Проблема педагога в прогрессивно-демократической педагогике Кавказа во второй половине XIX - начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хугистова, Фатима Шамильевна

  • Хугистова, Фатима Шамильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
Хугистова, Фатима Шамильевна. Проблема педагога в прогрессивно-демократической педагогике Кавказа во второй половине XIX - начале XX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2009. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хугистова, Фатима Шамильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ И КАВКАЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XIX- НАЧАЛА XX ВЕКОВ В СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГОРСКИХ НАРОДОВ И РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭТИХ НАРОДОВ.

1Л. Высказывания классиков педагогической мысли Запада и России о проблеме педагога.

1.2. Становление и развитие на Кавказе первых учебных педагогических заведений для подготовки учителей.

1.3. Формы и методы подготовки учителей для школ Северного Кавказа.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА II. ПРОСВЕТИТЕЛИ КАВКАЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА О РОЛИ И НАЗНАЧЕНИИ УЧИТЕЛЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

2.1. Состояние и развитие школьного и педагогического образования и положение народных учителей на Северном Кавказе в рассматриваемый период.

2.2. Видные просветители и педагоги Кавказа о роли и назначении учителя в обществе.

2.3. Отражение социально-педагогических проблем подготовки учителя в трудах горских просветителей и публицистов.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема педагога в прогрессивно-демократической педагогике Кавказа во второй половине XIX - начале XX века»

Актуальность исследования. Присоединение Северного Кавказа к России имело важное значение для социально-экономического и духовного развития горцев и положило начало распространению грамотности и развитию школ. Становление просветительства на Северном 'Кавказе возникло и развивалось под активным и непосредственным воздействием культуры русского народа.

Видные педагоги Кавказа способствовали пробуждению народных масс к активной самостоятельной жизни, отдавали все силы в борьбе с вековой темнотой и невежеством и более широкому просвещению горцев. Их произведения, не потерявшие своего значения и в настоящее время, являются выдающимся вкладом в становление школы и педагогической мысли народов Кавказа.

Социальная активность, развитие нравственного стержня, реализация способностей, формирование профессиональной направленности личности - главные вопросы современной воспитательно-образовательной практики, успешность которых во многом зависит от характера обучения и педагога. Сложное, динамическое время нуждается в людях, отличающихся потребностью и способностью к творчеству, к постоянному движению вперед и самообновлению на основе прогрессивных общечеловеческих идеалов.

Вместе с тем творческое отношение к жизни формируется в первую очередь соответствующим стилем воспитания, от обновленной школы, творческим ростом учителя.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»[163.28-29]

В деятельности педагога исторически сложились две социальные функции - адаптивная, нацеленная на приспособление воспитанника к конкретным требованиям дня, и гуманистическая, «че-ловекообразующая», связанная с формированием творческой личности, ее богатых духовных запросов. С одной стороны, педагог подготавливает своих учеников к данной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, учитель, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор: он как бы работает для будущего, участвуя в формировании личности как синтез всех богатств человеческой культуры.

В педагогической деятельности учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов, подлинных «властителей дум».

Для таких учителей главный смысл труда заключается в том, чтобы научить ученика быть Человеком, раскрыть внутренние возможности. С каждым годом возникает все более острая потребность в учителе, способном формировать у молодых людей активное и ответственное стремление к постижению мира, в котором они живут. Вера в демократические идеалы и высокое предназначение учителя делает служение ей героическим актом.

Учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего, а не только продуктом прошлого и настоящего. С этого момента перед учителем во весь рост встает проблема ответственности за результаты своего труда. Он осознает те важные духовные, нравственные, социальные задачи, которым должна отвечать его работа.

Сегодня учитель призван не только передавать детям знания, но также и учить их еще только формирующее сознание духовными ценностями, пробудить в детях потребность в полезной деятельности, в самостоятельных открытиях, в создании нового, воспитать социально-активную личность. Но для этого учителю необходимо самому собственной жизнью утверждать те достоинства, которые он хотел бы видеть в своих учениках, быть вечно неутомимым и неравнодушным, влюбленным в свое дело, постоянно > умножающим свой потенциал.

Возрастающая потребность в анализе собственной деятельности, в объяснении воспитательных явлений, в их обобщении стимулирует интерес учителя не только к опыту коллег. Для удовлетворения потребности в самопознании методов и форм обучения и воспитания, способов взаимодействия с молодежью учитель обращается к творчеству выдающихся педагогов-классиков Запада и России.

