Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза "Волхв" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Хольнева, Марина Александровна

  • Хольнева, Марина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 176
Хольнева, Марина Александровна. Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза "Волхв": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Нижний Новгород. 2006. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хольнева, Марина Александровна

Введение

Глава первая. Художественная мистификация и воплощение виртуальной реальности

1.1. Дефинитивная характеристика мистификации в культуре XX века

1.2. Мифология и мистификация в раскрытии смысла человеческого существования

1.3. Мистификация как прорыв к исторической истине

Глава вторая. Проблемно-семиотические свойства художественного текста Джона Фаулза

2.1. Деконструирование текста и его значение как литературоведческая проблема

2.2. Проблема «другой реальности» в романе Дж. Фаулза «Коллекционер»

2.3. Мистифицирующие свойства стилизации («Женщина французского лейтенанта»)

2.4. Реальное, воображаемое и символическое в романах Дж. Фаулза

Глава третья. Мистификация в системе художественных смыслов романа «Волхв»

3.1. Герой между прошлым и современностью: к проблеме детерминации

3.2. Символическое и антропологическое в образе Кончиса

3.3. Семантика повествования и поэтика мистификации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза "Волхв"»

Изучение современной английской прозы в диапазоне тем и проблем, ею освоенных, является достаточно сложной, но необходимой задачей для отечественного литературоведения. Английская литература на нынешнем этапе своего развития представляет дискурс интеракций духовного, культурного, исторического, философского, психологического начал. Она эксплицирует историко-литературную перспективу, модифицирует категории литературы, обогащает поэтику художественной структуры текста. Можно утверждать, что с середины XX века английская проза стала особенно активна в процессе самопознания и самооценки внутритекстовых процессов, обретая интернациональную аудиторию. Поэтому представляет немалый интерес проблема интерпретации произведений современной английской литературы и изучение творческих поисков писателей.

Определенная художественная тенденция в литературных произведениях последних десятилетий сводится к тому, что теория становится видом художественного творчества, свидетельством чему служат многие философские трактаты, научные эссе и статьи, оформленные как художественный текст, а творчество все больше тяготеет к использованию научных методов, документалистики и фантазии.

Вот почему интерпретация текста сегодня часто выводит на уровень обобщений, закономерностей, установления связей между эмпирической действительностью и ее высшим смыслом.

В отечественной англистике внимание прежде всего уделялось классикам XX века, а писатели, оставшиеся «в их тени», изучались мало и, скорее, были предметом литературной критики, нежели академического литературоведения. Такова судьба Фаулза, не отнесенного критикой ни к классикам, ни к писателям массовой литературы.

Между тем Джон Фаулз как критик и писатель, знакомый с тенденциями литературного развития, в своем творчестве постарался отразить двусмысленность и многозначность современного ему мира. В поле зрения писателя попали психологические механизмы и явления, которые способны оказывать влияние на формирование сознания современного человека. Проблемами многих романов Дж. Фаулза являются становление личности, индивидуальной картины мира, что делает творчество английского автора остро актуальным.

Джон Фаулз родился 31 марта 1926 года в Ли-он-Си (графство Эссекс, где его отец был приходским пастором) неподалеку от Лондона. В 1939 году был отдан в привилегированную частную школу Бедфорд, где увлекся французской и немецкой литературой. После школы - армия, морская пехота. В 1950 году закончил Оксфордский университет. После университета преподает английский язык и литературу - сначала во Франции в университете Пуатье (1951), затем в частной школе на острове Спетсаи в Греции (1951 - 1952), затем вплоть до 1964 года - в лондонских колледжах. Все эти годы он пишет, не спеша опубликовывать написанное. Делает наброски сразу нескольких романов, сочиняет стихи и философские афоризмы, совершенствует стиль. После знакомства с писателем Полом Скоттом полностью переходит на литературную работу. Только в 1963 году выходит его роман «Коллекционер» («The Collektor»), неожиданно для самого автора ставший бестселлером. Роман переводится на шестнадцать языков мира, по нему ставится фильм, пишется пьеса, в нескольких странах осуществляются театральные постановки. В 1964 году выходит сборник философских афоризмов «Аристос» («The Aristos»). Следующий роман «Волхв» («The Magus», 1966, переработанный вариант 1977) пользуется не меньшим успехом. Далее следуют романы «Женщина французского лейтенанта» («The French Leutenant Women», 1969), «Дэниел Мартин» («Deniel Martin», 1977), «Мантисса» («Mantissa», 1982) и др. В ноябре 2005 года писатель скончался.

Фигура Джона Фаулза длительное время в отечественном литературоведении оставалась «в тени». Первая волна внимания к его творчеству связана с такими его произведениями как «Коллекционер» и

Женщина французского лейтенанта», активно публиковавшимися в 1980-х годах. Повторно интерес обострился в 2000 году, когда началось массовое издание его последних романов и сборников эссе.

В настоящее время на русский язык переведены шесть романов: «Коллекционер» («The Collektor», 1968), «Женщина французского лейтенанта» («The French Leutenant Women», 1969), «Волхв» («The Magus», 1977), «Дэниел Мартин» («Deniel Martin», 1977), «Мантисса» («Mantissa», 1982), «Червь» («The Maggot», 1997), сборник рассказов «Башня из черного дерева» («The Abony Tower», 1979), сборник философских афоризмов «Аристос» («The Aristos», 1964), сборник эссе «Кротовые норы» («The Wormholes», 1996).

Фаулз признается талантливым писателем, привносящим в свое творчество эксперимент и одовременно следующим традициям английской литературы. Особую популярность в зарубежном литературоведении Джон Фаулз приобрел как литературный критик и публицист. Его талант многогранен. Он реализовал себя во многих жанрах литературной деятельности: и как критик, и как философ, и как публицист.

Тем не менее, несмотря на возросший в последнее время интерес к творчеству Фаулза и признание его как замечательного и самобытного английского писателя, существует объективная сложность в исследовании его художественных произведений.

Дело в том, что до недавнего времени творчество данного английского писателя было мало изучено в научно-литературоведческом плане. Высказывания о нем и его творчестве ограничивались небольшими статьями в специальных и общих журналах. В середине 1990-х годов научный интерес к творчеству Фаулза возрастает, но все появившиеся тогда исследования рассматривают его феномен с позиций традиционного литературоведения, что, на наш взгляд, не позволяет открыть этого писателя полностью. К тому же недостатком этих работ является то, что они рассматривали только некоторые аспекты художественного творчества писателя и специфика этих работ не отвечает требованиям современного литературного процесса, так как творчество Дж. Фаулза не укладывается в каноническую парадигму.

У себя на родине, в Великобритании, Фаулз не вызывает у литературного истеблишмента восторга - скорее недоуменное молчание и глухое раздражение. Как отмечает И. Репина, «по совести, такую реакцию следует признать куда более адекватной: творец «Волхва» и «Женщины французского лейтенанта» - сочинитель намеренно «чудной», неуклюжий, внятный лишь немногим. Метод Фаулза близок классическому авангардизму, который декларирует полную автономность реальности от знаковых систем, вещей - от слов, истины - от текста»1.

С этим нельзя в полной мере согласиться. Метод Фаулза не автономен сам по себе, а находится в тесной связи с проблематикой его произведений и с той авторской концепцией, которую автор излагает на их страницах. Можно сказать, авторский метод дополняет проблематику - довольно неоднозначную и, зачастую, довольно (и намеренно) противоречивую (типичным примером чего выступает трехчастный финал «Женщины французского лейтенанта»), являясь как средством ее изложения, так и усложненной интерпретации.

