Педагогические основы режиссуры урока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Вологжанина, Валерия Владимировна

  • Вологжанина, Валерия Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Киров
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 208
Вологжанина, Валерия Владимировна. Педагогические основы режиссуры урока: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киров. 2004. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вологжанина, Валерия Владимировна

I Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения предметов эстетического цикла.

1.1. Культурологический подход к личностно ориентированному

• гуманитарному образованию как психолого-педагогическое основание изучения предметов эстетического цикла.

1.2. Содержание предметов эстетического цикла как аксиологическое основание их изучения.

1.3. Историко-дидактические основания преподавания предметов эстетического цикла.

Глава 2. Концепция режиссуры уроков эстетического цикла.

2.1. Ведущие идеи, цели и задачи режиссуры урока эстетического цикла.

• 2.2. Этапы и методы режиссирования уроков эстетического цикла 76 2.3. Комплекс условий организации образовательного процесса путем режиссирования уроков эстетического цикла.

Глава 3. Опыт реализации концепции режиссуры уроков у эстетического цикла в современной гимназии.

3.1. Режиссура уроков литературы и эстетики в современной гимназии.

3.2. Интегративные образовательные экспедиции как одна из форм реализации концепции режиссуры уроков эстетического цикла.

• 3.3. Эффективность образовательного процесса, реализующего концепцию режиссуры уроков эстетического цикла.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы режиссуры урока»

Актуальность исследования обусловлена неуклонным переходом современного образования от технократической к гуманитарной парадигме, переоценкой его целей и ценностей. Обществом востребована личность, познающая и творящая культуру в диалогическом общении и реализующая себя в различных продуктах творческой деятельности.

В педагогической науке остается актуальной задача приобщения ребенка к общекультурным ценностям, к художественному творчеству. Одним из основных его путей является изучение дисциплин эстетического цикла: эстетики, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, русской и зарубежной литературы. В основе содержания этих предметов лежит искусство, которое способствует развитию эмоционально-ценностного и духовно-нравственного мира личности, формирует опыт творческой деятельности. Искусство как особый вид духовно-практической деятельности помогает выстраивать эмоционально-ценностные отношения человека с окружающими людьми, самим собой, с миром. Поэтому преподавание предметов эстетического цикла должно осуществляться по законам искусства, а не только по логике науки.

Перед каждым человеком встает цель: научиться принимать и понимать художественное творчество, а также самому активно включаться в творческую преобразующую деятельность. Идеалом образованной личности становится человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в различных продуктах творческой деятельности.

Однако преподавание предметов эстетического цикла, к сожалению, не достаточно результативно, чаще всего ограничивается готовыми выводами. При изучении искусства важен не столько факт, сколько сопереживание и понимание его. Процесс общения школьника с произведениями искусства представляет собой внутреннюю творческую деятельность, в результате которой у него появляется новое эстетическое отношение к себе и окружающему миру (В.А. Кан-Калик, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, С .Т. Шацкий).

Новый подход к организации образовательного процесса с помощью режиссуры был предложен В.М. Букатовым, О.С. Булатовой, А.П. Ершовой, В.А. Ильевым, Е.В. Кожарой. Но педагогические основы организации режиссуры изучены фрагментарно, не раскрыты целостно. Поэтому необходимо разработать педагогические основы режиссуры урока при изучении разных видов искусства.

Анализ теоретических исследований по данной проблеме и опыта преподавания эстетических дисциплин в учреждениях общего образования позволил выявить несколько противоречий: i

• между требованиями государственного стандарта по искусству и литературе к развитию эмоционально-ценностного и духовно-нравственного мира личности, формированию опыта его творческой деятельности и недостаточной разработанностью педагогических оснований выбора способов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающего это развитие;

• между признанием эффективности потенциала театрального искусства в деятельности учителя и отсутствием концепции режиссуры урока, на котором изучаются произведения искусства;

• между индивидуальным характером восприятия произведений искусства и коллективным школьным обучением, существующим в рамках классно-урочной системы;

• между доминированием методики преподавания предметов эстетического цикла в школе как научных дисциплин и недостаточной разработанностью методик художественного образования школьников;

• между уроком как дидактической единицей и уроком как явлением культуры, событием в жизни ученика и учителя.

Выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Педагогические основы режиссуры урока».

Цель исследования - выявить и раскрыть педагогические основы режиссуры уроков эстетического цикла, формирующего у учащихся эмоционально-ценностное отношение к миру и опыт творческой деятельности.

Объект исследования - организация образовательного процесса на уроках эстетического цикла.

• Предмет исследования - режиссура уроков эстетического цикла.

Гипотеза исследования. Педагогические основы режиссуры урока обеспечивают творческую самореализацию, духовно-нравственное и эмоционально-ценностное становление личности школьника на уроках эстетического цикла, если:

• преподавание предметов эстетического цикла с позиций режиссуры будет опираться на психолого-педагогические, аксиологические и историко-дидактические основания;

• при преподавании предметов эстетического цикла реализуется концепция режиссуры урока;

• • осуществляется интеграция театральной педагогики и методики изучения предметов эстетического цикла;

• создан комплекс организационных и методических условий для развития ученика.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были

• определены следующие задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические, аксиологические и историко-дидактические основания преподавания предметов эстетического цикла с позиций режиссуры.

2. Разработать концепцию режиссуры уроков эстетического цикла.

• 3. Разработать и апробировать методику режиссуры уроков эстетического цикла в современной гимназии.

4. Выявить условия организации образовательного процесса, обеспечивающие развитие эмоционально-ценностного, духовно-нравственного мира личности и формирования опыта творческой деятельности обучающихся.

При разработке концепции исследования мы опирались на следующие теоретико-методологические основания:

• идеи культурологической концепции личностно ориентированного образования, формирующей представления о высшей ценности Человека (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Э.Н. Гусинский, А.А. Касьян, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, Т.В. Машарова, А.А. Пинский);

• идею диалога как универсального метода познания, как основного условия, обеспечивающего процесс полноценного развития и духовного становления личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, JI.C. Выготский, Х.-Г. Гада-мер, Е.О. Галицких, М.С. Каган, С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько, А:П. Тряпи-цына);

• идею развития творческой индивидуальности ребенка через осуществление личностно ориентированного подхода в образовании (Р.У. Богданова, Н.Н. Кириллова, B.C. Мерлин, С.Д. Поляков, В.И. Слободчиков, E.JL Яковлева); '

• идеи педагогики сотрудничества, сотворчества субъектов образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, JI.K. Гребенкина, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щуркова);

• идеи художественной дидактики (В.З. Вульфов, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский);

• идею эстетического образования и воспитания через преподавание предметов эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях (Т.Г. Браже, И.Ф. Гончаров, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Роботова, Н.Б. Крылова, З.С. Смелкова);

• идеи духовно-нравственного и эмоционально-ценностного развития личности в процессе постижения произведений различных видов искусств

С.Н. Батракова, З.И. Васильева, Р.Ф. Брандесов, Е.О. Галицких, JI.M. Лузина, В.Г. Маранцман, Н.Ю. Русова, М.Г. Яновская);

• идеи театральной педагогики в организации образовательного процесса как явления искусства, как художественно-педагогического творчества учителя (В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.А. Ильев, В.А. Кан-Калик, М.О. Кнебель, Е.В. Кожара, К.С. Станиславский, В.И. Хазан).

