Средневековый Зирихгеран: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Гаджимурадов, Мурад Тагирович

  • Гаджимурадов, Мурад Тагирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 156
Гаджимурадов, Мурад Тагирович. Средневековый Зирихгеран: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2004. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гаджимурадов, Мурад Тагирович

2

Глава I. Политическая история Зирихгерана и вопросы исторической географии.

1.1. Историческая обстановка на Восточном Кавказе в IV - VI вв. и предпосылки складывания государственных образований на территории Дагестана.

1.2. К вопросу о формировании государственного образования Зирихгеран.!.

1.3. Историческая география Зирихгерана (территория, топонимическая номенклатура).

1.4. Взаимоотношения Зирихгеран с Сасанидской империей и Арабским халифатом.

Глава II. Социально-экономическое развитие Зирихгерана.

2.1. Социальная структура и общественное устройство.

2.2. Ремесло и торговля.

2.3. Сельское хозяйство.

Глава III. Очерк истории культуры Зирихгерана.

3.1. Религиозные верования зирихгеранцев.

3.2. Письменность и рукописные традиции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Средневековый Зирихгеран: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие»

Актуальность исследования. Территория Восточного Кавказа является регионом исключительной этнической пестроты и сложного исторического прошлого. Особое географическое положение на стыке двух континентов придавало ему важное геополитическое значение. Через территорию, занимаемую восточнокавказскими горцами, проходила древняя магистраль, связывавшая Закавказье и Переднюю Азию с восточноевропейскими народами и государствами. Интерес историков к этому региону вызван ещё и тем, что здесь, по сути, в разные периоды происходили столкновения цивилизаций и культур, превращая его в очаг напряжённости и этнических катаклизмов. В связи с этим изучение проблем социально-экономического, политического и культурного развития Дагестана и роли отдельных этносов в этом процессе становится важной задачей исторической науки. Только лишь изучив ход исторических процессов отдельных народов, выявив общие и особенные черты их экономического и политического развития, можно достичь глубокого и правдивого освещения история истории Дагестана и России в целом.

Изучение социально-экономической и политической сфер истории, типологии форм общественного устройства справедливо признаётся одной из важнейших задач отечественной исторической науки1. Для достижения эффективных и значимых результатов этой задачи необходимы исследования истории, в частности феодального периода, во всей её конкретности.

Актуальность исследования данной проблемы вытекает ещё из необходимости определения истоков формирования государственности восточно-кавказских народов и для опровержения существующих в исторической литературе традиционных мнений, архаизирующих общественный стой горцев Дагестана.

1 Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин JI.B. Пути развития феодализма. М., 1978. С. 3-8.

Средневековый период характеризуется возникновением и развитием многочисленных государственных образований на территории Дагестана. В средние века в Дагестане были достигнуты большие успехи в области хозяйственно-экономического и культурного развития, появились торгово-ремесленные центры и укреплённые города. Именно в этот период происходит смена религиозно-идеологических представлений, более совершенные религиозные системы - зороастризм, христианство, а затем и ислам вытесняют язычество. В исторической литературе на сегодняшний день, к сожалению, остается много неисследованных вопросов, касающихся социально-экономической и политической истории средневековых государственных образований Дагестана. Изучение широкого круга источников и материалов вспомогательных исторических дисциплин позволило современным кавказоведам осветить ряд проблем феодального периода. Данное диссертационное исследование ставить своей целью всесторонне исследовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие одного из феодальных владений Дагестана в VI-XIV вв. - средневекового Зирихгерана.

Исследуемая проблема приобретает исключительную актуальность в условиях современной геополитической обстановки на Кавказе, сложившейся в последние годы из-за меняющейся политической системы общества и столкновения здесь интересов ведущих мировых держав. Правильное понимание истории позволит объективно оценить те или иные процессы в этом сложном регионе в средневековый период, а именно в VI-XIV вв. - в период от самого раннего упоминания Зирихгерана, когда он вошел в сферу политического влияния Сасанидского Ирана, и до вхождения этого государственного образования в состав Казикумухского шамхальства и Кайтагского уцмийства.

История Зирихгерана в VI-XIV вв. — одного из влиятельных государственных образований Дагестана - является важной и составной

частью истории народов Кавказа в один из определяющих периодов их общественно-политического развития.

Хронологические рамки. Основные вопросы, рассматриваемые в диссертации охватывают большой отрезок истории с VI по XIV в. Нижняя граница диссертационного исследования - это период бурных политических, культурных и социальных изменений в регионе, связанных с эпохой Великого переселения народов и вхождения различных территорий Восточного Кавказа, с одной стороны, в состав Иранской державы Сасанидов, а позже Арабского халифата, с другой - в состав сначала «царства гуннов», а затем - Хазарского каганата. К этому времени относится самое первое упоминание (в связи с деятельностью на Кавказе иранских правителей из династии Сасанидов) государственного образования Зи-рихгеран. Верхняя граница — это период политической децентрализации Зирихгерана и полной потери ею самостоятельности в результате вхождения в состав соседних, более сильных, феодальных образований — Казикумухского шамхальства и Кайтагского уцмийства.

Предложенные хронологические рамки диссертационного исследования позволяют проследить развитие и эволюцию государственного образования, большинство жителей которого являлись профессиональными ремесленниками, специализировавшиеся, в большей степени, на выпуске продукции военного назначения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что на основе изучения большого объёма письменных источников и существующей исторической литературы, их анализа на основе методов исторического исследования впервые делается попытка исследовать на примере одного из государственных образований - Зирихгерана-Кубачи истоки формирования государственности народов Дагестана в историческом аспекте. Новизну работе придаёт и то, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка монографического изучения средневекового Зирихгерана, предпосылок его возникновения, развития на протяжении длительного исторического периода и причин распада, исследования его общественно-политической структуры, экономического и культурного развития.

Целью диссертационного исследования является исторический анализ развития национальной государственности народов Дагестана в средние века, обоснование исторической закономерности складывания большого числа политических образований на его территории, а также выявление общих и отличительных черт социально-экономического и культурного развития Зирихгерана в сравнении с другими государственными образованиями и феодальными владениями Восточного Кавказа.

Исходя из вышесказанного, в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать источниковую базу и историографию проблемы;

- определить место и роль Зирихгерана в системе государственных структур средневекового Дагестана;

- осветить вопросы возникновения государственного образования Зирихгеран;

- установить локализацию и границы Зирихгерана;

- раскрыть предпосылки, факторы и причины распада Зирихгерана;

- рассмотреть вопросы его политический истории; показать особенности социально-экономического и культурного развития Зирихгерана, его духовной культуры.

Методология и методы исследования обусловлены поставленными в диссертационной работе задачами. При написании работы применялся принцип историзма (исторического детерминизма), предлагающий изучение исторических фактов, событий и явлений в их становлении, последовательном развитии, взаимозависимости и взаимообусловленности на основе объективных закономерностей.

