Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Сугатова, Елена Петровна

  • Сугатова, Елена Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 181
Сугатова, Елена Петровна. Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Барнаул. 2001. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сугатова, Елена Петровна

Введение.

Глава I. Идейные и теоретические основы общественного идеала

В.С.Соловьева.

1.1. Природа и специфические особенности общественного идеала

В.С.Соловьева.

12. Влияние западноевропейской философии на формирование историософских взглядов В.С.Соловьева.

1.3. Отечественные истоки общественного идеала В.С.Соловьева.

Глава П. Становление и эволюция идеи свободной теократии в историософской концепции В.С.Соловьева.

2.1. Концепция В.С.Соловьева о развитии теократической идеи в истории человечества.

2.2. Роль России в осуществлении теократического идеала.

2.3. Эсхатология в философии истории В.С. Соловьева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева»

Актуальность темы исследования объясняется современной ситуацией в России, которая, пройдя через коллизии и потрясения XX века, вновь оказалась на распутье перед выбором пути, остро нуждаясь в общественном идеале. Идеал - это тот выспшй образец, по которому отдельный человек и общество в целом сознательно и целенаправленно строят свою жизнь. Понятие идеала, выделяя человека из животного мира, давая смысл его существованию, имманентно самой природе человеческой. Поэтому очевидно, что кризис идеалов в обществе, характерный для переходных исторических периодов, а именно к таковым относится наша современная ситуация - явление социально опасное. Сказанное Т.Карлейлем более ста лет назад по поводу Французской революции как нельзя более соответствует переживаемому нами времени: «Крайне опасно, когда нация, отбросив свои политические и общественные установки, превратившиеся для нее в погребальный саван, становится трансцендентальной и должна прокладывать себе дикие тропы сквозь хаотическое новое, где сила еще не отличает дозволенного от запрещенного и преступление и добродетель бушуют вместе, нераздельно, во власти страстей, ужаса и чудес! »[42. С.367].

Ситуация дзАовного поиска усугубляется тем, что неудавшаяся попытка построения социализма в СССР воспринимается многими нашими современниками как несостоятельность и ненужность общественного идеала в принципе. В такие исторические моменты просто необходимо не поддаться общему нигилистическому настроению - «все позволено», не плыть по течению опрощения, не строить свою жизнь по трафарету западного образца, а, критически осмыслив прошлое и настоящее, отделив зерна от плевел, пытаться сохранять все ценное, выработанное многострадальной русской нацией. Надежным подспорьем в этом будет философский анализ представлений об общественном идеале В.С.Соловьева - великого русского мыслителя, создателя первой в России философской системы, основателя школы всеединства, жизнь, философское и поэтическое творчество которого оказало значительное влияние на русскую философию и культуру XX века.

Обращение к историософской проблематике В.С.Соловьева поможет не только осознанию прошлого, но настоящего и будущего как закономерного следствия дня вчерашнего. Оно поможет нам понять, кто мы есть и кем можем быть в истории. В.С.Соловьев, следуя традициям русской мысли, придает историософии особое значение. По мнению Н.А.Бердяева, «вся его философия, в известном смысле, есть философия истории, учение о путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему. Его теократия есть историософическое построение»[5. С. 195]. Э.Л.Радлов также отмечает пронизанность всего творчества В.С.Соловьева историософскими идеями: «никогда философия и история не достигала такого полного слияния, почти отождествления, как в мыслях русского философа»[69. С. 171].

Исходя из этого, очевидно, что философия В.С.Соловьева не может быть понята без ее важнейшей составляющей - историософии, центральной мыслью которой, как справедливо заметил Ф.В.Асмус, является «мысль об осуш,ествимости идеи и об идеальности осуществляющегося, иначе вера в то, что жизнь доступна преобразованЕпо, а мысль - исполнению и осуществлению»[3. С.22-23]. Таким образом, вопрос об общественном идеале становится краеугольным камнем в понимании соловьевской историософии.

Следует подчеркнуть, что в отечественном соловьеведении не было специальных исследований проблемы общественного идеала в философии В.С.Соловьева, что приводит к ее противоречивым, а иногда и упрощенным интерпретациям. Большинство исследователей (Н.А.Бердяев, В.И.Болдырев, В.А.Кувакин, К.В.Мочульский, Е.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский, В.Ф.Эрн и др.), признавая идеал свободной теократии утопичным, считают его самым слабым звеном соловьевской системы. По их мнению, осознание этого привело В.С.Соловьева к разочарованию в теократическом учении и перелому

В мировоззрении. Эволюция историософской концепции понимается названными исследователями как движение от оптимистических построений к «философии конца».

С нашей точки зрения, теократический идеал, являясь проявлением принципа всеединства применительно к общественным отношениям, сохранял значимость для В.С.Соловьева в течение всей его жизни. В связи с этим представляется актуальным исследование общественного идеала: его природы, сущности, метафизических оснований, западноевропейских и отечественных истоков, эволюции и роли России в его воплощении. Данная диссертационная работа может стать не только еще одним шагом в отечественном соловьеведении, но и способствовать осмыслению проблемы общественного идеала, влияя тем самым на рост национального самосознания и актргоизацию сознательного социального творчества в современной России.

Степень разработанности проблемы. За прошедшее столетие философско-религиозному наследию В.С.Соловьева посвящены сотни научных работ. Так, например, уже через десятилетие после смерти русского мыслителя библиография работ, связанных с соловьевским творчеством, состояла более чем из 200 наименований, к 1973 году, по подсчетам французского ученого Ж.Руппа, было опубликовано 433 текста, а наиболее полная библиография, составленная в 1978 году Л.Венцлером, насчитывает сотни статей, тезисов, монографий и диссертаций. На сегодняшний день, по предварительным подсчетам, философии В.С.Соловьева посвящены более тысячи публикаций.

