Творчество адыгского писателя-просветителя Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шекихачева, Асият Хажисмеловна

  • Шекихачева, Асият Хажисмеловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 166
Шекихачева, Асият Хажисмеловна. Творчество адыгского писателя-просветителя Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2007. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шекихачева, Асият Хажисмеловна

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I. Духовно-культурные основы творчества

Хан-Гирея.11

ГЛАВА II. Отражение национальной специфики быта черкесов в творчестве Хан-Гирея.40

2.1. Повесть «Черкесские предания».41

2.2. Повести «Князь Канбулат» и «Наезд

Кунчука». 59

2.3. «Записки о Черкесии».73

2.4. Очерк «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов».79

ГЛАВА III. Художественно-философское осмысление человека и истории в биографических повестях «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко».90

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество адыгского писателя-просветителя Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность»

Актуальность темы исследования. Отечественное литературоведение на современном историческом этапе продолжает проявлять неослабный интерес к культурному наследию XIX - начала XX в. В наше время, когда наблюдается острый дефицит духовности, культурное наследие прошлого приобретают особую ценность и актуальность. Известно, что «сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего» (А.Герцен).

Без усвоения эстетических достижений минувших эпох невозможно понять закономерности развития культурного процесса современности; продолжение же лучших традиций минувшего - духовно и нравственно обогащает народ, способствует осознанию своих национальных духовно-исторических корней, стремлению к преумножению культурных ценностей народа.

В свете этих положений понятна важность заявленной темы диссертационной работы, посвященной Хан-Гирею, одному из зачинателей и крупнейших представителей адыгской просветительской литературы XIX в. Актуальность темы обусловлена и целями адыгского литературоведения: без освоения художественного творчества писателей-просветителей невозможно создать целостную картину национального литературного процесса, а многоаспектное его изучение - углубляет наши знания об оставленном ими наследии. Исследование и освоение творчества писателей-просветителей необходимо и потому, что оно преподается в вузах и школах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, что назрела потребность в создании фундаментального труда -истории национальной литературы, в которой просветительская литература будет представлена как ее неотъемлемая часть, а также учебников по курсу истории адыгской литературы XIX - начала XX в.

Степень изученности темы. Изучение творческой биографии Хан-Гирея и его наследия началось лишь с середины 50-х годов XX столетия. Это было связано со многими причинами, но, прежде всего, с тем, что в первые десятилетия советской власти господствовавшие пролеткультовские установки отвергали культурное наследие дворянско-княжеского класса. Такое отношение было и к наследию адыгских просветителей, происходивших из господствовавших кругов; оно продолжалось и в последующие десятилетия. Помимо названной, причиной был такой печальный факт, как отсутствие своих национальных кадров - ученых историков, литературоведов - способных поднять огромный пласт национальной культуры прошлого. Перечисленные обстоятельства и привели к тому, что плеяда адыгских просветителей XIX - начала XX в. была забыта, а оставленное ими богатейшее и ценнейшее наследие не было включено в национальный культурный процесс, что, естественно, в значительной степени его обеднило.

Исключение составил лишь Шора Ногмов, считавшийся незнатного происхождения (он был узденем). В 40-е годы была издана его «История адыхейского народа» [131], а некоторое время спустя -«Филологические труды» [132].

Первооткрывателем Хан-Гирея явился кавказовед М.О.Косвен. В 50-е - начале 60-х годов XX в. он опубликовал две статьи: «Материалы по истории и этнографии Кавказа в русской науке» [109] и «Адыгейский историк и этнограф Хан-Гирей» [108]. В первой из них даны краткие биографические сведения о просветителе с перечислением его основных сочинений, во второй - уточнены и дополнены биографические данные, обзорно охарактеризованы его произведения. Уже тогда ученый дал высокую оценку историческому сочинению Хан-Гирея «Записки о Черкесии». «И до нашего времени, - отмечал он, - они сохраняют живое научное значение, остаются ценнейшими источниками сведений по истории горцев Кавказа, о жизни и быте их далекого теперь для нас прошлого. В отношении же адыгов сочинение Хан-Гирея является и сейчас одним из наиболее выдающихся исторических и этнографических источников среди всего, что об адыгах было написано за все дореволюционное время» [108].

Вместе с тем статьи М.О.Косвена не были исчерпывающими как относительно воссоздания научной биографии Хан-Гирея, так и изучения его наследия. Но они явились благотворным стартом, с которого началось планомерное изучение жизни и деятельности просветителя: создание его научной биографии, исследований его историко-этнографического труда «записки о Черкесии» историками, литературно-художественных произведений - литературоведами.

Первым отечественным историком, обратившимся к Хан-Гирею, был профессор Т.Х.Кумыков. В своей монографии «Хан-Гирей. Жизнь и деятельность» [33] автор в общих чертах остановился на биографии просветителя, используя известные ему к тому времени архивные и печатные источники, и разбив свое исследование на отдельные главы, осветил его общественно-политическую деятельность, охарактеризовал его мировоззрение.

После издания монографии Т.Х.Кумыкова, исследовавшего Хан-Гирея как общественно-политического деятеля и историка, появилась настоятельная потребность в литературоведческих работах, посвященных анализу литературно-художественной части наследия просветителя. Вместе с тем, начавшийся процесс пристального внимания к Хан-Гирею настоятельно требовал издания его произведений, известных лишь узкому кругу ученых-исследователей и не доступных широкому кругу читателей, поскольку они были опубликованы в ставших редкими журналах и газетах XIX в.

