Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Векслер, Анна Кирилловна

  • Векслер, Анна Кирилловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 278
Векслер, Анна Кирилловна. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2011. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Векслер, Анна Кирилловна

Введение.

Глава I Историческое развитие коллажа как вида творчества в искусстве и нового метода в художественном образовании

1.1 Коллаж в декоративно-прикладном творчестве народов разных стран.

1.2 Коллаж в творчестве профессиональных художников XX - XXI вв. (живопись, графика, театрально-декорационное искусство, костюм).

1.3 Предпосылки возникновения и использования коллажа в художественном образовании XX - XXI вв.

Глава II Теоретические аспекты коллажа: как самостоятельного произведения, способа работы в профессиональном искусстве и метода художественного образования

2.1 Классификация видов коллажа по материалам и способам создания произведения.

2.2 Композиционные принципы создания коллажа как самостоятельного художественного произведения.

2.3 Коллаж как метод обучения в художественном образовании (анализ учебных заданий-коллажей и его выразительные возможности).

Глава III Коллаж как метод развития творческого потенциала студентов будущих художников-педагогов

3.1 Методика создания коллажа как учебного задания и как самостоятельного художественного произведения (этапы, способы, техники, приёмы).

3.2 Обоснование введения метода коллажа в учебные программы кафедры декоративно-прикладного искусства на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена.

3.3. Определение динамики творческого развития студентов факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена на примере анализа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога»

Диссертация посвящена исследованию проблемы обучения коллажу как методу творческой работы и как самостоятельному художественному произведению в специфических условиях образовательной деятельности художественных и педагогических вузов. Работа основана на изучении истории возникновения и развития коллажа как самостоятельного произведения (в народном декоративно-прикладном и профессиональном художественном творчестве) и как метода создания произведения.

Коллаж - сочетание разных материалов (бумага, текстиль, дерево, металл, стекло и т.д.), гармонично дополняющих друг друга, которые, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, образуют композиционное единство, выражающее образную идею художественного произведения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования и повышения качества высшего педагогического образования в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Требования, предъявляемые к художнику-педагогу, - повышение творческой активности, воспитание готовности к решению неординарных задач, развитие композиционного и образно-пластического мышления - приобретают большую значимость в связи с введением третьего федерального государственного образовательного стандарта. Работа учителя на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством требует постоянного поиска новых форм творческого взаимодействия с учениками. Достижению этой цели может результативно служить особый вид художественного творчества — коллаж.

Коллаж, как показывает практика, активно используется профессиональными художниками во многих видах декоративного творчества: как технический приём создания изобразительных и декоративных художественных произведений, профессиональный удобный метод быстрого эски-зирования при поиске композиционного решения картины, способ оформления общественных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод создания театральных декораций, проектирования костюма и многое другое.

Коллаж как самостоятельное художественное произведение обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания -многими художественно развивающими, образовательными и воспитательными функциями, особенно в работе с детьми, школьниками, студентами.

Такие положительные особенности коллажа очевидны, но до сих пор нет научного исследования этого феномена с позиции искусствоведения и художественной педагогики, как нет и научно обоснованных учебных и методических пособий по преподаванию коллажа в детских учреждениях, средних специальных художественных училищах, художественных и педагогических вузах.

В этих условиях особую важность приобретает анализ коллажа как вида художественной деятельности в народном и декоративно-прикладном искусстве, профессиональной творческой деятельности и метода обучения в художественном образовании.

Состояние изученности проблемы характеризуется тем, что вопросы, затрагивающие феномен коллажа в художественном творчестве и образовании в той или иной степени отражены в трудах авторитетных искусствоведов, художников и педагогов:

- исследование проблем в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования осуществляли A.B. Бакушинский, В.В.Бабияк, Г.В.Беда, Э.М. Белютин, И. Иттен, В.С Кузин, Н.М. Молева, A.M. Родченко, С.О. Хан-Магомедов и др. В их работах проведён анализ методик и способов художественного образования классической академической школы рисования и «новой школы» - ВХУТЕМАСа и Баухауза, а также рассмотрены современные проблемы академического рисунка как основы профессиональной подготовки художника и художника-педагога;

- вопросы изобразительной композиции рассматривали М.В. Алпатов, И. Иттен, В.В.Кандинский, К.С.Малевич, В.И.Марков (В.-Г.-И. Мат-вейс) В.А.Фаворский, П.А.Флоренский. В их трудах описан авторский опыт построения композиции художественного произведения, проведено исследование формы, поверхности, плоскости и фактуры, взаимоотношений цвета, тона и формата в художественном произведении;

- опубликованы материалы: по история костюма (Р.В. Захаржевская, 2008), по «искусству варварского мира» (И.Д. Зильманович, 2005), по народному декоративно-прикладному искусству Крайнего Севера и Дальнего Востока (Н.И. Каплан, 1980), по современным афроамериканским квилтам (К. Мазлуми,1998), по истории и технологии создания печворка и квилта (Б.-М. Штауб-Вахсмут, 2007). Указанные источники дают представление об использовании коллажа как метода работы с текстилем, кожей и мехом в декоративном творчестве разных народов и представляют коллаж как самостоятельное художественное произведение;

- исследования, посвящённые изучению художественных течений начала XX в., в которых коллаж является предметом изобразительного и декоративного искусства, опубликованы в монографиях и сборниках научных статей «Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм, проблема терминологии» (Е.А. Бобринская, 1985), «Русский авангард: границы искусства» (2006), «Русский Авангард 1910-1920х гг. в европейском контексте» (2000). «Бубновый валет, примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов» (Г.Г. Поспелов, 1990), Кубизм (А. Гентфюрер-Триер, 2005), Дадаизм (Дитмар Элгер, 2006);

- художественно-педагогические искания начала XX в.: сборники научных трудов «Русский авангард. Проблемы, репрезентации и интерпретации» (2001), «Русский авангард: личность и школа» (2003);

- иллюстрированные каталоги по теме «коллаж как самостоятельный вид творческой деятельности художников» важными явились следующие издания: «Коллаж в России» (2003), «Коллаж в России XX век» (2005), сборник научных статей «Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа» (2005). В них представлен большой иллюстративный материал по творчеству разных художников, создающих коллажи как произведения искусства, и описан опыт современного искусствознания в области коллажа.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой проработанностью многих проблем, косвенно касающихся данной темы, коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога не был раньше предметом развёрнутого исследования и в настоящей диссертации рассматривается впервые.