Исходя из вышеназванных методологических позиций, для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы исследования:

- теоретический (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, искусствоведческой, методической литературы);

- социолого-педагогический (анализ нормативных документов, программ, методических и учебных пособий с точки зрения наличия в них материала по исследуемой проблеме, диагностирование обучающихся, включенное наблюдение, анкетирование, анализ творческих работ);

- экспериментальный (проведение педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного);

- статистический (количественный и качественный анализ результатов).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Кирова — Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования РФ, «Авторская экспериментальная школа» Федеральной программы развития образования. В эксперименте на протяжении 6 лет (1998-2003 годы) принимали участие учителя литературы и эстетики Вятской гуманитарной гимназии, студенты филологического и культурологического факультетов Вятского государственного гуманитарного университета, 164 гимназиста 8-11 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1998 — 1999 гг.) - изучение литературы по проблеме исследования, формирование концепции исследования, изучение состояния преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях, проведение констатирующего эксперимента, разработка теоретической базы и методики исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2000 - 2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента, уточнение, конкретизация и проверка гипотезы, апробация авторской концепции режиссуры уроков эстетического цикла предметов, моделирование уроков и иных форм организации образовательного процесса при изучении эстетических дисциплин.

Третий этап - обобщающий (2002 - 2003 гг.) - анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, внедрение результатов исследования в практику образовательного процесса гимназии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

- Раскрыты психолого-педагогические, аксиологические и историко-дидактические основания изучения предметов эстетического цикла, обеспечивающие творческую самореализацию личности учащихся, их духовно-нравственное и эмоционально-ценностное становление.

- Обогащен и уточнен понятийный аппарат педагогической науки содержанием педагогических категорий «режиссура урока», «атмосфера урока», «мизансцена урока», «архитектоника урока» и «сверхзадача урока».

- Разработана и апробирована концепция режиссуры уроков эстетического цикла, направленная на постижение художественных произведений по законам искусства.

- Выявлен комплекс педагогических условий режиссирования уроков эстетического цикла: образовательно-содержательных, коммуникативно-личностных и организационно-методических.

- Спроектирована, теоретически обоснована и апробирована интегра-тивная образовательная экспедиция как одна из форм реализации концепции режиссуры уроков эстетического цикла.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

- экспериментальной методики преподавания предметов эстетического цикла;

- типологии исследовательских и творческих заданий на уроках эстетического цикла предметов;

- схемы анализа урока эстетического цикла и комплекса диагностик его результативности;

- технологии организации интегративных образовательных экспедиций;

- программы и моделей занятий спецсеминара «Путешествие по пушкинским местам России».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных положений, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватным целям и задачам исследования, длительностью исследования, результатами эксперимента на протяжении всех его этапов, применением апробированных методов диагностики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологические основания режиссуры урока эстетического цикла включают: ведущие идеи культурологического подхода к лично-стно ориентированному образованию в качестве психолого-педагогического основания; содержание предметов эстетического цикла как аксиологическое основание; генезис идей художественной дидактики и эстодидактики как ис-торико-дидактическое основание. Интегративное взаимодействие этих компонентов определило замысел и логику разработки педагогической концепции режиссуры урока.

2. Педагогическая концепция режиссуры урока обусловливает организацию образовательного процесса по законам искусства и обеспечивает наиболее эффективное освоение учащимися содержания предметов эстетического цикла. Ведущая идея концепции - изучение предметов эстетического цикла осуществляется по законам режиссуры. Режиссура урока — это такой способ организации процесса познания и переживания произведения искусства на уроке, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности ученика через сотворчество всех субъектов взаимодействия. Концепция режиссуры урока включает описание трех этапов образовательного процесса: проектировочного, этапа открытого режиссерского действия, рефлексивного - и позволяет смоделировать процесс восприятия произведений искусства по законам искусства, обеспечить формирование эмоционально-ценностного, духовно-нравственного и творческого опыта учащихся.

3. Методика организации уроков эстетического цикла с позиций режиссуры включает в себя следующие компоненты: ассоциативно-образный, мо-тивационный, исследовательский, рефлексивный и пострефлексивный, а также содержит разработанные и апробированные модели уроков, новую форму организации обучения — интегративную образовательную экспедицию.

4. Комплекс условий организации изучения предметов эстетического цикла включает: образовательно-содержательные условия, которые позволяют актуализировать аксиологическое содержание искусства; коммуникативно-личностные условия, которые обеспечивают диалоговое взаимодействие и личностно значимое общение всех участников образовательного процесса на уроке; организационно-методические условия, благодаря которым создается атмосфера сотворчества, ситуация катарсиса и формируется опыт ответственного и свободного выбора своей позиции. Субъектами реализации данных условий становятся педагог и ученик, выстраивающие «образовательную встречу».

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- в процессе разработки педагогическим коллективом Вятской гуманитарной гимназии проекта «Проектирование образовательной программы современной гимназии» (руководитель проекта А.А. Галицких, директор гимназии), реализующего идеи Федеральной программы развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы»;

- в процессе преподавания предметов эстетического цикла в Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка;

- на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Проектирование образовательной программы современной гимназии» (Киров, 2002,2003);

- на открытых уроках в рамках методических коллективных творческих дел Вятской гуманитарной гимназии (Киров, 1999, 2000, 2001, 2002), научно-практических конференциях (Киров, 2001, 2002, 2003), мастерских для педагогов города и области (Киров, 2001, 2002);

- на международных, межрегиональных, областных и городских научно-практических конференциях (Смоленск, 2000; Санкт-Петербург, 2002; Киров, 1999,2000,2002,2003);

- на областном конкурсе «Учитель года - 2001», городских и областных выставках передового педагогического опыта (1999, 2000, 2001, 2002), V Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» (2002, 3 место), Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» (2003, лауреат).

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 345 источников, и 5 приложений. Работа содержит 16 рисунков и 6 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Вологжанина, Валерия Владимировна

Выводы по третьей главе

Осуществление режиссуры уроков эстетического цикла в современной гимназии позволило экспериментально проверить концепцию режиссуры уроков и доказать ее эффективность.

