Тема востока в историософских воззрениях В.С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Чемурзиев, Адам Уматгиреевич

  • Чемурзиев, Адам Уматгиреевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 144
Чемурзиев, Адам Уматгиреевич. Тема востока в историософских воззрениях В.С. Соловьева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2010. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чемурзиев, Адам Уматгиреевич

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел I.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «ВОСТОК» В ИСТОРИОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЕВА.

Раздел II.

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА В СТАНОВЛЕНИИ ЕДИНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Раздел III.

БУДДИЙСКИЙ ВОСТОК И ЕГО МЕСТО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Раздел IV.

ТЕМА ЕВРЕЙСКОГО ВОСТОКА И ПРОБЛЕМА

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИУДАИЗМА С ХРИСТИАНСТВОМ.

Раздел V.

ХРИСТИАНСКИЙ ВОСТОК

В ИСТОРИОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ B.C. СОЛОВЬЕВА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема востока в историософских воззрениях В.С. Соловьева»

Актуальность темы исследования. В современном глобализирующемся мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений западной и восточных цивилизаций, культур, мировоззрений. Сейчас, как никогда ранее, требуется преодолеть нарастание разделений между сообществами путем утверждения принципа взаимного уважения между людьми, принадлежащими к различным культурам и религиозным традициям.

Необходимость наведения мостов между сообществами, содействия диалогу, пониманию и формированию взаимотолерантного социума в целях устранения существующих в мире диспропорций ощущалась и ранее. Уже на протяжении более ста лет выдвигаются различные концепции сочетания принципов западной и восточных культур через выделение и взаимное дополнение наиболее существенных достижений этих разнородных, цивилизационных ареалов. Такого рода концепции ориентированы на то, чтобы соединить «западную технику и восточную мораль», «работу и молитву», науку и духовные ценности и т.д. Конечно, при этом Запад выступал как носитель преимущественно научно-технического начала, а Восток - морально-гуманистического.

Обострение этих вопросов в современной действительности, характеризующейся все более расширяющимися процессами глобализации, обусловливает необходимость глубокого, всестороннего анализа того наследия российской философской мысли, которое обращало свой взгляд на данную проблему. В этом контексте находится философия Владимира Сергеевича Соловьева, который в своих трудах обращался ко многим актуальным сегодня вопросам. Углубленный анализ творческого наследия этого выдающегося русского мыслителя выявляет такие грани его философской мысли, которые на наш взгляд относятся непосредственно к на-нашему времени.

В рамках данной работы нас заинтересовали те аспекты творчества B.C. Соловьева, которые были связаны с понятием Востока. В его сочинениях «Магомет, его жизнь и религиозное учение», «Еврейство и христианский вопрос», «Византизм и христианство», «Япония», «Китай и Европа», «Исторические дела философии» и целом ряде других данное понятие раскрывается в национально-культурном, религиозном, общеисторическом контексте. Важно отметить, что «Восток» не является у Соловьева неким однородным образованием, а включает в себя широкий пласт определенных национально-этнических и религиозных особенностей, что обусловлено реальным существованием известных «модусов» данного понятия, существенным образом отличающихся друг от друга. В сочинениях Соловьева нами выделяются четыре из них: 1) исламский Восток, 2) буддийский Восток, 3) иудейский Восток и 4) Россия как хрик стианский Восток. С одной стороны, каждое составляющее данного понятия имеет свое особое индивидуальное мировоззрение, на основании которого они и различаются, с другой стороны они имеет некие общие черты.

Концепт «Восток» имеет большое значение, прежде всего для целостного восприятия и осмысления историософских идей мыслителя, в которых он исходил из убеждения о неизбежном наступлении эпохи всечеловечества как единого и взаимосвязанного сосуществования находящих в разных частях планеты наций, народов и культур. Работая в эпоху преобладания европоцентристского подхода, философ сумел подняться над тенденциями общественной мысли того периода. До B.C. Соловьева Восток рассматривался, как правило, в качестве его противопоставления Западу. Осуществление своей ключевой историософской идеи становления всеединого человечества Соловьев связывал в первую очередь именно с примирением этих двух миров. В этом контексте он высказал идеи, которые оказались необычайно созвучны важнейшим тенденциям нашей эпохи, остро поставившей эти вопросы исходя из требований реальных обстоятельств глобального масштаба.

Значение работ русского мыслителя не только в том, что он заявил о равенстве различных культур, их общей важной роли в историческом процессе, но и о возможности, и, более того, о необходимости их примирения, взаимопонимания и согласованного взаимодействия. Россия как страна, характеризующаяся наличием восточного элемента в ее культуре, и которой присущи при этом многие характерные черты западной культуры, по мнению Соловьева, может и должна осуществить свою историческую миссию, явив пример для всего цивилизованного мира в способности примирить и объединить в себе и через себя Запад и Восток.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что творчество Соловьева исследовано достаточно глубоко и многосторонне, проблема Востока в его осмыслении разработана довольно скудно. На сегодняшний день еще нет целостных фундаментальных исследований по данной проблеме, которая была бы созвучна теме нашей диссертации. Однако, несомненно, важное значение в понимании B.C. Соловьевым проблемы Востока имеет анализ сочинений философа видными исследователями его творчества. Прежде всего следует назвать работы современников Соловьева и его ближайших последователей и оппонентов, таких как В.Л.Величко, В.В. Зеньковский, К.Н.Леонтьев, С.М. Лукьянов, Л.М.Лопатин, А.Ф.Лосев, К.В. Мочульский, П.П. Перцов, Э.Л. Радлов, В.В.Розанов, С.М. Соловьев, А.В.Станкевич, Е.Н.Трубецкой, Б.Н. Чичерин. Рассматриваемая проблема в той или иной степени затрагивается в работах В.Ф.Асмуса, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и многих других известных авторов.

