Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Поляков, Дмитрий Дмитриевич

  • Поляков, Дмитрий Дмитриевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 201
Поляков, Дмитрий Дмитриевич. Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2006. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Поляков, Дмитрий Дмитриевич

Введение.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Философия образования о. Сергия Булгакова в составе его богословского, религиозно-философского наследия.15

§ 1.1. Специфика философско-образовательной реконструкции наследия о. Сергия Булгакова.17

§ 1.2. Религиозный компонент философии образования о. Сергия Булгакова.39

§ 1.3. Христианский антропологизм философии образования о. Сергия

Булгакова.62

Выводы по 1 главе.78

Глава 2. Категория соборности в философий образования о. Сергия Булгакова .82

§ 2.1. Трактовка соборности в наследии о. Сергия Булгакова.84

§ 2.2. Пути воплощения соборности в теории и практике образования в трактовке о. Сергия Булгакова.114

§ 2.3. Соборность практической педагогической деятельности о. Сергия

Булгакова.143

Выводы по 2 главе.165

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова»

Актуальность темы исследования. Во всем мире, в том числе и в наиболее развитых странах, системы образования сталкиваются с новыми вызовами, обусловленными процессом глобализации, с одной стороны, а с другой, - стремлением сохранить национальную идентичность, духовную, культурную преемственность. В России в последние полтора десятилетия у системы образования выбор пути и стратегии развития осложнился социально-политическими катаклизмами, экономической нестабильностью, угрозами государственной и национальной дезинтеграции. Россия пытается войти в единое образовательное пространство, приблизить стандарты образования к европейским и общемировым и в то же время сохранить свой воистину бесценный образовательный опыт, сложившийся в течение многих веков и признанный мировым сообществом в советское время.

Осмыслением кардинальных проблем образования - его целей, стратегии развития, диалектики глобального и национального, личности и образования, общества и образования и т.д. — призвана заниматься сравнительно новая отрасль педагогического знания - философия образования. В России в своём самостоятельном качестве она развивается с 90-х годов прошлого века, когда была сломлена советская государственная, а точнее, партийная монополия на определение политики и стратегий развития образования. Учёные-педагоги активно включились в научное обоснование выбора путей развития на основе синтеза философского и педагогического знания.

Появление философии образования как самостоятельной научной отрасли отнюдь не означает, что такого рода научного познания не существовало прежде. Философско-образовательная проблематика присутствует в работах отечественных мыслителей — богословов, философов, педагогов, историков и представителей других наук, что, возможно, и послужило основанием для скепсиса у части российских педагогов относительно необходимости выделения философии образования как самостоятельной отрасли науки. Признавая появление философии образования как свершившийся факт, зарубежные и российские учёные обращаются к трудам предшественников, истолковывая их в философско-образовательном смысле. Такого рода процедуры требуют проработки научного инструментария, нередко достаточно сложного, чтобы выделить философско-образовательное знание, которое содержится во многих работах имплицитно.

Для отечественной педагогики особый интерес в этом плане представляют дореволюционные мыслители, в том числе и те, чья научная деятельность и философско-образовательные поиски велись после революции 1917 года в условиях эмиграции, когда они оказались в иной культурно-образовательной, духовно-религиозной среде. По существу, они начали прямой диалог с западным миром задолго до того, как это стала осуществлять современная Россия в условиях глобализации. Многое пересмотрев, они тем не менее остались верны традициям, культуре, вере отцов, но нашли при этом точки соприкосновения с иными культурно-образовательными традициями и попытались обосновать возможные плодотворные пути сосуществования, сотрудничества.

В этом плане большой интерес представляет фигура Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944), с 1918 года о. Сергия Булгакова — богослова, философа, экономиста, деятеля образования. Выходец из священнического сословия, он из семинарии переходит в гимназию, получает университетское образование, становится учёным и университетским преподавателем. Его научные труды - синтез православного мировоззрения и методов исследования современной ему науки - признаются как богословами, так и светскими учёными и уже в этом смысле представляют методологический интерес для нашего времени, когда в России пытаются органически соединить духовность и рациональность, при том, что нет сомнений в «особости» веры и науки.

Высланный из России в 1922 году, о.Сергий Булгаков в своих работах постоянно обращается к раздумьям о судьбах и предназначении российского образования. Когда казалось, что не будет уже России, а будет только СССР, когда нация была расколота и разделена, мыслитель говорит о соборности как достоянии православной веры, образе жизни и существования нашего народа. В сущности, соборность явилась основой его философии образования, что делает его взгляды очень востребованными в современных условиях, когда отечественная система образования оказалась перед дилеммой выбора - глобального или национального, а Россия столкнулась с де-зинтеграционными проблемами по расовому, национальному, конфессиональному, культурному признакам.

