Праздник как ритуально-игровое событие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Филатова, Екатерина Александровна

  • Филатова, Екатерина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 150
Филатова, Екатерина Александровна. Праздник как ритуально-игровое событие: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тюмень. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Филатова, Екатерина Александровна

Оглавление

Введение

Глава 1. Семантическое поле исследования: праздник, игра, ритуал

§1.1. Сущность традиционного праздника и основные подходы

к его исследованию

§ 1.2. Традиционный праздник как институциализированное

ритуально-игровое событие

§1.3. Структура праздничного ритуала

Глава 2. Трансформация праздника в современной культуре

§2.1. Традиционный праздник в современной культуре

§ 2.2. «Псевдособытие» - предметообразующий элемент

праздничного ритуала

§ 2.3. Праздник в современной культуре как

ритуализированный перформанс

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Праздник как ритуально-игровое событие»

Введение

Актуальность исследования. Праздник в современном мире - явление достаточно неоднозначное. Неоднозначность обусловлена рядом параметров. Сегодня, в современном обществе существует множество разных типов и видов праздников. Какие-то дошли до нас из глубины языческих времен (например, Масленица), другие связаны с религией (Рождество, Пасха), третьи достались в наследство от советского общества (1 Мая, 8 Марта), какие-то несут историческую память России (День Победы, День воинской славы, День народного единства), появилось множество новых праздников. Таким образом, налицо как сосуществование разных видов праздников, так и трансформация традиционных праздников в условиях современного общества.

Современное общество определяется как общество потребления, как «текучая современность», «сетевое общество», «информационное...», как «общество спектакля», как мультикультуральная реальность и т. д.

Пожалуй, одной из наиболее значимых характеристик является именно приоритет потребления. Потребление - не просто одна из сфер общественной жизни, потребление - смысловой и ценностный фетиш современного общества.

В современном обществе ценность досуга, зрелищность выходят на первый план. Всевозможные шоу, культурные акции, перформансы и др. стали элементами повседневной жизни. Торговые центры, корпорации, учреждения устраивают массу «праздничных мероприятий», праздничность жизни демонстрируется в разных формах, разными способами. Все это свидетельствует о значении праздника в современной культуре и необходимости его изучения.

Степень разработанности проблемы. Проблема праздника не нова в исследовательской литературе.

Праздник анализировался многими исследователями. Он представлял интерес на протяжении всего развития философской мысли: от Античного времени (Аристотель, Платон) - до Новейшего (В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, М. Мосс и др.).

Теоретическое осмысление праздника применительно к традиционным культурным обществам осуществляется в таких науках как философия, культурология, культурная (социальная) антропология, этнология и т.д.

Философско-культурологический подход к феномену праздника осуществлялся с учетом разных позиций и аспектов. Р. Кайуа, Д. Кэмпбел, М. Элиаде считали, что основу праздников составляют мифы, Э. Дюркгейм противопоставлял праздники будничным рабочим дням, как оппозицию сакрального и профанного; праздник как социальный институт представлен в работах К. Жигульского, он исследовал влияние на него различных идей (религиозных, политических, социальных и т.д.), которые господствовали в разные периоды времени. М. Мид, Д. Фрезер изучали этнические формы празднеств, болгарский ученый Н. Мизов обратил свое внимание на обряды, как существенной составляющей праздников, изучал архаичные ритуалы. Й. Хейзинга в своих работах представил игровое содержание праздника.

П. Бергер, Г. Блумер, К. Гирц, И. Гоффман, Т. Лукман, Дж. Мид, А. ТТТюц рассматривали праздник как один из важных аспектов социального поведения, как «разрыв» в повседневности, формируют некую систему культурных символов.

Праздник тесно связан с ритуалом. Проблемы ритуала изучаются в трудах А. К. Байбурина, Л. Г. Ионина, В. Тернера, В. Н. Топорова и др.

Большой вклад в осмысление праздника вносят исследователи его ритуальной составляющей (Р. Бенедикт, А. Вам - Геннеп, Б. Малиновский, М. Мид, М. Мосс, А. Радклифф-Браун). Они рассматривают социальную роль ритуалов в

интеграции общества. Праздник как инструмент социального управления выступает в теории О. Конта. Связь праздника с ритуалом рассматривается как гарант социального порядка. Теория Э.Дюркгейма (трансформация коллективных представлений) отразилась на исследованиях праздника, в которых раскрывается его символическое содержание (М. Мосс). Работы М. Мосса имели важное значение для французского структурализма. Р. Барт, М. Блок, К. Леви-Стросс изучали систему знаков («язык»), применяя методы структурной лингвистики.

В отечественной научной традиции связь праздника с ритуалом рассматривалась такими науками как этнография, фольклористика, философия, культурология, антропология, искусствоведение. В народной культуре ритуальная сторона праздника показана в трудах искусствоведов (А. Д. Авдеева, Б. В. Асафьева, М. А. Некрасова, Т. С. Семенова, К. А. Макарова, А. И. Чечетина), фольклористов и культурологов (Б. Н. Путилова, В. Я. Проппа, А. А. Потебни, В. Н. Топорова, В. Е. Гусева, О. М. Фрейденберг), этнографов (В. П. Алексеева, А. К. Байбурина, Т. А. Бернштама, М. М. Громыко, Г. А. Левинтона, Вс. Миллера, А. Ф. Некрыловой, И. М. Снегирева, В. И. Чичерова).

В 30-е годы XIX века в России исследователи начали систематизировать праздники (фольклористы: И. П. Сахаров, И. М. Снегирёв, А. А. Терещенко). Развивали это направление в науке представители мифологического направления: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня. А также представители «школы заимствования» - Е. В. Аничков, А. И. Веселовский, и др. В их работах выявлена периодизация праздников аграрного календаря. Особую ценность представляют труды М. М. Бахтина. Разработанная им теория праздника стала для многих исследователей методологической основой. Он раскрывает праздник не как отражение жизни, а как саму жизнь, прожитую игровым способом.