Проанализированный нами опыт режиссирования уроков эстетики и литературы в Вятской гуманитарной гимназии подтверждает выдвинутую нами гипотезу о влиянии режиссуры уроков на творческую активность и самореализацию личности учащегося, его духовно-нравственное и эмоционально-ценностное становление, что подтвердилось данными использованных нами методик и диагностик.

В ходе экспериментальной работы были сформулированы и апробированы методические основы преподавания предметов эстетического цикла, разработана типология творческих и исследовательских заданий, а также схема анализа уроков ЭЦП, которая позволяет оценить его с позиций режиссуры.

Результатами апробированной экспериментальной методики режиссирования уроков ЭЦП является личностный рост обучающихся, который проявляется на когнитивном уровне, уровне эмоционального развития личности, уровне владения общими художественными способностями и креативном уровне.

Проведенный эксперимент дал возможность зафиксировать высокие показатели когнитивного уровня развития гимназистов экспериментальной группы, сформированную устойчивую мотивацию приобретения эстетических знаний. Мы выявили также, что режиссура уроков эстетического цикла создает условия для эмоционального восприятия произведений искусства, тем самым способствуя развитию эмоциональной сферы личности и общих художественных способностей. Эффективность организации образовательного процесса с помощью режиссуры уроков подтверждается высоким уровнем развития креативности, сформированной потребности к творческому самовыражению личности.

Приобретению «живого знания», формированию эстетического, исследовательского, эмоционального и креативного опыта учащихся способствуют интегративные образовательные экспедиции как одна из эффективных форм реализации концепции режиссуры уроков ЭЦП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе обобщения результатов проведенного теоретико-экспериментального исследования можно заключить, что нами разработан и апробирован один из способов решения актуальной проблемы - развития эмоционально-ценностного, духовно-нравственного мира личности ребенка. В диссертационном исследовании раскрыты теоретико-методологические основания включения театральной режиссуры в процесс организации образовательного процесса при изучении предметов эстетического цикла, обеспечивающего формирование опыта творческой деятельности школьников.

В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы нами были разработаны психолого-педагогические, аксиологические и историко-дидактические основания включения театральной режиссуры в организацию образовательного процесса при изучении ЭЦП в современном личностно ориентированном гуманитарном образовании.

Нами было исследовано многообразие подходов к содержанию и организации современного гуманитарного образования и доказано, что психолого-педагогическим основанием преподавания предметов эстетического цикла является культурологический подход к личностно ориентированному гуманитарному образованию, главной ценностью которого становится творческий человек, владеющий методами понимания и рефлексии.

Содержание образования эстетического цикла предметов как аксиологическое основание их преподавания, дало возможность обогатить учащихся не только знаниями по различным видам искусства, но и общечеловеческими ценностями, сформировать ценностные ориентации личности, реализовать их через ценностные отношения к искусству, к себе, к своей жизни. Таким образом, нам удалось реализовать ведущую роль ЭЦП в современном личностно ориентированном гуманитарном образовании, актуализировать специфику его содержания, интегрировать объективный и субъективный развивающий потенциал режиссуры эстетического цикла.

Разработанная концепция режиссуры уроков эстетического цикла включает в себя ведущие идеи, цели, задачи, пути, методы, комплекс условий организации образовательного процесса, обеспечивающие развитие личности ребенка и раскрывает единство психолого-педагогических и художественно-эстетических принципов преподавания ЭЦП, обобщает в новый качественный результат опыт художественной дидактики, эстодидактики, эстетического просвещения и эстетического воспитания.

Мы пришли к выводу о возможности и необходимости формирования когнитивной, эстетической, эмоциональной, творческой активности личности и достижения интегративного результата — обогащения эмоционально-ценностного и духовно-нравственного мира личности средствами специально организованной режиссуры уроков.

Главный результат теоретической части исследования раскрыт нами в концепции режиссуры уроков ЭЦП. Режиссура обеспечивает в пространстве урока соединение искусства театра и искусства обучения, направленных на создание условий для развития когнитивной, эстетической, эмоциональной, творческой сфер личности школьников. Цель режиссуры уроков ЭЦП реализована в организации процесса восприятия искусства по законам искусства, в формировании эмоционально-ценностного, духовно-нравственного и творческого опыта учащихся. Доминантным ядром концепции является комплекс условий, способствующих развитию и проявлению творческой активности учащихся. Педагогическим итогом экспериментальной части исследования является разработка структуры этого комплекса: образовательно-содержательных, коммуникативно-личностных, организационно-методических условий. Субъектами их реализации становятся педагог и ученик, выстраивающие между собой диалоговые отношения и пространство творческого взаимодействия.

Осуществление режиссуры уроков эстетического цикла предметов в современном гимназическом образовании позволило экспериментально проверить концепцию режиссуры уроков и доказать ее эффективность.

Проанализированный нами опыт режиссирования уроков эстетики и литературы в Вятской гуманитарной гимназии подтвердил выдвинутую нами гипотезу о влиянии режиссуры уроков на творческую активность и самореализацию личности учащихся, их духовно-нравственное и эмоционально-ценностное становление. Использованные диагностики и разработанные методики обогатили педагогический инструментарий современных исследований по изучаемой проблеме.

В ходе экспериментальной работы были сформулированы педагогические аспекты, которые обеспечили практические результаты исследования:

- разработку и реализацию в образовательном процессе инновационной формы режиссуры уроков - интегративной образовательной экспедиции;

- разработку типологии творческих и исследовательских заданий;

- внедрение в педагогическую экспертизу схемы анализа уроков ЭЦП, которая позволяет оценить его с позиций режиссуры.

Практические результаты исследования были использованы в деятельности лаборатории по проблемам воспитания при Кировском областном институте усовершенствования учителей, при проведении курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования по теме «Проектирование образовательной программы современной гимназии», на международных и региональных научно-практических конференциях и нашли отражение в 23 публикациях исследователя.

Личностно ориентированными педагогическими результатами апробированной экспериментальной методики режиссирования уроков ЭЦП является личностный рост обучающихся, который проявляется на когнитивном, эмоциональном, художественно-эстетическом и креативном уровнях.

Процессуальный и многомерный характер исследования выявил ряд новых противоречий, оставшихся за границами поставленных исследовательских задач. Среди них противоречие между методической подготовкой словесников и недостаточной их педагогической компетентностью в области театральной педагогики; между потребностью учащихся в опыте творческой деятельности и отсутствии необходимых условий для ее организации в образовательном процессе общеобразовательной школы.