Однако, стоит отметить, что в большинстве работ вопросу, интере-ресующему нас в рамках нашего исследования, уделено не столь существенное внимание. В работах названных авторов, где так или иначе присутствует тема Востока, она затрагивается только в контексте противопоставления Западу. Разумеется, эти работы интересны прежде всего для углубленного уяснения многих общих вопросов философии B.C. Соловьева, в частности, его историософии, в контексте которой в диссертации рассматривается проблема Востока.

Активный рост исследовательского интереса к философско-публицистическому наследию B.C. Соловьева, после десятилетий вынужденного перерыва, начинается с середины 80-х годов XX века. Среди многочисленных публикаций появляются книги и статьи, в которых в той или иной степени присутствует тема Востока, освещается та или другая ее сторона. Прежде всего, авторов интересует проблема России как христианского Востока, что же касается остальных аспектов понятия «Восток» (буддийский, исламский, еврейский Восток, целостный анализ проблемы), то работ в этом отношении появлялось очень мало.

Из публикаций конца XX века, в которых те или иные грани нашей темы получили освещение, следует назвать прежде всего работы Е.Ю. Барковской, А.В. Журавского, А.И.Кобзева, В.Э. Молодякова, Е.Б. Раш-ковского, Е.С. Сафроновой, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего1. В насту

1 Баркоеская Е.Ю. Владимир Соловьев: взгляд на ислам и мусульманский мир // Вестник РАН. М., 1993. Т. 63. № 10; Журавский А. В. Образ ислама в европейском религиозном сознании // Памир, 1991. № 7 (в статье изложена концепция Вл.Соловьева); Журавский А.В. Исламософия B.C. Соловьева // Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1992; Журавский А.В. Тема Востока и образы Востока в религиозно-философской мысли Вл. Соловьева // Россия и Вселенская Церковь: B.C. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества. М., 2004.; Кобзев А.И. Политическая реальность и ее художественное отражение: к истории одной проблемы // Социально-культурный контекст искусства. М., 1987 (освещена тема Китая в эсхатологии Вл.Соловьева); Кобзев А.И., Рашковский Е.Б. Запад — Россия - Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня, 1990. № 8; Молодяков В.Э. Концепция двух Вос-токов и русская культура Серебряного века // Известия АН — СССР. Серия литературы и языка, 1990. Т. 49. № 6; Рашковский Е.Б. На космическом перевале (востоковедная эвристика русской религиозно-философской мысли XIX - начала XX в.) // Ориентация - поиск. Восток в теориях и гипотезах. М.: Наука - Восточная литепившем столетии появился еще ряд работ где уделено определенное внимание теме Востока в осмыслении B.C. Соловьева. Прямо или косвенно данная тема затронута в исследованиях В.А. Алексеева, Д.К. Ах-тырского, Т.В. Бернюкевич, Д. Д. Данна, И.П. Коваленко, А.В. Кожевникова, И.А. Левинской, Н.В. Мотрошиловой, М.А. Мунтяна, Н.Е. Мусинова, С.Б. Роцинского, И.Г. Федорова2. Отдельно необходимо выделить периодическое издание «Соловьевские исследования»3, которое выходит с начала двухтысячных годов, где, пусть и эпизодически, встречаются экскурсы в данную тему.

Творчество русских философов в его связи с теми или иными религиями и культурами было рассмотрено в диссертационных исследованиях Б.С. Абдижапаровой, Е.К. Гусева, М.С. Уланова, Н.Г. Юхнович4. ратура, 1992; Сербиненко В.В. Проблема взаимоотношения китайской и японской культур в творчестве Вл.Соловьева // Там же. М., 1984; Сербиненко В.В. Из наследия русского философа Вл. Соловьева // Проблемы Дальнего Востока, 1990. № 2; Сербиненко В.В. Соловьев о Китае // Общество и государство в Китае. М., 1982; Сафронова Е.С. буддизм в России. М., 1998; Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии, 1991. № 5.

2 Алексеев В.А. Вл. Соловьев и национальный вопрос в России в контексте «Восток — Запад» // Владимир Сергеевич Соловьев и современность. М.: ВЗФЭИ, 2001; Ахтыр-ский Д.К. Владимир Соловьев и Даниил Андреев о религиозной мысли Индии // Соловьевские исследования, 2004. № 9; Бернюкевич Т.В. Буддизм в русской философской культуре. «Чужое» и «свое». М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009; Дани Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете. М.: Библейско-богословский институт, 1997; Коваленко И.П. Оправдание мусульманства в философии Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. Вып. 17. Иваново, 2008; Кожевников А.В. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии, 2000. № 3; Левинская И.А. Деяние апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.: Логос, 2000; Мотроиатова Н.В. Вл. Соловьев и поиски новых парадигм в западной философии последней четверти XIX века // История философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. М., 2001; Мунтян М.А. Творческое наследие B.C. Соловьева и современные концепции мирового развития // Владимир Сергеевич Соловьев и современность. М.: ВЗФЭИ, 2001; Мусинова Н.Е. Вл. Соловьев в контексте диалога западного и русского символизма // Соловьевские исследования. Вып. 19. Иваново, 2008; Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева // М.: Изд. РАГС, 1999; Федоров И.Г. Владимир Соловьев и Православие // Ковчег, 2000.

3 Соловьевские исследования. Вып. 1—25. Иваново, 2001—2010.

4 Абдыжапарова Б. С. Ислам и национальное сознание (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX-начале XX вв.): диссертация на соискания ученой степени кандидата философских наук / Рос. акад. управления. М., 1994; Гусев Е.К. Анализ преемственности историософских воззрений ранних славянофилов и B.C. Соловьева: диссертация на соискания ученой степени кандидата философских наук / Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2004; Уланов М.С. Буддизм в истории русской

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды самого B.C. Соловьева, а также видных исследователей его творчества, прежде всего так или иначе касавшихся историософской проблематики его сочинений. Использовались как принципы конкретно-исторического подхода к исследованию авторского текста, так и предпринята попытка рассмотрения идей мыслителя в историко-философском срезе, включая анализ отношения к данной проблематике как современников философа, так и исследователей последующего периода.

