Политический плакат в контексте искусства Ливана последней трети XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ямин, Кристина Мишелевна

  • Ямин, Кристина Мишелевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 184
Ямин, Кристина Мишелевна. Политический плакат в контексте искусства Ливана последней трети XX века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2015. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ямин, Кристина Мишелевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ИСКУССТВО ЛИВАНА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

1.1. Историко-культурные корни искусства Ливана

1.2. Истоки художественной образности

1.3. Становление и развитие изобразительного искусства

Ливана в XVIII - XX веках

ГЛАВА II.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЛИВАНА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

2.1. Ключевые темы и художественные ценности в творчестве

П. Гирагосьяна (1925 - 1993)

2.2. Политическая графика П. Садека (1937 - 2013): истоки

авторского почерка

2.3. М. Б. Сехнауи: канон в народном искусстве и

профессиональном творчестве

ГЛАВА III.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАФИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

3.1. Актуальность и жанровые особенности

социально-политической графики

3.2. Особенности формирования жанра политического плаката

в Ливане

3.3. Проблематика палестинского плаката и его влияние на

графическую публицистику Ливана

ГЛАВА IV.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО

ПЛАКАТА В ЛИВАНЕ (1975 - 1990)

4.1. Художественно-смысловая направленность плакатов правохристианских сил

4.2. Многообразие жанров и художественной трактовки в плакате

левых патриотических партий

4.3. Героика и экспрессия исламистских плакатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политический плакат в контексте искусства Ливана последней трети XX века»

ВВЕДЕНИЕ

«Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Однако именно теперь, <...> начнется несравненно более глубокое и полное изучение огромного художественного наследия, которым обладают арабские народы. Художники, писатели, музыканты и ученые - все те, кто в Ираке, ОАР, Ливане, Тунисе, Марокко и других арабских странах отдают свой творческий труд созданию новой национальной культуры, ценят и любят искусство прошлого как сокровищницу древних художественных традиций своего народа». [14, с. 192] Эти мысли были высказаны ведущими специалистами по истории искусства арабского мира Б. Веймарном и Т. Капте-ревой еще в 1960 году. Прошло более полувека, однако своей актуальности они не потеряли. Во второй половине XX столетия в странах Ближнего и Среднего Востока происходят события, последствием которых стал рост национального самосознания, формирование национальных художественных школ. При том, что все народы арабского мира имеют общую культуру, предопределенную многовековой историей, сегодня уже развивается свое собственное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн в каждой из этих стран, в том числе и в Ливане, (см. ПРИЛОЖЕНИЕ I. Ливан. Краткая историко-географическая справка).

В русле общего развития, во второй половине минувшего столетия началось формирование национальных институтов в сфере искусств и в Ливане, образованы высшие учебные заведения, творческие союзы, начался культурный обмен с другими странами. В 1957 году указом Совета министров была основана Ассоциация ливанских художников и скульпторов. Ассоциация проводит ежегодные мероприятия, включая групповые и персональные выставки, а также принимает участие во многих региональных и международных художественных мероприятиях и выставках. В нее входит около 200 художников, работающих в области живописи, скульптуры, графики (каллиграфия, арабески, фотография), искусства новых медиа, декоративно-прикладного искусства (керамика, ткани, стекло и пр.) и др.

Финансовых возможностей у Министерства культуры почти нет. Оно поддержи-

вает лишь административно художественную жизнь с стране, присутствием на культурных мероприятиях и обеспечением на законодательном уровне социальных пакетов для творческих работников. К сожалению, в настоящее время Министерство культуры не проявляет инициативы в создании музеев изобразительного искусства во всех ливанских провинциях, покупке работ художников, их оценке и подготовке художественных выставок в Ливане и за рубежом. Несколько таких мероприятий были проведены за рубежом через Министерство образования совместно с Обществом художников живописцев и скульпторов Ливана. Также ливанские художники принимали участие в нескольких выставках, устроенных в Париже, Риме, Мадриде, Сан-Паулу, Алжире, Тунисе, Марокко, Вашингтоне и Вене, в Египте, Саудовской Аравии, Кувейте, Сирии.

Общество художников-живописцев и скульпторов Ливана проводит в Бейруте ежегодную выставку в залах Дворца ЮНЕСКО, который является государственным учреждением. Там же проходят выставки зарубежных художников из стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Официальных государственных финансов для развития искусства нет, хотя иногда художественные школы их получают. Есть в Ливане частные выставочные салоны: Заман (Zaman), Шахин (Shahin), Ван, Magus, Са-дер (Sader), Ажьяль (Agyal), Альуан (Alwan), Фунун (Funun), Ар^дез-Ар (Art-des-Arts), Бахаази (Bakhaazi) и т. д.

Поддержки изобразительного искусства официальными учреждениями, как таковой, - нет. Более всего ливанские художники испытывают трудности в том, что они не в состоянии жить за счет продажи своих работ, поэтому им приходится подрабатывать другой профессией, чтобы заниматься творчеством и принимать участие в персональных или коллективных выставках. Художники, как правило, поддерживают себя сами себя, хотя существует и помощь за счет меценатов.

Развитию национальной художественной школы способствовала деятельность высших учебных заведений. В четырех вузах велась, и ведется до сих пор, подготовка в области архитектуры, изобразительного искусства и дизайна.

Американский университет (AUB), старейший и наиболее престижный из всех ливанских ВУЗов, был основан в 1866 году, сначала как Сирийский протестантский колледж и, в дальнейшем переименован в Американский университет в Бейруте. В нем

есть факультет искусства и науки, археологический музей, где содержатся уникальные экспонаты из различных районов Ближнего Востока, исторический музей, огромная библиотека, одна из самых значимых в Ливане. Она включает в себя центральную Мемориальную библиотеку Джафет (Jafet) и два филиала, один из которых по строительству и архитектуре.

Ливанская академия изящных искусств (ALBA) - это частный ливанский институт, основан в 1937 году, был первым национальным учреждением высшего специального образования в Ливане. Основными факультетами являются: архитектурный, декоративно-прикладного искусства, факультет изящных искусств и т. д. На государственном уровне со дня основания и по настоящее время, институт поддерживает тесные связи с Францией на уровне обмена студентами и специалистами. Совместно организовываются выставки и другие культурные мероприятия.

Ливанский государственный университет - высшее учебное заведение, основанное в 1951 году. Срок обучения в нем зависит напрямую от специальности. Так, например, на факультете живописи можно получить степень бакалавра в течение трех лет, а па архитектурном - нужно проучиться шесть лет до получения диплома специалиста. Имея свои филиалы во всех районах Ливана, Ливанский университет участвует тем самым в фактической децентрализации, в деле экономического и социального развития большинства регионов. Это прежде всего бюджетная форма образования, но на жесткой конкурсной основе. Он также имеет много филиалов, разнообразный в плане специальностей, толерантный в плане многообразия конфессий. Автор настоящего исследования преподает в этом университете графику.

И, наконец, самое молодое учебное заведение - Университет Святого Духа (находится в Каслике, район Джуние). Кроме департаментов архитектуры, дизайна интерьера, изобразительных искусств и рекламы, в нем есть еще и Департамент визуальных и исполнительских искусств (аудиовизуальные, мультимедиа, кино и телевидения, театр, фотография), а также департамент церковного искусства. Факультет изобразительных и прикладных искусств в нем был создан в 1974 году. Таким образом художественная жизнь Ливана, развитие изобразительного искусства было обеспечено наличием профессиональной художественной подготовки.

Существуя в сложном многополярном мире, Ливану пришлось пережить в последней трети XX века гражданскую войну (1975 - 1990 гт.) Этот период ознаменовался появлением и широким развитием социально-политической графики в стране (сразу оговоримся, особенностям социально-политической графики будет уделено внимание в главе III, в тексте в качестве синонима используется также термин "публицистическая" графика). Двадцать пять лет прошло со времени окончания гражданской войны в Ливане. Это позволяет уже в исторической перспективе увидеть на фоне широкой панорамы военно-политического ландшафта такое, ярко проявившее себя в годы войны, явление как политический плакат. Политическая разрозненность и антагонизм, свойственные общему состоянию страны в острый период гражданской войны, нашли отражение в политическом плакате. Сформировались предпосылки для анализа и искусствоведческой оценки своеобразного художественного явления в общем контексте развития ливанского искусства второй половины XX века.

Огромное количество печатной графики приобрело уникальное значение в качестве зеркала, отражавшего общественные интересы различных партийных и религиозных групп в ливанском обществе. В период, предшествующий гражданской войне, появлению нового для Ливана жанра социально-политической графики - политического плаката, способствовала сложная общественная ситуация в стране. Многопартийная система, управлявшая общественной жизныо страны, подвижно-изменчивая по составу, набирала активность, искала более тесных контактов с населением, информировала и будоражила. С возвращением страны к мирной жизни, военно-политический плакат утрачивает общезначимую актуальность, становится эпизодическим и агитационным в предвыборный краткий период повышения политической активности граждан.

