Художественная деталь в прозе Ф. Амирхана: разновидности, функции, эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Закирова, Лилия Рашитовна

  • Закирова, Лилия Рашитовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Набережные Челны
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Закирова, Лилия Рашитовна. Художественная деталь в прозе Ф. Амирхана: разновидности, функции, эволюция: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Набережные Челны. 2007. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Закирова, Лилия Рашитовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Художественная деталь - средство литературной изобразительности.

1.1. Художественная деталь - единица предметного мира произведения.

Разновидности и функции деталей.

1.2. Художественная деталь в истории татарской литературы.

ГЛАВА 2. Художественные детали в «Современных рассказах»

Ф.Амирхана.

ГЛАВА 3. Художественные детали как средство выражения внутреннего мира героев.

3.1. Психологические детали в повести «Хаят».

3.2. Эволюция Ф.Амирхана в использовании художественных деталей («На перепутье», «Случай из жизни», «Зулейха в театре»,

В Восточном Клубе»).

ГЛАВА 4. Художественные детали в создании комических и сатирических образов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная деталь в прозе Ф. Амирхана: разновидности, функции, эволюция»

Ученые разных методологических направлений конечной' целью описания и анализа текста видят в интерпретации художественного целого. В качестве постоянной функции художественной литературы выдвигается эстетическая. Особая роль именно этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций -познавательной, оценочной, идеологической, воспитательной. Однако при изучении произведения, а также в преподавании литературы имеет место сначала разбор «идейного содержания», а потом, если остается время, -перечисление «художественных особенностей». В этом случае художественная истина произведения, его нравственные уроки и заключенная в нем система ценностей воспринимаются лишь формально. Актуальность данной работы обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к постижению концепции личности Ф.Амирхана, мировоззрения и системы ценностей писателя через содержательную форму его произведений. Исследование художественных деталей является одним из важных этапов на пути решения некоторых дискуссионных проблем анализа и интерпретации художественной прозы автора и обусловлено основными научными направлениями, обозначенными исторической поэтикой. Кроме того анализ художественных деталей призван выявить жанровые и стилистическое своеобразие произведения, определить его место в шкале литературных ценностей, образной идентификации персонажей.

Интерпретация, являясь одним из важных и наиболее распространенных видов литературоведческих исследований, касается морального, психологического и культурного аспектов понимания текста, представляющего собой выражение мысли того или иного писателя. Познание реальности и ее художественное изображение провозглашается целью многими литературными школами и направлениями. Писатель, преобразуя реальность путем своей творческой фантазии, создает модель -свою концепцию, точку зрения бытия человека. Эта модель - совокупность характеров, событий, поступков и переживаний, изображенных посредством слов - является средством воплощения содержания, смысла произведения. Специалисты в области теории литературы обсуждают проблемы адекватности прочтения и понимания художественного произведения и пытаются определить границы интерпретаций, диктуемых методологией чтения. Художественная деталь, являясь одной из форм изображения мира, представляет собой неотъемлемую часть словесно-художественного образа. Поскольку словесно-художественный образ и произведение в целом потенциально многозначны, то их сравнительная ценность, мера адекватности или полемичности по отношению к авторской концепции также сопряжена с выявлением особенностей детализации изображенного мира автора. Научное исследование мира произведения с учетом предметной изобразительности признается многими специалистами в теории литературы одной из главных задач современного литературоведения. Анализ художественных деталей в прозе Ф.Амирхана призван расширить наше представление о формах «присутствия» автора в произведении, в частности, помогает понять творческую волю в описании портрета, пейзажа, «расстановке» вещей в интерьере, сюжетной динамике или ретардации и пр.

Кроме того, изучение художественных деталей в прозе Ф.Амирхана связано с исследованием способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетическим функционированием, исследованием судеб художественных открытий и находится в тесной связи с основными направлениями, обозначенными исторической поэтикой: «Первое направление - создание всеобщей исторической поэтики, второе -изучение поэтики национальных литератур, третье - поэтика выдающихся художников слова, исследование их вклада в развитие поэтики национальной и мировой литературы, четвертое - эволюция отдельных видов и средств художественного воплощения, а также судеб отдельных открытий в области поэтики» [Храпченко 1987: 472].

Имеющая почти векову историю проблема актуализации художественного наследия Ф.Амирхана связана с необходимостью отбора из имеющегося фонда того, что диктуется собственными установками социума. Механизмы преемственности и наследования особо затрагивают такие духовно-психологческие характеристики произведения, которые оказываются способными вступить в диалог с ценностными ориентациями данного общества. Жизнь любого произведения всегда связана с тем, что на определенном этапе высвечиваются лишь определенные стороны художественных феноменов, которые соответствуют тем или иным ориентациям общества. В то время в процессе художественной актуализации классикиво многом реализуется потребность человека и общества в самоидентификации, стремление среди множества художественных практик найти максимально созвучные собственному внутреннему миру, обнаружить такую художественную ценность, которая подтверждает значимость того или иного миропонимания. Одним из способов решения данной проблемы также является интерпретация текстов с учетом особенностей детализации художественного мира писателя.

Состояние изученности проблемы и темы. В многочисленных научных трудах содержится анализ жизненного пути Ф.Амирхана, его эстетических и философских взглядов, авторской позиции, проблем, тем, методов, художественных приемов и пр. История различных оценок творчества Ф.Амирхана татарскими литературоведами, а также проблемы взаимоотношений писателя с советскими административными органами всесторонне представлены в работах Ф.Г.Галимуллина [Галимуллин 2005],

Н.М.Валиева [Вэлиев 2005; 2006]. В двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия, абсолютизируя культурно-исторический метод литературоведения, сторонники вульгарного социологизма (Г.Сагди, Г.Нигмати, Ф.Бурнаш) отводили исключительную роль иллюстрации писателем общественной жизни, изображению «новых типов учителя, приказчика, шакирда-студента, женщины». С одной стороны, Ф.Бурнаш приписывал Ф.Амирхану руководящую роль в деле организации революционного движения молодежи, а с другой - Г.Толымбай называл писателя буржуазным художником, а издание и распространение его книг - преступлением [Галимуллин 2005: 190-191]. В пятидесятые-шестидесятые годы продолжается исследование творчества Ф.Амирхана с точки зрения содержащейся в его произведениях социально-политической концепции. М.Х.Гайнуллин обращает внимание на общедемократическое содержание прозы писателя [Гайнуллин 1978: 229]. Работы Ю.Г.Нигматуллиной посвящены национальному своеобразию эстетического идеала в творчестве татарских писателей начала XX века, в том числе и Ф.Амирхана [Нигматуллина 1970, 1997]. Итогом многолетних научных изысканий стала монография «Фатих Амирхан» И.З.Нуруллина о жизни и творчестве писателя [Нуруллин 1988]. Новые результаты в изучении прозы Ф.Амирхана были достигнуты А.Д.Сайгановым в работе «У истоков эстетики реализма. Эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы» [Сайганов 1982].