Теоретические основы рассматриваемой проблемы заложены А. Дистервегом, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ским и др., которые создали теорию и методику обучения и воспитания подрастающих поколений. Их теоретические положения восприняты и творчески развиты представителями замечательной плеяды русских педагогов: JI.H. Модзалевским, Я.М. Неверовым, Н.И. Пироговым, Д.Д. Семеновым, C.B. Яновским, а также педагогами советского периода: A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинским, которые ведущую роль придавали учителю не только в обучении и воспитании, но и в жизни общества.

Особое место в воззрениях педагогов-кавказоведов занимают проблемы народной светской школы и положения в ней учителя. В содружестве с кавказскими просветителями: К. Атажукиным, М.Г. Гардановым, A.A. Гассиевым, Б.К. Далгатом, Г.И. Дзасоховым, Ш. Ногмовым, С.С. Сиюховым, Х.А. Уруймаговым, С. Хан-Гиреем, H.A. Цаговым, Т. Эльдерхановым и др. Они поднимали в печати вопросы создания и развития народной школы, совершенствовали ее деятельность.

Передовая педагогическая общественность Кавказа требовала поставить вопросы подготовки учителя на научно-практическую основу и расширить содержание всей школьной работы в соответствии с запросами общества.

В условиях освободительного движения в России и на Кавказе просветители-педагоги народов Северного Кавказа ратовали за развитие народных школ светского направления с преподаванием в них образовательных дисциплин на родном и русском языках.

Происходящие в наше время социально-экономические и духовные перемены заставляют пристально вглядываться в отечественную историю, ибо она тесно связана с настоящим и будущим, которое мы должны творить, пронеся все уроки из прошлого. Без усвоения прошлых уроков нельзя поднять культуру людей, внести коррективы в нынешнюю не безупречную систему образования.

Только изучив и сопоставив идеи ряда русских ученных-педагогов и видных просветителей Кавказа о проблеме педагога, только выявив все недостатки и все положительное из уроков прошлых лет, мы сможем говорить о развитии, усовершенствовании системы современного образования.

Актуальность проблемы обусловлена объективной необходимостью выявления наиболее значимых положений педагогического наследия выдающихся деятелей русской культуры и ученых-кавказоведов, представителей горской научной интеллигенции о проблеме педагога и внедрении этих положений в практику вузовского и школьного обучения для их совершенствования.

О социально-культурном развитии Кавказа было написано немало работ как дореволюционных ученых (М.Абаева, Ч.Ахриева, Г.С.Багдасарова, И.Канукова, Г.Кокиева, М.Косвена), так и современных кавказоведов, исследователей истории педагогики (Т.З.Бесаевой, Р.Т.Битиевой, Т.А.Бекоевой, М.Б.Гуртоевой, Л.В.Дзанаговой, В.К.Кочисовым, Е.Н.Медынским,

А.И.Пискуновым, В.З.Смирновым, В. А.Сластениным,

М.Ф.Шабаевой, Ф.Н.Цораевой, С.Р.Чеджемовым и др.). В их научных работах вопрос о роли и назначении учителя в обществе второй половины XIX - начале XX века на Кавказе еще не нашел своего должного отражения, не стал предметом специального исследования. Исключением является лишь монография Е.Е. Хатаева «Горские просветители XIX века» (Орджоникидзе, 1985), в которой автор проанализировал проблему педагога в связи с раскрытием им системы дореволюционного школьного образования.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, был сделан выбор темы исследования «Проблема педагога в прогрессивно-демократической педагогике Кавказа во второй половине XIX -начале XX века».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы тенденции, условия и факторы формирования мировоззрения, общепедагогических и дидактических воззрений учителя, его роли и назначении в обществе, в воспитании и обучении подрастающих поколений и их подготовке к жизни. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является система взглядов в социальных и психолого-педагогических науках на роль и назначение педагога в обществе.

