Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.06, кандидат педагогических наук Лоскутова, Роза Рауфовна

  • Лоскутова, Роза Рауфовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.06
  • Количество страниц 160
Лоскутова, Роза Рауфовна. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.06 - Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности). Москва. 1999. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лоскутова, Роза Рауфовна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР

СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.15

1.1. Музыкальное воспитание личности как социально-педагогическая проблема.15

1.2. Особенности процесса музыкального воспитания студентов и его влияние на социализацию студенческого социума.36

1.3. Социальное воспитание студента с использованием музыкального искусства как компонент его профессионального становления.52

ГЛАВА II. РОЛЬ И ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ.70

II. 1. Социально-педагогические условия процесса социального воспитания студента в современном вузе.70

11.2. Методы активного повышения уровня музыкальной культуры как средство социального воспитания личности студента.86

11.3. Система мер и рекомендаций, способствующая повышению социальной активности студентов средствами музыкального социума.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства»

Актуальность проблемы. Изменения, произошедшие в обществе за последние годы, настоятельно требуют разработка и воплощения в жизнь эффективной системы разностороннего общественного воспитания детей и молодежи. Результативность этой системы в наибольшей мере зависит от тех компонентов человеческой культуры, которые непосредственно связаны с духовным и физическим развитием личности, с ее трудовым и нравственным становлением. Принципиально важная роль принадлежит здесь эстетическому началу как реализуемой личностью потребности жить и творить по законам добра и красоты. Эта потребность в особой — концентрированной и обобщенной форме — воплощается в искусстве, в многообразной художественной деятельности человека.

В философии, педагогике, психологии, эстетике неизменно подчеркивается огромный воспитательный потенциал искусств — их способность активно воздействовать на формирование идейно-нравственных, этических качеств человека, на его творческость, дисциплинированность, стремление к совершенству, на утверждение моральных устоев — доброты, милосердия, уважения к пожилым и т.п.

Давным-давно мыслители заметили способность искусства, в частности музыкального, влиять на нравы. Еще в IV веке до н.э. Платон писал: «.не в мусическом ли искусстве заключено самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее» [92, 311]. Эту мысль развил Аристотель: «музыка необходимый душевный атрибут человеческого существования, она способна оказать известное воздействие на этическую сторону души» [5, 321]. Позднее об огромном воспитательном влиянии музыкального искусства на развитие личности говорили и многие другие мыслители. А жизнь на каждом шагу подтверждает их правоту.

В «. воспитании личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонней, профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни» [133, 55], то есть в социальном воспитании личности большая роль также принадлежит музыкальному искусству.

Проблема социального воспитания молодежи была и остается одной из актуальных проблем общества. Среди основных причин, актуализирующих проблему социального воспитания российской молодежи в современном обществе можно назвать следующие: возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации; появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений, и, как следствие, нарушение преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения; переоценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи, возникшее вследствие ошибочкой линии идеологов «реформы» [60, 46].

На современном этапе ведется поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. В связи с этим возрастает роль социальной педагогики как приоритетной области педагогики, уделяющей большое значение социальному воспитанию подрастающего поколения. В условиях сложностей современного развития общества всесторонняя и последовательная разработка вопроса социального воспитания личности стала в последние годы особенно актуальной. В процессе социального воспитания значительная роль отводится музыкальному искусству, что обусловлено особой деятельностью человека, которая обладает сущностным значением для его утверждения в обществе.

Настоящая работа направлена на исследование проблемы влияния средств музыкального искусства на социальное воспитание студенческой молодежи. Интерес к этой проблеме объясняется целым рядом существенных обстоятельств. Среди них можно назвать влияние контркультуры, увлечение декадентскими течениями, отход от традиционных духовных устоев, пассивное потребление музыки с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие целенаправленного педагогического руководства. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы социального воспитания молодежи средствами музыки и попытку ее посильного решения на стыке философии, социологии, педагогики, эстетики и культурологии в плане конкретизации некоторых методических вопросов воздействия музыки как специфического феномена. Ориентир на студенческий возраст объясняется тем, что это возраст активного формирования социальной зрелости. Кроме того, студенчество в настоящее время является значительной по численности и быстрорастущей общественной группой, это люди, которые в ближайшей будущем будут принимать участие в решении проблем общества и от того, насколько они воспитаны, будет зависеть наше будущее.

