Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шашков, Юрий Петрович

  • Шашков, Юрий Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 202
Шашков, Юрий Петрович. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шашков, Юрий Петрович

Введение. Обование темы и ее актуальнь

Глава 1. Зрительное восприятие цвета и тона.

1.1. Из орииановления живопого понимания цвета и тона

1.2. Физиологичие и физичие овы вриятия цвета и тона а). Физичая природаета; б). Природа глаза человека; в). Педовательные образы; г). Вриятие внешних черт предмета

Глава 2. Научно-теоретические основы развития восприятия и воспроизведения цвета и тона в реалистической живописи.

2.1. О коантни вриятия

2.2. Основные характеристики цвета и тона и их возможности в живоп а). Цвет предметный и цвет обовленный; б). Цветовая гамма, цветовая гармония, колорит в живоп; в). Важнейшие цветовые контры; г). Рефле в живоп

Глава 3. Организация и проведение учебного экспериментального процесса восприятия и воспроизведения цвета и тона.

3.1. Методы работы над натюрмортом истема практичих заданий и упражнений

3.2. Организация и проведение эериментального ледования а). Коатирующий и поовый этапы; б). Формирующий (обучающий) этап; в). Сравнительный этап

Выводы по эериментальному ледованию

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи»

Совершенствование системы образования, повышение эффективности художественно-эстетического воспитания и обучения подрастающего поколения во все времена шло за счет использования активных методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих развитие личностных качеств и способностей учащихся средствами изобразительного искусства. В этом процессе главнейшую роль играет профессионально подготовленный учитель изобразительного искусства, непосредственно осуществляющий художественно-эстетическую подготовку школьников. Важнейшим компонентом его профессионального мастерства является способность воспринимать, чувствовать, знать и учитывать законы изобразительного искусства, методы и техники живописной грамоты в процессе своей творческой работы и осмысленно использовать их в педагогической деятельности. Все это дает основание говорить о важности в изобразительном творчестве художника-педагога способности восприятия и воспроизведения цветотоновых отношений изображаемых объектов, художественно и образно видеть и передавать средствами живописи явления действительности на плоскости.

Настойчивая учеба, глубочайшая дисциплина труда, активное участие в общественной и культурной жизни необходимы молодежи, в какой бы области они ни работали. Эти требования всецело относятся и к молодому художнику.

Начинающие художники часто думают, что достаточно научиться владеть кистью или резцом, чтобы быть хорошим мастером. Действительно, только художник, хорошо овладевший профессиональными средствами или развивший свой талант, может воссоздать на куске холста целый мир явлений, а глыбу мрамора превратить в прекрасный человеческий образ. Как при помощи краски передать все богатство живой природы - это знает только живописец, как обработать резцом камень, чтобы он оказался упругим и эластичным - это знает только ваятель.

Живопись - как учебный предмет в художественной педагогике является одним из основных и сложных предметов, так как включает в себя многие знания об окружающем мире.

Недостаточность знаний в области теории живописи приводит ко многим отрицательным явлениям в творческой практике художников и педагогов, особенно молодых, только выходящих на дорогу самостоятельного творчества и педагогической деятельности.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, методов развития творческих способностей студентов ХГФ внесли российские художники-педагоги П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовский, Н.П.Крымов, К.Ф.Юон, Н.Н.Волков, Г.В.Беда, Н.Н.Ростовцев, А.С.Пучков, Г.Б.Смирнов, А.Е.Терентьев, Е.В.Шорохов, А.А.Унковский, А.П.Яшухин и др.

Исследования зависимости восприятия цветотоновых отношений от психофизиологических особенностей развития личности занимались видные ученые, физиологи, психологи, педагоги: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев, А.И.Богословский, В.И.Кириенко, С.В.Кравков, Р.Арнхейм, Р.Г.Натадзе, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин и многие другие.

Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства. «Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого - и композиционного и колористического - это есть основа основ искусства», - советовал Б.В.Иогансон молодым художникам.

Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность.

Любой предмет, являясь комплексным раздражителем, состоящим из целого ряда частей и отличающимся разными признаками, воспринимается, однако, целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что и обуславливает обобщенность, целостность восприятия.

Не случайно опытные художники, учитывая этот факт, стремятся в течение всего процесса изображения не упускать из поля зрения весь объект изображения, даже если изображается только фрагмент его или на рисунке, холсте показываются отдельные стороны, признаки предмета.