При написании диссертации автор опирался на такие методологические основы исследования, как выявление причинно-следственных связей, объективное изучение исторических фактов, разносторонний подход к освещению узловых и частных вопросов темы, сравнительно-сопоставительный анализ разнообразных сведений, содержащихся в материалах источнико-историографического характера, с целью выявления исторических фактов и определения их достоверности.

Научная и практическая значимость. Решение поставленных задач и проблемы в целом имеет практическое и научно-теоретическое значение. Основные положения и данные диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке и написании обобщающих работ и учебников по истории Дагестана, при подготовке спецкурсов для исторических факультетов университетов, при написании курсовых и дипломных работ по истории Кавказа и Дагестана.

Научная апробация работы. Диссертация обсуждена, получила положительную оценку и рекомендована к защите на заседании кафедры истории Дагестана ДГУ. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в научных статьях и доложены на различного уровня научных конференциях.

Историография проблемы и источники. Круг источников и 4 исторической литературы, посвященной средневековому Зирихгерану, в которых освещаются и затрагиваются вопросы его социально-экономического и политического развития, культуры, относительно немногочислен. Решающее значение в разработке предложенной темы имеют * исторические источники. Наиболее важными из них являются письменные ^ источники, которые представлены сочинениями арабо-персидских авторов, а также армянскими и грузинскими историческими хрониками.

Особую ценность при решении вопросов истории и культуры средневековых государственных образований Дагестана имеют сообщения таких авторов как Егише Вардапет1, Мовсэс Каланкатуаци2, Мовсес Хоренаци3, Корюн4. Работы этих авторов позволяют почти в полном объеме воссоздать историческую обстановку в регионе в исследуемый период без чего невозможно уяснить форму общественно-политического устройства и характер социально-экономического развития феодальных владений Дагестана. В частности у Егише Вардапета имеются сведения о принятии христианства восточно-кавказскими горцами и попытках Сасанидов заставить их отречься от него и принять зороастризм. Он так же одним из первых дает более или менее подробную информацию о «воротах» (Дербентских), которые закрывали проход для кочевников из Предкавказья в Закавказье и Переднюю Азию. Сообщения Мовсэса Каланкатуаци помогают разобраться в истоках формирования государственности кавказских народов. Он одним из первых сообщает о наличии «одиннадцати царей» у горцев ещё в первой пол. I тыс. н.э. На ряд вопросов социальной политики Сасанидов на Кавказе, которые относятся и к теме нашей работы, и истории распространения христианства и зороастризма среди здешних народов может помочь ответить работа армянского хрониста Корюна.

Среди источников по истории средневекового Дагестана важнейшее место по полноте и достоверности сведений занимают арабо-язычные

I. источники IX-XI вв., периода «наивысшего расцвета арабской историко-географической литературы»5. В этих сочинениях содержится, хотя и скудная, но очень ценная информация по различным вопросам истории

1 Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с древнеарм. И. А. Орбели; прим. К.Н, ц Юзбашяна. Ереван, 1971.

2 Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984; Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова С.Пб, 1861.

3 История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эммина. М., 1893.

4 Корюн. Житие Маштоца / Пер. Ш.В. Смбатяна и К.А. Мелих-Оганджаняна; предисловие К.А. Мелих- Оганджаняна; комм. М.В. Смбатяна. Ереван, 1962.

5 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. T.IV. M.-JL, 1957. С. 147. народов Дагестана исследуемого периода - о взаимоотношениях с Сасанидским Ираном, Хазарским каганатом, Арабским халифатом, об общественном строе и религии, о событиях военно-политической истории, о характере ремесленного производства зирихгеранцев и т.д. Несмотря на то, что многие из этих сочинений имеют компилятивный характер, они позволяют воссоздать ряд вопросов исследуемой проблемы.

Среди авторов арабских историко-географических трактатов наибольшей полнотой и объективностью предлагаемой информации выделяются ал-Балазури1, ат-Табари2, Ибн Руста3, ал-Гарнати4, ал-Масуди5, Закария ал-Казвини6, Йакуби7, Йакут8, Кудама9, Ибн Хордадбех10, Ибн ал-Факих11.

Наиболее значимыми для нас являются сообщения автора второй половины IX в. ал-Балазури (ум. в 892). В его сочинении «Китаб Футух ал-Булдан» («Книга завоеваний стран») содержатся самые ранние сведения о Зирихгеране и других раннефеодальных политических образованиях Дагестана. Здесь же дается, если не совершенно точная, то хотя бы

1 Баладзори. Книга завоеваний стран / Пер. с арабск. П К. Жузе // МИА. Вып I. Баку, 1927.

2 Шихсаидов А Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Сев. Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.

3 Ибн Руста. Книга драгоценных камней / Пер. НА. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903.

4 Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и центральную Европу (11311153 гг.) / Публикация О.Г. Большакова, A.JT. Монгайта. М., 1971. с

Масуди о Каваказе // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963.

6 Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987. Якуби. История / Текст и пер. с арабск. П.К. Жузе // МИА. Вып. 4. Баку, 1927. о

Якут. Алфавитный реестр стран // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис, 1901.

9 Кудама. Книга о Харадже. / Пер. НА. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1901.

10 Ибн Хордодбе. Книга путей и царств / Пер. НА. Караулова // СМОМПК. Вып. XXVII. Тифлис, 1903.

11 Ибн ал-Факих. Книга стран / Пер. Н А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXVII. Тифлис, 1902. приблизительная локализация этих политических образований без чего нельзя уяснить главное - какое место занимал Зирихгеран в административно-территориальном устройстве Сасанидской империи. Кроме того, ал-Балазури предоставляет нашему вниманию достаточно подробную информацию о социальной политике Ануширвана Хосрова (531-579) на Кавказе и административной реформе Сасанидов на территории Дагестана.

Особое место по важности приводимых сведений о военно-политических событиях на Восточном Кавказе занимает сочинение «Тарих ар-расул ва-л-мулук» («История посланников и царей») Абу Джафара Мухаммада ат-Табари, в котором содержатся важные сведения о событиях в Дагестане в VI-VIII вв., имеющие прямое отношение и к теме нашего исследования. В том числе он сообщает о строительстве Сасанидами фортификационных сооружений на территории Дагестана.

Самые первые письменные свидетельства о характере ремесленного производства жителей Зирихгерана содержатся в сочинении Масуди «Россыпи золота». Он решил ряд важнейших задач географической науки своего времени, завоевав на века славу выдающегося географа и путешественника. По его сообщению «.Зарикаран (Зирихгеран) означает «Мастера кольчуг», потому что большинство из них делает кольчуги, стремена, уздечки, мечи и другие роды оружия из железа»1.

Сведения о Дагестане мы встречаем и в труде Абу Ахмада Ибн Руста (IX - нач. X в.) « Китаб ал-алак ан-нафиса» («Книга драгоценных камней»). В этом трактате содержатся важные сведения о строительстве персами в горном и равнинном Дагестане крепостей и других опорных пунктов.