В вышеназванных трудах через призму эстетических категорий рассматриваются такие проблемы, как прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, вопросы эмансипации женщины. Вместе с тем, следует отметить, что основное внимание в исследованиях уделяется анализу идейного содержания произведений без учета некоторых аспектов художественной формы, в частности деталей изображенного мира, что приводит порой к неполным или искаженным выводам. Формулируется «идея» произведения без объяснения того, как она выводится.

В последние годы литературоведы, в том числе исследователи творчества Ф.Амирхана, освободившись от многих догм и идеологической опеки, используют более «тонкие инструменты» литературоведческого описания. В исследованиях последних лет, среди которых методические разработки А.Г.Яхина [Яхин, 2000], «Повесть «Дядюшка Шафигулла Агай» Ф.Амирхана» А.Г.Ахмадуллина [Эхмэдуллин 2002], «Сатирическое творчество Фатыха Амирхана (эпоха и герой) Л.Р.Гарапшиной [Гарапшина

2004], «Проблема феминизма в татарской литературе начала XX в.» С.Р.Никишиной [Никишина 2004], Гайсина P.M. [Гайсин 2004] наследие писателя оценивается с точки зрения поэтики прозы. В научных работах Р.К.Ганиевой [Ганиева 2002], Д.Ф.Загидуллиной [ЗаЬидуллина 2003, 2006] исследованы религиозно-философские основы прозаических произведений Ф.Амирхана, раскрыты особенности изображения реальной и трансцендентальной картины мира, в том числе в создании новых мифов, определены свойственные творчеству писателя литературные направления. В коллективной монографии Д.Ф.Загидуллиной, М.И.Ибрагимова, В.Р.Аминевой на основе современных положений теоретической поэтики представлен анализ повести Ф.Амирхана «Хаят», дана характеристика системы образов, сюжета, темы, идеи произведения, композиции, хронотопа, психологизма, стиля и художественной речи [ЗаИидуллина

2005].

Проблема анализа произведений с точки зрения деталей изображенного мира находится в центре внимания литературоведов, хотя во многих исследовательских работах нет термина «деталь». Исследователь неизбежно обращается к художественным деталям, когда рассматривает такие аспекты мира произведения, как время и пространство, персонаж, описание и точка зрения в ряду композиционно-речевых форм и пр.

В ходе работы межреспубликанской научной конференции «Фатих Амирхан: традиции и современность», посвященной 120-летию со дня рождения Ф.Амирхана [Фатих Амирхан 2006], пристальное внимание уделялось поискам способов выражения авторской концепции или модальности, определение которой весьма важно для адекватной интерпретации текста и характеристики авторской модели мира. Всестороннее исследование разновидностей, функций и эволюции художественных деталей в прозе Ф.Амирхана могло бы стать в числе прочих научных изысканий продуктивной формой решения указанной проблемы.

Цель исследования состоит в целостном изучении и анализе различных видов художественных деталей в прозе Ф.Амирхана, раскрытии их функций и эволюции для выявления новых смыслов произведений писателя.

Цель работы определила конкретные задачи исследования:

- изучение основных положений современного литературоведения относительно роли художественных деталей в предметном мире произведения;

- анализ разновидностей деталей;

- раскрытие функций и эволюции художественных деталей в отдельных произведениях древнетюркской, средневековой татарской литературы и литературы XIX в.;

- выявление, сбор и систематизация различных видов деталей в прозаических произведениях Ф.Амирхана;

- определение особенностей использования Ф.Амирханом деталей портрета, пейзажа, деталей-вещей, их места и роли в творческом процессе писателя;

- раскрытие эволюции художественной детализации в творчестве Ф.Амирхана;

Объектом данного исследования являются прозаические произведения татарского писателя начала XX века Фатиха Амирхана. Общеизвестно, что этот период в литературе народов России характеризуется своеобразием авторского миропонимания и образа мышления. Различные народы России все больше вовлекаются в социально-экономическую, культурную и духовно-нравственную жизнь русского государства. Окружающая действительность одним представляется закатом цивилизации, кризисом религиозного, в том числе и мусульманского, сознания, другим - выходом в обновленную, просвещенную жизнь и искусство.

В литературном творчестве действуют фактографичность и натурализм - с одной стороны, психологический анализ - с другой. Мысль играет большую роль, чем действие. Остродраматические ситуации и сюжетные конфликты отходят на второй план. Среда изображается как впечатление персонажей, как отражение их психики. Однообразное, скучное, монотонное течение жизни без ярких красок считается более правдоподобным. В то же время в художественной литературе заявляет о себе чувство личности, чувство достоинства и ценности человека. Это в полной мере проявилось в творчестве целого ряда татарских деятелей культуры, в том числе и Ф.Амирхана - публициста, прозаика, общественного деятеля. Исследования последних десятилетий, посвященные татарской литературе начала XX века, среди которых работы таких ученых, как А.Д.Сайганов, И.З. Нуруллин, М.С.Магдиев, Р.К.Ганиева, Ю.Г.Нигматуллина, Ф.М.Мусин, Ф.К.Баширов, Д.Ф.Загидуллина, А.Г.Ахмадуллин, Ф.Г.Галимуллин, Н.М.Валиев и др., открывают новые грани творчества писателя.

Основные положения исторической поэтики, изучающей происхождение и развитие эстетического объекта, - стадиальность развития мировой литературы, тысячелетняя эволюция основных принципов эстетического видения и художественного мышления, сформированных еще в эпоху синкретизма и традиционализма, цикличное развитие архетипических форм образа [Бройтман 2004: 597, 598] -обуславливают необходимость исследования художественных деталей в произведениях предшественников Ф.Амирхана, Философско-мировоззренческим стержнем, объединившим всю татарскую литературу, в том числе и литературу нового времени, явилась социально-этическая проблематика тюркской литературы Х1-ХП вв., которую в свою очередь можно рассматривать в контексте двух основных течений: светского и суфийского. Исходя из этого, дополнительным объектом настоящего исследования стали некоторые значительные произведения древнетюркской, тюрко-татарской и татарской литературы Х1-Х1Х вв.

В границах данного объекта предмет исследования -художественная деталь - самая малая единица предметного мира произведения Ф.Амирхана.

Художественная деталь - элемент текста - непосредственно связана с познавательной (отражательной) функцией литературного творчества, которому свойственна изобразительность. Понимание литературы как подражание или отражение действительности (мимесис) возникает в античности и остается популярным вплоть до наших дней. Аристотель, обосновывая понятие «мимесис», отмечал, что искусство основывается на подражательной способности, являющейся сущностью и целыо поэзии (художественной литературы), которая воссоздает предметы на началах их сходства с реально существующими [Аристотель 2000: 116]. Учение. Аристотеля о поэтическом искусстве стало основой для разработки требований и норм, предъявляемых к литературным произведениям. С другой стороны, наукой о литературе делается очень многое для описания художественного произведения, его мира, его текста именно с точки зрения подражательной роли литературы. Современный французский литературовед Антуан Компаньон пишет: «Возвратить достоинство <.> мимесису - значит, прежде всего, подчеркнуть его связь с познанием, а тем самым и с внешним миром и реальностью» (Компаньон 2001: 149). Эта идея находится в центре внимания и отечественных исследователей, в трудах которых в последнее время обосновывается понятие «художественный мир произведения», иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним» [Лихачев 1968; Лотман 1970; Хализев 2002: 194-249; Чернец 2004]. Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность [Хализев 2002: 195]. В эпическом и драматическом родах литературы выделяются следующие составляющие мира произведения:

1. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира -персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты.