Н. А. Хренов в своих работах рассматривает специфику праздников, обрядов и ритуалов в различные периоды развития человека и общества. Дает анализ функциональной природы праздников в общественных системах, а также выделяет общие и специфические особенности разнообразных праздников.

Праздник как выход из рутины повседневности в пространство высоких смыслов анализирует JL А. Абрамян. Праздник в его понимании призван объединять людей друг с другом независимо от их социального статуса. Н.Ф. Максютин систематизировал концепции возникновения праздников, представил их классификацию.

Праздник тесно связан с игрой. Игру как суть культуры обосновывали Й. Хёйзинга, Э. Финк. Взаимосвязь праздника и игры представлена в исследованиях Т. А. Апинян, C.B. Григорьева, М. А. Новикова, Л. Т. Ретюнских, В. Я. Суртаева, В. И. Устиненко.

Игра как феномен и ее философско-антропологические аспекты раскрыты в трудах Ф. Я. Бейтендейка, Э. Берна, Л. Витгенштейна, Х.-Г. Гадамера, К. Гросса, У. Мак Дауголла, М. Дюфрена, М. Маклюэна, Я. Морено, Д. Патрика, Ж. Пиаже, Г. Спенсера, В. Тэрнера, 3. Фрейда и др.

Современные формы праздника анализировались в работах М. Абрамович и Е. Морозовой, В.Н. Поповой, В.В. Савчука, C.B. Юрловой, и др.

Несмотря на широкий спектр исследований, остаются не проясненными многие вопросы. В частности: что такое праздник в современной культуре? Что объединяет традиционные и новые формы праздника? Как меняется и бытует традиционный праздник в современной культуре? Необходимо также от эмпирического уровня описания современных форм праздника перейти к их философско-культурологическому обобщению, найти для этого адекватные методологические основания.

Объект исследования - праздник как феномен культуры.

Предмет исследования - традиционный и современный праздник как ритуально-игровое событие.

Цель исследования - через анализ сущности, структуры и форм существования праздника в постиндустриальном обществе представить традиционный и современный праздник как ритуально-игровое событие.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность традиционного праздника и рассмотреть основные подходы к его исследованию.

2. Раскрыть традиционный праздник как институциализированное ритуально-игровое событие.

3. Определить структуру праздничного ритуала.

4. Рассмотреть традиционный праздник в современной культуре.

5. Рассмотреть специфику «псевдособытия» как предметообразующего элемента праздничного ритуала.

6. Проанализировать перформанс как основную форму современного праздника.

Теоретико-методологические основания исследования.

Теория праздника наиболее полно представлена в трудах М.М. Бахтина, J1.H. Лазаревой, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева. Работы К. Жигульского, А.И. Мазаева, В.Н. Топорова, H.A. Хренова использованы в качестве эмпирической базы изучения праздника.

В изучении игры, сущности игры, игры как феномена человеческого бытия, структуры игры и игровой концепции культуры диссертант опирается на труды Х.-Г. Гадамера, И.А. Морозова, Е. Финка, Й. Хёйзинги.

Содержательные основы ритуала и мифа наиболее полно представлены в работах С.Б. Адоньевой, К. Леви-Строса, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, Е. С. Новик, В. Я. Проппа, Б. А. Рыбакова, Э. Б. Тайлора, В. Н. Топорова, В. Тэрнера, О. М. Фрейденберг. При изучении структурных аспектов праздничного ритуала автор опирается на работы А. К Байбурина, А. Ван Геннепа, Е.А. Калужниковой, Л.А. Мясниковой, С. М. Толстой. А также важное значение имеют работы Э. Дюркгейма, Л. Г. Ионина, 3. Баумана, раскрывающие социологические аспекты ритуала. Особенности ритуального времени анализируются Л.С. Черновым.

Важнейшим в работе предметообразующим элементом праздника является -событие. При его изучении автор опирается на труды А. Гаральского, Б.А. Рыбакова, М. Хайдеггера.

Среди работ по теории постиндустриального общества особое значение имели труды 3. Баумана, Ги Дебора, К. Разлогова. Анализ общества потребления как общества симулякров представлен в работах Ж. Бодрийара.

При понятии современного праздника были использованы работы И.В. Гужовой, Г.Г. Карповой, Т.А. Кругловой, O.JI. Орлова, В.Н. Поповой, В.В. Савчука, C.B. Тихомировой, И.Б. Шубиной, C.B. Юрловой. При раскрытии специфики перформанса М. Абрамович, Е. Морозовой.

Ведущими методологическими подходами диссертационного исследования являются:

• фипософско-кулътурологический, позволяющий обобщить разнообразные подходы к празднику и соединить теоретические и эмпирические уровни исследования; осмыслить праздник как явление культуры, существующее в ее системе и всесторонне ею обусловленное;

• системно-структурный, направленный на представление праздника как целостного образования, на изучение смысловых значений кодов праздничного ритуала, позволяющий раскрыть его сущность;

• феноменологический, понятый как описательный, позволяет подкрепить теоретические основания эмпирической базы; воспроизвести многообразие реальных проявлений праздничной культуры;

• семиотический, позволяющий выявить ритуальные коды праздничной культуры;

• сравнительный, выявляющий соотношение традиционного и современного праздника.

Научная новизна исследования. Диссертационное исследование содержит следующие моменты новизны:

• осмысление праздника как ритуально-игрового события, что позволяет выразить сущность любых форм праздника;

• соотнесены понятия «ритуал» и «праздничный ритуал», уточнено их содержание и выделены коды праздничного ритуала;

• дано определение праздничного ритуала, праздничный ритуал представлен как механизм «играния» праздника, внутри которого участник имеет возможность выбора роли и степени своего участия в нем;

• дано определение события и «псевдособытия» как предметообразующей основы традиционного и современного праздника, выявлены их содержание и функции;

• впервые вводится понятие «псевдопраздник», выявлено его содержание, отличие от традиционного праздника;

• обосновано положение о том, что перформанс предстает как наиболее репрезентативная форма современного праздника.

Положения, выносимые на защиту.

