Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шилова, Юлия Борисовна

  • Шилова, Юлия Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 136
Шилова, Юлия Борисовна. Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2006. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шилова, Юлия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Системный взгляд на деятельность с точки зрения роли в ней сознания н бессознательного.

1.1. Особенности системного подхода к деятельности.

1.2. Проблема сознания, роль и место сознания в системе деятельности.

1.3. Проблема роли и места бессознательного в деятельности.

ГЛАВА 11. Существующие представления о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности (Марксизм, экзистенциализм, синергетика).

2.1. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках марксистского подхода.

2.2. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках экзистенщшльного подхода.

2.3. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках синергетического подхода.

ГЛАВА 111. Сравнительный анализ данных подходов к деятельности в рамках системного подхода.

3.1. Возможность взаимодополнения и противопоставления марксистского и экзистенциального подходов.

3.2. Возможность противопоставления и дополнения философских подходов и синергетики.

3.3. Систематизация философского и естественно - научного подходов к деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности»

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хшциичество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных, природа вынашивала всё более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью явилось сознание. Главным условием возникновения и развития сознания является сов -местная продуктивная деятельность опосредованная речью, которая требовала кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Главной составляющей сознания является разум. Важность его как главенству — ющего факта, проявляется не только в познавательном процессе, но н в способ -поста к творчеству, в свободе и созидании культурных ценностей, в придании смысла человеческой деятельности.

Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический дуализм природы человека.

И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему. Однако существуют несколько основополагающих наук, таких как философия, психология, биология, которые вплотную занимаются этой проблемой. В каждой из этих наук ставится вопрос о деятельности и проблеме в ней сознания и бессознательного, согласно основным положениям.

Философия подходит к проблеме с онтологической позиции, рассматривая существование человека и его деятельность через бытие и в бытие; и с позиции теории познания, которая затрагивает вопросы роли процессов когнитивного развития, творчества, учитывая, что познание носит как чувственный, так и логический характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя через чувства.

Психология рассматривает данную проблему, представляя душевную жизнь человека, как составляющую телесной жизни, изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

Биология рассматривает данную проблему с точки зрения теории эволюции живых организмов в целом и в отдельности каждого биологического существа. Человек же является биологическим существом, поэтому развитие и становление деятельности человека, роли и места сознания и бессознательного в деятельности связано с основными вехами эволюции человека и живых существ. Несмотря на кардинальные различия наук, трудно провести границу между ними и поэтому, данная работа - есть попытка объединить представления этих наук на основе философской методологии.

Проблема деятельности, роли и места сознания и бессознательного в деятельности это универсальная проблема человечества. Перед взором человека предстаёт мир, который разворачивает многообразие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний. Но все процессы данности мира и переживаний проходят через чувства и мысли, через сознание. Сознание есть то вездесущее, вечное, неуничтожимое, что сопутствует человеческой деятельности, человеческому освоению мира, составляет его основу, внешнюю и внутреннюю. Сознание связывает человека с внешним миром и одновременно с внутренним миром самого человека. Сознание не существует как отдельный предмет, поэтому его нельзя познать, описать, оно проявляет себя в трудовой деятельности, в творчестве, оно присутствует в образах восприятия, соотносит наши ощущения, мысли, чувства. Чтобы войти в состояние сознания недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать. Для этого необходимы дополнительные акты, с помощью которых «я не просто мыслю, а осознаю, что я мыслю». Поэтому проблема деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней - это проблема самого сознания, имеющая различные уровни своего решения. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания в связи с ролью в деятельности, а также психического опирается на определённые философско-мировоззренческие установки. И это придаёт проблеме особый дополнительный смысл и значение.

В настоящее время накоплен большой научный опыт, культурологический, философский и психологический материал по различным аспектам деятельно -ста, роли становления сознания и бессознательного, его природным предпосылкам, нейрофизиологическим, психическим и социокультурным механизмам, ди -намике внутренних состояний и переживаний.

За период с середины 19 века сложились многочисленные философские и пси -хологические направления исследования деятельности, роли и места сознания и в деятельности, роли и места бессознательного в деятельности и в их взаимосвязи. Проблема деятельности исторически имела различное толкование в зависимости от направленности философских и психологических течений. Так в марксистской философии деятельность рассматривается как познавательно — практическое освоение и преобразование человеком объективного мира, подчёркивается единство чувственно - практической и рациональной сторон, определяются её различные виды в зависимости от сфер общественной жизни.

Современная философия определяет деятельность как способ преобразования человеком окружающего мира, основываясь на антропоцентризме, формирует представление о необходимости её разумной и позитивной направленности. В современной психологии основоположником деятельностного подхода является С. Л. Рубинштейн, который опирался на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепцию С.Л. Рубинштейна подхватили Л. С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема «Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности» является комплексной и затрагивает такие научно — исследовательские подходы как деятельностно—исторический, феноменологический, экзистенциальный, психоаналитический, герменевтический, эволюционно — эпистемологический, а также синергетический. Эти подходы находятся в центре внимания отечественных и зарубежных учёных. Научные разработки в данной области исследования можно сгруппировать по следующим направлениям:

- деятельностно — историческое направление, где труд является источником деятельности. Оно представлено немецкими философами в диалектико — мате — риалистическом подходе К. Марксом и Ф. Энгельсом;

- экзистенциальное и феноменологическое направления в рамках западно -европейской философии представлены в трудах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, Н. Гартмана; в рамках русской и российской философии пред -ставлены в работах Н.О. Лосского, C.JI. Франка, Н. Бердяева, Я.А. Спинина;