Теоретико-экспериментальный характер работы дал возможность наметить перспективы дальнейшего исследования: разработать программу постдипломного образования педагогов, обеспечивающего их художественно-эстетическую компетентность; исследовать интегративные возможности концепции режиссуры уроков в сфере дополнительного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вологжанина, Валерия Владимировна, 2004 год

1. Эстетика (устно) Сдавали экзамен 16,3% 32,2% 54,9% 27,1%

2. Из них получили оценки 5 86,7% 55,2% 82,2% 82,6%4 13,3% 34,5% 17,8% 13,0%3 — 10,3% — 4,4%2 — — — —

3. Еще одним показателем высокого когнитивного уровня развития гимназистов экспериментальной группы и их познавательной активности является высокая мотивация выполнения исследовательской работы и ее результативность.

4. Адамский А.И. Основные направления образовательной политики / А.И. Адамский // Перемены. 2000. - № 3. - С. 4-9.

5. Айзерман Л.А. Уроки литературы как диалог / Л.А. Айзерман // Литература в школе. 1990. - № 4. - С. 78-86.

6. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Завуч. 1999. - № 3. - С. 113-126.

7. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание / В.В. Алексеева // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе / Под ред. Б.М. Йеменского, А.А. Мелика-Пашаева. М., 1990. — С. 18-39.

8. Андреева Т.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Андреева. — Тверь: ТГУ, 1994.

9. Аникеева Н.П. Режиссура педагогического взаимодействия / Н.П. Аникеева. Новосибирск, 1991.

10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века / Сост. П.А. Лебедев. М., 1998.

11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А.Лебедев. М., 1987.

12. Асмус В. Чтение как труд и творчество / В. Асмус // Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики / В. Асмус. М., 1968. — С. 55-68.

13. Ачкасова Г.Л «Видеть», «слышать» и переживать художественное слово / Г.Л. Ачкасова // Литература в школе. 1988. - № 4. - С. 37-39.

14. Барышева Н.А. Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей: Дис. . канд. пед. наук / Н.А. Барышева. — Челябинск, 2000.

15. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Н.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

16. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся / С.Н. Батракова. Ярославль, 1982.

17. Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей / В.Э. Бауэр // Школа. 2000. - № 6. - С. 25-27.

18. Бахтин М. К методологии гуманитарных наук / М. Бахтин//Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — С. 361-373.

19. Белогуров А.Ю., Белогуров Ю.А. Культурологический подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин и анализ его результативности. / А.Ю. Белогуров, Ю.А. Белогуров // Школа. 2000. - № 4. - С. 39-42.

20. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников / Н.Б. Берхин // Педагогика. 1995. - № 2. — С. 4245.

21. Библер B.C. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. — 1989.-№6.-С. 31-42.

22. Библер B.C. Мышление и творчество / B.C. Библер. М., 1975.

23. Бондаревская Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. 5. - С. 41-52.

24. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1999. № 3. - С. 37-43.

25. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования / Н.В. Бордовская. — СПб., 2001.

26. Брагина Г. Магическое «если бы.». Идеи К.С. Станиславского и профессиональное мастерство учителя / Г. Брагина // Учительская газета. -1996.-№40.-С. 9.

27. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. 1996. - № 5. - С. 150-154.

28. Брандесов Р.Ф. Вопросы эстодидактики: Учеб. пособие к спецкурсу / Р.Ф. Брандесов. Челябинск, 1983.

29. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы: В 2 ч. / Р.Ф. Брандесов. Челябинск, 1978-1979.

30. Брандесов Р.Ф. Эмоциональный резонанс и урок литературы / Р.Ф. Брандесов // Литература в школе. 1975. - № 5. - С. 20-34.

31. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко.-М.: Смысл, 1999.

32. Букатов В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения / В.М. Букатов // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 53-57.

33. Букатов В.М. Секреты режиссуры учителю / В.М. Букатов // Магистр. - 1995. -№ 5. - С. 40-46.

34. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дис. . доктора пед. наук /В.М. Букатов. — М., 2001.

35. Булатова О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. М.: Академия, 2001.

36. Бурая Л.В. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства: Дис. . канд. пед. наук / Л.В. Бурая. — М., 2002.

37. Бургин М.С. Системная организация рефлексии / М.С. Бургин // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации.: Материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». — Новосибирск, 1995. С. 220-224.

38. Буров А.Г. Режиссура и педагогика / А.Г. Буров. М.: Советская Россия, 1987.

39. Ваганова Ж. Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? / Ж. Ваганова // Народное образование. 1999. - № 1 -2. - С. 209-211.

40. Ваганова Ж. Эффект личного обаяния, или Слагаемые педагогического артистизма / Ж. Ваганова // Директор школы. 1998. — № 5. — С. 59-63.

41. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 12-17.

42. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А.П. Валицкая // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19.

43. Васильев М.Г. История вятской мужской гимназии за 100 лет ее существования / М.Г. Васильев. Вятка, 1911.

44. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса// Перемены. 2000. -№ 1. - С. 81-107.

45. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций / М.А. Верб. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997.

46. Вескер А.Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя / А.Б. Вескер. М., 2000.

47. Власова Е.З., Извозчиков В.А. Адаптивное обучение на новом витке развития педагогических идей / Е.З. Власова, В.А. Извозчиков // Наука и школа. 1999.-№ 5. - С. 2-9.

48. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня / Г.Г. Воробьев. -М., 1991.

49. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. 1997. - № 1. - С. 63-65.

50. Вульфов Б.З. Художественная литература как педагогика / Б.З. Вульфов // Мир образования. 1997. — № 5. - С. 25-29.

51. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. М.: Магистр, 1999.

52. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. — М., 1967.

53. Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

54. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. — СПб., 1996.

55. Галенко С. В ожидании образовательной революции: проблема смысла и понимания / С.В. Галенко // Alma mater. 1997. - № 6. - С. 6.

56. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии / А.А. Галицких. М;Киров, 2001.

57. Галицких Е.О. Два путешествия по пушкинским местам / Е.О. Галицких. // Литература в школе. 1999. - № 3. - С. 30-45; Литература (приложение к «Первому сентября»). - 2000. - № 5.

58. Галицких Е.О. Духовное развитие личности / Е.О. Галицких. — Киров, 1997.

59. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете / Е.О. Галицких. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

60. Галицких Е.О. От сердца к сердцу / Е.О. Галицких. СПб., 2003.

61. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. — М.: Флинта, 1998.

62. Гин А. Приемы педагогической техники / А. Гин. М.: Вита-Пресс, 1999.

63. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) / Л.В. Левчук // Народное образование. 1997. - № 3. - С. 93-95.

64. Голошумова Г. «Ощутить полную свободу.»: Искусство и гармонизация эмоциональной сферы ребенка / Г. Голошумова // Искусство в школе. -2003.-№1.-С. 21-26.