1. Праздник - это временной отрезок, представляющий собой событие, т. е. выскакивание за рамки повседневности, связь сакрального и профанного миров и смыслов, объединяющие в едином действии всех участников события.

2. Праздник возникает в символическом пространстве ритуала, который имеет организующее и регулятивное значение. Ритуал задает в празднике непосредственно границы празднования, правила празднования, символическое выражение. Ритуал является средством передачи праздничной традиции.

3. Игровая природа праздничного ритуала позволяет сохранить установленные границы и одновременно предоставляет его участникам определенную свободу выбора. Праздничный ритуал - это особый механизм «играния» праздника, внутри которого участник имеет возможность выбора роли и степени своего участия в нем. Структура праздничного ритуала представляет собой систему обязательных и дополнительных кодов.

4. Традиционный праздник основан на событии и выступает как разновидность социального института. Он имеет систему четких норм и правил, которые регулируются кодами праздничного ритуала и определяют границы допустимого и не допустимого.

5. «Псевдопраздник» - это симулякр праздника, он основан на искусственно созданном «псевдособытии», раскрывающемся в сконструированном мифе, который реализуется в праздничном ритуале участниками, временно включенными в «псевдособытие» через механизм игры.

6. Наиболее репрезентабельной формой «псевдопраздника» является перформанс. Перформанс - это форма действенного представления, основанного на какой либо идее (или событии), развернутого в условном пространстве, ограниченном происходящим действием, результатом которого является совместное (зритель - перформер) достижение поставленной перформером цели. Выделены типы перформанса: театральный, социальный, коммерческий, творческий, праздничный.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационная работа содержит научные факты и новые материалы, которые представляют ценность для философии культуры, культурологии, культурной антропологии и других гуманитарных дисциплин. Исследовательский подход решения избранной проблемы, который используется в данной работе, может послужить основой для разработок в сфере изучения праздничного ритуала и современных форм праздников.

Практическая значимость исследования. Обоснованные положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах и дисциплинах по философии, культурологии, религиоведения, истории туризма, культурной антропологии; а также при разработке и постановке массовых праздников, флеш-мобов, рекламных акций, шоу, перформансов и т.д.

Апробация работы. Щей, изложенные в диссертационном исследовании, апробированы в рамках выступлений, публикаций на российских научно-практических конференциях: 2005 г. - Международная научно-практическая конференция Гуманитарного университета «Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России» (Екатеринбург. Название: «Новые формы традиционных праздников как способ

привлечения туристов»); 2006 г. - Международная научно-практическая конференция Гуманитарного университета «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург. Название: «Праздник как способ воздействия государственной власти на народные массы»); 2009 г. - Всероссийская научно-техническая конференция «Современные сервисные технологии. Научные исследования аспирантов и молодых ученых» (Название: «Парк развлечении: социально- и индивидуально-ориентированные сервисные технологии в организации праздника»); Региональная научно-техническая конференция Уральского университета путей сообщения «Молодые ученые транспорту» (Екатеринбург. Название: «Ценностные ориентиры в молодежном празднике XXI века»); Всероссийская научная конференция «Философское мировоззрение и картина мира» («IV Лойфмановские чтения». Екатеринбург. Уральский государственный университет им. Горького. Название: «Явные и не явные знаки праздника»); 2011 г. - XIV Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета «20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации» (Екатеринбург. Название: «Эволюция клубной культуры: советская и постсоветская Россия»); коллективная монография «В архив - за бизнес планом, или Культурно-историческое наследие Екатеринбурга как ресурс обновления и развития туризма и гостеприимства» (Екатеринбург. Гуманитарный университет. Название: «Екатеринбург - центр досуга и развлечений: настоящее, прошлое, будущее»); научный журнал «Теория и практика общественного развития». № 3. (www.teoria-practica.ru Название: «Праздник в современной культуре как ритуализированный перформанс»); 2012 г. - XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета «Российский человек в «разломе эпох» : quo vadis?» (г. Екатеринбург. Название: «Клиенториентация как условие работы специалистов, занимающихся организацией свободного времени туристов, на турпредприятиях»); научный журнал «Вестник» Челябинского государственного

университета. 2012. Выпуск 28. Философия, Социология, Культурология. Название «Праздник как единство игры и ритуала»).

Материалы диссертации используются в рамках учебного курса «Сервис сферы досуга и развлечений», который читается автором на кафедре социально-культурного сервиса и туризма факультета социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), а также в практической деятельности диссертанта.

Структура диссертационного исследования соответствует цели и задачам исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во «Введении» обоснован выбор и актуальность темы, раскрыта степень ее разработанности в научной литературе, определены основные цели и задачи исследования, теоретико-методологическая база диссертации, сформулированы содержащиеся в работе элементы научной новизны и изложены основные положения, выносимые на защиту, дана характеристика научной и практической значимости работы.

Первая глава «Семантическое поле исследования: праздник, игра, ритуал» состоит из трех параграфов и посвящена семантической реконструкции понятий «праздник» и «ритуал», рассмотрению сущности этих понятий, их взаимосвязи, определению понятия «праздничный ритуал», выявляет его игровую природу, раскрывает коды праздничного ритуала.

Вторая глава «Трансформация праздника в современной культуре» рассматривает изменения традиционного праздника в современном обществе, изучает «псевдособытие» как предметообразующий элемент праздничного ритуала, раскрывает перформанс как наиболее емкую форму праздника в современной культуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Филатова, Екатерина Александровна

Заключение

Праздник существует с глубокой древности. Первичные формы праздников проявлялись в священных архаичных ритуалах, которые совершались ради бытия сакрального. Такие ритуалы сопровождались всеобъемлющим коллективным чувством радости, по поводу, какого либо события.

Праздник - это временной отрезок, представляющий собой событие, т.е. выскакивание за рамки повседневности, связь сакрального и профанного миров и смыслов, объединяющие в едином действии всех участников события.

Современный праздник подражателен и вторичен по отношению к действительно происходящим событиям. Но для древнего человека праздник -это полнота и всевременность. И сам человек, участвуя в праздничном действии, преображался и переходил в иной план бытия.