Объект исследования - подготовка художника-педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Предмет исследования - использование коллажа как вида художественного творчества в системе высшей профессиональной подготовки художника-педагога.

Цель исследования - обосновать и выявить педагогический потенциал метода коллажа и его художественно-выразительные возможности для творческого развития художника-педагога в системе его профессиональной подготовки.

Исходя из названной цели, были определены следующие задачи исследования:

- осуществить сбор и анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по теме диссертации;

- определить состояние этого вида творческой деятельности в современном искусстве, выявив круг художников, работающих в области коллажа, и ознакомившись с их творчеством;

- выявить художественную специфику и классифицировать различные виды коллажа по материалам и техникам создания;

- проанализировать педагогические системы ВХУТЕМАСа и Баухауза как школ «нового художественного образования»;

- обосновать необходимость включения в учебный процесс педагогического вуза преподавание коллажа из различных материалов как эффективного метода художественно-творческого развития студентов;

- разработать методику преподавания коллажа для студентов художественного факультета педагогического вуза;

- проследить динамику развития творческой активности и композиционного мышления, формирования практических навыков и умений в работе над коллажем из различных материалов у студентов факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена.

Гипотеза исследования определяется рядом предположений:

- совершенствование высшего образования художников-педагогов в области декоративно-прикладного искусства и дизайна заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным произведением;

- коллаж является актуальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного художественного произведения и может способствовать творческому развитию студентов и улучшению их профессиональной подготовки как будущих педагогов-художников.

Методология исследования построена на принципе комплексного использования материалов различных научных дисциплин искусствоведения, педагогики и методологии высшего художественного образования.

В работе применялись следующие методы исследования:

- источниковедческий анализ позволил определить направление и степень разработанности темы;

- метод историко-культурного анализа позволил проследить развитие коллажа как вида творческой деятельности разных народов;

- искусствоведческий анализ применялся при изучении авторских коллажей как произведений искусства;

- типологический метод применялся при классификации коллажей по видам, техникам, материалам, композиционным приёмам;

- сравнительный анализ применялся при исследовании разных педагогических систем;

- метод теоретического и методического моделирования применялся при создании учебных программ по дисциплинам: «декоративная колористическая композиция», «коллаж из текстильных материалов».

Положения, выносимые па защиту:

- коллаж — профессиональный, творчески активный метод работы, включая эскизирование и создание коллажа как самостоятельного произведения и обучения художника-педагога;

- коллаж - эффективный метод обучения студентов декоративной колористической композиции, умениям и навыкам работы с различными материалами, способу быстрого эскизирования;

- разработанные диссертантом программы и методики обучения студентов коллажу позволяют активизировать их творческие способности.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

- предметом специального изучения стал методико-педагогический (образовательный) потенциал коллажа как средства подготовки художника-педагога;

- обоснована необходимость включения коллажа в систему нового художественного образования;

- выявлено воспитательное и образовательное значение коллажа в творческом развитии студентов художественных и педагогических вузов;

- прослежен исторический путь развития коллажа в декоративно-прикладном творчестве народов разных стран и в профессиональном изобразительном искусстве;

- проведена классификация видов коллажей по материалам и способам создания произведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- сформулировано определение коллажа как эффективного метода обучения студентов - будущих художников-педагогов;

- выявлены специфические художественно-выразительные возможности коллажа как метода создания художественных произведений (учебных и творческих работ студентов);

- материалы диссертации и разработанные программы учебных дисциплин «декоративная колористическая композиция» и «коллаж из текстильных материалов» могут служить основой для дальнейших научно-педагогических исследований видов коллажей как самостоятельных произведений и анализа методов обучения в художественном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены:

- в практике преподавания дисциплин художественно-практического цикла по специальностям «живопись», «графика», «композиция в ДЛИ и дизайне» как в художественных, так и в педагогических вузах;

- в практике преподавания художественных дисциплин в системе среднего специального образования;

- в организации педагогической деятельности детских творческих коллективов (художественных школ, домов творчества, студий, кружков);

- в качестве методических рекомендаций для профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Рекомендации по применению результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в педагогической практике учителей общеобразовательных и художественных школ, преподавателей художественных и педагогических вузов, в работе курсов повышения квалификации педагогов-художников, в исследовательской, издательской и выставочной деятельности музейных работников.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексного метода исследований, адекватностью его объекту, предмету, целям и задачам, а также корректным использованием данных педагогических исследований по проблеме диссертации, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе исследовательской работы.

Опытно-экспериментальная база исследования — кафедра декоративно-прикладного искусства (далее ДЛИ) факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, студенты (бакалавры и специалисты 4 и 5 курсов; магистранты 1 и 2 курсов) профилей «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн и компьютерная графика» (более 500 человек).