В целом диссертация выполнена с помощью общефилософских методов познания. Аналитический метод позволил рассмотреть вопрос с разных точек зрения, метод синтетической реконструкции использовался в качестве способа логической и органической связи определенных частей текста мыслителя с целостным фундаментальным замыслом его идеи. В работе применялись исторический и логический подходы в их взаимосвязи, методы историко-философской реконструкции, конкретного текстологического анализа. Специфика исследования потребовала особого внимания к понятийной и концептуальной сторонам соловьевских характеристик религиозно-философских учений Востока. Сравнительный метод дал возможность сопоставить характеристики Соловьевым различных типов культур и мировоззрений.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационной работы является творческое наследие B.C. Соловьева, главным образом та его часть, где представлена историософская концепция русского мыслителя, ориентированная на реальное осуществление его ключевой идеи становящегося всечеловечества. Предметом исследования выступают те аспекты историософского учения Соловьева, в которых содержится осфилософской мысли конца XIX - первой половины XX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / РАГС. М., 2000; Юхнович Н.Г. Концепция всеединства B.C. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма: диссертация на соискания ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006. мысление проблемы Востока, объединяющего различные, культуры, которые, согласно историософской идее мыслителя, наряду с культурами Запада войдут в состав единого человечества.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в том, чтобы на основе конкретного анализа раскрыть смысл и содержание концепта «Восток» в философской интерпретации Соловьева - как в его концептуальной целостности, так и в частных, конкретных определениях; выявить место и значение данного феномена в историософии русского мыслителя. Для достижения этой цели были сформулированы следующие конкретные задачи:

- выяснить особенности концепта «Восток» в трактовке, характерной для философско-общественной мысли второй половины XIX века, и в этом контексте представить взгляд на Восток B.C. Соловьева в рамках его историософской концепции;

- выявить специфику соловьевского понимания характера мусульманского Востока, проследить эволюция взглядов философа на социокультурную природу ислама и оценку его роли как в жизни воспринявших его народов, так и в мировой истории;

- в ходе анализа восприятия B.C. Соловьевым буддийского Востока показать трактовку философом места и роли буддизма в становлении мировой культуры, проанализировать феномен популярности идей буддизма в интеллектуально-культурной среде России конца XIX века;

- исследовать религиозные основы культуры еврейского Востока в трактовке B.C. Соловьева, показать его понимание исторической миссии иудаизма, послужившего истоком для возникновения христианства, в чем Соловьев видел основание для грядущего воссоединения ветхозаветной и новозаветной религий;

- проанализировать социокультурные, религиозные и историософские аспекты проблемы России как «христианского Востока», являющейся одной из ключевых для B.C. Соловьева, выявить особенности его трактовки предпосылок для сближения, примирения и грядущего единения восточной и западной церквей; прояснить точку зрения Вл. Соловьева на перспективы исторического будущего восточных культур в составе единого человечества в контексте актуальности этих идей для современного мира.

Научная новизна исследования. В ходе выполнения поставленных задач были сформулированы следующие выводы и положения, выносимые на защиту.

1. В работе впервые на уровне специального исследования предпринято рассмотрение проблемы Востока в философской интерпретации Соловьева. Установлены объем и содержание понятия «Восток» в его трактовке B.C. Соловьевым, дана характеристика восприятия Востока русским мыслителем в контексте^русской общественной мысли второй половины XIX века.

2. В ходе анализа восприятия B.C. Соловьевым Востока реконструирована структура данного понятия в историософских воззрениях философа, которая включает в себя ряд «образов Востока» как самобытных форм культурного развития, присущих различным культурам: Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток иудейский, Восток христианский. В результате взгляды Соловьева на данную проблему представлены с точки зрения детального анализа особенностей каждого из этих культурных миров - участников мирового исторического процесса.

3. Выявлены философские, исторические и социокультурные предпосылки, выступающие у B.C. Соловьева образующими началами восточных типов жизни; показаны соловьевские оценки роли религиозных вероучений в становлении и развитии культур соответствующих ареалов; выявлены особенности трактовки философом причин появления и распространения основных философских и религиозных учений Востока, фундаментальные основы которых он связывал с особенностями национально-этнического характера воспринявших их народов.

4. Прослежена эволюция взглядов философа на проблему Востока и на вопрос культурного сближения Востока и Запада с учетом роли России в этом процессе. Показаны его характеристики и оценки исторической миссии восточных религий и культур в становлении грядущей всечеловеческой культуры на основе взаимного примирения народов, религий, культур.

5. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что русский мыслитель B.C. Соловьев в своих историософских исследованиях и размышлениях признавал несомненную историческую самоценность всех мировых культур, обосновывал нравственное единство религиозных вероисповеданий как Запада, так и Востока. В этом он видел главную основу для диалога религий и культур в контексте общечеловеческой истории, мыслимой им как становление всеединого человечества. В результате «верификации» некоторых историософских предсказаний Соловьева путем их сопоставления с сегодняшней действительностью доказывается, что мыслитель прозорливо усмотрел в мировом развитии наступление ситуации, которая характеризуется как «целостный и взаимозависимый мир», в составе которого на свободной основе взаимодействуют народы, нации, культуры, религии как Запада, так и Востока.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Материалы научного исследования могут быть использованы для дальнейшего как философско-теоретического изучения творческого наследия B.C. Соловьева, так и для целостного рассмотрения проблематики Востока. Выявленные и рассмотренные в процессе исследования взгляды и принципы, сформулированные самим мыслителем, могут быть применены для социально-философской рефлексии над культурными процессами, проходящими в современном мире, в частности в России. Содержащиеся в диссертации материалы могут также найти применение в историко-философских и социогуманитарных изысканиях, в близких тематике диссертации учебных курсах, использоваться в процессе углубленного анализа творчества русского философа. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в таких дисциплинах, как востоковедение, религиоведение, культурология, социальная психология.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации нашли отражение в пяти статьях, опубликованных в трех тематических сборниках, в научном и общественно-политическом журнале «Социология власти», в периодическом сборнике научных трудов «Со-ловьевские исследования». Общий объем публикаций — около 3 печ. листов. Отдельные положения исследования были также изложены на Володинских чтениях, проводимых кафедрой философии РАГС (2008 г.), на XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, РУДН, 2010 г.). Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (май 2010 г.).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Чемурзиев, Адам Уматгиреевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русского мыслителя в течение всего периода его творчества отличало острейшее восприятие современной ему действительности. Он очень переживал от того, что разобщенный и враждующий мир, движимый в первую очередь субъективными и национально-эгоистическими мотивами, не еще не готов к положительному развитию в русле Добра и Справедливости. Проводя критический анализ состояния предшествующей и современной ему общественно-философской мысли на тему взаимоотношений Запада и Востока, B.C. Соловьев определяет центральную идею своей философии - идею становящегося всеединства всего человечества, в русле которой видит наступление времен, когда все народы и культуры придут к примирению между собой. Осуществление этой идеи философ связывал прежде всего с примирением Запада и Востока. Последний представлял собой особый мир, во многих своих чертах непонятный европейскому человеку. Исследования данной проблематики в творчестве мыслителя дает возможность сформулировать ряд обобщающих выводов как с точки зрения общефилософского взгляда на феномен Востока, так и в отношении каждой частной грани данного понятия.

1. Тема Востока, обратившая на себя внимание российской интеллектуальной общественности XIX века, нашла фундаментальное рассмотрение в творчестве русского философа B.C. Соловьева в контексте его историософской концепции «всечеловечества». Восток и Запад мыслились философом как две коренные части мирового целого, которые призваны вступить на путь взаимного примирения, чтобы с помощью России, совмещающей в себе историко-культурное и духовное влияние этих двух миров, заложить нравственные основы и осуществить реальные шаги по пути становления целостного и взаимосвязанного мира.

2. Понятие индийско-буддийского Востока является важной гранью концепта «Восток» в историософии B.C. Соловьева. Роль буддизма и в целом древнеиндийской мысли в историческом процессе становления мировой культуры и мирового самосознания B.C. Соловьев высоко ценил, поскольку с Индией он связывал не только начало история философии, но и, по его словам, именно там была провозглашена идея, суть которой заключается в том, что «все есть одно». Эта идея единства всего была, по мнению русского мыслителя, первым словом истины, которое возвестило миру о необходимости свободы и братства. Кроме того, в этой идее заключается мысль о всеединстве — концептуальном понятии учения самого Соловьева, лежащем в основе его философского мировоззрения. С точки зрения философа, в буддизме, который представляет собой философию, превратившуюся в религию, принцип всеединства предстает как начало человечности, или антропоцентризм. Именно в человеке абсолютная реальность проявляется разумно, в то время как во внешнем мире она бессознательна и слепа. В результате человек, достигший пробуждения и осознавший «подлинную реальность», возвышается над природой. Тем не менее, в буддизме существенное значение все же имеет та духовная сила, которая признается буддистами не столько в форме отдельной личности, сколько в Сангхе (общине). Это говорит о невозможности для любой индивидуальности сохранять свою полную обособленность, так как она посредством общего религиозного учения неизбежно переходит в общественное объединение.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что B.C. Соловьев высоко оценил роль буддизма в формировании человеческого самосознания, характеризовавшегося в первую очередь высокой оценкой человеческой личности, идей всеединства и равенства. А сама возможность эволюционирования человеческого самосознания в русле универсализма заключается, по мнению философа, в том, что трансцендентно-имманетный феномен жизни, представляемый буддийским учением, самом широком его понимании несет в себе софийную основу. B.C. Соловьев в своем творчестве не противопоставлял буддизм с иным религиозным доктринам, а проводил только сопоставление этих мировоззрений с точки зрения их взаимной дополнительности в мировом масштабе.

3. Соловьевский подход к оценке исламского Востока, как, впрочем, и других «Востоков», отличался двойственностью. С одной стороны, он отмечал застой, отсутствие в мусульманском мире сколько-нибудь заметных шагов по пути прогресса. Придавал большое значение свободе личности, он с горечью писал о том, что личное сознание мусульманина безусловно подчинено религиозному принципу, что человек там считает себя только безразличным орудием в руках «по бессмысленному произволу действующего божества». С другой стороны, ислам, по мнению Соловьева, явился наиболее последовательным, завершенным выражением традиционных оснований Востока. Философ считал ислам вершиной развития антихристианских ересей на Востоке, причем эта религия там оказалась сильнее христианства, в чем он видел ее особое историческое предназначение. В работе «Магомет. Его жизнь и религиозное учение», стремясь дать читателю правдивое представление об исламе, Соловьев счел необходимым выявить его позитивные черты. В заслугу исламу B.C. Соловьев ставил прежде всего неразделимость в нем веры и дел, основанных на вере. В этом философ видел историческое дополнение христианского вероисповедания. Из всех религиозных заповедей, подчеркивал Соловьева, важнее всего для мусульман милосердое отношение к ближним, что свидетельствует о роли нравственных начал в их жизни.