2. Компоненты изобразительности (художественной предметности) -акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи). При этом художественно изображенная предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность в виде монологов и диалогов.

3. Детали или подробности изображаемого - малые и неделимые звенья художественной предметности.

В.Е.Хализев рассматривает мир произведения как «художественно освоенную и преображенную реальность», которая включает в себя следующие «компоненты изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров, картины природы - пейзажи)» [Хализев 2002:195]. Под предметом имеется в виду некоторая целостность, выделенная из мира объектов, независимо от того, материальна или идеальна их природа. Отбор предметов и явлений внешнего мира «. осуществляется под тайным контролем мировоззрения. Возникшее психическое изображение, или чувственный образ, не представляет копии объекта, совпадение его с объектом не конгруэнтное. <.> Невоспроизводимость некоторых качеств объекта <.> в психическом изображении, очевидно, может вызвать у художника стремление гадать эти закодированные «вторичные признаки» и даже - в некоторых случаях -предположить, что именно они-то и являются главными. Таким образом, объективно возникает возможность усиления пересоздающего начала. И уже от характера мировоззрения зависит, будет ли реализована эта возможность и в каком направлении» [Нигматуллина 1990: 128]. Не будучи собственно содержанием (т.е. идеей, концепцией) произведения, его мир в то же время - ведущая сторона художественной изобразительности, которая является условием эстетических переживаний читателя. Ведь «без наличия деталей предметной изобразительности писателю нечего было бы компоновать, ему не о чем было бы вести свою художественную речь. Даже критериев отбора речевых элементов у него не было бы» [Поспелов 1983: 194].

В отечественном литературоведении художественная деталь определяется как выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку и отличающаяся повышенной ассоциативностью. В современных академических словарях художественная деталь - это «особо значимый, выделенный элемент художественного образа, <.> микроэлемент образа: портрета, пейзажа, быта, действия, поступка, изображенной речи» [Кормилов 2000, 2003]. Эстетический эффект данного явления заключается в одновременном и неразрывном восприятии части и целого.

Деталь, будучи своего рода точкой, имеет тенденцию расшириться в круг» [Добин 1975: 11]. А круг в свою очередь смыкается с основным замыслом художественного произведения: характерами, конфликтами, судьбами и становится неотъемлемым элементом системы персонажей и сюжета, т.е. элементом наиболее крупных единиц словесно-художественного мира. Так достигается законченность, предельная выразительность художественного произведения. С одной стороны, присутствие ставших вслед за Л.Н.Толстым энциклопедическими «бесконечно малых моментов» означает, что художник наблюдательно и зорко подмечает и фиксирует частности, черточки, мельчайшие движения души и тем самым как бы фотографирует бытие. С другой стороны - и в этом смысл и сила детали - «в бесконечно малое вмещено целое» [Добин 1975: 12].

Имея в виду включенность художественной детали в систему интерпретации, мы помимо условности и символики поэтических средств привлекаем в эстетический анализ знания об эпохе, о замысле автора, о гипотетическом читателе, на которого рассчитывал автор, т.е. используем принцип историзма в отношении к произведению. Проникнуть в переживание исторического человека, воплощенное в художественном произведении, позволяет лишь аналогичное, такого же типа современное переживание читателя. В основе любого произведения скрывается тайна авторского мироздания, и приоткрыть эту онтологическую тайну дано лишь подобному ей началу и лишь в том случае, если получающему от автора информацию удастся заново оживить в себе историческое прошлое, мир другого.

Материалом для исследования художественных деталей в прозе Ф.Амирхана послужила картотека, включающая в себя около 800 единиц различных видов деталей в прозаических произведениях, представленных в первом и втором томе четырехтомного собрания сочинений писателя [Эмирхан 1984, 1985, 1986, 1989], а также в сборнике произведений «Ф.Эмирхан. Эсэрлэр.» [Эмирхан: 2002]. В результате систематизации собранного материала были выявлены наиболее значимые для решения поставленных задач произведения, анализ деталей которых содержит данное диссертационное исследование. К ним относятся: «Современные рассказы» («Замана хикэялэре»), повесть «Хаят», роман «На перепутье» («Урталыкта»), рассказ «Случай из жизни» («Канвалардан берсе»), рассказы «Зулейха в театре» («Зелэйха театрда»), «В Восточном Клубе» («Шэрекъ клубында»), «Мартовский герой» («Март каЬарманы»), повесть «Дядюшка Шафигулла» («Шафигулла агай»).

На защиту выносятся следующие положения:

• Роль и место художественной детали в идейно-эстетическом пространстве прозаического произведения.

• Значение художественной детали в истории татарской литературы Х1-Х1Х веков.

• Эволюция художественной детализации в прозе Ф.Амирхана.

• Художественные детали в создании комических и сатирических образов в прозе Ф.Амирхана.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историчности в литературоведении. Основными методами исследования являются методы комплексного, литературно-текстологического, герменевтического, художественного анализа, сочетающего элементы структуральной поэтики и психоанализа.

Теоретической основой при написании научной работы явились труды видных философов и литературоведов: Аристотеля, Г.Гегеля,

Р.Якобсона, Г.-Г. Гадам ера, П. Рикера, Л.С.Выготского, А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, В.В. Виноградова, В.Б.Шкловского, Г.Н.Поспелова, Л.Н.Столовича, Д.С.Лихачева, М.Б.Храпченко, А.С.Бушмина, Л.В.Чернец, А.Б.Есина, В.Е.Хализева, В.И.Тюпы. Твердым подспорьем в работе стали также художественная проза и критические статьи и письма классиков русской литературы: Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.И.Достоевского, А.П.Чехова, А.Белого, И.Бунина, Б.Пастернака. В процессе исследования мы опирались непосредственно на труды таких видных татарских писателей, мыслителей и литературоведов, как Г.Ибрагимов, Ф.Хусни, Х.У.Усманов, И.З.Нуруллин, М.Х.Хасанов, А.Д.Сайганов, А.Г.Ахмадуллин, Х.Ю.Миннегулов, Ю.Г.Нигматуллина, Ф.Г.Галимуллин, Ф.М.Хатипов, А.М.Шарипов, А.Т.Сибгатуллина, Ф.З.Яхин, Д.Ф.Загидуллина, Р.К.Ганеева, Н.М.Валиев, А.Г.Махмудов, А.Г.Яхин и других.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе методики целостного эстетического подхода к анализу литературного произведения впервые предпринята попытка анализа деталей художественного мира Ф.Амирхана. Выполнение поставленных задач и достижение цели исследования являются потенциальными условиями научно корректной интерпретации - понимания ценностных приоритетов автора, его замысла, творческой концепции.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования мотивируется тем, что его результаты могут быть использованы в таких разделах теории литературы, как теоретическая и историческая поэтика, теория образа, теория стиля. Отдельные положения исследуемой темы могут служить вспомогательным материалом в преподавании учебных дисциплин «Введение в литературоведение», «Историческая поэтика татарской литературы», спецкурса «Мир произведений Ф.Амирхана».