- собственно психологическое направление, которое рассматривает созна -тельные и бессознательные процессы, их взаимоотношения под разными углами зрения, в рамках западноевропейской психологии и психоанализа Следует выделить прежде всего работы З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Э. Берн, Л.Бинсвангер;

- проблемой деятельности, деятельностного подхода и роли в нём психических процессов, работой головного мозга занималась школа советской психологии, представленная — Н. А. Леонтьевым, A.B. Брушлинским, В.М.Бехтеревым,

П.Я Гальпериным, В.В. Давыдовым, JI.C. Выготским, С. Рубинштейном, В.П. Зинченко;

- подходы к проблеме сознания и деятельности в рамках русской и советской философии представлены в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Д.И.Дубровского, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, И.Ф. Михайлова,

B.В. Налимова, Э.Г. Юдина;

- разработка синергетической модели и применение её в социальной сфере, анализ проблемы сознания, творчества, а также механизмы взаимодействия и функционирования системы, являющейся головным мозгом, представлены в работах -И. Пригожина, Г. Хакена, Д. Николиса, E.H. Князевой,

C.М. Курдюмова.

Марксистский подход к рассмотрению вопросов о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности исходит из примата общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Сам способ бытия человека в мире всегда предполагает преобразующую, практическую деятельность, которая организуется и контролируется сознанием. Такое взаимодействие - соотношение материального и идеального, реализуется в процессе труда. Но марксистский подход конкретно не связывает бессознательное с материальной деятельностью. Экзистенциальный подход исходит из того, что человеческое сознание и предме -ты окружающего мира образуют различные виды бытия. Человеческое бытие - это отдельная реальность каждого человека, существующая в мире бытия других людей. Существование человеческой личности представляется как процесс осознание ею своего «Я», углубление себя, в результате чего, формируется сущ -ность человека. Поиск сущности каждой личностью образует её бытийность, кото -рая становится основой независимого, жизненного плана, включающего предпо — сылку выбора альтернативного поведения и обретения личностью свободы. Но в обществе не может быть полной свободы и независимости. Социальная жизнь бесчеловечна, но является необходимой стороной существования каждого челове -ка. Таким образом, в экзистенциалисты, обращают внимание на мотивацию в поведении человека, действующего в различных жизненных ситуациях. Тем самым, экзистенциальный подход конкретно не рассматривает материальную деятельность как основу мотивации и поведения.

Сравнительно молодая наукасннергетика по новому подходит к данной проб -леме. Она привлекает к рассмотрению природы психического теорию самоорганизации, теорию нелинейных систем, понятия порядка и хаоса. Но конкретные предложения по вопросу о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности не поднимаются синергетикой до уровня философского обобщения во всём их возможном объёме. Она лишь уточняет, конкретизирует целый ряд вопро -сов, возникающих в связи с ролью и местом сознания и бессознательного в дея -тельности.

Все перечисленные выше направления, имея определённые достижения в решении данной проблемы, обнаруживают вместе с тем, неполноту своих теорий. При этом возникает целый ряд вопросов:

Каковы роль и место сознания в деятельности, роль и место бессознательного в деятельности? Что есть бессознательное и какую роль оно играет в жизни человека? Какая роль отводится сознанию и бессознательному в деятельности в экзистенциальном подходе? Какую роль представляет бессознательное в марксистской концепции? Каковы механизмы деятельности в синергетике? Все эти вопросы требуют нового методологического осмысления, чтобы эффек тивно использовать достижения всей научной сферы. Таким образом, исследова -ние роли и места сознания и бессознательного в деятельности представляется актуальной проблемой, значимой для философии, психологии, для антропологии и синергетики.

Прежде всего, возникает потребность в исследовании таких наиболее влиятель — ных направлений как марксистское и экзистенциальное, анализ их различия и взаимодополнения. Соответственно на наш взгляд, необходимо поставить цели и задачи исследования:

- уточнить системные аспекты деятельности;

- определить границы действия основных механизмов сознания в рамках психологического и философского подходов;

- уточнить эту роль в материальной деятельности в рамках марксистского подхода;

- прояснить особенности понимания деятельности, роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках экзистенциализма;

- определить ту роль сознания и бессознательного в деятельности, которая отводится им в рамках синергетики;

- выявить точки соприкосновения и возможность взаимодополнения во взглядах на роль и место сознания и бессознательного в организации деятельности, в данных подходах (философских, синергетического и психологического). Научная новизна исследования просматривается в том, что:

1. деятельность может рассматриваться с точки зрения структурного — функ— ционального анализа, как временная целостность, в отличии от пространственной целостности, системообразующими признаками которой являются потребности, мотив, цель, смысл, действие, предметность, аспекты (ценностный, гносеоло -гический) и механизмы их осуществления;

2. деятельность как целое определяется действием сознательного и действием бессознательного, её составляющих;

3. в деятельности раскрывается феномен человека, специфика раскрытия которого, представлена ведущими факторами организации и реализации деятельности - ролью сознания и ролью бессознательного;

4. выявлены особенности этой проблемы в различных направлениях представленных марксизмом, экзистенциализмом, синергетикой, деются критический разбор данных, по данной проблеме, оцениваются их результаты и достижения;

5. в данной диссертации сторона процесса труда - отчуждение, должна рассматривается не только в плане социальной природы, но и в плане психологической природы, как патологическое состояние сознания, которое может привести к креативности.

