Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Поштарева, Татьяна Витальевна

  • Поштарева, Татьяна Витальевна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 393
Поштарева, Татьяна Витальевна. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ставрополь. 2009. 393 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Поштарева, Татьяна Витальевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

1.1. Проблемы образования в полиэтнической среде: ретроспективный и сравнительно-педагогический аспекты.

1.2. Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования.

1.3. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

2.1. Подходы, принципы и направления формирования этнокультурной компетентности учащихся.

2.2. Сущностная взаимосвязь этнической толерантности и этнокультурной компетентности.

2.3. Национально-региональный и этнокультурный компоненты в формировании этнокультурной компетентности учащихся.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА.

3.1. Целевые, организационные и кадровые условия формирования этнокультурной компетентности учащихся.

3.2. Технология формирования этнокультурной компетентности учащихся.

3.2.1. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в ходе учебной и внеучебной деятельности.

3.2.2. Методы формирования этнокультурной компетентности учащихся.

3.2.3. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся.

3.3. Эмпирическое исследование результативности процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде»

Для современного этапа развития мира характерна амбивалентность ци-вилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой - сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

Данная проблема не нова. Социально-педагогические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой раскрыты в исследованиях В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, В. Н. Гурова, С. В. Дармодехина. Проблемы адаптации человека к новой социокультурной среде получили свое освещение в трудах зарубежных ученых Дж. Бери, Г. Триандиса и др. Интерес в контексте диссертационной работы представляют труды И. А. Баевой, С. Д. Дерябо, Н. Б. Крыловой,'В. А. Петровского, В. А. Левина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности. Важную роль в работе сыграли концепции этнической толерантности, отраженные в трудах А. Г. Асмолова, JI. П. Ильченко, Н. М. Лебедевой, Ю. П. Политовой, Е. И. Шлягиной, Дж. Бери, М. Плизента.

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагоги-ческие аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И. А. Арабова, К. Ш. Ахиярова, X. Х.-М. Батчаевой, Г. Н. Волкова, Т. А. Пигиловой, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова, 3. Б. Цаллаговой, А. Н. Яковлевой и др. Значимыми для нас являлись ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные

В. П. Борисенковым, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриевым, А. Н. Джуринским, JI. В. Колобовой, Н. Б. Крыловой, 3. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, JI. JI. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г. М. Гогиберидзе, В. М. Джа-шакуева, JI. В. Кузнецовой, Д. Н. Латыпова, В. Б. Манджиевой, Т. К. Солодухи-ной, В. К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценными в русле нашего исследования являются работы таких зарубежных и отечественных педагогов и психологов, как Н. Г. Арзамасцевой, JI. Б. Зубаревой,

H. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, В. Г. Рощупкина, С. Б. Серяковой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross,

I. В. Krause. Немаловажное значение имеют работы И. А. Арабова, К. Ш. Ахия-рова, Г. Н. Волкова, О. Д. Мукаевой, Г. Ю. Нагорной, Т. А. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде.

Вместе с тем в исследованиях отечественных и зарубежных ученых существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой и содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется этнокультурная компетентность учащихся, не выявлены условия формирования этнокультурной компетентности, не определена специфика полиэтнической образовательной среды.

Актуализации исследования способствовали и выявленные противоречия между: богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей и широким внедрением его в систему образования; имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся; общей теорией содержания образования и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования, в частности отсутствием этнокультурного компонента в содержании образования; необходимостью формирования этнокультурной компетентности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы; объективным требованием к формированию у педагогов этнокультурной компетентности и слабой подготовленностью их к работе в полиэтнической образовательной среде.

Наличие отмеченных противоречий, разрозненность и фрагментарность имеющихся в науке знаний и технологий решения обозначенного вопроса обусловили формулировку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Это послужило исходным основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде».