Начало этому процессу, а также созданию научной биографии Хан-Гирея положила историк литературы профессор Р.Х.Хашхожева. В самом начале 70-х годов она основала издание серии книг «Литературные памятники», и в этой серии в 1974 г. впервые осуществила переиздание произведений Хан-Гирея, снабдив его обширной статьей о жизни и творческой деятельности просветителя [143]. Спустя несколько лет, в 1989 г. ею же было осуществлено второе, дополненное издание со значительно доработанным предисловием [144]. В этих статьях-предисловиях, весьма объемных, автор использовал новые архивные и печатные источники, обнаруженные ею в архивах Москвы, тогдашнего Ленинграда, Тбилиси. Эти новые документы позволили Р.Х.Хашхожевой воссоздать жизненный и творческий путь просветителя более основательно и глубоко. Во втором издании значительно глубже проанализировано и наследие писателя.

Большой интерес представляют и отдельные статьи Р.Х.Хашхожевой, посвященные различным аспектам его биографии и творчества. Это «Некоторые спорные и неизвестные страницы биографии Хан-Гирея» [128]. «Античные традиции в творчестве Хан-Гирея» [125].

В 1978 г. историками В.К.Гардановым и Г.Х.Мамбетовым было осуществлено первое издание сочинения Хан-Гирея «Записки о Черкесии». Этот труд просветителя оставался в рукописи, при этом она считалась утерянной. Ее обнаружил сотрудник Ленинградского центрального исторического архива В.А.Дьяков [101]. «Записки о Черкесии» изданы В.К.Гардановым и Г.Х.Мамбетовым с кратким разбором и оценкой этого нсторико-этнографического сочинения просветителя [145].

Из литературоведческих работ, в которых затрагивалось творчество Хан-Гирея, необходимо отметить монографию профессора А.Х.Хакуашева «Адыгские просветители первой половины XIX в.» [63]. В отдельной главе, посвященной Хан-Гирею, автор прослеживает его жизненный и творческий путь, характеризует его литературно-художественные произведения.

Из других работ, посвященных Хан-Гирею или в которых упоминается его творческое наследие, следует отметить монографии С.Жемухова «Мировоззрение Хан-Гирея» [25], Х.Хапсирокова «Пути развития адыгских литератур» [69] и «Истоки черкесской литературы» [67], Ш.Хут «Творчество адыгских писателей-просветителей XIX - начала XX в. Избранные произведения» [146], Т.Чамокова «В созвездии сияющего братства» [81] и «В ритме эпохи» [81], Ю.Тхагазитова «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» [61] и др.

Научная новизна. Несмотря на казалось бы емкую литературу о Хан-Гирее, многие аспекты его художественного творчества еще не изучены. Отсюда очевидна потребность в их специальном монографическом исследовании. Одной из таких неисследованных проблем является избранная нами тема - «Национальное своеобразие и художественная индивидуальность Хан-Гирея».

Исследование наследия писателя в контексте обозначенной темы предполагает системную разработку конкретных научно-теоретических проблем его литературно-художественного творчества. Вместе с тем, изучение произведений Хан-Гирея в данном аспекте дает возможность решить одну из сложных литературоведческих проблем: становление и развитие художественного историзма в адыгской литературе и его эстетическое проявление в индивидуальном творчестве.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации -идейно-художественный анализ творчества Хан-Гирея и научно-теоретическое осмысление его литературного наследия в свете избранной темы исследования.

Намеченная цель достигается решением следующих задач:

1. выявить этнокультурные основы творчества Хан-Гирея;

2. уяснить этнокультурную специфику творческой индивидуальности писателя, особенности выражения «национального образа мира» (Г.Гачев), характер художественного этнографизма;

3. проследить роль традиций русской и западноевропейской литератур в формировании творческой индивидуальности писателя;

4. выявить социально-эстетическое содержание и определить жанрово-стилистические особенности его произведений;

5. охарактеризовать художественный метод, реализуемый в произведениях Хан-Гирея и проследить эволюцию от романтизма к реализму.

Методологическая основа. В диссертационном исследовании мы опирались на труды северокавказских историков, этнографов, литературоведов, фольклористов, посвященных адыгским просветителям и непосредственно Хан-Гирею, а также работы, в которых они упоминаются: Т.Х.Кумыкова, Р.Х.Хашхожевой, Г.Х.Мамбетова, Х.Х.Хапсирокова, А.А.Схаляхо, М.И.Мижаева, А.Х.Хакуашева, Л.А.Бекизовой, И.В.Трескова, Ю.М.Тхагазитова, Ф.Китова, Т.Н.Чамокова, Р.Туганова, ШХ.Хута и др.

В соответствии с поставленной проблемой мы использовали и научно-теоретические положения работ известных российских ученых:

М.О.Косвена, Г.Д.Гачева, Р.Юсуфова, М.Б.Храпченко, Г.Н.Поспелова, И.Г.Неупокоевой, Б.Сучкова, В.Орлова, М.М.Бахтина, Д.Д.Благого, В.В.Виноградова, Д.С.Лихачева и др.