Основные положения диссертационной работы апробированы на Международной научно-практической конференции

Самосовершенствование, самореализация личности» (Набережные Челны, 2004 г., 2007г.), Всероссийской и Международной научно-практических конференциях «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (Набережные Челны, 2004г., 2005г.), Международной тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность» (Елабуга, 2004г.), региональной научно-практической конференции «Организация учебно-воспитательного процесса с учетом национально-регионального компонента образования (Набережные Челны, 2005г.), межреспубликанской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Ф.Амирхана (Казань, 2006г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Закирова, Лилия Рашитовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем видении мира Ф.Амирхан в значительной мере отразил многовековые традиции татарской литературы в изображении внешности и внутреннего состояния персонажей, пейзажа, интерьера. Писатель, наследуя словесно-художественный опыт средневековой литературы, средствами художественной детализации изображает сферу верования, формы поведения и сознания, стиль общения, психологию, способы заполнения досуга, речевую культуру, бытовые привычки. Воспитанный на мусульманско-философской культуре, он тем не менее стремится приобщиться к рационализму и просветительскому мировоззрению. В использованных Ф.Амирханом художественных деталях отражены углубление и усложнение национальных особенностей татарской литературы, что явилось следствием свободного учета писателем многовековых художественных достижений прошлого, расширяющего и умножающего возможности творческого выбора.

Использование художественных деталей в изображенном мире писателя прочно зависит от эпохи - от идей исламского реформаторства и распространения европейской культуры, а также является реакцией на идеологизацию и социально-бытовые проблемы, вызванные революцией. Ф.Амирхану очень важно уверить читателя в реальности происходившего, обставить свои произведения реалиями точных адресов, вступать в каждом произведении в диалог с действительностью. В бесконечно многообразном движущемся и изменяющемся мире писатель отбирает и изображает то, что существенно и, следовательно, закономерно. В произведениях Ф.Амирхана реалии действительности отобраны и размещены так, что они аккумулируют особое духовно-смысловое содержание, понятное современнику благодаря тому, что он говорит на общем предметном языке мира молодых татрских интеллегентов, мусульман-реформаторов. Образ-характер, выступая одним из носителей постигнутой Ф.Амирханом истины, благодаря разнообразным формам детализации несет в себе элементы исторического, этического, эстетического и философского знания; в то же время представленные в прозе писателя образы не схематичны, а индивидуальны.

Художественная идея, концепция Ф.Амирхана, присутствующая в его произведениях, включает в себя направленный отбор и оценку автором определенных жизненных явлений, что находит отражение в использовании деталей портрета, пейзажа, вещных деталей и психологического состояния персонажей. Вместе с рациональным освоением, осмыслением реальности в прозе Ф.Амирхана имеет место, непреднамеренное выражение идеи, которое «приходит» в произведение от укорененных в обществе представлений непроизвольно, как бы минуя авторское сознание.

Художественные детали в прозе Ф.Амирхана свидетельствуют о разнообразии культурно-исторической реальности начала XX в. С одной стороны, они включают в себя обширный этнографический и исторический материал, что является важным источником для понимания менталитета того времени и для знания конкретных исторических обстоятельств. С другой стороны - обилие психологических деталей в изображении различных персонажей свидетельствуют о глубоком познании автором их мироощущений, взаимоотношений и взаимовлияний мировоззренческих основ на душевное состояние героев, на их самоосознание.

Различные уточнения играют огромную роль в произведениях Ф.Амирхана. Он стремится к постоянному приближению к действительности, даже в самых фантастических и гротескных из своих произведений. Стремясь поставить свои произведения возможно ближе к независимой действительности, Ф.Амирхан ищет непосредственности, отказываясь от всякой литературщины и литературных красот. Писатель не только запечетлевает действительностьв ее неповторимой противоречивости, но и соединяет эту объективную картину с субъективным восприятием, подробно воспроизводя чувства, мысли, представления героев.

В прозе Ф.Амирхана детали портрета и способ поведения персонажей связаны с их характерами, а также с особенностями «внутреннего мира» произведения со свойственной для него спецификой пространственно-временных отношений, психологии, системы нравственных оценок. Значительное место в прозе занимают детализированные внутренние монологи героев, т.е. вся нагрузка ложится в основном на способности персонажей детально судить о событиях, ситуациях и чувствах. Принадлежность большинства главных героев произведений Ф.Амирхана к так называемой передовой части молодежи отнюдь не способствует их активной жизненной позиции, политическому и социальному самоопределению. Деталями портрета, пейзажа, психологическими деталями, вещными деталями Ф.Амирхан представляет читателю типизацию через исключительное и абсолютное, отражает особое внимание к индивидуальности, человеческой душе как сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний.

В прозе последних лет жизни писателя пребладают детали-символы, а также немногочисленные описательные детали, с помощью которых фиксируется трудноуловимое, неповторимо-мимолетное настроение, и в то же время эти детали значительны, емки и необычайно богаты содержанием. Ф.Амирхан сокращает количество необходимых ему как художнику для выражения того или иного явления деталей, и именно потому, что он одной или двумя деталями говорит о многом, повышается значение, меняется масштаб этой детали, она становится особенно значительной, синтетической, вбирающей в себя огромное жизненное содержание. В рассказах, написанных после 1917 года, писатель создает картину, не прибегая к пространным, статичным натуралистическим описаниям, выхватив из суммы признаков, характеризующих явление, один наиболее яркий, неповторимый, сполна выражающий его сущность. Этим достигается необыкновенная концентрированность повествования, внутреннее единство, краткость и стройность, а с другой стороны максимальная безыскусственность, пластичность, впечатляемость. Он апеллирует к активности читательского воображения, делает читателя соучастником творческого процесса, помогая ему на основании нескольких ярких, определяющих признаков воссоздать целостную картину. Таким образом, осуществляется не только экономия художественных средств, но и многозначительность, смысловая наполненность каждой детали, воспроизводящей обстановку, наружность, характер, переживания действующего лица.