Рассматривая вопрос о месте исламской проблематики в религиозно-философских воззрениях B.C. Соловьева, можно сделать вывод о том, что судьбы мусульманского мира неизменно соотносились у него с задачами всечеловеческого единения и гражданского обустройства многонационального, многоконфессионального мира. Будучи христианским философом, Соловьев сочетал апологетику христианства с таким подходом к исламу, благодаря которому рассеивались бы многие прежние предубеждения христиан в отношении мусульман. Вместе с тем он исключал из этой апологетики соблазн религиозного обоснования национализма; соловьевское превознесение принципа всечеловечества в качество истинно христианского начала являло собой один из важнейших аргументов в пользу того христианско-мусульманского диалога, который благоприятствовал бы как межнациональному, так и общегражданскому примирению, согласию и сотрудничеству.

4. Важную роль в комплексном рассмотрении восточного вопроса у B.C. Соловьева играет тема еврейского Востока. Значимость данного вопроса для философа заключалась прежде всего в понимании того, что религия иудеев имеет большую религиозно-историческую ценность для приверженцев двух основных мировых монотеистических религий — ислама и христианства, которые берут свое начало из иудаизма. Основное отличие религиозного мировоззрения евреев B.C. Соловьев видел в отсутствии цели слияния с Богом, да и само восприятие Бога, считал он, заключается в понимание его абсолютного существования, дающего возможность существования всему остальному. Вследствие такого восприятия Бога основная цель человека, исповедующего иудаизм, не в единении и слиянии с божественной силой через отречения от всего материального, земного, а в духовном взаимодействии человеческого с божественным. По мнению B.C. Соловьева, именно такого рода восприятие религии и Бога дало возможность иудаизму стать богоизбранным народом. Находясь среди языческой культуры, иудейский народ, не удовлетворялся служением мифическим богам и природной стихии, нашел единого Бога, что и сделало его достойным Божественного откровения и статуса богоизбранности.

Существенным в этом контексте для B.C. Соловьева был вопрос о неприятии евреями Христа и о возможности единения иудаизма с христианством. Примечательно, что вину за разобщение и разделение авраа-мических религий христианский философ возлагал не на евреев, а на христиан. Философ был убежден, что и дальнейшие отношения между христианством и иудаизмом «есть вопрос христианский». Позицию B.C. Соловьева по вопросу достижения примирения и согласия между иудеями и христианами можно считать отправным моментом для последующего развития диалога между этими религиями, она и сегодня остается актуальной и созвучной с тенденциями иудео-христианского диалога, который ведется в наши дни.

5. Идея примирения и единения является главенствующей для B.C. Соловьева и в осмыслении им проблемы России как христианского Востока. В примирении России и Европы, в воссоединении христианских церквей философ видел будущее христианского мира и даже прилагал собственные усилия для решения этого вопроса.

Отношение философа к проблеме взаимоотношения восточной и западной церквей претерпевало определенные изменения в течение его жизни. До «теократического» этапа своей творческой биографии он считал, что католичество отпало от православия и встало на ложный путь, поддавшись соблазну властолюбия и преклонения перед авторитетом церкви. Столь же негативно оценивал он и протестантство, для которого критерием истинности стало «священное Писание, то есть книга», что и явилось причиной рационализма, материализма, атеизма. Однако с начала 80-х годов XIX века философ начинает рассматривать данный вопрос в русле всеединства, «универсального христианства», отходя от односто-ронностей православия, католицизма и протестантизма. Существование трех христианских конфессий Соловьев рассматривал с точки зрения их взаимной дополнительности. Свою религию Соловьев называл «религией

Святого Духа», которую считал шире и содержательнее всех отдельных религий.

В то же время Россия, отмечал Соловьев, во что бы то ни стало хочет иметь особую религию, русскую веру, императорскую церковь и тем самым отрывается от Вселенской церкви. В этом философ видел одно из проявлений абсолютизма национального государства, которое часто само полагало идеи и формы церковной жизни. Философ подчеркивал, что возведение собственных национальных потребностей и интересов в ранг мировых ценностей усугубляет разобщенность и дух борьбы, которые пока еще присущи человечеству. В атмосфере духовной несвободы он выступал за освобождение и очищение Восточной церкви, чтобы она могла войти в общую жизнь христианского мира, поскольку «официальное учреждение, представителями которого являются наше церковное управление и наша богословская школа. бесспорно, не являет собою живую часть истинной вселенской церкви, основанной Христом»1.

Сравнительное изучение всех четырех религиозно-философских систем приводит к принципиальному выводу о том, что мыслитель указывал на отсутствие принципиальных противоречий между религиозно-культурными основаниями буддистов, иудеев, мусульман и христиан. Принципиальный спор лежит не в нравственной, а в религиозно-метафизической области. Поэтому признание равноправия этих религий в нравственной сфере по своей сути предполагает возможность взаимопонимания и положительного общения между их последователями.

Можно сказать, что данная позиция В.С.Соловьева была революционной по степени своей объективности и беспристрастности. На наш взгляд, стоит согласиться с тем, что у этих религий отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из них, обладая собственной оригинальностью, восходит к единому источнику нравственности.

Тем не менее, взаимоотношение между данными религиями еще не нашло, по крайне мере в необходимом объеме, отклика в современной социальной действительности, что делает актуальным творчество философа и в наше время, отсюда можем сделать важный вывод о том, что суть нового религиозного мировоззрения состоит не в разрушении предыдущих религий и создании на их месте иной «мировой религии», а в том чтобы вдохнуть в существующие новое понимание для перехода на новый уровень - уровень нравственного осуществления религии на земле во имя грядущего единого человечества, или всечеловечества.

Предчувствуя наступление кризисных времен, а также осознавая, что в теории наиболее человечная идея в той или иной религии на практике далеко не всегда способна через деятельность своих институтов реализовать сполна свой духовный потенциал, B.C. Соловьев видел необходимость выработки нового взгляда на проблемы духовного плана. Путь к совершенному всечеловечеству он видел во взаимодополнении духовно-нравственных начал, выработанных разными народами, в несли-янном единстве различных типов мировоззрений и культур.