Материалом диссертации послужили произведения Хан-Гирея («Черкесские предания», «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов», «Наезд Кунчука», «Князь Канбулат», «Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко», «Записки о Черкесии»), проанализированные в контексте заявленной темы - «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность Хан-Гирея».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Системный анализ произведений Хан-Гирея позволяет проследить национально-специфические особенности его творчества и вместе с тем пути формирования историзма мышления писателя, его динамику.

Материалы диссертации, ее обобщения и выводы могут быть использованы в обобщающем труде - «Истории кабардинской литературы», при создании учебников и учебных пособий, на спецкурсах и спецсеминарах по истории адыгской литературы XIX - начала XX в., а также при сравнительно-типологическом изучении просветительской литературы кавказского региона.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Шекихачева, Асият Хажисмеловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя творчество адыгского писателя-просветителя, первой половины XIX века Хан-Гирея мы пришли к следующим итогам.

Творчество Хан-Гирея составило яркую страницу в истории адыгской литературы. По идейному содержанию, разностороннему и глубокому отображению национального быта, художественному уровню оно являет собой вершину всей адыгской литературы XIX - начала XX вв. Изучение творчества адыгских писателей этого периода, которое своими корнями уходит в историческое прошлое народа, в его самобытность, одна из важнейших задач современного адыгского литературоведения сегодня. Это обусловлено следующей причиной: недостаточной изученностью в современном литературоведении просветительской литературы XIX века, в которой осмысливались и соотносились бы этническое, национальное с общим и универсальным в становлении адыгской литературы, всей мировой литературы в целом. В решении этой задачи мы усматриваем определенную теоретическую значимость и научную новизну работы. Адыгская литература, как и литература всего Северного Кавказа, прошла первые этапы своего развития именно в период XIX столетия, когда письменная литература еще не стала народным достоянием. Но благодаря просветительскому движению, таким ярким ее представителям, как Хан-Гирей, были заложены основы духовного творчества, в частности, художественной литературы. Хан-Гирей наметил основные ее тенденции - освоение демократических традиций и художественных идеалов устного народного творчества, а также творческого освоения прогрессивных идей и художественного опыта русской классической литературы. Процесс формирования творческой индивидуальности писателя происходил на этих двух основополагающих ипостасях, они предопределили идейно-тематическое содержание его произведений, их высокий художественно-эстетический уровень.

Анализ художественных истоков творчества Хан-Гирея позволил сделать обоснованный вывод о том, что сюжеты, темы, идеи и образы, а также компоненты фольклорной поэтики явились благодатным арсеналом литературных произведений писателя. Он плодотворно и творчески использовал в своем творчестве лучшие идейно-эстетические достижения устной народной словесности. В его произведениях обнаруживаются такие фольклорные традиции, как эпические средства типизации образа, принципы сюжетосложения, способы социального отражения действительности. Вместе с тем, Хан-Гирей не ограничился фольклорными заимствованиями, а творчески развивал их, использовал и принципы литературной эстетики, используя такие несвойственные фольклорным традициям изобразительные элементы, как описание природы, развернутые портреты персонажей, социальная и психологическая характеристика героев. Говоря о фольклорной преемственности Хан-Гирея, следует отметить также сознательный отбор элементов народной словесности, пригодных для наиболее эффективного воплощения идейно-эстетического замысла.

Не менее важным было и творческое освоение идейно-эстетических традиций и духовных ценностей русской классической литературы. Жанровые и стилистические искания Хан-Гирея определялись ведущими тенденциями русской романтической, затем реалистической школы.

Отталкиваясь от названных истоков, Хан-Гирей создал оригинальные, высокохудожественные произведения, в которых ярко проявился его уникальный творческий талант.

В произведениях Хан-Гирея отражены историческое прошлое народа, а также современная ему действительность, наиболее знаменательные события в его жизни, его традиционный быт, особенности общественного строя, культура, показаны героические деятели минувших эпох, а также выдающиеся предводители современной ему действительности. В них широкой струей вводится историко-этнографический материал, несущий целенаправленную функцию. Широкое использование подобного рода материалов была характерной приметой литературного процесса 1830-х годов, когда Хан-Гирей приобщался к литературной деятельности. Она стала характерной и для творческой палитры писателя. Как и русские писатели пушкинской поры, которые, обращаясь к историческому прошлому народа, широко привлекали нравоописательные элементы для воссоздания национально специфического колорита, так и Хан-Гирей с той же целью - создания исторического фона - показывает своеобразие национального образа жизни и характера черкесов. Произведения Хан-Гирея содержат ценные сведения о свадебных и погребальных обрядах, о религии черкесов, народных празднествах, играх, танцах, музыке, воспитании ребенка, содержании раненого и многое другое. Описания традиционного быта черкесов не нарушают сюжетную линию рассказа, они естественно вливаются в художественную ткань произведения посредством использования приемов художественного повествования.

Интерес Хан-Гирея к историко-этнографическому материалу был продиктован и его просветительскими взглядами. Поднимая различные общественно-политические и нравственно-этические проблемы, он глубоко вникал в особенности жизненного бытия народа, давал им оценку с точки зрения своего просветительского мировоззрения. Художественный этнографизм его произведений проявился в характеристике героев, их образе жизни, характере и поведении в различных жизненных обстоятельствах. Воспитанный в традициях русской культуры, он продолжил ее искания в изображении традиционного быта и культуры черкесов. Новаторские черты в этом направлении проявились в художественном осмыслении национального быта черкесов, особенностей их национального характера, ментальности, специфики концепции героя и национальной действительности.