Однако, несмотря на многочисленность исследований, историософия В.С.Соловьева еще недостаточно осмыслена, включая и проблему общественного идеала, которая не была предметом специального исследования в отечественном соловьеведении. Тем не менее, среди дореволюционных работ, уделяющих внимание проблемам историософии, и косвенно затрагивающих теократическое 5Д1ение, выделяются работы

Н.А.Бердяева «Проблема Востока и Запада в религиозном сознании В л. Соловьева», В.Л.Величко «Владимир Соловьев. Жизнь и творения», Э.Л.Радлова «Владимир Соловьев. Жизнь и учение», С.М.Лукьянова «О Владимире Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии». По самое глубокое освещение историософская проблематика получила в двухтомном труде Е.П.Трубецкого «Миросозерцание Вл.С.Соловьева», выщедшем в 1913 году. В нем представлен анализ отечественных истоков, сущности и противоречий теократического учения. Однако, убежденность автора книги в утопичности соловьевской историософии отразилась на объективности анализа и суждений. Как отмечает С.М.Соловьев, жизнь философа «рисуется Трубецким как история заблуждений» [148. С.7]. Ведя с незримым В.С.Соловьевым полемику, Е.Н.Трубецкой более всего утверждает свое миросозерцание. Не лишним будет заметить, что его взгляды на теократическое учение В.С.Соловьева как на утопию повлияли на мнения последующих исследователей и часто принимались а priori как истинные при рассмотрении историософии и творческой эволюции русского мыслителя.

В 30-50-е годах XX века имя В.С.Соловьева замалчивалось в СССР, и диссертанту не удалось обнаружить публикации, посвященные его историософии. Начиная с конца 60-х годов, появляются несколько диссертационных исследований по философии истории В.С.Соловьева, имеющие, согласно велению времени, ярко выраженный идеологический акцент: Е.П.Рышков «Критика религиозно-нравственного учения В.С.Соловьева» (1968), В.В.Спиров «Философия истории Вл.Соловьева в ее развитии и преемственности (исторические судьбы одной теократической утопии)» (1969), С.Т.Баранов «Критика социально-политических аспектов в философско-религиозной концепции Вл.Соловьева» (1974). Установки советских исследователей на критический анализ приводили к постановке соответствующих задач исследований. Так, например, В.В.Спиров, называя В.С.Соловьева страстным идеологом религиозно-социального реформаторства, видит основную задачу своей диссертации в раскрытии реакционно-утопического характера соловьевской философии истории. Вывод диссертанта вполне закономерен; «полнейшая несостоятельность богословско-спекулятивной системы» В.С.Соловьева «делает задачу по ее конкретно-критическому анализу излишней»[149. С.42].

Потребовались десятилетия для преодоления односторонней идеологической критики философии В.С.Соловьева. В 80-е годы появляются работы В.Н.Акулинина, В.Ф.Асмуса, Р.А.Гальцевой и И.Б.Роднянской, В.А.Кувакина, А.Ф.Лосева, Е.Б.Рашковского, ломающие сложившиеся в советское время стереотипы в рассмотрении некоторых положений теократического учения. Значимость этих исследований трудно переоценить: для большинства советских философов это были первые «встречи» с великим мыслителем земли русской. В работах А.Ф.Лосева «Вл.Соловьев» (1983) и «Вл.Соловьев и его время» (1990) помимо достаточно полного изложения биографии В.С.Соловьева, широкой панорамы его интеллектуального окружения, проанализированы источники философского творчества В.С.Соловьева, представлен критический обзор его произведений, а также рассмотрено мировоззрение религиозного мыслителя, в том числе и его социально-исторические искания.

С начала 90-х годов наблюдается устойчивый интерес к историософии В.С.Соловьева. Ей посвящены диссертации В.И.Болдырева «Судьба России в философии истории Вл.Соловьева» (1993), С.М.Абдрасулова «Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX века П.Я.Чаадаева, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева» (1995), П.Б.Бондарева «Философия истории Вл.Соловьева» (1996). Внося несомненный вклад в отечественное соловьеведение, эти работы все же не воссоздают целостнзлю концепцию философии истории В.С.Соловьева. Как правило, авторы в своем анализе ограничиваются работами раннего периода. Основываясь на соловьевской концепции «трех сил», они распространяют ее на всю философию истории, не учитывая в должной мере эволюцию взглядов русского мыслителя, или интерпретируя ее как движение от оптимистических построений к пессимизму и апокалиптике. Проблемы соловьевской историософии нашли отражение и в диссертациях Е.В.Гутова, Ю.П.Ивонина, В.М.Каменева, Л.К.Нагорной, О.Ю.Ролдугиной. Удивительным кажется тот факт, что большинство исследователей, изучаюпхих философию истории В.С.Соловьева, недостаточно обращаются к библейским текстам. А ведь именно они были для него как христианского философа основой мировоззрения и историософских построений.

Значительным шагом в изучении проблем философии истории В.С.Соловьева стала книга В.В.Сербиненко «Владимир Соловьев: Запад, Восток, Россия», увидевшая свет в 1994 году. В ней раскрывается органический характер преемственности историософских идей в русской философской традиции, и рассматриваются некоторые вопросы соловьевского теократического учения. Несомненным вкладом в осмыслении проблемы общественного идеала В.С.Соловьева является монография М.В.Максимова «Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент». Автор, проанализировав теократию и эсхатологию В.С.Соловьева, раскрывает их конструктивное значение для его историософской концепции. С его точки зрения, философско-исторические взгляды русского мыслителя в основе своей остались прежними, но, бесспорно, претерпели постепенную эволюцию: на протяжении всей творческой деятельности шел процесс переработки, достраивания, уточнения.