Объект исследования: этнокультурная компетентность учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: выявить и раскрыть теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде будет эффективным, если:

- он осуществляется в ходе полиэтнического образования, предусматривающего использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия;

- обеспечивается реализация принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности, а так же компетентностного, си-нергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического подходов;

- используется потенциал социокультурной среды с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей учащихся, воспитания их в духе мира;

- в содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению детей к этнической (родной), российской и мировой культуре;

- осуществляется наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента;

- вносятся необходимые коррективы в структуру управления образовательного учреждения и обеспечивается объединение его усилий социально-педагогических и психологических служб, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной компетентности учащихся;

- обеспечена подготовка педагогических кадров в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать этнокультурную компетентность учащегося как педагогическую категорию.

2. На основе ретроспективного и сравнительно-педагогического анализа обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследуемой проблемы: изучение полиэтнического образования в контексте формирования этнокультурной компетентности; выделение специфики, компонентов, функций полиэтнической образовательной среды; исследование особенностей педагогической деятельности в направлении формирования этнокультурной компетентности.

3. Разработать концепцию формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

4. Определить пути, формы и методы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

5. Разработать модель формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

6. Выявить и теоретически обосновать условия повышения уровня этнокультурной компетентности учащихся.

Методологическую основу исследования составили компетентностый подход, с позиций которого основным непосредственным результатом полиэтнического образования становится формирование этнокультурной компетентности учащихся; синергетический подход, рассматривающий субъекты образовательного процесса как самоорганизующиеся, сложные, открытые и нелинейные системы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой; аксиологический и гуманистический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; этнопедагогический подход, предполагающий воспитание подрастающего поколения с опорой на национальные традиции народа, его культуру. В качестве специальной методологии исследования выступают принципы этнокультурного плюрализма, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, диалога. Общепедагогической методологической основой исследования стали: принципы междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности.

Теоретической основой исследования являются:

- идеи формирования современной личности в поликультурной (полиэтнической) среде, освещенные в трудах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, С. Н. Вельгушевой, М. JI. Воловиковой, Б. 3. Вульфова, В. Н. Гурова, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева, Н. Б. Крыловой, И. В. Колоколовой, В. В. Макаева, 3. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, JL JI. Супруновой и др.;

- исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающие проблему формирования этнокультурной (интеркультурной) компетентности (Н. Г. Арзамасцева, JI. Б. Зубарева, Н. М. Лебедева, Г. Е. Пото-рочина, В. Г. Рощупкин, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федорова, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross, I. В. Krause, J. M. Havenaar);

- работы Л. Н. Бережновой, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, И. В. Колоколовой, посвященные построению полиэтнической среды в образовательном учреждении;

- научно-педагогические основы воспитания культуры межнационального общения (В. X. Абелян, Ж. Г. Алямкина, Н. А. Асипова, 3. Т. Гасанов, В. П. Комаров, Р. И. Кусарбаев, Л. С. Ядрихинская и др.);

- идеи народной педагогики в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И. А. Арабова, К. Ш. Ахиярова, X. Х.-М. Батчаевой, Н. В. Бородиной, Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, Ш. А. Мирзоева, О. Д. Мукаевой, Г. Ю. Нагорной, Т. А. Пигиловой, М. М. Уз-деновой, 3. Б. Цаллаговой, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова и др.;

- положения о национально-региональном, краеведческом аспекте содержания образования (К. Ш. Ахияров, А. Ю. Белогуров, Ю. В. Лазарев, Р. Р. Му-ниров, А. Б. Панькин, А. В. Салихов, Н. X. Сопоева и др.);

- работы Г. М. Гогиберидзе, В. М. Джашакуева, Д. Н. Латыпова, В. Б. Манджиевой, Т. К. Солодухиной, Ф. Ф. Харисова, В. К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе;

- фундаментальные научные труды (И. А. Арабов, К. Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, О. Д. Мукаева, Г. Ю. Нагорная, М. Г. Харитонов и др.), в том числе диссертационные исследования (Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, В. А. Николаев, О. И. Понамарева, С. Н. Федорова и др.), касающиеся проблем профессионально-педагогической подготовки будущего педагога к деятельности в полиэтнической образовательной среде.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ литературы из разных областей знаний о человеке; анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; моделирование); эмпирические (эксперимент; наблюдение; опрос; праксиметрический метод); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).