Отношение к понятию соборности в современной науке очень неоднозначно. Сторонники модернизации России по западным образцам видят в ней религиозный синоним коллективизма, архаичный и патриархальный, препятствие на пути демократизации страны, создания гражданского общества на правовых индивидуальных началах (Л.П. Буева, А.А. Гарад-жа, Б.С. Гершунский, А.А. Гусейнов, Э.Д. Днепров и др.). Приверженцы традиций рассматривают соборность как основу возрождения национальных, а стало быть, духовных основ отечественного образования, а вместе с образованием - духовности и культуры страны (Е.П. Белозерцев, П.А. и А.А. Гагаевы, В.М. Кларин, В.М. Петров, Е.А. Плеханов и др.). Дискуссия нередко переходит в правовую плоскость, когда говорят об отделении государства от церкви и необходимости неукоснительно следовать букве Конституции РФ. Обращение к философии образования о. Сергия Булгакова и прежде всего к категории соборности позволяет найти вариант обоснования и выбора пути развития современного российского образования на основе сочетания светского и конфессионального, религиозного и научного, глобального и национального, личного и общественного, духовного и материального и т.д.

Изучение религиозно-философского наследия о. Сергия Булгакова в педагогической науке связано с решением противоречий между: — конфессиональным мировоззрением и секулярной рациональностью современной науки; интернационализацией педагогического научного знания, в том числе и философии образования, и национальной, культурно-образовательной укоренённостью его; интересом современной науки к философии образования о. Сергия Булгакова и сложностью ее реконструкции и интерпретации в философско-образовательном ракурсе; признанием значимости категории соборности для отечественного образования и недостаточной разработанностью её в современной философий образования.

Активное исследование религиозно-философского и богословского наследия о. Сергия Булгакова в России началось сравнительно недавно, так как с 1917 года и до начала 1990-х годов изучение наследия о. Сергия было фактически запрещено из-за несоответствия его образа мыслей господствовавшей в то время идеологии, хотя независимые зарубежные издания и авторы, а также друзья и ученики мыслителя исследовали и издавали его труды (журнал «Вестник РХД», издательство YMCA-PRESS, JI.A. Зандер, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, прот. Георгий Флоровский, Н.А. Бердяев, монахиня Елена (Е.И. Казимирчик-Полонская) и др.). В 1990-е годы в России начинается активное освоение творчества о. Сергия Булгакова (Н.А. Бонецкая, В.В. Гаврилов, Г.Д. Гачев, А.Ф. Управителев, С.С. Хоружий, JI.E. Шапошников и др.). Кроме того, в 20-х годах XX века учение о. Сергия о Софии, Премудрости Божией было объявлено ересью уже самой церковью, однако в России есть работы и церковнослужителей, посвященные изучению наследия о. Сергия Булгакова (о. Александр Мень, свящ. Георгий Зяблицев, В. Вейдле, прот. Георгий Сериков, архимандрит Платон (Игумнов) и др.).

Можно выделить ряд аспектов изучения творчества о. Сергия: философский (В.В. Гаврилов, JI.H. Голубева, Ю.В. Зартайская, И.В. Зиновьев, И.В. Калмыкова, Д.А. Крылов, Е.В. Лебедева, А.И. Резниченко, А.Ф. Управителев, Б.М. Яблонский и др.), богословский (Е.В. Лебедева, А.В. Ошарина, И.А. Треушников, JI.A. Цветникова, Б.М. Яблонский и др.), экономический (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Зиновьев, А.П. Козырев, Ю.М. Осипов, С.Ю. Румянцева и др.), социологический и культурологический (И.В. Калмыковская, К.С. Синютина, Е.И. Хохлова и др.), философско-образовательный (С.А.Ан, JI.H. Голубева, Е.П. Белозерцев, П.А. Гагаев, О.И. Гулюкина, Е.Е. Седова и др.).

Однако если философия, богословие, социология, философия хозяйст ва о. Сергия Булгакова активно изучаются, то его философия образования исследована фрагментарно. Это объясняется тем, что философско-образовательная концепция о. Сергия содержится в его наследии, но явно не выражена. Тем не менее, значительный педагогический и фило-софско-образовательный потенциал трудов российских религиозных мыслителей XIX - начала XX вв. уже стал поводом для ряда современных фи-лософско-образовательных работ по выявлению, исследованию и актуализации этого потенциала, привлечению его к современным поискам стратегии и тактики российского образования. Среди таковых работы С.А. Ан, Е.П. Белозерцева, Н.А. Белканова, В.А. Беляевой, В.Г. Безрогова, М.В. Богуславского, Н.В. Борисовой, З.В. Видяковой, П.А. Гагаева, JI.H. Голубевой, Г.Б. Корнетова, Е.Г. Осовского, А.В. Плеханова, Е.А. Плеханова, А.В. Усачёва и др. В ЕГУ им. И.А.Бунина издавна сложились традиции педагогической интерпретации теоретического и краеведческого материала (Ф.Ф. Руднев, П.П. Львов, Е.П. Белозерцев, Н.В. Борисова, Е.Б. Егерман, Г.П. Климова, В.И. Коротких, В.Ш. Кривонос, В.П. Кузовлев, С.В. Краснова, Т.В. Краснова, И.М. Курносова, А.И. Павленко, А.Д. Пряхин, Д.А. Пряхин, A.M. Стрельцов и др.). Эта школа (Е.П. Белозерцев, А.В. Иванов, А.Е. Крикунов, А.И. Павленко, И.Б. Стояновская, В.В. Макаров, В.В. Сороковых и др.) во многом определила и перспективы философско-образовательного прочтения наследия о. Сергия Булгакова, которое, наряду с трудами многих других известных уроженцев Елецко-Ливенской историко-культурной провинции России, достаточно давно вошло в круг разнообразно исследуемых здесь источников.