Деталь у Ф.Амирхана выполняет синтезирующую функцию, она служит не только и не столько созданию определенного настроения, сколько выявлению широкого идейного замысла писателя. Художественные детали дают весьма яркое и многоплановое представление о духовно-биографическом опыте писателя, круге умонастроений, личной судьбе. В прозаических произведениях Ф.Амирхана обнаруживается широкая для того времени эрудиция писателя, он постоянно прибегает к открытому и скрытому цитированию классиков, наполняет произведения реминисценциями, рассчитанными на столь же образованных читателей.

Ф.Амирхана открывают новую страницу в истории татарской литературы вследствие проникновения в глубины души человека, а также расширения круга поставленных автором проблем: это молодые люди, характер которых складываются под воздействием реформирования ислама и европеизации; общественная «кружковщина» и демагогия; необходимость самоидентификации в обществе и отчужденность от этого общества; культ коммунизма и мещанство большевиков, перспективы и судьбы татарского общества. В художественных деталях писателя отразилось расширение круга действующих лиц татарской литературы и углубление социальных характеристик.

Художественные детали, за которыми скрывается огромное содержание, составляют ценность и значительность манеры индивидуального письма Ф.Амирхана. Прозе писателя присущи сдержанность и страстность, смех и горечь, точное прикрепление героя к его времени и среде, внешняя объективность и нарочитая бесстрастность и вместе с тем жгучее осмеяние или искреннее восхищение. Юмор и сатира в творчестве Ф.Амирхана - специфическая психологическая защита, механизм противодействия автора различным негативным явлениям среды. Художественные детали в прозе последних лет жизни писателя свидетельствуют о его отказе следовать требованию партийности литературы, о попытках обретения деидеологизированного миропонимания, самостоятельности художественного поиска, новой социальной психологии, отрицательного отношения к ангажированной литературе.

Прослеживая историческую биографию текстов Ф.Амирхана, мы обнаруживаем, сколь различны их трактовки на разных этапах развития отечественной культуры. Его творчество не исчерпывается одномерным измерением, обнаруживая множество парадоксальных граней. Их всеохватность демонстрирует то, что можно назвать совокупным объективным смыслом его произведений, суммирующим историю всех прочтений, которые имеет место в процессе исторической жизни. Ни одно произведение Ф.Амирхана на протяжении своей исторической эволюции не остается тождественным самому себе, а не принятое обществом в данный момент может актуализироваться и быть высоко оценено в позднейшее время.

Анализ детализации помогает уяснить историческое своеобразие и характер противоречий определенной ситуации культуры, вскрыть типологию художественного формообразования, понять специфику последующих творческих процессов в литературе. Художественные детали в произведениях татарской литературы XXI в. продолжат традиции настоящего и прошлого этапов ее развития. Исследование форм художественной детализации за несколько веков (от этапа зарождения литературы до современного ее состояния) на примере творчества многих писателей способствовало бы гораздо более уверенным суждениям о прогрессе в литературе. Решение этой проблемы, некоторые аспекты которой отражены в рамках настоящего исследования, важно для понимания современного состояния поэтики и для проникновения в будущее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Закирова, Лилия Рашитовна, 2007 год

1. Акъегет М. Хисаметдин менла (Милли роман)/Муса Акъегет// Мирас.- 2002.- №3.-88-106 6.

2. Аристотель. Поэтика.Риторика/Аристотель. Пер. с греч.: В.Аппельрота, Н.Платоновой. СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.

3. Амирхан Ф. На перепутье. Рассказы и повести/Ф. Амирхан. Перевод Г. Хантемировой. Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. - 336 с.

4. Амирханов Р.У. Зарождение и функционирование татарской периодической печати//Р.У.Амирханов.Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры). Казань: Тат.кн.изд-во, 2002. - С. 46-61.

5. Эминева В.Р. Ф.Эмирханда психологизм («Хэят» повеете мисалында)//Д.Ф.ЗаЬидуллина, М.И.Ибрагимов, В.Р.Эминева. Эдэби эсэргэ анализ ясау. Казан: Мэгариф, 2005. - 76-81 б.

6. Эминева В.Р. Ф.Эмирханныц «Хэят» повестенда вакыт-урын бирелеше//Д.Ф.За1шдуллина, М.И.Ибрагимов, В.Р.Эминева. Эдэби эсэргэ анализ ясау. Казан: Мэгариф, 2005. - 56-62 б.

7. Эмирхан Р.Г. Эмирханнар./Р.Г. Эмирхан. Казан: Мэгариф, 2005. -223 б.

8. Эмирхан Р.Г. Яшэеш Ьэм и^ат колачы/Р.Г. Эмирхан/ЛСазан утлары. 2006. - № 1.- 143-152 6.

9. Эмирханова Р. Абыем турында истэлеклэр / Р. Эмирханова // Казан утлары. -2003.- №7.- 158-167 6.

10. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. I том. Хикэялэр / Томны тоз., текст Ьэм искэр-не хэзерлэуче Ф. ИбраИимова. Казан: Тат. кит. нэшр., 1984.-480 б.

11. П.Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. II том. Повестьлар, роман Иэм драма эсэрлэре / Томны тоз., текст Ьзм искэр-не хэзерлэуче Н.Садыйкова. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. - 488 б.

12. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. III том. Публицистика / Томны тез., текст Ьэм искэр-не хэзерлэуче 3. Рэмиев. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.-512 6.

13. П.Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. IV том. Эдэбият-сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар/ Томны тез., текст Ьэм искэр-не хэзерлэуче М.Эхмэтж;анов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. -390 б.

14. М.Эмирхан Ф. Мефтилек мэсьэлэсе вэ ацар кандидатлар / Ф.Эмирхан.//Мирас. 1996. - №1-2. - 35-37 б.

15. Эмирхан Ф. Сайланма эсэрлэр. 2 томда/Ф.Эмирхан. Казан: Таткнигоиздат, 1957.

16. Эмирхан Ф. «Танымаганлыктан таныштык» хикэясеннэн//Гаяз Исхакый. Эсэрлэр 15 томда, 8 том. Казан: Тат. кит. нэшр., 2001. -60-61 б.

17. Эмирхан Ф. Шэфигулла агай//Ф.Эмирхан. Эсэрлэр. Казан: Мэгариф, 2002.- 191-220 б.

18. Эхмэдуллин А.Г. Ф.Эмирханныц «Шэфигулла агай повесте//А.Г.Эхмэдуллин. Офыклар кицэйгэндэ. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэр. Казан: Тат.кит.нэшр., 2002. - 161-169 б.

19. Баласагунлы Й.Х. Котадгу белек. Дуртенче булек./JI. Шагыйржан тэрж;емэсе. Мирас. - 2000. - №7. - 8-11 б.

20. М.Барахов B.C. Искусство литературного портрета//Литература и живопись/Ред.коллегия: В.Г.Базанов, Л.И.Емельянов, А.Н.Иезуитов (отв.ред.) и др. Л.: Наука, 1982.-С. 147-166.

21. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков.

22. Трактаты, статьи, эссе/Составление, общая ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 387-422.

23. Бахтин М.М, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет/М.М.Бахтин М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

24. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества/Сост. С.Г.Бочаров. М.: Искусство, 1979. -С.237-280.