Объясняя "секрет рисования", H.H. Ге писал: "Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего, общего, т.е. Вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на лице, рот и т.п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуете ее в смысле общим: симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, т.е. оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении цел ого. рисуйте всегда, все время весь Ваш рисунок - от начала до конца общее и идите к деталям постепенно" (83, с.59). Порог различия величины объектов, так же как и порог узнавания формы предметов, свидетельствует о высокой чувствительности глаза человека.

Глазомер есть способность "на глаз" (без применения специальных и подсобных инструментов, приборов) определять пространственные свойства и прежде всего пространственные отношения объектов в изобразительной деятельности.

Цвет в жизни человека имеет важное значение. Окружающие нас предметы воспринимаются зрительно - характеризуются многообразием их свойств: формой, цветом, весом и т.д.

Цвет таит в себе необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека, он может радовать, угнетать, вызывать эстетические переживания.

Знание о живописном состоянии предмета, находящегося в различных условиях освещения, с различными цветовыми градациями в световой среде и методы его изображения на плоскости средствами живописи дают возможность молодому художнику-педагогу работать самостоятельно и грамотно вести уроки в школе.

Очень важно при обучении живописи, как и при обучении рисованию идти от простого к сложному. Определенная система и методика обучения живописи должна быть творческим делом как для преподавателя, так и для студента.

Искусство живописи по своей природе и специфике является одной из наглядных форм в обучении студентов. Правильное восприятие цвета достигается прежде всего наглядностью. Поэтому необходимо весь процесс обучения живописи сопровождать умело подобранным дидактическим материалом.

Продуманная система, последовательное накопление знаний, как по практическим занятиям, так и по научно-теоретическим знаниям о цвете улучшат и помогут студенту быстрее овладеть закономерностями реалистической живописи.

Творческая инициатива преподавателя должна отвечать общим задачам системы обучения, она должна быть на уровне современной науки и развивать творческие способности студентов, чтобы студенты осознанно понимали и усваивали эту систему, т.к. они будущие учителя изобразительного искусства.

Поиски форм и методов, которые обеспечивают эффективность процесса обучения живописи сделают каждое задание программы научнообоснованным, целенаправленным, интересным и необходимым в постижении тех или иных законов живописи и всегда будут составлять главную задачу перед педагогом-исследователем по данному вопросу.

Познание студентами законов живописной грамоты будет повышаться на основе поставленных конкретных целенаправленных задач по изучению тона и цвета через логическое осмысливание. Сформированное зрительное восприятие является предпосылкой успешного развития чувства цвета как компонента высокого профессионального мастерства. Уровень совершенства зрительного аппарата и степень усвоения многообразия цветовых сочетаний находятся в прямой зависимости. Успешное развитие восприятия цвета студентами в значительной степени зависит от: воспитания познавательного интереса; активного формирования зрительного восприятия; умения цельно видеть и изображать эту цельность; способности синтезировать увиденные вещи и явления в осмысленном изобразительном действии, несущем в себе элемент творчества.

Способность воспринимать, чувствовать и правильно оценивать прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни, любовь к прекрасному и умение воплощать ее в творческой деятельности является основной задачей эстетического воспитания, которая выражена во многих методических работах.

Необходимость обладать развитым глазом художнику диктуется требованием как можно точнее оценивать пространственные свойства предметов, что в свою очередь, обуславливается целью реалистического, т.е., правдивого, отражения в художественном произведении объектов окружающего мира.

Зрительно воспринимаемые размеры объектов определяются размерами их изображения на сетчатке, а также удаленностью объектов от зрителя.

Большое значение для зрительного восприятия объема, рельефа предмета имеет распределение светотени на поверхности его. В сущности, предмет зрительно воспринимается только тогда, когда светотень выявляет-формул объем предмета.

Светотень является следствием различного положения предмета и ограничивающих его поверхностей относительно источника света.

В процессе практических занятий по изобразительному искусству должно происходить формирование взглядов, чувств и вкусов у молодых людей, воспитываться нравственность и культура, а также отношение к трудовой деятельности.

Активизация процесса восприятия и передача цветотоновых отношений в живописи при работе с натуры, раскрывает широкие возможности глаза, развитие его сенсорики и общие принципы работы этого органа.

Анализ многолетней практики преподавания живописи на художественно-графическом факультете показывает, что проблемой первых лет обучения студентов живописи является несформированное восприятие светотональных и цветовых отношений при наблюдении и изображении натуры. ^

Приходится иметь дело с преодолением стереотипа видения цвета и тона, сложившегося у студентов до поступления в ВУЗ в их повседневной жизни и существенно отличающегося от профессионального восприятия. А при углубленном ознакомлении с научными исследованиями и учебно-методической литературой выявилось, что вопросы развития восприятия цвета и тона в области преподавания живописи недостаточно раскрыты, что и определило общую проблему исследования.