База исследования: образовательные учреждения Ставропольского края (городов Ставрополь, Кисловодск, Невинномысск, Новоалександровск, Светло-град, с. Красногвардейское Красногвардейско района, а. Эдельбай Благодар-ненского района, пос. Демино Шпаковского района). В эксперименте приняли участие 7 542 учащихся и 721 педагог.

Исследование выполнялось в 3 этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) — поисково-теоретический — связан с изучением и анализом литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования; с выявлением тенденций развития полиэтнического образования в отечественном и зарубежном опыте. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Разрабатывалась концепция согласно предмету исследования, выстраивалась программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001-2007 гг.) — опытно-экспериментальный — включал в себя апробацию модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде; осуществление практики подготовки педагогов к эффективной работе с многонациональным коллективом, реализации полиэтнического образования. Проводился педагогический эксперимент; осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Третий этап (2007-2008 гг.) — заключительно-обобщающий — был посвящен коррекции выводов; систематизации и обобщению полученных результатов; литературному оформлению диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, комплексом методов, адекватного предмету и задачам исследования, ведением научных исследований с практической деятельностью, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Научная новизна исследования. В концептуальном плане новым следует считать характеристику феномена этнокультурной компетентности как педагогической категории, которая рассмотрена нами через призму сущности явления, его содержания, цели, механизмов и форм его формирования, критериев действенности и эффективности. Нами определено, что этнокультурная компетентность как интегративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического образования, условием реализации которого является полиэтническая образовательная среда. Данное положение следует рассматривать как авторскую концепцию формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. В рамках предложенной концепции также выявлены закономерности между формированием этнокультурной компетентности и воспитанием этнической толерантности. Изложено авторское понимание полиэтнической образовательной среды, раскрыто ее существо, обоснованы структурные компоненты и возможности ее использования в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся. Новым следует считать представленную и научно обоснованную модель формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

В научно-методическом плане новым является совокупность моделей введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования, созданных или адаптированых автором для формирования этнокультурной компетентности учащихся. Нами также определено, что пути формирования этнокультурной компетентности лежат не только через обновление содержания образования, но и через выработку адекватных методических стратегий, воплощенных в этноориетированных технологиях, и выделенных в две группы, первая из которых представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами, уроками, а вторая - этноориентированными формами вне-учебной работы с учащимися.

В учебно-методическом плане новым являются разработанные автором самостоятельно или в соавторстве программы, учебные пособия и методические рекомендации, в которых раскрываются научно-методические подходы к деятельности образовательных учреждений в поликультурной среде, особенности содержания и организации образовательного процесса. Значительное место в них занимают практические материалы по различным направлениям деятельности данных учреждений: этнокультурная составляющая содержания образования, работа с семьей, в социуме, организация работы педагогических советов, профессиональных педагогических объединений по обозначенной проблеме, методические разработки уроков и других форм педагогической организации жизнедеятельности детей. Новым можно считать совокупность активных методов обучения и воспитания, наполнение их этнокультурным содержанием с целью формирования этнокультурной компетентности и воспитания этнической толерантности учащихся.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней определены теоретические основы нового научного направления в педагогической науке, которые развиваются под воздействием глобальных процессов в современном мире. В работе установлена периодизация развития полиэтнического (поликультурного) образования в России и зарубежных странах. Результаты исследования обогащают теорию педагогики новым знанием этнокультурной направленности, расширяющим научные представления о единстве социального и этнического в содержании и организации образовательного процесса. На научно-теоретическом уровне разведены понятия, широко используемые исследователями: «поликультурное образование», «многокультурное образование», «муль-тикультурное образование», «интеркультурное образование» и «полиэтническое образование»; уточнены и расширены понятия «этнокультурная компетентность», «полиэтническая образовательная среда», «толерантность»; сформулировано понятие «формирование этнокультурной компетентности». В работе теоретически обоснованы, содержательно раскрыты и адекватно структурированы условия, обеспечивающие эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде; выделена специфика, разработаны структурные компоненты, определены функции и принципы построения полиэтнической образовательной среды, являющейся необходимым условием реализации полиэтнического образования; определены уровни и субкомпетентности этнокультурной компетентности; уточнены и дополнены модели введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования; выявлены, дополнены и реализованы эт-ноориентированные формы учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивные методы, приемы, средства, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; раскрыты пути, принципы и содержание подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных успешно работать в полиэтнической образовательной среде.

Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации полиэтнического образования. Значительную практическую ценность имеют методика измерения этнокультурной компетентности обучаемых, комплекс этноориентированных технологий, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности, формирование умений и навыков во взаимодействии с этнофорами, способствующих развитию конструктивного межэтнического диалога. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии и тактики формирования этнокультурной компетентности, как у учащихся, так и студентов. Технологии работы с детьми в полиэтнической образовательной среде могут стать научно-методическим инструментарием ориентации образовательных учреждений, педагогов на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций по успешной адаптации подрастающих поколений к условиям жизнедеятельности в полиэтнической среде. Учебные пособия, монографии, научно-методические рекомендации, изданные по материалам исследования, найдут свое применение в сфере дошкольного, общего и профессионального педагогического образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная компетентность определена как педагогическая категория, характеристика которой дана по пяти структурным блокам-позициям: сущность явления, его содержание, цель, механизмы и формы его формирования, критерии действенности и эффективности. Этнокультурная компетентность - свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

2. Концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопеда-гогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

3. Полиэтническое образование рассматривается как важное направление современного образования, целью которого является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Оно способствует приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.

4. Условием реализации полиэтнического образования является полиэтническая образовательная среда, под которой мы понимаем часть образовательной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Структурными компонентами данной среды являются пространственно-семантический, коммуникационно-организационный и содержательно-методический компоненты.

5. Наиболее успешное формирование этнокультурной компетентности учащихся реализуются посредством внедрения в практику работы образовательного учреждения модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде, включающей в себя целевой, организационный, кадровый и содержательно-технологический компоненты.

6. Прогресс формирования этнокультурной компетентности закономерно связан с феноменом этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимодействия. Понятия «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой двуединую сущность.

7. Этнопедагогизация образовательного процесса рассматривается как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры. Предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики, учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания этносов.

8. Эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде обеспечивается при реализации совокупности следующих условий: постановка цели, задающая требования организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство; наличие научно-методического совета и проектных групп в структуре управления образовательного учреждения, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной компетентности учащихся; активность деятельности служб поддержки и сопровождения учащихся, способствующих их самореализации, формированию мультикультурной идентичности (социальной, этнической, надэтнической), повышению уровня этнокультурной компетентности, что позволит успешно адаптаптироваться в полиэтнической среде; наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования; наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента и введение этнокультурного компонента в содержание образования, направленных на приобщение детей к родной, российской и мировой культуре; использование этноориентирован-ных форм учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; широкие социальные связи образовательного учреждения с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями с целью использования их образовательного и социального потенциала в процессе формирования этнокультурной компетентности детей.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли широкую апробацию в массовой практике образовательных учреждений Ставропольского края, республики Северной Осетии (Алания) и Чеченской республики, используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий, как по циклу педагогических дисциплин, так и проблемных курсов повышения квалификации педагогических работников образования при СГУ и СКИГЖРО, при написании выпускных и дипломных работ слушателей СГУ, на различных семинарах для педагогов и руководителей ОУ. Работа выполнялась в рамках комплексного исследования, проводимого краевой научно-исследовательской лабораторией по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде (далее - КНИЛ).

Внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в монографиях, учебных и методических пособиях, научных статьях. Они обсуждались и получили одобрение на семинарах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня: Международных: «Ребенок в социокультурном пространстве современного города», «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (Санкт-Петербург, 2002), «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003, 2005); «Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире» (Воронеж, 2004), «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 2004), «Этносоциальное образовательное пространство в современном мире» (г. Стерлитамак, 2005), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005), «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России» (Ростов на Дону, 2006), «Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность» (Стерлитамак, 2007, 2008 гг.), «Циклы природы и общества», «Шолоховская весна» (Ставрополь, 2007, 2008 гг.), «Стратегия качества в промышленности и образовании» (Днепропетровск - Варна, 2007), «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2008); всероссийских: «Толерантность и коммуникативная культура педагога» (Ачинск, 2004), «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2004), «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (Армавир, 2006); межрегиональных «Педагогическая наука и практика - региону» (г. Ставрополь, 20022008), «Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтничного региона» (Краснодар, 2003). Материалы диссертационного исследования вошли в авторские учебные курсы «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности», «Основы этнопедагогики и полиэтнического образования» на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета (далее — ФПК1111УКО СГУ).

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 340 страницах, содержит 10 таблиц, 3 схемы, 9 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 419 источников, в том числе 42 на иностранных языках, и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Поштарева, Татьяна Витальевна

Актуальность формирования у молодого поколения этнокультурной ком петентности определена полиэтничностью среды жизнедеятельности, тенден цией этнического ренессанса, увеличением миграционных потоков, интерна ционализацией общественной жизни и усилением интеграционных процессов.В целом эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть са мо по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Решение данной про блемы непосредственно связано со сферой образования, которая является орга нической частью социальной среды.Наиболее перспективной образовательной стратегией является полиэт ническое образование, которое не только вооружает человека этноориентиро ванными знаниями, умениями и навыками, но и помогает ему эффективно адаптироваться в иноэтническои и полиэтнической среде и интегрироваться в современное общемировое культурно-образовательное пространство. Особен ностями полиэтнического образования являются; отражение в учебном мате риале гуманистических идей; использование языков науки, культуры и искус ства как средств формирования этнокультурной компетентности учащихся; со четание основ национальной (родной), русской и мировых культур в содержа нии образования; воспитание безопасной личности, то есть личности толерант ной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с по зитивными моделями поведения; формирование мультикультурной личности, осознающей себя как этнофора, гражданина, заботящегося о сохранении цело стности Российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством; осуществление полиэтнического образо вания учащихся в контексте культурно-образовательной жизни края. Условием реализации полиэтнического образования является функционирование поли этнической образовательной среды, под которой мы понимаем часть образо вательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эф фективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Полиэтническая образовательная среда использует свой потенциал и потенциал социокультурного окружения учебного учрежде ния с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образова тельного процесса (этнофорами в том числе), удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей учащихся, воспитания их в духе мира. Структурными компонентами данной среды являются: про странственно-семантический компонент, направленный на удовлетворение и развитие познавательных, культурно-образовательных потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, развитие их творческого потенциала в об ласти интересов, связанных с этнокультурами; коммуникационно организационный компонент, предусматривающий формирование позитивного общего морально-эмоционального климата, атмосферы доброжелательства и взаимной ответственности, способствующий саморазвитию личности и расши рению опыта в межэтническом взаимодействии; содержательно-методический компонент, учитывающий особенности полиэтнического образования, его ос новные идеи и направления. Функциями полиэтнической образовательной среды выступают: этнокультурное просвещение (знакомство не только со сво ей традиционной национальной культурой, но и культурами других народов