Предмет исследования — социальная, культурно-просветительская и образовательно-воспитательная роль учителя на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX века.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

- выявить педагогическую концепцию о роли и назначении учителя в жизни общества классиками российской и европейской научно-педагогической мысли;

- раскрыть деятельность и педагогические взгляды русских и кавказских педагогов-просветителей второй половины XIX — начала XX века на проблемы педагогического образования Северного Кавказа;

- дать характеристики педагогических воззрений народных просветителей и педагогов Северного Кавказа о деятельности, роли и назначении учителя в жизни общества;

- охарактеризовать деятельность, методы и приемы работы северокавказских педагогов по созданию учебно-образовательных заведений на Кавказе.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о диалектике общего и особенного, о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы, и педагогической мысли народов, изучении педагогических явлений в их диалектической взаимосвязи, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Методы исследования. Для решения поставленной цели и задач исследования использован следующий традиционный комплекс методов историко-педагогических исследований:

- изучение и анализ архивных документов;

- сравнительно-сопоставительный анализ разных точек зрения ученых по рассматриваемой проблеме;

- теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических и литературных произведений по проблеме;

- научно-теоретический анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ России и Кавказа;

- обобщение и систематизация полученных результатов. Источниковую базу исследования составляют:

- подлинные документы, собранные в образовательных отделах центральных архивов гг. Москвы, Владикавказа;

- работы дореволюционных и современных авторов о школе;

- циркуляры и отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений и положении педагогов на Кавказе второй половины XIX - начала XX вв.;

- статьи российских и кавказских просветителей и педагогов, помещенные в кавказской периодической печати периода второй половины XIX - начала XX веков.

Организация и этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:

I этап: 2002 - 2003 гг. - предварительное ознакомление с состоянием изученности проблемы. Определение темы исследования и научный анализ литературы по обозначенной проблеме.

II этап: 2004 - 2005 гг. - сбор научной информации и материалов по диссертации, подготовка статей к изданию.

III этап: 2005 - 2008 гг. - систематизация, обобщение и библиографическое оформление исследовательской работы. Научная новизна исследования:

- охарактеризована и дана оценка деятельности педагогических учебных заведений Северного Кавказа по подготовке учителей для школ данного региона;

- раскрыта специфика деятельности этих учебных заведений по подготовке педагогических кадров для школ Кавказского региона;

- проанализированы содержание и методы подготовки педагогических кадров на Кавказе в рассматриваемый период;

- определен организационно-педагогический вклад русской интеллигенции и видных горских просветителей Кавказа в разработку научно-теоретических основ и путей решения исследуемой проблемы;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ организационно-педагогической деятельности и педагогических воззрений горских просветителей о роли и назначении учителя в жизни общества, существующей практике его подготовки на Северном Кавказе, дали возможность выявить социально-исторические и духовные предпосылки для развития более гибкой и продуманной системы образования, адекватной просветительскому курсу правительства и национальным особенностям северокавказских народов.

Теоретически значимы, разработанные русскими педагогами-организаторами: JI.H. Модзалевским, Я.М. Неверовым, Д.Д. Семеновым, C.B. Яновским в содружестве с горскими педагогами: М.Г. Гардановым, A.A. Гассиевым, Г.И. Дзасоховым^ другими научно-педогогические основы подготовки педагогических кадров для школ многонационального Северного Кавказа.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы автора могут быть использованы в процессе чтения преподавателями педагогических вузов лекционных курсов по этнопсихологии, педагогике и истории педагогики, для написания студентами и аспирантами курсовых, дипломных и диссертационных работ, а также дл^^истемь^повышения квалификации педагогов.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается использованием архивных документов, их анализа, адекватным задачам исследования. При написании диссертационного исследования были использованы как общепедагогические, так и документальные, мемуарные, публицистические источники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-исторические, политические и экономические сдвиги, произошедшие в жизни горцев Северного Кавказа в пореформенный период, в особенности в первой четверти XIX века, обу-А' словили коренные изменения в характере деятельности школ, в том числе педагогических учебных заведениях Кавказа.

2. Видные педагоги и просветители кавказских народов выступали за единое поликультурное образовательное пространство, но вместе с тем стремились к развитию и сохранению национальной самобытности этих народов через культуру и сферу образования.

3. Педагогическая мысль северокавказских народов не являлась копией педагогических школ других народов, а имела свое национальное лицо.

4. Концепция русских педагогов-организаторов сводилась к тому, чтобы готовить из представителей местных национальностей педагогов, способных к разносторонней педагогической деятельности на основе русского образования и русского языка, с целью осуществления просветительского курса правительства на Кавказе. В известной мере эти мероприятия служили отправным моментом при создании ряда учительских семинарий на Кавказе.