Объектом исследования являются различные факторы и механизмы деятельности, гносеологические и аксиологические стороны её проявления. Предметом исследования являются процессы функционирования сознания и бессознательного в деятельности.

В данной работе использованы диалектический, логический и системный методы рассмотрения поставленных задач, в совокупности их отношений и связей. Материал на котором выполнено исследование - работы, посвященные:

1. диалектико - материалистическому рассмотрению роли труда в экономической теории, представленной К. Марксом и Ф. Энгельсом;

2. теории деятельности, которая разрабатывалась как культурно -историческая деятельностная школа советской психологии, представленная А.Н. Леонтьевым,

A.B. Брушлинским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко;

3. психологическим аспектам роли сознания и бессознательного, экзистенциальной психоаналитике, представленной К.Г. Юнгом, 3. Фрейдом, Э. Фроммом, Л. Бинсвангером и критиком Я. Нидлменом;

4. экзистенциальной диалектике, рассмотренной западными мыслителями Ж.П. Сартром, М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Н. Гартманом, а также русской школой, представленной в лице И.О. Лосского, С.Л. Франка;

5. философским и психологическим школам, рассматриваемым сознание, их различные подходы к роли сознания, роли бессознательного, функционирование головного мозга, представленные в трудах В.М. Бехтерева, Э.В. Ильенкова,

B.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, A.B. Иванова, Я.А. Слинина, Э.Г. Юдина;

6. синергетическому методу исследования, представленному И. Пригожиным, Г. Хакеным, Д. Николнс, E.H. Князевой, С.М. Курдюмовым. Кроме того в работе использованы работы немецких классиков Г. В. Гегеля, И. Канта, Г. Риккерта, данные современной психологии и философии, представленные в статьях, взятых из журналов «Вопросы философии» и «Вопросы психологии», а также в сборниках, посвященных философским и психологическим проблемам сознания. В работе использована работа В.И. Вернандского «Биосфера и ноосфера». Также новые исследования теории самоорганизации, представленные в журналах «Синергетика и психология», исследования в области когнитивных процессов.

За методологической основой стоит психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, психологическая и философская теории сознания различных авторов и психологическая теория бессознательного К. Г. Юнга. Базой исследований являются подходы: психологический и естественно - науч -ный (синергетика). В данной работе используются психологическое, марксистское, экзистенциальное и синергетическое направления, сравнение и противопоставле -ние этих направлений.

Делаются выводы, представленные в 3 главе об общих закономерностях деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней.

Материалы исследования могут послужить для дальнейшего уточнения теории деятельности, роли и места сознания и бессознательного в жизни каждой личности, имеют актуальность, которая требует дальнейшего исследования в этой научной области.

Полученные результаты исследования, сформулированные в выводах предполагают возможное вовлечение материалов в процесс обучения, в процесс профессиональной практической и теоретической подготовки специалистов, чтения курсов по специальности, включающей дисциплины - психология, психотерапия, философия.

На защиту выносятся положения:

1. деятельность, являясь системой, представлена системообразующими признаками, которые лежат в основе механизмов функционирования сознания, состоит из подсистем, аспектов;

2. сознание имеет структурный характер, элементы которого взаимосвязаны отношением сознательного и бессознательного и обусловлены деятельностью;

3. в системе отношений сознательного и бессознательного выясняются особенно ста и роль бессознательного и его динамика;

4. деятельность представлена двумя сторонами процесса труда — отчуждением и опредмечиванием; отчуждение может выступать не только как отчуждение средств труда (материальный аспект), но и в плане психологического отчуждения, которое может иметь деструктивный характер для человека; опредмечивание формируется на основе отчуждения, в основе которого лежит разделение труда;

5.становление деятельности, с точки зрения синергетики, - это процессы организации и самоорганизации в условиях изменяющейся среды;

6.сущностъ человека, с точки зрения экзистенциализма, формируется за счёт проявление внутренней деятельности, в процессе формирования которой, достигается соединение сущности с существованием.

Положения и результаты исследования были подтверждены на семинарских и аспирантских занятиях кафедры философии РГПУ им. А.И. Герцена, некоторые из них были представлены материалами на Международных конференциях «Ребёнок в современном мире. Культура и детство», «Ребёнок в современном мире. Государство и дети», «Ребёнок в современном мире. Семья и дети», Санкт-Петербург, 2003,2004,2005 год.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шилова, Юлия Борисовна

Мы рассмотрели комплексный подход к деятельности и определили новый

системный взгляд к деятельности, психологические и философские аспекты

сознания и психологические аспекты бессознательного, философские подходы

(марксистский и экзистенциальный), синергетический подходы к деяте1яьности,

а также роль и место в деятельности, проблемы дополнения и противопоставления

философских подходов, синергетики и нового системного подхода. Определили

основные позищш из рассмотренных выше глав исследования. Если говорить о соотношении сознания и бессознательного мы в своей работе

опирались на работы классиков: А.Н. Леонтьева, К.Г. Юнга, 3. Фрейда, Ж. Сартра,

Н.О. Лосского, В.М. Бехтерева, Э.В. Ильенкова, К.М. Мамардашвшш, стремясь

вьщелить наиболее значимые с точки зрения современной науки и философии

различные ос(^нности понимания природы сознания и сознательного, природы

бессознательных факторов. Стремясь дополпить эти взгляды разработками со временньк философов и учёных. Основная цель, которую мы преследовали - это получение некоторого обоб —