Ценные материалы, относящиеся к VII-X вв., связанные с историей Зирихгерана, имеются в «Истории» Якуби. Здесь сообщается о характере взаимоотношений просасанидских властей Зирихгерана с арабами, которые пытались утвердить здесь мусульманскую религию. Что касается,

1 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X-XI вв. С. 203. распространения среди жителей Зирихгерана династической религии Сасанидов - зороастризма, то на этот счет наиболее точные и достоверные сведения содержаться в работах ал-Гарнати и ал-Казвини. Оба автора подробно описывают зороастрийский обряд похорон зирихгеранцев и отмечают важное место этой религии в духовной жизни -аниио народа.

Исключительно важное значение для исследования государственного образования Зирихгеран имеют источники местного (дагестанского) происхождения. Наиболее ранним произведением местного происхождения является хроника, условно названная «История Ширвана и Дербенда» («Тарих ал-Баб»)1. Её автором, хорошо знавший топографию, социальные слои и политическую историю Дербента и Восточного Кавказа, по мнению А.К. Алекберова, являлся один из влиятельнейших шейхов Дербента Маммус л ал-Лакзи (ок. 1040 -1110) . В хронике имеются огромной важности данные, характеризующие политическую ситуацию на Восточном Кавказе в VII - XI вв. Для нас особый интерес представляет информация, позволяющая судить

0 политическом статусе дагестанских владетелей в системе Сасанидской административной иерархии, являвшиеся марзпанами, т.е. правителями приграничных областей империи, будучи вассалами шахиншаха.

Ценные сведения по истории дагестанских владений в феодальную эпоху содержатся в сочинении Мухаммеда Аваби Акташи «Дербенд-наме»3. Труд, являющийся компиляцией арабских исторических и географических сочинений, был создан на рубеже XVI-XVII вв. Несмотря на это, имеются ценные материалы по истории Дагестана, и описаны события, происходившие в раннем средневековье на Восточном Кавказе. Они ценны

1 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X - XI вв. М., 1963. Аликберов А. К. Об авторе исторической хроники «Тарих Баб ал-абваб ва

Ширвани» // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991; Он же. Ал-Лакзи Маммус // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. I. М., 1998. С. 64-65.

3 Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-наме / Пер. с тюрк, и араб, списков, предисловие и библиография Г.М.-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1992. для нас еще в том плане, что содержат сведения о социальной политике Сасанидов на Кавказе, о мероприятиях по строительству многочисленных фортификационных сооружений в Дагестане.

Для освещения вопросов политической истории Зирихгерана большое значение имеет сочинение Мухаммеда Рафии «Тарих Дагестан»1. Интерес для нашей темы представляют также фольклорный2 и лингвистический материалы3.

Несмотря на решающее значение письменных источников в исследовании, они не дают исчерпывающей информации о предмете исследования. К сожалению, до сих пор на территории Зирихгерана не проводились археологические исследования, которые позволили бы восполнить пробелы, существующие в письменных источниках. Однако даже поверхностное изучение топонимики и осмотр многочисленных древних поселений, вкупе с историческим фольклором о них, позволяют значительно заполнить информационный вакуум по истории средневекового Зирихгерана.

Наиболее объективным и важным видом письменных источников, проливающих свет на историческое прошлое, является эпиграфический материал. Одним из достоинств и значимых качеств эпиграфических памятников является то, что они дошли до нас, как правило, в подлинниках, оригиналах. Эти памятники составлены в абсолютном большинстве на арабском языке и демонстрируют не только позиции ислама в регионе, но и часто содержат важную информацию по политической истории народов Дагестана.

Эпиграфический материал - главным образом строительные надписи и эпитафии, представляют в наше распоряжение ценную информацию по ряду

1 Мухаммед Рафии. Тарих Дагестан // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., . Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

2 Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор. Махачкала, 1996.

3 Услар П К. Хюрклинский язык. Этнография Кавказа. Языкознания. Тифлис. 1896.Магометов А.А. Кубачинския язык. Тбилиси, 1963. проблем, приподнимают завесу над актуальными вопросами средневековой истории Дагестана. В этом отношении наиболее ценным эпиграфическим памятником является строительная надпись XIV в. из сел. Адггы (Дахадаевский район), опубликованная Л. И. Лавровым1, в котором содержатся важные сведения о процессе исламизации отдельных селений Зирихгерана и в связи с этим распаде данного образования и присоединении его юго-западных территорий к шамхальству Казикумухскому. Уникальна надпись 1318-1319 гг. на большом речном камне в стене минарета сел. Худуц (Дахадаевский район), прочитанная и интерпретированная А.Р. Шихсаидовым . Она представляет, по сути, исторический документ огромной важности, источник по истории социальных и земельных отношений, в котором содержатся сведения о внутреннем расколе зирихгеранского общества и переходе некоторых его земель под власть шамхала Казикумухского.

Оба эпиграфических памятника замечательны и тем, что позволяют определить границы раннесредневекового Зирихгерана и установить период его распада.

Уникальные исторические факты, позволяющие воссоздать объективную картину исторического прошлого Зирихгерана и распространения ислама на его территории, содержатся в надписи на камне в стене медресе в Кубачи. Надпись, датируемая 807 г. х. /1404 - 1405 г., сообщает о строительстве медресе в Кубачи и принятии в этом же году ислама его жителями3.

Многочисленные эпитафии в селениях Зирихгерана позволяют судить не только о характере письменности народа, но и дают возможность восполнить

1 Лавров Л. И. Новое о Зирихгеране и Казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С. 216-218.

2 Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X - XII вв., как исторический источник. М, 1984. С. 361-362.

3 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане В VIII - XV вв. Махачкала, 1969. С., 193. информационный дефицит по многим вопросам истории. Тем самым, этот род источников свидетельствует о своей научной ценности для воссоздания объективной картины исторического развития Дагестана.

Степень изученности проблемы. Историография. В отечественной историографии нет специального труда по раннесредневековой истории Зирихгерана, хотя многие исследователи, начиная с XVIII в. в разной степени касались этой проблемы. Их интерес был вызван самобытной культурой и языком, а также неповторимым художественным ремеслом кубачинцев, являющихся потомками зирихгеранцев.

В дореволюционной российской историографии не мало работ, посвящённых языку, истории и ремеслу кубачинцев. Можно сказать, что первым исследователем истории и культуры зирихгеранцев является И. Гербер, который еще в 1728 г. сделал первый анализ сведений о них и дал краткое этнографическое описание. Он также приводит гипотезу о франкском происхождении кубачинцев и возможной организации в районе Кубачи рудников и фабрик генуэзцами и греками еще до прихода арабов, которые будто бы разорились в результате вторжений тех же арабов1.

Проблемы происхождения предков кубачинцев коснулся автор двенадцати томного сочинения «История государства Российского» Н.М. Карамзин (1766-1826)2.