Этапы эксперимента:

I этап (2002-2005) - исследование существующих программ подготовки художника-педагога. Уточнение специфики задач и методов работы с коллажем на разных учебных курсах и уровнях, введение коллажа как нового технического и композиционного приёма для художественного творчества в учебный процесс на факультете изобразительного искусства. Разработка и апробация авторской программы на кафедре декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А.И. Герцена «Коллаж из текстильных материалов».

II этап (2005-2008) - создание и апробация специализированных занятий коллажем со студентами .разных профилей: «Дизайн и компьютерная графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство», разработка и апробация авторской программы «Декоративная колористическая композиция» для профиля «Декоративно-прикладное искусство» и магистерских программ профилей «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн и компьютерная графика».

III этап (2008-2011) - научно-методическое обоснование преподавания коллажа на факультете изобразительного искусства педагогического вуза, написание диссертации «Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога».

Апробация результатов.

Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях, из них 2 - в утверждённых ВАК сборниках (4,3 п.л.), а также представлены в форме докладов на пяти научных конференциях:

1. «Традиции и инновации в преподавании художественного текстиля». Российская научно-практическая конференция: «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании».-Санкт-Петербург, 2008.

2. «Фактура в коллаже как тема занятий по композиции на факультете изобразительного искусства в РГПУ им. А.И. Герцена». Международная научно-практическая конференция: «Искусство и диалог культур - II».-Санкт-Петербург, 2008.

3. «Элементы декора костюмов народов Севера в контексте современного декоративного искусства (текстиль)». Межвузовская научно-практическая конференция: «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке».- Санкт-Петербург, 2009.

4. «Лоскутная мозаика - искусство народов мира». Международная научно-практическая конференция: «Искусство и диалог культур - III ».-Санкт-Петербург, 2009.

5. «Коллаж из бумаги как один из методов работы по дисциплине «Декоративная живописная композиция». Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодёжи. -Санкт-Петербург, 2010.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы (248 наименований) и трёх приложений (1 - Классификация коллажей-произведений, созданных студентами факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена в качестве ВКР (2003-2010). 2 -Глоссарий. 3 - Альбом иллюстраций коллажей-произведений.). Объём основного текста - 193 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Векслер, Анна Кирилловна

Заключение.

Проведённые историко-искусствоведческий анализ коллажа как самостоятельного произведения, как метода работы и метода обучения, комплексный педагогический эксперимент, анализ ВКР (коллажей) и обоснования введения коллажа в авторские программы кафедры декоративно-прикладного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена показал:

1. Искусство коллажа имеет большую историю, определённую специфику создания и было освоено многими народами мира принадлежавшими к разным культурам.

2. Коллаж и сегодня является экспериментальным, творческим методом работы профессиональных художников в живописи, графике, декоративном, театрально-декорационном искусстве и в дизайне одежды.

3. Возникновение коллажа как одного из наиболее действенных методов обучения и творчества в XX в. в России и зарубежом было закономерным.

4. Сегодня термин коллаж принимается как условный, лишённый своего единственного прочтения, включающий в себя все возможные варианты работы с плоскостью, на плоскости, позволяющие выйти за её пределы в пространство к объекту. Коллаж может быть классифицирован по материалам, техникам, композициям и приёмам выполнения художественного произведения.

5. Мобильность и технологическая лёгкость создания коллажей-эскизов позволяет использовать коллаж как метод быстрого эскизирования в обучении студентов.

6. Анализ пропедевтического курса основных учебных заведений начала ХХв. (Баухауза и ВХУТЕМАСа) показал, что по своей содержательности эти программы могут служить фундаментом для новых поисков и развития методики художественного образования, в частности - по работе с коллажем, который как вид творческой деятельности имеет особенные технические и выразительные возможности, позволяющие создавать новые неповторимые произведения искусства.

7. Педагогическая практика кафедры ДЛИ РГПУ им. А.И. Герцена показала, что коллаж - один из действенных методов обучения и творчества: как способ быстрого эскизирования, как самостоятельное художественное произведение и как учебное задание, имеет определённые этапы, методы, способы и приёмы создания.

8. В педагогической практике на кафедре декоративно-прикладного искусства, факультета изобразительных искусств РГПУ им. А.И. Герцена коллаж обрёл качества одного из основных методов учебно-творческой работы студентов и стал эффективным методом обучения художников-педагогов. Анализ выпускных квалификационных работ (коллажей) показал динамику творческого развития студентов: появилась уверенность в композиционном построении работ; увеличилась и стала разнообразной палитра материалов, используемых студентами; усложнились технологии и приёмы работы с различными материалами; работы студентов стали конкурентоспособными на художественных выставках-конкурсах и высоко оцениваются независимыми экспертами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Векслер, Анна Кирилловна, 2011 год

1. Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблема терминологии // Вопросы искусствознания. Вып. 1-2. - М., 1995. - С. 4283.

2. Авангард и театр, 1910-1920-х гг./сборник статей. Рос. акад. Наук. -М.: Наука, 2008. 686с.

3. Авангард и традиции русской печатной графики: кат выст./сост. Г.Ю.Ершов, H.H. Школьный. Л.: Гос. Публ. б-ка, 1990. - 40с., 1. л. Прил.: ил.

4. Авангард, остановленный на бегу. Альбом / авт. ст. С.М. Турутина, А.Б. Лошеньков, С.П. Дьяченко. Л.: «Аврора», 1989. - 144 е.: ил.

5. Агабеков А. Каталог выставки произведений. Вст. ст. Е. Ковтуна. -Л.: «Художник РСФСР», 1984. 51 с. ил.

6. Адаскина Н. Коллаж прежде и теперь.// Коллаж в России. Каталог выставки. М.: Виртуальная галерея, 2003. 71с.: ил.