От недостаточного решения вопросов развития восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов ХГФ на начальном этапе обучения живописи в значительной мере страдает качество подготовки будущих художников-педагогов, что отрицательно отражается в их дальнейшей работе в качестве учителей школы и на степени художественного образования школьников и развитии их способностей. В этом заключается актуальность данной проблемы.

Цель исследования заключается в разработке и проверке экспериментальной целостной методической системы, включающей теоретическое и методическое обоснование, организующей динамичный подход в изображении натюрмортной постановки с натуры, активизирующий творчество студентов в процессе использования системы заданий и упражнений, направленных на повышение качества восприятия и воспроизведения цветотоновых отношений.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов начальных курсов художественно-графического факультета Mill У на занятиях живописью.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие наиболее полному развитию цвето- и тоновосприятия натуры и основательному усвоению законов цветотональных отношений в живописи.

Гипотеза исследования - успешное развитие цветотонового восприятия и воспроизведения натуры в живописи студентами возможно, если:

- активизировать зрительное восприятие студентов по специально разработанной нами методической системе заданий с целью развития восприятия цветотоновых отношений в натуре и воспроизведении их в живописи, включающей в себя: а)цели, задачи и содержание учебного процесса (экспериментальная учебная программа), б)дидактические принципы, формы, методы и методические приемы и средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия, модели, образцы рисунка и живописи, репродукции, творческие работы, выставки, диафильмы и кинофильмы и др.).

- организовать работу с натуры в разных условиях освещения;

- студенты овладевают знаниями закономерностей цветовых отношений и основ пропорциональной передачи тоновых и цветовых отношений натуры.

Задачи исследования:

- исследовать историю работы с натуры зарубежными, русскими и советскими художниками-педагогами;

- изучить факторы, влияющие на восприятие и воспроизведение цветотоновых отношений в живописно-творческой деятельности студентов; определить основные критерии оценок восприятия и воспроизведения цветотоновых отношений в живописи (техника владения живописными материалами, свето-тональные и цветовые решения с учетом характера освещения, цветовая насыщенность, гармония и колорит в живописи, передача объемных предметов живописными средствами в работах студентов);

- разработать методические задания и упражнения, способствующие повышению эффективности восприятия и воспроизведения цветотоновых отношений;

- экспериментально проверить предлагаемую методическую систему развития видения, восприятия и воспроизведения цветотоновых отношений в живописной практике студентов ХГФ педагогических ВУЗов.

Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, физиологов, теоретические и методологические работы художников-педагогов в области цветоведения.

В соответствие с поставленными задачами, в работе обусловлены следующие основные принципы и методы исследования:

1. изучение и анализ литературы по педагогике, эстетике, искусствознанию, психологии зрительного восприятия цвета и тона;

2. изучение и анализ литературы по теории и методике преподавания живописи, анализ действующей программы по живописи;

3. структурный анализ произведений живописи;

4. анализ студенческих работ по живописи;

5. изучение опыта преподавания живописи на ХГФ педагогических ВУЗов;

6. педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов;

7. обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов по экспериментальной методической системе заданий и упражнений.

Научная новизна работы заключается в получении следующих результатов:

1) Выявлена зависимость между формированием зрительного восприятия студентов и их способностью воспроизводить в своих работах цветотоновые отношения в живописи;

2) Выявлена роль целенаправленных наблюдений при работе с натуры при различных условиях освещения, в процессе развития у студентов различительной чувствительности к цвету и тону;

3) Разработана и экспериментально проверена на занятиях живописью специальная методическая система развития цветовосприятия в процессе обучения студентов живописной грамоте, которая является важным фактором активизации познавательной деятельности и формирования восприятия и воспроизведения цвета натуры, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание учебного процесса ( экспериментальная учебная программа); б) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия, модели, образцы рисунка и », живописи, репродукции, творческие работы, выставки, диафильмы и кинофильмы и др.).

Научно-теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке новых путей активизации творческой деятельности студентов на занятиях живописью и в том, что результаты исследований могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических ВУЗов, а также при дальнейшей разработке и совершенствовании учебных программ, учебных пособий и т.д. «

Достоверность исследования обеспечивается: а) опорой на теоретические положения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию студентов ХГФ; б) опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; в) сопоставлением с помощью критериев оценки изобразительной деятельности исходных и конечных результатов проведенного педагогического исследования по установлению эффективности разработанной методической системы заданий и упражнений по обучению живописи студентов с натуры при различных условиях ее освещения.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап 1999-2000 гг. состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе научной и психолого-педагогической литературы, выявлении основных теоретическо-методичее ких предпосылок проведения исследования, а также определении его задач и программы проведения.