Итак, русский мыслитель еще в конце XIX века по-своему предсказал неизбежность и необходимость интеграционных процессов для будущего человечества. Анализ развития тенденций современной цивилизации показывает, что человечество ввтупило в совершенно новую эпоху экономического и социального прогресса, когда гигантский рост производительных сил, интернационализация экономики, социальной и культурной жизни народов и государств подвели вплотную к необходимости координации ряда существенных сторон развития мирового сообщества, реализации гармонического единства частных культур и человечества, осуществлению свободного развития в контексте всечеловечества.

В обстановке усиливающихся процессов глобализации, в период углубления духовного кризиса современного общества идеи B.C. Соловьева не потеряли своей значимости. До конца жизни B.C. Соловьев был убежден в том, что путь к действительному человечеству лежит через примирение, общение, взаимодействие различных народов, культур, религий и вероисповеданий. Эти мысли получили у него фундаментальное обоснование, прежде всего в его принципиальной установке на преодоление взаимной отчужденности и достижение взаимопонимания между разрозненными частями христианского мира. Во всех этих вопросах B.C. Соловьев исходил из идеи всеединства, которая являлась для него основополагающим принципом не только в метафизических построениях, но и в области исканий путей совершенствования жизни. И, на наш взгляд, актуализация и развитие его идей в современный период могли бы дать значимые результаты в преодолении духовного кризиса как российского общества, так и человечества в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чемурзиев, Адам Уматгиреевич, 2010 год

1. Собрание сочинений B.C. Соловьева в десяти томах. СПб.: Просвещение, 1912г.

2. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 2-х т.М.: Мысль, 1988.

3. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 2-х т.М.: Правда, 1989.

4. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 1—3. М., 2000.

5. Соловьев B.C. Буддийские настроения в поэзии // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 425— 465.

6. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. С. 59-167.

7. Соловьев B.C. Византизм и Россия // Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989. Т.2. С. 562-601.

8. Соловьев B.C. Грехи России // Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989. Т.2. С. 207211.

9. Соловьев B.C. Еврейство и христианский вопрос // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. С. 206-258.

10. Ю.Соловьев B.C. Исторические дела философии // Соч. в 10 т. СПб.: Просвещение, 1912. Т.2. С. 375-386.

11. Х.Соловьев B.C. История древней философии // Вопросы философии, 1989. №6. С. 76-132.

12. Соловьев B.C. Как пробудить наши церковные силы // Собр. соч. в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 185-188.

13. Соловьев B.C. Китай и Европа // Соч. в 10 т. Т. 6. С. 93-150.

14. Соловьев B.C. Когда жили еврейские пророки? // Соч. в 10 т. Т. 7. С. 180-200.

15. Соловьев B.C. Красота в природе // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 351-389.

16. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 3-138.

17. М.Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 581-756.

18. Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. Изд. 2-е. 83 с.

19. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. T.l. М.: Правда, 1989. С. 259-639.

20. Соловьев B.C. Новозаветный Израиль // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Правда, 1989. С. 189-202.

21. Соловьев B.C. Оправдание Добра. Нравственная философия // Соч. В 2 т. Т.1. М.: Мысль,1988. С. 47-580.

22. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль 1988. С. 548-555.2Ъ.Соловьев B.C. Письмо о восточном вопросе // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Правда, 1989. С. 636-638.

23. Соловьев B.C. Поэзия гр. А.Н. Толстого // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С.483—506.

24. Соловьев B.C. Рецензия на книгу Е.П. Блаватской «The key of Teosofy»// Соч. в Ют. Т.6. С. 287-292.

25. Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999. -447 с.

26. Соловьев B.C. Русская идея // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 219246.

27. Соловьев B.C. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии // Соч. в 10 т. Т. 6. С. 3-32.

28. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 289-323.

29. Соловьев B.C. Три силы // Соч. в 2 т. T.l. М.: Правда, 1989. С. 19-31.

30. Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 5-170.

31. Ъ2.Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 351-389.

32. Соловьев B.C. Япония // Соч. в 10 т. Т. 6. С. 153-173.

33. Монографии, сборники, брошюры

34. ЪА.Алексеев В.А. Вл. Соловьев и национальный вопрос в России в контексте «Восток — Запад» // Владимир Сергеевич Соловьев и современность. М.: ВЗФЭИ, 2001. 319 с.

35. Анисимова И.И. Еврейский вопрос в наследии B.C. Соловьева // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века, материалы Международной научной конференции, Иваново 2000.

36. Артуюнян М.П. О мировоззрении В. Соловьева в контексте современности // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века, материалы Международной научной конференции, Иваново 2000. 286 с.

37. Бердяев Н.А. О Владимире Соловьеве. М.: Путь, 1911. 281 с.

38. Бердяев Н.А. Основная идея В. Соловьева // Н.А. Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск, 1991. - 240 с.

39. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева. М.: Директ-Медиа, 2008. 47 с.

40. АО. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества М.: Правда 1989.-607 с.41 .Бернюкевич Т. В. Буддизм в Российской философской культуре. «Чужое» и «Свое». М.: Кн.д. «Либроком», 2009. 160 с.

41. Блаватская Е.П. Избранные статьи.Ч.1. М.: Новый Акрополь, 1994. — 150 с.

42. A3.Бойков В.Ф. Тайна Израиля «Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли концаХ1Х первой половины XX вв. СПб.: София, 1993. 498 с.

43. Бондаренко И.А. «Верховное постижение Платона Вл. Соловьевым»// Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века, материалы Международной научной конференции, Иваново 2000. — 288 с.