7. Азизян И. Взаимодействие теоретико-методического и личностного в художественной педагогике первой трети XX века.// Русский Авангард Личность и школа. Сборник по материалам конференции. СПб: Palase Editions,2003. - с.154-161 из 191с.: ил.

8. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений (серия «Психология и культура»).- СПб: Изд. ДНК, 2001. 200 с.

9. Алпатов М.В. Матисс. М.: «Искусство», 1969. -105с. с ил; 23 л. ил.

10. Алпатов М.В. Содоклад об искусствоведении и художественной критике (на первом съезде советских художников) М., 1957.

11. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: «Советский художник», 1979. - 287 с.

12. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие

13. Под ред. Н.А.Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 е., ил.174

14. Андреева Е. Гений Тимура./Пространство Тимура. Петербургс/

15. Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова. СПб: Санкт-Петербург, 2008. -С. 54-68.

16. Андреева Е. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. СПб: «АРКА», 2010.-28с.: ил.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392с.

18. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. 352с.

19. Аронов В.Р. «Конкретная эстетика» А. Гильдебрандта в художественной культуре рубежа XIX-XX вв./ Эстетика и жизнь. М.: «Искусство», 1982.-С. 226-257.

20. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М.: «Советский художник», 1987. - 230 е.: ил.

21. Бабияк В. В. Русский учебный рисунок. Петербург, акад. худож. шк. конца XVIII начала XX века, учеб.-метод. пособие по направлению 540700 Худож. образование для пед. вузов. - СПб: «Гиппократ», 2004. -296 е.: ил.

22. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. -М.: Прогресс Культура, 1994.-528с.

23. Бакушинский A.B. Искусство в трудовой школе. / Сб. статей вст. ст. A.B. Бакушинского. М.: «Новая Москва», 1926. - 172 е.: ил.

24. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Изобр. искусствовед, тр. / Авт. вст. ст. И.А. Либерфорт и др.. М.: Сов. Художник, 1981. - 351с.

25. Баранов Д. Парад народов. Каталог выставки. Китай, 2006. 136с.

26. Барановска И. Костюм как шутка, игра, каламбур. // Декоративное искусство № 4 (365). М.: «Советский художник», 1988. - С. 48-49.

27. Баткин JI. Искусствоведение и культурология // Пристрастия: Избр. эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е. М.: РГГУ, 2002. - С.249-255.

28. Бархатова Е. Киноафиша. // Декоративное искусство № 10 (359). -М.: «Советский художник», 1987. С. 24-25.

29. Беда Г.В. Вопросы педагогики художественных дисциплин. СПб Научн. тр./ Кубан. Гос. ун-т. Редкол.: Беда Г.В. (отв. ред.) и др.. - Краснодар: Кубань. Ун-т, 1982. - 148с.

30. Беда Г.В. Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты Сб. статей под ред. Г.В. Беда. Краснодар, 1963. - 97с.

31. Безменова К.В. Коллаж творческий метод художников XX в. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. - М.: Наука, 2005. -332-344 с.

32. Бейкер Монтано Дж. Crazy квилт, или «сумасшедший лоскуток»: Практическое руководство. (Секреты мастерства). Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. - 80с.: ил.

33. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. Вып. 2. М., 1996. - 521-559 с.

34. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: «Советская Россия», 1961.-231с.

35. Берже Лиза. Пэчворк. Шьём из лоскутов. / Пер. с англ. М.: ЗАО «БММ», 2008. - 152с.: ил.

36. Бернштейн Д. Коллаж «Про коллаж» (к феноменологии коллажа). // Коллаж в России XX век. СПб: Palace Editions, 2005. - С. 15-27.

37. Бобринская Е. Коллаж в XX веке // Коллаж в Росси XX век. Альманах. Вып. 126. СПб: Palace Editions, 2005. - С. 7-13.

38. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 304 е., илл.

39. Бригитта Марина Штауб-Вахсмут. ПЭЧВОРК И КВИЛТ. М.: Про-физдат, 2007. - 80с.: ил.

40. Векслер А.К. Коллаж как метод творческой работы в системе вузовской подготовки художника-педагога. / Научно-теоретический журнал «Среда. Общество. Развитие». № 4 (17). СПб: ЦНИТ «Астерион», 2010. -С.128-131.

41. Векслер А.К. Лоскутная мозаика искусство народов мира. Искусство и диалог культур. II международная научно-практическая конференция. Сборник научных трудов. Вып. 2.Научн. ред. Доктор пед. наук, профессор С. В. Анчуков. - СПб.,2009. - С.130-138.

42. Векслер А.К. Методико-педагогические аспекты преподавания коллажа в художественном образовании в XX веке. / «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 11: Научно-теоретический журнал. -Пятигорск, 2010.-С. 104-111.

43. Векслер А.К. Поиск новых методов художественного образования в России на рубеже XIX XX веков. Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XII: Сборник трудов / Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И.

44. Герцена; Научн. ред. канд. искусствовед., проф. H.H. Громов. СПб, 2010. - С.35-44.

45. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб: МИФРИЛ, 1994. - 428с.

46. Вернер Н. и др. Театральная бутафория Учебное пособие для театр, худож.-технич. училищ / под ред. И.Я. Гремиславского. М.: Искусство, 1952.- 184с.: ил.

47. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука - классика, 2005. - 320 с.

48. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Из наследия Петербургских мастеров. Л.: «Художник РСФСР», 1984.- 188 е.: ил.

49. Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Китая до Европы // Каталог выставки. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. 432 е.: ил.

