Ballads of the Olden Time», собрание баллад в 5 томах американского профессора Ф. Дж. Чайльда «The English and Scottish Popular Ballads», сборник баллад В. Д. Армса «Old English Ballads and Folk Songs», сборник баллад английского литературоведа и критика Артура Квиллер-Коуча «The Oxford Book of Ballads», собрание Д. Фаулера «The Bible in Early English Literature», сборник профессора Колледжа Уэллсли и литературоведа Кэтрин Ли Бейтс «Ballad Book», а также сборник англо-шотландских народных баллад с их переводами на русский язык «Английская и шотландская народная баллада».

Детальный анализ средств, служащих для реализации категории времени, проводился на основе 40 произведений.

Теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов. Так, в работе нашли отражение результаты исследований категории времени А.И. Смирницкого Д.С. Лихачева, М.Я. Блоха, Д.А. Штелинга, М. Тули, теоретические положения и практические наработки Е.В. Тарасовой, В.Г. Адмони, A.B. Бондарко, И.В. Резник в области изучения функционально-семантического поля темпоральности, обоснование типов временной референции в современном английском языке, предпринятое М.Ю. Рябовой.

Изучение балладного художественного текста базировалось на концепциях О.С. Ахмановой, И.Р. Гальперина, И.В. Арнольд, В.А. Кухаренко и др., внесших значительный вклад в разработку теории художественного текста в целом, а также на исследованиях зарубежных литературоведов - У. Кера, Ф. Гаммера, Ф. Чайлда, Л. Паунда. Изучение лингвистических особенностей текста англо-шотландской баллады основывалось на работах Т.И. Воронцовой, Л.И. Шиятой.

Научная новизна исследования состоит в системном исследовании актуализации категории времени в текстах англо-шотландских народных баллад. Ранее категория времени в фольклорном тексте только однажды становилась объектом исследования в диссертационном исследовании Т.М. Воронцовой [Воронцова, 2003], однако в указанной докторской работе основное внимание уделяется хронотопу текста. В нашей работе анализируются лингвостилистические средства, служащие для выражения категории времени, а также предпринимается попытка описать языковое поле времени, определив значимость каждого из его элементов.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые анализируются тексты средневековых англошотландских народных баллад с точки зрения систематизации языковых средств выражения категории времени, определения их текстообразующих функций и установления их роли в моделировании действительности балладного дискурса.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования материалов и выводов исследования в соответствующих разделах курсов по лингвокультурологии, интерпретации текста, спецкурсах по истории языка и литературы, а также при проведении занятий по практике английского языка. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке специальных пособий по указанным дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, на заседаниях кафедры английской филологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого (2009 -2011 гг.), а также были представлены на IV и V международных научно-практических конференциях «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (Тула, май 2009 г., май 2010 г.), международной научно-практической конференции «Образование в современном мире» (сентябрь, 2009 г.), III международной научно-практической конференции «Щей. Поиски. Решения» (Минск, 25 ноября 2009 г.) и отражены в десяти публикациях, 4 из которых опубликованы в сборниках из списка ВАК.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие положения:

• Баллада представляет собой лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему. Существенным признаком данного жанра является темпоральная локализация повествования, т.к. балладные тексты описывают эпизоды прошлого.

• Текстам балладного жанра свойственна временная дискретность, т.е. способность воспроизводить только наиболее существенные моменты, которая опирается на две основные характерные черты данного жанра -сосредоточенность на одном событии и фрагментарность повествования.

• Основными средствами выражения категории времени являются видовременные формы глагола, зависящие от типа повествовательной перспективы.

• Выражение категории времени также достигается за счет лексических темпоральных средств, которые имеют второстепенное значение, а также периферийных лингвостилистических элементов, таких как ритмическая организация текста и реалии.

Структура диссертационной работы отражает основные этапы предпринятого исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.

Во введении на основе анализа научной литературы обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и научная новизна, формулируются основная цель и конкретные задачи, определяются материал, объект и исследовательские методы, указывается возможность практического использования результатов исследования, а также приводятся сведения об апробации работы.