5. Видные горские просветители видели свое общественное предназначение в служении отечеству и своему народу, а в рамках школьной деятельности — в овладении не только педагогическим мышлением и этикой, но и родным и русским языками. Они понимали важность разумного использования образовательно - развивающих возможностей этих языков для горской молодежи. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов. Ход и основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях по итогам научноисследовательской работы во Владикавказе и в Тамбове в 20022006 гг. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в процессе чтения лекций по спецкурсам «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете педагогики и психологии.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (262 наименования).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хугистова, Фатима Шамильевна

Выводы

Период со второй половины XIX - начала XX веков на Кавказе ознаменовался более быстрым развитием школ и педагогических учебных заведений, которые находились в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходящих в стране. Эти перемены обуславливали и задачи противоречивого просветительского курса правительства на Кавказе, заключавшегося в том, что, с одной стороны, правительство стремилось унифицировать подготовку учительских кадров без учета местных особенностей, а с другой, создавало условия для их социальной дифференциации. Но, не смотря на это, дело профессиональной подготовки педагогов для нужд региона медленно, но продвигалось.

К уже имевшимся учительской семинарии (открытой в 1855 году в Тифлисе и преобразованной в 1872 году в учительский институт), Кубанской учительской семинарии (открытой в 1870 г. в станице Полтавской), Закавказской учительской семинарии (открытой в 1876 году в г. Гори), Ставропольской учительской семинарии, в 1913 году добавились Владикавказский учительский институт и Терская войсковая учительская семинария, а в 1917 г. -Осетинская учительская семинария. Однако все эти учебные педагогические заведения по-прежнему не могли решить кадровую политику профессиональных кадров, так как учительский институт готовил учителей не для массовой школы, а для высших начальных, горских училищ, где горцы были представлены единицами, а Терская войсковая учительская семинария подготавливала учителей исключительно для станичных казачьих школ.

Многочисленные выступления адыгов С. Сиюхова, К. Кудаше-ва, кабардинцев Т. Кашежева, П. Тамбиева, Н. Цагова; осетин Г. Дзасохова, X. Уруймагова, М. Гарданова; чеченцев М. Эльдерха-нова и Б. Далгата, грузин Я.Гогебашвили, И.Чавчавадзе и др. печатались в разных изданиях Кавказа и посвящались состоянию школьного дела, проблемам роли двуязычия в обучении, совершенствованию форм и методов работы педагогов, вопросам школьных учебников и положению учителя в обществе. Назначение педагогов, равно как и школы в целом, просветители- видели, прежде всего, в том, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своему отечеству, чтобы каждый ребенок мог получить не только возможно широкое образование, но и стать человеком, подготовленным к самостоятельной жизни и активной общественно-полезной деятельности.

Под их непосредственным руководством и участием созывались съезды учителей в 1888, 1901 и 1904, 1917 годах, на которых обсуждались вопросы улучшения материального положения учителей, освобождения сельских обществ от платы жалованья учителям с переводом последних на государственное обеспечение, уравнение учительниц в жаловании и во всех правах с учителями.

Петиции учительских съездов содержали требования, направленные на усиление в школе светского образования, демократизацию управления ею, меры, которые могли создать возможное развитие общей и национальной культуры. Эти требования выходили за рамки школьного дела, сближали интеллигенцию с народом, отвечали интересам прогресса в школьной политике.

Все формы педагогического движения, рассмотренные нами, неоспоримо свидетельствуют о высоком уровне развития современного общества в начале ХХТ века и плодотворной просветительской деятельности кавказской педагогической интеллигенции, которой посвящено данное исследование.

157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведенного анализа мы пришли к следующим выводам.

Противоречивая по своей сути просветительская политика правительства в XIX - начале XX вв. была все-таки направлена на определенное улучшение школы и подготовки учителей, призванных осуществлять этот курс и воспитывать подрастающее поколение в духе любви к отечеству и самодержавию. Роль учителя в развитии общества огромна, социальна, нравственно и дидактически выразительна.

Учитель - ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей, свою надежду, свое будущее. Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности.

Прав был К.Д.Ушинский, который утверждал, что влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Поток научных открытий, концепций стремительно растет, ширится в любой области знаний, и чтобы на высоком профессиональном уровне выполнять свои обязанности, учитель должен стать творцом-созидателем, повседневно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью.

Умение самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения в сложных динамических ситуациях — характерная черта современного педагога. Постоянная направленность мыслительных процессов на решение педагогических задач, актуализация одних и тех же комплексов знаний, стратегия и тактика профессионального поведения и деятельности учителя придают его мышлению своеобразный характер, целенаправленность.