По прошествии времени к этой теме стали обращаться многочисленные исследователи, в большей степени — политологи, историки, в меньшей историки искусства. Появились собиратели политической публицистики, материал эмпирического характера стал доступен в интернет-ресурсах для дальнейшего научного изучения, систематизации и анализа социальной и художественной природы ливанского политического плаката.

Таким образом, уже создались условия, в которых проблема изучения ливанского политического плаката может быть осуществлена. Противоречивость и неоднородность

рассматриваемого массива публицистической графики создают определенные трудности в отношении выявления их жанровой типологии и эстетических особенностей. Сложилась особая типологическая стилистика на базе свободы выражения, и стихийно сформировались художественные приемы от исполнителей-дилетантов и до ведущих художников, в равной степени стремившихся выразить свою причастность понимаемой ими справедливости. Актуальность исследования обусловлена отсутствием научных работ по рассматриваемой проблеме. В современном искусствоведении, как в Ливане, так и в России, нет обобщающих трудов, в центре внимания которых было бы исследование феномена ливанского политического плаката с точки зрения художественной ценности как явления социально-политической графики. Для истории искусства Ливана последней трети XX века это важная страница, требующая анализа и оценки с эстетической точки зрения.

Специальная литература, как арабская, так и зарубежная, по теме исследования социально-публицистической графики в искусстве Ливана малочисленна и представляет собой достаточно разрозненный материал, затрудняющий поисковую работу ввиду отсутствия архивов и документов, незначительного числа искусствоведческих монографий с критикой и т. п., отсутствия сопроводительного научного аппарата во многих изданиях и каталогах временных выставок. Существует коллекция политических плакатов в Американском университете, но воспользоваться этой услугой практически невозможно ввиду очень высоких цен на данный материал. Ввиду разбросанности сохранившихся образцов тиражной графики, отсутствия какой-либо цельной коллекции, нет пока что специальных справочных изданий, по которым возможно было бы установить авторство многих плакатов и точный год выпуска. Такая злободневная графика зачастую в истории культуры с самого начала не воспринимается как явление искусства, и, следовательно, не собирается изначально как целостная коллекция.

Эмпирическим материалом исследования выступают известные, наиболее характерные произведения ливанских мастеров публицистической графики. Ливанский политический плакат представлен в виде печатной листовой продукции различных форматов. Диссертантом изучались социальные и военно-политические плакаты, опубликованные в различных источниках. К ним относятся иллюстрированные издания и альбомы, а также интернет-сайты с подборками социально-политической графики.

Цель настоящего исследования — историко-культурный и искусствоведческий анализ политического плаката Ливана в контексте художественных традиций и практики изобразительного искусства последней трети XX века.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

— рассмотреть искусство Ливана в контексте традиционной культуры стран Ближнего Востока;

— выявить истоки художественной образности ливанского искусства;

— охарактеризовать становление и развитие изобразительного искусства Ливана в XVIII - XX веках;

— рассмотреть художественную практику в изобразительном искусстве Ливана последней трети XX века;

— показать значение политической графики как формы проявления общественных интересов;

— очертить связь политического плаката с общественно-историческими процессами, военно-политическими событиями и партийным движением;

— выявить художественно-образную специфику печатной политической графики в Ливане.

Хронологические границы исследования определяются последней третью XX века. Временной период жизни политического плаката Ливана максимально охватывает два десятилетия: 1970 - 1990-х гг., годы сложных изменений и тяжелейших событий в обществе и государстве. В связи с этим данный период определяется как основной в исследовании темы.

Объект исследования: политические плакаты, относящиеся к периоду гражданской войны в Ливане 1975 — 1990 годов.

Предмет исследования: становление и развитие феномена политического плаката в Ливане периода гражданской войны (1975 - 1990), его художественно-образная специфика в общем контексте искусства Ливана второй половины XX века.

Теоретической основой данной работы стали преимущественно труды арабских и российских авторов, посвященные проблемам культуры, традицион-ному

изобразительному искусству, теории и практике социально-политической графике и другим смежным областям искусства.

В целом научных трудов на русском языке, посвященных Ливану в разных областях науки совсем немного. В области исторических, философских, филологических наук, экономических наук можно указать в хронологическом порядке следующих исследователей: Колбар Зохейр. «Газета "Ан-Нахар" в системе современной печати Ливана (1980 - 1988)», 1989; Аль.-Файад, Файад Махмуд «Основные тенденции развития политической прессы Ливана в ходе гражданского конфликта: (середина 70-х - начало 90-х гг.), 1994; Нажем С. «Проблемы социально-экономического развития Ливана (70 — 80-е годы)», 1995; Абу Саад Н. М. «Воздействие средств массовой информации на политическое сознание (на примере Ливана)», 1997; Джабер Ш. «Место и роль ливанского кризиса в межарабских отношениях (1982 - 1996)», 1997; Хрейзат Мохаммад Ахмад «Ливано-израильские отношения в период с 80-х - до начала 90-х годов (1982 — 1994)», 1998; Агавельян Ю. В. «Этноконфессиональные и социальные аспекты ливанского кризиса (70 - 90-е гг.)», 2000; Сафа Эль-Курди «Национальное своеобразие СМИ Ливана: Особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия», 2002; Гасратян А. В. «Проблемы социально-экономического развития Ливана: 1970 -2000 гг.», 2004; Шевченко. В. С. «Гражданская война в Ливане (1975 - 1990 гг.) и роль Сирии в урегулировании конфликта», 2013. [41, 4, 61, 1, 33, 82, 3, 72, 17, 85] Как видим из названий диссертационных работ, исследуемая проблематика касается, прежде всего, межарабских отношений, СМИ Ливана, гражданской войны, социально-экономического развития Ливана и пр.

К этой группе примыкает блок публикаций, посвященных непосредственно Ливану, научно-популярного, литературоведческого и справочного характера, он характеризуется хронологической неравномерностью выпусков: Гатаулин М., Лебедев Е., Сми-лянская И. «Современный Ливан». Справочник (1963); Салиби К. С. «Очерки по истории Ливана» (1969); Мельников Е. Н. «Политический и государственный строй Ливана» (1974); Мирский Г. И. «Ливан в 80-е годы. Научно-аналитический обзор» (1987); Николаева М. В. «Гора и метафора. Очерк исторического развития литературы Ливана» (1999); Осипов Д., С. Медведко. «Путеводитель по Ливану» (2001); Савичева Е. М. «Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране» (2009). [18, 71, 53, 54, 63, 64,

70] Как видим, в среднем с периодичностью примерно одна книга за десять лет, выходили издания, посвященные непосредственно истории, общественно-политической системе, литературе и культуре Ливана.

В области искусствознания удалось обнаружить три научных диссертационных исследования: Набулси А. М. «Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана», 1983; Хармуш Халед Мунир «Особенности реконструкции исторических городов Восточного Средиземноморья: На примере Ливана», 2005; Гаттас Набиль Кайед «Архитектура современного жилища Ливана: на примере городов Восточного Средиземноморья», 2009. [60, 81, 19] Из трех названных работ диссертационное исследование А. Набулси частично затрагивает изобразительное искусство Ливана. Однако предмет нашего исследования остался за пределами научных интересов автора, поскольку сама гражданская война в Ливане еще продолжалась в это время и не могла быть объектом и предметом исследования.

В обширном корпусе привлеченных материалов историко-культурологического характера следует прежде всего назвать общие труды: Крывелева И. А. «История религий» (1975); Бернхардта К.-Х. «Древний Ливан» (1982); Большакова В. П. «Ценности культуры и время» (2002); Буркхардта Т. «Искусство ислама. Язык и значение» (2010); Готтенрота Ф. «Иллюстрированная история материальной культуры» (2001); «Ислам». Энциклопедический словарь. (1991); Гриненко Г. В. «Арабская культура, средневековая культура». Хрестоматия по истории мировой культуры (2004); Грюнебаума Г. Э., фон. «Основные черты арабо-мусульманской культуры» (1981); Хагедорн А. «Исламское искусство» (2009). Шукурова Ш. «Образ человека в искусстве ислама» (2010); Яковлева Е. Г. «Искусство и мировые религии» (1985). [44, 9, 10, 11, 25, 39, 26, 27, 80, 86, 88]

В качестве основополагающих источников искусствоведческого характера на русском языке в настоящей работе использовались труды ведущих специалистов по истории искусства арабского мира, всеобщей истории искусства, византийскому искусству и др., в их числе Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский, Б. Р. Виппер, В. II. Лазарев, Ц. Г. Несселышраус. [13, 15, 48, 62]

В области теории изобразительного искусства, графического дизайна, основных законов композиции и особенности восприятия в изобразительном искусстве — в работе