Среди современных исследователей, обращающихся к изучению философии истории В.С.Соловьева можно А.И.Абрамова, Б.Н.Бессонова, П.П.Гайденко, Г.Ф.Гараеву, А.В.Гулыгу, Б.В.Емельянова, А.П.Козырева, Н.П.Котрелева, В.В.Кравченко, В.В.Лазарева, Б.В.Межуева, А.А.Носова, Л.И.Новикову, С.Б.Роцинского, И.Н.Сиземскую, С.С.Хоружия, Л.Е.Шапошникова. Несмотря на значительные результаты, в изучении историософии В.С.Соловьев, где проблема общественного идеала одна из основных, можно констатировать, что она еще не получила целостной и последовательной разработки. Вполне обоснованным представляется мнение М.В.Максимова, который отмечает, что С5Ш];ествующие исследования носят фрагментарный характер, «практически мало изученными остаются вопросы идейных истоков, метафизического обоснования и методологических принципов построения историософии Вл.Соловьева»[57. С.ЗГ .

В отличие от России в советский период. Запад утрачивал традиции изучения творчества В.С.Соловьева. Большую роль в ознакомлении Западной Европы с наследием В.С.Соловьева сыграли русские философы, волею судьбы оказавшиеся на чужбине: Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков, В.В.Зеньковский, Н.Н.Зернов, А.Кожевников, Н.О.Лосский, К.В.Мочульский, Д.Стремоухов Г.В.Флоровский, С.Л.Франк и др.

Внимание зарубежных соловьеведов чаще всего обращено на проблемы влияния западноевропейской философии на В.С.Соловьева, смысла истории, эсхатологии, экуменизма, религии, мистицизма и учения о Богочеловечестве. Среди этих работ выделяются: Г.Закке «Философия истории В.С.Соловьева: к характеристике русского мировоззрения» (1929), А.Кожевников «Философия истории Владимира Соловьева» (1930), Э.Мюнцер «Соловьев и смысл истории» (1949), Х.Зеймер «Философия истории Соловьева» (1951), Дж.Новикас «Гегель и доктрина историчности Владимира Соловьева» (1966), Л.Венцлер «Свобода и зло по Владимиру Соловьеву» (1978), А.Игнатов •«Соловьев и Бердяев как философы истории: идеи и современное значение» (1997). Теократическое учение и представления В.С.Соловьева об общественном идеале рассматривается в работах Ж.Руппа, Ф.Руло, Дж.Саттона, Ф.Коплстона, Р.Пула.

Из современных зарубежных исследований отметим докторскую диссертацию Дж.Саттона «Религиозная философия Владимира Соловьева: к переоценке», (1988). В ней обращается особое внимание на стремление

В.С.Соловьева к поиску путей и средств осуществления христианского идеала в личной и общественной жизни, закономерно вытекающее из его понимания христианства как религии, которая «нацеливает человека на активное участие в духовном преобразовании общества» [173. С. 180]. Высоко оценивая соловьевский общественный идеал, английский исследователь анализирует ряд связанных с ним философско-исторических идей: учение о Богочеловечестве, Царстве Божием, теократической концепции. Дж.Саттон, посвящая теократическому ученрпо целый раздел книги, приходит к выводу о том, что В.С.Соловьев до конца своих дней верил в торжество добра.

Таким образом, краткий экскурс в историю западноевропейского соловьеведения показывает постоянный и неослабевающий интерес к философии истории русского мыслителя. Отметим достижения в исследованиях метафизической основы историософских построений В.С.Соловьева, его церковных взглядов, идейных истоков соловьевских концепций, истории как богочеловеческого процесса. Однако, целостной реконструкция историософии В.С.Соловьева в зарубежных исследованиях также еще не появилось. Очевидно, что без достаточного интереса к российской национальной проблематике, к культурно-историческому контексту, в котором жил и творил философ невозможно понять суть историософии и общественного идеала В.С.Соловьева.

Цель диссертационного исследования - выявить суть общественного идеала В.С.Соловьева, осуществить его реконструкцию и рассмотреть соловьевскую концепцию реализации теократической идеи в истории человечества.

Достижение цели предваряет решение ряда задач:

- выявить специфику и природу общественного идеала В.С.Соловьева;

- проанализировать западноевропейские, отечественные и библейские истоки соловьевского общественного идеала;

- дать интерпретацию идеала свободной теократии В.С.Соловьева, его значения, роли и эволюции в историософской концепции философа;

- показать взгляды русского мыслителя на значение и роль русского, еврейского, польского и других народов в осзчцествлении теократического идеала; обосновать изначальную эсхатологичность историософии В.С.Соловьева;

Объектом диссертационного исследования выступает теория и методология общественного идеала в истории русской философии.

Предметом исследования - проблема общественного идеала в философии В.С.Соловьева.

Методологической и теоретической основой исследования являются единство общенаучных принципов целостности, системности, объективности, конкретности, историзма, сочетание герменевтического, историко-философского и культурно-сравнительного анализа. В исследовании автор опирался, прежде всего, на сочинения В.С.Соловьева, теоретико-методологические результаты работ П.П.Гайденко, А.Ф.Лосева, М.В.Максимова, К.В.Мочульского, С.Б.Роцинского, Дж.Саттона, В.В.Сербиненко, С.М.Соловьева.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Реконструирован общественный идеал В.С.Соловьева, выявлены его природа и специфические особенности.

2. Проанализированы библейские, западноевропейские, и отечественные истоки общественного идеала В.С.Соловьева.

3. Дана интерпретация идеала свободной теократии В.С.Соловьева, показана его органическая связь с историософией и философией всеединства.

4. Показано соловьевское понимание значения и роли теократического идеала в истории человечества.

5. Рассмотрены представления философа о провиденциальной миссии России в воплощении теократического идеала.

6. Обосновано изначальное присутствие эсхатологии в историософской концепции В.С.Соловьева.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она стала еще одним шагом в изучении сложной проблемы в историософии В.С.Соловьева. Разночтения в трактовке соловьевского общественного идеала приводили исследователей к противоречивым выводам, что сказывалось на интерпретации всей его философской системы. Результаты, к которым пришел автор дают основания для пересмотра концепций некоторых исследователей, касающихся периодизации творчества В.С.Соловьева, эволюции теократического учения, эсхатологии, теоретических и идейных источников его историософии.