Наконец, еще одна трудность при обращении к поставленной проблеме была вызвана новизной поэтики, обнаруживающейся в темах его произведений, их структурно-образного мира, сюжетологии и характерологии. В нашей работе впервые в круг проблем литературоведческой науки входит такое понятие, как мистификация. Мистификация в творческой философии Дж. Фаулза выступает как прием, метод и художественная технология.

Актуализация этого понятия в настоящее время вызвана разложением современной действительности на реальность действительную и реальность мнимую, созданную искусственно и выдающую себя за оригинал.

1 Репина, И. «Червь» Джона Фаулза [Текст] / И. Репина // Книжное обозрение.- 1997.- №15, апрель. - С. 5.

Мистификация как элемент художественной структуры литературного произведения создает мир ложной реальности, где художественный образ начинает наполняться трансформированными знаками и символами реальной действительности, тем самым по смысловому наполнению выступает шире и глубже этих знаков и символов1. В романном творчестве Фаулза мистификация функционирует не только на уровне смысла, но и порождает особый тип героя - мистифицирующий. Данный тип, наряду с такими, прочно закрепленными в литературе XX-XXI веков типажами как «человек абсурдный» и «человек без свойств», может занять свою нишу в истории литературной характерологии.

Особую важность для исследования представляет роман «Волхв» («The Magus»). Именно в этом романе наиболее активно задействован прием мистификации и в системе образов, и в развитии сюжета, и в процессе смысл ообразования.

Однако в диссертационном исследовании преднамеренно приводится обзор всех романов Джона Фаулза. Данный подход обусловлен тем, что эти тексты могут составлять один гипертекст. Такая версия была высказана в работе Н.А. Смирновой «Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон - Уайльд - Гарди - Фаулз»2. В настоящем диссертационном исследовании приведены многие аргументы в ее поддержку и развитие.

Предмет исследования - роман английского писателя Джона Фаулза «Волхв» («The Magus») в контексте его авторского творчества и всего литературного процесса современности.

Объект исследования - художественно-семантические свойства мистификации как компонента романной структуры и свойства писательского мышления Дж. Фаулза.

1 См. об этом: Андреев, Л. Художественный синтез и постмодернизм [Текст] / Л.Андреев // Вопросы литературы. - 2001. - №1. - С. 3-39; Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст]: пер. с англ. Н.Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино. - 1992. - №10. - С. 64-70; Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность [Текст] / В.М. Дианова. - СПб.: Петрополис, 1999. - 238.; Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н.Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347с.; и др.

2 См. об этом: Смирнова, Н.А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон - Уайльд - Гарди -Фаулз [Текст] / Н.А. Смирнова. - Дис. докт. филол. наук. - Нальчик, 2001. -323с.

Цель диссертационного исследования - исследование видов художественной мистификации, представленной в романе «Волхв»; изучение специфики и многообразия ее функций.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить характерные черты, формы и типологию художественных мистификаций;

- показать выразительность и многообразие проявлений мистификации в тексте романа Дж. Фаулза «Волхв», исследовав это явление по отношению к различным культурным компонентам (построение центрального образа, выражение авторской позиции, осмысление истории, иллюзорность понятия истины и т. п.);

- сопоставить идеи романа «Волхв» с тенденциями развития образной системы в творчестве писателя;

- охарактеризовать художественно-смысловые модели, рождаемые идеей мистификации; раскрыть межуровневую метахудожественную природу мистификации как объекта литературно-культурологического анализа;

- дать обоснование мифографического подхода в исследовании творческого феномена Фаулза.

Степень научной разработанности проблемы

В отечественном литературоведении до 1990 года работы, посвященные творчеству Джона Фаулза, были немногочисленными и, за исключением нескольких диссертаций и учебного пособия1, представлены обзорными статьями в периодических изданиях.

Но с конца 90-х годов интерес к исследованию наследия английского

1 См. об этом: Залите, Т.А. Поэтический мир Джона Фаулза [Текст]: учеб. пособие / T.A. Залите. - Рига: ЛГУ, 1982. - 36с.; Кабанова, И.В. Тема художника и художественного творчества в английском романе. 6070-х г.г. (Дж. Фаулз и Б.С. Джонсон) [Текст] / И.В. Кабанова. - Автореф. дис. . канд. филолог, наук. - М., 1986. - 160с.; Фейбергс, В. творческий путь Дж. Фаулза [Текст] / В. Фейбергс. - Автореф. дис. . канд. филолог, наук. - М., 1986. - 178 с. писателя стремительно возрастает. Появляются научные труды, в которых творчество Фаулза рассматривается в ходе сопоставительного анализа с другими авторами. К таким работам следует отнести исследования М.И. Марчук, Я.Ю. Муратовой, К.А. Серовой, Н.А. Смирновой, Т.В. Федосовой, P.P. Хуснулиной1.

В последнее время феномен Фаулза становится самостоятельным и актуальным объектом исследования. Среди работ, посвященных исключительно этому английскому автору, назовем исследования Э.Г. у

Годованной, О.В. Лебедевой, Д.С. Папкиной .

В современном зарубежном литературоведении можно констатировать дефицит работ, специально посвященных данному английскому прозаику, но стоит отметить два фундаментальных исследования: S. Lovedey «The Romances of J. Fowles»3; H. Fawkner «The Timescapes of J. Fowles»4. В перечисленных исследованиях уделяется внимание проблематике и вопросам поэтики романов Фаулза, опубликованных до 1982 года. Наряду с этими работами большой интерес представляют труды Р. Бурдена, Д. Раньона,

См. об этом: Марчук, М.И. Художественный текст как уииверсум культуры: «Пушкииский дом» А. Битова, «Волхв» Дж. Фаулза [Текст] / М.И. Марчук. - Дис. . канд. культурологических паук. — Ярославль, 2003. - 200с.; Муратова, Я.Ю. Мифоэтика в современном английском романе: Д.Барнс, А. Байетт, Д. Фаулз [Текст] / Я.Ю. Муратова. - Дис. . канд. филолог, наук. - М., 1999. - 240 е.; Серова, К.А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века: на материале романов В. Вульф и Д.Фаулза [Текст] / К.А. Серова. - Дис. . канд. филолог, наук. - СПб., 1996. - 189с.; Смирнова, Н.А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон - Уайльд - Герди - Фаулз [Текст] / Н.А. Смирнова. -Дис. . докт. филол. наук. - Нальчик, 2001. - 323с.; Федосова, Т.В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: На материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза [Текст] / Т.В. Федосова. - Дис. . канд. филолог, наук. - Горно-Алтайск, 2004. - 175с.; Хуснулина, P.P. Английский роман XX века и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Очерки о прозе О. Уайльда, В. Вульфа, С. Моэма, Б. Хонкинса, Э . Бёрджеса, Дж. Фаулза [Текст] / P.P. Хуснулина. - Казанский гос. инс-т им. В.И. Ульянова-Ленина.-Казань, 1998.- 103с. 2

См. об этом: Годовапная, Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза [Текст] / Э.Г. Годованная. - Дис. . канд. филолог, наук. -Краснодар, 2004. - 213с.; Лебедева, О.В. Поэтика новел Джона Фаулза [Текст] / О.В. Лебедева. - Дис. . канд. филолог, наук. - Великий Новгород, 2005. - 199 е.; Папкина, Д.С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза [Текст] / Д.С. Папкина. - Дис. канд. филолог, паук. - Великий Новгород, 2004. - 161 с. 3

См. об этом: Lovedey, S. The Romances of J. Fawles [Text] / S. Lovedey. - London: Methuen & Co, 1985. - 248

5См. об этом: Fawkner, H.W. The Timescapes of J. Fawles [Text] / H. W. Fawkner. - London: Macmillian, 1984.