использовались монографии 10. Я. Герчука, О. Л. Голубевой, Г. Т. Горощенко, Э. М. Глинтерник, Л. В. Желондиевской, А. И. Кудрявцева, А. Н. Лаврентьева, Л. В. Мочалова и др. [20, 22, 23, 24, 21, 35, 46, 47, 59]

Что касается непосредственно темы плаката и политической графики, здесь нужно указать сначала известных художников, которые писали о себе и своем деле, делились творческим опытом, затрагивали проблемы формообразования в плакате и пытались создать его жанровую типологию: Д. С. Моор, П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин, В. Б. Корецкий, В. С. Иванов [55 - 57, 45, 42, 43, 36]

Непосредственно политическому плакату были посвящены монографии и иллюстрированные издания: Н. И. Бабуриной - «Политический плакат художников Российской Федерации» (1975) и «Русский плакат: Вторая половина XIX - начало XX века» (1988); Г. Л. Демосфеновой, А. Ю. Нурок, II. И. Шантыко - «Советский политический плакат» (1962); А. Морозова - «Искусство политического плаката и его проблемы» (1975); И. А. Свиридовой - «Советский политический плакат» (1975); В. М. Полевого -«О социально-эстетических особенностях массовой политической графики» (1978). [6, 7,31,58, 73,66]

И, наконец, последняя группа публикаций, посвященная непосредственно искусству и культуре Ливана, либо тем древним государствам и провинциям, которые располагались на его современной территории: П. К. Лосевой — «Заметки о ливанской живописи» (1956); Э. Н. Дарского - «Художник-патриот Назем Ирани» (1958); Э. Н. Дарско-го, О. С. Прокофьева - «Искусство Объединенной Арабской Республики, Ливана, Туниса, Судана, Индии, Цейлона, Индонезии, Камбоджи, Австралии, Н. Зеландии и Мадагаскара» (1959); И.П. Воейкова - «Встречи с искусством Ливана» (1968); А. Ф. Бердни-кова, Е. А. Сердюка - «Современное искусство арабского народа Палестины» (1982); А. П. Чубовой, М. М. Касперавичюса, И. И. Саверкиной, Н. А. Сидоровой - «Искусство Восточного Средиземноморья I -IV веков» (1985). [50, 29, 28, 16, 8, 83].

Таким образом, анализ состояния изученности проблемы показывает, что ряд публикаций на русском языке, сделанных в 1950 - 1980-х годах, не могли рассматривать политический плакат Ливана как явление изобразительного искусства, в силу незавершенности исторических событий и отсутствия эмпирического материала. Одна из

задач настоящего исследования - восполнить имеющийся пробел и ввести в научный оборот на русском языке сведения о художниках Ливана, их идейных воззрениях и творческих взглядах, чье творчество приходится на вторую половину XX столетия.

Следует упомянуть также об источниках на других языках. Прежде всего на арабском языке привлечено 63 источника, это статьи в периодической печати, критические отзывы на выставки, интервью, монографии по истории гражданской войны (А. Шарара, 3. Маасри, Ф. Трабулси, У. Жабр, У. Али и др.). Кроме этого, в исследовании использовались материалы по искусству и культуре Ливана, вышедшие на английском и французском языках в переводе автора диссертации, в количестве 29 наименований.

В исследовании применялся историко-культурологический и искусствоведческий методы анализа. В диссертационной работе в качестве основных использованы следующие методы исследования: метод исторического анализа - для изучения периода становления и этапов исторического развития ливанского политического плаката; метод искусствоведческого анализа - для описания образной и композиционно-графической выразительности плакатных произведений; метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения политических плакатов различных партий и движений, а также их блоков. Политический плакат Ливана периода гражданской войны 1975 — 1990 гг. рассматривается как целостное художественное явление, которому предшествовали многовековые традиции культуры Ливана и два века «возрождения» и развития изобразительного искусства в стране, по определению ливанского искусствоведа Э. Лахуда.

Исследование ставит задачей проследить изменения в художественной практике политического плаката Ливана военного периода, выявить зарождение нового агитационно-пропагандистского жанра искусства, систематизировать и провести анализ с опорой на предшествующий опыт художников публицистической графики разных стран.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Жанр политического плаката существовал в Ливане до начала гражданской

войны, однако исполнял просто информационную функцию в деятельности отдельных политических партий. Появлению и активному распространению плака-

тов политической тематики способствовала нарастающая в Ливане военно-политическая нестабильность.

2. С началом гражданской войны в Ливане в 1975 году плакат становится средством отражения интересов и запросов общества, борьбы политических движений, приобретает характерные черты политической графики, предлагает целенаправленное осмысление формирующихся общественных позиций.

3. Развитие публицистической графики в Ливане находилось под влиянием палестинского плаката, усиление художественно-образной выразительности и риторики достигалось с помощью воспринятых традиционных приемов, свойственных агитационным и пропагандистским материалам (военная символика, шарж, гротеск, сатира, лапидарная трактовка событий - «в лоб», экспрессия и пр.)

4. Эстетическое воздействие социально-политической графики достигалось путем использования этнокультурных элементов (словесного изречения, каллиграфии, орнамента, историко-культурных символов), что в целом характерно для культуры арабского мира.

5. Отсутствие национальной школы графики, стихийный характер распространения жанра политического плаката и временный характер востребованности, не позволили поднять ливанский политический плакат на уровень крупного художественного явления международного масштаба. Тем не менее, пятнадцать трудных лет, породивших этот художественно-графический феномен, уже вошли в историю, отражением которой и образным свидетельством стал плакат периода гражданской войны в Ливане 1975 — 1990 гг.

Научная значимость исследования обусловлена тем, что впервые проведен комплексный анализ этапов развития и эстетических особенностей политического плаката Ливана периода Гражданской войны.

На обширном эмпирическом материале, значительная часть которого впервые подвергается искусствоведческому анализу, освещаются принципиальные для настоящего исследования проблемы. Впервые в российском и ливанском искусствознании рассматривается специфика политического плаката на фоне широкой панорамы военио-политических действий в Ливане.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что были выявлены и охарактеризованы основные этапы истории и предыстории ливанского политического плаката, выявлены основные средства его художественной выразительности, собран, систематизирован и проанализирован значительный корпус изобразительного материала, дана оценка художественному явлению в контексте искусства Ливана последней трети XX века.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы и результаты могут быть основой для формирования критериев оценки и анализа произведений плакатного искусства в политическом жанре. Материалы диссертации могут лечь в основу методико-искусствоведческого учебного пособия для студентов художественных ВУЗов и художественных факультетов других ВУЗов, а также средних специальных художественных учебных заведений России и Ливана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ямин, Кристина Мишелевна, 2015 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу Саад Н. М. Воздействие средств массовой информации на политическое сознание (на примере Ливана). /Автореф. дис.... канд. филос. н. - М., 1997.

2. Агавельян 10. В. Государственность и парламентаризм в Ливане //Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Востоковедный сборник. Вып. второй. - М.: 2001.-С.З-11.

3. Агавельян Ю. В. Этноконфессиональные и социальные аспекты ливанского кризиса (70-е- 90-е гг.) /Автореф. дис. ... канд. ист. н.; М., 2000. - 24 с.

4. Аль-Файад Файад Махмуд. Основные тенденции развития политической прессы Ливана в ходе гражданского конфликта: (Середина 70-х - нач. 90-х гг.) /: Автореф. дис. ... канд. ист. н.; М., 1994. - 24 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм; пер. с англ. В. Н. Самохина. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 е.: ил.

6. Бабурина Н. И. Политический плакат художников Российской Федерации - Л.: 1975.-36 с.

7. Бабурина Н.И. Русский плакат: Вторая половина XIX - начало XX века. - Л.: 1988.- 190 е.: ил.

8. Бердников А. Ф., Сердюк Е. А. Современное искусство арабского народа Палестины. - М.: Искусство, 1982. — 208 с.

9. Бернхардт К.-Х. Древний Ливан. - М.: Наука, 1982. - 222 с.

10. Большаков В. П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 112 с.

11. Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение. - М.: 2010. - 288 с.

12. Ван М. Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике. / Автореф. дис....канд. искусств. 17.00.06; СПбГХПА. -СПб.: 2010.

13. Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана VII - XVII веков. М.: Искусство,

1974-188 с.

14. Веймарн Б. В., Каптерева Т.П., Подольский А.Г. Искусство Арабских народов (средневековый период). — М.: Искусство, 1960. - 198 с.

15. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. —М.: «Издательство В. Шевчук». 2004. — 368 с.

16. Воейкова И .П. Встречи с искусством Ливана. //Искусство. - 1968.- №> 4. — С. 56 — 69.

17. Гасратян А. В. Проблемы социально-экономического развития Ливана: 1970-2000 гг. / Автореф. дис.... канд. экон. н. - М.: 2004.

18. Гатаулин М., Лебедев Е., Смилянская И. Современный Ливан. Справочник. — М., Изд. Восточной литературы, 1963. - 224 с.