В качестве основной теоретической базы исследования взяты философские идеи А.И.Антонова, В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады, Г.Н.Грачевой, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Г.Г.Силласте, Г .Л.Смирновой, Ю.В.Сычева, Б.Я.Титаренко, В.Д.Шадрикова, где раскрыты общие закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.

В своем исследовании мы опирались и на труды ученых-педагогов по общепедагогическим и специальным педагогическим вопросам (Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Г.Н.Филонова, М.М.Ященко и др.), в которых проанализирован весь комплекс влияний, специально организуемых обществом в целях воспитания и всестороннего развития личности, определены место, задачи и функции воспитательной работы образовательных учреждений и других институтов социального воспитания.

Использованы данные о психологических аспектах социализации в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева. С.А.Беличевой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.Ф.Дубровиной, В.А.Крутецкого, А.Н.Лутошкина, Н.Н.Нечаева, В.С.Мухиной, Ю.М.Орлова, А.В.Петровского, Р.Х.Шакурова и др.

Основополагающее значение для исследования проблемы влияния средств музыкального искусства на социальное воспитание студенческой молодежи имеют научные труды В.Т.Лисовского, А.В.Дмитриева, Н.Ф.Головатого, Б.Ф.Бокуть, С.И.Сокорева, Л.А.Шеметко, И.Ф.Абдуллиной, Р.А.Тельчаровой, С.И.Торичной,

A.Г.Костюк, Д.Б.Кабалевского, Н.В.Карташева, Ю.Д.Красиль-никова, С.М.Петрикова и др.

Немаловажное значение для нашего исследования имеют труды по общим вопросам современной социальной педагогики в России А.И.Арнольдова, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова,

B.И.Жукова, И.А.Зимней, А.В.Мудрика, В.Д.Семенова, Г.Н.Филонова, Е.И.Холостовой, Т.Ф.Яркиной и за рубежом Андерсена Б., Доела М., Кассона П., Кулшида В., Осада М., Томпсона Н., Харриса Р.

Эффективное решение проблемы социального воспитания средствами музыкальной культуры не может быть реализовано набором отдельных мероприятий, требуется комплекс научно обоснованных взаимосвязанных мер, ориентированных на совершенствование и оптимизацию как различных сторон деятельности личности, так и социальной направленности системы музыкального воспитания в вузе.

Рассмотрены работы отечественных и зарубежных ученых (Герасимова И.А., Гольдин Л.И., Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., Лармин О.В., Варади Л., Молнар Э.), где затронут ряд актуальных проблем современного процесса художественной жизни общества, феномен «аудитория-искусство» рассматривается сквозь призму развития художественного вкуса, стереотипов и установок народных масс, изучены состав аудитории, музыкальные предпочтения.

Использованы имеющиеся в небольшом количестве работы, в которых освещаются проблемы становления личности средствами музыки (Коррелл В., Кузнецова Д., Леквеишвили Г.Г., Морева Н., Рупперт И.П.). Однако в них музыка рассматривается наряду с другими объектами общественного потребления, не учитывается ее специфика, не в достаточной мере изучена ее роль в процессе социального воспитания.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости теоретической и методической разработки проблемы влияния средств музыкального искусства на социальное воспитание студентов.

Вышеперечисленное является основанием для выбора темы диссертационного исследования - «Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства».

Объект исследования - студенческая молодежь.

Предмет исследования - процесс социального воспитания личности студента средствами музыкального искусства.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли музыкального искусства в повышении эффективности социального воспитания студентов.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость приобщения студентов к музыкальному искусству; выявить сущность и специфику социального воспитания личности студента под воздействием музыкального искусства.

2. Определить содержание и технологии социально-педагогической деятельности в условиях современного вуза по формированию социальной активности студентов средствами музыкального искусства.

3. Разработать модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.