-204 p.

Т. Хэйена1.

В интерпретации наследия Дж. Фаулза наметились две противоположные тенденции.

С одной стороны, творения данного автора можно охарактеризовать в русле реалистического направления и поставить его произведения в один ряд с романами Б.С. Джонсона, У. Теккерея, И. Во и др. писателей-реалистов. При обзоре критической литературы следует отметить, что российские литературоведы, анализировавшие романное творчество английского писателя в середине 80-х годов XX века (например, Г.В. Аникин, В.В. л

Ивашева) , были более всего склонны к оценке прозы Джона Фаулза в контексте реалистической традиции.

С другой стороны, нельзя не отметить влияния модернизма на художественную философию исследуемого нами автора. Система построения романов, литературные аллюзии, параллели, литературные ходы, приемы игры и подражания сближают романы Дж. Фаулза с произведениями Г. Л

Гессе, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Д. Джойса, А. Роб-Грийе .

Современное зарубежное литературоведение склоняется к идее постмодернистской основы поэтики писателя4. Такой подход, безусловно, не лишен оснований, так как в прозе Фаулза реализуются константные черты постмодернистской эстетики на уровне имени-знака, игры с цитатными

1 См. об этом: Burden, R. J. J. Fawles, J. Howhes, CI. Simon: Problems of Self and Form in Post - modernist Novel [Text] / R. J. Burden. - Oxford university press, 1980. - 189 p.; Runyon, R. Fowles / Irving / Barthes: Canonical Variations on an Appocryphal Theme [Text] / R. Runyon. - London; Sydney: Panbooks, 1987. - 266 p.; D'Haen, Th. Text and Reader: A Communicative Apprcach to Fowles, Barthes, Cortazar and Boon [Text] / Th. D'Haen. - Amsterdam, 1983. - 190 p.

1 См. об этом: Аникин, Г.В. История английской литературы [Текст]: учебник / Г.В. Аникин. - М.: Высшая школа, 1985. - 431с.; Ивашева, B.B. Литература Великобритании XX века [Текст]: учебник / В.В. Ивашева. -М.: Высшая школа, 1984.-488 е.; Ивашева, В.В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня [Текст] / В.В. Ивашева. - М.: Советский писатель, 1989. -443 с.

3 См. об этом: Зверев, A.M. XX век как литературная эпоха [Текст] / A.M. Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 6-47.; Исаева, Л.А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте [Текст] / Л.А. Исаева. - Дис. . канд. филолог, наук. - Краснодар, 1996. - 310 е.; Касаткина, Е. Британская литература 90-х годов [Текст] / Е. Касаткина // Новый мир. -2000. - №8. - С. 195-200.

4 См. об этом: Burden, R. J. Fawles. J. Howhes, CI. Simon: Problems of Self and Form in Post-modernist Novel [Text] / R. J. Burden. - Oxford university press, 1980. - 189 p.; Lovedey, S. The Romances of J. Fawles [Text] / S. Lovedey. - London: Methuen & Co, 1985. - 248 p.; D'Haen, Th. Text and Reader: A Communicative Apprcach to Fowles, Barthes, Cortazar and Boon [Text] / Th. D'Haen. - Amsterdam, 1983. - 190 p. клише, манипуляции с читателем, реконструкции исторического пласта.

Представление о Джоне Фаулзе как о только постмодернистском писателе формируется в последнее время и в отечественном литературоведении1.

Следует отметить, что именно в несоответствии философско-эстетической стороны творчества Фаулза и традиционных методов его исследования состоит сложность, а подчас и ошибочность выводов многих проведенных исследований. Это несоответствие было отмечено в статье С.А. Ватченко и Е.В. Максютенко «Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза»: «В последнее время исследователи все чаще соотносят творчество Джона Фаулза с таким философско-эстетическим феноменом как постмодернизм, хотя, как ни парадоксально, обращаясь к анализу романной прозы писателя, опираются на традиционный литературоведческий аппарат. И, как следствие, возникновение суммарных описательных, а иногда и полярных оценок проблемно-тематической насыщенности и специфики художественной формы романистики Дж. Фаулза»2.

В критической литературе, посвященной анализу романного творчества Джона Фаулза, заметны серьезные и существенные расхождения по поводу концепции и проблемной насыщенности романов писателя, что делает актуальным его дальнейшее исследование.

Накопленный зарубежной и отечественной литературой материал позволил изучить ряд приемов, находок автора, упорядочить и соотнести в теоретическом плане основные способы литературной мифографии и проявления их в приеме мистификации.

Трудность при рассмотрении понятия мистификации объясняется тем,

1 См. об этом: Годованпая, Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза [Текст] / Э.Г. Годованная. - Дис. . канд. филолог, наук. -Краснодар, 2004. - 213 е.; Марчук, М.И. Художественный текст как универсум культуры: «Пушкинский дом» А. Битова, «Волхв» Дж. Фаулза [Текст] / М.И. Марчук. - Дис. . канд. культорологических наук. -Ярославль, 2003.-200 с.

2 Ватченко, С.А., Максютенко, Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза [Текст] / С. А. Ватченко, Е. В. Максютенко П От барокко до постмодернизма. - Днепропетровск: ДГУ, 1997. - С. 129. что в современной российской науке это явление не изучалось и в настоящее время отсутствует анализ феномена мистификации в системе художественного текста, хотя стоит отметить внимание отечественных исследователей к таким понятиям как фикция и симуляция1. В зарубежном литературоведении феномен мистификации исследовался фрагментарно, в традиционном ключе, без внимания к универсальной культурологической наполненности и глубине этого явления2.

Основные положения теории мистификации, касающиеся описания ее характеристик и принципов действия в социальном ракурсе, были сформулированы в работе Дж. Уайтхеда «Серьезные забавы»3. Особое значение для нашего исследования приобретает факт становления мистификации как характеристики мироощущения современной эпохи.

Мистификация в структуре текста может выступать как образ. Образ в этом случае отражает смоделированную реальность, которая осознается как истинная. В мистификации постоянно присутствует игровой момент. Вариативность понимания подобного образа организована на постоянно отсылающем в никуда значении. Поэтому в ходе работы над темой для нас представляли интерес исследования по теории игры, среди которых можно отметить следующие: Й. Хейзинга «Homo ludens»4, Э. Берн «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры»5, О.В. Сарычев «Философия

1 См. об этом: Ильин, И. П. Симулякр [Текст] / И. П. Ильин // Западное литературоведение XX века; под ред. Е.А. Цургановой. - М. : INTRADA, 2004. - С. 372-374.; Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И. П. Ильин. - М. : Интрада, 1998. - 225 е.; Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов [Текст] / И. П. Ильин. - М.: INTRADA MMI, - 2001. -384с.; Казинцев А. Симулякр или Стекольное царство. Другой мир возможен [Текст] / А. Казанцев // Наш современник. - 2003. - №11. - С. 45-58.; Красавченко, Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе [Текст]/ Т.Н. Красавченко // Современный роман. Опыт исследования; под ред. Е.А. Цургановой. - М.: Наука, 1990. - С. 127-155.; Руднев, В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста [Текст] / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2000. - 428 с.