В первой главе освещаются теоретические вопросы, связанные с определением основных понятий работы. В ней рассматривается процесс эволюции восприятия времени в философии и в области других наук, анализируются различные точки зрения на репрезентацию категории времени в языке в русле традиционной грамматики, функциональной грамматики и когнитивной лингвистики. Отдельное внимание уделяется описанию специфики художественного времени как особой временной формы, существующей в литературном дискурсе и подчиненной его внутренним закономерностям.

Во второй главе определяются специфические черты балладного жанра, анализируются различные типы повествовательных перспектив, а также устанавливается сложная соотнесенность сюжетного времени и реального (авторского и читательского). Во второй главе доказывается, что точка отсчета изображаемых событий во времени условна, при этом, опираясь на временную дискретность балладных текстов, рассматриваются основные грамматические формы повествования, ретроспективные и проспективные нарушения хронологии повествования. Здесь также осуществляется классификация лексических маркеров времени и изучается их роль в создании временного континуума текстов англо-шотландских народных баллад.

В третьей главе в текстах англо-шотландских народных баллад проводится исследование лингвостилистических средств, способствующих созданию временного континуума. В ней рассматривается ритмическая организация исследуемого материала, реализующаяся через фонетические, грамматические и синтаксические средства, а также изучается роль реалий при построении образа прошлого.

В заключении излагаются основные выводы по диссертации, а также намечаются дальнейшие возможные направления исследования в данной области.

Текст сопровождается библиографическим списком, который включает труды отечественных и зарубежных ученых, на которые сделаны ссылки, списком использованных в настоящей работе словарей и принятых сокращений, а также списком цитированных источников, содержащим англошотландские народные баллады, являющиеся материалом исследования по теме диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Филимонова, Ольга Сергеевна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Проанализировав тексты англо-шотландских народных баллад на предмет исследования лингвостилистических средств выражения категории времени, мы можем сделать следующие выводы:

1. Ритмическая организация текстов англо-шотландских народных баллад достигается благодаря системе фонетических средств и типичных синтаксических и грамматических конструкций.

2. На фонетическом уровне созданию ритмической структуры повествования баллад способствует превалирование односложных слов по отношению к двусложным и многосложным, что создает определенный ритм, задает энергичное звучание баллады.

3. Модификация развития повествования (замедление, ускорение) достигается путем многократного повторения определенных согласных звуков (аллитерации). Кроме того, при помощи подобного отбора звуков достигается художественная выразительность и эмоциональность, а также передается определенное настроение и напряженность ситуации.

4. Все англо-шотландские народные баллады характеризуются типичной моделью фонетического оформления с четкой структурой: вступление и завязка, возрастающее действие, кульминация, убывающее действие и развязка. При этом каждый элемент структуры повествования передает одно и то же настроение при помощи одинакового набора звуков.

5. Типичные синтаксические и грамматические конструкции (эллипсис, инверсия, разнообразные повторы), являясь частью ритмической организации текста англо-шотландских народных баллад, способствуют созданию временного континуума.

6. Выражению категории времени содействуют и реалии, которые создают образ прошлого в балладных текстах. При этом историзмы образуют каркас историчности, способствуя передаче реалистического колорита при изображении старины, в то время как архаизмы дополняют картину, являясь средством стилистической окраски.

7. В целом, рассматриваемые лингвостилистические средства являются периферийными элементами языкового поля времени, которые способны осуществлять локализацию действия в прошлом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс восприятия и осознания человеком объективной реальности происходит на основе оперирования основными категориями бытия, такими, как время и пространство. Человек, будучи социальным существом, постоянно передает информацию, являющуюся результатом его мыслительной и творческой деятельности, что и определяет ее субъективный характер.

Наиболее отчетливо данный процесс мы наблюдаем в художественной литературе, где автор создает особенный, субъективный художественный мир, фундамент которого строится на создании образов художественного времени и пространства. Исследование языковых средств выражения категории времени, предпринятое в русле теории функциональной грамматики, когнитивной лингвистики и стилистики декодирования на материале англо-шотландских народных баллад, во многом определяется спецификой самого балладного жанра.