44. Булгаков С.Н. О В. Соловьеве (1924) // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1999 год. М.: О.Г.И. 1999. 544 с.

45. Аб.Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века // М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.

46. Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние. М: Изд-во РАГС, 1996. — 208 с.

47. Данн Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете. М.: Библейско-богословский институт, 1997. 536 с.

48. А9.Дюмулен Г. История дзен-буддизма. Индия и Китай. СПб: Орис,1994. -336 с.

49. Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М.: Наука, 1990. 207 с.

50. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей Х1Х-первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб: Наука, 1998. 344 с.

51. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.

52. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Центр «Петерб. Востоковедение», 1996. — 288 с.

53. Киреевский ИВ. Критика и эстетика. М.: Наука, 1979. 439 с.

54. Книга о Владимире Соловьеве / Сост. Б. Аверин и Д. Базанова. М.: Сов. писатель, 1991. 511 с.

55. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством, в 2 т. СПб.: Петроград, Тип. М. Меркушева,1916. 787 с.

56. Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.: Логос, 2000.-351 с.

57. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000.-617 с.

58. Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 480 с.

59. Молодяков В.Э. «Образ Японии» в Европе и России второй половины XIX начала XX века. М.: Ин-т востоковедения РАИ, 1996. — 265с.

60. Мотрошшова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика, 2006. -477 с.

61. Мочулъский К. Владимир Соловьев. Париж: YMCA-Press, 1936.-268 с.

62. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М.: Изд. РАГС, 1996. 208 с.

63. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб.: Образование, 1913.-267 с

64. Розанов В.В. О «соборном» начале в церкви и о примирении церквей // Розанов В.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. 734 с.

65. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. 295 с.

66. Россия и Вселенская Церковь: B.C. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / Под ред. В.Поруса. М., 2004.-312с.

67. Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева. М.: Изд. РАГС, 1999. 222 с.

68. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М.: Изд-во РАГС, 1998. 172 с.

69. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994.-204 с.71 .Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. М.: Изд. РОУ, 1996. 112 с.

70. Синайский А.Л. Магометанство в его истории и отношении к христианству. Культурно-исторический очерк. СПб., 1904. — 49 с.

71. Соловьев B.C. Протест против антисемитического движения в печати //СоловьевВ.С. Избранное. М.:Сов.Россия,1990. 493с.

72. А.Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997.-431 с.

73. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С.Соловьева : Прил. к журн. "Вопр. философии". Т.2. М.: Медиум, 1995. - 622 с.

74. Федотов ГЛ. Судьба и грехи России. Соч. в 2-х томах. Т. 1. СПб.: София, 1991. Т.1-351 с.11 .Федоров КГ. Владимир Соловьев и Православие // М.: Изд-во Трифонов Печенегский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2000. — 110 с.

75. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2 т. М.: Наука, 1991. Т. 1 798 е.; Т.2 г 671 с.

76. Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. — 280 с.

77. Статьи в научных и периодических изданиях

78. Аверин Б.В. Жизненная драма B.C. Соловьева// Книга о Владимире Соловьеве / Сост. Б. Аверин и Д. Базанова. М.: Сов. писатель, 1991. С. 3-11.

79. Аверинцев С.С. К характеристике русского ума (предисловие к подборке: Владимир Соловьев. Статьи и письма) // М.: Новый мир, 1989. №1. С. 194-207.

80. Аляев Г.Е. С. Франк и Вл.Соловьев: пересмотр наследия // Соловьев-ские исследования. 2008. №19. С. 41-45.

81. Ахтырский Д.К. Владимир Соловьев и Даниил Андреев о религиозной мысли Индии // Соловьевские исследования. 2004. № 9. С.87-97.

82. Барковская Е.Ю. Владимир Соловьев: взгляд на ислам и мусульманский мир // Вестник РАН. М., 1993. Т. 63. № 10. С. 913-917.

83. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. С. 389-447.

84. Гайденко П. П. Искушений диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С.75—93.

85. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии, 1994, № 6. С.47-53.

86. Глазков А.П. Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии B.C. Соловьева // Соловьевские исследования, вып. 17. Иваново, 2008. С. 226-236.

87. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии, 1992. № 1. С. 52-60.

88. Жураеский А. В. Образ ислама в европейском религиозном сознании // Памир, 1991. № 7 (в статье изложена концепция Вл.Соловьева). С.77— 92.

89. Жураеский А.В. Тема Востока и образы Востока в религиозно-философской мысли Вл. Соловьева // Россия и Вселенская Церковь:

90. B.C. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества. М., 2004. С. 221-236.

91. Иванов В.В. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // О Владимире Соловьеве. Сб. статей. Томск, 1997. С.32-43.

92. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии, 1993. № 4. С. 24-34.

93. Киселев Г. С. Современный мир и «новое религиозное сознание» // Вопросы философии, 2000. № 6. С. 18-33.

94. Клайн Дж.Л. Гегель и Соловьев // Вопросы философии, 1996. № 10.1. C.84-93.

95. Кобзев А.И. Из наследия русского философа Вл.Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. М., 1990. № 2. С. 182-187.

96. Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у В.С.Соловьева // XV научная конференция «Общество и государство в Китае». 4.1. М.: Наука. 1984. С. 189-191.

97. Кобзев А.И. Политическая реальность и ее художественное отражение: к истории одной проблемы // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетич. анализ. М.: ИФ АН СССР, 1987. С. 129133.

98. Коваленко ИП. Оправдание мусульманства в философии Владимира Соловьева // Соловьевские исследования, №17. Иваново, 2008. СЗ17-323.

99. Коган JI.A. О черновых записях размышлениях B.C. Соловьева // Вопросы философии, 2000. № 10. С. 112-127.

100. Кожев А.В. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии, 2000. № 3. С.104-135.