2 См. об этом: Larrissy, Е. Romanticism and postmodernism [Text] / Edward Larissy. - Cambridge univergity press, 2003. - 240 p.; Leader, Z. On Modern British Fiction [Text] / Zachary Leader. - Oxford University press, 2002. - 319p.; Mallon, Th. Stolen words Forays; into the origins a. ravages of plagiarism [Text] / Thomas Mallon. -New York etc.: Penguin books, 1991. - 300 p.

3 См.: Уайтхед, Дж. Серьёзные забавы [Текст] / Джон Уайтхед; пер. с англ. Е. Гениевой. - М.: Книга, 1980. -216с.

4 См.: Хейзинга, Й. Homo Ludens: опыт определения игрового элемента культуры [Текст] / Йохан Хейзинга; пер. с нидел. B.B. Ошиса.-М.: Прогресс; Прогресс- Академия, 1992.-412 с.

5 См.: Берн, Э. Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры [Текст] / Эрик Берн; пер. с англ. А.А. Грусберга. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001. - 576 с. игры в европейской мысли»1, К.З. Акопян «В поисках утраченного смысла»2, Р. Барт «Эффект реальности»3, Н.Н. Козлова «Согласие или Общая игра: методологические размышления о литературе и власти»4.

В диссертации учитывается многообразие точек зрения на художественный феномен Дж. Фаулза, активное обращение к творчеству этого писателя кино и прессы, но также используется философская и культурологическая литература, раскрывающая систему смыслов произведений английского автора.

Методологической основой исследования настоящей диссертации стала совокупность ряда аналитических приемов и подходов: мифологический анализ, позволяющий рассматривать пространственные и временные координаты произведения по законам мифопоэтического искусства; психоаналитическая концепция бессознательного; функциональный анализ, выявляющий основные функции мистификации в современной культуре и литературе;

- структурно-семантический подход, рассматривающий знаковую природу мистификации; культурологический подход, обозначающий мистификацию как элемент культурно-философской системы;

- методы интерпретации текста литературоведческого направления. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- роман Дж. Фаулза «Волхв» передает диалектику «между смутным и точным» и отличается смысловой плотностью разрабатываемых идей;

- художественная мистификация в романе «Волхв» - это вид

1 См.: Сарычев, О.В. Философия игры в европейской мысли [Текст] / О.В. Сарычев. - Дис. . канд. филос. наук. - Тула, 2002. - 180 с.

2 См.: Акопян, К.З. В поисках утраченного смысла [Текст] / К.З. Акопян. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. лингв, ун-та им. H. А. Добролюбова, 1997.-211с.

3 См.: Барт, Р. Эффект реальности [Текст] / Ролан Барт; пер. с фр. C.H. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Симиотика. Поэтика; под ред. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс., 1989. — С. 392-401.

4 См.: Козлова, Н.Н. Согласие или Общая игра: методологические размышления о литературе и власти [Текст] / Н.Н. Козлова // Новое литературное обозрение. - 1999. - № 40. - С. 193-210. авторского интуитивизма и стилевой прием передачи смысла;

- мистификация изменяет повествовательное пространство, формирует особый тип героя, создает в романе атмосферу неразгаданности и многозначительности;

- наряду с симулякром, фикцией, волшебством мистификация отражает в современной английской прозе процесс расслоения реальности и стремление к постижению действительности;

- творчество Дж. Фаулза отражает авторскую идею «встречи культур» в границах современности, всеобщей идентичности универсальных культурных проявлений.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что художественное творчество Д. Фаулза мало изучено в теоретических работах отечественных литературоведов. Произведения писателя рассматриваются в работе с учетом экстралитературных факторов возникновения художественного текста. Необходимым и научно обоснованным представляется обращение к культурной и литературоведческой форме - мистификации, анализ которой в существующих теоретических исследованиях является недостаточно полным.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней обосновывается необходимость более тщательного анализа надуровневых обобщений в современной художественной прозе, дано терминологическое обозначение явлений, связанных с этим процессом. Выявлена эффективность культурологического подхода к анализу литературных форм. Работа вносит определенный вклад в осмысление тенденций современной английской прозы, получивших отражение как на интеллектуально-содержательном, так и на образно-художественном уровнях.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, спецсеминаров, положены в основу лекций по истории современной западной литературы.

Применение настоящего диссертационного исследования может быть направлено на освоение и использование новых понятий литературоведческого аппарата, адекватно отражающих явления современной литературной и культурной действительности.

Апробация работы

Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на следующих научных конференциях:

- «Имплицитный эротизм Джона Фаулза и экстимность XX века» (IX Межвузовская конференция по культурологии «Культура и антикультура», Н.Новгород, ноябрь 2002 года);

- «Мистификация актерской маски в творчестве Джона Фаулза» (Всероссийская научно-практическая конференция «Дети. Молодежь. Театр. Образование», Н.Новгород, май 2003 года);

- «Соединение реального и ирреального элементов в романах Джона Фаулза» (Восьмая Нижегородская сессия молодых ученых, Н.Новгород, 2024 октября 2003 года);

- «Идентификация Греции в романе Д. Фаулза «Волхв» (XVI Пуришевские чтения «Всемирная литература в контексте культуры», Москва, 6-9 апреля 2004 года);

- «Система двойников как реализация мистификации в романе Д. Фаулза «Волхв» (Девятая Нижегородская сессия молодых ученых, Н.Новгород, 19-23 октября 2004 года);

- «Путешествие как внутренний опыт (на материале романа Д. Фаулза «Волхв»)» (XVII Пуришевские чтения «Концепт странствия в мировой литературе», международная конференция, Москва, 4-7 апреля 2005 года).

Отдельные положения работы обсуждались на кафедре культурологии, на аспирантском методологическом семинаре на кафедре всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета.

По проблемам диссертационного исследования были прочитаны лекции, проведены семинары, подготовлены научные студенческие доклады.

Различные аспекты проблематики диссертации отражены в 8 публикациях.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 176 наименований на русском и английском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Хольнева, Марина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческий процесс современного художника определенно зависит от ощутимого раздвоения реальности на физическую и духовную. Разумеется, это раздвоение существовало всегда.

Звеном между разными мирами до недавнего времени был человек, утративший ныне эту посредническую миссию, существующий сам на грани миров, пытающийся восстановить гармонию или хотя бы простое равновесие.

Джон Фаулз относится к числу авторов, способных помочь ему это осуществить, так как в своих произведениях ставит самые серьезные философские проблемы, от решения которых зависит будущее людей. Главная из них - пути сохранения человечности как главного фактора культурной эволюции, «членение человечества на тьму фанатиков и горсть смеющихся и сомневающихся»'. Для этого ему необходимо затронуть вопросы - что есть человечность, каковы ее истоки, чем характеризуются ее мутирующие свойства, каковы, наконец, ее запросы в современном обществе. Все это и многое другое входит в содержательно-тематический арсенал его произведений, образующих целостный авторский Текст, единство и художественная тождественность которого обусловлена писательской индивидуальностью Дж. Фаулза, разнообразным спектром используемых им приемов.

Изучение особенностей художественной мистификации в романе Дж. Фаулза «Волхв» позволяет нам сделать следующие выводы.

Изначально осознаваясь как технология, вводящая в заблуждение, мистификация в современную эпоху теряет это определение как первостепенное, достигая высокого уровня обобщения различных мистификационных техник: создание псевдореальности, введение в заблуждение, провокация аутентичности, подмена значений, совмещение

1 Затонский, Д. В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств [Текст] / Д. В. Затонский. - Харьков: Фолио; M.: ООО Издательство ACT, 2000. - С. 15. реального и ирреального в одном смысловом контексте и др.