19. Гаттас Набиль Кайед. Архитектура современного жилища Ливана: на примере городов Восточного Средиземноморья / Автореф. дис.... канд. архитектуры. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. - М.: МАРХИ, 2009.

20. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: РИП-холдинг, 2013. - 192 с.

21. Глинтерник Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы: Монография / Элеонора Михайловна Глинтерник. — СПб.: Изд-во Петербургского института печати, 2002. — 136 е.: ил.

22. Голубева О. Л. Основы композиции. — М.: Искусство, 2004. — 119с.

23. Горощенко Г. Т. Иллюстрация. Плакат. Лекции. М.: МПИ, 1961. —48 с.

24. Горощенко Г. Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. М.: МПИ, 1961.-24 с.

25. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры - М.: АСТ, 2001.- 478 с.

26. Гриненко Г. В. Арабская культура, средневековая культура. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. - 246 с.

27. Грюнебаум Г. Э., фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. . -М.:

156

Наука. - 1981.-228 с.

28. Дарский Э. Н., Прокофьев О. С. Искусство Объединенной Арабской Республики, Ливана, Туниса, Судана, Индии, Цейлона, Индонезии, Камбоджи, Австралии, Н. Зеландии и Мадагаскара. - М., 1959.

29. Дарский Э. Художник-патриот Назем Ирани // Искусство. - 1958. - № 9,- С. 45 — 46.

30. Демосфенова Г. Л. Советские плакатисты - фронту: [Альбом] / Г. Л. Демосфено-ва. - М.: Искусство, 1985. - 207 с. : цв. ил. 29.

31. Демосфенова Г. Л., Нурок А. Ю., Шантыко Н. И. Советский политический плакат.-М.: 1962.-443 с.

32. Демпси, Эмми. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство-XXI век, 2008. - 304 с.

33. Джабер Ш. Место и роль ливанского кризиса в межарабских отношениях (1982— 1996)./Дис. канд. ист. наук. —М., 1997.

34. Ерохина Ю. В., Глинтерник Э. М. Художественно-стилевые атрибуты и типология российского киноплаката // Известия высших учебных заведений : Проблемы полиграфии и издательского дела. - М.: МГУП, 2008. - № 4. - С. 113 - 120.

35. Желондиевская Л. В., Чуканова Е. С. Эмоции графики. Изобразительные и выразительные возможности графических техник. Учебное пособие. -М.: Квадрига, 2009.-95 с.

36. Иванов В. С. Как создается плакат. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.-64 с.

37. Игошина Т. С. Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции: Авт. дис.... канд. иск.: 17.00.06 / Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики. - Москва, 2009. - 25 с.

38. Иранский плакат. От образов к типографике. -М.: The Iranian Graphik Designers Society, 2011.-96 с.

39. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 316 с.

40. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. Под ред. Ц. Г.

Несселынтраус. - M.: Изобразительное искусство, 1982. - 376 с.

41. Колбар Зохейр. Газета "Ан-Нахар" в системе современной печати Ливана (1980 -1988). / Авт. дис.... канд. филол. н. - М.: МГУ, 1989.

42. Корецкий В. Б. Заметки плакатиста. - М.: Советский художник, 1958. - 168 с.

43. Корецкий В. Б. Товарищ плакат . Опыт размышления / Виктор Корецкий.—изд. 2-е испр. и доп. -М.: Плакат, 1981. - 128 е.: ил.

44. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Том 1. М.: Мысль, 1975. -415 с.

45. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката.- М.: Плакат, 1987. - 208 с.

46. Кудрявцев А. И. Теоретические аспекты и актуальные тенденции развития современного шрифтового дизайна [Текст]: Автореф. дис.... докт. искусств. - М. : МГХПУ, 2006. - 75 с.

47. Лаврентьев А. П. Лаборатория конструктивизма: Опыты графического моделирования: Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна [Текст] / — М. : Грантъ, 2000. — 255 с. : ил.

48. Лазарев В. П. История византийской живописи. - М., Искусство, 1986.

49. Лармин О. В. Модернизм - против человека и человечности. - М.: Советский художник, 1965. -160 с.

50. Лосева П. К. Заметки о ливанской живописи // Современный Восток. - 1956. -№3- С. 51-53.

51. Лю Ц. Шрифтовой художественный плакат : традиции и современность [Текст] : Автореф. дис.... канд. искусств. 17.00.04 / Лю Цзянь; Росс. Гос. педог.Ун-т им. А. И. Герцена, - СПб. : РГПУ, 2008. - 23 с.

52. Малаховский А. К., Гуда М. А. Газета «Ан-Нида» о проблемах конфессионализма в гражданской войне в Ливане в 80-е годы // Актуальные проблемы журналистики стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1994.

53. Мельников Е. Н. Политический и государственный строй Ливана. —М., 1974.

54. Мирский Г. И. Ливан в 80-е годы. Научно-аналитический обзор. М., 1987. - 48 с.

158

55. Моор Д. Внимание к плакату! // Обзор искусств - 1935 - № 9 - С. 3.

56. Моор Д. С. Я - большевик. Сборник статей. Составитель Ю. Халаминский. М.: Советский художник, 1967.-256 с.

57. Моор Д. С., Кауфман Р. С. Советский политический плакат (1917-1933) // Искусство.-! 933.- № 4,- С. 203-242.

58. Морозов А. Искусство политического плаката и его проблемы //Очерки современного советского искусства.-М.: 1975 - С. 165 - 175.

59. Мочалов JI. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. -М.: Советский художник, 1983. - 376 с.

60. Набулси А. М. Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана. /Авт. дис. ... канд. иск. Л., Ин-т им. И. Е .Репина, 1983. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tema-natsionalno-osvoboditelnoi-borby-v-izobrazitelnom-iskusstve-palestiny-sirii-i-livana (дата обращения: 08.11.2013)

61. Нажем С. Проблемы социально-экономического развития Ливана (70—80-е годы). /Авт. дис. ... канд. экон. наук. —М., 1995.

62. Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. - СПб.: Азбука. - 2000. -383 с.

63. Николаева М. В. Гора и метафора. Очерк исторического развития литературы Ливана. М.: ИВ РАН, 1999. - 198 с.

64. Осипов Д., С. Медведко. Путеводитель по Ливану. Серия «Иди за мной», М.: В. Секачев, 2001.— 192 е., ил.

65. Пименов Ю. Плакат и жизнь. // Творчество. I960,- № 3. - С. 13 - 17.

66. Полевой В. М. О социально-эстетических особенностях массовой политической графики. / «Советское искусствознание'77. Проблемы современного искусства. Из истории мирового искусства. Вопросы методологии. Из истории советского искусствознания». -М.: Советский художник, 1978.-424 с.

67. Полевой В. М. Двадцатый век. Искусство и архитектура стран и народов мира. -М.: Советский художник, 1989. - 456 с.

68.

69,

70.

71,

72,

73,

74

75

76

77

78

79

80

81

82

Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. —М.: Аграф, 2012. -240 с.

Россия -XX век: История страны в плакате: альбом. / Авт.-сост. Н.И. Бабурина. -М.: Панорама, 2000. - 255 е.: ил. - Текст: рус., англ.

Савичева Е. М. Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране. — М.: РУДН. - 2009. - 374 с.

Салиби К. С. Очерки по истории Ливана. М.: Прогресс. -1969. - 304 с.

Сафа Эль-Курди Национальное своеобразие СМИ Ливана : Особенности развития печати и телевидения, характер и перспективы их взаимодействия кандидат филологических наук Специальность: 10.01.10 2002

Свиридова И. А. Советский политический плакат. Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 176 с.

Семенович И. В. Как создаётся плакат. — М.: Издательство Академии художеств ССР, 1963.-64 с.

Серов С., Дыдо К. Польская школа плаката. М.: Alma Mater, 2008. — 300 с.

Сидоров А. А Достижения и задачи советского плакатного искусства.// Вопросы изобразительного искусства. Вып. 2 — М.: 1955 - С. 60 - 72.

Смирнов С. И. Шрифт в наглядной агитации —М.: Плакат, 1988 - 92с.: ил.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 . - 368 с.

Фаворский В. О плакате. / Запись А. Мценского. // Плакат и художественная репродукция- 1934.-№ 7 - С. 1 - 3.

Хагедорн А. Исламское искусство / Под ред. Н. Вольф. - TASHEN/APT-РОДНИК.- 2009.-96 с.

Хармуш Халед Мунир. Особенности реконструкции исторических городов Восточного Средиземноморья: На примере Ливана. / Авт. дис. ... канд. арх., 18.00.04.-Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов. - М.: МАРХИ. -2005. - с.

Хрейзат Мохаммад Ахмад. Ливано-израильские отношения в период с 80-х - до

начала 90-х годов (1982 - 1994). / Авт. дис. ... канд. ист. н. Специальность -07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. - М.: 1998 / [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Дата обр/ 24.03.2014.