2 этап 2000-2001 гг. за этот период были проведены констатирующий и поисковый эксперименты исследования На занятиях по живописи в Mill У, МОСПИ и МОСУ. Экспериментальная работа позволила выявить условия повышения эффективности восприятия цветотоновых отношений в живописи студентами с натуры при различных условиях ее освещения.

3 этап 2001-2002 гг. Заключался в анализе полученных результатов обучения и в составлении методических рекомендаций, а также подведении итогов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой диссертации.

Данные, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры живописи Московского педагогического государственного университета. Исследования внедрены в практику на кафедре живописи МИГУ а также на кафедрах изобразительного искусства МОСПИ и МОСУ.

Экспериментальные занятия подтвердили, что сила эмоционального воздействия цвета, цветовых отношений и колорита основываются исключительно на цвете, присущем реальным объектам природы и изменяющемся под влиянием световоздушной среды, рефлексов, условий освещения. Эти важнейшие принципы реалистической живописи и профессионального мастерства должны лечь в основу всей системы подготовки художников-педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Закономерности процесса восприятия натуры, а также результаты исследования характерных закономерностей формирования видения цветотоновых отношений в изобразительной деятельности студентов при различных условиях освещения натуры.

2. Методическая система проведения занятий по живописи, позволяющая на основе специальных разработанных заданий и упражнений влиять на повышение эффективности формирования видения и воспроизведения цветотоновых отношений в изобразительной деятельности студентов при различных условиях освещения натуры.

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения: (приложение 1 - таблицы, диаграммы; приложение 2 - основные термины цветоведения; приложение 3 - иллюстрации на 27 листах).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шашков, Юрий Петрович

Выводы:

1) Подготовка высококвалифицированных кадров художников-педагогов для всех звеньев народного просвещения возможна только при наличии подлинно научной методики обучения на самой первой стадии. Лишь в этом случае появляется возможность подготовить художника-педагога высокой профессиональной квалификации, способного убежденно отстаивать позиции реалистического искусства, давать правильную оценку различным течениям в искусстве, осуществлять художественное образование и эстетическое воспитание молодого поколения.

2) Методика обучения живописи на начальных этапах должна основываться на достижениях современной искусствоведческой науки, педагогики, психологии, физиологии и других смежных дисциплин.

3) Процесс обучения живописи молодых художников выступает в двух аспектах: учебно-познавательном и творческом. Первый сводится к последовательному изучению закономерностей реальной действительности и основ изобразительной грамоты. Второй - преследует цель художественно-образного изображения мира средствами искусства.

Эти две стороны единого процесса неотъемлемы, однако на первоначальных этапах обучения первый из этих двух составных аспектов приобретает большое значение. Когда происходит интенсивное накопление знаний, умений и навыков восприятия в передачи натуры при различной ее освещенности - усилия учащихся должны быть направлены, прежде всего, на глубокий и всесторонний анализ натуры, изучение приемов и методов передачи объемной формы, ее цветового многообразия, зависящего от состояния окружающей среды, пространства, силы и цвета источника освещения.

4) Обучение живописи происходит наиболее успешно в том случае, если метод работы отношениями будет положен в основу с самого начала.

Для реализации этого условия должна быть внедрена в учебный процесс методика систематического и последовательно обучения теории основных составляющих компонентов методов отношений:

- основные свойства цвета и их роль в работе сравнениями, в определении в натуре и пропорциональной передаче на этюде цветовых отношений;

- метод сравнения и специфическая для живописи постановка зрения на целостность "восприятия". Целостность изображения и выделение композиционного центра;

- колористическая согласованность или цветовое единство этюда: изменения предметных (локальных) цветов в зависимости от силы и спектрального состава освещения, пространственного удаления, условий среды и физиологических особенностей зрительного восприятия.

5) Овладению методом сравнения и нахождения правильных цветовых отношений в значительной мере способствует: 1 .ознакомление на самой ранней стадии обучения с основными свойствами цвета (светлота, цветовой оттенок и его насыщенность), 2.способность выполнять этюд, решая в них лишь задачи бывших обобщенных цветовых отношений (задачи детальной проработки объемной формы предмета должны выполняться несколько позже).