Реконструированная в эстетике постмодернизма мистификация обретает значение характеристики культуры второй половины XX века.

Мистификация, актуализируясь в наши дни, проникает и в сферу литературной практики.

У Джона Фаулза мистификация создает контекст внутри его Текста и несет в себе большой содержательный потенциал, требующий от исследователя определенных навыков интерпретации, ассоциативных ходов и диалектического соотнесения части с целым. Можно сделать парадоксальный, на первый взгляд, вывод - мистификация у Фаулза означает не обман и попытку ввести в заблуждение, как это ей изначально предназначалось, а, напротив, путь к истине, восход из заблуждения, психологический катарсис.

Подобное изменение функций древнейшего приема подтверждается реалиями условного, театрально-игрового пространства культуры наших дней. Автор и Читатель в пространстве современной литературы предстают как партнеры или спутники, идущие общей дорогой в поиске истины.

Мистификация как прием обладает в романах Джона Фаулза активной структурно-семантической валентностью, приобретая философские, психологические, игровые, детективные, имитационные, стилизаторские свойства. В его произведениях показано формирование смыслового пространства художественного текста, заполняемого мистификациями. Ряд сквозных тем и проблем порождает особый мир прозы английского писателя.

Существуя не только на уровне тематики и проблематики, мистификация определяет и содержательную структуру, и становится активным образным компонентом, влияющим на поэтику текстов Фаулза.

Это особенно заметно при изучении романа «Волхв». Мистификация вводит в художественное пространство романа ирреальные элементы (предчувствия, сны, галлюцинации, предвидения и т. п.), игру, культурную кодификацию прошлого культурно-исторического опыта. Она, являясь приемом, технологией введения в структуру произведения фальсификационных мотивов, расширяет область смыслообразования и смыслоозначения. Мистификация как компонент романной формы создает динамизм повествования, проявляет себя в построении центральных образов. Мистифицирующий и мистифицированный герои образуют диалектическую пару противоположностей.

С помощью мистифицирующего героя (Мориса Кончиса) Фаулз утверждает, что реальность подвержена конструированию, что в пределах одной физической реальности некто, находящийся на более высоком уровне, может управлять поведением другого, находящимся в неведении. Образ Николаса Эрфе представляет собой тип мистифицируемого героя, который является ведомым, «учеником», «объектом исследования» и погруженным в псевдореальность мистификации, созданной Морисом Кончисом.

Мистификация в романе «Волх» - это экспликация античных мотивов и мифа. Фаулз активно использует мифологический контекст для углубления смысловой и художественной образности. Фаулзом охвачен весь спектр проявлений греческой культуры (географические особенности, наложившие отпечаток на греческий менталитет, специфика морали и этики, экспликация античной мифологии и т.п.). При описании природы как одухотворенной, живой материи английский писатель продолжает традицию античных поэтов. Особое значение автор «Волхва» придает категории света. Данная категория трактуется им в античной манере: свет — суть красоты и истины. Можно утверждать, что Джон Фаулз является творцом современного мифа о Греции, при этом используя материал классических мифов. Эксплицируя в романе «Волхв» антиномию «Англия - Греция», писатель выделяет проблему функционирования мифа в романе, его место и значение.

При анализе творчества писателя была составлена типология художественных мистификаций, в основе которой лежит сфера функционирования мистификации внутри романа. Были выделены следующие категории: 1) мистификации, проявляющие себя в сюжетной схеме (романы «Червь» и «Коллекционер»); 2) мистификации, формирующие систему персонажей и трактовку их роли (в «Коллекционере», в «Волхве»); 3) психологические мистификации, создающие в романном пространстве ситуацию психологического (в романе «Женщина французского лейтенанта», в «Волхве», в «Коллекционере»).

Характерной чертой романа «Волхв», как, впрочем, и всего наследия Фаулза, является сочетание массовости и элитарности, интертекстуальной насыщенности текста и его фабулизации, реальное и символическое - все это позволяет отнести его творчество к неоклассике XXI столетия.

162

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хольнева, Марина Александровна, 2006 год

1. Камю, А. Посторонний; Падение Текст. : повести / Альбер Камю; пер. с франц. Н. Немчиновой. СПб.: Азбука - классика, 2004. - 220 с.

2. Фаулз, Дж. Волхв Текст. : роман / Джон Фаулз; пер. с англ. Б. Кузьминского. М.: Махаон, 2002. - 704 с.з. Фаулз, Дж. Дэниел Мартин Текст.: роман / Джон Фаулз; пер. с англ. И.М. Бессмертной.- М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 828 с.

3. Фаулз, Дж. Подруга французского лейтенанта Текст. : роман / Джон Фаулз; пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой. JI.: Художественная литература, 1985. - 528 с.

4. Фаулз, Дж. Женщина французского лейтенанта Текст. / Джон Фаулз; пер. с англ. И.И. Мансурова. М.: ЗАО Центр-Полиграф, 2003. - 510 с.

5. Фаулз, Дж. Коллекционер Текст. : роман / Джон Фаулз; пер. с англ. И.М. Бессмертной. М. Махаон, 2002. - 318 с.

6. Фаулз, Дж. Мантисса Текст. : роман / Джон Фаулз; пер. с англ. И Бессмертной. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 314 с.

7. Фаулз, Дж. Червь Текст. : роман / Джон Фаулз; пер. с англ. В. Ланчикова. -М.: «Вагриус», 1999. 544 с.1. Критическая литература:

8. Адмони, В. Г. Поэтика и действительность Текст. / В. Г. Адмони. -СПб.: Советский писатель, 1973. 312 с.

9. Акопян, К.З. В поисках утраченного смысла Текст. / К.З. Акопян. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. лингв, ун-та им. Н. А. Добролюбова, 1997. — 211с.

10. П.Алексеев, М. П. Английская литература Текст. : учебник / М.П. Алексеев. Л.: Наука, 1991. 460 с.

11. Анастасьев, Н. А. Обновление традиции: реализм XX в. В противоборстве с модернизмом Текст. / Н. А. Анастасьев. М.: Советский писатель, 1984. - 352 с.

12. Английская литература и наследие Шекспира Текст. / под ред. А. П. Саруханян. М.: Наследие, 1997. - 271 с.

13. Андреев, JI. Художественный синтез и постмодернизм Текст. / Л.Андреев // Вопросы литературы. 2001. - № 1. - С. 3-39.

14. Аникин, Г. В. История английской литературы Текст.: учебник / Г. В. Аникин. — М.: Высшая школа, 1985.-431 с.

15. Аникин, Г. В., Михальская, Н. П. Английский роман XX века Текст. / Г. В. Аникин Н. П. Михальская. М.: Высшая школа, 1982. - 192 с.

16. Аппиньянези, Р. Постмодернизм Текст. / Р. Аппиньянези; Г. Крис. -СПб.: Академический проект, 2004. 173 с

17. Аристотель. Поэтика Текст. / Аристотель. М.: Наука, 1987. - 689 с.

18. Балашов, П. С. Писатели-реалисты XX века на Западе Текст. / П. С. Балашов. М.: Наука, 1984. - 256 с.

19. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика Текст. / Ролан Барт; под ред. Косикова Г.К. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

20. Батай, Ж. Внутренний опыт Текст. / Жорж Батай; пер. с франц., послесловие С.Л. Фокина. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336 с.