101. Короленко ВТ. Декларация B.C. Соловьева // Соч. в 10 т. Т.9 М.: Госиздат, 1955. С. 4-23.

102. Лопатин Л.М. Философское мировоззрение B.C. Соловьева // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.-С. 145-191.

103. Мандельштам О. Эссе (Девятнадцатый век) // Памятники Литературы, М.: Augsburg, 2004. С. 26-30.

104. Матюшко Б.К Историософия «Трех разговоров». B.C. Соловьев: опыт современного прочтения // Соловьевские исследования, № 19. Иваново, 2008. С.58-62.

105. Микосиба М. О неопубликованных письмах Вл.С. Соловьева (Письма к Н.М. Соллогуб) // Соловьевские исследования, №9. Иваново, 2004. С.112-145.

106. Микосибо М. О восприятии идей Вл.Соловьева в Японии // Соловьевские исследования, №9. Иваново, 2004. С. 160-169.

107. Моисеев В.И. Логика всеединства Владимира Соловьева // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века. Материалы Международной научной конференции. Иваново, 2000. С. 10— 14.

108. Молодяков В.Э. Концепция двух Востоков и русская культура Серебряного века // Известия АН — СССР. Серия литературы и языка. Т. 49. 1990. №6. С. 504-514.

109. Мунтян М.А. Творческое наследие B.C. Соловьева и современные концепции мирового развития // Владимир Сергеевич Соловьев и современность. М.: ВЗФЭИ, 2001. С. 147- 163.

110. Мусинова Н.Е. Вл. Соловьев в контексте диалога западного и русского символизма.// Соловьевские исследования, №19, Иваново, 2008. С.190-194.

111. Осаченко О.С. К проблеме интерпретации индийских учений русской религиозно-философской мыслью // Культура Отечества: прошлое, настоящее и будущее. Томск: Тип. «Красное знамя», 1993. С. 65-74.

112. Порус В.Н. «Проблема демаркации» в культурном контексте эпохи // Полигнозис, 2001. № 3. С. 3-17.

113. Пружинина О.Б. Интерпретация буддийского Востока русской общественно-философской мыслью конца XIX начала XX века // Русская философия: Новое решение старых проблем. СПб.: Изд-во СПГУ, 1993. 4.2. С.32-35.

114. Рашковский Е.Б. Запад, Россия, Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня, 1990. №9. С.53-55.

115. Рашковский Е.Б. На космическом перевале (востоковедная эвристика русской религиозно-философской мысли XIX начала XX в.) // Ориентация - поиск. Восток в теориях и гипотезах. М.: Наука, Вост. литература, 1992. С. 91-113.

116. Рашковский Е.Б. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл.Соловьева // Вопросы философии, 1997. № 6. С.92-106.

117. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов // Вопросы философии, 2001. № 6. С.94-104.

118. Розанов В.В. Ответ г. Владимиру Соловьеву // Русский вестник, 1894. №4. С. 191-211.

119. Розанов В.В. Размолвка между Соловьевым и Достоевским // Розанов В.В. Русская мысль. М.: Алгоритм, 2006. С. 121-129.

120. Роцинский С.Б. Идея Вл.Соловьева и современные тенденции философской мысли: резонансы и созвучия // Соловьевские исследования, № 9. Иваново, 2004. С. 146-160.

121. Роцинский. С.Б. Идеи Вл. С. Соловьева в контексте логики культуры XXI века// Соловьевские исследования, № 6. Иваново, 2003. С.5-17.

122. Розанов В.В. Католицизм и Россия // «Кодры», №5 1991. С. 161—175.

123. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М., 1998. 172 с.

124. Сербиненко В.В. Соловьев о Китае // Общество и государство в Китае. Тезисы и доклады. М.: Наука, 1982. Т. 1. С. 227-235.

125. Сербиненко В.В. Из наследия русского философа Вл. Соловьева // Проблема Дальнего Востока. 1990. № 2. С. 182-187.

126. Смирнов Г. С. B.C. Соловьев как универсолог // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века. Материалы Международной научной конференции. Иваново, 2000. С.50-53.

127. Станкевич А.В. Три бессилия. Три силы. Публичное чтение Владимира Соловьева // Вестник Европы, 1877. №4. С.877-891.

128. Степанянц М.Т. Восток Запад: диалог философов // Вопросы философии, 1989. №12. С. 151-157.

129. Сугатова Е.П. B.C. Соловьев о теократической задаче России // Соловьевские исследования, №19. Иваново, 2008. С.99-103.

130. Табак Ю. Попытка эффективного торможения (Текст заявления межконфессиональной группы еврейских ученых и раввинов с комментариями Ю.Табака) // НГ-религии, 2000. № 18 (65) от 27 сент.

131. Уткин Н. Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева // Вопросы философии, 1989. №6. С. 59-75.

132. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии, 1991. № 5. С.27-56.

133. Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 263-275.

134. Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева: сто лет спустя // Со-ловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие» 28-30 августа 2000. М., 2001. С. 1-28.

135. Hamutal Bar—Yosef. Sophiology and the concept of femininity in Russian Symbolism and in modern Hebrew Poetry // Соловьевские исследования, № 6. Иваново, 2003. C.257-284.1. Диссертации

136. Полетаева Т.А. Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии B.C. Соловьева: диссертация на соискания ученой степени кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. 2009. 165 с.

137. Уланов М.С. Буддизм в истории русской философской мысли конца XIX первой половины XX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / РАГС. М., 2000. - 172 с.

138. Юхнович Н.Г. Концепция всеединства B.C. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма: диссертация на соискания ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2006. 142 с.1. Интернет-ресурсы

139. Кротов Я. О Владимире Соловьеве // С христианской точки зрения. www.svoboda.org

140. Соловьев Владимир Сергеевич // Онлайн-энциклопедия «Круго-свет» http://www.krugosvet.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.