4. Подготовить научно-методические рекомендации по повышению эффективности социального воспитания молодежи средствами музыкального искусства в студенческом социуме.

Гипотеза исследования: процесс социального воспитания студентов средствами музыкального искусства может осуществляться более эффективно, если:

• при этом учитывается специфика студенческой среды, отдается приоритет личностно-ориентированному подходу в воспитании;

• организуемая музыкальная деятельность направлена на формирование и удовлетворение музыкальных потребностей студентов, носит творческий характер, оказывает нравственно-эстетическое влияние, повышает уровень музыкальной культуры студенческой молодежи;

• организовано целенаправленное вовлечение студентов в активную музыкальную и социально-полезную деятельность не только в рамках студенческого социума, но и на городском и региональном уровне;

• обеспечивается координация совместной работы социально-педагогического центра вуза, и всех других социальных институтов в вопросах социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.

Методологической основой работы являются философские и социально-педагогические идеи об активной роли личности в познании и преобразовании социальной среды, общечеловеческих ценностях как основе формирования личности, концепции развития образования в новых социально-экономических условиях, концепция воспитания учащейся молодежи, теоретические положения о приоритетной роли музыкального искусства в формировании духовно-нравственной основы человека, теория единства научной и художественной картины мира, теоретические положения по психологии искусства, музыкальных способностей, концепция преподавания искусства.

В качестве основной теоретической базы исследования взяты философские идеи А.И.Антонова, В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады, Г.Н.Грачевой, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Г.Г.Силласте, Г.Л.Смирновой, Ю.В.Сычева, Б.Я.Титаренко, В.Д.Шадрикова, где раскрыты общие закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, социологии, музыкальному искусству и другим отраслям науки, связанным с социальным воспитанием; диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному; наблюдения в социуме и открытой среде; опытно -экспериментальная работа; беседы и анкетирование представителей социума; приемы психодиагностики; математические и статистические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база: педагогический колледж №2 г.Уфы республики Башкортостан, факультет дошкольного воспитания Марийского государственного педагогического института им Н.К. Крупской, экспериментальная школа-комплекс №18 г. Йошкар-Олы, осуществляющая форму довузовской подготовки будущих студентов факультета; общеобразовательные школы №19, 27 г. Йошкар-Олы; опытно-экспериментальные дошкольные учреждения факультета №76, 77, 90; педагогическое училище г. Йошкар-Олы. Всего в них участвовало 963 человека.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ средств музыкального искусства, способствующих социальному воспитанию студенческой молодежи; определены и обоснованы приоритетные направления социального воспитания студентов средствами музыкального искусства. Разработана и апробирована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, определены инновационные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольных учреждений, социальных педагогов.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем определены особенности, содержание, современные формы социальной работы в студенческой среде средствами музыкального искусства, пути активизации социальной деятельности студентов через приобщение к музыкальному искусству.

Разработаны и апробированы критерии оценки уровня музыкальной культуры, музыкальных умений и навыков, теоретически обоснована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса социального воспитания студенчества средствами музыкального искусства через взаимодействие социально-педагогического центра с другими социальными институтами на городском и региональном уровне.

Расширены возможности углубленного изучения психолого-педагогических дисциплин и получения новых педагогических специальностей: социальный педагог, практический психолог, валеолог, что дало возможность повышения социальной активности студентов.

Материалы и выводы исследования могут быть полезны преподавателям высшей школы и организаторам социально-педагогической деятельности образовательных, культурно-просветительных учреждений, работникам других направлений социальной сферы.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается последовательностью теоретико-методологических позиций; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований; применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением методов статистической обработки; обширной и разнообразной базой опытно-экспериментальной работы; практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе.

Исследование предусматривало три этапа (1990—1998 г.г.).

Первый этап (1990—1992 г.г.) связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение философской, социологической, социально-педагогической, музыкально-эстетической литературы по вопросам социального воспитания, проблемам подготовки специалиста в условиях студенческой среды; накопление и осмысление личного опыта организации музыкального воспитания учащихся и студентов. На основе полученных данных была сформулирована рабочая гипотеза и разработана предварительная программа реализации исследовательских задач.