Главной особенностью творчества просветителя были идеалы духовного преображения человека в свете высоких социальных, духовных, нравственных и эстетических идеалов. Художественные творения писателя проникнуты духом борьбы с феодальными правопорядками, феодально-патриархальными пережитками, в них утверждаются общепросветительские гуманистические и эстетические идеалы.

Становление Хан-Гирея как художника слова шло от беллетризации фольклорного сюжета к овладению такими художественными жанрами, как очерк, историко-этнографическое сочинение, повесть. При этом шел процесс плавного перехода от одного стилевого метода-романтизма к другому - реализму, что было характерной тенденцией русской литературы в пору его творческой деятельности. Так романтизм в целом способствовал переходу Хан-Гирея к другим художественным формам и побудил его искать причины неудовлетворительного состояния современного ему общества и трагической судьбы его героев в классовом антагонизме, в социальной структуре общества.

Для произведений первой группы («Черкесские предания», «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука») характерным является обращенность через народные легенды и предания к историческому прошлому народа и значительным событиям в его жизни, героическим деятелям, общественному строю черкесов, традициям, обычаям, духовной культуре. При этом наблюдается определенная зависимость от фольклорного сюжета, от изобразительно-выразительных средств устного народного творчества. Характерными чертами этой группы произведений являются изображение исключительных событий, роль случайностей в ходе действия, атмосфера тайны и рока, контрастное разделение героев на идеальных и злодеев, лиризм, постоянное авторское вмешательство. Все эти особенности творческого почерка писателя - свидетельство приверженности к принципам романтизма. В то же время этот стилевой метод, проявляющийся в обрисовке героев и действительности, нередко своеобразно сочетается с реалистичностью отдельных наблюдений и картин народного быта.

В ранних произведениях («Наезд Кунчука», «Князь Канбулат») автор раскрывает этико-мифологическое мышление черкесов той эпохи. Основные мотивы этих романтических повестей восходят к архаическим представлениям черкесов, связанным с ритуальными, обрядово-мифологическими традициями.

Это положение представляется нам достаточно важным, поскольку автор здесь воссоздает национальную историю не только художественными приемами, но и мифологизировано, что говорит о народном источнике духовной культуры писателя - обращении к мифо-эпическим традициям.

В произведениях второй группы («Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко») наблюдается преодоление фольклорной зависимости, что проявляется в обращении к современной писателю действительности, к образам своих старших современников, игравшим главенствующую роль в общественно-политической жизни черкесов.

Зачатки реализма, проявляющиеся в произведениях первой группы, написанных в общем плане в романтических традициях, в произведениях второй группы получают полное развитие. Тенденции реалистической эстетики проявляются в переходе от отвлеченных романтических героев к изображению реально существовавших лиц, в изображении действительности реалистическими приемами, в возросшем интересе к социальным проблемам, стремлении мотивировать поведение и поступки героев и конфликты социально-экономическими факторами.

Вместе с тем, в произведениях второй группы ярче проявляется литературно-художественная стилизация, когда появляются элементы литературных приемов характеристики героев, выражено собственное отношение к изображаемым событиям и действующим в них персонажам.

В художественном творчестве Хан-Гирея отражена, прежде всего, судьба народа, его разум, национальный характер. Окружающая писателя действительность, современность послужили исходным пунктом его художественной ориентации, но автор часто обращается и к изображению героического прошлого своего народа, к описанию выдающихся исторических событий, показу незаурядных личностей. Его биографические повести - это не историческое исследование, здесь показаны человеческие судьбы, переплетенные с историей народа. Частная судьба героев показана через историю, а история через частную судьбу без излишней занимательности, изображена правда истории и правда характеров, что говорит о реалистических элементах в повестях второй группы.

В них показана специфика горской жизни, понимаемая не только пространственно, но и во временном отношении. Сама художественная идея героического прошлого черкесов дает нам ощутить это «смыкание эпох» [Г.Гачев], его «продукт» - варварские способы решения социальных проблем, древнейшие способы горского деспотизма и жестокости удивительным образом сочетающиеся с высокими духовными и утонченными идеями нравственности черкесов. Современность как исходный пункт художественной ориентации, изображение героического прошлого без всякого преображения и приукрашательства, - вот главные составляющие произведений второй группы. Весь мир и все легендарные события, описываемые автором (автор присутствует как повествователь и очевидец), даны с исключительной реалистичностью. Именно в биографических повестях Хан-Гирея романтизм писателя перерастает в реализм, и проявляется он, прежде всего, в переходе от абстрактных романтических «черкесских рыцарей удачи» к реальным персонажам, в значительном внимании к социальным проблемам, изображении реалистическими средствами героев произведений и общественной системы, при которой они не просто существуют, но активно ей противодействуют.

Преодолевая однозначность фольклорных образов, в характере главного героя биографической повести «Бесльний Абат», например, раскрываются противоречия между главным героем, аристократом Абатом и миром, в котором он живет, его духовная драма. Причины возникающих конфликтов автор объясняет социально-экономическими и социально-политическими факторами.