Материалы и выводы диссертации могут использоваться в научно-исследовательской работе по изучению русской религиозной и социальной философии, а также в учебном процессе при чтении основных и специальных курсов по философии. Идеи и положения диссертационной работы могут также применяться в образовательной, политической, религиозной, идеологической и других видах деятельности с целью воздействия на формирование мировоззренческих основ, как личности, так и общества. Результаты исследования могут сыграть положительную роль в решении проблемы теоретического обоснования духовно-нравственных ориентиров современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общественный идеал В.С.Соловьева представляет собой один из главных элементов его историософии, в котором раскрывается идея всеединства применительно к сфере общественных отношений.

2. Свободная теократия понимается В.С.Соловьевым двояко: во-первых, как боговластие, как свободное соединение человечества с Богом, во-вторых. как особая форма общественного устройства, способная осуществлять божественное, всеединое начало в обществе.

3. Представления В.С.Соловьева об общественном идеале стали результатом самостоятельного философского творчества и синтезирующего подхода к наследию прошлого. Среди идейных и теоретических источников наиболее значимыми являются Библия, философия Платона, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, О.Конта, славянофилов, Ф.М.Достоевского, Н.Ф.Федорова.

4. Историософская концепция В.С.Соловьева не претерпела принципиальных изменений в течение его жизни. Основанная на библейских пророчествах соловьевская эсхатология является органичной составной частью историософии. Постоянно присутствуя в творчестве философа, она приобретает для него особую актуальность в конце его земного пути.

Апробация исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования нашли отражение в семи научных публикациях и выступлениях: Международном конгрессе «Жизненные силы славянства на стыке веков и мировоззрений» (ноябрь 1999 г., Барнаул), Международной конференции «В.С.Соловьев и его философское наследие» (28-30 августа 2000 г., Москва), Всероссийской конференции «Идейное наследие Вл.Соловьева и проблемы наступающего века (к 100-летию со дня смерти)» (5-6 октября 2000 г., Омск) и других.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии БГПУ и семинарах аспирантов. Основные положения научной работы использовались при подготовке и чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий в БГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Сугатова, Елена Петровна

Такие выводы, по нашему убеждению, связаны с недооценкой христианской основы миросозерцания В.С.Соловьева, что отразилось на неверной интерпретации его теократического идеала и эсхатологии. Общепринятая трактовка теократии как государственного устройства, признаком которого является юридическое господство религии в области мирских отношений, не достаточна для понимания общественного идеала В.С.Соловьева. Поэтому цель диссертационного исследования и состояла в выявлении его сути и реконструкции, а также в рассмотрении соловьевской концепции реализации теократической идеи в истории человечества.

Представления В.С.Соловьева об общественном идеале исходили из принципа всеединства, который выступал у него основным критерием и в оценке общественных отношений, и в оценке идеального (должного) и не должного бытия. По мнению русского философа, идеальное бытие отличает наибольшая самостоятельность частей при единстве целого. Этот же критерий стал основополагающим при характеристике идеального общественного строя, называемого В.С.Соловьевым свободной теократией или Вселенской Церковью.

Философ считал, что именно теократическое устройство способно воплотить образ Божественной Троицы в общественной жизни человечества. Церковь, лежащая в основе теократического общества, определяет собою его безусловные цели, а государственные и экономические сферы призваны служить формальной и материальной средой для осуществления Божественного, всеединого начала в обществе. Идеал свободной теократии В.С.Соловьева родственен славянофильскому и воплощает славянофильскую идею соборности - свободного и органического единства, основанного на взаимной любви.

Следуя славянофильской традиции, В.С.Соловьев был убежден, что религиозное начало должно стать определяющим, как в жизни отдельного человека, так и общества. Поэтому ни социализм, ни другие социальные учения, опирающиеся только на волю человеческую - классовзто или народную, не способны воссоздать идеальное общество. Христианство, по мнению философа, дает человечеству не только общественный идеал, но и пути к его достижению. Сущность истинного христианства он видит в перерождении человечества и мира в духе Христовом и в превращении мирского царства в Царство Божие, которое не от мира сего. Таким образом, христианство представляет собой религию не только личного спасения, но и спасения мира: оно имеет социальную задачу, которую до сих пор не выполнило.

Ключевую роль в воплощении общественного идеала, с точки зрения В.С.Соловьева, играет человек, который как существо богоземное, совершенствуясь сам, совершенствует окружающий мир. Однако, это длительный и постзтпенный процесс, проходящий определенные необходимые этапы. Философ отмечал, что представления об общественном идеале отражаются в сознании отдельных людей, которые, нравственно превосходя свое окружение, задают более высокие нормы существования, изменяя тем самым мир вокруг себя. Это приводит к изменению общественных норм.

Обновленное общество в свою очередь способствует нравственному совершенствованию больших масс. С точки зрения В.С.Соловьева, такая инициация, происходит постоянно, что постепенно и неуклонно ведет человечество к осуществлению общественного идеала - свободной теократии.

Опираясь на богооткровенную Книгу, русский мыслитель рассматривал историю человечества как реализацию теократической идеи, прослеживая ее развитие в истории человечества: от сотворения Адама, через личную, национальную еврейскую, христианскую средневековую к всемирной теократии, в осуществлении которой значительную роль призвана сыграть Россия.

В отличие от славянофилов, В.С.Соловьев не отождествлял русское и вселенское, что привело их, по его мнению, к обоготворению русской нации и православия. Применяя принцип всеединства или цельности (в терминологии славянофилов) ко всем сферам бытия, В.С.Соловьев был более последователен. Видя в человечестве единый организм, в котором каждая нация как отдельный орган ценна и выполняет свою функцию, он критиковал зоологический национализм славянофилов. Особенно страстно философ выступал против притеснений двух других теократических народов: поляков и евреев, нахождение которых на территории России было для него не случайным фактом.