Второй этап (1992—1996 г.г.) исследования предусматривал экспериментальную работу и был посвящен изучению механизмов социального воспитания студентов средствами музыкального искусства; влияния на формирование студента отдельных аспектов социальной среды — семьи, вуза, учреждений культуры, микрорайона и общества в целом; традиционных и инновационных путей музыкального воспитания студентов; сочетания индивидуальных и групповых форм, обеспечивающих целенаправленное воспитание средствами музыки; проблемы развития самостоятельной музыкальной деятельности студентов в социуме.

На третьем этапе (1997—1998 г.г.) разрабатывалась целостная структура социального воспитания студентов средствами музыкального искусства в студенческом социуме, апробировались методики обследования студентов. Осуществлялись систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, разработка научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, оформление диссертационной работы.

Продолжалась апробация разнообразных форм и методов музыкальной работы в студенческой среде: концерты, лекции-концерты, смотры художественной самодеятельности, фестивали самодеятельного искусства, музыкальные конкурсы и викторины, показ музыкальных фильмов, организация работы клуба любителей музыки, музыкальных кружков, дискотеки, праздники, экскурсии, что подкреплялось соответствующей материально-технической базой.

Обобщенные и систематизированные результаты исследования внедрялись в практику работы института и других учреждений образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной ситуации нравственного и духовного обнищания общества возрастает роль музыкального искусства в социальном воспитании студенческой молодежи. Музыкальное воспитание оказывает активное влияние на формирование социальной зрелости не только в микросреде (вуз), но и в макросреде (город, республика), что в конечном итоге способствует социальной активности и успешной социализации студентов.

2. Процесс социального воспитания студентов становится более эффективным, благодаря использованию методов активного повышения уровня музыкальной культуры.

3. Принципиально важное значение в процессе музыкального воспитания студентов имеет формирование необходимых профессионально личностных качеств, развитие социальной мотивации и интереса к общественно-полезной деятельности.

4. Эффективность социального воспитания студентов средствами музыкального искусства зависит от взаимодействия социально-педагогического центра вуза и других социальных институтов, результативности учебно-воспитательного процесса, активизации социально-полезной деятельности и организованного досуга студентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», 13.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)», Лоскутова, Роза Рауфовна

Результаты исследования подтверждают эффективность опытно-экспериментальной работы по социальному воспитанию студентов средствами музыкального искусства, демонстрируют количественные и качественные изменения уровней социальной воспитанности студентов и их музыкальной культуры.

Изучение процесса социального воспитания студентов средствами музыкального искусства открывает возможности для дальнейших исследований: поиска путей корректировки социального воспитания в вузе; разработки новых технологий повышения уровня музыкальной культуры студентов, взаимодействия вуза и культурно-просветительных учреждений с целью эффективной социализации студентов.

Дальнейшего совершенствования требует система подготовки социальных педагогов, способных осуществлять средовое социальное воспитание средствами музыкального искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное воспитание студентов — сложный, емкий процесс, направленный в современных условиях на развитие способностей студентов к разносторонней деятельности, обеспечивающий социальную активность, широкий диапазон навыков и умений.

Одним из факторов социального воспитания студенчества является музыкальное искусство. Приобщение студентов к музыкальному искусству способно не только оказать влияние на эстетическое воспитание, но и расширить возможности для социального воспитания.

Проведенное нами исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что процесс социального воспитания студентов, построенный на координированной совместной работе социально-педагогического центра вуза и всех других социальных институтов; на целенаправленном вовлечении студентов в активную музыкальную и социально-полезную деятельность не только в рамках студенческого социума, но и на городском и региональном уровне; на использовании методов активного повышения уровня музыкальной культуры при учете специфики студенческой среды, где отдается приоритет личностно-ориентированному подходу в воспитании, может осуществляться более эффективно.

Анализ философской, педагогической и исторической литературы позволил выявить, что проблеме музыкального воспитания подрастающего поколения всегда уделяли огромное внимание. Однако только в последнее время музыкальное воспитание личности стали рассматривать как социальнопедагогическую проблему, одним из средств социального воспитания личности студента.