Я. Рейнегс (1744-1793) в работе, посвященной историко-топографическому описанию Кавказа, отмечает, что «кубачинцы причисляются к древнейшим кавказским жителям»3.

1 Гаджиев В. Г. Сочинение И Г. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курою находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979.

2 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.VII. М., 1993.С. 87.

3 Рейнегс Я. Историческое, географическое и физическое описание Кавказа. // Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Шедрина. Отдел рукописей. ОЛПД. Ф. 192.

Академик Х.Д. Френ (1782-1851), известный востоковед и историк, отрицал генуэзское происхождение кубачинцев, но считал возможным их европейское происхождение, полагая при этом, что переселение их на Кавказ совершилось в весьма древние времена1.

Генерал Р.Ф. Эркерт (1830-1900), командир одной из пехотных дивизий на Кавказе, исходя из армянских источников, усматривает в самоназвании кубачинцев угбуган название страны Албании. Эркерт пишет, что в древности армяне называли албанцев Агван, словом, полученным от собственного названия Алаван т.к. в армянском языке вместо л представлен гь2.

Важную работу проделал известный историк, востоковед, нумизмат и археолог В. Г. Тизенгаузен3. Его работа содержит ценные сведения-извлечения из персидских и арабских источников по истории Дагестана, в том числе и Зирихгерана, в период борьбы горцев с армией Тимура.

Подведя итог дореволюционной отечественной литературы, отметим, что период XIX - нач. XX в. время накопления знаний и первых шагов в изучении прошлого Дагестана и его народов. К сожалению, названные работы, написанные на основе скудной на тот период источниковой базы, не отличаются глубишой научного исследования и часто носят субъективный характер. Но, несмотря на это, они не утратили своей значимости в наши дни и дают большую пищу для размышления современного исследователя.

Значительный шаг в изучении истории Дагестана был сделан в советский и особенно в постсоветский периоды. В труде выдающегося востоковеда В.В. Бартольд, наряду с использовавшимися ранее восточными источниками, впервые привлечены сведения европейских авторов по

1 Френ Х.Д. О народе кавказском Кюбечи //ЖМНП. СП б, 1840. № 8. С. 102.

2 Erckert R. Der Kaukasus und seine Volker. Leipzig, 1887. С. 194.

3 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1894. С.34. средневековью Дагестана1. В труде другого востоковеда В.Ф. Минорского дана важная сводка сведений арабских авторов о Зирихгеране .

Профессор JI. И. Жирков^статье, изданной в 1930г., коснулся проблемы происхождения кубачинцев и особенностей их языка. Он допускал возможным сблизить самоназвание кубачинцев угьбуган с племенным названием албан, а кубачинский язык считал особым, самобытным языком3.

Ряд аспектов интересующей нас темы нашли отражение в работах известных искусствоведов - И.А. Орбели4, К.В. Тревер5, М.М. Мамаева6. В частности И.А. Орбели (1887-1961), изучив памятники средневекового декоративно-художественного ремесла и проанализировав ряд сведений пришёл к выводу, что искусство Зирихгерана имеет древние албанские корни. Ряд исследователей полагали, что средневековый Зирихгеран являлся осколком Кавказской Албании.

В подлинно научное решение вопроса о происхождении зирихгеранцев-кубачинцев большой вклад внес выдающийся этнограф-кавказовед Е.М. Шиллинг (1892-1953). Его исследования основаны на глубоком изучении материальной и духовной культуры, быта и общественного строя кубачинцев - потомков зирихгеранцев он впервые коснулся политической истории

1 Бартольд В.В. Дагестан // Бартольд В.В. Соч. Т. 3. М., 1965.

2 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X-XI вв. М., 1963.

3 Жирков Л.И. Язык аула Кубачи // Уч. зап. ИЭНК народов Востока, I. М., 1930. С. 250.

4 Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы // Памятники эпохи Руставели. Ленинград, 1933. С. 304.

5 Тревер К.В. К вопросу о культуре Кавказской Албании // Доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.

6 Маммаев М.М. Работы Южного отряда Дагестанской экспедиции // Археологические открытия 1971 г. М., 1972; Он же. Некоторые вопросы организации ремесла в раннесредневековом Дагестане // Древности Дагестана. Махачкала, 1974; Он же. К вопросу о происхождении названия «Кубачи» и этимологии самоназвания кубачинцев «угъбуг» (Пугъбуг) // Дагестан в Эпоху Велико переселения Народов (этнографические исследования). Махачкала, 1998.

Зирихгерана и попытался установить форму его общественно-политического устройства1.

Неоценимым вкладом в разработку средневековой истории Дагестана, по праву можно считать исследования выдающегося востоковеда В. Ф. Минорского. Им была проведена колоссальная работа по переводу и анализу хроники анонимного дербентского автора кон. XIX- нач. XX в. «Тарих ал-Баб», Сама хроника и комментарии к ней её первого исследователя представляют большую ценность. В них В. Ф. Минорский коснулся вопросов истории Зирихгерана в раннем средневековье. В этой работе так же приводятся важные сведения о взаимодействии Сасанидов с народами Дагестана2.

Поэтому для нашей темы большое значение имеют разработки филологов-лингвистов и в первую очередь те работы, которые посвящены проблеме происхождения, развития и особенностей кубачинского языка. Наиболее ценным вкладом в освещениие проблемы происхождениия кубачинцев является монография А.А. Магометова «Кубачинский язык». Основательно изучив кубачинский диалект даргинского языка, автор приходит к обоснованному выводу о том, что лингвистические данные не л позволяют отрывать кубачинцев от других даргинцев» . Таким образом А.А. Магометов доказал научную несостоятельность высказываний об иноземном происхождении кубачинцев и их языка.

Существенный вклад в освещение проблемы происхождения зирихгеранцев и складывания политического образования Зирихгеран внес профессор Р.М Магомедов. Он впервые попытался ответить на вопросы исторической географии Зирихгерана, его социально-экономического и

1 Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М,-Л. 1949. С.11.

2 Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 189-195.

3 Магометов А.А. Кубачинский язык. Тбилиси, 1963. С.8. политического развития1. В решении этих вопросов ученый поставил в основу комплексное исследование данных разных научных дисциплин -археологии, этнографии, антропологии, письменных источников, фольклора, языкознания и т.д.

Вопросы истории Дагестана были предметом изысканий выдающегося Л кавказоведа JI. И. Лаврова. . Его исследования позволяют определить хронологические рамки существования Зирихгерана. Изучив ряд эпиграфических памятников, он пришёл к выводу, что Зирихгеран к концу XIV в. практически прекратил своё существование, попав под влияние соседних более сильных феодальных образований .