мира), ценностно-ориентационная функция (формирование системы ценност ных ориентации и отношений в процессе межэтнического взаимодействия), функция этнокультурного самосохранения (дает возможность детям, сохраняя и охраняя их индивидуальность, разобраться в своих этнопсихологических и этнокультурных особенностях, актуализировать чувства принадлежности ре бенка к определенному этносу и культуре), функция социальной адаптагщи (обеспечивает воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства, а также эффективное приспособление воспитанников к условиям жизни в современном полиэтническом обществе), креативная функция (способствует реализации творческого потенциала личности через раз витие как познавательной, так и социальной активности).Концептуальную основу формирования этнокультурной компетентно сти учащихся в полиэтнической образовательной среде составляет совокуп ность таких методологических подходов, как компетентностный, синергетиче ский, этнопедагогический, аксиологический, гуманистический, являющиеся ис ходными положениями принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога (межличностный диалог и диалог культур), а также междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности (воз действие на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях).Итак, полиэтническая образовательная среда выступает условием реали зации полиэтнического образования, целью которого является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Под этнокультурной компе тентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии со вокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способст вующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.Этнокультурная компетентность определена нами как педагогическая кате гория, характеризуемая пятью главными структурными блоками-позициями: сущность явления; его цель; содержание; механизмы и формы проявления; кри терии действенности и эффективности. Этнокультурная компетентность спо собствует осознанию личностью этнокультурной обусловленности общения и поведения человека, преодолению этноцентризма и ксенофобии, минимизацию этнической предубежденности, элиминированию этнокультурного невежества, принятию культурного плюрализма, что, в свою очередь, будет содействовать развитию конструктивного межэтнического диалога.Основными интегративными образованиями этнокультурной компетент ности являются следующие субкомпетентности'. 1) культурная субкомпетентность (адекватное знание и понимание ценностей, установок, особенно стей, характерных для той или иной этнической культуры и их представите лей); 2) коммуникативная субкомпетентность (механизмы, приемы и стратегии, необходимые для обеспечения эффективности межэтнического понимания и