Для биографических повестей Хан-Гирея «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко» характерно наличие намеренного и открытого биографического и мемуарного элемента.

Автор - современник изображаемых героев, Бесльния Абата и князя Аходягоко. Это позволяет автору во всех ликах главных героев и во всех эпизодах двигаться вместе с ними в изображаемом им мире. Как известно, в фольклоре, особенно в народном эпосе, такое положение автору-сказителю недоступно, этот мир замкнут для народного сказителя. Такой принципиально новый подход Хан-Гирея является одним из важнейших результатов преодоления «фольклорности». Оно имеет громадное формально-композиционное и стилистическое значение.

Обращает на себя внимание и то, что в произведениях второй группы достаточно важную роль играет позиция автора не просто знакомого главных героев, а позиция наблюдателя-интеллигента. При всей эскизности этой вводной фигуры автора, значение ее в структуре повестей особенное, уточняющее авторскую точку зрения на действительность.

Наблюдатель-автор из просвещенной среды усиливает остроту восприятия, создает дополнительный «эффект присутствия», подчеркивая контраст и разрыв культурного человека с проявлениями первобытной отсталости, косности, примитивизма, а иногда и непомерной жестокости, нетерпимости и мстительности нравов адыгских феодалов. Именно с помощью такого художественного приема изображаемой действительности писатель выявляет и доносит до читателя свои просветительские взгляды, наблюдения, основные нравственные просветительские идеи.

В том, что Хан-Гирей, автор и рассказчик, представляется как непосредственный участник событий, много общего с русским гением, поэтом и писателем М.Ю.Лермонтовым. О непосредственном, заметном влиянии русской литературы на творчество адыгского просветителя и его возможном знакомстве с русскими писателями, было сказано выше. Здесь мы хотим лишь обозначить некоторые сходные черты биографических повестей «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко» с романом Лермонтова, состоящего из пяти повестей: «Герой Нашего Времени», объединенных одним героем - Григорием Александровичем Печориным.

Роман М.Ю.Лермонтова вышел в свет в 1840 году. В повести Хан-Гирея описываются события 1837 года. Не исключено, что до выхода романа в свет, Лермонтов публиковал отрывки из него в журналах. Хан-Гирей, как просвещенный человек, живущий в Санкт-Петербурге, находящийся на царской службе и одновременно много пишущий и читающий, без сомнения знакомился с публикациями современных ему журналов. Мы не можем утверждать это с уверенностью, но у Хан-Гирея было еще целых два года после выхода в свет произведения Лермонтова, чтобы познакомиться с ним. Вопрос этот мы оставляем открытым для толкований. Возможно, в будущем нам удастся решить эту загадку двух гениев. В русской литературе появление «Героя Нашего Времени», а вслед за ним и «Мертвых душ» Гоголя означало окончательный поворот русской литературы к беспощадному, критическому реализму в художественном отражении действительности.

В адыгской литературе влияние русских писателей сказалось в том, что в произведениях второй группы художественно-эстетические взгляды Хан-Гирея как художника, безусловно, углубились. Была преодолена некоторая узость в творческом и мировоззренческом развитии.

В более поздних произведениях Хан-Гирея, в его биографических повестях, автор стал ориентироваться не просто на реалистическое изображение жизни, но в них уже присутствуют зачатки критического реализма. В этом специфика и коренное отличие произведений второй группы. Возросший интерес писателя к социальным проблемам, противопоставление феодальной аристократии и свободных и крепостных крестьян, их антагонизм, - эти тенденции, впервые обозначенные в биографических повестях Хан-Гирея, говорят о его заметном движении к реализму, о новом художественном осмыслении мира, о творческой индивидуальности автора. Накопленный автором материал сам становится постепенно предметом художественного постижения: движущей силой в произведениях Хан-Гирея выступает уже не человек, воспринимающий окружающий мир, а мир, воспринимаемый человеком. Обращение Хан-Гирея не только к феодальной аристократии, но и к народу, к его жизни, к фольклору, к истории постепенно изменяло художественное представление о времени, о развитии жизни, об идеале, обнаруживая все новые связи человека и обстоятельств, в которых он находился.

Творческий феномен Хан-Гирея явился достаточно ярким и самобытным звеном не только в общем процессе национального адыгского, но и русского национального литературного процесса той эпохи.

Открытие своеобразия национальной жизни черкесов той эпохи, трагических и прекрасных, обыденных и фантастических, возвышенных и героических, - характерно для творчества Хан-Гирея. Прямо и непосредственно в произведениях адыгского просветителя опоэтизировано духовное единство (при социальном различии и классовом антагонизме) сильной личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. Хан-Гирей навсегда запечатлел в художественном сознании духовный образ народа и родной ему Черкесии.

На протяжении всей своей истории национальная литература в лице лучших ее представителей была занята напряженными, порой мучительными поисками социальной справедливости, стремилась утверждать высокое понятие о человеке. Несмотря на то, что адыгский писатель и просветитель Хан-Гирей находился под влиянием русской литературы, в его произведениях еще не возник исторически конкретный образ человеческой личности, знающей пути борьбы за справедливое и разумное общество. Новый герой человечества вышел на арену исторического творчества значительно позже.