Видное место в исследовании средневекового Дагестана работы А.Р. Шихсаидова. В контексте дагестанской истории им подняты и освещены многие вопросы истории и культуры средневекового государственного образования Зирихгеран. После анализа ряда источников он пришел к выводу, что Зирихгеран не идентичен собственно Кубачи, как принято было считать, а это была целая «страна», обнимающая определённый микрорегион и сеть населённых пунктов Даргинского нагорья4. В своих работах А.Р. Шихсаидов рассматривает ряд важных вопросов политической и экономической истории Зирихгерана5.

Исследованию религиозной системы раннесредневекового, в том числе Зирихгерана, посвящена работа Г.М Курбанова6

1 Магомедов А.Р. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Т.1. Махачкала, 1999.

Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Ч. I-III. М., 1966 -1980.

Лавров Л.И. Новое о Зирихгеране и Казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С. 69.

4Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане в VIII - XV вв. Махачкала, 1969. С., 34.

5Шихсаидов А.Р. Дагестан X - XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала, 1975. С.48.

6 Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. М., 1998.

Для понимания проблем экономической, политической и культурной интеграции народов Дагестана в изучаемый период истории очень важен капитальный труд А.К. Аликберова, основанный на большом интересном разнохарактерном материале1. Касательно темы настоящего исследования, им были рассмотрены вопросы политической истории Зирихгерана, исследован характер ремесленного производства зирихгеранцев и степень влияния на него Ирана.

Вопросы исторической географии Зирихгерана и распространения на его территории ислама затронуты Т.М. Айтберовым. В частности он локализует Зирихгеран в верховьях Уллучая.

Различные аспекты истории средневековых государственных образований Дагестана, в том числе и Зирихгерана получили освещение в коллективных трудах по истории Дагестана2.

В диссертационной работе использованы также труды Ш.М. Ахмедова, В.Г. Луконина, М.Г. Магомедова, А.А. Кудрявцева, И.Г. Семёнова, А.И. Колесникова, А.Г. Булатовой и других исследователей, которые * ток или иначе затрагивали вопросы разрабатываемой нами темы.

1 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе М., 2003.

2 История Дагестана. Т. I. М., 1967; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов О.М. История Дагестана с древнейших времён до конца XV в. Махачкала, 1996.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Гаджимурадов, Мурад Тагирович

Заключение

Данное исследование охватывает почти тысячелетнюю историю центральной части горного Дагестана, где в раннем средневековье располагалось политическое образование Зирихгеран. В пределах данной территории, как и на всем Восточном Кавказе, на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с первобытнообщинного строя, происходили сложные процессы этногенеза народов, на котороый влияли многие моменты, начиная со своеобразных экологических условий и географической среды, и кончая влиянием других пришлых народов. Влияние это было особенно сильно во второй половине I тыс. н.э., когда происходили неоднократные вторжения персов и кочевников, тюрко-язычных и ирано-язычных племен - гуннов, савиров, булгар, хазар, аланов, огузов и др. За это время здесь многократно изменились политические условия, которые также способствовали формированию, в конечном счете, известных ныне этнокультурных факторов. В исследовании на примере отдельно взятого политического образования и народности реконструируются эти сложные этнотерриториальные и политические процессы на базе достаточно объективных и достаточно изученных источников.

Главный замысел проведенного нами исторического исследования не заключался в простом хронологическом изложении событий и фактов, а была сделана попытка ответить на вопрос о процессе складывания государственности дагестанских народов, о том какова в этом роль других государств и влияние других народов, был ли закономерен, в существующих физико-географических и политических условиях, процесс складывания многоэтничества в Дагестане или это результат влияния внешних факторов. Излагая материал в регионально-хронологическом плане, и, обращая внимание на своеобразие интересного времени и региона, мы в тоже время стремились вскрыть их объективную сущность.

Предложенная тема и историческое время, когда протекали эти события, были наиболее сложными, и вместе с тем судьбоносными для дальнейшего развития кавказских народов. Именно в это время происходит окончательное становление государственности, а как следствие и единого политического и культурного самосознания народов Дагестана, даже, несмотря на отсутствие единого политического центра.

Становление государственности и единого политического и культурного менталитета дагестанцев не был единовременным процессом. Их первое государственное образование кавказская Албания, несмотря на пестрый этнический состав, дал мощный толчок для дальнейшего развития политического и экономического мышления горцев. Но в силу особенностей исторического времени и своеобразия физико-географической среды, ограничивающая межэтнические торгово-экономические контакты, это государство распалось, и на его основе появились более мелкие политические образования.

Появление на территории Дагестан раннесредневековых политических образований в не меньшей степени можно считать заслугой Сасанидского Ирана, сумевший включит Восточный Кавказ в свой состав и организовавший здесь вассальные владения, входившие в административную систему империи. Народы Дагестана нужны были Сасанидам в качестве союзников как гарант защиты северных границ державы от воинственных кочевых народов Предкавказья. Появление в горах Дагестана зависимых и полузависимых политических образований и встраивание их в административное устройство державы был итогом стратегических задач и действий внешней политики Сасанидов. Эти сравнительно небольшие по размерам политические образования несли функции буферной зоны между богатыми закавказскими провинциями Ирана и агрессивным кочевым миром, занимавший обширные степи Северного Кавказа и всей Юго-Восточной Европы.

Народы Дагестана сумели приспособиться к часто изменяющимся военно-политическим условиям. Признав политическую власть шахиншаха, и, заключив с ним взаимовыгодный союз, правители дагестанских владений сумели предотвратить истребление своего народа в постоянных войнах с многочисленными воинствующими народами. Кроме того, после включения горного Дагестана в состав Сасанидской империи, были установлены четкие границы владений и выстроена здесь устойчивая социально-политическая иерархия, что в свою очередь способствовало переходу к качественно новому уровню развития хозяйственной жизни горцев.

Объект нашего исследования - Зирихгеран в раннем средневековье занимал один из ключевых мест во внутриполитическом положении Дагестана, чему способствовали выгодное географическое положение и стабильное экономическое развитие, основанное на высокоразвитом ремесленном производстве.

Это сравнительно небольшое владение, расположенное на территории между двумя крупными притоками Уллучая, в раннем средневековье располагал значительным количеством хорошо укрепленных крепостей и целой сетью сигнально-сторожевых башен. Характер древних поселений Зирихгерана и связанная с ними топонимика, содержащая большое количество иранских терминов, может свидетельствовать об их появлении в связи с деятельностью Сасанидов на Восточном Кавказе. На это указывают и ряд сведений из источников. К примеру, арабские историки приводят сведения, позаимствованные из «Книги царей», написанные ещё при Сасанидах по-пехлевийски, и, не сохранившиеся до нашего времени, о строительстве крепостей и других опорных пунктов в плоскостном и горном

Дагестане1. О самых тесных контактах Зирихгерана с Сасанидами говорит его название, которое переводится с иранского как «бронники» или «изготовители панцирей»2. Более того, шахиншах Ануширван отстранил от власти «царей горских» и посадил угодных себе людей. Таким образом, Зирихгеран, как и другие дагестанские владения, оказался в составе Сасанидской империи. Лишь с приходом на Кавказ арабов, политические образования Дагестана ушли из под влияния Ирана, хотя официальная династийная религии Сасанидов - зороастризм на протяжении нескольких веков продолжала играть заметную роль в жизни горцев, а в Зирихгеране окончательно был вытеснен исламом лишь к началу XV в. Судя по всему, Зирихгеран для Сасанидов являлся не только важным военно-политическим и геостратегическим участком на Кавказе, но и, будучи центром ремесленного производства, должен был играть важную экономическую роль в империи, снабжая армию шахиншаха оружием и защитным обмундированием.