щённого представления, которое можно было бы использовать как средство

анализа деятельности. Проблема деятельности не имеет однозначного решения в

науке и философии. Поэтому потребовалось разобраться, прежде всего, с поло117

жением дел в этой области. Нами проведён анализ обширного материала для

уяснения положения дел, сложившегося во времени, одновременно изыскивая

точки соприкосновения проблемы сознания и бессознательного с проблемой

деятельности. С нашей точки зрешм именно позиция А.К Леонтьева является

наиболее удобной для осмысления литературы последних лет. Наша точка зрения

по этой проблеме представляет собой уточнение и развитие идей, заложенных

классиками, современными учёными для формирования единого комплексного

подхода. С нашей точки зрения мы рассматриваем деятельность как некую

комбинированную систему, включающую процессы целеполагания, целесооб разности, целевого действия, системообразующими факторами которой высту пают такие черты, как цель, действие, смыслы, ценности, значеш1я, мотхшы, во ля. Деятельность выступает в качестве сочетания гносеологического и аксиологи ческого аспектов и их взаимодействия и дополнения, является открыто - замкнутой

системой, в которой роль сшнания и сознагельного, а также роль бессознатель —

ного выступают ведущими факторами целеполагания. Открытость пространства деятельности связано с обменом информацией, веще —

ством и энергией, то есть с преобразованием окружающей действигельности и

применеш1ем в творческом процессе, раскрывает спещ1ф1жу феномена человека. Замкнутость пространства деятельности проявляется в избирательности, авто номности, приспособиггельном поведении, носит целесообразный характер,

выражает черты личности. Сознательное и бессознательное проявляется в роли регулятора выбора того. ДЛЯ чего субъект становится открытым для одного, что считается полезным и

нужным, и закрытым для другого, что считается опасным и ненужным. «То что мы думаем и чувствуем, зависит от того, что мы делаем», и при этом

следует учитывать, что не только позитивная сторона поведения, а и деструк тивная обрюруживают различия [143, с.306]. Таким образом, какие бы формы

регулирования человека с природой или другими людьми не существовали, они

не могут быть совершенными, так как и природа и общество постоянно изменя —

ются. Эти изменения порождают необходимость поиска новых способов регули —

рования взаимоотношений, возникает необходимость в поиске новых, нетради -

ционных отношений—творческих инноваций. Роль сознания и бессознательных факторов в том, что они выступают базой для

обновления форм взаимодействия со средой (социальной и природной). Процессы, свойственные деятельности являюгся составляющими сознания, то

есть деятельность представляется как регулируемый акт, который раскрывает

природу сознания. С точки зрения А.Н. Леонтьева, сознание выступает внутрен ним движением, порождаемым деятельностью. Такое внутреннее движение

характеризует систему сознания, которая включает в себя мыслительные акты,

носящие субъективный характер, а объекты мира становятся субъекпшной

реальностью. Поэтому в сознании существуют две цели со слов А. П. Леонтьева,

субъект1шная и объективная. Субъективная цель формируется в самосозиании,

центром её является «Я» сознания. Когда субъективная цель переходит в обьек тивную, происходш" означенность окружающего мира. Тогда сознание приобре119

тает смыслы, которые связывают воедино отдельно существующие значения —

этот процесс называется мышлением. Мышление есть работа и активность соз нания, которая проявляется в виде образов и означенных символов. Символы

могут вбирать в себя любое содержание и перетекать в другие образы. Символ

свободен от логики и языка, и принадлежит подсознательному, то есть не явля ется продуктом рационалистической рассудочности, а выражает чувства и эмо ции; проявляется «не здесь» и «не сейчас», а держит информацию на будущее

или в прошлом. Таким образом, составляющей сознания является не только

настоящая информация с логическим порядком, но и подсознательные процессы -

бессознательное психическое. Бессознательное предохраняет сознание от ненужной информации в рамках

настоящего времени, оперирует смыслами и несёт в себе функцию хранения и

накопления информации, которая служит предвестником iq)eaTiiBm>ix процессов. Внешний мир строится внутри сознания, то есть во внутреннем поле сознания —

символическом поле, а внутренний мир строится вовне, внешней реальности. Мир

есть объект, который познаёт сознание. Предпосылки для решения этих вопросов в науке и философии накапливались

постепенно, в связи с этим мы рассмотрели ряд философских направлешш таких

как марксизм и экзистенциализм в их взаимодополнении с естественно —научным

подходом (синергетический подход). Несмотря на их различия в мировоззрен —

ческом и содержательном плане мы попьггались свести эти различия к какому - то

единству, в рамках которого исключались бы их различия, а их особенности,

которые обнаруживали склонность к взаимодополнению, рассматривались нами

как основания для формирования единого комплексного подхода. Естественно, что экзистешщалшм в большей мере относят к области целепола гаш1я, то есть исследования механшмов мотивацш! действия, выработки целей

программы, выбора альтернативы поведения, ценностных ориентации, которые

призваны активизировать волевые качества личносги. Марксистская концепция деятельности уделяет наибольшее внимание разработ ке механизмов самого действия, то есть роли средств труда в социальной обус —

ловленности. Синергетический подход рассматривает внутренние механизмы действия, где в

общем—то факторы сознательного и бессознательного простзппают не явно. Следует сказать, что данную работу не следует рассматривать как окончатель ный результат единства Он лишь проявляет некоторые тенденции в этом на —