Праздник как зеркало - всегда отражает ту историческую эпоху, в которую живут празднующие. Изменение уклада и ценностей общества накладывает отпечаток и на праздник. Он изменяется, трансформируется, часть праздников утрачивает свою значимость, появляются новые формы.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы:

Праздник есть особая жизнь человека, «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, отмечаемый как некое институциализированное действо, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих»166. Ценность традиционного праздника заключается в соединении прошлого и будущего в момент празднования. Праздничная энергия прошлого дает импульс для смыслов будущего. Праздник отражает наиболее значимые этапы человеческой жизни, жизни социума.

166 Топоров B.H. Праздник. // Мифы народов мира. [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/myth/feast.htm

Праздник как институт на основе традиций формирует определенные правила и нормы поведения, ограниченные временным пространством праздника. Деятельность осуществляется согласно социальным потребностям общества, а институты праздника призваны организовывать эту совместную деятельность людей. Сложившаяся институциональная система праздника формирует определенные потребности личности, ценностные ориентации.

Праздник как социальный институт является частью более крупных социальных институтов (например, государства) и устанавливает нормы, ценности и правила. Действуя в рамках этих установленных правил и норм, общество «дает жизнь» и сохраняет традиционный праздник.

Праздник не может существовать без ритуала, так как ритуал в празднике имеет организующее и регулятивное значение. Именно он устанавливает правила и нормы поведения в социальном институте праздника, при этом предоставляя участникам необыкновенную свободу для творчества. Ритуалы могут служить одновременно и средством управления, и преобразования человеческой личности, включенной в традиционный социум. Наиболее легко такое воздействие и преобразование возможно посредством игры. Проведенный анализ структурных компонентов игры и ритуала привел к выводу о том, что и игра, и ритуал являются двумя основными разновидностями условного поведения людей. Игровое качество приобретает ритуал, обладающий формальными признаками игры. Игра - это своеобразный культурный механизм, способствующий переходу одних ритуальных форм в другие, т. е. способ их эволюции. Праздничный ритуал и игровой элемент неотделимы друг от друга. Пространство, время, участники, символы и т. д. - все это составляет единую базу элементов того и другого понятия. Если исключить в праздничном ритуале игру, то и сам праздничный ритуал не состоится, игра - это инструмент «играния» праздника, если же игру «лишить» ритуала, то она теряет свою структуру (правила, церемонии «входа» и «выхода» и т. д.) - «распадается». Таким образом, игра является инструментом воспроизводства и эволюции праздничного ритуала, а праздничный ритуал является «базой» для существования и развития игровой стихии.

Традиционный праздник имеет систему четких норм и правил, которые регулируются кодами праздничного ритуала и определяют границы допустимого и недопустимого. Коды делятся на две группы: обязательные (событийно-акциональный, пространственно-временной, ролевой, коммуникативный, эмоциональный, игровой), без которых невозможна реализация праздничного события, и дополнительные (кулинарный, цвето-световой, звуко-музыкальный, атрибутный), которые помогают усилить эмоциональное воздействие на участников праздничного события.

Праздник беспрестанно развивается и, самое главное, трансформируется. Он вбирает в себя все особенности каждой исторической эпохи и подстраивается под нее. Его особенность заключается в том, что он не «ломается», он плавно принимает необходимое положение, он гармоничен внутри своего времени. Он зеркальное отражение этого времени. Традиционный праздник сегодня утратил сакральные смыслы, взамен им пришла зрелищность и развлекательность. Многие смыслы праздничного ритуала «облегчились» или заменились новыми, при этом само ритуально-игровое действие во многом сохранилось, что и было раскрыто в данном диссертационном исследовании на примере традиционных праздников: Новый год и Масленица.

Предметообразующим элементом праздничного ритуала является событие и «псевдособытие». Праздничное событие - это со-бытие двух и более индивидуумов, групп, рода, основанное на общепринятом мифе, который разворачивается в сакральном пространстве-времени. Раскрытие события и «псевдособытия» осуществляется через миф. Миф, не подлежащий сомнению в основе праздника, позволяет сделать праздничное со-бытие традиционным. Традиционный праздник являлся частью производственного жизненного цикла людей, современный праздник - это, прежде всего, процесс потребления. Есть много определений современного общества, но наиболее типичной для него чертой является потребление. Потребность в потреблении стала основополагающей. И поэтому, сегодня праздник стал явлением «надуманным». Погоня общества за событиями, превратила их в «псевдособытия», породила формы, лишенные глубинного жизненного смысла, оставив им преимущественно зрелищно-развлекательный характер. На основе «псевдособытия» формируется «псевдопраздник» - симулякр, благодаря которому псевдожизнь (некий спектакль, представление) реализуется не на подмостках сцены, а внутри самой жизни и на площадках жизни. Не имея в себе исторической, традиционной компоненты, он заключает свою ценность непосредственно в самом действии. Он ценен именно в ту минуту, в которую проигрывается. Праздничный симулякр сохраняет в своей основе ритуально-игровую деятельность и ищет для своего воплощения все новые и новые формы.

Сегодня к таким формам можно отнести: акции, хепенинги, флеш-мобы и т. д. Наиболее репрезентабельной формой является перформанс. Она не требует длительной и масштабной подготовки, она подвижна в своем выражении. Привлекательность перформанса создает театральное представление, иными словами в рамках общества потребления - шоу. С момента проведения первого перформанса форма претерпела изменения. Как и раньше перформанс протекает по заранее написанному сценарию, но с включением в эту форму игрового компонента, который является механизмом привлечения в перформанс зрителя, сближается с традиционной культурой праздника, так как позволяет и предоставляет зрителям определенного рода свободу выбора действий и роли, что в первичной форме перформанса отсутствовало. Перформанс своего рода результат действительности, «готовый продукт». Он уже сам по себе есть влияние на действительность. Изменение действительности происходит в момент «разыгрывания» перформанса. Перформанс, с одной стороны, как способ создания праздничного «псевдособытия» дает возможность зрелища, развлечения. С другой же, заключая в себе ритуально-игровую основу, через которую и зритель, и перформер включаются в первособытие, несет в себе в скрытом виде связь с сакральным миром.