Национальное своеобразие произведений Хан-Гирея и его творческая индивидуальность проявились и в том, что автор был под влиянием не только современных ему русских гениев «золотого века» -Пушкина, Лермонтова, Карамзина. На его творчество непосредственное влияние оказала и античная история, мифология и литература. В частности, в манере описания биографических повестей и других произведений Хан-Гирея нетрудно усмотреть сходство с принципами и приемами, выработанными древнегреческими писателями: Плутархом и Геродотом.

Подобно Геродоту, для полноты раскрытия исторического прошлого и духовного облика народа, Хан-Гирей прибегает к пространным и длинным историко-этнографическим описаниям, создавая широкую историческую панораму исторического пути своего народа. В произведениях Хан-Гирея содержатся детальные описания о происхождении различных черкесских племен, в том числе и тех, от которых произошли главные его герои. Много сведений дается автором о прошлом и настоящем черкесских племен, их географическом расположении, сословном составе и отношениях, внутреннего управления, внешних сношений, культуры и устного народного творчества. При этом воспроизводимая картина носит не просто позитивный, описательный характер, картина общественно-политического и культурного положения черкесских племен сопровождается ее критической оценкой.

Но большее влияние на биографические повести Хан-Гирея оказал другой греческий писатель - Плутарх. Вместе со сходством имеются и различия. Если греческий писатель преследовал исключительно назидательные цели, то Хан-Гирей через своих героев раскрыл своеобразные черты национального характера черкесов, особенности быта, общественных и социальных отношений. А главное отличие адыгского писателя в том, что свои жизнеописания Хан-Гирей дает на широком историческом фоне, в то время, как у Плутарха исторические события играют исключительно подсобную роль.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что в произведениях Хан-Гирея помимо традиций народного творчества, русской романтической и реалистической школы, успешно использованы и традиции классиков античной литературы.

С наибольшей силой национальное своеобразие и творческая индивидуальность писателя проявились и в его этнографическом очерке: «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов». Автор изложил в них, прежде всего, свои духовно-нравственные принципы.

Пробуя свои силы не только в романтических преданиях и биографических повестях, но и в отдельном описании национально-культурной специфики бытования черкесского народа как неотъемлемой части традиционно-бытовой культуры этноса, Хан-Гирей одним из первых прокладывал пути развития этнографии адыгов, тем самым заложил основы новой самостоятельной науки. Из этого не следует, что его труд не обладает художественными достоинствами, он может быть отнесен к литературному очерку. В художественно-этнографическом очерке Хан-Гирея, состоящем из семи самостоятельных разделов, описаны традиционно-бытовые особенности культуры черкесов. Впервые картины современного состояния адыгского общества изображены национальным писателем. Ему удалось правдиво отобразить основные стороны моральной, нравственной жизни черкесов, показать яркие картины национальной, традиционно-бытовой культуры, сохранив таким образом в народной памяти особенности национально-культурной специфики в прошлом. Этнографический очерк - бесценный духовный вклад в художественную сокровищницу не только национальной, но и мировой культуры в целом. Труд Хан-Гирея в свете изображения национального своеобразия народа является уникальным и неповторимым, как уникальным и неповторимым является все его художественное творчество.

Таким образом, Хан-Гирей выразил в художественных образах особенности национального развития черкесов, их нравственно-эстетические и духовные ценности в прошлом и в современной ему действительности. Принципы художественного освоения исторического материала и современности совершенствовались и эволюционировали от «Черкесских преданий» к биографическим повестям, свидетельствуя о переходе от одного стилевого метода-романтизма - к другому - реализму, от изображения мифологического героя - к современнику, реально существовавшему персонажу.

Творчество Хан-Гирея сформировалось как индивидуальная художественно-эстетическая система со своими характерными чертами и этнокультурными особенностями. В нем налицо оригинальная самобытность, основанная на национальном менталитете и специфике художественного мышления.

Все остальные наблюдения и выводы содержатся в главах диссертационного исследования.

Вспоминая об одном из своих прославленных современников -князе Аходягоко, которому он посвятил специально одну из повестей, Хан-Гирей с благодарностью писал: «Я находил отраду с таким человеком, в устах которого оживлялась родная старина, рыцарский быт народа и пламенные героические песни древних черкесов». Эти слова соотносимы к подвигу самого Хан-Гирея, оставившего для потомства свои бесценные творения. Они глубоко патриотичны, учат любить свое отечество и народ, ценить и гордиться его духовным богатством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шекихачева, Асият Хажисмеловна, 2007 год

1. Акты кавказской археографической комиссии. Тифлис, т.8, 627, 631.

2. Андреев-Кривич А. Лермонтов и Кабардино-Балкария. Нальчик, 1979.-186с.

3. Андреев-Кривич А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949. 134с.

4. Андроников И. Рассказы, портреты, очерки, статьи. Изд. 3-е. М., 1971.-575с.

5. Аронсон М., Рейсер Литературные кружки и салоны. Л., 1929.

6. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. 190с.

7. Аутлева Адыгские историко-героические песни XV-XIX в. Нальчик, 1973.-227с.

8. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. 252с.

9. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973. 320с.

10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1995. 502с.

11. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. 287с.

12. Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М., 1989. 495с.

13. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М.: Наука, 1978.-280с.

14. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967. 723с.

15. Броневский Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. 4.1. М., ч.1,2,1823. 465с.

16. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М.: АНССР, 1961.-439с.

17. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976.-511с.

18. Воробьева Н.Н. Принцин историзма в изображении характера. М., 1978.-264с.

19. Гамзатов Г.Г. Литература периода. М., 1982. 328с.

20. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967.-328с.

21. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968. 303с. 23. Гей Н.К. О художественности. М., 1967. 364с.

22. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. В 6-ти томах. Т.1.КН.1.-М., 1871.-451с.

23. Жемухов Мировоззрение Хан-Гирея. Нальчик, 1997. -116с.

24. История адыгейской литературы, т.

26. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967, т.1. 479с.

27. Китов Ф.И. Русский романтизм и писатели-черкесы XIX в. Автореф. дисс... канд. филол. наук. -М., 1976. 19с.

28. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966. 129с.

29. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966.-204с. народов Дагестана дооктябрьского

30. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX начале XX вв. Нальчик, 2002. 444с.

31. Кумыков Т.Х. Хан-Гирей. Жизнь и деятельность. Нальчик, 1968. -131с.

32. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. 406с.

33. Кунижев М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы//Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1976. 20с.

34. Литературные кружки и салоны. Под редакцией Б.М.Эйхенбаума. -Л., 1929.-395с.

35. Литературные салоны и кружки. Первая пол. XIX в.Редакция, вступительная статья Н.Л.Бродского. М., 1930. 496с.

36. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. М.-Л., 1984. 209с.

37. Люлье Л.Я. Черкесия. Краснодар, 1927. 48с.

38. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972. -246с.

39. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. 190с.

40. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. -270с.

41. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX нач. XX в. (Материалы конференции 28-29 марта, 1974). Нальчик, 1976. 323с.

42. Орлов В. Русские просветители 1790-1800-х годов. М., 1953. 544с.

43. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967, т.1. 567с.

44. Панеш У.М. Типологические связи и формирование литератур. художественно-эстетического Майкоп, 1990.-274с. единства адыгских

45. Петин Спб, 1899; 2-е изд. 1911.

46. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Составитель, руководитель авторского коллектива и главный редактор Р.Х.Хашхожева. Нальчик, 2003.

47. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 272с.

48. Проблемы Просвещения в Мировой литературе. М.: Наука, 1970. -363с.

49. Проблемы русского Просвещения в литературе доклады и сообщения. М.-Л.: АНСССР, 1961. 270с.

50. Рыжеволова А.В. Изучение русской литературы и ее взаимосвязи с родной литературой в национальной щколе. Нальчик, 1960. 199с.

51. Столетие военного министерства. Императорская главная квартира. История государевой свиты. Спб., 1908. 305с.

52. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1970. 455с.

53. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление литературы. Майкоп, 1988. 285с.

54. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. Нальчик, 1955; второе изд. М.: Советский писатель, 1958.- 364с. адыгейской XVIII века:

55. Тресков И.В. Творческое содружество (Из истории русско- кавказских литературных связей). Нальчик, 1956. 107с.

56. Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974. 197с.

57. Тхагазитов Ю.М. Духовно культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. 241с.

58. Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость (1863-1864). Краснодар, 1927. 42с.

59. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители (дореформенный период). Нальчик, 1978.-257с.

60. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители дореформенного периода.//Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Тбилиси, 1980. 39с.

61. Хакуашев А.Х. Избранные статьи (на каб. яз.). Нальчик, 2000. 434с.

62. Хакуашев А.Х. Первые адыгские писатели (на каб. яз.). Нальчик, 1976.-229с.

63. Хапсироков Х.Х. Истоки черкесской литературы. Черкесск, 1973. -171с.

64. Хапсироков Х.Х. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960. 64с.

65. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968.-265с.

66. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе, 1985.-78с.

67. Хаткова И.Н. Идейно-эстетические искания в русской литературе 1830-60-х годов и художественное творчество адыгских писателейпросветителей середины XIX в. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 1996.-20с.

68. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители Нальчик, 1993.-180с.

69. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX нач. XX в. Нальчик, 1983. 241с.

70. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX нач. XX в. Автореф. дисс... д-ра филол. наук. Баку, 1985. 40с.

71. Хашхожева Р.Х. Из истории русско-кабардинских связей литературных XIX нач. XX в. (XIX нач. XX в.). Автореф. дисс... канд. филол. наук. Баку, 1964.-24с.

72. Хашхожева Р.Х. Избранные статьи. Нальчик, 2004. 166с.

73. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000.-413с.

74. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. 406с.

75. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. 184с.

76. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. М., Современник, 1976.-251с.

77. Шакова М.К. Фольклоризм адыгской литературы XIX в. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Майкоп, 1996. 18с.

78. Шиков К.М. Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX нач. XX века (Этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс)// Автореф. дисс. филол. наук. Нальчик, 2006 38с.

79. Щербина Ф. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913., т.2,611с.

80. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. М.., 1970. 424с. II

81. Азадовский М. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л., 1960. 545с.

82. Алиева А.И. Деятели адыгской адыгской культуры и возникновение мысль фольклористики/Юбщественно-политическая адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX нач. XX в. (Материалы конференции). Нальчик, 1976, с.193-205.