Решая педагогические проблемы, учитель осознает важность и необходимость изучения и обобщения передового педагогического опыта. Научно-исторический опыт классиков-педагогов Запада и России характеризуется высоким качеством их теоретической и практической подготовки. Анализ передового опыта выдающихся педагогов-мыслителей предполагает постоянное всестороннее осмысление путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, теоретическое обоснование оптимального содержания, организационных форм и методов, а также условий педагогической деятельности.

Наше исследование показало, что проблемой роли и месте учителя в жизни общества занимались не только выдающиеся зарубежные классики педагогической мысли Я.Коменский, А.Дистервег, И.Песталоцци, но и российские ученые-педагоги К.Ушинский, Л.Модзалевский, А.Макаренко, H И. Пирогов и др. Критикуя сословные пережитки в системе русского образования, они выступали одновременно и против ранней специализации, против серьезных пороков существующей системы воспитания, тормозящих прогрессивное развитие страны.

Защищая идею общечеловеческого воспитания, педагоги-просветители видели основную работу учителя в стремлении к идеалу, добру и человеческим достоинствам, в воспитании детей в духе высокой гражданственности, долга, любви к отечеству и наукам. Они осуждали отупляющую зубрежку и схоластику в обучении и требовали внедрения в практику обучения активных методов работы, а от учителя — реализации важнейшей дидактической цели: «учить детей учиться!» и развития их умственных сил.

Виднейшие российские педагоги: К.Ушинский,

Л.Лопатинский, А.Смирнова, П.Услар и другие наравне с горскими просветителями: А.Абаевым, А.Гассиевым, А.Колиевым, П.Тамбиевым, Х.Уруймаговым и др. видели основное назначение учителя в стремлении к идеалу, добру и человеческим достоинствам, в воспитании детей в духе высокой гражданственности, долга, любви к отечеству и наукам.

Для решения этих задач необходимо было создать свои национальные учительские кадры, и в этом вопросе огромную роль играла деятельность российских педагогов: Д.Д.Семенова, Я.М.Неверова, Л.Н.Модзалевского, К.П.Яновского, рассмотренная нами в данной работе.

Так, замечательный русский педагог Д.Д.Семенов - директор Кубанской и Горийской учительских семинарий, - открывает специальные педагогические курсы по подготовке учителей из национальных кадров. При этом видный педагог считал, что учительская семинария должна обобщать и распространять передовой опыт учителей, составлять учебные пособия для народных школ, разрабатывать новейшую передовую методику, оказывать повседневную практическую помощь учителям края (не только своим выпускникам). Кроме того, задача учительской семинарии и ее выпускников заключается и в повышении культурно-просветительского уровня населения.

Много сделал для формирования педагогических кадров и Я.М.Неверов (1810-1893 гг.). Он добился от правительства учреждения на Кавказе Александровской учительской школы в Тифлисе, преобразованной в 1872 году в учительский институт, а также учительских семинарий, специальных педагогических классов при Ставропольской мужской гимназии, в стенах которых осуществлялась подготовка учительских кадров для кавказских школ.

Кроме Я. М. Неверова и Д. Д.Семенова наиболее активными организаторами съездов и учительских краткосрочных курсов на Кавказе были Л.Н.Модзалевский, Н.Захаров, Г.Желиховский и Н.Гогеберидзе и другие видные русские и кавказские педагоги из ближайшего окружения попечителя округа. Особенно выделялся среди них Л. Н. Модзалевский (1837-1896), директор Тифлисской женской гимназии. Много внимания педагог уделял совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе. Он автор многих программ по русскому языку и словесности, в которых, исходя из особенностей жизни кавказских народов, давал учителю практические советы, помогающие лучше осваивать учебный материал, в особенности краеведческий.

Ярким представителем ортодоксального направления педагогической идеи России в конце XIX - нач. XX в. был К.П.Яновский (1822-1902 гг.). С его назначением в 1878 году попечителем Кавказского учебного округа число средних учебных заведений значительно возросло, число учительских семинарий удвоилось, сильно продвинулось вперед профессиональносельскохозяйственное образование.

Вслед за представителями русской науки много писали о назначении учителя в обществе и проблеме педагога и кавказские просветители. Наиболее последовательную позицию в защите прав учителя занимали К.Л. Хетагуров, A.A. Гассиев, Г.И. Дзасохов, Х.А. Уруймагов, Б.Далгат, Н.Цагов, Т.Кашежев, П;Тамбиев, И.Г.Чавчавадзе, А.Б.Колиев, Я.С. Гогебашвили, С.С.Сиюхов и другие публицисты. Они ставили вопрос перед правительством об улучшении материально-правового положения, а перед органами школьного управления - вопрос об оптимизации постановки обучения в школах и развитии творческой активности учителя. Они требовали от кавказской администрации принятия неотложных мер для! решения этих проблем. Под напором общественно1 I педагогического движения правительство шло на определенные уступки.