С точки зрения В.С.Соловьева, историческая обязанность России состоит в восстановлении образа Божественной Троицы, в воссоединении человечества с божественным началом, в соединении церквей. Мьюлитель многократно подчеркивал, что разделение единого христианского древа значительно тормозит духовное развитие человечества, а ослабление религиозного начала в обществе приводит к тяжелым социальным последствиям: войнам, революциям, насилию, падению нравственного уровня, самоубийствам и т.п. Выступления В.С.Соловьева за соединение Церквей сделали его в глазах многих христиан религиозным реформатором, предтечей экуменизма.

Веря в великую будущность России, философ подчеркивал, что для выполнения своей теократической задачи ей нужно освободиться от духовных болезней и общественных неправд: «казенного» православия, национализма, религиозных и этнических притеснений, антисемитизма. Безусловно, он понимал, что общественные преобразования требуют активного, сознательного и организованного участия всего русского общества. Прилагая постоянные усилия к пробуждению общественного сознания, В.С.Соловьев в начале 90-х годов с горечью констатировал пассивность и равнодушие русского общества, неспособность даже к материальному обеспечению народа, не говоря уже о глубоких общественных преобразованиях.

Однако, разочарование В.С.Соловьева вовсе не означает его отречения от идеала свободной теократии. Осознание того, что преображение человечества зависит не только от усилий отдельного человека, но, прежде всего, от воли Божией, актуализирует в творчестве философа эсхатологию. Основанная на библейских пророчествах соловьевская эсхатология является органичной составной частью его историософии. Настроение радостного ожидания второго пришествия Христа, которое преобразит человечество, наполняет последние страницы духовного завещания мыслителя - «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце истории». Осуществление теократии - боговластия в конце истории станет, по мнению В.С.Соловьева, прологом к эсхатологическому будущему, так как исторический процесс представляет собой лишь определенный этап богочеловеческого и космического процессов, направленных к осуществлению всеединства.

Таким образом, в результате диссертационного исследования можно резюмировать следующие выводы:

1. Общественный идеал В.С.Соловьева представляет собой один из главных элементов его историософии, в котором раскрывается идея всеединства применительно к сфере общественных отношений. Исторический процесс, с точки зрения философа, является частью богочеловеческого, направленного к осуществлению идеи всеединства. Поэтому общественный идеал в его учении онтологичен. А история человечества представляет собой лишь постепенное воплощение идеала в действительности.

2. Вопреки сложившейся традиции В.С.Соловьев определял свой общественный идеал - свободную теократию: во-первых, как боговластие, как свободное соединение человечества с Богом, во-вторых, как особую форму общественного устройства, способную осуществлять божественное, всеединое начало в обществе. Теократическое учение является стержнем историософии В.С.Соловьева и органичным элементом философии всеединства. Вычленение теократического учения как утопии приводит к нарушению целостности философской системы и ее неверным интерпретациям.

3. Представления В.С.Соловьева об общественном идеале сформировались в результате самостоятельного философского творчества и синтезирующего подхода к наследию прошлого. Продолжая традиции русской мысли, философ опирался на Священные Писания, философию Платона, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, О.Конта, Ф.М.Достоевского, Н.Ф.Федорова. Но в основу теократического учения В.С.Соловьевым был положен утверждаемый славянофилами идеал Церкви, призванной воссоединять и примирять всех в Боге.

4. В.С.Соловьев считал, что Россия провиденциально призвана стать третьим теократическим элементом. Он находил подтверждение этому в ее истории и характере русского народа. Для реализации своей миссии Россия должна преобразовывать жизнь общества согласно учению Христа. Воссоздав образ Божественной Троицы, как в самом российском обществе, так и в мире, дав политическую царскую власть Всемирной теократии, воссоединив Восточную и Западную Церковь, осуществив духовные преобразования.

Россия, с точки зрения мыслителя, исполнит свое теократическое предназначение.

5. Историософская концепция В.С.Соловьева не претерпела принципиальных изменений в течение его жизни. Разочарования философа коснулись лишь скорейшего осуществления общественного идеала. По его мнению, воплощение идеала свободной теократии произойдет в конце истории и станет прологом нового этапа богочеловеческого процесса, направленного к всеединству. Таким образом, эсхатология В.С.Соловьева, основанная на библейских пророчествах, является органичной составной частью его историософии.

К сожалению, объем диссертации не позволил в полной мере рассмотреть некоторые вопросы, что высветило перспективы дальнейшего исследования. Так, например, в вопросе об истоках общественного идеала В.С.Соловьева за границами анализа остались патристика, каббалистика, гностицизм, теософия, неоплатонизм, философия Б.Спинозы, Оригена, Августина Блаженного, П.Д.Юркевича. Отдельного исследования требует и обоснование софиологии как метафизической основы историософских построений В.С.Соловьева.

Исключительный интерес, с нашей точки зрения, представляет анализ взглядов на общественный идеал последователей В.С.Соловьева -представителей школы всеединства. Эти исследования помогут глубже понять творчество В.С.Соловьева, сделать обобщающие выводы о типичном и особенном в историософской концепции целой философской школы, определив ее место в современном философском знании. Значимость этих исследований связана с тем, что проблемы всеединства, их преломление на всех уровнях человеческого бытия, приобретают все большую актуальность в связи с проблемами глобализации и интеграции человеческого сообщества.

Заключение

Проблема общественного идеала В.С.Соловьева представляет собой один из центральных, но малоизученных элементов его историософии. За годы исследований в отечественном соловьеведении сложилась традиционная, общепринятая точка зрения на общественный идеал - свободную теократию, как на утопию. Исследователи, придерживающиеся этого мнения, считают, что признание самим В.С.Соловьевым утопичности теократического идеала привело его к перелому в мировоззрении в конце жизни и к пессимистическому взгляду на историю человечества. Таким образом, эволюция соловьевской историософии понимается как движение от оптимистических построений к «философии конца».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сугатова, Елена Петровна, 2001 год

1. Аксаков К.С. Сборник статей Электрон, ресурс.- Электрон, данные (1 файл) - http:// vvww.phuosophy.ru/ ИЬгагу/ catalog.html. - 12.02.2001.