Англо-шотландская народная баллада представляет собой художественное творчество широких народных масс или устное творчество и является особым видом текста, первичным по отношению к литературе, характеризующимся определенной типовой структурой с относительно свободным варьированием элементов и коллективным авторством, которое способно создавать особый мир. Этот мир, который можно реконструировать посредством анализа фольклорного произведения, изображает события прошлого.

Баллада, представляя собой художественный текст, базируется на его фундаментальных положениях, а значит, изображаемый автором мир существует в условном литературном времени - художественном времени. Более того, художественное время неотделимо от существующего в нем субъекта, так, описание времени - это всегда описание человека во времени.

Читатель, пребывая в реальной действительности, воспринимает время художественного дискурса благодаря действиям самого персонажа.

Анализ многочисленных исследований позволил сделать вывод о том, что художественное время - это особая текстовая категория, которая, с одной стороны, отражает временные модели реальной действительности, следуя законам природы, а с другой стороны, подчиняясь установкам автора -создателя произведения, оно демонстрирует свойства, характерные для перцептуального времени: остановку, обратимость, многомерность, разнонаправленность и т.д.

Читатель воспринимает события, происходящие в балладах, как уже имевшие место с точки зрения современного человека и поэтому относит их к прошлому. В свою очередь для персонажа события, описываемые в балладе, являются в основном настоящими, но могут относиться к прошлому или будущему. Тем не менее, время будущее для персонажа является прошедшим для читателя. Авторское время не может быть полностью исключено из структуры балладного текста, поскольку художественный текст есть суть творения автора, где он в той или иной форме отражает современное ему общество, основные конфликты своей эпохи и т.д.

При этом видовременные формы, использующиеся в балладных текстах, зависят от типа повествовательной перспективы. Для ограниченной или вариативной повествовательной перспективы с конкретным повествовательным субъектом характерно использование видо-временных форм настоящего и будущего времен, в то время как для всеобъемлющей повествовательной перспективы типичными являются формы прошедшего времени.

Следует обратить внимание на то, что подобным текстам свойственна временная дискретность, т.е. способность воспроизводить только наиболее существенные моменты, которая опирается на две основные характерные черты данного жанра - сосредоточенность на одном событии и фрагментарность повествования.

Как следствие временной дискретности в англо-шотландских народных балладах распространены ретроспективные и проспективные нарушения хронологии повествования. При этом ретроспекция заключается в том, что все балладное повествование строится на информации, которая предшествует текстовой части и может выясняться по ходу баллады, а за счет проспекции повествование может развиваться и уходить в будущее на основе прогнозирования.

Ход художественного времени может и ускоряться, и замедляться. Так, оно повторяет парадоксы перцептуального времени. В англо-шотландских народных балладах этому способствуют различные фонетические средства и типичные синтаксические и грамматические конструкции, которые в совокупности составляют ритмическую структуру исследуемого материала.

Так, в настоящей диссертации осуществлялось комплексное исследование лингвостилистических средств выражения категории времени в балладных текстах, что подразумевало помимо анализа функционирования видо-временных форм, которые составляют ядро языкового поля времени, рассмотрение фонетических, синтаксических, а также лексических средств выражения времени.

В ходе настоящего исследования была разработана классификация лексических средств временного означивания. В результате было установлено, что лексические темпоральные маркеры играют второстепенную по сравнению с глагольной формой роль в темпоральной локализации события, но при взаимодействии с последней лексические маркеры конкретизируют временной отрезок, выраженный глагольной формой.

Кроме того, проводился анализ таких лингвостилистических средств, как ритмическая организация текста баллады и реалии, которые являются периферийными средствами в создании временного континуума балладного текста. Изучение ритмической организации текста баллады, которая достигается за счет тщательного отбора используемых звуков на фонетическом уровне, а также использования различных синтаксических и грамматических конструкций (эллипсис, инверсия, разнообразные повторы), доказало возможность модификации развития сюжетной линии (замедление, ускорение). Помимо этого, использование подобных средств усиливает художественную выразительность и эмоциональность, а также способствует передаче определенного настроения и напряженности ситуации.

Выражению категории времени содействуют и реалии, которые создают образ прошлого в балладных текстах. При этом историзмы образуют каркас историчности, способствуя передаче реалистического колорита при изображении старины, в то время как архаизмы дополняют картину, являясь средством стилистической окраски.