6) Проведенный педагогический эксперимент показал, что успешное и прочное усвоение профессиональных знаний и выработка практических навыков по живописи происходит при условии: а) когда начинающий художник предварительно имеет навыки в рисовании как линией так и тоном; в какой-то мере у него развит глазомер, умеет воспринимать предмет изображения конструктивно. Другими словами, если умение рисовать предшествует и определяет умение писать; б) когда система теоретических и практических знаний по живописи будет подчинена с самого начала овладению основным профессиональным законом живописи - законом цветовых отношений; в) когда обучение живописи начинающих студентов с самого начала будет учитывать такие особенности зрительного восприятия, как константность, т.е. видение предметного цвета, раздельность видения предметов и стремления в воспитании у студентов профессионального так называемого, "цельного видения".

Этому во многом способствует также ознакомление на данном этапе с законом воздушной перспективы, изменениями цвета в зависимости от расстояния, освещения и среды; г) когда система целенаправленных, конкретных заданий и практических упражнений, а также кратковременные «нашлепки», направленные на активизацию зрительного восприятия цвета и тона преследует цель выполнения большой творческой работы на основе знаний, умений и навыков; д) когда натурные постановки будут отвечать не только эстетическим требованиям, но, в первую очередь, усилиям и задачам учебно-познавательного процесса, то есть, если для каждой постановки будут определены образовательные и воспитательные цели и задачи, соответствующие логике и этапам процесса профессионального познания; е) когда на каждом занятии используется комплекс самых разнообразных средств наглядного обучения, методические таблицы, модели и иллюстрации произведений изобразительного искусства.

7) Одной из узловых задач проведенного эксперимента явилось исследование и выработка системы теоретических и практических заданий по овладению основным законам живописи - методом работы отношениями и передачи этих отношений в разных условиях освещения натуры в учебной мастерской. Эта система предполагает сочетание теоретических вводных бесед, предварительных разъяснений при помощи наглядных пособий, кратковременных и длительных упражнений.

8) Проведенный педагогический эксперимент показал, что рабочая гипотеза развития восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения оказалась состоятельной.

Внедрение в учебный процесс обоснованной системы последовательных упражнений по овладению грамотой живописи, целенаправленное сочетание подготовительных кратковременных и длительных упражнений, применение средств наглядности, более органичная увязка теоретических и практических образовательных и воспитательных задач значительно повышает эффективность обучения, способствует быстрому и прочному и качественному освоению учащихся закономерностей живописной грамоты. Сравнение результатов работы студентов экспериментальных и контрольных групп убедительно говорят в пользу предложенной системы начального обучения живописи с натуры при различных условиях ее освещенности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шашков, Юрий Петрович, 2002 год

1. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению.- М.: Изобразительное искусство, 1985.- 150 с.

2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия,- М.: Советский художник, 1986,- 326 е., ил.

3. Алексеев С.С. О колорите,- М.: Изобразительное искусство. 1974,176 с.

4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагогическая школа.- М.: Просвещение. 1984,- 158 с.

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник,- М.: Просвещение. 1993.- 160 с. ил.

6. Ананьев Б.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия,- М.: Просвещение. -1968, 304 с.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания,- М.: АПН РСФСР, I960 -486 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974,- 392 е., ил.

9. Артюшин Л.Ф. Цветоведение. Учебное пособие для изд-полиграф.техникумов,- М.: Книга, 1982,- 200 е., ил.

10. Бакшеев В.Н. Воспоминания,- М.: Академия художеств СССР,1963.

11. Баланюк Г.Б. Теория и практика закрепления нового учебного материала на уроке,-М.: 1955.

12. Бардин К.В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы.- М.: Наука, 1977,- 394 с.

13. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи: Автореферат. Диссертация кандидата пед.наук,- М.:, 1979,- 16 с.

14. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет. Диссертация доктора пед.наук,- М.:, 1972. Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1972,- 30 с.

15. Беда Г.В, Живопись,- М.: Искусство,- 1971.

16. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1981.- 239 е., ил.

17. Беда Э.Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических факультетов Педагогических вузов:

18. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук.- М.: 1977.161 с.

19. Бесчастнов Н.П. и др.авт. Живопись. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманит.центр ВЛАДОС, 2001,- 224 е., 32 е., ил.:ил.

20. Богословский А.И. Зрение. Познавательные процессы ощущения восприятия. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.- М.: Педагогика, 1982,155 с.

21. Болотина И.С. Проблема русского и советского натюрморта.-М,- 1989, с. 125.