2. Амелина Е.М. В.С.Соловьев: теократическая концепция // Социально-политический журнал. 1993. № 7. - С. 122-128.

3. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. -М.: «Прогресс», 1994. 206с.

4. Бердяев H.A. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл.Соловьева // О Владимире Соловьеве. Томск: «Водолей», 1997. - 192с. -С.96-116.

5. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: «Наука», 1990. - 527с. - С.43-271.

6. Бердяев H.A. Спасение и творчество (два понимания христианства) // Путь. 1926.№2.-С.161-175.

7. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека (опыт персоналистической философии). Париж: Ymsa - Press, 1939. - 222с.

8. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175с.

9. Благова Т.Н. Родоначальники славянофильства. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. - 352с.

10. Бойков В.Ф. Соловьиная песнь русской философии //Соловьев Вл.С: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. - 896 с. - С.7-39.

11. П.Болдырев В.И. Судьба России в философии истории Вл.Соловьева: Автореф. дис. канд. филос.наук: 09.00.03 / Рос.акад. управления. М., 1993.-23с.

12. Бондарев П.Б. Философия истории В.С.Соловьева: Диссертация канд. филос. наук: 09.00.03. Краснодар, 1996. - 136с.

13. Булгаков С.Н. О социальном идеале // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т.1. От марксизма к идеализму. М.: Наука, 1999. -(Социологическое наследие) - 336с

14. И.Булгаков С.Н. Природа в философии Вл.Соловьева // Соч. в 2 т. / вступ.ст., сост., подг. текста С.С.Хоружего. Т.1. М.: Наука, 1993. 603 с. С.17-46.

15. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм: Споры о судьбах России / Редактор-составитель, автор предисловия и комментариев В.Н. Акулинин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -350С.-С.205-233.

16. Величко В. Л. Владимир Соловьев (жизнь и творение) // Соловьев Вл.С: pro et contra / Сост., вступ. статья и примечания В.Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000.- 896с. - С.233-294.

17. П.Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения // Путь. 1926. № 4. -С.96-106.

18. Гайденко П.П. Искушение диалектики: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. Ш 4. -С.75-93.

19. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6. - С.47-57.

20. Галактионов A.A., Шкандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л.: Наука, 1970.-651с.

21. Гальцева P.A. Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале) //Неоконсерватизм в странах Запада 4.2. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР,1982. - 295с. С.227-295.

22. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1993. -349с.

23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. - 477с.

24. Гулыга A.B. Вл.Соловьев и Шеллинг // Историко-философский ежегодник 1987 / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Наука, 1987. - 344с. - С.266-271.

25. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 310с.

26. Гулыга A.B. Шеллинг. 3-е изд. - М.: Соратник, 1994.- 316с.

27. Гутов Е.В. Проблема социальности в русской философии всеединства: Дисс. канд. филос.наук: 09.00.03. / Урал, гос.ун-т. Екатеринбург, 1994. -133с.

28. Давыдов Ю.Н. XX век: движение без будущего? // Диалог. 1992. № 1. -С.89-95.

29. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 576с.

30. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита. Киев: «Путь к истине», 1991. - 392 с. (Памятники богословской мысли). - С. 13-93.

31. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом: Ч. 1 и 2. М.: Сов. Россия, 1987. - 352с.

32. Достоевский Ф.М. Пушкин // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М.: Республика, 1992. - 496с. - С. 136-146.

33. Зб.Зернов H.H. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев / Пер. с английского Ю.М.Табака. М.: Московский рабочий, 1995. - 214с.

34. Иванов В.Я. Религиозной дело Владимира Соловьева // Иванов В.Я. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М.Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428с. (Мыслители XX века). - С.337-345.

35. Ивонин Ю.П. Проблема социального идеала в русской философии конца XIX первой трети XX в.: Автореф. д-ра филос. наук / Урал. гос. ун-т им. М.Горького. - Екатеринбург, 1998. - 28с.

36. Игнатов А. Соловьев и Бердяев как философы истории: идеи и современное влияние // Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. М.: Прометей, 1998. - С.222-241.

37. Каменев В.М. Парадигма русской идеи в русской религиозной философии XIX в.: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.03 / С.-Петербургский ун-т. СПб., 1994.-130с.

38. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в шести томах / Под общ. Ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. Т. 3. М.: Мысль, 1964. - 799с.

39. Карлейль Т. Французская революция. История. М.:Мысль, 1991. - 576с.

40. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383с. - С.61-80.

41. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову // Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383с. - С.117-127.

42. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. -383с.-С.238-272.

43. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383с. - С.199-238.

44. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3. - С. 104-135.

45. Кони А.Ф. Памяти Владимира Сергеевича Соловьева. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1903. - 45с.

46. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Медиум, 1994.- 590с. - С.3-14.

47. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы) / Отв. ред. В.П.Мещеряков. Л.: Наука, 1984.- 195с.

48. Кувакин В.А. Философия Владимира Соловьева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, 1988. - 64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия»; № 8).

49. Лазарев В.В. Философия Вл. Соловьева и Шеллинг // Философия Шеллинга в России XIX века. СПб.: РХГИ, 1998. - 528с. - С.477-498.

50. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / Предисл. A.A. Тахо-Годи. -М.: Молодая гвардия, 2000. 613с. - (Жизнь замечательных людей).

51. Лосский И.О. Вл.Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь. 1926. - № 3. - С.11-21.

52. Лукьянов СМ. О Владимире Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. М.: Книга, 1990. Кн.1. - 440с.

53. Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. Монография. М.: Прометей, 1998. - 242с.

54. Максимов М.В. Историософия Вл.Соловеьва в отечесвенной философской мысли // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Вып.2. / Отв. Ред. М.В.Максимов. Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т, 2001. - 291с. - С.5-39.

55. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700с.

56. Мень А. О Тейаре де Шардене // Вопросы философии. 1990 № 12. - С.89-102.