25. Бэширов Ф.К. Эхлакый эзлэнулэр /Ф.К.Бэширов // Казан утлары. -1987.-№1.- 137-139 б.

26. Бэширов Ф.К. Ф.Эмирханньщ «Урталыкта» романында чор Иэм герой проблемасы/Ф.К.Баширов//Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана. Межвузовский сборник научных трудов. Отв.редактор Хатипов Ф.М. Казань: ТГПИ, 1989. - с.188-193.

27. Бэширов Ф.К. XX йоз башы татар прозасы/Ф.К.Бэширов Казан: Фикер, 2002.-320 б.

28. Бэширова И. Эдипнец дурт томлыгы/И. Бэширова//Мирас. 1996. -№1-2.-37-416.

29. Бэширова И. Фатыйх Эмирхан халык хэтерендэ / И.Бэширова//Мэдэни жомга. - 2006. - №3. - 16 б.

30. Белецкий А.И. В мастерской художника слова/А.И.Белецкий. М., 1989.- 158 с.

31. Бигиев 3. Зур генаЬлар//З.Бигиев. Романнар Ьэм сэяхэтнамэ/Р.Даутов, тозу, тэржемэ, искэрмэлэр, ахыр суз. Казан: Тат.кит.нэшр., 1991. - 9-68 б.

32. Бигиев 3. Мецнэр, яки гузэл кыз Хздичэ//3. Бигиев. Романнар Ьэм сэяхэтнамэ/Р.Даутов, тозу, тзржемэ, искэрмэлэр, ахыр суз. Казан: Татар.кит.нэшр., 1991.-69-128 б.

33. Борынгы терки Ьэм татар эдэбятыньщ чыганаклары. Уку-укыту эсбабы/Тезуче Х.Госман. Казан: Казан ун-т нэшр., 1981. - 247 б.

34. Бройтман С.Н. Стадиальность развития литературы/ С.Н.Бройтман// Введение в литературоведение/Под. ред. Л.В.Чернец. М.: Высш. шк., 2004.-С. 594- 603.

35. Вартанов A.C. О соотношении литературы и изобразительного искусства//Литература и живопись/Ред.коллегия: В.Г.Базанов, Л.И.Емельянов, А.Н.Иезуитов (отв.ред.) и др. Л.: Наука, 1982. -С.5-30.

36. Вэлиев Н.М. Фатих Эмирхан: Билгесез сэхифэлэр/Н.М.Вэлиев/ЛГатарстан. 2005. - № 10 - 53-55 б.

37. Вэлиев Н.М. Фатих Эмирханньщ рухи мирасы/Н.М.Вэлиев. Казан: Фэн, 2005.- 196 б.

38. Вэлиев Н.М. Фатих Эмирхан Ъэм совет хакимияте/Н.М.Вэлиев//Фатих Эмирхан: Традициялэр Ьэм заманчалык: Фатих Эмирханныц тууына 120 ел тулуга багышланган республикаара фэнни-гамэли конференция материаллары. Казан, 2006.-48-68 б.

39. Введение в литературоведение/Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др.; под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш. шк., 2004. -680 с.

40. Гайнанов Р. Искэрмэ Ьэм ацлатмалар// Габдулла Тукай. Эсэрлэр 5 т. 5-че т. Казан: Тат.кит.нэшр., 1986. - 259-360 б.

41. Гайнуллин М.Х. Эдип-гражданин//М.Х.Гайнуллин. Татар эдиплэре (Ижат портретлары.) Нил Юзеев суз башы Казан: Тат.кит.нэшр., 1978.-217-229 б.

42. Гайнуллин М.Х. Татар эдэбияты. XIX йез. Тулыландырылган икенче басма. Югары уку йортлар очен. Казан: Тат.кит.нэшр., 1968.-687 б.

43. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века./М.Х.Гайнуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. - 352 с.

44. Галимуллин Ф.Г. Башкаларны яратыйк, узебезчэ яшик// Ф.Г.Галимуллин. Офыкларны алдан куреп. Тэнкыйть мэкалэлэре. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1995. 171-1816.

45. Галимуллин Ф. Г. Беек затларга кулэгэ тошми/Ф.Г. Галимуллин// Мэдэни ж;омга. 2006. - №4 - 116.

46. Галимуллин Ф.Г. Фатих бмирхан Ьэм тэнкыйть//Ф.Г. Галимуллин. Эзлзну вакыты. Казан: Мэгариф, 2005. - 185-195 б.

47. Ганиева Р.К. Платоническая концепция любви в тюркских литературах конца XIX-начала XX века//Р.К.Ганиева. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во КГУ, 2002. -С.54-58.

48. Ганиева Р.К. Фатих бмирхан и^аты мэктэптэ//Р.К. Ганиева Татарская литература: традиции, взаимосвязи. - Казань: Изд-во КГУ, 2002.-213-223 6.

49. Ганиева Р.К. Художественные поиски Фатиха Амирхана// Р.К.Ганиева. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. -Казань: Изд-во КГУ, 2002.- С.92-100.

50. Гарапшина Л.Р. Сатирическое творчество Фатыха Амирхана (эпоха и герой): Автореф. канд. филол. наук/Л.Р.Гарапшина. Казань, 2004.-26 с.

51. Гыйлэжев Т.Ш. Фатих Эмирхан // Т.Ш.Гыйлэж;ев. XX йоз башы татар эдэбияты тарихын укыту мэсьэлэлэре: Методик кулланма. -Казан: Печатный двор, 2002. 20-30 б.

52. Гыйлэжев Т.Ш. XX гасыр башы эдэбияты / Т.Ш.Гыйлэжев. // ЗаЬидуллина Д.Ф. Татар эдэбияты: Теория. Тарих Казан: Мэгариф, - 2004.- 123-163 б.

53. Гыймадиева Н. Реалистик эдэбиятны тудыручылар. Ф.Эмирхан -хикэя жанрына нигез салучы олпат язучы / Н.Гыймадиева // Тэрбия. -2004.- №2.-13 6.

54. Добин Е.С.Искусство детали. Наблюдения и анализ/Е.С.Добин. Л.: Искусство, 1975. - 192 с.

55. Есин А.Б. Литературное произведение: типологический анализ/А.Б.Есин. М., 1992.

56. Ибрагим Т.К. Классическая арабо-мусульманская филоософия/Т.К.Ибрагим // Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - С.5-70.

57. Ибрагимов М.И. Эпик эсэр композициясен анализлау (Ф.Эмирханныд «Хэят» повеете мисалында) // Д.Ф.ЗаЬидуллина, М.И.Ибрагимов, В.Р.Эминева. Эдэби эсэргз анализ ясау. Казан: Мэгариф, 2005.-39-43 б.

58. Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана: Межвузовский сборник научных трудов / Отв.ред.Хатипов Ф.М. Казань: КГПИ, 1989.-204 с.