65. Голубева Л. Индуцируя мысль. (трансцендентальная дидактика М. Мамардашвили) / Л.Голубева // Alma mater. 2000. - № 3. - С. 12-16

66. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И.Ф. Гончаров. Смоленск, 1978.

67. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. М.: Просвещение, 1986.

68. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель властитель дум / Т.И. Гончарова, И.Ф. Гончаров. — М., 1991.

69. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока / И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. 2000. — № 6. — С. 130-131.

70. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока / И.М. Грицевский, С.Э. Грицевская. - М., 1990.

71. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.

72. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М.: Интерпракс, 1994.

73. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1986.

74. Деловое общение в обучающем диалоге. Теория и практика обучения в диалоге / Под ред. Т.Б. Казачковой и О.М. Терешенковой. СПб., 1998.

75. Долженко О. Очерки по философии образования / О. Долженко. — М.: Промо-Медиа, 1995.

76. Дорфман JI. Эмоции в искусстве / JI. Дорфман. — М.: Смысл, 1997.

77. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации: Монография /В.В. Дрозина. Челябинск: ЧГПУ, 1997.

78. Егоров Ю.Л., Леванов Б.В. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века / Ю.Л. Егоров, Б.В. Леванов // Школа. 1999. — № 5. — С. 4-12.

79. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дис. . канд. пед. наук / А.В. Елисеева. Саратов, 1996.

80. Ермолина Г. Сотрудничество и сотворчество — ведущие принципы взаимодействия ученика и учителя / Г. Ермолина // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М.: Инноватор, 1996.-С. 96-99.

81. Ерунов Б.А. Диалектический диалог в развитии гуманитарного знания / Б.А. Ерунов // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб.: Издательство СПбУ, 1991. - С. 115-128.

82. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. -Дубна: Феникс, 1997.

83. Ершов П.М. Технология актерского искусства / П.М. Ершов. — М., 1992.

84. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или Режиссура поведения учителя / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — М.: Флинта, 1998.

85. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников I XI классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений / А.П. Ершова. — М., 1992.

86. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. М.: Флинта, 1998.

87. Ершова А.П., Леваныпина Т.В., Никольский Л.А. Театрально-творческие работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. 2 ч./ А.П. Ершова, Т.В. Леваныпина, Л .А. Никольский. М., 1982.

88. Журавлев В.А., Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегия развития и синергетика / В.А. Журавлев, В.А. Харитонова, О.В. Санникова, И.В. Меньшиков // Перемены. 2000. - № 2. - С. 5669.

89. Журавлев И.К., Зорина Л.Я., Лернер И.Я. Дидактическая концепция содержания базового образования / И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер // Дидактические проблемы построения базового содержания образования /

90. Под ред. И .Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТП и МИО, 1993. - С. 162210.

91. Зайцева Г. Урок литературы может больше, чем сама литература / Г. Зайцева // Народное образование. 1998. - № 1. - С. 155-158.

92. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А.С. Запесоцкий. СПб.: ИГУП, 1996.

93. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. М.: Просвещение, 1978.

94. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя / Н.М. Зверева. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

95. Зиновкина М. Креативная технология образования / М. Зиновкина // Высшее образование в России. 1999. - № 2. - С. 101-104.

96. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание / В.П. Зинченко. — Самара, 1998.

97. Зинченко В.П. Работа понимания / В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. — 1997. № 3. - С. 42-52.

98. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. — М., 1994.

99. Зорина Л.Я. Проблемы содержания базового образования и реформа школы / Л.Я. Зорина // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М. ИТП и МИО, 1993.-С. 22-38.

100. Иванихин В.В. Искусство урока / В.В. Иванихин. Шадринск, 1995.

101. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изобразительному искусству, литературе, музыке): Дис. . канд. пед. наук / Т.Н. Иванова. — М, 1995.

102. Игнатова В.В., Орлова С.Н. Педагогика духовно-творческого развития личности / В.В. Игнатова, С.Н. Орлова. Красноярск: КГТА, 1996.

103. Извозчиков В.А., Потемкин М.Н., Тумалева Е.А. Картина мира как внутри- и междисциплинарный гипертекст в гуманистически-информационной парадигме / В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин, Е.В. Тумалева // Наука и школа. 1998. - № 6. - С. 36-42.

104. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока / В.А. Ильев. — М.: Аспект Пресс, 1993.

105. Ильин Е.Н Путь к ученику / Е.Н. Ильин. М., 1988.

106. Ильин Е.Н Рождение урока / Е.Н. Ильин. М., 1986.

107. Ильин Е.Н. Из блокнота словесника / Е.Н. Ильин. СПб., 1994.

108. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. JL, 1989.-С. 3-12.

109. Каган М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема / М.С. Каган // Магистр. 1998. - № 4. - С. 88-95.

110. Каган М.С. Мир общения / М.С. Каган. М., 1988.

111. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе / В.А. Канн-Калик, В.И. Хазан. М.: Просвещение, 1988.

112. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П.Ф. Каптерев. Петроград, 1915.

113. Каптерев П.Ф. Об основных реформах средней школы / П.Ф. Каптерев // Школа и жизнь. 1991. - № 10. - С. 2-4.

114. Карсалова Е.В. Некоторые вопросы технологии урока / Е.В. Карса-лова// Литература в школе. — 1997. — № 7. — С. 101-106.

115. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки / А.А. Касьян // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 17-22.

116. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение / А.А. Касьян. Н. Новгород: Издательство НГПУ, 1996.

117. Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование / Н.Н. Кириллова. М.: Издательство РЭА, 1995.

118. Киященко Н.И. Эстетическое творчество / Н.И. Киященко. — М., 1984.

119. Кларин М.В Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин.-М., 1989.

120. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М.В. Кларин // Педагогика. 1996. - № 2. - С. 14-21.

121. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания / М.В. Кларин // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 34-39.

122. Кнебель М.О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель. М., 1984.

123. Князева М. Педагогические возможности культурологического подхода / М. Князева // Новые ценности образования: культурная и мультикуль-турная среда школ. Вып. 4. М., 1996. - С. 78 - 83.

124. Ковалева Л.Е. Под сенью муз / Л.Е. Ковалева. М., 1978.

125. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ACADEMIA, 2000.

126. Кожара Е. Демократизация школы через нетрадиционные способы обучения. Система педагогической режиссуры / Е. Кожара. СПб., 2000.

127. Кожара Е.В. Основы педагогической режиссуры / Е. Кожара. -СПб., 1996.

128. Козырева А.Ю. Педагогика психологии творчества / А.Ю. Козырева. -М., 1992.

129. Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства / И.А. Колесникова // Интегративные основы педагогического мастерства. — СПб., 1998.-С. 3-10.

130. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. — СПб.: СПбГУПМ, 1999.

131. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А. Колесникова// Педагогика. 1995. - № 6. - С. 84-89.

132. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла: 5-7 кл.: Кн. для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина. М., 2003.

133. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла: 8-9 кл.: Кн. для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина. М., 2003.

134. Концепция художественного образования как фундаментальной системы эстетического воспитания школьников. /Проект/ Авторы: Б.М. Не-менский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.Н. Чухман и др. М.: ВНИК «Школа», 1989.

135. Копцева Т.А. Проблемы организации урока по экспериментальной программе «Мир изобразительного искусства» / Т.А. Копцева // Искусство и образование. 1998. - № 3. - С. 41-59.

136. Корзникова Г.Г. Технология управления процессом обучения в школе / Г.Г. Корзникова. — Екатеринбург, 1995.

137. Коробов Е.Т. Роль чувств и эмоций в обучении / Е.Т. Коробов // Среднее специальное образование. 1989. - № 3. - С. 31-33.

138. Коростылева Н.Я. Интеграция и гуманитаризация в концепции современной школы. Теоретический анализ / Н.Я. Коростылева // Завуч. — 1999. -№3,-С. 91-97.

139. Косов Б.Б. Творческое мышление и его основы / Б.Б. Косов // Магистр. 1997. - № 3. - С. 8-20.

140. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах.: Дис. канд. пед. наук/ И.Б. Костина. — СПб., 1998.

141. Краевский В.В. Содержание образования бег на месте / В.В. Кра-евский // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 3-12.

142. Красновский JI.3. Развитие речи учащихся на основе театральных впечатлений / JI.3. Красновский // Русская словесность. 2003. - № 1. — С. 48-52.

143. Краткий словарь по эстетике. М., 1963.

144. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа / Е.П. Крупник // Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. A.JI. Гройсмана. — М.: Магистр, 1998. С. 190-195.

145. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики / С.А. Крупник // Педагогика. 2000. - № 4. - С. 21-26.

146. Крылова Г.А. Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа: Дис. . канд. пед. наук / Г.А. Крылова. -М., 1999.

147. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000.

148. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры / Н.Б. Крылова. -М.: Институт пед. инноваций РАО, 1994.

149. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б. Крылова. — М.: Прометей, 1990.

150. Кузнецова JI.M. Учебный план — объект научного исследования / JI.M. Кузнецова // Образование в современной школе. 2001. - № 1. — С 2128.

151. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования / Т.Ф. Кузнецова. М., 1990.

152. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.

153. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.

154. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.

155. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки / Ю.Н. Кулюткин. СПб.: СпецЛит, 2002.

156. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов.-М., 1989.

157. Лакеев В.А. Методические аспекты использования наследия К.С. Станиславского в преподавании литературы: Дис. . канд. пед. наук / В.А. Лакеев.- Л., 1981.

158. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика. 1996. -№ 6. - С. 25-30.

159. Левит М.В. Теоретические подходы к образовательному планированию / М.В. Левит // Перемены. 2000. - № 3. - С. 95-107.

160. Лейдерман Н.Л. О единой системе литературного образования / Н.Л. Лейдерман // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 150- 155.

161. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Наши позиции в общей педагогике и дидактике / А.А. Леонтьев // Школа 2000. Концепции и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. — Вып. 1. / Под научн. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баллас, 1997.

162. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования / В. Леонтьева // Высшее образование в России. — 1999. — № 4. — С. 33-38.

163. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лер-нер.-М., 1981.

164. Лернер И.Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения / И.Я. Лернер // Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса в средней школе. -М., 1981.

165. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика, как философия / И.Я. Лернер. — М.: Издательство ФОУ, 1995.

166. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.

167. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. СПб., 1996.

168. Лобок A.M. Содержание образования: конфликт парадигм / A.M. Лобок // Перемены. 2000. - № 3. - С. 23-34.

169. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб., 1994.

170. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (О понимании человека) / Л.М. Лузина. Псков, 1997.

171. Лыкова И.А. Детство и культура: истоки эмоционально-ценностного отношения к миру / И.А. Лыкова // Школа духовности. 1999. — № 4. — С. 6163.

172. Лыкова И.А. Художественные способности и их развитие как педагогическая ценность / И.А. Лыкова // Школа духовности. 1999. - № 5. - С. 92-97.

173. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. — М.: Академия, 2001.

174. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством / В.Г. Маранцман // Литература в школе.- 1998.-№8.-С. 91-98.

175. Маранцман В.Г. Гуманитарное образование в современной школе / В.Г. Маранцман // Народное образование. -1991. № 7. - С. 16-19.

176. Марисова Н.Д. Гуманитарно-культурологические аспекты литературного образования в старших классах средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Н.Д. Марисова. -М., 1997.

177. Маткин В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала / В. Маткин // Alma mater. 1999.-№6.-С. 23-25.

178. Махмутова Н.П. Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин / Н.П. Махмутова // Школа духовности. 1999. - № 1. - С. 54-55.

179. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения / Т.В. Машарова. Киров, 1997.

180. Машенко Н.М. Слово. Музыка. Образ / Н.М. Машенко. — Киев, 1982.

181. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. — 1999.-№4.-С. 3-6.

182. Мелик-Пашаев А.А. Интеграция и самоопределение / А.А. Мелик-Пашаев // Перемены. 2001. - № 1. - С. 32-43.

183. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1998. -№ 1. С. 76-82.

184. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1981.

185. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Искусство в школе, 1995.

186. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе / Г.С. Меркин. Смоленск, 1995.

187. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству / Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.-М., 1991.

188. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2-х ч. — М., 1994.

189. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб.: ИОВ РАО «Тускарора», 1999.

190. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников / И.А. Мещерякова // Психологическая наука и образование. — 1998.-№3-4.-С. 18-30.

191. Московкина И.И. Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы: Дис. канд. пед. наук / И.И. Москвина. М., 1998.

192. Мурашов В.И. Идея образования. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века. Часть вторая / В.И. Мурашов // Школа духовности. 1999. — № 4. — С. 32-52.

193. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание / С.А. Наумов. — Н. Новгород, 1997.

194. Некрасова JI.M. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: Дис. канд. пед. наук / Л.М. Некрасова. М., 2001.

195. Неменский Б.М. Искусство прививания культуры / Б.М. Неменский // Управление школой. 1997. -№ 14. - С. 12-13.

196. Неменский Б.М. Науки и искусства на весах педагогики / Б.М. Неменский // Первое сентября. 1997. — № 89 (13 сентября). - С. 3.

197. Неменский Б.М Пути очеловечивания школы / Б.М. Неменский // Новое педагогическое мышление / Под ред. В.Петровского. — М., 1989. — С. 103-134.

198. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б:М. Неменский // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 19-24.

199. Неменский Б.М. Культура — Искусство Образование: Цикл бесед / Б.М. Неменский. -М.: Центр КХО, 1993.

200. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. М., 1981.

201. Неменский Б.М. Приоритеты на путях очеловечивания образования // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе / Б.М. Неменский / Под ред. Б.М. Неменского, А.А. Мелика-Пашаева. М., 1990. — С. 5-17.

202. Неменский Б.М. Свет познания (Основы художественной дидактики) / Б.М. Неменский // Школа духовности. 1998. - № 1. - С. 14-20.

203. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания / Н.Д. Никандров // Школа. 1999. - № 4. - С. 6-9.

204. Никонова О.Б. Литература как предмет эстетического цикла (Из опыта преподавания литературы в средней школе № 124 г. Самары). / О.Б.

205. Никонова // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского совещания-семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». — Самара, 1996. — С. 166167.

206. Новикова А. Драматический театр: условия игры / А. Новикова // Литература. 1999. - № 25. - С. 4.

207. Новлянская З.Н. Литература как предмет единого художественного цикл / З.Н. Новлянская // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе / Под ред. Б.М. Неменского, А.А. Мелика-Пашаева. М., 1990. — С. 50-63.

208. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или. / А.А. Окунев. СПб.: Просвещение, 2001.

209. Олейникова О.Д. Искусство в контексте гуманизации образования // Проблемы образования: Сборник научных трудов / О.Д. Олейникова / Отв. ред. В.М. Фигуровская. Новосибирск, 1997. - С. 81-88.

210. Олесина Е.П. Факультативный курс для подростков «Искусство в нашей жизни» / Е.П. Олесина // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сборник научных трудов. — Иркутск: Издательство ИГПУ, 1997. С. 29-35.

211. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

212. Основы системы Станиславского: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

213. Парыгин Б.Д. Социокультурные технологии и гуманитарное образование: проблемы, тенденции и перспективы / Б.Д. Парыгин // Магистр. -1998.-№2.-С. 29-37.

214. Педагогика искусства и школа / Сост. Е.К. Чухман, Н.Н. Михайлова. -М., 1982.

215. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1. СПб., 1995.

216. Педагогические мастерские: теория и практика. — СПб., 1998.

217. Педагогический словарь. -М., 1960.

218. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.

219. Перевозчикова Н.В. Проект «Диалоги о России»: интегративная образовательная экспедиция как педагогическая технология / Н.В. Перевозчикова // Образовательная программа гимназии: идеология, технология, опыт, рефлексия. Москва;Киров, 2001. - С. 95-100.

220. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить / В.Н. Петрова. М.: Сентябрь, 1999.

221. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. -1998. № 3. - С. 40-46.

222. Печко JI. Художественный мир в диалогах учителя и ученика / Л. Печко // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М., 1996. - С. 84-89.

223. Пешикова Л.В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура»: Рекомендации по аттестации учителей мировой художественной культуры / Л.В. Пешикова. М.: Книголюб, 2000.

224. Пинский А.А. К Новой Парадигме в образовании / А.А. Пинский. -М.: Парсифаль, 1996.

225. Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры / П.С. Писарский, B.C. Собкин. М.: ЦСО РАО, 1997.

226. Поляков С.Д., Резник А.И., Морозова Г.В., Егорова И.Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С.Д. Поляков, А.И. Резник, Г.В. Морозова, И.Г. Егорова. М.: Сентябрь, 1999.

227. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев.-М.: Педагогика, 1976.

228. Попова Е.В. Сверхзадача урока литературы / Е.В. Попова. — Владикавказ, 1993.

229. Попова Е.В. Художественное произведение как эстетическая ценность / Е.В. Попова // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 145-150.

230. ПручкинаН.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся.: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.М. Пручкина. — Магнитогорск, 1998.

231. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990.

232. Разумный В.А. Интеграция культуры и образования / В.А. Разумный // Педагогика. 1998. -№ 8. - С. 16-17.

233. Ремез О.Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля / О.Я. Ремез. — М.: Просвещение, 1983.

234. Ремез О.Я. Введение в режиссуру / О.Я. Ремез. М., 1987.

235. Ремнева Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Ремнева. СПб., 1998.

236. Рендакова Е.М. Мозаика творчества / Е.М. Рендакова. — Киров, 1997.

237. Риккерт Г. Философия истории / Г. Риккерт. М., 1991.

238. Рожина JI.H. Развитие эмоционального мира личности / JI.H. Рожи- . на. Минск: Ушверс1тэцкае, 1999.

239. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения / В.М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 31-49.

240. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития / Н. С. Розов // Alma mater. 1993. - № 1. — С. 21-23.

241. Розов Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего / Н.С. Розов // Философия образования для XXI века. М., 1992. -С. 50-72.

242. Романков В. Опыт важнее знания: Опыт преподавания уроков искусства в сред. шк. N 1188 Москвы. / В. Романков // Искусство в школе. — 2003. -№1.- С. 14-21.

243. Рубцов В.В. О двух путях образования понятий у ребенка / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. 1997. — № 3. — С. 53-54.

244. Рыбникова М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / М.А. Рыбникова. -М., 1985.

245. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. — Минск: Белоруская наука, 1998.

246. Савенков А. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения / А. Савенков // Директор школы. — 1999. № 5. - С. 55-63.

247. Сайбединов А. Творчество как среда образования // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4 / А. Сайбединов. М.: Инноватор, 1996. - С. 43-47.

248. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания / Г.И. Саранцев // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 28-34.

249. Саранцев Г.И. Методология предметных методов обучения / Г.И. Саранцев // Педагогика. 2000. - № 8. - С. 16-23.

250. Саранцев Г.И. О гуманитаризации, технологизации и стандартизации образования / Г.И. Саранцев // Педагогика. 1998. - № 8. — С. 8-9.

251. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе / Г.И. Саранцев // Педагогика. 2000. - № 2. - С. 32-40.

252. Севастьянов А. Профессия актер / А. Севастьянов // Alma mater. -1999.- №5.-С.37-39.

253. Селевеко Г.К. Взгляд на проблему / Г.К. Селевко // Народное образование. 1998. - № 9. с. 27-32.

254. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.-М.: Народное образование, 1998.

255. Селеменев С.В., Ткаченко А.А. Школа «диалога культур» что такое? / С.В. Селеменев // Школьные технологии. 1996. - № 3. - С. 89-101.

256. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства / В.Е. Семенов // Вопросы психологии. -1994. -№ 1.-С. 116-122.

257. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. — Запорожье: ЗГУ, 1992.