С учетом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: какой философско-образовательный потенциал имеет категория соборности в наследии о. Сергия Булгакова в контексте современного научного знания?

Объект исследования: философия образования о. Сергия Булгакова. Предмет исследования: категория соборности в философии образования о. Сергия Булгакова.

Цель исследования: раскрыть философско-образовательное содержание категории соборности в наследии о. Сергия Булгакова. Задачи исследования:

1. Дать представление о философии образования о. Сергия Булгакова в составе его богословского, религиозно-философского наследия.

2. Охарактеризовать антропологическую направленность философии образования о. Сергия Булгакова.

3. Раскрыть философско-образовательный потенциал категории соборности о. Сергия Булгакова.

4. Показать актуальное философско-образовательное содержание категории соборности в философии образования о. Сергия Булгакова.

Теоретико-методологические основы исследования: общие процедуры реконструкции: контекстное прочтение философии образования о. Сергия Булгакова (контекст философско-образовательного поиска XIX - XX вв. (В.В. Зеньковский, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, А.С. Хомяков и др.) и контекст современного философско-образовательного дискурса (Б.С. Гершунский, JI.H. Голубева, О.В. Долженко, В.М. Розин, В.Д. Шадриков и др.)); традиции интерпретации краеведческого материала, сложившиеся в ЕГУ (С.В. Краснова, Г.П. Климова, В.П. Кузовлев и др.) и лаборатории «Культурно-образовательная среда Липецкой области» областного института развития образования.

Частные процедуры философско-образовательной реконструкции наследия о. Сергия основываются на специфике творчества мыслителя, что требует обращения к категориальному аппарату православной педагогики (В.В. Зеньковский, Иоанн Лествичник, Б. Ничипоров, свящ. Евгений Шес-^ тун и др.). Кроме того, возможность объективного существования философии образования о. Сергия определяется расширенной трактовкой понятия и феномена образования (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Е.П. Белозерцев, О.В. Долженко и др.).

Методы исследования: сравнительно-исторический, ретроспективный и прогностический анализ богословского и религиозно-философского' наследия о. Сергия Булгакова, его реконструкция и интерпретация с философско

• образовательной точки зрения, системный анализ категории соборности в наследии о. Сергия Булгакова, биографо-хронологический метод.

Источники исследования. Источниками философско-образовательной реконструкции наследия о. Сергия Булгакова являются следующие его произведения: религиозно-философские и богословские труды («Свет Невечерний» (1917), «Трагедия философии» (1922), «О чудесах евангельских» (1932), «Агнец Божий» (1933), «Православие: очерки учения православной церкви» (посмертная публ. 1965 г.)); работы по экономике и философии хозяйства

Основные проблемы теории прогресса» (1902), «Философия хозяйства» (1912)); труды по социологии («Христианский социализм» (1927)); произведения культурологического характера («Размышления о национальности» (1910), «Русская трагедия» (1914), «Догматическое обоснование культуры» (1930), «Нация и человечество» (1934)); автобиографические статьи, дневники («Моя родина» (1939), «Зовы и встречи» (1917), «При реке Ховаре» (1933) и т.д.). Кроме того, источниками исследования являются тексты, интерпретирующие наследие о. Сергия Булгакова и отражающие исторический и современный контекст творчества мыслителя.

Организация исследования. В диссертации обобщаются результаты Л исследования, проведенного в несколько этапов. Первый этап (2003-2004 гг.)

- поисковый: изучение наследия о. Сергия Булгакова, освоение источниковедческой базы. Второй этап (2004-2005 гг.) - теоретический: определение цели и задач исследования, методологической базы исследования, разработка основной концепции диссертации. Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающий: анализ и обобщение материала, апробация и публикация результатов.

Положения, выносимые на защиту:

Философия образования о. Сергия Булгакова содержится в составе его богословского, религиозно-философского наследия. Основная философ-ско-образовательная проблематика для него — ценность человеческой личности и образования (антропологизм), выявление смысла и цели образования: духовное совершенствование человека, его спасение (сотериологизм), диалектика взаимодействия личного и общественного, национального и вселенского (глобального), культуры и цивилизации, тела, души и духа, хозяйственного (материального) и духовного, церкви и мира, православной церкви и иных церквей на основе соборности как основополагающей категории обустройства мира. Приобщение к соборности осуществляется во взаимодействии церкви, семьи и школы как связь людей во времени и пространстве на основе духовной вертикали — обращения к Богу.