59. Ингарден Р. Литературное произведение и его конкретизация. «Лаокоон» ЛессингаЛ\Ингарден. Исследования по эстетике/Пер. с пол. М.: Иностр. Лит-ра, 1962. - 572 с.

60. Исламов Р.Ф. Фатих Эмирханныц мэгьрифэтчелек эшчэнлеге/Р.Ф.Исламов // Мэгариф. 2002. - №8. - 21 -22 б.

61. Исмагилов Н.Ф. Сборник «Маджмуг ал-хикаят» как проявление литературных связей с Востоком / Н.Ф.Исмагилов // Средневековая татарская литература (УШ-ХУШ вв.).-Казань: Фэн,1999 216-223 б.

62. Исмэгыйлева С. Матурлыкка омтылыш: (Ф.Эмирхан ижаты турында)/ С.Исмагыйлева//Мэгариф. 1998. -№11.- 27-30 б.

63. История татарской литературы нового времени (XIX начало XX в.) / Рук. авт. коллектива Г.М.Халитов; отв.ред. Н.Ш.Хисамов и др. -Казань: Фикер, 2003. - 471 б.

64. Камал Г. Шигырьлэр // Татар совет поэзиясе/Тоз. С.Хэким Ьэм А.Гумеров. Казан: Татгосиздат, 1952. -7-17 б.

65. Климович Л.И. Творчество Фатиха Амирхана. // Фатих Амирхан Избранное. Рассказы и повести. Пер. с тат. Г.Хантемировой. М.: Художественная литература. 1975 - С. 5-18.

66. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф / Хэзерге здэби телгз Н.Хисамов шигъри кучермэсе. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. - 2216.

67. Компаньон Антуан. Внешний мир//А. Компаньон. Демон теории. Литература и здравый смысл. Перевод с франц. С.Зенкина. М., 2001.

68. Кормилов С.И. Деталь/С.И.Кормилов//Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н.Николюкин. М., 2003.

69. Кормилов С.И. Деталь художественная/ С.И.Кормилов // Современный словарь-справочник по литературе/Сост. и научн. ред. С.И.Кормилов. М.: Олимп; ООО ACT, 1999. - С. 148-149.

70. Котб. Хесрэу вэ Ширин (шигъри роман)/Р.Эхмэтжанов тэржемэсе. -Казан: Мэгариф, 2003. 367 б.

71. Коточигова Е.Р. Вещь//Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш.шк., 2004. - с.275-286.

72. Кул Гали. Сказание о Йусуфе/ Перевод на рус.яз. С. Иванова. Автор предисловия и комментариев Н.Хисамов. Казань: Тат.кн. изд-во, 1985.-255с.

73. Кухаренко В. А. Интерпретация текста/В. А.Кухарепко. -М.:Просвещение, 1988.- 192с.

74. Левидов A.M. Проблема объективации действительности и творчество читателя/А.М.Левидов//Автор образ - читатель. 2-е изд. - Л.: Изд-во ленингр.ун-та, 1983.- С. 103-146.

75. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения /Д.С.Лихачев //Вопросы литературы. 1968 - №8.

76. Лотман Ю.М. Собрание сочинений. Т.1. Русская литература и культура просвещения / Ю.М.Лотман М.: ОГИ, 2000. - 536 с.

77. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства / Ю.М.Лотман М., 1970. - 384с.

78. Магдеев М.С. Социальные корни таланта / М.С.Магдеев Казань: КГУ, 1990.- 160 б.

79. Макарова В. Фатих Эмирхан ижатын ойрэнгэндэ / В.Макарова//Мэгариф. 1995. - №2. - 29-316.

80. Мэжмугыл-хикэят / Н. Исмагыйль кучермэсе. Казан: Тат.кит. нэшр., 1994.-446 6.

81. МэИдиев М. С. Фатих Эмирхан / М.С.МэИдиев Казан: Тат. кит. нэшр., 1986 - 86 б.

82. МэЬдиев М. С. Яца бистэ Прометее//М.С.Мэ1тдиев. Эдэбият Иэм чынбарлык- Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. 29-686.

83. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. - 358 с.

84. Мицнегулов Х.Й. Сулмас голлэрнец берсе (Котбныц «Хосрэу вэ Ширин» эсэре/Х.Й.Мицнегулов//Котб. Хосрэу вэ Ширин (шигъри роман). Казан: Мэгариф, 2003. - 5-22 б.

85. Мусин Ф.М. К Вопросу формирования творческого метода Ф.Амирхана /Ф.М.Мусин// Идейно эстетическое наследие Фатиха Амирхана. Межвузовский сборник научных трудов / Отв.ред. Хатипов Ф.М. Казань: ТГПИ, 1989. - С. 3-22.

86. Мусин Ф.М. Просветительский реализм и проза / Ф.М.Мусин// История татарской литературы нового времени (XIX начало XX в.)/ Рук.авт.коллектива Г.М.Халитов; отв.ред. Н.Ш.Хисамов. -Казань: Фикер, 2003. - с. 111 -13 8.

87. Мусин Ф. Татар эдэбияты тарихы Ьэм заман/Ф. Мусин // Мирас 1996. - №1 -2. - 18-296.

88. Нигъмэтуллин Э. Эдип ижатына бер караш / Э.Нигъмэтуллин//Мирас. 1996. - №1/2. - 30-34 б.

89. Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве/Ю.Г.Нигматуллина -Казань: ФЭН, 2002. 176 с.

90. Нигматуллина Ю.Г. Инварианты и варианты системного анализа литературного произведения // Системный анализ художественного произведения / Науч. редактор проф. Ю.Г.Нигматуллина. Казань: КГУ, 1987. - С. 4-14.

91. Нигматуллина Ю.Г. Комплексное исследование художественного творчества. Проблемы прогнозирования /Ю.Г.Нигматуллина-Казань, КГУ, 1990.- 148 с.

92. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала / Ю.Г.Нигматуллина Казань: КГУ, 1970. - 212 с.

93. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. Казань: ФЭН, 1997. - 191с.

94. Никишина С.Р. Проблема феминизма в татарской литературе начала XX в.: (Эволюция творческого метода и героя)/С.Р.Никишина Елабуга: ЕГПУ, 2004 - 126 с.

95. Николина H.A. Филологический анализ текста/Н.А.Николина. М.: Академия, 2003. - 256 с.

96. Нуруллин И.З. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М., 1990.

97. Нуруллин И.З. Фатих Эмирхан/И.З.Нуруллин//ХХ йоз башы татар эдэбияты Казан: Тат.кит.нэшр., 1982. - 268-312 6.

98. Нуруллин И.З. Фатих Эмирхан (1886-1926)/И.З. Нуруллин -Казан: Тат. кит. нэшр., 1988. 280 б.

99. Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе//Х.Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - с. 260-295.

100. Очерки истории татарской общественной мысли./Науч. ред. Р.М.Амирханов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. - 191с.

101. Поспелов Г.Н. Мастерство и стиль // Г.Н.Поспелов. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М., 1983.