83. Алиева А.И. Кабардинская литература// История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах. Т.5. М.: Наука, 1974.-839с.

84. Аутлева Ш. Традиция и общественные функции адыгских историко-героических песен// Ученые записки АНИИ Майкоп, 1964,т.З,с.204-219.

85. Бекшова Л.А. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности//Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989, с.7-15.

86. Бекизова Л.А. Фольклорно-эпические традиции как основа адыгской литературной общности// Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. /Материалы международной научной конференции 14-19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. 534с.

87. Бурнашев В. Из воспоминаний петербургского старожила. Заря, СПб, 1871,№4,с.З-45.

88. Голубева Л.Г. О некоторых проблемах изучения просветительской мысли на Северном Кавказе//Филологические труды КБНИИ, вып. 1.-Нальчик, 1977, 93-109.

89. Гугов Р.Х. Русско-кавказские отношения в трудах адыгских и карачаево-балкарских общественных деятелей в XIX нач. XX в.//Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX нач. XX в. (Материалы конференции 28-29 марта 1974 г.). Нальчик, 1976, с. 132-144.

90. Гураев СВ. Спорные вопросы литературы Просвещения// Проблемы просвещения в мировой литературе. М., 1970, с.7-37.

91. Далгат У.Б. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения// Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975, с.239-247.

92. Джусойты Н.Г. О национальной самобытности писателя/ЛВопросы литературы. 1968, 12, с.33-52.

93. Думанов Х.М. Обьиное право в трудах адыгских общественнополитических деятелей//Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX нач. XX в./ Материалы конференции 28-29 марта 1974). -Нальчик, 1976, с.293-303.

94. Дьяков В.А. Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем. История СССР, 1958, 5, с.173-178.

95. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских Ш1емен//Русский вестник, Спб., 1860, т.28, кн.2, с.530-546.

96. Китов Ф. Художественные традиции русского романтизма 20-30-х гг. XIX в. в творчестве адыгских писателей//Вопросы абазинской и адыгейской филологии. Ставрополь, 1974, с.28-42.

97. Короленко П. Горские переселенцы в Черномории//Известия общества любителей изучения Кубанской области. Екатеринодар, 1902,вып.З,с.71-115.

98. Косвен М.О. Адыгейский историк и этнограф Хан- Гирей//Этнография и история Кавказа. М., 1961, с. 134-208.

99. Миллер Вс. Кавказско-русские параллели//Этнографическое обозрение. М 1891, Jo 3, кн. X, с.166-189; 4, кн.П, с. 1-20.

100. Неунокоева И.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур//Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М.: АНСССР, 1961, с. 1351.

101. Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной народом адыге/АГифлисские ведомости, 1829, 22.

102. Схаляхо А. А. Адыгские певцы-импровизаторы нач. XX и писатели- публицисты конца XIX в.//Нроблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1984, с.26-41.

103. Схаляхо А.А. Нисатели-публицисты конца XIX нач. XX в.// История адыгейской литературы, т.

105. Тлепцерше Х.Г. К вопросу о зарождении жанра повести в адыгейской литературе//Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, вып.4,1984, с. 151-168. 120. Тощ1 Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера//Русский вестник, Спб, 1864,т.53,№9,с.42-51.

106. Тресков И.В. Кабардинские просветители и писатели XIX нач. XX в.//Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968, с.6584.

107. Троицкий В.Ю. Национальное своеобразие и мировое значение русского романтизма/Мировое значение русской литературы XIX в. -М., 1987,с.112-118.

108. Хашхожева Р.Х. Античные традиции в творчестве Хан- Гирея//Филологические труды. Сб.статей, вып.

110. Хашхожева Р.Х. Деятели адыгской культуры дореволюционного периода о Кавказской войне и мухаджирстве/ТНационапьно- освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24-26 октября 1

112. Хашхожева Р.Х. Идеи дружбы с русским народом в творчестве адыгских просветителей дооктябрьского периода//Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988, с. 105-115.

113. Хашхожева Р.Х. Некоторые спорные вопросы и неизвестные страницы биографии Хан-Гирея///Вопросы кавказской филологии. Нальчик, 1994, БЬШ.2, 7-40. 129. Щ1 Ш.Х. Национальные художественные истоки адыгейской литературы/ТИстория адыгейской литературы, т.

114. Майкоп, 1999, с.47-126. 130. Хут Ш.Х. Первые шаги письменной адыгейской литературы на языках других народов//История адыгейской литературы, т.

116. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа//Введение,

117. Ногмов Ш.Б. Филологические труды//Исследовал и подготовил к печати Г.Ф.Турчанинов. Нальчик, т.1,1956, 307с.; т.П, 1959,197с.

118. Султан Кази-Гирей. Долина Ажитугай//Современник, издаваемый А.С.Пушкиным. Спб, 1836, т.1, с. 155-169.

119. Дело об определении в Черноморское войско хана Махмета-Гирея с чином войскового старщины. 1817.

120. Формулярный список полковника ХанГирея. 1842.

121. Формулярный список о службе и достоинстве числящегося при собственном его величества конвое полковника Хан-Гирея. 1 января 1842. РГВИА, ф.409, д.362-32, 362044, 362069, 362083.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.