57. Мочульский К.В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение //Соловьев Вл.С: pro et contra / Сост., вступ. статья и примечания В.Ф.Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000.- 896с. - С.556-829.

58. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX- начало XX в.): Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. -143с.

59. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Сост., вступит, статья А.В.Соболева. М: Пресса, 1991. - 638с.

60. Новиков A.A. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. 302с. - С.136-155.

61. Пивоваров Д.В. В.С.Соловьев о сущности религии // В.С.Соловьев: жизнь, учение, традиции: Материалы I Всероссийской научной заочной конференции, Екатеринбург, январь март 2000 г. Екатеринбург: УрГУ, 2000.-245с.-С.150-154.

62. Письма В.С.Соловьева М.И.Владиславлеву / Публикация и исследование Е.Бакулиной М.: Яуч, 1995. - 75с.

63. Письмо Вл.Соловьева к Л. Толстому. О воскресении Христа // Путь. 1926. № 5. - С.75-77.

64. Письмо императору Александру Ш // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б. Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). -С.683-684.

65. Победоносцев К.П. Письмо к Александру Ш // Соловьев Вл.С: pro et contra / Сост., вступ. статья и примечания В.Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000.-896c.-C.151.

66. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. М.: «Образование», 1913.-267с.

67. Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX первой пол. XX вв. (В.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев): Дисс. канд. филос. наук: 09.00.06. - М., 1998. -167с.

68. РСЦИНСКИИ СБ. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева. М.: РАГС, 1999. - 221с.

69. Рышков Е.П. Критика религиозно-нравственного учения В.С.Соловьева: Автореф. дисс. канд.филос.наук: 09.00.03. / Моск. ун-т. М., 1968. 18с.

70. Самарин Ю.Ф. Предисловие // Хомяков A.C. Сочинения богословские. -СПб: Наука, 1995. 479с. - С. 5-39.

71. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000. - 396с.

72. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.59-167.

73. Соловьев B.C. Византизм и Россия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.562-601.

74. Соловьев B.C. Владимир Святой и христианское государство // Соловьев

75. B. C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.247-262.

76. Соловьев B.C. Грехи России // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»).1. C. 207-211.

77. Соловьев B.C. Евреи, их вероучение и нравоучение // Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. и с примеч. С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 1911 - 1914. Т. 6. - 486с. -С.374-380.

78. Соловьев B.C. Еврейство и христианский вопрос // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.206-256.

79. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ ст., коммент. Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525с. С.236-182.

80. Соловьев B.C. Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 822с. - (Философское наследие). - С.319-323.

81. Соловьев B.C. Замечания на лекцию П.Н. Милюкова // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.492-496.

82. Соловьев B.C. Значение государства // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Ращковского.- М.: «Правда», 1989. 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.549-561.

83. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. -822с. - (Философское наследие). - С. 626-634.

84. Соловьев B.C. Идея человека у Августа Копта // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 822с. - (Философское наследие). - С.562-581.

85. Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.604-637.

86. Соловьев B.C. Исторический сфинкс // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского.- М.: «Правда», 1989. 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.481-491.

87. Соловьев B.C. История и будущность теократии // Соловьев B.C. Собрание сочинений: В Ют. / Под ред. и с примеч. С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 1911 - 1914. Т. 4. - 656с. - С.243-633.

88. Соловьев B.C. Конец спора // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). -С.522-548.

89. Соловьев B.C. Красота в природе // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. -822с. - (Философское наследие). - С.351-389.

90. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 822с. - (Философское наследие). - С.З-138.

91. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 892с. - (Философское наследие). - С.581-756.

92. Соловьев B.C. Личная нравственность и общее дело // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.459-465.

93. Соловьев B.C. Мнимая критика. Ответ Б.Н. Чичерину // Философские науки. 1990. № 3. - С.74-87.

94. Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. -М.: Мысль, 1990. 822с. - (Философское наследие). - С.324-338.

95. Соловьев B.C. Народная беда и общественная помощь // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания

96. H. В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.370-383.

97. Соловьев B.C. Наш грех и наша обязанность // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.384-386.

98. Соловьев B.C. О грехах и болезнях // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.513-530.

99. Соловьев B.C. О духовной власти в России // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.43-58.

100. Соловьев B.C. О народности и народных делах России // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.279-292.

101. Соловьев B.C. О подделках // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 687с. - (приложение к жзфналу «Вопросы философии»). - С.305-316.

102. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 822с. - (Философское наследие). - С.339-350.

103. Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 21 Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990.- 822с. (Философское наследие). - С.390-404.

104. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. -892с. - (Философское наследие). - С.47-548.

105. Соловьев B.C. Ответ А.С.Павлову // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского.- М.: «Правда», 1989. 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.414-418.

106. Соловьев B.C. Письма / Под ред. Э.Л.Радлова. T.IV Пб.: «Время», 1923. -244с.

107. Соловьев B.C. Письма Владимира Сергеевича Соловьева / Под ред. Э.Л.Радлова. Т. 1-2. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1908. -283с.

108. Соловьев B.C. Письма Владимира Сергеевича Соловьева / Под ред. Э.Л.Радлова. Т. 3. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1911. -340с.

109. Соловьев B.C. Письма // Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ ст., коммент. Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525с. - С. 474-496.

110. Соловьев B.C. Письмо императору Николаю II // Россия и Вселенская Церковь. Мн.: Харвест, 1999. - 1600с. - (Классическая философская мысль). - С.660-666.

111. Соловьев B.C. Письмо о восточном вопросе // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.636-638.

112. Соловьев B.C. Планы и черновики // Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 2. М.: Наука, 2000. - 394с. - С. 162-178.

113. Соловьев B.C. Понятие о Боге // Соловьев B.C. Собрание сочинений: В Ют. / Под ред. и с примеч. С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение. Т. 9. - 486с. - С.3-32.

114. Соловьев B.C. По поводу последних событий // Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ ст., коммент. Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525с. - С.428-432.

115. Соловьев B.C. Порфирий Головлев о свободе и вере // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.497-508.