22. Бродский И.И. Статьи, письма, документы.- М., 1956.21а. Вавилов С.И. Глаз и солнце. Из серии "Наука, мировоззрение, жизнь",- 1981,- 160 с.

23. Ван Гог. Письма,- Л,- М,- Искусство, 1966. 60 с.

24. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии плэнерной живописи при подготовке художника-педагога: Автореферат диссертации кандидата пед.наук.-М.:, 1983,- 16 с.

25. Вибер Ж. Живопись и ее средства. Изд-во Академии художеств СССР, 1961, 232 с.

26. Виннер A.B. Материалы и техника живописи советских мастеров. Очерки,- М.: Советский художник,- 150 е., ил.

27. Виппер Б.Р. Очерки о голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670).-М., 1962.

28. Волков H.H. Цвет в живописи, М., 1965.

29. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство,- 1985,- 320е., ил.

30. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968.576 с.

31. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. —Л., 1974.

32. Гегель Г.В.Ф. Эстетика.- М., 1968, т.З.

33. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система.- Л.;М.,1940.

34. Глебова Ф.П. Крымов художник и педагог,- М.-1960.

35. Делакруа Эжен. «Дневники».-т.1, 454 е.; т.2,442 с.

36. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим,- М.: Знание, 1979,- 208 е., ил.

37. Дмитриева H.A. Изображение и слово.- М.: Искусство, 1962.

38. Домогацкий Д. Уроки изобразительного искусства. Живопись.-М.-1995.

39. Дюрер А. Трактаты, письма, дневники,- J1.-M.: Искусство, 1967.

40. Живопись. Уроки изобразительного искусства,- М.: Просвещение, АО "Учебная литература", 1995,- 192 е., ил.

41. Журнал «Юный художник»,- 1940.- №8, с. 11-12.

42. Зайцев A.C. Наука о цвете и живописи.- М.: Искусство, 1986.158 е., ил.

43. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М. 1986.

44. Зернов A.A. Цветоведение.- М.: Книга, 1972,- 239 е., ил.

45. Иванов В. Разговор о цвете в живописи,- "Юный художник".-1987,- No 10,- с.34-38.

46. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета, пер. с англ., М.: 1964.

47. Иволгин А. «Художник» №8, 1969, с.51.

48. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей; изд.2-е, дополненное,- М.: государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961,- 223 с.

49. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека,- М.: Знание, 1968,- 32 с.

50. Игнатьев С.Е. Закон контраста цветов в преподавании Академической живописи,- М.: Прометей.: Межвузовский сборник научных трудов, 1989,- с.69-75.

51. Иогансон Б.В. О живописи,- М.: Профиздат, 1955,- 30 с.

52. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи,- Изд-во Академии художеств СССР; М., 1959, 248 с.

53. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Изд-во "Архимед".-М.: 1992,- 108 с.

54. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма,-Изд-во Академии художеств СССР.- М.: I960,- 262 е., ил.

55. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции// О композиции: сб.статей,- М., 1959

56. Киплик Д.И. Техника живописи,- М.: Сварог и К., 1998,- 504 с.

57. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959,- 303 е., ил.

58. Климов Е.А. Энциклопедия профессионального образования. В3.х т. /Под ред. С.Я.Батышева.-М.,АПО. 1998,- С. 161)

59. Кравков C.B. Цветовое зрение.- Изд-во Академии наук СССР.-М,- 1951.

60. Кравков C.B. Глаз и его работа.- Изд-во Академии наук СССР.-М,- 1960.

61. Крамской об искусстве.- М.: Изобразительное искусство.- 1988.128 с.

62. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.- М.,1959.

63. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания.- М.: Изд-во Академии художеств СССР, I960,- 264 е., ил.

64. Крючков В. А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений,- М.: Изобразительное искусство, 1985.302 с.

65. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971,- 143 е., ил.

66. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей,- 2-е издание, переработанное и дополненное,- М.: Просвещение, 1977,- 208 с.

67. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах,- М.: Просвещение, 1984,- 319 с.

68. Кузин B.C. Психология,- М: 1997.

69. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Лекции. Изд-во Нижегородского университета,- 1995.

70. Кулагина И.Ю. Возрастная психология,- М.: Изд-во УРАО, 1997,- 175 с.

71. Левитан И. Письма, документы, воспоминания,- М.: Искусство,1963.

72. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.29.

73. Леонардо да Винчи. Книга о живописи,- М.: Изогиз, 1934,- 452 с.

74. Леонардо да Винчи. Жизнь замечательных людей.- М.: Республика, 1993,- 92 с.

75. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве.- С.-П.; Изд-во Азбука,- 2001 г., 704 с.

76. Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арту,- М.: Искусство, 1968,- 200 е., ил.

77. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987.

78. Ломов С.П., Яшухин А.П. Живопись. М.:Ангар, 1999.-232 е., ил.

79. Лукин H.H. Обоснование системы методов формирования цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога). Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1983,- 16 с.

80. Мальцева Ф.С. С.К.Саврасов.- М., 1948.

81. Марков П. Об акварели или живописи водяными красками. Московская государственная специализированная школа живописи акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.- М., 2001.

82. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений при подготовке художников-педагогов. Диссертация кандидата пед.наук,- М.: 1974,- 183 е., ил.

83. Маслов Н.Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1984.- 112 с., ил.

84. Мастера искусства об искусстве.- М.-Л., 1937-1939, т.4.

85. Микеланджело. Жизнь замечательных людей,- М.: Республика, 1993,- 93-174 с.

86. Миронова Л.Н. Цветоведение.- Минск.: Высшая школа, 1984,- 286 с.

87. Миннарт М. Свет и цвет в природе.- М.: Физмат, 1958,- 424 с.

88. Михайлов A.M. Искусство акварели,- М.: Изобразительное искусство, 1995.- 200 е., ил.

89. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги,- М.: Академия художеств СССР, 1962,- 362 с.

90. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог.-М.-Изд-во АН СССР, 1953.

91. Натадзе Р.Г. К проблеме константного восприятия,- Вопросы психологии,- 1961, № 4.

92. Натюрморт: пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед.институтов\ Под ред.Н.Н.Ростовцева.- М.: Просвешение. 1971, 46 с.90а. Николай Крымов.-Изд-во «Белый город», 2001.-64 с.

93. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве,- М.,1983.

94. Оствальд В. Цветоведение,- М.-Л.; Промиздат, 1926,- 204 с.

95. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З,- М.-Л., 1951.

96. Педагогика школы. Учебное пособие для студ.пед. институтов.-Изд-во Просвещение.-1977, 384 с.

97. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.институтов,-Изд-во Просвещение.- 1986, 336 с.

98. Писсаро К. Критика, воспоминания современников,- М.: Искусство, 1974, 117 с., ил.

99. Программы художественно-графических педагогических училшц."Живопись".-М.: Просвещение, 1966.

100. Программы педагогических институтов. Сборник 16. Рисунок. Живопись. Пленэр, композиция.-М.: Просвещение, 1983,- 62 с.

101. Прокофьев Н.И. Натюрморт. Учебное пособие по живописи для студентов художественно-графических факультетов пед.вузов,- М.: 1999,64 с.

102. Пучков А.С, Д.Н.Кардовский и его метод. Диссертация кандидата пед.наук,- М., 1953.

103. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов.- М.: Просвещение, 1982,- 160 е., ил.

104. Рафаэль. Жизнь замечательных людей,- М.: Республика, 1993.-с.173-252.

105. Ревалд. «Постимпрессионизм», с.371.

106. Ревякин П.П. Техника акварельной живопоси,- Госстройиздат.: М.: 1959.

107. Рембрандт. Жизнь замечательных людей,- М.: Республика, 1993,- с.253-319.

108. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям,-М.: Искусство.- 1952.

109. Репин И.Е. Далекое близкое.- М.: Искусство, 1949.

110. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов. Сост.Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев.- М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

111. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов.- 2-е издание, доп. и перераб,-М.:Просвещение, 1980.- 239 с.

112. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов,- М.: Просвещение, 1982,- 240 е., ил.

113. Ростовцев H.H. Академический рисунок.- М.: Просвещение; Владос,- 1995,- 240 с.

114. Рощин С.П. Основы теории живописной грамоты.- Изд-во СГИ,- М., 2000.

115. Рудин Н.Г. Таблицы-задачи по цветоведению.- М.: Искусство.1940.

116. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению,- М.: Гизлегпром,1956.

117. Рындин A.C. Исследование методов обучения передаче световоздупшой среды живописи (в системе подготовки художника-педагога): Автореферат диссертации кандидата пед.наук. М.: 1973. - 18 с.

118. Рындин Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы) : Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1980,- 16 с.

119. Савицкий Г.К. О живописи,- М., 1959.

120. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве.- М., 1951.118а. Сб. «Исследования по психологии восприятия», изд-во АПН1. СССР,- 1948, с.8

121. Сергеев А. Учебный натюрморт.- М.: Искусство, 1955.