Таким образом, в изображении временной модели в текстах англошотландских народных баллад участвуют различные средства языка, принадлежащие разным языковым уровням.

К перспективам исследования стоит отнести дальнейшее изучение специфики балладного дискурса в рамках положений когнитивной стилистики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Филимонова, Ольга Сергеевна, 2012 год

1. Августин, Аврелий Исповедь Текст. / Аврелий Августин. СПб.: Азбука, 1999.-400 с.

2. Адмони, В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики Текст. / В.Г. Адмони. JL: Наука, 1988. - 240 с.

3. Александрова, О.В. Когнитивная функция языка в свете функционального подхода к его изучению Текст. / О.В. Александрова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. научных трудов. Рязань, 2000. - С. 151-153.

4. Александрова, О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества Текст.-/ О.В. Александрова // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. Володиной М.Н. М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 89-99.

5. Александрова, О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса: На материале английского языка Текст.: Учебное пособие / О.В. Александрова. Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-216 с.

6. Алексеев, М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии Текст. / М.П. Алексеев. М.: Высшая школа, 1984. - 351 с.

7. Андреева, Н.В. Язык и время. Лексический аспект категории времени Текст. / Н.В.Андреева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. науч. конф. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - С. 257-258.

8. Анисов, A.M. Свойства времени Текст. / A.M. Анисов // Логические исследования. М.: Наука, 2001. - Вып. 8. - С. 5-25.

9. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка Текст. / Ю.Д. Апресян // Избранные труды. М., 1995. - Т.2. - 400 с.

10. Апресян, Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира Текст. / Ю.Д. Апресян // Семиотика и информатика. М., 1997. -Вып. 35.-С. 272-298.

11. Ардентов, Б.П. Выражение времени в русском языке Текст. / Б.П. Ардентов. Кишинев, 1975. - 227 с.

12. Арнольд, И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И.В. Арнольд // Иностр. яз. в шк. 1978. -№4.-С. 23-31.

13. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык Текст.: Учебник для вузов / И.В. Арнольд. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.

14. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н.Д. Арутюнова. -Изд. 2-е, испр. М.: Языки рус. культуры, 1999. - 896 с.

15. Аскин, Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование Текст. /Я.Ф. Аскин. М.: Наука, 1966. - 199 с.

16. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы Текст. / М.Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. - 259 с.

17. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа Текст.: учебник для вузов /• Л.Г. Бабенко. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

18. Белозерова, H.H. Интегративная поэтика Текст.: Монография / H.H. Белозерова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - 208 с.

19. Бертова, Т.С. К вопросу о языковой категоризации пространства и времени Текст. / Т.С. Бертова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. науч. тр. Рязань, 2000. - С. 47-51.

20. Блох, М.Я. Теоретическая грамматика английского языка Текст. / М.Я.Блох. М.: Высш. шк., 2000. - 381 с.

21. Боброва М.Н. Формы и функции глагола will в диахроническом освещении: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986. - 23 с.

22. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста Текст.: учебное пособие / Н.С. Болотнова. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.

23. Бондарко, A.B. Вид и время русского глагола Текст. / A.B. Бондарко.- М.: Просвещение, 1971. 239 с.

24. Бондарко, A.B. Темпоральность. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность Текст. / Отв. ред. A.B. Бондарко. Д.: Наука, 1990. - 264 с.

25. Бондарко, A.B. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени Текст. / A.B. Бондарко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-260 с.

26. Брунова, Е.Г. Архаичные пространственные отношения в англосаксонской языковой модели мира: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 2007. - 42 с.

27. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка Текст. / К. Бюлер. М.: Прогресс, 1993. - 528 с.

28. Вандриес, Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю Текст. / Ж. Вандриес. М.: Соцэкгиз, 1937. - 410 с.

29. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая. М., 2001. - 288 с.

30. Вейман, Р. Литературоведение и структурализм Текст. / Р. Вейман // Структурализм «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, 1975. - 469 с.