Важным моментом в кавказской политике Сасанидов являлось переселение значительных колоний собственных граждан из внутренних районов империи в горный и предгорный Дагестан. Отголоском тех процессов является тот факт, что на территории Зирихгерана многие древние поселения до сих пор в историческом фольклоре называют персидскими, а в некоторых селениях даже сохранились, так называемые, «персидские» тухумы.

Однако, несмотря на включение дагестанских владений в состав империи Сасанидов, они сохранили значительную автономию, которая, как представляется, проявилась в пожаловании Хосровом I Ануширваном их

1 Ибн-Хордадбе. Книга путей и царств. С. 15; Ибн ал-Факих. Книга стран. С. 17; Ибн-Руста. Книга драгоценных камней. С.49; Ат-Табари. История посланников и царей. С.453.

2 Маммаев М.М. К вопросу о происхождении названия «Кубачи». С. 43-48. правителям титула «шах», о чем свидетельствуют Масуди, Баладзори, Ибн ал-Факих, Ибн Хордадбех.

Наделение правителей небольших, но стратегически важных областей Восточного Кавказа титулом «шах» находилось в полном соответствии с нормами позднесасанидской номенклатурно-иерархической практики, нашедшими отражение, в частности, в предписании «Письма Тансара», согласно которому никто не из Сасанидского рода не имел права называться шахом, кроме «тех», которые являются правителями пограничных областей и аланов, и областей Запада и Хорезма»1.

А.И. Колесников, исследуя административно-территориальное деление позднесасанидского Ирана, пришел к выводу, что утверждения за марзапанами, титула «шах» являлось признанием значительной самостоятельности пограничных правителей2. Этот вывод с полным правом можно распространить и на восточно-кавказские области (и их владетелей), в том числе и на Зирихгеран. Об этом есть яркое указание Йакута ал-Хамави, что Сасаниды «прилагали большую заботу к этой пограничной области (сагр) и не ослабляли наблюдения за ее положением вследствие великой опасности с этой стороны и сильной боязни ее»3.

Наиболее сложным является вопрос о границах Зирихгерана. Большинство исследователей ограничивают его территорию рамками одного населенного пункта Кубачи с незначительной прилегающей округой (И.Г. Семенов, Е.М. Шиллинг). Однако, ряд источников, в том числе эпиграфические содержат сведения, позволяющие значительно раздвигать границы Зирихгерана, включая в его состав земли Верховий Уллучая и общества Сирха.

Для социально-экономической характеристики раннесредневекового Зирихгерана, изучения целого ряда исторических вопросов важное значение

1 Колесников А.И. Иран в начале VII века. С. 20.

2 Там же. С. 55.

3 Якут. Алфавитный реестр стран. С. 13. имеют труды арабских авторов, которые сообщают о характере ремесленного производства в Зирихгеране. В частности ал-Гарнати сообщает о социальном расслоении зирихгеранского общества, о наличии у здешних ремесленников слуг и рабов1. В период господства на Кавказе Сасанидского Ирана верховная политическая и экономическая власть в дагестанских образованиях принадлежала шахам, бывшие вассалами шахиншаха. В социальной иерархии почти наравне с шахом стояло зороастрийское духовенство, влияние которого на внутриполитическое положение общества было огромно. Это не удивительно, учитывая то, что род Сасанидов был жреческим родом. Поэтому они, опираясь на духовенство, отводили ему главную роль в идеологической и политической обработке населения вновь присоединенных территорий.

Опорой власти шаха являлось его войско, размещенное в виде гарнизонов в многочисленных крепостях по всей территории Зирихгерана, причем состав этих гарнизонов кадрировался из местных народов и персидских солдат, направленных суда шахиншахом. Об этом совершенно определенно сообщает Якут2.

Представители сословия воинов за службу получали от правителя земельные наделы и, тем самым, превращались в феодальную знать -дворянство.

Ниже их в социальной иерархии стояли ремесленники, хотя в Зирихгеране они, скорее всего, имели особый статус, учитывая их высокоразвитое производство, еще в те времена прославленное во многих странах.

По мнению О.Г. Большакова низшее сословие во всех областях Сасанидской империи составляли владельцы небольших земельных наделов и торговцы.

1 Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати. С. 26.

2 Якут. Алфавитный реестр стран. С. 15.

Вне социальной системы стояли незороастрийцы и рабы. Ал-Гарнати сообщает о том, что ремесленники Зирихгерана используют труд рабов и рабынь1. Однако рабство носило патриархальный характер и не составляло основы производства.

Таким образом, классовая структура зирихгеранского общества 1V-XIV вв. дает характерный пример структуры феодального общества. По мере развития феодальных отношений в общественном строе происходили изменения, власть шаха постепенно слабела, что в конечном итоге привело к децентрализации и распаду Зирихгерана, а к XV в. полной потери независимости.

Основной статьей дохода зирихгеранского общества являлось ремесленное производство, внутри которого наблюдалась специализация на производство отдельных изделий по отдельным селениям. Однако немаловажное место в хозяйственной жизни зирихгеранцев традиционно оставались земледелие и скотоводство. Хорошо было развитию террасное земледелие.

Экономическим и политическим центром Зирихгерана на протяжении нескольких веков являлось Кубачи (Угбуг). Здесь проживали большинство высокопрофессиональных ремесленников и существовал регулярно работавший рынок, куда поставлялись самые разнообразные товары из разных стран. Предметами внешней торговли были оружие, военное снаряжение, ткацкие изделия и.т. Зирихгеранские купцы доставляли свои товары во многие города Закавказья и Передней Азии, оттуда привозили предметы роскоши, сладости, ткани т.д.

Сложным остается вопрос о характере вероисповедания зирихгеранцев в раннем средневековье. Спорным остается и вопрос о времени проникновения сюда ислама. Исходя из ряда источников, можно говорить о

1 Путешествие Абу-Хамида Ал-Гарнати. С. 109. значительном распространении в Зирихгеране религии магов-огнепоклонников - зороастризма1. Егише сообщает, что на Кавказ было направлено большое число проповедников — зороастрийцев, которым помогали персидские воины2. Правитель империи Ездигер II издал указ, которым обязал всех своих поданных «поклоняться солнцу и почитать огонь».