взаимодействия); 3) социальная субкомпетентность (знания и представления о последствиях межкультурных контактов, особенностях межкультурной адапта ции, международно-правовых документах в сфере межэтнических отношений, а также умения включаться в совместную деятельность с иноэтническим окру жением); 4) языковая субкомпетентность (владение родным, государственным и международными (иностранными) языками).Этапностъ формирования этнокультурной компетентности предполагает вначале достижение ребенком этнокультурной грамотности на минимально не обходимом уровне, касающемся знаний, мировоззренческих и поведенческих качеств личности относительно родной культуры и культур, совместно прожи вающих народов, затем приобретение необходимых и достаточных знаний об этнокультурах России, культур мирового сообщества, а также овладение этнос пецифическими умениями, навыками и моделями поведения, позволяющими эффективно взаимодействовать с представителями разных культур. Очевидно, также, что степень сформированности этнокультурной компетентности опреде ляется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих, сколько качеством этих знаний и умений. Вместе с тем, отметим, что формиро вание этнокультурной компетентности продолжается на протяжении всей жиз ни человека.Формирование этнокультурной компетентности неразрывно связано с процессом формирования этнической толерантности, так как именно она яв ляется инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонима ния и взаимодействия. В целом этническая толерантность выступает как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности эт нофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами или этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культу рами, а также понимания и уважения иного образа жизни. Мы пришли к выво ду, что этнокультурная компетентность и этническая толерантность характери зуют одно и тоже явление с разных сторон, а именно ту составляющую в струк туре личности, которая отвечает за ее способность к эффективному взаимопо ниманию и взаимодействию с представителем другой этнической группы. То есть этническая толерантность характеризует ценностную ориентацию лично сти, а этнокультурная компетентность выступает ее деятельностной характери стикой, представляющую собой сформировавшуюся и реализуемую способ ность к конструктивному взаимодействию с этнофорами. Таким образом, мож но заключить, что этнокультурная компетентность одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических обгцностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.Для обеспечения эффективности формирования этнокультурной компе тентности учащихся в полиэтнической образовательной среде необходимо вы полнение следующих условий: 1) постановка цели, задающей требования орга низации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство; 2) наличие научно методического совета и проектных групп в структуре управления образова тельным учреждением, вырабатывающих стратегию и тактику процесса фор мирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической обра зовательной среде; 3) деятельность служб поддержки и сопровождения уча щихся, способствующих успешной адаптации в поликультурной, полиэтниче ской среде; 4) наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования; 5) усиление на ционально-регионального и введение полиэтнического (этнокультурного) ком понентов в содержание образования; 6) использование этноориентированных технологий; 7) широкие социальные связи образовательного учреждения с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными орга низациями (диаспорами, культурными центрами).Обозначенные выше условия наиболее успешно реализуются посредст вом модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде, включающей целевой, организаци с онный, кадровый и содержательно-технологический компоненты. Моделями введения национально-регионального и полиэтнического компонентов в со держание образования являются: межпредметная (включает национально региональный и полиэтнический компоненты в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам образовательного учреждения); модульная (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (мо дулей), которые отражают этнокультурное своеобразие народов, в том числе родного и проживающих в регионе, стране, в мире); монопредметная (предпо лагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, гео графии, фольклора и др. как своего народа, так и народов, проживающих в рес публике (регионе), стране, мире на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексная (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур могут быть представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющая (представляет реализацию национально регионального и полиэтнического компонентов в ходе внеурочных, внекласс ных и внешкольных мероприятий); специальная (осуществляется в ходе специ альных (коррекционной направленности), индивидуальных, групповых, фа культативных и обязательных занятий (курсов) по выбору, обусловленных спе цификой конкретного образовательного учреждения (полиэтничность, дети мигранты, национальные меньшинства и др.) и культурно-образовательными запросами субъектов образования); практако-ориентированная (представлена специальными курсами, занятиями, мероприятиями, тренингами, играми, служ бами и пр. направленные на воспитание толерантности, просвещение детей в области этнокультур, а также практическую подготовку к эффективному меж культурному, межэтническому взаимодействию).Данные модели реализуются посредством этноориептированных тех нологий, назначение которых: формирование восприятия многообразия культур как нормального, а не экстраординарного явления; развитие устойчивых пред ставлений о другом образе жизни как исторически, социально и культурно обу словленном; формирование представлений о контактах и взаимовлияниях раз личных этнокультур друг на друга, о многообразии конфликтных ситуаций и о способах их разрешения, с акцентом на конструктивные формы; выработка умений жить в условиях разнообразия культур. Преимущество в выборе форм организации прогресса формирования этнокультурной компетентности уча щихся в ходе учебной деятельности отдано коллективно-групповым занятиям, а именно урокам, затем лекциям, семинарам, экскурсиям, факультативным за нятиям. Этноориентированные формы внеучебной работы с учащимися вклю чают: 1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, митинги, классные часы, встречи с представителями различных этнических ди аспор, историками, этнографами, деятелями культуры, стенная печать, празд нование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев); 2) познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, Дни культуры и фести вали, устные журналы, викторины, тематические вечера, музейная деятель ность, студии, секции, кружки, выставки); 3) практико-ориентированные фор мы (тренинги, ролевые игры, организационно-деятельностная игра, шефская и благотворительная деятельность); 4) развлекательные формы (утренники и ве чера, народные праздники, «Посиделки», «Ярмарка», фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм, конкурсы на знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел и т.п.). Эффективными методами формирования эт нокультурной компетентности учащихся являются так называемые актив ные методы обучения и воспитания, а именно: кросс-культурный (сравнительно-исторический, сравнительный, компаративный) метод, метод эмпатии, реф лексии, методы моделирования и реконструкции, игровые методы, дискусси онные методы, беседы и обсуждения, открытые задания и упражнения, метод наглядности, культурный ассимилятор, метод проектов.Одним из наиболее эффективных подходов к решению проблемы форми рования этнокультурной компетентности является этнопедагогтация учебно воспитательного процесса. Этнопедагогика рассматривается как один из ин струментов построения на этнокультурной основе широкого общего образова ния, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры.Предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и ме тодов народной педагогики (фольклора, традиций, обычаев, праздников, искус ства, игры и др.), учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания различных этносов.Результаты диагностики показали, что по всем показателям этнопсихоло гических, социально-психологических особенностей и этнокультурной компе тентности учащихся наблюдаются позитивные сдвиги, что в целом подтвер ждает эффективность использовавшихся в ходе эксперимента организационно педагогических условий, направленных на формирование этнокультурной ком петентности учащихся в полиэтнической образовательной среде, а также свиде тельствует о взаимном соответствии теоретических и практических исследова ний. Таким образом, программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Поштарева, Татьяна Витальевна, 2009 год