31. Веливченко, В.Д. Изучение категории времени и способов ее реализации в современном английском языке Текст. / В.Д. Веливченко. Черкассы: Черкас, гос. пед. ин-т., 1995. - 15 с.

32. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Веселовский.- Изд. 2-е. М.: УРСС, 2004. - 648 с.

33. Влахов, С.И., Флорин, С.П. Непереводимое в переводе Текст. / С.И. Влахов, С.П. Флорин. М.: Международные отношения, 2009. -360 с.

34. Воронцова, Т.И. О повествовательной перспективе балладного дискурса Текст. / Т.И. Воронцова // Проблемы теории европейских языков: Сб. ст. Studia Lingüistica 10. - СПб.: Тригон, 2001. - С. 163169.

35. Воронцова, Т.И. Картина мира в тексте английской баллады: Когнитивная основа и языковая репрезентация: Дис. . докт. филол. наук.-СПб., 2003.-398 с.

36. Выготский, J1.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. - 487 с.

37. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка Текст. / И.Р. Гальперин. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958.-459 с.

38. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И.Р. Гальперин. Изд. 4-е, стер. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.

39. Гилева, Е.П. Когнитивные основы неграмматической представленности концепта времени: Дис. .канд. филол. наук. -Барнаул, 2002. 168 с.

40. Гончаров, Е.Б. Время грамматическое и время философское Текст. / Е.Б. Гончаров. Киев: Киев. гос. пед. ин-т. иностр. яз., 1986. - 35 с.

41. Горина, А.В. Лингвостилистический анализ категории времени на фонетическом и морфологическом уровнях языка (на материале романа У. Голдинга "Свободное падение") Текст. / А.В. Горина //

42. Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право). СПб., 2008. - № 12 (85). - С. 211-214.

43. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации Текст. / Д.Б. Гудков. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288 с.

44. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

45. Гюйо, М. Происхождение идеи времени Текст. / М. Гюйо. СПб.: Изд-во т-ва «Знание», 1899. - 372 с.

46. Дечева, C.B. Когнитивная силлабика Текст. / C.B. Дечева. -М.:Диалог-МГУ, 1998. 215 с.

47. Диброва, Е.И. Пространство текста в композитном членении Текст. / Е.И. Диброва // Структура и семантика художественного текста: Сб. науч. тр. М., 1999. - С. 91-138.

48. Домашнев, А.И., Шишкина, И.П., Гончарова, Е.А. Интерпретация художественного текста Текст. / А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. Изд. 2-е, дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 195с.

49. Есперсен, О. Философия грамматики Текст. / О. Есперсен. М., 1958.-615 с.

50. Жирмунский, В.Н. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В.Н. Жирмунский. М.: Наука, 1977. - 408 с.

51. Жукова, С.А. Особенности темпоральной организации художественного текста (на материале современных немецкоязычных коротких рассказов): Автореф. дис. .канд. филол. наук. -Калининград, 2010. 22 с.

52. Заботина, М.В. Категория временного порядка: русско-французские соответствия / М.В. Заботина // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета

53. Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: /Под общ. ред. K.P. Галиуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - С. 110-111.

54. Зборовский, Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия Текст. / Г.Е. Зборовский. Свердловск, 1974. - 222 с.

55. Зейгарник, Б.В. Теория личности К.Левина Текст. / Б.В. Зейгарник. -М.: Изд-во МГУ, 1981.- 118 с.

56. Зиновьева, И.Н. Репрезентация категории времени с помощью антропонимов в фольклорных текстах nursery rhymes (английского детского фольклора) Текст. / И.Н. Зиновьева // Вестник МГОУ. Лингвистика. М.: Изд-во МГОУ, 2010. - № 3. - С. 63-66.

57. Золотова, Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка Текст. / Под ред. Г.А. Золотовой. М., 1998.-528 с.

58. Иванова, И.П., Бурлакова, В.В., Почепцов, Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высш.шк., 1981. -285с.

59. Ильиш, Б.А. Строй современного английского языка. Л., 1971. - 256 с.

60. Каган, М.С. Время как философская проблема Текст. / М.С. Каган // Вопросы философии, 1982. № 10. - С. 117-124.