Праздник, по мере появления новых видов искусств, появления тех или иных социальных особенностей, изменения исторического времени, вбирает в себя самые яркие, самые важные моменты, трансформируясь в ту модель, которая наиболее актуальна для общества.

В процессе исследования выявлены перспективные направления, по которым может быть продолжено дальнейшее исследование: процесс трансформации традиционного праздника в различные культурно-исторические периоды; особенности современных действенных форм праздника: флеш-мобы, акции, хепенинги и т. д.; изменения отдельных аспектов и кодов праздничного ритуала в соответствии с особенностями различных эпохальных этапов развития общества и т. д.

Комплексный характер диссертационного исследования обеспечивает его теоретическую и практическую значимость. Практическая значимость может заключаться в применении результатов исследования в научной и практической деятельности режиссеров, сценаристов праздников, работников рекламы и РЯ-индустрии, сервисной и туристской деятельности.

Положения работы могут использоваться для анализа конкретных форм современных праздников; разработки праздничных событий в различных сферах деятельности; для разработки сценарных основ праздников; в методических рекомендациях по использованию ритуально-игровой основы в современных праздниках; в специализированных учебных дисциплинах и курсах: «Теория и история праздников», «Основы режиссерского искусства», «Сервис сферы досуга и развлечений», «Анимационный сервис», «Праздники и обычаи как ресурс развития различных сфер деятельности» и др.

Материалы исследования могут быть внедрены в учебный процесс вузов, обеспечивающих подготовку специалистов в области режиссуры праздников, сервисного обслуживания, туристской деятельности, рекламы и РЯ-индустрии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Филатова, Екатерина Александровна, 2013 год

Список источников и литературы

1. Art-перформанс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.capitalgroup.ru/ events/5971/

2. Абрамович M. Тело как перформанс [Электронный ресурс] / М. Абрамович - Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/entry/1412

3. Абрамян JI. А. Первобытный праздник и мифология / JI. А. Абрамян. -Ереван, 1983. -231 с.

4. Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени: (антропологические очерки) / С. Б. Адоньева. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2001. - 176 с.

5. Азаренко С. А. Социальный хронотоп и методология современного обществознания [Электронный ресурс] / С. А. Азаренко. - Режим доступа: http://www2.usu.ru/soc_phil/rus/ texts/sociemy/13/azarenko.html

6. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / пер. с древнегреч. / Аристотель; общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с. - (Философское наследие).

7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу [Электронный ресурс] / А. Н. Афанасьев. - Режим доступа: http://bibleoteca.narod.ru/afanasjev2.pdf

8. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. - Л. : Наука, 1983.- 188 с.

9. Байбурин, А. К. Коды обряда и их взаимодействие / А. К. Байбурин // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды : тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. :в2ч.-М., 1988.-Ч. 1.-С. 139-145.

10. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А. К. Байбурин - СПб. : Наука, 1993.-240 с.

11. Бакштейн И. Что такое искусство перформанса / И. Бакштейн // Ритуал. Театр. Перформанс : материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. - М., 1999. - С. 25-31.

12. Баркова A. JI. Шлейф, забрызганный звездами / А. Л. Баркова // Человек. -2001.-№4.-С. 126-131.

13. Баркова А. Л. Новый год: символика современного ритуала [Электронный ресурс] / А. Л. Баркова - Режим доступа: http://mith.ru/alb/mith/newyear.htm

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр. - М. : Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

15. Батюта Е. А. Мясникова Л. А. Современное общество и место потребления в нем / Е. А. Батюта, Л. А. Мясникова // В архив за бизнес планом, или Культурно-историческое наследие Екатеринбурга как ресурс развития туризма и гостеприимства / под ред. Л. А. Мясниковой. - Екатеринбург : Гуманитарный унт, 2011.-С. 191-211.

16. Батюта Е. А. Социокультурный смысл новейших потребительских практик / Е. А. Батюта // Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках : материалы X Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 5-6 апреля 2007 г.) : в 2 т. - Екатеринбург, 2007. - 624 с. - Т. 2. - С. 484-488.

17. Бауман 3. Индивидуализированное общество [Электронный ресурс] / 3. Бауман. - Режим доступа: http://\vww.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/baum/01 .php

18. Бауман 3. Текучая современность / 3. Бауман; пер. с англ., под ред. Ю. А. Асочакова. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

19. Бахтин M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / M. М. Бахтин. - М. : Худ. лит., 1990. - 541 с.

20. Бахтин M. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике [Электронный ресурс] / M. М. Бахтин // Литературно-

критические статьи. - М., 1986. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Ькега^ЬаЬ^огтЛ О.рЬр

21.Белоусова Е. В. Магия как форма жизни и способ «приручения» мира в культуре [Электронный ресурс] / Е. В. Белоусова. - Режим доступа: http://elar.uriu.rU/bitstream/l 0995/3474/1/ urgu0839s.pdf

22. Бергсон А. Смех / А. Бергсон. - М.: Искусство, 1992. - 122 с.

23. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Л. : Лениздат, 1992. - С. 400.

24. Блинова Г. П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история) : учеб. Пособие / Г. П. Блинова. - М. : МГУК, 1997.-90 с.

25. Бодрийяр Ж. Общество потребления [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр -Режим доступа: http://www.lib.rus.ec/b/153916/read

26. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.

27. Вечер перформансов : репортаж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurjer.info/ 2010/08/01/уесЬег-рег&тапвоу-геро11аг11/

28. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л. Виничук. -М. :ВШ., 1998.-495 с.

29. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян / Т. А. Волошина. - М. : Изд-во «Феникс», 1996. - 448 с.

30. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Х.-Г. Гадамер; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

31. Гаральский А. Теория творчества / А. Гаральский; пер. с польск. В. Яворовский, В. Игнатов, Т. Милова, И. Бобков. - СПб. : Невский Простор, 2004. -204с.