Православный антропологизм философии образования о. Сергия

• Булгакова основывается на представлении о соборном единстве человека и Бога, человека и мира, человека и человечества и соборном спасении духовной, хозяйственной и психофизической сущности человека. В образовании это воплощается через установление и осуществление иерархии ценностей: духовности как основы нравственной жизни человека, его мировоззрения, ориентации на соборность во всех сферах жизни; хозяйственной жизни как жертвенного служения ближнему в семье, профессиональной, общественной и благотворительной деятельности, как деятельного участия в служении Отечеству, в церковной жизни, в молитве за весь мир; психофизической сущности человека как духовного, душевного и телесного существа, ориентирован

4 ного на целомудренную жизнь и аскезу. Соборность в духовном смысле теоцентрична, а в практическом - антропологична, что создаёт предпосылки для органического сочетания, синтеза конфессионального и светского в образовании.

Соборность является своего рода законом духа и основой согласия, что позволяет выйти за рамки личностного, группового, национального и подняться до уровня всеединства, оставаясь при этом личностью, семьянином, профессионалом, человеком определенной национальности, вероисповедания. Образование с ориентиром на соборность отличается, с одной стороны, национальной укорененностью, а с другой, - открытостью миру, поиском точек соприкосновения, возможностей сосуществования, взаимодействия и сотрудничества. Воспитание в духе православной соборности предполагает критическое, требовательное отношение к себе и доброжелательное отношение к другим, особенно отличающимся по вере, культуре, образу жизни. Соборность создаёт естественные предпосылки для демократии, в том числе и в системе образования, но демократии духа, основанной на постоянном духовном росте и нравственном самосовершенствовании, гармонии интересов и альтруизме.

В философии образования о. Сергия Булгакова соборность рассматривается как перманентный процесс становления, имеющий ступени восхождения: национальный, церковный, межконфессиональный, межкультурный и вселенский (глобальный) уровни. Реализация национального уровня соборности нацелена на разрешение проблем воспитания патриотизма, национального самосознания, сопричастности жизни народа многонациональной России. Церковный уровень соборности в философско-образовательном смысле ориентирован на преодоление противоречий конфессионального и светского, научного и религиозного в образовании. Межконфессиональный, межкультурный и вселенский уровни соборности дают возможность разрешения противоречий между национальным и многонациональным, инокультурным, иноконфессиональным, создания предпосылок для сохранения национального своеобразия школы в объективных условиях глобализационных процессов в образовании. Субъектом образования на основе соборности является не только школа, но прежде всего Церковь в широком смысле слова - как Церковь историческая и небесная. Таким образом преодолевается фрагментарность мира, а образование становится явлением вселенского масштаба с трансцендентными целями и земным, человеческим воплощением. Продуктивность своих идей о. Сергий подтвердил своей жизнью, пастырской и преподавательской деятельностью. Своего рода практической реализацией его фило-софско-образовательной концепции соборности является деятельность при прямом участии о. Сергия Булгакова Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, что признаётся не только православными, но и людьми инославных вероисповеданий за рубежом и в России. В С-СПБИ благодаря национально-духовной укорененности и ориентации на ценности православия осуществилось продуктивное взаимодействие культурных миров без утраты национальной идентичности, конфессионального и светского, научного и религиозного, традиций и современности, общественно значимого и личного.

Научная новизна исследования: доказана возможность реконструкции оригинальной философии образования из философского и богословского наследия о. Сергия Булгакова; дано описание философии образования о. Сергия и выявлена ее основа — категория соборности; раскрыта антропологическая направленность категории соборности и в целом философии образования о. Сергия Булгакова; определено значение категории соборности как универсальной основы взаимодействия светского и конфессионального в образовании; описаны пути реализации категории соборности в теории и практике образования и воспитания в трактовке о. Сергия Булгакова.

Теоретическая значимость исследования: выявлено историческое значение и раскрыт философско-образовательный потенциал категории соборности для развития отечественной философии образования и педагогической науки в целом; обоснованы пути воплощения категории соборности в отечественной системе образования; философия образования о. Сергия Булгакова рассмотрена в контексте глобализации образования, с одной стороны, и сохранения национальных культурно-образовательных традиций, с другой.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов философии, истории образования и педагогической мысли, философии образования, педагогической антропологии, в курсах по выбору философско-образовательной, историко-педагогической и краеведческой направленности, а также по истории образования Русского Зарубежья (деятельность русских философов Зарубежья XX века в сфере образования).

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией, адекватной целям и задачам исследования, логикой работы и аргументированностью выводов, обращением к биографическому, историческому и философско-образовательному контекстам.

Апробация диссертации. Основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, докладывались на региональных и межвузовских конференциях, использовались в публикациях и при чтении курсов «История образования и педагогической мысли», «Педагогическая антропология», «Святоотеческая педагогика».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Поляков, Дмитрий Дмитриевич

Выводы по 2 главе.

Философия образования о. Сергия Булгакова ценна не только с истори-ко-педагогической точки зрения, она эвристична для современных образовательно-педагогических реалий в рамках философии образования.