В ходе проведенного исследования обнаружены противоречия между требованиями, предъявляемыми государственным стандартом к музыкальному образованию и социальной воспитанности будущего педагога и уровнем музыкального и социального развития студентов.

Разрешение этого противоречия мы видим в повышении уровня музыкальной культуры и музыкальной активности студентов путем использования методов активного повышения музыкальной культуры, а также в необходимости совместной деятельности педагога-музыканта и социального педагога.

В процессе исследования была проделана попытка осуществить комплексный и системный подход в организации социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, разработана, обоснована и апробирована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.

В процессе исследования возникла необходимость разработки критериев оценки музыкальных способностей, умений, навыков, музыкальной культуры студентов; корректировки содержания программы курса «Теории и методики музыкального воспитания», усилие ее социальной направленности.

С целью повышения эффективности процесса социального воспитания студентов средствами музыкального искусства возникла необходимость в применении нетрадиционных форм и методов музыкального воспитания студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лоскутова, Роза Рауфовна, 1999 год

1. Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов. —-В кн.: Вопросы социологии искусства. — М.: Наука, 1979. - 351 с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. — Казань: Изд. Каз. ун-та, 1996. 567 с.

3. Античная музыкальная эстетика. — М.: Музгиз, 1960. — с.157, 157, 193, 194, 197 (Платон, Аристотель).

4. Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1985. — 253 с.

5. Аристотель. Политика. — Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1983. С. 287-645.

6. Арушанов В. Социальные факторы развития вузовской науки//АЬМА MATER 1991. № 2. - С. 7-9.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.

8. Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия. (Культурологические размышления). — М.: Грааль, 1997. — 328 с.

9. Асафьев Б.В. О музыке XX века. — Л.: Музыка, 1982. — 199 с.

10. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. — М.: Сов. комп., 1978. — 200 с.

11. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.

12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Ред,-изд. Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1993. — 198 с.

13. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. — 1996. — №1. — С.3-8.

14. Байбородова JI.B., Рожков М.И. Восстановительный процесс в современной школе. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1997. — 380 с.

15. Бородалев А.А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 1983.- 272 с.

16. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. — М.: ЦСП РАО, 1996. — 12 с.

17. Бочарова В.Г. Личность, среда, община // Социальная работа.- 1992. №1. - С.3-9.

18. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: SVR-Аргус, 1994. 208 с.

19. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — С.27-29.

20. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров. Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. — Новосибирск, 1979. — 164 (2) с.

21. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994. — 80 с.

22. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда:• взаимодействие. — М.: Знание, 1981. — 94 с.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. — М.: Педагогика,• 1987. 341(4) с.

24. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1984. — 504 с.

25. Высоцкий С.Е. Формирование социально-психологического климата студенческой группы как средство становления профессионально-педагогических качеств будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград: ВГПИ, 1993. — 15с.

26. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности. Сб. статей / Сост. П.С.Трофимов. Под ред.

27. В.А.Разумного и П.С.Трофимова. — М.: Просвещение, 1965. —1. С.7-26.

28. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество. // Вопросы философии. 1996. - №6. - С.87-97.

29. Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 141 с.

30. Гольдин Л.И. Космическое и земное (Размышления о месте и судьбе музыкальной классики в современном обществе). — М.: Знание, 1989. С.64.

31. Гончаренко Н.В., Куликова И.С. Философия и искусство. —• М.: Знание, 1985. 63 с.

32. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Педагогика, 1981. — 176 с.

33. Гурьянова М.П. Сельская среда как педагогический фактор / из опыта экспериментальных школ ВНИКа «Школа-микрорайон». М.: ЦСП РАО, 1991. - 128 с.

34. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. Автореферат дис-и на соис. уч. ст. докт. пед. наук. — Барнаул: БГПИ, 1995. — 38 с.

35. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.- М.: Наука, 1980. 283 с.

36. Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства. — В кн.: Вопросы социологии искусства. — М.: Наука, 1979. С.87-98.

37. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. /Под ред. В.Н.Келасьева, И.В.Яковлевой, Н.М.Полуэктовой, Н.В.Старкова/. — М.: Высшая школа, 1994.- 127 с.

38. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания детей. — М.: Просвещение, 1991. — 61 с.

39. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. канд. фил. наук. — Ростов-на-Дону, 1975. — 65 с.

40. Жуков В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации (Доклад на Международной конференции

41. Социальные реформы и образование: мировой опыт и отечественная практика», Москва, 22 ноября 1996 г.). — М.: РГСУ, 1996. 32 с.

42. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 476 с.

43. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. Сост. О.А.Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 207 с.

44. Ильенков Э.В. Что же такое личность. В кн.: С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1979. — 227 с.

45. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. — М.: Знание, 1984. — 64 с.

46. Карташев Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье. Автореферат дис-и на соис. уч. ст. доктора пед. наук. —Калуга: КГПУ, 1997.— 41 с.

47. Квачахиа В.М. Методологические вопросы социологического исследования проблемы студенчества. В сб.: Социологические исследования. — Тбилиси: ТГУ, 1976. — 126 с.

48. Клемантович И.П. Социальная адаптация школьников к жизни в рыночных условиях // Воспитание школьников. — 1995. — №6. С.22-28.

49. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384 с.

50. Кононов В. В центре внимания — народное творчество // Встреча. 1998. - №4. - С.2-4.

51. Костянова Т.Ф. Социально-воспитательная работа с молодежью в условиях производства. Автореферат дис.и насоис. уч. ст. канд. пед. наук.— Ярославль: ИПК РО, 1998. — 22с.

52. Котляревская М.А., Штуден JI.JI. Приобщение к творчеству. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. — 125(3) с.

53. Концепция социального воспитания. Основные теоретические положения./Под ред. Б.П.Битинаса, В.Г.Бочаровой, Н.И.Цели-щевой. М.: ЦСП РАО, 1990. - 188 с.

54. Кузнецова JI. Воспитание и развитие личности // Воспитание школьников. — 1995. — №5. — С.6-9.

55. Лармин О.В. Искусство и молодежь. — М.: Молодая гвардия, 1980. с.35.

56. Леквеишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. — Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1987.- 167 с.

57. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977. — 321 с.

58. Лилов А. Природа художественного творчества (Пер. с болг.) — М.: Искусство, 1981. — 479 с.

59. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 183 с.

60. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Прометей, 1995. 282 с.

61. Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. — 1998. — №5. — С.46.

62. Макаренко А.С. Собр. сочин.: В 4-х т. Т.4. — М.: Правда, 1987.- 573 (2) с.

63. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М.: Мысль, 1972. 62 с.

64. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР. Философия и социальная психология: Науч. докл. — Л.: Знание, 1979. — 38 с.

65. Молнар Э., Варади Л. Возможности характеристики радиослушателей публики в эмпирических исследованиях публики. Специальный выпуск. Для VII Всемирного конгресса социологии в Варне. — Будапешт, 1970. — 73 с.

66. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.

67. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории. // Дошкольное воспитание. — 1998. — №2. С.114-116.

68. Морова Н.С. Не завтра, а сегодня, сейчас. // Социальная работа. 1992. - №1. - С.39-40.

69. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитациидетей с ограниченными возможностями / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора

70. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М.: Ин-т практической психологии, 1997. — 365 с.

71. Мудрик А.В. Социализация и «смутное» время. — М.: Знание, 1991. 80 с.

72. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1982. - с.27-160.

73. Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. статей. /Сост. А.Г.Костюк. — Киев: Муз. Украша, 1982. — 238с.

74. Музыкальное образование — личность — культура: Сб. науч. трудов./Отв. ред. В.П.Фомих- М.: МГК, 1989. 127(1) с.

75. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы: Сб. науч. тр. — Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1989. — 120 с.

76. Музыкальный энциклопедический словарь. / Под ред. Г.В.Келдыша. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.

77. Натев Атанас. Искусство и общество. /Пер. с болг. и послесл. д-ра фил. наук Л.В.Воробьева. — М.: Прогресс, 1966. — 320 с.

78. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. — М.: Знание, 1980. — 91 с.

79. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Знание, 1972. С. 358

80. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.

81. Никитина JI.E. Высшая социальная ценность // Народноеобразование. — 1994. — №5. — С.7-10.

82. Обучение социальной работе в России. Программы и ® технологии. 4.V: Основы культуры в системе социальногообразования. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. — 192 с.

83. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. // Народное образование. 1997. - №8. - С.4-19.

84. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. Петровского А.В. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С.67-73.

85. Основы социально-психологической теории. / Под ред. А.А.Бодолева и А.Н.Сухова. — М.: Межд. пед. академия, 1995. С.279.

86. Очерки методологии познания социальных явлений. — М.: Мысль, 1970. С.160-214.

87. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Знание, 1971. 351 с.

88. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — №4. С.15-30

89. Платон. Государство. В кн.: Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. — М.: Искусство, 1960. — С. 129.

90. Платон. Законы. — Собр.соч.: В 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1994. —1. С. 71-438.

91. Платон. Протагор. В кн.: Избранные диалоги. — М.: Худ.литература, 1965. — С.320-326.

92. Преемственность в музыкально-эстетическом воспитании учащейся молодежи: Содержание, формы, методы: Сб. ст. / Отв. ред. П.Н.Лукьянов— Свердловск: СГПИ, 1985. — 103 с.

93. Проблемы эстетического воспитания студентов пед. вузов в свете реформы школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. реД И .Л.Набок— Л.: ЛГПИ, 1988. 155 с.

94. Проблемы эстетического образования и воспитания студентов пед. института: Сб. ст. / Отв. ред. В.В.Кукшанов— Свердловск: Свердл. ГПИ, 1981. 113 с.

95. Программы педагогических институтов. Теория и методика музыкального воспитания детей. / Сост. Н.А.Ветлугина, В.С.Елисеева и др. — М.: Просвещение, 1983. — 56 с.

96. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. — Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1985. — 143 с.

97. Профессиональная направленность музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред Г.В.Яковлева. — Саратов: СГПИ, 1980. 98 с.

98. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 223 с.

99. Разуваева Л.Н., Горчакова В.Г. Проблема социализации в нестабильном обществе: / Краткий обзор материалов Всерос. науч.-практ. симпозиума с одноим. назв., Пенза, декабрь 1995г. // Психологический журнал. — 1996. — №3. — С. 169-170.

100. Ю1.Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы. Автореферат дис.и на соис. уч. ст. канд. пед. наук.- М.: ИПСР РАО, 1998. 24 с.

101. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право. — СПб., 1995. — Вып.З. — С.74-79.

102. Рекомендации парламентских слушаний / О концепции реформирования системы образования Российской Федерации // Педагогика. 1998. — №4. - С.9-11.

103. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Гл. ред.

104. B.В.Давыдов. — М.: Науч. изд-во «Большая рос. энциклопедия», 1993. — С. 165.

105. Ю5.Савотина Н.А. Особенности социальной адаптации личности в студенческой среде // Социальная работа. — 1997. — №9. —1. C.76-81.

106. Юб.Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: ЦСП РАО, 1997. 20 с.

107. Саранцев Г.И. Реформа высшего педобразования и ее научно-методическое обеспечение. // Педагогика. — 1998. — №4. — С.54-59.

108. Ю8.Сахно А.В. Методологические проблемы теории адаптации в эволюционной биологии и медицине: Автореф. дис. канд. филос. наук. — JI., 1973. — 63 с.

109. Семенов В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути решения. — Екатеринбург: Уральский ун-т., 1991. — 34 с.

110. Coxop А.Н. Социология и музыкальная культура. — М.: Советский композитор, 1975. — 202 с.

111. Coxop A.O. О массовой музыке. — В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. — JL: Музгиз, 1974. — С.58.

112. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 148 с.

113. Социальное развитие и коммунистическое воспитание молодежи. Сб. ст. / Науч. ред. В.С.Рахманин. — Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1977. — 141 с.

114. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации в 1997 году. — М.: Высшая школа, 1996. С.5.

115. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. — Л.: Музгиз, 1963. — 342 с.

116. Пб.Субочева А.Д. Методология и методика социологического исследования адаптации молодых ученых в производственных коллективах промышленных предприятий: Автореф. дис. до кг. филос. наук. М.: ЦСП РАО, 1981. - 37 с.

117. Сушенко М. О некоторых проблемах конкретного социологического изучения музыки в СССР. — В кн.: Вопросы социологии искусства. — М.: Наука, 1979. — 351 с.

118. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. — М.: Мысль, 1974. — 193 с.

119. Тавокин Е.Н. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов: По материалам социол. исслед., провед. в Новосибирск., Киров., Иван., Ставроп. обл. // Социологическое исследование. — 1996. — №6. — С.92-96.

120. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. — М.: Знание, 1986. — 64 с.

121. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. — 158 с.

122. Теория и методика музыкального воспитания. Программа высших педагогических учебных заведений. /Сост. А.Н.Зимина/. — М.: Просвещение, 1994. — 33 с.

123. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — M.-JL: АПН РСФСР, 1947. 335 с.

124. Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. — Кишинев: Штиинца, 1989. 122(2) с.

125. Утенков В.М., Овсянников В.Н. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. — 1998. — №5.- С.70-73.

126. Ушинский К.Д. Собрание сочин. Т.8. — М.: Педагогика, 1972.- С.441-442.

127. Файнберг E.JI. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992. — 193 с.

128. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. — 1996. — №6. — С.35-40.

129. Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.А.Сластенин. — М.: МГПИ, 1987. — 122(1) с,

130. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. — М.: Музыка, 1972. — 204 с.

131. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореферат дис-и на соис. уч. ст. доктора пед. наук. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995. — 47 с.

132. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. — 1994. — №6. С.50-57.

133. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов. Издательская фирма «Логос», 1993.- 181 с.

134. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика. — 1991. — №7. — С.55.

135. Шереги Ф.Э., Харичева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М.: Юристь, 1997. — 304 с.

136. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. — М.: Высшая школа, 1962. — 197 с.

137. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе.

138. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 231 (1) с.

139. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. — Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.

140. Энциклопедический словарь. Под ред. Г.В.Осипова. — М.: Изд. гр. ИНФА.М-Норма, 1998. 575 с.

141. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. акад. РАН Осипова Г.В. — М.: Рос. Акад. Наук. Инст-т соц.-полит, исследований, 1995. — С.689-690.

142. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. — М.: ИПСР РАО, 1997. — С.60.

143. Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. — М.: Ассоциациясоциальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. — 62 с.

144. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). — Соликамск: Соликамская типография, 1996. — 81 с.1. Зарубежная литература

145. Casson P. Social Work Cources: Their Structure and Content (Study 5). London, Central Council for Education and Training in Social Work, 1982. P. 27-32.

146. Correll W. Das Lehrer — Schuler-Verhaltnis / Neuere Ergebnis des amerikanischen Erziehungpsychologie / Schule und Psychologie, 1963, №2. S.51-62

147. Coulshed V. Why Do Social Work Students Give to Training? // Issues in Social Work Education. 1986, №6 (2). P.119-127.

148. Doel M., Shardlow S., Sawdon C. Sawdon D. Teaching Social Work Practice. Aldershot, Arena, 1996. — P. 65-71.

149. Harris R. Social Work Education and the Transfer of Learning // Issues in Social Work Education. — 1983. №3 (2). P.103-117.

150. Ruppert J.P. Stile des Schul und Klassenlebens // Die Seclischer Crund-lagen der sozialen Erziehung Bd. 1-111. Weihein, Julins Belts, 1965. S.204-229

151. Shardlow S.M. (ed) The Values of Change in Social Work, Routlege. London, 1989. P. 49-54.

152. Sheldon В. Theory and Practice in Social Work: A Pre-Examination of a Tenujus Relationship // British Journal of Social Work. — 1978. №8(1). P.1-22.

153. Thompson N., Osada., Anderson B. Practice Teaching in Social Work. Birmingham, PEPAR, 1990. 73-79.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.