32. Генкин Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин; учеб. пособие для ин-тов культуры . - М. : Просвещение, 1975. - 140 с.

33. Генкин Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления : учеб.-метод. пособие / Д. М. Генкин, А. А. Конович. - М. : ВНМЦ НТ и КПР, 1985.-87 с.

34. Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / А. Геннеп. - М. : Вост. лит., 2002. - 198 с.

35. Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе // Избранное. - М. : Радуга, 1984. - С. 77474.

36. Гудков Д. Б., Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю / Д. Б. Гудков, М. Л. Ковшова. - М. : Гнозис, 2007. - 208 с.

37. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/07/0098/070098041.pdf

38. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. / А. Я. Гуревич. - М. : Искусство, 1990. - 395 с.

39. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль. -М. :Рус. яз., 1981.-Т. 2.-779 с.

40. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. -М. : Рус. яз., 1981.-Т. 3.-555 с.

41.Даркевич В. П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. / В. П. Даркевич. - М.: Наука, 1988. - 344 с.

42. Дебор Г. Общество спектакля / Ги Дебор; пер. с фр. А. Уриновского. - Изд-во Опустошитель, 2011. - 178 с.

43. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М. : Канон, 1995. - 350 с.

44. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. [Электронный ресурс] / Э. Дюркгейм. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/durkgeym_elementarnie/

45. Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. - М. : Радикс, 1993. - 344 с.

46. Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии [Электронный ресурс] / В. В. Емельянов. - Режим доступа: http://readr.ru/v-emelyanov-v%c2%a0v%c2%a0emelyanov-ritual-v-drevney-me sopotamii.html

47. Ерёмина В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Ерёмина; отв. ред. А. А. Горелов. -Л. .-Наука, 1991.-208 с.

48. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога / К. Жигульский. - М. : Прогресс, 1985. - 335 с.

49. Захарова Л. Н. Культура как цикл. Фундаментальные проблемы культурологии // Теория культуры : в 4 т. / Л.Н. Захарова; отв. ред Д. Л. Спивак. -СПб. : Алетейя, 2008. Т. 1. - 432 с.

50. Зрелищно-игровые формы народной культуры : сборник науч. трудов / под ред. В. И. Кодухова. - Л. : Изд-во ЛГИТМиК, 1990. - 237 с.

51.Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000.-431 с.

52. История появления образа Снегурочки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://onona. su/1043-istoriya-poyavleniya-obraza-snegurochki .html

53. История происхождения Снегурочки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/dedushka_moroz_snegurochka_i_drugie/skazochnye_ personazhi_istorij a_proiskhozhdenmij a_snegurochki/22-1-0-579

54. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974.-328 с.

55. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М. : ОГИ, 2003. - 296 с.

56. Калужникова Е. А. Паломничество как ритуал (сущность и культурно-исторические типы) [Электронный ресурс] : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01. - Екатеринбург, 2007. - 167 с. - Режим доступа: http://www.disserr.com/ contents/165343.html

57. Калужникова Е. А. Паломничество как ритуал / Е. А. Калужникова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 47. - С. 13-27.

58. Карпова Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений [Электронный ресурс] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. - М. : РГБ, 2005. - 160 е.- Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/02/0004/020004056.pdf

59. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_ Викз/РоШк^е!/ т^о.рЬр

60. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. - М. : Высшая школа, 1990. - 208 с.

61. Кравченко С. А. Играизация российского общества: (К обоснованию новой социологической парадигмы) / С. А. Кравченко // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 143-155.

62. Кривошеева Ю. В. Древнерусское язычество: Популярный очерк / Ю. В. Кривошеева. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2005. - 80 с.

63. Круглова Т. А. Новый год как праздничный ритуал советской эпохи / Т. А. Круглова, Н. В. Саврас // Известия Уральского государственного университета. -2010. -№2(76). -С. 5-14.

64. Кудайбергенов Б. К. Культура современных праздников и обрядов / Б. К. Кудайбергенов, О. Е. Иванов, П. А. Сапронов. - Элиста : Калмыцкое книжное изд-во, 1986. - 72 с.

65. Культурология. XX век: Словарь. - СПб. : Университетская книга, 1997. - 630 с.

66. Лазарева Л. Н. История и теория праздников : программа-комментарий / Л.Н. Лазарева. - Челябинск, 2003. - 188 с.

67. Лазарева Л. Н. Календарно-обрядовые праздники Урала : учеб. пособие по курсу «Этнография и фольклор» / Л.Н. Лазарева. - Челябинск : ЧГИИК, 1997. - 76 с.

68. Леви-Брюль Л. Сверхестесственное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М. : Педагогика-ПРЕСС, 1994. - 604с.

69. Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда / Г. А. Левинтон // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды : тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. : в 2 ч. -М., 1988.-Ч. 1.-С. 136-138.

70. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер. с фр., вступ. ст. А. Б. Островского. - М. : Республика, 1994. - 384 с. - (Мыслители XX в.).

71. Лихачев Д. С. «Смеховой мир» Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. И. Пан-ченко. - Л. : Наука, 1976. - 204 с.

72. Лихачев Д. С. Смех Древней Руси / Д. С. Лихачев. - Л. : Наука, 1984. - 205

с.

73. Лосев А. Ф. Диалектика мифа [Электронный ресурс] / А. Ф. Лосев. - Режим доступа: http://www. philosophy.ru/library/losef/dial_myth.html

74. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во Моск. ун-т, 1982.-480 с.

75. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 2000. - 704

с.

76. Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке / А. В. Луначарский. - М. : Искусство, 1981. - 424 с.

77. Мазаев. А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. - М. : Наука, 1978. - 392 с.

78. Малышева С. Ю. Праздный день, досужий вечер. Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX - начала XX века : монография / С. Ю. Малышева. - М. : Academia, 2011. - 192 с.

79. Махлина С. Словарь по семиотики культуры / С. Махлина. - СПб. : Искусство, 2009. - 752 с.

80. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа [Электронный ресурс] / Е. М. Мелетинский. - Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet 1 /index.php

81. Мир искусства и мир перформанса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bibliofond.ru/view.aspx?id=452470

82. Морозов И. А «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе [Электронный ресурс] / И. А. Морозов - Режим доступа: http://www.mplace.ru/etnologiya/igra-i-ritual-v-sovremennom-nauchnom-diskurse-2.html

83. Морозов И. А. «Физиология» игры [Электронный ресурс] / И. А. Морозов. -Режим доступа: http:// www.ec-dejavu.net/p-2/Play_physiology.html

84. Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни северорусского крестьянина (XIX-XX вв.) / И. А. Морозов, И. С. Слепцова. - М. : Индрик, 2004. - 920 с.

85. Морозова Е. Открытая энциклопедия перформанса [Электронный ресурс] / Е. Морозова. - Режим доступа: http://azbuka.gif.ru

86. Морозова Е. Перформанс: жизнь или искусство? [Электронный ресурс] / Е. Морозова. - Режим доступа: http://psy-creation.pp.net.Ua/load/l0-1 -0-8

87. Морозова Е. Рекламный перформанс, или Слон в посудной лавке [Электронный ресурс] / Е. Морозова. - Режим доступа: http://os.colta.ru/art/projects/88/details/16267/

88. Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. - М. : Наука, 1996. - С. 242-263.

89. Надеин А. Рекламная акция и художественный авангард. [Электронный ресурс] / А. Надеин. - Режим доступа: http://www.advi.ru/archive/article.php3?pid=l 13

90. Найман Е. А. Эстетизм хайдеггеровской онтологии / Е. А. Найман // Вестник Томского государственного университета. - 2003 (июнь). - № 277. - С. 73-77.

91. Наши праздники (советские общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы). - М. : Политиздат, 1977.- 168 с.

92. Некрылова А. Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь / А. Ф. Некрылова. - М., 1991. - 493 с.

93. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/newjphilosophy/Mif-760/

94. Новик Е. С. Обряды и фольклор в сибирском шаманизме / Е. С. Новик. - М. : Восточная литература, 2004. - 304 с.

95. Новогодняя елка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru /index.php/2010-09-06-06-18-3 5/2010-09-06-06-52-41/561

96. О происхождении Снегурочки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slavic-myth.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout= blog&id=24&Itemid= 100040

97. Орлов О. JI. Российский праздник как историко-культурный феномен [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01. - М., 2004. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0356/050356014.pdf

98. Панченко А. М. Русская история и культура / А. М. Панченко. - СПб. : 1999.-520 с.

99. Паткуль, А. Б. Игра устанавливает правила / А. Б. Паткуль // Игровое пространство культуры : материалы научного форума (Санкт-Петербург, 16-19 апреля 2002 г.). - СПб : Евразия, 2002. - С. 134-137.

100. Перформанс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbuka.gif.ru/alfabet/pZ Performance/

101. Перформанс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://halloart.ru/showthread. php?t=234

102. Перформанс «Рыжий»: от легенды к логотипу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://solo-e.livejournal.com/138679.html

103. Перформанс в современной культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// drevo.uaportal.com/object/633419

104. Перформанс мигрирует [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmj.ru/ 158.html?article=581

105. Перчихина М. Акция. Перформанс. Спектакль [Электронный ресурс] / М. Перчихина. - Режим доступа: http://www.artinfo.ru/RU/news/main/Perchihina-Action_Performance-2007.htm

106. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А. А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1994. - Т. 4 - 830 с. - (Филос. наследие).

107. Поклонение холопов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dymovskiy.name/ archives/8690

108. Попова В. Н. Трансформация форм праздничной культуры: игровой аспект / В. Н. Попова, Л. А. Шумихина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 55. - С. 25-33.

109. Приезжева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учеб.-метод. пособие / Е. М. Приезжева / Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2005. - 129 с.

110. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования / В. Я. Пропп; ст., коммент. И. В. Пешкова. - М. : Лабиринт, 2000. - 192 с. - (Собрание трудов В. Я. Проппа).

Ш.Разлогов К., Орлова Э. Российская культурная политика в контексте глобализации [Электронный ресурс] / К. Разлогов, Э. Орлова. - Режим доступа: http://magazines.russ.ni/oz/2005/4/ 2005_4_3 .html

112. Ретюнских Л. Т. Философия игры [Электронный ресурс] / Л. Т. Ретюнских. - М. : Вузовская книга, 2002. - Режим доступа: http://ijs.narod.ru/Master_Classes/Chronika/18Dec2004/Igra_Phyl.htm

113. Ригведа. Мандалы V-VIII / изд. подг. Т. Я. Елизаренкова. - 2-е доп. изд. -М. : Наука, 1999. - 745 с.

114. Ритуал. Театр. Перформанс : материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. - М., 1999. -96 с.

115. Розовский М. Г. Режиссер зрелища / М. Г. Розовский. - М. : Сов. Россия, 1973. - 112 с. - (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности»),

116. Романовская Е. Игра и традиция [Электронный ресурс] / Е. Романовская. -Режим доступа: http://www.isras.rn/files/File/Vlast/2012/07/Romanovskaya.pdf

117. Русские обычаи и обряды / автор-сост. Н. А. Юдина. - М. : Вече, 2006. -320 с.

118. Русский народ. Праздники, обряды и обычаи на Руси / сост. М. Забылин. -М.: Изд-во «Белый город», 2005. - Кн. 1. - 175 с.

119. Руссо Ж. - Ж. Письма к д Алемберу. Письмо о французской музыке / Ж. -Ж. Руссо // История эстетики. Т.2. М.: «Сов. Россия», 1964. С. 392-408.

120. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков; рецензенты: В. П. Даркевич, С. А. Плетнева. - М. : Изд-во «Наука», 1987. - .783 с.

121. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - 2-е. изд. - М. : Наука, 1994.-610 с.

122. Савчук В. В. Режим актуальности [Электронный ресурс] / В. В. Савчук. -Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/savchuk/actual_06.html

123. Сапронов П. А. Культурология : курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. - СПб. : Союз, 1998. - 560 с.