21. Батай, Ж. Сад и обычный человек Текст. / Жорж Батай; пер с фр. Г. Генниса // Маркиз де Сад и XX век.- М.: РИК «Культура», 1992.- С. 117133.

22. Баткин, Л. Автор, оказывается, не умер Текст. / Л. Баткин // Иностранная литература 2002 - № 1. - С. 258-277.

23. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики Текст. / М.М. Бахтин -М.: Художественная литература, 1975. 403 с.

24. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин -М.: Советский писатель, 1963. -453 с.

25. Беньямин, В. Краткая история фотографии (1931) Текст. / В. Беньямин // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. - 294 с.

26. Берковский, Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе Текст. / Н. Я. Берковский. СПб.: Азбука - классика, 2002. - 480 с.

27. Берн, Э. Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры Текст. / Эрик Берн; пер. с англ. А.А. Грусберга. Екатеринбург: ЛИТУР, 2001.-576 с.

28. Бодрийар, Ж. Система вещей Текст. / Жан Бодрийар; пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 2001. - 220 с.

29. Бодрийар, Ж. Злой демон образов Текст.: пер. с англ. Н.Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино. 1992. - №10. - С. 64-70.

30. Бушманова, Н. Дерево и чайки в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом Текст. / И. Бушманова // Вопросы литературы 1994. - Вып. 1. -С. 169-198.

31. Валери, П. Об искусстве Текст. / Поль Валери; пер. с франц. А.А. Вешневского. М.: Искусство, 1993. - 511 с.

32. Ватченко, С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза Текст. / С. А. Ватченко, Е. В. Максютенко. // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск: ДГУ, 1997. - С. 129.

33. Вербиева, И., Шульпяков Г. Игра в бога с маленькой буквы Текст. / И. Вербиева, Г. Шульпяков// Независимая газета. 1998. - 5 февраля. С. 10.

34. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. 404 с.

35. Визель, М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана Текст. / М. Визель // Иностранная литература. 1999. - № 10. - С. 169-178.

36. Владимирова, Н. Г. Формы художественной условности в современном романе Великобритании Текст. / Н. Г. Владимирова. Дис. . канд. филол. наук. - Новгород, 1999. - 382 с.

37. Вольф, К. От первого лица Текст. / Криста Вольф, пер. с нем. Е.А. Кацевой.-М.: Прогресс, 1991.-312 с.

38. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика Текст. / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем. К.М. Долгова. В 4 т. М.: Прогресс, 1987.

39. Годованная, Э. Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза Текст. / Э. Г. Годованная. Дис. . канд. филолог, наук. - Краснодар. - 2004. - 213 с.

40. Гребенникова, Н. С. Зарубежная литература. XX век Текст. : учеб. пособие для вузов / Н. С. Гребенникова. М.: Владос, 1999. - 128 с.

41. Гройс, Б. Комментарии к искусству Текст. / Борис Гройс; пер. с нем. и англ. М.: Художественный журнал, 2003. - 347 с.

42. Дарк, О. Художник и его натурщицы Текст. / О. Дарк // Литературное обозрение. 1993. - №7-8. - С. 65-79.

43. Делез, Ж. Логика смысла Текст. / Жиль Делез; пер. с фр. Я. И. Свирского. М.: Раритет, 1998; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 472 с.

44. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст.: пер. с фр. Г. К. Косикова / Жак Деррида // Вестник Московского университета. 1995. № 5. С. 170-189.

45. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность Текст. / В.М. Дианова. СПб.: Петрополис, 1999. - 238.

46. Днепров, В. Черты романа XX века Текст. / В. Днепров. М.-Л.: Советский писатель, 1965. 548 с.

47. Долинин, А. Паломничество Чарльза Смитсона Текст. / А. Долинин // Дж. Фаулз. Подруга французского лейтенанта. Л.: Художественная литература, 1985. - С.3-18.

48. Долинин, К. А. Интерпретация текста Текст. / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

49. Долинин, К. А. Стилизация Текст. / К. А. Долинин // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М.: Советская энциклопедия, 1972. -608 с.

50. Дьюи, Джон. Исчезающий субъект в психологии Джеймса (1942) ® Текст. / Дьюи Джон. Реконструкция в философии. Проблемы человека.- М.: «Республика», 2003. 494 с.

51. Елисеев, И. А. Словарь литературоведческих терминов Текст. / И. А. Елисеев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 319 с.

52. Жлуктенко, Н. Ю. Английский психологический роман XX в. Текст. / Н. Ю. Жлуктенко. Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. - 157 с.

53. Залите, Т.А. Поэтический мир Джона Фаулза Текст. : учеб. Пособие / Т.А. Залите. Рига: ЛГУ, 1982. - 36с.

54. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 Текст. : учеб. ® пособие / под ред. Л. Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. - 335 с.

55. Зарубежная литература. Романтизм Текст. : учебник / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Высшая школа, 1990. - 366 с.

56. Затонский, Д. В. В наше время. Книга о зарубежной литературе XX века Текст. / Д. В. Затонский. М.: Советский писатель, 1979. — 432 с.

57. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 6-47. Ч 60. Ивашева, В. В. Литература Великобретании XX века Текст.: учебник /

58. В. В. Ивашева. М.: Высшая школа. - 1984. - 488 с.

59. Ивашева, В. В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня Текст. / В.В. Ивашева. М.: Советский писатель, - 1989. - 443 с.

60. Ивашева, В. В. Проблемы английской литературы XIX и ХХвв. Текст.сб. ст./ под ред. В.В. Ивашевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 246 с.

61. Ивашева, В.В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях Текст. / В.В. Ивашева. М.: Советский писатель, 1971. - 551 с.

62. Ивашева, В.В. Литература Великобритании Текст. / В.В. Ивашева // История зарубежной литературы XX в. (1945-1980) / Под ред. Л.Г.• Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 99-182.

63. Ивашева, В.В. На пороге XXI века: НТР и литература Текст. / В.В. Ивашева. М.: Художественная литература, 1979. - 318 с.

64. Ивашева, В.В. Судьбы английских писателей. Диалоги вчера и сегодня Текст. / В.В. Ивашева. М.: Советский писатель, 1989. - 443 с.

65. Ивашева, В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 19451977 Текст. / В.В. Ивашева. М.: Советский писатель, 1979. - 336 с.

66. Ивашева, В.В. Эпистолярные диалоги Текст. / В.В. Ивашева. М.: Советский писатель, 1983. - 368 с.

67. Ильин, И. Маска автора Текст. / И. Ильин // Западноелитературоведение XX века; под ред. Е.А. Цургановой. М.: INTRADA, 2004. - С.102-104.

68. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов Текст. / И. П. Ильин. -М.: INTRADA MMI, 2001. - 384с.

69. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М. : Интрада, 1998. - 225 с.

70. Ильин, И. П. Симулякр Текст. / И. П. Ильин // Западное ® литературоведение XX века; под ред. Е.А. Цургановой. М. : INTRADA,- 2004. С. 372-374.

71. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция А' научного мифа Текст. / И. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 225 с.

72. Ильин, И. Постмодернизм. Словарь терминов Текст. / И. Ильин. М.: INTRADA, 2001.-387 с.

73. Исаева, Л. А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Текст. / Л. А. Исаева. Дис. . канд. филолог.наук. Краснодар. - 1996. - 310 с.

74. Исаева, JI.A. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте Текст. / Л.А. Исаева. Дис. докт. филол. наук. - Краснодар, 1996. - 310 с.