61. Карасик, В.И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) Текст. / В.И. Карасик // Концепты. М.: Изд-во МГУ, 1997. - Вып. 2. - С. 3-14.

62. Кобрина, H.A., Корнеева, Е.А., Оссовская, М.И., Гузеева, К.А. Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис. СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. - 496 с.

63. Комова, Т.А. Модальный глагол в языке и речи. На материале глаголов shall и will в истории английского языка Текст. / Т.А. Комова. М.: Либроком, 2009. - 144 с.

64. Кронгауз, М.А. Время как семантическая категория имени Текст. / М.А. Кронгауз // Вопросы кибернетики. Семиотические исследования. М., 1989. - Вып. 159. - С. 4-18

65. Кубрякова, Е.С, Демъянков, В.З. и др. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. - 245 с.

66. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста Текст. / В.А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

67. Лихачев, Д.С. Время в произведениях русского фольклора // Русская литература. 1962. -№4. - С. 116-131.

68. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1967. - 359 с.

69. Логический анализ языка: Язык и время / РАН. Ин-т языкознания Текст. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Индрик, 1997. -351 с. (ЛАЯ)

70. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю.М. Лотман. М., 1970. - 383 с.

71. Маковский, В.В. Понятие лингвистического времени Текст. / В.В. Маковский // Иностр. языки в школе. 1976. - № 6. - С. 3-12.

72. Маслов, Ю.С. К основаниям сопоставительной аспектологии Текст. / Ю.С. Маслов // Проблемы современного теоретического и синхронно-описательного языкознания. Л., 1978. - Вып. I. - С. 12-17.

73. Михеева, Л.Н. Языковое время как лингвокультурологическая универсалия: междисциплинарный подход к изучению Текст. / Л.Н. Михеева // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. Иваново, 2006.-Вып. 1.-С. 145-151.

74. Москальская, О.И. Грамматика текста Текст. / О.И. Москальская. -М.: Высш. шк., 1981.- 183 с.

75. Мостепаненко, A.M., Мостепаненко, М.В. Четырехмерность пространства и времени Текст. / A.M. Мостепаненко, М.В. Мостепаненко. М.: Наука, 1966. - 184 с.

76. Назарова, Т.Б. Филология и семиотика: Современный английский язык Текст.: Учебное пособие для вузов / Т.Б. Назарова. Изд. 2-е, испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 191 с.

77. Падучева, Е.В. Семантические исследования Текст. / Е.В. Падучева. -М., 1996.-464 с.

78. Паморозская, Н.И. Роль слов-реалий в создании культурного фона художественного произведения Текст. / Н.И. Паморозская // Лексика и культура. Тверь, 1990. - 439 с.

79. Пелевина, Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста Текст. / Н.Ф. Пелевина. Л.: Просвещение, 1980. - 272 с.

80. Пескова, H.A. К вопросу о соотношении темпоральности, временной локализованное™, аспектуальности и таксиса Текст. / Н.А.Пескова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. науч. тр. Рязань, 2000.-С. 103-106.

81. Пескова, H.A. Варьирование временных предлогов в английском языке (синхронно-диахронический аспект): Дис. .канд. филол. наук. -М., 2000.- 158 с.

82. Попова, М.И. Когнитивная основа пространственной модели временных отношений в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Иркутск, 1997. - 16 с.

83. Потаенко, H.A. К языковому освоению временной структуры действительности Текст. / H.A. Потаенко // Вопросы языкознания. -1984.-№6.-С. 45-53.

84. Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / Отв. ред. A.B. Бондарко, С.А. Шубик. СПб.: Наука, 2005. - 480 с.

85. Проконичев, Г.И. Категории пространства и времени в англошотландской народной балладе: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 2010.-24 с.

86. Резник, И.В. Языковые средства выражения темпоральной локализации действия Текст. / И.В. Резник // Реализация системы языка в речи. М., 1986. - С. 117-124.

87. Резник, И.В. Функционально-семантическое поле темпоральности: лексико-семантическая категория и языковые средства ее выражения: Дис. .канд. филол. наук. -М., 1988. 144 с.

88. Рябова, М.Ю. Временная референция в английском языке: Автореф. дис. .докт. филол. наук. СПб., 1995. - 43 с.