116. Соловьев B.C. Предисловие ко второму изданию «Национального вопроса в России» // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Ращковского. М.:

117. Правда», 1989. 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). -С.260-263.

118. Соловьев B.C. Решенный вопрос // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подтотовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.409-413.

119. Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь // Россия и Вселенская Церковь. Мн.: Харвест, 1999. - 1600с. - (Классическая философская мысль). - С.233-524.

120. Соловьев B.C. Россия и Европа // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1.1 Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.333-396.

121. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. -М.: «Правда», 1989. 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.219-246.

122. Соловьев B.C. Русский национальный идеал // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.286-295.

123. Соловьев B.C. Самосознание или самодовольство? // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.592-603.

124. Соловьев B.C. Свобода и зло в философии Шеллинга // Историко-философский ежегодник 1987 / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Наука, 1987.-344с.-С.271-278.

125. Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания

126. Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С. 433-500.

127. Соловьев B.C. Славянский вопрос // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.311-326.

128. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., обш;. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мьюль, 1990. -822с. - (Философское наследие). - С.493-547.

129. Соловьев B.C. София // Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 2. М.: Наука, 2000. - 394с. - С.9-161.

130. Соловьев B.C. Спор о справедливости // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.509-521.

131. Соловьев B.C. Стихотворения // Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ ст., коммент. Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525с. - С.434-458.

132. Соловьев B.C. Судьба Пзшхкина // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / Вступ. статья Р.Гальцевой и И.Роднянской. М.: Искусство, 1991. - 701с. - (История эстетики в памятниках и документах). -С.271-300.

133. Соловьев B.C. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии // Соловьев B.C. Собрание сочинений: В Ют. / Под ред. и с примеч. С.М.Соловьева и Э.Л.Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение. Т. 6. - 486с. - С.3-32.

134. Соловьев B.C. Творения Платона // Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь. -Мн.: Харвест, 1999. 1600с. - С.1149-1158.

135. Соловьев B.C. Теоретическая философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 892с. - (Философское наследие). - С.757-831.

136. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1990. - 822с. - (Философское наследие). - С.635-762.

137. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. -М.: Мысль, 1990. 822с. - (Философское наследие). - С.289-323.

138. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1.1 Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). -С. 19-31.

139. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и сост. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги. -М.: Мысль, 1990. 822с. - (Философское наследие). - С. 139-288.

140. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 735с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.5-172.

141. Соловьев B.C. Что требуется от русской партии // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., подготовка текста и примечания Н.В.Котрелева и Е.Б.Рашковского. М.: «Правда», 1989. - 687с. -(приложение к журналу «Вопросы философии»). - С.327-332.

142. Соловьев СМ. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / Послесл. П.П.Гайденко; Подготовка текста И.Г.Вишневецкого. М.: Республика, 1997. - 431с.

143. Спиров B.B. Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности (исторические судьбы одной теократической утопии): Дисс. канд. филос.наук: 09.00.03 М., 1969. - 209с.

144. Трубецкой E.H. Миросозерцание В л. С. Соловьева. Т. 1. М.: Медиум, 1995. - 604с. - (приложение к журналу «Вопросы философии»).

145. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. Т. 2. М.: Путь, 1913. -415с.

146. Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Путь. 1926. № 5. - С.42-50.

147. Фейербах Л.А. К критике философии Гегеля // Избранные философские произведения. В 2 т. / Общ. редакция и вступ. ст. М.М.Григорьяна. Т. 1. -М.: Госполитиздат, 1955. 676с. - С.53-96.

148. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. -4 6 4 с.

149. Флоровский Г.В. Новые книги о Владимире Соловьеве. Одесса: «Центральная» типография, 1912. - 18с.

150. Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: «Наука», 1990. - 527с.- С.272-378.

151. Флоровский Г.П. Метафизические предпосылки утопизма // Георгий Флоровский Из пропшого русской мысли. М.: «Аграф», 1998. - 432с. -(серия «Путь к очевидности). - С.265-292.

152. Франк СЛ. Ересь утопизма // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. -400с. - С.378-395.

153. Франк СЛ. О «Трех разговорах» В.Соловьева // Наука и религия. 1992. №3.-0.42-43.

154. Хомяков A.C. Письма к В.Пальмеру (Х-ХП) // Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Медиум, 1994. - 477с. - С.244-308.

155. Хомяков A.C. Церковь одна // Хомяков A.C. Сочинения богословские. -СПб: Наука, 1995. 479с. - С.39-57.

156. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 447с.

157. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др. М.: Республика, 1994. -5 5 9с.

158. Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996.- 302с. -С.156-187.

159. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.- 200с.

160. Шацкий Ежи. Утопия и традиция. / Общ. Редакция и послесловие В.А.Чаликовой. М.: Прогресс, 1990. - 455с.

161. Шеллинг Ф.В.И. О мировой душе // Сочинения в двух томах / Сост., ред. изд., вступ. статья А.В.Гулыги. Т.1. М.: Мысль, 1987. - 639с. -(«Философское наследие»). - С.89-181.

162. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения в двух томах / Сост., ред. изд., вступ. статья А.В.Гулыги. Т.1. М.: Мысль, 1987. - 637с. («Философское наследие»). - С.227-489.

163. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. ХХХПа СПб.: Общество «Издательское дело», 1901. - 960с.

164. Эрн В.Ф. Гносеология В.С.Соловьева // О Владимире Соловьеве. -Томск: Издательство «Водолей», 1997. 192с. - С. 117-184.

165. George М. Mystische und religiose Erfahnmg im Denken Vladimir Solov'evs.- Gottingen: Vandemoeck, 1988. 384s.

166. Navickas J.L. Hegel and the doctrine of history of Vladimir Solowjew // The Quest for the Absolute. The Hague, 1966. - P. 135-154.

167. Sutton J. Religious of Vladimir Soloyjov: Toward a Reassessment. -Basingstoke; L.: Macmillan, 1988. XVI + 247p.

168. Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Soloviev. Freiburg-Munchen, 1978.-456s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.