75. Кабанова, И. В. Тема художника и художественного творчества в английском романе. 60-70-х г.г. (Дж. Фаулз и Б.С. Джонсон) Текст. / И.В. Кабанова. Автореф. дис. . канд. филолог, наук. - М., 1986. -160с.

76. Казинцев, А. Симулякр или Стекольное царство. Другой мир возможен Текст. / А. Казанцев // Наш современник. 2003. - №11. - С. 45-58.

77. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / Иммануил Кант; пер. с нем. Г. А. Рачинского. СПб.: Наука, 1999. - 470 с.

78. Карельский, А. В. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы Текст. / А. В. Карельский. М.: Советский писатель, 1990. -397 с.

79. Касаткина, Е. Британская литература 90-х годов Текст. / Е. Касаткина // Новый мир. 2000. - №8. - С. 195-200.

80. Касториадис, К. Воображаемое установление общества Текст. / Корнелиус Касториадис; пер. с франц. М. Рыклина. М.: Гнозис; Логос, 2003.-480 с.

81. Кнабе, Г. Семиотика культуры Текст. / Георгий Кнабе // Искусство. -2002. №4. - С. 5-6.

82. Кожевникова, Л. П. Метонимия и символика художественного текста в английском реалистическом романе XX в. Текст. / Л.П. Кожевникова. -Дис. канд. филол. наук. Минск, 1993. - 206 с.

83. Кожинов, В. Происхождение романа Текст. / В. Кожинов. М.: Советский писатель, 1963. - 438 с.

84. Козлова, Н. Н. Согласие или Общая игра: методологические размышления о литературе и власти Текст. / Н.Н. Козлова // Новое литературное обозрение. 1999. - № 40. - С. 193 - 210.

85. Компаньон, А. Демон теории: литература и здравый смысл Текст. / А. Компаньон; пер. с фр. С. Зенкина. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. -333 с.

86. Красавченко, Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе Текст. / Т.Н. Красавченко // Современный роман. Опыт иследования; под ред. Е.А. Цургановой. М.: Наука, 1990. - С. 127-155.

87. Кулакова, В.В. Историческая тематика в современной английской литературе Текст. / В.В. Кулакова // Аспирант: сб. ст. Н.Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2000. - вып. 3. - Ч. 2. - С. 53-59.

88. Культурология. XX век. Энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1. / под ред. Л.В. Скворцова. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. — 166 с.

89. Кургинян, М.С. Человек в литературе XX века Текст. / М.С. Кургинян. -М.: Наука, 1989.-218 с.

90. Лебедева, О. В. Поэтика новел Джона Фаулза Текст. / О.В. Лебедева. -Дис. . канд. филолог, наук. Великий Новгород. - 2005. - 199 с.

91. Литературный энциклопедический словарь Текст. / под. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николоева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 750 с.

92. Литературоведческие термины Текст. / под. ред. Г.В. Краснова. -Коломна: Коломенский пединститут, 1999. 120 с.

93. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. - 959 с.

94. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. - 347с.

95. Марчук, М. И. Художественный текст как универсум культуры: «Пушкинский дом» А. Битова, «Волхв» Дж. Фаулза Текст. / М.И. Марчук. Дис. . канд. культурологических наук. - Ярославль, 2003. -200с.

96. Медведева, Н. Г. Взаимодействие мифа и романа в литературе Текст. / Н. Г. Медведева // Современный роман. Опыт исследования; под ред. Е. А. Цургановой. М.: Наука, 1990. - С. 57-68.

97. Мелетинский, Е. М. О литературных архитипах Текст. / Е. М. Мелетинский. М., 1994. - 134 с.

98. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа Текст. / Е.М. Мелетинский. М.: Восточная литература РАН, 2000. 406 с.

99. Михелис, П. Эстетические категории как выразители духа времени Текст. / Панаотис Михелис. // Современная западно-европейская и американская эстетика. Сб. переводов; под ред. Е.Г. Яковлева. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 40 - 93.

100. Можаева, А. Б. Иносказательные формы в романе XX века Текст. / А. Б. Можаева // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 220-252.

101. Можаева, А. Б. Миф в литературе XX века: структура и смыслы литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 305-331.

102. Муратова, Я.Ю. Мифоэтика в современном английском романе: Д.Барнс, А. Байетт, Д. Фаулз Текст. / Я.Ю. Муратова. Дис. . канд. филолог, наук. - М., 1999. - 240 с.

103. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки Текст. / Фридрих Ницше: пер. с нем. Г. А. Рачинского. -СПб.: Азбука-классика, 2005. -202 с.

104. Панов, В. Г. Эмоции. Мифы. Разум Текст. / В. Г. Панов. — М.: Высшая школа, 1992. 356 с.

105. Папкина, Д. С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза Текст. / Д.С. Папкина. Дис. . канд. филолог, наук. - Великий Новгород. -2004.- 161 с.

106. Пестеров, В. А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия Текст. / Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999.-308 с.

107. Пигров, К.С. Рациональное и эмоциональное воображение Текст. / К. С. Пигров // Социальное воображение. Материалы научной конференции 17 января 2000 года. М.: Российск. гос. гум. ут-т, 2000. — С. 12-15.

108. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика Текст. / А. А. Потебня. М.: Высшая школа, 1990. - 342 с.

109. Репина, И. «Червь» Джона Фаулза Текст. / И. Репина // Книжное обозрение.- 1997.- №15.-С. 5.

110. Рикёр, Поль. История и истина Текст. / Поль Рикёр; пер. с фр. И.С. Вдовина, А.И. Мачульская. СПб. : Алетейя , 2002. — 399 с.

111. Руднев, В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 2000. - 428 с.

112. Сакулин, П. Н. Филология и культурология Текст. / П. Н. Сакулин. — М.: Высшая школа, 1990. 240 с.

113. Сарычер, О.В. Философия игры в европейской мысли Текст. / О.В. Сарычев. Дис. . канд. филос. наук. - Тула, 2002. - 180 с.

114. Серова, К. А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века: на материале романов В. Вульф и Д.Фаулза Текст. / К. А. Серова. Дис. . канд. филолог, наук. - СПб., 1996.- 189с.

115. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей Текст. / С.С. Скребков // С.С. Скребков. Избранные статьи; ред.-сост. и авт. предисл. Д. А. Арутюнов. М.: Музыка, 1980. - 216 с.

116. Смирнова, Н. А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон — Уайльд Герди - Фаулз Текст. / Н.А. Смирнова. - Дис. . докт. филол. наук. - Нальчик, 2001. - 323с.

117. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США: Энциклопедический справочник Текст. / под ред. И. П. Ильина; Е. А. Цургановой. М.: INTRADA, 1999.-319 с.

118. Татаркевич, В. История шести понятий Текст. / Владислав Татаркевич; пер. с польского Б.Домбровского. М.: Дом интеллектуальной книги. 2002. 376 с.

119. Тюпа, В. И. Художественный дискурс Текст. / В.И. Тюпа. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 193 с.

120. Уайтхед, Дж. Серьёзные забавы Текст. / Джон Уайтхед; пер. с англ. Е. Гениевой.-М.: Книга, 1980.-216 с.

121. Уотт, А. Происхождение романа (1957) Текст. / Айэн Уотт; пер. с англ. О.Ю. Анцыфаровой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001. -№ 3. - С.148-173.

122. Урнов, Д. М. Литература и движение времени Текст. / Д. М. Урнов. -М.: Художественная литература, 1978. 269 с.

123. Фаулз, Дж. Аристос Текст. / Джон Фаулз; пер. с англ. М. Роговской. -СПб.: «Симпозиум», 2003. 284 с.