правлении или формирует определённые ожидания более ясных и чётких

представлений в этой области. Единственно правильным, с точки зрения автора,

в этой области является необходимость сближения различных философских

подходов и дополнения их теми разработками в различных областях науки (пси хологии, биологии, синергетики, философии), которые мы стремились использо вать в работе. Проблема исследования деятельности, роли и места сознания и бессознэтельно го касается многих аспектов наук. В связи с этим надо особо отметить приклад пое значение этого исследования для педагогике, психологии, медрщины. Изучение двуединства сознания и бессознательного, и роль в деятельности

является фокусом для педагогики, то есть в объективном применение её в

обучении и воспитании. В современной педагогике первостепенное значение

приобретает проблема обучения человека под углом научного и ненаучного зна ния, то есть использование наравне с логическим мышлением бессознательных -

психических процессов, интуиц1ш; помогает развивать абстрактное мышление,

выстраивать процессы в виде системы знаний, умений, навыков. Обучение и

воспитание должно развивать у учащихся дивергентное мышление, которое

допускает в^ьирование путей решения задач или какой—то проблемы, должно

приводить к неожиданным результатам и выводам, к открытию нового. Тем

самым, о^спеч*шается развитие познавательных способностей, умение логичес ки мыслить, дополнять, достраивать определённые теории и системы, решать

неординарные задачи. Психологи предполагают формировать в школах и колледжах развивающие

среды, которые предполагают создание в процессе обучения таких взаимо —

отношений (1щд»тидуальный подход), обеспечршающих гармоничное вхожде ние в учебиый процесс каждого человека со всеми его духовно — внутренними,

индивидуально—типологическРЕйи особенностями. Здесь рождается новая

методология, которая необходима в любой области деятельности, особенно там,

где раб<утакут с человеком и для человека. С медицинской точки зрения для нормального функционироваиия всех жизнен ных систем организма необходим промежуточный режим между хаосом и поряд —

КОМ. Teopim хаоса и порядка, нелинейная динамика играют практическую роль в

расиознавании и лечении болезней, в нредупреждении острых приступов,

особенно в неврологии и психотерашш, в выявлении причин и лечении неврозов. Индивидуальный внутренний м1ф, осмысл1шающийся как микрокосм человека,

должен бьггь включён в современную целостную мегодологию, где оправдыва ется утверждение RA. Бердяева, что человек есть фокус, в котором сходятся все

планы бытия. Ось пронизывающая сознательную волю и неосознаваемые про —

цессы, может* быть определена как стыковка внешнего и внутреннего миров. И сколько бы на сегодняшний день не было бы открыто, и всё же мы себя пони маем, а тем более детей, не так уж часто, а порой и вовсе не в состоянии провес ти различие между мнимым и действительным, желаниями и фантазнялш, коре нящимися в сознании. Разум остаётся в нас той высшей способностью, €юз кото —

рой не были бы нам досгупны наука, техшжа, язык, деятельность. Важность главенствующего разума — это не только познавательного процесса, но

как свободы, способности к творчеству. Нет сомнения в том, что обсуждение проблемы деятельности, роли сознания

и бессознательного в ней является в настоящее время одной из актуальных

проблем, связанной с изучеш1ем сознания человека, а также механиз1кюв позна ния окружающего мира и на основе этого - построение мира и ценностного

отношения к миру и к человеку. Человеку всегда важно знать, какими возможно стями он располагает, способен ли он выработать адекватное знание, позво —

ляющее ему жить и действовать в реальном мире. Расщрфение или, напротив. ограничение возможностей сознания и бессознательного, вера в р^ум, сложное

переплетение сознательных и бессознательных процессов, отрицание или огра ничение функций разума в решении мировоззренческих вопросов в значшгель -

ной мере определяют как понимается роль сознания и Несознательного в дея тельности, что есть сознание и Несознательное, что есть деятельность. Все эти не простые вопросы составляют на наш взгляд проблемное поле для

дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шилова, Юлия Борисовна, 2006 год

1. Абишева А.К. «Философия га хаоса» //Вопросы философии// 2002 г. №3, с. 147-159.

2. Абрамова Н.Т. «Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания» //Вопросы философии// 1997г. № 7, с. 99-113.

3. Абрамова Н.Т. «Являются ли словесные акты мышлением?» //Вопросы философии// 2001г. № 6, с.68-82.

4. Агафонов АЛО. «Человек как смысловая модель мира», изд. Дом Самара, Бахрах-м, 2000г.

5. Анохин П.К. «Полезный результат как организующий фактор системы»; «Синергетика и психология», выпуск№ 2, М., изд. «Янус-К», 2000г., с.34-37.

6. АрлычевА.Н. «Об иррационализме как философии изменчивости», //Вопросы философии // 1998г. № 6, с. 133-142.

7. Ахиезер А.С. «Об особенностях современного философствования», //Вопросы философии// 1998г. № 2, с.3-17.

8. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и интернет, С Пб., Изд. «Наука», 1999г., с. 3-71

9. Басин Ф.В. «Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений» //Философские науки// 1990г, № 3, с.43-53.

10. Бахтин М.М. Рабочие записи 60-70 годов, Т.6, С.371-440, М, изд.Русские словари», 2002г.

11. Берн Э. Введение в психоанализ и психиатрию для непосвящённых, СПб, изд. «Оркестр» 1994г.

12. Бехтерев В.М. «Психика и жизнь» избранные труды по психологии личности в 2 томах; 1 том, С-ПБ., изд. «Алетейя», 1999г., с.5-252.

13. Библер B.C. «Из заметок впрок» // Вопросы философии //1991г., № 6, с. 15-45.