122. Сеченов И.М. Избранная философия и психологические ощущения.- М.-1974.

123. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, 1863;

124. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность, 1892.

125. Сидоров A.A. Рисунок старых мастеров,- М.-Л., 1940.

126. Скуридин В. Тональные отношения в живописи,- "Художник", №9, 1960.

127. Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов,- М.: Просвещение, 1975,- 192 е., ил.

128. Смирнов Г.Б. , Унковский A.A. Акварель. Учебное пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед.институтов,- М. Просвещение.- 1976,- 38 е., ил.

129. Соколов E.H. (Восприятие и условный рефлекс.-М., 1958).

130. Стариков М.М, Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов пед.институтов на занятиях живописью Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1993,- 16 с.

131. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,- 536 с.129а. Теплов Б.М. Зрительные ощущения и восприятия,- М.:Л.-1935,162 с.

132. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.- М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.

133. Технология, исследование и хранение произведений станковой настенной живописи. Под ред. Ю.И.Гринберга.- М., 1987.

134. Унковский A.A. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1972,- 27 с.

135. Унковский A.A. Работа на пленэре.- "Художник",- 1982,- № 4,-с.61-63.

136. Унковский A.A. Цвет в живописи: учебно-методическое пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед.институтов,- М.: Просвещение, 1983.- 63 с.

137. Унковский A.A. Изобразительное искусство 1 курс// учебное пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед.институтов,- М.: Просвещение, 1985,- 118 е., ил.

138. Унковский A.A. Изобразительное искусство 2 курс// учебное пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед.институтов.- М.: Просвещение, 1977,- 134 с.

139. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге\ сост. и авт. вступ. статьи Е.С. Левитин,- М.: Молодая гвардия, 1966,- 127 е., ил.

140. Фичино Марселло. «Пир» Платона. История эстетики, т.1,- М.,1962.

141. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство.- М., 1973.

142. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы): Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М,-1992,- 16 с.

143. Хогарт В. Анализ красоты.- Л.: Искусство, 1987,- 180 е., ил.

144. Холина О.Н. Повышение эффективности живописи учащихся 12-16 лет посредством формирования видения цветотоновых отношений: Автореферат диссертации кандидата пед.наук,- М.: 1997,- 16 с.

145. Ченнино-Ченнини. Трактат о живописи. ОГИЗ.ИЗОГИЗ,- М.:1937.

146. Черневич Б. Язык графического дизайна,- М., 1975.

147. Чистяков П.П. Письма, записные книжки о П.П.Чистякове\ Сост. Э.Белютиным, Н.Молевой,- М.: Искусство, 1953,- 592 е., ил.

148. Шаронов М.Н. Измерение и расчет видимости далеких предметов.- М.-Л., 1947.

149. Шеварева П.А. Проблема константности цветов. Сборник ► «Исследования по психологии восприятия».- Изд-во АН СССР.- 1948.

150. Шегаль Г.М. Колорит в живописи: заметки художника.- М.: Искусство, 1957,- 76 е., ил.

151. Шестаков К.А. Давайте рисовать. Пособие для учащихся,- JL: Учпедгиз, 1963,- 75 е., ил.

152. Школа изобразительного искусства. Том 4. Изд.3-е, исправл. и дополн,- М.: Изобразительное искусство, 1999.- 206 с.

153. Школа изобразительного искусства. Том 5. Изд.З-е, исправл. и дополн.- М.: Изобразительное искусство, 1994,- 200 с.

154. Шорохов Е.В. Композиция,- М.: Просвещение, 1986,- 286 е., ил.

155. Шугаев В.М. Орнамент на ткани,- М., 1969.

156. Энциклопедический словарь юного художника \ сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков,- М.: Педагогика, 1983,- 415 е., ил.

157. Эстетика: словарь,- М., 1989.

158. Юон К.Ф. Основные элементы живописи// "Художник".- 1980,-№ 10,- с.63-64.

159. Юон К.Ф. Об искусстве,- М.: Советский художник, 1959,- в 2томах.

160. Ягодовская А.Т. О живописи.- М.: Советский художник, 1962.

161. Ягодовская А.Т. О натюрморте,- М.: Советский художник,1977.

162. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышленияшкольников,- М.: Педагогика, 1980,- 240 с.

163. Яковлев В.Н. О живописи,- М.: Изд.Академии художеств СССР, 1951,- 80 с.

164. Яковлев В.Н. Цвет в живописи // "Художник", № 4, 1961.

165. Яшухин А.П. Живопись,- М.: Просвщение, 1985,- 287 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.