Место философии образования о. Сергия Булгакова в истории педагогики определяется истоками его концепции: национально-духовные традиции православия; отечественная философско-педагогическая традиция (славянофильская традиция (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков), традиции отечественной педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский), русской религиозной философии (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, о. П. Флоренский)); отечественные академические научные традиции; западные академические научные традиции (И. Кант, Ф. Шеллинг, М. Вебер; научная работа и стажировка о. Сергия за рубежом).

Составляющие философии образования о. Сергия Булгакова. Согласно сотериологизму и синкретизму философии образования мыслителя основой его концепции является категория соборности. Философско-образовательная трактовка соборности о. Сергия Булгакова реализуется в иерархии ценностей и смыслов философии образования: духовное спасение, хозяйственное и совершенствование психофизической сущности человека. Соборность обеспечивает целостность духовного образования, проникновения духовности человека в его внешнюю повседневность (хозяйственная деятельность человека; соответственно трудовое, профессиональное, экономическое, гражданское, научное, правовое образование) и внутреннюю повседневность (психофизическое тело человека; соответственно физическое, половое, семейное воспитание).

Философия образования определяет целевые установки, смыслы образования и прогнозирует его будущее. Так, в философии образования о. Сергия Булгакова разрешается противоречие образовательных традиций (отечественная, советская, западная), проблемы возможности культуросообразного (а значит православно-духовного) образования в условиях межкультурной интеграции, глобалистики, оптимального взаимодействия общественно значимого и личного, наследия прошлого, настоящего и будущего.

Решение данных проблем базируется на особом интегральном качестве соборности, позволяющей преодолеть односторонность коллективизма и индивидуализма, не подавляя, но развивая индивидуальность. Ведущий признак соборности - единение на духовной основе. В этом смысле, как считает о. Сергий Булгаков, приоритетным будет такое взаимодействие культурных образовательных моделей и традиций, когда их интеграция осуществляется на развитии национального своеобразия на духовной основе. Это выражается в философии образования о. Сергия в виде существования национального, церковного, межрелигиозного (межкультурного) уровней соборности.

Доказательством действенности философско-образовательной концепции соборности о. Сергия Булгакова является продуктивная деятельность С-СПБИ, в создании и функционировании которого мыслитель принимал непосредственное участие (сохранение национального своеобразия в условиях инокультурого воздействия). С-СПБИ 30-40-х годов XX века несмотря на формальную конфессиональную направленность реально развивал традиции Славяно-греко-латинской академии и являлся уникальным учебным заведением, интегрировавшим светские и богословские традиции, отечественную и западноевропейские культуры благодаря ориентации на православную духовную культуру и ценности (прежде всего соборность).

Развивая идею культуросообразного, а значит духовного образования, о. Сергий выходит на такую проблему современной философии образования, как бездуховность общества с вытекающей отсюда аномией в повседневности человека. В светских школах необходимо духовное образование, что позволит укрепить нравственное воспитание (мораль, нравственность понимаются как внешнее и внутреннее деяние, исходящее из веры человека) и осуществить духовно-нравственное регулирование сфер повседневности человека. Важным представляется и устранение исторического конфликта между религиозным и научным знанием через признание их вероятностными.

Духовное образование, понимаемое прежде всего как религиозное образование и в светской, и в конфессиональной школе, в философии образования о. Сергия Булгакова основывается на воспитании православной веры (основной принцип заключается в формировании условий зарождения веры и обеспечении подрастающего поколения знаниями на предмет веры), осуществлении связи с живой церковной традицией (воцерковление) и формировании отношений соборности между учителями и учениками.

Организация духовно ориентированного трудового, профессионального, экономического, научного, правового образования базируется на привнесении православной этики в образование (ведущие принципы: аскеза, религиозно-этический мотив самообуздания, служение ближнему). Физическое, половое, семейное воспитание, по мысли о. Сергия, также должно быть духовным, что осуществляется через воспитание целомудрия и формирование православного восприятия смерти и болезней как ее проявления, которое заключается в духовном отношении к собственному телу и полу, в единстве физического, эстетического и духовного образования.

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Философия образования о. Сергия Булгакова, содержащаяся в составе его богословского, религиозно-философского наследия, занимает достойное место в отечественном философско-образовательном наследии (продолжение педагогических традиций И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, русской религиозной философии Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева и др.). Философско-образовательное мировоззрение о. Сергия основано на духовных традициях отечественной православной культуры, хотя мыслитель хорошо знал и ориентировался и в западноевропейском католико-протестантском мире.