14. Бинсвангер JI. «Бытие в - мире», М., изд. Рефл - Бук, Ваклер, 1999г., с. 17-220.

15. Бородам Ю.М. «От фантазии к реальности», М., 1995г.

16. Бородкин В.И. «Психоэнергетика мышления», М., 1997г.

17. Братусь Б.С. «Смысловая вертикаль сознания личности», //Вопросы философии// 1999г., №11, с.81-89.

18. Брушлинский A.B. «Деятельностный подход и психологическая наука», //Вопросы философии// 2001г., № 2, с.89-95.

19. БуберМ. «Проблема человека», Киев, год. «Ника центр», 1998г.

20. Бэкхерсгг Д. «Философия деятельности»//Вопросы философии// 1996г., № 5, с.72-79.

21. Вересов H.H. «Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыты теоретической рефлексии и монизма в психологии», //Вопросы философии// 2000г., J& 12, с. 74-87.

22. Вернандский В.И. Биосфера и ноосфера, М., изд. «Наука», 1989г.

23. Винер Н. Кибернетика и общество, М., 1958г., с. 3-243.

24. Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий», Психология и мышление, М71981г.

25. Гартман Н. К основоположению онтологии, СП б., изд. «Наука» 2003г.

26. Гвардини Р. «Конец нового времени» // Вопросы философии// 1992г, № 4, с. 127-163.

27. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа, представление, перевод Шпета, СП б, изд. «Наука», 1999г., с. 34-380.

28. Герасимова И. А. «Природа живого и чувственный опыт, //Вопросы философии// 1997г., № 8, с. 123-134.

29. Горфункель ПЛ. Принцип единства сознания и деятельности, Ижевск,1975г.

30. Григорьева Г.П. «Синергетика и восток» //Вопросы философии// 1997г., № 3, с.90-102.

31. Громыко Ю.В. «Деятельностный подход: новые линии исследования», //Вопросы философии// 2001 г., № 2, с. П 6-123.

32. Губин В.Б. «О роли деятельности в формировании моделей реальности», //Вопросы философии// 1997г., № 8, с. 166-174.

33. Гуревич П.С. «Бессознательное как фактор культурной динамики»,Вопросы философии// 2000г., № 10, с. 37-41.

34. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени, М., 1994г.

35. Давыдов В.В. «Теория деятельности и социальная практика» //Вопросыфилософии// 1996г., № 5, с. 52-62.

36. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии, СП б, изд. «Арбис», 1995г.

37. Жданов Г.Б. «Информация и сознание» //Вопросы философии// 2000г., №11, с. 97-104.

38. Зинченко В.П. «Психологическая теория деятельности» (воспоминание о будущем)//Вопросы философии// 2001г., № 2, с. 66-88.

39. Зинченко В.П. «Миры сознания и структура сознания», // Вопросы психологии// 1991г., №2, с. 15-37.

40. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность, Психология памяти, М., 1998г.

41. Иванов А.В. Сознание и мышление, М., 1994г.

42. Иванов А.В. Мир сознания, Барнаул, 2000г, с.3-240.

43. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно—теоре — тическом мышлении, М., 1997г, с. 19-376.

44. Ильенков Э.В. «Психика и мозг», ответ Дубровскому Д.И., //Вопросы философии// 1968г., № 11, с. 145-155.

45. Исаков А.Н., Сухачёв В.Ю. Этос сознания, СП б, изд. «Университет» 1999г.

46. Кальоти Дж. Ог восприятия к мысли, М., изд. «Мир», 1998г.

47. Кант И Критика чистого разума, перевод Лосского Н.О., СП б, изд.Тайм-Аут», 1993г.

48. Кант И Собрание сочинений в 8 томах, Т.7: «К вечному миру, спорфакультетов, антропология, успехи метафизики», М., изд. «Чоро» 1997г.

49. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах, Т.4: «Критика практического разума», с. 373-565, изд. «Чоро», 1994г.

50. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. «Синергетика и прогнозы будущего», М, изд. «Наука», 1997г.

51. Князева Е.Н «Одиссея научного разума», синергетическое видение научного процесса, институт Философии, М., 1995г.

52. Князева E.H. «Типология когнитивной деятельности: синергетический подход» в сборнике: Эволюция, язык, познание; М., 2000г., с. 221-244.

53. Князева E.H. «Саморефлексивная синергетика» //Вопрос философии//,2000г., № 10, с. 99-113.

54. Князева E.H. «Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе»//Вопросы философии// 1998г., № 4, с. 138-143.

55. Князева E.H., Курдюмов С.П. «Антропный принцип в синергетике», //Вопросы философии// 1997г., № 3, с. 62-79.

56. Князева Е.Н, Курдюмов С.П., Синергетика и творчество, законы эволюции и самоорганизации сложных систем, М., 1994г.

57. Кричевский A.B. «Претензии и ограниченность спекулятивного разума» //Вопросы философии//2001г., №3,с. 159-167.

58. Кудрявцев В.Т., УразалиеваГ.К. «Развитие деятельности и еёсамодетерминация» //Вопросы философии//, 2001г., № 3, с.27-32.

59. Лазарев B.C. «Кризис деятельностного подхода в психологии ивозможные пути его преодоления» //Вопросы философии// 2001г., № 3, с. 33-47.

60. Лакатос И. «Методология научных исследовательских программ», перевод Поруса //Вопросы философии// 1995г., №4, с.135-154.

61. Ласло Э. «Основания трансдисциплинарной единой теории» //Вопросы философии// 1997г., № 3, с. 80-84.