83. Чубова А. П., M. М. Касперавичюс, И. И. Саверкина, Н. А. Сидорова. Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков. - М.: Искусство, 1985. - 255 с.

84. Шатова JI. Многообразие жанров в плакате. // Творчество.- 1973 - № 5 - С. 9 - 12.

85. Шевченко. В. С. Гражданская война в Ливане (1975 - 1990 гг.) и роль Сирии в урегулировании конфликта/ Авт. дис. ... канд. ист. н. 07.00.03 -специальность: Всеобщая история. - М.: 2013.

86. Шукуров Ш. Образ человека в искусстве ислама. - М.: УРСС, 2010.-196 с.

87. Энциклопедия искусства XX века. / автор-сост. О.Б. Краснова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-352. : ил.

88. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 1985. - 288 с.

89. Aldersey-Williams H. World design: Nationalism and Globalism in Design / Hugh Aldersey-Williams. New York : Rizzoli, 1992. - 212 p.

90. Ali, Wijdan. Modern Islamic Art: Development and Continuity. Gainesville: University Press of Florida, 1997. 225 c.

91. Barnicoat J. Posters: a concise history. - London: Thames & Hudson World of Art, 2003 (reprint). - 288 p.

92. Best of Graphis : Poster / Introduction by R. Toman. — Zurich : Page one Publishing, 1993. —78 p.: ill.

93. Chahine, Richard. Cent Ans D'art Plastique au Liban 1880-1980.Tom I - II. Edition Richard A. Chahine «Chahine Gallery». Beirut, Lebanon, 1982. - с. 181

94. Design Issues: How Graphic Design Informs Society / ed. by DK. Holland. - NY. : All worth Press, 2001. - 262 p. : ill.

95. Fani Michael, Dictionnaire de la Peinture au Liban, Éditions de l'Escalier, Beyrouth, Éditions de l'Escalier . - 1998. - 400 p.

96. Espagne 36: Les Affiches Des Combattants De La Liberté, 157 pp., 2006]

97. Heller S. Graphic Style. - New York: Harry H. Abrams Inc. Publishes, 1988. - 240 p.

98. Hollis R. Graphic Design. A concise history. - London: Thames & Hudson, 1997 (reprint from 1994).-224 p.

99. Iranian posters from imagery to typography. Publisher: Thev Iranian Graphic Designers Society. 2004. C. 88

100. Jabre, Wassim. Lebanese Resistance Posters 1975-1985. Affiches de la Résistance Libanaise. Lebanon: Trebia Publishing, 2012 — 96 с. (на французском и английском языках).

101. La Constitution libanaise : origines, textes et commentaires, Publications de l'Université libanaise, Beyrouth, 1982 (Конституция Ливана: истоки, тексты и комментарии, Публикации Ливанского университета, Бейрут, 1982. - 357 с.) (на франц. яз.)

102. La Formation historique du Liban politique et constitutionnel, Publications de l'Université libanaise, Beyrouth, 1973 (Историческое формирование политического и конституционного Ливана, Публикации ливанского университета, Бейрут, 1973. - 586 с. (на франц. яз.)

103. Lahoud, Edward. Contemporary Art in Lebanon. Dar A1 Machrek. Beirut - New York. 1974-442 p.

104. Maasri, Zeina. Off the Wall. Political Posters of the Lebanese Civil War. Published by I.B.Tauris & Co Ltd., 2009. - 137p., il.

105. McQuistion L. Graphic Agitation : Social and Political Graphic since the Sixties / L. McQuistion. — L. : Phaidon, 2004. — 240 p.: ill.

106. Modern Islamic Art: Development and Continuity. (Gainesville: University Press of Florida, 1997).

107. Mouna Bassili Sehnaoui, Joseph Tarrab. The Fifth Day Between Heaven & Earth. Edition: Dar an Nahar. 2008. 63 p.

108. Mouna Bassili Sehnaoui. Metiers & Vocations. Professions & Callings. Edition Dar An-Nahar. 2001.45p.

109. Mouna Bassili Sehnaoui. The Orient Within. Album. 2012. 54 p.

110. Salibi, Kamal. A House of Many Mansions: The History of Lebanon Reconsidered .

1990 - I.B.Tauris, 2003 - Lebanon - 247 p., 1988.

111. Salibi, Kamal. The Modern History of Lebanon, London, Weidenfeld & Nicolson, 1965.

112. Salibi, Kamal. Статья Газета «Кааба каусайн» («Очень близко») . http://www.qabaqaosayn.com/node/1690.

113. Tarrab, Joseph. Paul Guiragossian. Edition: EMMAGOSS - Beyrouth: 1982, - 283c.

114. Trabulsi, Fawvvaz. A history of Modern Lebanon. PlutoPress, London. 2007, 289 p.

115. Trabulsi, Fawwaz. Современная история Ливана: от княжества к Таифскому соглашению. Бейрут : Dar Riad A1 Rayes, 2008. - 471 с.

116. Wilde R. Problems solutions : Visual Thinking for Graphic Communicators / R. Wilde. — NY.: Van Nostrand Reinhold,1986. —223p.: ill.

117. Абу Рабб, Ибрагим. «Журнал культуры», ежеквартальный журнал культуры, издаваемый Иорданским Университетом, Амман, Иордания, выпуск 39, 1996 г., 423 с. (на арабском языке)

t39 Jj) jVI ¿с jiuaj AuluaS ^JSISJ а ^ЯАЗД ila-all JJ! fufcljjj

209 '1996

118. Абу Рашед, Абдулла. Что обозначают символы в палестинском изобразительном искусстве. 2002 (из электронной почты)

jjliW AJJ^I 6- '2002 tliLkuAijl <iLLduj! i^jlilt ^ >jll CiVV-J JJI ¿Ujc-

119. Аззауи, Диа. Искусство плаката в Ираке, Багдад, 1974, 230 с. (на арабском языке).

4 оа у 1974 ol^u t^jljxJI CilluaUJl ¿>a

120. Аллан, Марван. Из эксклюзивного интервью с искусствоведом, редактором журнала «Изо», который издается в городе Рамаллахе, 2004. (на арабском языке).

'Дй1 j»2004)j 4-Ь.ь ей (J& И^А jja-e i(j5UJt ¿jljja JSUII

121. Аллан, Марван. Что сделала «Накба» с палестинским изобразительным искусством, изо-журнал, Рамалла - Палестина. 2001. (на арабском языке).

2001 '¿ykuilL j «JjLdu5b-» ¿jLLj.UI <>]Ь uj :c£UJl ¿1 j>»

122. Аль-Али, Наджи. «Наджи аль-Али в Каире», издательство «Арабское будущее», издательство» - Каир, 1993, с. 164. (на арабском языке).

164 .1993 '<jrij*J1 (J^lui^l jb m J yJxJt ^U :

123. Аль-Асади, Абдулла, Тадмури, Хулюд : исследование творчества Наджи аль- Али, изд-во литературных сокровищ, Бейрут, 1994, стр. 34.

34 tf 1994 iCijjjj ^JVI JlJ^I J,j ей ^J^

124. Альбом. «Изобразительное искусство». Ретровыставка художников периода (1915 - 1965гг.) Министерство культуры и высшего образования Ливана. Управление кинематографом, театром и выставками. Ливанское изобразительное искусство. 1999.-64с.

Ajjjx» t^Juil julauJIJ гjtjj .(1965-1915) ^bJt cr^ (iJ^I <J*."¿^UiUI JJ^I" ?j/t

.оa 64 '1999 jh .lwJ^Ij cj^'j bluJI <jj>^

125. Аль-Муганни, Камель. Журнал «Седьмой день, Париж, Франция, ноябрь 1987 г. (на арабском языке).

1987jfA^ iluujS '¿jLuJt ^jjII

126. Анани, Набиль и Бадр, Исам. Палестинское изобразительное искусство на оккупированных территориях, Иерусалим, 1984, 117 с. (на арабском языке).

о* 56 1984 wM oijVl ^а ^ ^jiiail ¿Ml :jJJ ¿l^J yjlb <Дш

127. Ассаууаф, Альмуутазз.Тош Фиш. Поиск друга...продолжается. Ливан: издательство Адаб, 2012 — 71 с. (на арабском языке)

.О-3 71 ' 2012 лн'-5^ jlJ 'сА-У ...Jj-lua (jfr ¿iaaJl" <.2 <J& d^ K-ilj^l

128. Ахмед, Фатхи. Египетская графика, Всеобщая организация египетской книги, Каир, 1985 г., 486 с. (на арабском языке) k^ua^Jl Я^Л l^j^uA14й1>й

1985^ '»hjBSH

129. Джуди, Мохаммед Хусейн, современное арт-движение в арабском мире, Изд. «Дар аль-Масира», Амман, Иордания,1998 г. (на арабском языке).

i<jL»C (ЯС'ЬЬЛj ¿jjjiJij jAjllll OJAUIAII jb t^jjjjtll ¿jia^l ¿¿к SJ^ULAJI AJIJ^i nlll .¿lua, л i^Jja.