89. Сапогова, Л.И. Реалии: фактор времени Текст. / Л.И. Сапогова // Сб. вопросы лингвистической семантики. Тула, 1979. - 394 с.

90. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира Текст. / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова. М.: Наука, 1988. - 216 с.

91. Смирницкая, O.A., Тихомиров, В.Г. Древнеанглийская поэзия Текст. / O.A. Смирницкая, В.Г. Тихомиров. М.: Наука, 1982. - 319 с.

92. Смирницкий, А.И. Морфология английского языка Текст. / А.И. Смирницкий. М.: Изд-во лит-ры по иностр. языкам, 1959. - 440 с.

93. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания Текст. / Ю.С.Степанов. М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

94. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю.С. Степанов. М.: Наука, 1985. - 335 с.

95. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования Текст. / Ю.С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.

96. Стопочева-Мойер, А.Ю. Время в контексте языка и культуры: минимальные единицы членения: Дис. .канд. филол. наук. М., 2001.- 153 с.

97. Сухомлина, Т.А. Категория футуральности и средства ее языковой манифестации (на материале английского языка): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 2007. - 22 с.

98. Тарасова, Е.В. О многоаспектной природе времени (время физическое, перцептуальное, языковое, художественное и лингвистическое) Текст. / Е.В. Тарасова // Вестник Харьковского Университета. Харьков, 1989. - № 339. - С. 33-37.

99. Тарасова, Е.В. Языковое поле темпоральности в синхронии и диахронии: Автореф. дис. .докт. филол. наук. Краснодар, 1993. -42 с.

100. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. - 624 с.

101. Teppe, Д. А. Языковые выражения с модальными лексемами необходимо, нужно, должен / must, ought to, have to: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 2006. - 13 с.

102. Томахин, Г. Д. Реалии в языке и культуре Текст. / Г.Д. Томахин // Ин. языки в школе. 1997. - № 3. - С. 14-16.

103. ЮЗ.Тураева, З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка) Текст. / З.Я. Тураева. М.: Высш. шк., 1979. - 219 с.

104. Уланова, С.Б. Грамматическая семантика как объект грамматической стилистики (формо- и словообразование в современном английском языке): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2006. - 28 с.

105. Успенский, Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. -Т.1.-432 с.

106. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер. М.: Наука, 1997.-452 с.

107. Хайнжамц, О. Семантика и функции устаревших слов в идиостиле Ю.М. Нагибина (на материале исторических повестей и рассказов Ю.М. Нагибина): Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2007. -26 с.

108. Храпченко, М.Б. Семиотика и художественное творчество Текст. / М.Б. Храпченко // Контекст-1972. М., 1973.

109. Черванева, В.А., Артеменко, Е.Б. Пространство и время в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров). Воронеж, 2004. - 184 с.

110. Чередниченко, В.И. Типология временных отношений в лирике Текст. / В.И. Чередниченко. Тбилиси, 1986. - 136 с.

111. Ш.Чупрына, О.Г. Семасиологическое исследование темпоральной лексики древнеанглийского языка: Дис. .докт. филол. наук. М., 2001.-341 с.

112. Широкова, E.H. Эмотивное время в прозе A.C. Пушкина Текст. / E.H. Широкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. Нижний Новгород, 2006. - Вып. 1 (7). -С. 42-45.

113. ПЗ.Шиятая, Л.И. Семиолингвистические характеристики средневековой народной баллады в сопоставительном аспекте: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Тюмень, 2005. - 19 с.

114. Штелинг, Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке Текст.: Учебное пособие / Д.А. Штелинг. М.: МГИМО, ЧеРо, 1996. - 254 с.

115. Юрасова, Н.Г. Проблемы методологии анализа художественного времени Текст. / Н.Г. Юрасова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. Нижний Новгород, 2008. - Вып. 3.-С. 253-258.

116. Bull, W. Е. Time, Tense and the Verb. A Study in Theoretical and Applied Linguistics, with Particular Attention to Spanish. California: University of California Press, 1960. - 205 p.

117. Carter, R. Investigating English Discourse. Language, literacy and literature. London, NY: Routledge, 1997. - 248 p.