62. Лекторский В. А. «Деятелыюстный подход: смерть или возрождение», //Вопросы философии// 2001г., № 2, с. 56-65.

63. Лекторский В. А. «О некоторых философских уроках 3. Фрейда»,Вопросы философии// 2002г., № 10, с. 4-8.

64. Леонтьев А.Н. Философия психологии, М, изд. Московский Университет,1994г.

65. Леонтьев А.Н. Семантическая структура слова, М, изд. «Наука», 1972г.

66. Леонтьев А.Н. «Деятельность и сознание»//Вопросы философии// 1972г., № 12, с. 129-140.

67. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М., изд. Полит. Литература, 1977г.

68. Леонтьев А.Н. «Деятельность и сознание», в сборнике с.72 82, СП б,изд. «Питер», 2001г.

69. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция,М., год. «Республика», 1999г.

70. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении, М., 1992г.

71. Лосский Н.О. История русской философии, М., 2000г.

72. Льюис Д.Г. Античная философия, Минск, 1998г.

73. Майнбергер Г.К. «Единый разум и многообразие рационалыгостей»,Вопросы философии// 1997г., № 9, с. 57-65.

74. Майнцер К. «Сложность и самоорганизация» //Вопросы философии// 1997г., №3, с. 48-61.

75. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления, М., изд. «Прогресс», 1993г., с. 7-349.

76. Мамардашвили М.К. «Сознание как философская проблема»Вопросы философии// 1990г., № 10, с. 3-18.

77. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание,метафизические рассуждения о сознании, символике языке, М. 1999 г., 216 с.

78. Маркова Л.А. «Философия из хаоса» //Вопросы философии// 2002г., № 3, с. 147-159.

79. Маркс 1С, Энгельс Ф. Собрание сочинений, Т. 5, М, 1986г, с. 104-560

80. Маркс К, Энгельс Ф. Капитал: к критике полит, экономии. Т.З, КН.З,М., 1989г.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: Т.1, 3, М., 1955г.

82. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: Т.6, М., 1957г.

83. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: Т. 23, М., 1960г.

84. Маркс К, Энгельс Ф. Собрание сочинений: Т. 42, М., 1960г.

85. Меркулов И.П. «Когнитивные типы мышления» в сборнике Эволюция, язык, познание, под общей редакцией И.П. Меркулова., М., изд. «Языки русскойкультуры», 2000г., с. 70-84,

86. Мерцалов B.JI. Рождение сознания, Пятигорск 1998г.

87. Михайлов Ф.Т. «Предметная деятельность. чья?» //Вопросы философии 2001г. №3, с. 10-26.

88. Михайлов Ф.Т. Загадки человеческого Я, М. 1976г.

89. Могилевский В.Д. Методология систем, М., изд. «Экономика» 1999г.,

90. Мудрагей Н.С. Очерки истории Западно — Европейского иррационализма,М., изд. «Наука» 2002г.

91. Мцхветадзе А.В. «Вновь о проблеме человеческого Я» //Вопросыфилософии 2000г. №7, с. 132-137.

92. Найсер У. Познание и реальность /смысл и принципы когнитивной психологии/, Благовещенск 1998г.

93. Николис Дж. «Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека»,//Вопросы философии//1997г. Ко 3, с.85-89.

94. Николис Дж. «Роль хаоса в коммуникативных системах» сборник «Синергетика и психология», выпуск 2, социальные процессы, М., изд. «Янус-К» 2000г., с. 145-160.

95. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания, М., изд. «Рефл—Бук», «Ваклер» 1998г.

96. Нугаев P.M. «Исторические типы рациональности» //Вопросы философии// 1998г. № 1, с. 182-187.

97. Овчаренко В.И. «Осознание бессознательного» //Вопросы философии// 2000г. № 10, с. 33-36.

98. Орлов В.В. История человеческого интеллекта, Пермь 1998г.

99. Осницкий А.К. «Проблема исследования субъектной активности», //Вопросы психологии// 1996г. № 1, с. 5-20.

100. Платон Диалоги, Ростов на Дону, изд. «Феникс 1998г.

101. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности, Ленинград, 1990г.

102. Пригож!ш И. От существующего к возникающему, М. 2002г., с. 10-288.

103. Пригожин И. «Философия нестабильности» //Вопросы философии//1991г. №6, с. 46-52.

104. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного, М., изд. «Мир» 1990г.

105. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант (к решению парадоксавремени); М., изд. «Прогресс» 1999г., с.4-270.

106. Прытков В.П. «Оправдание синергетики» //Вопросы философии// 2001г. №4, с. 146-149.

107. Радугин А.А. Курс лекций по философии, М., изд. «Центр» 1998г.

108. Раппопорт С.Х. «Эстетическое творчество и мир вещей», журнал «Эстетика», 1987г., № 7, с. 38-40.

109. Реале Дж., Антисьери Д. Западная философия от истоков до наших дней, (от романтизма до наших дней), С-Пб., изд. «Петрополис» 1997г.

110. Решер Н. «Границы когнитивного релятивизма» //Вопросы философии// 1995г. 4, с.35-54.

111. РиккертГ. Философия жизни, Киев изд. «Ника-центр»1998г., (введение в трансцендентальную философию с. 19-164)

112. Ровинский P.E. «Самоорганизация как фактор направленного развития» //Вопросы философии//2002г. № 5, с. 67-77.

113. Розин В.М. «Ценностные основания концепций деятельности впсихологии и современной методологии» //Вопросы философии// 2001г. №2, с. 96-105.