Философия образования о. Сергия Булгакова, воплотившаяся в его практической педагогической деятельности, содержится в составе его богословского, религиозно-философского наследия, что, с одной стороны, свидетельствует о единстве философского, религиозного и педагогического знания в сознании мыслителя, а с другой стороны, требует создания адекватной методологии исследования. Реконструкция философии образования о. Сергия Булгакова основывается на следующих методологических процедурах. Во-первых, правомерность философско-образовательной интерпретации наследия о. Сергия связана со спецификой понимания мыслителем феномена образования. Для него субъектом образования является Церковь, а не школа. Во-вторых, рассмотрение философско-образовательного наследия о. Сергия Булгакова возможно в рамках философии образования и православной педагогики. Если с позиции философии образования наследие о. Сергия требует реконструкции, то в рамках православной педагогики философия образования мыслителя содержится в его трудах открыто, что объясняется сотериологи-ческой направленностью творчества о. Сергия и пониманием образования как части спасения в православной педагогике.

Философия образования о. Сергия Булгакова характеризуется синкретизмом и сотериологизмом. Это соответствует традициям русской религиозной философии. Уникальность же наследия о. Сергия заключается в том, что синкретизм и сотериологизм находят воплощение в его философии хозяйства и философии образования, нацеленных на преображение мира, где соборно * объединяется земное и небесное. В этом смысле основополагающей категорией философии образования о. Сергия, определяющей ее специфику, выступает соборность.

Концепция о. Сергия Булгакова о противостоянии культуры (религии) и цивилизации в истории человечества реализуется в культурологическом обосновании значимости религии для философии образовании и в синкретизме духовного и светского в данной науке, причем синкретизм включает в 1 себя принцип культуросообразности образования. Культурологическое обоснование значимости религиозного компонента в философии образования о. Сергия базируется на признании православия этнокультурной доминантой русского народа, а также на анализе развития в России системы таких образовательных институтов, как школа, семья и церковь, с последующей секуляризацией образования, породившей проблему бездуховности. Идея культуросообразности образования о. Сергия перекликается с идеями И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.В. Розанова, Е.П. Белозерцева, В.М. Кларина, В.М. Петрова, П.А. Гагаева и др. Синкретизм духовного и светского, научного и религиозного, культурного и цивилизационного в философии образования мыслителя осуществляется через соборность. Соборность в философско-образовательной трактовке о. Сергия Булгакова интегрирует принципы синкретизма и сотериологизма и выступает основой его философии образования.

Христианский антропологизм о. Сергия является смыслообразующим компонентом его философии образования. Христианский антропологизм вносит иерархизацию целевых установок и смыслов образования: духовное спасение, совершенствование человека выступает главным смыслом и целью философии образования о. Сергия Булгакова. Ценность наследия мыслителя > для философии образования заключается в том, что, основываясь на национальных традициях православного христианства, он обращается и к светской трактовке данных проблем и осуществляет интеграцию на основе соборности светского и конфессионального.

Философско-образовательная трактовка категории соборности о. Сергия Булгакова преодолевает недостатки таких моделей отношений, как коллективизм (приоритет советской педагогики) и индивидуализм (приоритет западного педагогического мировоззрения). Соборность, согласно о. Сергию, представляет собой духовное единение людей, в котором индивидуальность не подавляется, но развивается на духовной основе. Соборность имеет общий принцип становления: аккумуляция духовных сил на уровне национальной соборности позволяет осуществить церковную и, далее, межконфессиональную, межкультурную и вселенскую соборность. Соборность как принцип организации образовательного пространства обнаруживается в системе: семья-школа - церковь. Сохранение специфических функций каждого из этих образовательных институтов с приоритетом общей цели содействия духовному развитию человека, откуда вытекает потребность аккумуляции образовательных ресурсов, есть модель соборного культурно-образовательного пространства (КОС). Соборность системы образования и КОС является основой позитивного межкультурного взаимодействия, что актуально для многонациональной России в условиях глобализации. О. Сергий рассматривает соборность как идеал взаимоотношений всех субъектов образования. Соборность выступает как принцип конструирования содержания образования: упор на национальное, затем на духовное (православие) и на иную культуру (диало-гичность). Соборность как метод и средство реализуется в становлении соборного сознания: от индивидуальности к соборному единству и от соборного единства к индивидуальности.

Заслуга о. Сергия Булгакова заключается также в том, что он не только развивает свою философию образования на основе категории соборности, но и предлагает пути ее воплощения в виде иерархии ценностей: духовность, труд, психофизическая сущность человека. Для о. Сергия и светское, и конфессиональное образование должны быть прежде всего духовными, что возможно осуществить через содействие зарождению веры воспитанников, организацию связи с живой традицией церкви (воцерковление) и соборность.

Основными условиями для зарождения веры являются создание адекватной мотивации, пример воспитателя и религиозные знания. Трудовое, профессиональное, экономическое, научное и т.д. образование как сфера прикладной духовности в повседневности обосновываются в философии образования о. Сергия аскетикой, мотивом самообуздания, служением ближнему и активной гражданской позицией. Совершенствование психофизической сущности человека осуществляется через воспитание целомудрия, культивирование православных основ семейных отношений, формирование одухотворенного отношения к собственному телу, при котором физическое, эстетическое и духовное воспитание представляют единую систему духовности.