50. Вострицова Л. Игра с формой. // Коллаж в Росси XX век. Альманах. Вып. 126. СПб: Palace Editions, 2005. С. 29-35.

51. Вольпина В. Народный костюм на сцене. Подлинность традиции или помпезность ситуации. // Декоративное искусство СССР № 9 (358). -М.: «Советский художник», 1987.-С. 33-36.

52. Всё о декупаже: техники и изделия / под ред. М. Лупато, В. Страбел-ло, Дж. Кристианини: Пер. с итал. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009. - 128 е.: ил.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов Н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.

54. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. - 863с.

55. Гентфюрер-Триер Анна. Кубизм. М.: «АРТ-РОДНИК», 2005. - 96 с: ил.

56. Герчук Ю. Игорь Макаревич как монументалист. // Декоративное искусство СССР № 2 (387). М.: «Советский художник», 1990. - С. 7-9.

57. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей; Пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. М.: «Муса-тет», 1914. 196с. с ил.

58. Горбачёва Л.М. Костюм средневекового Запада. М.: «Гитис», 2000. -231 с.

59. Градова К.В. Театральный костюм Кн. 2./ под ред. Т.П. Баженова.- М.: Союз театральных деятелей, 1987. 351 е.: ил.

60. Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм. Женский костюм Кн. 1. — М.: Всероссийское театральное общество, 1976. — 310 е.: ил.

61. Губанова Г. Театр по Малевичу. // Декоративное искусство СССР № 11 (384). М.: «Советский художник», 1989. - С. 42-45.

62. Гуревич Л. Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь. СПб Искусство Санкт-Петербург, 2007. - 319 с.

63. Гурьянова Н. «Цветная клей». // Творчество №5. М.: «Советский художник», 1989. - С. 28-29.

64. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999.- 150 е.: ил.

65. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.- М.: Изд. «Русский язык», 1998.

66. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя 2-е изд.. СПб: Амфора, 2006. - 203, [3] е.: ил.

67. Декоративно-прикладное искусство казанских татар Альбом / авт. ст. Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Р.Г. Шагеева. М.: «Советский художник», 1990.-215 е.: ил.

68. Денисова Л.Ф. Лоскутная мозаика. М.: Интербук-бизнес, 2005. -109 с.

69. Джон Крилл. Английская художественная бумага пер. Елены Хрущёвой. // Декоративное искусство № 6 (379). М.: «Советский художник», 1989.-С. 39-40.

70. Джудит Ротшильд / Альманах. Вып. 27. СПб: Palace Editions, 2002. - 160 е.: цв. ил.

71. Дизайн в системе культуры: Материалы совещ. март 1982г. / под ред. С.О. Хан-Магомедова. -М.: ВНИИТЭ, 1982. 71с.

72. Дитмар Элгер, Ута Гросеник (редактор). Абстрактное искусство, пер. с англ., М.: АРТ-РОДНИК, 2006. - 96с.: ил.

73. Дитмар Элгер, Ута Гросеник (редактор). Дадаизм, пер. с англ., М.: АРТ-РОДНИК, 2009. - 96с.: ил.

74. Дмитриева H.A. Пикассо. М.: «Наука», 1971. - 127с.: ил.

75. Ежеленко В.Б. Теория метода в педагогике. Ленинград, 1989. - 50с.

76. Ежеленко В.Б. Педагогический метод. СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1995. - 338с.

77. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. -СПб: Образование, 1992. 119с.

78. Ермакова Н.П. МОБ. Авангард и театр, 1910-1920-х гг.// сборник статей. Рос. Акад. Наук. М.: Наука, 2008 - С. 108-194.

79. Ефимов Ю.Г. Рыцарский зал. СПб: Государственный Эрмитаж, 2007. - 56 е.: ил.

80. Ефимова А.К., Никитина E.H. Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Альбом. Л.: «Художник РСФСР», 1981. - 179 е.: ил.

81. Жуковский В.И., Пивоваров Л.В. Зримая сущность. Визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск: Изд-во Урал.Ун-та, 1991.-284с.

82. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. Р. Атаханов. 6-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-208с.

83. Заинчевская (Марочкина) А.Н. Неизвестная Ермолаева (К истории эскизов к пьесе К. Ляндау «Как огородник двух министров обманул и на царевне женился»).// Авангард и театр, 1910-1920-х гг./сборник статей. Рос. акад. Наук. М.: Наука, 2008 - С. 482- 497.

84. Западное искусство ХХв. Проблема развития Западного искусства ХХв. СПб: Дмитрий Буланин, 2001. - 376с.

85. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2008. - 288 е.: ил.

86. Зданевич К. А.Кручёных как художник. // Куранты № 3-4,1919. -С. 14-20.

87. Зедльмайер Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб.: Аксиома, Издатель А.Наследников, 2000. - 272с.

88. Зильманович И. Искусство варварского мира. СПб: Государственный Эрмитаж, 2005. 35 е.: ил.

89. Зюзинская Б. Такого, как ты, больше нет нигде на свете. // Декоративное искусство СССР № 9 (370). М.: «Советский художник», 1988. - С. 31-36.

90. Илюхина Е.А. Маски М. Ларионова и Н. Гончаровой. // Авангард и театр, 1910-1920-х гг./сборник статей. Рос. Акад. Наук. М.: Наука, 2008 -С. 443-454.

91. Институт художественной культуры. Информация отд. ИНХУКа.// Русское искусство. 1923. № 2-3. С. 85-88.

92. Иоханнес Иттен Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. -М.: Издатель Д. Аронов, 2008. 136 е.: ил.

93. Иоханнес Иттен Искусство цвета. М.: Издатель Д. Аронов, 2008. - 96с.: ил.

94. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX-XX вв.: Хрестоматия для студентов пед. вузов и учителей / Рос. пед. ун-тет им. А.И. Герцена; Сост. И авт. предисл. М.А. Верб. СПб: Образование, 1995.-293с.

95. Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. -СПб: Алетейя, 2000. 308с.

96. История европейского искусствознания: вторая половина XIX начало XX в./ Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1-2. -М., 1969.

97. Йожеф Вадаш. Ласло Мохой-Надь. Апостол прекрасного в технике. // Интерпрессграфика № 2. Будапешт, 1987. - С. 10-17.

98. Кабанова О. Горящие знамёна Владислава Хасиора. // Декоративное искусство № 6 (37). М.: «Советский художник», 1989. - С. 42-45.

99. Кабачек Л.В. Психологизм, выразительность. // Творчество № 3. — М.: «Советскийхудожник», 1964.-С. 12-13.

100. Каган М.С. Искусство в системе культуры // Советское искусство-знание'78. Вып. 2. -М.: Советский художник, 1979. С. 239-273.

101. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

102. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997.-205с.

103. Калашникова Н.М. Народный костюм. М.: «СВАРОГ и К», 2002. -374 е.: ил.

104. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 240 с.

105. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. -М.: Гилея, 2001. Т.1 390 е., ил.; Т.2 - 342 е., ил.

106. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: «Просвещение», 1980. - 126 е.: ил.183

107. Карасик И. Ученики учеников. Пространство Стерлигова. СПб: ООО «П.Р.П.», 2001. - 208с.: ил.

108. Кашук JI. Абстрактное искусство Москвы 1950-х 2000. Абстракция в России XX век // Альманах. - Вып. 17. - СПб: Palace Editions, 2001. Т.2.-С. 17-25.

109. Клаус Хонер. Поп-рат, пер. с нем.. М.: «АРТ-РОДНИК», 2008. -96 е.: ил.

110. Клюн И.В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. М.: RA. Лит. худож. Агентство «Русский Авангард», 1999. - 559 е.: ил.

111. Козырева Н. «Движение жизнь». Матюшин и его теория пространства и цвета. // Творчество, 1989 №6. С. 13-15.

112. Козырева Н. «Стряпня материалами» или несколько слов по поводу экспозиции и издания. // Коллаж в России XX век./ Альманах. Вып. 129. СПб: Palace Editions, 2005. С. 43-47

113. Котович Т. Энциклопедия Русского авангарда. Минск: «Эконом-пресс», 2003.-415с.

114. Кузин B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: «Просвещение», 1971.- 144с.

115. Лаврентьев А.Н. «История дизайна. Учебное пособие». М.: Гарда-рики, 2006. - 303 с.

116. Лаврентьев А.Н. Основные тенденции в развитии советского художественного конструирования в 20-30-х гг.// Автореферат на соискании учёной степени кандидата искусствоведения (специальность 17.00.06 -Техническая эстетика). М., 1993. - 29с.

117. Лаврентьев А.Н. Пропедевтическая дисциплина «Графика»: ВХУТЕМАС. 1920-1922. // Техническая эстетика, 1984. №7. С.16-21.

118. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992. - 222с.: ил.

119. Лаврентьева Е.А. Материал и фактура в коллаже. // Русский Авангард 1910-1920х годов. Проблемы коллажа. М: «Наука», 2005. - С. 316331.

120. Лазарев В.Н. О методологии современного искусствознания. // Советское искусствознание'77/2. М.: «Советский художник», 1978. - С. 311-316.

121. Леонтьева Г.К. В мастерской Л. Кабачека. // Художники Ленинграда, 1963. С.11-13.

122. Леонтьева Г.К. Кабачек Леонид Васильевич. — Л.: «Художник РСФСР», 1963.-53с.: ил.

123. Лопатинский Б. Монтаж театральных постановок в Москве. // Русское искусство. 1923. № 2-3. -С. 49-56.

124. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.

125. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р.Г. Григорьева, предисл. С.М.Даниэля — СПб: Академический проект. (Серия «Мир искусства»), 2002.-554с.

126. Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Кабакова Е.П., Фомина H.H., Хан-Магомедов В.Д., Савенкова Л.Г., Аверьянова Г.И. Мировая художественная культура XX век. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007.-445 е.: ил.

127. Люсиль Туми. ФАНТАЗИИ ИЗ ТКАНИ. Вышивка. Вязание. Шитьё, Аппликация. Рисунок по ткани / пер. с англ. М.: «Контэнт», 2008. - 112 е.: ил.

128. Магдалена Дросте. Баухауз 1919 1933. Реформа и авангард. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 96 е.: ил.

129. Магульский Г.К. Мис ван дер Роэ. М.: «Стройиздат», 1969. - 256с.: ил.

130. Малевич К. Чёрный квадрат. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 288 с.

131. Малевич. Художник и теоретик: Альбом/ авт.ст. E.H. Петрова и др.. -М.: Сов. Художник, 1990. -240с.: ил., цв.ил.

132. Манин B.C. Жанры искусства в свете их сущности. // Советское искусствознание. № 20. М.: «Советский художник», 1986. - С. 196-227.

133. Марков В. Фактура. М.: «Издательство В. Шевчук», 2002. - 68с.

134. Марлен Доминикус Ван Сует. Амстердамский государственный музей. Шедевры. Путеводитель. - Амстердам: «Mercurius», 2009. - 144с.: ил.

135. Марочкина А. Работа Ермолаевой в ГИНХУКе. Изучение произведений постимпрессионистов. Русский Авангард. Личность и школа./ Сборник по материалам конференции. Cn6.:Palase Editions, 2003. - С.85-89.