1998 <cPjV»

130. Диалог на тему изобразительного искусства: лекции и семинары по различным аспектам изобразительной культуры и ее отношения к арабскому и исламскому искусству. Фонд Абдул Хамида Шумана, Дом искусств, Амман, 278 с.

ОЙ^ Ц^^J LLlda3| i-ulj» Jja. Ci\j Ol^Jab-e ^l/^nill ¿>ill jl^

(ja 278 i^j^Iill jlJ AiAaJtJjC

131. Журнал «Аль-Асуар» («Стены»). Ежеквартальный журнал интеллектуальных, культурных и национальных исследований, Старый Акко, выпуск 4, лето 1989 г.. (на арабском языке).

.О» 71 '1989 i-«^3 '4 lie c^ubjl! AjSISjIIj ^jjSill ¿UjbU ЯА^а ЗЬ^ :jIjJtfl ЯЬ-»

132. Кабар, Камель Никола. Палестинский плакат. Неопубликованная диссертация, г. София, 1982 (к-во страниц не указано).

1982 cSjj^l» A^jjlai .^ijbntUll .jjS Vjij <>LS

133. Маасри, Зена. Маламех Аннизаа (Черты конфликта). Издательство: Аль Фурат, Ливан. 2009. 159 с. (на арабском языке).

lk> 159 '2009 'й^ *«=»»jUt jb С"31* .LLj

134. Манасра, Эззеддин Современное палестинское искусство, Единый информационный центр ООП, Бейрут, 1975 г., стр. 35 (на арабском языке).

'1985 «лJJJJ сДшЬ.пШ! JJJ^UI ¿Uaw «jaII у-OIpV» jS.^uabuJl ^LkuJill ¿>ill .¿jjjJi > <Sj*elidl

.оз35

135. Манасра, Эззеддин. Энциклопедии палестинского изобразительного искусства в XX веке. Газетное Интервью с художником Абдулазизом Ибрагимом, стр. 325 (на арабском языке).

«¿jLaC> cjjjjjJlj juiiii ^sjV^a-a i£yjJd«JI ей ol1^' w V*' iLW"^' J^ j-uaLLJl

1054 v 2003 fc« «¿pjVl

136. Манасра, Эззеддин. Язык изобразительного искусства, предварительные теоретические исследования, изд. Маждалауи, Амман, Иордания, 2003 г.

'LpjVI '¿jjjjll J (^jVJa-4 jlJ 'AjJJi-42 ^Jjlaj J® I4JJLuu]| (jjlill Я*] jc tS joaiui

2003*1137. Мансур, Сулейман. Десять лет работы с глиной, публикации Центра искусств «Аль-Уасеты», Иерусалим, 2000 г. 46 е.. (на арабском языке).

25 ' 2000 i^j^Iiil yJauiijll jSj^ ililjjuim tQjliSl (jk diljlui ;jjj^ala ¿jLului

138. Музайен, Абдуррахман. Исследование, представленное Всепалестинским союзом художников на первой Конференции арабских художников, проведенной в Багдаде в апреле 1973 года (на арабском языке).

ôjjl^nnll JjVI (ji ¿jjjLkuilill ¿yJAuajl ¿tfjiail JUj^I <> ^iLa ¿¿au ù**

1973 ¿1иш tJl^ij ^ JSC £ <_»

139. Мустафа, Амин. Лекция, прочитанная автором в лагере Нахр Эль-Баред на севере Ливана 22.10.1987 г. (на арабском языке).

1987-10-22 ©Л Jb* и* S<> ¿»-I

140. Радуан, Шафик. Палестинский плакат, проблемы рождения и развития, неопубликованная диссертация, Департамент культуры при ООП, 1990, к-во страниц не указано (на арабском языке).

(.t-d.tli.^. tÂilljJl atSjjxila JJC ÎIJJISJ 4JLuij ijjIaUlj SLuuJt JSUi-4 nhniUll ¿Jiuûlall ¿jjini.

1990

141. Рябов В.Ф. Искусство и идеология, изд-во «Диалог», г. Латакия (Сирия), 1985, стр. 136. (перевод с русского на арабский язык).

О3 'f 1985 fte i^JbU! ijljaJl JIJ ja. i £4 :<-iJJLJ <_>iuâJJJJJJS uiMuLumâ

136

142. Садек, Пьер. Все мы действуем не в пользу Родины, Бейрут, б/г. 150 с. (на араб, яз.).

.О® 150 lûbjîle U1S .jUJ

143. Салех, Салах. Журнал «Арабское искусство», 2004 г.

2004 4iui t(j?jjjj£j) Jjjj IAJJJC ¿J^â ll^A La

144. Сафийе, Халиль. интервью с искусствоведом Тариком аш- Шарифом, Журнал «Голос Палестины», Дамаск, 1981.

.2.1С. 11981 '(JiÛMJ t^yîauJa Cij^A nJLjJiîl (Jjlia JâLUl J-» jlja. t4_iLu3 Jjiâk

145. Хадури M. Политические течения в арабском мире. Бейрут, 1972.1972 tojjj . AyJi ¿Ut j aAuji

146. Хаек Дж. Роль Ливана в арабском мире. Бейрут, 1974.1974 4QJJO . jiuJi (j ouJ Jji

¿Lu-(185

147. Хусейн, Самир Мохаммед. Плакатное искусство, Изд. «Алям-аль-Котоб» («Мир Книги»), Каир, Египет, 1980 г. (на арабском языке).

1980 ^ iSjbliî! ¿¡le- ¿>â ч^^

148. Шаммут, Исмаил. Изобразительное искусство в Палестине, 1989, 300 с. (на арабском языке).

•О3 300 V 1989 I Jj&UU.I

149. Шарара, Аднан. Политический плакат в Ливане 1970-1985. Реферат, Университет Париж 8 — 76с. (на арабском языке).

¿IjliJI fbuuâ .ilaÜJI oujjb 2*a\a. .^Äjjlai qaàIA .1975-1970 û^ ^büJl (j^aUl tSjlJii

.0e 76 AU-aJl

150. Эль-Амин, Омар : Палестинский плакат — предложенный универсальный язык, журнал «Оккупированная Палестина», Бейрут, 1979, выпуск. 22.

22. JAll '1979 4iu, îùjjjj tilbuJl ¿¿kuJâ ЯЬы* t^jkS liAc. tel ¿^LkuJiîl juaUl

Интернет-ресурсы

151. http://www.beirut.eom/l/22907. [Электронный ресурс] — режим доступа: свободный. Дата обращения: 16.05.2014.

152. Académie Libanaise des Beaux-Arts (A1LBA) - Ливанская Академия Изящных Искусств. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.11.2013.

153. http://www.onefïneart.com/en/artists/halim-el-haii/page5.shtml. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 5/12/2013.

154. http://www.ist0r.0rg/disc0ver/l 0.2307/27933773?uid~2129&uid=2&uid=:70&uid~4&si d=21103391711031. Ali, Wijdan. Modern Islamic Art. Development and Continuity. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 14.02.2014.

155. www.plakaty.ru. Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Дата обращения 28/03/2014.

156. http://vvww.gardentowerhotel.com/AAPage-01 .htm. Аджамьян, Диран (1903—1991). [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения

16.11.2013.

157. http://esyria.sv/ecal/article/%D9%83%D8%A7%D8%B 1 %D9%8A%D9%83%D8%A7 %D8%AA%D9%8A%D8%B1-%D8%AE%D9%84%D9%8A%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B4%D9%82%D8%B 1. Аль-Ашкар, Халиль (1898-1965). [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения^.! 1.2013.

158. http://artvx.ru/books/item/ro0/s00/z0000026/index.shtml. Всеобщая история искусств. Том 6, книга первая. Искусство 20 века' \\под общей редакцией Б.В.Веймарна и 10. Д.Кол пинского - Москва: Искусство, 1965 - с.932 . [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 20/4/2013.

159. http://www.7kanal.com/article.php3?id=203159. Шехтер, Давид. Убийство Харири -сирийский почерк (15 марта 2005) [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.11.2013.

160. http://www.blouinartinfo.com/news/storv/996628/a-fresh-perspective-on-paul-guiragossian-in-beirut. Показ организовали Sam Bardaouil и Till Fellrath, эксперты ближневосточного арт-рынка. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.11.2013.

161. http://www.al-akhbar.com/node/l 95753. Газета «Аль-Ахбар». Хусейн бен Хамза. Поль Гирагосьян. Человеческое отчуждение. 27 ноября 2013 г. (на арабском языке). [Электронный ресурс] —Режим доступа: свободный. Дата обращения

16.03.2014.

162. http://alhayat.com/Details/575013. Газета «Аль-Хаят». Мага Сультан. Поль Гирагосьян: рисует трагедии... в лицах и группах людей. 23 ноября 2013 г. (на арабском языке). [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.03.2014. Аль-Хаят, суббота, 23 Ноября 2013 (18:18 - GMT) Бейрут - Маха Султан «Поль Гирагосьян художник трагедии ... в лицах и группах людей».