1. Современный словарь, иностранных слов +2: Большой толковый V словарь иностранных слов +

2. Большой; энциклопедический словарь +

3. Краткая философская энциклопедия5: Словарь но этике • .+ " + + 6; Декларация принципов толерантности • + + + + 7. А. П. Садохин + •+ . 8. А. Г. Асмолов • + 9. О. Хеффе + + . ю. К. Уэйн + ' + 11. П. В. Степанов + + . +

4. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

5. Конфликт это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

6. Толерантность базируется на терпимости, признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу.

7. Этническая толерантность личности обнаруживается и возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с этнофорами. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не существовало бы.

8. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой этнической группе, предполагает, что мы осознаем наличие спрятанных под различиями сходств и тождеств. Так, например, сознаем принадлежность этнических групп к человеческому обществу в целом.

9. Этническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована.

10. Принцип целостности. Региональный базисный учебный план включает в себя все базовые компоненты содержания общего образования, на которых могут строиться образовательные программы для определенного вида общеобразовательного учреждения.

11. Принцип вариативности. Региональный базисный учебный план включает совокупность образовательных областей, соответствующих тем областям знаний, которые необходимы человеку для успешной адаптации в современном мире.

12. Принцип сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов. Такой подход обусловлен тем, что изучение цикла дисциплин должно продолжаться в течение нескольких лет, постепенно усложняясь.

13. Полипредметная повышенная модель. Реализуется в базовых курсах повышенного уровня и предполагает изучение регионального содержания за счет дополнительных часов. Вопросы национально-регионального компонента распределены по разным темам.

14. Федеральный компонент, способствующий интеграции личности в современное мировое цивилизационное пространство и приобщение к общечеловеческим ценностям.

15. Национально-региональный компонент, обеспечивающий каждому представителю молодого поколения возможности этнической самоиндентифи-кации и знакомства с имеющимся ближайшим (региональным) этнокультурным окружением.

16. Полиэтнический (или этнокультурный) компонент, создающий условия для вступления личности в диалог с разнообразными этнокультурами и позволяющий через российскую культуру входить в мировую.

17. Постановка цели, задающая требования организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство.

18. Усиление национально-регионального и введение полиэтнического (этнокультурного) компонентов в содержание образования, способствующих приобщению детей к родной, российской и мировой культуре.

19. Наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования.

20. Накопление объективных представлений, знаний о своем и иных народах.

21. Организовать круглый стол по проблеме.Зам. директора по учебно-методической работе.

22. Рекомендовать руководителям методических объединений организовать работу по проблеме исследования на основе самообразования.

23. Создать проектную группу по изучению и внедрению этноориентиро-ванных технологий в учебно-воспитательный процесс.Методический совет.

24. Спланировать повышение квалификации педагогов и серию семинаров-практикумов, мастер-классов по проблеме организации полиэтнического образования.Зам. директора по научно-методической работе.

25. Актуализация педагогического потенциала среды с целью оптимизации полиэтнической образовательной среды учебного учреждения.

26. Оказание педагогической помощи детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев, не владеющих или слабо владеющих русским языком в овладении учебными предметами.

27. Целевой компонент модели связывает воедино весь процесс, направленный на формирование этнокультурной компетентности учащихся

28. Высокий уровень этнокультурной компетентности педагогов, готовность их к реализации задач полиэтнического образования является непременным условием формирования этнокультурной компетентности детей, приобщению их к общечеловеческим ценностям.

29. Большое значение в процессе формирования этнокультурной компетентности приобретает изучение народной культуры, в частности того ее аспекта, который связан с фольклором.

30. Этнопедагогизация образовательного процесса предполагает учет педагогом национально-психологических особенностей учащихся, культурно обусловленной манеры реагирования при взаимодействии, стиля семейного воспитания в различных этносах.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.