Значимость наследия о. Сергия Булгакова для отечественной философии образования заключается также в том, что его концепция была практически реализована в деятельности С-СПБИ. Формально являясь конфессиональным высшим учебным заведением, реально С-СПБИ совмещал в себе и светское, и конфессиональное образование, продолжая традиции Славяно

1 греко-латинской академии. С-СПБИ воплотил в себе реализацию соборности научного и религиозного знания, национальной и других культур (культивирование национального своеобразия, но не потеря собственной национальной идентичности содействовало продуктивному культурному взаимодействию), также С-СПБИ выступал центром КОС среды русского зарубежья благодаря своей православно-духовной укорененности в национальных традициях.

Ценность философии образования о. Сергия Булгакова проявляется не только в философско-образовательном осмыслении категории соборности и путях ее воплощения, но и в практическом подтверждении его мировоззренческих и теоретических установок, основой которых является соборность.

Это проявляется в единстве богословского, научного знания, убеждений, уклада жизни, поведения, практической (в том числе и педагогической) деятельности о. Сергия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Поляков, Дмитрий Дмитриевич, 2006 год

1. Айвазов, И.Г. О соединении церквей Текст. / И.Г. Айвазов // Журнал Московской Патриархии 1945. - № 5. - С. 8-16. - Библиогр.: с. 16.

2. Акулинин, В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому Текст. / В.Н.Акулинин. Новосибирск, 1990. - 131 с.

3. Алексеева, Н. Трактовка А.Ф. Лосевым и С.Н. Булгаковым понятия в философии имени Текст. / Н. Алексеева // Философские науки. 1998. -№3-4. -С. 112-125. -Библиогр.: с. 125.

4. Амелина, E.M. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл. С. Соловьева к С.Л. Франку) Текст. / Е.М. Амелина М., 2000. - 252 с.

5. Ан, С.А. Педагогика как форма существования русской философии Текст.: Монография / С.А.Ан, Л.Н. Голубева.- Барнаул, 1996. 224 с.

6. Антонов, К.М. Элементы психоанализа в философской публицистике С.Н. Булгакова Текст. / К.М. Антонов. // Философия хозяйства. 2002. -№2. - С. 139-154. - Библиогр.: с. 154.

7. Аржаковский, А. Свято-Сергиевский Православный богословский институт в Париже Электронный ресурс. / Прот. С.Н. Булгаков и его оппоненты (София). М, 2004. - Режим доступа: http://portal-credo.ru.

8. Аскарова, Г.Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в школе Текст. / Г.Б. Аскарова. // Педагогика. 2005. - № 1. - С. 37-44. - Библи-огр.: с. 44.

9. Афанасьев, Ю. Болонский аршин: русский университет vs европейский Электронный ресурс. / Русский Журнал. 7.04.03. - М, 2005. - Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru.

10. Ахматов, А.Ф. Нравствешюсть и одухотворенное образование Текст. / А.Ф. Ахматов.// Педагогика. 2003. - № 8. - С. 35-40. -Библиогр.: с. 40.

11. Бачинин, В.А. Христианская социология вчера и сегодня (О методологической позиции С. Н. Булгакова) Электронный ресурс. / Creatorship in S.N. Bulgakov, N.A. Berdiaev, and S.L. Frank. M, 2005. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru.

12. Бездухов, В.П. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков: принцип соборности в воспитании Текст. / В.П. Бездухов.// Педагогика. 1998. - № 7. - С. 7181. - Библиогр.: с. 81.

13. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования Текст. / Е.П. Белозерцев. Волгоград, 2000. -461 с.

14. Белозерцев, Е.П. Образование как историко-культурный феномен Текст. Курс лекций. / Е.П. Белозерцев СПб., 2004. - 704 с.

15. Белозерцев, Е.П. Школа и семья в философско-педагогической публицистике В.В.Розанова Текст.: Монография / Е.П. Белозерцев, А.Е. Крикунов, А.И. Павленко. Елец, 2002. - 275 с.

16. Беляева, В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры Текст. / В.А. Беляева Рязань ,1998. -135с.

17. Бердяев, Н.А. Возрождение православия (о. Сергий Булгаков) Текст. / Н.А. Бердяев // Бердяев, Н.А. Типы религиозной мысли в России. Paris: Ymca-Press, 1989.-С. 588-611.

18. Бердяев, Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев Текст. / Н.А. Бердяев. Париж: YMCA1. Press, 1997.-578 с.

19. Бердяев, Н.А. Вселенскость и конфессионализм. Текст. / Н.А. Бердяев // Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Сборник статей. Париж: YMCA-Press. - 1933. - С. 63-81. -Библиогр.: с. 81.

20. Бердяев, Н.А. Смысл истории" Текст. / Н.А. Бердяев. М.,1990. - 256 с.

21. Бердяев, Н.А. Существует ли в Православии свобода мысли и совести?I

22. В защиту Г.Федотова) Текст. / Н.А. Бердяев. //Путь. Февр.- апр. 1939. - №59. - С. 46-54. - Библиогр.: с. 54.