136. Матисс А. 1869-1954. Живопись, рисунок, декупажи / сост. Е.Б. Георгиевская и др. М.: «Галарт», 1993. - 367 е.: ил.

137. Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. - 270 е.: ил.

138. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: «Молодая гвардия», 1988.-224 е.: ил.

139. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней. / Сост. И.Г.Мосин. -СПб: ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2006. 192 е.: ил.

140. Михайлова С.Н. Экспрессионистские тенденции коллажной графики С.В. Малютина. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. -М.: Наука, 2005.-С. 58-63.

141. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 413с.

142. Молева. Н. Белютин Э. Русская художественная школа II половины XIX начала XX вв. - М.: «Искусство», 1967. - С.315.

143. Молева. Н. Белютин Э. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX XX веков. - М.: «Искусство», 1958.- 116с.: ил.

144. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: «Мир», 1966.-351 с.

145. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. -Киев: Знание, 1978. 47с.

146. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времён до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. Пер. с фр.. -М.: Искусство, 1982. 577с.: ил.

147. Мурина Е.Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов. Путь художника. Художник и время. М.: «Советский художник», 1990. - 272с.: ил.

148. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. Из собрания Российского этнографического музея: альбом. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2006. - 296 е.: ил.

149. Неизвестный русский Авангард. В музеях и частных собраниях. Альбом / авт. ст. А.Д. Сарабьянов. М.: «Советский художник», 1992. -352 е.: ил.

150. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. 207 с. - (Образование через искусство).

151. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007. - 253, 2. е.: ил.

152. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

153. Нехорошев Ю.И. Декоратор художественного театра Виктор Андреевич Симов. М.: «Советский художник», 1984. - 279с.: ил.

154. Новый словарь иностранных слов. М.: «Азбуковник», 2008. - 1040 с.

155. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. / Перевод с англ. В.В.Симонова. СПб: Академический проект, 1999. -394с.

156. Педагогика. Конспект лекций. / Сост. М.Б. Кановская. М.: ACT: Полиграфиздат; - СПб: Сова, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций).

157. Перестронина В. Современник крупным планом. JI. Кабачек. // Художник. № 1. -М.: «Советский художник», 1977. С. 26 - 27.

158. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005.- 144с.

159. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: ПАССИМ, 1994. - 154, 2. с.

160. Полевой В.М. О типологии изобразительного искусства // Советское искусствознание'79. Вып. 2. М.: «Советский художник», 1980. - С. 267279.

161. Полная энциклопедия символов. Рошаль В.М. СПб: Сова, 2006. -684 с.

162. Попова JI.C. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения, 1889-1924: Каталог / Е.М. Жукова и др.; авт. вступ. ст. Д.В. Сарабьянов, Н.Л. Адаскина. [М.]: Гос. Третьяков, галерея; Б.М.: АРС Пабликейшнс Лимитед, 1990. - 216с.: ил.

163. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. -М.: «Советский. Художник», 1990. -272с.: ил.

164. Проблемы искусствознания и художественной критики: сб. статей. Л.: Издательство ЛГУ, 1982. - 224 с.

165. Прокофьева Е.Д. Орнамент селькупов. М.: КСИЭ, 1950. Т.10.

166. Пунин H.H. О Татлине: Сборник /коммент. В.И. Ракитина, А.Г. Каминской. -М.: Лит.-худож. Агентство «RA», 1994. 125, [2] е.: ил.

167. Рабочие альбомы C.B. Малютина, Смоленский музей-заповедник. Книга поступлений, № 25236-25245.

168. Работнова И. Набивные ткани конца 20-х начала 30-х годов. // Декоративное Искусство СССР. № 10 (191). - М.: «Советский художник», 1973.-С. 56-57.

169. Радлов Н.Э. О футуризме. Пб: «Аквилон», 1923. 68 3. с.

170. Разина Т.М. «Прикладное искусство в Русской культуре XVIII XIX вв.». -М.: Изд-во МГУ, 2003. - 155, 2. е.: ил.

171. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства (серия «Проблемы художественного творчества»). М.: «Советский художник», 1978. — 237 е.: ил.

172. Рассон К. Что такое шёлковая бумага: способы изготовления и применение: Практическое руководство. / Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. - 96 е.: ил.

173. Репин И. Далёкое близкое. -М., Л.: Искусство, 1949. 556с.

174. Родченко A.M. Опыты для будущего. Experiments for future (учебные программы 1922-1928 гг.): Дневники. Ст. Письма. Зарисовки. -М.: Грантъ, 1996,-415с.: ил.

175. Родченко A.M., Степанова В.Ф. авт. вступ. ст. А.Н. Лаврентьев. -М.: «Книга», 1989. 158с.: ил.

176. Русский Авангард 1910-1920х гг. в Европейском контексте. РАН Комиссия по изучению искусства Авангарда 1910-1920х гг.. М.: Наука, 2000.-310с.

177. Русский Авангард: личность и школа. Сборник статей по материалам конференции // Альманах. Вып. 38. СПб: Palace Editions, 2003. -191с.: ил.

178. Русский Авангард: манифесты, декларации, программные статьи, (1908-1917), к 100-летию русского авангарда. / Авт.-сост. И. Воробьёв. -СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2008. 254 с.

179. Русский Авангард: проблемы репрезентации и интерпретации. / Альманах Вып.5. СПб: Palace Editions, 2001. - 272 е.: ил.

180. Савицкая JI.JI. Коллаж в Украинском искусстве 1910-1920-х годов // Русский авангард 1910-1920х годов проблема коллажа. М.: «Наука», 2005.-С. 117-127.