114. Рузавин Г.И. «Эволюционная эпистемология и самоорганизация», //Вопросы философии// 1999г. № 11, с. 90-101.

115. Руткевич A.M. «Научный статус психоанализа» //Вопросы философии//2000г. № 10, с. 9-14.

116. Сабели Г., Карлсон-Сабели JI. «Социальные процессы» в сборникеСинергетика и психология», М., изд. «Янус К» 2000г., с. 233 - 269.

117. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто, М., изд. «Республика»2000 г., с. 10-639.

118. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения, С-Пб., изд. «Наука» 2001г., с. 53-316.

119. Сборник «Грани научного творчества», М. 1999г.

120. Сборник «Рациональность на перепутье», Т.1, 2, М. 1999г.

121. Сборник «Тайны сознания и бессознательного», Минск 1998г.

122. Сборник «Рациональность как предмет философского исследования», М. 1995г.

123. Сборник «Самосознание в философии», Ленинград 1987г.

124. Сборник «Творческая активность сознания», Ленинград 1987г.

125. Сборник «Психология сознания», С—Пб., изд. «Питер» 2001г.

126. Сборник «Самосознание: моё и наше», М. 1997г.

127. Сборник «Субъект действия, взаимодействия, познания», психологические, философские, социокультурные аспекты; Москва — Воронеж, 2001г.

128. Сборник под редакцией Леонтьева А.Н. Восприятие и деятельность, М, изд. «Университет» 1976г.

129. Серл Дж. «Открывая сознание заново», М., изд. «Идея — пресс» 2002г., с. 24-226.

130. Скирбек Г., Гилье Н. История философии, М., изд. «Владос» 2000г.

131. СлининЯ.А. Трансцендентальный субъект (феноменологическое исследование) С Пб., изд. «Наука» 2001г.

132. Слободчиков В.И. «Деятельность как антропологическая категория»,о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности)Вопросы философии// 2003г. № з, с.48-57.

133. Солодухо Н.М. ((Бытие и небытие как предельные основания мира», //Вопросы философии//2001г. № 6, с. 176-184.

134. СтолинВ.В. «Исследование порождение зрительного пространственного образа», в сборнике под ред. Леонтьева А. Н, М 1976г., с. 101-209.

135. Суходольский Г.В. «Введение в математико психологическую теорию деятельности», С—Пб., изд. «Университет» 1998г.

136. Тихомиров O.K. «Психология мышления», М., изд. «Московский университет» 1984г.

137. Толочек В.А. «Стили деятельности», М. 1992г., с. 6-60.

138. Трофимова И.Н. «Моделирование социального поведения», сборникСинергетика и психология», выпуск 2, М., изд. «Янус К» 2000г., с. 133-141.

139. ФарманИЛ. «Воображение в структуре познания», М. 1994г.,

140. Франк C.J1. «Реальность и человек», М., изд. «Республика» 1997г.,

141. Фрейд 3. «По ту сторону принципа наслаждения Я и оно», С — Пб.,изд. «Алетейя» 1998г.

142. Фрейд 3. в сборнике «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль»,М., изд. «Республика», с. 15-34.

143. Фромм Э. «Душа человека», М. 1998г., 664 с.

144. Хайдеггер М. «Кант и проблема метафизики», М. 1997г.

145. Хайдеггер М. «Положение об основании» метафизическиеисследования; перевод Коваль, С — Пб. ГУ, изд. «Алетейя» 1999г., с. 20-286.

146. Хайтун С.Д. «Фундаментальная сущность эволюции» //Вопросы философии// 2001г. № 2, с. 152-166.

147. Хакен Г. «Можем ли мы применить синергетику в науках о человеке?», сборник «Синергетика и психология», выпуск 2, М., изд. «Янус -К»2000г.,с. 11-25.

148. Хакен Г. Синергетика; «Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах» М., изд. «Мир» 1985 г.

149. Хакен Г. Синергетика, перевод Климонтовича, М., изд. «Мир» 1980г.

150. Хакен Г. Принципы работы головного мозга, (Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности), перевод Данилова Ю.А., М, изд. Per Se 2001 г.

151. Чешков М.А. «Новая наука: постмодернизм и целостность современногомира» //Вопросы философии// 1995г. № 4, с. 24-34.

152. Шадриков В.Д. «Деятельность и способности», М. 1994.

153. П1вырев B.C. «О деятельностном подходе к истолкованию феноменачеловека»//Вопросы философии// 2001г. №2, с. 107-115.

154. Юдин Э.Г. «Методология науки; системность; деятельность», М. 1997г., с. 35-110; 243-310.

155. Юнг К.Г. «Психология бессознательного», М. 1998г.

156. Юнг К.Г. «Человек и его символ», М. 1997г.

157. Юнг К.Г. Аналитическая психология, СП б, институт личности, 1994г.

158. Юнг К.Г. «Божественный ребёнок», М., изд. «Олимп» 1997г., с. 18-381.

159. Юнг К.Г. «Символическая жизнь», Тавистокские лекции, М, год. «Когито — центр» 2003г.

160. Jung C.G. "Analytical Psychology it's theory and practice", London 1976.

161. Jung C.G. "Psychological types of the psychology individuation", London 1926.

162. O'Donohue J. "Eternal Echoes", Exploring Our Yearning to belong, cliff Street Books, New-York 2000.

163. Nalimov V.V. "Realms of the Unconscious: the Enchanted Frontier", Philadelphia 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.