258. Сенько Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления / Ю.В. Сенько // Педагогика. 1999. - № 6. - С.44-50.

259. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. М.: ACADEMIA, 2000.

260. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося / Ю.В. Сенько // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 40-45.

261. Серант М.Ф. Эволюция понятий диалога и диалогичности / М.Ф. Серант // Перемены. 2000. - № 3. - С. 52-55.

262. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999.

263. Сиденко А.С. Рефлексивный педагогический диалог / А.С. Сиденко // Школьные технологии. 1999. - № 1-2. - С. 161-175.

264. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии / П.В. Симонов // Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С. Мейлаха и Н.А. Хренова. Л.: Наука, 1980. — С. 32-45.

265. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.

266. Словарь иностранных слов. М., 1989.

267. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З.С. Смелкова. М.: Флинта-Наука, 1999.

268. Смелкова З.С. Литература как вид искусства / З.С. Смелкова. -Флинта, 1997.

269. Смирнов С.А. Понятие режиссуры игры в педагогике / С.А. Смирнов // Вестник высшей школы. 1987. - № 6. — С. 34-38.

270. Соболев В.Г. Основы актерского мастерства в работе современного учителя / В.Г. Соболев // Совершенствование профессиональной подготовки учителя. Киров, 1992.

271. Современные концепции эстетического воспитания / Под ред. Н.И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. - 313 с.

272. Современный мир и эстетическое развитие человека / Отв. ред. Киященко Н.И., Шапинская Е.М. М., 1993.

273. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. -М., 1985.

274. Старкова З.С. Литература и живопись / З.С. Старкова. М., 1985.

275. Старкова З.С. Литература и кино / З.С. Старкова. М., 1978.

276. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы / З.С. Старкова. М., 1988.

277. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций / Т.А. Стефановская.-М.: Совершенство, 1998.

278. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. М., 1985.

279. Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь / Ред. и сост. В.М. Полонский. М., 1993.

280. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. 2000. - № 1. - С. 25-27.

281. Сулима И. Диалог времен и культур / И. Сулима // Народное образование. 1997. -№ 9. - С. 117-124.

282. Сулима И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) / И. Сулима // Alma Mater. 1999. - № 1. - С. 12-17.

283. Сычев В. Образование как феномен культуры / В. Сычев // Alma mater.-1996.-№ 1. -С.28-30.

284. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Киященко Н.И., Лейзе-ров Н.Л.-М., 1979.

285. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А.В. Толстых // Педагогика. 1996. — № 4. -С. 9-13.

286. Торговкин М.Ю. Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы: Дис. . канд. пед. наук / М.Ю. Торговкин. Москва, 2000.

287. Трубиков А. Духовность образования и трансценденция / А. Труби-ков // Alma mater. 1998. - № 8. - С. 8-13.

288. Тукмачева М. От творчества учителя — к творчеству ученика / М. Тукмачева // Искусство в школе. 2000. - № 1. - С. 11-12.

289. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог (приложение к газете «Первое сентября»). 2001 .-№ 45.

290. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения / В.И. Тюпа. Красноярск, 1987.

291. Уроки театра на уроках в школе / Театральное обучение школьников I-XI классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений / Сост. А.П. Ершова. М., 1990.

292. Ушинский К.Д. О разрыве между обучением и воспитанием / К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., 1953-т.1.

293. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей / Ю.А. Филипьев. — М.: Наследие, 1996.

294. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк. М., 1981.

295. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н. Харькин. -М., 1992.

296. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред.-сост. А.Л. Гройсман. — М.: Магистр, 1998.

297. ЗМ.Хуторский А.В. Свободное развитие как пространство образования / А.В. Хуторский // Школьные технологии. 1998. - № 5. - С. 105-112.

298. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т.И. Петракова; Институт общего образования МО России. М. OIN.RU.

299. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах / И. Чудиновских // Искусство в школе. 1996. - № 3. - С. 15-20.

300. Чухман Е.К. К проблеме разработки основ художественной дидактики / Е.К. Чухман // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе / Под ред. Б.М. Неменского, А.А. Мелика-Пашаева. — М., 1990. — С. 102-107.

301. Чухман Е.К. Эмоциональное развитие личности средствами искусства / Е.К.Чухман // Искусство — фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сборник научн. трудов / Отв. ред. Е.К. Чухман. М.: АПН СССР, 1986.-С. 7-36.

302. Чурин-Русов А.Е. Образование и культура / А.Е. Чурин-Русов // Педагогика. 1998. -№ 1.-С. 9-18.

303. Шах-Азизова Т.К. Процесс создания драматического спектакля (О проблемах и задачах изучения) / Т.К. Шаз-Азизова // Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С. Мейлаха и Н.А. Хренова. JL: Наука, 1980.— С.103-113.

304. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий М.: Просвещение, 1964.

305. Шевченко Н.А., Осминина Н.В. Проблема воспитания творческой личности через развитие эмоциональной сферы на уроках искусства в школе / Н.А. Шевченко, Н.В. Осминина // Творческий поиск. — 1999. — май. — С. 2533.

306. Шепеленко Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном процессе: Дис. . канд. пед. наук / Д.А. Шепеленко. — Ростов-на-Дону, 2001.

307. Шепель В.М. Управленческая гуманитарология / В.М. Шепель // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 72-77.

308. Шибер А.Р. Гуманитарное образование: поиск новой парадигмы /

309. A.Р. Шибер // Управление школой. 1998. - № 12. - С. 11.

310. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства / Н. Шишлянникова // Искусство в школе. 1999. - № 4. - С. 6-8.

311. Шкиндер В.И. Гуманистическая парадигма педагогики XXI века /

312. B.И. Шкиндер // Современные подходы к методологии, технологии воспитания.-СПб., 1997.

313. Шолпо И.Л. Урок литературы урок искусства / И.Л. Шоло. — М., 1995.

314. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. М., 1979.

315. Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

316. Эстетическая культура / Отв. ред. И.А. Коников. М., 1996.

317. Эстетическое сознание личности / Отв. ред. И.А. Коников. — М., 1994.

318. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Дис. . канд. пед. наук / И.В. Юстус.-М., 1996.

319. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. 1998. - № 3. - С. 65-72.

320. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000.

321. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997.

322. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.

323. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г.Яновская. М., 1986.

324. Hadfield J. Classroom Dynamics. Oxford: Oxford University Press, 1995.

325. Hare P.A. Creativity in Small Groups. London: Sage Publications, 1982.

326. Maley A., Duff A. Drama Techniques in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

327. Shefter H. Teaching Aids for 40 Enriched Classics. Washington Square Press Pocket Books, New York, 1975.

328. Wright T. Roles of Teachers and Learners. Oxford: Oxford University Press, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.