23. Бестужев-Лада, И.В. Образование. Традиции и перспективы. (Материалы «круглого стола» «Философия, культура и образование») Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Вопросы философии. 1999. - №3. - С.3-55.

24. Бим-Бад, Б.М. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б.М. Бим-Бад.// Педагогика. 1994. - № 5. - С. 3-10. -Библиогр.: с. 10.

25. Бим-Бад, Б.М. Ведущие представители "философии педагогики" конца XIX начала XX века Текст. / Б.М. Бим-Бад.// Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1871-1917). - М., 1981. - С.6-32.

26. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX в.) Текст. / М.В. Бо-1уславский. //Педагогика. 1998. - №7. - С. 82-87. - Библиогр.: с. 87.

27. Богуславский, М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежьяТекст. / М.В. Богуславский. // Педагогика. -2000. № 9. - С. 66-74. - Библиогр.: с. 74.

28. Богуславский, М.В. Ценности образования в наследии философов русского зарубежья (1920-е 50-е гг.) Текст. / М.В. Богуславский.// Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы XX века. - Саранск, 1998. - С.22-42.

29. Бонецкая, Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер (Булгаков Флоренский) Текст. / Н.К. Бонецкая.// Вопросы философии. - 1999. - №4. -С. 120-138. - Библиогр.: с. 138.

30. Бонецкая, Н.К. София: метафизика и мифология Текст. / Н.К. Бонецкая. // Вопросы философии. -2000. 1. С. 112-116. - Библиогр.: с. 116.

31. Бородина, А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры Текст.: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий /А.В. Бородина. М., 2003.-288 с.

32. Булгаков, С. Неопубликованные письма к В. Розанову Текст. / С. Булгаков. //Вопросы философии. ~ 1992. №10. - С. 147-158.

33. Булгаков, С. Судьбы мира. Грядущее: Русская мысль. Текст. / С. Булгаков.// Наш современник. 1993. - №7. - С. 126-143.

34. Булгаков, С. Христианство и еврейский вопрос Текст. / С. Булгаков. -Париж: Ymca-Press, 1991. — 171 с.

35. Булгаков, С. Христос в мире (Предисловие В. Безносова: Религиозно-философский архив русской эмиграции) Текст. / С. Булгаков.// Звезда. -1994. -№1. С. 148-170.

36. Булгаков, С.Н. «Трагедия человечества» Эмериха Мадача. Текст. / С.Н. Булгаков.//Вопросы Жизни. 1905. -№2. - С. 13-32.

37. Булгаков, С.Н. Без плана: «Вопросы Жизни» и вопросы жизни: несколько слов о задачах журнала. Жизнь и ее истинный объем и вопросы. Исторические задачи нашего времени Текст. / С.Н. Булгаков. // Вопросы Жизни. 1905.-№ 2. - С. 13-17.

38. Булгаков, С.Н. Без плана: «Идеализм» и общественные программы. Текст. / С.Н. Булгаков. // Новый путь. 1904. - № 10-12. - С. 19-25.

39. Булгаков, С.Н. Война и культура Текст. / С.Н. Булгаков. // Философия хозяйства. 2000. - № 5. - С. 258-292.

40. Булгаков, С.Н. Война и русское самосознание (Публичная лекция). Текст. / С.Н. Булгаков. М., 1915. - 17 с.

41. Булгаков, С.Н. Индивидуализм или соборность. Текст. / С.Н. Булгаков. II Народ. 1906. - № 6. - С. 15-19.

42. Булгаков, С.Н. О реалистическом мировоззрении. Текст. / С.Н. Булгаков. // Вопросы философии и психологии. 1904. - № 73. - С. 23-30.

43. Булгаков, С.Н. О смертной казни Текст. / С.Н. Булгаков. // Сб. Смертная казнь: за и против. М., 1989. - С. 174.

44. Булгаков, С.Н. Размышления о войне (Предисловие и публикация В. Без-носова: Религиозно-философский архив русской эмиграции) Текст. / С.Н. Булгаков. // Звезда. 1993. - № 5. - С. 28-56.

45. Булгаков, С.Н. Социальные обязанности церкви. Текст. / С.Н. Булгаков.// Народ. 1906. - № 5. - С. 21-29.

46. Булгаков, С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии Текст. / С.Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993. 603 с.

47. Булгаков, С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи. Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. - 751 с.

48. Булгаков, С.Н. У стен Херсонеса. Текст. / С.Н. Булгаков. СПб., 1993. -38 с.

49. Булгаков, С.Н. Христианский социализм. Текст. / С.Н. Булгаков. Новосибирск, 1993. - 113 с.

50. Булгаков, С.Н. Церковь и демократия. Речь, произнесенная на Первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2 июня 1917 г. в Москве. Текст. / С.Н. Булгаков. М., 1917. - 15 с.

51. Булгаков, С.Н. Человечность против человекобожия. Историческое оправдание англо-русского сближения. Текст. / С.Н. Булгаков. // Русская мысль. 1917.-№5.-С. 13-21.55.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.