163. http://www.oldscrolls.com/?page=shop/flvpage&product_id=93285. Ламья Шагин / Chahine, Richard. Cent Ans D'art Plastique au Liban 1880-1980.Tom I. Edition Richard

A. Chahine «Chahine Gallery». Beirut, Lebanon, 1982. - 204 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.03.2014.

164. http://n0ma.0rg/press/KatheK0llwitz/l 1 .SelfPortrait.jpg. Кете Кольвиц (Kollwitz, урожденная Шмидт) Кете (1867-1945) — немецкая художница, график и скульптор. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.04.2014.

165. http://www.aliarida.com/news/index/2012635887/%D8%A8%D9%88%D9%84-%D8%BA%D9%8A%D8%B1%D8%A7%D8%BA%D9%88%D8%B3%D9%8A%D8 %A7%D9%86-

%D9%85%D8%B3%D8%AA%D8%B9%D8%A7%D8%AF%D8%A7%D9%8B...-%D8%B 1 %D8%B3%D8%A7%D9%85-

%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%AD%D9%88%D8%A7%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D9%86%D8%B3%D8%A7%D9%86%D9%8A%D8% A9. Газета «Аль-Жарида» («Газета»), 5 декабря 2013 г. Поль Гирагосьян снова с нами. Он рисует состояния человека (на арабском языке). [Электронный ресурс] ■—Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.03.2014.

166.https://now.mmedia.me/lb/ar/%D8%B4%D8%A7%D9%87%D8%AF%D9%86%D8% A7%D9%83%D9%85/527921 -%D8%A8%D9%88%D9%84-%D8%BA%D9%8A%D8%B1%D8%A7%D8%BA%D9%88%D8%B3%D9%8A%D8 %A7%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%AD%D8%A7%D9%84%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D9%86%D8%B3%D8%A7%D9%86%D9%8A%D8% A9-%D8%A8%D9%88%D8%B 1 %D8%AA%D8%B 1 %D9%8 A%D9%87-%D9%84%D9%84%D9%88%D8%AC%D9%88%D8%AF. Мимоза Арауи. Газета «Now» («Сейчас»). 5 января 2014 г. «Живопись Поля Гирагосьяна спустя 20 лет после его кончины» (на арабском языке). [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.04.2014.

167. https://now.mmedia.me/lb/ar/%D9%85%D9%82%D8%A7%D9%84%D8%A9%D8%A A%D8%AD%D9%82%D9%8A%D9%82%D8%A7%D8%AA/528861-%D8%A8%D9%8 8%D9%84-

%D8%BA%D9%8A%D8%B1%D8%A7%D8%BA%D9%88%D8%B3%D9%8A%D8 %A7%D9%86-%D8%B5%D9%88%D8%B 1 %D8%A9-

%D9%85%D8%B3%D9%8A%D8%AD%D8%A7%D9%86%D9%8A%D8%A9-%D9%84%D9%81 %D9%86%D8%A7%D9%86-

%D8%A7%D9%84%D8%A5%D9%86%D8%B3%D8%A7%D9%86. Бустани, Жорж. Газета «Now» («Сейчас»), 8 января 2014 г. «Поль Гирагосьян... Мессианское изображение «художника, рисующего человека» (на арабском языке). [Электронный ресурс] —Режим доступа: свободный. Дата обращения 16.04.2014.

168. http://www.beirutexhibitioncenter.com/exhibitions/paul-guiragossian-human-condition. [Электронный ресурс] —Режим доступа: свободный. Дата обращения 13.04.2014.

169. http://onefineart.com/en/artists/mouna bassili sehnaoui/. Доха Абдель Рауф, Маха Султан, Фатима Атфа, Якзан Таки. Отзывы на выставки и работы ливанских художников: 82 Lebanese Artists - Reviewed by Helen Khal - Edited by Cesar Nammour and Gabriela Schaub. [Электронный ресурс] — режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.04.2014.

170. http://onefineart.com/en/artists/mouna bassili sehnaoui/. Daily Star newspaper, 1998. [Электронный ресурс] —режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.04.2014.

171. http://onefineart.com/en/artists/mouna bassili sehnaoui/. Daily Star newspaper, 1999. [Электронный ресурс] —режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.04.2014.

172. http://allrefs.net/c2/3umuq/p37/. Искусство Арабских стран. Веймарн Б.В. [Электронный ресурс] —режим доступа: свободный. Дата обращения: 16.05.2014.

173. http://vpomosh.ucoz.net/load/vozrvrashhenie_k zhanru_plakata v ramkakh interaktivn ogo_prostranstva_aktualnost temy i vostrebovannost zhanra s tochki zrenija pedag oga_psikholo/l-1 -0-6. Казеичева И.Н. Возвращение к жанру плаката в рамках интерактивного пространства. Актуальность и востребованность жанра с точки зрения педагога-психолога. Дата обращения 04.02.2014.

174. HTTP.7/STANBUL.RU/CONTENT/BLOGCATEGORY/300/450/

175. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/979/%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0% 9A%D0%A0%D0%90%D0%А1 %D0%9D%D0%9E%D0%95. Прекрасное. Словари и энциклопедии на Академике.. [Электронный ресурс] —режим доступа: свободный. Дата обращения: 16.05.2014.

176. http://vk.com/album-1745700 92073807. Открытки и плакаты Первой мировой вой-

ны — 2. [Электронный ресурс] — режим доступа: свободный. Дата обращения: 16.08.2014.

177. http://www.arabpressnetwork.org/articlesv2.php?id=2178&lang=ar. Xodar, Patricia The Arab Press Network. 9.6.2008.

.Laie. ÔJJLJji il» ¿jUJ ^wuijj : JJlua jLu. jJji bibjjb

178. http://voencomuezd.livejournal.eom/415251 .html] [И.И. Поп. Политический плакат в период Венгерской Советской республики 1919 г.

179. http://nevsepic.com.ua/plakaty/10314-ispanskie-plakaty-193 l-1939.chast-2-100-plakatov.html -[Испанский плакат: [Фомичев H.H., Борисова Н.З. Политический плакат гражданской войны в Испании (1936 - 1939) как инструмент визуальной пропаганды. Плакаты республиканского и франкистского лагерей]

180. [ БСЭ http://enc-dic.com/enc_sovet/Plakat-48407/]

181. http://www.dissercat.com/content/devid-khokni-i-problemy-sovremennoi-angliiskoi-figurativnoi-zhivopisi#ixzz3SlXwYgCv Дата обращения: 24/02/2014

182. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D 1 %80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D 1 %8 2%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC Дата обращения: 24/02/2014

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Изобразительное искусство Ливана XVIII — XX веков

1. Днб Муса (Dib Moussa, до 1730 - 1826). Богоматерь с младенцем (эфиопская). Район Газир.

2. Диб Муса (Dib Moussa, до 1730 - 1826). Богоматерь с младенцем. Длебта (монастырь покровительницы природы)

3. Диб Муса (Dib Moussa, до 1730 - 1826). Святые Саркис и Бахос. Район Гбала.

4. Диб Муса (Dib Moussa, до 1730 - 1826). Успение Богородицы. Район Длебта. (монастырь покровительницы природы)

5. Диб Канаан (Dib Kanaan, 1801 - 1882). Абаальская богоматерь. Район Аль Гина.

6. Диб Канаан (Dib Kanaan, 1801 - 1882).Лесная богоматерь. Район Бейт Шабаб.

7. Диб Канаан (Dib Kanaan, 1801 - 1882).Портрет священика Мусы Диб. Район Длебта. (монастырь покровительницы природы). 1826г.

8. Днб Канаан (Dib Kanaan, 1801 - 1882). Успение Богородицы. Район Длебта. (монастырь покровительницы природы)

9. Корм Дауд (Daoud Corm,1852 - 1930). Салах Ед-Дин Эль-Аюби (Саладин). X., масло, 80 х 60 см.

10. Срур Хабиб (Srour Habib, 1860 - 1938). Бедуин. X., масло, 57x48 см.

11. Джебран Халиль Джебран (Gebran Khalil Gebran, 1883 — 1931). Три этапа. Рисунок. 28 х 22см.

12. Джебран Халиль Джебран (Gebran Khalil Gebran, 1883 - 1931). Мыслитель. X., масло, 65 х 54 см.

13. Джебран Халиль Джебран (Gebran Khalil Gebran, 1883 - 1931). Лицо. Акварель, 27 х 20см. 1910г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

14. Хуанек Юсеф (Youssef Hoyaeck, 1883 - 1961). Скульптура «Сидячая обнаженная». Бронза, 50см высотой

15. Салиби Халиль (Saleeby Khalil, 1870 - 1928). Портрет женщины. X., масло, 44 х 36 см.