118. Fleischman, S. Tense and Narrativity: From Medieval Performance to Modern Fiction. London: Routledge, 1990. - 254 p.

119. Gummere, F. The popular ballad. New York, 1953

120. Hales, J.W., Furnivall, F.J. Bishop Percy's Folio Manuscript Text. / J.W. Hales, F.J. Furnivall. Lnd., 1867. - Vol.1.

121. Harris, J. The Ballad and Oral Literature. Cambridge: Harvard University Press, 1991.-368 p.

122. Huddleston, R. The case against a future tense in English // Studies in lang.- Amsterdam, 1995. Vol. 19, № 2. - P. 399-446.

123. Ker, W.P. Form and Style in Poetry. Macmillan, 1928.

124. Pope, R. Textual Intervention. Critical and Creative Strategies for Literary Studies. London, NY: Routledge, 2001. - 213 p.

125. Pound, L. Poetic Origins and the Ballad Text. / L. Pound. NY: The Macmillan Company, 1921. - 247p.

126. Smith, C. Spanish ballads / Colin Smith. Oxford: Pergamon Press, 1964.- 220 p.

127. Sweet, H. A New English Grammar Logical and Historical. Oxford: Clarendon Press, 1891. - 412 p.

128. Time, Tense and Reference Text. / ed. by Aleksandar Jokic and Quentin Smith. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2003. - 471 P

129. Toolan, M. Language in Literature. An Introduction to Stylistics. -London: Arnold, 2004. 250 p.

130. Tooley, M. Time, Tense and Causation. NY: Oxford University Press, 2004.-405 p.

131. Список использованных словарей и принятых сокращений

132. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О.С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.

133. Арутюнова, Н.Д. Дискурс Текст. / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990.-685 с.

134. Большой энциклопедический словарь. Языкознание Текст. / Отв. ред. В.Н. Ярцева. Изд. 2-е, репринтное. - М.: Большая Рос. энцикл., 1998.-685 с. (БЭС)

135. Гаспаров, М.Л. Баллада Текст. / М.Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 752 с. (ЛЭС)

136. Новейшая философская энциклопедия Текст. В 5т. М.: ИНФР, 2000.-Т.1.-544 с. (НФЭ)

137. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов. Изд. 23-е, испр. - М.: Русский язык, 1991. - 915 с. (СРЯ)

138. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 2-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1983. -1600с. (СЭС)

139. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФР, 1998.-576 с. (ФЭС)

140. Longman Dictionary of English Language and Culture Text. -Edinburgh: Longman Group UK Limited, 2000. 1568 p. (Longman)

141. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English Text. L.: Oxford University Press, 1998. - 1428 p. (Oxford)

142. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology Text. / ed. by T.F. Hoad. L.: Oxford University Press, 2003. - 560 p. (CODEE)

143. Webster's Unabridged Dictionary Text. NY: Random House, 2005. -2256 p. (Webster)

144. Список цитированных источников фактического материала ипринятых сокращений

145. Английская и шотландская народная баллада Текст.: Сборник / Сост. Л.М. Аринштейн. М.: Радуга, 1988. - 512с. (АШНБ)

146. Ballad Book Text. / ed. by Katherine Lee Bates. London: Echo Library, 2005. - 175 p. (BB)

147. English and Scottish Popular Ballads. From the collection of F.J. Child. Cambridge, 1904. (ESPB)

148. Old English Ballads. A Collection of Favourite Ballads of the Olden Time. London, 1864. - 272 p. (OEB)

149. Old English Ballads and Folk Songs Text. / ed. by William Dallam Armes. NY: The Macmillan Company, 1904. - 222 p. (OEBFS)

150. The Bible in Early English Literature Text. / ed. by David C. Fowler. University of Washington Press, 1984. 329 p. (BEEL)

151. The Complete List of Francis J. Child Ballads Electronic resource. -Mode of access: http://www.contemplator.com/child/cmpltchl.html1. CLCB)

152. The Oxford Book of Ballads Text. / ed. by Arthur Quiller-Couch. -Oxford: Clarendon Press, 1966. 871 p. (OBB)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.