124. Фаулз, Дж. Кротовые норы Текст. / Джон Фаулз; пер. с англ. И.М. Бессмертной. М. Махаон, 2002. - 702 с.

125. Федоров, А. А. Зарубежная литература XIX-XX веков; эстетика и художественное творчество Текст. / А.А. Федоров; под ред. Е. А. Цургановой. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 252 с.

126. Федосова, Т. В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза Текст. / Т.В. Федосова. Дис. . канд. филолог, наук. - Горно-Алтайск - 2004. - 175с.

127. Фейбергс, В. Творческий путь Дж. Фаулза Текст. / В. Фейбергс. -Автореф. дис. . канд. филолог, наук. -М., 1986. 178 с.

128. Филюшкина, С. Н. Современный английский роман: формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники Текст. / С. Н. Филюшкина. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. - 182 с.

129. Фортунатова, В. А. Магия классики. Классическое наследие в прозе писателей ГДР 60-80-х годов Текст. / В.А. Фортунатова. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. — 245 с.

130. Фортунатова, В. А. Миф и проблема современности в литературе ГДР Текст. / В.А. Фортунатова // Литературные связи и проблема взаимоотношений. Горький: ГТУ, 1983. С. 23-39.

131. Фортунатова, В. А. Человек в мире культуры Текст. : учеб. пособие по культурологии / В. А. Фортунатова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.-99 с.

132. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» Текст. В 2 т. Т. 1. / Фрейд 3. Тбилиси: Мерани, 1991. - 497с.

133. Хайдеггер, М. Время и бытие Текст. / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1998.-515 с.

134. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. / В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2000.

135. Хейзинга, Й. Homo Ludens: опыт определения игрового элемента культуры Текст. / Йохан Хейзинга; пер. с нидерл. В.В. Ошиса. М. : Прогресс; Прогресс - Академия, 1992. -412 с.

136. Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / К. М. Хоруженко. Ростов-На-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

137. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа Текст. / М. Б. Храпченко. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Художественная литература, 1986.-332 с.

138. Шарыпина, Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе 19-20 в. Текст. / Т. А. Шарыпина. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. Ун-та, 1995.-111 с.

139. Шишкин, А. П. Современный английский роман Текст. / А. П. Шишкин. — М.: Высшая школа, 1983. — 103с.

140. Шлегель, Фридрих. История эстетики в памятниках и документах Текст. / Фридрих Шлегель; пер. с нем. Н.В. Сусловой. М. : Искусство, 1983-447с.

141. Энциклопедический словарь по культурологии Текст. / под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. - 478.

142. Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков Текст. / М. Эпштейн. М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.

143. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум Текст. / А .Я. Эсалнек. М.: Флинта: Наука, 2003.-216 с.

144. Юнг, К. Г. Аналитическая психология. Тавистские лекции Текст. / К.Г. Юнг; пер. с нем. В. Зеленского. СПб.: Алетейя, 1994. -412 с.

145. Литература на иностранных языках:

146. Belsey, С. Critical practice. Text. / Kathrin Belsey. London: Methuen, 1980.-288 p.

147. Bowie, M. Freud, Proust and Lacan: Theory as fiction Text. / Malcolm Bowie. — Cambridge etc.: Cambridge university press, 1987. 186 p.

148. Boyd, S.J. The novels of William Golding Text. / Stephen Boyd. -Brington: Harvester press; New York: St. Martin's press, 1988. 215 p.

149. Burden, R.J. John Fowles, John Howkes, Claud Simon: Problems of self a form in the post-modernist novel. A comparative study Text. / Burden R.Oxford univ. press, 1980. 189 p.

150. Chatman, S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film Text./ Chatman S. Ithaca; London, 1990. - 346 p.

151. Chellappan, K. Literature without walls: A search for the still centre Text./ Chellappan K. J. of Asian studies, Madras, 1984, vol. 2, № 1.

152. D'Haen, Th. Text and Reader: A Communicative Apprcach to Fowles, Barthes, Cortazar and Boon Text. / Th. D'Haen. Amsterdam. - 1983. -190p.

153. Fawkner, H.W. The Timescapes of J. Fawles Text. / H. W. Fawkner. -London: Macmillian, 1984.-204 p.

154. Fowles, J. The Magus Text.: a novel / John Fowles. London: VINTAGE, 2004. - 658 p.

155. Friedman, N. Point of View in Fiction. The Development of a Critical Concept Text. / Friedman N.// Publications of the Modern Language Association of America. 1955. 378 p.

156. Greene, Th. M. The vulnerable Text: Essays on Renaissance literature Text. / Thomas Greene. New York: Columbia university press., 1986. -254 p.

157. Hannaford, R. Express'd by mee: Carew on Donne a Jonson Text. / Rachel Hannaford // Studies in philology. Chapell Hill, 1988. - Vol. 85. №.1. P 6179.

158. Harben, N. Twentieth-century English history plays: From Shaw to Bond Text. / N. Harben. London: Macmillan press, 1988. - 280 p.

159. Hassan, J. Postmodern perspective Text. / J. Hassan // Crit. inguiry. -Chicago, 1986.- №3.-P. 503-520.

160. Larrissy, E. Romanticism and postmodernism Text. / Edward Larissy. — Cambridge univergity press, 2003. — 240 p.

161. Latham, S. Am I snob?: Modernism and the novel Text. / Sean Latham. -Ithaca : Cornell university press, 2003. 240 p.

162. Leader, Z. On Modern British Fiction Text. / Zachary Leader. — Oxford University press, 2002. 319p.

163. Lovedey, S. The Romances of J. Fawles Text. / S. Lovedey. — London: Methuen & Co, 1985. 248 p.

164. Mac Gann, J. The beauty of inflections: Lit. in vestigations in hist, method and theory Text. / J. Mac Gann. Oxford: Clarendon press, 1985. - 352 p.

165. Mallon, Th. Stolen words Forays; into the origins a. ravages of plagiarism/ Thomas Mallon. New York etc.: Penguin books, 1991. - 300 p.

166. McSweeny, K. Four contemporary novelists: Angus Wilson, Brian Moore, John Fowles, V.S. Naipaul Text. / Kerry McSweeny. Kingston; Montreal: McGill - Queen's University press, 1983. - 217 p.

167. Mitford, J. The American Way of Death Text. / Mitford J. New York. 1963. -290 p.

168. Runyon, R. Fowles/ Irving/ Barthes: Canonical Variations on an Appocryphal Theme Text. / R. Runyon. London; Sydney: Panbooks, 1987. - 266 p.

169. Shaw, H.E. The forms of historical fiction: Sir Walter Scott and his successors Text. / Harry E. Shaw. London: Cornell University press, 1984. - 257 p.

170. Skaff, W. The philosophy of T.S. Eliot: From skepticism to a surrealist poetic; 1909-1927.-Philadelphia: University of Pennsylvania press, 1986. — 248 p.

171. Stone, D.D. The romantic impulse in Victorian fiction Text. / Stone D.D. -Cambridge: London, 1980. 159 p.

172. Versluys, Cr. The poetin the city and Chapters in the development of urban peetry in Europe a. the U.S., (1800 1930) Text. / Cristian Versluys. -Tubingen: Narv, 1987. - 252p.

173. Weisbuh, R. Atlantic double-cross: Amer. lit. and Brit, influence in the age of Emerson Text. / Robert Weisbuh. Chicago: Univ. of Chicago press, 1986. -334p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.