124. Сахаров И. П. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым / сост. С. Д. Ошевский; предисл. Г. П. Присенко. - Тула : Приок. кн. изд-во, 2000. -480 с.

125. Свободная русская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // traditio.ru

126. Силин А. Д. Площади - наши палитры: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А. Д. Силин. - М. : Сов. Россия, 1982. - 206 с.

127. Славянская мифология : энциклопедический словарь. - М. : Эллис Лак, 1995.-416 с.

128. Словари русских мифов и сказок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://supercook.ru/slav/slov-mif-14.html

129. Снегирев И. М. Р усские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. - М. : Сов. Россия, 1990.

130. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон ; Франкфурт-на-Майне ; Париж ; Люксембург ; М. ; Минск : ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.

131. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор; пер. с англ. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с.

132. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 / авт. предисл. М. И. Царев; ред.-сост. Б. Н. Глан. - М. : Искусство, 1976. - 176 с.

133. Терещенко А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. - М. : Русская книга, 1999. - Ч. 4-5. - 333 с.

134. Тихомирова С. В. Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи [Электронный ресурс] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - М., 2008. - 186 с. - Режим доступа: http://www.disserr.com/contents/ 285671. html

135. Токарев А. С., Филимонова Д. Т. Фрагмент из работы «Обряды и обычаи, связанные с растительностью» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.celtica. ru/content/view/48/

136. Толстая. С. М. О семантическом единстве обряда / С. М. Толстая // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды : тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. : в 2 ч. -М., 1988.-Ч. 1.-С. 146-148.

137. Топоров В. Н. Пространство и текст [Электронный ресурс] / В. Н. Топоров. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ni/p/Publ_Toporov_Space.html

138. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. - М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

139. Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В. Н. Топоров // Очерки истории естественнонаучных взглядов в древности. - М., 1982. -С. 8-41.

140. Топоров В. Н. Праздник. [Электронный ресурс] / В.Н. Топорв // Мифы народов мира - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/myth/feast.htm

141. Топоров, В. Н. О ритуале. Введение в проблематику / В. Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках : сб. ст. / отв. ред. Е. С. Новик. - М., 1988. - С. 7-60.

142. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства / Е. Г. Трубина. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 520 с.

^ 143. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - М. : Наука, 1983. - 227 с.

144. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari. yandex.ru/ миф/ Философский%20словарь/Миф/

145. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М. : Прогресс, 1988. - С. 357^02.

146. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг; сост., послесл., коммент. Н. Брагинской; библиогр. М. Ю. Сорокина, Н. Ю. Костенко. - 3-е изд., испр., доп. - Екатеринбург : У.-Фактория, 2008. - 896 с.

147. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы / О. Фрейденберг. - JL: Гослитиздат, 1936. - 454 с.

148. Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д. Фрэзер. - 2-е изд. -М. : Политиздат, 1986. - 702 с.

149. Хайдеггер М. Бытие и время. [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер. -Режим доступа: http://www.heidegger.ru/heidegger_bytie_i_vremya_screen.pdf

150. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга. - М. : Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

151. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / И. Хёйзинга; пер. с нидерландского и сост. Д. В. Сильвестрова. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-пресс, 2003.

152. Хёйзинга. И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня / И. Хёйзинга. -М. : Прогресс, 1992. С. 41.

153. Хренов Н. А. Игра в истории культуры / Н. А. Хренов // Традиционная культура. - 2001. - № 1. - С. 19.

154. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. - М. : Едиториал УРСС. - 2002. - 448 с.

155. Цель менеджмента - результат (Перформанс) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.treningoff.ru/articles_235.html

156. Чернов JI. С. Парадокс ритуального созерцания времени : между наглядностью и априоризмом : 09.00.13. автореферат дис.... канд. филос. наук. -Екатеринбург, 2000. - 19 с.

157. Чернов JI. С. Человек в современном мире (на материале кино) / JI. С. Чернов // Между прошлым и будущим: социальные отношения : материалы VIII научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2005. - С. 145-150.

158. Черняк Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ : учеб. Пособие / Ю. М. Черняк. - Минск : ТеатраСистемс, 2004. - 224 с.

159. Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория : учебник для студентов ин-тов культуры / А. И. Чечетин. - М. : Просвещение, 1981. -192 с.

160. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений : учеб. для высш. театр, учеб. Заведений / И. Г. Шароев. - М. : Просвещение, 1986. - 461 с.

161. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг; под общ. ред. П. С. . Попова. - М. : Изд-во «Мысль», 1999. - 608 с.

162. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер // Собр. соч. : в 8 т. - М. : Госполитиздат, 1950. - Т. 6. - 762 с.

163. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1994. - 240 с.

164. Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь : учеб.-метод. пособие / И. Б. Шубина. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 288 с. - (Высшее образование).

165. Шубина И. Б. Зрелище в культуре [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. - Ростов н/Д, 2005. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0510/ 050510023.pdf

166. Шуклин В. В. Русский мифологический словарь / В. В. Шуклин. -Екатеринбург : Уральское изд-во, 2001. - 384 с.

167. Шуклин В. Мифы русского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zg0.ru/3011 -Vladimir-shuklin-mify-russkogo-naroda/

168. Эко. У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - ТОО ТК «Петрополис», 1998.-432 с.

169. Элиаде М. Аспекты мифа : пер. с франц. - М. : Академический Проект, 2000. - 222 с. - («Концепции»).

170. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. - М. : Прогресс, 1987. - 312 с.

171. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Прогресс, 1978. -237 с.

172. Юрлова С. В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления / С. В. Юрлова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 2 (76).-С. 15-22.

173. Юрлова С. В. Проблема «конструирования» государственных праздников в современной России / С. В. Юрлова // Между прошлым и будущим: социальные отношения : материалы VIII научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2005.-С. 151-153.

174. Thines G. Dictionnaire General des Sciences Humaines / G. Thines, A. Lem-pereur. - Paris, 1975. - P. 391.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.