102. Путнин Ф.В. Деталь /Ф.В.Путнин // Краткий литературный энциклопедический словарь в 9 т., т. 9 / Под общей ред.

103. B.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987. - С. 267с.

104. Сайади. ТаЬир-ЗоЬрэ (Бабахан дастаны)/Хэзерге татар эдэби телендэ//Ул дэрья да бу дэрья: Борынгы эдэбият. Казан: Мэгариф, 1999.- 240-282 6.

105. Сайганов А.Д. У истоков эстетики реализма. Эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы./А.Д.Сайганов. -Казань: Таткнигоиздат, 1982.- 168 с.

106. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись-фотография-слово) // Литература и живопись /Ред.кол:А.Н.Иезуитов (отв.ред) и др. Л., 1982. - С. 142-171.

107. Себина E.H. Пейзаж / Е.Н.Себина // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. -М.: Высш. шк., 2004.1. C.264-275.

108. Сибгатуллина Э.Т. ИлаЬи гашыйклвр юлыннан (суфичылык турындаочерклар)/А.Т.Сибгатуллина.-Казан: Кыйбла, 1999. 144 б.

109. Сибгатуллина Э.Т. Суфичылык серлэре (терки-татар шигъриятендэ дини-суфичыл символлар, образлар, атамалар)/А.Т.Сибгатуллииа. Казан: Матбугат йорты нэшр., 1998. -368 б.

110. Совет Татар станы язучылары: Библиографик белешмэ / Тез. Р.Н.Даутов, Н.Б.Нуруллина Казан: Татар.кит.нэшр., 1986. - 638 б.

111. Солоухина О.В. Читатель и литературный процесс//Методология анализа литературного процесса / Под ред. БореваЮ.Б.-М., 1989.- 198-224.

112. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города/Под ред. проф. Загоскина/Предисловие М.Усманова. Казань: ООО DOMO Глобус, 2005. - 848 с.

113. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности/Л.Н.Столович. - М.: Политиздат, 1985.-415 с.

114. Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 1-нче том/Тез. М.Х.Хэсэнов, И.З.Нуруллин Иэм башк. Казан: Тат.кит.нэшр., 1987. - 548 б.

115. Татар теленец ащгатма сузлеге. Оч томда, II том/Тезучелэр: И.А.Абдуллин, С.Б.Вахитова Ьэм башк. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979.-726 б.

116. Толстой Л.Н. О литературе. Статьи, письма, дневники/Сост. И примечания Ф.А.Ивановой, В.С.Мишина и др. М.: Гослитиздат, 1955.-764 с.

117. Торшин A.A. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа/А.А.Торшин. М.: Флинта: Наука, 2006. -256 с.

118. Тукай Г. Казанга кайтыш//Г.Тукай. Эсэрлэр 5 т., 5-че т. /Тезу, искэрмэ Ьэм ацлатма Р.Гайнанов- Казан: Татар.кит.нэшр., 1985. -37-46 б.

119. Тукай Г. Сатирик Ьэм юмористик шигырьлэр/Тезучесе Э.Исхак. Казан: Таткнигоиздат, 1954. - 187 б.

120. Тюпа В.И. Анализ художественного текста/В.И.Тюпа. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

121. Урта гасыр татар эдэбияты.//Татар эдэбияты тарихы 6 томда/1-нче том. Урта гасырлар дэвере. Казан: Татар.кит.нэшр., 1984. - -84-535 б.

122. Фатих Амирхан: традиции и современность (Материалы межреспубликанской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Ф.Амирхана)/Под ред. Ф.Г.Галимуллина. -Казань, 2006.- 163 с.

123. Фатих Эмирхан турында истэлеклэр/Тез. Ф. ИбраЬимова, Р.Эмирхан. Казан: Татар.кит.нэшр., 2005 - 255 б.

124. Фэхретдин Р. Эсма, яки гамэл вэ ж;эза/Р.Фэхретдин//Мирас. -2003. -№5.-76-98 б.

125. Хализев В.Е. Литературное произведение/ЛЗ.Е.Хализев. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2002. - С. 179-330.

126. Халит Г. Кешегэ Ьэм чынбарлыкка мэхэббэт белэн/ГХалит. -Казан: Татар, кит.нэшр., 1975. 328 б.

127. Хасанов М. Фатих Амирхан (1886-1926)/М.Хасанов//История татарской литературы нового времени (XIX начало XX в.)/ Отв.ред.Н.Ш.Хисамов. - Казань: Фикер, 2003. - с.362-374.

128. Хэсэнов М. Фатих Эмирхан (1886 1926)//Эмирхан Фатих. Эсэрлэр. Дурт томда. 1-нче том. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1984. - 458474 б.

129. Хатипов Ф.М. Эдэбият теориясы/Ф.М.Хатипов- Казан: Раннур, 2002.-352 б.

130. Хисамов Н.Ш. Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул 'Али.//Средневековая татарская литература (VIII XVIII вв.). Казань: Фэн, 1999. - С. 50-87.

131. Хисмэтуллин X. Фатих Эмирхан ижаты //Эмирхан Фатих. Сайланма эсэрлэр. Ике томда. Беренче том. Казан: Таткнигоиздат, 1957.-5-26 б.

132. Хесни Ф. Заманалар Иэм язмышлар//Ф. Хесни. Ни эйтергэ? Нэрсэ эйтергэ? Эдэбият Ьэм эдэби осталык мэсьэлэлэре. Казан: Тат.кит.нэшр. - 1974. - 54-58 б.

133. Храпченко М.Б. Историческая поэтика: принципы исследования // М.Б.Храпченко. Познание литературы и искусства. Теория. Пути современного развития. М.: Наука, 1987.-С.466-482.

134. Чернец JI.B. Деталь / Л.В.Чернец//Введение в литературоведение/Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш.шк., 2004. -С.286-299.

135. Чернец Л.В. Мир произведения / Л.В.Чернец //Введение в литературоведение / Под ред Л.В.Чернец. М.: Высш.шк., 2004. -С.170-181.

136. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого/А.П.Чудаков. М.: Современный писатель, 1992.-320 с.

137. Шэрипов A.M. Эдэби бэйлэнешлэр/Э.М.Шарипов//Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 1-нче т. Урта гасырлар дэвере. Казан: Тат.кит.нэшр,, 1984.-453-468 б.

138. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль X-XIX веков / А.Н.Юзеев //Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Тат.кн. изд-во, 2002. - С. 72-153.

139. Юркина JI.A. Портрет / Л.А.Юркина // Введние в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш.шк., 2004. -С.251-263.

140. Яхин А.Г.Эсэргэ ничек анализ ясарга?/А.Яхин//Мэгариф- 2000. -№2.

141. Яхин Ф.З. Урта гасырлар татар эдэбияты. Татар шигъриятендэ дини мистика Ьэм мифология. Икенче басма/Ф.З.Яхин. Казан: Раннур, 2003.-416 6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.