16. Корм Жорж (Corm George, 1896 - 1971). Хандак Эль-Гамик. X., масло, 27 х 42 см.

17. Корм Жорж (Corm George, 1896 - 1971). Шукри Ганем (Портрет). X., масло, 50 х 64 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Хаддад Мари (Haddad Marie), 1889 - 1973). Бедуинка. X., масло, 41 x 50 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Жмаель Сезар (Gemayel Cesar, 1898 - 1953). Пейзаж. X., масло, 60 х 70 см. 1936. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Унси Омар (Ounsi Omar, 1901 - 1969). Портрет молодой девушки. X., масло, 38 х 55 см. 1959. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Фаррух Мустафа (Farroukh Moustafa, 1901 - 1969). Баальбек. X., масло, 46 х 60 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Дуайхе Салиба (Douaihe Saliba, 1912 - 1993). Пейзаж. X., масло, 65 х 50 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Уехбе Рашид (Wehbe Rachid, 1917 -... ). Портрет. X., масло, 45 х 45 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Зохайб Хал иль (Zoghaib Khalil). Пейзаж. X., масло, 62 х 101см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Шуканр Сальуа (Choucair Salwa). Композиция. X., масло, 133 х 99см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Ауад Фарнд (Awad Farid, 1924 - ... ). Тусовка. Пастель, 31 х 24 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Гирагосьян Поль (Guiragossian Paul, 1925 - 1993). Группа. X., масло, 100 х 73 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Гирагосьян Поль (Guiragossian Paul, 1925 - 1993). Повязка. X., масло, 100 х 81 см. 1982 г. мастерская художника.

Канаан Эли (Kanaan Elie, 1926-2009). Алый лес. X., масло, 92 х 73 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Ал-Халь Элен (Al-Khal Helen). Поговори со мной. X., масло, 75 х 55 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Кюв Жорж (Cuve George). Красное отражение. X., масло, 80 х 60 см. 1964. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Кюв Жорж (Cuve George). В ожидании мира. X., масло, 50 х 70 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Ашкар Иветт (Achcar Ivette, 1928 -...). Натюрморт. X., масло, 63 х 55см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

34. Раес Ареф. (Rayes Aref, 1928 - 2005). Икона незнакомца. X., масло, 50 х 60см. 1962г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

35. Халифе Жан (Khalife Jean). Олива. X., масло, 73 х 58 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

36. Акль Саид (Akl Said, 1912). Гармония. Полиестер, 65 х 100 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

37. Торосьян Харут (Torossian Harout). Дом. X., масло, 75 х 54 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

38. Наясм Мунир (Najm Mounir). Композиция. X., масло, 61 х 82 см. 1963 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

39. Тержан Жозеф (Terjan Joseph). Портрет. X., масло, 50 х 61 см. 1958 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

40. Эль-Мир Мишель (El Mir Michel). На лимите зеленого. X., масло, 72 х 60 см. 1963 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

41. Журдак Халим (Jurdak Halim, 1927). Композиция. X., масло, 82 х 60 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

42. Сфейр Амин (Sfeir Amin). Вечеринка. X., масло, 76 х 57 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

43. Эль-Баша Амин (El Basha Amine). Рок. X., масло, 100 х 72 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

44. Баркев (Barkev). Портрет. X., масло, 73 х 54 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

45. Шараф Рафик (Charaf Rafîc, 1931 - 2003). Народный Всадник. X., масло, 60 х 55 см. 1970г.

46. Шараф Рафик (CharafRafic, 1931-2003). Миграция. X., масло, 108 х 88 см. 1967г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

47. Шараф Рафик (CharafRafic, 1931 - 2003). Птица. X., масло, 55 х 74 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

48. Санкали Надя (Saikaly Nadia). «Композиция». X., масло, 100 х 100 см. 1967г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

49. Хандар Мустафа (Haidar Moustafa, 1901 - 1957). «Композиция». X., масло, 59 х 62 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

50.

51,

52.

53.

54.

55

56

57.

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Бадр Ед-Днн Хоссенн (Badre Eddine Hossain). Пейзаж. X., масло, 50 х 70 см. 1967г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Абн-Рашед Самир (Abi-Rached Samir, 1947). Фахр Ед Дин. X., масло, 100 х 80 см. 1972 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Серафим Жульяна (Seraphim Juliana, 1934). Сказка фей. X., масло, 100 х 80 см.. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Давид Рита (David Rita, 1932). Композиция. X., масло, 64 х 79 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Абу-Рнзк Эльяс (Abou Rizk Elias). Пейзаж. X., масло, 65 х 50 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Яги Яхья (Yaghi Yahia). Лица. X., масло, 29 х 42 см. 1970г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Акль Мишель (Akl Michel). Композиция. Тушь, 35x40 см, 1989 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Харфушь Николь (Harfouche Nicole). Красные растения. Акрилик, 80 х 90 см. Нахле Уажих (Nahle Wajih, 1932). Восточная композиция. Полиестер, 80 х 86 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Горанеб Лор (Ghorayeb Laure. 1931). Форма из легендьт.Тушь, 27 х 22 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Амхаз Махмуд (Amhaz Mahmoud). Диалог. X., масло, 50 х 80 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Мазлум Однль (Mazloum Odile, 1945). Туман. X., масло, 57 х 41 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Бтадднни Уахнб (Btaddiny Wahib). Пейзаж. X., масло, 91 х 60 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Бтаддшш Уахиб. Заключенные. Гравюра, 45 х 30 см.

Аммуи Мари-Терез (Ammoun Marie-Therese). Движение. X., масло, 60 х 50 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Марьям Гали (Ghali Mariam). Женщина. Акрилик, 70 х 100 см, 1974 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Мади Хоссейн (Madi Hossain, 1938). Благородные. X., масло, 34 х 38 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

Жунн Хассан (Jouni Hassan, 1942). Абиль. X., масло, 100 х 120 см. 1979 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Жунн Хассан (Jouni Hassan, 1942). Чужие. X., масло, 73 х 62 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Тиба Мусса (Tiba Moussa, 1939). Натюрморт. X., масло, 110 х 74 см. 1963 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Тиба Мусса (Tiba Moussa, 1939). Композиция. Акварель, 73x57 см, 1969 г. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Еремьян Софи (Yeremian Sophie). На улице. X., масло, 40 х 60 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Еремьян Софи (Yeremian Sophie). В деревне. X., масло, 92 х 70 см. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Муаззаз Рауда (Mouazzaz Rawda). Рождение. Скульптура. Мрамор. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана.

Шукайр Сальуа Рауда (Choucair Salwa Rawda, 1916-...). Композиция. Скульптура. Коллекция Министерства культуры и высшего образования Ливана. Гирагосьян Поль (Guiragossian Paul, 1925 - 1993). Мать.

Гнрагосьян Поль (Guiragossian Paul, 1925 - 1993). Рахиль. Портрет матери, 1948. Сехнауи Mona Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). Туристическое бюро молодых. Плакат.

Сехнауи Mona Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). Фото свадьбы. X., гуашь, 50 х 32 см.

Сехнауи Мона Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). UNICEF, 1975. Плакат Сехнаун Мона Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). Бекаа летом. Сехнауи Мона Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). Айн Мрайси (район в Ливане).

Пьер Садек (Pierre Sadek, 1937-2013). Карикатура. Евро на рынке - Три за доллар:

евро, уран и Иерусалим. Газета «Ан-Нахар» 20 мая 2010.

Пьер Садек. Карикатура. Появляние Каддафи. «Я Каддафи, ваш легендарный

вождь, а вы барашки на моем ноже». Газета «Ан-Нахар» 23 февраля 2011.

Пьер Садек (Pierre Sadek, 1937-2013). Карикатура. Пусть Аллах помилует душу

Камаля Бека (Джумблата).

85,

86

87,

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Сехнауи Mona Бассили (Sehnaoui Mona Bassili, 1945). Ливанский флаг: плакат для марша протеста с требованием, чтобы все оружие было в руках только ливанской армии.

Сехнауи Мона Бассили (Sehnaoui Mona Bassiii, 1945). Стоп: плакат для шествия в знак протеста против всех убийств, которые превращают Ливан в большое кладбище.

Набаа Назнр (Nabaa Natheer). Это мой путь в борьбе - Брат, заверши мою борьбу. 1968 г. ЬИр://уу\у\у.ра1е51{перо51ефго1ес1.оге/ро51ег/1Ь15-15-шу-ра1Ь Музайен Абдель Рахман (al-Muzayen Abdel Rahman). Бойцы. 1971. http://\v\v\v.palestineposterproiect.org/poster/fighters-0

Шаммут Исмаил. Вооруженная борьба палестинцев. Много рук, а путь один. 1968. Музанен Абдель Рахман (al-Muzayen Abdel Rahman). Плакат «Битва Аль-Карама», 1968.

Музанен Абдель Рахман (al-Muzayen Abdel Rahman). День земли 30 марта. 1980. Из книги Зены Маасри

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.