181. Сердцем, слушая революцию. искусство первых лет октября. Альбом / авт. ст. М. Герман. Л.: Аврора, 1980. - 137с.: ил.

182. Серж Шаршун // Альманах Вып. 143. СПб: Palace Editions, 2006. -191 е.: ил.

183. Символизм в Авангарде // сборник статей отв. ред. сост. Г.Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ М.: Наука, 2003. -443с.

184. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. - 150с.

185. Собко Н.П. Словарь русских художников. — СПб, 1893-99.

186. Сьюзан Бриско. Сашико японское искусство вышивки. М.: Арт-Родник, 2007. - 128с.: ил.

187. Театральный плакат Германской Демократической республики. Каталог выставки./ Пер. с нем. (ГДР) В. Данилова. Авт. вступ. ст. Ильзе-Мария Дорфштехер. М.: «Советский художник», 1979. - 52 е.: ил.

188. Тейлор Б. ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005, пер. с англ., Э.Д. Меленевской; М.: СЛОВО / SLOVO, 2006. - 256 е.: ил.

189. Терёхина В.Н. Об одном коллаже Ольги Розановой и не только о нём. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. М.: Наука, 2005.-С. 64-74.

190. Турчин B.C. По лабиринтам Авангарда. М.: Издательство МГУ, 1993.-248 с.

191. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита: Уч. пособие для худож-граф. фак. пед. ин-тов. -М: Просвещение, 1980. 128 е.: ил.

192. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е., ил.

193. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие./ В.Б. Устин. — 2-е изд., уточнённое и дополненное. — М.: ACT; Астрель, 2008. 239,1. е.: ил.

194. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: «Советский художник», 1988. - 586 с.

195. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 815 с.

196. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству // Священник Павел Флоренский (Сост. игумен Андроник (А.С.Трубачёв) и др.) М.: Изобразительное искусство, 1996. - 335 е.: ил.

197. Хайо Дюхтинг. Василий Кандинский. Революция в живописи. М: «TASCHEN /АРТ-РОДНИК», 2002. - 96 е.: ил.

198. Хан-Магомедов В.Д. Живопись и новые формы искусства. // Мировая художественная культура XX век. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007. - С.61-195.

199. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС Высшие Государственные Художественные Мастерские 1920 - 1930 гг. - М.: «Издательство Ладья», 1995.-344 е.: ил.

200. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика // В.Н. Харькин. М.: NB Магистр, 1992. - 160с.

201. Художественный текстиль 90-х гг. Выставка московских художников. // Каталог вст. ст. Краморенко Л.. - М.: «Советский художник», 1991.-96 е.: ил.

202. Художники Русского театра 1880 1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Альбом / авт. ст. Дж. Боулт. - М.: «Искусство», 1991.-205 е.: ил.

203. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения /А.В. Хуторский. М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416с.

204. Черневич Е. К спорам о плакате. XII Международная Биеннале плаката в Варшаве. // Декоративное искусство СССР № 12 (373). М.: «Советский художник», 1988. - С. 8-11.

205. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров: Практическое руководство ./Пер. с итал. М,: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. - 160 е.: ил.

206. Шушарина Г. Лоскутное одеяло Москвы. // Декоративное искусство № 8 (393). М.: «Советский художник», 1990. - С. 32.

207. Экман С. Из книги «Коллаж и ассамбляж как новые виды искусства дадаизма». // Русский авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. М.: «Наука», 2005. - С. 224-254.

208. Энциклопедия педагогических технологий. Колеченко А.К. СПб: КАРО, 2008. - 367, 1. е.: ил.

209. Эрнеи Д. Тысяча Будд и триумф дизайна // Интерпрессграфика № 3, 1987.-С. 30-39.

210. Этимологический словарь русского языка. М.: «ЛадКом», 2007. -608 с.

211. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа. Уч. пособ. — Л., 1986. 83 с.

212. Alisa La Gamma and Christina Giunti. The Essential Art of African Textiles. Design Without End. New York: Published by The Metropolitan Museum of Art, 2008. - 72 е.: ил.

213. Andrew Kennedy, Michael Robinson/ BAUHAUS. United Kingdom: FLEAME TREE PUBLISHING, 2006. - 384c.: ил.

214. Carolyn Mazloomi. Spirits of the Cloth. Contemporary of African American Quilts. New York: Clarkson Potter/Publishers, 1998. - 192c.: ил.

215. Carsten-Peter Warncke. Picasso 1881-1973. Spain: TASCHEN, 1997. -240 c.

216. Christopher Spring, Julie Hudson. Nord African textiles. Washington: Smithsonian institution press, 1995. - 144c.: ил.

217. Hararld Olbrich. Ensemble der visuellen Künste Zu historischen Aspekten der Funktionen der Kunst. // Bildende Kunst. Heft 7, 1977. DDR. P. 318321.

218. Gina Corrigan. Miao textiles from China. London: British Museum press, 2006. - 87 е.: ил.

219. Karin Hirdina. Zum ästhetischen Programm des Bauhaus. // Bildende Kunst. Heft 4, 1977. DDR. -P. 163-166.

220. Nikolas Barnard. Living with decorative textiles. Tribal arts from Africa, Asia, and the Americas. London: Thames and Hudson, 1998. - 192c.: ил.

221. Pasty and Myron Orlofsky. Quilts in America. London: Abbeville press Publishers, 1992. - 368c.: ил.

222. Patricia T. Herr. Amish Quilts of Lancaster County. Heritage Center Museum of Lancaster County. Lnc, 2004. - 190 е.: ил.

223. Tina Skinner, Sam Hilu Collection. Nomadic embroideries. India's Tribal Textile Art. Schiffer Publishing, Ltd, 2008. - 208 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.