В^результате просветительской политики на Северном Кавказе довольно четко определились контуры целостной системы педагогического образования, включавшей в себя различные типы педагогических учебных заведений, которые оказали существенное влияние ца рост культурного уровня населения края. Кроме того, был сформирован большой контингент преподавательских кадров, который успешно исполнял свои обязанности и в советское время, активно участвуя в ликвидации безграмотности.

Таким образом, процесс развития школьной и педагогической системы обучения на Северном Кавказе, имевший региональные особенности, шел в русле тенденций общегосударственного развития, то есть являлся прямым отражением политики царского правительства по отношению к школе, деятельности общественно-педагогического движения и тех социально-политических событий, которые имели место в России в конце XIX — начале XX в.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хугистова, Фатима Шамильевна, 2009 год

1. Абаев М. О калыме //Мусульманин. 1911. - № 18-21. С. 123129.

2. Айларова С.А. Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа (XIX в.) //Автореф. докт. истор. наук. Владикавказ, 2003. 500 с.

3. Алагова JI.4. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии (к. XVIII н. XX вв.). - Владикавказ, 2004. - 234 с.

4. Антонов М. Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо И.Г. Песта-лоцци. Педагогическое наследие М.: Педагогика, 1987, С.302.

5. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1978.- 657 с.

6. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Под ред. Э.К.Каргиева и С.Р.Чеджемова. Владикавказ: Ир, 1993. -416 с.

7. Аристархова Л. Великие педагоги современности //Педагогический вестник. 2003. - № 7. - С. 22-27.

8. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 543 с.

9. Арсеньев A.M. Против идеализации учительских семинарий //Советская педагогика. 1947. - № 12. - С. 47-59.

10. Атажукин K.M. Мнение о введение письменности в Кабарде // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. -С.128-131.

11. Атажукин A.M. Попытки введения кабардинской письменности //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971.- 342 с.

12. Ахъяев Р. Долой неграмотность! //Зори Кавказа. 1932. - № 243.

13. Бадтиева Д.Х. Школа, просветительская и педагогическая мысль народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя русскими революциями (1900-1917 гг.) //Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. - 165 с.

14. Баев Г. Осетинская письменность //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. - 512 с.

15. Баев Г.В. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа //Терские ведомости. 1908. - №№ 59, 60, 61.

16. Басари С. Абхазия в географическом, этнографическом отношениях. Сухуми, 1923. - С. 193-197.

17. Бацын В.К. Национальные проблемы становления школьного образования на Кавказе //Народное образование. 2004. - № 6. - С. 13-17.

18. Бекоева Т. А. Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. Владикавказ, 2000. - 167 с.

19. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы теории и практики воспитания. Вып. 3. - Орджоникидзе, 1975. - С. 3-11.

20. Берже А. Выселение горцев с Кавказа// Русская старина. -1882. № 1. - С.162-175.

21. Берзенов К. Развитие народного образования в Южной и Северной Осетии. Тбилиси, 1978. - 321 с.

22. Бесолова A.A. Становление и развитие благотворительности и общественного призрения Терского казачьего войска (вторая половина XIX в. 1918 г.). Дисс. канд.ист.наук. - Владикавказ, 2008. — 176 с.

23. Бесолова A.A. Учебно — просветительская деятельность Терского казачьего войска во второй половине XIX века до 1918 года. //Известия АлтГУ.- Барнаул.-2007.- № 4(3).- С. 21-25.

24. Бетеева М.М. Культура и общественно-политическая мысль Южной Осетии. Цхинвал, 2006. - 324 с.

25. Большевистская периодическая печать (декабрь 1900-1917). -М., 1964. 168 с.

26. Борьба за советскую власть на Кубани в 1917 1920 гг. -Краснодар, 1957. - 432 с.

27. Бродский Н.Л. Я. М. Неверов и его автобиография //Вестник воспитания.- 1915.- № 6.- С. 73-129.

28. Викторов Л.О. О положении школ национальных меньшинств //Голос Кавказа. 1906. - 22 июня. - С. 34-44.

29. Владикавказская осетинская женская школа //Терские ведомости. 1872. № 52. - С. 3.

30. Габоева Л. Из истории женского образования в Северной Осетии //Эхо Кавказа. 1994. - № 215.33

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.