Обращает на себя внимание сообщение ал-Масуди о том, что зирихгеранцы «исповедуют различных религии: ислам, христианство, иудейство»3. Это говорит об одновременном существовании нескольких религий, т.е. о религиозной веротерпимости. Уже к X в. Зирихгеран оказался в кольце мусульманских владений - Гумик, Кайтаг, Карах - каждый из которых претендовал на звание главного центра распространения ислама в Дагестане. В связи с этим Зирихгерану приходилось отражать многочисленные газийские набеги своих соседей. Под таким неослабевающим давлением селениям Зирихгерана приходилось принимать ислам. Судя по многочисленным эпиграфическим надписям, уже к X в. некоторые селения верховьев Уллучая приняли ислам. Исламизация же «ядра» Зирихгерана - Кубачи растянулось на несколько веков, до XIV в.

1 Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати. С. 50.

2 Егише. О Вардане и войне армянской. С. 61.

3 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X-XI вв. М., 1963. С. 203.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гаджимурадов, Мурад Тагирович, 2004 год

1. Авеста. / Пер. с авестийского И. Стеблина-Каменского. М., 1993.

2. Агафий. О царствовании Юстиниана. / Пер. М.В. Левченко. М.-Л., 1953.

3. Анучин Д.Н. Отчёт о поездке в Дагестан // Известия императорского русского географического общества. Тифлис, 1884.

4. Армянские историки о монголах. / Пер. с древнеарм. А.Г. Галстяна. М., 1962.

5. Ат-Табари. История посланников и царей. / Пер. А.Э. Шмидта // Уч. зап. Института Востоковедения. Т. 16. 1958.

6. Баладзори. Книга завоеваний стран. / Пер. с арабск. П.К Жузе.// МИА. Баку, 1927. Вып.З.

7. Гаджиев В.Г. Сочинение И.Г. Гербер «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курою находящиеся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979.

8. Дербент-наме (Румянцевский список) // Шихсаидов А.Р., Оразаев Г.М.-Р., Айтберов Т.М. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

9. Егише. О Вар дане и войне армянской. / Пер. с древнеарм. Орбели И. А.; прим. К.Н. Юзбашяна. Ереван, 1971.

10. Ю.Закарья ал-Казвини. Памятники стран и известия о людях // Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане. Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.

11. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль / Пер. Пер. с арабск. П.К Жузе. Баку, 1940.

12. Ибн ал-Факих. Книга стран / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXI. Тифлис, 1902.

13. Ибн-Руста. Книга драгоценных камней / Пер. Караулова Н.А. // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903.

14. Ибн-Хордадбе. Книга путей и царств. / Пер. Н.А Караулова. // СМОМПК. Вып. XXVII. Тифлис, 1903.

15. Истахрий. Книга путей и царств. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис, 1901.

16. История Каракайтага. / Пер. и комм. Айтберова Т.М. и Шихсаидова А.Р. // А.Р.Шихсаидов, Т.М. Айтберов, Г.М.-Р. Оразаев. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

17. История Армении Моисея Хоренского / Пер. с армян и объясн. Н. Эммина. М., 1893.

18. История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. М.А. Геворгяна. Ереван, 1953.

19. История Егише Вардапета / Пер. с армян. П. Шаншиева. Тифлис, 1853.

20. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VII. М., 1993.

21. Клавдий Птолемей. География. XI. //ВДИ. 1948. №1.

22. Комаров А.В. Списки населённых мест Дагестанской области // ССКГ. Тифлис, 1857.

23. Корюн. Житие Маштоца. / Пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1962.

24. Кудама. Книга о харадже. / Пер. с арабск. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. ХХХП. Тифлис, 1902.

25. Масуди о Кавказе // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X -XI вв. М, 1963.

26. Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване в XIV XV вв. / Пер. с арабск., комм, иприлож. Шихсаидова А.Р. Махачкала, 1997.

27. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. Х-Х вв. М., 1963.

28. Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с древнеарм., предисл. икоммент. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984.

29. Моисей Каганкатваци. История Агван. / Пер. К. Патканова. СПб., 1861.

30. Мухаммед Рафи. Тарих Дагестан // А.Р. Шихсаидов., Т.М. Айтберов, Г. М.-Р. Оразоев. Дагестанские исторические сочинения. М., 1998.

31. Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-наме. / Пер. с тюрк, и араб, списков, предисл. и библиография Г. М.-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1992.

32. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 1153 гг.). / Публикация. О.Г. Большакова, A.JI. Монгайта М., 1971.

33. Рейнегс Я. Историческое, географическое и физическое описание Кавказа. // Публичная библиотека им. М.Е. Слтыкова-Шедрина. Отдел рукописей. ОЛПД. Ф. 192.

34. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XXXII. 1903.

35. Услар П.К. Хюркилинский язык. Этнография Кавказа. Т. V Тифлис, 1892.

36. Френ Х.Д. О народе кавказском Кюбечи // ЖМНП. СПб., 1840. №8.

37. Хоренский Моисей. История Армении // Пер. с арм. объясн. Н. Эмина. М., 1893.

38. Якуби. История / Текст и пер. с арабск. Жузе П.К. // МИА. Вып. 4. Баку, 1927.

39. Якут. Алфавитный реестр стран. / Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1901.1. Авторефераты

40. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго XVIII XIX вв. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1966.

41. Гусев С.В. Экономические связи средневекового Дагестана (III XIV вв.). Автореф. канд. дисс. М.,1992.

42. Гусейнов И.Ш. Образование Казикумухского шамхальства. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1992.

43. Каяев И.А. Феодальный Кумух по местным историческим материалам. Дипл. работа. Махачкала, 1984.

44. Курбанов А.Д. Средневековые государственные образования лаков (VIII -XVII в.). Автореф. канд. дисс. Махачкала, 2003.

45. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1970.

46. Нуриев А.Б. Ремесло кавказской Албании (III VIII вв.). Автореф. канд. дисс. Баку, 1990.

47. Цоцелия М.В. Восточная Грузия (Картли) в III VII вв. и её связи с державой Сасанидов. Автореф. канд. дисс. JT, 1975.

48. Исследования и справочная литература

49. Абакаров А.И., Давудов О. М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993.

50. АбакароваФ. О. Кубачинский фольклор. Махачкала, 1996.

51. Айтберов Т. М. О распространении ислама в Дагестане // Блокнот агитатора и политинформатора. Махачкала, 1988. №5.

52. Айтберов Т.М. Центральная часть восточного Дагестана в VII XII вв. (к хронологии и географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1981.

53. Аликберов А.К. Ал-Лакзи Маммус // Ислам на территории бывшей Российской империи // Энциклопедический словарь. Вып. I. М., 1998.

54. Аликберов А.К. Об авторе исторической хроники «Тарих Баб ал-абваб ва Ширвани» // Рукописная и историческая книга Дагестана. М., 1991.

55. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.

56. Анучин Д.Н. Отчёт о поездке в Дагестан // Известия императорского русского географического общества. Т. XX. Вып. 4. Тбилиси, 1884.

57. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 40.

58. Ю.Ахмедов Ш.М. К вопросу о дагестано-сасанидских взаимоотношениях в III VI вв. // Из истории Дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976.

59. П.Ахмедов Ш.М. Сельская община в раннесредневековом Дагестане // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1974.

60. Баркуев К., Ахмедов М.К., Шихсаидов А.Р. История средневекового Дагестана из арабских рукописей / Уч. зап. Т. XI. Махачкала, 1963.

61. Бартольд В.В. Дагестан//Бартольд В.В. Соч. Т. III. М., 1965.

62. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.,1987.

63. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI XI вв. (Серир) // ИЗ. Вып. 73. М,-Л. 1963.

64. Большаков О.Г. История халифата. 4.1. М., 1989.

65. Броневский А. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II. М„ 1923.

66. Булатова А.Г. Лакцы (XIX начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000.

67. Вавилов Н.И. Мировой опыт земледельческого освоения высокогорий // Природа. 1936. №2.

68. Волкова Н.Г. О названии азербайджанцев на Кавказе. Ономистика Востока. М., 1980.

69. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. М., 1969.

70. Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся», как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979.

71. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времён до XV в. Махачкала, 1996.

72. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С. С., Шихсаидов А.Р. Арабо-мусульманская литературная традиция. Махачкала, 1996.

73. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды III сессии ассоциации арабистов. М.-Л. 1941.

74. Гусев С.В. Северо-Восточный Кавказ в эпоху средневековья: монеты рассказывают. М., 1995.

75. Гюль К.К., Власов С.В., Кисин И.М.Дертеров А.А. Физическая география Дагестанской АССР. Махачкала, 1059.

76. Даниялов Г.Д. Исторический путь развития Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала, 1996.

77. Джанишвилли М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и Росси // СМОМПК. Вып. 22. Тбилиси, 1887.

78. Джафаров Ю.Р. К вопросу о первом появлении савир в Закавказье // ВДИ. 1979. №3.

79. Дьяконов М.М. Очерки истории древнего и раннесредневекового Ирана. М., 1961. С. 185.

80. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки ИВ АН СССР. Т. VII. М., 1939.

81. Жирков Л.И. Язык аула Кубачи // Уч. зап. ИЭНК нар. Востока. Т. I. М., 1930.34.3аходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX X вв. М., 1962.

82. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.

83. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.

84. История Азербайджана. Баку, 1958.

85. История Иранского государства и культуры. М., 19171.

86. История Дагестана. М.,1967.

87. Кашкаев Г.Ш. Очерки истории и культуры народов Дагестана. М., 1971.

88. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство села Кубачи. М., 1962.

89. Колесников А.И. Иран в нач. VII в. // Палестинский сборник. Л., 1970. Вып. 22 85.

90. Колесников А.И. О термине «марзбан» В Сасанидском Иране // Палестинский сборник. 1981. Вып. 27 (90).

91. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. IV. М.-Л. 1957.

92. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982.

93. Кудрявцев А.А. Феодальный Дербент. М., 1993.

94. Кулчин Б.А. Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси // МИА. Т. 32. М., 1963.

95. Купцова Н.А. Иран в первой пол. XIX в. М., 1983. С. 8, 15.

96. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. М., 1998.

97. Лавров Л.И. Новое о Зирихгеране и Казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976.

98. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Ч. 3. М., 1980.

99. Ленин В.И. Первые стадии капитализма в промышленности // Полное собрание сочинений. Т. III.

100. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.

101. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М., 1962.

102. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времён до конца XIX в. Махачкала, 1998.

103. Магомедов М.Г. Остатки оборонительных стен у Андийских ворот // МАД. Т. III. Махачкала, 1973.

104. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. Махачкала, 1994.

105. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Т. I, II. Махачкала, 1999.

106. Магомедов P.M. История Дагестана. М., 1968.

107. Магометов А.А. Кубачинский язык. Тбилиси, 1963.

108. Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере // Уч. зап. ИИЯЛ. Т. XIV. Сер. историческая. Махачкала, 1965.

109. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н.э. VIII в. н.э.). Баку, 1986.

110. Маммаев М.М. К вопросу о происхождении названия «Кубачи» и этимологии самоназвания кубачинцев «угъбуг» (Пугъбуг) // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этнографические исследования). Махачкала, 1998.

111. Маммаев М.М. Некоторые вопросы организации ремесла в раннесредневековом Дагестане // Древности Дагестана. Махачкала, 1974.

112. Маммаев М.М. Работы южного отряда Дагестанской экспедиции // Археологические открытия 1971 г. М., 1972.

113. Маршаев Р., Бугаев Б. История лакцев. Махачкала, 1991.

114. Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.

115. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X XI вв. М., 1963.

116. Общество, культура, человек. Баку, 1990.70.0ранский И.А. Введение в иранскую филологию. М., 1963.

117. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы // Памятники эпохи Руставелли. Ленинград, 1933.

118. Орбели И.А. Временная выставка сасанидских древностей. М., 1922.

119. Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. М.-Л., 1935.

120. Османов М.О. Хозяйственно культурные типы (Ареалы) Дагестана. Махачкала, 1991.

121. Очерки истории Дагестана. T.I. Махачкала, 1957.

122. Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидского строительства в Закавказье // Памятники истории материальной культуры. 1993. № 9-10.

123. Пахомов Е.А. Пехлевийские надписи Дербента // Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1929. №8.

124. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории СССР. М., 1941.

125. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала 1964.

126. Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

127. Семёнов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тыс. н.э.). Казань, 1994.

128. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. Ч. I. М., 1966.

129. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.-Л. 1941.

130. Тревер К.В. Очерки истории и культуры Кавказской Албании (IV в. до н.э. -VII в. н.э.). М.-Л. 1959.

131. Тревер К.В. К вопросу о культуре Кавказской Албании // Доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.

132. Фёдоров Я. А., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978.

133. Хинц В. Мусульманские меры веса с переводом в метрическую систему. М„ 1970.

134. Шиллинг Е.М. Кубачинцы. Пятигорск, 1939.

135. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М.-Л. 1949.

136. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразоев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М.,1993.

137. Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988.

138. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала, 1975.

139. Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестана» // Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

140. Шихсаидов А.Р. Закарья ал-Казвини о Дагестане // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1976.

141. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VIII XV вв.). Махачкала, 1969.

142. Шихсаидов А.Р. К вопросу о локализации Филана // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976.

143. Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.

144. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X XII вв., как исторический источник. М., 1984.

145. Altheim F. Das Auftreten der Hunnen in Europa // Acta Archaeologiae. Academiae Scientiarum. Hungariae. Budapest, 1952.

146. Ercret R. Der Kaukasus und seine Volker. Leipzig, 1887.

147. Hamzae Ispahanis Annalum libri. X. Т. I. Textus arabicus Ed. J. M. E. Gottwald / Petropoli Lipsae 1814.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.